Главная » Книги

Гончаров Иван Александрович - И. А. Гончаров в воспоминаниях современников, Страница 4

Гончаров Иван Александрович - И. А. Гончаров в воспоминаниях современников


1 2 3 4

n="justify">  "Обрыв", весьма одобрительно встреченный читающей публикой.
  
  Помню как сейчас, как мы встретились с Иваном Александровичем у входа
  в отель. Моя покойная матушка вступила с ним в оживленную беседу, поздравив
  его с новым произведением.
  
  Мне было лет тринадцать, но я живо заинтересовался личностью писателя,
  о котором уже много слышал. Сильно запечатлелась в моем уме его наружность,
  его внешний облик, так что я только таким могу себе его представить до сих
  пор. В портретах Гончарова, наиболее распространенных, он представлен
  обрюзглым, вялым, лысым стариком, ничуть не дающим о нем верного понятия. В
  пору своего расцвета Гончаров был полный, круглолицый, с коротко
  остриженными русыми баками на щеках, изящно одетый мужчина, живого
  характера, с добрыми, ласковыми светло-голубыми глазами.
  
  Это был тип наших старых бар, горячо любивших Россию и весь ее
  патриархальный уклад, но при этом признававших западную культуру и ее
  "святые чудеса", как говорил Герцен.
  
  Гончаров же по внешности, по манерам носил отпечаток тех русских
  свойств, которые так ярко выступили в его произведениях. Тут смешались и
  доброта и упрямство, скромность и вместе с тем гордость и некоторое
  славянское эпикурейство.
  
  Вторая моя встреча с Гончаровым произошла несколько лет спустя в
  Петербурге, в нашем доме. За вечерним чаем, среди довольно большого
  общества, он много говорил и казался в особенно хорошем расположении духа.
  Гончаров мог очаровать своей беседой, так мягко и приятно лилась его речь.
  Помню один момент из его беседы. По какому-то поводу он указал на различное
  действие на людей одной и той. же причины. В подтверждение своей мысли он
  сделал остроумное сравнение. "Предположим, - заметил он, - что две мухи в
  одно время сядут на поверхность тромбона, например, одна на наружную
  стенку, а другая на внутреннюю. Если музыкант в это время дунет в
  инструмент, то одной мухе будет казаться, что произошло землетрясение, а
  другой. покажется, что разразилась буря или. циклон. То же бывает и с нами,
  когда часто один и тот же факт понимается нами различно в зависимости от
  нашего общественного положения".
  
  Третья моя встреча с Гончаровым была случайная, в ресторане гостиницы
  "Франция" в, Петербурге, куда Гончаров ходил обедать в течение нескольких
  лет подряд. Он сидел на диване перед накрытым столом, углубившись в чтение
  газеты. Это было много лет спустя, и автор "Обломова" значительно постарел
  и осунулся. Что-то грустное отпечаталось на его чертах - быть может, то
  бессилие творчества, о котором он сам поведал в письме на просьбу какого-то
  издателя написать новый роман.
  
  
  
  
  * Алексей Петрович Плетнев (1854-?) - писатель и критик, сын П. А.
  Плетнева.
  
  
  Впервые: Одесский листок. 1912. 7 июня.
  
  
  

Другие авторы
  • Засодимский Павел Владимирович
  • Козин Владимир Романович
  • Милюков Павел Николаевич
  • Иванов Александр Павлович
  • Бутурлин Петр Дмитриевич
  • Хмельницкий Николай Иванович
  • Водовозов Николай Васильевич
  • Слетов Петр Владимирович
  • Габорио Эмиль
  • Дризен Николай Васильевич
  • Другие произведения
  • Чернышевский Николай Гаврилович - Воспоминания о Некрасове
  • Байрон Джордж Гордон - Стихи, вырезанные на чаше, сделанной из черепа
  • Арцыбашев Михаил Петрович - Бог
  • Жуковский Василий Андреевич - Мысли o заведении в России Академ³и Азиатской
  • Майков Василий Иванович - А. Западов. Творчество В. И. Майкова
  • Потанин Григорий Николаевич - Три народности в Восточной Азии
  • Воровский Вацлав Вацлавович - Мысли вслух
  • Аксаков Иван Сергеевич - По поводу речи городского головы Чичерина
  • Страхов Николай Николаевич - Два мира. Трагедия А. Майкова
  • Авилова Лидия Алексеевна - Маcки
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 361 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа