Владимир Федорович Одоевский. Элементы народные
--------------------------------------
Серия "Литературные памятники"
В.Ф. Одоевский "Русские ночи", М., "Наука", 1975
OCR Бычков М.Н.
--------------------------------------
Много толковали о судьбе, о цели человечества, о прогрессе и проч. т.
п. Но все сии толкования производились с точки зрения народа, среди которого
родился писатель. Знакомый лишь с элементами своего народа, он к ним
приравнивал жизнь каждого другого. Западные писатели, не находя своих
элементов, не понимают Северо-Востока; Северо-Восток по сей же причине
осуждает на смерть Запад. Оно понятно: ни та, ни другая сторона не находят в
другой тех элементов, в которых она привыкла видеть условия жизни. Великий,
доселе вполне не оцененный подвиг Петра привил к славянским стихиям стихии
западные. Запад ожидает еще Петра, который бы привил к нему {В подлиннике
ошибочно: "к ней", - Ред.} стихии славянские, оттого страждет Запад, ибо
тогда только образуется полнота человеческой жизни. Взгляните на его
историческое развитие. Его характер: борьба и разрозненность. Славянский
мир, пространством превосходящий Запад. был забыт, а в нем скрывается сила,
необходимая Западу: чувство единства, которое во всей славянской истории
является как постоянная формула уравнения, к которому окончательно
приводятся все буквы, через какие бы изменения они ни проходили. Другая
стихия, не менее важная - это то, что во всей вседневной жизни мы называем
беспечностью и что в высшем своем значении есть вера в свою силу, почти не
существующая в Европе, где жизнь почти без надежды на будущее. Неохотно
организм принимает чуждые ему стихии, привыкший к одной пище, как бы ни была
она груба, с трудом привыкает к другой, даже более питательной. Но есть
верные признаки стремления Запада к Северо-Востоку. Это стремление невольно,
но вырабатывается само собою Западом без сознания, против его убеждений. Сей
признак я вижу в состоянии двух исповедаданий, издавна разделенных. Запад:
папизм клонится к протестантизму, протестантизм к нанизму, т. е. каждое к
своему отрицанию. Каждое из сих исповеданий на пути к другому старается дать
формулу своим понятиям, и эта формула есть не что иное, как приближение к
нашей церкви: как видно, недаром ежедневно молятся о соединении церквей.
Один из весьма замечательных мыслителей Германии, Кениг, в своих изысканиях
прочно попал на этот путь, не имея понятия о восточной церкви и никак не
предполагая к ней приблизиться. Знаменитый Баадер {1} прямо выговорил эту
мысль. Шеллинг на том же пути.
---
Обвиняют Петра I в том, что он привил России просвещение, которое
ограничило развитие какого-то собственно русского просвещения; точно так
обвиняют садовника, зачем он привил махровую розу на шиповник. Роза не
изменяет шиповника, он остается все прежний, лишь прививок на новом сучке
делается сильнее, ибо получает новую пищу. К тому же, привьются только
растения до некоторой степени однородные; если бы характер русского духа не
соответствовал Петрову просвещению, оно бы не привилось к России.
Под этим заглавием в бумагах Одоевского сохранился ряд набросков, тесно
связанных с замыслом "Русских ночей". Не исключено, однако, что писатель
намеревался развернуть свои записи в статью уже после выхода книги в свет.
"Элементы народные" публикуются впервые по автографам, хранящимся в ГПБ (I
фрагмент - ГПБ, оп. 1, э 53, л. 15 об. и 84; II фрагмент - оп. 1, э 55, л.
203).
1 ... Кениг... Знаменитый Баадер... - см. примеч. 79, 80 на с. 302.