амого и довели
как слог, так и мысли до сахарной приторности. Что же касается до Пушкина,
то он был для всех поэтов, ему современных, точно сброшенный с неба
поэтический огонь, от которого, как свечки, зажглись другие самоцветные
поэты. Вокруг его вдруг образовалось их целое созвездие: Дельвиг,
поэт-сибарит, который нежился всяким звуком своей почти эллинской лиры и, не
выпивая залпом всего напитка поэзии, глотал его по капле как знаток вин,
присматриваясь к цвету и обоняя самый запах; Козлов, гармонический поэт, от
которого раздались какие-то дотоле не слышанные, музыкально-сердечные звуки;
Баратынский, строгий и сумрачный поэт, который показал так рано самобытное
стремление мыслей к миру внутреннему и стал уже заботиться о материальной
отделке их, тогда как они еще не вызрели в нем самом; темный и
неразвившийся, стал себя выказывать людям и сделался чрез то для всех чужим
и никому не близким. Всех этих поэтов возбудил на деятельность Пушкин;
других же просто создал. Я разумею здесь наших так называемых антологических
поэтов, которые произвели понемногу; но если из этих немногих душистых
цветков сделать выбор, то выйдет книга, под которою подпишет свое имя лучший
поэт. Стоит назвать обоих Туманских, А. Крылова, Тютчева, Плетнева и
некоторых других, которые не выказали бы собственного поэтического огня и
благоуханных движений душевных, если бы не были зажжены огнем поэзии
Пушкина. Даже прежние поэты стали перестраивать лад лир своих. Известный
переводчик Илиады Гнедич, прелагатель псалмов Ф. Глинка, партизан-поэт
Давыдов, наконец сам Жуковский, наставник и учитель Пушкина в искусстве
стихотворном, стал потом учиться сам у своего ученика. Сделались поэтами
даже те, которые не рождены были поэтами, которым готовилось поприще не
менее высокое, судя по тем духовным силам, какие они показали даже в
стихотворных своих опытах, как-то: Веневитинов, так рано от нас похищенный,
и Хомяков, славу богу еще живущий для какого-то светлого будущего, покуда
еще ему самому не разоблачившегося. Сила возбудительного влияния Пушкина
даже повредила многим, особенно Баратынскому, и еще одному поэту, о котором
будет речь ниже, - повредила именно тем, что они стали передавать
невызревшие движенья души своей, тогда как самая душа не набралась еще
поэзии, доступной и близкой другим, и когда определено было им совершить
прежде свое внутреннее воспитание и до времени умолкнуть. Всех соблазнила
эта необыкновенная художественная отработка стихотворных созданий, которую
показал Пушкин. Позабыв и общество, и всякие современные связи с ним
человека, и всякие требования земли своей, все жило в какой-то поэтической
Элладе, повторяя стихи Пушкина:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Из поэтов времени Пушкина более всех отделился Языков. С появленьем
первых стихов его всем послышалась новая лира, разгул и буйство сил, удаль
всякого выраженья, свет молодого восторга и язык, который в такой силе,
совершенстве и строгой подчиненности господину еще не являлся дотоле ни в
ком. Имя Языков пришлось ему недаром. Владеет он языком, как араб диким
конем своим, и еще как бы хвастается своею .властью. Откуда ни начнет
период, с головы ли, с хвоста, он выведет его картинно, заключит и замкнет
так, что остановишься пораженный. Все, что выражает силу молодости, не
расслабленной, но могучей, полной будущего, стало вдруг предметом стихов
его. Так и брызжет юношеская свежесть ото всего, к чему он ни прикоснется.
Вот его купанье в реке:
Покровы прочь! Перед челом
Протянем руки удилые
И - бух!
Блистательным дождем
Взлетают брызги водяные.
Какая сильная волна?
Какая свежесть и прохлада!
Как сладострастна, как нежна
Меня обнявшая наяда!
Вот у него игра в свайку, которую он назвал прямо-русскою игрою.
Юноши-молодцы стали в кружок:
Тяжкий гвоздь стойком и плотно
Бьет в кольцо - кольцо бренчит.
Вешний вечер беззаботно
И невидимо летит.
Все, что вызывает в юноше отвагу, - море, волны, буря, пиры и сдвинутые
чаши, братский союз на дело, твердая как кремень вера в будущее, готовность
ратовать за отчизну, - выражается у него с силой неестественной. Когда
появились его стихи отдельной книгой, Пушкин сказал с досадой: "Зачем он
назвал их: "Стихотворенья Языкова"! их бы следовало назвать просто: "хмель"!
Человек с обыкновенными силами ничего не сделает подобного; тут потребно
буйство сил". Живо помню восторг его в то время, когда прочитал он
стихотворение Языкова к Давыдову, напечатанное в журнале. Я первый раз
увидел тогда слезы на лице Пушкина (Пушкин никогда не плакал; он сам о себе
сказал в послании к Овидию: "Суровый славянин, я слез не проливал, но
понимаю их"). Я помню те строфы, которые произвели у него слезы: первая, где
поэт, обращаясь к России, которую уже было признали бессильною и немощной,
взывает так:
Чу! труба продребезжала!
Русь! тебе надменный зов!
Вспомяни ж, как ты встречала
Все нашествия врагов!
Созови от стран далеких
Ты своих богатырей,
Со степей, с равнин широких,
С рек великих, с гор высоких
От осьми твоих морей!
И потом строфа, где описывается неслыханное самопожертвование, -
предать огню собственную столицу со всем, что ни есть в ней священного для
всей земли:
Пламень в небо упирая,
Лют пожар Москвы ревет.
Златоглавая, святая,
Ты ли гибнешь? Русь, вперед!
Громче буря истребленья!
Крепче смелый ей отпор!
Это жертвенник спасенья,
Это пламя очищенья,
Это фениксов костер!
У кого не брызнут слезы после таких строф? Стихи его точно разымчивый
хмель; но в хмеле слышна сила высшая, заставляющая его подыматься кверху. У
него студентские пирушки не из бражничества и пьянства, но от радости, что
есть мочь в руке и поприще впереди, что понесутся они, студенты,
На благородное служенье
Во славу чести и добра.
Беда только, что хмель перешел меру и что сам поэт загулялся чересчур
на радости от своего будущего, как и многие из нас на Руси, и осталось дело
только в одном могучем порыве.
Всех глаза устремились на Языкова. Все ждали чего-то необыкновенного от
нового поэта, от стихов которого пронеслась такая богатырская похвальба
совершить какое-то могучее дело. Но дела не дождались. Вышло еще несколько
стихотворений, повторивших слабей то же самое; потом тяжелая болезнь
посетила поэта и отразилась на его духе. В последних стихах его уже не было
ничего, шевелившего русскую душу. В них раздались скучанья среди немецких
городов, безучастные записки разъездов, перечень однообразно-страдальческого
дня. Все это было мертво русскому духу. Не приметили даже необыкновенной
отработки позднейших стихов его. Его язык, еще более окрепнувший, ему же
послужил в улику: он был на тощих мыслях и бедном содержании, что панцирь
богатыря на хилом теле карлика. Стали говорить даже, что у Языкова нет вовсе
мыслей, а одни пустозвонкие стихи, и что он даже и не поэт. Все пришло
противу него в ропот. Отголоски этого ропота раздались нелепо в журналах, но
в основанье их была правда. Языков не сказал же, говоря о поэте, словами
Пушкина:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
У него, напротив, вот что говорит поэт:
Когда тебе на подвиг все готово,
В чем на земле небесный виден дар,
Могучей мысли свет и жар
И огнедышащее слово -
Иди ты в мир, да слышит он поэта.
Положим, это говорится об идеальном поэте; но идеал свой он взял из
своей же природы. Если бы в нем самом уже не было начал тому, не мог бы и
представить он себе такого поэта. Нет, не силы его оставили, не бедность
таланта и мыслей виной пустоты содержанья последних стихов его, как
самоуверенно возгласили критики, и даже не болезнь (болезнь дается только к
ускоренью дела, если человек проникнет смысл ее) - нет, другое его осилило:
свет любви погаснул в душе его -вот почему примеркнул и свет поэзии. Полюби
потребное и нужное душе с такою силою, как полюбил прежде хмель юности
своей, - и вдруг подымутся твои мысли наравне со стихом, раздастся
огнедышащее слово: изобразишь нам ту же пошлость болезненной жизни своей, но
изобразишь так, что содрогнется человек от проснувшихся железных сил своих и
возблагодарит бога за недуг, давший ему это почувствовать. Не по стопам
Пушкина надлежало Языкову обработывать и округлять стих свой; не для элегии
и антологических стихотворений, но для дифирамба и гимна родился он, это
услышали все. И уже скорей от Державина, чем от Пушкина, должен был он
засветить светильник свой. Стих его только тогда и входит в душу, когда он
весь в лирическом свету; предмет у него только тогда жив, когда он или
движется, или звучит, или сияет, а не тогда, когда пребывает в покое. Уделы
поэтов не равны. Одному определено быть верным зеркалом и отголоском жизни -
на то и дан ему многосторонний описательный талант. Другому повелено быть
передовою, возбуждающею силою общества во всех его благородных и высших
движениях - и на то дан ему лирический талант. Не попадает талант на свою
дорогу, потому что не устремляет глаз высших на самого себя. Но промысел
лучше печется о человеке. Бедой, злом и болезнью насильно приводит он его к
тому, к чему он не пришел бы сам. Уже и в лире Языкова заметно стремленье к
повороту на свою законную дорогу. От него услышали недавно стихотворенье
"Землетрясенье", которое, по мненью Жуковского, есть наше лучшее
стихотворенье.
Из поэтов времени Пушкина отделился князь Вяземский. Хотя он начал
писать гораздо прежде Пушкина, но так как его полное развитие было при нем,
то упомянем о нем здесь. В князе Вяземском -противуположность Языкову:
сколько в том поражает нищета мыслей, столько в этом обилие их. Стих
употреблен у него как первое попавшееся орудие: никакой наружной отделки
его, никакого также сосредоточенья и округленья мысли затем, чтобы выставить
ее читателю как драгоценность: он не художник и не заботится обо всем этом.
Его стихотворенья -импровизации, хотя для таких импровизаций нужно иметь
слишком много всяких даров и слишком приготовленную голову. В нем собралось
обилие необыкновенное всех качеств: ум, остроумие, наглядка,
наблюдательность, неожиданность выводов. чувство, веселость и даже грусть;
каждое стихотворение его - пестрый фараон всего вместе. Он не поэт по
призванью: судьба, наделивши его всеми дарами, дала ему как бы в придачу
талант поэта, затем, чтобы составить из него что-то полное. В его книге
"Биография Фонвизина" обнаружилось еще видней обилие всех даров, в нем
заключенных. Там слышен в одно и то же время политик, философ, тонкий
оценщик и критик, положительный государственный человек и даже опытный
ведатель практической стороны жизни - словом, все те качества, которые
должен заключать в себе глубокий историк в значении высшем. И если бы таким
же пером, каким начертана биография Фонвизина, написано было все
царствование Екатерины, которое уже и теперь кажется нам почти
фантастическим от чрезвычайного обилия эпохи и необыкновенного столкновения
необыкновенных лиц и характеров, то можно сказать почти наверно, что
подобного по достоинству исторического сочинения не представила бы нам
Европа. Но отсутствие большого и полного труда есть болезнь князя
Вяземского, и это слышится в самих его стихотворениях. В них заметно
отсутствие внутреннего гармонического согласованья в частях, слышен разлад:
слово не сочеталось со словом, стих со стихом, возле крепкого и твердого
стиха, какого нет ни у одного поэта, помещается другой, ничем на него не
похожий; то вдруг защемит он чем-то вырванным живьем из самого сердца, то
вдруг оттолкнет от себя звуком, почти чуждым сердцу, раздавшимся совершенно
не в такт с предметом; слышна несобранность в себя, не полная жизнь своими
силами; слышится на дне всего что-то придавленное и угнетенное. Участь
человека, одаренного способностями разнообразными и очутившегося без такого
дела, которое бы заняло все до единой его способности, тяжелей участи
последнего бедняка. Только тот труд, который заставляет целиком всего
человека обратиться к себе и уйти в себя, есть наш избавитель. На нем
только, как говорит поэт,
Душа прямится, крепнет воля,
И наша собственная доля
Определяется видней.
В то время, когда наша поэзия совершала так быстро своеобразный ход
свой, воспитываясь поэтами всех веков и наций, обвеваясь звуками всех
поэтических стран, пробуя все тоны и аккорды, один поэт оставался в стороне.
Выбравши себе самую незаметную и узкую тропу, шел он по ней почти без шуму,
пока не перерос других, как крепкий дуб перерастает всю рощу, вначале его
скрывавшую. Этот поэт - Крылов. Выбрал он себе форму басни, всеми
пренебреженную как вещь старую, негодную для употребления и почти детскую
игрушку, - и в сей басне умел сделаться народным поэтом. Эта наша крепкая
русская голова, тот самый ум, который сродни уму наших пословиц, тот самый
ум, которым крепок русский человек, ум выводов, так называемый задний ум.
Пословица не есть какое-нибудь вперед поданное мнение или предположенье о
деле, но уже подведенный итог делу, отсед, отстой уже перебродивших и
кончившихся событий, окончательное извлеченье силы дела из всех сторон его,
а не из одной. Это выражается и в поговорке: "Одна речь не пословица".
Вследствие этого заднего ума, или ума окончательных выводов, которым
преимущественно наделен перед другими русский человек, наши пословицы
значительнее пословиц всех других народов. Сверх полноты мыслей, уже в самом
образе выраженья, в них отразилось много народных свойств наших; в них все
есть: издевка, насмешка, попрек - словом, все шевелящее и задирающее за
живое: как стоглазый Аргус, глядит из них каждая на человека. Все великие
люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами.
Уваженье к ним выразилось многими поговорками: "Пословица недаром молвится",
или "Пословица вовек не сломится". Известно, что если сумеешь замкнуть речь
ловко прибранной пословицей, то сим объяснишь ее вдруг народу, как бы сама
по себе ни была она свыше его понятия.
Отсюда-то ведет свое происхождение Крылов. Его басни отнюдь не для
детей. Тот ошибется грубо, кто назовет его баснописцем в таком смысле, в
каком были баснописцы Лафонтен, Дмитриев, Хемницер и, наконец, Измайлов. Его
притчи - достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа. Звери
у него мыслят и поступают слишком по-русски: в их проделках между собою
слышны проделки и обряды производств внутри России. Кроме верного звериного
сходства, которое у него до того сильно, что не только лисица, медведь,
волк, но даже сам горшок поворачивается как живой, они показали в себе еще и
русскую природу. Даже осел, который у него до того определился в характере
своем, что стоит ему высунуть только уши из какой-нибудь басни, как уже
читатель вскрикивает вперед: "Это осел Крылова!" -даже осел, несмотря на
свою принадлежность климату других земель, явился у него русским человеком.
Несколько лет производя кражу по чужим огородам, он возгорелся вдруг
чинолюбьем, захотел ордена и заважничал страх, когда хозяин повесил ему на
шею звонок, не размысля того, что теперь всякая кража и пакость его будет
видна всем и привлечет отовсюду побои на его бока. Словом - всюду у него
Русь и пахнет Русью. Всякая басня его имеет сверх того историческое
происхождение. Несмотря на свою неторопливость и, по-видимому, равнодушие к
событиям современным, поэт, однако же, следил всякое событие внутри
государства: на все подавал свой голос, и в голосе этом слышалась разумная
середина, примиряющий третейский суд, которым так силен русский ум, когда
достигает до своего полного совершенства. Строго взвешенным и крепким словом
так разом он и определит дело, так и означит, в чем его истинное существо.
Когда некоторые чересчур военные люди стали было уже утверждать, что все в
государствах должно быть основано на одной военной силе и в ней одной
спасение, а чиновники штатские начали, в свою очередь, притрунивать над
всем, что ни есть военного, из-за того только, что некоторые обратили
военное дело в одни погончики да петлички, он написал знаменитый спор пушек
с парусами, в котором вводит обе стороны в их законные границы сим
замечательным четверостишием:
Держава всякая сильна,
Когда устроены в ней мудро части:
Оружием - врагам она грозна,
А паруса - гражданские в ней власти.
Какая меткость определенья! Без пушек не защитишься, а без парусов и
вовсе не поплывешь. Когда у некоторых доброжелательных, но недальнозорких
начальников утвердилось было странное мнение, что нужно опасаться бойких,
умных людей и обходить их в должностях из-за того единственно, что некоторые
из них были когда-то шалуны и замешались в безрассудное дело, он написал не
меньше замечательную басню, "Две бритвы", и в ней справедливо попрекнул
начальников, которые
Людей с умом боятся
И держат при себе охотней дураков.
Особенно слышно, как он везде держит сторону ума, как просит не
пренебрегать умного человека, но уметь с ним обращаться. Это отразилось в
басне "Хор певчих", которую заключил он словами: "По мне, уж лучше пей, да
дело разумей!" Не потому он это сказал, чтобы хотел похвалить пьянство, но
потому, что заболела его душа при виде, как некоторые, набравши к себе
наместо мастеров дела людей бог весть каких, еще и хвастаются тем, говоря,
что хоть мастерства они и не смыслят, но зато отличнейшего поведения. Он
знал, что с умным человеком все можно сделать и нетрудно обратить его к
хорошему поведенью, если сумеешь умно говорить с ним, но дурака трудно
сделать умным, как ни говори с ним. "В воре -что в море, а в дураке -что в
пресном молоке", -говорит наша пословица. Но и умному делает он также
крепкие заметки, сильно попрекнувши его в басне "Стоячий пруд" за то, что
дал задремать своим способностям, и строго укоривши в басне "Сочинитель и
разбойник" за развратное и злое их направление. Вообще его занимали вопросы
важные. В книге его всем есть уроки, всем степеням в государстве, начиная от
главы, которому говорит он:
Властитель хочет ли народы удержать?
Держи бразды не вкруть, но мощною рукою, -
и до последнего труженика, работающего в низших рядах государственных,
которому указывает он на высокий удел в виде пчелы, не ищущей отличать своей
работы:
Но сколь и тот почтен, кто, в низости сокрытый,
За все труды, за весь потерянный покой
Ни славою, ни почестьми не льстится
И мыслью оживлен одной,
Что к пользе общей он трудится.
Слова эти останутся доказательством вечным, как благородна была душа
самого Крылова. Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль так
ощутительной и выражаться так доступно всем, как Крылов. Поэт и мудрец
слились в нем воедино. У него живописно все, начиная от изображенья природы
пленительной, грозной и даже грязной, до передачи малейших оттенков
разговора, выдающих живьем душевные свойства. Все так сказано метко, так
найдено верно и так усвоены крепко вещи, что даже и определить нельзя, в чем
характер пера Крылова. У него не поймаешь его слога. Предмет, как бы не имея
словесной оболочки, выступает сам собою, натурою перед глаза. Стиха его
также не схватишь. Никак не определишь его свойства: звучен ли он? легок ли?
тяжел ли? Звучит он там, где предмет у него звучит; движется, где предмет
движется; крепчает, где крепнет мысль; и становится вдруг легким, где
уступает легковесной болтовне дурака. Его речь покорна и послушна мысли и
летает как муха, то являясь вдруг в длинном, шестистопном стихе, то в
быстром одностопном; рассчитанным числом слогов выдает она ощутительно самую
невыразимую ее духовность. Стоит вспомнить величественное заключенье басни
"Две бочки":
Великий человек лишь виден на делах,
И думает свою он крепко думу
Без шуму.
Тут от самого размещения слов как бы слышится величие ушедшего в себя
человека.
От Крылова вдруг можно перейти к другой стороне нашей поэзии-поэзии
сатирической. У нас у всех много иронии. Она видна в наших пословицах и
песнях и, что всего изумительней, часто там, где видимо страждет душа и не
расположена вовсе к веселости. Глубина этой самобытной иронии еще пред нами
не разоблачилась, потому что, воспитываясь всеми европейскими воспитаньями,
мы и тут отдалились от родного корня. Наклонность к иронии, однако ж,
удержалась, хотя и не в той форме. Трудно найти русского человека, в котором
бы не соединялось вместе с уменьем пред чем-нибудь истинно возблагоговеть -
свойство над чем-нибудь истинно посмеяться. Все наши поэты заключали в себе
это свойство. Державин крупной солью рассыпал его у себя в большей половине
од своих. Оно есть у Пушкина, у Крылова, у князя Вяземского; оно слышно даже
у таких поэтов, которые в характере своем имели нежное, меланхолическое
расположение: у Капниста, у Жуковского, у Карамзина, у князя Долгорукого,
-оно есть что-то сродное нам всем. Естественно, что у нас должны были
развиться писатели собственно сатирические. Уже в то время, когда Ломоносов
настроивал свою лиру на высокий лирический лад, князь Кантемир находил пищу
для сатиры и хлестал ею глупости едва начинавшегося общества. В разные эпохи
появлялось у нас множество сатир, эпиграмм, насмешливых перелицовок
наизнанку известнейших произведении и всякого рода пародий едких, злых,
которые останутся, вероятно, всегда в рукописях и в которых всюду видна
большая сила. Стоит вспомнить пародии князя Горчакова, сатиру на литераторов
Воейкова - "Дом сумасшедших" и талантливые пародии Михаила Дмитриева, где
желчь Ювенала соединилась с каким-то особенным славянским добродушием. Но
сатира скоро попросила себе поприща обширнейшего и перешла в драму. Театр
начался у нас так же, как и повсюду, сначала подражаньями; потом стали
пробиваться черты оригинальные. В трагедии явились нравственная сила и
незнанье человека под условием взятой эпохи и века; в комедии-легкие
насмешки над смешными сторонами общества, без взгляда в душу человека. Имена
Озерова, Княжнина, Капниста, князя Шаховского, Хмельницкого, Загоскина, А.
Писарева помнятся с уваженьем; но все это побледнело перед двумя яркими
произведениями: перед комедиями Фонвизина "Недоросль" и Грибоедова "Горе от
ума", которых весьма остроумно назвал князь Вяземский двумя современными
трагедиями. В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но
раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребленья внутренние, которые
беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей. Обе комедии
взяли две разные эпохи. Одна поразила болезни от непросвещения, другая - от
дурно понятого просвещенья.
Комедия Фонвизина поражает огрубелое зверство человека, происшедшее от
долгого, бесчувственного, непотрясаемого застоя в отдаленных углах и
захолустьях России. Она выставила так страшно эту кору огрубенья, что в ней
почти не узнаешь русского человека. Кто может узнать что-нибудь русское в
этом злобном существе, исполненном тиранства, какова Простакова,
мучительница крестьян, мужа и всего, кроме своего сына? А между тем
чувствуешь, что нигде в другой земле, ни во Франции, ни в Англии, не могло
образоваться такое существо. Эта безумная любовь к своему детищу есть наша
сильная русская любовь, которая в человеке, потерявшем свое достоинство,
выразилась в таком извращенном виде, в таком чудном соединении с тиранством,
-так что, чем более она любит свое дитя, тем более ненавидит все, что не
есть ее дитя. Потом характер Скотинина - другой тип огрубения. Его неуклюжая
природа, не получив на свою долю никаких сильных и неистовых страстей,
обратилась в какую-то более спокойную, в своем роде художественную любовь к
скотине наместо человека: свиньи сделались для него то же, что для любителя
искусств картинная галерея. Потом супруг Простаковой - несчастное, убитое
существо, в котором и те слабые силы, какие держались, забиты понуканьями
жены, -полное притупленье всего! Наконец, сам Митрофан, который, ничего не
заключая злобного в своей природе, не имея желанья наносить кому-либо
несчастье, становится нечувствительно, с помощью угождений и баловства,
тираном всех, и всего более тех, которые его сильней любят, то есть матери и
няньки, так что наносить им оскорбление - сделалось ему уже наслажденьем.
Словом - лица эти как бы уже не русские; трудно даже и узнать в них русские
качества, исключая только разве одну Еремеевну да отставного солдата. С
ужасом слышишь, что уже на них не подействуешь ни влиянием церкви, ни
обычаями старины, от которых удержалось в них одно пошлое, и только одному
железному закону здесь место. Все в этой комедии кажется чудовищной
карикатурой на русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: все
взято живьем с природы и проверено знаньем души. Это те неотразимо-страшные
идеалы огрубения, до которых может достигнуть только один человек русской
земли, а не другого народа.
Комедия Грибоедова взяла другое время общества - выставила болезни от
дурно понятого просвещения, от принятия глупых светских мелочей наместо
главного, - словом, взяла донкишотскую сторону нашего европейского
образования, несвязавшуюся смесь обычаев, сделавшую русских ни русскими, ни
иностранцами. Тип Фамусова так же глубоко постигнут, как и Простаковой. Так
же наивно, как хвастается Простакова своим невежеством, он хвастается
полупросвещеньем, как собственным, так и всего того сословия, к которому
принадлежит: хвастается тем, что московские девицы верхние выводят нотки,
словечка два не скажут, все с ужимкой; что дверь у него отперта для всех,
как званых, так и незваных, особенно для иностранных; что канцелярия у него
набита ничего не делающей родней. Он и благопристойный степенный человек, и
волокита, и читает мораль, и мастер так пообедать, что в три дни не
сварится. Он даже вольнодумец, если соберется с подобными себе стариками, и
в то же время готов не допустить на выстрел к столицам молодых вольнодумцев,
именем которых честит всех, кто не подчинился принятым светским обычаям их
общества. В существе своем это одно из тех выветрившихся лиц, в которых, при
всем их светском comme il faut, не осталось ровно ничего, которые своим
пребываньем в столице и службой так же вредны обществу, как другие ему
вредны своею неслужбой и огрубелым пребываньем в деревне. Вредны, во-первых,
собственным именьям своим -тем, что, предавши их в руки наемников и
управителей, требуя от них только денег для своих балов и обедов, званых и
незваных, они разрушили истинно законные узы, связывавшие помещиков с
крестьянами; вредны, во-вторых, на служащем поприще- тем, что, доставляя
места одним только ничего не делающим родственникам своим, отняли у
государства истинных дельцов и отвадили охоту служить у честного человека;
вредны, наконец, в-третьих, духу правительства своей двусмысленной жизнью -
тем, что, под личиною усердия к царю и благонамеренности, требуя поддельной
нравственности от молодых людей и развратничая в то же время сами, возбудили
негодованье молодежи, неуваженье к старости и заслугам и наклонность к
вольнодумству действительному у тех, которые имеют некрепкие головы и
способны вдаваться в крайности. Не меньше замечателен другой тип:
отъявленный мерзавец Загорецкий, везде ругаемый и, к изумленью, всюду
принимаемый, лгун, плут, но в то же время мастер угодить всякому
сколько-нибудь значительному или сильному лицу доставлением ему того, к чему
он греховно падок, готовый, в случае надобности, сделаться патриотом и
ратоборцем нравственности, зажечь костры и на них предать пламени все книги,
какие ни есть на свете, а в том числе и сочинителей даже самих басен за их
вечные насмешки над львами и орлами н сим обнаруживший, что, не бояся
ничего, даже самой позорнейшей брани, боится, однако ж, насмешки, как черт
креста. Не меньше замечателен третий тип: глупый либерал Репетилов, рыцарь
пустоты во всех ее отношениях, рыскающий по ночным собраньям, радующийся,
как бог весть какой находке, когда удается ему пристегнуться к какому-нибудь
обществу, которое шумит о том, чего он не понимает, чего и рассказать даже
не умеет, не которого бредни слушает он с чувством, в уверенности, что попал
наконец на настоящую дорогу и что тут кроется действительно какое-то
общественное дело, которое хотя еще не созрело, но как раз созреет, если
только о нем пошумят побольше, станут почаще собираться по ночам да
позадористей между собою спорить. Не меньше замечателен четвертый тип:
глупый фронтовик Скалозуб, понявший службу единственно в уменье различать
форменные отлички, но при всем том удержавший какой-то свой особенный
философски-либеральный взгляд на чины, признающийся откровенно, что он их
считает как необходимые каналы к тому, чтобы попасть в генералы, а там ему
хоть трава не расти; все прочие тревоги ему нипочем, а обстоятельства
времени и века для него не головоломная наука: он искренно уверен, что весь
мир можно успокоить, давши ему в Вольтеры фельдфебеля. Не меньше
замечательный также тип и старуха Хлестова, жалкая смесь пошлости двух
веков, удержавшая из старинных времен только одно пошлое, с притязаньями на
уваженье от нового поколенья, с требованьями почтенья к себе от тех самых
людей, которых сама презирает, готовая выбранить вслух и встречного и
поперечного за то только, что не так к ней сел или перед нею оборотился, ни
к чему не питающая никакой любви и никакого уваженья, но покровительница
арапчонок, мосек и людей вроде Молчалина, - словом, старуха дрянь в полном
смысле этого слова. Сам Молчалин -тоже замечательный тип. Метко схвачено это
лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди, но в
котором, по словам Чацкого, готовится будущий Загорецкий. Такое скопище
уродов общества, из которых каждый окарикатурил какое-нибудь мненье,
правило, мысль, извративши по-своему законный смысл их, должно было вызвать
в отпор ему другую крайность, которая обнаружилась ярко в Чацком. В досаде и
справедливом негодовании противу их всех Чацкий переходит также в
излишество, не замечая, что через это самое и через этот невоздержный язык
свой он делается сам нестерпим и даже смешон. Все лица комедии Грибоедова
суть такие же дети полупросвещения, как Фонвизиновы - дети непросвещения,
русские уроды, временные, преходящие лица, образовавшиеся среди броженья
новой закваски. Прямо-русского типа нет ни в ком из них; не слышно русского
гражданина. Зритель остается в недоуменье насчет того, чем должен быть
русский человек. Даже то лицо, которое взято, по-видимому, в образец, то
есть сам Чацкий, показывает только стремленье чем-то сделаться, выражает
только негодованье противу того, что презренно и мерзко в обществе, но не
дает в себе образца обществу.
Обе комедии исполняют плохо сценические условия; в сем отношении
ничтожная французская пьеса их лучше. Содержанье, взятое в интригу, ни
завязано плотно, ни мастерски развязано. Кажется, сами комики о нем не много
заботились, видя сквозь него другое, высшее содержание и соображая с ним
выходы и уходы лиц своих. Степень потребности побочных характеров и ролей
измерена также не в отношенье к герою пьесы, но в отношенье к тому, сколько
они могли пополнить и пояснить мысль самого автора присутствием своим на
сцене, сколько могли собою дорисовать общность всей сатиры. В противном же
случае - то есть если бы они выполнили и эти необходимые условия всякого
драматического творенья и заставили каждое из лиц, так метко схваченных и
постигнутых, изворотиться перед зрителем в живом действии, а не в разговоре,
- это были бы два высокие произведения нашего гения. И теперь даже их можно
назвать истинно общественными комедиями, и подобного выраженья, сколько мне
кажется, не принимала еще комедия ни у одного из народов. Есть следы
общественной комедии у древних греков; но Аристофан руководился более личным
расположеньем, нападал на злоупотребленья одного какого-нибудь человека и не
всегда имел в виду истину: доказательством тому то, что он дерзнул осмеять
Сократа. Наши комики двигнулись общественной причиной, а не собственной,
восстали не противу одного лица, но против целого множества злоупотреблений,
против уклонения всего общества от прямой дороги. Общество сделали они как
бы собственным своим телом; огнем негодованья лирического зажглась
беспощадная сила их насмешки. Это - продолжение той же брани света со тьмой,
внесенной в Россию Петром, которая всякого благородного русского делает уже
невольно ратником света. Обе комедии ничуть не созданья художественные и не
принадлежат фантазии сочинителя. Нужно было много накопиться сору и дрязгу
внутри земли нашей, чтобы явились они почти сами собой в виде какого-то
грозного очищения. Вот почему по следам их не появлялось в нашей литературе
ничего им подобного и, вероятно, долго не появится.
Со смертью Пушкина остановилось движенье поэзии нашей вперед. Это,
однако же, не значит, чтобы дух ее угаснул; напротив, он, как гроза,
невидимо накопляется вдали; самая сухость и духота в воздухе возвещают его
приближение. Уже явились и теперь люди не без талантов. Но еще все находится
под сильным влиянием гармонических звуков Пушкина; еще никто не может
вырваться из этого заколдованного, им очертанного круга и показать
собственные силы. Еще даже не слышит никто, что вокруг его настало другое
время, образовались стихии новой жизни и раздаются вопросы, которые дотоле
не раздавались; а потому ни в ком из них еще нет самоцветности. Их даже не
следует называть по именам, кроме одного Лермонтова, который себя выставил
вперед больше других и которого уже нет на свете. В нем слышатся признаки
таланта первостепенного; поприще великое могло ожидать его, если бы не
какая-то несчастная звезда, которой управленье захотелось ему над собой
признать. Попавши с самого начала в круг того общества, которое справедливо
можно было назвать временным и переходным, которое, как бедное растение,
сорвавшееся с родной почвы, осуждено было безрадостно носиться по степям,
слыша само, что не прирасти ему ни к какой другой почве и его жребий -
завянуть и пропасть, - он уже с ранних пор стал выражать то раздирающее
сердце равнодушие ко всему, которое не слышалось еще ни у одного из наших
поэтов. Безрадостные встречи, беспечальные расставанья, странные,
бессмысленные любовные узы, неизвестно зачем заключаемые и неизвестно зачем
разрываемые, стали предметом стихов его и подали случай Жуковскому весьма
верно определить существо этой поэзии словом безочарование. С помощью
таланта Лермонтова оно сделалось было на время модным. Как некогда с легкой
руки Шиллера пронеслось было по всему свету очарованье и стало модным, как
потом с тяжелой руки Байрона пошло в ход разочарованье, порожденное, может
быть, излишним очарованьем, и стало также на время модным, так наконец
пришла очередь и безочарованью, родному детищу байроновского разочарованья.
Существование его, разумеется, было кратковременней всех прочих, потому что
в безочарованье ровно нет никакой приманки ни для кого. Признавши над собою
власть какого-то обольстительного демона, поэт покушался не раз изобразить
его образ, как бы желая стихами от него отделаться. Образ этот не вызначен
определительно, даже не получил того обольстительного могущества над
человеком, которое он хотел ему придать. Видно, что вырос он не от
собственной силы, но от усталости и лени человека сражаться с ним. В
неоконченном его стихотворенье, названном "Сказка для детей", образ этот
получает больше определительности и больше смысла. Может быть, с окончанием
этой повести, которая есть его лучшее стихотворение, отделался бы он от
самого духа и вместе с ним и от безотрадного своего состояния (приметы тому
уже сияют в стихотвореньях "Ангел", "Молитва" и некоторых других), если бы
только сохранилось в нем самом побольше уваженья и любви к своему таланту.
Но никто еще не играл так легкомысленно с своим талантом и так не старался
показать к нему какое-то даже хвастливое презренье, как Лермонтов. Не
заметно в нем никакой любви к детям своего же воображенья. Ни одно
стихотворение не выносилось в нем, не возлелеялось чадолюбно и заботливо, не
устоялось и не сосредоточилось в себе самом; самый стих не получил еще своей
собственной твердой личности и бледно напоминает то стих Жуковского, то
Пушнина; повсюду - излишестве и многоречие. В его сочинениях прозаических
гораздо больше достоинства. Никто еще не писал у нас такой правильной,
прекрасной и благоуханней прозой. Тут видно больше углубленья в
действительность жизни - готовился будущий великий живописец, русского
быта... Но внезапная смерть вдруг его от нас унесла. Слышно страшное в
судьбе наших поэтов. Как только кто-нибудь из них, упустив из виду свое
главное поприще и назначенье, бросался на другое или же опускался в тот омут
светских отношений, где не следует ему быть и где нет места для поэта,
внезапная, насильственная смерть вырывала его вдруг из нашей среды. Три
первостепенных поэта: Пушкин, Грибоедов, Лермонтов, один за другим, в виду
всех, были похищены насильственной смертью, в течение одного десятилетия, в
поре самого цветущего мужества, в полном развитии сил своих, - и никого это
не поразило; даже не содрогнулось ветреное племя.
Но пора, однако же, сказать в заключенье, что такое наша поэзия вообще,
зачем она была, к чему служила и что сделала для всей русской земли нашей.
Имела ли она влиянье на дух современного ей общества, воспитавши и
облагородивши каждого, сообразно его месту, и возвысивши понятия всех
вообще, сообразно духу земли и коренным силам народа, которыми должно
двигаться государство? Или же она была просто верной картиной нашего
общества - картиной полной и подробной, ясным зеркалом всего нашего быта? Не
была она ни тем, ни другим; ни того, ни другого она не сделала. Она была
почти незнаема и неведома нашим обществом, которое в то время воспитывалось
другим воспитанием - под влиянием гувернеров французских, немецких,
английских, под влияньем выходцев из всех стран, всех возможных сословий, с
различными образами мыслей, правил и направлений. Общество наше, - чего не
случалось еще доселе ни с одним народом, - воспитывалось в неведении земли
своей посреди самой земли своей. Даже язык был позабыт, так что поэзии нашей
были даже отрезаны дороги и пути к тому, чтобы коснуться его уха. Если и
пробивалась она к обществу, то какими-то незаконными и проселочными
дорогами: или счастливо написанная музыка заносила в гостиную какое-нибудь
стихотворное произведенье; или же плод незрелой молодости поэта, ничтожное и
слабое его произведение, но отвечавшее каким-нибудь чужеземно -вольнодумным
мыслям, занесенным в голову общества чужеземными воспитателями, бывало
причиной, что общество узнавало о существованье среди его поэта. Словом -
поэзия наша не поучала общество, не выражала его. Как бы слыша, что ее
участь не для современного общества, неслась она все время свыше общества;
если ж и опускалась к нему, то разве затем только, чтобы хлестнуть его бичом
сатиры, а не передавать его жизнь в образец потомству. Дело странное:
предметом нашей поэзии все же были мы, но мы в ней не узнаем себя. Когда
поэт показывает нам наши лучшие стороны, нам это кажется преувеличенным, и
мы почти готовы не верить тому, что говорит нам о нас же Державин. Когда же
выставляет писатель наши низкие стороны, мы опять не верим, и нам это
кажется карикатурою. Есть, точно, в том и другом как бы какая-то
преувеличенная сила, хотя в самом деле преувеличенья нет. Причиною первого
то, что наши лирические поэты, владея тайной прозревать в зерне, почти
неприметном для простых глаз, будущий великолепный плод его, выставляли
очищенной всякое свойство наше. Причиной второго то, что сатирические наши
писатели, нося в душе своей, хотя еще и неясно, идеал уже лучшего русского
человека, видели ясней все дурное и низкое русского действительно человека.
Сила негодованья благородного давала им силу выставлять ярче ту же вещь, чем
как ее может увидеть обыкновенный человек. Вот отчего в последнее время,
сильней всех прочих свойств наших, развилась у нас насмешливость. Все
смеется у нас одно над другим, и есть уже внутри самой земли нашей что-то
смеющееся над всем равно, над стариной и над новизной, и благоговеющее
только пред одним нестареющим и вечным. Итак, поэзия наша не выразила нам
нигде русского человека вполне, ни в том идеале, в каком он должен быть, ни
в той действительности, в какой он ныне есть. Она собрала только в кучу
бесчисленные оттенки разнообразных качеств наших; она совокупила только в
одно казнохранилище отдельно взятые стороны нашей разносторонней природы.
Поэты наши слышали, что не приспело еще время живописать себя целиком и
хвастаться собой, что еще нужно нам самим прежде организоваться, стать собой
и сделаться русскими. Еще только размягчена и приготовлена наша природа к
тому, чтобы принять ей следуемую форму; еще не успели мы вывести итогов из
множества всяких элементов и начал, нанесенных отовсюду в нашу землю, еще во
всяком из нас бестолковая встреча чужеземного с своим, а не разумное
извлечение того самого вывода, для которого поведена богом эта встреча.
Слыша это, они как бы заботились только о том, чтобы не пропало в этой
борьбе лучшее из нашей природы. Это лучшее забирали они отовсюду, где
находили, и спешили его выносить на свет, не заботясь о том, где и как его
поставить. Так бедный хозяин из обхваченного пламенем дома старается
выхватить только то, что есть в нем драгоценнейшего, не заботясь о прочем.
Поэзия наша звучала не для современного ей времени, но чтобы, - если
настанет наконец то благодатное время, когда мысль о внутреннем построении
человека в таком образе, в каком повелел ему состроиться бог из самородных
начал земли своей, сделается наконец у нас общею по всей России и равно
желанною всем, - то чтобы увидели мы, что есть действительно в нас лучшего,
собственно нашего, и не позабыли бы его вместить в свое построение. Наши
собственные сокровища станут нам открываться больше и больше по мере того,
как мы станем внимательней вчитываться в наших поэтов. По мере большего и
лучшего их узнанья нам откроются и другие их высшие стороны, доселе почти
никем не замечаемые: увидим, что они были не одними казначеями сокровищ
наших, но отчасти даже и строителями нашими, или действительно имея о том
мысль, или ее не имея, но показавши своей высшей от нас природой которое
-нибудь из наших народных качеств, которое в них развилось видней затем
именно, чтобы блеснуть пред нами во всей красе своей. Это стремление
Державина начертать образ непреклонного, твердого мужа в каком-то
библейско-исполинском величии не было стремленьем произвольным: начала ему
он услышал в нашем народе. Широкие черты человека величавого носятся и
слышатся по всей русской земле так сильно, что даже чужеземцы, заглянувшие
вовнутрь России, ими поражаются еще прежде, чем успевают узнать нравы и
обычаи земли нашей. Еще недавно один из них, издавший свои записки с тем
именно, чтобы показать Европе с дурной стороны Россию *, не мог скрыть
изумленья своего при виде простых обитателей деревенских изб наших. Как
пораженный, останавливался он перед нашими маститыми беловласыми старцами,
сидящими у порогов изб своих, которые казались ему величавыми патриархами
древних библейских времен. Не один раз сознался он, что нигде в других
землях Европы, где ни путешествовал он, не представлялся ему образ человека
в таком величии, близком к патриархально-библейскому. И эту мысль повторил
он несколько раз на страницах своей растворенной ненавистью к нам книги. Это
свойство чуткости, которое в такой высокой степени обнаружилось в Пушкине,
есть наше народное свойство. Вспомним только одни названья, которыми народ
сам характеризует в себе это свойство, например: названье ухо, которое
дается такому человеку, в котором все жилки горят и говорят, который миг не
постоит без дела; удача -всюду спеющий и везде успевающий; и множество есть
у нас других названий, определяющих различные оттенки и уклонения этого
свойства. Свойство это велико: не полон и суров выйдет русский муж,
начертанный Державиным, если не будет в нем чутья откликаться живо на всякий
предмет в природе, изумляясь на всяком шагу красоте божьего творенья. Этот
ум, умеющий найти законную середину всякой вещи, который обнаружился в
Крылове, есть наш истинно русский ум