гих лет? Что же, если введется
такой обычай, который основан на разуме, единоустно и единодушно будет
признан всеми и освящен свыше самим Христом и его церковью? Такой обычай
пойдет во веки веков, и не сокрушит его никакая сила, какие бы ни наступили
всемирные колебания. Но этот предмет велик; о нем нужно поговорить умно, а я
для того глуп. После, когда бог поможет и вразумит меня, может быть,
что-нибудь скажу. Работ вам будет много. Крепитесь и берите твердо должность
генерал-губернатора, если только она будет вам предложена. Вы исполните ее
теперь именно так, как следует, и сообразно тому, чего требует само
правительство, то есть - бодрящею, освежающею силою пронестись по всей
области, всех воздвигнуть, всех освежить, всех настроить, всему дать толчок
и обратиться потом в другую губернию затем, чтобы и там произвести то же. Вы
сами увидите, что должность эта непременно должна быть временная, иначе она
не имела бы смысла, потому что внутренний организм губернии достаточен и
полон, и нет надобности в другом управителе, кроме гражданского губернатора.
С богом же, и не бойтесь ничего! Но, хотя бы пришлось вам занять и другую
должность, руководствуйтесь теми же правилами: не забывайте нигде, что вы на
время. Устрояйте так дела, чтобы они не только при вас шли хорошо, но и
после вас; чтобы не мог ничего сдвинуть ваш преемник, но вступил бы невольно
уже сам в утвержденные вами границы, держася вами данного законного
направления. Христос научит вас, как закалять дело накрепко и навеки. Будьте
отец истинный всем вам подвластным чиновникам и каждому помогите свято и
честно исполнить должность свою. Подавайте братски руку всякому
освобождаться от его собственных пороков и недостатков. Имейте на всех
влияние, но влияние единственно затем, чтобы заставить каждого иметь на
самого себя влияние. Смотрите также, чтобы никто не опирался чересчур и
слишком на вас, как на собственный посох свой, подобно тому как
римско-католические дамы опираются на духовников своих, без воли которых они
не смеют переступить в другую комнату и ждут для этого исповеди; но чтобы
помнил человек, что нянька дается ему на время, а не навсегда и что как
только отступает от него наставник, тут-то ему и следует блюсти за собой
осторожней, чем когда-либо прежде, помня ежеминутно, что уже некому теперь
смотреть за ним, и содержа, как святыню, в своей памяти всякое слово, ему
сказанное. Старайтесь также, чтобы не было плача при расставанье с вами,
если бы случилось вам оставлять вашу должность, но чтобы бодрей и свежей еще
глядел каждый вперед, а потому ко дню расставанья копите все, что хотели бы
вы сказать в наставленье каждому: в этот день будут для них святы все слова
ваши, и то, чего бы они не приняли и не исполнили прежде, то теперь примут и
после вас исполнят. Для меня наилучшая минута - время расставанья с моими
друзьями; всяк из друзей моих, кто теперь ни расстается со мной, расстается
весело и светлеет духом. Вам подтвердят это все те, которые расставались со
мною в последнее время. Я даже уверен, что когда буду умирать, со мной
простятся весело все меня любившие: никто из них не заплачет и будет гораздо
светлее духом после моей смерти, чем при жизни моей. Еще скажу вам слово
насчет любви и всеобщего расположения к себе, за которыми многие так
гоняются. Заискивать любви к себе есть незаконное дело и не должно занимать
человека. Смотрите на то - любите ли вы других, а не на то - любят ли вас
другие. Кто требует платежа за любовь свою, тот подл и далеко не христианин.
О, как я благодарен за то, что еще от детства вселил в меня бог непонятное
мне самому чувство бежать от всяких неумеренных излияний, даже родственных и
дружеских, как от чего-то приторного и неприятного. Как это верно, что
полная любовь не должна принадлежать никому на земле. Она должна быть
передаваема по начальству, и всякий начальник, как только заметит ее
устремленье к себе, должен в ту же минуту обращать ее к поставленному над
ним высшему начальнику, чтобы таким образом добралась она до своего
законного источника, и передал бы ее торжественно в виду всех всеми любимый
царь самому богу.
ЧЕЙ УДЕЛ НА ЗЕМЛЕ ВЫШЕ
(Из письма к У.........му)
Никак не могу сказать вам, чей удел на земле выше и кому суждена лучшая
участь. Прежде, когда я был поглупее, я предпочитал одно звание другому,
теперь же вижу, что участь всех равно завидна. Все получат равное воздаяние
- как тот, которому вверен был один талант и он принес на него другой, так и
тот, которому дано было пять талантов и который принес на них другие пять.
Даже, я думаю, участь первого еще лучше, именно оттого, что он не
пользовался на земле известностью и не вкушал очаровательного напитка земной
славы, подобно последнему. Чудна милость божия, определившая равное
воздаяние всякому, исполнившему честно долг свой, царь ли он или последний
нищий. Все они там уравняются, потому что все внидут в радость господина
своего и будут пребывать равно в боге. Конечно, сам Христос сказал в другом
месте: "В дому отца моего обители многи суть"; но как помыслю об этих
обителях, как помыслю о том, что должны быть у бога обители, не могу
удержаться от слез и знаю, что никак бы не решил, какую из них выбрать себе,
если бы только действительно был удостоен небесного царства и вопрошен:
"Какую из них хочешь?" Знаю только то, что сказал бы: "Последнюю, господи,
но лишь бы она была в дому твоем!" Кажется, ничего бы не желалось больше,
как только служить тем избранным, которые уже удостоились созерцать во всем
величии его славу. Лежать бы только у ног их и целовать святые их ноги!
НАПУТСТВИЕ
На письмо твое теперь не буду отвечать; ответ будет после. Все вижу и
слышу: страданья твои велики. С такою нежною душою терпеть такие грубые
обвиненья; с такими возвышенными чувствами жить посреди таких грубых,
неуклюжих людей, каковы жители пошлого городка, в котором ты поселился,
которых уже одно бесчувственное, топорное прикосновение в силах разбить,
даже без их ведома, лучшую драгоценность сердечную, медвежьей лапой ударить
по тончайшим струнам душевным, данным на то, чтобы выпеть небесные звуки, -
расстроить и разорвать их, видеть, в прибавленье ко всему этому, ежедневно
происходящие мерзости н терпеть презренье от презренных! Все это тяжело,
знаю. Твои страданья телесные тяжелы не меньше: твои нервические недуги,
твоя тоска и эти страшные припадки агонии, которою ты одержим теперь, - все
это тяжело, тяжело, и ничего больше не могу сказать тебе, как только:
тяжело! Но вот тебе утешенье. Это еще начало; оскорблений тебе будет еще
больше: предстанут тебе еще сильнейшие борьбы со взяточниками, подлецами
всех сортов и бесстыднейшими людьми, для которых ничего нет святого, которые
не только в силах произвести то гнусное дело, о котором ты пишешь, то есть
подписаться под чужую руку, дерзнуть взвести такое ужасное преступление на
невинную душу, видеть своими глазами кару, постигшую оклеветанного, и не
содрогнуться, - не только подобное гнусное дело, но еще в несколько раз
гнуснейшие, о которых один рассказ может лишить навеки сна человека
сердобольного. (О, лучше бы вовсе не родиться этим людям: весь сонм небесных
сил содрогнется от ужаса загробного наказанья, их ждущего, от которого никто
уже их не избавит.) Встретятся тебе бесчисленные новые поражения,
неожиданные вовсе. На твоем почти беззащитном поприще и незаметной должности
все может случиться. Твои нервические припадки и недуги будут также еще
сильнее, тоска будет убийственней и печали будут сокрушительней. Но вспомни:
призваны в мир мы вовсе не для праздников и пирований. На битву мы сюда
призваны; праздновать же победу будем там. А потому ни на миг мы не должны
позабывать, что вышли на битву, и нечего тут выбирать, где поменьше
опасностей: как добрый воин, должен бросаться из нас всяк туда, где пожарче
битва. Всех нас озирает свыше небесный полководец, и ни малейшее наше дело
не ускользает от его взора. Не уклоняйся же от поля сраженья, а выступивши
на сражение, не ищи неприятеля бессильного, но сильного. За сраженье с
небольшим горем и мелкими бедами не много получишь славы. Не велика слава
для русского сразиться с миролюбивым немцем, когда знаешь вперед, что он
побежит; нет, с черкесом, которого все дрожит, считая непобедимым, с
черкесом схватиться и победить его - вот слава, которою можно похвалиться!
Вперед же, прекрасный мой воин! С богом, добрый товарищ! С богом, прекрасный
друг мой!
В ЧЕМ ЖЕ НАКОНЕЦ СУЩЕСТВО РУССКОЙ ПОЭЗИИ И В ЧЕМ ЕЕ ОСОБЕННОСТЬ
Несмотря на внешние признаки подражания, в нашей поэзии есть очень
много своего. Самородный ключ ее уже бил в груди народа тогда, как самое имя
еще не было ни на чьих устах. Струи его пробиваются в наших песнях, в
которых мало привязанности к жизни и ее предметам, но много привязанности к
какому-то безграничному разгулу, к стремлению как бы унестись куда-то вместе
с звуками. Струи его пробиваются в пословицах наших, в которых видна
необыкновенная полнота народного ума, умевшего сделать все своим орудием:
иронию, насмешку, наглядность, меткость живописного соображенья, чтобы
составить животрепещущее слово, которое пронимает насквозь природу русского
человека, задирая за все ее живое. Струи его пробиваются, наконец, в самом
слове церковных пастырей - слове простом, некрасноречивом, но замечательном
по стремлению стать на высоту того святого бесстрастия, на которую
определено взойти христианину, по стремлению направить человека не к
увлечениям сердечным, но к высшей, умной трезвости духовной. Все это
пророчило для нашей поэзии какое-то другим народам неведомое, своеобразное и
самобытное развитие. Ноне из сих трех источников, уже в нас пребывавших,
ведет начало наша сладкозвучная поэзия, ныне нас услаждающая; так же, как и
строение нынешнего нашего гражданского порядка произошло не из начал, уже
пребывавших прежде в земле нашей. Гражданское строение наше произошло также
не правильным, постепенным ходом событий, не медленно-рассудительным
введением европейских обычаев, - которое было бы уже невозможно по той
причине, что уже слишком вызрело европейское просвещение, слишком велик был
наплыв его, чтобы не ворваться рано или поздно со всех сторон в Россию и не
произвести без такого вождя, каков был Петр, гораздо большего разладу во
всем, нежели какой действительно потом наступил, - гражданское строение наше
произошло от потрясения, от того богатырского потрясения всего государства,
которое произвел царь-преобразователь, когда воля бога вложила ему мысль
ввести молодой народ свой в круг европейских государств и вдруг познакомить
его со всем, что ни добыла себе Европа долгими годами кровавых борений и
страданий. Крутой поворот был нужен русскому народу, и европейское
просвещение было огниво, которым следовало ударить по всей начинавшей
дремать нашей массе. Огниво не сообщает огня кремню, но покамест им не
ударишь, не издаст кремень огня. Огонь излетел вдруг из народа. Огонь этот
был восторг, восторг от пробужденья, восторг вначале безотчетный: никто еще
не услышал, что он пробудился затем, чтобы с помощию европейского света
рассмотреть поглубже самого себя, а не копировать Европу; все только
услышало, что он пробудился. Уже самый этот крутой поворот всего
государства, произведенный одним человеком, - и притом самим царем, который
великодушно отказался на время от царского званья своего, решился изведать
сам всякое ремесло и с топором в руке стать передовым во всяком деле, дабы
не произошло никаких беспорядков, следующих при малейшем измененье
государственных форм, - был делом, достойным восторга. Переворот, который
обыкновенно на несколько лет обливает кровью потрясенное государство, если
производится бореньями внутренних партий, был произведен, в виду всей
Европы, в таком порядке, как блистательный маневр хорошо выученного войска.
Россия вдруг облеклась в государственное величие, заговорила громами и
блеснула отблеском европейских наук. Все в молодом государстве пришло в
восторг, издавши тот крик изумленья, который издает дикарь при виде
навезенных блестящих сокровищ. Восторг этот отразился в нашей поэзии, или
лучше - он создал ее. Вот почему поэзия с первого стихотворения,
появившегося в печати, приняла у нас торжествующее выражение, стремясь
высказать в одно и то же время восхищенье от света, внесенного в Россию,
изумленье от великого поприща, ей предстоящего, и благодарность царям, того
виновникам. С этих пор стремленье к свету стало нашим элементом, шестым
чувством русского человека, и оно-то дало ход нашей нынешней поэзии, внеся
новое, светоносное начало, которого не видно было ни в одном из тех трех
источников ее, о которых упомянуто вначале.
Что такое Ломоносов, если рассмотреть его строго? Восторженный юноша,
которого манит свет наук да поприще, ожидающее впереди. Случаем попал он в
поэты: восторг от нашей новой победы заставил его набросать первую оду.
Впопыхах занял он у соседей немцев размер и форму, какие у них на ту пору
случались, не рассмотрев, приличны ли они русской речи. Нет и следов
творчества в его риторически составленных одах, но восторг уже слышен в них
повсюду, где ни прикоснется он к чему-нибудь, близкому науколюбивой его
душе. Коснулся он северного сияния, бывшего предметом его ученых
исследований, - и плодом этого прикосновения была ода "Вечернее размышление
о божием величестве", вся величественная от начала до конца, которой никому
не написать, кроме Ломоносова. Те же причины породили известное послание к
Шувалову "О пользе стекла". Всякое прикосновение к любезной сердцу его
России, на которую глядит он под углом ее сияющей будущности, исполняет его
силы чудотворной. Среди холодных строф польются вдруг у него такие строфы,
что не знаешь сам, где ты находишься. Точно как бы, выражаясь его же
словами:
Божественный пророк Давид
Священными шумит струнами,
И бога полными устами
Исайя восхищен гремит.
Всю русскую землю озирает он от края до края с какой-то светлой вышины,
любуясь и не налюбуясь ее беспредельностью и девственной природой. В
описаниях слышен взгляд скорей ученого натуралиста, чем поэта, но
чистосердечная сила восторга превратила натуралиста в поэта. Изумительней
всего то, что, заключа стихотворную речь свою в узкие строфы немецкого ямба,
он ничуть не стеснил языка: язык у него движется в узких строфах так же
величественно и свободно, как полноводная река в нестесненных берегах. Он у
него свободнее и лучше в стихах, чем в прозе, и недаром Ломоносова называют
отцом нашей стихотворной речи. Изумительно то, что начинатель уже явился
господином и законодателем языка. Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как
вступление впереди книги. Его поэзия - начинающийся рассвет. Она у него,
подобно вспыхивающей зарнице, освещает не все, но только некоторые строфы.
Сама Россия является у него только в общих географических очертаниях. Он как
бы заботится только о том, чтобы набросать один очерк громадного
государства, наметить точками и линиями его границы, предоставив другим
наложить краски; он сам как бы первоначальный, пророческий набросок того,
что впереди.
С руки Ломоносова оды вошли в обычай. Торжество, победа,
тезоименитство, даже иллюминация и фейерверк стали предметом од. Слагатели
их выразили только бездарную прыть наместо восторга. Исключить из них можно
одного Петрова, не чуждого силы и стихотворного огня: он был действительно
поэт, несмотря на жесткий и черствый стих свой. Все прочие напомнили только
риторически -холодный склад ломоносовских од и показали наместо благозвучия
ломоносовского языка трескотню и беспорядок слов, терзающий ухо. Но огниво
уже ударило по кремню; поэзия уже вспыхнула: еще не успел отнести руку от
лиры Ломоносов, как уже заводил первые песни Державин.
В эпоху Екатерины, царствование которой можно назвать блестящей
выставкой первых русских произведений, когда на всех поприщах стали
выказываться русские таланты, - с битвами вознеслись полководцы, с
учрежденьями внутренними государственные дельцы, с переговорами дипломаты, с
академиями словесники и ученые, - появился и поэт, Державин, с тою же
картинно-величавой наружностью, как и все люди времен Екатерины,
развернувшиеся в какой-то еще дикой свободе, со множеством недоконченного и
не вполне отделанного в частях, как случается с теми произведениями, которые
выставляются несколько торопливо напоказ. Мысль о сходстве Ломоносова с
Державиным, приходящая в ум при первом взгляде на них обоих, исчезнет вдруг,
как только всмотришься покрепче в Державина. Всем, даже самим воспитаньем,
последний представляет совершенную противуположность первому. Как один весь
предался наукам, считая стихотворство свое только развлеченьем и делом
отдохновенья, так другой предался весь своему стихотворству, считая
многостороннее образованье науками лишним и ненужным. То же самодержавное,
государственное величие России слышится и у него; но уже видны не одни
только географические очерки государства: выступают люди и жизнь. Не
отвлеченные науки, но наука жизни его занимает. Оды его обращаются уже к
людям всех сословий и должностей, и слышно в них стремление начертать закон
правильных действий человека во всем, даже в самых его наслаждениях. У него
выступило уже творчество. У него есть что-то еще более исполинское и
парящее, нежели у Ломоносова. Недоумевает ум решить, откуда взялся в нем
этот гиперболический размах его речи. Остаток ли это нашего сказочного
русского богатырства, которое в виде какого-то темного пророчества носится
до сих пор над нашею землею, прообразуя что-то высшее, нас ожидающее, или же
это навеялось на него отдаленным татарским его происхождением, степями, где
бродят бедные останки орд, распаляющие свое воображенье рассказами о
богатырях в несколько верст вышиною, живущих по тысяче лет на свете, - что
бы то ни было, но это свойство в Державине изумительно. Иногда бог весть как
издалека забирает он слова и выраженья затем именно, чтобы стать ближе к
своему предмету. Дико, громадно все; но где только помогла ему сила
вдохновенья, там весь этот громозд служит на то, чтобы неестественною силою
оживить предмет, так что кажется, как бы тысячью глазами глядит он. Стоит
пробежать его "Водопад", где, кажется, как бы целая эпопея слилась в одну
стремящуюся оду. В "Водопаде" перед ним пигмеи другие поэты. Природа там как
бы высшая нами зримой природы, люди могучее нами знаемых людей, а наша
обыкновенная жизнь перед величественной жизнью, там изображенной, точно
муравейник, который где-то далеко колышется вдали. О Державине можно
сказать, что он - певец величия. Все у него величаво: величав образ
Екатерины, величава Россия, озирающая себя в осьми морях своих; его
полководцы-орлы; словом -все у него величаво. Заметно, однако же, что
постоянным предметом его мыслей, более всего его занимавшим, было -
начертить образ какого-то крепкого мужа, закаленного в деле жизни, готового
на битву не с одним каким-нибудь временем, но со всеми веками; изобразить
его таким, каким он должен был изникнуть, по его мнению, из крепких начал
нашей русской породы, воспитавшись на непотрясаемом камне нашей церкви.
Часто, бросивши в сторону то лицо, которому надписана ода, он ставит на его
место того же своего непреклонного, правдивого мужа. Тогда глубокие истины
изглашаются у него таким голосом, который далеко выше обыкновенного:
возвращается святое, высокое значенье тому, что привыкли называть мы общими
местами, и, как из уст самой церкви, внимаешь вечным словам его.
Сравнительно с другими поэтами, у него все глядит исполином: его поэтические
образы, не имея полной окончательности пластической, как бы теряются в
каком-то духовном очертании и оттого приемлют еще более величия. Например:
поэт изображает старца Каспия в то время, когда он, рассерженный бурею,
Встает в упор ее волнам:
То скачет в твердь, то, в ад стремяся,
Трезубцем бьет по кораблям;
Столбом власы седые вьются,
И глас его гремит в горах.
Тут, казалось, хотел создаться зримо образ старца Каспия, но потерялся
в каком-то духовном, незримом очертании: ухо слышит один гул гремящего моря,
и вместе с седыми власами старца подъемлется волос на голове самого
читателя, пораженного суровым величием картины. Все у него крупно. Слог у
него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. Разъяв анатомическим ножом,
увидишь, что это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов
с самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина.
Кто бы посмел, кроме его, выразиться так, как выразился он в одном месте о
том же своем величественном муже, в ту минуту, когда он все уже исполнил,
что нужно на земле:
И смерть как гостью ожидает,
Крутя, задумавшись, усы.
Кто, кроме Державина, осмелился бы соединить такое дело, каково
ожиданье смерти, с таким ничтожным действием, каково крученье усов? Но как
через это ощутительней видимость самого мужа,
и
какое
меланхолически-глубокое чувство остается в душе! Но надобно сказать, что как
это, так и все другие исполинские свойства Державина, дающие ему
преимущество над прочими поэтами нашими, превращаются вдруг у него в
неряшество и безобразие, как только оставляет его одушевление. Тогда все в
беспорядке: речь, язык, слог, - все скрыпит, как телега с невымазанными
колесами, и стихотворенье - точный труп, оставленный душою. Следы
собственного неконченного образованья, как в умственном так и в нравственном
смысле, отразились очень заметно на его твореньях. Муж, проповедовавший
другим о том, как править собою, не умел управить себя, далеко не стал самим
собою и должен был напряженной силой вдохновенья добираться до себя же,
чтобы заговорить о том, что должно уже свободно изливаться у поэта. Придай
воспитанье полное такому мужу -не было бы поэта выше Державина; теперь же
остается он как невозделанная громадная скала, перед которой никто не может
остановиться, не будучи пораженным, но перед которой долго не застаивается
никто, спеша к другим местам, более пленительным.
Еще Державин ударял в струны своей лиры, как уже все вокруг его
изменилось: век Екатерины, полководцы-орлы, вельможная роскошь и вельможная
жизнь унеслись, как сновидение. Наступил век Александра, опрятный,
благопристойный, вылощенный. Все застегнулось и, как бы почувствовав, что
уже раскинулось чересчур нараспашку, стало наперерыв приобретать наружное
благоприличие и стройность поступков. Французы стали вполне образцы всему и,
так же как щеголи Парижа, завладели надолго нашим обществом, ловкие
французские поэты завладели было на время нашими поэтами. К чести, однако ж,
верного поэтического чутья нашего нужно сказать то, что в образец пошел один
Лафонтен затем именно, что был ближе к природе: Дмитриев, Хемницер и
Богданович стали производить подобные ему в простоте творенья, обработывая
те же предметы. Русский язык вдруг получил свободу и легкость перелетать от
предмета к предмету, незнакомую Державину. Наместо оды стали пробовать все
роды и формы поэзии. Дмитриев показал много таланта, вкуса, простоты и
приличия во всем, которыми убил напыщенность и высокопарность, нанесенные
бездарными подражателями Державина и Ломоносова. Но поверхностная эпоха не
могла дать богатого содержания нашей поэзии: одно общесветское стало ее
предметом, и она сделалась сама похожею на умного и ловкого светского
человека, когда он сидит в гостиной и ведет разговор совсем не затем, чтобы
поведать душевную исповедь свою или подвинуть других на какое-нибудь важное
дело, но затем, чтобы просто повести разговор и пощеголять уменьем вести его
обо всех предметах. Последние звуки Державина умолкнули, как умолкают
последние звуки церковного органа, и поэзия наша по выходе из церкви
очутилась вдруг на бале. От одного только Капниста послышался аромат истинно
душевного чувства и какая-то особенная антологическая прелесть, дотоле
незнакомая. Вот его "Деревенский домик в Обуховке":
Приютный дом мой под соломой,
По мне, ни низок, ни высок;
Для дружбы есть в нем уголок,
А к двери, нищему знакомой,
Забыла лень прибить замок.
Но не могла оставаться долго наша поэзия на этой поверхностной светской
верхушке. Уже пробуждена была сильно ее чуткость от петровского удара
европейским огнивом. Вдруг приметила она, что от французов, кроме ловкости,
ничего не переймет в свое воспитанье, и обратилась к немцам. В немецкой
литературе происходило в это время явленье странное. Неясные грезы,
таинственные предания, необъяснимые чудесные происшествия, темные призраки
невидимого мира, мечты и страхи, сопровождающие детство человека, стали
предметом немецких поэтов. Можно бы назвать такую поэзию шалостью школьника,
если бы в ней не слышался тот младенческий лепет, которым подает о себе
весть бессмертный дух человека, требующий себе живой пищи. Чуткая поэзия
наша остановилась с любопытством младенца перед таким явленьем. Ее
собственные славянские начала напомнили ей вдруг о чем-то похожем. Но при
всем том мы сами никак бы не столкнулись с немцами, если бы не явился среди
нас такой поэт, который показал нам весь этот новый, необыкновенный мир
сквозь ясное стекло своей собственной природы, нам более доступной, чем
немецкая. Этот поэт-Жуковский, наша замечательнейшая оригинальность! Чудной,
высшей волей вложено было ему в душу от дней младенчества непостижимое ему
самому стремление к незримому и таинственному. В душе его, точно как в герое
его баллады Вадиме, раздавался небесный звонок, зовущий вдаль. Из-за этого
зова бросался он на все неизъяснимое и таинственное повсюду, где оно ни
встречалось ему, и стал облекать его в звуки, близкие нашей душе. Все в этом
роде у него взято у чужих, и больше у немцев, - почти все переводы. Но на
переводах так отпечаталось это внутреннее стремление, так зажгло и одушевило
их своею живостью, что сами немцы, выучившиеся по-русски, признаются, что
перед ним оригиналы кажутся копиями, а переводы его кажутся истинными
оригиналами. Не знаешь, как назвать его, - переводчиком или оригинальным
поэтом. Переводчик теряет собственную личность, но Жуковский показал ее
больше всех наших поэтов. Пробежав оглавление стихотворений его, видишь:
одно взято из Шиллера, другое из Уланда, третье у Вальтер Скотта, четвертое
у Байрона, и все - вернейший сколок, слово в слово, личность каждого поэта
удержана, негде было и высунуться самому переводчику; но когда прочтешь
несколько стихотворений вдруг и спросишь себя: чьи стихотворения читал? - не
предстанет перед глаза твои ни Шиллер, ни Уланд, ни Вальтер Скотт, но поэт,
от них всех отдельный, достойный поместиться не у ног их, но сесть с ними
рядом, как равный с равным. Каким образом сквозь личности всех поэтов
пронеслась его собственная личность - это загадка, но она так и видится
всем. Нет русского, который бы не составил себе из самих же произведений
Жуковского верного портрета самой души его. Надобно сказать также, что ни в
ком из переведенных им поэтов не слышно так сильно стремленье уноситься в
заоблачное, чуждое всего видимого, ни в ком также из них не видится это
твердое признание незримых сил, хранящих повсюду человека, так что, читая
его, чувствуешь на всяком шагу, как бы сам, выражаясь стихами Державина:
Под надзирание ты предан
Невидимых, бессмертных сил,
И легионам заповедан
Всех ангелов, чтоб цел ты был.
Переводя, производил он переводами такое действие, как самобытный и
самоцветный поэт. Внеся это новое, дотоле незнакомое нашей поэзии стремление
в область незримого и тайного, он отрешил ее самую от материализма не только
в мыслях и образе их выраженья, но и в самом стихе, который стал легок и
бестелесен, как видение. Переводя, он оставил переводами початки всему
оригинальному, внес новые формы и размеры, которые стали потом употреблять
все другие наши поэты. Лень ума помешала ему сделаться преимущественно
поэтом-изобретателем, - лень выдумывать, а не недостаток творчества.
Признаки творчества показал он в себе уже с самого начала своего поприща:
"Светлана" и "Людмила" разнесли в первый раз греющие звуки нашей славянской
природы, более близкие нашей душе, чем какие раздавались у других поэтов.
Доказательством тому то, что они произвели впечатленье сильное на всех в то
время, когда поэтическое чутье у нас было еще слабо развито. Элегический род
нашей поэзии создан им. Есть еще первоначальнейшая причина, от которой
произошла и самая лень ума: это-свойство оценивать, которое, поселившись
властительно в его уме, заставляло его останавливаться с любовью над всяким
готовым произведением. Отсюда его тонкое критическое чутье, которое так
изумляло Пушкина. Пушкин сильно на него сердился за то, что он не пишет
критик. По его мненью, никто, кроме Жуковского, не мог так разъять и
определить всякое художественное произведение. Это свойство разбирать и
оценивать отражается в его живописных описаниях природы, которые все его
собственные, самобытные произведения. Взявши картину, его пленившую, он не
оставляет ее по тех пор, покуда не исчерпает всю, разъяв как бы
анатомическим ножом ее неуловимейшую подробность. Кто уже мог написать
стихотворенье "Отчет о солнце", где подстережены все видоизменения солнечных
лучей и волшебство картин, ими производимых в разные часы дня, равно как с
такой же живописной подробностью изобразить в "Отчете о луне" волшебство
лунных лучей, с целым рядом ночных картин, ими производимых, - тот,
разумеется, должен был заключить в себе в большой степени свойство
оценивать. Его "Славянка" с видами Павловска - точная живопись.
Благоговейная задумчивость, которая проносится сквозь все его картины,
исполняет их того греющего, теплого света, который наводит успокоенье
необыкновенное на читателя. Становишься тише во всех своих порывах, и
какой-то тайной замыкаются твои собственные уста.
В последнее время в Жуковском стал замечаться перелом поэтического
направленья. По мере того как стала перед ним проясняться чище та
незримо-светлая даль, которую он видел дотоле в неясно-поэтическом
отдалении, пропадала страсть и вкус к призракам и привиденьям немецких
баллад. Самая задумчивость уступила место светлости душевной. Плодом этого
была "Ундина", творенье, принадлежащее вполне Жуковскому. Немецкий
пересказчик того же самого преданья в прозе не мог служить его образцом.
Полный создатель светлости этого поэтического созданья есть Жуковский. С
этих пор он добыл какой-то прозрачный язык, который ту же вещь показывает
еще видней, чем как она есть у самого хозяина, у которого он взял ее. Даже
прежняя воздушная неопределенность стиха его исчезла: стих его стал крепче и
тверже; все приуготовлялось в нем на то, дабы обратить его к передаче
совершеннейшего поэтического произведения, которое, будучи произведено таким
образом, как производится им, при таком напоенье всего себя духом древности
и при таком просветленном, высшем взгляде на жизнь, покажет непременно
первоначальный, патриархальный быт древнего мира в свете родном и близком
всему человечеству, - подвиг, далеко высший всякого собственного создания,
который доставит Жуковскому значение всемирное. Перед другими нашими поэтами
Жуковский то же, что ювелир перед прочими мастерами, то есть мастер,
занимающийся последнею отделкой деда. Не его дело добыть в горах алмаз -его
дело оправить этот алмаз таким образом, чтобы он заиграл всем своим блеском
и выказал бы вполне свое достоинство всем. Появленье такого поэта могло
произойти только среди русского народа, в котором так силен гений
восприимчивости, данный ему, может быть, на то, чтобы оправить в лучшую
оправу все, что не оценено, не возделано и пренебрежено другими народами.
В то время когда Жуковский стоял еще на первой поре своего поэтического
развития, отрешая нашу поэзию от земли и существенности и унося ее в область
бестелесных видений, другой поэт, Батюшков, как бы нарочно ему в отпор, стал
прикреплять ее к земле и телу, выказывая всю очаровательную прелесть
осязаемой существенности. Как тот терялся весь в неясном еще для него самого
идеальном, так этот весь потонул в роскошной прелести видимого, которое так
ясно слышал и так сильно чувствовал. Все прекрасное во всех образах, даже и
незримых, он как бы силился превратить в осязательную негу наслажденья. Он
слышал, выражаясь его же выраженьем, "стихов и мыслей сладострастье".
Казалось, как бы какая-то внутренняя сила равновесия, пребывающая в лоне
поэзии нашей, храня ее от крайности какого бы то ни было увлечения, создала
этого поэта именно затем, чтобы в то время, когда один станет приносить
звуки северных певцов Европы, другой обвеял бы ее ароматическими звуками
полудня, познакомивши с Ариостом, Тассом, Петраркой, Парни и нежными
отголосками древней Эллады; чтобы даже и самый стих, начинавший принимать
воздушную неопределенность, исполнился той почти скульптурной выпуклости,
какая видна у древних, и той звучащей неги, какая слышна у южных поэтов
новой Европы.
Два разнородные поэта внесли вдруг два разнородные начала в нашу
поэзию; из двух начал вмиг образовалось третье: явился Пушкин. В нем
середина. Ни отвлеченной идеальности первого, ни преизобилья сладострастной
роскоши второго. Все уравновешено, сжато, сосредоточено, как в русском
человеке, который немно
гоглаголив на передачу ощущенья, но хранит и совокупляет его долго в
себе, так что от этого долговременного ношенья оно имеет уже силу взрыва,
если выступит наружу. Приведу пример. Поэта поразил вид Казбека, одной из
высочайших кавказских гор, на верхушке которой увидел он монастырь,
показавшийся ему реющим в небесах ковчегом. У другого поэта полились бы
пылкие стихи на несколько страниц. У Пушкина все в десяти строках, и
стихотворенье оканчивает он сим внезапным обращением:
Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав "прости" ущелью,
Подняться к горной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство бога скрыться мне!
Именно одно это мог бы сказать русский человек, в то время как и
француз, и англичанин, и немец пустились бы на подробный отчет ощущений.
Никто из наших поэтов не был еще так скуп на слова и выраженья, как Пушкин,
так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и
лишнего, пугаясь приторности того и другого.
Что ж было предметом его поэзии? Все стало ее предметом, и ничто в
особенности. Немеет мысль перед бесчисленностью его предметов. Чем он не
поразился и перед чем он не остановился? От заоблачного Кавказа и картинного
черкеса до бедной северной деревушки с балалайкой и трепаком у кабака -
везде, всюду: на модном бале, в избе, в степи, в дорожной кибитке - все
становится его предметом. На все, что ни есть во внутреннем человеке,
начиная от его высокой и великой черты до малейшего вздоха его слабости и
ничтожной приметы, его смутившей, он откликнулся так же, как откликнулся на
все, что ни есть в природе видимой и внешней. Все становится у него
отдельной картиной; все предметы его; изо всего, как ничтожного так и
великого, он исторгает одну электрическую искру того поэтического огня,
который присутствует во всяком творенье бога, - его высшую сторону, знакомую
только; поэту, не делая из нее никакого примененья к жизни в потребность
человеку, не обнаруживая никому, зачем исторгнута эта искра, не подставляя к
ней лестницы ни для кого из тех, которые глухи к поэзии. Ему ни до кого не
было дела. Он заботился только о том, чтобы сказать одним одаренным
поэтическим чутьем: "Смотрите, как прекрасно творение бога!" -и, не
прибавляя ничего больше, перелетать к другому предмету затем, чтобы сказать
также: "Смотрите, как прекрасно божие творение!" От этого сочинения его
представляют явленье изумительное противуречием тех впечатлений, какие они
порождают в читателях. В глазах людей весьма умных, но не имеющих
поэтического чутья, они - отрывки недосказанные, легкие, мгновенные; в
глазах людей, одаренных поэтическим чутьем, они - полные поэмы обдуманные,
оконченные, все заключающие в себе, что им нужно.
На Пушкине оборвались все вопросы, которые дотоле не задавались никому
из наших поэтов и в которых виден дух просыпающегося времени. Зачем, к чему
была его поэзия? Какое новое направленье мысленному миру дал Пушкин? Что
сказал он нужное своему веку? Подействовал ли на него если не спасительно,
то разрушительно? Произвел ли влиянье на других хотя личностью собственного
характера, гениальными заблужденьями, как Байрон и как даже многие
второстепенные и низшие поэты? Зачем он дан был миру и что доказал собою?
Пушкин дан был миру на то, чтобы доказать собою, что такое сам поэт, и
ничего больше, - что такое поэт, взятый не под влиянием какого-нибудь
времени или обстоятельств и не под условьем также собственного, личного
характера, как человека, но в независимости от всего; чтобы если захочет
потом какой-нибудь высший анатомик душевный разъять и объяснить себе, что
такое в существе своем поэт, это чуткое создание, на все откликающееся в
мире и себе одному не имеющее отклика, то чтобы он удовлетворен был, увидев
это в Пушкине. Одному Пушкину определено было показать в себе это
независимое существо, это звонкое эхо, откликающееся на всякий отдельный
звук, порождаемый в воздухе. При мысли о всяком поэте представляется больше
или меньше личность его самого. Кому при помышленье о Шиллере не предстанет
вдруг эта светлая, младенческая душа, грезившая о лучших и совершеннейших
идеалах, создававшая из них себе мир и довольная тем, что могла жить в этом
поэтическом мире? Кому, читающему Байрона, не предстанет сам Байрон, этот
гордый человек, облагодетельствованный всеми дарами неба и не могший
простить ему своего незначительного телесного недостатка, от которого ропот
перенесся и в поэзию его? Сам Гете, этот Протей из поэтов, стремившийся
обнять все как в мире природы, так и в мире наук, показал уже сим самым
наукообразным стремленьем своим личность свою, исполненную какой-то
германской чинности и теоретически -немецкого притязанья подладиться ко всем
временам и векам. Все наши русские поэты: Державин, Жуковский, Батюшков
удержали свою личность. У одного Пушкина ее нет. Что схватишь из его
сочинений о нем самом? Поди улови его характер как человека! Наместо его
предстанет тот же чудный образ, на все откликающийся и одному себе только не
находящий отклика. Все сочинения его - полный арсенал орудий поэта. Ступай
туда, выбирай себе всяк по руке любое и выходи с ним на битву; но сам поэт
на битву с ним не вышел. Зачем не вышел? -это другой вопрос. Он сам на него
отвечает стихами:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв.
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Пушкин слышал значенье свое лучше тех, которые задавали ему запросы, и
с любовью исполнял его. Даже и в те поры, когда метался он сам в чаду
страстей, поэзия была для него святыня - точно какой-то храм. Не входил он
туда неопрятный и неприбранный; ничего не вносил он туда необдуманного,
опрометчивого из собственной жизни своей; не вошла туда нагишом растрепанная
действительность. А между тем все там до единого есть история его самого. Но
это ни для кого не зримо. Читатель услышал одно только благоуханье; но какие
вещества перегорели в груди поэта затем, чтобы издать это благоуханье, того
никто не может услышать. И как он лелеял их в себе! как вынашивал их! Ни
один итальянский поэт не отделывал так сонетов своих, как обработывал он эти
легкие, по-видимому мгновенные созданья. Какая точность во всяком слове!
Какая значительность всякого выраженья! Как все округлено, окончено и
замкнуто! Все они точно перлы; трудно и решить, которое лучше. Словно
сверкающие зубы красавицы, которые уподобляет царь Соломон овцам-юницам,
только что вышедшим из купели, когда они все как одна и все равно прекрасны.
Как ему говорить было о чем-нибудь, потребном современному обществу в
его современную минуту, когда хотелось откликнуться на все, что ни есть в
мире, и когда всякий предмет равно звал его? Он хотел было изобразить в
"Онегине" современного человека и разрешить какую-то современную задачу - и
не мог. Столкнувши с места своих героев, сам стал на их месте и, в лице их,
поразился тем, чем поражается поэт. Поэма вышла собранье разрозненных
ощущений, нежных элегий, колких эпиграмм, картинных идиллий, и, по прочтенье
ее, наместо всего выступает тот же чудный образ на все откликнувшегося
поэта. Его совершеннейшие произведения: "Борис Годунов" и "Полтава" - тот же
верный отклик минувшему. Ничего не хотел он ими сказать своему времени;
никакой пользы соотечественникам не замышлял он выбором этих двух сюжетов;
не видно также, чтобы он исполнился особенного участия к кому-нибудь из
выведенных здесь героев и предпринял бы из-за этого эти две поэмы, так
мастерски и художественно отработанные. Он изумился только необычайности
двух исторических событий и хотел, чтобы, подобно ему, изумились другие.
Чтение поэтов всех народов и веков порождало в нем тот же отклик. Герой
испанский Дон-Жуан, этот неистощимый предмет бесчисленного множества
драматических поэм, дал ему вдруг идею сосредоточить все дело в небольшой
собственной драматической картине, где еще с большим познанием души
выставлен неотразимый соблазн развратителя, еще ярче слабость женщины и еще
слышней сама Испания. Гетев "Фауст" навел его вдруг на идею сжать в
двух-трех страничках главную мысль германского поэта, - и дивишься, как она
метко понята и как сосредоточена в одно крепкое ядро, несмотря на всю ее
неопределенную разбросанность у Гете. Суровые терцины Данта внушили ему
мысль в таких же терцинах и в духе самого Данта изобразить поэтическое
младенчество свое в Царском Селе, олицетворить науку в виде строгой жены,
собирающей в школу детей, и себя - в виде школьника, вырвавшегося из класса
в сад затем, чтобы остановиться перед древними статуями с лирами и циркулями
в руках, говорившими ему живей науки, где видно, как уже рано пробуждалась в
нем эта чуткость на все откликаться.
И как верен его отклик, как чутко его ухо! Слышишь запах, цвет земли,
времени, народа. В Испании он испанец, с греком - грек, на Кавказе - вольный
горец в полном смысле этого слова; с отжившим человеком он дышит стариной
времени минувшего; заглянет к мужику в избу -он русский весь с головы до
ног: все черты нашей природы в нем отозвались, и все окинуто иногда одним
словом, одним чутко найденным и метко прибранным прилагательным именем.
Свойство это в нем разрасталось постепенно, и он откликнулся бы потом
целиком на всю русскую жизнь, так же как откликался на всякую отдельную ее
черту. Мысль о романе, который бы поведал простую, безыскусственную повесть
прямо русской жизни, занимала его в последнее время неотступно. Он бросил
стихи единственно затем, чтобы не увлечься ничем по сторонам и быть проще в
описаньях, и самую прозу упростил он до того, что даже не нашли никакого
достоинства в первых повестях его. Пушкин был этому рад и написал
"Капитанскую дочь", решительно лучшее русское произведенье в
повествовательном роде. Сравнительно с "Капитанской дочкой" все наши романы
и повести кажутся приторной размазней. Чистота и безыскусственность взошли в
ней на такую высокую степень, что сама действительность кажется перед нею
искусственной и карикатурной. В первый раз выступили истинно русские
характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с
единственною пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых
людей-все не только самая правда, но еще как бы лучше ее. Так оно и быть
должно: на то и призванье поэта, чтобы из нас же взять нас и нас же
возвратить нам в очищенном и лучшем виде. Все показывало в Пушкине, что он
на то был рожден и к тому стремился. Почти в одно время с "Капитанской
дочкой" оставил он мастерские пробы романов: "Рукопись села Горохина",
"Царский араб" и сделанный карандашом набросок большого романа -
"Дубровский". В последнее время набрался он много русской жизни и говорил
обо всем так метко и умно, что хоть записывай всякое слово: оно стоило его
лучших стихов; но еще замечательней было то, что строилось внутри самой души
его и готовилось осветить перед ним еще больше жизнь. Отголоски этого слышны
в изданном уже по смерти его стихотворенье, в котором звуками почти
апокалипсическими изображен побег из города, обреченного гибели, и часть его
собственного душевного состояния. Много готовилось России добра в этом
человеке... Но, становясь мужем, забирая отовсюду силы на то, чтобы
управляться с большими делами, не подумал он о том, как управиться с
ничтожными и малыми. Внезапная смерть унесла его вдруг от нас - и все в
государстве услышало вдруг, что лишилось великого человека.
Влияние Пушкина как поэта на общество было ничтожно. Общество взглянуло
на него только в начале его поэтического поприща, когда он первыми молодыми
стихами своими напомнил было лиру Байрона; когда же пришел он в себя и стал
наконец не Байрон, а Пушкин, общество от него отвернулось. Но влияние его
было сильно на поэтов. Не сделал того Карамзин в прозе, что он в стихах.
Подражатели Карамзина послужили жалкой карикатурой на него с