Главная » Книги

Есенин Сергей Александрович - С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 1., Страница 25

Есенин Сергей Александрович - С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 1.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

sp; 11 Подобные материалы Л. М. Клейнборт, судя по письмам к нему С. Д. Фомина, Г. Д. Деева-Хомяковского, С. Е. Ганьшина и др. (ИРЛИ), начал собирать еще в 1914 г. и продолжал в 1915 г. Рукопись Есенина состояла из шести листов. Это доказывает авторская пагинация на единственной сохранившейся последней странице (хранится в ИРЛИ; текст - см. V, 160).
  
   А. А. БЛОК
  
   ИЗ ДНЕВНИКОВ, ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК И ПИСЕМ
   Встреча с А. А. Блоком 9 марта 1915 года - один из важнейших рубежей в жизни Есенина. Сразу же после приезда в Петроград, он - по сути дела никому не известный девятнадцатилетний юноша - передал А. А. Блоку записку: "Александр Александрович! Я хотел бы поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в 4. С почтением С. Есенин". Блок встретился с Есениным. И та оценка, которую стихи Есенина получили сначала у А. А. Блока, потом у С. М. Городецкого и других петроградских литераторов, положила начало его литературной известности.
   Есенин во всех автобиографиях среди важнейших событий своей творческой жизни отмечал значение этой встречи. Он не раз рассказывал о ней знакомым, со временем все более романтизируя реальные обстоятельства. Один из таких рассказов передал в своих воспоминаниях Вс. А. Рождественский.
   В 1915-1918 годах их встречи, случавшиеся и дома у А. А. Блока, и на различных литературных вечерах, были не столь уж часты, но интересны как для Есенина, так и для А. А. Блока. Суждения Есенина, его творчество не оставляли А. А. Блока равнодушным, вызывали у него живую ответную реакцию. А. А. Блок отмечал в дневниках и записных книжках личные встречи с Есениным, с интересом записывал суждения Есенина во время их беседы 3 января 1918 г., когда Есенин пытался объяснить свою определенную отчужденность от "питерских литераторов", особенность своего пути, как и пути крестьянских писателей вообще. О том, что суждения Есенина были далеко не безразличны для А. А. Блока, говорит и такой факт: после публикации "Двенадцати" в газете "Знамя труда" А. А. Блок вносит поправку в текст поэмы (в строке "Над старой башней тишина" слово "старой" заменено на "невской"), как он сам помечает на полях: "По совету С. Есенина".
   Определенное отчуждение от поэзии А. А. Блока, которое произошло в период "скифских" увлечений Есенина (оно отразилось, например, в письмах А. Ширяевцу от 24 июня 1917 г. или Р. В. Иванову-Разумнику от мая 1921 г.), не изменило общей высокой оценки Есениным творчества А. А. Блока. С особой настойчивостью он говорил об этом после его смерти. Андрей Белый свидетельствует: "Бывший у меня студиец из Лито говорил о двух вечерах памяти Блока, устроенных имажинистами в Москве. На одном Сергей Есенин говорил, что говорить о смерти Блока нельзя: раз, в беседе с Блоком по поводу слухов о разрушенном Кремле, Блок сказал Есенину: "Кремля разрушить нельзя: он - во мне, и в вас; он - вечен; а о бренных формах я не горюю". То же применил Есенин о Блоке: он - наш, он - не умирает, он - вечен, а о бренном "Блоке" горевать нечего" (ЛН, т. 92, кн. 3, с. 810).
   Есенин резко отрицательно отнесся к антиблоковским выступлениям имажинистов, которые они устроили после его смерти. Когда имажинисты организовали 28 августа 1921 года в свойственном им скандально-рекламном духе вечер "памяти" A. А. Блока, то Есенин долго не мог простить им развязных выступлений. Один из его знакомых вспоминал:
   "На другой день после смерти в клубе поэтов "Домино" на Тверской, 18 московская богема собралась "почтить" память Блока. Выступали Шершеневич, Мариенгоф, Бобров и Аксенов.
   Поименованная четверка назвала тему своего выступления "Словом о дохлом поэте" и кощунственно обливала помоями трагически погибшего поэта <...>.
   На другой день я искал Есенина, чтобы передать ему о том, как вчера в клубе от имени имажинистов "чтили" память его покойного друга - Блока. Я нашел его в лавке поэтов на Никитской улице. Есенин дежурил. Рассказав о вчерашнем безобразии, я задал ему такой вопрос:
   - Сергей Александрович! Неужели Вы после всего этого не порвете с этой имажинистской ...?
   - Обязательно порву... Обязательно, - прервал он меня, - ну, честное слово! " (Дальний Степан (Самсонов Д.). Воспоминания о Есенине. - Газ. "Саратовские известия", 1926, 3 января).
   Этот вечер Есенин снова вспомнил, выступая 25 октября 1923 года в Доме ученых (см. об этом в воспоминаниях B. А. Пяста).
   Подробнее об истории взаимоотношений А. А. Блока и Есенина см.: Вельская Л. А. Роль А. Блока в становлении поэтики раннего Есенина. - РЛ, 1968, N 4, с. 120-130; Правдина И. С. Есенин и Блок. - Сб. "Есенин и русская поэзия". Л., 1967, с. 110-136. Свод документальных и мемуарных свидетельств о встречах А. А. Блока и Есенина опубликовал Ю. Юшкин (ЛР, 1980, 17 октября).
   Тексты печатаются по изд.: Блок, т. VII, VIII; Блок Александр. Записные книжки. М., 1965. Текст пометок Блока на письме Есенина - по изд.: Есенин, VI, 256.
  
   1 Помета А. А. Блока на записке Есенина.
   2 Рекомендательное письмо М. П. Мурашеву.
   3 Городецкому. Рекомендательное письмо А. А. Блока к нему не сохранилось.
   4 Предостережения А. А. Блока произвели на Есенина серьезное впечатление. Близко к этому письму со слов Есенина их передает в своих воспоминаниях В. С. Чернявский (см. наст. изд.). Надо учесть, что мемуарист явно не знал письма А. А. Блока, которое было опубликовано спустя много лет после того, как были написаны его воспоминания. В 1924-1925 гг. Есенин снова вспомнил об этих предостережениях А. А. Блока. В наброске памфлета "Дама с лорнетом" он отметил, что А. А. Блок еще в 1915 г. предостерегал его от контактов с кругами Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус.
   5 Речь идет об ответах на анкету о праве литературного наследования (см. Блок, VI, с. 7, 496).
   6 На этот день было намечено открытие Учредительного собрания.
   Об этой беседе см. во вступительной статье. Многое из того, о чем говорил Есенин, нашло воплощение в его стихах. Сопоставление А. В. Кольцова, Н. А. Клюева и самого Есенина - в стихотворении "О Русь, взмахни крылами...". Слова: "Я выплевываю Причастие..." - находят отчетливую параллель в "Инонии":
   Тело, Христово тело,
   Выплевываю изо рта.
   8 Объясняя свое отношение к Н. А. Клюеву в письме к Р. В. Иванову-Разумнику, написанному, видимо, приблизительно в одно время с этой беседой, Есенин писал: "Поэтому я и сказал: "Он весь в резьбе молвы", - то есть в пересказе сказанных. Только изограф, но не открыватель. А я "сшибаю камнем месяц" и черт с ним, с Серафимом Саровским, с которым он так носится, если, кроме себя и камня в колодце небес, он ничего не отражает" (VI, 86-87). Спустя несколько месяцев, он развивал эту же тему в "Ключах Марии": "Для Клюева, например, все сплошь стало идиллией гладко причесанных английских гравюр... Сердце его не разгадало тайны наполняющих его образов, и, вместо голоса из-под камня Оптиной пустыни, он повеял на нас безжизненным кружевным ветром деревенского Обри Бердслея..." (V, 184- 185).
   9 Этот образ Есенин использовал в статье "Отчее слово", посвященной роману А. Белого "Котик Летаев": "Речь наша есть тот песок, в котором затерялась маленькая жемчужина - "отворись". Мы бьемся в ней, как рыбы в воде, стараясь укусить упавший на поверхность льда месяц, но просасываем этот лед и видим, что на нем ничего нет..." (V, 161).
   10 Речь идет о статье А. А. Блока "Интеллигенция и революция", которая была впервые напечатана в газете "Знамя труда" 19 января 1918 г. Статья вызвала огромный общественный резонанс. Реакционная часть писателей, в частности, Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус, выступили с злобными нападками на А. А. Блока.
   11 "Знамя труда" - газета, орган ЦК партии левых социалистов-революционеров, выходила с 23 августа 1917 г. по 6 июля 1918 г. Литературным отделом в ней руководил Р. В. Иванов-Разумник. В газете принимали участие Есенин, А. А. Блок, А. Белый и др. "Наш путь" - журнал того же направления, в 1918 г. вышли два номера, в которых были напечатаны, в частности, "Октоих", "Пришествие", "Преображение" и "Инония" Есенина, "Двенадцать", "Скифы" и "Интеллигенция и революция" А. А. Блока. Участие в "Знамени труда", "Нашем пути" воспринималось в писательских кругах как наглядное доказательство сотрудничества с советской властью.
  
   С. М. ГОРОДЕЦКИЙ
  
   О СЕРГЕЕ ЕСЕНИНЕ
   Сергей Митрофанович Городецкий (1884-1967) - поэт, беллетрист и переводчик.
   Впервые встретился с Есениным 11 марта 1915 года, когда тот пришел с запиской от А. А. Блока (не сохранилась). В эту встречу С. М. Городецкий дал Есенину рекомендательные письма в редакции ряда петроградских изданий. Два из них (В. С. Миролюбову и С. Ф. Либровичу) сохранились и опубликованы. Есенин высоко ценил помощь С. М. Городецкого. В 1924 году он отмечал в автобиографии: "Приехал, отыскал Городецкого. Он встретил меня весьма радушно. Тогда на его квартире собирались почти все поэты. Обо мне заговорили, и меня начали печатать чуть ли не нарасхват" (V, 226-227). С. М. Городецкий способствовал появлению произведений Есенина не только в столичных, но и в провинциальных изданиях (см. об этом, в частности, в воспоминаниях П. А. Кузько в наст. томе). С. М. Городецкому Есенин посвятил при публикации в "Новом журнале для всех" (П., 1915, N 4) стихотворение "Зашумели над затоном тростники...". В первой редакции воспоминаний С. М. Городецкий сообщал, что ему также был посвящен первоначально весь первый сборник Есенина "Радуница" (см. "Новый мир". М., 1926, N 2, с. 140). В автобиографии "Мой путь" С. М. Городецкий отмечал: "В 1915 году ко мне пришел Сергей Есенин. "Из книги "Ярь" я узнал, что так можно писать стихи", - сказал он мне. Появились в моем доме и Николай Клюев и Александр Ширяевец. Я организовал группу "Краса". Устраивали вечера" (сб. "Советские писатели. Автобиографии", т. I. M., 1959, с. 326).
   Дружескими остались их отношения и во все последующие годы, хотя С. М. Городецкий не примыкал к тем литературным группировкам, в которых участвовал Есенин после 1916 г. Подробнее об отношениях Есенина и С. М. Городецкого см.: Енишерлов В. Его самородная стихия. - Газ. "Советская Россия". М., 1985, 8 сентября.
   Воспоминания были впервые напечатаны в журн. "Новый мир", М., 1926, N 2, с. 137-146. В 1965 г. пересмотрены автором и включены в сб. Воспоминания, 1965, по тексту которого печатаются в наст. изд.
  
   1 Этот альманах был задуман С. М. Городецким и А. М. Ремизовым еще в 1909 г. как журнал. Он должен был быть посвящен искусству всех славянских народов. Журнал не состоялся. В 1913 г. под редакцией С. М. Городецкого и Янко Лаврина появился один выпуск альманаха. В нем было напечатано стихотворение Н. А. Клюева "Плясея" ("Я вечор, млада, на пиру была..."). Это было отнюдь не первое выступление Н. А. Клюева в печати. Он начал публиковаться еще в 1904 г. В 1912 г. вышли два его сборника "Братские песни" и "Сосен перезвон", которые и принесли ему известность.
   2 Речь идет об известной фотографии Есенина и С. М. Городецкого (см. ее в наст. т.).
   3 Личное знакомство Есенина с Н. А. Клюевым состоялось, видимо, в октябре 1915 г., когда Есенин вернулся в Петроград после поездки в Константиново. Но еще до этого между ними завязалась переписка. 24 апреля 1915 г. Есенин отправил Н. А. Клюеву первое письмо. Он писал: "Читал я Ваши стихи, много говорил о Вас с Городецким и не могу не писать Вам" (VI, 59). Письма Н. А. Клюева к Есенину 1915 г. - см. в сб. "Есенин и современность". М., 1975. Развитие сложных и противоречивых взаимоотношений Есенина и Н. А. Клюева наиболее подробно исследовано в кн.: Базанов В. Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия. Л., 1982.
   4 Вечер состоялся 25 октября 1915 г. В одном из газетных отчетов говорилось: "Вечер открылся "зачальным присловьем" Сергея Городецкого и "словом" Алексея Ремизова. Затем молодым поэтом, крестьянином Рязанской губ., С. Есениным были прочитаны известная его поэма "Русь" и цикл стихов "Маковые побаски". Гвоздем вечера явилась былина Н. Клюева "Беседный наигрыш", которую поэт прочел с мощной выразительностью... Закончился вечер "Краса" исполнением современных народных рязанских и заонежских частушек, прибасок, веленок и "страданий" под ливенку" (газ. "Голос Руси". П., 1915, 26 октября). В другом отчете говорилось: "Жаль, что наша публика проявила слишком мало интереса к вечеру 25-го октября. Зал был неполон, несмотря на воскресный день. Как всегда, преобладали представители литературного и художественного мира. Из отдельных исполнителей, кроме Городецкого и Клюева, выделилась поэтесса А. Бел-Конь-Любомирская, прекрасно читавшая стихи..." (газ. "Биржевые ведомости", утр. вып. П., 1915, 30 октября).
   5 Объявление об издании этих книг было напечатано как реклама в единственной вышедшей под маркой "Книгоиздательство "Краса" книге: "А. С. Пушкину. Стихотворение С. Городецкого с примечаниями". Сборник "Краса" - не единственный, в который С. М. Городецкий предполагал включить стихи Есенина. Осенью 1915 г. было объявлено, в частности, об издании под редакцией С. М. Городецкого и А. М. Ремизова сборника "Скарб. Русские писатели польскому народу разоренному", в который наряду со стихами А. А. Ахматовой, К. Д. Бальмонта, А. А. Блока, Ю. К. Балтрушайтиса предполагалось включить и стихи Есенина (см. газ. "Речь". П., 1915, 21 октября). Как извещал С. М. Городецкий Ф. К. Сологуба 10 января 1916 г., Есенин в числе других поэтов дал свои стихи для этого сборника, но какие именно - не установлено (см. ЛН, т. 92, кн. 3, с. 448). Сборник из печати не вышел.
   6 С. М. Городецкий отправился на русско-турецкий фронт в качестве военного корреспондента газеты "Русское слово". Уехал он из Петрограда, как об этом свидетельствует его письмо к секретарю редакции этой газеты от 29 апреля 1916 г., не осенью, а весной 1916 г. (см. ВЛ, 1970, N 7, с. 167).
   7 В этой заметке, озаглавленной "Казненный дегенератами", Б. А. Лавренев резко обвинял имажинистское окружение Есенина, считая их виновниками трагической кончины поэта (см.: Красная газета, веч. вып. Л., 1925, 30 декабря).
   8 "Четвертый Рим" - цикл из шести стихотворений Н. А. Клюева, направленных против Есенина, против его имажинистских стихов. Выпущен отдельным изданием в 1922 г. Приведены начальные строки второго, третьего и четвертого стихотворений цикла.
   9 С. М. Городецкий приводит здесь лишь отдельные фразы из своей рецензии. Он писал: "...и вот мы имеем прекрасную поэму "Пугачев". Сработана она серьезно, написана ярким, могучим языком и полна драматизма. Все свое знание деревенской России, всю свою любовь к ее звериному быту, всю свою деревенскую тоску по бунту Есенин воплотил в этой поэме. Это - лучшая его вещь. Серьезность задания удержала поэта от крайностей имажинизма, который, если и принят, то, может быть, только как литературное развитие всегда стремившегося к изобразительности деревенского языка. Сцены, когда Пугачев объявляет себя Петром, когда он возбуждает к победе своих перепуганных товарищей и, особенно, когда они его предают,- очень сильны. Эта вещь не только должна быть поставлена на большой сцене, но она может послужить прекрасным материалом для работ в пролетстудиях... Одна из замечательных страниц русской революции нашла себе достойное воплощение в поэме Есенина. "Пугачев" написан не для сегодняшнего дня. Он войдет в сокровищницу новой пролетарской литературы" (газ. "Труд". М., 1922, 5 апреля). С. М. Городецкий, видимо, не случайно, вспомнил о своей рецензии. После смерти Есенина вновь поднялись разговоры о несценичности "Пугачева". Профессор H. H. Фатов писал, например, что "Пугачев" - "самое неудачное создание Есенина", что "тайна стихотворного диалога не была открыта Есенину" (журн. "На литературном посту". М., 1926, N 2, 15 апреля, с. 50).
   10 А. В. Ширяевец умер 15 мая 1924 г. Его памяти Есенин посвятил стихотворение "Мы теперь уходим понемногу...".
  
   М. П. МУРАШЕВ
  
   СЕРГЕЙ ЕСЕНИН
   Михаил Павлович Мурашев (1884-1957) - журналист и издательский работник. В 1915 году жил в Петрограде, работал в редакции "Биржевых ведомостей", был связан с редакциями ряда других газет и журналов. Знакомство с Есениным, состоявшееся в марте 1915 года, быстро переросло в дружбу. После революции М. П. Мурашев переехал в Москву, где продолжал работать в различных редакциях и издательствах.
   Первые два мемуарных очерка М. П. Мурашева были опубликованы в 1926 году "Сергей Есенин в Петрограде" - в сб. Воспоминания, 1926 и "А. Блок и С. Есенин" - в сб. "Есенин. Жизнь. Личность. Творчество". М., 1926. Впоследствии эти очерки были пересмотрены и объединены автором. В этой редакции они опубликованы в сб. Воспоминания, 1965, по тексту которого печатаются в наст. изд.
   М. П. Мурашевым написаны также обширные воспоминания "Встречи и книги", но они находятся в частном хранении и до настоящего времени не опубликованы.
  
   1 Среди опубликованных писем Есенина к М. П. Мурашеву нет письма, которое содержало бы подобную фразу.
   2 Это было 14 июля 1916 г. Речь идет о подготовке альманаха "Творчество", первая книга которого вышла в 1917 г. В ней были опубликованы два стихотворения А. А. Блока "Демон" ("Иди, иди за мной - покорной...") и "Ночной туман застал меня в дороге..." (под заглавием "Ночью на коне").
   3 Учредительное собрание общества "Страда" состоялось 17 октября 1915 г. С. М. Городецкий, избранный поначалу товарищем председателя общества (председателем был избран И. И. Ясинский), писал о его задачах: "...самым интересным является новое общество "Страда", имеющее целью содействие развитию народной литературы. Это настолько важное и многообещающее дело, что о нем придется рассказать отдельно. Пока же можно сообщить, что "Страда" обладает редким правом, по уставу, открывать свои отделения всюду, где соберется десять ее членов. Пользуясь этим правом, "Страда" собирается покрыть всю Россию сетью чисто художественных организаций" (газ. "Кубанская мысль". Екатеринодар, 1915, 15 ноября). Подробнее об этом обществе и участии в нем Есенина см.: Вдовин В. А. Есенин и литературно-художественное общество "Страда". - Сб. "Есенин и русская поэзия". Л., 1967, с. 171-193.
   4 Этот заголовок имело в ранней редакции стихотворение "Гаснут красные крылья заката...".
   5 "Радуница" появилась в последних числах января, а первый сборник "Страда" - позже, в апреле 1916 г.
   6 Из стихотворения "В хате".
   7 Есенин был призван в армию 25 марта 1916 г. Подробное документальное исследование обстоятельств призыва и службы Есенина в качестве санитара Царскосельского полевого военно-санитарного поезда N 143 см.: Вдовин В. А. Сергей Есенин на военной службе (Научные доклады высшей школы. Филологические науки. М., 1964, N 1); Юшин П. Ф. Сергей Есенин. М., 1969; Вдовин В. А. Материалы к биографии Есенина (ВЛ, 1970, N 7).
   8 Имеется в виду стихотворение "Я снова здесь, в семье родной...".
   9 Начальные строки "Пролога" к поэме. Эта часть поэмы была к тому времени опубликована в газ. "Русское слово", П., 1914, 7 апреля.
  
   В. С. ЧЕРНЯВСКИЙ
  
   ТРИ ЭПОХИ ВСТРЕЧ
   Владимир Степанович Чернявский (1889-1948) - один из ближайших друзей Есенина петроградского периода его жизни. В те годы - студент, начинающий поэт, впоследствии - актер, мастер художественного слова. В. А. Рождественский рассказывал, что В. С. Чернявский "был одним из самых добрых друзей Сергея Александровича - вне его богемного окружения. Есенин часто брал у него (как и у меня) книги и любил с нами вести "книжные разговоры". Чернявский впоследствии стал выдающимся и очень культурным чтецом, часто выступавшим в аудиториях Ленинграда. Его знал и уважал весь город" (письмо к составителю от 24 февраля 1964 г.).
   В. С. Чернявскому Есенин посвятил стихотворение "Сельский часослов". Сохранился вырезанный из сб. "Красный звон", П., 1918, цикл стихотворений Есенина "Стихослов" с дарственной надписью: "Милому Володеньке за любовь и дружбу. Любящий Сергей. 1918. 7 марта" (РЛ, 1970, N 3, с. 160). По свидетельству дочери мемуариста, М. В. Чернявской, долгое время в их семье хранился сборник Есенина "Радуница" с дарственной надписью: "Разлюбезному товарищу Володе Чернявскому. С самыми искренними пожеланиями на добрую память. Сергей Есенин. Февраля 5. Петроград" (местонахождение книги в настоящее время неизвестно). Не дошли до нас и автографы писем Есенина к В. С. Чернявскому. Два письма 1915 года он включил в текст воспоминаний, и поэтому они нам известны, но письмо 1924 года, которое он упоминает в воспоминаниях, остается не найденным. "Письма Сережи украдены у меня уже лет 10 тому назад", - сообщал В. С. Чернявский С. А. Толстой-Есениной 30 августа 1940 года (ГЛМ).
   В записных тетрадях В. С. Чернявского (хранятся у М. В. Чернявской) имеются автографы нескольких его стихотворений 1915-1916 годов, обращенных к Есенину. Среди них:
   Не страшно знать, что и душа проходит,
   Как первая, как лучшая любовь,
   Что голос смерти над постелью бродит:
   - Себя, себя люби и славословь.
   Моей стране, где даже бог потерян,
   Поверил я, услышав голос твой.
   Она твоя, за то что ты ей верен -
   И ласковый, и кровный, и живой.
   Отзвук одной из строк этого стихотворения можно увидеть в "Прощании с Мариенгофом" Есенина:
   Мне страшно, - ведь душа проходит,
   Как молодость и как любовь.
   Воспоминания В. С. Чернявского были написаны в мае 1926 года. Рукопись, озаглавленная "К биографическим материалам о Сергее Есенине", хранится в ГЛМ. Часть воспоминаний, посвященная начальному периоду петроградской жизни Есенина, под заглавием "Первые шаги" была впервые опубликована в журн. "Звезда", М.-Л., 1926, N 4. Этот текст воспроизводился в сб. Воспоминания, 1965 и Воспоминания, 1975.
   Вскоре после публикации части своих воспоминаний в "Звезде" В. С. Чернявский вернулся к ним. Он заново отредактировал и проверил текст, уточнил ряд деталей, дал воспоминаниям заглавие "Три эпохи встреч". Значительно сокращенная, эта редакция была напечатана в журн. "Новый мир", М., 1965, N 10. В наст. изд. воспоминания печатаются по рукописи последней авторской редакции (хранится в ГЛМ).
  
   1 Имеется в виду "Поэза о Бельгии" Игоря Северянина.
   2 В газетном извещении вечер назван "Поэты - воинам" (газ. "Биржевые ведомости", утр. вып. П., 1915, 22 марта). В отчете сообщалось: "А. Блок в своей обычной благородно-сдержанной манере прочел три стихотворения с хорошим успехом. Горячо встречен был Ф. Сологуб, прочитавший свои новые стихотворения. Много аплодировали Ахматовой. Зал был полон" (газ. "День". П., 1915, 1 апреля). На вечере выступали также И. Северянин и ряд петроградских актеров.
   3 Вероятно, имеется в виду стихотворение Ф. К. Сологуба "Россия" ("Еще играешь ты, еще невеста ты...").
   4 В первой редакции воспоминаний В. С. Чернявский называет в данном случае П. Б. Струве. Следовательно, речь идет о журнале "Русская мысль", в июльском номере которого за 1915 г. были напечатаны три стихотворения Есенина: "Пойду в скуфье смиренным иноком...", "Калики" и "На лазоревые ткани...".
   5 Эти письма В. С. Чернявского к В. В. Гиппиусу, как сообщила М. В. Чернявская, погибли в годы Великой Отечественной войны.
   Имеется в виду "Альманах муз", вышедший в 1916 г. под маркой издательства "Фелана". Задумывался он как периодическое издание, вышел только один сборник. Одним из организаторов альманаха был К. Ю. Ляндау. В письме к В. Я. Брюсову от 12 марта 1916 г. он сообщал, что к участию приглашены А. А. Блок, З. Н. Гиппиус, В. А. Пяст, М. А. Кузмин, Ф. К. Сологуб, В. Ф. Ходасевич (см. ЛН, т. 92, кн. 3, с. 460). В альманахе напечатаны стихотворения А. А. Ахматовой, Вяч. Иванова, Р. Ивнева, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой, В. С. Чернявского и др. поэтов. Есенин и Н. А. Клюев в нем не участвовали.
   7 Слова из стихотворения "О Русь, взмахни крылами...". Фотографию, о которой идет речь, см. в наст. т.
   8 Так назвал эту светскую публику Есенин в 1925 г. в стихотворении "Мой путь":
   И вот в стихах моих
   Забила
   В салонный вылощенный
   Сброд
   Мочой рязанская кобыла.
   9 Речь идет о стихотворении "Запели тесаные дроги...". О визите к кому рассказывает автор, неизвестно. Вероятнее всего, имеется в виду А. Ф. Кони.
   10 В "Голосе жизни" произведения Есенина печатались только единожды (в N 17 от 22 апреля 1915 г.). В этом же номере была помещена статья З. Гиппиус "Земля и камень", посвященная Есенину. Со следующего, N 18 имя Есенина значилось среди лиц, принимающих участие в журнале.
   Д. В. Философову Есениным было посвящено стихотворение "Черная, потом пропахшая выть!.." при его публикации в сборнике "Радуница" (1916). Посвящение было снято при переиздании сборника в 1918 г.
   11 Ответ на письмо В. С. Чернявского от 26 мая 1915 г., в котором он, в частности, писал: "Милый друг Сережа, все время хранил о тебе хорошую память, но сам знаешь, как беспутно живут твои петербургские знакомцы, а потому и извинишь, что я тебе не писал <...>. Мне хотелось бы знать, чем разрешился вопрос о твоей воинской повинности; надеюсь, напишешь словечко. Твою открытку, пропитанную сибирской язвой и описывающую неслыханные обычаи, Костя слишком предусмотрительно сжег, не дав даже нам прочесть! Слышал, что уже объявлено о твоей книге в изд-ве "Краса". Что и как в этом смысле, поддерживаешь ли сношения с Городецким <...>. Так я буду ждать от тебя письма и сведений о себе и непременно тебе отвечу, милый друг. Мы с тобой мало виделись в Питере, но ты, я думаю, знаешь, что я к тебе очень дружески отношусь и рад был, что ты встретился на моем пути" (ЦГАЛИ).
   Автографы приведенных В. С. Чернявским писем Есенина неизвестны. Тексты их всегда печатались по первой публикации воспоминаний В. С. Чернявского. Однако, готовя данную редакцию воспоминаний, он внес ряд поправок в текст писем, очевидно сверив их с подлинниками, находившимися в то время у него. Этим и объясняются расхождения между текстами писем в первой публикации (и их воспроизведением в собр. соч. Есенина) и текстами данного издания.
   12 Имеется в виду поездка Есенина и Н. А. Клюева в Москву в январе 1916 г. Об их выступлении в "Обществе свободной эстетики" см. в воспоминаниях И. Н. Розанова.
   13 В своей последней автобиографии, которую скорее всего и имеет в виду мемуарист, Есенин писал: "С Клюевым у нас завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба" (V, 230).
   14 Из стихотворения А. А. Блока "Рожденные в года глухие...".
   15 Вспоминая о "дисциплинарной высылке" Есенина на юг, В. С. Чернявский, видимо, опирался на различные слухи, ходившие в Петрограде. В действительности Есенин, призванный на военную службу в марте 1916 г. и служивший с 20 апреля 1916 г. при Царскосельском полевом военно-санитарном поезде N 143 в качестве санитара, совершил вместе с поездом несколько поездок, в том числе и на юг (Крым, Киев). 23 февраля 1917 г. он был откомандирован из Петрограда в Могилев в "распоряжение командира 2-го батальона сводного пехотного полка полковника Андреева".
   16 Возможно, имеется в виду вечер, о котором газета "Дело народа" объявляла 11 апреля 1917 г.: "13 апреля художественное общество "Искусство для всех"... устраивает в Тенишевском зале общедоступный "Вечер свободной поэзии" при участии поэтов и артистов Ф. Сологуба, Н. Клюева, Есенина, А. Ахматовой, Ю. М. Юрьева, Н. Н. Ходотова, Л. Вивьена, Тэффи, А. Мгеброва, В. Тизенгаузен, Н. С. Рашевской, Р. Ивнева, В. Пруссака и др. Впервые будут читаться публично доселе "запретные" стихотворения".
   17 Слова из "Двенадцати" А. А. Блока.
   18 В конце июля 1917 г. Есенин вместе с А. А. Ганиным и З. Н. Райх отправился в поездку на север. Во время этой поездки, 30 июля 1917 г. в Кирико-Иулиттовской церкви близ Вологды, он обвенчался с З. Н. Райх.
   19 Образы из стихотворений "Октоих" и "Инония".
   20 См. примеч. 8 к воспоминаниям С. М. Городецкого.
   21 Вечер состоялся 14 апреля 1924 г.
   22 По этому адресу жил А. М. Сахаров.
   23 Этот рассказ - одна из типичных мистификаций Есенина.
   Как известно, балетная школа Дункан вместе с ней в зарубежную поездку не выезжала. Нет никаких данных и о намерении Есенина и А. Дункан побывать во время своей поездки в Греции.
   24 Речь идет о двухтомном собрании стихотворений, над которым Есенин работал в 1923-1924 гг. Для этого издания им было написано "Предисловие" (см. V, 205-206). Издание не состоялось. Кроме данного сообщения В. С. Чернявского, нет сведений о том, что оно было доведено до стадии корректуры. Возможно, что автор принял за корректуру подготовительные материалы к изданию.
   25 Речь идет о стихотворении "Цветы мне говорят - прощай...", которым завершался первый том собрания сочинений Есенина 1926-1927 гг. Однако, возможно, что поэт читал В. С. Чернявскому стихотворение "Цветы", написанное в конце 1924 г.
   26 Речь идет о кратковременной поездке Есенина в Ленинград 3-7 ноября 1925 г.
   27 Из последнего стихотворения Есенина "До свиданья, друг мой, до свиданья...".
  
   М. В. БАБЕНЧИКОВ
  
   СЕРГЕЙ ЕСЕНИН
   Михаил Васильевич Бабенчиков (1890-1957) - искусствовед, преподаватель художественных учебных заведений, автор ряда работ по истории искусств. Ему принадлежат воспоминания о многих русских писателях и актерах - А. А. Блоке, В. Э. Мейерхольде. В. Ф. Комиссаржевской и др.
   Впервые воспоминания были напечатаны в сб. Воспоминания, 1926. В 1955 году, к шестидесятилетию поэта они были значительно дополнены автором. Эта редакция воспоминаний была впервые опубликована в сб. "Встречи с прошлым", вып. 4. М., Советская Россия, 1982.
   Печатаются по рукописи (ЦГАЛИ).
  
   1 Имеется в виду эпизод из "Войны и мира" с пленным французским мальчиком-барабанщиком, имя которого солдаты переделали из Vincent в "Весеннего" и "Висеню" (т. 4, ч. III, гл. VII).
   2 "Бродячая собака" - литературно-артистическое кабаре, существовавшее в Петрограде в 1912-1915 гг. Есенин в "Бродячей собаке" не выступал, да и вряд ли мог часто бывать, поскольку это кабаре закрылось весной 1915 г., то есть именно в то время, когда Есенин впервые появился в Петрограде. Вероятно, автор имел в виду не "Бродячую собаку", а другое кабаре такого же типа - "Привал комедиантов", где в 1916-1917 гг. выступали многие поэты и актеры, где, в частности, не раз читал стихи Н. А. Клюев.
  
   З. И. ЯСИНСКАЯ
  
   МОИ ВСТРЕЧИ С СЕРГЕЕМ ЕСЕНИНЫМ
   Зоя Иеронимовна Ясинская (1896-1980) - дочь И. И. Ясинского; впоследствии - историк литературы, преподаватель.
   И. И. Ясинский был в числе тех петроградских литераторов, кто доброжелательно встретил Есенина и помог ему на первых порах освоиться в литературной среде. Зимой 1915-1916 годов Есенин часто бывал у него дома. На автографе стихотворения "Гой ты, Русь, моя родная..." он написал, например: "День прощенный, заботливый о грехах и любви и иже херувимы (у И. И. Ясинского за приятным собеседованием 1916 г. 21 февр.)". На "Радунице": "Самому доброму, самому искреннейшему писателю и человеку во ипостаси дорогому Иерониму Иеронимовичу на добрую память от размычливых упевов сохи-дерехи и поемов Константиновских-Мещерских пеннозобных озер. Сергей Есенин. 1916. 7 февр. Пт.". В октябре 1915 года И. И. Ясинский был избран председателем литературно-художественного общества "Страда". Он вспоминал: "Группа молодых людей, посещавших меня, - Сергей Городецкий, Пимен Карпов, Мурашев, Игнатов, Клюев, Есенин, Горянский и еще несколько других, образовали литературный союз <...>. Меня выбрали председателем, и общество получило разрешение устраивать публичные литературные чтения, спектакли, лекции, иметь свой клуб, издавать сборники и книги и носить название "Страда" <...>. Я прочитал несколько лекций о Клюеве, о Горянском <...>, об Есенине и др. Был составлен и уже напечатан первый сборник. Я написал к нему предисловие" (Ясинский И. Роман моей жизни. М.-Л., 1926, с. 319-320). Подробнее об этом обществе и участии в нем Есенина см.: Вдовин В. А. Есенин и литературно-художественное общество "Страда". - Сб. "Есенин и русская поэзия". Л., 1967, с. 171-193.
   Воспоминания впервые напечатаны в журн. "Литературная Армения", Ереван, 1959, N 4, с. 81-88. Печатаются по тексту, пересмотренному и заново отредактированному автором в феврале 1970 года.
  
   1 Эта встреча с А. А. Ахматовой состоялась 25 декабря 1915 г. Она подарила Есенину свою поэму "У самого моря" (вырезка из журн. "Аполлон", 1915, N 3) с дарственной надписью: "Сергею Есенину - Анна Ахматова. Память встречи. Царское Село. 25 декабря 1915" (частное собрание, Москва). Тогда же Есенин познакомился и с Н. С. Гумилевым, который подарил ему свой сборник "Чужое небо" с дарственной надписью: "Сергею Александровичу Есенину. Память встречи. Н. Гумилев. 25 декабря 1915 г." (частное собрание, Москва).
   2 Слова из стихотворения "На Кавказе".
   3 Из стихотворения "Я обманывать себя не стану...".
   4 Из стихотворения М. Ю. Лермонтова "Есть речи - значенье...".
   5 Речь идет о вечере общества "Краса", который состоялся 25 октября 1915 г.
  
   П. В. ОРЕШИН
  
   МОЕ ЗНАКОМСТВО С СЕРГЕЕМ ЕСЕНИНЫМ
   Петр Васильевич Орешин (1887-1938) - поэт и прозаик. Выросший в бедной семье ("Мой дом - лохмотья и заплаты", - писал он в стихотворении "Детство"), он трудно входил в литературу. Хотя начал печататься еще до мировой войны, но получил известность как один из лидеров крестьянской поэзии только после возвращения с фронта в Петроград в 1917 году.
   Как вспоминает сам П. В. Орешин, он познакомился с Есениным осенью 1917 года в Петрограде. Однако это расходится с свидетельством другого мемуариста (Р. Ивнева), который утверждает, что видел Есенина вместе в П. В. Орешиным в марте 1917 года. В предреволюционные месяцы они оба активно сотрудничали в таких петроградских газетах, как "Дело народа" и "Земля и воля", входили в неонародническую группу "Скифы". В 1918 году появился первый сборник стихотворений П. В. Орешина "Зарево". Есенин откликнулся на него рецензией, в которой прежде всего подчеркнул патриотический пафос стихов П. В. Орешина: "В наши дни, когда "бог смешал все языки", когда все вчерашние патриоты готовы отречься и проклясть все то, что искони составляло "родину", книга эта как-то особенно становится радостной" (V, 165).
   После Октябрьской революции Есенин и П. В. Орешин вместе выступали на различных митингах. Об одном из таких выступлений (в декабре 1917 г.) вспоминает В. Т. Кириллов. В 1918 году, после переезда в Москву их встречи продолжались, в частности, в редакции газеты "Голос трудового крестьянства", в которой работал П. В. Орешин. Они явились инициаторами постановки вопроса об образовании крестьянской секции при московском Пролеткульте. В 1919 году П. В. Орешин уехал на родину, в Саратов, но его связи с Есениным не оборвались. В 1923 году П. В. Орешин вместе с Есениным и другими писателями поднимал вопрос о создании в Госиздате самостоятельной редакции для издания произведений писателей, "вышедших из недр трудового крестьянства" (VI, 216), в 1924 году они оба вошли в комиссию по литературному наследству А. Ширяевца. В этот период имя П. В. Орешина часто встречается в различных планах Есенина, связанных с намерением издавать альманах или журнал. После смерти Есенина П. В. Орешин вошел в состав бюро комитета по увековечению памяти Есенина, созданного при Всероссийском союзе писателей.
   Воспоминания были написаны в 1926 году, к первой годовщине со дня смерти Есенина, и впервые напечатаны в журн. "Красная нива", М., 1926, 26 декабря, N 52, с. 19-20. Печатаются и датируются по первой публикации.
  
   1 Из стихотворения "В хате".
   2 Перефразированы строки из стихотворений: "Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха..." и "Не напрасно дули ветры...". Их никак нельзя отнести к числу "позднейших" - первое было написано в 1912, второе в 1917 г.
   3 Из стихотворения "Годы молодые с забубенной славой...".
   4 Из стихотворения "Товарищ".
   5 Из стихотворения "Преображение". Оно датировано автором ноябрем 1917 г., поэтому чтение его вряд ли могло состояться еще до революции, как вспоминает II. В. Орешин.
   6 Из стихотворения "Все живое особой метой...".
   7 Из стихотворения "Теперь любовь моя не та...".
   8 Из стихотворения "Не напрасно дули ветры...". Оно было написано не в 1918, а в 1917 г. и бесспорно раньше "Преображения".
   9 Из стихотворения "Иорданская голубица".
  
   В. Т. КИРИЛЛОВ
  
   ВСТРЕЧИ С ЕСЕНИНЫМ
   Владимир Тимофеевич Кириллов (1890-1943) - поэт. Активный деятель революционного движения. В феврале 1917 года он во главе восставшего полка принимал участие в революционных событиях в Петрограде, после Октябрьской революции стал секретарем Московско-Заставского райкома партии Петрограда. Выступал в рабочей печати с 1913 года. Был одним из лидеров Пролеткульта. В 1921 году был избран председателем Всероссийской Ассоциации пролетарских писателей.
   Многие его стихи в первые послереволюционные годы получили широкую известность, а строки из стихотворения "Мы" - "Во имя нашего Завтра - сожжем Рафаэля, // Разрушим музеи, растопчем искусства цветы" - стали даже своего рода лозунгом настойчиво утверждавшегося Пролеткультом нигилистического отношения к классической культуре прошлых эпох. Эти строки В. Т. Кириллова вызвали ответную реакцию Есенина. Он отзывался о них как о "громких, но пустых" и замечал: "Мы не можем, конечно, не видеть и не понимать, что это сказано ради благословения грядущего. Здесь нет того преступного геростратизма по отношению к Софии футуристов... но все же это сказано без всякого внутреннего оправдания..." (V, 192). Не приемля нигилистические идеи Пролеткульта, Есенин вместе с тем поддерживал со многими участниками этой организации личные дружеские отношения.
   Воспоминания В. Т. Кириллова были впервые опубликованы в сб. Воспоминания, 1926, по тексту которого они печатаются в наст. изд. с сокращениями.
&nbs

Другие авторы
  • Умова Ольга Кесаревна
  • Воскресенский Григорий Александрович
  • Булгарин Фаддей Венедиктович
  • Чурилин Тихон Васильевич
  • Плеханов Георгий Валентинович
  • Шибаев Н. И.
  • Карабанов Петр Матвеевич
  • Веневитинов Дмитрий Владимирович
  • Зарин Ефим Федорович
  • Сервантес Мигель Де
  • Другие произведения
  • Ключевский Василий Осипович - Ответ Д. И. Иловайскому
  • Соловьев Владимир Сергеевич - На заре туманной юности...
  • Мольер Жан-Батист - Триссотин и Вадиус
  • Сервантес Мигель Де - Избранные стихотворения
  • Котляревский Нестор Александрович - Котляревский Н. А.: Биографическая справка
  • Тургенев Александр Иванович - А. И. Тургенев: биографическая справка
  • Щебальский Петр Карлович - Сведения о польском мятеже 1863 года в северо-западной России. Т. ²². 1868, Вильна
  • Омулевский Иннокентий Васильевич - Шаг за шагом
  • Шатобриан Франсуа Рене - О Сен-Ламберте и Лагарпе
  • Боборыкин Петр Дмитриевич - У романистов
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 563 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа