Вахтангов Е. Б. Евгений Вахтангов: [Сборник / Сост., ред., авт. коммент. Л. Д. Вендровская, Г. П. Каптерева].
М., "Всероссийское театральное общество", 1984.
Станиславский правильно определяет образ Вахтангова: "Вождь". "Режиссера подготовить не так трудно, но как найти вождя".
Свойства вождя имел Сулержицкий, вождем был и Вахтангов.
Загляните в особняк на углу Арбата и Николо-Песковского переулка. Посмотрите, как живет и работает Третья студия МХТ.
То, что здесь сорганизовано,- дело рук именно вождя.
[...] Последние работы Вахтангова показали нам, что именно здесь - в Третьей студии МХТ, и в "Габиме", где он работал,- производились те новые опыты, которые действительно помогали искусству театра продвигаться вперед.
[...] Если взять только одно "Чудо св. Антония" в трактовке Вахтангова, мы увидим, как много сделал этот мастер для того, чтобы дать театру то, чего ему недоставало. Неореализм был выкован тут так просто и ярко, главное - так здорово, по-нашему.
"Праздник мира", "Потоп", "Росмерсхольм" - это были только "пробы пера" и даже "Эрик XIV" - это еще только попытки.
Но вот уже "Чудо св. Антония", и "Гадибук", и "Принцесса Турандот" - ступени вверх.
Но и это только преддверие.
Он приготовил себя, чтобы начать, и... умер.
Невольно вспоминается другая такая же бестактная, такая же не ко времени пришедшая смерть, сбросившая в могилу Скрябина. Вся его короткая жизнь была лишь "предварительное действо".
"Предварительным действом" будем считать и все то, что оставил нам в наследство покойный Вахтангов.
"Эрмитаж",
1922, No 4, 7-11 июня.