Главная » Книги

Максимович Михаил Александрович - Дни и месяцы украинского селянина, Страница 2

Максимович Михаил Александрович - Дни и месяцы украинского селянина


1 2 3

я, например:
  
   "Дѣду мôй, свѣте мôй,
   Шовковая борода"!
  
   Что касается до подбривания головы, то старобытные козаки, особенно Запорожские, оставляли и лелеяли на голове чуб, по образу Святослава Хороброго (12), легко ходившего в войнах, - аки Пардус, и сложившего свою чубатую голову у Днепровских порогов, с наступлением весны 972 года. В некоторых приднепровских местах еще и теперь козаки, особенно молодые, ходят в чубах или оселéдцях. Но господствующее ныне в Украинском народе подбривание головы в чуприну распространилось, кажется, в 17 м веке, в подражание обычаю польскому. Заднепровский козак, написавший в том веке летопись, названую летописью Самовидца (1846, см. стр. 12), говорит, что в 1648 году на Украйне "ремесники молодые головы собѣ голили по польску, чуприну пускаючи на верх головы".
   У Святославова внука, Ярослава Владимировича, христианское имя было Георгий, и он, с 1032 года, строя города по реке Роси, поставил там город Юрьев, при котором была и особая Юрьевская епархия (известная с 1072 года и до нашествия Батыева). А в последние годы своего княжения, Ярослав поставил в Киеве церковь с монастырем, во имя св. Георгия, пред воротами Софийского храма. По ее освящении митрополитом Иларионом 26 го ноября, Ярослав "заповеда по всей Руси творити праздник св. Георгия месяца ноября 26 й день" (13). И таким образом учрежден тогда на Руси праздник св. Георгия осеннего.
   В позднейшие века тоже воздвигались церкви и обители во имя св. Победоносца - в разных местах Украины. Так в 17 м веке под Золотоношею, на островку, похожем на скирду сена и называемом Красною Горкою, возник небольшой скиток, с маленькою плетневою церковью во имя св. Георгия. Старанием Золотоношского сотника Войци Сербина и земляка его, Переяславского полковника, Дмитрия Григорьевича Раича (или Думитрашка Райче), тот скиток был обращен (около 1687 г.) в монастырь Красногорский. В Киевском Выдубицком монастыре Стародубовский полковник Михайло Миклашевский 1696 года построил своим иждивением каменную церковь св. Георгия; и с той поры там собирается в Юрьев день народное гулянье. А здесь, на Днепровском побережье, верстах в 12 выше Супоя, над селом Бубновскою слободкою, есть древнее Городище, весьма искусно устроенное на углу крутого и глубокого яра. На это замечательное место, с которого открывается такой живописный простор и в степ и на Днепр, и на гористое Заднепровье, в Юрьев день издавна поселяне окрестных сел сходятся на гулянье; а по какому случаю повелось оно, неизвестно. В рассказах об этом городище нет ничего особенного, ему исключительно принадлежащего, а только общая обо всех подобных местах молва, что тут была некогда церковь, ушедшая в землю.... В этой повсеместной молве, переходящей из рода в род, не отзывается ли та предковечная быль, что все эти рóбленые могилы и городища, так знаменательно выдающиеся по Украинским степям, возникли первоначально как молитвенные храмы того народа, который впоследствии перешел в баснословные рассказы Украинцев о Вéлетнях и других первожителях земли Южнорусской, и от которого прочие степные могилы, круглые и острые, остались, как памятники надгробные? Так, на левой стороне Трубежа, под Переяславом, есть круглая могила Свидова, о которой говорят в народе, что она насыпана над Вéлетнем Свидом.
   К числу забав Юрьевского гулянья на Бубновском городище принадлежит катанье красных яиц, столь любимое по всей Руси. Во многих местах Украины девчата, после обеда в Юрьев день, выходят катать крашанки в поле на житáх, и там закапывают их в землю до начатия жатвы.

-----

III. МАЙ.

  
   Третий месяц весны май, встарнну назывался травнем, ибо в этот месяц нарастает трава по степям, лугам и лесам, на сено и на лекарства.
   Мая 1-го, в день святого пророка Иеремии, жители Киева собираются после обеда на гулянье, которое от начала прошлого столетия и до последних годов деялось за Лыбедью, в роще Шулявщине, называвшейся в древности Шелвовым борком. Это гулянье повелось у Киевлян по примеру занятых у западных школ, маевок или майских рекреаций, для которых Киевские ученики с учителями выходили из своих "Аполлоновых житниц" (14) на гору Скавику (по древнему Щековицу), и там потешали себя и древнюю матерь Русских городов разными играми и представлениями. Но селянин Украинский не знает гулянья в день святого Яремы, возлагавшего на себя ярмо во дни своих пророчеств. "Прийде май, то всяк собѣ дбай", говорить Украинец, и неусыпно продолжает свою оранку и севбу на поле. Тогда не время и для свадеб, в хозяйском быту; "хто в Маѣ звенчаѣтся, буде вѣк маяться". Так и у Великорусского селянина: "святой Еремей Запрягальник", а первомайское гулянье Москвы в Сокольниках зовется "Немецкими станами".
   Люблю посмотреть на Украинскую óранку весною, когда, в виду зеленеющих житами нив, тяжелые плуги, влекомые восьмериками круторогих волов, ходят по широкой степи, бороздя в склад тугую землю, и, под сиянием благодатного солнца, среди немолчного пения веселых жаворонков, раздаются протяжные клики погоничей: "гей!" т. е., вперед!... Много жизни в этой потовой работе пахаря; в ней совершается первоначальный труд, назначенный человеку от Бога: делати землю! И земледелие для Украинского народа, потомка и наследника древних Полян - выше всякого ремесла и промысла, любимое дело его жизни.
   Как ни легка северная соха, и особенно бесколесная соха одноконка, но Украинский селянин не покидает своего праотческого плуга, который и не кажется ему тяжелым, так же как не кажутся ему тяжелыми ни волы и возы его, ни его степная земля-мати, ни сам он, в своем многотрудном хозяйском быту, где все у него сладилось веками одно к одному... "Як плугом одорав", говорит он о том, кто облегчит ему душу, выручив из какой-либо трудности. Он уверен, что соха, столь удобная на своих местах, для степной земли не годится, что к надлежащему поднятию Украинской земли на хлеб - способен только плуг, которому и придает он высокое происхождение. Ибо он говорит, что сам Бог дал Адаму плуг, а Еве кужéлку, когда высылала их из рая; что и "Кузьма-Демьян. Божий-коваль", ковал плуг, когда великий змей, истреблявший род людской, хотел уже напасть на него... И уже языком своим пролизал змей железную дверь в его кузницу. Тогда Божий-коваль ухватил змея клещами за язык, запряг в плуг и, проорал землю от моря до моря; и те борозды лежать по обе стороны Днепра змеевыми валами. Великий змей в плуге все просился напиться воды из Днепра; а Божий-коваль все погонял змея, паки доорался до Черного моря, тогда уже пустил змея пить доволи; и как выпил полморя, то и расселся; и поползли из него по всей земле малые змеи. По народному сказанью и князь Борис все плуги ковал да людям давал! За то и великое почтение к святому князю у земледельческого народа Украины.
   Мая 2-го, на весняного Бориса, здесь, в Переяславской Украйне, отменяется полевая работа, по пословице старых людей: "на Глеба и Бориса за хлеб не берися". В других местах Украины это относят к летнему Борису (24 го июля).
   Ко дню весняного Бориса, называемому у Великороссиян "соловьиным днем", народ из хуторов и сел Переяславской Украины идет, как дым, на берег Ильтицы (т. е. Альты), освященный кровью св. князя Бориса (24 го июля, 1019 года). Тут и в древнее время стояла часовня, поминаемая в летописанье под именем "божницы Летской" (т. е. Альтской), и к ней ходили тогда из Переяслава праздновать 2-го мая, как день перенесения мощей Бориса и Глеба. Оно совершено было в Вышгороде, в первый раз 1072, а в другой раз 1115 года, при великом князе Владимире Всеволодовиче Мономахе. Сей "добрый страдалец за Русскую землю", (как он назван в Киевской летописи) по великой любви своей к святым мученикам - князьям, поставил во имя их прекрасную церковь на славном берегу Ильтицы, и у той милой ему церкви окончил он свою жизнь 19 го мая, 1125 года, а отсюда перевезен детьми своими в Киев, ко святой Софии, и там положен возле отца своего, и возле меньшего брата своего, Ростислава, князя Переяславского, утонувшего в реке Стугне, 26 го мая, 1093 года.
   Вышеупомянутая божница в позднейшие веки возобновлялась постоянно (под именем каплички) над каменным крестом, поставленным на крови св. Бориса, 1664 года, 2 го мая. В недавнее время, попечением Переяславского архиепископа Гедеона, сооружена на месте часовни каменная церковь. Сюда в Борисов день, после литургии, идет большой крестный ход из Переяславского Вознесенского собора; и когда совершится водоосвящение на заветном берегу Ильтицы, народ целыми сотнями устремляется в освященную реку, чтобы окупаться в ней и, вместе с сброшенною с себя одеждою, потопить в ней свои недуги и печали, а множество народа и весь молебен слушает, стоя в реке.
   Между тем, как на полях Украины производится весенняя óранка, с нею продолжается и севба. Яринá, собственно так называемая, сеется в начале весны на роль 23;, поднятой плугом с осени на зябь, и потом проходимой ралом уже перед самим посевом. Усатый ячмень говорит своему хозяину: "Кидай мене в грязь, то будешь ты князь"; и за Днепром говорит он: "топчи мене в болото, то буду як золото"! За ячменем идет в ролью ярая пшеница, а за нею рясный овес.
   Чтобы пшеница родилась чистая "як золото", многие хозяева сеют и в чистый (великий) четверг; а чтобы в ее колосья не вкидалась травная болезнь, сажка, сеют ее в ту пору дня, как уже не видно дыму из хат, и бросая зерна ее в ту сторону, куда ветер веял на Евдокии. Если же сеется пшеница и не в чистый четверг, то приметливый севак надевает на себя ту сорочку, в которой он причащался, и которую для того скидает он с себя тотчас, как прийдет из церкви после причастия. Рассеяв пшеницу, разумеется, на-що-сердце (т. е. на тощак), садятся и едят сперва те кресты, что спечены были в середу нахрéстци, из своей, непокупной, пшеницы, и при том с маком; в ту середу сеемым. Так ярая пшеница, - эта княгиня между хлебами, - предохраняется от докучного, хотя и красивого, зелья, куколю, сеянье которого в ярине, по Украинскому поверью, вменяется полевому дѣдьку, его же (как и водяного или болôтяного, и лѣсового, и вѣтряного и всякого дѣдька) зовут без различия сатаною, бѣсом, чортом, лукавым, диаволом. Полевому сатане или дѣдьку вменяется сеянье еще двух зельев: осоту по полям, и вéху по болотам. О ядовитом вехе (cicuta virosa) ведется Украинское поверье, что он стонет как человек. О куколе, (agrostema githago) идет сказка, что из него сатана выкурил первую горелку на свете, и подпоив нашу праматерь, Еву, дал закусить ей яблочком. А об том, как сатана рассеял по нивам осóт (cirsium arvense), ведется на Украине такая сказочка. Когда уже была сотворена земля, и пошло на ней все своим порядком, увидал сатана, что мужик сеет на ниве, и спрашивает: "А что ты сеешь"! "Овес". "А где ты взял"! "Бог дал". Вот тогда сатана предстал перед Бога, и выпросил себе овса, и побежал с ним на землю, твердя, чтоб не забыть: "овес, овес".... А святый Петрó говорит: "Господи! Понес сатана на землю овес; а то зелье доброе, пригодное человеку и для коней и для него самого; дать бы сатане какое, непотребное зелье"! И сказал Бог: "добре"! Тогда святый Петро, догнав сатану, спросил у него вдруг: "что ты несешь"? Оторопев, сатана проговорил: "Тьбру! Вот же уже и забыл". "Не кропиву ли?" "Нет, нет, то такое, что как говорит, то сычит"! "Может, осот?" "Так, так"! сказал сатана, и побежал на землю, твердя, чтоб не забыть: "Осот, осот".....
   Из всех хлебов на поле, говорят, сатана старается вредить особенно пшенице, как самому белому и самому святому хлебу; и он вредить ему куколем и всячески. В одной песне говорит козак:
  
   "Дѣвчинонько, принêс тебе дѣдько, -
   Росѣяв я пшениченку рѣдко".
  
   Недобрый нахлебник земледельца известен и у нашей западно-славянской братии. Так у Словаков, когда весною (на Кветной или Смертной неделе) девчата торжественно несут из села соломенную куклу морены (какая и на Украйне кое-где наряжается, под именем Маринки, в купальную ночь); - хлопцы за ними несут соломенного дѣдька, припеваючи:
  
   "Дѣдко наш, дѣдко!
   Пожрав си нам вшѣтко" (15).
  
   Мы уже видели, как девчата на Украйне, в своих веснянках, воспевают и разыгрывают сеянье маку, ячменю, пшеницы и проса. Что касается до севбы проса на самом деле, то она начинается с конца проводной (Фоминой) недели, и повторяется несколько раз, смотря по погоде и досугу: "коли до Ивана просо з ложку, то буде и в ложку"! Землю на просо поднимают плугом обыкновенно весною, и не ралят ралом, а скородят бороною; а потом, рассеяв просо, волочат бороною с напором, т. е. с привязанными к ней поленьями, чтобы разбивать землю и затирать в нее зерно. Где можно, там на просо, как и на лён, поднимается новь. В просо, как и в пшеницу, нередко вкидается травная болезнь, сажка, от которой у него, вместо многозернистых волóтьев, вырастает кичка, - травяной мешок, наполненный дрянью. В предохранение от этого все, назначаемое к посеву просо, перепускается через поломя или дым зажженной соломы; а иные полагают, что достаточно для того кинуть в огонь жменю (горсть) проса, перед самым посевом. В обоих случаях ожидают, что от такого очищения проса огнем, оно уродится чистое, як вода. В просе растет обыкновенно, сродный с ним злак, брыця (setaria viridis et glauca, по Линнею panicum); но как зерно этой, впрочем сорной, травы, любит дробинá (домашняя птица), то об ней говорят: "брыця в пашне помошния". Когда весною появляются во множестве жуки, называемые хрущами (от которых зазеленевшие дубравы становятся тогда опять безлиственными), то это примета богатого урожая проса. А у женок Украинских есть другая примета: когда цыплята заводят пение еще под квочкою (наседкою), то это - на просо.
   Вместе с просом, на проводной неделе, начинают сеять конопли. Эти ранние проводные конопли сеются собственно на тонкую пряжу, которая тянется из плоскони (т. е. мужеской конопли), а ранняя мáтерка (т. е. женская конопля), если и бывает годна на прядиво, то на семя хороша не бывает.
   Из всего, что сеется в поле, только на конопли (да еще на тютюн, табак) готовится пôдмет, т. е. унавоженная нива, избираемая обыкновенно в долинковатом месте, и поднимаемая глубоко плугом в осени, а потом еще в другой раз весною. Что же касается до хлебных злаков, то ни один из них, на богатых степях Украины, не нуждается еще в навозной пище; земля-мати питает их еще сама, без трудовой возни человеческой; и от напрасного унавоженья степной земли хлеба вылегают на ней, как от проливных дождей, и растут более в солому, чем в зерно.
   Украинский селянин, при своей черноземной почве, остается беспечнее земледельца севернорусского. Посеяв ярину, он ждет на нее и на весь свой хлеб майского дождя, как благодати Божией; ибо говорит он: "як выпадуть в мае три дощи добрых, то дадут хлеба на три годы"! а жонки, как только соберутся в свои веселые беседы, всегда поют и пьют за урожай пашни:
  
   "Ой выпыймо, родино,
   Щоб нам жито родило;
   И житечко, и овес,
   Щоб зобрався род увесь;
   И пшениця, и ячмêнь,
   Щоб нам жити смачней"!
   К этому иная припевает еще:
   "А гречечка на крупы
   Як не стане, той купи"!
  
   Гречка, называемая у западной братии нашей и татаркою, и поганкою, а по сказке Великорусской и происшедшая из прекрасной княжны Крупенички, - сеется на зерно уже в июне месяце; а гречка маêвка сеется собственно на цвет для пчелы, которая говорит хозяину: "годуй мене до Ивана, то наряжу тебе, як пана"! Но я позабыл было сказать о горохе, который сеется на поле рано, вместе с яриною, так как он не боится весенних морозов. Самым благоприятным днем для его посева почитается Лазарева суббота.... Горох в поле при других хлебах тоже, что убогий подсуседок при хозяине-богатыре. На Украине бедняк-селянин говорит о себе: "живу, як горох при дорóзе: хто йде, не мине, за стручечок скубнé"! Полагают, что от соседства с твердо зернистым ячменем и горох родится с зерном твердым и невкипущим; а чтобы зерно его было мягкое и раскипчастое, сеют его возле гречки, а и того лучше на мягкой гречковке.
   Как жемчуг во сне, так горох на яву есть примета и подобие слез. Потому утром на Василья, когда по хатам насыпают разным зерном, в привет с новым годом, не позволяется посыпать горохом. По этому молодицы не едят гороху на що-сердце (на-тощак), чтоб не катились у них слезы из очей, от их замужнего житья. А между тем:
  
   "Соловейко у садочку тёх-торрóх;
   Покотились дрôбны слёзы, як горох"...
  
   Но оставим на время поля, и обратимся к водам, к их представителю Днепру-Словуте, который в козацких песнях величается батьком.
  
   "Ой ты, Днепре, ой ты батьку мôй,
   Скажи правду да Самарськую"!
  
   Река Самара называлась у козаков святою, и там на острову, при впадении Самарчика, был Запорожский Пустынно-Никольский монастырь.
   Разлив Днепра, которым так роскошно означает себя весна на Украйне, останавливается обыкновенно около Юрьева дня, - тогда, говорят, как зацветет густый тéрен (терн). В ту пору кончается выход живой рыбы из Днепровской глубины на луговое мелководье, для весеннего тéрла.
   Прежде всех рыб выходит щука, зачинщица весны в Днепре, самая знаменательная рыба у народа Украинского:
  
   "Щука рыба в морѣ
   Гуляе доволи;
   А я козак на чужинѣ,
   Да не маю доли"!
  
   Молодая козачка, в тоске по своем муже, находящемся в походе, поет себе:
  
   "Ой зыйду я, зыйду
   На крутую гору,
   Ой стану я, ой гляну я
   На быстреньку воду:
   Щука рыба грае,
   Доволи гуляе,
   А я стою, да думаю,
   Що пары не маю"!
  
   "Щука хвостом лед розбивае". А кончает весну в Днепре толстый корôп, такой же прыгущий, как щука, и также как она, бывающий иногда в пуд весом. Позднее всех рыб выходит он на мелководье из глубины Днепровской, уже под конец разлива (16). Но самым верным показателем, что разлив Днепра кончается, служит птица крячóк, и особенно черный крячок (sterna nigra), с которым в песнях сравнивается бездомный козак-сиромаха. Прилетая на Украйну, эти крячки пристают сперва на Суле, Супое и других меньших реках; но как только остановиться разливу Днепра, они во множестве налетают на его берега. Это замечается и в обыкновенный, ранний разлив, и в поздний, доходящий иногда до Николина дня, но не далее.
   Мая 9-го, на весняного Николы - великий праздник, в память перенесения мощей сего святителя и чудотворца в город Бари, 1087 года. Во многих местах Малороссии делают в этот день заздравные обеды, называемые "Никольщиною".
   Тогда-то особенно хорошо поются два псалма Святителю, слышимые, впрочем, всегда и везде, где только поют старци (нищие) и лирники:
  
   "Ой хто, хто Николая любить,
   Ой хто, хто Николаю служить,
   Тому святий Николае,
   На всякий час помогае, -
   Николае"! и т. д.
  
   К нему, Скорому Помощнику, обращается с молитвою народ во всех внезапных бедах и напастях, особенно же почитается он властвующим на водах, и в Киевском Софийском соборе кто из Украинцев не знает придела во имя Николая Мокрого, с чудотворным его образом? В одной из Украинских колядок поют:
  
   "Сидить Николай
   В конце престола,
   Головку зхилив,
   Слêзоньку вронив;
   А з тои слёзы
   Дунай разлився"...
  
   Днем весняного Николы, по Староукраинскому народному понятию, освящается вода на купанье; а прежде сего дня не должно вбродить в воду на купанье - "бо з чоловѣка верба выросте", т. е. вырастет над его прибережной могилою, из поставленного на ней вербового креста (как это нередко бывает на кладбищах, что могильные кресты разрастаются в большие плакущие вербы). До весняного Николы не должно и конопель мочить в воде; а если намочены, то к этому дню надо вытянуть их из води, чтоб не пришлось вытягивать утопленника.
   К скорому помощнику обращаются с молитвою Украинцы от всякой мары (привиденья), особенно же от "болотяного дѣдька", в бытии которого народ не сомневается.
   Множество рассказов на Украине, о том, как болотяник, подметив запоздалого в шинку гуляку, сторожит его, обернувшись в веселого человека, и вызывает проводить его до дому, и в темную ночь присвечивает ему своим болотяным огоньком; когда гуляка проснется утром, то видит себя на водяной мельнице, или на иной надводной круче, на которую самому и не взлезть бы. Иной раз девчатам, когда пойдут они на болото, по лакомый для них рогôз, вдруг покажется черный вол в купьях, или жид в ольхах... и когда они станут креститься, не станет вдруг ни черного вола, ни жида в красном поясе, а только прошумит там, как бурею. Иногда болотяник, под видом вьюна, заползает в рыболовную вершу, которую он очень любит, особливо ту, что называется скрипкою (что на верху с колпаком). Потому-то в веснянках поют девчата:
  
   "Ой, нá тобѣ, сатанó, вершу-
   Верни мою женишину першу!
   Ой, нá тобѣ, сатанó, и другу-
   Верни мою женишину любу"!
  
   Но самая любимая потеха болотяника - разорять по ночам плотины и гребли, с таким трудом насыпаемые и поправляемые Украинскими козаками. К тому-то в веснянках поют девчата про неверного жениха:
  
   "Нехай ёго тии просять,
   Що гребли розносять;
   Нехай ёго тѣ благають,
   Що гребли ламають"!
  
   Когда же болотяник вздумает настойчиво разорять в гребле каждую ночь то, что сработано людьми в продолжение дня, тогда против этого есть особенное знахарское средство: закопать в гребле кобылью голову, которой болотяный дедько и не любит, и боится (знахарки собирают и ту траву, что прорастает сквозь очные ямки конской головы).
   Здесь, на Супойских степях, малые дети, когда входят в воду на купанье, то проговаривают на распев:
  
   "Чортóк, чортóк,
   Не ламай кôстóк;
   Ты з воды, а я в воду"!...
  
   Вот кстати еще купальная песенка, которую проговаривают обыкновенно по выходе из реки, когда вода заходить в уши. Тогда, приложив руки к ушам, качают головою вправо и влево, проговаривая на распев:
  
   "Коте, коте! вылий воду на колоду:
   Чи на грôм, чи на дощ, чи на блискавку"?..
   А девчата к этому прибавляют:
   "Чи на мене молодую, як на листовку" (?).
  
   Потом смотрят на ладони: если сухо, то это на молнию и зарницу; а если блестит вода, то это на дождь и грозу.
   Мая 10-го, на Симона Золота (т. е. Зилота) - замечательный день относительно травознания - бабы и молодицы Украинские рвут и копают всякие целебные зелья, полагая, что это именно тот весенний день, когда всякая трава бывает в своей силе. Украинский Зéльник так обширен, что я не стану и называть того, что собирается в этот день, и для чего именно собирается. По народному понятию, каждая трава на земле имеет свою целящую силу и для чего-нибудь полезна, да только не всякому дается травознание. Есть об этом и приказка.
   Ехал чумак с своим наймитом из Запорожья на Украину; остановился на пóпас; и когда развели огонь, он отошел в сторону, свистнул на гад, и сползлась его целая куча. Чумак, взял из нее, что ему было надобно, вкинул в котелок; и когда закипела вода, он слил ее на земь; слил и другую воду; и уже в третью воду с гадюками (змеями) всыпал пшена. И когда наелся чумак той каши, велел наймиту пойти на речку вымыть котелок и ложку. "Да гляди ж ты, - говорит, - не коштуй (не отведывай) моей каши"! А наймит не утерпел, наскрёб себе полную ложку гадючей каши, да и съел. И вдруг стало ему чудно: видит и слышит он, что всякая трава на степи колышется и наклоняется одна к одной, и шепчет: "Я от того-то! У меня такая-то сила"! А как стал он подходить к возу, то слышит, что волы говорят между собою: "Вот уже идет, опять будет закидать нас в ярмо"! А как поехали степью мимо толоки, которая вся была покрыта бодякóм, как червоным сукном, то услышал наймит, что бодяк, качаючись, все говорит себе: "а я от"...., и с того он засмеялся; а чумак приметил, да не сказал ничего. Вот пришлось ехать через бродок; жеребенок, бежавший за возом, остановился; а кобыла, привязанная за возом, проговорила ему: "Гм, гм! бреди, бреди, не глыбоко"! Наймит опять засмеялся; а чумак говорит: "Чого ты, хлопче, смеешься"? - "Да то я с кобылы"!.. - "Э, сучий сын, я ж не велел тебе коштовать моей каши"!.. И, встав с воза, чумак отошел в сторону, вырвал стебло чернобыли, облупил его и говорит: "Нá, съѣж"! К когда съел наймит стебло чернобыли, перестал слышать, как шепчутся на степи травы, и позабыл все, что они говорили. От того-то чернобыль и зовется на Украине забудькамы.
   Украинские хозяйки в день Симона Зилота закармливают своих коров разными желтыми травами, чтобы масло было желтее; чтобы молоко лучше сседалось в сметану и сыр, обмывают коровам вымье отваром из травы сѣдача (eupatorium cannabinum), в этот день собранной. Майское масло уважается не только по виду своему, но и как целебное средство: в несоленом виде оно сберегается бабами, как лучшая мазь для детей. В этот же день производится на Украине первый посев льну.
   Мая 11-го, на обновление Царягорода, у приметливых хозяек идет спешная полотьба и оправка грядок на огородах. Тогда же садится и сеется поздний горох.
   Известное дело, что для огородов, равно и для нив, находящихся возле степных садов, воробьи то же, что некогда для всей Украины были жиды, с которыми и сближает воробьев народное поверье в разных случаях.... Чтобы охранить от них большая гряды с сóячниками (т. е. подсолнечниками) и другим лакомым добром, оно садится и сеется обыкновенно до восхода солнца, или же еще лучше по заходе солнечном. Кроме того, некоторые хозяйки прибегают к следующему способу: после посева, когда станет уже совсем темно, скинув с себя сорочку, обегают они вокруг своих гряд три раза, с такою приговоркою: "Як не може по свѣту голе ходити, щоб так не могли горобци моих сóяшникôв пити"! При этом надобно еще держать в руках палянúцу-забудьку, т. е. такую, которая иногда забудется в печи, когда выбирается из нее пéчево паляниц. Это обеганье вокруг грядок огородных, и даже полевых, ночью и нагишом, напоминает собою то опахиванье, которое великороссийские поселянки совершают целою громадою, вокруг своих сел, в охранение их от мору и падежа.
   Мая 13-го, на Лукерьи гречкосейки, производится первая севба гречки, так называемой маêвки, которая редко бывает урожайною на зерно, разве в седьмой год; а сеется она собственно для цвету, на поживу пчелам.
   Мая 21-го, на царя Константина и царицы Олены, производится главная севба льну. Так и у великороссиян: "Алêна Долгие-льны". Там, в мешок со льном, отправляемый в поле на посев, бабы кладут тайком от хозяина пару печеных яиц. Здесь, при посеве льну, для будущей белизны волокна его, варят и едят яйца на поле, а чтобы лен рос повыше, сеянье его поручалось встарину самому рослому человеку.
   Но оранка, в этот день мая, почитается делом опасным; ибо, говорят, царь Константин выбивает градом то поле на столько, на сколько можно заслышать крик погонича. На Украине, когда наступает градовая туча, (а узнают ее по белым в ней сверху вниз полосам) выкидают из хаты на двор кочергу, лопату и помелó.
   На огородах в этот день пересаживают огурцы. Увидав первый цвет на огурцах (равно и на гарбузáх, т. е. тыквах), хозяйка перевязывает его красною ниткою, поспешно вырванною на себе из пояса, и приговаривает: "Як густо сей пояс вязався, щоб так и мои огурки густо вязались у пупянки в огудине"! Когда же, не смотря и на эту перевязку, много бывает пустоцвету, тогда заботливая огородница старается где-нибудь найти затерянный Литвинами (т. е. Белорусцами) лычáк, т. е. лапоть, волочет его ногою на свой огород, и кидает на огуречную грядку, приговаривая: "як густо сей лычак плêвся, чтоб так и мои огуркы густо вязались в огудине"! А чтобы молодую огуречную огудину, да и всякую вообще зелень, не подъедала огородная гусень, для того садят огородину на-щосердце (на-тощак).
   Мая 25-го, на головатого Ивана (т. е. на третье обретение главы Иоанна Предтечи), производится главная посадка капусты, о которой всего более печалуется огородница. Принимаясь за первое стебло или розсáдину, она прежде всего перекрестится, говоря: "дай же, Боже, час добрый! щоб моя капусточка приймалась и в головкы складалась"! Потом она ухватит себя за голову, ударит себя по стегнам, говоря: "щоб моя капусточка була из кореня коренистая, а из листу головистая"! а приседаючи к земле, она продолжает: "щоб не росла высоко, а росла широко"! А посадив стебло в землю, придавит грядку коленом, "щоб була (капуста) туга, як полено"! когда же докончит посадку, тогда в начальном конце грядки, она ставит большой горшок вверх дном, накладывает на него камêнéц, а сверху белую хустку (полотняный платок), для того, чтобы капуста была "тугá як камêнец, головата як горщок, а бела як платок"! Остальная розсада капусты садится в клечáльную субботу (накануне Духова дня), если та суббота приходится после 25 го мая.
   Пряхи "на головатого Ивана" не принимаются за веретено, так же, как и на первое обретение (24 февраля).
   Означив постоянные дни мая месяца, заметные у селянина Украинского, обратимся к переходным дням и неделям.
   Тут прежде всего замечательна, на четвертой неделе по Пасхе, прáвая середа: так зовется в Малороссии день Преполовения. На Волыни и Подолье, и в Червоной Руси, правая середа зовется еще Рахманским Великоднем. Это имя, неизвестное на Украине, указывает на какое-то особенное значение правой середы, уже позабытое в народе; ибо и там, за Днепром, народ не знает, в чем состоит "Рахманский Великдень", а говорит только, что он остался от Рахманов, когда-то живших в той стороне! Здесь, на Украине, известна веснянка:
  
   "Ой на праву середу
   Пасла девка череду"...
  
   Но в ней воспето случайное происшествие дня, не объясняющее нам его прежнего значения. Намеком на него остается только тот обычай Украинский, что в этот день, до восхода солнца, ломят и режут березовые ветви, и берегут их на весь год, как целебное средство от всяких повреждений и болей в кости, говоря, что береза на правую середу становится в полной силе своей и - правит кость. А как береза, по народно-Украинской символике, есть представительница весны, то правая середа не была ли некогда праздником полного развития весны, и не приходилась ли она в травный день Симона Зилота, прежде, чем приурочена стала ко дню Преполовения?...
   Хотя по Пасхалии она приходится уже в разное время (между 15 м апреля и 18 м мая), однако на Украине она почитается самым благоприятным днем для засева баштанов (бакчей) дынями, каунáми (арбузами), огурцами. Сродство этих растений, составляющих особое семейство (гарбузовых или тыквенньх, cucurbitaceae), давно означено в Украинской песне:
  
   Хóдить гарбуз по горóду,
   Пытаеться свого роду:
   Ой, чи живы, чи здоровы
   Все родичи гарбузовы?
   Обôзветься жовта дыня:
   Ось, я, твоя господыня!
   Обôзвуться огурóчкы:
   Ось, мы, твои сыны, дочкы!
  
   В середу на шестой неделе по Пасхе наша церковь кончает Светлый праздник, а в четверк празднуется уже святое Вознесение, называемое по западнославянски Вшестьем. Во многих местах Украины, по недоразумению, простолюдье различает эти слова, и Вшестьем называет середу перед Вознесеньем; но в опроверженье этого есть Украинская же пословица: "не прийдеться в середу Вшестье"!
   В Северской стороне, над Десною, в день Вознесения пекут млинцы, т. е. блины, там называемые на этот день "божими онучами". Там же и в середу на пятой неделе (на отдание праздника Преполовения) пекутся блины: и это называется там в простолюдье: "подсаживать бога на небо"!
   Вознесенские блины Северян припоминают нам, как некогда царь Давид, совершив радостное перенесение Кивота Господня в Иерусалим и, "вознеся всесожжения и мирная, раздели всем людем коемуждо по укруху хлеба, и по части печенаго мяса, и по сковрадному млину" (2 царств VI. 19).
   На Украине млинцы не составляют собою никакой обрядной яствы, ни поминальной, ни масленичной. В поминовение усопших на Украине пекутся обыкновенно книши, а масленая отбывается собственно варениками, почему, о первом великопостном понедельнике, говорится: "вареники доведуть, що и хлѣба не дадуть"! Во многих местах по степям, в поминальные субботы приносят на панихиду книши, пироги и опеченую курицу, с пляшкою медовой сыты. Но блины составляют на Украйне одно из обыкновенных печеньев, зауряд с прочими; и только в один день они должны быть непременно, вместе со всеми прочими: это на Мелáнки, когда бывает щедрый вечер, и когда, как говорит пословица: "живый живе гадáе".
   Все четверки от Чистого (Великого) и до Вознесенского, на Украине почитаются неблагоприятными днями как для выезда в великую дорогу, так и для начатия какого-нибудь значительного дела, а также в эти четверки считается непозволительным делом золить белье. Но и в каждый четверк в году не должно, говорят, во первых, трусить сажи в печах, чтобы она не загоралась; во вторых, ни сновать пряжи на сновницах, ни накидать новой основы на ткацкий стан, чтобы не сновала через двор тот скажéная (бешеная собака, о которой ведется поверье, что она сновидяет (слоняется) по селу только до девяти дворов таких, где по четверкам снуют, либо накидают на стан основу. Еще заметны четверки на исходе каждого месяца. Знахарки почитают их самыми благоприятными днями для выливания переполóху, т. е. такой болезни, которая, по их понятию, происходит от лукавого, когда он, при каком-нибудь испуге, входит в человека под самое сердце, и пускает по его жилам свои парусы.... (Родимец у детей и супротивник у взрослых, говорят, тоже происходит от лукавого (17), который хоть раз в жизни каждого человека нападает на него, если не на рóдиве, то на смертú). А выливается переполох, как известно, над головою больного, на растопленное олово, смолу, воск, с разными притом заговорами. Кроме того у больного, в исходный четверк, срезывают немного ногтей и волос и заколачивают их колочком из клéчанья - в одвêрок (дверной косяк), если больной уже не молод; или в сырой дуб, если больной еще растет. Не лишним считаю здесь припомнить, что четверк в языческой Славянщине считался и даже назывался перуновым днем, как у Римлян днем Юпитера (dies Jovis), по ближайшему сродству нашего Громовержца с Греко-Римским.
   На седьмой неделе по Пасхе, называемой "неделею святых отец", в северной Руси празднуется четверк, называемый Семиком. Там этим днем начинаются Зеленые святки; но здесь, на Украине, Семик неизвестен, и Семицкий четверк проходит как буднишний день, ничем особенным не заметный. Изо всех дней седьмой недели на Украине замечательна только суббота, называемая Клечáльною. Она замечательна, во первых, по вселенской панихиде, отправляемой за всех, постигнутых напрасною смертию; во вторых, замечательна она тем, по чему и зовется Клечáльною субботою: постановкою клéчанья, т. е. небольших березовых дерев и ветвей, которыми селяне и горожане, под конец этого дня, украшают церкви и колокольни, домы и дворы. Вместе с клéчаньем (которое по северски зовется еще мáем) помосты церквей и домов усыпаются изобильно травою, а образá, столы, окна, сволокá и все, что только удобно, убирается цветами. Так, в заключение весны, главные произведения трех месяцев ее, Бéрезня, Кветня и Травня, соединяются в одно праздничное приношение - к святому пятидесятому дню, который называется Духовым днем, в память сошествия Святого Духа на апостолов, в виде огненным языков, и который ознаменован в церкви нашей необычайным служением вечерни вслед за литургией. На восьмой неделе по Пасхе, называемой "неделею пятидесятницы", а также Троицкою и Зеленою, - хотя она по Пасхалии приходится розно, - (и в последнюю треть мая, и в первую треть июня), по народному понятию сходится конец весны с началом лета; лето встречается, весна провожается. С этой точки зрения мы будем смотреть и на разные народные обычаи, которыми сопровождаются Зеленые святки. Что весна, по народно-Украинскому понятию, продолжается собственно до Святого Духа (18), то видно из того уже, что девические Веснянки (игорные и песенные) прекращаются почти везде на седьмой неделе. В последний день ее (т. е. в клечáльную субботу), представительница весны, - белая береза, - рубится и ставится в привет наступающему лету. А что обрядное дерево на Зеленых святках есть именно береза, это видно и по Великороссийским народным обычаям в Семик и на Троицу; если ж идет на клéчанье и другое дерево, особливо клен и липа, то это делается или для большей роскоши, особенно при украшении церквей, или по недостатку в березе.
   Но тут надо особо заметить о клéчанье из осины, называемой по Украински осыкою: оно ставится на воротах и на всех углах зáгороди (т. е. скотного двора), в охранение коров и телят от ведьмы; ибо это дерево, по народному поверью, имеет особенную силу противодействовать всякой нечистой силе. Потому и знахарское употребление осины разнообразно, особливо той, которая стояла в клéчанье. Так и между пахучими травами и цветами, которыми дома убираются накануне Духова дня, является на окнах и порогах полынь - от Русалок, выходящих в эту ночь из своих вод на сушу, и кропива- от ведем, которые в эту ночь особенно промыслительны, и рыскают по дворам. Предусмотрительные хозяйки в клечáльную субботу вынимают из тéрниц деревянные мéчики, которыми трут конопли; ибо ведьмы любят красть их в эту ночь, чтобы после рубиться ими, когда, слетясь на Лысую-гору, они начнут там свои потехи. Улетая туда, они затыкают себе за пояс, вместо сабель, украденные мечики; а там, когда, между прочим, начнут и свою междоусобную баталию, тогда, бьючись в лад теми мечиками, они все приговаривают: "Що втну, не перетну!" и от того они остаются поранеными! Хозяева украинские в клечáльную субботу выезжают в поле, чтобы делать последний сев конопли, и уже собственно на семя, не на пряжу; а кто не успеет в этот день, тот досевает в два последние дня Зеленой недели, хотя впрочем все полевые работы у старых Украинцев отменялись на всю эту неделю. Равно и женки в дворах не ткут и не прядут во все дни Зеленых святок, называемых на Украине и Святою неделею, в отличие от Светлой, Великóдной. Во всей Малороссии Троицею называется второй день Зеленой недели, т. е. понедельник, с которого собственно и начинаются народные забавы, после церковных молитв на Святого Духа (т. е. в воскресенье).
   В Северской стороне ведется почти позабытое на Украине завиванье Троицких венков на березах, или же плетенье венков на головы из березовых веток, перевитых цветами. Там, над Десною, эта Троицкая забава называется кумовáньем, и сопровождается разными песнями и закусками, в числе которых яичница составляет, можно сказать, обрядную яству. На берегах Десны записана Троицкая песня, напечатанная в моем издании Малороссийских песен 1827 года:
  
   "Ой завью венкы да на всѣ святкы,
   Ой на всѣ святкы, на всѣ прáздничкы"! и т. п.
  
   Помню и другую Троицкую песенку:
  
   "Перед нашими воротами
   Вились, завивáлись,
   Два голубчикы, два сизéнькии;
   А я в луг пôйду, я вѣнок завью"!
  
   За каждым стихом припевается: Ой Лели Ладо!
   Будучи учеником Новгородсеверской гимназ

Другие авторы
  • Мещерский Александр Васильевич
  • Губер Петр Константинович
  • Скабичевский Александр Михайлович
  • Анненская Александра Никитична
  • Аскоченский Виктор Ипатьевич
  • Эрберг Константин
  • Лихачев Владимир Сергеевич
  • Северцов Николай Алексеевич
  • Зотов Рафаил Михайлович
  • Гольц-Миллер Иван Иванович
  • Другие произведения
  • Короленко Владимир Галактионович - Ф. И. Кулешов. Мятежный талант
  • Гиппиус Зинаида Николаевна - Таинственный американец
  • Хмельницкий Николай Иванович - Воздушные замки
  • Татищев Василий Никитич - История Российская. Часть I. Глава 32
  • Соловьев Владимир Сергеевич - Несколько слов в защиту Петра Великого
  • Кронеберг Андрей Иванович - Святочные рассказы Диккенса
  • Слепушкин Федор Никифорович - Слепушкин Ф. Н.: Биобиблиографическая справка
  • Потапенко Игнатий Николаевич - Вечный
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Библиотека романов и исторических записок, издаваемая книгопродавцем Ф. Ротганом...
  • Пругавин Александр Степанович - Самоистребление
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 430 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа