Федор Иванович Тютчев
БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Небольшая книжка стихотворений; несколько статей по вопросам
современной истории; стихотворения, из которых только очень немногим
досталась на долю всеобщая известность; статьи, которые все были писаны
по-французски, лет двадцать, даже тридцать тому назад, печатались где-то за
границей и только недавно, вместе с переводом, стали появляться в одном из
наших журналов... Вот покуда все, что может русская библиография занести в
свой точный синодик под рубрику: "Ф. И. Тютчев, род. 1803ퟎ г.".
Литературный послужной список не объемист; имя малознаемое в массах
грамотной - и не только грамотной, даже образованной нашей публики... А
между тем этим самым стихотворениям, еще с начала пятидесятых годов,
отводится русской критикой место чуть не на ряду с пушкинскими; это самое
имя, в течение целой четверти века, во всех светских и литературных кругах
Москвы и Петербурга чтится и славится, знаменуя собою мысль, поэзию,
остроумие в самом изящном соединении. Странное противоречие, не правда ли?
Как объяснить этот недостаток популярности при несомненном общественном
значении? эту несоразмерность внешнего объема литературной деятельности с
обнаруженной автором силой дарований?.. Но и здесь еще не конец
недоумениям, нередко возбуждаемым именем Тютчева. Ко всем единодушным
отзывам нашей периодической печати об его уме и таланте, раздавшимся вслед
за его кончиной вместе с выражениями искренней скорби, мы позволим себе
прибавить еще и свой: Тютчев был не только самобытный, глубокий мыслитель,
не только своеобразный, истинный художник-поэт, но и один из малого числа
носителей, даже двигателей нашего русского, народного самосознания.
"Как? - скажут многие, встречавшие Тютчева на петербургских балах и
раутах - этот почти - иностранец, едва ли когда говоривший иначе как
по-французски; это, по-видимому, чистокровное порождение европеизма, без
всякого на себе клейма какой-либо национальности, - Тютчев, в котором все,
до последнего сустава и нерва, дышало прелестью высшей, всесторонней,
нерусской культуры, Тютчев - один из представителей русской народности?!..
Трудно мирится такое тяжеловесное предположение с грациозным образом этого
очаровательно-умного, но вполне светского собеседника. Можно ли,
позволительно ли возводить его чуть не на степень серьезного общественного
деятеля?.."
Он и не деятель и в общепринятом смысле этого слова. Он просто
-явление, явление общественное и личное, в высшей степени замечательное и
любопытное для изучения. Его деятельность почти непосредственная, сливается
с самим его бытием. Вполне естественны, вполне понятны для нас все
помянутые выше недоумения. Именно в виду их мы и считаем нужным представить
читателям не одну общую оценку литературных останков покойного Тютчева (что
отчасти уже было сделано и другими), но самую судьбу, личную и внутреннюю,
этого русского таланта. Участь талантов у нас на Руси - вообще предмет
высокого интереса и важности для истории русского просвещения, тем более,
когда дело идет о таком богатстве даров, каким был наделен Тютчев...
Проследить, по возможности, самое развитие этой многоодаренной природы, -
соотношение ее особенных психических условий с условиями бытовыми,
общественными, историческими; ту взаимую их связь и зависимость, которая
создала, определила и ограничила ее жизненный жребий -вот задача, которую
мы постараемся разрешить, насколько сумеем, в нашем биографическом очерке.
Первой биографической чертой в жизни Тютчева, и очень характерной,
сразу бросающейся в глаза, представляется невозможность составить его
полную, подробную биографию. Для большинства писателей, - как бы умеренно
они себя ни ценили, - потомство, по выражению Чичикова, все же
"чувствительный предмет". Многие, еще при жизни, заранее облегчают труд
своих будущих биографов подбором материалов, подготовлением объяснительных
записок. Тютчев - наоборот. Он не только не хлопотал никогда о славе между
потомками, но не дорожил ею и между современниками; не только не помышлял о
своем будущем жизнеописании, но даже ни разу не позаботился о составлении
верного списка или хотя бы перечня своих сочинений. Если стихи его увидели
свет, так только благодаря случайному, постороннему вмешательству; в
появлении их в печати бывали пропуски в пять и в четырнадцать лет, хотя в
поэтическом его творчестве и не было перерыва. Самая известность его как
поэта начинается собственно с 1854 года, то есть когда ему пошел уже шестой
десяток лет, именно со времени первого издания его стихотворений редакцией
журнала "Современник" при содействии И. С. Тургенева. Во сколько такое
пренебрежение к своей авторской личности происходило у Тютчева от
врожденной ему беспечности и лени, во столько же, если не более, от особого
рода скромности, смирения и от иных нравственных причин, которые мы
обстоятельно разъясним ниже. Здесь же мы только наперед заявляем о
затруднениях, встречаемых его биографом именно потому, что Тютчев никогда
ни сам не занимался, ни занимал и других собственной особой. Никогда ни к
кому не навязывался он с чтением своих произведений, напротив, очевидно,
тяготился всякой об них речью. Никогда не повествовал о себе, никогда не
рассказывал сам о себе анекдотов, и даже под старость, которая так охотно
отдается воспоминаниям, никогда не беседовал о своем личном прошлом. А так
как с лишком двадцать два года этого прошлого проведены им были на чужбине,
то большая часть самых интересных подробностей его существования для нас
безвозвратно потеряна. Однако ж, несмотря на скудость внешнего
биографического материала, мы все же в состоянии наметить - и наметим
сейчас - те наружные биографические рамки, внутри которых совершалось
самовоспитание его таланта, вообще его внутренняя духовная жизнь, а только
она и заслуживает вполне серьезного, общественного внимания.
I
Федор Иванович был второй, или меньший, сын Ивана Николаевича и
Екатерины Львовны Тютчевых и родился в 1803 г. 23 ноября, в родовом
тютчевском имении, селе Овстуг Орловской губернии Брянского уезда. Тютчевы
принадлежали к старинному русскому дворянству. Хотя в родословной и не
показано, откуда "выехал" их первый родоначальник, но семейное предание
выводит его из Италии, где, говорят, и поныне, именно во Флоренции, между
купеческими домами встречается фамилия Dudgi. В Никоновской летописи
упоминается "хитрый муж" Захар Тутчев, которого Дмитрий Донской, пред
началом Куликовского побоища, подсылал к Мамаю со множеством золота и двумя
переводчиками для собрания нужных сведений, - что "хитрый муж" и исполнил
очень удачно. В числе воевод Иоанна III, усмирявших Псков, называется также
"воевода Борис Тютчев Слепой". С тех пор никто из Тютчевых не занимал
видного места в русской истории ни на каком поприще деятельности. Напротив
в половине XVIII века, если верить запискам Добрынина, брянские помещики
Тютчевы славились лишь разгулом и произволом, доходившими, до неистовства.
Однако же отец Федора Ивановича, Иван Николаевич, не только не наследовал
этих семейных свойств, но, напротив, отличался необыкновенным благодушием,
мягкостью, редкой чистотой нравов и пользовался всеобщим уважением. Окончив
свое образование в Петербурге, в Греческом корпусе, основанном Екатериной в
ознаменование рождения великого князя Константина Павловича и под влиянием
мысли о "Греческом прожекте", Иван Николаевич дослужился в гвардии до
поручика и на 22 году жизни женился на Екатерине Львовне Толстой, которая
была воспитана, как дочь, родной своей теткой, графиней Остерман. Затем
Тютчевы поселились в орловской деревне, на зиму переезжали в Москву, где
имели собственные дома и подмосковную, - одним словом, зажили тем известным
образом жизни, которым жилось тогда так привольно и мирно почти всему
русскому зажиточному, досужему дворянству, не принадлежавшему к чиновной
аристократии и не озабоченному государственной службой. Не выделяясь ничем
из общего типа московских боярских домов того времени, дом Тютчевых -
открытый, гостеприимный, охотно посещаемый многочисленной родней и
московским светом- был совершенно чужд интересам литературным, и в
особенности, русской литературы. Радушный и щедрый хозяин был, конечно,
человек рассудительный, с спокойным, здравым взглядом на вещи, но не
обладал ни ярким умом, ни талантами. Тем не менее в натуре его не было
никакой узкости, и он всегда был готов признать и уважить права чужой,
более даровитой природы.
Федор Иванович Тютчев и по внешнему виду (он был очень худ и малого
роста), и по внутреннему духовному строю был совершенной противоположностью
своему отцу; общего у них было разве одно благодушие. Зато он чрезвычайно
походил на свою мать, Екатерину Львовну, женщину замечательного ума,
сухощавого, нервного сложения, с наклонностью к ипохондрии, с фантазией,
развитой до болезненности. Отчасти по принятому тогда в светском кругу
обыкновению, отчасти, может быть, благодаря воспитанию Екатерины Львовны в
доме графини Остерман, в этом вполне русском, семействе Тютчевых преобладал
и почти исключительно господствовал французский язык, так что не только все
разговоры, но и вся переписка родителей с детьми и детей между собой, как в
ту пору, так и потом, в течение всей жизни, велась не иначе как
по-французски. Это господство французской речи не исключало, однако, у
Екатерины Львовны приверженности к русским обычаям и удивительным образом
уживалось рядом с церковнославянским чтением псалтырей, часословов,
молитвенников у себя, в спальной, и вообще со всеми особенностями русского
православного и дворянского быта. Явление, впрочем, очень нередкое в то
время, в конце XVIII и в самом начале XIX века, когда русский литературный
язык был еще делом довольно новым, еще только достоянием "любителей
словесности", да и действительно не был еще достаточно приспособлен и
выработан для выражения всех потребностей перенятого у Европы общежития и
знания.
В этой-то семье родился Федор Иванович. С самых первых лет он оказался
в ней каким-то особняком, с признаками высших дарований, а потому тотчас же
сделался любимцем и баловнем бабушки Остерман, матери и всех окружающих.
Это баловство, без сомнения, отразилось впоследствии на образовании его
характера: еще с детства стал он врагом всякого принуждения, всякого
напряжения воли и тяжелой работы. К счастью, ребенок был чрезвычайно
добросердечен, кроткого, ласкового нрава, чужд всяких грубых наклонностей;
все свойства и проявления его детской природы были скрашены какой-то
особенно тонкой, изящной духовностью. Благодаря своим удивительным
способностям, учился он необыкновенно успешно. Но уже и тогда нельзя было
не заметить, что учение не было для него трудом, а как бы удовлетворением
естественной потребности знания. В этом отношении баловницей Тютчева
являлась сама его талантливость. Скажем, кстати, что ничто вообще так не
балует и не губит людей в России, как именно эта талантливость,
упраздняющая необходимость усилий и не дающая укорениться привычке к
упорному, последовательному труду. Конечно, эта даровитость нуждается в
высшем, соответственном воспитании воли, но внешние условия нашего
домашнего быта и общественной среды не всегда благоприятствуют такому
воспитанию; особенно же мало благоприятствовали они при той материальной
обеспеченности, которая была уделом образованного класса в России во
времена крепостного права. Впрочем, в настоящем случае мы имеем дело не
просто с человеком талантливым, но и с исключительной натурой - натурой
поэта.
Ему было почти девять лет, когда настала гроза 1812 года. Родители
Тютчева провели все это тревожное время в безопасном убежище, именно в г.
Ярославле; но раскаты грома были так сильны, подъем духа так повсеместен,
что даже вдали от театра войны не только взрослые, но и дети, в своей мере,
конечно, жили общей возбужденной жизнью. Нам никогда не случалось слышать
от Тютчева никаких воспоминаний об этой године, но не могла же она не
оказать сильного непосредственного действия на восприимчивую душу
девятилетнего мальчика. Напротив, она-то, вероятно, и способствовала, по
крайней мере в немалой степени, его преждевременному развитию, - что,
впрочем, можно подметить почти во всем детском поколении той эпохи. Не эти
ли впечатления детства как в Тютчеве, так и во всех его сверстниках-поэтах
зажгли ту упорную, пламенную любовь к России, которая дышит в их поэзии и
которую потом уже никакие житейские обстоятельства не были властны угасить?
К чести родителей Тютчева надобно сказать, что они ничего не щадили
для образования своего сына и по десятому его году, немедленно "после
французов", пригласили к нему воспитателем Семена Егоровича Раича. Выбор
был самый удачный. Человек ученый и вместе вполне литературный, отличный
знаток классической древней и иностранной словесности, Раич стал известен в
нашей литературе переводами в стихах Вергилиевых "Георгию", Тассова
"Освобожденного Иерусалима" и Ариостовой поэмы "Неистовый Орланд". В доме
Тютчевых он пробыл семь лет; там одновременно трудился он над переводами
латинских и итальянских поэтов и над воспитанием будущего русского поэта.
Кроме того, он сам писал недурные стихи. В двадцатых годах, - уже после
того, как Раич из дома Тютчевых перешел к Николаю Николаевичу Муравьеву,
основателю, знаменитого Училища колонновожатых, для воспитания меньшего его
сына, известного впоследствии писателя Андрея Николаевича Муравьева", -
сделался центром особенного литературного кружка, где собирались Одоевский,
Погодин, Ознобишин, Путята и другие замечательные молодые люди, при
содействии которых Раич и издал несколько альманахов. Позднее он же два
раза принимался издавать журнал "Галатею". Это был человек в высшей степени
оригинальный, бескорыстный, чистый, вечно пребывавший в мире идиллических
мечтаний, сам олицетворенная буколика, соединявший солидность ученого с
каким-то девственным поэтическим пылом и младенческим незлобием. Он
происходил из духовного звания; известный киевский митрополит Филарет был
ему родной брат.
Нечего и говорить, что Раич имел большое влияние на умственное и
нравственное сложение своего питомца и утвердил в нем литературное
направление. Под его руководством Тютчев превосходно овладел классиками и
сохранил это знание на всю жизнь: даже в предсмертной болезни, разбитому
параличом, ему случалось приводить на память целые строки из римских
историков. Ученик скоро стал гордостью учителя и уже 14-ти лет перевел
очень порядочными стихами послание Горация к Меценату. Раич, как член
основанного в 1811 году в Москве Общества любителей российской словесности,
не замедлил представить этот перевод Обществу, где, на одном из
обыкновенных заседаний, он был одобрен и прочтен вслух славнейшим в то
время московским критическим авторитетом - Мерзляковым. Вслед за тем, в
чрезвычайном заседании 30-го марта 1818 года, Общество почтило 14-летнего
переводчика званием "сотрудника", самый же перевод напечало в XIV части
своих "Трудов". Это было великим торжеством для семейства Тютчевых и для
самого юного поэта. Едва ли, впрочем, первый литературный успех не был и
последним, вызвавшим в нем чувство некоторого авторского тщеславия.
В этом же 1818 году Тютчев поступил в Московский университет, то есть
стал ездить на университетские лекции и сперва - в сопровождении Раича,
который, впрочем, вскоре, именно в начале 1819 года, расстался со своим
воспитанником.
Со вступлением Тютчева в университет дом его родителей увидел у себя
новых, небывалых в нем доселе посетителей. Радушно принимались и угощались
стариками и знаменитый Мерзляков, и преподаватель греческой словесности в
университете Оболенский, и многие другие ученые и литераторы: собеседником
их был 15-летний студент, который смотрел уже совершенно "развитым" молодым
человеком и с которым все охотно вступали в серьезные разговоры и прения.
Так продолжалось до 1821 года.
В этом году, когда Тютчеву не было еще и 18-ти лет, он сдал отлично
свой последний экзамен и получил кандидатскую степень. По всем соображениям
родных и знакомых, перед ним открывалась блестящая карьера. Но честолюбивые
виды отца и матери мало тревожили душу беспечного кандидата. Предоставив
решение своей будущей судьбы старшим, сам он весь отдался своему
настоящему. Жаркий поклонник женской красоты, он охотно посещал светское
общество и пользовался там успехом. Но ничего похожего на буйство и разгул
не осталось в памяти об нем у людей, знавших его в эту первую пору
молодости. Да буйство и разгул и не свойственны были его природе: для него
имели цену только те наслаждения, где было место искреннему чувству или
страстному поэтическому увлечению. Не осталось также, за это время, никаких
следов его стихотворческой деятельности: домашние знали, что он иногда
забавлялся писанием остроумных стишков на разные мелкие случаи, - и только.
В 1822 году Тютчев был отправлен в Петербург, на службу в
Государственную коллегию иностранных дел. Но в июне месяце того же года его
родственник, знаменитый герой Кульмской битвы, потерявший руку на поле
сражения, граф А. И. Остерман-Толстой посадил его с собой в карету и увез
за границу, где и пристроил сверхштатным чиновником к русской миссии в
Мюнхене. "Судьбе угодно было вооружиться последней рукой Толстого
(вспоминает Федор Иванович в одном из писем своих к брату лет 45 спустя),
чтоб переселить меня на чужбину".
Это был самый решительный шаг в жизни Тютчева, определивший всю его
дальнейшую участь.
II
В 1822 году переезд из России за границу значил не то, что теперь. Это
просто был временный разрыв с отечеством. Железных дорог и электрических
телеграфов тогда еще и в помине не было; почтовые сообщения совершались
медленно; русские путешественники были редки. Отвергнутый от России в самой
ранней, нежной молодости, когда ему было с небольшим 18 лет, закинутый в
дальний Мюнхен, предоставленный сам себе, Тютчев один, без руководителя,
переживает на чужбине весь процесс внутреннего развития, от юности до
зрелого мужества, и возвращается в Россию на водворение, когда ему пошел
уже пятый десяток лет. Двадцать два года лучшей поры жизни проведены
Тютчевым за границей...
Представим же его себе одного, брошенного, чуть не мальчиком в
водоворот высшего иностранного общества, окруженного всеми соблазнами
большого света, искушаемого собственными дарованиями, которые точас же, с
первого его появления в этой блестящей европейской среде, доставили ему
столько сочувствия и успеха, - наконец любимого, балуемого женщинами, с
сердцем, падким на увлечения, страстные, безоглядочные... Как, казалось бы,
этой 18-летней юности не поддаться обольщениям тщеславия, даже гордости?
Как не растратить в этом вихре суеты, в обаянии внешней жизни сокровища
жизни внутренней, высшие стремления духа? Не следовало ли ожидать, что и
он, подобно многим нашим поэтам, поклонится кумиру, называемому светом,
приобщится его злой пустоте и в погоне за успехами принесет немало
нравственных жертв в ущерб и правде, и таланту?
Но здесь-то и поражает нас своеобразность его духовной природы. Именно
к тщеславию он и был всего менее склонен. Можно сказать, что в тщеславии у
Тютчева был органический недостаток. Он любит свет - это правда; но не
личный успех, не утехи самолюбия влекли его к свету. Он любил его блеск и
красивость; ему нравилась эта театральная, почти международная арена,
воздвигнутая на общественных высотах, где в роскошной сценической
обстановке выступает изящная внешность европейского общежития со всей
прелестью утонченной культуры; где, - во имя единства цивилизации, условных
форм и приличий, - сходятся граждане всего образованного мира, как
равноправная труппа актеров. Но, любя свет, всю жизнь вращаясь в свете,
Тютчев ни в молодости не был, ни потом не стал "светским человеком".
Соблюдая по возможности все внешние светские приличия, он не рабствовал
перед ними душой, не покорялся условной светской "морали", хранил полную
свободу мысли и чувства. Блеск и обаяние света возбуждали его нервы, и
словно ключом било наружу его вдохновенное, грациозное остроумие. Но самое
проявление этой способности не было у него делом тщеславного расчета: он
сам тут же забывал сказанное, никогда не повторялся и охотно предоставлял
другим авторские права на свои, нередко гениальные, изречения. Вообще, как
в устном слове, точно так и в поэзии, его творчество только в самую минуту
творения, не долее, доставляло ему авторскую отраду. Оно быстро, мгновенно
вспыхивало и столь же быстро, выразившись в речи или в стихах, угасало и
исчезало из памяти.
Он никогда не становился ни в какую позу, не рисовался, был всегда сам
собой, каков он есть, прост, независим, произволен. Да ему было и не до
себя, то есть не до самолюбивых соображений о своем личном значении и
важности. Он слишком развлекался и увлекался предметами для него
несравненно более занимательными: с одной стороны, блистанием света, с
другой, личной, искренней жизнью сердца и затем высшими интересами знания и
ума. Эти последние притягивали его к себе еще могущественнее, чем свет. Он
уже и в России учился лучше, чем многие его сверстники-поэты, а германская
среда была еще способнее расположить к учению, чем тогдашняя наша русская,
и особенно петербургская. Переехав за границу, Тютчев очутился у самого
родника европейской науки: там она была в подлиннике, а не в жалкой копии
или карикатуре, у себя, в своем дому, а не в гостях, на чуждой квартире.
Окунувшись разом в атмосферу стройного и строгого немецкого мышления,
Тютчев быстро отрешается от всех недостатков, которыми страдало тогда
образование у нас в России, и приобретает обширные и глубокие сведения. По
свидетельству одного иностранца (барона Пфеффеля), напечатавшего в конце
прошлого года небольшую статью о нем в одной парижской газете, Тютчев
ревностно изучал немецкую философию, часто водился с знаменитостями
немецкой науки, между прочим с Шеллингом, с которым часто спорил, доказывая
ему несостоятельность его философского истолкования догматов христианской
веры. Тот же Пфеффель, вспоминая эти годы молодости Тютчева в Мюнхене,
выражается о нем следующим образом в одном частном письме, которое нам
довелось прочесть: "nous subissions le charme de ce merveilleux esprit (мы
находились под очарованием этого диковинного ума)". Не менее замечателен и
отзыв И. В. Киреевского, который уже в 1830 году пишет из Мюнхена к своей
матери в Москву про 27-летнего Тютчева: "Он уже одним своим присутствием
мог бы быть полезен в России: таких европейских людей у нас перечесть по
пальцам". Тютчев обладал способностью читать с поразительной быстротой,
удерживая прочитанное в памяти до малейших подробностей, а потому и
начитанность его была изумительна, - тем более изумительна, что времени для
чтения, по-видимому, оставалось у него немного. (Эту привычку к чтению
Тютчев перенес с собой и в Россию и сохранил ее до самой своей предсмертной
болезни, читая ежедневно, рано по утрам, в постели, все вновь выходящие,
.сколько-нибудь замечательные книги русской и иностранных литератур,
большей частью исторического и политического содержания.) Вообще при его
необыкновенной талантливости занятия наукой не мешали ему вести, по
наружности, самую рассеянную жизнь и не оставляли на нем никакой пыли
труда, той почтенной пыли, которую многие ученые любят выставлять напоказ и
которая так способна снискивать благоговение толпы.
Могут заметить, что самая основательность приобретенной Тютчевым
образованности достаточно предохраняла его от искушений того мелкого
тщеславия, которое в состоянии довольствоваться поверхностными успехами в
свете или дешевой популярностью в полуневежественных кругах. Но для
Тютчева, при богатстве его знания и даров, существовала возможность
искушений более высшего порядка. Ему естественно было пожелать для себя не
только известности, но и славы. Десятой доли его сведений и талантов было
бы довольно иному для того, чтоб суметь приобрести почести и значение,
занять выгодную общественную позицию, стать оракулом и прогреметь, особенно
в нашем отечестве. Примером может служить один из современников Тютчева,
Чаадаев, страдавший именно избытком того, в чем у Тютчева был недостаток, -
человек бесспорно умный и просвещенный, хотя значительно уступавший Тютчеву
и в уме и в познаниях, человек, которому отведено даже место в истории
нашего общественного развития, который постоянно позировал с немалым
успехом в московском обществе и с подобающей важностью принимал поклонение
себе как кумиру. Но именно важности никогда и не напускал на себя Тютчев.
Если бы он хоть сколько-нибудь о том постарался, молва о нем прошумела бы в
России еще в первой половине его жизни и слава умного человека и поэта не
осенила бы его так поздно и притом в пределах только избранных кругов
русского общества. От времени до времени доходили, конечно, о нем чрез
русских путешественников известия и в Россию, подобные отзыву Киреевского;
но тем не менее имя его в отечестве долго оставалось неведомым, и даже
Жуковский, если не ошибаемся, уже в 1841 году, встретясь с Тютчевым где-то
за границей, писал о нем как о каком-то неожиданном, приятном открытии. Мы
уже знаем, как хлопотал он о своей стихотворческой известности!.. Все
блестящее соединение даров было у Тютчева как бы оправлено скромностью, но
скромностью особого рода, не выставлявшейся на вид и в которой не было ни
малейшей умышленности или аффектации. Эта замечательная психическая черта
требует пристального рассмотрения.
Если, несмотря на все соблазны света и увлечения сердца, Тютчев даже и
в молодости постоянно расширял кругозор своей мысли и свои познания,
которым так дивились потом и русские, и иностранцы, - все же было бы
ошибкой предполагать здесь, с его стороны, какое-либо действие воли,
нравственный подвиг, победу над искушениями, и т. п. Нисколько. Ленивый,
избалованный с детства, не привыкший к обязательному труду, но притом
совершенно равнодушный к внешним выгодам жизни, он только свободно
подчинялся влечениям своей, в высшей степени интеллектуальной природы. Он
только утолял свой врожденный, всегда томивший его, умственный голод. С
наслаждением вкушал он от готовой трапезы знания и разумения, но никогда не
удовлетворялся ею вполне; никогда не испытывал того самодовольства сытости,
которое с такой приятностью ощущают умы менее требовательные... Вообще
всякое самодовольство было ненавистно его существу.
В том-то и дело, что этот человек, которого многие, даже из его
друзей, признавали, а может быть признают еще и теперь, за "хорошего поэта"
и сказателя острых слов, а большинство - за светского говоруна, да еще
самой пустой, праздной жизни, - этот человек, рядом с метким изящным
остроумием, обладал умом необычайно строгим, прозорливым, не допускавшим
никакого самообольщения. Вообще это был духовный организм, трудно дающийся
пониманию: тонкий, сложный, многострунный. Его внутреннее содержание было
самого серьезного качества. Самая способность Тютчева отвлекаться от себя и
забывать свою личность объясняется тем, что в основе его духа жило
искреннее смирение: однако ж не как христианская высшая добродетель, а, с
одной стороны, как прирожденное личное и отчасти народное свойство (он был
весь добродушие и незлобие); с другой стороны, как постоянное философское
сознание ограниченности человеческого разума и как постоянное же сознание
своей личной нравственной немощи. Преклоняясь умом пред высшими истинами
Веры, он возводил смирение на степень философско-нравственного
исторического принципа. Поклонение человеческому я было вообще, по его
мнению, тем лживым началом, которое легло в основание исторического
развития современных народных обществ на Западе. Мы увидим, как резко
изобличает он в своих политических статьях это гордое самообожание разума,
связывая с ним объяснение европейской революционной эры, и как, наоборот,
возвеличивает он значение духовно-нравственных стихий русской народности.
Понятно, что если такова была точка отправления его философского
миросозерцания, то тем менее могло быть им допущено поклонение своему
личному я. При всем том его скромность относительно своей личности не была
в нем чем-то усвоенным, сознательно приобретенным. Его я само собой
забывалось и утопало в богатстве внутреннего мира мысли, умалялось до
исчезновения в виду откровения Божия в истории, которое всегда
могущественно приковывало к себе его умственные взоры. Вообще, его ум,
непрерывно питаемый и обогащаемый знанием, постоянно мыслил. Каждое его
слово сочилось мыслью. Но так как, с тем вместе, он был поэт, то его
процесс мысли не был тем отвлеченным, холодным, логическим процессом, каким
он является, например, у многих мыслителей Германии: нет, он не разобщался
в нем с художественно-поэтической стихией его души и весь насквозь
проникался ею. При этом его уму была в сильной степени присуща ирония, - но
не едкая ирония скептицизма и не злая насмешка отрицания, а как свойство,
нередко встречаемое в умах особенно крепких, всесторонних и зорких, от
которых не ускользают, рядом с важными и несомненными, комические и
двусмысленные черты явлений. В иронии Тютчева не было ничего грубого,
желчного и оскорбительного, она была всегда остра, игрива, изящна и
особенно тонко задевала замашки и обольщения человеческого самолюбия.
Конечно, при таком свойстве ума не могли же иначе, как в ироническом свете,
представляться ему и самолюбивые поползновения его собственной личности,
если они только когда-нибудь возникали.
Но кроме того, его я уничтожалось и подавлялось в нем, как мы уже
сказали, сознанием недосягаемой высоты христианского идеала и своей
неспособности к напряжению и усилию. Потому, что рядом с его, так сказать,
бескорыстною, безличною жизнью мысли была другая область, где обретал он
самого себя всецело, где он жил только для себя, всей полнотой своей
личности. То была жизнь сердца, жизнь чувства, со всеми ее заблуждениями,
треволнениями, муками, поэзией, драмой страсти; жизнь, которой, впрочем, он
отдавался всякий раз не иначе как вследствие самого искреннего, внезапно
овладевшего им увлечения, - отдавался без умысла и без борьбы. Но она была
у него про себя, не была предметом похвальбы и ликования, всегда обращалась
для него в источник тоски и скорби и оставляла болезненный след в его душе.
Душа моя - элизиум теней,
Теней безмолвных, светлых и прекрасных,
Ни замыслам годины буйной сей,
Ни радостям, ни горю непричастных.
Душа моя - элизиум теней,
Что общего меж жизнью и тобой?..
Так высказывается он сам в своих стихах. Замыслы, радости и горе
годины не переставали однако ж занимать и тревожить его ум; страстные
увлечения сердца не ослабляли деятельности его философской мысли, но они
тем не менее вносили тягостное раздвоение в его бытие. Ничто не могло
омрачить в нем сознания правды. Немерцающий светоч ума и совести постоянно
разоблачал пред ним всю тьму противоречий между признаваемым, сочувственным
его душе, нравственным идеалом и жизнью; между возвышенными запросами и
ответом.
О, вещая душа моя,
О, сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Этот крик сердечной боли, как бы невольно вырвавшийся из груди поэта,
разрешается через несколько строк воплем скорби и верующего смирения в
следующих стихах:
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые -
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть...
Самая способность смирения, этой силы очищающей, уже служит залогом
высших свойств его природы. Биографу Тютчева нет затем никакой надобности
входить в подробности этой стороны его существования более, чем сколько
нужно для разумения его нравственного облика и сокрытых мотивов его
поэзии... Но не в одной этой области томился он внутренним раздвоением и
душевными
муками.
Ум сильный и твердый - при слабодушии, при бессилии воли, доходившем
до немощи; ум зоркий и трезвый - при чувствительности нервов самой тонкой,
почти женской, - при раздражительности, воспламенимости, одним словом, при
творческом процессе души поэта, со всеми ее мгновенно вспыхивающими
призраками и самообманом; ум деятельный, не знающий ни отдыха, ни истомы -
при совершенной неспособности к действию, при усвоенных с детства привычках
лени, при необоримом отвращении к внешнему труду, к какому бы то ни было
принуждению; ум постоянно голодный, пытливый, серьезный, сосредоточенно
проникавший во все вопросы истории, философии, знания; душа, ненасытно
жаждущая наслаждений, волнений, рассеяний, страстно отдававшаяся
впечатлениям текущего дня, так что к нему можно было бы применить его
собственные стихи про творения природы весной:
Их жизнь, как океан безбрежный,
Вся в настоящем разлита...
Дух мыслящий, неуклонно сознающий ограниченность человеческого ума, но
в котором сознание и чувство этой ограниченности не довольно восполнялись
живительным началом веры; вера, признаваемая умом, призываемая сердцем, но
не владевшая ими всецело, не управлявшая волей, недостаточно освещавшая
жизнь, а потому не вносившая в нее ни гармонии, ни единства... В этой
двойственности, в этом противоречии и заключался трагизм его существования.
Он не находил ни успокоения своей мысли, ни мира-своей душе. Он избегал
оставаться наедине с самим собой, не выдерживал одиночества и как ни
раздражался "бессмертной пошлостью людской", по его собственному выражению,
однако не в силах был обойтись без людей, без общества, даже на короткое
время.
Только поэтическое творчество было в нем цельно: мы это увидим при
подробной характеристике его как поэта. Но оно, вследствие именно этой
сложности его духовной природы, не могло быть в нем продолжительно и, вслед
за мгновением творческого наслаждения, он уже стоял выше своих
произведений, он уже не мог довольствоваться этими неполными и потому не
совсем верными, по его сознанию, отголосками его дум и ощущений; не мог
признавать их за делание достаточно важное и ценное, достойно отвечающее
требованиям его ума и таланта. А что требования эти бывали велики,
тревожили иногда его собственную душу с настойчивостью и властью, что
пламень таланта порой жег его самого и стремился вырваться на волю; что эти
высокие призывы, остававшиеся неудовлетворенными, наводили на него припадки
меланхолии и уныния, особенно в тридцатых годах его жизни, во время
пребывания за границей, где впервые, вдали от отечества, зашевелились и
заговорили в нем все силы его дарований, где не мог он порой не тяготиться
своим одиночеством, - обо всем этом мы узнаем отчасти из сохранившихся
писем его первой жены. Именно ради рассеяния и отпросился он в плавание, с
дипломатическими депешами, к Ионическим островам. Об этом свидетельствуют
также написанные около того же времени следующие два стихотворения,
представлявшие, кроме своего высокого достоинства, психологический и
биографический интерес. Первое из них то самое "Silentium", которое
напечатанное в 1835 году в "Молве", не обратило на себя никакого внимания и
в котором так хорошо выражена вся эта немощь поэта - передать точными
словами, логической формулой речи внутреннюю жизнь души в ее полноте и
правде:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства, и мечты свои!
Пускай в душевной глубине
И всходят и зайдут оне,
Как звезды ясные в ночи:
Любуйся ими и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь;
Взрывая - возмутишь ключи:
Питайся ими и молчи.
Лишь жить в самом себе умей!
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум:
Их заглушит наружный шум,
Дневные ослепят лучи, -
Внимай их пенью - и молчи.
В другом превосходном стихотворении эта тоска доходит уже до своего
высшего выражения:
Как над горячею золой
Дымится свиток и сгорает,
И огнь сокрытый и глухой
Слова и строки пожирает, -
Так грустно тлится жизнь моя
И с каждым днем уходит дымом;
Так постепенно гасну я
В однообразье нестерпимом.
О Небо! если бы хоть раз
Сей пламень развился по воле,
И не томясь, не мучась доле,
Я просиял бы - и погас!
Но и потом, гораздо позднее, нередко вслед за, игривым, шутливым
словом можно было подслушать как бы невольные стоны, исторгавшиеся из его
груди. Его ум сверкал иронией, - его душа ныла... А между тем не было,
по-видимому, человека приятнее и любезнее. Его присутствием оживлялась
всякая беседа; неистощимо сыпались блестки его чарующего остроумия; жадно
подхватывались окружающими его меткие изречения, из которых каждое было в
своем роде артистическим изделием самой тонкой, узорчатой, художественной
чеканки; он пленял и утешал все внемлющее ему общество. Но вот, внезапно,
неожиданно скрывшись, он - на обратном пути домой; или вот он, с накинутым
на спину пледом, бродит долгие часы по улицам Петербурга, не замечая и
удивляя прохожих... Тот ли он самый?..
Стройного, худощавого сложения, небольшого роста, с редкими, рано
поседевшими волосами, небрежно осенявшими высокий, обнаженный,
необыкновенной красоты лоб, всегда оттененный глубокой думой; с рассеянием
во взоре, с легким намеком иронии на устах, - хилый, немощный и по.
наружному виду, он казался влачившим тяжкое бремя собственных дарований,
страдавшим от нестерпимого блеска своей собственной, неугомонной мысли.
Понятно теперь, что в этом блеске тонули для него, как звезды в сиянии дня,
его собственные поэтические творения. Понятны его пренебрежение к ним и так
называемая авторская скромность.
Таков был этот своеобразный, высокодаровитый, смелый и смиренный
мыслитель и поэт; таков был этот замечательный человек, неотразимо
привлекательный изяществом всех проявлений своего духа, - самым сочетанием
силы и слабости.
III
Двадцатидвухлетнее пребывание Тютчева за границею, частое посещение
всех центров умственной деятельности; постоянное вращение в высшем
иностранном обществе; знакомство и беседы со всеми современными светилами
науки и искусства - все это не могло не дать и действительно дало Тютчеву
тот особый яркий отпечаток общеевропейской образованности, которым
поражался всякий при первой с ним встрече. Но быть "человеком европейским"
еще не значит быть русским. Напротив: самое двадцатидвухлетнее пребывание
Тютчева в Западной Европе позволило предполагать, что из него выйдет не
только "европеец", но и "европеист", то есть приверженец и проповедник
теорий европеизма - иначе, поглощения русской народности западною
"общечеловеческою" цивилизацией. Если сообразить всю обстановку Тютчева во
время его житья за границей, то кажется судьба как бы умышленно подвергала
его испытанию. Нельзя было придумать, ни сосредоточить в таком множестве
более благоприятных условий для совращения русского юноши, если не в немца
или француза, то в иностранца вообще, без народности и отечества. В самом
деле, вспомним, как сильно было обаяние западного просвещения на умы в
самой России пятьдесят лет тому назад, когда Тютчев в первый раз
переселился из Москвы в Мюнхен. Вспомним, что с 18-летнего возраста ему
пришлось воспитываться и вырабатываться совершенно одному, без всякой
поддержки из России, со всех сторон объятому чужеземной стихией, под
ежечасным,
непосредственным,
могучим
воздействием европейской
гражданственности. Мы уже выразились выше, что переезд Тютчева за границу
равнялся совершенному разрыву с отечеством. И точно: в течение 22-х лет
своего пребывания в чужих краях он только четыре раза побывал в России,
большей частью на короткий срок, и все его личные заочные с ней сношения
едва ли не ограничивались перепиской с своими родными, притом неисправной и
вовсе не литературного свойства. Стихотворные вклады в русские альманахи и
журналы не радовали его успехом; а в те длинные промежутки, когда
прерывалось печатание его стихотворений, прекращалась и эта слабая его
связь с отечеством: под конец имя его почти забывается; он как бы перестает
существовать для России. Самое дипломатическое поприще, на которое он
вступил, менее всего было способно воспитать в нем русского человека.
"Национальность в политике" не была еще тогда тем модным, хотя подчас и
мнимым девизом дипломатии, как в наше время: политические интересы
понимались большей частью с их внешней, нередко случайной стороны; их
представителями и защитниками от имени русского государства бывали нередко
иностранцы или же такие русские, которые немного более иностранцев были
знакомы с русской землей и русским языком и из которых иные, служа лет по
30 за границей, уже и вовсе не способны были разуметь двинувшуюся вперед
Россию. Вообще, так называемый дипломатический круг, при каждом дворе,
представлял в то время (может быть, представляет и теперь) такую
общественную международную почву, на которой, при содействии общего
условного языка и общих условных форм, всего легче стиралось в людях клеймо
народности, особенно в русских чиновниках, почти всегда зараженных
суеверным поклонением кумиру западной цивилизации. В такой-то общественный
круг попал Тютчев с самого раннего возраста и обращался в нем без перерыва
почти целую четверть века... Вспомним, наконец, что там, за границей, он
женился, стал отцом семейства, овдовел, снова женился, оба раза на
иностранках; там, на чужбине, прошла лучшая пора его жизни, совсем, чем
дорога человеку его молодость, как он сам о том свидетельствует в следующих
стихах, написанных им уже в 1846 году, когда, после смерти отца, он посетил
свое родное село Овстуг, где родился и провел детские годы:
Итак, опять увиделся я с вами,
Места немилые, хоть и родные,
Где мыслил я и чувствовал впервые
И где теперь туманными очами,