же. Ваши слова: "Все падают духом,
как бы в ожиданье чего-то неизбежного", равно как и слова: "Каждый думает
только о спасении личных выгод, о сохранении собственной пользы, точно как
на поле сражения после потерянной битвы всякий думает только о спасении
жизни: saure gui peut*, действительно справедливы; так оно теперь
действительно есть; так быть должно: так повелел бог, чтобы оно было. Всяк
должен подумать теперь о себе, именно о своем собственном спасении. Но
настал другой род спасенья. Не бежать на корабле из земли своей, спасая свое
презренное земное имущество, но, спасая свою душу, не выходя вон из
государства, должен всяк из нас спасать себя самого в самом сердце
государства. На корабле своей должности и службы должен теперь всяк из нас
выноситься из омута, глядя на кормщика небесного. Кто даже и не в службе,
тот должен теперь же вступить на службу и ухватиться за свою должность, как
утопающий хватается за доску, без чего не спастись никому. Служить же теперь
должен из нас всяк не так, как бы служил он в прежней России, но в другом
небесном государстве, главой которого уже сам Христос, а потому и все свои
отношения ко власти ли, высшей над нами, к людям ли, равным и кружащимся
вокруг нас, к тем ли, которые нас ниже и находятся под нами, должны мы
выполнить так, как повелел Христос, а не кто другой. И уж нечего теперь
глядеть на какие-нибудь щелчки, которые стали бы наноситься от кого бы то ни
было, нашему честолюбью или самолюбью, - нужно помнить только то, что ради
Христа взята должность, а потому должна быть и выполнена так, как повелел
Христос, а не кто другой. Только одним этим средством и может всяк из нас
теперь спастись. И плохо будет тому, кто об этом не помыслит теперь же.
Помутится ум его, омрачатся мысли, и не найдет он угла, куды сокрыться от
своих страхов. Вспомните Египетские тьмы, которые с такой силой передал царь
Соломон, когда господи, желая наказать одних, наслал на них неведомые,
непонятные страхи. Слепая ночь обняла их вдруг среди бела дня; со всех
сторон уставились на них ужасающие образы; дряхлые страшилища с печальными
лицами стали неотразимо в глазах их; без железных цепей сковала их всех
боязнь и лишила всего, все чувства, все побуждения, все силы в них
погибнули, кроме одного страха. И произошло это только в тех, которых
наказал господь. Другие в то же время не видали никаких ужасов; для них был
день и свет.
*спасайся, кто может (франц.).
Смотрите же, чтобы не случилось с вами чего-нибудь подобного. Лучше
молитесь и просите бога о том, чтобы вразумил вас, как быть вам на вашем
собственном месте и на нем исполнить все, сообразно с законом Христа. Дело
идет теперь не на шутку. Прежде чем приходить в смущенье от окружающих
беспорядков, недурно заглянуть всякому из нас в свою собственную душу.
Загляните также и вы в свою. Бог весть, может быть, там увидите такой же
беспорядок, за который браните других; может быть, там обитает растрепанный,
неопрятный гнев, способный всякую минуту овладеть вашею душою, на радость
врагу Христа; может быть, там поселилась малодушная способность падать на
всяком шагу в уныние - жалкая дочь безверья в бога; может быть, там еще
таится тщеславное желанье гоняться за тем, что блестит и пользуется
известностью светской; может быть, там обитает гордость лучшими свойствами
своей души, способная превратить в ничто все добро, какое имеем. Бог весть,
что может быть в душе нашей. Лучше в несколько раз больше смутиться от того,
что внутри нас самих, нежели от того, что вне и вокруг нас. Что же касается
до страхов и ужасов в России, то они не без пользы: посреди их многие
воспитались таким воспитаньем, которого не дадут никакие школы. Самая
затруднительность обстоятельств, предоставивши новые извороты уму, разбудила
дремавшие способности многих, и в то время, когда на одних концах России еще
доплясывают польку и доигрывают преферанс, уже незримо образовываются на
разных поприщах истинные мудрецы жизненного дела. Еще пройдет десяток лет, и
вы увидите, что Европа приедет к нам не за покупкой пеньки и сала, но за
покупкой мудрости, которой не продают больше на европейских рынках. Я бы вам
назвал многих таких, которые составят когда-нибудь красоту земли русской и
принесут ей вековечное добро; но к чести вашего пола я должен сказать, что
женщин еще больше. Целое жемчужное ожерелье их хранит моя память. Все они,
начиная с ваших дочерей, которые так живо напомнили мне, во сколько раз
родство по душе выше всякого кровного родства (дай бог, чтобы наилучшая
сестра с такой готовностью исполняла просьбу своего брата, с какой они
исполняли малейшее желание души моей),- начиная с них и продолжая теми, о
которых вы едва слышали, и оканчивая теми, о которых вы, может быть, и не
услышите никогда, но которые совершеннее всех тех, о коих вы слышали. Все
они не похожи одна на другую, и каждая есть сама по себе явленье
необыкновенное. Только одна Россия могла произвести подобное разнообразие
характеров. И только в нынешнее время трудных обстоятельств, расслабленья и
развращенья общего, повсеместной ничтожности общества, могли они
образоваться. Но всех перевысила одна, которую я и в глаза не знаю и о
которой до меня достигнул только один темный рассказ. Не думал я, чтобы
могло существовать на земле подобное совершенство. Произвести такое умное и
великодушное дело, и произвести его так, как умела сделать она; сделать так,
чтобы отклонить от себя и подозренье в ее собственном участии и разложить
весь подвиг на других таким образом, что эти другие стали хвастаться ею
сделанным делом, как бы собственным своим, в полной уверенности, что они его
сделали. Так умно обдумать уже вперед, как убежать от известности, тогда как
само дело уже необходимо должно бы кричать о себе и обнаружить ее! Успеть в
этом и остаться в неизвестности! Нет, подобной мудрости еще не встречал я ни
в ком из нашей братьи мужеска пола. И передо мною показались в эту минуту
бледными все женские идеалы, создаваемые поэтами: они то же перед этой
истиной, что бред воображенья перед полным разумом. Жалки мне также
показались в эту минуту все те женщины, которые гонятся за блистающей
известностью! И где же явилось такое чудо? В незаметном захолустье России, в
то время именно, когда стало трудней изворачиваться человеку, когда
запутались обстоятельства всех и наступили пугающие вас страхи и ужасы
России.
БЛИЗОРУКОМУ ПРИЯТЕЛЮ
Вооружился взглядом современной близорукости и думаешь, что верно
судишь о событиях! Выводы твои - гниль; они сделаны без бога. Что ссылаешься
ты на историю? История для тебя мертва, - и только закрытая книга. Без бога
не выведешь из нее великих выводов; выведешь одни только ничтожные и мелкие.
Россия не Франция; элементы французские - не русские. Ты позабыл даже
своеобразность каждого народа и думаешь, что одни и те же события могут
действовать одинаким образом на каждый народ. Тот же самый молот, когда
упадает на стекло, раздробляет его вдребезги, а когда упадет на железо, кует
его. Мысли твои о финансах основаны на чтенье иностранных книг да на
английских журналах, а потому суть мертвые мысли. Стыдно тебе, будучи умным
человеком, не войти до сих пор в собственный ум свой, который мог бы
самобытно развиться, а захламостить его чужеземным навозом. Не вижу и в
проектах твоих участья божьего; не слышу в словах письма твоего, несмотря на
весь блеск ума и остроумья, чтобы бог присутствовал в твоих мыслях в то
время, когда ты писал его; не вижу я на твоей мысли освященья небесного.
Нет, не сделаешь ты добра на своей должности, хотя и желаешь того; не
принесут твои дела того плода, которого ждешь. С прекрасными намереньями
можно сделать зло, как уже многие и сделали его. В последнее время не
столько беспорядков произвели глупые люди, сколько умные, а все оттого, что
понадеялись на свои силы да на ум свой. Ты горд, и чем же горд? хоть бы уже
своим умом; нет, ты загромоздил сором свои ум, действительно замечательный и
великий, и сделал его чужестранцем самому себе. Ты горд чужим, мертвым умом
и выдаешь его за свой. Смотри за собой: ты ходишь опасно. Ты метишь в
государственные люди, и будешь человеком государственным, потому что у тебя,
точно, есть на то способности; но тем строже теперь смотри за собой. Не
заводи этих улучшений, которыми уже наполнилась твоя голова еще прежде, чем
ты вступил в свою должность, и помни, что всяким малейшим неосмотрительным
поступком можно произвести теперь большое зло. Уже и в твоих нынешних
проектах видна скорее боязнь, нежели предусмотрительность. Все мысли твои
направлены к тому, чтобы избегнуть чего-то угрожающего в будущем. Не
будущего, но настоящего опасайся. О настоящем велит нам заботиться бог. Кто
омрачается боязнью от будущего, от того, значит, уже отступилась святая
сила. Кто с богом, тот глядит светло вперед и есть уже в настоящем творец
блистающего будущего. А ты горд: ты и теперь уже ничего не хочешь видеть; ты
самоуверен: ты думаешь, что уже все знаешь; ты думаешь, что все
обстоятельства России тебе открыты; ты думаешь, что уже никто и поучить тебя
не может; ты стремишься изо всех сил быть похожим на тех государственных
людей, которые скоро блеснули и скоро исчезли, которые имели в себе все для
того, чтобы сделать множество добра, которые даже пламенели желаньем сделать
добро, даже работали, как муравьи, всю свою жизнь, и при всем том не
осталось после них никакого следа, и самая память о них позабыта; как
исчезнувший круг на воде, исчезнула жизнь их посреди России. И до сих пор
еще, к нашему стыду, указывают нам европейцы на своих великих людей, умней
которых бывают у нас иногда и невеликие люди; но те хоть какое-нибудь
оставили после себя дело прочное, а мы производим кучи дел, и все, как пыль,
сметаются они с земли вместе с нами. Ты горд - говорю тебе, и вновь повторяю
тебе: ты горд; сторожи над собой и спасай себя от гордости заране. Начни с
того, что уверь самого себя, что ты всех глупее в России, и что с этих
только пор следует сурьезно поумнеть тебе, и слушай с таким вниманием
всякого дельца, как бы ровно ничего не знал и всему от него хотел поучиться.
Но тебе еще загадка слова мои; они на тебя не подействуют. Тебе нужно или
какое-нибудь несчастие, или потрясение. Моли бога о том, чтобы случилось это
потрясенье, чтобы встретилась тебе какая-нибудь невыносимейшая неприятность
на службе, чтобы нашелся такой человек, который сильно оскорбил бы тебя и
опозорил так в виду всех, что от стыда не знал бы ты, куда сокрыться, и
разорвал бы за одним разом все чувствительнейшие струны твоего самолюбья. Он
будет твой истинный брат и избавитель. О, как нам бывает нужна публичная,
данная в виду всех, оплеуха!
ЗАНИМАЮЩЕМУ ВАЖНОЕ МЕСТО
Во имя бога берите всякую должность, какая б ни была вам предложена, и
не смущайтесь ничем. Придется ли вам ехать к черкесам на Кавказ или
по-прежнему занять место генерал-губернатора -вы теперь нужны повсюду. Что
же до затруднительностей, о которых вы говорите, то все теперь
затруднительно; все стало сложно; везде много работы. Чем больше вхожу умом
в существо нынешних вещей, тем менее могу решить, какая должность теперь
труднее н какая легче. Для того, кто не христианин, все стало теперь трудно;
для того же, кто внес Христа во все дела и во все действия своей жизни, -
все легко. Не скажу вам, чтобы вы сделались вполне христианином, но вы
близки к тому. Вас не шевелит уже честолюбие, вас не завлекают вперед уже ни
чины, ни награды, вы уже вовсе не думаете о том, чтобы порисоваться перед
Европой и сделать из себя историческое лицо. Словом, вы взошли именно на ту
степень состоянья душевного, на которой нужно быть тому, кто захотел бы
сделать теперь пользу России. Чего ж вам бояться? Я даже не понимаю, как
может чего-либо бояться тот, кто уже постигнул, что нужно действовать
повсюду как христианин. Он на всяком месте мудрец, везде знатель дела.
Поедете вы на Кавказ - вы прежде всего пристально осмотритесь. Христианское
смирение вас не допустит ни к какой быстрой поспешности. Вы, как ученик,
сначала будете узнавать. Вы не пропустите ни одного старого офицера, не
расспросив о его собственноличных схватках с неприятелем, зная, что только
из знанья подробностей выводится знанье целого. Вы заставите всех рассказать
себе порознь все подвиги бранной н бивачной жизни; расспросите и
цициановцев, и ермоловцев, и офицеров нынешней эпохи и, когда заберете все,
что нужно, обнимете все частности, соедините все отдельные цифры и подведете
им итог - выйдет в итоге сам собою план полководцу: не нужно будет и головы
ломать, ясно будет как день все, что вам нужно делать. И когда весь план
будет уже в голове вашей, вы и тогда не будете торопиться; христианское
смиренье вас к тому не допустит. Не объявляя его никому, вы расспросите
всякого замечательного офицера, как бы он поступил на вашем месте; вы не
оставите неуслышанным ни одного мнения, ни даже совета от кого бы то ни
было, хотя бы от стоящего на низком месте, зная, что иногда бог может
внушить и простому человеку умное мнение. Для этого вы не станете собирать
военных советов, зная, что не в преньях и спорах дело, но поодиночке
выслушаете каждого, кто бы ни захотел с вами поговорить. Словом, вы всех
выслушаете, но сделаете так, как повелит вам ваша собственная голова; а ваша
собственная голова повелит вам разумно, потому что всех выслушает. Вы будете
даже не в состоянии сделать неразумное дело, потому что неразумные дела
делаются от гордости и уверенности в себе. Но христианское смирение спасет
вас повсюду и отгонит то самоослепление, которое находит на многих даже
очень умных людей, которые, узнавши только одну половину дела, уже думают,
что узнали все, и летят опрометью действовать; тогда как, увы, даже и в том
деле, которое, по-видимому, насквозь нам известно, может скрываться целая
половина неизвестная. Нет, бог от вас отгонит это грубое ослепленье. Чего ж
вам бояться Кавказа?
Придется ли вам по-прежнему быть генерал-губернатором где-нибудь внутри
России - та же христианская мудрость осенит вас. Очень знаю, что теперь
трудно начальствовать внутри России - гораздо труднее, чем когда-либо
прежде, и, может быть, труднее, чем на Кавказе. Много злоупотреблений;
завелись такие лихоимства, которых истребить нет никаких средств
человеческих. Знаю и то, что образовался другой незаконный ход действий мимо
законов государства и уже обратился почти в законный, так что законы
остаются только для вида; и если только вникнешь пристально в то самое, на
что другие глядят поверхностно, не подозревая ничего, то закружится голова у
наиумнейшего человека. Но вы и тут поступите умно. Христианское смирение
заставит вас и здесь не предаваться покуда выводам гордого ума, но терпеливо
обсмотреться. Зная, под каким множеством посторонних влияний находится
теперь всяк человек и как все они имеют соприкосновение с отправлением его
должности, вы прежде полюбопытствуете узнать каждого из занимающих главные
должности, узнать его со всех сторон с его домашней и семейной жизнью, с его
образом мыслей, наклонностями и привычками. Для этого вы не будете
употреблять шпионов. Нет, вы расспросите его самого. Он вам скажет все и с
вами разговорится, потому что в лице вашем есть уже что-то такое, что
внушает к вам доверчивость во всех; с помощью этого вы узнаете то, чего не
узнает никогда крикун-нахрап, или так называемый распекатель. Вы не будете
преследовать за несправедливость никого отдельно по тех пор, покуда не
выступит перед вами ясно вся цепь, необходимым звеном которой есть вами
замеченный чиновник. Вы уже знаете, что вина так теперь разложилась на всех,
что никаким образом нельзя сказать вначале, кто виноват более других. Есть
безвинно-виноватые и виновно-невинные. По этому-то самому -вы теперь будете
несравненно осторожней и осмотрительней, чем когда-либо прежде. Вы станете
покрепче всматриваться в душу человека, зная, что в ней ключ всего. Душу и
душу нужно знать теперь, а без того не сделать ничего. А узнавать душу может
один только тот, кто начал уже работать над собственной душой своей, как
начали это делать теперь вы. Если вы узнаете плута не только как плута, но и
как человека вместе, если вы узнаете все душевные его силы, данные ему на
добро и которые он поворотил во зло или вовсе не употребил, тогда вы сумеете
так попрекнуть его им же самим, что он не найдет себе места, куда ему
укрыться от самого же себя. Дело вдруг примет другой оборот, если покажешь
человеку, чем он виноват перед самим собой, а не перед другим. Тут потрясешь
так его всего, что в нем явится вдруг отвага быть другим, и тогда только вы
почувствуете, как благородна наша русская порода, даже и в плуте. Ваше
нынешнее генерал-губернаторство будет совсем другое, нежели прежнее. Главная
ошибка вашего прежнего управления, которое, однако ж, принесло большую
пользу, несмотря на то что вы его осуждаете и порочите, состояла, по моему
мнению, в том, что вы не вполне верно определили себе существо этой
должности. Вы приняли генерал-губернатора за постоянного начальника и
хозяйственного правителя губернии, которого благодетельное влияние может
быть ощутительно в губернии только от долговременного его пребыванья на
одном месте. Один государственный наш муж определил так эту должность:
"Генерал-губернатор есть министр внутренних дел, остановившийся на дороге".
Определенье это точней и более согласно с тем, чего требует само
правительство от этой должности. Должность эта более временная, чем
постоянная. Генерал-губернатор посылается затем, чтобы ускорить биение
государственного пульса внутри губернии, привести в быстрейшее движение все
правительственное производство в губернских местах как связанных между
собою, так и независимых, состоящих под управлением отдельных министерств,
дать толчок всему, своим полномочием облегчить затруднительность многих мест
в их сношеньях с отдаленными министерствами, не внося никаких новых
элементов и ничего не заводя от себя, все заставить обращаться быстрей в
законах и границах, уже указанных и определенных. Власть эту, состоящую в
верховном блюдении над тем, что уже есть и заведено, вы приняли за
хлопотливую обязанность управителя, который сам должен изворачиваться в
хозяйстве и принять на себя все мелочные расходы; вы захватили себе часть
того, что должно принадлежать губернатору, а не генерал-губернатору, и этим
самым уменьшили значение высшее вашей должности. Вы сочли ваше место
пожизненным. Вы захотели вашими собственными учреждениями оставить по себе
памятник вашего пребывания. Стремленье прекрасное, но если бы вы уже тогда
были тем, чем вы есть теперь, то есть более христианином, вы позаботились бы
о другом памятнике. Устроить дороги, мосты и всякие сообщения, и устроить их
так умно, как устроили вы, есть дело истинно нужное; но угладить многие
внутренние дороги, которые до сих пор задерживают русского человека в
стремленье к полному развитию сил его и которые мешают ему пользоваться как
дорогами, так и всякими другими внешностями образования, о которых мы так
усердно хлопочем, есть дело еще нужнейшее. Пушкин, когда видел заботу не о
главном, но о том, что уже исходит из главного, обыкновенно выражался
пословицей: "Было бы корыто, а свиньи будут". Мосты, дороги и все эти
сообщенья суть свиньи, а не что-либо другое. Были бы города, а они сами
собой прибегут. В Европе о них не много хлопотали, но как только явились
города, сами собой явились дороги: сами же частные люди и завели их без
всякого пособия правительств, и теперь развилось их такое множество, что
стали уже сурьезно задавать друг другу вопросы: "Зачем эта скорость
сообщений? Что выиграло человечество через эти железные и всякие дороги, что
приобрело оно во всех родах своего развития и что пользы в том, что один
город теперь обеднел, а другой сделался толкучим рынком да увеличилось число
праздношатающихся по всему миру?" В России давно бы завелась вся эта дрянь
сама собою, с такими удобствами, каких и в Европе нет, если бы только многие
из нас позаботились прежде о деле внутреннем так, как следует. "О сем
помыслите прежде, - сказал спаситель, - а сия вся вам приложится". Ваши
подвиги в отношении нравственном были гораздо значительней. Кого я ни
слышал, все отзываются с уваженьем о ваших распоряженьях; все говорят, что
вы искоренили многие неправды, что постановили многих истинно благородных и
прекрасных чиновников. Я это узнал, хотя вы по скромности мне не сказали. Но
вы бы сделали еще более, если бы вспомнили тогда, что ваша должность на
время и что не о том следовало заботиться, чтобы только при вас все было
хорошо, но именно о том, чтобы после вас все было хорошо. Вы должны были
беспрестанно представлять себе, что после вас примет эту должность слабый и
бездарный последователь, который не только не поддержит вами заведенного
порядка, но еще испортит его, а потому уже с самого начала вы должны были
помышлять о том, чтобы действовать так прочно и закалить сделанное так
крепко, чтобы после вас никто уже не мог своротить того, что раз направлено.
Вы должны были рубить зло в корне, а не в ветвях, и дать такой толчок
всеобщему движенью всего, чтобы после вас пошла сама собой работать машина,
так чтобы незачем было над ней стоять и надсмотрщику, и сим только
воздвигнули бы памятник вечный вашего генерал-губернаторства. Теперь я знаю,
что вы совсем поступите иначе, а потому не пренебрегайте никак этой
должностью, если бы она была вам вновь предложена. Никогда не был еще так
важен и нужен генерал-губернатор, как в нынешнее время. Я вам назову уже
несколько подвигов таких, которых никто теперь не может сделать, кроме
генерал-губернатора.
Во-первых, ввести всякую должность в ее законные границы и всякого
чиновника губернии в полное познанье его должности. Это дело очень не
бездельное. В последнее время все почти губернские должности
нечувствительным образом выступили из пределов и границ, указанных законом.
Одни слишком стали обрезаны и стеснены, другие раздвинулись в действиях в
ущерб прочим; прямые места обессилели и ослабели от введения множества
косвенных и временных. В последнее время стали особенно чувствоваться
полномочие и развязанные руки там, где нужно препятствовать в действиях, и
связанные руки там, где нужно споспешествовать им. Возвратить всякую
должность в ее законный круг тем более стало теперь трудно, что сами
чиновники сбились в своих понятиях о ней. Получая ее по наследству от
предшественника в том виде, какой дал ей последний, они все соображаются
более или менее с этим видом, а не с первообразом ее, который уже почти
вышел у всех из головы. От этого многие благонамеренные и даже весьма умные
начальники хотели уже уничтожить или вовсе преобразовать те должности,
которые следовало только просто возвратить себе. Дело это может произвести
только высший и полномочный начальник, если он не пренебрежет вникнуть сам в
существо всякой должности. Все наши должности в их первообразе прекрасны и
прямо созданы для земли нашей. Рассмотрим нарочно организм губернии. Первое
лицо - губернатор. Он является в нескольких видах своей власти.
Он начальник и правитель полномочный во всем, что ни относится до
хозяйственного и полицейского управленья по всей губернии, как городового,
разумея здесь все, что ни относится ко внутреннему устройству городов и
содержанью среди их порядка, так и земского, включая сюда все, что
производится в землях вне городов: взъем податей, распределенье повинностей,
устройство дорог, постройки и поправки всех родов. В первом случае в его
полном и непосредственном распоряжении губернский полицмейстер и городничие
всех городов; во втором случае - капитан -исправники и земские заседатели,
которые относятся к нему посредством губернского правления, образованного в
духе коллегиальных правлений с советниками, а не в виде собственной
канцелярии с секретарем, так что ответственность во всяком важном
злоупотребленье, если бы его сделал губернатор, падает непременно на
советников и чиновников, и при всем полномочье своем он уже ограничен.
Он более нежели присутственный член и свидетель деловых производств в
других присутственных местах, от него вовсе не зависящих и состоящих под
управлением своих особых министерств; если только эти места совершают
какие-нибудь сделки и условия, относительно ли отдачи внаймы или на откупа
казенных земель, озер или вообще относительно всяких продаж, закупок и
совершенья на них условий, он должен быть уже там. Никакие казенные подряды
н сделки не могут быть произведены без его личного присутствия. Таким
образом места, вовсе от него не зависящие относительно внутренних своих
производств, уже обрезаны его присутствием на всех путях к злоупотреблениям.
Весь снаряд юстиции, как-то: все суды уездные, так и высшая их
инстанция - гражданская палата, находясь в полном заведовании своего
министерства, кажутся в независимости от губернатора, но на всех путях
несправедливостей они ограничены на всяком шагу губернатором, который во
время объездов своих по всей губернии, случающихся не менее двух раз в год,
имеет право, заглянувши в суд, потребовать на выдержку два-три решенные
дела, проверить их у себя на дому, вместе с секретарем своим, и таким
образом держать в страхе их всех. Словом, не имея никакого начальства над
местами, зависящими от других начальников, он имеет право остановить
злоупотребленье повсюду, где бы оно ни было.
На дворян он может иметь только влияние нравственное. В обряде же
должностных его соприкосновений с дворянством устроено так, чтобы он имел с
ними дело в лице их же представителя, губернского предводителя, и таким
образом посредством его одного поладить с ними со всеми; здесь видна
особенно мудрость законодателя, потому что иначе не было бы никакой
возможности ему сноситься с ними со всеми и ладить, принимая в соображение
то различие воспитаний, нравов, образов мыслей и то бесчисленное
разнообразие характеров, какого не представляет ни одно из европейских
дворянств и которое заключилось только в нашем. Звание предводителя
дворянства, будучи почти равное чином званью губернатора, имея право на
первое место после него в губернии, уже сим самым указывает им на
необходимость быть друзьями, иначе им обоим было бы неловко в отношениях
светских и непросторно на поприще должностном. Самые места капитан
-исправника и заседателей, которые, будучи избираемы дворянством, находятся
потом в полной зависимости от губернатора, указывают на необходимость
взаимного подкрепления одного в другом. Грозя именем губернатора,
предводитель может много сделать там, где не хватит собственной власти;
равно как и губернатор посредством предводителя может успешней и сильней
действовать на дворян.
Всюду могут случиться просмотры, неправда может проскользнуть везде; за
самим губернатором могут завестись грехи. И это предусмотрено: есть
отдельное лицо, от всех независимое, долженствующее держать себя от всех в
стороне, даже и от самого губернатора. Это прокурор, который есть око
закона, без которого ни одна бумага не может выйти из губернии. Ни одно
производство дел по всем губернским местам не может его миновать. Оно не
решено, если он не пометил на всех его страницах свое слово: читал. Никому
не подлежит он сам во всей губернии; никому не дает отчета, кроме министра
юстиции, с которым одним только в прямом сношении, и всегда может подать
протест на все, что ни вершится в губернии.
Словом - все полно, и везде слышна законодательная мудрость, как в
установлении самих властей, так и в соприкосновеньях их между собою. Я уже и
не говорю о тех учрежденьях, где еще далее простерлось правительственное
предвиденье, упомяну только о совестном суде, подобного которому не знаю в
других государствах. По моему мнению, это верх человеколюбия, мудрости и
познанья душевного. Все те случаи, где тяжело и жестоко прикосновенье
закона; все дела, относящиеся до малолетних, умалишенных; все, что может
решить одна только совесть человека и где может быть несправедлив
справедливейший закон; все, что должно быть кончено полюбовно и миролюбиво в
высоком христианском смысле, без проволочек по высшим инстанциям, - есть уже
его предмет. И как умно, что выбор совестного судьи зависит от дворянства,
которое избирает обыкновенно на это место того, на кого падает всеобщий
голос, как на человеколюбивого и бескорыстнейшего человека. Как хорошо
также, что ему не назначается за это никакого жалованья, никаких наград и
что нет здесь никакой мирской приманки человеку. Одно время мне очень
желалось занять это место. Как много можно решить на нем запутаннейших
спорных дел. Сами тяжущиеся мимо собственных выгод своих перенесут дело в
совестный суд, как только пронесется слух, что судья судит истинно по
совести и уже прославился мудростью своего божеского суда. Кому из нас не
хочется примириться?
Одним словом, чем больше всматриваешься в организм управления губерний,
тем более изумляешься мудрости учредителей: слышно, что сам бог строил
незримо руками государей. Все полно, достаточно, все устроено именно так,
чтобы споспешествовать в добрых действиях, подавая руку друг другу, и
останавливать только на пути к злоупотреблениям. Я даже и придумать не могу,
для чего тут нужен какой-нибудь прибавочный чиновник; всякое новое лицо тут
не у места, всякое нововведение - ненужная вставка. А между тем нашлись же
такие правители губерний, как вы сами знаете, которые пристегнули ко всему
этому множество разных чиновников по особым поручениям, множество всяких
временных и следственных комитетов, разложили и раздробили действия всякой
должности и сбили чиновников так, что они потеряли и последние понятия о
пределах точных своего поприща. Хорошо, что вы этого не сделали, потому что
вы и тогда понимали это дело лучше других. Вы очень хорошо знаете, что
приставить нового чиновника для того, чтобы ограничить прежнего в его
воровстве, значит сделать двух воров наместо одного. Да и вообще система
ограничения -самая мелочная система. Человека нельзя ограничить человеком;
на следующий год окажется надобность ограничить и того, который приставлен
для ограниченья, и тогда ограниченьям не будет конца. Эта пустая и жалкая
система, подобно всем другим системам отрицательным, могла образоваться
только в государствах колониальных, которые составились из народа всякого
сброда, не имеющего национальной целизны и духа народного, где неизвестны ни
самоотверженье, ни благородство, а только одни корыстные личные выгоды.
Нужно оказать доверье к благородству человека, а без того не будет вовсе
благородства. Кто знает, что на него глядят подозрительно, как на мошенника,
и приставляют к нему со всех сторон надсмотрщиков, у того невольно
отнимаются руки. Нужно развязать каждому руки, а не связывать их; нужно
напирать на то, чтобы каждый держал сам себя в руках, а не то, чтобы его
держали другие; чтобы он был строже к себе в несколько раз самого закона,
чтобы он видел сам, чем он подлец перед своей должностью; словом - чтобы он
был введен в значенье высшей своей должности. А это может сделать только
один генерал-губернатор, если он не пренебрежет постигнуть сам всякую
должность в ее истинном существе и мысленно прослужить сам на месте того
чиновника, которого бы захотел он ввести в полное значенье его должности.
Вследствие этого все ваши сношенья с чиновниками будут самоличны, без всяких
секретарей и мертвой бумажной переписки, а от этого и ваша собственная
канцелярия сделается маленькой и вовсе не будет походить на те чудовищные,
огромные канцелярии, какие заводят другие начальники. Эти же громадные
канцелярии, как вы уже сами знаете, наносят много вреда тем, что отберут у
всех чиновников их дела, образуют собою вдруг новую инстанцию и, стало быть,
новые затруднения, дадут нечувствительно образоваться какому-нибудь новому
полномочному лицу, иногда вовсе ни для кого не зримому, в виде простого
секретаря, но через руки которого станут проходить все дела; у секретарей
явится какая-нибудь любовница, из-за ней - интриги, ссоры, а с ними вместе и
сам черт путаницы, который как тут во всякое время; и дело кончится тем, что
сверх нанесенья новых беспорядков и сложностей, пожрется несметное
количество казенных сумм. Храни вас бог от заведенья канцелярии. Иначе и не
объясняйтесь ни с кем, как лично. Как можно пренебречь разговором с
человеком, особенно, если разговор близок к нему самому, к исполненью его
обязанностей и долга, стало быть, близок к самой душе его? Как можно
променять такой разговор на пустые газетные толки и мертвые речи о всяком
вранье, набираемом из лживых европейских журналов? О долге человека можно
так разговориться, что обоим покажется, как бы они беседуют с ангелами в
присутствии самого бога. Говорите же так с вашим подчиненным, то есть -
наставительно и питательно его душе! Не забудьте, что на русском языке, - я
разумею не тог язык, который изворачивается теперь в житейском обиходе, и не
книжный язык, и не язык, образовавшийся во время всяких злоупотреблений
наших, но тот истинно русский язык, который незримо носится по всей русской
земле, несмотря на чужеземствованье наше в земле своей, который еще не
прикасается к делу жизни нашей, но, однако ж, все слышат, что он истинно
русский язык - на этом языке начальник называется отцом. Будьте же с ними,
как отец с детьми, а отец с детьми не заводит бумажных переписок и напрямик
изъясняется с, каждым из них. Так поступая, введете вы каждого в познанье
его должности и сделаете истинно великий подвиг.
А вот вам другой подвиг, которого никто не может совершить, кроме
генерал-губернатора, и который в нынешнее время есть дело даже необходимое,
не только нужное, а именно: ввести дворянство в познанье истинное своего
званья. Сословие это в своем истинно русском ядре прекрасно, несмотря на
временно наросшую чужеземную шелуху. Но дворянство этого еще не слышит.
Многие едва-едва только догадываются, другие пребывают в совершенном об этом
невежестве, третьи берут себе в идеалы дворянства государств иностранных,
четвертые даже не задают себе вопроса: нужно ли на свете дворянство? Если же
и находятся между ними такие, которые имеют об этом какие-нибудь светлые
мысли, то мысли эти еще не раздаются в массах, и масса их не слышит. В
последнее время, кроме всего прочего, восстановился даже в дворянстве
некоторый дух недоверия к правительству. Во время последних европейских
возмущений и всякого рода смут некоторые из злоумышленников старались
особенно распустить в нашем дворянстве слух, будто правительство ищет
обессилить их значение и довести их до ничтожества. Беглецы, выходцы за
границу и всякого рода недоброжелатели России писали статьи и наполняли ими
столбцы чужестранных газет с тем именно умыслом, чтобы заронить вражду между
дворянством и правительством: с одной стороны, показать государю России
партию каких-то фантастических бояр, оспоривающих самую власть, а с другой
стороны, показать дворянству, что государь не благоволит к ним и вообще не
любит этого звания. То есть им хотелось заварить в России какую-то кашу и
сумятицу, среди которой можно было бы и самим сыграть какую-нибудь роль.
Расчет был на то, что взаимное спасенье и подозрительность есть страшная
вещь и может со временем произвести действительно разрыв самых священнейших
связей. Но, слава богу, уже прошли те времена, чтобы несколько сорванцов
могли возмутить целое государство. Проект так и остался фантастическим
проектом, тем, однако ж, не менее искры недоразумений и взаимного недоверья
заронились, и я знаю многих дворян, которые уверены сурьезно, что государь
не любит их сословия, и от этого даже тоскуют. Дело это им разрешите и
объявите всю правду, не скрывая ничего. Скажите, что государь любит это
сословие больше всех других, но любит в его истинно русском значении, - в
том прекрасном виде, в каком оно должно быть по духу самой земли нашей. Да и
не может быть иначе. Ему ли не любить цвет своего народа? а у нас дворянство
есть цвет нашего же народа, а не какое-нибудь пришлое чужеземное сословие.
Но следует, чтобы дворянство само себя показало и определило значенье своего
званья, потому что в том виде, в каком оно теперь, при этом отсутствии
единства в общем духе, при этом разнообразье мыслей, воспитанья, жизни,
привычек, при таком сбивчивом образе понятий о самих себе, никому не могут
они подать действительной и полной идеи о том, что такое в нашей земле
дворянство. А оттого никакой мудрец не может теперь знать, как ему с ними
быть. Следует, чтобы дворянство само вступило в свое истинное и полное
значение. И здесь-то вы можете истинно им всем помочь, потому что, будучи
сами русский дворянин и уже понимая высшее значенье нашего дворянства, вы
лучше всех будете в силах это объяснить. Не нужно для этого много слов,
потому что начала всего того, что вы им объявите, у них в груди. Дворянство
наше представляет явленье, точно, необыкновенное. Оно образовалось у нас
совсем иначе, нежели в других землях. Началось оно не насильственным
приходом, в качестве вассалов с войсками, всегдашних оспоривателей верховной
власти и вечных угнетателей сословия низшего; началось оно у нас личными
выслугами перед царем, народом и всей землей, - выслугами, основанными на
достоинствах нравственных, а не на силе. В нашем дворянстве нет гордости
какими-нибудь преимуществами своего сословия, как в других землях; нет спеси
немецкого дворянства; никто не хвастается у нас родом или древностью
происхождения, хотя наши дворяне всех древнее, - хвастаются разве только
какие-нибудь англоманы, которые заразились этим на время, во время проезда
через Англию; может быть, только изредка похвастается кто-нибудь своим
предком, и то таким, который сослужил истинно верную службу царю и земле
своей; а похвастайся он плохим предком, на него выпустят тут же эпиграмму
его же собратья дворяне. Одним только позволяет себе всяк из них
похвастаться - это чувством своего нравственного благородства, которое уже
бог им вложил в грудь. И если дойдет дело до того, чтобы выказать
каким-нибудь поступком это внутреннее высшее благородство, у нас ни один не
отстанет от другого, хотя бы сам был всех хуже и весь зажил в грязи и саже.
Дворянство у нас есть как бы сосуд, в котором заключено это нравственное
благородство, долженствующее разноситься по лицу всей русской земли затем,
чтобы подать понятие всем прочим сословиям, почему сословие высшее
называется цветом народа. И если вы только им скажете почти это самое, что я
теперь говорю и что есть истинная правда, да развернете перед ними то
поприще, которое теперь всем предстоит им на передачу и увековеченье имен
своих в потомстве; если ясно покажете им, что вся русская земля взывает о
помощи и что помощь ей можно оказать одними подвигами благородства, а
подвиги благородства следует показать тем, которые уже от рожденья получили
благородство, то увидите, что сердца их чокнутся с вашим сердцем, как рюмки
во время пирушки. Не скрывайте от них дела, объясните им всю правду. Зачем
заставлять их узнавать то же самое из лживых иностранных газет и давать
сорванцам кружить им головы? Обнаружьте им всю правду начисто. Скажите им,
что Россия, точно, несчастна, что несчастна от грабительств и неправды,
которые до такой наглости еще не возносили рог свой; что болит сердце у
государя так, как никто из них не знает, не слышит и не может знать. Да
может ли быть иначе при виде этого вихря возникнувших запутанностей, которые
застенили всех друг от друга и отняли почти у каждого простор делать добро и
пользу истинную своей земле, при виде повсеместного помраченья и всеобщего
уклоненья всех от духа земли своей, при виде, наконец, этих бесчестных
плутов, продавцов правосудья и грабителей, которые, как вороны, налетели со
всех сторон клевать еще живое наше тело и в мутной воде ловить свою
презренную выгоду. Когда вы это им скажете, да вслед за этим покажете, что
теперь им всем предстоит сослужить истинно благородную и высокую службу
царю, а именно: так же великодушно, как некогда становились в ряды противу
неприятеля, так же великодушно стать теперь на неприманчивые места и
должности, опозоренные низкими разночинцами, тогда увидите, как встрепенется
наше дворянство. Отбою не будет от желающих вступить в службу и занять самые
невидные места. И, отслуживши, не потребуют они себе за это ни наград, ни
отличий, ни даже привилегий и преимуществ, довольные тем, что показали
высокое внутреннее преимущество свое. Словом, только покажите им высоту их
звания, и вы увидите, как благородна их природа. Вы можете указать им также
то второе великое дело, которое они могут сделать, воспитавши вверенных им
крестьян таким образом, чтобы они стали образцом этого сословия для всей
Европы, потому что теперь не на шутку задумались многие в Европе над древним
патриархальным бытом, которого стихии исчезнули повсюду, кроме России, и
начинают гласно говорить о преимуществах нашего крестьянского быта,
испытавши бессилие всех установлении и учреждений нынешних, для их
улучшенья. А потому вам следует склонить дворян, чтобы они рассмотрели
попристальней истинно русские отношения помещика к крестьянам, а не те
фальшивые и ложные, которые образовались во время их позорной беззаботности
о своих собственных поместьях, преданных в руки наемников и управителей;
чтобы позаботились о них истинно, как о своих кровных и родных, а не как о
чужих- людях, и так бы взглянули на них, как отцы на детей своих. Сим только
одним могут возвесть они это сословие в то состояние, в каком следует ему
пребыть, которое, как нарочно, не носит у нас названья ни вольных, ни рабов,
но называется хрестьянами от имени самого Христа. Все это может вполне
объяснить дворянству генерал-губернатор, если о том помыслит заблаговременно
и войдет сам в полное значенье нашего дворянства. И это будет вам второй
великий подвиг.
А вот вам третий подвиг, которого тоже никто не может сделать, кроме
генерал-губернатора. Все европейские государства теперь болеют
необыкновенной сложностью всяких законов и постановлений. Повсюду заметно
одно замечательное явление, а именно: законы собственно гражданские
выступили из пределов и ворвались в области, им не принадлежащие. С одной
стороны, они вторгнулись в область, состоявшую долго под управлением
народных обычаев; с другой стороны, они вторгнулись в область,
долженствующую оставаться вечно под управлением церкви. Случилось это не
насильственно: разлив гражданских законов произошел сам собою, встретивши
повсюду пустые, себя не ограждавшие места. Мода подорвала обычаи, уклонение
духовенства от прямой жизни во Христе оставило на произвол все частные
отношения каждого человека в его частном быту. Законы гражданские взяли то и
другое, как оставленных сирот, под свою опеку и оттого только стали так
сложны. Сами же по себе они вовсе не пространны, и если возвратится то, что
законным образом должно принадлежать обычаям, и то, что должно поступить в
вечное владение церкви, тогда их может заключить только одна книга, которая
обнимет одни крупные уклоненья от общественного порядка и отношенья
собственно государственные. Все до единого теперь видят, что множество дел,
злоупотреблений и всяких кляуз произошло именно оттого, что европейские
философы-законодатели стали заранее определять все возможные случаи
уклонений, до малейших подробностей, и тем открыли всякому, даже
благородному и доброму, пути к бесконечным и несправедливейшим тяжбам,
которые затевать он прежде почел бы бесчестнейшим делом, но которые он
затевает теперь смело, увидя в каком-нибудь пункте постановлений возможность
и надежду получить когда-то потерянное добро или же просто только
возможность оспаривать владенье другого. Он уже идет горой, как герой на
приступ, и не глядит вовсе на своего супротивника, хотя бы тот лишился через
это последней своей рубашки, хотя бы он пошел по миру со всей семьей своей.
Человеколюбивый производит теперь бесстыднейшим образом в виду всех жестокое
дело и даже им хвастается, тогда как он устыдился бы и самой мысли о том,
если бы служитель церкви поставил их обоих лицом ко Христу, а не презренным
выгодам личным и если бы завелось так, как и быть должно, чтобы во всех
делах запутанных, казусных, темных, словом - во всех тех делах, где угрожает
проволочка по инстанциям, мирила человека с человеком церковь, а не
гражданский закон. Но вот вопрос: как это сделать? Как сделать, чтобы
гражданскому закону отдано было действительно только то, что должно
принадлежать гражданскому закону; чтобы обычаям возвращено было то, что
должно оставаться во власти обычаев, и чтобы за церковью вновь утверждено
было то, что должно вечно принадлежать церкви? Словом, как возвратить все на
свое место? В Европе сделать этого невозможно: она обольется кровью,
изнеможет в напрасных бореньях и ничего не успеет. В России есть
возможность; в России может это нечувствительно совершиться - не
какими-нибудь нововведениями, переворотами и реформами и даже не
заседаньями, не комитетами, не преньями и не журнальными толками и
болтовней; в России может этому дать начало всякий генерал-губернатор
вверенной его управлению области, и как просто: не чем другим, как только
собственной жизнью своей. Патриархальностью жизни своей и простым образом
обращенья со всеми он может вывести вон моду с ее пустыми этикетами и
укрепить те русские обычаи, которые в самом деле хороши и могут быть
применены с пользой к нынешнему быту. Он может сильно подействовать на то,
что отношенья между собою как жителей городов, так и помещиков станут проще;
а уничтоженье этой сложности светских отношений, какая ныне, уменьшит
непременно ссоры и неудовольствия, которые возникнули, как вихри, между
обитателями городов. Так же, как на водворенье обычаев, может подействовать
генерал-губернатор на законное водворенье церкви в нынешнюю жизнь русского
человека: во-первых, примером собственной жизни, а во-вторых, - самими
мерами, не принудительными и насильственными, но сильнейшими в несколько раз
всяких насильственных. Об этом когда-нибудь мы с вами поговорим после, когда
вы действительно возьмете должность, а до того времени скажу вам только вот
что: если уже простой обычай сильнее всякого письменного закона, а между
прочим, что такое обычай, если рассмотреть его строго? Иногда он просто не
имеет никакого значенья в нынешнем времени, установлен неизвестно зачем,
пришел неизвестно откуда; не слышишь даже авторитета, его утвердившего;
иногда он тянется еще от времен язычества, противуположен христианству и
всем элементам новой жизни. И если при всем этом обычай так силен, что его
трудно бывает изгладить в продолжение мно