о княжения, так же как и Димитриево. К числу
тогдашних явлений, воздушных и небесных, обыкновенно страшных для народа,
принадлежала славная комета 1301 года, описанная Китайскими Астрономами и
воспетая в стихах Пахимером. Были также вихри чрезвычайные, засухи, голод, мор в
некоторых местах и сильные пожары. В Твери сгорел дворец Княжеский (в 1298) со
всею казною и драгоценностями; не успели вынести ни серебра, ни золота, ни
оружия; сам Князь Михаил, ночью пробужденный огнем, едва мог спастися с юною
супругою от пламени. В Новегороде обратились в пепел многие улицы (в 1299),
Варяжская, Холопья, и Немецкий гостиный двор. Изверги, пользуясь общим
смятением, грабили имение, снесенное в церкви; убивали сторожей: злодейство, о
коем Летописец говорит с праведным омерзением.
В княжение Андреево (в 1299 году) Митрополит
Максим оставил навсегда Киев, чтобы не быть там свидетелем и жертвою несносного
тиранства Моголов, и со всем Клиросом переехал в Владимир; даже большая часть
Киевлян разбежалась по другим городам. После Ярослава и сына его, Александра
Невского, великие Князья уже не имели никакой власти над странами Днепровскими.
Кто из потомков Св. Владмира господствовал в оных, неизвестно (в летописях
упоминается только о Князе Поросьском Юрии, служившем Мстиславу Данииловичу).
Лев Галицкий не заботился о древней столице своих предков, оставленной, таким
образом, в жертву варварам. Любимый, оплаканный подданными, он скончался мирно и
тихо в 1301 году, дожив до глубокой старости и велев предать земле тело свое без
всяких знаков пышности: Монахи одели его в простой саван и вложили ему в руку
изображение креста. В городе Львове показывают две харатейные жалованные
грамоты, будто бы данные сим Князем тамошнему храму Св. Николая и Крылосскому
(близ Галича) Успения Богоматери на имение и на исключительное право суда
Епископского; но та и другая кажутся изобретением позднейших времен. Слог обеих
есть новое, неискусное смешение языка русского с польским; в обеих именуются
особенные Митрополиты Галицкие, коих не бывало, и в одной назван
тогдашний Киевский Митрополит Киприаном, а Киприан пас Церковь уже
во время Димитрия Донского и сына его. - Преемником Льва был сын Юрий, или
Георгий, который по смерти дяди, Мстислава Данииловича, наследовав и Владмирскую
область, возобновил титул своего деда и подобно Даниилу именовался Королем
Российским, Rex Russiae, как изображено на печати сего Князя, сохраненной в
архиве Кенигсбергском вместе с письмами Галицких Владетелей к Великим Магистрам
Немецкого Ордена.
После несчастной для Немцев осады Пскова
Россияне жили в мире и в тишине с Орденом Ливонским. Магистр в 1304 году
призывал в Дерпт всех своих чиновников и Епископов на Сейм, где они единодушно
положили всячески избегать войны с нашими Князьями, прекращать ссоры дружелюбно
и не вступаться за того, кто своевольно оскорбит Новогородцев или Псковитян и
тем навлечет на себя месть их.
В числе наших собственных памятников сего
времени заметим грамоту, писанную Великим Князем к Посадникам, Казначеям и к
Старостам Заволочья. Там сказано, что в силу договора, заключенного Андреем с
Новымгородом, он может посылать три ватаги для ловли на море, под
начальством Атамана Крутицкого; что селения обязаны давать им корм и
подводы, также и сыну Атаманову, когда пошлют его оттуда с морскими птицами; что
ловцы Новогородские, согласно с уставом времен Александровых и Димитриевых, не
должны в Заволочье ходить на Терскую сторону, и проч. Таким образом
Великие Князья, участвуя в народных промыслах, старались умножать свои доходы.
Глава VII
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ. ГОДЫ 1304-1319
Спор о Великом Княжении. Злодейство Князя Московского. Дела
Новогородские. Узбеки. Мужество Новогородцев. Георгий - зять Ханов. Умеренность
и добродушие Михаила. Победа над Татарами. Суд в Орде. Пышная забава Ханская.
Великодушная кончина Михаила. Город Маджары. Разбои Моголов. Петр Митрополит.
Ярлык Ханский. Разные бедствия.
[1304-1305 гг.]Как жизнь, так и кончина
Андреева была несчастием для России. Два Князя объявили себя его наследниками:
Михаил Тверской и Георгий Даниилович Московский; но первый с большим правом,
будучи внуком Ярослава Всеволодовича и дядею Георгиевым, следственно, старейшим
в роде. Сие право казалось вообще неоспоримым, и Бояре Великого Княжения, предав
земле тело Андрееве, спешили в Тверь поздравить Михаила Государем Владимирским.
Новогородцы также признали его своим Главою, в уверении, что Хан утвердит за ним
Великое Княжение. Михаил обязался, подобно отцу, блюсти их уставы, восстановить
древние границы между Новымгородом и землею Суздальскою; не требовать бывших
волостей Димитриевых и Андреевых: купленные же им самим, Княгинею или Боярами
его в земле Новогородской отдать на выкуп или прежним владельцам или
Правительству; не позволять самосуда ни себе, ни Княжеским судиям, но
решать тяжбы единственно по законам; отправлять людей своих за Волок только из
Новагорода, в двух ладиях, и проч.
Добрый Митрополит Максим тщетно уговаривал
Георгия не искать Великого Княжения, обещая ему именем Ксении, матери
Михаиловой, и своим собственным любые города в прибавок к его Московской
области. Дядя и племянник поехали судиться к Хану, оставив Россию в несогласии и
в мятеже. Одни города стояли за Князя Тверского, иные за Московского. Георгий
едва мог спастися от друзей Михаиловых, которые не хотели пустить его в Орду и
думали задержать на пути в области Суздальской; а Бориса Данииловича,
приехавшего в Кострому, схватили и послали в Тверь. Но второй Георгиев брат,
Иоанн, разбил Тверитян, хотевших взять Переславль, и Воевода их, Акинф остался
на месте сражения в числе убитых. Наместники Михаиловы хотели въехать в
Новгород: жители не впустили их, сказав: "Мы избрали Михаила с условием,
да явит грамоту Ханскую и будет тогда Князем нашим, но не прежде!" - В других
областях господствовало безначалие и неустройство. Граждане Костромские,
преданные Михаилу, ненавидя память Андрееву и злобствуя на бывших его любимцев,
самовольно их судили и наказывали; а чернь Нижнего Новагорода, вследствие
мятежного Веча, умертвила многих Бояр как мнимых врагов отечества. Князь
Нижегородский, Михаил, сын Андрея Ярославича, находился в Орде: он там женился;
возвратясь в свой Удел, казнил виновников сего беззаконного Веча: ибо чернь не
имела власти судебной, исключительного права Княжеского.
[1305-1308 гг.] Чрез несколько месяцев решилась
неизвестность: Михаил превозмог соперника и приехал с Ханскою грамотою в
Владимир, где Митрополит возвел его на престол Великого Княжения. Зная
неуступчивость врага своего, он хотел оружием смирить Георгия и дважды приступал
к Москве, однако ж без успеха; кровопролитный бой под ее стенами усилил только
взаимную их злобу, бедственную для обоих, как увидим. Современные Летописцы
винят одного Князя Московского, который в противность древнему обыкновению
спорил с дядею о старейшинстве. Сверх того Георгий по качествам черной души
своей заслужил всеобщую ненависть и, едва утвердясь на престоле наследственном,
гнусным делом изъявил презрение к святейшим законам человечества. Мы говорили о
несчастной судьбе Рязанского Владетеля, Константина, плененного Даниилом: он
шесть лет томился в неволе; Княжение его, лишенное Главы, зависело некоторым
образом от Московского. Георгий велел умертвить Константина, считая сие
злодейство нужным для беспрекословного господства над Рязанью, и весьма ошибся:
ибо сын убиенного, Ярослав, под защитою Хана спокойно наследовал престол
отеческий как Владетель независимый, оставив в добычу Георгию из городов своих
одну Коломну. - Самые меньшие братья Георгиевы, дотоле служив ему верно, не
могли с ним ужиться в согласии. Двое из них, Александр и Борис Данииловичи,
уехали в Тверь, без сомнения недовольные его жестокостию.
Михаил несколько лет властвовал спокойно и жил
большею частию в Твери. Его Наместники правили Великим Княжением и Новымгородом,
коего чиновники относились к нему во всех делах государственных. Так, они
письменно жаловались Михаилу на двух Княжеских Вельмож, Феодора и Бориса, бывших
Начальниками во Пскове и в области Корельской: первый, сведав о нашествии
Ливонских Рыцарей (в 1307 году), уехал из города, принудив тем оставленных без
Вождя Псковитян заключить с Магистром, Гертом фон-Иокке, не весьма выгодный мир,
и разорил многие села Новогородские; второй, утесняя Корелов, заставил их бежать
к Шведам и силою брал, что ему не принадлежало. Новогородцы желали навсегда
избавиться от таких недостойных Правителей, взносили деньги за села, купленные в
их областях сими Боярами, и предоставляли себе условиться изустно с Князем о
прочем. Он ездил из Твери к Святой Софии и был принят гражданами с обыкновенными
знаками усердия; однако ж не хотел сам предводительствовать ими, когда они,
построив новую крепость на месте нынешнего Кексгольма, ходили на судах в
Финляндию до реки Черной, или Кумо, где [в 1311 г.] сожгли город Ванай, осаждали
Шведов в замке, на скале неприступной, и разорили множество селений. У бедных
жителей, по словам Летописца, не осталось ни одной рогатой скотины: ибо Россияне
истребили там все, чего не могли увести с собою. [1312 г.] Совершив благополучно
сей дальний поход, Новогородцы начали ссориться с Князем, жалуясь, что он не
исполняет договорной грамоты; но когда оскорбленный Михаил, заняв войском
Торжок, не велел пускать к ним хлеба, народ встревожился и, несмотря на весеннюю
распутицу, отправил в Тверь своего Архиепископа, Давида, чтобы обезоружить
Великого Князя. Мир заключили скоро, ибо искренно желали его с обеих сторон:
Новгород, опустошенный в сие время пожаром, имел необходимую нужду в подвозах и,
лишенный оных, мог быть жертвою голода; а Михаил долженствовал немедленно ехать
в Орду. Хан Тохта умер; сын его, юный Узбек, воцарился, славный в летописях
Востока правосудием и ревностию к Вере Магометовой, восстановленной им во всех
Могольских владениях: ибо Тохта был, кажется, язычником и не следовал учению
Алкорана. Историк Абулгази пишет, что многие Татары, в знак особенной любви к
сему Царю, назвалися его именем, или Узбеками, доныне известными в Хиве и в
землях окрестных.
[1313-1315 гг.] Взяв с Новогородцев 1500 гривен
серебра, Михаил возвратил им своих Наместников и, поехав в Орду, жил там целые
два года. Столь долговременное отсутствие, без сомнения невольное, имело вредные
следствия для него и для России. Шведы [в 1314 г.] сожгли Ладогу: Корелы,
впустив их в Кексгольм, умертвили там многих Россиян. Хотя Новогородцы отмстили
тем и другим, под начальством Михаилова Наместника выгнали Шведов и казнили
изменников Корельских, но винили Михаила, что он, пресмыкаясь в Орде у ног
Хановых, забывает отечество. Георгий Московский не замедлил воспользоваться сим
расположением: родственник его, Князь Феодор Ржевский, приехал в Новгород, взял
под стражу Наместников Михаиловых и так обольстил легкомысленных граждан, что
они, признав Георгия своим Начальником, объявили даже войну Великому Князю. Едва
не дошло до битвы: на одном берегу Волги стояли Новогородцы, на другом сын
Михаилов, Димитрий, с верною Тверскою ратию. К счастию, осенние морозы, покрыв
реку тонким льдом, удалили кровопролитие, и Новогородцы согласились на мир; а
Князь Московский, обещая им благоденствие и вольность, сел на престоле Святой
Софии.
Скоро позвали Георгия к Хану дать ответ на
справедливые жалобы Михаиловы. Он поручил Новгород брату своему Афанасию и, взяв
с собою богатые дары, надеялся быть правым в таком судилище, где
председательствовало алчное корыстолюбие. Но Михаил уже нес обнаженный меч и
грамоту Узбекову. Сильные полки Моголов окружили его и вступили в Россию с
Воеводою Тайтемером. Сия грозная весть поколебала, однако ж не смирила
Новогородцев. Исчисляя в мыслях все одержанные ими победы со времен Рюрика до
настоящего и вспомнив, что сам Михаил великодушною решимостию спас Тверь от
нашествия Моголов, они вооружились и ждали неприятеля близ Торжка. Прошло шесть
недель. Наконец явилась сильная рать Михаилова, Владимирская, Тверская и
Могольская. Переговоров не было: [10 февраля 1316 г.] вступили в бой, жестокий,
хотя и неравный. Никогда Новогородцы не изъявляли более мужества; чиновники и
Бояре находились впереди; купцы сражались как Герои. Множество их легло на
месте; остаток заключился в Торжке, и Михаил, как победитель, велел объявить,
чтобы Новогородцы выдали ему Князей Афанасия и Феодора Ржевского, если хотят
мира. Слабые числом, обагренные кровию, своею и чуждою, они единодушно
ответствовали: "Умрем за Святую Софию и за Афанасия; честь всего дороже". Михаил
требовал по крайней мере одного Феодора Ржевского: многие и того не хотели;
наконец уступили необходимости и еще обязались заплатить Великому Князю знатное
количество серебра. Некоторые из Бояр Новогородских вместе с Князем Афанасием
остались аманатами в руках победителя; другие отдали ему все, что имели: коней,
оружие, деньги. Написали следующую грамоту: "Великий Князь Михаил условился с
Владыкою и с Новымгородом не воспоминать прошедшего. Что с обеих сторон
захвачено в междоусобие, того не отыскивать. Пленники свободны без окупа.
Прежняя Тверская Феоктистова грамота должна иметь всю силу свою. Новгород платит
Князю в разные сроки от второй недели Великого Поста до Вербной, 12000 гривен
серебра, зачитая в сей платеж взятое в Торжке у Бояр Новогородских имение.
Князь, приняв сполна вышеозначенную сумму, должен освободить аманатов, изрезать
сию грамоту и править нами согласно с древним уставом".
Сей мир, вынужденный крайностию, не мог быть
истинным, и Великий Князь, сведав, что послы Новогородские тайно едут в Орду с
жалобою на него, велел переловить их; отозвал Наместников Княжеских из
Новагорода и пошел туда с войском. Новогородцы укрепили столицу, призвали
жителей Пскова, Ладоги, Русы, Корелов, Ижерцев, Вожан и ревностно готовились к
битве, одушевленные любовию к вольности и ненавистию к Великому Князю. Он имел
еще друзей между ими, но робких, безмолвных: ибо народ свирепо вопил на Вече и
грозил им казнию; свергнул одного Боярина с моста за мнимую измену, а другого,
совершенно невинного, умертвил по доносу раба, что господин его в переписке с
Михаилом. - Такое ужасное остервенение и многочисленность собранных в Новегороде
ратников изумили Великого Князя: он стоял несколько времени близ города, решился
отступить и вздумал, к несчастию, идти назад ближайшею дорогою, сквозь леса
дремучие. Там войско его между озерами и болотами тщетно искало пути удобного.
Кони, люди падали мертвые от усталости и голода; воины сдирали кожу с щитов
своих, чтобы питаться ею. Надлежало бросить или сжечь обозы. Князь вышел наконец
из сих мрачных пустынь с одною пехотою, изнуренною и почти безоружною.
[1317 г.] Тогда Новогородцы прислали в Тверь
Архиепископа Давида, без всякой надменности моля Великого Князя освободить их
аманатов; предлагали ему серебро, мир и дружбу. "Дело сделано, - говорили они: -
желаем спокойствия и тишины". Михаил отвергнул сие предложение; стыдился мира
бесчестного, хотел победить и даровать его.
[1318 г.] Между тем Георгий жил в Орде, три
года кланялся, дарил и приобрел наконец столь великую милость, что юный Узбек,
дав ему старейшинство между Князьями Российскими, женил его на своей любимой
сестре Кончаке, названной в крещении Агафиею: дело не весьма согласное с
ревностию сего Хана к Вере Магометовой! Провождаемый Моголами и Воеводою их,
Кавгадыем, Георгий возвратился в Россию и, пылая нетерпением сокрушить врага,
хотел немедленно завоевать Тверь. Михаил отправил к нему Послов. "Будь Великим
Князем, если так угодно Царю, - сказали они Георгию именем своего Государя: -
только оставь Михаила спокойно княжить в его наследии; иди в Владимир и распусти
войско". Ответом Князя Московского было опустошение Тверских сел и городов до
самых берегов Волги. Тогда Михаил призвал на совет Княжеский Епископа и Бояр.
"Судите меня с племянником, - говорил он: - не сам ли Хан утвердил меня на
Великом Княжении? Не заплатил ли я ему выхода, или Царской пошлины?
Теперь отказываюсь от сего достоинства и не могу укротить злобы Георгия. Он ищет
головы моей; жжет, терзает мою наследственную область. Совесть меня не упрекает;
но может быть, ошибаюсь. Скажите ваше мнение: виновен ли я пред Георгием?"
Епископ и Бояре, умиленные горестию и добросердечием Князя, единогласно отвечали
ему: "Ты прав, Государь, пред лицом Всевышнего, и когда смирение твое не могло
тронуть ожесточенного врага, то возьми праведный меч в десницу; иди: с тобою Бог
и верные слуги, готовые умереть за доброго Князя". - "Не за меня одного (сказал
Михаил), но за множество людей невинных, лишаемых крова отеческого, свободы и
жизни. Вспомните речь Евангельскую: кто положит душу свою за друга, той велик
наречется. Да будет нам слово Господне во спасение!" Великий Князь,
предводительствуя войском мужественным, встретил полки Георгиевы, соединенные с
Татарами и Мордвою, в 40 верстах от Твери, где ныне селение Бортново. Началась
битва. Казалось, что Михаил искал смерти: шлем и латы его были все исстрелены,
обсечены, но Князь цел и невредим; везде отражал неприятелей и наконец обратил
их в бегство. Сия победа [22 декабря] спасла множество несчастных Россиян,
жителей Тверской области, взятых в неволю Татарами: смотря издали на
кровопролитие, безоружные, скованные, они помогали своему Князю усердными
молитвами и, видя его торжество, плакали от радости. Михаилу представили жену
Георгиеву, брата его Бориса Данииловича и Воеводу Узбекова, Кавгадыя, вместе с
другими пленниками. Великий Князь запретил воинам убивать Татар и, ласково
угостив Кавгадыя в Твери, с богатыми дарами отпустил его к Хану. Сей лицемер
клялся быть ему другом; обвинял себя, Георгия и говорил, что они воевали
Тверскую область без повеления Узбекова.
Князь Московский бежал к Новогородцам, которые,
еще не знав об успехе его в Орде, дали Михаилу слово не вмешиваться в их распрю.
(В сие время они мстили Шведам за разбитие наших судов на Ладожском озере:
воевали приморскую часть Финляндии; взяли город Финского Князя и другой -
Епископов, или нынешний Або.) Узнав торжество Михаилово, Новогородцы
вступились за Георгия: собрали полки и приближились к Волге. На другой стороне
ее развевались знамена Тверские, украшенные знаками свежей победы; однако ж
Великий Князь не хотел вторичной жестокой битвы и предложил Георгию ехать с ним
в Орду. "Хан рассудят нас, - говорил Михаил, - и воля его будет мне законом.
Возвращаю свободу супруге твоей, брату и всем Новогородским аманатам". На сем
основании сочинили договорную грамоту, в коей Георгий именован Великим
Князем и по коей Новогородцы, в ожидании суда Узбекова, могли свободно
торговать в Тверской области, а Послы их ездить чрез оную безопасно. К
несчастию, жена Георгиева скоропостижно умерла в Твери, и враги Михаиловы
распустили слух, что она была отравлена ядом. Может быть, сам Георгий вымыслил
сию клевету: по крайней мере охотно верил ей и воспользовался случаем очернить
своего великодушного неприятеля в глазах Узбековых. Провождаемый многими
Князьями и Боярами, он вместе с Кавгадыем отправился к Хану; а неосторожный
Михаил еще долго медлил, послав в Орду двенадцатилетнего сына, Константина,
защитника слабого и бессловесного.
Между тем как враг его ревностно действовал в
Сарае и подкупал Вельмож Могольских, Великий Князь, имея чистую совесть и
готовый всем жертвовать благу России, спокойно занимался в Твери делами
правления; наконец, взяв благословение у Епископа, поехал. Великая Княгиня Анна
провожала его до берегов Нерли: там он исповедался с умилением, и, вверяя
Духовнику свою тайную мысль, сказал: "Может быть, в последний раз открываю тебе
внутренность души моей. Я всегда любил отечество, но не мог прекратить наших
злобных междоусобий: по крайней мере буду доволен, если хотя смерть моя успокоит
его". Михаил, скрывая сие горестное предчувствие от нежной супруги, велел ей
возвратиться. Посол Ханский, именем Ахмыл, объявил ему в Владимире гнев Узбеков.
"Спеши к Царю, - говорил он: - или полки его чрез месяц вступят в твою область.
Кавгадый уверяет, что ты не будешь повиноваться". Устрашенные сим известием,
Бояре советовали Великому Князю остановиться. Добрые сыновья Михаиловы, Димитрий
и Александр, также заклинали отца не ездить в Орду и послать туда кого-нибудь из
них, чтобы умилостивить Хана. "Нет, - отвечал Михаил: - Царь требует меня, а не
вас: подвергну ли отечество новому несчастию? Можем ли бороться со всею силою
неверных? За мое ослушание падет множество голов Христианских; бедных Россиян
толпами поведут в плен. Мне надобно будет умереть и тогда: не лучше ли же ныне,
когда могу еще своею погибелию спасти других?" Он написал завещание, распорядил
сыновьям Уделы, дал им отеческое наставление, как жить добродетельно, и
простился с ними навеки.
Михаил нашел Узбека на берегу моря
Сурожского, или Азовского, при устье Дона; вручил дары Хану, Царице,
Вельможам и шесть недель жил спокойно в Орде, не слыша ни угроз, ни обвинений.
Но вдруг, как бы вспомнив дело совершенно забытое, Узбек сказал Вельможам своим,
чтобы они рассудили Михаила с Георгием и без лицеприятия решили, кто из них
достоин казни. Начался суд. Вельможи собрались в особенном шатре, подле
Царского; призвали Михаила и велели ему отвечать на письменные доносы многих
Баскаков, обвинявших его в том, что он не платил Хану всей определенной дани.
Великий Князь ясно доказал их несправедливость свидетельствами и бумагами; но
злодей Кавгадый, главный доноситель, был и судиею! Во второе заседание привели
Михаила уже связанного и грозно объявили ему две новые вины его, сказывая, что
он дерзнул обнажить меч на Посла Царева и ядом отравил жену Георгиеву. Великий
Князь отвечал: "В битве не узнают Послов; но я спас Кавгадыя и с честию отпустил
его. Второе обвинение есть гнусная клевета: как Христианин свидетельствуюсь
Богом, что у меня и на мысли не было такого злодеяния". Судии не слушали его,
отдали под стражу, велели оковать цепями. Еще верные Бояре и слуги не отходили
от своего злосчастного Государя: приставы удалили их, наложили ему на шею
тяжелую колодку разделили между собою все драгоценные одежды Княжеские.
Узбек ехал тогда на ловлю к берегам Терека со
всем войском, многими знаменитыми данниками и Послами разных народов. Сия
любимая забава Ханова продолжалась обыкновенно месяц или два и разительно
представляла их величие: несколько сот тысяч людей было в движении; каждый воин
украшался лучшею своею одеждою и садился на лучшего коня; купцы на бесчисленных
телегах везли товары Индейские и Греческие; роскошь, веселие господствовали в
шумных, необозримых станах, и дикие степи казались улицами городов многолюдных.
Вся Орда тронулась: вслед за нею повлекли и Михаила, ибо Узбек еще не решил
судьбы его. Несчастный Князь терпел уничижение и муку с великодушною твердостию.
На пути из Владимира к морю Азовскому он несколько раз приобщался Святых Таин и,
готовый умереть как должно Христианину, изъявил чудесное спокойствие. Печальные
Бояре снова имели к нему доступ: Михаил ободрял их и с веселым лицом говорил:
"Друзья! Вы долго видели меня в чести и славе: будем ли неблагодарны?
Вознегодуем ли на Бога за уничижение кратковременное? Выя моя скоро освободится
от сего древа, гнетущего оную". Ночи проводил он в молитве и в пении
утешительных Псалмов Давидовых; Отрок Княжеский держал перед ним книгу и
перевертывал листы: ибо стражи всякую ночь связывали руки Михаилу. Желая мучить
свою жертву, злобный Кавгадый в один день вывел его на торговую площадь,
усыпанную людьми; поставил на колена, ругался над ним и вдруг, как бы тронутый
сожалением, сказал ему: "Не унывай! Царь поступает так и с родными в случае
гнева; но завтра, или скоро, объявят тебе милость, и снова будешь в чести".
Торжествующий злодей удалился. Князь, изнуренный, слабый, сел на площади, и
любопытные окружили его, рассказывая друг другу, что сей узник был великим
Государем в земле своей. Глаза Михаиловы наполнились слезами: он встал и пошел в
вежу, или шатер, читая тихим голосом из псалма: Вси видящие мя покиваху
главами своими... уповаю на Господа! - Несколько раз верные слуги предлагали
ему тайно уйти, сказывая, что кони и проводники готовы."Я никогда не знал
постыдного бегства, - отвечал Михаил: - оно может только спасти меня, а не
отечество. Воля Господня да будет!"
Орда находилась уже далеко за Тереком и горами
Черкасскими, близ Врат Железных, или Дербента, подле Ясского города Тетякова, в
1277 году взятого нашими Князьями для Хана Мангу-Тимура. Кавгадый ежедневно
приступал к Царю со мнимыми доказательствами, что Великий Князь есть злодей
обличенный: Узбек, юный, неопытный, опасался быть несправедливым; наконец,
обманутый согласием бессовестных судей, единомышленников Георгиевых и
Кавгадыевых, утвердил их приговор.
Михаил сведал и не ужаснулся; отслушав Заутреню
(ибо с ним были Игумен и два Священника), благословил сына своего, Константина;
поручил ему сказать матери и братьям, что он умирает их нежным другом; что они,
конечно, не оставят верных Бояр и слуг его, которые у престола и в темнице
изъявляли Государю равное усердие. Час решительный наступал. Михаил, взяв у
священника Псалтирь и разогнув оную, читал слова: сердце мое смятеся во мне,
и боязнь смерти нападе на мя. Душа его невольно содрогнулась. Игумен сказал
ему: "Государь! В сем же Псалме, столь тебе известном, написано: возверзи на
Господа печаль твою". Великий Князь продолжал: кто даст ми криле яко
голубине? и полещу и почию... Умиленный сим живым образом свободы, он закрыл
книгу, и в то самое мгновение вбежал в ставку один из его Отроков с лицом
бледным, сказывая дрожащим голосом, что Князь Георгий Даниилович, Кавгадый и
множество народа приближаются к шатру. "Ведаю, для чего, - ответствовал Михаил и
немедленно послал юного сына своего к Царице, именем Баялыни, будучи уверен в ее
жалости. Георгий и Кавгадый остановились близ шатра, на площади, и сошли с
коней, отрядив убийц совершить беззаконие. Всех людей Княжеских разогнали:
Михаил стоял один и молился: Злодеи повергли его на землю, мучили, били пятами.
Один из них, именем Романец (следственно, Христианской Веры), вонзил ему
нож в ребра и вырезал сердце. Народ вломился в ставку для грабежа, позволенного
у Моголов в таком случае. - Георгий и Кавгадый, узнав о смерти Святого Мученика
- ибо таковым справедливо признает его наша Церковь - сели на коней и подъехали
к шатру. Тело Михаила лежало нагое. Кавгадый, свирепо взглянув на Георгия,
сказал ему: "Он твой дядя: оставишь ли труп его на поругание?" Слуга Георгиев
закрыл оный своею одеждою.
Михаил не обманулся в надежде на добродушие
супруги Узбековой: она с чувствительностию приняла и старалась утешить юного
Константина, защитила и Бояр его, успевших отдать себя в ее покровительство:
другие же, схваченные злобными врагами их Государя, были истерзаны и заключены в
оковы. - Георгий послал тело Великого Князя в Маджары, город торговый (на реке
Куме, в Кавказской Губернии), где, как вероятно, обитали некогда Угры, изгнанные
Печенегами из Лебедии. Там многие купцы, знав лично Михаила, желали прикрыть
оное драгоценными плащеницами и внести в церковь; но Бояре Георгиевы не
пустили их к окровавленному трупу и поставили его в хлеве. В Ясском городе
Бездеже они также не хотели остановиться у церкови Христианской,
днем и ночью стерегли тело; наконец привезли в Москву и погребли в монастыре
Спасском (в Кремле, где стоит еще древняя церковь Преображения).
Злодей Кавгадый чрез несколько месяцев кончил
жизнь свою внезапно; увидим, что Провидение наказало и жестокого Георгия; а
память Михаилова была священна для современников и потомства: ибо сей Князь,
столь великодушный в бедствии, заслужил славное имя отечестволюбца. Кроме
одних Новогородцев, считавших его опасным врагом народной вольности, все жалели
об нем искренно, но всех более верные, мужественные Тверитяне: ибо он возвеличил
сие Княжение и любил их действительно как отец. Сверх достоинств государственных
- ума проницательного, твердости, мужества - Михаил отличался и семейственными:
нежною любовию к супруге, к детям, в особенности к матери, умной, добродетельной
Ксении, воспитавшей его в правилах благочестия и скончавшей дни свои Монахинею.
При сем Великом Князе Ростов, Кострома и Брянск
были жертвою хищных Татар. Наследник Константина Борисовича Ростовского,
умершего в Орде, сын его Василий (в 1316 году) приехал от Хана в столицу свою с
двумя Могольскими Вельможами, коих грабительство и насилие остались в ней
надолго памятными. Такие разбойники назывались обыкновенно Послами. Один
из них (в 1318 году), убив в Костроме 120 человек, опустошил Ростов огнем и
мечом, взял сокровища церковные, пленил многих людей. Несчастие Брянска
произошло от междоусобия двух Князей. Там господствовал Василий, внук Романов:
изгнанный дядею, Святославом, он возвратился (в 1310 году) с шайкой Моголов.
Святослав, в надежде на усердие жителей, спешил отразить их; но граждане
изменили ему: бросили знамена и побежали. Он не хотел уступить и лег на месте
битвы со своею дружиною Княжескою, оказав редкое, но бесполезное мужество.
Победители расхитили город.
В Брянске находился тогда новый Митрополит,
преемник Максимов: он едва мог, ушедши в церковь, спастися от лютости Татар. По
кончине Максима (в 1305 году) какой-то Игумен Геронтий вздумал было своевольно
занять его место, присвоив себе утварь Святительскую и жезл Пастыря; но Патриарх
Афанасий в угодность Князю Галицкому, отвергнув Геронтия (в 1308 году), посвятил
в Митрополиты для всей России Петра, Волынского Игумена, мужа столь
ревностного в исполнении своих Пастырских обязанностей, что Духовенство северной
России единогласно благословило его высокую добродетель. Один Тверской Епископ,
сын Князя Литовского Герденя, легкомысленный и гордый, дерзнул злословить сего
Митрополита; но был торжественно обличен в клевете на Соборе в Переславле
Залесском, где присутствовали Епископ Ростовский, Игумены, Священники, Князья,
Вельможи и Посол Цареградского Патриарха. Истиною и любовию заградив уста
клеветнику, Петр, вместо укоризн, сказал ему: Мир ти о Христе, чадо! Отныне
блюдися лжи; мимошедшая же да отпустит ти Господь! .. В других случаях сей
кроткий Архипастырь умел быть и строгим: снял Епископский сан с Исмаила
Сарского, без сомнения за важное преступление относительно к Церкви или
отечеству, и предал анафеме какого-то опасного еретика Сеита, обличенного им в
богопротивном умствовании, но не хотевшего раскаяться. Как достойный учитель
Веры Христианской, Петр склонял Князей к миролюбию, заклинал несчастного
Святослава Брянского не вступать в битву с Василием и старался прекратить вражду
между Князьями Тверскими и Московским; не имея средств избавить народ от ига,
желая по крайней мере оградить безопасностию церкви святые и домы ее служителей;
ездил в Орду с Михаилом (в 1313 году) и выходил для них так называемый
ярлык, или грамоту льготную, в коей Узбек, следуя примеру бывших до него
Ханов, подтвердил важные права и выгоды Российского Духовенства. Мы имеем сей
ярлык и многие иные новейшие, достопамятные содержанием и слогом. Хан пишет:
"Вышнего и бессмертного Бога волею и силою, величеством и милостию. Узбеково
слово ко всем Князьям великим, средним и нижним, Воеводам, книжникам, Баскакам,
писцам, мимоездящим Послам, сокольникам, пардусникам во всех Улусах и странах,
где Бога бессмертного силою наша власть держит и слово наше
владеет. Да никто не обидит в Руси Церковь Соборную, Петра Митрополита и
людей его, Архимандритов, Игуменов, Попов, и проч. Их грады, волости, села,
земли, ловли, борти, луга, леса, винограды, сады, мельницы, хуторы свободны от
всякой дани и пошлины: ибо все то есть Божие; ибо сии люди молитвою своею блюдут
нас и наше воинство укрепляют. Да будут они подсудны единому Митрополиту,
согласно с древним законом их и грамотами прежних Царей Ординских. Да пребывает
Митрополит в тихом и кротком житии; да правым сердцем и без печали молит Бога за
нас и детей наших. Кто возьмет что-нибудь у Духовных, заплатит втрое; кто
дерзнет порицать Веру Русскую, кто обидит церковь, монастырь, часовню, да умрет!
и проч. Писано Заячьего лета, осеннего первого месяца, четвертого Ветха
(то есть в четвертый день ущерба луны) на полях". Говоря о данях, собираемых в
России, Узбек именует поплужную, или с каждой сохи, мостовую, береговую:
увольняет церковников от воинской службы, подвод и всякой работы. В таком
порабощении находились Россияне, всего более угнетаемые ненасытным сребролюбием
Ханских пошлинников или откупщиков Царской дани, между коими бывали иногда и
Жиды, обитатели Крыма, или Тавриды.
К сему общему государственному злу
присоединялись тогда весьма частые естественные бедствия. Летописцы сказывают,
что в 1309 году явилось везде чудесное множество мышей, которые съели хлеб на
полях, рожь, овес, пшеницу: от чего в целой России произошли голод, мор на людей
и на скот. В 1314 году Новгород терпел великий недостаток в съестных припасах; а
народ Псковский, угнетаемый дороговизною, грабил домы и села богатых людей так,
что Правительство долженствовало употребить весьма строгие меры для
восстановления тишины и казнить пятьдесят главных мятежников. Зобница ржи
стоила там 5 гривен. В 1318 году свирепствовала в Твери какая-то жестокая,
смертоносная болезнь.
Глава VIII
ВЕЛИКИЕ КНЯЗЬЯ ГЕОРГИЙ ДАНИИЛОВИЧ, ДИМИТРИЙ И АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧИ (один
после другого). ГОДЫ 1319-1328
Горесть Тверитян. Рубли. Воина с Шведами. Дела с Немцами
Ливонскими. Мир с Шведами в Орехове. Князья Устюжские. Убиение Георгия и
Димитрия. Истребление Моголов в Твери. Мщение Ханское. Казнь Рязанского Князя.
Литовцы-завоеватели. Сомнительное повествование Стриковского. Судьба южной и
западной России. Последний Князь Галицкий. Характер Гедимина.
Утвержденный Ханом на Великом Княжении и взяв с
собою юного Константина Михайловича и Бояр Тверских в виде пленников, Георгий
прихал господствовать в Владимир, а брата своего, Афанасия, послал Наместником в
Новгород. Услышав о том, нежная супруга Михаилова, сыновья, Епископ и Вельможи
изумились: они еще не знали происшедшего в Орде, но, угадывая свое несчастие,
велели гонцам спешить в Москву, чтобы разведать там о судьбе Великого Князя.
Гонцы возвратились с подробным известием о всех ужасных обстоятельствах
Михаиловой кончины. Горесть была общая: Церковь и народ делили оную с Княжеским
семейством. Чрез несколько дней, посвященных слезам и молитве, Димитрий, как
старший сын, наследовав власть родителя, отправил посольство в Владимир. Меньший
брат его, Александр, и Бояре Тверские престали Георгию в одежде печальной; не
хотели укорять его: молили только отдать им драгоценные остатки Князя, равно
любезного супруге, детям и народу. Георгий согласился с условием, чтобы они
прислали ему на обмен тело жены его, Кончаки, сестры Узбековой. Вдовствующая
великая Княгиня Анна и Димитрий Михайлович с братьями выехали по Волге в ладиях
навстречу ко гробу Михаилову: Епископ, Духовенство, граждане ожидали его на
берегу. Зрелище было умилительно. Народ вопил, стремился к телу и громогласно
звал Михаила, как бы надеясь воскресить его. Знаменитые чиновники несли медленно
раку и поставили перед монастырем Архангельским, где бесчисленное множество
людей теснилось лобызать оную. Сняв крышку, с несказанною радостию увидели
целость мощей, не поврежденных ни дальним путем от берегов моря Каспийского, ни
пятимесячным лежанием в могиле. Народ благословил Небо за сие чудо, и погребение
казалось ему уже не печальным обрядом, но торжеством Михаиловой святости. -
Чувствительная, набожная Княгиня Анна отказалась от мира и кончила дни свои
Монахинею; а Димитрий и Александр, отерев слезы, думали только о мести.
[1320-1324 гг.] Георгий ходил между тем с
войском к Рязани и, заставив тамошнего Князя, Иоанна Ярославича, согласиться на
все его предложения, готовился к нападению на Тверскую область, уверенный в
справедливой ненависти к нему сыновей Михаиловых. Димитрий не боялся войны; но
хотел прежде освободить брата своего, Константина, и Бояр Михаиловых, бывших
аманатами в Владимире: послал Тверского Епископа, Варсонофия, в Переславль и
заключил мир, дав Георгию 2000 рублей и слово не спорить с ним о Великом
Княжении. (Заметим, что здесь в первый раз упоминается о рублях. они были
не что иное, как отрубки серебра, без всякого знака или клейма, весом около
двадцати двух золотников.) - Обманутый коварным миром, Георгий успокоился и
поехал в Новгород, коего чиновники звали его предводительствовать войском: ибо
Шведы старались овладеть Корелиею и Кексгольмом. Георгий приступил к Выборгу и
хотя имел с собою шесть больших стенобитных орудий, но осаждал сию крепость без
успеха от 12 августа до 9 сентября [1322 г.] Злобясь на Шведов, Россияне вешали
пленников.
По возвращении в Новгород Георгий оплакал
кончину верного брата, Афанасия, и сведал, что Князь Иоанн Даниилович, быв в
Орде, приехал оттуда с Послом Узбековым, Ахмылом, который, объявив намерение
учредить благоустройство в областях Великого Княжения, лил кровь людей, взял
Ярославль как неприятельский город и с торжеством отправился назад к Хану дать
ему отчет в своем успешном Посольстве. Вторая весть была для Георгия еще
горестнее: Димитрий Михайлович нарушил данное ему слово, выходил для себя в Орде
достоинство Великого Князя, и Царь Узбек прислал с грамотою Вельможу Севенч-Буга
возвести его на престол Владимирский! Тщетно Георгий молил Новогородцев идти
вместе с ним ко Владимиру: он должен был ехать туда один и на пути едва не
попался в руки к Александру Михайловичу Тверскому, отнявшему у него обоз и
казну. Георгий бежал во Псков, где чиновники и народ, помня завещание Александра
Невского, приняли его ласково, но не могли дать ему войска, готовясь действовать
всеми силами против Немцев. Эстонские Рыцари, несмотря на мир, убивали тогда
купцов и звероловов Псковских на Чудском озере и на берегах Наровы. Озабоченный
собственною опасностию, Великий Князь уехал в Новгород; а Псковитяне разорили
Эстонию до самого Ревеля, взяв несколько тысяч пленников и не пощадив святыни
церквей. Предводителем их был Князь Литовский Давид, славный в истории Немецкого
Ордена под именем Кастеллана Гарденского. Заслужив благодарность
Псковитян, он возвратился в Литву и скоро имел случай оказать им еще важнейшую
услугу. Немцы собрали весною многочисленное войско, осадили Псков, придвинули
стенобитные орудия и, в 18 дней разрушив большую часть укреплений, уже готовили
лестницы для приступа. Хотя Наместник Изборский, Евстафий (родом Князь),
нечаянно ударив на обозы Немецкие за рекою Великою, освободил бывших там
Российских пленников; однако ж граждане находились в крайности и посылали гонца
за гонцом в Новгород, требуя помощи. В сие время приспел мужественный Давид
Литовский, соединил дружину свою с полками осажденных, разбил Немцев наголову,
взял в добычу стан их и все снаряды. Следствием победы был выгодный для
Псковитян осьмнадцатилетний мир с Орденом.
Сведав, что Димитрий Михайлович, сверх
покровительства Узбекова, имеет сильное войско в Великом Княжении и что народ,
любив отца его, изъявляет усердие и к сыну, Георгий решился на некоторое время
остаться в Новегороде: ибо мог отсутствием утратить и сей важный престол.
Новогородцы ходили с ним к берегам Невы и там, где она вытекает из Ладожского
озера, на острову Ореховом, заложили крепость Ореховскую, или нынешний
Шлиссельбург, чтобы Шведы не могли свободно входить в сие озеро. Услышав о том и
желая прекратить войну, столь часто бедственную для Шведской Корелии и
Финляндии, юный Король Магнус прислал Вельмож в стан Георгиев с дружелюбным
предложением, соответственным обоюдной пользе. Оно было принято. Россияне,
заключив договор с Послами, в своей новой крепости торжествовали мир, коего
главное условие состояло в восстановлении древних пределов между обеими
Державами в Корелии и в Финляндии.
Новогородцы должны были в сие время управиться
с Устюжанами, грабившими их купцов на пути в Югорскую землю, и с Литовцами,
которые злодействовали в окрестностях Ловоти. Разбив последних, они взяли Устюг;
но, довольные сделанным там опустошением, на берегах Двины заключили мир с
Князьями Устюжскими, Наместниками Ростовского. Тогда Георгий, заслужив
искреннюю признательность Новогородцев и обнадеженный в их верности, дружески
простился с ними: он поехал к Хану, чтобы вторично снискать его милость,
низвергнуть Димитрия и вновь утвердить за собою Великое Княжение. Сие
путешествие достойно замечания тем, что Георгий ехал от берегов Двины чрез
область Пермскую; сел там на ладию и рекою Камою плыл до нынешней Казанской
Губернии.
[1325 г.] В следующий год отправился к Хану и
Димитрий. Там они увидели друг друга, и нежный сын, живо представив себе
окровавленную тень Михаилову, - затрепетав от ужаса, от гнева, - вонзил меч в
убийцу. Георгий испустил дух: а Димитрий, совершив месть, по его чувству
справедливую и законную, спокойно ожидал следствий... Так одно злодеяние рождает
в мире другое, и виновник первого ответствует за оба, по крайней мере в судилище
Вышнего! Тело Георгиево привезли в Москву, где княжил брат его, Иоанн
Даниилович, и погребли в церкви Архангела Михаила. Митрополит Петр с четырьмя
Епископами совершил сей обряд печальный. Князь Иоанн и самый народ проливал
искренние слезы, умиленные столь бедственною кончиною Государя хотя и не
добродетельного, однако ж знаменитого умом и славными предками. Новогородцы
сожалели об нем: Тверитяне хвалили дело своего Князя, с беспокойством ожидая
суда Узбекова.
Хан долго молчал. Друзья Князя Московского без
сомнения представляли ему, что убийство столь наглое, совершенное пред его
глазами, требует наказания, или будет пятном для чести Царской, знаком слабости
и поводом к новым опасным своевольствам Князей Российских; что Хан, сверх того,
должен вступиться за Георгия как за своего зятя. Прошло десять месяцев. Брат
Димитриев, Александр, спокойно возвратился из Орды с Ханскими пошлинниками,
надеясь, что дело уже кончилось и что Узбек не думает о мести. Но вдруг вышло
грозное повеление, и несчастного Димитрия убили [15 сентября 1326 г.] в Орде
(вместе с Князем Новосильским, потомком Михаила Черниговского, обвиненным также
в каком-то преступлении). Сия весть, равнодушно принятая в Москве и в
Новегороде, огорчила добрых Тверитян, усердных к государям и видевших в юном
своем Князе славную жертву любви сыновней. Димитрий Михайлович, прозванием
Грозные Очи, смелый, пылкий, имел только 27 лет от рождения; женатый на
дочери Князя Литовского, Гедимина, он не оставил детей.
Несмотря на казнь Димитриеву, Узбек в знак
милости признал его брата Великим Князем Российским: по крайней мере так назван
Александр Михайлович в договорной грамоте, коею Новогородцы, не имея тогда главы
и терпя от внутренних неустройств, обязались ему повиноваться как законному
своему властителю. Сия грамота, писанная в 1327 году, есть повторение
Ярославовых и Михаиловых с прибавлением, что Новогородцы уступают Александру
села, им самим или Боярами его купленные, если Княжеские Дворяне, господствуя в
оных, не будут вмешиваться в судные дела иных волостей и принимать вольных
жителей на свою землю. Но милость Узбекова и верность Новогородцев скоро
изменились.
В конце лета [1327 г.] явился в Твери Ханский
Посол, Шевкал, сын Дюденев и двоюродный брат Узбека, со многочисленными толпами
грабителей. Бедный народ, уже привыкнув терпеть насилия Татарские, искал
облегчения в одних бесполезных жалобах; но содрогнулся от ужаса, слыша, что
Шевкал, ревностный чтитель Алкорана, намерен обратить Россиян в Магометанскую
Веру, убить Князя Александра с братьями, сесть на его престоле и все города наши
раздать своим Вельможам. Говорили, что он воспользуется праздником Успения, к
коему собралось в Тверь множество усердных Христиан, и что Моголы умертвят их
всех до единого. Сей слух мог быть неоснователен: ибо Шевкал не имел
достаточного войска для произведения в действо намерения столь важного и столь
несогласного с Политикою Ханов, хотевших всегда быть покровителями Духовенства и
Церкви в набожной России. Но люди угнетенные обыкновенно считают своих тиранов
способными ко всякому злодейству; самая грубая клевета кажется им доказанною
истиною. Бояре, воины, граждане, готовые на все для спасения Веры и православных
Государей, окружили Князя, юного и легкомысленного. Забыв пример отца,
великодушно умершего для спокойствия подданных, Александр с жаром представлял
Тверитянам, что жизнь его в опасности; что Моголы, убив Михаила и Димитрия,
хотят истребить и весь род Княжеский; что время справедливой мести настало; что
не он, а Шевкал замыслил кровопролитие и что Бог есть надежда правых. Граждане,
усердные, пылкие, единодушно требовали оружия: Князь на рассвете, 15 августа,
повел их ко дворцу Михаилову, где жил брат Узбеков. Общее волнение, шум и стук
оружия пробудили Татар: они успели собраться к своему начальнику и выступили на
площадь. Тверитяне устремились на них с воплем. Сеча была ужасна. От восхода
солнечного до темного вечера резались на улицах с остервенением необычайным.
Уступив превосходству сил, Моголы заключились во дворце; Александр обратил его в
пепел, и Шевкал сгорел там с остатком Ханской дружины. К свету не было уже ни
одного Татарина живого. Граждане умертвили и купцев Ординских.
Сие дело, внушенное отчаянием, изумило Орду.
Моголы думали, что вся Россия готова восстать и сокрушить свои цепи; но Россия
только трепетала, боясь, чтобы мщение Хана, заслуженное Тверитянами, не
коснулось и других ее пределов. Узбек, пылая гневом, клялся истребить гнездо
мятежников; однако ж, действуя осторожно, призвал Иоанна Данииловича
Московского, обещал сделать его Великим Князем и, дав ему в помощь 50000 воинов,
предводимых пятью Ханскими темниками, велел идти на Александра, чтобы казнить
Россиян Россиянами. К сему многочисленному войску присоединились еще Суздальцы с
Владетелем своим, Александром Васильевичем, внуком Андрея Ярославича. Тогда
Князь Тверской мог умереть великодушно, или в славной битве, или предав себя
одного в руки Моголов, чтобы спасти подданных; но сын Михаилов не имел
добродетели отца. Видя грозу, он пекся единственно о собственной безопасности и
думал искать убежища в Новегороде. Туда ехали уже Наместники Московские:
граждане не хотели об нем слышать. Между тем Иоанн и Князь Суздальский, верные
слуги Узбековой мести, приближались ко Твери, несмотря на глубокие снега и
морозы жестокой зимы. Малодушный Александр, оставив свой добрый, несчастный
народ, ушел во Псков, а братья его, Константин и Василий, в Ладогу. Началось
бедствие. Тверь, Кашин, Торжок были взяты, опустошены со всеми пригородами;
жители истреблены огнем и мечем, другие отведены в неволю. Самые Новогородцы
едва спаслися от хищности Моголов, дав их послам 1000 рублей и щедро одарив всех
Воевод Узбековых.
[1328 г.] Хан с нетерпением ожидал вести из
России: получив оную, изъявил удовольствие. Дымящиеся развалины Тверских городов
и селений казались ему славным памятником Царского гнева, достаточным для
обуздания строптивых рабов. В то же время казнив Рязанского Владетеля, Иоанна
Ярославича, он посадил его сына, Иоанна Коротопола, на сей кровию отца
обагренный престол и, будучи доволен верностию Князя Московского, дал ему самую
милостивую грамоту на Великое Княжение, приобретенное бедствием столь многих
Россиян.
Описав следствия Георгиевой кончины, обратим
внимание читателя на южные области России. Быв некогда лучшим ее достоянием, с
половины XIII века они сделались как бы чужды для наше