Главная » Книги

Анненский Иннокентий Федорович - О современном лиризме, Страница 5

Анненский Иннокентий Федорович - О современном лиризме


1 2 3 4 5 6 7

клятый город! Я вспоминаю.
  
  
  Вот что-то вспомнил. Чего-то жду.
  
  
  А город тусклый, как филин, мрачен.
  
  
  Хрипит, плюется и гонит прочь.
  
  
  И вот я тесным кольцом охвачен.
  
  
  Огни и тени. За ними ночь.
  
  
  . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  
  
  Проклятый город насквозь простужен,
  
  
  Томится кашлем, хрипит в бреду;
  
  
  "Куда ты, нищий? Ты мне не нужен".
  
  
  Куда - не знаю. Иду. Иду.
  
  
  
  
   ("Ночью", с. 35)
  Сергей Рафалович ("Светлые песни") 165 в 1905 г. еще ждет чего-то, еще смутно тревожится:
  
  
  
  Себя я вижу... Понемногу
  
  
  
  В себя гляжу;
  
  
  
  И быстро к тайному порогу
  
  
  
  Я подхожу,
  
  
  
  Исполнен ужаса и страха,
  
  
  
  Боюсь постичь...
  
  
  
  Горит костер, чернеет плаха;
  
  
  
  Вот щелкнул бич.
  
  
  
  Протяжный стон звучит упорный,
  
  
  
  Как перезвон;
  
  
  
  И только плачет кто-то черный
  
  
  
  Во мгле склонен.
  
  
  
  
  
  
  (с. 27)
  Но к 1908 г. в антологической душе Бориса Садовского {166} не осталось ничего, кроме жажды покоя, кроме какой-то жуткой, почти старческой изнуренности:
  
   Да, здесь я отдохну. Любовь, мечты, отвага,
  
   Вы все отравлены бореньем и тоской,
  
   И только ты - мое единственное благо,
  
   О всеобъемлющий, божественный покой.
  
  
  
  
  (Сб. "Позднее утро", с. 86)
  Зато эротика приобрела в страшные годы какой-то героический подъем. Неврастения дрожащими руками застегивает на себе кольчугу.
  
  
  Наконец-то опять. Наконец-то опять!
  
  
  Сколько дней без любви. Сколько дней.
  
  
  Сотни сотен моих самоцветных камней
  
  
  Вышли к солнцу опять, чтоб сиять.
  
  
  
  Солнце мысли моей -
  
  
  
  
  Тоска.
  
  
  
  Крылья мысли моей -
  
  
  
  
  Любовь.
  
  
  
  Ризы мысли моей -
  
  
  
  
  Слова...
  
  
  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  
  
  Смерть идет на меня. Чем бороться мне с ней?
  
  
  Вот мой меч золотого огня.
  
  
  Не боюсь я врага. И врага я простил.
  
  
  Бог сегодня мне меч возвратил.
  
  
   (Иван Рукавишников. "Перевал", 1907, э 11,
  
  
  
  
  
  
  
  с. 49 сл.)
  Оговариваюсь, что речь идет здесь вовсе не о поэзии Ивана Рукавишникова как сложном целом. Я взял лишь случайно характерный пример особой формы лиризма, какой у нас еще не было, кажется. Сам Иван Рукавишников известный лирик и издал два сборника {167}.
  Эротическая неврастения у Григория Новицкого ("Зажженные бездны", 1908 г., "Необузданные скверны", 1909 г.) {168} уже не думает, однако, о революции. Она хотела бы, наоборот, стать религией,
  то сосредоточенно-набожная, то экстатически-сладострастная. -
  
  
  На стенах висят картинки,
  
  
  А в углу за стеклом смотрит Бог...
  
  
  Я гляжу на ее узкие ботинки,
  
  
  Напоенные красотой ее Ног... {169}
  
  
  
  ("Необузданные скверны", с, 18) или:
  
  
  Я изнемог в бесстыдном хоре
  
  
  Согласных Женских Тел.
  
  
  Моя душа с тобой в раздоре,
  
  
  Кляня любви удел 170.
  
  
  
  
  (ibid., 19)
  Но есть души, робкие от природы. Их наши мрачные и злые годы сделали уж совсем шепотными.
  Б. Дикc (два небольших сборника) {171} говорит и даже поет, точно персонажи в "L'intruse" {"Непрошенная" (фр.).} Метерлинка, - под сурдину:
  
  
  Неужели ты не любишь темных комнат
  
  
  с пятнами лунного света
  
  
  на полу и на стенах.
  
  
  С дрожащими кусками серебристых тканей,
  
  
  брошенных на темные плиты.
  
  
  
  
  ("Ночные песни", 1907, с. 8)
  Попробуйте прочитать это днем, громко и хотя бы в аудитории Соляного городка {172}, - и я думаю, ничего не выйдет. Но создайте обстановку, понизьте голос до воркования, и я уверен, что в словах Дикса прозвучит что-то чистое и нежно-интимное.
  Другая шепотная душа - Дм. Коковцев ("Сны на севере", сборник) {173}.
  Этот мало элегичен, вовсе уж не интимен, и ему чужда прерывистость. Он закругленно и плавно шепотен, и пуговицы на его груди застегнуты все до одной. Для Дикса все тайна. Но Коковцев любит отчетливость.
  
  
   При тихом свете чистых звезд
  
  
   Живой мечты всегда любимой
  
  
   Мне мир открыт, очам незримый,
  
  
   И жизни строй так дивно прост.
  
  
  
  
  
  
  (с. 23)
  Шепотной душой хотел бы быть и Модест Гофман ("Кольцо". "Тихие песни скорби", 1907) {174}, но этой шепотности я немножко боюсь.
  
  
  
  И когда глядеться в очи
  
  
  
  Неподвижный будет мрак -
  
  
  
  Я убью ее полночью,
  
  
  
  Совершив с ней черный брак.
  
  
  
  
  
  
  (с. 11)
  Одиноко стоит среди современных лириков Георгий Чулков (я знаю его сборник "Весною на север", 1908 г.) {175}. Больше других, однако, повлиял на него, кажется, Федор Сологуб. Красота - для него власть, и жуткая власть. Поэт относится к Красоте с упреком, с надрывом, но иногда и с каким-то исступленным обожанием. Вот его "Жатва" в выдержках:
  
  
  
  Она идет по рыжим полям;
  
  
  
  В руках ее серп.
  
  
  
  У нее на теле багряный шрам -
  
  
  
  Царский герб.
  
  
  
  . . . . . . . . . . . .
  
  
  
  Она идет по рыжим полям,
  
  
  
  Смеется.
  
  
  
  Увидит ее василек - улыбнется,
  
  
  
  Нагнется.
  
  
  
  Придет она и к нам -
  
  
  
  Веселая.
  
  
  
  Навестит наши храмы и села.
  
  
  
  По червленой дороге
  
  
  
  Шуршат-шепчут ей травы.
  
  
  
  И виновный, и правый
  
  
  
  Нищей царице - в ноги.
  
  
  
  . . . . . . . . . . . .
  
  
  
  
  
  
  (с. 11)
  Или из пьесы "Качели":
  
  
  Я в непрестанном и пьяном стремленье...
  
  
  Мечтанья, порывы - и вера, и сон
  
  
  Трепетно-сладко до боли паденье, -
  
  
  Мгновенье - деревьев я вижу уклон,
  
  
  И нового неба ко мне приближенье, -
  
  
  И рвется из сердца от радости стон, -
  
  
  
  О, миг искушенья!
  
  
  
  О, солнечный звон!
  
  
  
  
  
  
  (с. 14)
  Ключ к поэзии Георгия Чулкова не в двух его стихах, однако, а в его же художественной прозе. Тайга серьезна и сурова {176}. Она не любит лирного звона.
  
  
  
  
  * * *
  Я намеренно приберег под конец этой главы о лириках, так или иначе сформированных революционными годами, одно уже яркое имя. Сергей Городецкий, совсем молодой поэт, но в два года нашего века (7-й и 8-й) он выпустил пять сборников ("Ярь", "Перун", "Дикая воля", "Детский сборник" и "Русь") {177}. Это какая-то буйная, почти сумасшедшая растительность, я бы сказал, ноздревская, в строго эстетическом смысле этого слова, конечно.
  Нельзя не чувствовать в массе написанных Городецким стихов этой уж и точно "дикой воли". Столько здесь чего-то подлинного, чего не выдумаешь, не нашепчешь себе ничем. Тесно молодцу да нудно... Но как нудно подчас и сосунку...
  
  
   Бежит зверье, бежал бы бор,
  
  
   Да крепко врос, закоренел.
  
  
   А Юдо мчит и мечет взор.
  Ох, из Державина, кажется! Ну, да - сойдет.
  
  
   И сыплет крик острее стрел:
  
  
   Я есть хочу, я пить хочу!
  
  
   Где мать моя? - я мать ищу.
  
  
   Лесам, зверям свищу, кричу.
  
  
   В лесах, полях скачу, рыщу.
  
  
   Те клочья там, ужели мать?
  
  
   А грудь ее, цвет ал сосец?
  
  
   К губам прижать, десной сосать...
  
  
   Пропал сосун, грудной малец!
  
  
   Ах, елка-ель, согнись в ветвях,
  
  
   Склонись ко мне, не ты ль несешь
  
  
   Молочный сок в суках-сучках,
  
  
   Не ты ль меня споишь-спасешь?.. {178}
  
  
  
  
  
  
  
  и т. д.
  
  
  
  
  
   ("Перун". с. 89)
  Скажите, разве в этой "воле" нет и точно настоящего лиризма?.. Конечно, вы бывали в театре Комиссаржевской и вам бы все стилизовать, а разве уж такой грех желать побыть чуточку не только без Гофмансталя но и без Ремизова {180}?
  Я особенно люблю Городецкого, когда он смотрит - или правильнее - заставляет смотреть. И заметьте, это - не Андрей Белый, который хочет во что бы то ни стало вас загипнотизировать, точно крышку часов фиксировать заставляет:
  
  
  
   Милая, где ты, -
  
  
  
  
  Милая?..
  
  
  
   Вечера светы
  
  
  
  
  Ясные, -
  
  
  
   Вечера светы
  
  
  
  
  Красные...
  
  
  
   Руки воздеты:
  
  
  
  
  Жду тебя...
  
  
  
   Милая, где ты, -
  
  
  
  
  Милая? {181}
  
  
  
  
   и т. д.
  
  
  
  
   ("Урна", 1909, с. 67)
  Нет, у Городецкого - другое.
  
  
   Здравствуй. Кто ты? -
  
  
   Неподвижен. Кто? -
  
  
   Струит глазами мрак. Кто? -
  
  
   Пустынный взор приближен,
  
  
   На губах молчанья знак.
  
  
   . . . . . . . . . . . . .
  
  
   При тебе читать не нужно?
  
  
   Странный гость. Но буду мил,
  
  
   Посидим спокойно, дружно,
  
  
   Ты, игра вечерних сил.
  
  
   Что?! На волю не хочу ли?
  
  
   Хочешь воли - ты сказал?
  
  
   Мне? Да волю бы вернули?
  
  
   Я? Да снова б вольный стал?
  
  
   Можешь? Можешь? - Неподвижен.
  
  
   Можешь ты? - Молчанья знак.
  
  
   Где он? - Серый свод принижен.
  
  
   Со стены струится мрак {182}.
  
  
  
   ("Дикая воля", 1908, с. 53 сл.)
  Городецкий не гипнотизирует и не колдует, но эти строчки заставляют нас что-то переживать.
  Это - самая настоящая поэзия.
  Но, господи, как мы развились за последние годы - с того майковского, помните, -
  
   Я одна, вся дрожу, распустилась коса...
  
   Я не знаю, что было со мною... {183}
  Теперь, по-нашему, уже не так - 10 страниц, да еще сплошь заполненные восьмистопными хореями в одну строчку.
  Это - Сергей Городецкий с большим искусством лирически решает вопрос, была ли с ним Лия или нет, и все сомнения разрешаются так:
   Но одно лишь было верно;
   У меня над лбом печальным (?) волоса вились-свивались,
   Это, знал я, мне давалось лишь любовным единеньем {184}.
  
  
  
  
  
   ("Дикая воля", с. 181)
  
  
  
  
  * * *
  Последний этап. Кончились горы и буераки; кончились Лии, митинги, шаманы, будуары, Рейны, Майны, тайны, Я большое, Я маленькое, Я круглое, Я острое, Я простое, Я с закорючкой. Мы в рабочей комнате.
  Конечно, слова и здесь все те же, что были там. Но дело в том, что здесь это уже заведомо только слова. В комнату приходит всякий, кто хочет, и все поэты, кажется, перебывали в ней хоть на день. Хозяев здесь нет, все только гости.
  Комнату эту я, впрочем, выдумал - ее в самой пылкой мечте даже нет. Но хорошо, если бы она была.
  Декадентство не боялось бы быть там декадентством, а символизм знал бы цену своим символам.
  Кажется, что есть и между нашими лириками такие, которые хотели бы именно "комнаты", как чего-то открыто и признанно городского, декорации, театра хотя бы, гиньоля, вместо жизни. Передо мной вырисовываются и силуэты этих поэтов. Иные уже названы даже. Все это не столько лирики, как артисты поэтического слова. Они его гранят и обрамляют. В ритме они любят его гибкость, и что ритмом можно управлять, а в творчестве искание и достижение.
  Вот несколько еще не названных имен.
  Александр Кондратьев (два сборника стихов) {185} говорит, будто верит в мифы, но мы и здесь видим только миф. Слова своих стихов Кондратьев любит точно, - притом особые, козлоногие, сатировские слова, а то так и вообще экзотические.
  Например, Аль-Уцца, - кто его знает, это слово, откуда оно и что, собственно, означает, но экзотичность его обросла красивой строфою, и слово стало приемлемым и даже милым -
  
   В час, когда будет кротко Аль-Уцца мерцать,
  
   Приходи, мой возлюбленный брат.
  
   Две звезды синеватых - богини печать -
  
   На щеках моих смуглых горят {186}.
  
  
  
  
  (Сб. "Черная Венера", с. 39)
  Юрий Верховский (сборник "Разные стихотворения") {187} упрямо ищет согласовать свой лиризм, в котором чувствуется что-то изящно простое, приятно спокойное, с подбором изысканных и несколько тревожных даже ассонансов:
  
  
   Слышу шорох, шумы, шелест
  
  
  
  Вечерами темными;
  
  
   Ах, зачем брожу я холост
  
  
  
  С грезами безумными!
  
  
   Вон, спеша, летит ворона -
  
  
  
  Крыльями повеяла;
  
  
   Вон вдали кричит сирена -
  
  
  
  Душу мне измаяла {188}.
  
  
  
   ("Разные стихотворения", с. 23)
  Николай Гумилев (печатается третий сборник стихов) {189}, кажется, чувствует краски более, чем очертания, и сильнее любит изящное, чем музыкально-прекрасное. Очень много работает над материалом для стихов и иногда достигает точности почти французской. Ритмы его изысканно тревожны.
  Интересно написанное им недавно стихотворение "Лесной пожар" ("Остров", э 1, с. 8 сл.). Что это - жизнь или мираж?
  
  
   Резкий грохот, тяжкий топот,
  
  
   Вой, мычанье, стон и рев,
  
  
   И зловеще-тихий ропот
  
  
   Закипающих ручьев.
  
  
   Вот несется слон-пустынник,
  
  
   Лев стремительно бежит,
  
  
   Обезьяна держит финик
  
  
   И пронзительно визжит,
  
  
   С вепрем стиснутый бок о бок
  
  
   Легкий волк, душа ловитв,
  
  
   Зубы белы, взор не робок -
  
  
   Только время не для битв {190}.
  Лиризм И. Гумилева - экзотическая тоска по красочно причудливым вырезам далекого юга. Он любит все изысканное и странное, но верный вкус делает его строгим в подборе декораций {191}.
  Граф Алексей Н. Толстой {192} - молодой сказочник, стилизован до скобки волос и говорка. Сборника стихов еще нет {193}. Но многие слышали его прелестную Хлою-хвою {194}. Ищет, думает; искусство слова любит своей широкой душой. Но лирик он стыдливый и скупо выдает пьесы с византийской позолотой заставок -
  
  
  
  Утром росы не хватило,
  
  
  
  Стонет утроба земная.
  
  
  
  Сверху то высь затомила
  
  
  
  Матушка степь голубая,
  
  
  
  Бык на цепи золотой
  
  
  
  В небе высоко ревет...
  
  
  
  Вон и корова плывет,
  
  
  
  Бык увидал, огневой,
  
  
  
  Вздыбился, пал... {195}
  
  
  
  
  ("Остров", э 1, с. 37)
  Петр Потемкин {196} - поэт нового Петербурга. "Смешная любовь" - преинтересная книга. Сентиментален, почти слезлив, иногда несуразен. Во всяком случае, искренний - не знаю как человек, но искатель искренний. Страшно мне как-то за Петра Потемкина.
  
  
   Я пришел к моей царице кукле,
  
  
  
  сквозь стекло целовал
  
  
  
  
  ее белые букли
  
  
  
  и лица восковой овал.
  
  
   Но, пока целовал я, в окошке
  
  
  
  
  любимая мной
  
  
   повернулась на тоненькой ножке
  
  
  
  
  ко мне спиной.
  
  
  
   ("Смешная любовь", с. 36)
  Владимир Пяст {197} надменно элегичен. Над философской книгой, однако, по-видимому, способен умиляться, что, хотя, может быть, и мешает ему быть философом, но придает красивый оттенок его поэзии.
  Над ритмом работает серьезно, по-брюсовски, и помогай ему бог! Мне понравилось в "Ограде" (единственном покуда сборнике его, кажется) Элегия:
  
  
   Слышишь ты стон замирающий, -
  
  
  
  Чей это стон?
  
  
   Мир, безысходно страдающий,
  
  
   Мой - и ко мне припадающий -
  
  
  
  Серый, туманный,
  
  
  
  Странный
  
  
  
  Небосклон.
  
  
   Тянется мерзлая ручка:
  
  
   "Барин, подайте копеечку!" -
  
  
   Девочка глянет в глаза.
  
  
  
  На кацавеечку,
  
  
   Рваным платком перетянутую,
  
  
  
  Капнет слеза.
  
  
   Талая тучка,
  
  
   Робкая, будто обманутая,
  
  
   Врезалась в странно-туманные, -
  
  
   Нет, не обманные! -
  
  
  
  Небеса.
  
  
   Где же вы, прежние,
  
  
  
  Несказанные,
  
  
  
   Голоса?
  
  
   Оттого день за днем безнадежнее?
  
  
  
   ("Ограда". 1909, с. 71 сл.)
  Фет повлиял или Верлен? Нет, что-то еще. Не знаю, но интересно. Подождем.
  Рельефнее высказался Сергей Соловьев (два сборника: "Цветы и ладан" и "Crurifragium") {198}. Лиризм его сладостен, прян и кудреват, как дым ароматных смол, но хотелось бы туда и каплю терпкости, зацепу какую-нибудь, хотя бы шершавость. Валерий Брюсов - и тот нет-нет да и обломает гвоздик на одном из своих лирических валов.
  Положим, лексические причуды у Сергея Соловьева вас задерживают иногда. Но ведь это совсем не то, что нам надо. Вот начало его прелестной "Primavera". Увы! думал ли кваттрочентист, что его когда-нибудь будут так любить на Парнасе?
  
  
   Улыбнулась и проснулась,
  
  
   Полня звуками леса.
  
  
   За плечами развернулась
  
  

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 341 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа