го северного отечества,
коего жители брали столь мало участия в судьбе Киевлян, Волынян, Галичан, что
Летописцы Суздальские и Новогородские не говорят об ней почти ни слова; а
Волынский не доходит до времен, наиболее любопытных важностию происшествий,
когда народ бедный, дикий, платив несколько веков дань России и более ста лет
умев только грабить, сведал от нас и Немцев действия военного и гражданского
искусства, в грозном ополчении выступил из темных лесов на феатр мира и быстрыми
завоеваниями основал державу именитую. Говорим о Литве, уже сильной при Миндовге
и Тройдене, но еще гораздо сильнейшей при Гедимине. Сей человек, разума и
мужества необыкновенного, был Конюшим Литовского Князя Витена или, вероятно,
Буйвида: злодейски умертвив Государя своего, он присвоил себе господство над
всею землею Литовскою. Немцы, Россияне, ляхи скоро увидели его властолюбие.
Гедимин искал уже не добычи, но завоеваний - и древнее Пинское Княжение, где
долго властвовали потомки Святополка-Михаила, было силою оружия присоединено к
Литве. Союзы брачные служили ему также способом приобретать земли. Выдавая
дочерей за Князей Российских с одним благословением, он требовал богатого вена
от сватов: дозволил сыновьям, Ольгерду и Любарту, креститься; женил первого на
Княжне Витебской, а второго на Владимирской: Ольгерд наследовал по смерти тестя
всю его землю; а Любарт получил Удел в Волыни. Юрий Львович, Галицкий и
Волынский, скончался около 1316 года: ибо в сие время уже господствовали там
Андрей и Лев, вероятно сыновья его, коих имена известны нам единственно по их
сношениям с Немецким Орденом и которые в грамотах своих назывались
Князьями
всей Русской земли, Галицкой и Владимирской. Один из сих Князей, как надобно
думать, был и тестем Любартовым: Историк же Литовский именует его Владимиром,
рассказывая следующие обстоятельства:
"Опасаясь властолюбивых замыслов Гедимина,
Князья Российские, Владимир и Лев, хотели предупредить их, и в то время, как он
воевал с Немцами, напали на Литву. Владимир опустошил берега Вилии: Лев взял
Брест и Дрогичин, бывшие тогда уже во власти Гедиминовой. Сей
мужественный витязь, в 1319 году победою окончив войну с Орденом, немедленно
устремился на Владимир (где княжил тесть Любартов). Под стенами оного началася
битва, в коей Татары стояли за Российского Князя против Россиян: ибо Гедимин
имел полочан в своем войске, а Князь Владимирский наемную Ханскую конницу.
Густые толпы Литовцев редели, осыпаемые стрелами Татарскими; но Гедимин,
поставив в ряды пехоту, вооруженную пращами и копьями, обратил Моголов в
бегство. Россияне замешались. Тщетно жены и старцы, зрители битвы, с городских
стен кричали им, что она решит судьбу отечества: Князь Владимир, оказав
мужество, достойное Героя, пал в сражении, и войско, лишенное бодрости,
рассеялось. Город сдался. Гедимин, поручив его своим Наместникам, спешил к
Луцку, откуда Лев, устрашенный несчастием Владимира, бежал к Брянскому Князю,
Роману, своему зятю: граждане не оборонялись, и победитель, изъявляя
благоразумную кротость, уверил всех Россиян в безопасности и защите. Утружденное
войско его отдыхало целую зиму. Наградив щедро Полководцев, он жил в Бресте и
готовился к дальнейшим подвигам.
Как скоро весна наступила и земля покрылась
травою, Гедимин с новою бодростию выступил в поле, взял Овруч, Житомир, города
Киевские и шел к Днепру. В Киеве властвовал Станислав, один из потомков Св.
Владимира: он имел время призвать Моголов, соединился с Олегом Переяславским, с
изгнанным Князем Луцким Львом, с Романом Брянским; верстах в 25 от столицы, на
берегу Ирпени, встретил неприятеля и долго спорил о победе; но отборная дружина
Литовская, ударив сбоку на Россиян, смяла их. Олег положил голову на месте
битвы: Лев также. Станислав и Роман ушли в Рязань; а Гедимин, отдав всю добычу
воинам, осадил Киев. Еще жители не теряли надежды и мужественно отразили
несколько приступов; наконец, не видя помощи ни от Князя Станислава, ни от Татар
и зная, что Гедимин щадит побежденных, отворили ворота. Духовенство вышло со
крестами и вместе с народом присягнуло быть верным Государю Литовскому, который,
избавив Киев от ига Моголов, оставил там Наместником племянника своего, Миндова,
Князя голшанского, Верою Христианина, и скоро завоевал всю южную Россию до
Путивля и Брянска".
Сие повествование историка не весьма
основательного едва ли утверждено на каких-нибудь современных или достоверных
свидетельствах. Оно тем сомнительнее, что Баскаки Ханские, как видно из наших
летописей, до самого 1331 года находились в Киеве, где господствовал тогда не
Миндов, а Князь Российский. Не зная, когда именно Литовцы овладели странами
Днепровскими, знаем только, что Киев при Димитрии Донском уже был в их власти
(без сомнения и Черниговская область). Таким образом наше отечество утратило, и
надолго, свою древнюю столицу, места славных воспоминаний, где оно росло в
величии под щитом Олеговым, сведало Бога истинного посредством Св. Владимира,
прияло законы от Ярослава Великого и художества от Греков!.. Что касается до
Княжения Владимиро-Волынского, то оно, в противность ложному сказанию Литовского
Историка, вместе с Галициею еще несколько лет хранило свою независимость и силу.
Владетели его, Андрей и Лев, преставились около 1324 года. Об них-то Король
польский, Владислав Локетек, говорит в письме к папе Иоанну XXII: "Извещаю Ваше
святейшество о кончине двух последних Князей Российских, бывших для нас твердою
защитою от свирепости Татар. Сии жестокие враги Христианства без сомнения
пожелают ныне овладеть Россиею, смежною с нашими землями, и мы будем в
величайшей опасности". Но Андрей и Лев оставили малолетнего наследника, именем
Георгия, праправнука Даниилова. В дружеских Латинских грамотах к Великим
Магистрам Ордена Немецкого, скрепленных печатями Епископа, Княжеского пестуна и
Воевод Бельзского, Перемышльского, Львовского, Луцкого, он писался природным
Князем и Государем всей Малой России, обязываясь предохранять землю Рыцарей
от набега Моголов; употреблял печать Юрия Львовича, своего деда, и жил то в
Владимире, то во Львове. Бояре, в малолетстве его управляя Княжеством, не
дерзнули остановить гибельных для южной России успехов Литовского оружия,
довольные тем, что Гедимин не отнимал собственных областей у Георгия (Любартова
шурина, как вероятно) и надеясь, может быть, что сей честолюбивый завоеватель,
расширяя свои владения к востоку и сближаясь с Татарскими, обратит на себя
грозную силу Хана, или погибнет или счастливым противоборством ослабит ее; то и
другое следствие могло казаться благоприятным для нашего отечества.
Но хитрый Гедимин умел снискать дружбу Моголов;
по крайней мере никогда не воевал с ними и не платил им дани. Властвуя над
Литвою и завоеванною частию России, он именовал себя Великим Князем Литовским
и Российским, жил в Вильне, им основанной; правил новыми подданными
благоразумно, уважая их древние гражданские обыкновения, покровительствуя Веру
Греческую и не мешая народу зависеть в церковных делах от Митрополита
Московского; украшал новую столицу свою, ловил зверей в дремучих лесах и, желая
прекратить всегдашнюю, кровопролитную и бесполезную войну с Немецким Орденом,
писал к Папе Иоанну: "Одолевая Христиан в битвах, я не хочу истреблять Веры их,
а только защищаюсь от врагов, подобно всем другим Государям. Монахи
Доминиканские и Францисканские окружают меня: даю им волю учить и крестить людей
в моем государстве; сам верю Святой Троице, желаю повиноваться тебе, Главе
Церкви и Пастырю Царей; ручаюсь и за моих Вельмож: только усмири злобу Немцев",
и проч. Иоанн, обрадованный столь благословенным известием, отправил в Литву
Епископа Алетского Варфоломея, и Бернарда, Игумена Пюйского; но Гедимин, вновь
раздраженный неприятельскими действиями и вероломством Прусского Ордена, вдруг
переменил мысли, встретил Послов Иоанновых весьма немилостиво и сказал им: "Я не
знаю вашего Папы и знать не желаю. Исповедую Веру моих предков и не изменю ей до
гроба". Потупив глаза в землю, они должны были удалиться; и с того времени
Гедимин слыл в Европе коварным обманщиком. Впрочем, история отдает
справедливость многим его достохвальным делам и качествам. Он старался
образовать народ свой; дозволял Ганзейским купцам торговать в Литве без всякой
пошлины; призывал людей ремесленных, серебренников, каменщиков, механиков; на
десять лет освобождал всех новых поселенцев от дани, ручаясь им за безопасность
личную и целость собственности, которую они приобретут своим трудолюбием; давал
им гражданское право Риги и все возможные выгоды; построил для Христиан церкви в
Вильне и Новогородке и, не терпя Монахов, под видом набожности скрывающих злое
корыстолюбие и сердце развратное, любил Иноков добродетельных, не мешая им
распространять Веру Иисусову; любил хвалиться верностию своих обещаний и ставил
себя Христианам в пример честности. Сии обстоятельства известны нам по грамоте,
данной им в 1323 году Любекским, Ростокским, Штетинским и другим Немцам, за его
Княжескую печатию.
Нет сомнения, что вся древняя область Кривская,
или нынешняя Белоруссия, уже совершенно зависела от Гедимина; но, держась правил
умеренности в своем властолюбии, он не хотел изгнать тамошних Князей и,
довольствуясь их покорностию, оставлял им Уделы наследственные. Так (в 1326
году) с братом его, Воином, приезжали из Литвы в Новгород, для заключения мира,
Князь Полоцкий Василий и Минский Феодор Святославич, вероятно, потомки Св.
Владимира от племени Рогнедина сына, Изяслава.
Глава IX
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИОАНН ДАНИИЛОВИЧ, ПРОЗВАНИЕМ КАЛИТА. ГОДЫ 1328-1340
Северная Россия отдыхает. Москва глава России. Предсказание
Митрополита. Милость Хана к Иоанну. Великодушие Псковитян. Особенный Епископ во
Пскове. Происшествия Новогородские. Закамское серебро. Политика Новагорода. Хан
прощает Александра. Иоанн повелевает Князьями. Несчастие Александра. Мир с
Норвегиею. Неприязнь Шведов. Разбои Литовские. Ссора Иоаннова с Новымгородом.
Поход к Смоленску. Кончина и достоинства Иоанновы. Прозвание Калиты. Кремник.
Торг на Мологе. Завещание Великого Князя. Ярославская грамота. Судьба
Галича.
Летописцы говорят, что с восшествием Иоанна на
престол Великого Княжения мир и тишина воцарились в северной России; что Моголы
престали наконец опустошать ее страны и кровию бедных жителей орошать пепелища;
что Христиане на сорок лет опочили от истомы и насилий долговременных -
то есть Узбек и преемники его, довольствуясь обыкновенною данию, уже не посылали
Воевод своих грабить Великое Княжение, занятые делами Востока и внутренними
беспокойствами Орды или устрашаемые примером Твери, где Шевкал был жертвою
ожесточенного народа. Отечество наше сетовало в уничижении; головы Князей все
еще падали в Орде по единому мановению Ханов: но земледельцы могли спокойно
трудиться на полях, купцы ездить из города в город с товарами, Бояре
наслаждаться избытком; кони Татарские уже не топтали младенцев, девы хранили
невинность, старцы не умирали на снегу. Первое добро государственное есть
безопасность и покой; честь драгоценна для народов благоденствующих: угнетенные
желают только облегчения и славят Бога за оное.
Сия действительно благословенная по тогдашним
обстоятельствам перемена ознаменовала возвышение Москвы, которая со времен
Иоанновых сделалась истинною главою России. Мы видели, что и прежние Великие
Князья любили свои Удельные, или наследственные, города более Владимира,
совершая в нем только обряд восшествия на главный престол Российский: Димитрий
Александрович жил в Переславле Залесском, Михаил Ярославич в Твери; следуя той
же естественной привязанности к родине, Иоанн Даниилович не хотел выехать из
Москвы, где находилась уже и кафедра Митрополии: ибо Святой Петр, имев несколько
раз случай быть в сем городе, полюбил его красивое местоположение и доброго
Князя, оставил знаменитую столицу Андрея Боголюбского, правимую тогда уже одними
Наместниками Княжескими, и переселился к Иоанну. "Если ты, - говорил он Князю в
духе пророчества, как пишет Митрополит Киприан в житии Св. Петра, - если ты
успокоишь мою старость и воздвигнешь здесь храм, достойный Богоматери, то будешь
славнее всех иных Князей, и род твой возвеличится; кости мои останутся в сем
граде; святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плеща врагов
наших". Иоанн исполнил желание старца и в 1326 году, 4 августа, заложил в
Москве на площади первую церковь каменную во имя Успения
Богоматери, при великом стечении народа. Святой Митрополит, собственными руками
построив себе каменный гроб в ее стене, зимою преставился; над прахом его в
следующем году освятил сию церковь Епископ Ростовский, и новый Митрополит,
именем Феогност, родом Грек, основал свою кафедру также в Москве, к
неудовольствию других Князей: ибо они предвидели, что наследники Иоанновы, имея
у себя Главу Духовенства, захотят исключительно присвоить себе достоинство
Великокняжеское. Так и случилось, ко счастию России. В то время, когда она
достигла вышней степени бедствия, видя лучшие свои области отторженные Литвою,
все другие истерзанные Моголами, - в то самое время началось ее государственное
возрождение, и в городке, дотоле маловажном, созрела мысль благодетельного
Единодержавия, открылась мужественная воля прервать цепи Ханские, изготовились
средства независимости и величия государственного. Новгород знаменит бывшею в
нем колыбелию Монархии, Киев купелию Христианства для Россиян; но в Москве
спаслися отечество и Вера. - Сие время великих подвигов и славных усилий еще
далеко. Обратимся к происшествиям.
Первым делом Великого Князя было ехать в Орду
вместе с меньшим братом Александра Тверского, Константином Михайловичем, и с
чиновниками Новогородскими. Узбек признал Константина Тверским Князем; изъявил
милость Иоанну: но отпуская их, требовал, чтобы они представили ему Александра.
Вследствие того Послы Великого Князя и Новогородские, Архиепископ Моисей и
Тысячский Аврам, прибыв во Псков, именем отечества убеждали Александра явиться
на суд к Хану и тем укротить его гнев, страшный для всех Россиян. "И так вместо
защиты, - ответствовал Князь Тверской, - я нахожу в вас гонителей! Христиане
помогают неверным, служат им и предают своих братьев! Жизнь суетная и горестная
не прельщает меня: я готов жертвовать собою для общего спокойствия". Но добрые
Псковитяне, умиленные его несчастным состоянием, сказали ему единодушно:
"Останься с нами: клянемся, что тебя не выдадим; по крайней мере умрем с тобою".
Они велели Послам удалиться и вооружились. Так народ действует иногда по
внушению чувствительности, забывая свою пользу, и стремится на опасность,
плененный славою великодушия. Чем реже бывают сии случаи, тем они достопамятнее
в летописях. Разделяя с Новымгородом выгоды Немецкой торговли, Псковитяне
славились в сие время и богатством и воинственным духом. Под защитою высоких
стен они готовились к мужественной обороне и построили еще новую каменную
крепость в Изборске, на горе Жераве.
[1329 г.] Иоанн, боясь казаться Хану ослушником
или нерадивым исполнителем его воли, приехал в Новгород с Митрополитом и многими
Князьями Российскими, в числе коих находились и братья Александровы, Константин
и Василий, также Князь Суздальский, Александр Васильевич. Ни угрозы, ни воинские
приготовления Иоанновы не могли поколебать твердости Псковитян: в надежде, что
они одумаются, великий Князь шел медленно к их границам и чрез три недели
расположился станом близ Опоки; но видя, что надобно сражаться или уступить,
прибегнул к иному способу, необыкновенному в древней России: склонил Митрополита
наложить проклятие на Александра и на всех жителей Пскова, если они не
покорятся. Сия Духовная казнь, соединенная с отлучением от церкви, устрашила
народ. Однако ж граждане все еще не хотели предать несчастного сына Михаилова.
Сам Александр великодушно отказался от их помощи. "Да не будет проклятия на моих
друзьях и братьях ради меня! - сказал он им со слезами: - иду из вашего града,
освобождая вас от данной мне клятвы". Александр уехал в Литву, поручив им свою
печальную юную супругу. Горесть была общая: ибо они искренно любили его.
Посадник их, именем Солога, объявил Иоанну, что изгнанник удалился. Великий
Князь был доволен, и Митрополит, разрешив Псковитян, дал им благословение. Хотя
Иоанн в сем случае казался только невольным орудием Ханского гнева, но добрые
Россияне не хвалили его за то, что он, в угодность неверным, гнал своего
родственника и заставил Феогноста возложить церковное проклятие на усердных
Христиан, коих вина состояла в великодушии. - Новогородцы также неохотно
участвовали в сем походе и спешили домой, чтобы смирить Немцев и Князей
Устюжских: первые убили в Дерпте их Посла, а вторые купцев и промышленников на
пути в землю Югорскую. Летописцы не говорят, каким образом Новогородское
Правительство отмстило за то и другое оскорбление.
[1330-1332 гг.] Страх, наведенный Иоанном на
Псков, не имел желаемого действия: ибо Александр, принятый дружелюбно Гедимином
Литовским, обнадеженный им в защите и влекомый сердцем к добрым Псковитянам,
чрез 18 месяцев возвратился. Они приняли его с радостию и назвали своим Князем;
то есть отложились от Новагорода и, выбрав даже особенного для себя Епископа,
именем Арсения, послали его ставиться к Митрополиту, бывшему тогда в Волынии.
Александр Михайлович и сам Гедимин убеждали Феогноста исполнить волю Псковитян;
однако ж Митрополит с твердостию отказал им и в то же время - с Епископами
Полоцким, Владимирским, Галицким, Перемышльским, Хелмским - посвятил
Архиепископа Василия, избранного Новогородцами, коего Епархия, согласно с
древним обыкновением, долженствовала заключать в себе и Псковскую область.
Гедимин стерпел сие непослушание от Митрополита, уважая в нем Главу Духовенства,
но хотел перехватить Архиепископа Василия и Бояр Новогородских на их возвратном
пути из Волыни, так что они едва могли спастися, избрав иную дорогу, и
принуждены были откупиться от Киевского неизвестного нам Князя Феодора, который
гнался за ними до Чернигова с Татарским Баскаком.
Между тем как Иоанн, частыми путешествиями в
Орду доказывая свою преданность Хану, утверждал спокойствие в областях Великого
Княжения, Новгород был в непрестанном движении от внутренних раздоров, или от
внешних неприятелей, или ссорясь и мирясь с Великим Князем. Зная, что
Новогородцы, торгуя на границах Сибири, доставали много серебра из-за Камы,
Иоанн требовал оного для себя и, получив отказ, вооружился, собрал всех Князей
Низовских, Рязанских; занял [в 1333 г.] Бежецк, Торжок и разорял окрестности.
Тщетно Новогородцы звали его к себе, чтобы дружелюбно прекратить взаимное
неудовольствие: он не хотел слушать Послов, и сам Архиепископ Василий, ездив к
нему в Переславль, не мог его умилостивить. Новогородцы давали Великому Князю
500 рублей серебра, с условием, чтобы он возвратил села и деревни, беззаконно им
приобретенные в их области; но Иоанн не согласился и в гневе уехал тогда к Хану.
Сия опасность заставила Новогородцев
примириться с Князем Александром Михайловичем. Уже семь лет Псковитяне не видали
у себя Архипастыря: Святитель Василий, забыв их строптивость, приехал к ним с
своим Клиросом, благословил народ, чиновников и крестил сына у Князя. Желая
иметь еще надежнейшую опору, Новогородцы подружились с Гедимином, несмотря на
то, что он в сие время вступил в родственный союз с Иоанном Данииловичем, выдав
за его сына, юного Симеона, дочь или внуку свою Августу (названную в крещении
Анастасиею). Еще в 1331 году (как рассказывает один Летописец) Гедимин,
остановив Архиепископа Василия и Бояр Новогородских, ехавших в Волынию, принудил
их дать ему слово, что они уступят Нариманту, его сыну, Ладогу с другими местами
в вечное и потомственное владение. Обстоятельство весьма сомнительное: в
достовернейших летописях нет оного; и могло ли обещание, вынужденное насилием,
быть действительным обязательством? Гораздо вероятнее, что Гедимин единственно
изъявил Новогородцам желание видеть Нариманта их Удельным Князем, обещая им
защиту, или они сами вздумали таким образом приобрести оную, опасаясь Иоанна
столь же, сколько и внешних врагов: политика не весьма согласная с общим благом
Государства Российского; но заботясь исключительно о собственных выгодах -
думая, может быть, и то, что Россия, истерзанная Моголами, стесняемая Литвою,
должна скоро погибнуть, Новогородцы искали способ устоять в ее падении с своею
гражданскою вольностию и частным избытком. Как бы то ни было, Наримант, дотоле
язычник, известил Новогородцев, что он уже Христианин и желает поклониться
Святой Софии. Народное Вече отправило за ним послов и, взяв с него клятву
быть верным Новогороду, отдало ему Ладогу, Орехов, Кексгольм, всю землю
Корельскую и половину Копорья в отчину и в дедину, с правом
наследственным для его сыновей и внуков. Сие право состояло в судебной и
воинской власти, соединенной с некоторыми определенными доходами.
[1334-1335 гг.] Однако ж Новогородцы все еще
старались утишить гнев Великого Князя и наконец в том успели посредством,
кажется, Митрополита Феогноста, с коим деятельный Архиепископ Василий имел
свидание в Владимире. Иоанн, возвратясь из Орды в Москву, выслушал милостиво их
Послов и сам приехал в Новгород. Все неудовольствия были преданы забвению. В
знак благоволения за оказанную ему почесть и приветливость жителей, умевших
иногда ласкать Князя, Иоанн позвал в Москву Архиепископа и главных их
чиновников, чтобы за роскошное угощение отплатить им таким же.
В сих взаимных изъявлениях доброжелательства он
согласился с Новогородцами вторично изгнать Александра Михайловича из России и
смирить Псковитян, исполняя волю Татар или следуя движению личной на него злобы.
Условились в мерах, но отложили поход до иного времени.
Спокойные с одной стороны, Новогородцы искали
врагов в стенах своих. Еще и прежде, сменяя Посадника, народ ограбил домы и села
некоторых Бояр: в сем году река Волхов была как бы границею между двумя
неприятельскими станами. Несогласие в делах внутреннего правления, основанного
на определениях Веча или на общей воле граждан, естественным образом рождало сии
частые мятежи, бывающие главным злом свободы, всегда беспокойной и всегда
любезной народу. Половина жителей восстала на другую; мечи и копья сверкали на
обоих берегах Волхова. К счастию, угрозы не имели следствия кровопролитного, и
зрелище ужаса скоро обратилось в картину трогательной братской любви.
Примиренные ревностию благоразумных посредников, граждане дружески обнялися на
мосту, и скромный Летописец, умалчивая о вине сего междоусобия, говорит только,
что оно было доказательством и гнева и милосердия Небесного, ибо прекратилось
столь счастливо - хотя и ненадолго. Чрез несколько времени опять упоминается в
Новогородской летописи о возмущении, в коем пострадал один Архимандрит, запертый
и стрегомый народом в церкви как в темнице.
[1337 г.] Согласие с Великим Князем было
вторично нарушено походом его войска в Двинскую область. Истощая казну свою
частыми путешествиями в корыстолюбивую Орду и видя, что Новогородцы не
расположены добровольно поделиться с ним сокровищами Сибирской торговли, он
хотел вооруженною рукою перехватить оные. Полки Иоанновы шли зимою: изнуренные
трудностями пути и встреченные сильным отпором двинских чиновников, они не имели
успеха и возвратились, потеряв множество людей. Сие неприятельское действие
заставило Новогородцев опять искать дружбы Псковитян чрез их общего Духовного
Пастыря: Архиепископ Василий отправился во Псков; но жители, считая Новогородцев
своими врагами, уже не хотели союза с ними: приняли Владыку холодно и не дали
ему обыкновенной так называемой судной пошлины, или десятой части из
судебных казенных доходов. Напрасно Василий грозил чиновникам именем Церкви и,
следуя примеру Митрополита Феогноста, объявил проклятие всему их городу.
Псковитяне на сей раз выслушали оное спокойно, и разгневанный Архиепископ уехал,
видя, что они не верят действию клятвы, внушенной ему корыстолюбием или
Политикою и несогласной с духом Христианства.
Впрочем, Великий Князь, испытав неудачу,
оставил Новогородцев в покое, встревоженный переменою в судьбе Александра
Михайловича. Жив около десяти лет во Пскове, Александр непрестанно помышлял о
своей отчизне и средствах возвратиться с безопасностию в ее недра. "Если умру в
изгнании, - говорил он друзьям, - то и дети мои останутся без наследия".
Псковитяне любили его, но сила не соответствовала их усердию: он предвидел, что
Новогородцы не откажутся от древней власти над ними, воспользуются первым
случаем смирить сих ослушников, выгонят его или оставят там из милости своим
Наместником. Покровительство Гедимина не могло возвратить ему Тверского
престола: ибо сей Литовский Князь избегал войны с Ханом. Александр мог бы
обратиться к Великому Князю; но, будучи им издавна ненавидим, надеялся скорее
умилостивить грозного Узбека и послал к нему юного сына своего, Феодора, который
(в 1336 году) благополучно возвратился в Россию с Послом Могольским. Привезенные
вести были таковы, что Александр решился сам ехать в Орду и, взяв заочно
благословение от Митрополита Феогноста, отправился туда с Боярами. Его
немедленно представили Узбеку. "Царь верховный! - сказал он Хану с видом
покорности, но без робости и малодушия: - я заслужил гнев твой и вручаю тебе мою
судьбу. Действуй по внушению Неба и собственного сердца. Милуй или казни: в
первом случае прославлю Бога и твою милость. Хочешь ли головы моей? Она пред
тобою". Свирепый Хан смягчился, взглянул на него милостиво и с удовольствием
объявил Вельможам своим, что "Князь Александр смиренною мудростию избавляет себя
от казни". Узбек, осыпав его знаками благоволения, возвратил ему достоинство
Князя Тверского.
[1338 г.] Александр с восхищением прибыл в свою
отечественную столицу, где братья и народ встретили его с такою же искреннею
радостию. Тверь, в 1327 году опустошенная Моголами, уже возникла из своего пепла
трудами и попечением Константина Михайловича; рассеянные жители собралися, и
церкви, вновь украшенные их ревностию к святыне, сияли в прежнем велелепии.
Добрый Константин, восстановитель сего княжения, охотно сдал правление старшему
брату, коего безрассудная пылкость была виною столь великого несчастия, и желал,
чтобы он превосходством опытного ума своего возвратил их отчизне знаменитость и
силу, приобретенные во дни Михаиловы. Александр призвал супругу и детей из
Пскова, велев объявить его добрым гражданам вечную благодарность за их любовь, и
надеялся жить единственно для счастия подданных. Но судьба готовила ему иную
долю.
Благоразумный Иоанн - видя, что все бедствия
России произошли от несогласия и слабости Князей - с самого восшествия на
престол старался присвоить себе верховную власть над Князьями древних Уделов
Владимирских и действительно в том успел, особенно по кончине Александра
Васильевича Суздальского, который, будучи внуком старшего сына Ярославова, имел
законное право на достоинство Великокняжеское, и хотя уступил оное Иоанну,
однако ж, господствуя в своей частной области, управлял и Владимиром: так
говорит один Летописец, сказывая, что сей Князь перевез было оттуда и древний
Вечевой колокол Успенской Соборной церкви в Суздаль, но возвратил оный,
устрашенный его глухим звоном. Когда ж Александр (в 1333 году) преставился
бездетным, Иоанн не дал Владимира его меньшему брату, Константину Васильевичу,
и, пользуясь благосклонностию Хана, начал смелее повелевать Князьями; выдал дочь
свою за Василия Давидовича Ярославского, другую за Константина Васильевича
Ростовского и, действуя как глава России, предписывал им законы в собственных их
областях. Так Московский Боярин, или Воевода, именем Василий Кочева,
уполномоченный Иоанном, жил в Ростове и казался истинным Государем: свергнул
тамошнего Градоначальника, старейшего Боярина Аверкия; вмешивался в суды, в
расправу; отнимал и давал имение. Народ жаловался, говоря, что слава Ростова
исчезла; что Князья его лишились власти и что Москва тиранствует! Самые
Владетели Рязанские долженствовали следовать за Иоанном в походах; а Тверь,
сетуя в развалинах и сиротствуя без Александра Михайловича, уже не смела
помышлять о независимости. Но обстоятельства переменились, как скоро сей Князь
возвратился, бодрый, деятельный, честолюбивый. Быв некогда сам на престоле
Великокняжеском, мог ли он спокойно видеть на оном врага своего? Мог ли не
думать о мести, снова уверенный в милости Ханской? Владетели Удельные хотя и
повиновались Иоанну, но с неудовольствием, и рады были взять сторону Тверского
Князя, чтобы ослабить страшное для них могущество первого: так и поступил
Василий Ярославский, начав изъявлять недоброжелательство тестю и заключив союз с
Александром. Боясь утратить первенство, и лестное для властолюбия, и нужное для
спокойствия Государства, Иоанн решился низвергнуть опасного совместника.
В сие время многие Бояре Тверские, недовольные
своим Государем, переехали в Москву с семействами и слугами: что было тогда не
бесчестною изменою, но делом весьма обыкновенным. Произвольно вступая в службу
Князя великого или Удельного, Боярин всегда мог оставить оную, возвратив, ему
земли и села, от него полученные. Вероятно, что Александр, быв долгое время вне
отчизны, возвратился туда с новыми любимцами, коим старые Вельможи завидовали:
например, мы знаем, что к нему выехал из Курляндии во Псков какой-то знаменитый
Немец, именем Доль, и сделался первостепенным чиновником двора его. Сие могло
быть достаточным побуждением для Тверских Бояр искать службы в Москве, где они
без сомнения не старались успокоить Великого Князя в рассуждении мнимых или
действительных замыслов несчастного Александра Михайловича.
[1339 г.] Иоанн не хотел прибегнуть к оружию,
ибо имел иное безопаснейшее средство погубить Тверского Князя: отправив юного
сына, Андрея, к Новогородцам, чтобы прекратить раздор с ними, он спешил в Орду и
взял с собою двух старших сыновей, Симеона и Иоанна, представил их величавому
Узбеку как будущих надежных, ревностных слуг его рода; искусным образом льстил
ему, сыпал дары и, совершенно овладев доверенностию Хана, мог уже смело
приступить к главному делу, то есть к очернению Тверского Князя. Нет сомнения,
что Иоанн описал его закоснелым врагом Моголов, готовым возмутить против него
всю Россию и новыми неприятельскими действиями изумить легковерное милосердие
Узбеково. Царь, устрашенный опасностию, послал звать в Орду Александра, Василия
Ярославского и других Князей Удельных, коварно обещая каждому из них, и в
особенности первому, отменные знаки милости. Иоанн же, чтобы отвести от себя
подозрение, немедленно возвратился в Москву ожидать следствий.
Хотя Посол Татарский всячески уверял Александра
в благосклонном к нему расположении Узбековом, однако ж сей Князь, опасаясь злых
внушений Иоанновых в Орде, послал туда наперед сына своего, Феодора, чтобы
узнать мысли Хана; но, получив вторичный зов, должен был немедленно
повиноваться. Мать, братья, Вельможи, граждане трепетали, воспоминая участь
Михаилову и Димитриеву. Казалось, что самая природа остерегала несчастного
Князя: в то время, как он сел в ладию, зашумел противный ветер, и гребцы едва
могли одолеть стремление волн, которые несли оную назад к берегу. Сей случай
казался народу бедственным предзнаменованием. Василий Михайлович проводил брата
за несколько верст от города; а Константин лежал тогда в тяжкой болезни:
чувствительный Александр всего более жалел о том, что не мог дождаться его
выздоровления. - Вместе с Тверским Князем поехали в Орду Роман Михайлович
Белозерский и двоюродный его брат, Василий Давидович Ярославский. Ненавидя
последнего и зная, что он будет защищать Александра перед Ханом, Великий Князь
тайно отправил 500 воинов схватить его на пути; но Василий отразил их и ехал в
Орду с намерением жаловаться Узбеку на Иоанна, своего тестя.
Юный Феодор Александрович, встретив родителя в
Улусах, со слезами известил его о гневе Хана. "Да будет воля Божия!" - сказал
Александр и понес богатые дары Узбеку и всему его двору. Их приняли с мрачным
безмолвием. Прошел месяц: Александр молился Богу и ждал суда. Некоторые Вельможи
Татарские и Царица вступались за сего Князя; но прибытие в Орду сыновей
Иоанновых решило дело: Узбек, подвигнутый ими или друзьями хитрого их отца, без
всяких исследований объявил, что мятежный, неблагодарный Князь Тверской должен
умереть. Еще Александр надеялся: ждал вестей от Царицы и, сев на коня, спешил
видеть своих доброжелателей; узнав же, что казнь его неминуема, возвратился
домой, вместе с сыном причастился Святых Таин, обнял верных слуг и бодро вышел
навстречу к убийцам, которые, отрубив голову ему и юному Феодору, розняли их
по составам. Сии истерзанные остатки несчастных Князей были привезены в
Россию, отпеты в Владимире Митрополитом Феогностом и преданы земле в Тверской
Соборной церкви, подле Михаила и Димитрия: четыре жертвы Узбекова тиранства,
оплаканные современниками и отмщенные потомством! Никто из Ханов не умертвил
столько Российских Владетелей, как сей: в 1330 году он казнил еще Князя
Стародубского, Феодора Михайловича, думая, что сии страшные действия гнева
Царского утвердят господство Моголов над Россиею. Оказалось следствие противное,
и не Хан, но великий Князь воспользовался бедственною кончиною Александра,
присвоив себе верховную власть над Тверским Княжением: ибо Константин и Василий
Михайловичи уже не дерзали ни в чем ослушаться Иоанна и как бы в знак своей
зависимости должны были отослать в Москву вещь по тогдашнему времени важную:
Соборный колокол отменной величины, коим славились Тверитяне. Узбек не знал, что
слабость нашего отечества происходила от разделения сил оного и что, способствуя
единовластию Князя Московского, он готовит свободу России и падение Царства
Капчакского.
Новогородцы, столь безжалостно отвергнув
Александра в несчастии и способствовав его изгнанию, тужили о погибели сего
Князя: ибо предвидели, что Иоанн, не имея опасного соперника, будет менее
уважать их вольность. Между тем они старались обеспечить себя со стороны внешних
неприятелей. Мир, в 1323 году заключенный со Шведами, продолжался около
пятнадцати лет. Король Магнус, владея тогда Норвегиею, распространил его и на
сию землю, нередко тревожимую Новогородцами, которые издавна господствовали в
восточной Лапландии. Так они, по летописям Норвежским, в 1316 и 1323 году
опустошили, пределы Дронтгеймской области, и Папа Иоанн XXII уступил Магнусу
часть церковных доходов, чтобы он мог взять действительнейшие меры для защиты
своих границ северных от Россиян. Вельможа сего Короля, именем Гаквин, в 1326
году, Июня 3, подписал в Новегороде особенный мирный договор, по коему Россияне
и Норвежцы на десять лет обещались не беспокоить друг друга набегами,
восстановить древний рубеж между обоюдными владениями, забыть прежние обиды и
взаимно покровительствовать людей торговых. Но в 1337 году Шведы нарушили мир:
дали убежище в Выборге мятежным Российским Корелам; помогли им умертвить купцев
Ладожских, Новогородских и многих Христиан Греческой Веры, бывших в Корелии;
грабили на берегах Онежских, сожгли предместие Ладоги и хотели взять Копорье. В
сей опасности Новогородцы увидели худое к ним усердие Нариманта и бесполезность
оказанной ему чести: еще и прежде (в 1335 году) - несмотря на его княжение в их
области и на родственный союз Иоаннов с Гедимином - шайки Литовских разбойников
злодействовали в пределах Торжка: за что Великий Князь приказал своим Воеводам
сжечь в соседственной Литве несколько городов: Рясну, Осечен и другие,
принадлежавшие некогда к Полоцкому Княжению. Хотя сии неприятельские действия
тем и кончились, однако ж доказывали, что дружба Гедимина с Россиянами была
только мнимая. Когда же Новогородцы, встревоженные нечаянною ратию Шведскою,
потребовали Нариманта (бывшего тогда в Литве) предводительствовать их войском,
он не хотел ехать к ним и даже вывел сына своего, именем Александра, из Орехова,
оставив там одного Наместника. Но Шведы имели более дерзости, нежели силы: гордо
отвергнув благоразумные предложения Новогородского Посадника Феодора, ушли от
Копорья и не могли защитить самых окрестностей Выборга, где Россияне истребили
все огнем и мечем. Скоро начальник сей крепости дал знать Новогородцам, что
предместник его сам собою начал войну и что Король желает мира. Написали
договор, согласный с Ореховским и через несколько месяцев клятвенно утвержденный
в Лунде, где Послы Российские нашли Магнуса. Они требовали еще, чтобы Шведы
выдали им всех беглых Корелов; но Магнус не согласился, ответствуя, что сии люди
уже приняли Веру Латинскую и что их число весьма невелико. "Корелы, - сказал он,
- бывают обыкновенно виною раздоров между нами; и так возьмем строгие меры для
отвращения сего зла: впредь казните без милости наших беглецов; а мы будем
казнить ваших, чтобы они своими злобными наветами не мешали нам жить в
согласии".
Окончив дело с Шведами, Новогородцы отправили
обыкновенную Ханскую дань к Иоанну; но Великий Князь, недовольный ею, требовал с
них еще вдвое более серебра, будто бы для Узбека. Они ссылались на договорные
грамоты и на древние Ярославовы, по коим отечество их свободно от всяких
чрезвычайных налогов Княжеских. "Чего не бывало от начала мира, того и не будет,
- ответствовал народ Послам Московским: - Князь, целовав святой крест в
соблюдении наших уставов, должен исполнить клятву". Прошло несколько времени:
Великий Князь ждал вестей из Орды. Когда же Хан отпустил его сыновей с честию и
всех других Князей с грозным повелением слушаться Московского: тогда Иоанн
объявил гнев Новугороду и вывел оттуда своих Наместников, думая, подобно Андрею
Боголюбскому, что время унизить гордость сего величавого народа и решить вечную
прю его вольности со властию Княжескою. К счастию Новогородцев, он должен был
обратить силы свои к иной цели.
Хотя мы не видим по летописям, чтобы Князья
Смоленские когда-нибудь ездили в Орду и платили ей дань: но сему причиною то,
что повествователи наших государственных деяний, жив в других областях, вообще
редко упоминают о Смоленске и его происшествиях. Возможно ли, чтобы Княжение,
столь малосильное, одно в России спаслося от ига, когда и Новгород, еще
отдаленнейший, долженствовал повиноваться Царю Капчакскому? В Смоленске
господствовал тогда Иоанн Александрович, внук Глебов, с коим Димитрий, Князь
Брянский, в 1334 году имел войну. Татары помогали Димитрию; однако ж ни в чем не
успели, и Князья, пролив много крови, заключили мир. Вероятно, что Хан не
участвовал в предприятии Димитрия и что сему последнему служила за деньги одна
вольница Татарская; но Иоанн Александрович ободрился счастливым опытом своего
мужества и, вступив в союз с Гедимином, захотел, кажется, совершенной
независимости. По крайней мере Узбек объявил его мятежником, отрядил в Россию
Могольского Воеводу, именем Товлубия, и дал [в 1340 г.] повеление всем нашим
Князьям идти на Смоленск. Владетель Рязанский, Коротопол, выступил с одной
стороны, а с другой сильная рать Великокняжеская. Под знаменами Московскими шли
Константин Васильевич Суздальский, Константин Ростовский, Иоанн Ярославич
Юрьевский, Князь Иоанн Друцкий, выехавший из Витебской области, и Феодор
Фоминский, Князь Смоленского Удела. Не имея особенной склонности к воинским
действиям, Иоанн Даниилович остался в столице и вверил начальство двум своим
Воеводам. Казалось, что соединенные полки Моголов и Князей Российских должны
были одним ударом сокрушить державу Смоленскую; но, подступив к городу, они
только взглянули на стены и, не сделав ничего, удалились! Вероятно, что Россияне
не имели большого усердия истреблять своих братьев и что Воевода Узбеков,
смягченный дарами Смолян, взялся умилостивить Хана.
Сим заключилось достопамятное правление Иоанна
Данииловича: остановленный в важных его намерениях внезапным недугом, он
променял Княжескую одежду на мантию Схимника и кончил жизнь в летах зрелого
мужества, указав наследникам путь к единовластию и к величию. Но справедливо
хваля Иоанна за сие государственное благодеяние, простим ли ему смерть
Александра Тверского, хотя она и могла утвердить власть Великокняжескую? Правила
нравственности и добродетели святее всех иных и служат основанием истинной
Политики. Суд Истории, единственный для Государей - кроме суда Небесного, - не
извиняет и самого счастливого злодейства: ибо от человека зависит только дело, а
следствие от Бога.
Несмотря на коварство, употребленное Иоанном к
погибели опасного совместника, Москвитяне славили его благость и, прощаясь с ним
во гробе, орошаемом слезами народными, единогласно дали ему имя Собрателя
земли Русской и Государя-отца: ибо сей Князь не любил проливать крови в
войнах бесполезных, освободил Великое Княжение от грабителей внешних и
внутренних, восстановил безопасность собственную и личную, строго казнил татей и
был вообще правосуден. Жители других областей Российских, от него независимых,
завидовали устройству, тишине Иоанновых, будучи волнуемы злодействами малодушных
Князей или граждан своевольных: так в Козельске один из потомков Михаила
Черниговского, Князь Василий Пантелеймонович, умертвил дядю родного Андрея
Мстиславича; так Владетель Рязанский, Коротопол, возвращаясь из Орды перед
Смоленским походом, схватил по дороге родственника своего, Александра
Михайловича Пронского, ехавшего к Хану с данию, ограбил его и лишил жизни в
нынешней Рязани; так Брянцы, вследствие мятежного Веча, умертвили (в 1340 году)
Князя Глеба Святославича, в самый великий для Россиян праздник, в день Св.
Николая, несмотря на все благоразумные убеждения бывшего там Митрополита
Феогноста.
Отменная набожность, усердие к строению храмов
и милосердие к нищим не менее иных добродетелей помогли Иоанну в снискании любви
общей. Он всегда носил с собою мешок, или калиту, наполненную деньгами
для бедных: отчего и прозван Калитою. Кроме собора Успенского им
построены еще каменный Архангельский (где стояла его гробница и где с того
времени погребали всех Князей Московских), церковь Иоанна Лествичника (на
площади Кремлевской) и Св. Преображения, древнейшая из существующих ныне и
бывшая тогда Архимандритиею, которую основал еще отец Иоаннов на берегу
Москвы-реки при созданной им деревянной церкви Св. Даниила: Иоанн же перевел сию
обитель к своему дворцу, любил более всех иных, обогатил доходами; кормил,
одевал там нищих и в ней постригся пред кончиною. - Украшая столицу каменными
храмами, он окружил ее (в 1339 году) дубовыми стенами и возобновил сгоревший в
его время Кремник, или Кремль, бывший внутреннею крепостию или, по
старинному именованию, детинцем. В княжение Иоанна два раза горела
Москва; были и другие несчастия: ужасное наводнение от сильного дождя и голод,
названный в летописях рослою рожью. Но подданные, облаготворенные
деятельным, отеческим правлением Калиты, не смели жаловаться на бедствия
случайные и славили его счастливое время.
Тишина Иоаннова княжения способствовала
обогащению России северной. Новгород, союзник Ганзы, отправлял в Москву и в
другие области работу Немецких фабрик. Восток, Греция, Италия (чрез Кафу и
нынешний Азов) присылали нам свои товары. Уже купцы не боялись в окрестностях
Владимира или Ярославля встретиться с шайками Татарских разбойников: милостивые
грамоты Узбековы, данные Великому Князю, служили щитом для путешественников и
жителей. Открылись новые способы мены, новые торжища в России: так в Ярославской
области, на устье Мологи, где существовал Холопий городок, съезжались
купцы Немецкие, Греческие, Италиянские, Персидские, и казна в течение летних
месяцев собирала множество пошлинного серебра, как уверяет один писатель XVII
века: бесчисленные суда покрывали Волгу, а шатры - прекрасный, необозримый луг
Моложский, и народ веселился в семидесяти питейных домах. Сия ярмонка слыла
первою в России до самого XVI столетия.
Добрая слава Калиты привлекла к нему людей
знаменитых: из Орды выехал в Москву Татарский Мурза Чет, названный в крещении
Захариею, от коего произошел царь Борис Федорович Годунов; а из Киева Вельможа
Родион Несторович, предок Квашниных, который был вызван Иоанном еще во время
Михаила Тверского и привел с собою 1700 Отроков или Детей Боярских. Летописец
рассказывает, что сей Родион, возведенный Московским Князем на первую степень
Боярства, возбудил зависть во всех других Вельможах; что один из них, Акинф
Гаврилович, не хотев уступить ему старшинства, бежал к Михаилу Тверскому, с
сыновьями своими, оставив в челядне, или в людской избе, новорожденного
внука Михаила, прозванного Челяднею, что усердный Родион спас Иоанна
Данииловича в битве с Тверитянами под городом Переславлем, в 1304 году, зашедши
им в тыл, и, собственною рукою отрубив голову Акинфу, привез оную на копье к
Князю; что Иоанн наградил его половиною Волока, а Родион отнял другую у
Новогородцев, выгнав их Наместника, и получил за то от Великого Князя еще иную
волость в окрестностях реки Восходни. Сии обстоятельства прописаны также в
челобитной Квашнина, поданной Царю Иоанну Васильевичу на Бутурлиных, потомков
Боярина Акинфа, во время несчастных споров о Боярском старейшинстве.
Древняя Русская пословица: близ Царя, близ
смерти, родилась, думаю, тогда, как наше отечество носило цепи Моголов.
Князья ездили в Орду как на Страшный суд: счастлив, кто мог возвратиться с
милостию Царскою или по крайней мере с головою! Так Иоанн Даниилович, в начале
своего Великокняжения отправляясь к Узбеку, написал завещание и распорядил
наследие между тремя сыновьями и супругою, именем Еленою, которая преставилась
Монахинею в 1332 году. Сия древнейшая из подлинных Духовных грамот Княжеских,
нам известных, свидетельствует, какие города принадлежали тогда к Московской
области и как велико было достояние Князей. После обыкновенных слов: "Во имя
Отца и Сына и Святого Духа", Иоанн говорит: "Не зная, что Всевышний готовит мне
в Орде, куда еду, оставляю сию душевную грамоту, написанную мною
добровольно, в целом уме и совершенном здравии. Приказываю, в случае смерти,
сыновьям моим город Москву: отдаю Симеону Можайск, Коломну с волостями; Ивану
Звенигород и Рузу; Андрею Лопастну, Серпухов, Перемышль; Княгине моей с меньшими
детьми села, бывшие в ее владении" (следуют имена их)... "также оброк
городских волостей, а купеческие пошлины, в оных собираемые, остаются
доходом наших сыновей. Ежели Татары отнимут волость или село у кого из вас,
любезные дети, то вы обязаны снова уравнять свои части или Уделы. Люди
численые" - то есть вольные, окладные, платившие дань
государственную - "должны быть под общим вашим ведением; а в раздел идут
единственно купленные мною. Еще при жизни дал я сыну Симеону из золота четыре
цепи, три пояса, две чаши, блюдо с жемчугом и два ковша, а серебром три блюда;
Ивану из золота четыре цепи, два пояса с жемчугом и с каменьями, третий
сердоликовый, два ковша, две круглые чаши, а серебром три блюда; Андрею из
золота четыре цепи, пояс фряжский жемчужный, другой с крюком на червленом шелку,
третий Ханский, два ковша, две чарки, а серебром три блюда. Золото Княгинино
отдал я дочери Фетинье: четырнадцать колец, новый сделанный мною складень,
ожерелье матери ее, чело и гривну; а мое собственное золото и коробочку
золотую отказываю Княгине своей с меньшими детьми. Из одежд моих назначаю
Симеону шубу червленую с жемчугом и шапку золотую, Ивану желтую объяринную шубу
с жемчугом и мантию с бармами, Андрею шубу соболью с наплечками, низанными
жемчугом, и портище алое с нашитыми бармами; а две новые шубы, низанные
жемчугом, меньшим детям, Марье и Федосье. Серебряные поясы и другие
одежды мои раздать священникам, а 100 рублей, оставленных мною у казначея, по
церквам. Большое серебряное блюдо о четырех кольцах отослать в храм Владимирской
Богоматери. Прочее серебро и Княжеские стада - кроме двух, отданных мною Симеону
и Ивану - разделить моей супруге и детям. Тебе, Симеон, как старшему, приказываю
меньших братьев и Княгиню с дочерьми: