солютизма с его централизованной
властью, опиравшейся - ив этом состояло своеобразие ряда политических теорий
испанских гуманистов - на городскую и сельскую демократию. И в том и в
другом случае гуманисты выступали против диктатуры феодальной знати и верхов
церкви. Политические воззрения Лопе де Вега примыкали к этим теориям и
находили себе опору в его живом ощущении народности, его глубоком
патриотизме и отвращении к насилию.
Лопе де Вега в полной мере обладал темпераментом исторического
драматурга и тем историческим чутьем, которое позволяло ему, не создавая
документально-точных композиций, легко проникаться атмосферой прошлого и
возрождать перед глазами широкой аудитории это прошлое в том общенародном
толковании, которое обеспечило за его исторической драматургией огромное
национальное значение.
Национальной истории Лопе де Вега посвятил около восьмидесяти из
дошедших до нас комедий. В его исторических пьесах отражаются важнейшие
этапы национальной истории Испании, начиная с периода римского владычества в
Испании до времен Фердинанда и Исабелы и ряда последующих событий. Связь с
народным преданием и, следовательно, с народной оценкой прошлого, особенно
явственно различима в тех пьесах Лопе де Вега, где на первый план выступает
образ народа как, коллективного целого, отстаивающего родину от иноземцев
или же встающего на защиту своих прав против феодального угнетения.
Обширный раздел исторической драматургии Лопе де Вега посвящен процессу
образования национального государства и героическим деяниям испанского
народа в его многовековой борьбе с чужеземными захватчиками.
Героическую и полную бедствий историю своего народа Лопе де Вега
начинает со времен кельтиберов, следуя в этом примеру "Нуманции" Сервантеса,
где римским завоевателям противопоставлялись в качестве носителей испанского
национального героизма славные защитники иберийской свободы и независимости.
Содержание одной из самых ранних пьес Лопе "Отплаченная дружба" ("La amistad
pagada", напечатана в 1604 г.) почерпнуто из истории римского владычества в
Испании. Лопе де Вега положил в основу ее сюжета один из эпизодов восстания
кельтиберского вождя Куриена против римских завоевателей. В пьесе "Жизнь и
смерть короля Вамбы" ("La vida у muerte del rey Bamba", напечатана в - 1604
г.) Лопе воссоздал период внутренних раздоров в вестготской Испании и сделал
своим героем пахаря, избранного королем и безуспешно пытающегося
предотвратить феодальную анархию, грозящую гибелью стране. Драма "Последний
готский властитель Испании" ("El postrer godo de Espana", напечатана в 1617
г.) посвящена широко отраженной в романсеро истории короля дона Родриго и
обольщенной им дочери графа Юлиана Кавы, предательской мести феодала Юлиана,
призвавшего в Испанию мавров, и поражению испанцев при Гуадалете (711), с
которого началось утверждение арабского владычества на Пиренейском
полуострове.
Вслед за этим циклом пьес, посвященным домавританским временам
испанской истории, следует группа пьес, охватывающих историю реконкисты, то
есть отвоевания и освобождения испанской земли от мавров, начиная с времен
кастильского короля Альфонса V (999-1027) и кончая взятием Гранады (1492).
Основная тема всех этих пьес - тема освобождения Испании от
мавританского владычества, неразрывно связанная в большинстве случаев с
темой утверждения национальной монархии, как оплота свободы и независимости
страны. Вдохновляясь хрониками, местными преданиями и романсеро, Лопе де
Вега развертывает свои драмы о реконкисте на широком народном фоне и строго
следует той традиции в понимании прошлого, в которой на первый план
выступало народно-патриотическое осознание борьбы за независимость. Близкие
к народному эпосу в изображении эпизодов этой борьбы, драмы о реконкисте
отводят центральное место образу испанского народа. В этом отношении
представляют особый интерес драмы "Девы из Симанкас" ("Las doncellas de
Simancas", время написания неизвестно) и "Славные астурийки" ("Las famosas
asturianas", написана до 1618 г.). Лопе де Вега драматизировал в них
предания о героических испанских девушках, которых должны были ежегодно
доставлять победителям в качестве живой дани покоренные маврами области.
Легенды, возникавшие в различных местностях Испании, повествуют о том, что
сто девушек, выданных маврам, отрубили себе каждая правую руку в укор своим
отцам и братьям, терпевшим позорное иго, и тем самым вдохновили их на борьбу
с завоевателями. Лопе облек эти легенды в высокую эпико-драматическую форму
и создал патетические драмы о народном сопротивлении чужеземному
владычеству.
Широта исторического фона характеризует одну из лучших пьес Лопе,
посвященных реконкисте, - "Граф Фернан Гонсалес и освобождение Кастильи"
("El conde Fernan Gonzalez y la libertad de Castilla", напечатана в 1623
г.). Фернан Гонсалес возглавлял объединение кастильских земель и правил ими
(923-970), объявив их независимыми от мавров и от королевств Наварры и
Леона. Народное предание сделало Фернана Гонсалеса одним из крупнейших
вождей реконкисты, блюстителем народных прав и основателем испанской
государственности.
С большим эпическим размахом Лопе де Вега рисует драматические эпизоды
из жизни Фернана Гонсалеса, связанные с борьбой кастильского народа за свою
независимость. Основные конфликты исторической драмы разрешаются при
активном и героическом участии народных масс. "Граф Фернан Гонсалес и
освобождение Кастильи" прославляет героизм кастильского народа в борьбе с
маврами и Кастилью, как основу испанского национального Государства,
создаваемого волей народа. Этому государству противопоставляются феодальные
королевства Наварра и Леон, как носители антинационального начала. Драма
утверждает, таким образом, единство и независимость Испании под эгидой
Кастильи.
Верно отражая политические настроения народных масс, искавших в
централизованной государственной власти защиты от феодального хищничества,
Лопе де Вега воплощает в "Графе Фернане Гонсалесе" представления о
своеобразной "демократической монархии", в которой король выступает как
блюститель и охранитель народных прав и вольностей. Подобные представления,
оформившиеся в народных массах в период феодальных междоусобиц, и феодальной
анархии, дополняются в ряде исторических пьес Лопе де Вега
ренессансно-гуманистической концепцией совершенного и справедливого монарха,
противопоставляемого образу монарха-тирана и узурпатора народных прав. Тем
самым в своей основе государственно-исторические воззрения Лопе де Вега
отвечали народным идеалам справедливого государственного устройства страны и
в условиях реакционного феодально-абсолютистского деспотизма XVII века
носили подчеркнуто оппозиционный характер.
К группе пьес, посвященных эпизодам реконкисты, примыкает целый цикл
драм, черпающих свои сюжеты из жизни героев национального эпоса. Среди них
особым вниманием Лопе де Вега пользуется Бернардо дель Карпьо, легендарный
победитель Роланда в Ронсевальском ущелье, героическая биография которого
была создана народными романсами, старыми хрониками и недошедшим до нас
эпосом. Подвигам этого народного героя Лопе де Вега посвятил две из своих
ранних пьес - "Юность Бернардо дель Карпьо" ("Las mocedades de Bernardo del
Carpio") и "Свадьба и смерть" ("El casamiento en la muerte"). Принадлежность
его перу третьей, примыкающей к названным, драмы "Бернардо дель Карпьо во
Франции" ("Bernardo del Carpio en Francia") вызывает некоторое сомнение.
Всесторонне освещая эпоху реконкисты и становления национальной
государственности, Лопе де Вега создал целую группу "мавританских" комедий,
черпая их сюжеты из средневековых хроник или из многочисленных так
называемых "пограничных" и "мавританских" романсов, воспевавших те или иные
эпизоды многовековой борьбы с арабскими завоевателями или излагавших историю
феодальных распрей в лагере чужеземных захватчиков. К их числу принадлежит
героическая драма "Доблестный кордовец Педро Карбонеро ("El valeroso
cordobes Pedro Carbonero", 1603). Весьма характерно для Лопе де Вега, что
главным героем этой пьесы он делает предводителя народного отряда, ведущего
партизанскую войну с маврами.
Следуя обычно данным средневековых хроник, выдвигавших на первый план
деяния государей, но руководствуясь своими историческими воззрениями, Лопе
вносил в них существенные коррективы, подчеркивая и выдвигая роль народа в
великом деле национального освобождения и основания испанской
государственности. Педро Карбонеро, как и многие Другие действующие лица его
исторических пьес, - это простой человек, типичный представитель народной
доблести.
Патриотически, с точки зрения интересов народных масс, оценивая процесс
национально-государственного объединения страны, Лопе де Вега в ряде
исторических драм воссоздал мрачную и зловещую эпоху феодальных распрей и
междоусобиц. Непокорный владетельный феодал, предок надменных грандов и
князей церкви XVI-XVII веков, выступает в них как враг национального
единства, изменник интересам родины, угнетатель трудового народа.
Антифеодальный пафос драматургии Лопе де Вега и ее глубокий демократизм
воплотились в таких шедеврах, как "Фуенте Овехуна" и "Периваньес и командор
Оканьи", относящихся к разряду социально-политических драм.
В разделе исторической драматургии Лопе де Вега имеется группа пьес,
посвященных проблеме справедливого монарха и в связи с этим проблеме монарха
дурного, - тирана и узурпатора власти, действующего в своих эгоистических
интересах. Проблему эту Лопе де Вега разрешает в духе гуманистических теорий
о совершенном государе, отличительными чертами которого являются высшая
справедливость, внесословное правосудие, гуманность и ответственность перед
народом.
Близким к идеалу совершенного государя в драматургии Лопе де Вега
выступает кастильский король Педро Жестокийон же Педро Справедливый, -
память о котором сохранилась в народном предании, как память о короле -
защитнике народа и суровом преследователе злоупотреблений и насилий
феодальной аристократии. Эти же черты непреклонной справедливости драматург
выдвигает и в образе короля Энрике III, в полном согласии с народной оценкой
его, как государя, боровшегося с непокорной феодальной знатью.
Образу идеального монарха, кстати сказать, не слишком часто
появляющемуся в драматургии Лопе, неоднократно противопоставляется образ
монарха-тирана. Этот образ занимал видное место в философской, правовой и
исторической литературе XVI-XVII веков, поскольку утверждение абсолютистской
монархии и практика абсолютистской власти, естественно, вызывали к жизни
обсуждение проблемы о пределах самодержавия, о гармонии абсолютизма и
законности, наконец, об истинном смысле пресловутого принципа "razon de
estado". государственного интереса. По понятным причинам Лопе деВега
трактовал эти проблемы преимущественно на чужеземном историческом материале,
в частности, на материале римской истории, откуда он ввел в свою драматургию
мрачный образ Нерона (драма "Жестокий Нерон" - "Neron cruel", напечатана в
1625 г.). Идея тираноборчества получила в театре Лопе яркое выражение в
пьесе "Государь, сброшенный со скалы" ("El principe desoenado"),
принадлежащей к ранним творениям драматурга.
Те основные проблемы государственно-исторической жизни народа, которые
разрабатывались Лопе де Вега на отечественном материале, привлекали его
внимание и в историческом прошлом других народов. В некоторых своих пьесах
он развертывает эпизоды национально-освободительной борьбы и в странах
Восточной Европы. К их числу принадлежат драма из истории Венгрии "Король
без королевства" ("El rey sin reyno", напечатана в 1615 г.) и не дошедшая до
нас пьеса "Князь Скандербег" ("El principe Escanderbeg"), посвященная
подвигам национального героя Албании в его борьбе против турецкого
владычества (пьеса известна нам лишь в поздней обработке конца XVII в.).
Лопе де Вега был одним из первых драматургов, который воплотил образ
национальной героини Франции Жанны д'Арк в драме "Орлеанская девственница"
("La doncella de Orleans").
В трактовке крупных исторических событий в странах, представлявших
особый интерес для испанской дипломатии или католической агрессии, Лопе де
Вега в большинстве случаев, был связан политической направленностью тех
источников, из которых он заимствовал сюжетный материал своих пьес. Примером
такой связанности могут служить две драмы Лопе, трактующие важные и
актуальные для его времени проблемы чешской и русской истории,"Императорский
венец Оттокара" ("La imperial de Oton", напечатана в 1617 г.) и "Великий
князь Московский и гонимый император" ("El gran duque de Moscovia y el
emperador perseguido", напечатана в 1617 г.).
Драма Лопе из чешской истории посвящена борьбе чешского короля
Пржемысла Оттокара II (1258-1278) с притязаниями на Чехию германского
императора Рудольфа Габсбургского. Создавая эту драму, Лопе де Вега
пользовался известной "Историей императоров и цезарей" ("Historia imperial у
сеsarea", 1544) Перо Мехии, составленной в целях возвеличения и прославления
габсбургского царствующего дома. Приняв на веру концепцию Перо Мехии,
драматург оказался бессильным раскрыть подлинное историческое значение
борьбы Пржемысла Оттокара против германской империи и истолковал ее в свете
своих представлений о гибели непокорного феодального властелина в
столкновении с централизующей государственностью. В развитии драмы этот
мотив, однако, уступает место большой историко-философской теме
государственной катастрофы, довольно настойчиво заявлявшей о себе в
драматургии позднего Возрождения (ср. "Антоний и Клеопатра" Шекспира) и
свидетельствовавшей о том, что ренессансно-аристократическое представление
об истории, как о картине героического движения сильных личностей к вершинам
блестящих исторических судеб, сменяется ощущением катастрофичности
исторического процесса, не зависящего от личной воли героя, - ощущением,
которое вызывали упадок и разложение испанской государственности.
Драму "Великий князь Московский" - первое произведение в мировой
литературе о Димитрии Самозванце - Лопе де Вега писал, пользуясь реляциями
иезуита Антонио Поссевино о событиях в Московском государстве 1604-1605 гг.
Отражавшая интересы папского престола, эта реляция внушила драматургу идею о
законности притязаний Лжедимитрия на московский престол и придала ему черты
идеального правителя, одерживающего победу над тираном и узурпатором Борисом
Годуновым.
Неисторичность содержания "Великого князя Московского", основанного на
ошибочной и предвзятой концепции событий 1604-1605 гг. и предшествовавших им
эпизодов русской государственной жизни, не помешала, однако, испанскому
драматургу дать тонкие и верные оценки отдельных исторических лиц, к числу
которых следует отнести, например, характеристики слабого духом царя
"Теодоро" (Федора), ряд правдивых черт в образах Бориса Годунова,
"Маргариты" (Марины Мнишек) и т. д. Для современного читателя драма эта
может иметь интерес лишь как свидетельство влияния на Лопе де Вега, в
известные моменты его творческой биографии, официально господствовавших
политических концепций. Влияние этих концепций сказалось и на примечательной
во многих отношениях драме "Великодушный генуэзец" ("El genoves liberal",
написана до 1615 г.), в которой патетические сцены народного восстания в
Генуе в 1507 г. и сочувственная оценка народоправства совмещаются в сюжетном
плане с апофеозом дворянской доблести, с торжеством французской интервенции
и контрреволюции. Подобные уступки великого драматурга воздействиям на его
мировоззрение феодально-абсолютистской идеологии являлись следствием
отмеченных противоречий испанского Возрождения. Необходимо, однако,
подчеркнуть еще раз, что художественно наиболее полноценные драмы Лопе де
Вега, основанные на историческом материале, являются не только широчайшим по
своим масштабам драматургическим воссозданием важнейших эпизодов
национальной истории или исторических преданий, но и ярким выражением
антифеодального, демократического сознания.
Социально-политические драмы Лопе де Вега и своим материалом и своей
проблематикой примыкают к разделу исторических. В большинстве случаев они
детализируют и развивают социально-политическую проблематику, входящую в
круг
внимания
исторической
драмы,
на
фоне
актуальных
общественно-политических вопросов современности. Эпическо-летописный облик
драмы о судьбах государства, отличающий наиболее крупные произведения
исторической тематики, сменяется здесь
острой
драматической
публицистичностью. От воссоздания достоверных или обладавших в сознании
народа достоверностью событий драматург переходит здесь в ряде случаев к
создаваемым им самим фабулам и сюжетам, основные элементы которых воплощают
его представления о социально-политической борьбе современности и
порождаемых ею конкретных вопросах угнетения народа, его сопротивления
насильникам, о природе феодально-абсолютистской власти, о диктатуре грандов
и режиме фаворитов-временщиков. Основные идейные мотивы этого раздела
драматургии Лопе де Вега проникнуты тем живым сознанием социальной
справедливости и политических прав народа и тем пониманием господствующего
бесправия и произвола, которые не покидали великого писателя на всем
протяжении его творческого пути, несмотря на отдельные уступки официальной
идеологии. Об этой преданности Лопе де Вега идее социально-политической
справедливости свидетельствует и его предсмертная поэма-утопия "Золотой век"
и его прославление афинской демократии в мифологической комедии "Критский
лабиринт" ("El laberinto de Greta", написана между 1605-1617 гг.), как
государственного строя, обеспечивающего имущественное и юридическое
равноправие свободным от насилия и несправедливости гражданам.
Лучшие черты исторической и социально-политической драматургии Лопе де
Вега соединились в драме "Фуенте Овехуна" ("Fuente Ovejuna", напечатана в
1619 г.), написанной, повидимому, в 1612-1613 гг. и оставшейся наивысшим
достижением национальной испанской драмы. Эта пьеса, созданная в период
особого усиления феодальной реакции в Испании, явилась пламенным протестом
не только против феодального гнета как такового, но и против той
абсолютистско-деспотической государственности, которая в конечном счете
представляла собою орудие того же феодального угнетения народных масс.
Ближайшим поводом к ее написанию вероятно послужили участившиеся на рубеже
XVI-XVII веков крестьянские мятежи в поместьях некоторых крупных кастильских
и арагонских магнатов.
Сюжет драмы "Фуенте Овехуна" основан на историческом факте -
крестьянском восстании, вспыхнувшем. 23 апреля 1476 г. в селе, название
которого служит заглавием пьесы. Восстание было вызвано жестокими
притеснениями, которым подвергались крестьяне Фуенте Овехуны со стороны
своего владетеля, командора ордена Калатравы Фернана Гомеса де Гусман.
Восставшие крестьяне убили жестокого феодала и перешли под юрисдикцию города
Кордовы, муниципальные власти которого содействовали и помогали восставшим.
В ряду многих крестьянских восстаний середины и последней четверти XV
века восстание в селе Фуенте Овехуна явилось одним из самых драматических
эпизодов борьбы испанских народных масс против феодального угнетения.
Некоторые испанские историки XVI. века сочли нужным особо остановиться на
причинах и подробностях этого восстания, которое, несмотря на свою
территориальную ограниченность, было оценено в испанской исторической
литературе ближайшего столетия как политически-знаменательное событие, как
одно из наиболее ярких доказательств того, что феодальная система
расшатывается снизу, крестьянскими бунтами и мятежами.
Имеются сведения, что в давние времена за населением Фуенте Овехуны
было признано право перехода под покровительство другого сеньора, если
данный обладатель феодальных привилегии злоупотребляет своей властью.
Общинный совет села не раз ставил вопрос о переходе его в систему городской
организации Кордовы. Восстание 1476 г. было не чем иным, как насильственной
формой осуществления крестьянской общиной своего исторического права, к тому
же подкрепленного известным постановлением кортесов 1442 г. о "праве на
восстание поселений и городов против владетельных особ" (los grandes) {См.
R. Ramirez de Arellano. Rebelion de Fuente Ovejuna contra el comendador
mayor de Calatrava Fernen Gomez de Guzman ("Boletin de la R. Academia de la
Historia", t. XXXIX, 1901, p.p. 446-512).}. Дело шло таким образом о защите
старинных народных вольностей от злоупотреблений феодализма и абсолютистской
деспотии.
Внимание Лопе де Вега привлекали не только
острые
социально-политические конфликты, возникавшие в процессе борьбы крестьянской
общины против феодального насильника, но и реакция на эту борьбу королевской
власти. Общее представление о событиях восстания и некоторые детали
драматург почерпнул из "Хроники трех рыцарских орденов", изданной в 1572 г.
лиценциатом Франсиско де Радес-и-Андрада, переосмыслив, однако, их
реакционное толкование этим историком. Отсюда же Лопе де Вега почерпнул
сведения о походе великого магистра ордена Калатравы дона Родриго Тельеса
Хирона на г. Сьюдад Реаль, как и упоминания о междоусобной войне за
кастильский престол между королевой Исабелой и ее племянницей, принцессой
Хуаной, на стороне которой находились многие представители феодальной знати
и португальский король. Драматург слил в действии своей пьесы историю
восстания в Фуенте Овехуне и историю попыток феодала ных верхов, и прежде
всего ордена Калатравы, захватить власть в Кастильи, опираясь на иностранную
интервенцию.
Национальные интересы требовали в конце XV века объединения Испании и,
создания крупного государства, способного довершить дело освобождения
полуострова от мавританского владычества и подавить угрожавшую стране
феодальную анархию. Именно этот исторический момент и был избран Лопе де
Вега в качестве общего фона действия "Фуенте Овехуны". Сложившаяся к моменту
крестьянского восстания историческая ситуация объясняет идейно-политический
и социальный смысл картины народного возмущения, нарисованной великим
испанским драматургом. Сопоставив в развитии действия своей драмы события в
Фуенте Овехуне и нападение войск ордена Калатравы на Сьюдад Реаль, Лопе де
Вега подчеркнул общеисторическое национальное значение борьбы испанского
крестьянства и горожан с крупными феодалами, противившимися государственной
централизации страны. В сценах, происходящих в селе Фуенте Овехуна,
феодальная знать выступает в роли угнетателя народа, в эпизодах захвата
Сьюдад Реаля она показана как изменник родины и пособник португальской
интервенции.
Драма Лопе де Вега о крестьянском восстании "в Фуенте Овехуне является
единственным в драматургии эпохи Возрождения примером народно-революционной
пьесы, смело, последовательно и решительно утверждающей права крестьянской
демократии в ее борьбе с феодальными насилиями и злоупотреблениями.
Сочетание в ней двух исторических событий - крестьянского восстания и мятежа
рыцарской знати - обусловливается социально-политической концепцией пьесы,
общий смысл которой заключается в утверждении идеала "демократической
монархии", опирающейся на городское сословие и сельскую демократию.
Заключительные сцены в "Фуенте Овехуне" подчеркивают сословную природу
деспотического абсолютизма, осуждающего частные злоупотребления феодальной
знати, но встающего на защиту дворянской государственности от крестьянского
восстания.
Весьма показательна трактовка Лопе королевской власти, представленной в
"Фуенте Овехуне" фигурами Фердинанда Арагонского и Исабелы Кастильской, с
именами которых связывалось прежде всего представление о первой поре
утверждения национального государства и обуздания феодальной анархии. Та
легкость, с какой "католические короли" прощают магистру ордена Калатравы
его тяжкое государственное преступление, и та жестокая расправа, которую они
учиняют в восставшем селе, раскрывают истинное отношение великого испанского
драматурга к абсолютистско-деспотическому режиму при всем стремлении его
найти возможности благополучного и гармоничного разрешения конфликтов.
"Фуенте Овехуна" проникнута пафосом народной революции. Драматургу удалось
создать не только яркие образы отдельных представителей крестьянства
(Лауренсья, Фрондосо, Эстебан, Менго и Паскуала), но и образ коллектива,
народа, массы и раскрыть основные социально-психологические черты этого
образа. Величайшей заслугой Лоле де Вега является изображение народа как
героического субъекта истории. Если литературная теория и практика
буржуазно-аристократического Ренессанса обычно отводила народу "низкую",
комедийную сферу действия и в изображении его не требовала ничего иного,
кроме жанрово-комической, порой вульгарной натуралистичности, то Лопе де
Вега в нарушение этого сословно-эстетического принципа удалось разрешить
задачу героизации народной массы, задачу создания героико-реалистического
образа народа, так и неразрешенную, например, елисаветинской драмой в
Англии. Патриархально-идиллическая атмосфера действия, начинающегося в
границах традиционно-пасторального жанра, постепенно сменяется атмосферой
героического реализма и высокой трагической патетикой, не теряющей, однако,
связи с конкретной деревенской действительностью. Этот же процесс можно, в
частности, проследить на примере развития образа весельчака и балагура
Менго. Тема любви Лауренсьи и Фрондосо, начинающаяся в пасторальных тонах,
также приобретает черты высокой патетичности и героизма. Тщательно
разработанные в психологическом отношении образы главных действующих лиц
пьесы - Лауренсьи и Фрондосо - олицетворяют целомудрие и благородство
чувств, свойственные крестьянам, в противоположность моральному падению и
развращенности феодальных верхов.
"Фуенте Овехуна" стала не только крупнейшей национальной народной
драмой, но и приобрела мировое значение, как пьеса борющейся и побеждающей
демократии. Мы не располагаем данными о постановках этой драмы на испанской
сцене при жизни Лопе де Вега, но в последующие столетия она недаром
находилась под молчаливым запретом дворянско-буржуазной монархии. Осторожно
отмечая, что "одно из самых замечательных творений Лопе... по странной
прихоти судьбы не принадлежит к числу его наиболее известных в Испании
произведений", испанский исследователь драматургии Лопе де Вега М.
Менендес-и-Пелайо в конце прошлого века объяснял этот факт тем, что "в наши
дни постановка подобной драмы вызвала бы дискуссию общественного характера,
которая могла бы завершиться стрельбой на улицах, - такова сила ее
возбуждения, увлеченности и революционного порыва" {Obras de Lope de Vega
publicadas рог la R. Academia Espa"ola. Tomo X. Madrid, 1899, p. CLXII.}.
Свою вторую родину "Фуенте Овехуна" нашла в России, где она была
впервые показана в 1876 г. в Московском Малом театре при участии великой
трагической актрисы M. H. Ермоловой в роли Лауренсьи. "Призыв Ермоловой -
Лауренсьи к отмщению, к свободе, - пишет народная артистка СССР А. А.
Яблочкина, - воодушевлял не только артистов, изображавших жителей испанского
села Фуенте Овехуна, но - и это главное - демократического зрителя. На
втором представлении театр был оцеплен полицией, переодетые шпики наводнили
зрительный зал. Представление "Овечьего источника" ("Фуенте Овехуна". -
Ред.) вырастало в общественно-политическое событие. Немудрено, что полиция
поспешила вовсе запретить этот спектакль" {"Литературная газета", 16 июля
1953 г., Э 84.}.
После Великой Октябрьской социалистической революции "Фуенте Овехуна"
обошла многие сцены Советского Союза. В Испании она была возрождена в годы
героической борьбы испанского народа против фашистской реакции и
империалистической интервенции. "Фуенте Овехуна", поставленная всего лишь в
одном километре от линии фронта, - отмечала газета "Mundo Obrero", -
вдохновляла народ в 1938 г. так же, как она вдохновляла народ XVII века,
подавленный силами реакции... Арбалет Фрондосо, приставленный к груди
командора Фернана Гомеса, навсегда останется одним из самых ярких символов
прав и свобод народа" {"Mundo Obrero", 8 de enero de 1938, Э 648.}.
Драма о народном восстании в Фуенте Овехуне принадлежит к группе тех
социально-политических пьес Лопе де Вега, в которых основным действующим
лицом выступает народ, преимущественно крестьянство, борющееся за сохранение
своей свободы и за свои человеческие права. Потомок астурийских крестьян,
Лопе де Вега не только обнаруживает превосходное знание крестьянского быта,
но и горячую любовь к трудовому народу. Автору "Фуенте Овехуны" бесконечно
дорог быт родного народа, его нравственный облик, его чаяния и надежды. В
своих "крестьянских" пьесах драматург в полной мере отождествляется с
народом, становится подлинным выразителем чувств и мыслей крестьянской
демократии. С необыкновенной теплотой рисует Лопе де Вега картины народного
веселья, с глубокой лиричностью описывает крестьянский труд, любуется
красотой своих героинь и противопоставляет разврат щенной аристократической,
придворной среде здоровую и по своему счастливую, простую сельскую жизнь.
Почти все "крестьянские" драмы Лопе де Вега посвящены проблеме
взаимоотношений народа, феодального дворянства и королевской власти. Почти
во всех этих драмах королевская власть выступает в качестве верховного судьи
возникающих конфликтов и столкновений, часто вынужденная к тому сложившимися
не в ее пользу обстоятельствами. Король обнаруживает справедливость своих
решений в силу существующего права или действующих норм законности, которые
он не смеет преступить. Тем самым своеволие абсолютизма ограничивается или
нравственной силой народных героев, или правами народа, на страже которых
должна стоять королевская власть.
Лопе де Вега особенно привлекал к себе XV век - век мощных народных
движений и борьбы утверждавшейся абсолютистской власти с феодальной знатью.
К временам кастильского короля Энрике III Болящего, или Правосудного, как
окрестила его народная молва, он отнес действие сельской трагедии
"Периваньес и командор Оканьи" ("Peribanez y el comendador de Осайа",
написана между 1609-1612 гг.).
Драматический конфликт "Периваньеса" носит в отличие от "Фуенте
Овехуны" не народно-массовый, а семейно-личный характер. Основные линии
пьесы отвечают, в общем, сюжет" ному типу так называемых "драм чести>, в
которых развертываются кровавые истории мщения и кары за нарушение
супружеской верности или за посягательства на семейную честь. Однако
сходство "Периваньеса" с жанром "драм чести",
порожденным
феодально-аристократическими представлениями о личном и родовом достоинстве,
ограничивается лишь формальной стороной сюжета. В "Периваньесе" и в
идейно-родственной ему драме "Саламейский алькальд" Лопе де Вега осуществил
подлинно новаторский замысел, противопоставив драме, ограниченной
феодально-аристократическими нормами морали, столкновение феодального
своеволия с высоким человеческим достоинством свободного крестьянина. В
основе этого столкновения лежит конфликт между двумя сословиями и двумя
мировоззрениями - конфликт, безусловно разрешаемый драматургом в пользу его
крестьянского героя.
Избрав своим героем зажиточного земледельца Периваньеса, Лопе наделяет
его чертами степенной деловитости, религиозности, хозяйственной
рачительности и лойяльности по отношению к своему сеньору. Драматург
мастерски рисует все стадии конфликта, порождаемого стремлением командора
соблазнить жену Перинаньеса, и с большой психологической убедительностью
показывает нарастание в душе героя пьесы чувства протеста против
аристократического высокомерия своего, врага. Убийство командора возникает
как неотвратимая необходимость в столкновении человеческого достоинства
Периваньеса и его понятий о подлинной чести с бесчестьем презирающего народ
и развращенного аристократа. Тем самым "Периваньес* превращается в драму о
протесте простого человека против насилия, и личный конфликт, ограниченный
пределами семьи, вырастает в столкновение типичных представителей двух
сословий, основанное на глубоком антагонизме между крестьянством и
феодальной аристократией.
В драме "Саламейский алькальд" ("El alcalde de Zalamea", написана до
1610 г.), более известной читателям и зрителям в одноименной переработке
Кальдерона (1651), Лопе де Вега использовал факт, имевший место в селе
Саламея в провинции Эстремадуре в 1581 г. во время похода Филиппа II на
Португалию. Эта крестьянская трагедия с ее замечательным образом сельского
выборного судьи Педро Креспо разрешает проблему столкновения паразитического
дворянства с простым крестьянином, носителем строгой, но справедливой
народной морали. Развитие сюжета "Саламейского алькальда" Лопе де Вега
целиком подчинил идее народной справедливости и народного возмездия
преступникам, покусившимся на честь и достоинство простых людей. Судья Педро
Кресло предает смертной казни двух офицеров, обесчестивших его дочерей и
надругавшихся в его лице над народным правосудием. Филипп II вынужден
санкционировать приговор сельского судьи, и эта вынужденность мотивируется
не столько аргументами юридического порядка, сколько воплощенной в образе
Креспо нравственной силой испанского народа и его глубоким правовым
самосознанием, которое не могут уничтожить ни феодальный произвол, ни
абсолютистский деспотизм. К "Саламейскому алькальду" Лопе де Вега в полной
мере могут быть отнесены слова Герцена об одноименной драме Кальдерона:
"Велик испанский плебей, если в нем есть такое понятие о законности!"
{Сочинения А. И. Герцена, т. VI, СПБ. 1905, стр. 127.}
Социально-политическая действительность начала XVII века обращала
внимание драматурга и на конфликты, свидетельствовавшие о наличии
антагонизма между различными группами дворянства и феодально-абсолютистскими
верхами. К этим группам относился и специфический слой "окрестьянившихся"
Дворян и сельской идальгии. Представители таких "окрестьянившихся"
галисийских дворян - цастух Санчо де Роэлас и скромный хуторянин Нуньо
Альварес - выступают в качестве героев драмы "Лучший алькальд - король" ("El
mejor alcalde el rey", напечатана в 1635 г.). Их конфликт с высокомерным и
богатым доном Тельо де Нейра, похитившим дочь Нуньо Эльвиру накануне ее
бракосочетания с Санчо, разрешается лично королем Альфонсом VII, который
сначала под видом судьи, а затем в качестве монарха выносит суровый приговор
разнузданному феодалу и, осудив его на казнь, возвращает Эльвиру ее жениху.
Идейным центром драмы является образ справедливого монарха, встающего на
защиту своих подданных от насилия непокорного и дерзкого феодала. А. Н.
Островский в своем отзыве о "Лучшем алькальде - короле", отметив, что сюжет
драмы "имеет общечеловеческий интерес" и что он видит в ней "большие
достоинства, национальность, патриотизм, историческую и бытовую верность в
изображаемом", указал, однако, на обнаруживающийся в ней "узкий,
исключительный взгляд на жизнь и отношения людские" {А. Н. Островский.
Полное собрание сочинений, т. XIII, М., 1952, стр. 159-163.}. Тем самым наш
великий драматург подчеркнул, что для русской сцены является чуждой
ограниченная пределами дворянского мировоззрения трактовка драматических
перипетий пьесы, имевшей, бесспорно, прогрессивное значение в годы
царствования Филиппа III и Филиппа IV, когда испанские монархи окончательно
превратились в номинальных суверенов страны, судьбами которой распоряжалась
кучка грандов и самовластных временщиков.
В среде "окрестьянившихся" дворян и горного леонского крестьянства
протекает действие драмы "Гусманы из Тораля" ("Los quzmanes de Toral",
написана после 1621 г.), в которой период правления Альфонса VII является
своего рода хронологическим прикрытием резкой критики злоупотреблений
временщиков XVII века типа графа де Лерма и его приспешника Родриго
Кальдерона, обличения невыносимой для народа налоговой политики и своеволия
придворной аристократии.
Рядом с группой "крестьянских" пьес в наследии Лопе де Вега стоит
группа пьес "муниципальных", социально-политическая проблематика которых
сводится в основном к защите остатков городских вольностей от покушений
деспотического абсолютизма. К числу таких пьес относится драма "Кастильские
судьи" ("Los jueces de Castilla", написана до 1618 г.) и "Кордовские
командоры" ("Los comendadores de Cordoba", напечатана в 1612 г.). Содержание
их подтверждает ту оценку, которую К. Маркс дал таким "столпам испанской
свободы", как кортесы и аюнтамьенто (городские общины), указав, что: "В
формировании испанского королевства имелись условия, исключительно
благоприятные для ограничения королевской власти" {К. Маркс и Ф. Энгельс.
Сочинения, т, X, Партиздат, 1933, стр. 719.}.
С идеей ограничения абсолютистско-деспотической власти тесно связана
замечательная драма "Звезда Севильи" ("La Estrella de Sevilla", 1623), в
которой Лопе де Вега с особой трагической остротой поставил вопрос об
этико-политической природе абсолютизма, вступающего в конфликт с принципами
человеческой справедливости, высоких чувств и подлинного благородства
простых людей. Действие пьесы отнесено ко времени правления кастильского
короля Санчо IV (1284-1295).
Драматическую коллизию, возникающую из страсти короля к прекрасной
Эстрелье, Лопе де Вега вставил в рамки столкновения деспотической власти с
муниципальной демократией, придав тем самым индивидуальным конфликтам драмы
широкую социально-политическую обобщенность.
В "Звезде Севильи", таким образом, разрабатывается ряд сложных в
идейном и психологическом отношении проблем. Проблемы эти находят свое
отображение и в тех внутренних, идейных и нравственных конфликтах у основных
персонажей драмы, которыми движется ее действие. У Бусто Табера эти
конфликты выражаются в столкновении высокого понимания сана государя с
низменным злоупотреблением этим саном в действительности - злоупотреблением,
приводящим к оскорблению его личной и семейной чести. Санчо Ортис переживает
конфликт между своей преданностью королю, дружескими чувствами к Бусто и
любовью к Эстрелье. В душе Эстрельи идет борьба между любовью к Санчо, как к
жениху, и ненавистью к нему, как к убийце ее брата. На фоне этих глубоких
психологических конфликтов "Звезда Севильи" рисует образ короля в крайне
невыгодном свете. Санчо IV предстает здесь как король-деспот, приносящий в
жертву своей прихоти жизнь, честь и доброе имя своих подданных, как
король-тиран, способный на незаконное, прикрываемое мнимым "государственным
интересом" убийство. Его фаворит дон Ариас представляет собой еще более
отрицательную в моральном отношении фигуру льстеца, надменного временщика и
лукавого раба, подчиняющего своим преступным внушениям волю короля.
"Звезда Севильи" остается в испанской литературе XVII века едва ли не
самым ярким обличением существовавшего социально-политического режима и
одним из самых глубоких анализов природы абсолютистского деспотизма. Этот
"урок королям" занимает особое место в литературных трактовках
государственно-этических проблем эпохи своим смелым противопоставлением
человеческих прав и гуманистического толкования политической справедливости
абсолютистскому понятию о власти.
К последним годам жизни Лопе де Вега относится пьеса, также
изобличительно разрешающая проблему абсолютистского деспотизма. Написанная в
1631 г., драма "Наказание - не мщение" ("El castigo sin venganza") была
представлена на мадридской сцене, насколько нам известно, только один раз, в
1632 г., после чего на театральных подмостках не появлялась. Причина этого
заключалась в идейной концепции драмы, политическая актуальность которой
была лишь слабо завуалирована тем, что действие пьесы происходит за
пределами Испании.
Источником для Лопе де Вега в данном случае послужила одна из новелл
итальянца Маттео Банделло, в которой повествуется о том, как феррарский
маркиз Никколо III д'Эсте казнил своего сына и его мачеху за совершенное ими
прелюбодеяние. В драматической обработке Лопе де Вега типичная для
итальянского новеллиста кровавая семейная повесть превратилась в пьесу
глубокого социального смысла.
В то время как у Банделло героиней является жена Никколо д'Эсте,
целиком принявшая на себя вину в обольщении его юного сына Уго, у Лопе де
Вега главным действующим лицом ; пьесы, в согласии с политическим замыслом
драматурга, становится сам феррарский герцог, олицетворяющий холодную
"маккиавелиевскую" расчетливость абсолютистского государя и жестокую
неумолимость абсолютистского "государственного интереса".
Высокая политическая проблематика представлена в театре! Лопе де Вега
не только драматическим и трагическим жанром, но и жанром комедийным. И
здесь драматург прямо и косвенно подчеркивает свои глубокие симпатии к
трудовому люду. Эти симпатии с особой отчетливостью проявляются в народной
комедии "Свой хлеб сытнее всего" ("Con su pan se lo coma", напечатана в
1622г.), где прямодушный и умный крестьянин Сельо по прихоти короля попадает
во дворец и получает бразды правления. Следуя в данном случае сюжету
народных сатирических сказок о крестьянине-правителе, как следовал им и
Сервантес во второй части "Дон Кихота", описывая губернаторство Санчо Пансы,
Лопе де Вега противопоставляет природный ум, справедливость и честность
своего героя интригующей, корыстной, властолюбивой и лицемерной дворцовой
среде. Отвращение, которое вызывает у Сельо зрелище насквозь лживой
придворной жизни, заставляет честного земледельца покинуть свой высокий пост
и со спокойным сердцем возвратиться в родное село к честному крестьянскому
труду.
Прославлению крестьянского труда, создающего нравственно-целостные и
здоровые натуры сельских героев, Лопе де Вега посвятил комедии "Крестьянин в
своем углу" ("El villano en su rincon", напечатана в 1617 г.) и в
особенности "Мудрец в своем доме" ("El cuerdo en su casa", напечатана в 1615
г.) с ее обличающим паразитическое дворянство противопоставлением
положительной народной, трудовой морали суетному тщеславию, развращенности и
нравственной нечистоплотности аристократической среды. Семейно-бытовые
столкновения как в этой, так и в других крестьянских комедиях и драмах Лопе
де Вега отображают глубокие социально-политические противоречия испанской
действительности начала XVII века. Правдиво воспроизводя эти противоречия,
Лопе де Вега не только создал замечательную галерею испанских народных
типов, но и оставил в высшей степени объективное изображение внутренней
противоречивости социальной природы кастильского крестьянства с его
вспышками сопротивления феодальному насилию и собственнической
привязанностью к своему "углу" и своему "дому".
Мысль Лопе обращалась к крестьянству, к здоровой деревенской морали и в
тех политических комедиях, которые выходили за пределы "крестьянской"
тематики. Примером такой политической комедии, созданной в "дворцовом" жанре
(comedia palaciega), служит одна из остроумнейших по замыслу пьес Лопе де
Вега "Глупая для других и умная для себя" ("La boba para los otros y
discrete para si", напечатана в 1635 г.).
Изображая, перипетии борьбы за престол герцогства Урбино между его
законной наследницей Дианой и занявшей этот престол дерзкой претенденткой
Теодорой, драматург создает два противоположных типа правительниц
государства. Теодора - порождение придворной среды с ее эгоистической жаждой
власти ради власти, с ее бессердечием и жестокой надменностью; Диана - дочь
сельской природы, воспитанная в простой крестьянской семье, пастушка,
обладающая трезвым умом и чистым сердцем. Возвратившись во дворец, она
обнаруживает в борьбе с Теодорой острый ум, смелую находчивость, настоящую
крестьянскую сметку и трезвость критического взгляда на окружающую ее
дворцовую обстановку. Драматург осложняет действие комедии искательством
руки Дианы со стороны мечтающего о герцогской короне хитрого царедворца
Камило и любовью героини комедии к доблестному Алехандро. В союзе Дианы и
Алехандро воплощается ренессансно-аристократический идеал правителя,
сочетающего высокий разум с благородной доблестью. На облике Дианы сказался
ренессансный идеал "естественной разумности", свойственный гуманистическому
пониманию человеческой природы, но Лопе де Вега придает этой
абстрактно-философской "разумности" конкретные черты трезвого крестьянского
рассудка и народного остроумия, воспитанного в Диане деревенской средой.
Избирая в ряде своих драм и комедий носителями высокой разумности и
морального благородства представителей дворянского сословия, Лопе де Вега
отдавал
дань
широко
распространенным
в
его
время
ренессанено-аристократическим учениям о совершенной личности "светского"
человека, идеальный образ которого очерчен, например, в известном трактате
"Придворный" ("Il cortigiano", 1528) итал