Главная » Книги

Достоевский Федор Михайлович - Зимние заметки о летних впечатлениях, Страница 4

Достоевский Федор Михайлович - Зимние заметки о летних впечатлениях


1 2 3 4

что так любит брибри и что ему нравится. Нравится ему более всего политическое спокойствие и право копить себе деньги с целью устроить поспокойнее недра. В этом характере пишутся теперь и мелодрамы. В этом же характере является теперь и Гюстав. По Гюставу всегда можно проверить все то, что в данную минуту брибри считает идеалом неизъяснимого благородства. Прежде, давно уже, Гюстав являлся каким-то поэтом, художником, непризнанным гением, загнанным, замученным гонениями и несправедливостями. Он боролся похвально, и кончалось всегда так, что виконтесса, втайне по нем страдающая, но к которой он презрительно равнодушен, соединяла его с своей воспитанницей Сесиль, не имевшей ни копейки, но у которой вдруг оказывались бесчисленные деньги. Гюстав обыкновенно бунтовался и отказывался от денег. Но вот на выставке произведение его увенчалось успехом. В квартиру его тотчас же врываются три смешные милорда и предлагают ему по сту тысяч франков за будущую картину. Гюстав презрительно смеется над ними и в горьком отчаянии объявляет, что все люди подлецы, недостойные его кисти, что он не понесет искусства, святого искусства, на профанацию пигмеям, до сих пор не заметившим, как он велик. Но врывается виконтесса и объявляет, что Сесиль умирает от любви к нему и что поэтому следует писать картины. Тут-то Гюстав догадывается, что виконтесса, прежний враг его, через которую ни одно из произведений его до сих пор не попадало на выставку, втайне его любит; что она мстила ему из ревности. Разумеется, Гюстав немедленно берет от трех милордов деньги, обругав их в другой раз, чем они остаются очень довольны, потом бежит к Сесиль, соглашается взять ее миллион, прощает виконтессу, которая уезжает в свое поместье, и, совокупившись законным браком, начинает заводить детей, фланелевую фуфайку, bоnnet de coton и прогуливается с мабишью по вечерам возле благодетельных фонтанчиков, которые тихим плеском своих струй, разумеется, напоминают ему о постоянстве, прочности и тишине его земного счастья.
  Иногда случается, что Гюстав не приказчик, а какой-нибудь загнанный, забитый сирота, но в душе полный самого неизъяснимого благородства. Вдруг оказывается, что он вовсе не сирота, а законный сын Ротшильда. Получаются миллионы. Но Гюстав гордо и презрительно отвергает миллионы. Зачем? Уж так нужно для красноречия. Но вот врывается мадам Бопре, банкирша, - влюбленная в него и у мужа которой он находится в услужении. Она объявляет, что Сесиль сейчас умрет от любви к нему и чтоб он шел ее спасать. Гюстав догадывается, что мадам Бопре в него влюблена, подбирает миллионы и, обругав всех самыми скверными словами за то, что во всем роде человеческом нет такого же неизъяснимого благородства, как в нем, идет к Сесиль и совокупляется с нею. Банкирша едет в свое поместье. Бопре торжествует, ибо жена, бывшая на краю гибели, все еще остается чистою и непорочною, а Гюстав заводит детей и по вечерам ходит гулять около благодетельных фонтанчиков, которые плесками струй напоминают ему и т.д., и т.д.
  Теперь неизъяснимое благородство чаще всего изображается или в военном офицере, или в военном инженере, или что-нибудь в этом роде, только чаще всего в военном и непременно с ленточкoй Почетного легиона, "купленной своею кровью". Кстати, эта ленточка ужасна. Носитель до того ею чванится, что с ним нельзя почти встретиться, нельзя с ним ни ехать в вагоне, ни сидеть в театре, ни встречаться в ресторане. Он только что не плюет на вас, он куражится над вами бесстыдно, он пыхтит, задыхается от куражу, так что вас наконец начинает тошнить, у вас разливается желчь и вы принуждены посылать за доктором. Но французы это очень любят. Замечательно еще, что в театре слишком особенное внимание обращается теперь и на мосье Бопре, по крайней мере более гораздо, чем прежде. Бопре, разумеется, накопил много денег и завел очень много вещей. Он прям, прост, немного смешон своими буржуазными привычками и тем, что он муж; но он добр, честен, великодушен и неизъяснимо благороден в том акте, в котором он должен страдать от подозрения, что мабишь ему неверна. Но все-таки он великодушно решается простить ее. Оказывается, разумеется, что она чиста, как голубь, что она только пошалила, увлеклась Гюставом, и что брибри, раздавливающий своим великодушием, ей дороже всего. Сесиль, разумеется, по-прежнему без гроша, но только в первом акте; впоследствии же у ней оказывается миллион. Гюстав горд и презрительно благороден, как и всегда, только куражу больше, потому что военная косточка. У него всего дороже на свете его крест, купленный кровью, и "l'epee de mon pere". Об этой шпаге своего отца он говорит поминутно, некстати, всюду; вы даже не понимаете, в чем дело; он ругается, плюется, но все ему кланяются, а зрители плачут и аплодируют (плачут, буквально). Разумеется, у него ни гроша, это sine que non. Мадам Бопре, разумеется, влюблена в него, Сесиль тоже, но он не подозревает любви Сесили. Сесиль кряхтит от любви в продолжение пяти актов. Идет, наконец, снег или что-нибудь в этом роде. Сесиль хочет броситься в окно. Но под окошком раздаются два выстрела, все сбегаются; Гюстав, бледный, с подвязанной рукой, медленно входит на сцену. Ленточка, купленная кровью, сверкает на его сюртуке. Клеветник и обольститель Сесили наказан. Гюстав забывает наконец, что Сесиль его любит и что все это штуки мадам Бопре. Но мадам Бопре бледная, испуганная, и Гюстав догадывается, что она его любит. Но раздается опять выстрел. Это Бопре, убивающий себя от отчаяния. Мадам Бопре вскрикивает, бросается к дверям, но является сам Бопре и несет убитую лисицу или что-нибудь в этом роде. Урок дан; мабишь его никогда не забудет. Она льнет к брибри, который все прощает. Но вдруг является у Сесиль миллион, и Гюстав опять бунтуется. Он не хочет жениться, Гюстав ломается, Гюстав ругается скверными словами. Надо непременно, чтоб Гюстав ругался скверными словами и плевал на миллион, иначе буржуа не простит ему; неизъяснимого благородства будет мало; пожалуйста, не думайте, чтоб буржуа противоречил себе. Не беспокойтесь: миллион не минует счастливую чету, он неизбежен и под конец всегда является в виде награды за добродетель. Буржуа себе не изменит. Гюстав берет под конец миллион Сесиль, и затем начинаются неизбежные фонтанчики, котоновые колпаки, плеск струй и проч., и проч. Таким образом, и чувствительности выходит много, и неизъяснимого благородства с три короба, и Бопре, торжествующий и раздавивший всех своими семейными добродетелями, и, главное, главное миллион, в виде фатума, в виде закона природы, которому вся честь, слава и поклонение, и т. д., и т. д. Брибри и мабишь выходят из театра совершенно довольные, успокоенные и утешенные. Гюстав их сопровождает и, подсаживая чужую мабишь в фиакр, потихоньку целует у нее ручку... Все идет как следует. -------------------------------------- Впервые опубликовано в журнале "Время", февраль-март 1863 г., под названием "Зимние заметки о летних впечатлениях. Фельетон за все лето". Текст воспроизводится по тексту Полного собрания сочинений Достоевского, изданного Ф. Стелловским в 1865-1866 гг. Опечатки исправлены по журнальному тексту. --------------------------------------

    Примечания

  кордонные - (франц. - cordon) - прямые, вытянутые по шнуру.
  ou la vie - или жизнь (франц.).
  pour paraitre - чтобы выглядеть (франц.).
  Mais moi c'set autre chose - Я - другое дело(франц.).
  a la demisolde - на половинном жалованье (франц.).
  votre etat? - важе общественное положение (франц.).
  homme des lettres - литератор (франц.).
  proprietatre - собственник (франц.).
  pour voir Paris - чтобы видеть Париж (франц.).
  Crois-tu cela? - Веришь ли ты в это?(франц.).
  le tiers etat c'est tout - третье сословие - это все (франц.).
  apres moi le deluge! - после меня хоть потоп! (франц.).
  эпузы (франц. - epouses) - жены .
  pot-au-feu - суп (франц.).
  гантируются (франц. - gant) - носят перчатки.
  gloire militaire - воинская слава (франц.).
  Jacques Bonhomme - Жак Простак (франц.).
  faire fortune - составить состояние (франц.).
  Liberte, egalite, fraternite ou mort - Свобода, равенство, братство или смерть (франц.).
  l'Etat c'est moi - Государство - это я (франц.).
  suffrage universel - всеобщего избирательного права (франц.).
  la salle de pas perdus - зал ожидания (франц.).
  front virginal - девственный лоб (франц.).
  Ci-git Voltaire - Здесь погребен Вольтер(франц.).
  Ci-git Jean Jacques Rousseau, l'homme de la nature et de la verite! - Здесь погребен Жан-Жак Руссо... человек природы и истины! (франц.).
  Ci-git Lannes - Здесь погребен Ланн (франц.).
  C'est fini, monsieur - Кончено, сударь (франц.).
  quelques senateurs - несколько сенаторов (франц.).
  ma biche - моя козочка (франц.).
  bribri - птичка (франц.).
  en fragrant delit - на месте преступления (франц.).
  блазированный (франц. - blase) - пресыщенный.
  Le Russe est sceptique est moquer - Русский - скептик и насмешник (франц.).
  les grandes eaux - больших фонтанов (франц.).
  Mon mari n'a pas encore vu a la mer - Мой муж еще не видел моря (франц.).
  se rouler dans l'herbe - поваляться на траве (франц.).
  avec la nature - с природой (франц.).
  mon arbre, mon mur - Мое дерево, моя стена (франц.).
  bonnet de coton - колпак на вате (франц.).
  l'epee de mon pere - шпага моего отца (франц.).
  sine qua non - обязательное условие (лат.).
  ------------------------------------
  
  
   Copyright c 1998 Публичная электронная библиотека

Другие авторы
  • Колычев Евгений Александрович
  • Каменский Анатолий Павлович
  • Лукомский Владислав Крескентьевич
  • Бибиков Петр Алексеевич
  • Тур Евгения
  • Яворский Юлиан Андреевич
  • Теннисон Альфред
  • Козин Владимир Романович
  • Николев Николай Петрович
  • Бурлюк Николай Давидович
  • Другие произведения
  • Хвостов Дмитрий Иванович - Хвостов Д. И.: Биобиблиографическая справка
  • Милонов Михаил Васильевич - Стихотворения
  • Добролюбов Николай Александрович - Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью
  • Вяземский Петр Андреевич - Поживки французских журналов в 1827 году
  • Суворин Алексей Сергеевич - Письма к М. Ф. Де-Пуле
  • Короленко Владимир Галактионович - Третий элемент
  • Чернышевский Николай Гаврилович - Этюды. Популярные чтения Шлейдена. Перевод с немецкого профессора Московского университета Калиновского
  • Майков Аполлон Николаевич - Майков А. Н.: Биобиблиографическая справка
  • Кони Анатолий Федорович - Автобиография
  • Клычков Сергей Антонович - Клычков С. А.: Биобиблиографическая справка
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 306 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа