рищи" никогда и не могут стать друг другу верными братьями. У них недостает для этого той внутренней, духовной связи, которая есть у христиан, не достает веры в то, что все люди-братья, все дети единого Бога - единого Духа жизни. Общность интересов, которая обычно связывает "товарищей" толпы, соединившихся на платформе материального благополучия, легко при изменившихся условиях может быть нарушена, когда станет выгодно действовать не за, а против друг друга, и вот вчерашние "товарищи" сегодня становятся непримиримыми врагами.
Показалось, например, товарищу, что программа такой-то партии лучше всего содействует материальному благополучию людей, а в том числе и его, и он присоединяется к членам этой партии, как товарищ. Но покажется ему завтра, что программа другой партии еще лучше обеспечивает материальное благоустройство жизни, и он переходит туда и, смотришь, уже на ножах с членами первой партии...
Таким образом, выходит, что революционное товарищество далеко от того, чтобы создать из людей истинных братьев, всегда готовых терпеть, любить, прощать и помогать друг другу.
По существу в нем и нет никакого братства. Вернее, братство попало в революционные лозунги как бы по недоразумению.
В начале переворота, после свержения продолжительного гнета стараго правительства, людей обычно, действительно, охватывает братское чувство. Невольно, в радостный миг освобождения, пробуждается и вспыхивает в людях братская связь. И вот здесь-то, в начале революции, и услышишь чаще всего искренно сказанное слово: "брат!"
Но его рождают тут не материалистические теории социалистов, а скорее наоборот, - его создают проблески тех истинно-христианских, братских чувств, той высшей духовной природы людей, которая проявляется в порыве радости первого освобождения.
В дальнейшие же моменты революции, когда толпой, получившей вдруг
внешнюю свободу, по неподготовленности ее к сознательному нравственному усилию, начинает опять завладевать низшая, эгоистическая природа, утверждаемая и питаемая тут уже собственно революционными идеями о материалистическом равенстве в обладании внешними благами жизни, - слово "брат" становится все реже, и все чаще начинает слышаться слово "товарищ", пока наконец дух братства и любви, как светлый гость, явившийся в начале, не отлетит совершенно и не заменится товариществом, созданным на почве эгоизма, выгоды и корысти и проникнутым, вместо любви и братства, духом насилия, крови и убийств.
И, в результате, от братства для революции остается лишь одно пустое слово...
1919 г. С. Булыгин.
(Письма, мысли, заметки и пр.)
I. Письмо в редакцию с Кавказа
Ессентуки, 2-е июля 1920 года.
Поклон вам, труженники правды, сеятели братства на земле! Взбаламученное море насилия и неправды, прикрываемых бездушными фразами о скором наступлении царства справедливости; потоки слов о необходимости оружием насаждать правду и братство на земле; поразительное религиозное оскудение вождей боровшихся партий; совершенное непонимание и отвержение в пылу политической борьбы основ религиозно-нравственных учений великих мудрецов человечества - все это делает насущно необходимым появление такого органа мысли, каковым является ваш журнал! Я живу здесь, в Терском крае, два слишком года и за это время видел много неправды и жестокостей борющихся и сменяющих друг друга властей; наблюдал какое-то слепое стремление нанести противнику как можно больше зла, заняв на время его землю, его жилище, его кресла за письменным столом... И я вижу - справедлив тот взгляд, что человечества только тогда будет истинно свободно и доживет до Царствия Божия на земле, когда не завтра и не после, а теперь же поймет великие заповеди милосердия, всепрощения, любви и братства - и будет теперь же этим заповедям следовать. А каждый из нас, зажегших от света своей совести светильник правды и духовной радости, не должен этот мерцающий огонек заслонять от людей рукою и нести в затаенных местах. Нет. Пусть светом истины озарятся пути собственной его жизни и жизни всех людей. Идущий неправой дорогой да познал бы свои заблуждения и, прислушавшись к голосу Тайного, в своей совести, повернул бы на эту дорогу добра и правды. Если бы мы все, братья одного Начала, все - и партийные, и беспартийные стали честнее, правдивей, добрее и любвеобильней - да разве не приблизили бы мы вплотную к себе Царства Божия на земле и разве не сократили бы мы исторический процесс сразу на сотни лет?! Месяцы самовоспитания и нравственного, духовного роста вместо злобы, борьбы и насилия, затушив страсти, подвинули бы нас вперед на десятки лет - к торжеству братства на земле. Порукой тому - свидетельство всемирной истории революций, восстаний, народных движений, вытекавших не из чисто религиозных побуждений. Если бы каждый из нас строил свою личную жизнь на основах религиозного миропонимания, тогда и государство было бы богато честным трудом, правдивыми учреждениями и всеобщим радованием жизнью и бытием. Нам не пришлось бы взывать к жестоким людям о необходимости понимания ценности жизни; не пришлось бы с состраданием кричать: меньше крови, крови Авеля!
С братским приветом Вениамин Б.
II. Какой труд, кроме земледельческого, дает право на пропитание по мнению Христа?
"Трудящийся достоин пропитания" (Мф. X. 10), - говорит Христос. Каких трудящихся разумеет он здесь? Может быть, земледельцев? - Нет, о таких людях не может быть здесь речи, потому что у них добыча хлеба в их же руках. Если же они, не имея земли для своего пользования, обрабатывают так называемую чужую землю, то на плоды этого своего труда они несомненно имеют больше права, чем те, которые кормятся их трудом, отнимая у них плоды его. Во всяком случае, Христос говорит здесь не о праве какого-нибудь Робинзона на плоды своего труда. Сомневаться кому-нибудь в праве Робинзона питаться плодами своего труда было бы так же не основательно, как сомневаться в праве диких животных или птиц пользоваться произведениями земли. Но о каких же трудящихся идет здесь речь? О таких, которые сами не производят предметов пропитания, а вынуждены в обмен на свой труд пользоваться плодами чужого производства. Но так как не всякий труд удостоивает пропитания своих производителей, и мы знаем, что представители многих отраслей такого труда не могли бы пропитаться им без помощи насилия, то снова спросим: за каким трудом Христос признавал право добровольного обмена его на плоды хлебного труда? Да, конечно, за так называемым "умственным" трудом проповеди слова Божия, благовествования царствия Божия его учениками и последователями. Что это действительно так и было, это мы видим из того, что вышеуказанными словами Христос как раз и напутствовал тех людей, которым, посылая их на проповедь "к погибшим овцам дома Израилева", не велел запасаться ни золотом, ни серебром, ни медью, ни сумою, ни одеждой, ни обувью, ни даже посохом (Mф., X. 5-42). О праве пропитания со стороны трудящихся не физическим, а так называемым умственным трудом с точки зрения Христа я заговорил здесь потому, что на этот предмет установилась неправильная точка зрения вследствие неправильного же понимания того, как смотрел на этот предмет Л. Н. Толстой. Если Л. Н. в своей сказке "Иван дурак" порицал и осмеивал работу головой "старого диавола", то это не потому, что он считал недостойным пропитания всякий умственный труд, а потому, что считал недостойными пропитания те отрасли труда, на которые подбивали людей молодые чертенята и старый диавол в его сказке. Если бы не было государственного насилия и основанной на нем денежной системы, то было бы легко узнать, какой умственный труд считается, а какой не считается достойным пропитания со стороны непосредственных добытчиков хлеба. Но так как вся жизнь людская сплетена и спутана видимыми и невидимыми нитями государственного насилия, то узнать это очень трудно. Поэтому и приходится справляться с мнением таких великих людей, как Христос, о том, достойна-ли добровольного обмена на пищевые продукты такая отрасль умственного труда, как проповедь слова Божия, как провозглашение учения о смысле жизни.
Очень может быть, что к написанию этих строк побудила меня некоторая моя потребность к самооправданию в моем дармоедстве. Это вполне вероятно, потому что не мне самому сулить, насколько умственный труд моих размышлений, раз'яснений и писаний достоин пропитания. По всей вероятности, он мало достоин его; иначе я не испытывал бы постоянных нравственных угрызений совести за мое дармоедство. Но все-таки скажу, что по существу своему вышеизложенные рассуждения мои по поводу слов Христа о людях, достойных пропитания, я считаю вполне правильными.
Применять же рассуждения эти к делу предлагаю не произносящим или пишущим слово Божие, а слушающим и воспринимающим его, в сердце своем. А сердце уже само подскажет, кто из трудящихся на поприще слова достоин, а кто не достоин пропитания.
Ф. Страхов.
III. Как мужики сами себя закабалили и как освободились.
Это было очень давно.
Случилось, что в одной деревне завелось несколько человек нехорошего поведения - работать не любили, часто вздорили, ссорились и людей обижали. Думали крестьяне, как от них избавиться. Приходит один и говорит: "Я возьму на себя охрану, буду защищать вас от воров и разбойников, только вы дайте мне несколько помощников и кормите нас". Согласились мужики, дали ему несколько подростков в помощь, и стал этот стражник заботиться о поддержании порядка. Только случилось так, что как раз те самые бездельники и воры, от которых нужна была защита, и поступили к нему в помощники, так как другие мужики, занятые работой, не хотели поступать в стражники. И теперь им еще легче стало обижать народ.
Однажды главный стражник заявил, что ему уже не справиться со всеми преступниками, так как их стало больше прежнего, и попросил еще помощников. Дали. И теперь уже образовалась у него большая сила. И захотелось ему подчинить себе и соседние деревни и, как он говорил, устанавливать и там "порядок". Чем далее, тем больше нужно было помощников, так как стражники
стали забирать все больше и больше деревень. А когда таких охотников стало мало, то главный стражник приказал здоровым мужчинам являться к нему на несколько лет на службу, а если кто не соглашался итти, того жестоко наказывали и даже убивали. И тогда у него набралось так много молодцов, что можно было нападать на целые страны, раззорять и грабить миллионные народы, и можно было уже не стесняться делать все, что хочется. Чтобы прокормить эту ораву, стражники отбирали скот, хлеб и пр.
Видят мужики, что дело стало гораздо хуже прежнего. Прежние воры и разбойники нападали изредка, больше ночью, ограбят да скорей бежать - боялись, как бы мужики, собравшись, не отколотили. А те, кому они поручили охрану, стали нападать среди бела дня, отнимать сколько им вздумается, никого не боясь, и ограбляли всех, никому не давая спуску. Да еще понастроили тюрем и стали туда народ сажать, чего уж прежние воры никак не могли сделать.
Стали думать, как народу спастись. Пробовали некоторые силою отбиться - еще хуже: стражники на смерть убивали.
Наконец, те, кто поумнее, поняли в чем дело и догадались, как горю помочь. Решили - вовсе перестать давать стражнику помощников: лучше уж простить тех, кто нам делает зло, - говорили они, - лучше терпеть от тех воров и разбойников, которые попадутся среди нас, чем поручать защиту стражникам - они опаснее всех преступников.
И перестали давать помощников. Стражники сначала сердились и жестоко наказывали тех, кто отказывался помогать им. Потом, когда весь народ перестал служить им, и силы у них уже не стало, они присмирели и вредить больше уже не могли. И чтоб не умереть с голоду, пришлось самим за работу взяться.
А народ стал свободен, зажил мирно и уж больше никогда, не обращался к стражникам.
С. Белинький.
Деревня Драгуны, Касплин. в., Смолен, губ. Местное О. И. С. пригласило в дер. Драгуны, для прочтения лекции о Л. Н. Толстом, друга Л. Н-ча философа Ф. А. Страхова, проживающего за 30 верст от Драгун, на хуторе "Заказ" близ ст. Донец. Лекция, или вернее собеседование Ф. А-ча с крестьянами, произвело огромное впечатление. Продолжалось это собеседование, с небольшим перерывом, целый день (21 мая). Слушали мужчины и женщины, задавали целый ряд вопросов, на которые Ф. А. охотно отвечал. После лекции крестьяне стали более внимательно относиться к местным "толстовцам" и уже не считают их за "безбожников". Также и для членов О. И. С. лекция и последовавшее за нею пятидневное общение с Ф. А. Страховым имели большое значение, уяснив им многое в их взглядах.
Между прочим, во время пребывания Ф. А. Страхова в Драгунах с ним произошел такой инцидент. Случилось, что как раз в это время деревню посетил отряд по борьбе с дезертирством. У всех поголовно проверяли документы. За этой проверкой обратились и к старику Страхову. Солдаты были довольно грубы, но Ф. А., как пишет один из крестьян, так ласково обошелся с ними, что они невольно изменили свое отношение к нему. И потом говорили крестьянам: "Да, действительно этот старик на самого Л. Н. Толстого похож: обхождения-то у него какие любовно-детские, несмотря, что мы немного грубовато с ним обошлись"...
Кружок единомышленников с великой любовью и благодарностью провожал Ф. А. из Драгун. Член О. И. С. Я. Д. Драгуновский пишет: "До слез трогательно
расставаться с таким дорогим человеком. Хочется всегда, всегда слышать его великие и дорогие речи, но ему нельзя так сделать, чтобы остаться только у нас: ведь есть и там, и здесь люди, которые давно стремятся к свету... Большое, большое счастье выпало нашему Обществу увидеть и услышать, чего мы желали. Мы желали получить свет, и на наше желание пришел человек и зажег этот свет. В свою очередь, и мы даем этот свет другим, к нам приходящим. Мы даем все, что сами узнали, и люди остаются довольны и присоединяются к нашему жизнепониманию".
Г. Епифань, Тульской губ. Один из местных педагогов Ник. Григ. Соламатин сорганизовал здесь Общество истинной свободы, об утверждении устава которого было подано ходатайство в Отдел Народного Образования. Епифанская оффициальная газета "Деревенская Коммуна" отозвалась на образование О. И. О. насмешливой заметкой под названием "Чем бы дитя ни тешилось"... В заметке этой (N 93, от 11 июня), между прочим, говорится: "Хотелось бы знать, о какой это, нам еще неизвестной "истинной свободе" мечтают организаторы этого первого у нас в Епифановском уезде Общества. Не о той ли "истинной свободе", о которой проповедуют меньшевики, эс-эры и другая подобная им конт-революционная нечисть? Впрочем, "чем бы дитя ни тешилось, лишь бы ни плакало"...
Надо надеяться, что Епифанское О. И. С. своей деятельностью заставит товарищей из "Деревенской Коммуны" более вдумчиво отнестись к понятию и идеалам "истинной свободы" и отказаться от пренебрежительного к ним отношения.
Г. Кашин, Тверской губ. 17 июня 1920 г. здесь состоялось учредительное собрание кружка свободно-религиозных знаний, который принял имя "Общество Истинной Свободы". Учредители кружка - петроградские студенты С. М. Паншин и А. Ф. Лебедев, а также другие лица, в числе 10 человек.
Как пишет один из учредителей, "главной целью и задачей кружка является выработка свободно-религиозного миросозерцания, единственным способом осуществления чего считается надлежащее саморазвитие каждого из членов кружка путем основательного знакомства с различными проявлениями человеческого духа и мысли, путем - а) личного творчества каждого из членов и б) разбора и критики различных произведений выдающихся мыслителей и писателей древнего и нового мира. Вот основное положение нашей предполагаемой деятельности, как первой ступени этого дела, в качестве элемента саморазвивающего, и затем уже, после, переход, если удастся, к деятельности более широкой, в общественном смысле".
О. И. С. не будет вести никаких протоколов и, вообще, будет избегать всяких формальностей. Взамен протоколов будет вестись дневник О-ва, отражающий главные события его жизни.
На первом собрании одним из учредителей прочитан был реферат (доклад) на тему "Quo vadis?" ("Куда идешь?"). Затем прочитаны были: статья "Религиозные диспуты в Москве" из 2-го N жур. "Истинная Свобода" и брошюра "Свет жизни" (изд. СПБ. Студ. Христ. Кружка). Как реферат, так и обе статьи, вызвали обмен мнений. В заключение собрания прочитано было стихотворение Надсона "Иуда" и, кроме того, исполнены были несколько музыкальных нумеров.
В дальнейшем решено на каждом собрании прочитывать по-дневно "Круг. Чтения" Л. Н. Толстого и вести религиозные собеседования по книге В. Ф. Булгакова "Христианская этика. (Систематические очерки мировоззрения Л. Н. Толстого)".
С. Край, Череповецкой губ., Белозерского у. (п. о. Тимошинское). Из с. Край нам пишут следующее об образовании там О-ва истинной свободы в память Л. Н. Толстого: "Сообщаю вам, дорогие братья, что я, известный вам Даниил Куртышев, вдохновенный вашим письмом и вашими брошюрами, начал сорганизовывать О-во истинной свободы в память Л. Н. Толстого. Уже дали подписку посе-
щать собрания восемь человек, и еще находятся желающие и всей душой любящие учение Л. Н. Толстого. Прошу вас, дорогие братья, помочь мне вашим советом в этом радостном деле. Ведь это еще искра, но из этой искры возгорится великое пламя!"
С. Куюк, Вятской г., Уржум, у., Хлебников. в. Здесь ведет просветительную деятельность единомышленник Л. Н. Толстого Пав. Серг. Куклин, который образовал у себя нечто вроде маленькой библиотечки, из которой мужички охотно берут книги, а некоторые просят почитать им "вслых", что Куклин охотно и исполняет.
С. Молвитино, Костром, губ., Буйского у. 18 июня с. г. здесь образовано О-во истинной свободы в память Л. Н. Толстого, в которое вступили 16 членов. Учредители - П. Царев и В. Чичагов. О-во устраивает библиотеку. Первые средства О-ва (2000 р.) составились от сбора со спектакля, который был устроен молвитинской молодежью. Представлены были пьесы: "От ней все качества" Толстого, "Порченый" Семенова и "Пожалели, да поздно" Соловьева-Несмелова. Перед началом спектакля П. Царев сказал слово на тему "Учение Л. Н.Толстого и О-во истинной свободы в память его". Кроме того, выступал член О. И. С. В. А. Головин и декламировались стихи Горбунова-Посадова. Вечер имел у крестьян большой успех.
Дер. Попеленки, Владимир. г., Судогодского у. - С 30 мая 1910 г. здесь действует О-во истинной свободы в память Л. Н. Толстого, организованное С. И. Лебедевым. Основания - те же, что и у Московского О. И. С. У О-ва имеется небольшая библиотека, состоящая из произведений Л. Н. Толстого и других свободно-религиозных мыслителей. О-во призывает в своем письме в Москву: "Дорогие люди-братья и сестры! Идите в армию духовного спасения, только она несет благоухающую ветвь мира. Мы не учить хотим, а зовем всех учиться и вместе искать истину, провозглашенную 1900 лет назад Христом и выношенную на своих плечах Л. Н. Толстым".
С. Солодовка, Астрахан. губ., Ленинского (бывш. Царевскаго) у. - Здесь существует О-во истинной свободы в память Л. Н. Толстого, об'единяющее небольшую группу единомышленников. О-во образовано с целью собираться хоть один рати в неделю, чтобы побеседовать о важных душевных и жизненных вопросах. Почти все члены - крестьяне - земледельцы. О-во поддерживает сношения с Царицынским О. И. С., откуда получает книги и брошюры.
Г. Степной, Астрахан. г. (при ст. Джаныбек, Ряз.-Ур. ж. д.). Один из местных духовных христиан (молокан) И. Д. Чернышев, побывавши в Москве, посетил собрание единомышленников Л. Н. Толстого в Газетном пер. и привез домой там же закупленной литературы. Литература эта возбудила живой интерес среди близких Чернышева. Один из них М. И. Тетерятников уже об'единил вокруг себя группу лиц, особенно заинтересовавшихся свободно-религиозным жизнепониманием в духе Л. Н. Толстого. Этой группой решено открыть библиотеку из книг свободно-религиозной литературы, открывши ее как для духовных христиан так и для посторонних.
С. Тонкино, Костром. губ., Варнавин. у. 16 мая 1920 г. здесь образовался "Кружок истинной свободы в память Л. Н. Толстого", в составе 8 членов. Кружок ведет культурно-просветительную деятельность и в письме жалуется на недостаток литературы: "если есть несколько брошюрок, то с жадностью расхватываются гражданами". Председателем кружка состоит сын местного крестьянина Анатолий Комаров.
Воззвание Московского Союза
Влад. Александр. Поссе просит нас поместить следующее воззвание организуемого им "Союза Разума и Совести".
I. Люди Разума и Совести, об'единяйтесь в свободные союзы, где каждый работает по мере своих сил и соответственно своим способностям и получает все необходимой для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.
II. Люди Разума и Совести, объединяйтесь в свободные союзы, где все принадлежит всем, где каждый сознает, что право пользоваться услугами общего труда предполагает посильное в нем участие, где нет иного закона, креме закона совести.
III. Люди Разума и Совести, об'единяйтесь в свободные союзы, где каждого встречают словами: "Добро пожаловать" и провожают словами: "Счастливого пути."
IV. Люди Разума и Совести, об'единяйтесь в свободные союзы, где никто никого не обижает, где выше всего ценится свободная человеческая личность, где никто никого не обманывает, где все стараются говорить правду, всю правду, только правду, где не осуждают друг друга, где обсуждая чужие поступки, помнят о своих недостатках и своих ошибках.
V. Люди Разума и Совести, об'единяйтесь в свободные союзы, где все работают и физически и умственно, где никто не гнушается никакой черной работы, если только она приносит людям пользу, а не вред.
VI. Люди Разума и Совести, об'единяйтесь в свободные союзы, где более сильные и более одаренные радостно помогают менее сильным и менее одаренным, где все помогают друг другу в познании мира внешнего и в познании, освобождающем разум и совесть от затемняющих их суеверий.
VII. Люди Разума и Совести, об'единяйтесь в свободные союзы, где люди не делятся на рабочих, крестьян, интеллигентов (образованных и ученых), а каждый старается быть образованным рабочим и в то же время крестьянином трудящимся и на земле, и в мастерской, и в университете или другом учебном и ученом учреждении.
VIII. Люди Разума и Совести, об'единяйтесь в свободные союзы, где нет ни русских, ни поляков, ни латышей, ни немцев, ни французов, ни христиан, ни мусульман, ни евреев, а где все дети единого разума и единой любви.
IX. Люди Разума и Совести, об'единяйтесь в свободные союзы, где каждая одинокая и каждый одинокий найдут родную душу, где бездетные супруги найдут детей, а сироты родителей и где все - и одинокие и семейные - приобщатся к единой соборной душе.
X. Люди Разума и Совести, об'единяйтесь в свободные союзы, чтобы исчезли государственные границы, чтобы исчезли войны, казни, тюрьмы, чтобы мир глупости и корысти, мир обмана и жестокости, мир рабства и горя сменяйся миром Разума и Совести, миром правды и любви, миром свободы и радости.
Да будет свобода, да будет радость для всех и каждого.
А. И. Архангельский (Бука). Кому служить? Со вступит. статьей И. Горбунова-Посадова. М. Изд. О-ва истин. свободы в память Л. Н. Толстого и Трудовой Общины-Коммуны "Трезвая Жизнь". 1920. XVI 152 стр. Цена 40 руб.
В замечательнейшей из книг - в "Круге чтения" Л. Н. Толстого - среди собранных им там мыслей мудрых людей, помещен ряд мыслей остававшегося никому неведомым до тех пор мыслителя, подписанных словом "Бука". Мысли эти принадлежали замечательному мыслителю и скромнейшему вместе с тем трудовому человеку - бывшему ветеринарному фельдшеру, а потом часовому мастеру Архангельскому, скрывшемуся под псевдонимом того слова "Бука", которым пугают детей и которым прозвали в детстве Архангельского за его упорный нрав.
Так же, как когда-то, в 17-м еще веке, скромный еврейский мастер, шлифовавший стекла для оптических приборов, Барух Спиноза дал человечеству великий грандиозный трактат о коренных вопросах религии, нравственности, философии, под заглавием "Этика", так в наше время скромный часовой мастер Архангельский дал человечеству замечательный трактат, посвященный хотя как будто и одному лишь из вопросов человеческой жизни, но вопросу первостепенной важности, от разрешения которого зависит все направление жизни: должен-ли. будет-ли служить человек каким бы то ни было властям, какому бы то ни было человеческому насилию или служить великому идеалу всечеловеческой, мировой правды, любви и свободы, исключающему всякое рабство одних людей другим людям в той или другой форме устанавливаемой ими государственной власти, - идеалу, исключающему всякое господство одних людей над другими, всякое подчинение себе одними других, всякое насилие в какой бы то ни было форме.
Если духовное течение, вызванное работою Льва Толстого, назвать Толстовскою школой, то книга "Кому служить?" является одним из самых выдающихся произведений духовной работы этой школы.
Книга эта, исполненная безграничного уважения к человеческой личности, к личности каждого брата-человека, одна из самых сильных книг о человеческой свободе.
Книга эта - могучее низвержение человеческих идолов силы, власти, насилия в человеке, в мире окутанном мраком насилия и обмана.
Книга эта должна чрезвычайно способствовать освобождению великой духовной сущности человека из цепей, ее поработивших.
Дай же Бог этой книге сделать все то дело в мире, которое она может совершить в нем.
Ив. Горбунов-Посадов.
И. М. Трегубов. Назарены. Под редакцией и с предисловием К. С. Шохор-Троцкого. М. Изд. О-ва истин. свободы в память Л. Н. Толстого. 1920. 80 стр. Цена 18 руб.
Брошюра И. М. Трегубова, излагающая историю и развитие сербской христианской секты назарен, является существенным дополнением к книжке о назаренах В. Ольховского (В. Д. Бонч-Бруевтча), изданной в свое время "Посредником". Помимо печатного материала, И. М. Трегубов пользовался материалом, нигде до сих пор неопубликованным, что делает книжку особенно ценной. В наши дни, когда дух так нуждается в подкреплении сильным примером, история назарен, их отказов от военной службы по религиозным убеждениям и страданий за свою веру производит глубокое, ободряющее и возвышающее душу впечатление. Думаем, что книжку с интересом прочтут наши русские крестьяне, перед которыми теперь все яснее и яснее должен вырисовываться вопрос: с Богом или без Бога? с верой в насилие или с верой во всепобеждающую любовь?
Вал. Б.
М. М. Из передуманного. М. Изд. О-ва истинной свободы в память Л. Н. Толстого. 1920. 63 стр. Цена 15 руб.
Простые, задушевные, написанные прекрасным русским языком заметки автора, скромно скрывавшегося под псевдонимам "М. М.", напоминают отчасти своею проникновенностью и искренностью страницы "Интимного дневника" Амиеля. Это тоже - то, что вынашивалось в душе прежде всего для себя, с тем, чтобы потом уже быть переданным другим. Автор справедливо замечает, что иные, искренно переживаемые человеком мысли и чувства "могут быть совсем не оригинальны, но от этого они не становятся менее значительными для тех, кто их переживает". И вот, хочется записать, зафиксировать эти мысли и чувства; ведь "опыт, который в них отразился, куплен подчас дорогою ценою"!..
Ласка как огонек в душе, о добрых людях, о злом чувстве, о безобидной шутке, о стремлении к власти, смерть и связь между людьми, суд над собою и над другими, одиночество, сближение на работе, зарождающаяся дружба, о ценности страдания - и пр., и пр., - вот темы, которых касается автор в своих заметках.
Заметки эти заставляют вас задуматься, разобраться в собственных взглядах на тот или другой предмет, - и не оправдывается-ли уже этим выход в свет задушевной книжки?..
Вал. Б.
И. Горбунов-Посадов. Освобождение человека. Поэма о двадцатом веке. Книга первая: Золото, железо, кровь или любовь? Москва. Изд. "Посредника". 1920. 208 стр. Цена 60 руб.
Вышла большая книга: "Освобождение человека" И. Горбунова-Посадова. Эпоха великих потрясений - войн и революций последних 6 лет - создала эту своеобразную и замечательную книгу: живой протест против насилия, крик исстрадавшегося сердца, мечту прекрасной души. Нервная, лихорадочная форма - отдельные отрывки прозы и стихов - как нельзя лучше подходит к содержанию, в котором ставится и разрешается столько мучительных, трагических вопросов нашего времени, - вопросов, сводящихся, в конце концов, к одному, стоящему в подзаголовке книги: золото, железо, кровь или любовь? Поэтический талант автора, произведения которого до сих пор разбросаны были по разным журналам и сборникам, выявляется в этом цельном (глубоко цельном, несмотря на кажущуюся хаотичность формы) творении во всей силе. И пусть те зоилы*) присяжной критики, которые будут искать у Горбунова-Посадова ошибок в стихосложении и погрешностей в архитектонике его книги, отвергнут эту книгу, как истинно-художественное произведение, - мы-то ищущие в каждой книге прежде всего значительности содержания, видим, как глубоко чувствовал и понимал автор развертывавшиеся перед ним события, в какую личную трагедию превращалась для него, с его настороженно-чуткой душой, великая современная мировая трагедия, мы понимаем пафос автора и те слезы горечи, которыми пропитана его книга и которые равнодушному ко всему на свете человеку покажутся простой "сентиментальностью"; и, наконец, всей душой разделяем мечту автора о конечном, совершенном, действительном освобождении человека, которое всегда начинается извнутри, в душе самого человека.
Уверены, что книга Горбунова-Посадова проведет глубокую борозду в душе каждого, прочитавшего ее, и что влияние ее на людей будет самым плодотворным и возвышенным.
Вал. Б.
----------
*) Зоил придирчивый, пустой критик.
Религиозно-философский, общественный и литературный журнал,
издаваемый Обществом Истинной Свободы в память Л. Н. Толстого и Трудовой Общиной-
Коммуной "Трезвая Жизнь".
Вал. Булгакова и Алексея Сергеенко.
Выходит не менее 1 раза в месяц.
Программа журнала: 1 Статьи по религиозно-философским вопросам, 2. Отклики на общественные вопросы. 3. Художественные произведения; рассказы, описания, стихи и пр. 4. Хроника свободно-религиозного движения. 5. Дружеское общение. (Письма, мысли, заметки и проч.) 6. Отзывы о новых книгах.
Журнал служит, прежде всего, делу духовного общения и единения между всеми, интересующимися свободно-религиозным жизнепониманием в духе Л. Н. Толстого, а также, вообще, свободному и непредубежденному исканию истины, где бы и кем бы она ни выражалась, и развитию идеалов истинной свободы, на основе познания человеком своей внутренней природы.
В виду неопределенности и изменчивости цен на бумагу и типографские расходы, подписка на журнал не принимается. Розничные номера высылаются по получении стоимости или налож платежом. Цена N. 1 - 15 р. , N 2 - 20 р. , N 3 - 25 р., N 4 - 25 р.
Адрес редакции и конторы журнала: Москва, М. Бронная ул., д. 44. Книжн. складу Общины
"Трезвая Жизнь".
Типография "СОВМЕСТНЫЙ ТРУД" "ОБЩИНЫ ТРЕЗВАЯ ЖИЗНЬ". Б. Дмитровка, 28.