------------------------------------
СОДЕРЖАНИЕ:
Глава 1. Продолжение царствования Иоанна Грозного. Годы 1560-1564
Глава 2. Продолжение царствования Иоанна Грозного. Годы 1563-1569
Глава 3. Продолжение царствования Иоанна Грозного. Годы 1569-1572
Глава 4. Продолжение царствования Иоанна Грозного. Годы 1572-1577
Глава 5. Продолжение царствования Иоанна Грозного. Годы 1577-1582
Глава 6. Первое завоевание Сибири. Годы 1581-1584
Глава 7. Продолжение царствования Иоанна Грозного. Годы 1582-1584
Глава I
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИОАННА ГРОЗНОГО. ГОДЫ 1560-1564
Перемена в Иоанне. Клевета на Адашева и Сильвестра. Суд.
Заточение Сильвестра. Смерть Адашева. Начало злу. Новые любимцы. Первые казни.
Война Ливонская. Великодушие Беля. Взятие Феллина. Слово Царя Казанского. Конец
Ордена. Переговоры с Швециею. Война с Литвою. Второй брак Иоаннов. Взятие
Полоцка. Рождение Царевича Василия. Торжество Иоанново. Смерть Царевича. Дела
Крымские. Замысл Султана. Происшествия в Ливонии. Перемирие с Швециею. Злонравие
супруги Иоанновой. Кончина Князя Юрия. Пострижение Иоанновой невестки и матери
Князя Владимира. Кончина Макария. Сочинение Житий Святых и Степенной книги.
Заведение типографии. Издание Библии в Остроге. Полоцкая Архиепископия. Белый
Клобук Митрополитов. Посвящение Афанасия в Митрополиты.
Приступаем к описанию ужасной перемены в душе
Царя и в судьбе Царства.
И Россияне современные и чужеземцы, бывшие
тогда в Москве, изображают сего юного, тридцатилетнего Венценосца как пример
Монархов благочестивых, мудрых, ревностных к славе и счастию Государства. Так
изъясняются первые: "Обычай Иоаннов есть соблюдать себя чистым пред Богом. И в
храме и в молитве уединенной, и в Совете Боярском и среди народа у него одно
чувство: да властвую, как Всевышний указал властвовать своим истинным
Помазанникам! Суд нелицемерный, безопасность каждого и общая, целость
порученных ему государств, торжество Веры, свобода Христиан есть всегдашняя дума
его. Обремененный делами, он не знает иных утех, кроме совести мирной, кроме
удовольствия исполнять свою обязанность; не хочет обыкновенных прохлад
Царских. Ласковый к Вельможам и народу - любя, награждая всех по достоинству -
щедростию искореняя бедность, а зло примером добра, сей Богом урожденный
Царь желает в день Страшного Суда услышать глас Милости: ты ecu Царь
правды! и ответствовать с умилением: се аз и люди, яже дал ми ecu
ты!" Не менее хвалят его и наблюдатели иноземные, Англичане, приезжавшие в
Россию для торговли.
"Иоанн, - пишут они, - затмил своих предков и
могуществом и добродетелию; имеет многих врагов, и смиряет их. Литва, Польша,
Швеция, Дания, Ливония, Крым, Ногаи ужасаются Русского имени. В отношении к
подданным он удивительно снисходителен, приветлив; любит разговаривать с ними,
часто дает им обеды во дворце, и, несмотря на то, умеет быть повелительным;
скажет Боярину: иди! и Боярин бежит, изъявит досаду Вельможе и
Вельможа в отчаянии: скрывается, тоскует в уединении, отпускает волосы в знак
горести, пока Царь не объявит ему прощения. Одним словом, нет народа в Европе,
более Россиян преданного своему Государю, коего они равно и страшатся и любят.
Непрестанно готовый слушать жалобы и помогать, Иоанн во все входит, все решит;
не скучает делами и не веселится ни звериною ловлею, ни музыкою, занимаясь
единственно двумя мыслями: как служить Богу, и как истреблять врагов России!"
Вероятно ли, чтобы Государь любимый, обожаемый,
мог с такой высоты блага, счастия, славы, низвергнуться в бездну ужасов
тиранства? Но свидетельства добра и зла равно убедительны, неопровержимы;
остается только представить сей удивительный феномен в его постепенных
изменениях.
История не решит вопроса о нравственной свободе
человека; но предполагая оную в суждении своем о делах и характерах, изъясняет
те и другие во-первых природными свойствами людей, во-вторых обстоятельствами
или впечатлениями предметов, действующих на душу. Иоанн родился с пылкими
страстями, с воображением сильным, с умом еще более острым, нежели твердым или
основательным. Худое воспитание, испортив в нем естественные склонности,
оставило ему способ к исправлению в одной Вере: ибо самые дерзкие развратители
Царей не дерзали тогда касаться сего святого чувства. Друзья отечества и блага в
обстоятельствах чрезвычайных умели ее спасительными ужасами тронуть, поразить
его сердце; исхитили юношу из сетей неги, и с помощью набожной, кроткой
Анастасии увлекли на путь добродетели. Несчастные следствия Иоанновой болезни
расстроили сей прекрасный союз, ослабили власть дружества, изготовили перемену.
Государь возмужал: страсти зреют вместе с умом, и самолюбие действует еще
сильнее в летах совершенных. Пусть доверенность Иоаннова к разуму бывших
наставников не умалилась; но доверенность его к самому себе увеличилась:
благодарный им за мудрые советы, Государь престал чувствовать необходимость в
дальнейшем руководстве, и тем более чувствовал тягость принуждения, когда они,
не изменяя старому обыкновению, говорили смело, решительно во всех случаях и не
думали угождать его человеческой слабости. Такое прямодушие казалось ему
непристойною грубостию, оскорбительною для Монарха. Например, Адашев и Сильвестр
не одобряли войны Ливонской, утверждая, что надобно прежде всего искоренить
неверных, злых врагов России и Христа; что Ливонцы хотя и не Греческого
исповедания, однако ж Христиане и для нас не опасны; что Бог благословляет
только войны справедливые, нужные для целости и свободы Государств. Двор был
наполнен людьми преданными сим двум любимцам; но братья Анастасии не любили их,
также и многие обыкновенные завистники, не терпящие никого выше себя. Последние
не дремали, угадывали расположение Иоаннова сердца и внушали ему, что Сильвестр
и Лдашев суть хитрые лицемеры: проповедуя Небесную добродетель, хотят мирских
выгод; стоят высоко пред троном и не дают народу видеть Царя, желая присвоить
себе успехи, славу его Царствования и в то же время препятствуют сим успехам,
советуя Государю быть умеренным в счастии: ибо внутренне страшатся оных, думая,
что избыток славы может дать ему справедливое чувство величия, опасное для их
властолюбия. Они говорили: "кто сии люди, дерзающие предписывать законы Царю
великому и мудрому, не только в делах государственных, но и в домашних,
семейственных, в самом образе жизни; дерзающие указывать ему, как обходиться с
супругою, сколько пить и есть в меру?" ибо Сильвестр, наставник Иоанновой
совести, всегда требовал от него воздержания, умеренности в физических
наслаждениях, к коим юный Монарх имел сильную склонность. Иоанн не унимал
злословия, ибо уже скучал излишно строгими нравоучениями своих любимцев и хотел
свободы; не мыслил оставить добродетели: желал единственно избавиться от
учителей и доказать, что может без них обойтися. Бывали минуты, в которые
природная его пылкость изливалась в словах нескромных, в угрозах. Пишут, что
скоро по завоевании Казани он, в гневе на одного Воеводу, сказал Вельможам:
"теперь уже не боюсь вас!" Но великодушие, оказанное им после болезни,
совершенно успокоило сердца. Тринадцать цветущих лет жизни, проведенных в
ревностном исполнении святых Царских обязанностей, свидетельствовали, казалось,
неизменную верность в любви ко благу. Хотя Государь уже переменился в чувстве к
любимцам, но не переменялся заметно в правилах. Благочиние Царствовало в
Кремлевском дворце, усердие и смелая откровенность в Думе. Только в делах
двусмысленных, где истина или добро не были очевидны, Иоанн любил противоречить
советникам. Так было до весны 1560 года.
В сие время холодность Государева к Адашеву и к
Сильвестру столь явно обнаружилась, что они увидели необходимость удалиться от
Двора. Первый, занимав дотоле важнейшее место в Думе, и всегда употребляемый в
переговорах с Европейскими Державами, хотел еще служить Царю иным способом:
принял сан Воеводы и поехал в Ливонию; а Сильвестр, от чистого сердца дав
Государю благословение, заключился в одном пустынном монастыре. Друзья их
осиротели, неприятели восторжествовали; славили мудрость Царя и говорили: "ныне
ты уже истинный Самодержец, помазанник Божий, един управляешь землею; открыл
свои очи и зришь свободно на все Царство!" Но сверженные любимцы казались им еще
страшными. Вопреки известной Государевой немилости, Адашева честили в войске;
самые граждане Ливонские изъявляли отменное к нему уважение: все покорялось его
уму и добродетели. Не менее и Сильвестр, уже Монах смиренный, блистал
добродетелями Христианскими в пустыне: Иноки с удивлением видели в нем пример
благочестия, любви, кротости.
Царь мог узнать о том, раскаяться, возвратить
изгнанников: надлежало довершить удар и сделать Государя столь несправедливым,
столь виновным против сих мужей, чтобы он уже не мог и мыслить об искреннем мире
с ними. Кончина Царицы подала к тому случай.
Иоанн был растерзан горестию: все вокруг его
проливали слезы, или от истинной жалости, или в угодность Царю печальному - и в
сих-то слезах явилась гнусная клевета под личиною усердия, любви, будто бы
приведенной в ужас открытием неслыханного злодейства. "Государь! - сказали
Иоанну: - ты в отчаянии, Россия также, а два изверга торжествуют: добродетельную
Царицу извели Сильвестр и Адашев, ее враги тайные и чародеи: ибо они без
чародейства не могли бы так долго владеть умом твоим". Представили
доказательства, которые не убеждали и самых легковерных, но Государь знал, что
Анастасия со времени его болезни не любила ни Сильвестра, ни Адашева; думал, что
они также не любили ее, и принял клевету, может быть желая оправдать свою к ним
немилость, если не верными уликами в их злодействе, то хотя подозрением. Сведав
о сем доносе, изгнанники писали к Царю, требуя суда и очной ставки с
обвинителями. Последнего не хотели враги их, представляя ему, что они как
василиски ядовиты, могут одним взором снова очаровать его, и любимые народом,
войском, всеми гражданами, произвести мятеж; что страх сомкнет уста доносителям.
Государь велел судить обвиняемых заочно: Митрополит, Епископы, Бояре, многие
иные духовные и светские чиновники собралися для того во дворце. В числе судей
были и коварные Монахи, Вассиан Беский, Мисаил Сукин, главные злодеи
Сильвестровы. Читали не одно, но многие обвинения, изъясняемые самим Иоанном в
письме к Князю Андрею Курбскому. "Ради спасения души моей, - пишет Царь, -
приближил я к себе Иерея Сильвестра, надеясь, что он по своему сану и разуму
будет мне споспешником во благе; но сей лукавый лицемер, обольстив меня
сладкоречием, думал единственно о мирской власти и сдружился с Адашевым, чтобы
управлять Царством без Царя, ими презираемого. Они снова вселили дух
своевольства в Бояр; раздали единомышленникам города и волости; сажали, кого
хотели, в Думу; заняли все места своими угодниками. Я был невольником на троне.
Могу ли описать претерпенное мною в сии дни уничижения и стыда? Как пленника
влекут Царя с горстию воинов сквозь опасную землю неприятельскую (Казанскую) и
не щадят ни здравия, ни жизни его; вымышляют детские страшила, чтобы
привести в ужас мою душу; велят мне быть выше естества человеческого, запрещают
ездить по Святым Обителям, не дозволяют карать Немцев... К сим беззакониям
присоединяется измена: когда я страдал в тяжкой болезни, они, забыв верность и
клятву, в упоении самовластия хотели, мимо сына моего, взять себе иного Царя, и
не тронутые, не исправленные нашим великодушием, в жестокости сердец своих чем
платили нам за оное? новыми оскорблениями: ненавидели, злословили Царицу
Анастасию и во всем доброхотствовали Князю Владимиру Андреевичу. Итак,
удивительно ли, что я решился наконец не быть младенцем в летах мужества и
свергнуть иго, возложенное на Царство лукавым Попом и неблагодарным слугою
Алексием?" и проч. Заметим, что Иоанн не обвиняет их в смерти Анастасии, и тем
свидетельствует нелепую ложь сего доноса. Все иные упреки отчасти сомнительны,
отчасти безрассудны в устах тридцатилетнего Самодержца, который признанием своей
бывшей неволи открывает тайну своей жалкой слабости. Адашев и Сильвестр могли
как люди ослепиться честолюбием; но Государь сим нескромным обвинением уступил
им славу прекраснейшего в истории Царствования. Увидим, как он без них
властвовал; и если не Иоанн, но любимцы его от 1547 до 1560 года управляли
Россиею: то для счастия подданных и Царя надлежало бы сим добродетельным мужам
не оставлять государственного кормила: лучше неволею творить добро, нежели волею
зло. Но гораздо вероятнее, что Иоанн, желая винить их, клевещет на самого себя;
гораздо вероятнее, что он искренно любил благо, узнав его прелесть, и наконец,
увлеченный страстями, только обузданными, не искорененными, изменил правилам
великодушия, сообщенным ему мудрыми наставниками: ибо легче перемениться, нежели
так долго принуждать себя - и кому? Государю самовластному, который одним словом
всегда мог расторгнуть сию мнимую цепь неволи. Адашев, как советник не одобряя
войны Ливонской, служил Иоанну как подданный, как Министр и воин усердным
орудием для успехов ее: следственно Государь повелевал и, вопреки его
жалобам, не был рабом любимцев.
Выслушав бумагу о преступлениях Адашева и
Сильвестра, некоторые из судей объявили, что сии злодеи уличены и достойны
казни; другие, потупив глаза, безмолвствовали. Тут старец, Митрополит Макарий,
близостию смерти и саном Первосвятительства утверждаемый в обязанности говорить
истину, сказал Царю, что надобно призвать и выслушать судимых. Все
добросовестные Вельможи согласились с сим мнением; но сонм губителей, по
выражению Курбского, возопил против оного, доказывая, что люди, осуждаемые
чувством Государя велемудрого, милостивого, не могут представить никакого
законного оправдания; что их присутствие и козни опасны, что спокойствие Царя и
отечества требует немедленного решения в сем важном деле. Итак, решили, что
обвиняемые виновны. Надлежало только определить казнь, и Государь, еще желая
иметь вид милосердия, умерил оную: послали Сильвестра на дикий остров Белого
моря, в уединенную Обитель Соловецкую, и велели Адашеву жить в новопокоренном
Феллине, коего взятию он способствовал тогда своим умом и распоряжениями; но
твердость и спокойствие сего мужа досаждали злобным гонителям: его заключили в
Дерпте, где он чрез два месяца умер горячкою, к радости своих неприятелей,
которые сказали Царю, что обличенный изменник отравил себя ядом... Муж
незабвенный в нашей Истории, краса века и человечества, по вероятному
сказанию его друзей, ибо сей знаменитый временщик явился вместе с
добродетелию Царя и погиб с нею... Феномен удивительный в тогдашних
обстоятельствах России, изъясняемый единственно неизмеримою силою искреннего
благолюбия, коего Божественное вдохновение озаряет ум естественный в самой тьме
невежества, и вернее Науки, вернее ученой мудрости руководствует людей к
великому. - Обязанный милости Иоанновой некоторым избытком, Адашев знал одну
роскошь благодеяния: питал нищих, держал в своем доме десять прокаженных, и
собственными руками обмывал их, усердно исполняя долг Христианина и всегда
памятуя бедность человечества.
Отселе начало злу, и таким образом, уже не было
двух главных действователей благословенного Иоаннова Царствования; но друзья их,
мысли и правила оставались: надлежало, истребив Адашера, истребить и дух его,
опасный для клеветников добродетели, противный самому Государю в сих новых
обстоятельствах. Требовали клятвы от всех Бояр и знатных людей не держаться
стороны удаленных, наказанных изменников и быть верными Государю.
Присягнули, одни с радостию, другие с печалию, угадывая следствия, которые и
открылись немедленно. Все, что прежде считалось достоинством и способом угождать
Царю, сделалось предосудительно, напоминая Адашева и Сильвестра. Говорили
Иоанну: "Всегда ли плакать тебе о супруге? Найдешь другую, равно прелестную; но
можешь неумеренностию в скорби повредить своему здравию бесценному. Бог и народ
требуют, чтобы ты в земной горести искал и земного утешения". Иоанн искренно
любил супругу, но имел легкость во нраве, несогласную с глубокими впечатлениями
горести. Он без гнева внимал утешителям - и чрез восемь дней по кончине
Анастасии Митрополит, Святители, Бояре торжественно предложили ему искать
невесты: законы пристойности были тогда не строги. Раздав по церквам и для
бедных несколько тысяч рублей в память усопшей, послав богатую милостыню в
Иерусалим, в Грецию, Государь 18 Августа [1560 г.] объявил, что намерен жениться
на сестре Короля Польского.
С сего времени умолк плач во дворце. Начали
забавлять Царя, сперва беседою приятною, шутками, а скоро и светлыми
пирами; напоминали друг другу, что вино радует сердце; смеялись над старым
обычаем умеренности; называли постничество лицемерием. Дворец уже казался тесным
для сих шумных сборищ: юных Царевичей, брата Иоаннова Юрия и Казанского Царя
Александра, перевели в особенные домы. Ежедневно вымышлялись новые потехи,
игрища, на коих трезвость, самая важность, самая пристойность считались
непристойностию. Еще многие Бояре, сановники не могли вдруг перемениться в
обычаях; сидели за светлою трапезою, с лицом туманным, уклонялись от чаши, не
пили и вздыхали: их осмеивали, унижали: лили им вино на голову. Между новыми
любимцами Государевыми отличались Боярин Алексей Басманов, сын его, Кравчий
Федор, Князь Афанасий Вяземский, Василий Грязной, Малюта Скуратов-Бельский,
готовые на все для удовлетворения своему честолюбию. Прежде они под личиною
благонравия терялись в толпе обыкновенных Царедворцев, но тогда выступили вперед
и, по симпатии зла, вкрались в душу Иоанна, приятные ему какою-то легкостию ума,
искусственною веселостию, хвастливым усердием исполнять, предупреждать его волю
как Божественную, без всякого соображения с иными правилами, которые обуздывают
и благих Царей и благих слуг Царских, первых в их желаниях, вторых в исполнении
оных. Старые друзья Иоанновы изъявляли любовь к Государю и к добродетели: новые
только к Государю, и казались тем любезнее. Они сговорились с двумя или с тремя
Монахами, заслужившими доверенность Иоаннову, людьми хитрыми, лукавыми, коим
надлежало снисходительным учением ободрять робкую совесть Царя и своим
присутствием как бы оправдывать бесчиние шумных пиров его. Курбский в
особенности именует здесь Чудовского Архимандрита Левкия, главного угодника
придворного. Порок ведет к пороку: женолюбивый Иоанн, разгорячаемый вином, забыл
целомудрие, и в ожидании новой супруги для вечной, единственной любви, искал
временных предметов в удовлетворение грубым вожделениям чувственным. Мнимая,
прозрачная завеса тайны не скрывает слабостей Венценосца: люди с изумлением
спрашивали друг у друга, каким гибельным наитием Государь, дотоле пример
воздержания и чистоты душевной, мог унизиться до распутства?
Сие без сомнения великое зло произвело еще
ужаснейшее. Развратники, указывая Царю на печальные лица важных Бояр, шептали:
"Вот твои недоброхоты! Вопреки данной ими присяге, они живут Адашевским обычаем,
сеют вредные слухи, волнуют умы, хотят прежнего своевольства". Такие ядовитые
наветы растравляли Иоанново сердце, уже беспокойное в чувстве своих пороков;
взор его мутился; из уст вырывались слова грозные. Обвиняя Бояр в злых
намерениях, в вероломстве, в упорной привязанности к ненавистной памяти мнимых
изменников, он решился быть строгим, и сделался мучителем, коему равного едва ли
найдем в самых Тацитовых летописях!.. Не вдруг конечно рассвирепела душа,
некогда благолюбивая: успехи добра и зла бывают постепенны; но Летописцы не
могли проникнуть в ее внутренность; не могли видеть в ней борения совести с
мятежными страстями: видели только дела ужасные, и называют тиранство Иоанново
чуждою бурею, как бы из недр Ада посланною возмутить, истерзать Россию.
Оно началося гонением всех ближних Адашева: их лишали собственности, ссылали в
места дальние. Народ жалел о невинных, проклиная ласкателей, новых советников
Царских; а Царь злобился и хотел мерами жестокими унять дерзость. Жена знатная,
именем Мария, славилась в Москве Христианскими добродетелями и дружбою Адашева:
сказали, что она ненавидит и мыслит чародейством извести Царя: ее казнили вместе
с пятью сыновьями; а скоро и многих иных, обвиняемых в том же: знаменитого
воинскими подвигами Окольничего, Данила Адашева, брата Алексеева, с
двенадцатилетним сыном - трех Сатиных, коих сестра была за Алексием, и
родственника его, Ивана Шишкина, с женою и детьми. Князь Дмитрий
Оболенский-Овчинин, сын Воеводы, умершего пленником в Литве, погиб за нескромное
слово. Оскорбленный надменностию юного любимца Государева Федора Басманова,
Князь Дмитрий сказал ему: "Мы служим Царю трудами полезными, а ты гнусными
делами содомскими!" Басманов принес жалобу Иоанну, который в исступлении гнева,
за обедом, вонзил несчастному Князю нож в сердце; другие пишут, что он велел
задушить его. Боярин, Князь Михайло Репнин также был жертвою великодушной
смелости. Видя во дворце непристойное игрище, где Царь, упоенный крепким медом,
плясал с своими любимцами в масках, сей Вельможа заплакал от горести. Иоанн
хотел надеть на него маску: Репнин вырвал ее, растоптал ногами и сказал:
"Государю ли быть скоморохом? По крайней мере я, Боярин и Советник Думы, не могу
безумствовать". Царь выгнал его и через несколько дней велел умертвить, стоящего
в святом храме, на молитве; кровь сего добродетельного мужа обагрила помост
церковный. Угождая несчастному расположению души Иоанновой, явились толпы
доносителей. Подслушивали тихие разговоры в семействах, между друзьями; смотрели
на лица, угадывали тайну мыслей, и гнусные клеветники не боялись выдумывать
преступлений, ибо доносы нравились Государю и судия не требовал улик верных.
Так, без вины, без суда, убили Князя Юрия Кашина, члена Думы, и брата его; Князя
Дмитрия Курлятева, друга Адашевых, неволею постригли и скоро умертвили со всем
семейством; первостепенного Вельможу, знатного слугу Государева,
победителя Казанцев, Князя Михайла Воротынского, с женою, с сыном и с дочерью
сослали на Белоозеро. Ужас Крымцев, Воевода, Боярин Иван Шереметев был ввержен в
душную темницу, истерзан, окован тяжкими цепями. Царь пришел к нему и
хладнокровно спросил: "где казна твоя? Ты слыл богачом". Государь! - отвечал
полумертвый страдалец. - -Я руками нищих переслал ее к моему Христу
Спасителю. Выпущенный из темницы, он еще несколько лет присутствовал в Думе;
наконец укрылся от мира в пустыне Белозерской, но не укрылся от гонения: Иоанн
писал к тамошним Монахам, что они излишно честят сего бывшего Вельможу, как бы в
досаду Царю. Брат его, Никита Шереметев, также Думный Советник и Воевода,
израненный в битвах за отечество, был удавлен.
Москва цепенела в страхе. Кровь лилася; в
темницах, в монастырях стенали жертвы; но... тиранство еще созревало: настоящее
ужасало будущим! Нет исправления для мучителя, всегда более и более
подозрительного, более и более свирепого; кровопийство не утоляет, но усиливает
жажду крови: оно делается лютейшею из страстей, неизъяснимою для ума, ибо есть
безумие, казнь народов и самого тирана. - Любопытно видеть, как сей Государь, до
конца жизни усердный чтитель Христианского Закона, хотел соглашать его
Божественное учение с своею неслыханною жестокостию: то оправдывал оную в виде
правосудия, утверждая, что все ее мученики были изменники, чародеи, враги
Христа и России; то смиренно винился пред Богом и людьми, называл себя
гнусным убийцею невинных, приказывал молиться за них в святых храмах, но
утешался надеждою, что искреннее раскаяние будет ему спасением, и что он, сложив
с себя земное величие, в мирной обители Св. Кирилла Белозерского со временем
будет примерным Иноком! Так писал Иоанн к Князю Андрею Курбскому и к начальникам
любимых им монастырей, во свидетельство, что глас неумолимой совести тревожил
мутный сон души его, готовя ее к незапному, страшному пробуждению в могиле!
Оставим до времени ужасы тиранства, чтобы
следовать за течением государственных дел, в коих природный ум Иоаннов еще был
виден как луч света посреди облаков темных.
Успехи наши в войне Ливонской заключились
ударом сильным, решительным. Государь (в 1560 году) послал в Дерпт еще новую
рать, 60000 конницы и пехоты, 40 осадных пушек и 50 полевых, с знатнейшими
Воеводами, Князьями Иваном Мстиславским и Петром Шуйским, чтобы непременно взять
Феллин, главную защиту Ливонии, где заключился бывший Магистр Фирстенберг. Полки
Московские шли медленно берегом реки Эмбаха; тяжелый снаряд огнестрельный везли
на судах; а Воевода Князь Барбашин с 12000 легких всадников спешил занять дорогу
к морю: ибо носился слух, что Фирстенберг отправляет для безопасности богатую
казну в Габзаль. Утомив коней, Барбашин отдыхал верстах в пяти от Эрмиса, и в
жаркий полдень, когда воины его спали в тени. сделалась тревога: 500 Немецких
всадников и столько же пехоты, под начальством храброго Ландмаршала Филиппа Беля
с криком и воплем устремились из леса к нашему тихому стану, оберегаемому
малочисленною стражею. Россияне хотя и знали о близости неприятеля, но думали,
что он не вступит в битву с их превосходною силою. Внезапность дала ему только
минутную выгоду: после первого замешательства Россияне остановили, стеснили
Немцев, и всех до единого истребили, взяв в плен 11 Коммандоров и 120 Рыцарей, в
числе коих находился и главный предводитель. Утрата столь многих чиновников,
особенно Ландмаршала, называемого последним, ревностным защитником, последнею
надеждою Ливонии, была величайшим бедствием для Ордена. Представленный Воеводам
Московским, сей знаменитый муж не изменился в своей душевной твердости; не таил
внутренней скорби, но взирал на них с гордым величием; ответствовал на все
вопросы искренно, спокойно, смело. Курбский, хваля его характер, ум,
красноречие, повествует следующее:
"Стараясь приветливостию смягчить жестокую долю
сего необыкновенного человека, мы за обедом ласково беседовали с ним об истории
Ливонского Ордена. Когда, - сказал он, - усердие к истинной Вере,
добродетель,благочестие, обитали в сердцах наших: тогда Господь явно помогал
нам; не боялись мы ни Россиян, ни Литовских Князей. Вы слыхали о той славной,
достопамятной битве с грозным Витовтом, в коей легли шесть Магистров Орденских,
один за другим избранных для предводительства: - таковы были древние Рыцари;
таковы и новейшие, с коими имел войну дед нынешнего Царя Московского Иоанн
Великий и которые столь мужественно сражались с вашим славным Воеводою Даниилом.
Когда же мы отступили от Бога, испровергли уставы истинной Веры, прияли новую,
изобретенную умом человеческим в угодность страстям, когда забыли чистоту
нравов, вдались в гнусное сластолюбие, необузданно устремились на широкий путь
разврата: тогда Бог предал Орден в руки ваши. Грады красные, твердыни высокие,
палаты и дворы светлые, созданные нашими предками, - сады и винограды, ими
насажденные, без труда вам достались. Но что говорю о Россиянах! По крайней мере
вы брали мечом: другие (Поляки) меча не обнажали, а брали, лукаво обещая нам
дружбу, защиту, вспоможение. Вот их дружба: стоим пред вами в узах, и милое
отечество гибнет!.. Нет, не думайте, чтобы вы доблестию победили нас: Бог вами
казнит грешников! Тут он залился слезами, отер их и с лицом светлым
примолвил: но я благодарю Всевышнего и в оковах: сладостно терпеть за
отечество, и не боюся смерти! - Воеводы Российские слушали его с
любопытством, с сердечным умилением и, послав в Москву вместе со всеми
пленниками, убедительно писали к государю, чтобы он изъявил милосердие к сему
добродетельному витязю, который, будучи столь уважаем в Ливонии, мог оказать нам
великие услуги и склонить Магистра к покорности. Но Иоанн уже любил тогда
жестокость: призвав его к себе, начал говорить с ним гневно. Великодушный
пленник ответствовал, что Ливония стоит за честь, за свободу и гнушается
рабством; что мы ведем войну как лютые варвары и кровопийцы. Иоанн велел отсечь
ему голову" - за противное слово (говорит Летописец) и за вероломное
нарушение перемирия. Невольно удивляясь смелой твердости Беля, Иоанн послал
остановить казнь; но она между тем совершилась.
Полководцы наши, осадив Феллин, разбили пушками
стены и в одну ночь зажгли город в разных местах. Тогда воины Немецкие объявили
Фирстенбергу, что надобно вступить в переговоры. Тщетно сей знаменитый старец
убеждал их нс изменять чести и долгу, предлагая им все свои сокровища, золото и
серебро в награду за мужество: наемники не хотели верной смерти, ибо ни откуда
не могли ждать помощи. Фирстенберг требовал, чтобы Россияне выпустили его с
казною: Совет Боярский не принял сего условия, ответствуя, что Государь для
чести желает иметь Магистра пленником, а из великодушия обещает ему милость.
Выпустили только воинов Немецких (21 Августа); но узнав, что они разломали
сундуки Фирстенберговы и похитили многие драгоценности, свезенные Ливонским
Дворянством в Феллин, Князь Мстиславский велел отнять у них все взятое ими
беззаконно, даже и собственность, так что сии несчастные пришли нагие в Ригу,
где Кетлер повесил их как изменников. Заняв город, Россияне удивились малодушию
Немцев, которые могли бы долго противиться величайшим усилиям осаждающих, имея в
нем три каменные крепости с глубокими рвами, 450 пушек и множество всяких
запасов. "Такая робость неприятелей (говорили они) есть милость Божия к Царю
православному". Когда пленники Феллинские прибыли в Москву, Иоанн велел показать
их народу и водить из улицы в улицу. Пишут, что Царь Казанский, находясь в числе
любопытных зрителей сего торжества, плюнул на одного Немецкого сановника, сказав
ему: "За дело вам, безумцам! Вы научили Русских владеть оружием: погубили нас и
самих себя!" - Государь принял Фирстенберга весьма благосклонно; исполнил все
обещания Воевод и дал ему Костромское местечко Любим во владение, где он и
кончил дни свои, жалуясь на Судьбу, но искренно хваля милосердие Иоанново.
Падение Феллина предвестило совершенное падение Ордена. Города Тарваст, Руя,
Верполь и многие укрепленные замки сдалися. Князь Андрей Курбский разбил нового
Орденского Ландмаршала близ Вольмара, и сведав, что легкие отряды Литовские
приближаются к Вендену, встретил их как неприятелей, обратил в бегство, выгнал
из пределов Ливонии. Воевода Яковлев, опустошив приморскую часть Эстонии,
захватил множество скота и богатства, ибо знатнейшие жители Гаррии укрывались
там с своим имением. Он шел мимо Ревеля: смелые граждане, числом менее тысячи,
сделали вылазку и были жертвою нашей превосходной силы; легли на месте или
отдалися в плен. Вероятно, что Россияне могли бы овладеть тогда и Ревелем; но
главный Воевода, Князь Мстиславский, на пути к нему хотел без Государева
повеления взять крепкий, окруженный вязкими ржавцами Вейсенштейн: стоял под ним
шесть недель, не отважился на приступ, издержал все запасы и должен был осенью
возвратиться в Россию.
В сие время Ливония уже перестала мыслить о
сохранении независимости: изнуренная бесполезными усилиями, она искала только
лучшего властелина, чтобы спасти бедные остатки свои от плена и меча Россиян.
Фридерик, Король датский, хотел Эстонии и купил для своего брата, Магнуса,
Епископство Эзельское: сей юный Принц, осужденный быть удивительным игралищем
Судьбы, весною 1560 года прибыл в Габзаль с лестными обещаниями для Рыцарства.
Король Шведский не показывал властолюбивых замыслов на Орденские земли, но боясь
успехов России, дал знать Магистру, что он готов снабдить Ревель воинскими
запасами; что тамошние жители, в случае осады, могут прислать жен и детей в
Финляндию; что Швеция, забывая неверность Ордена, искренно ему благоприятствует
и никогда не согласится на его уничтожение. Так думал старец Густав Ваза,
умерший в конце 1560 года. Новый Король Эрик действовал решительнее: представил
чинам Эстонским с одной стороны неминуемую гибель, с другой защиту, спасение, и
без великого труда убедил их объявить себя подданными Швеции, к досаде Магистра,
который находился в тайных переговорах с Сигизмундом. Сие важное происшествие
ускорило развязку драмы. Видя, что ветхое здание Ордена рушится, Кетлер,
Архиепископ Рижский и депутаты Ливонии спешили в Вильну, где 28 Ноября 1561
года, в присутствии Короля и Вельмож Литовских, навеки уничтожилось бытие
знаменитого Братства меченосцев, в силу торжественного, клятвою
утвержденного договора, по коему Сигизмунд-Август был признан Государем Ливонии
- с условием не изменять ни Веры ее, ни законов, ни прав гражданских - а Кетлер
наследственным Герцогом Курляндии, вассалом, или подручником Королевским. В сей
достопамятной грамоте сказано, что "Ливония, терзаемая лютейшим из врагов, не
может спастися без тесного соединения с Королевством Польским; что Сигизмунд
обязан вступиться за Христиан, утесняемых варварами; что он изгонит Россиян и
внесет войну в собственную их землю: ибо лучше питаться кровию неприятеля,
нежели питать его своею". Возвратясь в Ригу, Кетлер всенародно сложил с себя
достоинство Магистра, крест и мантию: Рыцари также, проливая слезы. Присягнув в
верности к Королю, он вручил его наместнику, Князю Николаю Радзивилу, печать
Ордена, грамоты Императоров и ключи городские; а Радзивил, именем Короля, дал
ему сан Ливонского правителя. - Таким образом, земли Орденские разделились на
пять частей: Нарва, Дерпт, Аллентакен, некоторые уезды Ервенские, Вирландские и
все места соседственные с Россиею были завоеваны Иоанном; Швеция взяла Гаррию,
Ревель и половину Вирландии; Магнус владел Эзелем; Готгард Кетлер Курляндиею и
Семигалиею; Сигизмунд южною Ливониею. Каждый из сих Владетелей старался
приобрести любовь новых подданных: ибо сам Иоанн, ужасный в виде неприятеля,
изъявлял милость народу и Дворянству в областях завоеванных. Но конец Ордена еще
не мог быть концом бедствий для стесненной Ливонии, где четыре Северные Державы
находились в опасном совместничестве друг с другом и где каждая из них желала
распространить свое господство.
В то время, когда Шведское войско уже вступало
в Ревель, Эрик предлагал нам мир и дружбу, но с условием относиться во всем к
самому Царю, не к наместникам новогородским, и выключить из прежнего договора
важную статью, коею Густав Ваза обязывался не помогать ни Литве, ни Ордену.
Чиновники Шведские в переговорах с Московскими Боярами сказали им в угрозу:
"Император, Король Сигизмунд и Фридерик Датский убеждают Государя нашего вместе
с ними воевать Россию. Послы их в Стокгольме: Эрик не дал им решительного
ответа, ибо ждет вашего". Бояре объявили, что Россия семь веков следует одной
системе политической и не изменяет старых своих обычаев. "В Швеции, - говорили
они, - было много Владетелей до Эрика: который же не сносился с Новымгородом?
Густав Ваза, не хотев того, видел ужасное опустошение земли своей и смирился.
Густав славился мудростию, а Эрик еще неизвестен. Легко начать злое дело, но
трудно исправить его. Иоанн захотел - и взял два Царства: что сделал наш Король
новый? Или снова утвердите грамоту отца его, или вы еще не доедете до
Стокгольма, а война уже запылает - и не скоро угаснет ее пламя. Вы пугаете нас
Литвою, Цесарем, Даниею: будьте друзьями всех Царей и Королей: не устрашимся".
Сия твердость принудила Шведов возобновить старый договор. Хотя Иоанн не мог без
досады сведать о происшедшем в Эстонии; хотя чиновники Новогородские, посланные
в Стокгольм с мирною грамотою, жаловались Царю, что Эрик принял их весьма грубо
(и даже предлагал им есть мясо в постные дни); хотя они дали знать Королю, что
мы не будем равнодушными зрителями его властолюбия: однако ж мир состоялся, ибо
Царь не хотел умножать числа врагов своих до времени, чтобы управиться с
главным, то есть, с Литвою.
Мы говорили о сватовстве Иоанновом: он не
сомневался в успехе его и весьма ошибся, к прискорбию своего самолюбия. Послы
наши, отправленные в Вильну, торжественно говорили Сигизмунду о мире, а тайно о
желании Царя быть ему зятем. Им надлежало выбрать или большую сестру
Королевскую, Анну, или меньшую, Екатерину, смотря по их красоте, здоровью и
дородству. Они избрали Екатерину. Сигизмунд ответствовал, что для сего нужно
согласие Императора, Князя Брауншвейгского и Короля Венгерского, ее покровителей
и родственников; что приданое невесты, хранимое в Польской казне, состоит из
цепей, запон, платья и золота, всего на 100000 червонных; что хотя и не
следовало бы выдать меньшую сестру прежде большой, но он не противится сему
браку с условием, чтобы Екатерина осталась в Римском Законе. Послы желали
представиться невесте: им дозволили видеть ее в церкви и вручили портреты обеих
сестер. - Но Сигизмунд, уверенный в необходимости войны за Ливонию, считал
бесполезным свойство с Иоанном. Прислав в Москву Маршалка Шимковича будто бы для
договора о мире и сватовстве, он требовал Новагорода, Пскова, земли Северской,
Смоленска! Посол уехал, и неприятельские действия началися тем, что Литовский
Гетман Радзивил, вступив с войском в Ливонию, взял город Тарваст: осада
продолжалась пять недель, а Воеводы Московские не успели дать ему помощи;
собирались, готовились и не хотели слушаться друг друга, считаясь в
старейшинстве между собою. Тогдашняя строгость Иоаннова не унимала зловредного
местничества, и Государь, казня Вельмож за одно слово нескромное, за
укорительный взгляд, за великодушную смелость, изъявлял снисхождение к сему
старому обычаю. Подвиги нашего многочисленного войска состояли единственно в
новом опустошении некоторых Ливонских селений. Князь Василий Глинский и Петр
Серебряный ходили вслед за Радзивилом и побили его отряд близ Пернау. Литовцы,
заняв важнейшие крепости, не остались в Тарвасте: Иоанн велел разорить сей город
до основания.
Тогда Сигизмунд написал к Царю, что долго и
бесполезно убеждав его оставить Ливонию в покое, он должен прибегнуть к оружию;
что Радзивил, взяв Тарваст, выпустил оттуда Россиян; что виновник кровопролития
даст ответ Богу; что мы еще можем отвратить войну, если выведем войско из бывших
Орденских владений и заплатим все убытки, или Европа увидит, на чьей стороне
правда и месть великодушная, на чьей лютость и стыд. Вручителю письма, Дворянину
Корсаку, единоверцу нашему, Бояре объявили, что ему не будет оказано Посольской
чести, ибо грамота Королевская исполнена выражений непристойных; а Царь отвечал
Сигизмунду: "Ты умеешь слагать вину свою на других. Мы всегда уважали твои
справедливые требования; но забыв условия предков и собственную присягу,
ты вступаешься в древнее достояние России: ибо Ливония наша, была и будет.
Упрекаешь меня гордостию, властолюбием; совесть моя покойна, я воевал
единственно для того, чтобы даровать свободу Христианам, казнить неверных или
вероломных. Не ты ли склоняешь Короля Шведского к нарушению заключенного им с
Новымгородом мира? Не ты ли, говоря со мною о дружбе и сватовстве, зовешь
Крымцев воевать мою землю? Грамота твоя к Хану у меня в руках: прилагаю список
ее, да устыдишься... Итак, уже знаем тебя совершенно, и более знать нечего.
Возлагаем надежду на Судию Небесного: он воздаст тебе по твоей злой хитрости и
неправде". Тогда Иоанн, уже решительно оставив мысль быть Сигизмундовым зятем,
искал себе другой невесты в землях Азиатских, по примеру наших древних Князей.
Ему сказали, что один из знатнейших Черкесских Владетелей, Темгрюк, имеет
прелестную дочь: Царь хотел видеть ее в Москве, полюбил и велел учить Закону.
Митрополит был ее восприемником от купели, дав ей Христианское имя Мария. Брак
совершился 21 Августа 1561 года; но Иоанн не переставал жалеть о Екатерине, по
крайней мере досадовать, готовясь мстить Королю и за Ливонию и за отказ в
сватовстве, оскорбительный для гордости жениха.
Однако ж, несмотря на взаимные угрозы, воинские
действия с обеих сторон были слабы: Иоанн опасался Хана и держал полки в южной
России, где предводительствовал ими Князь Владимир Андреевич; а Сигизмунд,
расставив войско по крепостям в Ливонии, имел в поле только малые отряды,
которые приступали к Опочке, к Невлю. Князь Петр Серебряный разбил Литовцев близ
Мстиславля: Курбский выжег предместие Витебска; другие Воеводы из Смоленска
ходили к Дубровне, Орше, Копысу, Шклову. Более грабили, нежели сражались. Пан
Ходкевич, предводитель Сигизмундова войска в Ливонии, убеждал наших Воевод не
тратить людей в бесполезных сшибках. Начались было и мирные переговоры: Вельможи
Литовские писали к Митрополиту и Боярам Московским, чтобы они своим ходатайством
уняли кровопролитие. Старец Макарий велел сказать им: "знаю только дела
церковные; не стужайте мне государственными"; а Бояре объявили, что Иоанн
согласен на мир, если Сигизмунд не будет спорить с нами ни о Ливонии, ни о
титуле Царском. "Вспомните, - прибавили они, - что и самая Литва есть отчина
Государей Московских! Для спокойствия обеих Держав Иоанн хотел жениться на вашей
Королевне: Сигизмунд отвергнул его предложение - и для чего? Без сомнения в
угодность Хану! Еще можно исправить зло; пользуйтесь временем!" Но 1563 год
наступал; а Послы Королевские, ожидаемые в Москве, не являлись: уже не боясь
Хана, который, вступив в южную Россию, бежал назад от города Мценска, Иоанн
замыслил нанести важный удар Литве.
В начале зимы собралися полки в Можайске: сам
Государь отправился туда Декабря 23; а с ним Князь Владимир Андреевич, Цари
Казанские, Александр и Симеон, Царевичи Ибак, Тохтамыш, Бекбулат, Кайбула, и
сверх знатнейших Воевод двенадцать Бояр Думских, 5 Окольничих, 16 Дьяков. Воинов
было, как уверяют, 280000, обозных людей 80900, а пушек 200. Сие огромное,
необыкновенное ополчение столь внезапно вступило в Литву, что Король, находясь в
Польше, не хотел верить первой о том вести. Иоанн 31 Генваря [1563 г.] осадил
Полоцк, и 7 Февраля взял укрепления внешние. Тут узнали, что 40000 Литовцев с
двадцатью пушками идут от Минска: Гетман Радзивил предводительствовал ими; он
дал слово Королю спасти осажденный город, но встреченный Московскими Воеводами,
Князьями Юрием Репниным и Симеоном Палицким, не отважился на битву; хотел
единственно тревожить Россиян и не успел ничего сделать: ибо город 15 Февраля
был уже в руках Иоанновых. Тамошний начальник, именем Довойна, услужил Царю
своею безрассудностию: впустил в крепость 20000 поселян и, через несколько дней
выгнав их, дал случай Иоанну явить опасное в таких случаях великодушие. Сии
несчастные шли на верную смерть и были приняты в Московском стане как братья: из
благодарности они указали нам множество хлеба, зарытого ими в глубоких ямах, и
тайно известили граждан, что Царь есть отец всех единоверных: побеждая, милует.
Между тем ядра сыпались в город; стены падали, и малодушный Воевода, в угодность
жителям, спешил заключить выгодный договор с неприятелем снисходительным,
который обещал свободу личную, целость имения - и не сдержал слова. Полоцк
славился торговлею, промышленностию, избытком: Иоанн, взяв государственную
казну, взял и собственность знатных, богатых людей, Дворян, купцев: золото,
серебро, драгоценные вещи; отправил в Москву Епископа, Воеводу Полоцкого, многих
чиновников Королевских, шляхту и граждан; велел разорить Латинские церкви и
крестить всех Жидов, а непослушных топить в Двине. Одни Королевские иноземные
воины могли хвалиться великодушием победителя: им дали нарядные шубы и
письменный, милостивый пропуск, в коем Иоанн с удовольствием назвал себя Великим
Князем Полоцким, приказывая своим Боярам, сановникам Российским,
Черкесским, Татарским, Немецким, оказывать им в пути защиту и вспоможение.
Несколько дней он праздновал сие легкое, блестящее завоевание древнего Княжества
России, наследия достопамятной Гориславы, знаменитого в истории наших
междоусобий, и ранним подданством Литве спасенного от ига Моголов; послал всюду
гонцов, чтобы Россияне изъявили благодарность Небу за свою новую славу, и писал
к Первосвятителю Макарию: "се ныне исполнилось пророчество дивнаго Петра
Митрополита, сказавшаго, что Москва вознесет руки свои на плеща врагов ея!"
Сигизмунд и Паны его были в страхе:
многолюдный, укрепленный Полоцк считался главною твердынею Литвы, и Воеводы
Московские, не теряя времени, шли на Вильну, к Мстиславлю, в Самогитию,
опустошая землю невозбранно: ибо Гетман бежал назад в Минск. В сих
обстоятельствах Вельможи Королевские писали к нашим Боярам, что послы их готовы
ехать в Москву, если мы остановим неприятельские действия: а Царь, приказав
ответствовать, что посла ни секут, ни рубят, дал Литве перемирие на шесть
месяцев. Велев исправить укрепления, отслужив молебен в Софийском полоцком храме
и вверив защиту города мужественному Князю Петру Шуйскому, Государь 26 февраля
выступил оттуда со всем войском, распустил его в Великих Луках, спешил в столицу
и встретил на пути Бояр, высланных к нему из Москвы с поздравлениями от сыновей
и супруги. Мать Князя Владимира Андреевича, Евфросиния, великолепно угостила его
в Уделе своего сына, в Старице. Царевич Иоанн ждал родителя в обители Св.
Иосифа, Феодор в селе Крылацком. Тут был новый пир; а на другой день, 21 Марта,
когда Государь ехал Крылацким полем, явился Боярин Траханиотов с вестию, что
Царица родила ему сына Василия. У церкви Бориса и Глеба, на Арбате, стояло
Духовенство с хоругвями и крестами: Иоанн благодарил Митрополита и Святителей за
их усердные молитвы; Святители благодарили Царя за мужество и победу. Он шел в
торжестве, от Арбата до соборов, среди Вельмож и народа, среди приветствий и
восклицаний, точно так, как по взятии Казани... Не доставало народу единственно
любви к Государю, а Государю счастия: ибо его нет для тиранов! - новорожденный
Царевич жил только пять недель.
Не сомневаясь в продолжении войны с Литвою и
надеясь на благоприятное действие своей знаменитой победы, Иоанн известил о том
Хана; писал к нему с гордостию и с ласкою, напоминал искреннюю дружбу
Менгли-Гирееву с великим Князем Иоанном, счастливую для обеих держав, и все
худые успехи Крымских впадений, хотя вредных для России, но еще более для самой
Тавриды, уже бедной людьми, оружием и конями; указывал на Христианские церкви в
Казани, в Астрахани; хвалился усердием верных Князей Черкесских и Ногаев,
сожалел о бессильной злобе Сигизмунда, наказанного стыдом, разорением земли его,
и говорил: "Все Паны Королевские били челом Боярам нашим, да прекратим их
бедствия. Бояре молили Князя Владимира Андреевича и вместе с ним пали к ногам
моим, вещая: Государь, у вас одна Вера: на что более проливать кровь? Руки
твои наполнились плена и богатства; ты взял лучший городу Сигизмунда. Недруг
в слезах, и желает быть в твоей воле. Я не хотел оскорбить любезного мне брата и
Вельмож добрых; мы возвратились!.. Угодно ли тебе быть моим другом?" Уже
несколько лет Послы вероломного Девлет-Гирея сидели у нас в тесной неволе: их
освободили в знак Государева к нему благорасположения; но Иоанн в письме своем
не хотел его назвать братом, и вместо старинного челобитья
приказал единственно поклон Хану. Несмотря на то, Посол Московский, Афанасий
Нагой, должен был за тайну объявить Крымским Вельможам, что Царь удалил от себя
Адашевых, Воеводу Шереметева и Дьяка Ивана Михайлова будто бы за их ненависть к
Девлет-Гирею! Ум, ловкость нашего посла и богатые дары произвели действие: Хан
склонился к миру, года два не тревожил России, и в знак своего доброжелательства
открыл нам важную тайну. Мы видели, что могущественный Солиман неравнодушно
смотрел на успехи Иоаннова величия и на гибель Царств Мусульманских: занимаясь
другими, ближайшими опасностями и предприятиями важнейшими для его славолюбия,
он медлил; наконец по внушению знатного беглеца Астраханского Князя Ярлыгаша,
замыслил великое дел