|
Чулков Георгий Иванович - Театральные заметки, Страница 2
Чулков Георгий Иванович - Театральные заметки
В репертуаре были главным образом модные новинки французской драматургии (в настоящее время — Малый театр оперы и балета).
32. Сумбатов-Южин Александр Иванович (1857-1927) — драматург, актер и руководитель (с 1909 г.) Малого театра в Москве.
33. Крылов Виктор Александрович (1838-1906) — драматург, театральный критик.
34. Рецензия была опубликована в газете «Товарищ» (1906. 26 января). Софокл (ок. 496-506 до н.э.) — древнегреческий драматург. Чулков отводил ему, наряду с Достоевским и Данте, одно из первых мест в мировой литературе. «Антигона» написана ок. 442 г.
35. Головин Александр Яковлевич (1863-1930) — театральный художник, живописец.
36. Ибсен Генрик (1828 - 1906) — норвежский драматург и режиссер.
37. Гауптман Герхарт (1862 - 1946) — немецкий писатель и драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе (1912).
38. Шницлер Артур (1862-1931) — австрийский драматург и прозаик. Некоторые произведения (пьеса «Анатоль», 1893, повесть «Фрау Беата и ее сын», 1913) написаны в импрессионистической манере. Социально-критический пафос присутствует в повести «Лейтенант Густль» (1901), пьесе «Профессор Бернгарди» (1912).
39. Аш Шолом (1880-1957) — еврейский писатель. Чулков рецензировал постановку его пьесы «Бог мести» (Товарищ. 1907. И апреля. No 239).
40. «Дикарка» — пьеса (1879) А.Н. Островского (1823-1886) и Н.Я. Соловьева (1845-1898), в которой В.Ф. Комиссаржевская исполняла роль Вари. Чулков в своей рецензии в газете «Наша жизнь» (1905. 28 декабря) подчеркивал: «Мы оценим настоящий, подлинный талант г-жи Комиссаржевской, но не примиримся с этим ужасным, косным, самодовольным театром быта, на фоне которого вспыхнула эта живая душа».
41. Комиссаржевский Федор Федорович (1882-1954) — режиссер, педагог, теоретик театра, брат В.Ф. Комиссаржевской. Вместе с К.С. Станиславским — один из организаторов МХТ. В эмиграции с 1919 г.
42. См. его статью в сб. «Памяти В.Ф. Комиссаржевской» (СПб., 1911. С. 214).
43. Имеется в виду театр В.Ф. Комиссаржевской.
44. Разрыв Мейерхольда с Комиссаржевской произошел в 1907 г. Причиной его был отказ актрисы от принципов условного театра.
45. «Кукольный дом» — пьеса в прозе (1879) — одно из наиболее спорных и вызвавших ожесточенные дискуссии произведение Г. Ибсена. Эта пьеса послужила причиной обвинения драматурга в аморализме, в подрыве нравственных основ семьи и общества. Рецензия Чулкова на ее постановку была напечатана в газете «Товарищ» (1906. 20 декабря. No 144).
46. «Балаганчик» — лирическая драма А. Блока (1905).
47. Кузмин Михаил Алексеевич (1872-1936) — поэт и прозаик, композитор
48. Сапунов Николай Николаевич (1880-1912) — театральный художник и живописец. Член объединения художников «Голубая роза». Его работы отмечены яркостью фантазии, напряженной эмоциональностью колорита. В 1908 г. пытался вместе с С. Дягилевым организовать экспериментальный «балаганный» театр в Териоках. Во время катания на лодке вместе с поэтом М. Кузминым по Финскому заливу трагически погиб.
49. Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Т. 1. М., 1968. С. 250.
50. Стихотворение написано в июле 1905 г.
51. Чулков, видимо, имеет в виду стихотворение «Песня» («Стоит шест с гагарой...»), которое Блок процитировал в своей статье «Девушка розовой калитки и муравьиный царь» (1907).
52. Ремизов Алексей Михайлович (1877 - 1957) — русский писатель. С 1921 г. в эмиграции.
53. Вероятно, Чулков говорит о своей статье, напечатанной в газете «Товарищ» (1907. 7 декабря. No 443). Полное название пьесы — «Бесовское действо над некиим мужем, а также смерть грешника и смерть праведника, сиесть прение Живота со Смертью» (1907).
54. «По поводу пьесы Ремизова» напечатано: Товарищ. 1907. 12 декабря. No 447.
55. Ведекинд Франк (1864-1918) — немецкий писатель, предшественник экспрессионизма. В театре Комиссаржевской была поставлена его пьеса «Пробуждение весны» (1891).
56. «Сестра Беатриса» — пьеса (1900) М. Метерлинка. В рецензии Чулков писал, что «Беатриса — Комиссаржевская — это уже новое приближение к свободе-красоте» (Товарищ. 1906. 29 ноября. No126).
57. «Жизнь человека» — пьеса (1907) Л. Андреева. В рецензии на постановку (Товарищ. 1907. 24 февраля. No 200) Чулков высоко оценил режиссерскую идею высвечивать на сцене только то место, где происходит действие, «когда вокруг <...> царствует глубокая тьма».
58. Чулков отозвался на постановку пьесы Ф. Сологуба рецензией (Товарищ. 1907. 7 ноября. No 417).
59. Рецензия на «Бранд» была опубликована в газете «Товарищ» (1907. 3 мая. No 256). Резензии на «Росмерсгольм» (1886) были напечатаны в газетах «Товарищ» (1907. 6 декабря. No 442), «Современное слово» (1908.16 апреля. No 185). Реплики персонажей драмы «Росмерсгольм» (в которой показано, что стремление человека к полному осуществлению своего призвания — стремление не только закономерное, но по Ибсену и обязательное — оказывается иногда достижимым лишь за счёт счастья и жизни других людей) играют значительную роль в развитии сюжета повести Чулкова «Слепые» (1910): ее героиня Анна Томилина, актриса, участвует в спектакле, поставленном по этой пьесе.
60. Чулков рецензировал спектакли МХТ «Дядя Ваня» (Товарищ. 1907. 11 (14) мая. No 263), «Иванов» (Товарищ. 1907. 5 ноября. No 424), «Борис Годунов» (Товарищ. 1907. 27 ноября. No 434).
61. Рецензия на спектакль была напечатана в газете «Товарищ» (1907. 5 мая. No 259). «Драма жизни» — пьеса, входящая в трилогию (две другие: «У врат Царства» и «Вечерняя заря») норвежского писателя и драматурга Кнута Гамсуна (1859-1952).
62. Книппер Ольга Леонардовна (1868-1959) — актриса, жена А.П. Чехова, в труппе МХТ с 1898 г.
63. Вишневский Александр Леонидович (1861-1943) — актер МХТ со дня основания, режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР.
64. Москвин Иван Михайлович (1874-1946) — актер, в труппе МХТ с 1898 г. Народный артист СССР. Среди ролей: Федор («Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого), Протасов («Живой труп» Л.Н. Толстого), Лука («На дне» М. Горького).
65. Егоров Владимир Евгеньевич (1878-1960) — художник-декоратор. Наиболее известны его декорации к постановке «Синей птицы» М. Метерлинка в МХТ.
66. Ульянов Николай Петрович (1875-1949) — живописец, график, театральный декоратор, иллюстратор книги. Развивал жанр «исторического портрета».
67. Старинный театр существовал в Петербурге два сезона — 1907/08 и 1911/12. Был организован Н.Н. Евреиновым и Н.В. Дризеном. Создателей театра интересовала не столько драматургия, сколько зрелищность постановки. С театром сотрудничали Н.К. Рерих, М.В. Добужинский, Е.Е. Лансере, И.Я. Билибин. В театре работали режиссеры А.А. Санин, М.Н. Бурнашев.
68. Мольер (наст. имя Жан Батист Поклен; 1622-1673) — французский комедиограф и актер.
69. «Лицедейство о Робене и Марион» (ок. 1283) — первая пьеса на буколический сюжет, ставшая прототипом комической оперы. Рецензия Чулкова на этот спектакль напечатана в газете «Товарищ» (1907. 20 декабря. No 454).
70. Галль Адам де ла (ок. 1238-1286) — средневековый французский поэт, драматург, композитор.
71. Трувер — французский средневековый поэт-певец (XII-XIII вв.), часто одновременно автор музыки и слов.
72. Трэскё (точнее: треска) — средневековый танец, мелодия которого с ХШ в. исполняется как самостоятельное произведение.
73. Фарандола — провансальский народный танец в быстром темпе.
74. Фокин Михаил Михайлович (1880-1942) — артист балета и балетмейстер. Реформатор балетного театра XX в. Организатор Русских сезонов в Париже (1909, 1912, 1914). С 1918 г. — в эмиграции.
75. Добужинский Мстислав Валерианович (1875-1957) — график и театральный художник.
76. Соmédie Française («Комеди Франсез»; офиц. назв.: «Театр Франсе») — французский драматический театр, основанный в Париже в 1680 г. Людовиком XVI.
77. Сальвини Томмазо (1820-1915) — итальянский актер. Герои Сальвини увлекали зрителя духовной силой и страстностью. Гастролировал в России в 1880,1882,1885,1900-1901 гг.
78. Григорьев Аполлон Александрович (1822-1864) — поэт, литературный критик. Статья о Сальвини «Великий трагик» написана А. Григорьевым в 1859 г.
79. Росси Эрнесто (1827-1896) — итальянский актер. Гастролировал в России в 1877, 1878, 1890, 1895, 1896 гг.
80. Дузе Элеонора (1858-1924) — итальянская актриса. В 1891/92 и 1908 гг. была на гастролях в России. В сборник Чулкова «Покрывало Изиды» включена статья «Элеонора Дузе».
81. Очищение (катарсис) — в аристотелевской поэтике — непременное условие воздействия трагедии на зрителя: следя за ее событиями, он испытывает душевное волнение, переживает за судьбу героя, что возвышает человека и нравственно очищает его душу.
82. Достоверно установить, о каком театре идет речь, не представляется возможным, так как по этому адресу в разное время располагались разные театры. Скорее всего, Чулков имел в виду Современный (или Московский) театр миниатюр, открывшийся в 1911 г. и принадлежавший М. Арцыбушевой.
83. Ганако-Оота (1868-1945) — японская актриса. Гастролировала со своей труппой по России с 1909 г. Ее выступления в 1913 г. широко освещались в печати (см.: Театр. 1913. No 1228).
84. Оленина-д'Алъгейм Мария Алексеевна (1869-1970) — камерная певица (меццо-сопрано). Пропагандист творчества русских композиторов, особенно М.П. Мусоргского.
85. «Дом песни» — музыкально-просветительская организация, созданная Олениной-д'Альгейм в 1908 г. в Москве.
86. Установить, о каком театре говорит Чулков, трудно, так как в послереволюционные годы на Б. Дмитровке располагались «Интимный театр» Б.С. Неволина, «Летний сад», сад «Летучая мышь», «Театр миниатюры» и др.
87. Лебедева Людмила Михайловна — актриса, танцовщица, возлюбленная Чулкова. Ей посвящено множество его стихов, она стала прообразом Татьяны Михайловны Лапиной в повести «Вредитель» (1931-1932).
_________________________________
Источник: Чулков Г. Годы странствий / Вступ. статья, сост., подгот. текста, коммент. М.В. Михайловой — М.: Эллис Лак, 1999.
Комментарии — М. Михайлова, К. Карчевский.
|
Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
|
Просмотров: 455 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|