своих далее собственных ее
пределов. Португалия занималась единственно мореплаванием и новыми открытиями в
Африке: Италия церковными делами, торговлею и внутренними распрями. Дания и
Швеция, бедные людьми и деньгами, соединялись на краткое время ко вреду
обоюдному и, непрестанно опасаясь друг друга, не мешались в дела иных Держав
Европейских. Только Венгрия и Польша несколько времени бодрствовали на берегах
Дуная, изъявляя ревность противиться успехам Амуратова оружия; но Варнская
битва, столь несчастная для Короля Владислава, надолго отвратила их от войны с
мужественными Турками. Еще духовная власть сильно действовала над умами и в
Советах государственных; но уже не имела прежнего единства. Мнимая
божественность Пап исчезла: Соборы, Костницкий и Базельский, судили и низвергали
их. Сии шумные сонмы Церковной Аристократии издали готовили падение духовной и
совершенную независимость мирской власти. Иерархи разных земель уже разнствовали
и в мыслях, во многих отношениях предпочитая особенные выгоды своих Государств
Папиным. В сих обстоятельствах Европы мог ли Евгений ручаться за единодушие
Венценосцев ее, чтобы сокрушить Оттоманскую Державу или погибнуть на берегах
Воспора для спасения Византии? Устрашенные победами Амурата и Магомета II,
Государи Западные трепетали в бездействии. Тщетно Герой Альбании, знаменитый
Скандербег, давал им пример великодушия, один с горстию людей отражая
многочисленное воинство Султанское: нимало не способные подражать ему, они не
стыдились вовлекать его в их собственные междоусобия, к удовольствию неверных. -
Одним словом, Иоанн Палеолог не только не успел, но, по всем вероятностям, и не
мог успеть в своем намерении, чтобы соединением двух Церквей отвратить конечную
гибель Империи Греческой.
Главные орудия сего мнимого соединения,
Архиепископ Виссарион и Митрополит Исидор, были награждены от Папы
Кардинальскими шапками: первый остался в Италии; второй с именем Легата
Апостольского для всех земель северных отправился из Флоренции 6 Сентября; сел
на корабль в Венеции, переехал Адриатическое море и чрез Далмацию и Кроатскую
землю прибыл в столицу Венгрии, в Будин, откуда написал грамоты во все
подведомые ему Епархии Литовские, Российские, Ливонскую, изъясняясь таким
образом: "Исидор, милостию Божиею преосвященный Митрополит Киевский и всея Руси,
Легат от ребра (a latere) Апостольского, всем и всякому
Христианину вечное спасение, мир и благодать. Возвеселитеся ныне о Господе:
Церковь Восточная и Римская навеки совокупилися в древнее мирное единоначалие.
Вы, добрые Христиане Церкви Константинопольской, Русь, Сербы, Волохи, и все
верующие во Христа! Приимите сие святое соединение с духовною радостию и честию.
Будьте истинными братьями Христиан Римских. Един Бог, едина Вера: любовь и мир
да обитают между вами! А вы, племена Латинские, также не уклоняйтесь от
Греческих, признанных в Риме истинными Христианами: молитеся в их храмах, как
они в ваших будут молиться. Исповедуйте грехи свои тем и другим Священникам без
различия; от тех и других принимайте тело Христово, равно святое и в пресном и в
кислом хлебе. Так уставила общая мать ваша, Церковь Кафолическая", и проч.
Исидор спешил в Киев, где Духовенство встретило
его как единственного Митрополита всех Российских Епархий, и весною 1440 году
прибыл в Москву, с грамотою от Папы к Великому Князю. Евгений извещал его "о
благословенном успехе Флорентийского Собора, славном в особенности для России:
ибо Архипастырь ее более других способствовал оному". Письмо от начала до конца
было ласково и скромно Папа молил Василия быть милостивым к Исидору и давать ему
те церковные оброки, коими издревле пользовались наши Митрополиты. Духовенство и
народ с нетерпением ожидали своего Первосвятителя в Кремлевском храме
Богоматери. Исидор явился окруженный многими сановниками: пред ним несли крест
Латинский и три серебряные палицы. Россияне удивились сей новости, и еще более,
когда Митрополит в Литургии помянул Евгения Папу, вместо Вселенских Патриархов.
Когда же, по окончании службы, Диакон Исидоров, в стихаре и с орарием став на
амвоне, велегласно прочитал грамоту Флорентийского Осьмого Собора, столь
несогласную с древним учением нашей Церкви: тогда все, духовные и миряне, в
изумлении смотрели друг на друга, не зная, что мыслить о слышанном. Имя Собора
Вселенского, Царя Иоанна и согласие знатнейших православных Иерархов Греции,
искони наших учителей, заграждали уста: безмолвствовали Епископы и Вельможи.
В сем общем глубоком молчании раздался только
один голос - Князя Великого. С юных лет зная твердо уставы Церкви и мнения
Святых Отцов о Символе Веры, Василий увидел отступление Греков от ее правил,
воспылал ревностию обличить беззаконие, вступил в прение с Исидором и
торжественно наименовал его лжепастырем, губителем душ, еретиком; призвал на
совет Епископов, Бояр, искусных в книжном учении, и велел им основательно
рассмотреть Флорентийскую Соборную грамоту. Все прославили ум Великого Князя.
Святители и Вельможи сказали ему: "Государь! Мы дремали; ты един за всех
бодрствовал, открыл истину, спас Веру: Митрополит отдал ее на злате
Римскому Папе и возвратился к нам с ересью". Исидор силился доказать противное,
но без успеха: Василий посадил его за стражу в Чудове монастыре, требуя, чтобы
он раскаялся, отвергнув соединение с Латинскою Церковию. Таким образом хитрость,
редкий дар слова и великий ум сего честолюбивого Грека, имев столь много
действия на Флорентийском Соборе, где ученейшая Греция состязалась с Римом,
оказались бессильными в Москве, быв побеждены здравым смыслом Великого Князя,
уверенного, что перемены в Законе охлаждают сердечное усердие к оному и что
неизменяемые догматы отцев лучше всяких новых мудрований. Узнав же, что Исидор
чрез несколько месяцев тайно ушел из монастыря, благоразумный Василий не велел
гнаться за ним, ибо не хотел употребить никаких жестоких мер против сего
сверженного им Митрополита, который, въехав в Россию гордо, пышно и величаво,
бежал из нее как преступник, в страхе, чтобы Москвитяне не сожгли его под именем
еретика на костре.
Исидор благополучно достиг Рима с печальным
известием о нашем упрямстве и в награду за свой ревностный подвиг занял одно из
первых мест в Думе Кардиналов, еще именуясь Российским, а великий Князь,
с согласия всех Епископов, вторично избрав Иону в Митрополиты, (в 1443 году)
отправил Боярина Полуехта в Константинополь с грамотою к Царю и Патриарху, в
коей описывает всю историю нашего Христианства со времен Владимира и говорит
далее: "По кончине блаженного Фотия земля Русская несколько лет оставалась без
духовного Пастыря, волнуемая нашествием варваров и внутренним междоусобием:
наконец мы послали к вам Епископа Рязанского, Иону, мужа от юных лет
благочестивого и добродетельного, желая, да поставите его в Митрополиты; но вы
или от замедления нашего, или следуя единственно прихоти самовластия, дали нам
Исидора. Богу известно, что я долго колебался и мыслил отвергнуть его; но
ласковая грамота Патриархова, моление Посла вашего и сладкоречивое смирение
Исидорово тронули мое сердце... Когда же он, вопреки своей клятве, изменил
православию: тогда мы созвали боголюбивых Святителей нашей земли, да изберут
нового достойнейшего Митрополита, как и прежде, в чрезвычайных случаях, у нас
бывало. Но хотим соблюсти обряд древний: требуем твоего Царского согласия и
Патриаршего благословения, уверяя вас, что никогда произвольно не отлучимся от
Церкви Греческой, доколе стоит Держава Русская. И так ожидаем, что вы исполните
мое прошение и не замедлите уведомить нас о вашем здравии, да возвеселимся духом
ныне и присно и во веки веков. Аминь". Сей Посол не доехал до Константинополя:
ибо Василий приказал ему возвратиться, сведав тогда, как говорит Летописец,
совершенное отступление Императора Греческого от истинной Веры. С того времени
Иона первенствовал, кажется, в делах нашей Церкви, хотя еще и не был
торжественно признан ее Главою; а Епископы южной России снова имели особенного
Митрополита, посвященного в Риме, именем Григория Болгарина, ученика Исидорова,
вместе с ним ушедшего из Москвы. Они держались Флорентийского соединения,
которое в Литве и в Польше доставило им все выгоды и преимущества Духовенства
Латинского, подтвержденные в 1443 году указом Владислава III. Преемник
Владиславов, Казимир, даже уговаривал Великого Князя признать Киевского Иерарха
главою и Московских Епископов, представляя, как вероятно, что духовное
единоначалие утвердит благословенный союз между северною и южною Россиею; но
Святители наши предали Григория анафеме. Московская Митрополия осталась
независимою, а Киевская подвластною Риму, будучи составлена из Епархий Брянской,
Смоленской, Перемышльской, Туровской, Луцкой, Владимирской, Полоцкой, Хельмской
и Галицкой.
Такие следствия имел славный Собор
Флорентийский. Еще несколько лет защитники и противники его писали, спорили,
опровергали друг друга; наконец бедствие, постигшее Константинополь, пресекло и
споры и долговременные усилия властолюбивого Рима для подчинения себе
Византийской Церкви. Духовенство же Московское, отвергнув соблазн, тем более
укрепилось в Догматах Православия.
Россияне имели нужду в мире церковном, чтобы
великодушнее сносить несчастия Государственные, коими Небо скоро посетило наше
отечество.
Уже осенью в 1441 году открылась новая вражда
между Великим Князем и Димитрием Шемякою, который, сведав о приближении
Московского войска к Угличу, бежал в Новогородскую область и, собрав несколько
тысяч бродяг, вместе с Князем Александром Черторижским, выехавшим к нему из
Литвы, внезапно подступил к Москве: хотя Игумен Троицкий, Зиновий, примирил их;
но Шемяка, боясь Василия, дал знать Новогородцам, что желает навсегда к ним
переселиться. Они гордо сказали: "Да будет, Князь, твоя воля! Если хочешь к нам,
мы тебе рады; если не хочешь, как тебе угодно". Сей ответ или не полюбился ему,
или тогдашние обстоятельства Новагорода отвратили его от намерения искать там
убежища: Шемяка остался в своем Уделе.
[1443-1445 гг.] Новгород, волнуемый внутри,
угрожаемый извне, не имел ни твердого правления, ни ясной политической системы.
В 1442 году народ, без всякого доказательства обвиняя многих людей в
зажигательстве, жег их на кострах, топил в Волхове, побивал каменьем. Худые
урожаи и десятилетняя дороговизна приводили граждан в отчаяние. "Вопль и
стенание (говорит Летописец) раздавались на площадях и на улицах; бедные
шатались как тени, падали, умирали, дети пред родителями, отцы и матери пред
детьми: одни бежали от голода в Литву, или в землю Немецкую, или во Псков;
другие из хлеба шли в рабство к купцам Магометанской и Жидовской Веры. Не было
правды ни в судах, ни во граде. Восстали ябедники, лжесвидетели, грабители; наши
старейшины утратили честь свою, и мы сделались поруганием для соседов". К сим
народным бедствиям присоединились внешние опасности. Слабая Держава может
существовать только союзом с сильными: ослепленный Новгород досаждал всем и не
имел друзей. Один из Князей Суздальских, Василий Юрьевич, внук Кирдяпин и
наследственный враг Москвы, был ласково принят Новогородцами и начальствовал у
них в Яме. К неудовольствию же Великого Князя они вызвали из Литвы внука
Ольгердова, Иоанна Владмировича, и дали ему свои пригороды в угодность Казимиру;
между тем не угодили и последнему. Казимир хотел, чтобы они взяли от него
Наместников в свою столицу и явно отложились от Василия Василиевича, говоря:
"Для вас единственно я не заключил с ним мира: поддайтесь мне, и вы будете со
всех сторон безопасны". Новогородцы, еще не расположенные изменить Русскому
отечеству, посмеялись над властолюбием Казимира: отпустили Иоанна в Литву и
вторично приняли к себе Лугвениева сына, Юрия, бывшего в Москве. Тщетно
Псковитяне искали их дружбы и давали им пример благоразумия, стараясь быть в
тесной связи с Москвою, которая долженствовала рано или поздно спасти
северо-западную Россию от хищности иноплеменников. Князья - иногда Российские,
иногда Литовские - начальствовали во Пскове, но всегда именем Великого Князя, с
его согласия, и присягали в верности сперва ему, а потом народу. Следуя иным
правилам, Новогородцы видели в гражданах сей области уже не братьев, а слуг
Московских и своих совместников в выгодах Немецкой торговли. Те и другие
воевали, мирились, заключали договоры, особенно с Державами иноземными, не думая
о благе общем. Новогородцы в 1442 году взяли всех Немецких купцов под стражу:
Псковитяне дружелюбно торговали с Ганзою. В Шведской Финляндии властвовал тогда
Государственный Маршал, Карл Кнутсон, получив ее в Удел от Верховного совета и
Короля: он жил в Выборге и, стараясь ничем не оскорблять Новогородцев, злобился
на Псковитян, которые повесили несколько Чухонцев за воровство в земле своей:
мстил им, без объявления войны брал людей в плен и требовал окупа. В 1443 году
Магистр Ливонского Ордена, Финке фон Оберберген, возобновил мир с областию
Псковскою на 10 лет и был неприятелем Новогородцев: сжег предместие Ямы и велел
сказать им как бы в насмешку, что не он, а Герцог Клевский из заморья воюет
Россию.
Так сказано в нашей летописи: бумаги Немецкого
Ордена, хранящиеся в древнем Кенигсбергском Архиве, объясняют для нас сей
предлог войны с ее достопамятными обстоятельствами. Еще в 1438 году великий
Магистр Немецкий писал к Новогородскому Князю Юрию, чтобы он благосклонно принял
юного Принца Клевского, Эбергарда, едущего в Палестину через Россию, и доставил
ему все способы для пути безопасного; но Эбергард возвратился в Ригу с жалобами
на претерпенные им в Новогородской земле оскорбления. Рыцари за него вступились
и собрали войско, которое будто бы само собою, без их ведома, начало
неприятельские действия. Финке уверял, что Орден желает единственно
удовлетворения за обиду Принца Кдевского и за многие другие, сделанные Немцам
беспокойными, наглыми Россиянами, любящими отнимать чужое и жаловаться.
Великий Герцог Литовский, Казимир, был между ими посредником, величаясь именем
Государя Новогородцев, единственно потому, что они со времен Гедиминовых
принимали к себе Литовских Князей в областные начальники; но Финке, благосклонно
встретив Казимировых Послов, не устыдился взять под стражу Новогородского, даже
ограбил его и выслал нагого из Ливонии. - Раздраженные Новогородцы опустошили
Ливонские селения за Наровою: Немцы землю Водскую, берега Ижоры и Невы; опять
приступили к Яме и хотели пушками разрушить ее стены, но через пять дней сняли
осаду. Немецкие Летописцы прибавляют, что Россияне заманили Магистра в какое-то
ущелье и побили у него множество воинов; что он, желая отметить им новым
впадением в их пределы, возвратился с новою неудачею и стыдом. Несмотря на то,
гордый Финке вторично отвергнул мирные предложения Новогородцев, сказав их
Послам в Риге, что не заключит мира, если они не уступят ему всей реки Наровы с
островом. Доселе действовав только собственными силами, Ливонцы предприяли
наконец вооружить на Россиян знатную часть Европы, посредством Великого Магистра
Прусского, бывшего в тесной связи с Римом и с Государями Северными; хотели уже
не грабежа, не маловажных сшибок, но решительного удара. В 1447 году Орден
заключил договор с Королем Дании, Норвегии и Швеции, Христофором, чтобы
совокупными силами воевать землю Новогородскую: Немцам взять Копорье и Нейшлот,
Шведам - Орехов, Ландскрону, и проч. Великий Магистр Прусский убеждал Папу
содействовать молитвою и деньгами к усмирению неверных Россиян; писал к
Императору, к Курфирстам и вызывал из Германии всех православных витязей служить
Богу и Его матери, казнить отступников злочестивых на берегах Волхова;
писал также ко всем городам Ганзейским, к Любеку, Висмару, Ростоку,
Грейфсвальдену, чтобы они запретили купцам своим возить хлеб в Новгород.
Вооруженные Ливонские суда заняли Неву и брали в добычу всякий нагруженный
съестными припасами корабль, идущий в Ладожское озеро, не исключая ни союзных
Шведских, ни Прусских. Войско Немецкого Ордена отправилось морем из Данцига и
сухим путем из Мемеля к Нарве: пехота, конница и пушкари, с Рыцарем Генрихом,
искусным в употреблении огнестрельного снаряда. В Бранденбурге, Эльбинге,
Кенигсберге и во всех городах Прусских народ торжественно молился о счастливом
успехе Христианского оружия против язычников (contra paganos)
Новогородских и союзников их, Москвитян, Волохов и Татар: Латинские
обедни и церковные ходы долженствовали склонить Небо к совершенному истреблению
сей Российской народной Державы, более именем, нежели силами Великой,
опустошенной тогда голодом и болезнями.
Какие были следствия мер столь важных и
грозных? В наших летописях сказано единственно, что Ливонские Рыцари, Король
Шведский и Прусский (то есть великий Магистр Немецкого Ордена), в 1448
году имев битву с Новогородцами на берегах Наровы, ушли назад; а Двиняне близ
Неноксы разбили Шведов, которые приходили туда морем из Лапландии. - Ни
Татары, ни Волохи, ни Москвитяне не помогали Новугороду: "Я
даю ему Князей, но без войска", - писал Казимир к Немцам. В бумагах Орденских
упоминается только о каком-то знаменитом человеке, который в 1447 году ехал из
Моравии с шестьюстами всадников на помощь к Новогородскому Князю Юрию,
сыну Лугвениеву.
В сие время Новогородцы имели еще двух
неприятелей: Князь Борис Тверской безжалостно грабил их землю, и народ Югорский,
угнетаемый ими, объявил себя независимым. Воеводы Двинские, Василий Шенкурский и
Михайло Яковлев, пришли к ним с тремя тысячами воинов. Жители употребили
хитрость. "Дайте нам время собрать дань, - говорили они: - сделав расчет между
собою, мы покажем вам урочища и станы"; но, усыпив Россиян обещаниями и ласками,
побили их наголову. Новогородцы оружием усмирили сих бунтующих данников, а Князя
Тверского старались усовестить словами дружелюбными; заключили наконец союз с
добрыми Псковитянами и перемирие с Немцами на 25 лет.
Гораздо важнейшие происшествия ожидают нас в
Московском великом княжении. Смерть Витовта, деда, опекуна Василиева, уничтожив
связь притворного дружества между Литвою и нашим Государством, возобновила их
естественную взаимную ненависть друг к другу, еще усиленную раздором церковным.
Неприятели Казимировы искали убежища в Москве: сын Лугвениев, Князь Юрий, выехав
из Новагорода и заняв вооруженною рукою Смоленск, Полоцк, Витебск, но будучи не
в силах противиться Казимиру, бежал к Великому Князю. Однако ж войны не было до
1444 года: в сие время, зимою, Василий послал двух служащих ему Царевичей
Могольских на Брянск и Вязьму. Нечаянность их впадения благоприятствовала
успеху, если можно назвать успехом грабеж и кровопролитие бесполезное: Татары и
Москвитяне опустошили села и города почти до Смоленска. Явились мстители: 7000
Литовцев, предводимых семью Панами, разорили беззащитные окрестности Козельска,
Калуги, Можайска, Вереи. Собралось несколько сот Россиян под начальством Воевод
Можайского, Верейского и Боровского: презирая многочисленность неприятеля, они
смело ударили на Казимировых панов в Суходрове и были разбиты. Впрочем, Литовцы,
не взяв ни одного города, удалились с пленниками.
Великий Князь не мог отразить их для того, что
имел дело с другим неприятелем. Царевич Золотой Орды, именем Мустафа, желая
добычи, вступил в Рязанскую область, пленил множество безоружных людей и, взяв
за них окуп, ушел; но скоро опять возвратился к Переславлю, требуя уже не денег,
а только убежища. Настала зима необыкновенно холодная, с глубокими снегами,
жестокими морозами и вьюгами: Татары не могли достигнуть Улусов, лишились коней
и сами умирали в поле. Граждане Переславские, не смея отказать им, впустили их в
свои жилища; однако ж ненадолго: ибо Василий послал Князя Оболенского с
Московскою дружиною и с Мордвою выгнать Царевича из наших пределов. Мустафа,
равно опасаясь и жителей и рати Великокняжеской, по требованию первых вышел из
города, стал на берегах речки Листани и спокойно ожидал неприятелей. С одной
стороны наступили на него Воеводы Московские с конницею и пехотою, вооруженною
ослопами, или палицами, топорами и рогатинами; с другой Рязанские
Козаки и Мордва на лыжах, с сулицами, копьями и саблями. Татары, цепенея
от сильного холода, не могли стрелять из луков и, несмотря на свою
малочисленность, смело пустились в ручной бой. Они, конечно, не имели средства
спастися бегством; но от них зависело отдаться в плен без кровопролития: Мустафа
не хотел слышать о таком стыде и бился до изнурения последних сил. Никогда
Татары не изъявляли превосходнейшего мужества: одушевленные словами и примером
начальника, резались как исступленные и бросались грудью на копья. Мустафа пал
Героем, доказав, что кровь Чингисова и Тамерланова еще не совсем застыла в
сердце Моголов; другие также легли на месте; пленниками были одни раненые, и
победители, к чести своей, завидовали славе побежденных. - Чрез несколько
времени Татары Золотой Орды - желая, как вероятно, отмстить за Мустафу - воевали
области Рязанские и Мордовские; но не сделали ничего важного.
Неприятель опаснейший явился с другой стороны,
Царь Казанский, Улу-Махмет; взял старый Новгород Нижний, оставленный без защиты,
и шел к Мурому. Великий Князь собрал войско: Шемяка, Иоанн Андреевич Можайский,
брат его Михаил Верейский и Василий Ярославич Боровский, внук Владмира Храброго,
находились под Московскими знаменами. Махмет отступил: передовой отряд наш
разбил Татар близ Мурома, Гороховца и в других местах. Не желая во время
тогдашних зимних холодов гнаться за Царем, великий Князь возвратился в столицу.
Весною пришла весть, что Махмет осадил Нижний Новгород, послав двух сыновей,
Мамутека и Ягупа, к Суздалю. Уже полки были распущены: надлежало вновь собирать
их. Василий Василиевич с одною Московскою ратию пришел в Юрьев, где встретили
его Воеводы Нижегородские: долго терпев недостаток в хлебе, они зажгли крепость
и ночью бежали оттуда. Чрез несколько дней присоединились к Москвитянам Князья
Можайский, Верейский и Боровский, но с малым числом ратников. Шемяка обманул
Василия: сам не поехал и не дал ему ни одного воина; а Царевич Бердата, друг и
слуга Россиян, еще оставался назади. Великий Князь расположился станом близ
Суздали, на реке Каменке: слыша, что неприятель идет, воины оделись в латы и,
подняв знамена, изготовились к битве: но долго ждав Моголов, возвратились в
стан. Василий ужинал и пил с Князьями до полуночи; а в следующий день, по
восхождении солнца отслушав Заутреню, снова лег спать. Тут узнали о переправе
неприятеля через реку Нерль, сделалась общая тревога. Великий Князь, схватив
оружие, выскочил из шатра и, в несколько минут устроив рать, бодро повел оную
вперед, при звуке труб, с распущенными хоругвями. Но сие шумное ополчение,
предводимое внуками Донского и Владимира Храброго, состояло не более как из 1500
Россиян, если верить Летописцу; силы Государства Московского не уменьшились:
только Василий не умел подражать деду и словом творить многочисленные воинства;
земля оскудела не людьми, но умом Правителей.
Впрочем, сия горсть людей казалась сонмом
Героев, текущих к верной победе. Князья и воины не уважали Татар; видели их
превосходную силу и, вопреки благоразумию, схватились с ними на чистом поле близ
монастыря Евфимиева. Неприятель был вдвое многочисленнее; однако ж Россияне
первым ударом обратили его в бегство, может быть, притворное: он хотел, кажется,
чтобы наше войско расстроилось. По крайней мере так. случилось: Москвитяне, видя
тыл неприятельской рати, устремились за нею без всякого порядка: всякий хотел
единственно добычи; кто обдирал мертвых, кто без памяти скакал вперед, чтобы
догнать обоз Царевичей или брать пленников. Татары вдруг остановились,
поворотили коней и со всех сторон окружили мнимых победителей, рассеянных,
изумленных. Еще Князья наши старались восстановить битву; сражались толпы с
толпами, воин с воином, долго, упорно; везде число одолело, и Россияне, положив
на месте 500 Моголов, были истреблены. Сам Великий Князь, личным мужеством
заслужив похвалу - имея простреленную руку, несколько пальцев отсеченных,
тринадцать язв на голове, плечи и грудь синие от ударов - отдался в плен вместе
с Михаилом Верейским и знатнейшими Боярами. Иоанн Можайский, оглушенный сильным
ударом, лежал на земле: оруженосцы посадили его на другого коня и спасли.
Василий Ярославич Боровский также ушел; но весьма немногие имели сие счастие.
Смерть или неволя были жребием остальных. Царевичи выжгли еще несколько сел, два
дня отдыхали в монастыре Евфимиеве и, сняв там с несчастного Василия златые
кресты, послали оные в Москву, к его матери и к супруге, в знак своей победы.
Столица наша затрепетала от сей вести: Двор и
народ вопили. Москва видала ее Государей в злосчастии и в бегстве, но никогда не
видала в плену. Ужас господствовал повсюду. Жители окрестных селений и
пригородов, оставляя домы, искали убежища в стенах Кремлевских: ибо ежечасно
ждали нашествия варваров, обманутые слухом о силе Царевичей. Новое бедствие
довершило жалостную судьбу Москвитян и пришельцев: ночью сделался пожар внутри
Кремля, столь жестокий, что не осталось ни одного деревянного здания в целости:
самые каменные церкви и стены в разных местах упали; сгорело около трех тысяч
человек и множество всякого имения. Мать и супруга Великого Князя с Боярами
спешили удалиться от сего ужасного пепелища: они уехали в Ростов, предав народ
отчаянию в жертву. Не было ни Государя, ни правления, ни столицы. Кто мог,
бежал; но многие не знали, где найти пристанище, и не хотели пускать других.
Чернь в шумном совете положила укрепить город: избрали Властителей; запретили
бегство; ослушников наказывали и вязали; починили городские ворота и стены;
начали строить и жилища. Одним словом, народ сам собою восстановил и порядок из
безначалия, и Москву из пепла, надеясь, что Бог возвратит ей и Государя. - Между
тем, пользуясь ее сиротством и несчастием, хищный Князь Борис Александрович
Тверской прислал Воевод своих разграбить в Торжке все имение купцев Московских.
Несмотря на пороки или недостатки Василия,
Россияне Великого Княжения видели в нем единственно о законного Властителя и
хотели быть ему верными: плен его казался им тогда главным бедствием. Царевичи,
хотя и победители, вместо намерения идти к Москве - чего она в безрассудном
страхе ожидала - мыслили единственно как можно скорее удалиться с добычею и с
важным пленником, имея столь мало войска. От Суздаля они пришли к Владимиру; но
только погрозив жителям, через Муром возвратились к отцу в Нижний. Сам Мах-мет
опасался Россиян и не рассудил за благо остаться в наших пределах: зная
расположение Шемяки, отправил к нему посла, именем Бигича, с дружескими
уверениями; а сам отступил к Курмышу, взяв с собою Великого Князя и Михаила
Верейского.
Шемяка радовался бедствию Василия, которое
удовлетворяло его властолюбию и ненависти к сему злосчастному пленнику. Он
принял Царского Мурзу с величайшею ласкою: угостил и послал с ним к Махмету
дьяка Федора Дубенского для окончания договоров. Дело шло о том, чтобы Василию
быть в вечной неволе, а Шемяке Великим Князем под верховною властию Царя
Казанского. Но Махмет, долго не имев вести о Бигиче, вообразил или поверил
слуху, что Шемяка убил его и хочет господствовать в России независимо. Еще и
другое обстоятельство могло способствовать счастливой перемене в судьбе Василия.
Один из Князей Болгарских или Могольских, именем Либей, завладел тогда Казанью
(после он был умерщвлен сыном Ханским, Мамутеком). Желая скорее возвратиться в
Болгарию, Царь советовался с ближними, призвал великого Князя и с ласкою объявил
ему свободу, требуя от него единственно умеренного окупа и благодарности.
Василий, прославив милость Неба и Царскую, выехал из Кур-мыша с Князем Михаилом,
с Боярами и со многими послами Татарскими, коим надлежало проводить его до
столицы; отправил гонца в Москву к Великим Княгиням и сам вслед за ним спешил в
любезное отечество. Между тем Дьяк Шемякин и Мурза Бигич плыли Окою от Мурома к
Нижнему: услышав о свободе Великого Князя, они возвратились от Дудина монастыря
в Муром, где Наместник, Князь Оболенский, взял Бигича под стражу.
В тот самый день, когда Царь отпустил Василия в
Россию - 1 Октября [1445 г.] - Москва испытала один из главных естественных
ужасов, весьма необыкновенный для стран северных: землетрясение. В шестом часу
ночи поколебался весь город, Кремль и посад, домы и церкви; но движение было
тихо и непродолжительно: многие спали и не чувствовали оного; другие
обеспамятели от страха, думая, что земля отверзает недра свои для поглощения
Москвы. Несколько дней ни о чем ином не говорили в домах и на Красной площади;
считали сей феномен предтечею каких-нибудь новых государственных бедствий и тем
более обрадовались нечаянному известию о прибытии Великого Князя. Не только в
столице, но и во всех городах, в самых хижинах сельских добрые подданные
веселились, как в день Светлого Праздника, и спешили издалека видеть Государя. В
Переславле нашел Василий мать, супругу, сыновей своих, многих Князей, Бояр,
детей Боярских и вообще столько ратных людей, что мог бы смело идти с ними на
сильнейшего из врагов России. Сия усердная, великолепная встреча напомнила
величие Героя Димитрия, приветствуемого народом после Донской битвы: дед пленял
Россиян славою, внук трогал сердца своим несчастием и неожидаемым спасением. -
Но Василий (17 ноября) с горестию въехал в столицу, медленно возникающую из
пепла; вместо улиц и зданий видел пустыри; сам не имел дворца и, жив несколько
времени за городом в доме своей матери, на Ваганкове, занял в Кремле двор Князя
Литовского, Юрия Патрикиевича.
Еще мера зол, предназначенных судьбою сему
Великому Князю, не исполнилась: ему надлежало испытать лютейшее, в
доказательство, что и на самой земле бывает возмездие по делам каждого. Опасаясь
Василия, Димитрий Шемяка бежал в Углич, но с намерением погубить неосторожного
врага своего, который, еще не ведая тогда всей его злобы и поверив ложному
смирению, новою договорною грамотою утвердил с ним мир. Димитрий вступил в
тайную связь с Иоанном Можайским, Князем слабым, жестокосердным, легкомысленным,
и без труда уверил его, что Василий будто бы клятвенно обещал все Государство
Московское Царю Махмету, а сам намерен властвовать в Твери. Скоро пристал к ним
и Борис Тверской, обманутый сим вымыслом и страшась лишиться княжения. Главными
их наушниками и подстрекателями были мятежные Бояре умершего Константина
Димитриевича, завистники Бояр Великокняжеских; сыскались изменники и в Москве,
которые взяли сторону Шемяки, вообще нелюбимого: в числе их находились Боярин
Иван Старков, несколько купцев, Дворян, даже Иноков. Умыслили не войну, а
предательство; положили нечаянно овладеть столицею и схватить Великого Князя;
наблюдали все его движения и ждали удобного случая.
[1446 г.] Василий, следуя обычаю отца и деда,
поехал молиться в Троицкую Обитель, славную добродетелями и мощами Св. Сергия,
взяв с собою двух сыновей с малым числом придворных. Заговорщики немедленно дали
о том весть Шемяке и Князю Можайскому, Иоанну, которые были в Рузе, имея в
готовности целый полк вооруженных людей. Февраля 12 ночью они пришли к Кремлю,
где царствовала глубокая тишина; никто не мыслил о неприятеле; все спали;
бодрствовали только изменники и без шума отворили им ворота. Князья вступили в
город, вломились во дворец, захватили мать, супругу, казну Василиеву, многих
верных Бояр, опустошив их домы; одним словом, взяли Москву. В ту же самую ночь
Шемяка послал Иоанна Можайского с воинами к Троицкой Лавре.
Великий Князь, ничего не зная, слушал обедню у
гроба Св. Сергия. Вдруг вбегает в церковь один дворянин, именем Бунко, и
сказывает о происшедшем. Василий не верит. Сей дворянин служил прежде ему, а
после отъехал к Шемяке, и тем более казался вестником ненадежным. "Вы только
мутите нас, - ответствовал Василий: - я в мире с братьями", - и выгнал Бунка из
монастыря; но одумался и послал несколько человек занять гору на Московской
дороге. Передовые воины Иоанновы, увидев сих людей, известили о том своего
Князя: он велел закрыть 40 или 50 саней циновками и, спрятав под ними ратников,
отправил их к горе. Стражи Василиевы дремали, не веря слуху о неприятеле, и
спокойно глядели на мнимый обоз, который, тихо взъехав на гору, остановился:
циновки слетели с саней; явились воийы и схватили оплошную стражу. Тогда -
уверенные, что жертва в их руках - они сели на коней и пустились во всю прыть к
селу Клементьевскому. Уже Василий не мог сомневаться в опасности, собственными
глазами видя скачущих всадников: бежит на конюшенный двор, требует лошадей и не
находит ничего готового; все люди в изумлении от ужаса; не знают, что говорят и
делают. Уже всадники пред вратами монастырскими. Великий Князь ищет убежища в
церкви: пономарь, впустив его, запирает двери. Чрез несколько минут монастырь
наполнился людьми вооруженными: сам Иоанн Можайский подъехал на коне к церкви и
спрашивал, где Великий Князь? Услышав его голос, Василий громко закричал: "Брат
любезный! помилуй! Не лишай меня Святого места: никогда не выйду отсюда: здесь
постригуся; здесь умру". Взяв с гроба Сергиева икону Богоматери, он немедленно
отпер южные ворота церковные, встретил Иоанна и сказал ему: "Брат и друг мой!
Животворящим Крестом и сею иконою, в сей церкви, над сим гробом преподобного
Сергия клялися мы в любви и верности взаимной, а что теперь делается надо мною,
не понимаю". Иоанн ответствовал: "Государь! если захотим тебе зла, да будет и
нам зло. Нет, желаем единственно добра Христианству и поступаем так с намерением
устрашить Махметовых слуг, пришедших с тобою, чтобы они уменьшили твой окуп".
Великий Князь поставил икону на ее место, пал ниц пред ракою Св. Сергия и начал
молиться громогласно, с таким умилением, с таким жаром, что самые злодеи его не
могли от слез удержаться; а Князь Иоанн, кивнув головою пред образами, спешил
выйти из церкви и тихо сказал Боярину Шемякину, Никите: "Возьми его!" Василий
встал и спросил: "Где брат мой, Иоанн?" Ты пленник Великого Князя, Димитрия
Юрьевича, отвечал Никита, схватив его за руки. "Да будет воля Божия!" -
сказал Василий. Жестокий Вельможа посадил несчастного Князя в голые сани вместе
с каким-то Монахом и повез в столицу; а Московских Бояр всех оковали цепями:
других же слуг Великокняжеских ограбили и пустили нагих.
На другой день привезли Василия в Москву прямо
на двор к Шемяке, который жил в ином доме; на четвертый день [16 Февраля],
ночью, ослепили Великого Князя, от имени Димитрия Юрьевича, Иоанна Можайского и
Бориса Тверского, которые велели ему сказать: "Для чего любишь Татар и даешь им
Русские города в кормление? Для чего серебром и золотом Христианским осыпаешь
неверных? Для чего изнуряешь народ податями? Для чего ослепил ты брата нашего,
Василия Косого?" - Вместе с супругою отправили Великого Князя в Углич, а мать
его Софию в Чухлому. Сыновья же Василиевы, Иоанн и Юрий, под защитою своей
невинности спаслися от гонителей: пестуны сокрыли их в монастыре и ночью уехали
с ними к Князю Ряполовскому, Ивану, в село Боярово, недалеко от Юрьева. Сей
Верный Князь с двумя братьями, Симеоном и Димитрием, вооружился, собрал людей,
сколько мог, и повез младенцев, надежду России, в Муром, укрепленный и
безопаснейший других городов.
Ужас господствовал в Великом Княжении.
Оплакивали судьбу Василия, гнушались Шемякою. Князь Боровский, Василий
Ярославич, брат Великой Княгини Марии, не хотел остаться в России после такого
злодеяния, отъехал в Литовскую землю, где Казимир дал ему в Удел Брянск, Гомель,
Стародуб и Мстиславль. Но Дворяне Московские, хотя и с печальным сердцем,
присягнули Димитрию Шемяке, все, кроме одного, именем Федора Басенка,
торжественно объявившего, что не будет служить варвару и хищнику. Димитрий велел
оковать его: Басенок ушел из темницы в Литву со многими единомышленниками к
Василию Ярославичу, который сделал его и Князя Симеона Ивановича Оболенского
начальниками в Брянске. Шемяка, приняв на себя имя Великого Князя, отдал Суздаль
презрительному сподвижнику своему, Иоанну Можайскому; но скоро взял у него назад
сию область и вследствие письменного договора уступил, вместе с Нижним, с
Городцом и даже с Вяткою, как законную наследственную собственность, внукам
Кирдяпиным, Василию и Феодору Юрьевичам; то есть бессмысленно хотел уничтожить
полезное дело Василия I, присоединившего древнее Суздальское Княжение к Москве.
В договорной грамоте Шемяка, предоставив себе единственно честь старейшинства,
соглашается, чтобы Юрьевичи, подобно их прадеду Димитрию Константиновичу, тестю
Донского, господствовали независимо и сами управлялись с Ордою; обе стороны
равно обязываются не входить ни в какие особенные переговоры с несчастным
слепцом Василием; села и земли, купленные Московскими Боярами вокруг Суздаля,
Городца, Нижнего, долженствовали безденежно возвратиться к прежним владельцам, и
проч. Что заставило Шемяку быть столь благосклонным к двум изгнанникам, которые,
не хотев служить Василию Темному, скитались по России из места в место? Он
боялся народной ненависти и малодушно искал опоры в сих братьях, из коих
старший, служа Новугороду, отличился в битве с Немцами и славился храбростию. Не
имея ни совести, ни правил чести, ни благоразумной системы Государственной,
Шемяка в краткое время своего владычества усилил привязанность Москвитян к
Василию и, в самых гражданских делах попирая ногами справедливость, древние
уставы, здравый смысл, оставил навеки память своих беззаконий в народной
пословице о суде Шемякине, доныне употребительной.
Он не умертвил великого Князя единственно для
того, что не имел дерзости Святополка I; лишив его зрения, оправдывался законом
мести и собственным примером Василия, который ослепил Шемякина брата. Но
Москвитяне - соглашаясь, что несчастие Василиево было явным попущением Божиим, -
усердно молили Небо избавить их от властителя недостойного; воспоминали добрые
качества слепца: его верность в правоверии, суд без лицеприятия, милость к
Князьям Удельным, к народу, к самому Шемяке. Лазутчики Димитрия в столице, на
площади, в домах Бояр и граждан видели печаль, слышали укоризны; даже многие
города не поддавались ему. В сих обстоятельствах надлежало Шемяке показать
смелую решительность: к счастию, злодеи не всегда имеют оную; устрашаются
крайности и не достигают цели. Он боялся младенцев Великокняжеских, хранимых в
Муроме Князьями Ряполовскими, верными Боярами и малочисленною воинскою дружиною;
но не хотел употребить насилия: призвал в Москву Рязанского Епископа Иону и
сказал ему: "Муж Святый! обещаю доставить тебе сан Митрополита; но прошу твоей
услуги. Иди в свою Епископию, в город Муром; возьми детей Великого Князя
на свою епитрахиль и привези ко мне: я готов на всякую милость; выпущу
отца их; дам им Удел богатый, да господствуют в оном и живут в изобилии". Иона,
не сомневаясь в его искренности, отправился в Муром и ревностно старался успеть
в Димитриевом поручении. Бояре колебались. "Если не послушаем Святителя, -
думали они, - то Димитрий силою возьмет Муром и детей Великокняжеских: что будет
с ними, с несчастным их родителем и с нами?" Бояре требовали клятвы от Ионы и
привели младенцев в храм Богоматери, где Епископ, отпев молебен, торжественно
принял их с церковной пелены на свою епитрахиль, в удостоверение, что Димитрий
не сделает им ни малейшего зла. Князья Ряполовские и друзья их, успокоенные
обрядом священным, сами поехали с драгоценным залогом к Шемяке, бывшему тогда в
Переславле. Сей лицемер плакал будто бы от умиления: ласкал, целовал юных
невинных племянников; угостил обедом и дарами, а на третий день отправил с тем
же Ионою к отцу в Углич. Иона возвратился в Москву и занял дом Митрополитский;
но Василий и семейство его остались под стражею. Шемяка не исполнил обета.
Сие вероломство изумило Бояр: добрые Князья
Ряполовские были в отчаянии. "Не дадим веселиться злобе", - сказали они и
решились низвергнуть Димитрия. К ним пристали Князь Иван Стрига-Оболенский,
Вельможа Ощера и многие дети Боярские: условились с разных сторон идти к Угличу;
в один день и час явиться под его стенами, овладеть городом, освободить Василия.
Заговор не имел совершенного успеха; однако ж произвел счастливое действие.
Узнав намерение Ряполовских, тайно выехавших из Москвы, Димитрий отправил
Воеводу своего вдогон за ними; но сии мужественные витязи разбили дружину
Шемякину и видя, что умысел их открылся, поехали в Литву к Василию Ярославичу
Боровскому, чтобы вместе с ним взять меры в пользу Великого Князя. Они проложили
туда путь всем их многочисленным единомышленникам; из столицы и других городов
люди бежали в Малороссию, проклиная Шемяку, который трепетал в Московском
дворце, ежедневно получая вести о всеобщем негодовании народа. Призвав
Епископов, он советовался с ними и с Князем Иоанном Можайским, освободить ли
Василия? чего неотступно требовал Иона, говоря ему: "Ты нарушил устав правды;
ввел меня в грех, постыдил мою старость. Бог накажет тебя, если не выпустишь
Великого Князя с семейством и не дашь им обещанного Удела. Можешь ли опасаться
слепца и невинных младенцев? Возьми клятву с Василия, а нас Епископов во
свидетели, что он никогда не будет врагом твоим". Шемяка долго размышлял;
наконец согласился. Должны ли вероломные надеяться на верность обманутых ими? Но
злодеи, освобождая себя от уз нравственности, мыслят, что не всем дана сила
попирать ногами святыню, и сами бывают жертвою легковерия. Димитрий хотел, по
тогдашнему выражению, связать душу Василиеву Крестом и Евангелием так,
чтобы не оставить ему на выбор ничего, кроме рабского смирения или Ада; приехал
в Углич со всем Двором, с Князьями, Боярами, Епископами, Архимандритами; велел
позвать Василия, обнял его дружески, винился, изъявлял раскаяние, требовал
прощения великодушного. "Нет! - ответствовал Великий Князь с сердечным
умилением: - я один во всем виновен; пострадал за грехи мои и беззакония;
излишно любил славу мира и преступал клятвы; гнал вас, моих братьев; губил
Христиан и мыслил еще изгубить многих; одним словом, заслуживал казнь смертную.
Но ты, Государь, явил милосердие надо мною и дал мне средство к покаянию". Слова
лились рекою вместе со слезами; вид, голос подтверждали их искренность. Шемяка
был совершенно доволен: все другие плакали, славя Ангельское смирение души
Василиевой. Может быть, Великий Князь действительно говорил и чувствовал одно в
порыве Христианской набожности, которая питается уничижением земной гордости.
Обряд крестного целования заключился великолепною трапезою у Шемяки: Василий
обедал у него с супругою и с детьми, со всеми Вельможами и Епископами; принял
богатые дары и Вологду в Удел; пожелал Димитрию благополучно властвовать над
Московским Государством и с своими домашними отправился к берегам Кубенского
озера.
Скоро увидел Шемяка свою ошибку. Василий,
пробыв несколько дней в Вологде как в печальной ссылке, поехал на богомолье в
Белозерский Кириллов монастырь, где умный Игумен Трифон, согласно с его
желанием, объявил ему, что клятва, данная им в Угличе, не есть законная, быв
действием неволи и страха. "Родитель оставил тебе в наследие Москву, - говорил
Трифон: - да будет грех клятвопреступления на мне и на моей братии! Иди с Богом
и с правдою на свою отчину; а мы за тебя, Государя, молим Бога". Игумен и все
Иеромонахи благословили Василия на Великое Княжение. Он успокоился в совести.
Ежедневно приходило к нему множество людей из разных городов, требуя чести
служить Верою и правдою истинному Государю России; в том числе находились
знатнейшие Бояре и дети Боярские. Василий уже не хотел ехать назад в Вологду, но
прибыл в Тверь, где Князь Борис Александрович, оставив прежнюю злобу, вызвался
помогать ему с условием, чтобы он женил сына своего, семилетнего Иоанна, на его
дочери, Марии. Торжественное обручение детей утвердило союз между отцами, и
Тверская дружина усилила Великокняжескую. Василий решился идти к Москве.
С другой стороны спешили туда Князья Боровский,
Ряполовские, Иван Стрига-Оболенский, Федор Басенок, собрав войско в Литве. На
пути они нечаянно встретили Татар и готовились к битве с ними; но открылось, что
сии мнимые неприятели шли на помощь к Василию, предводимые Царевичами Касимом и
Ягупом, сыновьями Царя Улу-Махмета. "Мы из земли Черкасской и друзья Великого
Князя, - говорили Татары, - знаем, что сделали с ним братья недостойные; помним
любовь и хлеб его; желаем теперь доказать ему нашу благодарность". Князья
Российские дружески обнялися с Царевичами и пошли вместе.
Шемяка, сведав о намерении Василия и желая не
допустить его до Москвы, расположился станом у Волока Ламского; но Великий
Князь, уверенный в доброхотстве ее граждан, тайно отправил к ним Боярина
Плещеева с малочисленною дружиною. Сей Боярин умел обойти рать Шемякину и ночью,
накануне Рождества, был уже под стенами Кремлевскими. В церквах звонили к
Заутрене; одна из Княгинь ехала в собор: для нее отворили Никольские ворота, и
дружина Великокняжеская, пользуясь сим случаем, вошла в город. Тут раздался стук
оружия: Наместник Шемякин убежал из церкви; Наместник Иоанна Можайского попался
в руки к Василиевым Воеводам, которые в полчаса овладели Кремлем. Бояр
неприятельских оковали цепями; а граждане с радостию вновь присягнули Василию.
[1447 г.] Димитрий Шемяка услышал в одно время,
что Москва взята и что от Твери идет на него Великий Князь, а с другой стороны
Василий Ярославич Боровский с Татарами: не имея доверенности ни к своему войску,
ни к собственному мужеству, Димитрий и Можайский ушли в Галич, оттуда в Чухлому
и в Каргополь, взяв с собою мать Василиеву, Софию. Великий же Князь соединился
близ Углича с Василием Боровским и завоевал сей город, под коим убили одного из
храбрейших его Воевод, Литвина Юрия Драницу; в Ярославле нашел Царевичей, Касима
с Ягупом, и при восклицаниях усердного народа вступил в Москву, послав Боярина
Кутузова сказать Шемяке: "Брат Димитрий! какая тебе честь и хвала держать в
неволе мать мою, а свою тетку? Ищи другой славнейшей мести, буде хочешь: я сижу
на престоле Великокняжеском!" Димитрий советовался с Боярами. Видя изнеможение
своих людей, утомленных бегством - желая смягчить Великого Князя и чувствуя в
самом деле бесполезность сего залога - он велел знатному Боярину своему, Михайлу
Сабурову, проводить Великую Княгиню до Москвы. Василий встретил мать в Троицкой
Лавре; а Боярин Сабуров, им обласканный, вступил к нему в службу.
Князья Шемяка и Можайский искали мира
посредством Василия Ярославича Боровского и Михаила Андреевича, брата Иоаннова;
винились, давали обеты верности. Шемяка отказывался от Звенигорода, Вятки,
Углича, Ржева: Иоанн от Козельска и разных волостей; тот и другой обязывался
возвратить все похищенное ими в Москве: казну, богатые кресты, иконы, имение
Княгинь и Вельмож, древние грамоты, ярлыки Ханские, требуя единственно, чтобы
Василий оставил их обоих мирно господствовать в Уделах наследственных и не
призывал к себе до избрания Митрополита, который один мог надежно ручаться за
личную для них безопасность в столице. Великий Князь простил Иоанна и дал ему
Бежецкий Верх, из уважения к его брату, Михаилу Андреевичу, и сестре Анастасии,
супруге Бориса Тверского; но еще не хотел примириться с Шемякою. Полки
Московские шли к Галичу. Наконец, убежденный ходатайством их общих
родственников, Василий простил и Шемяку, который обязался страшными клятвами
быть ему искренним другом, славить милость его до последнего издыхания и никогда
не мыслить о Великом Княжении. Крестная или клятвенная грамота Димитриева, тогда
написанная, заключалась сими словами: "Ежели преступлю обеты свои, да лишуся
милости Божией и молитвы Святых Угодников земли нашей, Митрополитов Петра и
Алексия, Леонтия Ростовского, Сергия, Кирилла и других; не буди на мне
благословения Епископов Русских", и проч. - Великий Князь с торжеством
возвратился из Костромы в Москву, отпраздновав мир и Пасху в Ростове у Епископа
Ефрема.
[1448 г.] Своим последним несчастием как бы
примиренный с судьбою и в слепоте оказывая более Государственной прозорливости,
нежели доселе, Василий начал утверждать власть свою и силу Моско