Главная » Книги

Огарков Василий Васильевич - Алексей Кольцов. Его жизнь и литературная деятельность, Страница 4

Огарков Василий Васильевич - Алексей Кольцов. Его жизнь и литературная деятельность


1 2 3 4

И что за них буду получать в год? Пустяки: на сапоги, на чай, и только! Талант мой, надо правду говорить, особенно теперь, в решительное время,- талант мой - пустой... Несколько песенок в год - дрянь... Что, если в 40 лет придется нищенствовать?.." А между тем у поэта развилась уже привычка к известному материальному довольству, и для него наступили такие годы, когда человеку, много поработавшему, хотелось бы видеть себя защищенным от нужды в будущем... Кроме того, на Кольцова были переведены все дела и векселя отца на сумму до 20 тысяч рублей, и уже по одной этой причине он не мог бы уехать, так как в тогдашнее время за долги арестовывали, и расправа с должниками была самая бесцеремонная. Все эти обстоятельства, а также и здравый смысл, не покидавший никогда Кольцова, заставили его отказаться от предложения Краевского, сделанного в 1840 году, принять заведование конторою "Отечественных записок" и от другого предложения - управлять книжною лавкою, основанною на акциях.
   Кольцов очень обрадовался, когда ему в сентябре 1840 года снова пришлось собраться в столицы. Нужно было опять ходатайствовать по двум крупным тяжбам, и, кроме того поэт сопровождал два гурта быков (300 голов) на сумму до 12 тысяч рублей. Таким образом, поэт с песнями в кармане и в сопровождении стада быков вступил в первопрестольную. Это была его последняя поездка к друзьям. Мы уже знаем, с каким восторгом его ждал и встретил в Петербурге Белинский. От него прасол к декабрю 1840 года уехал в Москву. В Москве поэт прожил около трех месяцев. Самое важное тяжебное дело здесь он выиграл, другое же, менее серьезное, в Петербурге, проиграл. В Москве поэт жил полною жизнью, как бы предчувствуя, что это его последние светлые дни... Он написал несколько стихотворений и отослал их Белинскому. Новый (1841-и) год он встретил у Боткина в шумной и веселой компании с Кетчером, Грановским, Щепкиным, Сатиным и другими.
  
   Прошедший год, тебя я встретил шумно,
   В кругу знакомых и друзей! -
   говорит поэт об этом радостно встреченном годе.
  
   Но чем дальше шло время, и чем яснее сознавалась необходимость обратной поездки в Воронеж, тем мрачнее и мрачнее становилось на душе у поэта; тем чаще возникал у него вопрос: "Не остаться ли совсем в Петербурге?" Но остаться в столице без всего, начать снова поприще мелкого торгаша или приказчика - эта мысль приводила Кольцова в бешенство. "Он,- рассказывает Белинский,- все надеялся, что отец ему даст тысяч десять на условиях отказа от дома и всего другого наследства и что с этим капиталом он мог пристроиться в Петербурге и вести в нем тихую жизнь, зарывшись в книги и учась всему, чему не успел научиться прежде..."
   "Ах, если бы к вам скорее,- писал сам Кольцов Белинскому из Москвы,- если бы вы знали, как не хочется ехать домой: так холодом и обдает при мысли ехать туда, а надо ехать,- необходимость, железный закон!"
   Из этих строк видно, что мечтания Кольцова о жизни в Петербурге были иллюзией, которой он предавался только в самые оптимистические часы, а действительность - необходимость поездки домой - была "железным законом", которого избежать не представлялось возможным.
   Отец, конечно, не выделил Кольцову денег, потому что в данное время у него не было наличных, да и сомнительно, чтобы поэт просил такую сумму, хорошо зная старика. Если он и писал об этом Белинскому, то не всегда был искренен, повествуя о распрях с отцом. Поэт хотел "разжалобить" своего друга... Он немножко хитрил, так как почти в то же самое время в письмах к Жуковскому, князьям Одоевскому и Вяземскому совсем в ином свете выставлял старика и свои отношения с ним. Прасолу хотелось порельефнее выразить перед Белинским свое желание жить вблизи него и свалить вину за неисполнение этого плана на других.
   Как бы то ни было, но наконец поэта в Москве, по его словам, "прохватил голод" и он уехал в Воронеж, кажется, при помощи друзей, снабдивших его деньгами.
   Если до этого момента непосредственные причины резкой размолвки поэта с отцом и любимою прежде сестрою биографам Кольцова представляются не всегда ясными и о них приходится только догадываться, то теперь, после приезда поэта в Воронеж, этих причин оказалось слишком много.
   Прежде всего, миссия поэта с гуртами быков закончилась полной неудачей. Эпизоотия [Широкое распространение инфекционной болезни животных, значительно превышающее уровень обычной заболеваемости на данной территории.], большие убытки при продаже, трата денег на разные покупки, тяжбы, уплата долгов - все это привело к тому, что поэт приехал домой совершенно без денег... Может быть, поэтому-то он, боясь сурового и грозного отца, медлил с приездом на родину. Но мы должны остановиться главным образом на одном эпизоде, относящемся к последнему периоду жизни поэта,- эпизоде, который может нам в достаточной степени объяснить окончательное расстройство отношений сына с отцом, равно как и размолвку первого с сестрою Анисьей. Кольцов обладал натурой страстной и чувственной. Мы видели из его отношений к "сестрице", что эта страстность не стеснялась даже родственными узами. У него немало было любовных историй, начиная с поэтической страсти к Дуняше и кончая позднейшими романами. Один из них, печально окончившийся для Кольцова, был тот, о котором так красноречиво рассказывает Белинский, глубоко увлекавшийся как в чувстве дружбы к погибшему поэту, так и в ненависти к его врагам. "Страстною любовью озарился восход его жизни,- пишет Белинский про Кольцова,- пышным, багряным, но зловещим блеском страстной любви озарился и закат его жизни... Закрыв глаза на все, полною чашею, с безумною жадностью, пил наш страдалец отравительные восторги... На беду его, эта женщина была совершенно по нем, красавица, умна, образованна, и ее организация вполне соответствовала его кипучей, огненной натуре..."
   Но в этом поэтическом описании печального эпизода очень мало правды. Эта женщина была известная воронежская камелия Лебедева, или просто Лебедиха, как ее звали в городе. Она, конечно, отличалась красотою, образование ее было несколько лучше, чем у сестер Кольцова; она была гораздо разбитнее их. Но самое правдивое во всей описываемой истории то, что объятия этой женщины оказались "с отравою", и последнее не замедлило отразиться на здоровье Кольцова. Мы не будем называть болезни поэта, перешедшей впоследствии в чахотку: что это была за болезнь - ясно из всего вышесказанного. Есть основание полагать, что Кольцов уже нездоровым поехал в столицы в 1840 году и что долгое пребывание там, не совсем умеренный образ жизни, плохое лечение усилили болезнь и расстроили могучий организм поэта. Эта связь с низко павшей, известной всему Воронежу женщиной и свойства болезни поэта достаточно, по нашему мнению, объясняют тот окончательный разлад и ту холодность, которые возникли в отношениях между сыном, с одной стороны, отцом и сестрою Анисьей,- с другой. Слишком суров был старик, слишком он дорожил чистотою и честью своего дома, патриархальною простотою его обстановки, чтобы простить сыну подобное "баловство". А брезгливость со стороны Анисьи тоже вполне понятна, хотя, конечно, она не могла не возмущать Кольцова. Всего печальнее эта размолвка с "другом-сестрой", о которой поэт трогательно говорит в известном стихотворении:
  
   Теперь ясней уж вижу я:
   Огонь любви
   Давно потух
   В груди твоей!
   Бывало ты -
   Сестра и друг,
   Бывало ты
   Совсем не та!
  
   Эта размолвка с Анисьей началась еще раньше. Поэт не советовал ей выходить замуж за не нравившегося ему человека, между тем согласие на брак было дано сестрою и родителями. Это оскорбило поэта и оттолкнуло от него сестру. Как мы уже не раз говорили, упорство и крутой нрав были семейными чертами характера Кольцовых. И сестра Анисья была одним из этих "кремней", не скоро поддававшихся... А тут еще у поэта возникло подозрение, усиленное болезнью, что сестра подкапывается под его благосостояние. В настоящее время за отсутствием обстоятельных данных представляется трудным решить, насколько правдоподобны были такие опасения. Но как ни сгущены краски в рассказах о страшной обстановке последних полутора лет жизни поэта, все-таки в положении Кольцова, при его болезненном состоянии, не было ничего отрадного.
   Сначала следовало поправить дела, значительно испортившиеся за время его отсутствия. И, вернувшись в марте 1841 года в Воронеж, Кольцов делает это. Дом был отстроен летом того же года, и поэт занял в нем мезонин (четыре комнаты), устроенный по его вкусу. Отец обходился с ним все холоднее и холоднее. Он, по рассказу Белинского, согласился давать Кольцову только тысячу рублей из тех семи тысяч, которые должен был приносить дом. В числе многих причин, вызывавших холодность отца, нужно указать еще и на то, что старик, давно желавший и пытавшийся (еще в 1837-38 годах) женить сына на представительнице купеческой "аристократии", не встречал на это согласия поэта. Впрочем, даже и теперь, во время болезни сына, отец не оставлял своей мысли и надеялся женить последнего, когда ему станет лучше. Но хотя он уже не встречал со стороны "Алеши" упорного отказа, сватовство в одном из домов окончилось неудачно; старик совсем рассердился, думая, что сам сын расстроил дело.
   Печальное время настало для поэта. Знакомые, встречавшиеся с ним изредка на улицах и в городском саду, находили его бледным, понурым, сумрачным и раздражительным. Делами он уже не мог хорошо заниматься, да и сам старик, отстроив большой доходный дом, решился, кажется, совсем бросить прасольское ремесло. Он уплатил долги по векселям сына и не прочь был отпустить его от себя, конечно без денег. И в это время, когда мучительные припадки болезни проходили, Кольцову страстно и, во всяком случае, больше прежнего хотелось порвать с Воронежем и уехать в столицы... Но болезнь брала свое, облегчения были редки, и поэт не мог отправиться к друзьям, если бы даже и желал этого.
   Летом 1841 года больной по совету доктора жил на даче у своих родственников и купался в Дону. Это поправило его силы. Но наступила ранняя осень, болезнь опять усилилась, и начались прежние мучения. Из сырого мезонина Кольцов осенью перешел вниз, ему дали лучшую комнату, непроходную, и вообще жизнь его в материальном отношении была, судя по письмам поэта и рассказам современников, обставлена гораздо лучше, нежели описывает Белинский. Но нравственное состояние было порою очень тяжело. "Здоровье мое стало лучше,- пишет поэт в одном из последних писем к Белинскому,- начал прохаживаться и был два раза в театре. Лекарь уверяет, что я в пост не умру, а весной меня вылечит. Но сил, не только духовных - и физических, еще нет; памяти тоже. Волоса начали расти, с лица зелень сошла, глаза чисты... Что если и выздоровевши таким останусь... Тогда прощайте, друзья, Москва и Петербург! Нет, дай Господи умереть, а не дожить до этого полипного состояния!.. Или жить для жизни, или марш на покой!"
   Нужно сказать правду: Кольцов терпеливо выносил свои страдания и только в письмах к друзьям говорил о них да порою становился раздражительным.
   А как ему хотелось жить! Рядом, по случаю выхода замуж Анисьи, шумела молодежь: танцевали, играли и пели... И это кипучее веселье, шумевшее около умирающего поэта, должно было доставлять ему много минут жгучей скорби об уходящей жизни, о прошлых радостях... Поэт жалуется в письме к Белинскому на эту кутерьму, но она скоро прошла, и он успокоился. В существующих в литературе рассказах много говорится об ужасе той обстановки, которая окружала в последние дни Кольцова. Поэта, по этим рассказам, ежедневно оскорбляли, мучили и дразнили, как дикого зверя в клетке,- в то время как ему нужно было спокойствие. Доходило будто бы до того, что иногда мать только украдкою могла доставлять сыну обед и ужин и что дрова поэт, живя в холодном мезонине, добывал по ночам, как вор... Когда узнали об этом, то обещали выгнать его из дома. Рассказывают даже о таком ужасном случае: у сестры поэта, в соседней комнате, раз собралось много гостей; гости затеяли игру: поставили на середину комнаты стол, положили на него девушку, накрыли ее простынею и начали петь "вечную память" рабу Божию Алексею. Но эта картина последнего года жизни прасола-поэта настолько мрачна и в таком бесчеловечном виде рисует его родных, что ей трудно верить, тем более что сам Кольцов во многих письмах совершенно иначе рассказывает об обстановке в доме и об отношении окружающих. Также из многих источников достоверно известно, что родные поэта не могли быть так жестокосерды, а мать до конца крепко любила своего единственного сына "Алешеньку" и самоотверженно ухаживала за ним во время болезни. Кроме того, в эту тяжелую пору жизни Кольцов обрел друга, что немало скрашивало его бедствия. Этим последним приятелем прасола был доктор Малышев, симпатичный человек, оригинал и умница. Со многими пациентами из купцов он не церемонился. "Давай деньги вперед! - говорил он,- а то надуешь...", что и случалось не раз. Но к Кольцову Малышев отнесся с горячей симпатией, лечил его почти даром, поддерживал в нем бодрость духа, часто посещал поэта, который был ему сердечно благодарен. Присутствие доктора оживляло Кольцова и заставляло его надеяться, что не все еще потеряно.
   - Доктор! - говорил больной.- Если болезнь неизлечима, если вы только протягиваете жизнь, то прошу не тянуть ее... Чем скорее, тем лучше,- и вам меньше хлопот. Но доктор утешал его, ручался за излечение.
   - Когда так, будем лечиться! - решал Кольцов.
   Глубокой, надрывной скорбью веет от последних писем поэта. Тяжело умирать, когда так хочется жить, когда в жизни осталось еще так много неизведанного, прекрасного, когда не осуществились заветные мечтания молодости... В конце 1841 года он пишет князю Вяземскому: "Болен я. Жизнь моя туманная, доля бесталанная..." Но возможность смерти он видел ясно и такими трогательными словами заключал письмо к своим двум друзьям (Белинскому и Краевскому) в Петербург: "Ну, теперь, милые мои, пришло сказать: прощайте... Надолго ли? - Не знаю. Но как-то это слово горько отозвалось в душе моей... Но еще прощайте, и в третий раз - прощайте! Если бы я был женщина, хорошая бы пора плакать... Минута грусти, побудь хоть ты со мною подольше!"
   За полтора или за два месяца до смерти поэта с ним свиделся товарищ Серебрянского по семинарии Аскоченский. Поэт, бывший в последнем градусе чахотки и говоривший низким, тихим и сиповатым голосом, не узнал прежнего знакомого.
   - Вы меня не узнали, Алексей Васильевич? - спросил Аскоченский.
   - Нет,- отвечал Кольцов.
   Гость назвал свою фамилию. Поэт обрадовался. Заговорили о старине. Аскоченский рассказывал про Киев.
   - Боже мой! Как вы счастливы,- сказал больной,- вы учились, а мне Бог не судил... Я так и умру - неученый.
   Аскоченский стал его разуверять, говорил, что он еще много проживет и порадует читателей своими стихами.
   - Зачем умирать? Выздоравливайте, да в Киев к нам!
   - Да, в Киев, в Киев! - проговорил поэт.
   "Но я думал,- говорит Аскоченский,- нет, не в земной ты Киев поедешь, а в небесный... Ты уж на дороге туда..."
   Один, без друзей, доживал Кольцов свои последние дни. Друзья боялись встреч с отцом и не навещали больного. Родные же собирались почти ежедневно. Приходила и Анисья, хотя ее посещения, кажется, не всегда были приятны поэту.
   Как бы ни был виновен человек, как бы ни были против него ожесточены люди, но тайна смертного часа все сглаживает... Страшному обаянию и трогательному величию смерти могут оказаться недоступными только очень жестокие люди. В самом деле, у кого бы не защемило сердце при виде этой картины: недавно еще могучий прасол, у которого было "много дум в голове, много в сердце огня", лежал каким-то жалким остовом, прикованный к своей постели... От него остались одни мощи.
   - Посмотрите,- сказал он, показывая как-то сестрам ладонь,- только и осталось мяса, что здесь, а то - все кости!- и заплакал.
   15 октября (1842 года) пришел священник. Больной поднялся, встал с постели, упал ниц, но снова подняться не мог...
   - Зачем делать сверх сил! - с кротким укором сказал духовник.
   - Не говорите мне этого! - с рыданием ответил умирающий.- Я понимаю, кто посетил меня...
   Наступило 19 октября. В комнате поэта сидела сестра его, Андронова. Он лежал и пил чай из чашки, подаренной ему князем Одоевским, которою очень дорожил. Больного поила няня. Руки его страшно тряслись.
   - Послушай, няня,- сказал поэт,- какая ты странная: опять налила чай в чашку, она велика... Я слаб и могу ее разбить, перелей в стакан.
   Просьбу больного исполнили. Андронова вышла на минуту из комнаты, а через несколько мгновений оттуда донесся крик няни. На крик прибежали сестра и мать. Кольцов был бездыханен: он умер моментально, держа в своих руках руку няни.
   Поэт тихо и незаметно сошел в могилу. Друзья и почитатели, давно уже потерявшие его из виду, узнали о его смерти долго спустя, а столицы - еще позже. Белинский уже от посторонних лиц получил известие о смерти Кольцова. Кстати скажем, что поэт, вероятно вследствие болезни и тяжелого состояния духа, давно не писал критических статей (с февраля 1842 года).
   Отец сделал на могиле сына безграмотную, но прочувствованную надпись...
   - Разумная голова был мой Алексей,- говорил он всем, спрашивавшим о покойном сыне,- да Бог не дал пожить на свете: книжки его сгубили и свели в могилу!
   27 октября 1868 года по почину купца Кривошеина, который стал и первым жертвователем на дело увековечения памяти Кольцова, был открыт в Воронеже памятник поэту-прасолу. Но самый лучший памятник Кольцов воздвиг себе своими прекрасными и задушевными песнями.
  
  
  

6. Кольцов как поэт

Поэты-великаны.- Бурные рыцари поэзии.- "Мировая скорбь".- Поэзия Кольцова.- Влияние степи на его творчество.- Грусть колъцовской музы.- Первый период творчества Кольцова.- Подражательность.- Склонность к воспроизведению народного.- Песни Кольцова.- Предшественники его в этом жанре.- Искажение народного духа и языка.- Слащавость в изображениях народной жизни.- Любовь Кольцова к природе и описания последней.- Выражение русской удали в песнях.- Любовные песни.- Горькая доля женщины.- Песни, выражающие драму жизни поэта.-Думы.- Роль Кольцова в стремлении нашей литературы к народному.- Светлый мир крестьянства, изображаемый Кольцовым.- Кольцов - крупный народный поэт

  
   Поэты как существа особенно чуткие и отзывчивые являются более чем все другие работники сферы мысли детьми своего [Широкое распространение инфекционной болезни животных, значительно превышающее уровень обычной заболеваемости на данной территории.] века и окружающего их мира. Только самые гениальные из них перерастают современников и на целые века опережают свое время в умственном и нравственном отношениях, бросая обществу глубокие мысли и яркие образы. Создания таких титанов блещут вечною и нетленною красотою, поражая грядущие поколения. Всеобъемлющий кругозор этих царей мысли вмещает не один какой-нибудь уголок жизни, а всю жизнь, с ее бесконечными противоречиями, с ее тайнами, прошлым и грядущим, с ее страданиями и наслаждениями... Они касаются глубочайших основ ее, вечных для всех времен и народов. Тайна гениальности этих гигантов заключается главным образом в их организации, при которой возможно легкое, почти "бессознательное" создание таких произведений, перед которыми с благоговейным изумлением останавливаются и современники, и потомки... Среда и обстановка на этих поэтов оказывают неизмеримо меньшее влияние, чем на таланты обыкновенные, и во всяком случае не они создают этих людей. Вот почему подобные великаны возможны и в классической древности, как Гомер, и на границе Средних веков и эпохи Возрождения, как Данте, и в позднейшее время, как Шекспир.
   Но помимо этих великанов, "с высоты взирающих на жизнь", помимо этих царей объективного творчества, мысль которых течет, как глубокая, многоводная река, есть еще бурные рыцари поэзии, испытавшие все в жизни в погоне за неосуществимым идеалом своей мятущейся души, глубоко во всем разочаровавшиеся и излившие силы своего духа в горячем или демонически насмешливом отрицании всяческих "основ".
   Но мы мало ошибемся, если скажем, что полный расцвет поэзии пессимизма, поэзии отрицания и "мировой скорби" невозможен при младенческом состоянии человечества, когда существует непосредственная близость к природе и обусловливаемая ею "жизнерадостность" человека. Weltschmerz [Мировая скорбь (нем.)] - это продукт высшего образования и утонченной цивилизации. Чтобы дойти до "мировой скорби", человечество должно было испытать целый ряд тяжелых опытов и разочарований. Только все познавший, всем пресытившийся, всем разочарованный представитель культурного поколения может прийти к беспощадному разбиванию всех кумиров, даже тех, которые дороги человечеству и которым оно целые века поклонялось. Образование и успехи цивилизации, увеличивая область доступных уму явлений, знакомя больше и больше с тайнами окружающей природы и далеких надзвездных миров, необычайно расширяют кругозор поэта, дают ему новые, неисчерпаемые в своем разнообразии картины,- и на место прежней величаво-простой и цельной поэзии является эта новая поэзия "проклятых вопросов", с ее дивными переливами красок, с ее благоухающе-пикантными образами, за которыми, однако, виден художник с насмешливым взором, с грустными, резкими морщинами на челе и вечным ядом сомнения в сердце... Но роль и этой поэзии велика: и в ней видны благородная неудовлетворенность настоящим и страдальческое искание прочного "прекрасного"; она вызывает ту жгучую скорбь, в тайниках которой зарождаются благородные порывы к борьбе со злом. И, наконец, это разрушение прежних кумиров, из которых, конечно, многие стоят свержения с пьедесталов, очищает почву и готовит место для новой созидательной работы... И представители этого рода поэзии, могучие титаны разрушения и борьбы - Байрон, Леопарди, Гейне, Лермонтов - могли появиться только в наше утонченное и все переиспытавшее время.
   Кольцов не принадлежал ни к одной из этих групп поэтов. Его поэзия не создала эпохи, она не уносит читателя на высокие вершины области духа, где царит дивное величие образов, но где порою и содрогается сердце от холода изображаемой жизни... Его поэзия не решает великих вопросов человечества, она не стремится на широкий простор истории и современной жизни, не касается всех ее печалей и скорбей, всех великих социальных проблем... Кольцов не бросал в лицо обществу "железного стиха, облитого горечью и злостью"; в его поэзии нет ничего похожего на злой смех Гейне над неосуществимостью идеалов добра и их мифической победой над злом. Он не спрашивал, волнуясь:
  
   Отчего под ношей крестной,
   Весь в крови, влачится правый?
   Отчего везде бесчестный
   Встречен почестью и славой?
  
   Но, тем не менее, Кольцов был истинным и крупным поэтом. Мир его поэзии не велик и, может быть, односторонен, и не захватывает громадного круга явлений всей жизни; но зато в своем уголке поэт-прасол - царь и полный хозяин. Прекрасные, яркие картины природы, широкая удаль и молодечество развернувшейся вовсю русской души, грустная жалоба обделенного счастьем сердца - все это сочною и умелою кистью изображено в произведениях Кольцова.
   Мы уже говорили о влиянии степи на мальчика и юношу Кольцова: она еще с детства заронила в его чуткую душу свои грустные мелодии и ослепила его яркими красками. Мы говорили и о том, что ему знаком был мир народной жизни, что он его понимал и с головою окунулся в это широкое и далеко еще до него не изведанное море. Затем, мы видели, как скудно было образование Кольцова и как он, несмотря на страстную жажду знания, прикованный к своим практическим делам, не мог его пополнить. Нам известно уже и то, насколько не благоприятствовала поэтическому творчеству Кольцова городская обстановка с ее торгашескою мелочностью, с борьбою из-за ничтожных грошовых интересов. "Тесен мой круг, грязен мой мир, горько мне жить в нем",- пишет Кольцов Белинскому. Отсутствие образования и многосторонних знаний лишило поэзию Кольцова того разнообразия, которое встречается у поэтов менее талантливых, чем поэт-прасол, но более образованных... Вышеперечисленные особенности существования поэта и определили характер его поэзии. Кольцов дорог нам главным образом как задушевный певец степей и как поэт, знакомый с миром народным, глубоко его любящий и выразивший в своих песнях его наивное миросозерцание, его страдания и радости... Не менее интересны лирические, душевные излияния самого поэта - проявление богато одаренной натуры, глубоко страдавшей от неудовлетворенности и бесконечно стремившейся в светлый мир знания... Грусть Кольцова - не тот сплин, который является следствием пресыщения и знакомства со всеми благами жизни, "как ранний плод, до времени созрелый"; это грусть не удовлетворенного в скромной, элементарной жажде счастья сердца, это плод противоречия задушевных горячих мечтаний поэта и стремления его к знанию с окружающей горькой действительностью. И эта беззаветная и жалобная грусть и светлая, кристально наивная поэзия близкого к природе человека действуют невыразимыми чарами на душу читателя.
   Кольцов, как мы видели, писал стихи с ранней молодости. Первые из них были подражательными, жалкими по форме и не имели никакой поэтической ценности. Мало-помалу, страшно работая над собою, чтобы освоиться в самой области, отведенной поэтическому творчеству, и выработать стиль, много читая и беседуя с людьми знающими, Кольцов наконец достиг известного навыка в версификации. Стихи его стали гладкими и довольно звучными, но все-таки в них было слишком мало своего собственного и слишком много подражания прочитанным образцам. Кроме того, на них сильно еще сказывалось влияние распространенного в то время обычая писать для альбомов акростихи, послания и проч. В этих произведениях было очень мало простоты и слишком много "кудреватости". В них со всевозможными завитушками описывалась "она" и чувство к "ней"... Но такие стихи позднейшего периода благодаря своей гладкой форме и сносному содержанию годились уже для напечатания. К этого рода произведениям, будучи лучшими среди них, принадлежат стихотворения вроде "Не мне внимать напев волшебный", "К реке Гайдаре", "Приди ко мне" и прочие, помещенные в "Дополнении" к известному изданию сочинений Кольцова со статьею Белинского. Все вышеуказанные произведения поэта не отличаются ни глубиною мысли, ни оригинальностью, и если бы творчество Кольцова ограничилось только таким не подходящим для него жанром, то, весьма возможно, имя его ничем бы не выделялось из массы других посредственных стихотворцев. Но в том-то и отличие истинного таланта, что он быстро находит свою собственную дорогу. Так было и с Кольцовым. Относясь более сознательно и вдумчиво к окружающим явлениям, он полюбил широкое море звуков народных, он пропустил их сквозь горнило своего творчества и создал свои песни. На этот путь - изучения народной жизни и поэтического ее воспроизведения - его наталкивало влияние друзей и степной природы, а также и собственная чуткость, не позволившая, кроме того, сойти с избранной дороги в позднейший период творчества. И в этой кольцовской песне, полной народных звуков и стоящей, по своей оригинальности, совершенным особняком в нашей поэзии,- все значение творчества поэта-прасола.
   Песни Кольцова размером, языком, выражениями и оборотами речи во многом напоминают народные, но, конечно, художественнее последних: в них мысль глубже, чувство выдержаннее и сильнее, стремление - определеннее. Правда, в русской литературе были у Кольцова предшественники, но кольцовская песня по своей правдивости и поэтическим достоинствам стоит неизмеримо выше всех этих подделок, доходивших до полного искажения склада и свойств народной речи и души. У нас еще в конце прошлого века были песни Карабанова, Николева, Нелединского-Мелецкого (автора известной всей России песни "Выйду ль я на реченьку") и др. Но большинство этих песен являлись народными только по названию. Истинно народное в то прекрасное время господства смеси "французского с нижегородским" и незыблемых граней между сословиями было еще слишком "холопским", чтобы удостоиться внимания правящих классов общества, "баловавшихся" от скуки литературою. И странная вещь: чем ужаснее и печальнее было в то время положение бесправной крепостной массы, тем миндальнее и слащавее представлялось положение народа в литературе. Вероятно, народ уж очень бы резал глаза "публике" своею горемычностью, если бы его показывали в настоящем виде. И мы знаем хотя бы на примере Радищева, как в то время относились к писателям, позволявшим себе смотреть не через розовые очки на положение крестьянства. Народ тогда и на театре и в поэзии представлялся точно таким же, каким, например, он был выставлен при проезде Екатерины II в Крым: ликующим, благоденствующим, радостным, проводящим в песнях и плясках свои безоблачные дни... На сцене в этих quasi-народных песнях изображались разные грациозные пастушки, поджидающие под тенью "сладостных древес" своих милых пастушков, со свирелями, в изящных шляпах с лентами, завитых, раздушенных и напомаженных... Соответственно с этим описывался и духовный мир этих "пейзан" [Пейзан, пейзанин - ироническое название идиллически, слащаво изображенного крестьянина в художественных произведениях конца XVIII и начала XIX веков (от фр. paysan - крестьянин).] и "пейзанок". Кроме миндальничанья с народом, последний иногда представлялся в литературе "скотом" и "хамом", в котором, разумеется, дремали все человеческие чувства и у которого не могло быть ничего хорошего, достойного заимствования.
   Но жизнь шла, и с течением времени за народными песнями признавали все больше и больше достоинств, а к самому народу перестали относиться только как к презренному "холопу". Стали собирать народные песни: известны сборники Сахарова, Киреевского, Рыбникова и других. И литература, знакомясь с подлинными звуками народного творчества, все более и более приближалась к ним в своих подражаниях. Из песенников новой формации были наиболее замечательными Мерзляков, барон Дельвиг, Цыганов. Известны, например, песни Дельвига "Пела-пела пташечка", "Ах ты ночь ли, ноченька".
   Но часто эти произведения наполнены совершенно неподходящим содержанием и обманывают своими оборотами и формою, похожими на народные. И песни Кольцова от них отличаются неизмеримыми достоинствами: они чисто русские, с русскою душою; в них явно короткое знакомство автора с бытом и духом народным и глубокое сочувствие к народным горю и радости. Но, будучи народными по духу и по сочувствию к народу, эти песни полны поэзии и художественности: в них, как мы сказали, больше мыслей, чувства более глубоки и сознательны, а стремления - высоки. Но поэзия их не в риторике, не в пиитике. В любви к народному быту, в глубоком знании его Кольцов почерпнул силы для истинно поэтических звуков без всяких искажений и прикрас. В его песни вошли и лапти, и рваные кафтаны, и старые онучи, - и вся эта грязь, по выражению Белинского, превратилась у него в "чистое золото поэзии".
   Свыкнувшись с бытом крестьянским и полюбив его, Кольцов привык смотреть на окружающие явления взглядом крестьянина и перенес этот взгляд в свои произведения. Для него море волнующейся ржи - не просто картина, исполненная ярких красок, переливов света и теней: он знает, что с колосом, нарядившимся " в золотые ткани", связано благосостояние крестьянина, и отсюда то почти святое, благоговейное, исполненное умиления чувство, с которым поэт смотрит на землю-кормилицу, на нивы со "спелым колосом", на степь - на эту арену святого труда простого человека. Он не может не сочувствовать радостям и горю работника, прилепившегося к земле... Таковы его стихотворения "Урожай", "Ну, тащися, сивка" и многие другие. Поэта радовали и "широкая степь", и полные колосья на трудовой мужицкой ниве, и "крестьянская пирушка". Зрелище ленивого, запустившего свое дело работника печалило его.
   Мы, конечно, не можем здесь указывать на все лучшие произведения Кольцова: это значило бы испестрить цитатами целые десятки страниц. Но мы все-таки должны отметить самые характерные его песни, служащие выражением различных сторон его таланта. Мы уже привели ранее прекрасные описания степи у Кольцова (так же хорошо описаны у него лес и поле), а сейчас указали на его отношение к труду крестьянина, к горю и радостям труженика.
   Русская беззаветная удаль как стремление вырваться во что бы то ни стало из тяжелых условий жизни, губящих могучие силы, и разгуляться на просторе "во всю душеньку", а вместе с нею и вера в родное "авось" прекрасно выражены в целом ряде пьес: в "Песне разбойника", в знаменитом "Хуторке", в "Песнях Лихача Кудрявича", "Удальце" и так далее.
   В любовных песнях, имеющих частью значение автобиографическое, поэт возвышается до трогательного, хватающего за душу лиризма... Кому из читателей не нравились эти строки из стихотворения "Не шуми ты, рожь":
  
   Сладко было мне
   Глядеть в очи ей,
   В очи, полные
   Полюбовных дум...
   И те ясные
   Очи стухнули,
   Спит могильным сном
   Душа-девица!
   Тяжелей горы,
   Темней полночи
   Легла на сердце
   Дума черная!
  
   А вот строки из песни "Не весна тогда":
  
   Вьюги зимние,
   Вьюги шумные
   Напевали нам
   Песни чудные,
   Наводили сны,
   Сны волшебные,
   уносили в край
   Заколдованный...
  
   Так же прекрасны стихотворения "Последний поцелуй" и "Разлука". Печальная доля женщины - удел того общества, где вырос поэт,- с замечательною силой выражена в глубоких по чувству жалобах:
  
   Ах, зачем меня
   Силой выдали
   За немилова,
   Мужа старого!
  
   А драма печального положения людей, богатых силами души и талантом, но обреченных стихийною судьбою томиться в нелюбимых условиях жизни,- драма собственной жизни поэта! - с какой силой и грустной прелестью выражена она в целом ряде высоко-прекрасных песен: "Горькая доля", "Путь", "Дума сокола", "Светит солнышко", "Много есть у меня" и других! Какою силою поэтического таланта веет, например, от нижеприведенных строф:
  
   Соловьем залетным
   Юность пролетела,
   Волной в непогоду
   Радость прошумела!
  
  ("Горькая доля")
   По летам и кудрям
   Не старик еще я:
   Много дум в голове,
   Много в сердце огня!
  
  ("Путь")
   Иль у сокола
   Крылья связаны?
   Иль пути ему
   Все заказаны?
  
  ("Дума сокола")
  
   И каким грустным аккордом звучит заключительный куплет песни "Много есть у меня", сначала широкой и размашистой:
  
   Но я знаю, на что
   Трав волшебных ищу;
   Но я знаю, о чем
   Сам с собою грущу...
  
   Но мы не можем выписать здесь всех кольцовских шедевров и отсылаем читателя к его известной книжечке.
   Мы повторяем, что только благодаря врожденному сильному таланту, благодаря глубокому влиянию народной жизни и природы, глубокому знанию этой жизни и любовному проникновению во все подробности народного быта можно было написать такие прекрасные песни, какие мы находим у Кольцова. При всех своих внутренних достоинствах они до того гармоничны, что сами просятся на музыку, чем и объясняется то обстоятельство, что они были излюбленным материалом для многих русских композиторов. Список музыкальных пьес, написанных на слова Кольцова,- список, вероятно, не совсем полный - мы приводим здесь, в дополнение к очерку.
   Мы уже указывали, что пребывание Кольцова у друзей, в Петербурге и Москве, где кипели философские споры и дебатировались глубокие вопросы "о тайнах неба и земли", не прошло бесследно для его поэтической деятельности. Под влиянием идей, воспринятых там, в кружках литераторов, но не вполне, может быть, осознанных и разработанных поэтом, написано большинство так называемых "дум" его. Эти стихотворения представляют большею частью раздумья сильного, но не изощренного образованием ума, для которого закрыты многие расширяющие духовный горизонт сферы знания... В думах поэт старается разрешить величайшие проблемы жизни мира и духа или, лучше сказать, не разрешить, а поставить только вопросы об этих вековечных тайнах. Думы, конечно, далеко не имеют того значения, как песни. Они менее удачны и по форме, но, тем не менее, и среди них попадаются прекрасные вещи. В особенности хороши те пьесы из этого отдела или те части этих дум, в которых поэт обращается от мучающих его сомнений о природе и жизни к сладкой вере и надежде. "Тяжелы мне думы - сладостна молитва!" - восклицает он.
   В известной молитве "Спаситель, Спаситель, чиста моя вера!" прекрасно выражена печаль духа о неведомом грядущем, о "темной могиле", о том, чем заменится "глубокое чувство остывшего сердца".
   Следует также отметить в отделе дум прекрасное стихотворение "Могила". Интересно также и стихотворение "Поэт", поражающее глубиною и образностью мыслей, правда, недостаточно обстоятельно разработанных.
   Но, говоря об увлечении Кольцова в эту пору "высокими материями", мы все-таки должны сказать, что сильный и трезвый ум поэта предостерег его от туманных мистических бредней, которые часто становятся уделом менее сильных духом людей, отдающихся области глубоких вопросов о "началах начал". Эти свойства ума Кольцова ясно выражены в его известной пьесе, посвященной кн. Вяземскому: "Не время ль нам оставить".
   В заключение мы должны сказать о роли, которую поэзия Кольцова играла в том плодотворном стремлении нашей интеллигенции к изучению народа и к народности в литературе, которое, оформившись в тридцатых - сороковых годах, выразилось особенно сильно в последнее время. Эта роль Кольцова, творчество которого представляет богатый вклад в сокровищницу знаний о народе, кажется, мало отмечается литературными историками. А между тем эта роль немаловажна. Уже сами произведения поэта дают, как сказано выше, богатый материал для ознакомления с характером и жизнью народа. А светлые образы пахаря и жницы, этих кормильцев и поильцев земли русской, вырастающие из каждой строчки кольцовских песен, служили правдивым ответом на те представления о народе как о "холопе" и стаде баранов, которые были так свойственны крепостному времени... Но эти простые люди, герои песен Кольцова, не были такими низкими существами: у них был целый мир своих дум, забот, радостей и печалей, стремлений и надежд,- и весь этот мир ясно смотрит со страниц книжечки поэта-прасола... Такие произведения, рисуя поэтическими, прочувствованными, но вместе с тем и правдивыми красками народный мир, считавшийся по недоразумению вместилищем только одной грубости и животности, в общем должны иметь громадное значение в пробуждении интереса к нему и желания поближе с ним познакомиться. Песни Кольцова в форме романсов проникали в самые богатые и значительные салоны и познакомили их завсегдатаев со светлым миром крестьянства, изображаемым поэтом.
   Что касается прогресса нашего поэтического языка - влияние Кольцова здесь тоже не осталось бесследным: он обогатил его, узаконив в нем многие новые простонародные обороты и простую русскую речь... Впервые открытая им для поэзии и воспетая жизнь народная не могла не найти впоследствии и других певцов "народной радости и горя", на которых в известной степени влиял своими песнями поэт-прасол. Из таких певцов можно указать, например, на Некрасова и Никитина.
   И если б Кольцов, крупный, истинно народный поэт (после всего сказанного мы имеем право назвать его этим достойным именем), мог теперь встать из могилы, то он убедился бы, что не всуе жил и страдал на земле... Бедный прасол, представитель - по рождению и обстановке, но не по уму и стремлениям - "темного царства", тщетно рвавшийся к закрытой для него области знания и умерший с тоскою о недостигнутом идеале, он вводит обширный круг читателей в светлое царство своей благородной поэзии; он открывает нам закрытую до того для поэтического изображения область души народной,-души этих вечных тружеников, обделенных светом знания, но в тяжелой борьбе с невзгодами все-таки не утративших человеческого образа... Он заставляет нас любить нашего пахаря, сочувствовать ему и печалиться его печалями... И звуки кольцовских песен, величавых и широких, как родные степи и поля, и трогательно печальных, как стон пахаря в этих степях и полях, не исчезнут бесследно из памяти читателей...
  
  
  

Источники

  
   1. В. Г. Белинский. Сочинения. Изд. Солдатенкова и Щепкина.
   2. А. В. Кольцов. Стихотворения.
   3. М. Ф. Де-Пуле. А. Б. Кольцов в его житейских и литературных делах и в семейной обстановке. СПб., 1878.
   4. "Воронежская беседа" за 1861 г.
   5. А. Н. Пыпин. Белинский, его жизнь и переписка.
   6. И. И. Панаев. Литературные воспоминания. Воспоминания о Белинском.
   7. И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений. Т. 10. 1884.
   8. Русские люди. Изд. М. О. Вольфа. Т. 2. 1866.
   9. М. Парунов. Кольцов и его песни. СПб., 1874.
   10. П. Полевой. История русской литературы. СПб., 1872.
   11. Ti. А. Добролюбов. А. В. Кольцов, его жизнь и сочинения. Изд. А. И. Глазунова. М., 1865.
   12. Наши деятели. Изд. Баумана. Т. 8. 1880.
   13. Журналы "Русский вестник", "Отечественные записки", "Дело", "Телескоп", "Библиографические записки", "Сын отечества", "Русский архив", "Русская старина", "Исторический вестник" и др.
   14. Газеты "Киевские губернские ведомости", "Дон" и др.
  

Другие авторы
  • Ишимова Александра Осиповна
  • Туманский Василий Иванович
  • Бражнев Е.
  • Сумароков Панкратий Платонович
  • Павлищев Лев Николаевич
  • Бестужев Александр Феодосьевич
  • Попов М. И.
  • Лазарев-Грузинский Александр Семенович
  • Суворин Алексей Сергеевич
  • Козлов Иван Иванович
  • Другие произведения
  • Марриет Фредерик - Марриет: биографическая справка
  • Гиппиус Зинаида Николаевна - Святая плоть
  • Златовратский Николай Николаевич - Златовратский Н. Н.: биобиблиографическая справка
  • Горбачевский Иван Иванович - [объединение южного и славянского обществ]
  • Булгарин Фаддей Венедиктович - (Примечание к статье В. Н. Олина "Критический взгляд на "Бахчисарайский фонтан"")
  • Брусилов Николай Петрович - О Пнине и его сочинениях
  • Шекспир Вильям - Стихотворения
  • Булгаков Сергей Николаевич - Судьба Израиля как крест Богоматери
  • Блок Александр Александрович - Соловьиный сад
  • Андреев Леонид Николаевич - Держава Рериха
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 297 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа