вского Княжения.
Восстановив спокойствие внутри оного, он прежде всего дал Митрополита России,
коего мы восемь лет не имели от раздоров Константинопольского Духовенства и от
собственных наших смятений. Епископы Ефрем Ростовский, Аврамий Суздальский,
Варлаам Коломенский, Питирим Пермский съехались в Москву; а Новогородский и
Тверской прислали грамоты, изъявляя свое единомысле с ними. Они, в угодность
Государю, посвятили Иону в Митрополиты, ссылаясь будто бы, как сказано в
некоторых летописях, на данное ему (в 1437 году) Патриархом благословение; но
Иона в грамотах своих, написанных им тогда же ко всем Епископам Литовской
России, говорит, что он избран по уставу Апостолов Российскими Святителями, и
строго укоряет Греков Флорентийским Собором. По крайней мере с того времени мы
сделались уже совершенно независимы от Константинополя по делам церковным: что
служит к чести Василия. Духовная опека Греков стоила нам весьма дорого. В
течение пяти веков, от Св. Владимира до Темного, находим только шесть
Митрополитов-Россиян; кроме даров, посылаемых Царям и Патриархам, иноземные
Первосвятители, всегда готовые оставить наше отечество, брали, как вероятно,
меры на сей случай, копили сокровища и заблаговременно пересылали их в Грецию.
Они не могли иметь и жаркого усердия к Государственным пользам России; не могли
и столько уважать ее Государей, как наши единоземцы. Сии истины очевидны; но
страх коснуться Веры и переменою в ее древних обычаях соблазнить народ не
дозволял Великим Князьям освободиться от уз духовной Греческой власти;
несогласия же Константинопольского Духовенства по случаю Флорентийского Собора
представили Василию удобность сделать то, чего многие из его предшественников
хотели, но опасались. - Избрание Митрополита было тогда важным Государственным
делом: он служил Великому Князю главным орудием в обуздании других Князей. Иона
старался подчинить себе и Литовские Епархии: доказывал тамошним Епископам, что
преемник Исидоров, Григорий, есть Латинский еретик и лжепастырь; однако ж не
достиг своей цели и возбудил только гнев Папы Пия II, который нескромною Буллою
(в 1458 году) объявил Иону
злочестивым сыном, отступником, и проч.
[1449-1450 гг.] Вторым попечением Василия было
утвердить наследственное право юного сына: он назвал десятилетнего Иоанна
соправителем и Великим Князем, чтобы Россияне заблаговременно привыкли
видеть в нем будущего Государя: так именуется Иоанн в договорах сего времени,
заключенных с Новымгородом и с разными Князьями. Во время несчастия Василиева
Новогородцы признали Шемяку своим Князем и заставили его клятвенно утвердить все
древние права их: Василий, желая тогда отдохновения и мира, также дал им
крестный обет не нарушать сих прав, довольствоваться старинными Княжескими
пошлинами и не требовать народной, или черной дани. Знатнейшие сановники
Новагорода приезжали в Москву и написали договор, во всем подобный тем, какие
они заключали с Ярославом Ярославичем и другими Великими Князьями XIII века. -
Столь же снисходительно поступил Василий и со внуками Кирдяпы: оставил их
господствовать в Нижнем, в Городце, в Суздале, с условием, чтобы они признавали
его своим верховным повелителем, отдали ему Древние ярлыки Ханские на сей Удел,
не брали новых и вообще не имели сношений с Ордою. - Князь Рязанский, Иоанн
Феодорович, обязался грамотою не приставать ни к Литве, ни к Татарам; быть везде
заодно с Василием и судиться у него в случае раздоров с Князем Пронским; а
Великий Князь обещал уважать их независимость, возвратив Иоанну многие древние
места Рязанские по берегам Оки; Бориса же Тверского называет в грамоте равным
себе братом, уверяя, что ни он, Василий, ни сын его не будет мыслить о
присоединении Твери к Московским владениям, хотя бы Татары и предложили ему
взять оную. Из благодарности к верным своим друзьям и сподвижникам, Василию
Ярославичу Боровскому и Михаилу Андреевичу, брату Иоанна Можайского, Великий
Князь утвердил за первым Боровск, Серпухов, Лужу, Хотунь, Радонеж, Перемышль, а
за вторым Верею, Белоозеро, Вышегород, оставив им обоим часть в Московских
сборах и даже освободив некоторые области Михаилова Удела на несколько лет от
Ханской дани, то есть взял ее на себя. Сии грамоты были все подписаны
Митрополитом Ионою, который способствовал и доброму согласию Василиеву с
Казимиром. Посол Литовский, Гарман, был тогда в Москве с письмами и с дарами; а
Великий Князь посылал в Литву Дьяка своего, Стефана. Иона, называясь отцем обоих
Государей, уверял Казимира, что Василий искренно хочет жить с ним в любви
братской.
Новое вероломство Шемяки нарушило спокойствие
Великого Княжения. Еще в конце 1447 года Епископы Российские от имени всего
Духовенства писали к нему, что он не исполняет договора: не отдал увезенной им
Московской казны и драгоценной святыни; грабит Бояр, которые перешли от него в
службу к Василию; сманивает к себе людей Великокняжеских; тайно сносится с
Новымгородом, с Иоанном Можайским, с Вяткою, с Казанью. Над Синею, или
Ногайскою Ордою, рассеянною в степях между Бузулуком и Синим, или Аральским
морем, отчасти же между Черным и рекою Кубою, господствовал Седи-Ахмет, коего
Послы приезжали к Великому Князю: Шемяка не хотел участвовать в издержках для их
угощения, ни в дарах Ханских, ответствуя Василию, что Седи-Ахмет не есть
истинный Царь. "Ты ведаешь, - писали Святители к Димитрию, - сколь трудился отец
твой, чтобы присвоить себе Великое Княжение, вопреки воле Божией и законам
человеческим; лил кровь Россиян, сел на престоле и должен был оставить его;
выехал из Москвы только с пятью слугами и сам звал Василия на Государство; снова
похитил оное - и долго ли пожил? Едва достиг желаемого, и се в могиле,
осужденный людьми и Богом. Что случилось и с братом твоим? В гордости и
высокоумии он резал Христиан, Иноков, Священников: благоденствует ли ныне?
Вспомни и собственные дела свои. Когда безбожный Царь Махмет стоял у Москвы, ты
не хотел помогать Государю и был виною Христианской гибели: сколько истреблено
людей, сожжено храмов, поругано девиц и Монахинь? Ты, ты будешь ответствовать
Всевышнему. Напал варвар Мамутек: Великий Князь сорок раз посылал к тебе,
молил идти с ним на врага; но тщетно! Пали верные воины в битве крепкой: им
вечная память, а на тебе кровь их! Господь избавил Василия от неволи:
ослепленный властолюбием и презирая святость крестных обетов, ты, второй Каин и
Святополк в братоубийстве, разбоем схватил, злодейски истерзал его: на добро ли
себе и людям? Долго ли господствовал? и в тишине ли? Не беспрестанно ли
волнуемый, пореваемый страхом, спешил из места в место, томимый в день заботами,
в нощи сновидениями и мечтами? Хотел большего, но изгубил свое меньшее. Великий
Князь снова на престоле и в новой славе: ибо данного Богом человек не отнимает.
Одно милосердие Василиево спасло тебя. Государь еще поверил клятве твоей и паки
видит измену. Пленяемый честию Великокняжеского имени, суетною, если она не
Богом дарована; или движимый златолюбием, или уловленный прелестию женскою, ты
дерзаешь быть вероломным, не исполняя клятвенных условий мира: именуешь себя
Великим Князем и требуешь войска от Новогородцев, будто бы для изгнания Татар,
призванных Василием и доселе им не отсылаемых. Но ты виною сего: Татары
немедленно будут высланы из России, когда истинно докажешь свое миролюбие
Государю. Он знает все твои происки. Тобою наущенный Казанский Царевич Мамутек
оковал цепями Посла Московского. Седи-Ахмета не признаешь Царем; но разве не в
сих же Улусах отец твой судился с Великим Князем? Не те ли же Царевичи и Князья
служат ныне Седи-Ахмету? Уже миновало шесть месяцев за срок, а ты не возвратил
ни святых крестов, ни икон, ни сокровищ Великокняжеских. И так мы, служители
олтарей, по своему долгу молим тебя, господин Князь Димитрий, очистить совесть,
удовлетворить всем праведным требованиям Великого Князя, готового простить и
жаловать тебя из уважения к нашему ходатайству, если обратишься к раскаянию.
Когда же в безумной гордости посмеешься над клятвами, то не мы, но сам возложишь
на себя тягость духовную: будешь чужд Богу, Церкви, Вере и проклят навеки со
всеми своими единомышленниками и клевретами". - Сие послание не могло тронуть
души, ожесточенной злобою. Прошло два года без кровопролития, с одной стороны в
убеждениях миролюбия, с другой в тайных и явных кознях. Наконец Димитрий решился
воевать. Он хотел нечаянно взять Кострому; но Князь Стрига и мужественный Феодор
Басенок отразили приступ. Узнав о том, Василий собрал и полки и Епископов,
свидетелей клятвы Шемякиной, чтобы победить или устыдить его. Сам Митрополит
провождал войско к Галичу. Как усердный Пастырь душ, он еще старался обезоружить
врагов: успел в том, но ненадолго. Шемяка не преставал коварствовать и замышлять
мести. Тогда - видя, что один гроб может примирить их - Василий уже хотел
действовать решительно; призвал многих Князей, Воевод из других городов, и
составил ополчение сильное. Шемяка, думая сперва уклониться от битвы, пошел к
Вологде; но, вдруг переменив мысли, расположился станом близ Галича: укреплял
город, ободрял жителей и всего более надеялся на свои пушки. Василий, лишенный
зрения, не мог сам начальствовать в битве: Князь Оболенский предводительствовал
Московскими полками и союзными Татарами. Оставив Государя за собою, под щитами
верной стражи, они стройно и бодро приближались к Галичу. Шемяка стоял на крутой
горе, за глубокими оврагами; приступ был труден. То и другое войско готовилось к
жестокому кровопролитию с равным мужеством: Москвитяне пылали ревностию
сокрушить врага ненавистного, гнусного злодеянием и вероломством: а Шемяка
обещал своим первенство в Великом Княжении со всеми богатствами Московскими.
Полки Василиевы имели превосходство в силах, Димитриевы выгоду места. Князь
Оболенский и Царевичи ожидали засады в дебрях; но Шемяка не подумал о том,
воображая, что Москвитяне выйдут из оврагов утомленные, расстроенные и легко
будут смяты его войском свежим: он стоял неподвижно и смотрел, как неприятель от
берегов озера шел медленно по тесным местам. Наконец Москвитяне достигли горы и
дружно устремились на ее высоту; задние ряды их служили твердою опорою для
передних, встреченных сильным ударом полков Галицких. Схватка была ужасна: давно
Россияне не губили друг друга с таким остервенением. Сия битва особенно
достопамятна, как последнее кровопролитное действие Княжеских
междоусобий... Москвитяне одолели: истребили почти всю пехоту Шемякину и пленили
его Бояр: сам Князь едва мог спастися: он бежал в Новгород. Василий, услышав о
победе, благодарил Небо с радостными слезами; дал Галичанам мир и своих,
Наместников; присоединил сей Удел к Москве и возратился с веселием в столицу.
Новогородцы не усомнились принять Димитрия
Шемяку, величаясь достоинством покровителей знаменитого изгнанника и надеясь
чрез то иметь более средств к обузданию Василия в замыслах его самовластия; не
хотели помогать Димитрию, однако ж не мешали ему явно готовиться к
неприятельским действиям против Великого Князя и собирать воинов, с коими он
чрез несколько месяцев взял Устюг. Шемяка мыслил завоевать северный край
Московских владений, хотел приобрести любовь жителей и для того не касался
собственности частных людей, довольствуясь единственно их присягою; но те,
которые не соглашались изменить Великому Князю, были осуждены на смерть:
бесчеловечный Шемяка навязывал им камни на шею и топил сих добродетельных
граждан в Сухоне. Не теряя времени, он пошел к Вологде, чтобы открыть себе путь
в Галицкую землю; но не мог завладеть ни одним городом и возвратился в Устюг,
где Великий Князь: около двух лет оставлял его в покое.
В сие время Татары занимали Василия. Казань уже
начала быть опасною для Московских владений: в ней царствовал Мамутек, сын
Махметов, злодейски умертвив отца и брата. В 1446 году 700 Татар Мамутековой
дружины осаждали Устюг и взяли окуп с города мехами, но, возвращаясь, потонули в
реке Ветлуге. Отрок Великокняжеский, десятилетний Иоанн Васильевич, чрез два
года ходил с полками для отражения Казанцев от Муромских и Владимирских
пределов. Другие шайки хищников Ординских грабили близ Ельца и даже в Московской
области: Царевич Касим, верный друг Василиев, разбил их в окрестностях Похры и
Битюга. [1451 г.] Гораздо более страха и вреда претерпела наша столица от
Царевича Мазовши: отец его, Седи-Ахмет, Хан Синей, или Ногайской Орды, требовал
дани от Василия и хотел принудить его к тому оружием. Великий Князь шел
встретить Царевича в поле; но сведав, что Татары уже близко и весьма
многочисленны, возвратился в столицу, приказав Князю Звенигородскому не пускать
их через Оку. Сей малодушный Воевода, объятый страхом, бежал со всеми полками и
дал неприятелю путь свободный; а Василий, вверив защиту Москвы Ионе Митрополиту,
матери своей Софии, сыну Юрию и Боярам - супругу же с меньшими детьми отпустив в
Углич - рассудил за благо удалиться к берегам Волги, чтобы ждать там городских
Воевод с дружинами.
Скоро явились Татары, зажгли посады и начали
приступ. Время было сухое, жаркое; ветер нес густые облака дыма прямо на Кремль,
где воины, осыпаемые искрами, пылающими головнями, задыхались и не могли ничего
видеть, до самого того времени, как посады обратились в пепел, огонь угас и
воздух прояснился. Тогда Москвитяне сделали вылазку; бились с Татарами до ночи и
принудили их отступить. Несмотря на усталость, никто не мыслил отдыхать в
Кремле: ждали нового приступа; готовили на стенах пушки, самострелы, пищали.
Рассветало; восходит солнце, и Москвитяне не видят неприятеля: все тихо и
спокойно. Посылают лазутчиков к стану Мазовшину: и там нет никого; стоят одни
телеги, наполненные железными и медными вещами: поле усеяно оружием и
разбросанными товарами. Неприятель ушел ночью, взяв с собою единственно легкие
повозки, а все тяжелое оставив в добычу осажденным. Татары, по сказанию
Летописцев, услышав вдали необыкновенный шум, вообразили, что Великий Князь идет
на них с сильным войском, и без памяти устремились в бегство. Сия весть радостно
изумила Москвитян. Великая Княгиня София отправила гонца к Василию, который уже
перевозился за Волгу, близ устья Дубны. Он спешил в столицу, прямо в храм
Богоматери, к ее славной Владимирской иконе; с умилением славил Небо и сию
заступницу Москвы; облобызав гроб чудотворца Петра и приняв благословение от
Митрополита Ионы, нежно обнял мать, сына, Бояр, велел вести себя на пепелище,
утешал граждан, лишенных крова; говорил им: "Бог наказал вас за мои грехи: не
унывайте. Да исчезнут следы опустошения! Новые жилища да явятся на месте пепла!
Буду вашим отцом; даю вам льготу; не пожалею казны для бедных". Народ, утешенный
сожалением и милостию Государя, почил (как сказано в летописи) от
минувшего зла, и где за день господствовал неописанный ужас, там
представилось зрелище веселого праздника. Василий обедал с своим семейством,
Митрополитом, людьми знатнейшими: граждане, не имея домов, угощали друг друга на
стогнах и на кучах обгорелого леса.
[1452 г.] Видя снова мир и тишину в Великом
Княжении, Василий не хотел долее терпеть Шемякина господства в Устюге: немало
времени готовился к походу; наконец выступил из Москвы: сам остановился в
Галиче, а сына своего, Иоанна, с Князьями Боровским, Оболенским, Феодором
Басенком и с Царевичем Ягупом (братом Касимовым) послал разными путями к берегам
Сухоны. Шемяка, по-видимому, не ожидал сего нападения: не дерзнул противиться,
оставил в Устюге Наместника и бежал далее в северные пределы Двины; но и там,
гонимый отрядами Великокняжескими, не нашел безопасности: бегал из места в место
и едва мог пробраться в Новгород: Воеводы Московские не щадили нигде друзей сего
Князя: лишали их имения, вольности и, посадив Наместников Василиевых в области
Устюжской, возвратились к Государю с добычею. Но еще Шемяка был жив и в
непримиримой злобе своей искал новых способов мести: смерть его казалась нужною
для Государственной безопасности: ему дали яду, от коего он скоропостижно умер.
Виновник дела, столь противного Вере и законам нравственности, остался
неизвестным. Новогородцы погребли Шемяку с честию в монастыре Юрьевском.
Подьячий, именем Беда, прискакал в Москву с вестию о кончине сего жестокого
Василиева недруга и был пожалован в Дьяки. Великий Князь изъявил нескромную
радость.
[1454 г.] Как бы ободренный смертию опасного
злодея, он начал действовать гораздо смелее и решительнее в пользу единовластия.
Иоанн Можайский не хотел вместе с ним идти на Татар: великий Князь объявил ему
войну и заставил его бежать со всем семейством в Литву, куда ушел из Новагорода
и сын Шемякин. Жители Можайска требовали милосердия. "Даю вам мир вечный, -
сказал Великий Князь, - отныне навсегда вы мои подданные". Наместники Василиевы
остались там управлять народом.
Новогородцы давали убежище неприятелям Темного,
говоря, что Святая София никогда не отвергала несчастных изгнанников. Кроме
Шемяки, они приняли к себе одного из Князей Суздальских, Василия
Гребенку, не хотевшего зависеть от Москвы. Великий Князь имел и другие
причины к неудовольствию: Новогородцы уклонялись от его суда, утаивали Княжеские
пошлины и называли приговоры Веча вышним законодательством, не слушаясь
Московских Наместников и следуя правилу, что уступчивость благоразумна
единственно в случае крайности. Сей случай представился. Они знали, что Василий
готовится к походу; слышали угрозы; получили наконец разметные грамоты в
знак объявления войны - и все еще думали быть непреклонными. Великий Князь,
провождаемый Двором, прибыл в Волок, куда, несмотря на жестокую зиму, полки шли
за полками, так, что в несколько дней составилась рать сильная. Тут Новогородцы
встревожились, и Посадник их явился с челобитьем в Великокняжеском стане:
Василий не хотел слушать. Князь Оболенский-Стрига и славный Феодор Басенок,
герой сего времени, были посланы к Русе, городу торговому, богатому, где никто
не ожидал нападения неприятельского: Москвитяне взяли ее без кровопролития и
нашли в ней столько богатства, что сами удивились. Войску надлежало немедленно
возвратиться к великому Князю: оно шло с пленниками; за ним везли добычу.
Воеводы остались назади, имея при себе не более двухсот Боярских детей и
ратников: вдруг показалось 5000 конных Новогородцев, предводимых Князем
Суздальским. Москвитяне дрогнули; но Стрига и Феодор Басенок сказали дружине,
что Великий Князь ждет победителей, а не беглецов; что гнев его страшнее толпы
изменников и малодушных; что надобно умереть за правду и за Государя.
Новогородцы хотели растоптать неприятеля: глубокий снег и плетень остановили их.
Видя, что они с головы до ног покрыты железными доспехами, Воеводы Московские
велели стрелять не по людям, а по лошадям, которые начали беситься от ран и
свергать всадников. Новогодцы падали на землю; вооруженные длинными копьями, не
умели владеть ими; передние смешались: задние обратили тыл, и Москвитяне, убив
несколько человек, привели к Василию знатнейшего Новогородского Посадника,
именем Михаила Тучу, взятого ими в плен на месте сей битвы.
Известие о том привело Новгород в страх
несказанный. Ударили в Вечевой колокол; народ бежал на двор Ярославов; чиновники
советовались между собою, не зная, что делать; шум и вопль не умолкал с утра до
вечера. Граждан было много, но мало воинов смелых; не надеялись друг на друга;
редкие надеялись и на собственную храбрость: кричали, что не время воинствовать
и лучше вступить в переговоры. Отправили Архиепископа Евфимия, трех Посадников,
двух Тысячских и 5 выборных от людей Житых; велели им не жалеть ласковых слов,
ни самых денег в случае необходимости. Сие Посольство имело желаемое действие.
Архиепископ нашел Василия в Яжелбицах; обходил всех Князей и Бояр, склоняя их
быть миротворцами; молил самого Великого Князя не губить народа легкомысленного,
но полезного для России своим купечеством и готового загладить впредь вину свою
искреннею верностию. Обещания не могли удовлетворить Василию: он требовал
серебра и разных выгод. Новогородцы дали Великому Князю 8500 рублей и договорною
грамотою обязались платить ему черную, или народную дань, виры, или судные пени;
отменили так называемые Вечевые грамоты, коими народ стеснял власть
Княжескую; клялися не принимать к себе Иоанна Можайского, ни сына Шемякина, ни
матери, ни зятя его и никого из лиходеев Василиевых; отступились от земель,
купленных их согражданами в областях Ростовской и Белозерской; обещали
употреблять в Государственных делах одну печать Великокняжескую, и проч.; а
Василий в знак милости уступил им Торжок. В сем мире участвовали и Псковитяне,
которые, забыв долговременную злобу Новогородцев, давали им тогда помощь и
находились в раздоре с Василием. Таким образом Великий Князь, смирив Новгород,
предоставил сыну своему довершить легкое покорение оного.
[1456 г.] В то время умер в монашестве Князь
Рязанский Иоанн Феодорович, внук славного Олега, поручив осьмилетнего сына,
именем Василия, и дочь Феодосию Великому Князю. Сия доверенность была весьма
опасна для независимости Рязанского Княжения: Василий Темный, желая будто бы
лучше воспитать детей Иоанновых, взял их к себе в Москву, но, послав собственных
Наместников управлять Рязанью, властвовал там как истинный Государь.
Властолюбие его, кажется, более и более
возрастало, заглушая в нем святейшие нравственные чувства. Внук славного
Владимира Храброго, Василий Ярославич Боровский, шурин, верный сподвижник
Темного, жертвовал ему своим владением, отечеством; гнушаясь злодейством Шемяки,
не хотел иметь с ним никаких сношений; осудил себя на горькую участь изгнанника,
искал убежища в земле чуждой и непрестанно мыслил о средствах возвратить
несчастному слепцу свободу с престолом. Какая вина могла изгладить память такой
добродетельной заслуги? И вероятно ли, чтобы Ярославич, усердный друг Василия,
сверженного с престола, заключенного в темнице, изменил ему в счастии, когда сей
Государь уже не имел совместников и властвовал в мирном величии? Доселе Князь
Боровский не изъявлял излишнего честолюбия, довольный наследственным Уделом и
частию Московских пошлин; охотно уступил Василию области деда своего, Углич,
Городец, Козельск, Алексин, взяв за то Бежецкий Верх со Звенигородом, и новыми
грамотами обязался признавать его сыновей наследниками Великого Княжения.
Вероятнее, что Василий, желая сделаться единовластным, искал предлога снять с
себя личину благодарности, тягостной для малодушных: клеветники могли услужить
тем Государю, расположенному быть легковерным, - и Великий Князь, без всяких
околичностей взяв шурина под стражу, сослал его в Углич. Удел сего мнимого
преступника был объявлен Великокняжеским достоянием; а сын Ярославича, Иоанн,
ушел с мачехою в Литву и вместе с другим изгнанником, Иоанном Андреевичем
Можайским, вымышлял средства отмстить их гонителю. Они заключили тесный союз
между собою, написав следующую грамоту (от имени юного Князя Боровского): "Ты,
Князь Иван Андреевич, будешь мне старшим братом. Великий Князь вероломно изгнал
тебя из наследственной области, а моего отца безвинно держит в неволе. Пойдем
искать управы: ты владения, я родителя и владения. Будем одним человеком. Без
меня не принимай никаких условий от Василия. Если он уморит отца моего в
темнице, клянися мстить; если освободит его, но с тобою не примирится, клянуся
помогать тебе. Если Бог дарует нам счастие победить или выгнать Василия, будь
Великим Князем: возврати моему отцу города его, а мне дай Дмитров и Суздаль. Не
верь клеветникам и не осуждай меня по злословию; что услышишь, скажи мне и не
сомневайся в истине моих крестных оправданий. Что завоюем вместе, городов или
казны, из того мне треть; а буде по грехам не сделаем своего доброго дела, то
останемся и в изгнании неразлучными: в какой земле найдешь себе место, там и я с
тобою", и проч. Сбылося только последнее их чаяние: они долженствовали умереть
изгнанниками. Враги Государя Московского имели убежище в Литве, но не находили
там ни сподвижников, ни денег. Казимир отправлял дружелюбные Посольства к
Василию, думая единственно о безопасности своих Российских владений. - Напрасно
также верные слуги Ярославича, с горестию видя несколько лет заточение своего
Князя, мыслили освободить его: взаимно обязались в том клятвою, условились тайно
ехать в Углич, вывести Князя из темницы и бежать с ним за границу. Умысел
открылся. Сии люди исполняли долг усердия к законному их властителю,
несправедливо утесненному; но Великий Князь наказал их как злодеев, и притом с
жестокостию необыкновенною: велел некоторым отсечь руки и голову, другим
отрезать нос, иных бить кнутом. Они погибли без стыда, с совестию чистою. Народ
жалел об них. [1458-1459 гг.] Присвоив себе Удел Галицкий, Можайский и
Боровский, Василий оставил только Михаила Верейского Князем Владетельным; других
не было, внуки Кирдяпины, несколько лет правив древнею Суздальскою областию в
качестве Московских присяжников, волею или неволею выехали оттуда. Уже все
доходы Московские шли в казну Великого Князя; все города управлялись его
Наместниками. Одна Вятка, быв частию Галицкой области, не хотела повиноваться
Василию: жители ее, как мы видели, помогали Юрию, Шемяке, Косому и за несколько
лет до того времени сами собою выжгли Устюжскую крепость Гледен. Князь
Ряполовский, посланный смирить Вятчан, долго стоял у Хлынова и возвратился без
успеха: ибо они задобрили Воевод Московских дарами. В следующий год пошло туда
новое сильное войско с Великокняжескою дружиною, со многими Князьями, Боярами,
детьми Боярскими; присоединив к себе Устюжан, взяло городки Котельнич, Орлов и
покорило Вятчан Государю Московскому. Однако ж дух вольности не мог вдруг
исчезнуть в сей народной Державе, основанной на законах Новогородских. Василий
удовольствовался данию и правом располагать ее воинскими силами.
Любя умножать власть свою, он еще не дерзал
коснуться Твери, где Князь Борис Александрович, сват его, скончался независимым
(в 1461 году), оставив престол сыну, именем Михаилу. - Василий не теснил более и
Новогородцев и дружелюбно гостил у них (в 1460 году) около двух месяцев,
изъявляя милость к ним и Псковитянам, которые прислали ему в дар 50 рублей,
жаловались на Немцев и требовали, чтобы он позволил Князю Александру
Черторижскому остаться у них Наместником. Василий согласился; но Черторижский
сам не захотел того и немедленно уехал в Литву. Псковитяне желали иметь у себя
Василиева сына, Юрия: отпущенный родителем из Новагорода, сей юноша был встречен
ими с искреннею радостию и возведен на престол в храме Троицы; ему вручили
славный меч Довмонта: Юрий взял его и клялся оградить им безопасность
знаменитого Ольгина отечества. Надлежало отмстить Ливонским Немцам, которые,
утвердив мир с Россиянами на 25 лет, сожгли их церковь на границе. Но дело
обошлось без войны: Орден требовал перемирия, заключенного потом с согласия
Великокняжеского на пять лет в Новегороде, куда приезжали для того Послы
Архиепископа Рижского и Дерптские; а Князь Юрий вслед за родителем возвратился в
Москву, получив в дар от Псковитян 100 рублей и вместо себя оставив у них
Наместником Иоанна Оболенского-Стригу.
[1455-1461 гг.] Нет сомнения, что Василий в
последние годы жизни своей или совсем не платил дани Моголам, или худо
удовлетворял их корыстолюбию: ибо они, несмотря на собственные внутренние
междоусобия, часто тревожили Россию и приходили не шайками, но целыми полками.
Два раза войско Седи-Ахметовой Орды вступало в наши пределы: Воевода Московский,
Князь Иван Юрьевич, победил Татар на сей стороне Оки, ниже Коломны; а сын
Великого Князя, Иоанн, мужественно отразил их от берегов ее: после чего Axмат,
Хан Большой Орды, сын Кичимов, осаждал Переславль Рязанский, но с великою
потерею и стыдом удалился, виня главного Полководца своего, Казата Улана, в
тайном доброхотстве к Россиянам. - Царь Казанский также был неприятелем
Москвитян: Великий Князь хотел сам идти на Казань; но, встреченный его Послами в
Владимире, заключил с ними мир.
Василий еще не достиг старости: несчастия и
душевные огорчения, им претерпенные, изнурили в нем телесные силы. Он явно
изнемогал, худел и, думая, что у него сухотка, прибегнул ко мнимому целебному
средству, тогда обыкновенно употребляемому в оной: жег себе тело горящим трутом;
сделались раны, начали гнить, и больной, видя опасность, хотел умереть Монахом:
ему отговорили. Василий написал духовную: утвердил Великое Княжение за старшим
сыном, Иоанном, вместе с третию Московских доходов (другие же две отказал
меньшим сыновьям); Юрию отдал Дмитров, Можайск. Серпухов и все имение матери
своей, Софии (которая преставилась Инокинею в 1453 году); третиему сыну, Андрею
Большому, Углич, Бежецкий Верх, Звенигород; четвертому, именем Борису, Волок
Ламский, Ржев, Рузу и села прабабы его, Марии Голтяевой, по ее завещанию; Андрею
Меньшему Вологду, Кубену и Заозерье; а матери их Ростов (с условием не касаться
собственности тамошних Князей), городок Романов, казну свою, все Удельные
волости, которые бывали прежде за Великими Княгинями, и все, им купленные или
отнятые у знатных изменников (что составляло великое богатство); сверх того
клятвою обязал сыновей слушаться родительницы не только в делах семейственных,
но и в государственных. Таким образом он снова восстановил Уделы, довольный тем,
что Государство Московское (за исключением Вереи) остается подвластным одному
дому его, и не заботясь о дальнейших следствиях: ибо думал более о временной
пользе своих детей, нежели о вечном государственном благе; отнимал города у
других Князей только для выгод собственного личного властолюбия; следовал
древнему обыкновению, не имев твердости быть навеки основателем новой, лучшей
системы правления, или единовластия. Всего страннее то, что Василий в духовном
завещании приказывает супругу и детей своих Королю Польскому, Казимиру,
называя его братом. Оно подписано Митрополитом Феодосием, который за год до того
времени был поставлен нашими Святителями из Архиепископов Ростовских на место
скончавшегося Ионы. - Василий преставился на сорок седьмом году жизни [17 марта
1462 г.], хотя несправедливо именуемый первым Самодержцем Российским со времен
Владимира Мономаха, однако ж действительно приготовив многое для успехов своего
преемника: начал худо; не умел повелевать, как отец и дед его повелевали; терял
честь и Державу, но оставил Государство Московское сильнейшим прежнего: ибо рука
Божия, как бы вопреки малодушному Князю, явно влекла оное к величию, благословив
доброе начало Калиты и Донского. Кроме междоусобия, Государствование Темного
ознаменовалось разными злодействами, доказывающими свирепость тогдашних нравов.
Два Князя ослеплены, два Князя отравлены ядом. Не только чернь в остервенении
своем без всякого суда топила и жгла людей, обвиняемых в преступлениях; не
только Россияне гнусным образом терзали военнопленных: даже законые казни
изъявляли жестокость варварскую. Иоанн Можайский, осудив на смерть Боярина,
Андрея Дмитриевича, всенародно сжег его на костре вместе с женою за мнимое
волшебство. Москва в первый раз увидела так называемую торговую казнь,
неизвестную нашим благородным предкам: самых именитых людей, обвиняемых в
Государственных преступлениях, начали всенародно бить кнутом. Сие унизительное
для человечества обыкновение заимствовали мы от Моголов.
Суеверие и нелепые понятия о случаях
естественных господствовали в умах, и летописи сего времени наполнены известиями
о чудесных явлениях: то небо пылало в огнях разноцветных, то вода обращалась в
кровь; образа слезили; звери переменяли свой вид обыкновенный. В 1446 году
Генваря 3, по баснословному сказанию Новогородского Летописца, шел сильный дождь
и сыпались из тучи на землю рожь, пшеница, ячмень, так, что все пространство
между рекою Мстою и Волховцем, верст на пятнадцать, покрылось хлебом, собранным
крестьянами и принесенным в Новгород, к радостному изумлению его жителей,
угнетаемых дороговизною в съестных припасах.
Сей же Летописец, изображая тогдашние несгодья
своей отчизны, причисляет к оным и перемену в деньгах. Посадник, Тысячский и
знатные граждане, избрав пять мастеров, велели им перелить старую серебряную
монету и вычитать за труд по деньге с двух гривен; а скоро отменили и старые
рубли, или куски серебра, к великому огорчению народа, который долго волновался
и кричал, что Правительство, подкупленное монетчиками, старается единственно
дать им работу, не думая об его убытке. Несколько человек, оговоренных в делании
подложной монеты, утопили в Волхове; других ограбили.
Мы описали святые подвиги Стефана Пермского,
который водворил Христианство на берегах северной Камы: преемниками его в
Епископстве сей еще малоизвестной страны были Исаакий и Питирим, ревностные
наставники и благотворители тамошних обитателей. Дикие народы соседственные,
омраченные тьмою идолопоклонства, возненавидели новых Христиан Пермских и
тревожили их своими набегами: так Князь Вогуличей, именем Асыка, с сыном Юмшаном
приходил (в 1455 году) воевать берега Вычегды и, вместе с другими пленниками
захватив Епископа Питирима, злодейски умертвил сего добродетельного святителя. -
Здесь в первый раз упоминается о Вогуличах в деяниях нашей Истории.
В сие время был основан знаменитый монастырь
Соловецкий, на диком острове Белого моря, среди лесов и болот. Еще в 1429 году
благочестивый Инок Савватий водрузил там крест и поставил уединенную келию; а
Св. Зосима, чрез несколько лет, создал церковь Преображения, устроил
общежительство и выходил в Новегороде жалованную грамоту на весь остров, данную
ему от Архиепископа Ионы и тамошнего Правительства за осмью свинцовыми печатями.
Как в иных землях алчная любовь к корысти, так у нас Христианская любовь к
тихой, безмолвной жизни расширяла пределы обитаемые, знаменуя крестом ужасные
дотоле пустыни, неприступные для страстей человеческих.
Россияне при Василии Темном были поражены
несчастием Греции как их собственным. Народ, именуемый в Восточных летописях
Гоцами, в Византийских Огузами или Узами, единоплеменный с Торками, которые
долго скитались в степях Астраханских, служили Владимиру Святому, обитали после
близ Киева и до самого нашествия Татар составляли часть Российского конного
войска - сей народ мужественный, способствовав в Азии основанию и гибели разных
Держав (Гасневидской, Сельчукской, Харазской), наконец под именем Турков
Османских основал сильнейшую Монархию, ужасную для трех частей мира и еще
доныне знаменитую. Осман, или Отоман, Эмир Султана Иконийского, воспользовался
падением его Державы, разрушенной Моголами: сделался независимым; захватил около
1292 года некоторые места в Вифиний, в Пафлагонии, в Архипелаге и дал
наследникам своим пример счастливого властолюбия, коим они столь удачно
воспользовались, что в конце XIV века уже господствовали над всею Малою Азиею и
Фракиею, обложив данию Константинополь. Тамерлан и междоусобие сыновей
Баязетовых могли только на время удержать быстрое стремление Османских
завоеваний: оно возобновилось при Амурате и, наконец, при Магомете II увенчалось
падением Византии, которое не было внезапностью: Европа долго ожидала его с
беспокойством; но победы, одержанные Турками над Королями Венгерскими,
Сигизмундом и Владиславом, вселяли ужас в Государей Европейских,
нечувствительных к воплю Греков, над коими восходила туча разрушения. Самые
Греки - когда Магомет явно готовился осадить их столицу, распоряжал полки,
строил крепости на берегах Воспора - в безумном отчаянии проклинали друг друга
за богословские мнения! Славный Кардинал Исидор, бывший Митрополит Российский,
находился тогда в стенах Византии и предлагал Царю Константину именем Папы
сильное вспоможение, с условием, чтобы Духовенство Греческое утвердило
постановление Флорентийского Собора. Царь, Вельможи, Иерархи согласились: народ
не хотел о том слышать; ревностные Иноки, Монахини восклицали на стогнах: "Горе
Латинской ереси! Образ Богоматери спасет нас!.." Но знамя султанское уже
развевалось пред вратами Св. Романа. Магомет с двумястами тысячами воинов и с
тремястами судов приступил к Царюграду, где считалось 100000 жителей, а
вооружилось только пять тысяч, граждан и Монахов, для его защиты: другие
единственно плакали, молились в церквах и звонили в колокола, чтобы менее
трепетать от грома Магометовых пушек! Сия горсть людей, усиленная двумя тысячами
иноземцев под начальством храброго Генуэзского витязя Джустиниани, представляла
все могущество Восточной Империи! Греки ожидали чуда для их спасения; но
случилось, чему необходимо надлежало случиться: Магомет, разрушив стены, по
трупам Янычаров вошел в город, и славная смерть великодушного Царя Константина
достойно завершила бытие Империи: он пал среди неприятелей, сказав: "Для чего не
могу умереть от руки Христианина?" ...Вероятно, что некоторые из наших
единоземцев были очевидными тому свидетелями: по крайней мере Летописец
Московский рассказывает весьма подробно о всех обстоятельствах осады и взятия
Константинопольского, с ужасом прибавляя, что храм Святой Софии, где Послы
Владимировы в десятом веке пленились величием и красотою истинного богослужения,
обратился в мечеть Лжепророка. Греция была для нас как бы вторым отечеством:
Россияне всегда с благодарностию воспоминали, что она сообщила им и
Христианство, и первые художества, и многие приятности общежития. В Москве
говорили о Цареграде так, как в новейшей Европе со времен Людовика XIV говорили
о Париже: не было иного образца для великолепия церковного и мирского, для
вкуса, для понятия о вещах. Однако ж, соболезнуя о Греках, летописцы наши
беспристрастно судят их и Турков, изъясняясь следующим образом: "Царство без
грозы есть конь без узды. Константин и предки его давали Вельможам утеснять
народ; не было в судах правды, ни в сердцах мужества; судии богатели от слез и
крови невинных, а полки Греческие величались только цветною одеждою; гражданин
не стыдился вероломства, а воин бегства, и Господь казнил властителей
недостойных, умудрив Царя Магомета, коего воины играют смертию в боях и судии не
дерзают изменять совести. Уже не осталось теперь ни единого Царства
Православного, кроме Русского. Так исполнилось предсказание Св. Мефодия и Льва
Мудрого, что Измаильтяне овладеют Византисю; исполнится, может быть, и другое,
что Россияне победят Измаильтян и на седьми холмах ее воцарятся". О сем древнем
пророчестве мы упоминали в Истории Ярослава Великого: оно служило тогда
утешением для Россиян. Другие народы Европейские, не имея тесных связей с
Грециею, оставались почти раводушными к ее бедствию; а Папа, Николай V,
хвалился, что он предсказал ей гибель за нарушение Флорентийского договора. Хотя
Кардинал Исидор, плененный в Цареграде Турками, но ушедший из неволи, по
возвращении в Италию писал ко всем Государям Западным, что они должны восстать
на Магомета, предтечу Антихристова и чадо Сатаны: однако ж сие
красноречивое послание (внесенное в летописи Латинской церкви) осталось без
действия. Награжденный за свое усердие и страдание милостию папы, Исидор умер в
Риме с именем Константинопольского Патриарха и был погребен в церкви Св. Петра,
до конца жизни сетовав о падении Греческой Империи, любезного ему отечества,
коего спасению хотел он пожертвовать чистою Верою своих предков.
Впрочем, Россияне, жалея о Греции, нимало не
думали, чтобы могущество новой Турецкой Империи было и для них опасно. Тогдашняя
Политика наша не славилась прозорливостию и за ближайшими опасностями не видала
отдаленных: Улусы и Литва ограничивали круг се деятельности; Ливонские Немцы и
Шведы занимали единственно Новогородцев и Псковитян; все прочее составляло для
нас предмет одного любопытства, а не Государственного внимания.
С Василиева времени сделалась известною
Крымская Орда, составленная Эдигеем из Улусов Черноморских. Повествуют,
что сей знаменитый Князь, готовясь умереть, заклинал многочисленных сыновей
своих не делиться: но они разделились и все погибли в междоусобии. Тогда Моголы
Черноморские избрали себе в Ханы осьмнадцатилетнего юношу, одного из потомков
Чингисовых (как уверяют), именем. Ази, спасенного от смерти и воспитанного
каким-то земледельцем в тишине сельской. Сей юноша, из благодарности к своему
благотворителю приняв его имя, назвался Ази-Гирей: в память чего и
все Ханы Крымские до самых позднейших времен назывались Гиреями. Другие
же Историки пишут, что Ази-Гирей, сын или внук Тохтамышев, родился в Литовском
городе Троках и что Витовт доставил ему господство в Тавриде; по крайней мере
сей Хан был всегда усердным другом Литвы и не тревожил ее владений, которые
простирались до самого устья рек Днепра и Днестра. Покорив многие Улусы в
окрестностях Черного моря, Ази-Гирей основал новую независимую Орду Крымскую,
обложил данию города Генуэзские в Тавриде, имел сношение с Папою и, желая
наказать Татар Волжских за частые их впадения в области Казимировы, разбил врага
нашего, Хана Седи-Ахмета, который, спасаясь от него бегством, искал пристанища в
Литве и был там заключен в темницу: "Дело весьма несогласное с Государственным
благоразумием, - пишет Историк Польский, - способствуя уничижению Волжской Орды,
мы готовили себе опасных неприятелей в Россиянах, дотоле слабых под ее игом". -
Сие новое гнездо хищников, славных под именем Татар Крымских, до самых
позднейших времен беспокоило наше отечество.
Глава IV
СОСТОЯНИЕ РОССИИ ОТ НАШЕСТВИЯ ТАТАР ДО ИОАННА III
Сравнение России с другими Державами. Следствие нашего ига.
Введение смертной казни и телесных наказаний. Благое действие Веры. Изменение
гражданского порядка. Начало Самодержавия. Медленные успехи Единодержавия.
Постепенная знаменитость Москвы. Зло имеет и добрые следствия. Выгоды
Духовенства: характер нашего. Мы не приняли обычаев Татарских. Правосудие.
Искусство ратное. Происхождение Козаков. Купечество. Изобретения. Художества.
Словесность. Пословицы. Песни. Язык.
Наконец мы видим пред собою цель долговременных
усилий Москвы: свержение ига, свободу отечества. Предложим читателю некоторые
мысли о тогдашнем состоянии России, следствии ее двувекового порабощения.
Было время, когда она, рожденная, возвеличенная
единовластием, не уступала в силе и в гражданском образовании первейшим
Европейским Державам, основанным на развалинах Западной Империи народами
Германскими; имея тот же характер, те же законы, обычаи, уставы Государственные,
сообщенные нам Варяжскими или Немецкими Князьями, явилась в новой политической
системе Европы с существенными правами на знаменитость и с важною выгодою быть
под влиянием Греции, единственной Державы, не испроверженной варварами.
Правление Ярослава Великого есть без сомнения сие счастливое для России время:
утвержденная и в Христианстве и в порядке государственном, она имела наставников
совести, училища, законы, торговлю, многочисленное войско, флот, Единодержавие и
свободу гражданскую. Что в начале XI века была Европа? Феатром Поместного
(Феодального) тиранства, слабости Венценосцев, дерзости Баронов, рабства
народного, суеверия, невежества. Ум Альфреда и Карла Великого блеснул во мраке,
но ненадолго; осталась их память: благодетельные учреждения и замыслы исчезли
вместе с ними.
Но разделение нашего отечества и междоусобные
войны, истощив его силы, задержали Россиян и в успехах гражданского образования:
мы стояли или двигались медленно, когда Европа стремилась к просвещению.
Крестовые походы сообщили ей сведения и художества Востока; оживили,
распространили ее торговлю. Селения и города откупались от утеснительной власти
Баронов; Государи по собственному движению давали гражданам права и выгоды,
благоприятные для общей пользы, для промышленности и для самых нравов; лучшая
Исправа (Полиция) земская начинала обуздывать силу, ограждать безопасностию
пути, жизнь и собственность. Обретение Иустинианова Кодекса в Амальфи было
счастливою эпохою для Европейского правосудия: понятия людей о сем важном
предмете гражданства сделались яснее, основательнее. Всеобщее употребление языка
Латинского доставляло способ и Духовным и мирянам черпать мысли и познания в
творениях древних, уцелевших в наводнение варварства. Одним словом, с половины
XI века состояние Европы явно переменилось в лучшее; а Россия со времен Ярослава
до самого Батыя орошалась кровию и слезами народа. Порядок, спокойствие, столь
нужные для успехов гражданского общества, непрестанно нарушались мечем и
пламенем Княжеских междоусобий, так что в XIII веке мы уже отставали от Держав
Западных в государственном образовании.
Нашествие Батыево испровергло Россию. Могла
угаснуть и последняя искра жизни; к счастию, не угасла: имя, бытие сохранилось;
открылся только новый порядок вещей, горестный для человечества, особенно при
первом взоре: дальнейшее наблюдение открывает и в самом зле причину блага, и в
самом разрушении пользу целости.
Сень варварства, омрачив горизонт России,
сокрыла от нас Европу в то самое время, когда благодетельные сведения и навыки
более и более в ней размножались, народ освобождался от рабства, города входили
в тесную связь между собою для взаимной защиты в утеснениях; изобретение компаса
распространило мореплавание и торговлю; ремесленники, художники, Ученые
ободрялись Правительствами; возникали Университеты для вышних наук; разум
приучался к созерцанию, к правильности мыслей; нравы смягчались; войны утратили
свою прежнюю свирепость; Дворянство уже стыдилось разбоев, и благородные витязи
славились милосердием к слабым, великодушием, честию; обходительность,
людскость, учтивость сделались известны и любимы. В сие же время Россия,
терзаемая Моголами, напрягала силы свои единственно для того, чтобы не
исчезнуть: нам было не до просвещения!
Если бы Моголы сделали у нас то же, что в
Китае, в Индии или что Турки в Греции; если бы, оставив степь и кочевание,
переселились в наши города: то могли бы существовать и доныне в виде
Государства. К счастию, суровый климат России удалил от них сию мысль. Ханы
желали единственно быть нашими господами издали, не вмешивались в дела
гражданские, требовали только серебра и повиновения от Князей. Но так называемые
Послы Ординские и Баскаки, представляя в России лицо Хана, делали, что
хотели; самые купцы, самые бродяги Могольские обходились с нами как с слугами
презрительными. Что долженствовало быть следствием? Нравственное уничижение
людей. Забыв гордость народную, мы выучились низким хитростям рабства,
заменяющим силу в слабых; обманывая Татар, более обманывали и друг друга;
откупаясь деньгами от насилия варваров, стали корыстолюбивее и бесчувственнее к
обидам, к стыду, подверженные наглостям иноплеменных тиранов. От времен Василия
Ярославича до Иоанна Калиты (период самый несчастнейший!) отечество наше
походило более на темный лес, нежели на Государство: сила казалась правом; кто
мог, грабил; не только чужие, но и свои; не было безопасности ни в пути, ни
дома; татьба сделалась общею язвою собственности. Когда же сия ужасная тьма
неустройства начала проясняться, оцепенение миновало и закон, душа гражданских
обществ, воспрянул от мертвого сна: тогда надлежало прибегнуть к строгости,
неизвестной древним Россиянам. Нет сомнения, что жестокие судные казни означают
ожесточение сердец и бывают следствием частых злодеяний. Добросердечный Мономах
говорил детям: "Не убивайте виновного; жизнь Христианина священна"; не менее
добросердечный победитель Мамаев, Димитрий, уставил торжественную смертную
казнь, ибо не видал иного способа устрашать преступников. Легкие денежные пени
могли некогда удерживать наших предков от воровства; но в XIV столетии уже
вешали татей. Россиянин Ярославова века знал побои единственно в драке: иго
Татарское ввело телесные наказания; за первую кражу клеймили, за вины
государственные секли кнутом. Был ли действителен стыд гражданским там, где
человек с клеймом вора оставался в обществе? - Мы видели злодеяния и в нашей
древней Истории: но сии времена представляют нам черты гораздо ужаснейшего
свирепства в исступлениях Княжеской и народной злобы; чувство угнетения, страх,
ненависть, господствуя в душах, обыкновенно производят мрачную суровость во
нравах. Свойства народа изъясняются всегда обстоятельствами; однако ж действие
часто бывает долговременее причины: внуки имеют некоторые до