олстого приобретает еще более величественное значение. Но что всего удивительнее, это то, что Толстой, которого большинство знавших его ставят на ряду с великими учителями человечества, как Сократ, Конфунций, Будда, Христос, Лаодзе - этим недосягаемым полубогам - Толстой был человеком, как мы, и недавно жил с нами. Мне выпало на долю великое счастье знать и любить его и я рассказал вам о значении Толстого для всего мира, чтобы и вы узнали и полюбили его.
Из мыслей Ангелуса Силезиуса.
Проживя со Львом Николаевичем два предпоследние года его жизни, я не видел, чтобы какой-либо религиозный мыслитель так сильно трогал и умилял его, как Ангелус Силезиус. Без волнения и радостных слез он не мог пересказывать многие из его мыслей.
Настоящее имя Ангелуса Силезиуса было Иоганн Шеффлер. Он был немец; родился в 1624 г. и умер в 1677 году. Свои возвышенные мысли о Боге и об истинном человеке он выражал в двустишиях. На русский язык переведена часть его стихов и издана почти полтораста лет тому назад (в 1784 году) знаменитым деятелем истинного просвещения русского народа Николаем Ивановичем Новиковым. Несмотря на устарелость языка, перевод этот правильно передает сущность мыслей Шеффлера.
Здесь выражены самые лучшие и сильные, по нашему разумению, из напечатанных Новиковым стихов Шеффлера.
Н. Гусев.
Постой! куда бежишь? В тебе блаженства суть;
Коль Бога ищешь вне, неправеден твой путь.
Коль в мире человек какую знает радость,
Так тот не ведает, какая в Боге сладость.
Хоть в тысячи оков меня ты заключишь,
Парящий к Богу дух свободы не лишишь.
Бог - вечное добро. Болезни, муки, ад, -
Все злости, человек, в тебе одном лежат.
Коль к Богу человек не хочет возвышаться,
То человеком он стыдися называться.
Коль христианин ты, старайся всех любить.
Нет! агнец никогда не может тигром быть.
Будь беден, кроток, нищь, будь гладен и гоним:
Тебя утешит Бог, трапезу вкусишь с ним.
Обижен, унижен, осмеян, презрен я,
Без пищи, без чинов: вот сан и честь моя!
Осадой можешь ты небесно царство взять:
Любовью действуй; Бог не может устоять.
Спокоен в духе будь; Бог в бурях не приходит:
Ни пламень Бога в нас, ни гром не производит.
В союзе с Богом быть и Бога понимать
Есть лучше во сто крат, чем все науки знать.
Желаешь взять жену, прекрасну как лилею:
На мудрости женись, так все получишь с нею.
Посты, молитвы, скорбь, печаль не нужны Богу;
Любовь одна к Нему являет нам дорогу.
Гонение сносить, за зло не делать злого,
В обидах не роптать - наука есть Христова.
Премудрости искать не должно за морями:
Имей любовь ко всем, премудрость будет с нами.
Как! вечну хочешь жизнь ты лучше потерять,
Чем в Боге Богом быть и миром управлять?
Свобода губит нас, свобода избавляет;
Свобода вяжет нас, свобода и венчает.
Как можешь ты, мой друг, других людей учить,
Коль сам своей души не можешь излечить.
Не место, не народ, не случаи, не дни:
Что страждем - мы тому виною суть одни.
Кто следует Христу, не мысли никогда,
Чтоб мир его любил или почтил тогда.
Отрывок из Виктора Гюго*).
1846.
Вчера, 22 февраля, я шел в Верхнюю Палату. Было ясно и холодно, несмотря на то, что солнце грело и был полдень. Я увидал, как по соседней улице два солдата вели человека. Человек этот был белокурый, бледный, худой, угрюмый: приблизительно тридцати лет от роду. Одет он был в грубые полотняные штаны. Голые, исцарапанные ноги были обуты в деревянные башмаки, щиколодки были обмотаны кровавыми тряпками вместо чулок. Короткая блуза была запачкана на спине грязью, что показывало, что он обыкновенно ночевал на мостовой. Голова у него была открыта и вз'ерошена. Под мышками у него был хлеб. Вокруг него народ говорил, что он украл этот хлеб и что поэтому его уводили. Проходя мимо жандармских казарм, один из солдат вошел туда, и человек остался у двери. Другой солдат его сторожил.
В это время перед под'ездом казармы остановился экипаж. Это была карета с герцогской короной на фонарях, запряженная двумя серыми лошадьми, с двумя лакеями сзади. Окна были подняты, и можно было разглядеть внутренность кареты, отделанную ярко желтой парчей. Взгляд человека, устремленный на эту карету, привлек мое внимание. В карете сидела дама в розовой шляпе, в черном бархатном платье, свежая, белая, красивая, цветущая; она смеялась и играла с маленьким, прелестным семнадцати-месячным ребенком, закутанным в кружева, ленты и меха. Дама не видела страшного человека, который на нее смотрел.
Я задумался.
Этот человек не был уже просто человеком для меня: это был призрак бедности, это было грубое, безобразное; мрачное видение, освещенное ярким светом солнца среди бела дня. Это был призрак еще погруженной во мрак, но грядущей революции. Было время, когда бедный шел вдоль тропинки богатого: призрак встречался с высокомерием, но они не смотрели друг на друга, они проходили мимо. Так могло продолжаться долго. Но с той минуты, как этот человек сознал, что эта женщина существует, тогда как эта женщина не замечает человека, катастрофа неизбежна.
От группы кружка молодежи "Жизнь" в Ряжске.
Мы, молодые люди, вступающие в жизнь, чувствуем голос в душе своей, который говорит, что благо людей и мое благо зависит только от любви ко всему живому, живущей в людях и во мне. Чем больше в людях любви, тем радостней и согласованней их жизнь. И как бы люди ни улучшали свою жизнь, раз они не считают главным делом увеличение в себе любви ко всем людям, они ничего не могут сделать в этом направлении и остаются несчастными, а мир наполняют враждой, злобою и кровью. Любовь же возвышает, облагораживает и того, кто любит, и того, на кого она направлена. Поэтому самый верный путь к всеобщему счастию человечества - путь, указанный старыми и новыми мудрецами мира - Христом, Толстым, Лаотзе и другими - путь постоянной внутренней работы над собою. И этот невидимый извне способ борьбы со злом более всего революционен и скорее всего приведет к победе над несправедливостями, существующими в жизни людей.
Это заставит нас говорить людям о истине, открытой две тысячи лет тому
----------
*) Эта страничка из дневника знаменитого французского писателя переведена для нашего журнала из книги "Choses vues" внучкой Л. Н. Толстого Татьяной Сухотиной.
назад Христом и всячески затемняемой и извращаемой учением церкви, всегда стремящейся служить сильным мира сего. И вот, чтобы голос наш был сильнее и громче, мы призываем всех, сочувственно к этому относящихся, к общению с нами и к оказанию помощи в распространении писаний Л. Н. Толстого и сродной ему литературы. Писания Толстого нам ценны потому, что они показывают учение Христа в истинном его виде, освобожденном от извращенного церковного понимания, разрушают в корне все церковные и политические суеверия, основаные на глубоко-религиозном и вместе с тем практическом основании, понятном простому русскому народу.
Теперь, когда писания Толстого могут, наконец, беспрепятственно издаваться, всем нам, верящим в силу правды и любви, необходимо приложить самые напряженные и согласованные усилия в распространении взглядов свободно-христианского жизнепонимания в Духе Л. Н. Толстого.
Приложим же наши маленькие силы к осуществлению этого великого дела. Бог - источник света поможет нам.
Мы стремимся к созданию коммунистического учения или социалистического учения, при которых не должно быть вражды класса с классом и не будет вражды народа с народом, ибо народы будут жить на одной и той же земле, занимаясь общим делом; поэтому тов. Троцкий в лекции 21 апреля 1918 г. напоминает великого утописта Льва Николаевича Толстого, который стремился к установлению лучшего строя на земле, что это можно достигнуть путем внутреннего перерождения угнетателей, а между тем угнетателям передаются по наследству из поколения в поколение угнетательские взгляды, чувства и стремления, они с молоком матери впитывают стремление к власти, к угнетению, к господству, и считают, что все остальные массы, трудящиеся массы, созданы для того, чтобы служить опорой и фундаментом, для господства этой небольшой группы привиллегированного сословия, которое рождается, так сказать, со шпорами на ногах, чтобы сесть верхом на шею трудового народа; а посему Президиум Ряжского Уездного Исполнительного Комитета впредь до особого распоряжения, извещает кружок молодежи "Жизнь", что открытие его в данное время недопустимо.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ УИСПОЛКОМА: И. Вышегородцев.
СЕКРЕТАРЬ: Катунген.
(Письма, мысли, заметки).
Ни для кого не может быть сомнительной и не ясной та позиция, которую занимают так называемые "толстовцы" по отношению к различного рода проявлениям государственного насилия, к политике воо6щe и к тому, что делается теперь. Стоя вне политики, единомышленники Л. Н. Толстого и близкие ему по духу люди одинаково отрицательно относятся к проявлениям организованного насилия, откуда бы оно ни исходило, к террору справа - также как и к террору слева, к войне - всюду, где она ведется, и к смертной казни безразлично, совершается-ли она в пределах Советской России или в землях, захваченных войсками маршала Пилсудского, или еще кого-нибудь другого.
Мы не верим в насилие, ужасаемся насилию - и потому всегда и во всех случаях отрицаем его.
И, кажется, как ни мала, повидимому, сравнительно наша группа, но поведение ее при царском режиме и после обоих революции (отказы от военной службы, воззвание против империалистической бойни, воззвания о мире к участникам междоусобной борьбы в России, обращения к "союзникам", против "интервенции", открытые протесты против смертной казни и пр.) - достаточно выяснили, куда клонятся симпатии и интересы этой группы и чем болеет наша душа.
Но одно надо принимать во внимание, что как бы ни осложнялась жизнь вокруг нас, главным страданием религиозных людей будут все-таки не внешние трудности и не материальные лишения как их самих, так и других людей (все это, так или иначе, переживается!), - но то моральное разложение общества и то духовное обнищание, которые ведут и ко всем внешним бедам.
Легче примириться с отсутствием хлеба и с нетопленой комнатой, чем видеть, как на твоих глазах люди убивают, обкрадывают и обманывают друг друга, не щадя ни своего, ни чужого человеческого достоинства. Ужасно видеть не столько последствия внутреннего разложения, сколько то, что порождает это разложение, а именно - извращение понятий и идеалов человеческих.
Когда человек убивает человека - это страшно, но когда человек высказывает, как свое глубокое убеждение, что можно, нужно и полезно убить другого человека, - то это безумно. Когда человек творит зло - это ужасает, но когда человек вместе с этим творит зло сознательно, или когда он говорит, что совсем не верит в возможность добра, то это ужасает еще более, неизмеримо более.
А время, которое мы переживаем, чревато именно этим упадком веры в добро и этим извращением основных понятий внутреннего человеческого бытия, из чего проистекает и все окружающее нас зло. Ибо по скольку мы не альтруистичны (человеколюбивы), а эгоистичны, и поскольку внешнее благополучие ставим выше духовной ценности и цельности своего "я", - постольку будут: и убийства человека человеком, и всеобщая ложь и лицемерие.
На-днях, пробегая советскую газету, я наткнулся на поразившее меня своим глубоким символическим (показательным) смыслом соо6щение. В N 123 "Известий В. Ц. И. К." приводится отчет о Совещании деятелей искусства и печати в "Доме Печати", в Москве. Я не поверил своим глазам, когда прочел в нем следующие строки (резолюции совещания):
"Собрание, выслушав информационные доклады различных организаций об агитационной работе в Москве и во всей Советской республике, считает, что в такой тяжелый момент, когда мы бросаем все лучшие силы на фронт, освобожденное искусство должно быть призвано к духовной повинности. Для чего мы
считаем необходимой поголовную мобилизацию всех художественных сил в распоряжение рабоче-крестьянской власти в целях массовой агитации по борьбе с польской шляхтой".
Какое роковое недоразумение! Какое ужасное слово сказали эти (не хочется верить!) "деятели искусства и печати"! Мало нам воинской повинности, трудовой повинности, - эти хоть сколько-нибудь объяснимы, потому что тут мобилизуются сила и труд, - но как же понять и об'яснить мобилизацию духа?! Какое же творчество возможно для мобилизованного, т. е. порабощенного духа? Ведь это то же самое, что связать человека по рукам и по ногам и потом сказать ему: "теперь работай"!
"Над вольной мыслью Богу неугодны насилие и гнет!" - писал еще Алексей Толстой.
А современные "деятели искусства и печати" это забыли. Забыли, что sine qua non (необходимое условие) всякого искусства, как и всякого духовного творчества и духовной жизни вообще - это, прежде всего, свобода.
У человека решили все отнять - его силы, труд, жизнь и, наконец, его дух. И находятся люди, - так называемые просвещенные, образованные люди, - которые полагают, что это хорошо и вполне возможно. И вот в этом то именно, - в том, что находятся такие люди, - и состоит весь ужас современного положения, в том, что люди с поразительной легкостью готовы отречься от самих себя, от своего человеческого достоинства, от своей личности и от свободы... не только тела, но и самого духа!
Отсюда и наш долг, зорко стоять на страже идеалов человека и человечности, соблюдать чистоту высших человеческих принципов, защищать от каких бы то ни было посягательств понятия духовной свободы и свободной личности и, вместе с тем, стараться в своей собственной жизни оставаться верными этим идеалам, принципам и понятиям.
Это - не только "здоровый консерватизм", это - величайший прогресс, какого только может желать человеческое сердце и который выведет все человечество на его настоящую дорогу, между тем как вне этой работы духа нет и не может быть спасения людям.
II. Причина всего зла в неведении.
Как это часто бывает со всеми, иногда ничтожный на вид незначительный случай наводит на весьма значительные мысли.
Мне давно казалась вероятной мысль, что средний "массовый" человек сам по себе не так уж плох по своему нравственному уровню, как это может показаться при поверхностном взгляде на общее бедственное состояние людей. Единственный несомненный недостаток этого среднего человека это - неведение, составляющее, еще по учению древне-восточной мудрости, основную причину всякого зла.
На днях такой незначительный случай подтвердил мне эту мысль.
Я проезжал через мост на велосипеде. Оказалось, что на мосту поставлен солдат с ружьем со специальным назначением: задерживать велосипедистов с не совсем исправными документами. Найдя и у меня такую неисправность, повел меня к коменданту. Дорогой спрашиваю:
- Неужели не нашел лучшей работы, как стоять на мосту и ловить велосипедистов?
- Что-ж делать, приказано.
- Я бы этого не делал, хоть-бы и приказывали.
- Врешь, сделаешь, когда прикажут, - уверенно ответил солдат.
Дорога была недальняя, и разговаривать с ним не пришлось.
Этот простой, на вид честный и добрый человек, повидимому просто не
знал, что бывают случаи, когда не исполняют приказов начальства, что есть много таких людей, отказывающихся от повиновения, особенно когда предписывается какое-либо явно жестокое и неразумное дело.
Я почувствовал, что если ему и рассказать о таких людях, в том числе и о себе, он не поверил бы - настолько глубоко его неведение.
Разумеется, одного знания еще недостаточно, - нужно еще усилие над собой для освобождения от страха пред тяжелыми последствиями. Но у русских людей, как это всегда признавали старые военные авторитеты, мужества и самоотвержения много. Недостает лишь знания того, что нужно делать и что это уже делается.
Давно уже известна сила именно этого знания - как народу освободиться от всякого гнета, но оно все еще не может быть в достаточной мере распространено, как вследствие того, что заглушается путем распространения тысячи других самых ненужных знаний, так и вследствие гонения и даже убийства распространителей этого истинного знания. Но так как оно, это самое нужное знание, одно может освободить людей от мучительного рабства, то ничего другого и не остается, как всеми силами мысли и чувства пробиваться сквозь толщу "проволочных заграждений" невежества - с одной стороны, и насилия с другой.
С. Архангельское, Тамбовск. г., Моршанск. у. Среди членов местного О. И. С. мало по малу устанавливается прекрасный обычай непосредственной помощи окружающему населению: в запашке земли, в вывозке дров из лесу, в снабжении хлебом. В добрый час, дорогие братья-крестьяне! Надо помнить, что изречение: "рука дающего не оскудевает" - имеет действительно глубокий, справедливый смысл.
Г. Белый, Смоленск, губ. В марте с. г. здесь организовалась О. И. С. в память Л. Н. Толстого. В состав О-ва вошло 20 человек, из которых 5 человек избраны в Совет. Устав принят Московский, без изменений. В начале члены О-ва собирались на собеседования по два раза в неделю, но затем собрания эти стали происходить реже. Из Москвы получены книги, которые читаются и перечитываются членами О-ва. Инициатором О-ва был Николай Кудрявцев.
Дер. Блошкино (ст. Сахтыш), Владим. губ. В здешней местности оказалась небольшая группа единомышленников Л. Н. Толстого, случайно узнавших друг в друге из общего разговора на одном из крестьянских собраний. Это - деревенская молодежь. Один из них, Мих. Батарин, с'ездил в Москву и привез оттуда свободно-христианской литературы, которая и пошла по рукам среди крестьян. Книг далеко не хватает для удовлетворения спроса на них.
С. Кардылово, Смоленск, губ. Здесь получен был лист Московского О. И. С. в память Л. Н. Толстого с текстом заявления против смертной казни. Этот лист представлен был 13 февраля с. г. членам волостного с'езда Цураковской волости, при чем присутствовавшие на с'езде председатели районных советов, в числе девяти, пожелали присоединить свои подписи к заявлению, именно в качестве председателей райсоветов, от имени 14,000 человек населения волости. Заявление было подписано, при чем волостной исполком оффициальными подписями и приложением печатей подтвердил подлинность девяти подписей председателей райсоветов. Лист с подписями был отослан в Москву. Инициатива в этой деле принадлежала местному жителю: К. К. Вистину.
Г. Липецк, Орлов. губ. Проживающий здесь известный художник Н. В. Орлов, картины которого из жизни русской деревни (изданные отдельным альбомом В. Г. Чертковым) столь высоко ценил Л. Н. Толстой, проявляет, несмотря на преклонный возраст, большое рвение и силу духа в обличении всех пороков и недостатков современной жизни, основанной на насилии. Публичные речи и лек-
ции Н. В. Орлова, глубокие по содержанию и яркие по меткому и образному, всем понятному языку, производят сильное впечатление, Н. В. Орлов, об'явивший, что он, в противоположность участникам насильственной революции, причисляет себя к деятелям нравственной революции, подвергался аресту, но затем его выпустили, потому что слишком велико в Липецке общее сочувствие к этому старому, всеми уважаемому, прожившему безупречную жизнь деятелю.
Дер. Никулино, Тверской губ. 15-го апреля с. г. здесь состоялась лекция о Л. Н. Толстом члена Московского О. И. С. А. П. Третьякова. Слушателей было очень много. После беседы состоялся обмен мнений: спрашивали о жизни Л. Н-ча, о Боге, о вечности и т. д. Выражено было пожелание, чтобы подобные лекции повторялись.
Г. Тверь. 23 мая с. г. в г. Твери, в д. Красного Креста по Серебряной ул., А. П. Третьяковым проведена была лекция-беседа на тему "О величайшем мыслителе Льве Толстом", по следующей программе: 1. Современный исторический момент, переживаемый человечеством. 2. Детство Толстого (замечательная игра в детстве). 3. Толстой офицер. 4. Ужасы войны. 5. Сомнения в справедливости мирской жизни. 6. Славное писательство. 7. Совесть - наш высший судья. 6. Наростание душевной драмы писателя (мысль о самоубийстве). 9. Мучительные искания вечной истины. 10. Учение Христа покорило сердце Толстого. 11. Последние 30 лет жизни мыслителя. 12. Царство Божие - основной мотив в творениях Толстого. 13. Учение Христа в чистом виде. 14. Самосовершенствование. 15, Устройство человеческой жизни и Божественный Закон Любви. 16. Революция Духа.
Слушатели состояли из раненых солдат, проявивших большой интерес к лекции. "Никто нам так не говорит, как вы", - говорили они лектору.
Г. Тула. Здесь успешно действует давно уже основанное О-во истинной свободы в память Л: Н. Толстого, очень демократическое по своему составу, в значительной части состоящее из рабочих тульских заводов и железнодорожных мастерских. Руководителями О-ва являются один из более молодых друзей Л. Н. Толстого С. М. Булыгин и рабочий Ив. Ю. Кадзюлис, при царском режиме дважды отбывавший продолжительное тюремное заключение за отказ от воинской службы по религиозным убеждениям. О-во устраивает собрания, собеседования и лекции, принимает участие в деле помощи пострадавшим за религиозные убеждения, положило начало основанию в Туле отделения Толстовского Музея и пр.
Независимо от О. И. С., в Туле существует еще Просветительное О-во "Ясная Поляна", под председательством литератора П. А. Сергеенко, об'единяющее местную интеллигенцию. Это О-во принимало участие в управлении Ясной Поляны, заботилось об экскурсантах, посещающих Ясную Поляну и пр.
Существует также в Туле отделение Московского Об'единенного Совета Религиозных Общин и Групп. Уполномоченными Об'ед. Совета по г. Туле состоят С. М. Булыгин, И. Ю. Кадзюлис и Е. Д. Высокомирный.
С. Тума, Рязанск. г., Касимовск. у. Местное О-во истинной свободы в память Л. Н. Толстого, "желая с горячим чувством помочь возлюбленным братьям и сестрам, кои не имеют средств и питания", открыло Бюро благотворительности. Лица не имеющие средство, могут ежедневно, за счет Бюро, получать бесплатно обеды в сельской общественной столовой.
С. Ясная Поляна, Крапив, у., Тул. губ. На родине Л. Н. Толстого, в с. Ясная Поляна, образовался кружок молодежи, разделяющей взгляды Л. Н. Толстого, под названием: "Кружок просвещения и братской помощи нуждающемуся населению памяти Л. Н. Толстого". К кружку примкнули также крестьяне из некоторых соседних деревень. Избран Совет Кружка, в составе 5 лиц.
Устав Кружка настолько интересен, что мы приводим его здесь полностью. Может быть, он послужит образцом при возникновении других подобных кружков.
"Устав Кружка просвещения и братской помощи нуждающемуся населению памяти Льва Николаевича Толстого.
¿ 1. Основной деятельностью Кружка является: признание власти Божией
выше всех установлений и законов человеческих и желание служить Богу в духе и истине. Вера в то, что все люди братья, дети одного Бога, Отца Небесного, и что воля Божия в том, чтобы мы, дети Его, любили друг друга, как возлюбил нас Христос, посланник Божий, и, наконец, признание того, что свобода, равенство и братство приходят лишь там, где царствует Любовь, там же, где жизнь строится на насилии, всегда будет вражда, рабство и угнетение одним другого.
¿ 2. Ближайшей целью кружка является осуществление членами его мирной, братской трудовой жизни, в духе любви Христовой и отстранение от всякого насилия, а тем более убийства человека человеком.
¿ 3. Вся деятельность Кружка направляется в духе наибольшей заповеди Христовой: "Возлюби Господа Бога и ближнего твоего, как самого себя".
¿ 4. В целях практического выражения этого, Кружок устраивает собрания с собеседованиями и чтениями, приобретает соответственную литературу, заводит библиотеку, а, самое главное, ставит перед своими членами задачу: каждому по мере сил своих становиться на путь доброй нравственной жизни, и отрешения от всего, что противно духу братской любви.
¿ 5. Кружок, ставя своим членам задачу мирной, братской трудовой жизни, стремится оказывать братскую помощь и окружающему населению, помогая по мере возможности сиротам, вдовам и другим нуждающимся.
¿ 6. Помимо сего Кружок стремится работать и по поднятию сельско-хозяйственной культуры и среди своих членов, а также, насколько возможно, и среди окружающего населения.
¿ 7. С этой целью Кружок организует чтения и лекции по различным отраслям сельского хозяйства, организует различного рода мастерские, артели, как напр.: пчеловодные, сапожные, огородные и т. д.
¿ 8. Членами Кружка может стать всякий, признающий власть Божию, т. е. голос совести, выше всякой власти человеческой, верующий, что все люди - братья, дети одного Бога, и желающий поступить на путь мирной, братской жизни в духе любви Христовой, отвергающий всякое насилие и убийство человека человеком.
¿ 9. Кружок имеет свой Совет, для направления его деятельности.
¿ 10. Настоящий устав может быть изменяем и дополняем с согласия 2/3 всех членов Кружка.
Религиозно-философский, общественный и литературный журнал,
издаваемый Обществом Истинной Свободы в память Л. Н. Толстого и Трудовой Общиной-
Коммуной "Трезвая Жизнь".
Под редакцией Вал. Булгакова и Алексея Сергеенко.
Выходит не менее 1 раза в месяц.
Программа журнала: 1 Статьи по религиозно-философским вопросам, 2. Отклики на общественные вопросы. 3. Художественные произведения; рассказы, описания, стихи и пр. 4. Хроника свободно-религиозного движения. 5. Дружеское общение. (Письма, мысли, заметки и проч.) 6. Отзывы о новых книгах.
Журнал служит, прежде всего, делу духовного общения и единения между всеми, интересующимися свободно-религиозным жизнепониманием в духе Л. Н. Толстого, а также, вообще, свободному и непредубежденному исканию истины, где бы и кем бы она ни выражалась, и развитию идеалов истинной свободы, на основе познания человеком своей внутренней природы.
В виду неопределенности и изменчивости цен на бумагу и типографские расходы, подписка на журнал не принимается. Розничные номера высылаются по получении стоимости или налож платежом. Цена N. 1 - 15 р. , N 2 - 20 р., N 3 - 25 р.
Адрес редакции и конторы журнала: Москва, М. Бронная ул., д. 44. Книжн. складу Общины
"Трезвая Жизнь".
Типография "СОВМЕСТНЫЙ ТРУД" "ОБЩИНЫ ТРЕЗВАЯ ЖИЗНЬ". Б. Дмитровка, 28.