ий себе разнообразные, утонченно сложные задачи этого рода.
Действовать, бороться, покорять сердца, так или иначе оперировать над душами ближних и дальних, любимых и ненавидимых - таково призвание или коренное требование натуры всех выдающихся действующих лиц произведений Лермонтова, да и его самого. Им было бы совершенно дико и непонятно то преувеличенное почтение к мысли, идее, теории, которое получило такое яркое выражение в знаменитом "я мыслю, следовательно, существую" Декарта, равно как и многие другие блестящие страницы истории философии. "Я мыслю"- из этого еще ничего не следует. Мысль, идея есть лишь зачаток действия и сама по себе отнюдь не может служить доказательством или мерилом существования. Существование самой мысли еще нуждается в доказательстве, которое дается лишь обнаружением ее в действии. Припомните слова Печорина: "идея зла не может войти в голову человека без того, чтобы он не захотел приложить ее к действительности; идеи - создания органические, их рождение уже дает им форму, и эта форма есть действие". Таков, по Лермонтову, естественный строй душевной жизни, и это воззрение весьма близко к тому, которое становится господствующим в современной психофизиологии. Лермонтов дошел до него не путем логических выкладок или систематического изучения; он прочел его готовым в своей собственной душе, которой была инстинктивно противна половинчатая жизнь замкнутой мысли, не завершенной действием. Столь же чуждо Лермонтову было и замкнутое, самодовлеющее художественное творчество. При всей его горячей любви и глубоком уважении к Пушкину, он никогда не подписался бы под известною поэтическою profession de foi* своего старшего брата по искусству: "не для житейского волненья... не для битв, мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв". Лермонтов желал, напротив, чтобы "мерный звук его могучих слов воспламенял бойца для битвы", чтобы его стих, как "божий дух, носился над толпой и отзыв мыслей благородных звучал, как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных".
Но если естественный строй душевной жизни требует превращения мысли в действие, то в действительности мы видим постоянные нарушения этого закона. Неудивительно поэтому, что значительная часть лермонтовской поэзии отличается резко отрицательным тоном. На каждом шагу наталкивался он на разнообразные формы отлучения мысли от дела или дела от мысли и, оскорбленный в коренном требовании своей натуры, метал направо и налево свой "железный стих, облитый горечью и злостью". Нечего говорить о тех формах разлучения мысли и дела, которые могут быть сгруппированы под именем лицемерия. Вместе с другими большого роста людьми, освещающими путь человечества, Лермонтов клеймил, между прочим, и лицемерие, но не оно составляло специальный предмет его особенной вражды. "Теперь жизнь молодых людей более мысль, чем действие; героев нет, а наблюдателей чересчур много",- писал он, будучи еще юношей. Позже он печально глядит "на наше поколенье", потому что "в бездействии состарится оно", потому что "мы вянем без борьбы", потому что "над миром мы пройдем без шума и следа, не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда". Заметьте эти выражения; они не случайные красивые детища рифмы и ритма, как это часто бывает даже у высокоталантливых стихотворцев, а точное словесное отражение посто-
* Исповеданье веры (фр ) - Ред.
янной, излюбленной мысли поэта: мысль должна быть "плодовита", то есть иметь осязательный результат, быть действенною мыслью, а труд, то есть дело, должен быть начат гением. Это полный, законченный круговорот сил, и все, что становится поперек дороги превращению мысли в дело, все, разрывающее эти звенья единой цепи, больно и оскорбительно уязвляет поэта. Условия современной Лермонтову русской гражданственности и, в частности, условия нашей печати не позволяли ему быть очень определенным в указаниях на обстоятельства, препятствующие свободному превращению мысли в действие, но свободолюбивый дух ясно дает себя знать во всей его поэзии. "Ты хочешь знать, что делал я на воле?"- спрашивает Мцыри и отвечает: "жил". Но вольная жизнь дикаря, вырвавшегося из монастыря или плена, есть, конечно, не идеал Лермонтова, а только символ идеала или схематическое его изображение. В эту схему надо еще ввести многое, дикарю неизвестное, а Лермонтову дорогое. Лермонтов мог с завистью смотреть и на Мцыри, живущего полною жизнью в общении с природой, в битве с барсом и т. д., и на других своих героев, заимствованных из кавказской и более или менее отдаленной русской жизни, у которых мысль и действие сливаются в одно неразрывное целое. Но если это и был рай, то рай потерянный, и навсегда. Надо создавать новый рай, в котором, так сказать, пропорции первобытной, стародавней жизни были бы сохранены, но содержание жизни было бы обогащено всем истинно ценным, приобретенным на историческом пути от Хаджи-Абрека, или купца Калашникова, или горбача Вадима до Лермонтова. Но как это сделать?
В Хаджи-Абреке или в Вадиме Лермонтов ценит, конечно, не зверскую их жестокость, а лишь ту пропорциональность или эквивалентность мысли и дела, которой он тщетно искал вокруг себя, в своих современниках. Преступность кровопролития, равно как и вообще азбуку гуманизма, он понимал, уж разумеется, не хуже других. Об этом свидетельствуют даже минуты его отчаяния в будущности человеческого рода, в одну из которых он написал замечательный, хотя и мало замечаемый "отрывок":
Теперь я вижу: пышный свет
Не для людей был сотворен... 44
Люди сгибнут, и "наш прах лишь землю умягчит другим, чистейшим существам. Не будут проклинать они; меж них ни злата, ни честей не будет, станут течь их дни невинные, как дни детей; меж них ни дружбу, ни любовь приличья цепи не сожмут, и братьев праведную кровь они со смехом не прольют". А мы, люди, будем смотреть на этот "рай земли" из "бездны тьмы" и казниться завистью и тоской: "вот казнь за целые века злодейств, кипевших под луной".
Этот вопль повторяется, лишь в более мягкой форме, в часто цитируемых строках из "Валерика".
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: жалкий человек!
Чего он хочет?.. Небо ясно:
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он... Зачем?
А между тем об этой самой битве при Валерике Лермонтов писал одному из своих приятелей 45 в таком тоне: "Нас было всего две тысячи пехоты, а их до шести тысяч, и все время дрались штыками. У нас убыло 30 офицеров и 300 рядовых, а их 600 тел осталось на месте,- кажется, хорошо!.. Я вошел во вкус войны и уверен, что для человека, который привык к сильным ощущениям этого банка, мало найдется удовольствий, которые бы не показались приторными". Мало того, вскоре после битвы при Валерике мы видим Лермонтова чем-то вроде атамана шайки головорезов, предводителем сбродного партизанского "Лермонтовского отряда" 46, во главе которого поэт проделывал настоящие фокусы отчаянной и совсем ненужной храбрости. Не уличить ли нам поэта в противоречии или не предоставить ли двум критикам доказывать - одному, что Лермонтов был любитель "бранной забавы", а другому, что он эту "забаву" ненавидел? Это возможно. Мало писателей, суждения о которых были бы столь разноречивы и противоречивы, как о Лермонтове. Есть критики и биографы, характеризующие Лермонтова как протестанта по преимуществу и в особенности подчеркивающие в нем "с небом гордую вражду" 47; но находятся и такие, которые полагают, что девизом его жизни и деятельности могут служить смиренномудрые слова: "да будет воля Твоя". Одни ищут и находят в Лермонтове черты казенного патриотизма с барабанным боем, другие указывают черты резко противоположные. Одни помещают поэта между небом и землей в костюме "нарядной печали" и красивого презрения к маленьким и непрочным земным делам; другие приписывают ему, напротив, даже особливую приземистость. И все это, при желании и некотором, весьма даже незначительном искусстве, может быть доказываемо и подтверждаемо цитатами или ссылками на биографические факты. С таким же правом можно бы было доказывать и то, что Лермонтов был врагом кровопролития, и то, что он был его апологетом. Дело, однако, в том, что, не говоря о преходящих настроениях минуты, на которых ничего не следует строить, Лермонтов, совершенно независимо от своих убеждений, высоко ценил самую убежденность, засвидетельствованную делом. Пусть Хаджи-Абрек зверь, пусть Вадим еще больший зверь, но Лермонтов видит в нем "великую душу", хотя и жалеет, что его "геройское терпение, скорость мысли и решительность" пошли на дело зверской, личной мести. И многое простил бы он своим современникам, если бы видел в них готовность постоять хоть за что-нибудь с такою же непоколебимою решимостью, с какою Хаджи-Абрек, Калашников или Вадим стоят за свое дело.
В числе причин этого недуга бессилия любопытен "яд просвещенья". Видеть в этом указании какой-нибудь протест против науки, теоретического знания как такового - совершенно неосновательно. Мимоходом сказать, школьное образование Лермонтова не было, конечно, значительно, но самостоятельно он, по-видимому, много учился, и не только в области изящной литературы, и не только в годы ранней юности. Так, в 1841 году, перед последней поездкой на Кавказ, он писал одному приятелю 48: "Покупаю для общего нашего обихода Лафатера и Галя и множество других книг". Это свидетельствует о довольно широких и разносторонних чисто умственных интересах, и если "просвещение" является в глазах Лермонтова "ядом", то лишь в том смысле, что оно, при известных условиях, так сказать, парализует, подобно некоторым настоящим ядам, двигательные нервы, отнимает у них способность быть проводниками воли. И действительно, есть дозы и формы просвещения, которые, подмывая старые верования, служившие когда-то источником или импульсом деятельности, не дают взамен ничего нового и оставляют человека при голом скептицизме. Есть другие дозы и формы просвещения, которые делают мысль, идею, познание, теорию настолько преувеличенно привлекательными, что человек на них останавливается, не помышляя о претворении мысли в дело и теории в практику. Такое-то просвещение и есть, с точки зрения Лермонтова, яд.
Лермонтову казалось иногда, что и сам он отравлен этим ядом. Оно так и было до известной степени, но в несравненно большей мере его точил другой недуг. Он рассказал о нем словами Печорина: "Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А верно она существовала, и верно было мне назначение высокое, потому, что в душе моей я чувствую силы необъятные. Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных, из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший цвет жизни". Эта характеристика Печорина, сделанная им самим под диктовку Лермонтова, приложима и к Лермонтову, но с ограничениями. Ни из чего не видно, чтобы Лермонтов "навеки утратил пыл благородных стремлений". Он умер слишком молодым, чтобы можно было делать подобные заключения, и все заставляет, напротив, думать, что он, в лице Печорина, слишком рано поставил на себе крест. Не совсем также верно, что он не угадал "своего назначения". Но зато вполне верно, что силы его были громадны и что эти силы тратились иногда на "приманки страстей пустых и неблагодарных". Исключительный размер сил Лермонтова сказался не только в его чарующей поэзии, совмещающей в своем содержании глубокую мысль и сильное чувство, а в своей форме - музыку стиха, живопись красок и пластику скульптуры. Исключительная сила выразилась и в житейских делах Лермонтова, даже в самых мелких и, прямо сказать, дрянных, нравственно безобразных. Нет имени его поведению в истории с Сушковой-Хвостовой, как мы ее знаем и от нее, и от него. Но, принимая в соображение его тогдашний мальчишеский возраст и житейскую, а в частности, светскую неопытность, нельзя все-таки не признать, что это - злая, бесспорно злая работа, но работа недюжинной силы. И сила эта совершенно особенная, редкий дар природы, приносящий с собой иногда много добра, иногда много зла,- дар дерзать и владеть, сила психического воздействия на людей. Печать этой силы лежит на всей поэзии Лермонтова, но и помимо поэзии она всегда рвалась в нем наружу, требовала работы, стихийно искала себе точки приложения. Именно стихийно. Лермонтов, по самой натуре своей, не мог не подчинять себе людей, так или иначе играя на струнах их душ, то намеренно их очаровывая, то столь же намеренно доводя их до озлобления. В последние годы своей жизни Лермонтов мечтал о том, чтобы выйти в отставку и совсем отдаться литературе,- он думал издавать журнал 49. Мудрено гадать, чего мы лишились, благодаря неосуществлению этого проекта. Мудрено гадать даже о том, удовлетворился ли бы сколько-нибудь сам Лермонтов тою литературною деятельностью, какая была возможна в его время. Но вся жизнь его протекла в условиях, совершенно неблагоприятных для приискания деятельности, сколько-нибудь его достойной, за исключением, разумеется, поэзии, в которую он и вкладывал свою уязвленную душу. Отсюда мрачные мотивы и мрачный тон этой поэзии. В придачу к тяжким впечатлениям детства, быть может и преувеличенных пылкостью воображения и болезненною чуткостью поэта, в пору сознательной жизни явилось еще нечто вроде мук Прометея, у которого печень вновь вырастает по мере того, как ее клюет коршун. Мы видели, что даже в юнкерской школе, среди веселого разгула и непристойных упражнений в поэзии, Лермонтов внут-ренно угрызался и тосковал. И так было всю жизнь. Становясь на Кавказе во главе чего-то вроде шайки башибузуков, он находил некоторое удовлетворение, которое сам сравнивает с ощущениями азартной игры; но это лишь увлечение минуты, за которым следует горькое раздумье и разочарование. Слепая сила его собственной природы стихийно побуждала его держать и владеть где бы то ни было и при каких бы то ни было обстоятельствах, а голос разума и совести клеймил эту жизнь печатью пошлости и пустоты. Но опять, при первом удобном случае, при новой встрече с женщиной, при столкновении с новым обществом, жажда дерзать и владеть выступала вперед, и опять голос разума и совести говорил: не то! не таково должно быть поле деятельности для "необъятных сил"! Немудрено, что в душе поэта вспыхивали зловещие огни отчаяния и злого, мстительного чувства. Немудрено, что жизнь казалась ему временами "пустою и глупою шуткой"... Кн. Васильчиков прав, говоря, что то было время "самое пустое в истории русской гражданственности", и указывая на "придавленность общества после катастрофы 14 декабря". Но он не прав, называя Лермонтова "человеком вполне своего века, героем своего времени" Или по крайней мере это определение требует оговорки Что бы ни хотел сказать Лермонтов заглавием своего романа - иронизировал ли он или говорил серьезно, собирательный ли тип хотел дать в Печорине или выдающуюся единицу, с себя ли писал "героя нашего времени" или нет,- для него самого его время было полным безвременьем. И он был настоящим героем безвременья.
Впервые - Рус. вед. 1891. No 192, 216, 235. Печатается по тексту: Михайловский Н. К. Полн. собр. соч.: В 10 т. СПб., 1911. Т. VI.
1 Справка эта была опубликована лишь в 1873 году Розановым в "Русской старине".- Заметка "Время рождения и крещения поэта Лермонтова" опубликована в июльском номере этого журнала членом Московского археологического общества и Общества истории и древностей при Московском университете Н. П. Розановым.
2 Ф. Боденштедт (1819-1892), немецкий писатель, переводчик, журналист. В 1852 г. выпустил в Берлине двухтомное издание своих переводов "Поэтическое наследие Лермонтова"- первое зарубежное собрание сочинений поэта. Весной 1841 г. лично встречался с Лермонтовым. Отрывки из статей и воспоминаний Боденштедта о Лермонтове в русском переводе М. Л. Михайлова опубликованы в "Современнике" (1861. No 2. С. 318-334). См.: Сигал Н. Боденштедт- переводчик Лермонтова: Уч. зап. ЛГУ. 1941. No 64.
3 ...Ростопчина справедливо замечает...- Е. П. Ростопчина (1811 -1858) - писательница. Своими воспоминаниями о Лермонтове поделилась в письме к А. Дюма-отцу. См.: Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1972. С. 283. (В дальнейшем: Лермонтов в воспоминаниях.)
4 См.: Белинский В. Г. Полн.. собр. соч.: В 13 т. М., 1954. Т. 6. С. 534. Впервые - в "Отечественных записках" (1841. No 2)..
5 В стих. "Поэт".
6 Он сам подсмеивался над своею "страстью повсюду оставлять следы своего существования"...- из письма Лермонтова к М. А. Лопухиной от 2 сентября 1832 г. См.: Лермонтов М. Ю. Собр. соч.: В 6 т. Л., 1971. Т. 6. С. 111. Впервые письма Лермонтова к Лопухиной были опубликованы в журнале "Русский архив" (1863. No 3-5).
7 "Лермонтов ищет, сочиняет, улаживает..."- См.: Лермонтов в воспоминаниях. С. 283.
8 ...Лермонтов зашел к А. Н. Муравьеву...- Об этом эпизоде поэт и мемуарист А. Н. Муравьев (1806-1874) вспоминал в книге "Знакомство с русскими поэтами" (Киев, 1871. С. 24). См.: Лермонтов в воспоминаниях. С. 197.
9 Воспоминания Е. А. Хвостовой (1812-1868) отдельным изданием вышли в Петербурге в 1870 г. См.: Лермонтов в воспоминаниях. С. 82-97.
10 Имеется в виду баллада В. Скотта "Томас Рифмач", написанная по мотивам легенды о шотландском поэте XIII в. Томасе Эрселдауне, по прозвищу Лермонт, который считается зачинателем шотландской литературы.
11 Шангирей думает...- См.: Лермонтов в воспоминаниях. С. 35.
12 В юношеской лирике Лермонтова...- Ниже Михайловский цитирует стих. "Кавказ" (1830), "Эпитафия" (1832), "Ужасная судьба отца и сына..." (1831).
13 M. M. Сперанский (1772-1839), государственный деятель, юрист и дипломат, друг А. А. Столыпина (1778-1825), родственника Лермонтова с материнской стороны.
14 П. А. Висковатов (Висковатый, 1842-1905), историк литературы, биограф Лермонтова, профессор Дерптского университета. Михайловский цитирует Висковатого по статье "Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество" (Рус. мысль. 1881. No 12. С. 32- 33). В 1891 г. в Москве под этим же заглавием Висковатов издал книгу, которая была наиболее полным для своего времени систематическим сводом данных о поэте. Этот труд Висковатова со Вступительной статьей Г. М. Фридлендера и примечаниями А. А. Карпова переиздан в Москве в 1987 г.
15 От Галахова до г. Спасовича целый ряд писателей старался определить влияние на Лермонтова... Байрона.- Историк литературы, писатель, сотрудник "Отечественных записок" А. Д. Галахов (1807-1892) в статье "Лермонтов" (Рус. вестн. 1858, No 13, 14, 16) специально рассматривал влияние на Лермонтова европейской культуры, особенно творчества Байрона. Начатое Галаховым сопоставление творчества Лермонтова с западно-европейскими образцами продолжили представители культурно-исторической школы. В частности, известный адвокат, публицист и литературовед В. Д. Спасович (1829-1906) в статье "Байронизм Лермонтова" (Вестн. Европы. 1888. No 4) писал: "Не будь Байрона и его влияния на Лермонтова, вышел бы, может быть, крупный поэт, не очень высокого полета, с узким национальным направлением. Под влиянием Байрона из Лермонтова выработался поэт весьма высокого полета".
16 Другой ряд критиков, от Боденштедта до г. Острогорского... находил... что тон поэзии Лермонтова вполне объясним и без этого влияния.- Об этом писал педагог, автор популярных книг для детей и юношества, посвященных творчеству выдающихся русских писателей, В. П. Острогорский (1840-1902) в статье "Мотивы лермонтовской поэзии" (Рус. мысль. 1891. No 1, 2).
17 ...говорит Боденштедт.- См.: Современник. 1861. No 2. С. 321.
18 В статье "Еще о героях" (1891) Михайловский, анализируя книгу английского философа, историка и публициста Т. Карлейля (1795-1881) "Герои, почитание героев и героическое в истории" (СПб., 1891), выделил, в частности, следующие мысли ее автора: "Великий человек "достаточно мудр, чтобы верно определить потребности времени, и достаточно отважен, чтобы повести его прямою дорогою к цели". ...Культ героев всегда существовал и всегда будет существовать - преклонение перед тем, что выше нас, есть глубочайшая потребность и вместе с тем благороднейшая черта человеческой природы. ...Уже из этого видно, что карлейлевский культ героев не заключает в себе ничего раболепного" (Михайловский Н. К. Т. II. С. 371, 372, 373).
19 Михайловский приводит цитату из XI главы романа Лермонтова о "пугачевщине", известного под редакторским заглавием по имени героя "Вадим", над которым поэт работал, когда ему было девятнадцать лет.
20 ...Лермонтов говорил Белинскому о задуманной им романтической трилогии...- Об этом Белинский писал в рецензии на второе издание "Героя нашего времени". См.: Белинский В. Г. Т. 5. С. 455.
21 Из стих. "Не думай, чтоб я был достоин сожаленья..." (1830).
22 "...он кончит жизнь ничтожным человеком"...- из письма Лермонтова (1832, авг.) к С. А. Бахметевой. См.: Лермонтов М. Ю. Т. 6. С. 411.
23 ..."самого главного его недостатка - суетности и самолюбия"- из письма Лермонтова (начало 1839 г.) к М. А. Лопухиной. См.: Лермонтов М. Ю. Т. 6. С. 740.
24 Из стих. "Он был рожден для счастья, для надежд..." (1832).
25 Воспоминания П. Ф. Вистенгофа (ок. 1815 - после 1878) впервые были опубликованы в журнале "Исторический вестник" (1884. No 5. С. 333). См.: Лермонтов в воспоминаниях. С. 108.
26 ...Панаев вспоминает...- Михайловский цитирует "Литературные воспоминания И. И. Панаева" (Современник. 1861. No 2. С. 657). См.: Лермонтов в воспоминаниях. С. 232-233.
27 ...Лермонтов, уже тогда считавший себя "океаном", в котором "надежд разбитых груз лежит"...- из стих. Лермонтова "Нет, я не Байрон, я другой..." (1832).
28 Об этом вспоминал соученик Лермонтова по Школе юнкеров A. М. Меринский (?- 1873) в статье "М. Ю. Лермонтов в юнкерской школе" (Рус. мир. 1872. No 5). См.: Лермонтов в воспоминаниях. С. 38.
29 ..."российским дворянином Скот-Чурбановым" - из статьи B. П. Бурнашева (?-1888) "Мих. Ю. Лермонтов в рассказах его гвардейских однокашников" (Рус. архив. 1872. No 1). См.: Лермонтов в воспоминаниях. С. 190-194.
30 ...Лермонтов... называет в одном письме время пребывания в юнкерской школе "страшными годами"- в письме к М. А. Лопухиной от 23 декабря 1834 г. См.: Лермонтов М. Ю. Т. 6. С. 428.
31 В письме от 23 декабря 1834 г.
32 См.: Лермонтов М. Ю. Т. 6. С. 387.
33 Г-н Пыпин в предисловии к одному из изданий Лермонтова... г. Скабичевский в предисловии к павленковскому изданию...- См.: Лермонтов М. Ю. Соч. СПб., 1891. Т. I. С. 48.
34 Г-н Пыпин давно отрекся от своих подозрений...- См.: П ып и н А. Н. Белинский, его жизнь и переписка. СПб., 1876. Т. 2. С. 37.
35 Из стих. Некрасова "Памяти Белинского" (1853), впервые опубликованного под названием "Памяти приятеля".
36 Впервые воспоминания о Лермонтове В. А. Соллогуб (1813-1882) опубликовал в "Русском архиве" (1865. No 5-6), а затем в несколько измененном варианте в 1886 г. в "Историческом вестнике". Сущность отношения Соллогуба к Лермонтову частично раскрывается в сохранившемся наброске беседы П. А. Висковатова и Соллогуба, недавно опубликованном А. А. Карповым: "Граф его терпеть не мог и был склонен умалять его талант. Хваля его, он делал уступку общественному мнению, но тут же всегда прибавлял что-нибудь, ясно свидетельствовавшее, что он в душе досадовал на славу, которую приобрел себе поэт. Так, говоря, что в лице Лермонтова русская литература понесла сильную утрату, граф уверял, что Лермонтов, впрочем, никогда не отдался бы серьезной работе. "Он, как и я, был только наездником на русском Парнасе. Ему посчастливилось больше меня, может быть, потому, что он вовремя умер, а я имел глупость остаться жить..." (Висковатов П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1987. С. 445-446).
37 Удар, по-видимому, не попал в цель, потому что Лермонтов даже не узнал себя.- П. А. Висковатов писал об этом так: "Гр. Соллогуб поместил свой роман "Большой свет" в "Отечественных записках" за 1840 г. (Т. 9). Но Лермонтов раньше еще узнал о нем (писан он был в конце 1839 года), и стихотворение "Первое января" является до некоторой степени ответом на нападки в романе, направленные против поэта. Соллогуб, легкомысленный человек, плохо, кажется, сознавал, какую незавидную роль играл он, когда писал роман свой с целью унизить поэта в глазах общества, иначе он в своих воспоминаниях не говорил бы о подробностях по поводу появления его" (Висковатов П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1987. С. 290).
38 "Врачу, исцелися сам"...- Евангелие от Луки, 4:23.
39 "...над храбрым офицером и великим поэтом".- Михайловский цитирует воспоминания секунданта на последней дуэли Лермонтова князя А. И. Васильчикова (1818-1881) "Несколько слов о кончине М. Ю. Лермонтова и о дуэли его с Н. С. Мартыновым" (Рус. архив. 1872. No 1). См.: Лермонтов в воспоминаниях. С. 367.
40 ...о каком-нибудь обидном стихотворении, которого злопамятный товарищ не простил поэту даже после его смерти.- Речь идет о соученике Лермонтова по Школе юнкеров, позднее генерал-фельдмаршале князе А. И. Барятинском (1814-1879), изображенном в качестве главного героя в поэме "Гошпиталь".
41 ...пере-переводе Минаева.- См.: Затерянное стихотворение М. Ю. Лермонтова. Перевод с немецкого Д. Д. Минаева // Ист. вестн. 1883. No 9. С. 597.
42 ...оригинале-переводе Боденштедта...- См.: Чириков Г. С. Неизданные стихотворения Лермонтова в немецком переводе Боденштедта (Рус. старина. 1873. С. 398). Перевод цитируемого Михайловским стихотворения Лермонтова см. в кн.: В и с к о в а т ы й П. А. Перевод 18 стихотворений М. Ю. Лермонтова, сообщенных на немецком языке Фр. Боденштедтом. Дерпт, 1880. С. 4-5.
43 П. А. Висковатов писал об этом: "Выражение, которым клеймили поэта многие. Некоторые из современников и даже лиц, бывших тогда на водах, говоря о нем, употребляли это выражение в беседе со мною" (Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1987. С. 357).
44 Из стих. "Отрывок" ("На жизнь надеяться страшась...", 1830).
45 В письме от 12 сентября 1840 г. к близкому другу Лермонтова А. А. Лопухину (1813-1872).
46 ...сбродного партизанского "Лермонтовского отряда"...- Об этом П. А. Висковатову рассказывал неприязненно относившийся к Лермонтову барон Л. В. Россильон (1803-1883). См.: Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. С. 304-305.
47 Из второй редакции поэмы Лермонтова "Демон".
48 В письме 1841 г. ставропольскому знакомому А. И. Бибикову (?- 1856).
49 ...он думал издавать журнал.- Об этом писал П. А. Висковатов со слов А. А. Краевского и В. А. Соллогуба. См.: Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. С. 324-325.