Главная » Книги

Волошин Максимилиан Александрович - Суриков. Материалы для биографии, Страница 3

Волошин Максимилиан Александрович - Суриков. Материалы для биографии


1 2 3

;    Описывая казнь, состоявшуюся в феврале 1699 г., Корб пишет: "...один из осужденных проявил такую закоренелость, что, готовясь лечь на плаху, дерзнул обратиться к царю, вероятно, стоявшему очень близко, с такими словами: "Посторонись, государь. Это я должен здесь лечь".
   102 Рентгеноскопия картины "Утро стрелецкой казни", произведенная в 1970 г., показала, что в первоначальный замысел художника все же входило намерение изобразить казненных стрельцов. На фоне кремлевской стены, несколько левее фигуры Петра, отчетливо просматривается подмалевок фигур двух повешенных стрельцов. Впоследствии эти фигуры были записаны, холст картины надставлен справа, и на этой надставленной части его была написана свита Петра (см. об этом: С.Н. Гольдштейн. "Утро стрелецкой казни". - "Художник", 1973, No 2).
   103 То есть на картине "Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года".
   104 Этюд "Иоанн Грозный" (изображение фигуры в рост) был создан Суриковым, по-видимому, под впечатлением этой встречи.
   105 В ГТГ хранится лист, на котором сделаны два наброска композиции картины "Утро стрелецкой казни". На листе вверху надпись: "Первый набросок "Стрельцовъ въ 1878 г.".
   106 См. коммент. 6.
   107 В. И. Суриков женился 25 января 1878 г. на Елизавете Августовне Шаре. Ее мать, Мария Александровна (? - 1893), приходилась родственницей декабристу П. Н. Свистунову.
   108 Сцену в избе художник запечатлел в этюде "Две женщины в деревенской избе". В этом произведении зафиксирована первая мысль композиции картины 1883 г. "Меншиков в Березове".
   109 В родовом имении Меншиковых в с. Александровском, Клинского уезда, Московской губернии художник сделал хранящиеся в ГТГ зарисовки акварелью и карандашом с портретов дочерей и сына Меншикова, а также с мраморного бюста Меншикова, работы Бартоломео Карло Растрелли.
   Поездку в с. Александровское Суриков совершил в сопровождении художника H. A. Богатова (1854-1935), который сделал из глины упоминаемую Суриковым маску.
   110 Фамилия лица, позировавшего Сурикову при создании образа Меншикова, в разных источниках называется по-разному.
   В. А. Никольский в книге "В. И. Суриков. Творчество и жизнь" (М., 1918, с. 55), как и С. Глаголь в публикуемых ниже воспоминаниях (см. с. 217), имеет в виду отставного учителя Студенникова, жившего в Москве. С. Глаголь уточняет его адрес: Трубецкой переулок.
   Я. А. Тепин, не называя фамилии, пишет об "отставном учителе" (см. с. 202).
   Н. П. Кончаловская, внучка художника, в книге "Дар бесценный" (М., 1974, с. 120) называет преподавателя математики Е. И. Невенгловского.
   А. Н. Турунов в книге "В. И. Суриков и его картины" (Иркутск, 1948, с. 55) называет отставного учителя математики 1-й московской гимназии Октавиана Ивановича Невенгловского, жившего близ церкви Николы в Хамовниках, то есть примерно в том же районе, который указывает С. Глаголь. Вместе с тем Турунов в одной из своих записей уточняет имя и отчество Студенникова - Михаил Иванович, и его адрес - Трубецкой переулок, No 10 (Отдел рукописей ГТГ, ф. 89, ед. хр. 24, л. 9).
   Таким образом, авторы книг о Сурикове, так или иначе касавшиеся этого вопроса, сходятся лишь на том, что натурой для Меншикова послужил учитель одной из московских гимназий.
   111 Михеев Василий Михайлович (1859-1908) - автор очерков и рассказов, сборника "Песни о Сибири" (М., 1884). Суриков имеет в виду его рассказ "Миних", опубликованный в журнале "Артист" (1891, ноябрь, No 17), и в сборнике "Художники" (М., 1894).
   Суриков был дружен с Михеевым. В 1897 г. он принимал участие в иллюстрировании его книги "Отрок-мученик. Угличское предание" (СПб., 1898).
   112 Этюд для фигуры старшей дочери Меншикова, Марии, был написан акварелью с жены художника Е. А. Суриковой.
   113 Для фигуры сына Меншикова Сурикову позировал Николай Егорович Шмаровин, брат Владимира Егоровича Шмаровина (1850-1924), организатора Московского художественного кружка "Среды". В ГТГ хранится рисунок, сделанный Суриковым с Н. Е. Шмаровина.
   114 См. коммент. 2 к письму 54.
   115 Эскиз, о котором идет речь, находится в ГТГ.
   116 См. коммент. 1 к письму 73.
   117 Художник имеет в виду этюд "Голова боярыни Морозовой", переданный в дар Третьяковской галерее по завещанию М. А. Морозова в 1910 г.
   118 Этюд головы боярыни Морозовой, датированный 1886 г., приобретенный ГТГ в 1960 г. у наследников художника.
   119 Суриков цитирует слова, обращенные к боярыне Морозовой протопопом Аввакумом. Его письма к Морозовой были опубликованы в качестве приложения к статье Н. Тихонравова "Боярыня Морозова. Эпизод из истории русского раскола" ("Русский вестник", 1865, No 9).
   120 Варсонофий Семенович Закоурцев - дьячок сухобузимской Троицкой церкви. Его черты художник запечатлел в этюде "Голова священника""
   121 Для фигуры юродивого Суриков исполнил серию рисунков ж этюдов масляными красками. Созданию образа юродивого послужил также этюд "Нищий" (1883) и этюд "Нищий, стоящий на коленях" (1884).
   122 На Долгоруковской улице (ныне Новослободская) Суриковы впервые поселились в 1884 г., по приезде из-за границы, и жили там до 1887 г.
   123 Церковь Николы на Долгоруковской улице, сооруженная в 1703 г., имела позднейшие пристройки. В настоящее время - разобрана.
   124 Сохранился этюд с изображением посоха и этюд "Рука странника с посохом".
   125 "Боярыня Морозова" экспонировалась на XV Передвижной выставке 1887 г. одновременно с картиной В. Д. Поленова "Христос и грешница". В. В. Стасов в своей статье "Выставка передвижников" ("Новости и биржевая газета", 1887, 1 марта, No 58) уделил большую долю внимания картине Сурикова.
   126 Письма В. Д. Поленова к Сурикову неизвестны.
   127 Характеристика Александра III, как "истинного представителя народа", основывалась на непосредственных зрительных впечатлениях художника. "Громадная", как говорил Суриков, фигура царя, облаченного в мантию и корону, в свое время (см. коммент. 128) поразила его своей внешней импозантностью, воплощенной в ней физической силой и именно поэтому была воспринята им как олицетворение той мощи, которая свойственна, по убеждению Сурикова, народу.
   128 Боголюбов Алексей Петрович (1824-1896) - пейзажист, маринист. Профессор и член Совета Академии художеств; член Товарищества Передвижных художественных выставок. Суриков имеет в виду свое присутствие вместе с Боголюбовым на коронации Александра III в 1883 г. В альбоме (СПб., 1883), посвященном коронации, воспроизведена акварель Сурикова "Торжественный обход вокруг храма Спасителя".
   129 Памятник Александру III, работы А. М. Опекушина, был открыт в Москве у здания храма Христа Спасителя 30 мая 1912 г. После Великой Октябрьской революции разобран.
   130 Е. А. Сурикова умерла 8 апреля 1888 года (см. письмо 79).
   131 Об этой картине см. письмо 103 и коммент. 1 к нему, а также письмо 105 и коммент. 2 к нему.
   132 См. коммент. 1 к письму 84.
   133 "Взятие снежного городка".
   134 О возникновении замысла картины "Взятие снежного городка" и о работе над ней см. воспоминания А. И. Сурикова и других красноярцев (с. 222, 236), а также письмо 100 и коммент. 2 к нему.
   А. Н. Турунов сообщает следующие сведения об истории создания картины "Взятие снежного городка": "Для крестьянина в розвальнях с кнутом в поднятой руке позировал житель села Дрокино Михаил Дмитриевич Нашовочников. "Герой", берущий городок (центральная фигура композиции), по одним известиям, печник Дмитрий, живший в то время в Красноярске, по другим - торгашинский казак Стрижнев. В кошеве лицом к зрителям в дохе и меховой шапке брат художника... Спиной к зрителям в той же кошеве, в горностаевой пелерине племянница художника Татьяна Капитоновна Доможилова. Для второго всадника позировал Александр Николаевич Пестунов. ...У кошевы, в правой части картины, изображен стоящий ладейский казак Иван Иванович Перов (в бобровой шапке). В отдалении на последнем плане в розовой шапке виднеется другой суриковский знакомец ладейский же казак Евграф Зиновьевич Яхонтов. Есть сведения, что для этой же картины позировали казаки Александр Мамонтов и Веретнов (жители с. Ладейки)" (Отдел рукописей ГТГ, ф. 89, ед. хр. 19).
   135 "Покорение Сибири Ермаком".
   136 О поездках Сурикова, связанных со сбором этюдов для картины "Покорение Сибири Ермаком", см. письма 94, 101, 102, 107, 108, и коммент. к ним.
   137 "Переход Суворова через Альпы".
   138 То есть к столетию Швейцарского похода Суворова в 1799 г.
   139 Неточность. Поездку в Швейцарию с целью собирания материала для картины "Переход Суворова через Альпы" Суриков совершил летом 1897 г.
   140 Эскиз картины "Степан Разин", запечатлевший первоначальный замысел художника, был исполнен акварелью в 1887 г. Вернувшись к этой теме в 1900 г., Суриков кардинально переработал композицию картины, которую экспонировал на XXXV Передвижной выставке. Однако и после выставки Суриков продолжал работать над картиной (см. письмо 208 и коммент. 3 к нему).
   141 Об этих поездках см. письма 166 и 176. В альбоме, с которым художник ездил на Волгу, имеются композиционные наброски картины (ГТГ).
   142 Картину "Посещение царевной женского монастыря".
   143 М. В. Красноженова предполагает, что Суриков писал Суворова с отставного сотника Ф. Ф. Спиридонова (см. коммент. 3 к письму 103), которому в 1913 г., то есть в год бесед Сурикова с М. Волошиным, было 85 лет.
   144 Одна из сибирских летописей, возникла во 2-й половине XVII в. в г. Кунгуре. Содержит сведения о походе Ермака в Сибирь.
   145 Суриков имеет в виду картину Репина "Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году".
   146 Неясно, о каком этюде идет речь.
   147 К теме "Пугачев" Суриков обращался неоднократно на разных этапах своего творчества. Не написав картины на этот сюжет, он создал ряд подготовительных работ для нее. В ГРМ хранится живописный эскиз многофигурной композиции, исполненный, возможно, в 1870-х гг. (см. В. Кеменов. Образ Пугачева в творчестве В. И. Сурикова. - "Искусство", 1962, No 2).
   Очевидно, в данном случае Суриков говорит о модели, которую он запечатлел в произведении, известном под названием "Мужской портрет" (1909). Произведение это принадлежит Калининской областной картинной галерее. В ГТГ имеется графический эскиз однофигурной композиции "Пугачев в клетке", исполненный в 1911 г. в Ростове Ярославском, как об этом свидетельствует авторская надпись на рисунке.
   148 Суриков имеет в виду мастеров Раннего Возрождения.
   149 Щукин Сергей Иванович (1854 [1852?] - 1936) - московский коллекционер, собрал в своем особняке в Большом Знаменском переулке (ныне улица Грицевец) богатейшую коллекцию произведений французских художников новейшей школы. После Великой Октябрьской революции эмигрировал. В настоящее время его собрание включено в состав коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
   150 София Андреевна Толстая, урожд. Берс (1844-1919) - жена Л. Н. Толстого.
  

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 332 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа