: Поди сам увидишь.
Когда Нафанаил пришел и свиделся с Иисусом, Иисус сказал о нем: вот
истинно человек, в ком хитрости нет. И сказал ему Нафанаил:
(стр.38)
Ты сын Бога, ты царь Израиля.
Утверждение Нафанаила о том, что Иисус есть сын Бога, т.е. то самое,
что о себе думал Иисус в пустыне, и царь Израиля, т.е. что вместе с Христом
пришло царство Бога, то, что проповедовал Иоанн, указывает на то, что Иоанн
многое говорил и толковал своим первым ученикам. Поняв это толкование,
Нафанаил сказал: Да, ты сын Бога и ты царь Израиля.
Стих 48-й l-й главы Иоанна есть такой же намек о чем-то, известном
только писателю, но совершенно потерянном для нас. Что было под смоковницею,
когда Нафанаила видел Иисус, - неизвестно, и потому этот стих пропускается.
Стих 50-й есть продолжение разговора о потерянном для нас событии под
смоковницей и потому пропускается.
(Ин.I , 51.)
И он сказал: Узнаешь то, что важнее этого. Истинную правду говорю вам:
теперь узнаете, что небо открыто и силы Божии будут сходить к сыну
человеческому и восходить от него на небо.
Сын человеческий и по смыслу и по употреблению значит и не может
значить ничего другого, как "человек" в смысле общих всем людям свойств
человеческих. В этих словах Иисус высказывает то, что он постиг в пустыне.
По прежнему учению Бог был отдельное существо от человека. Небо
обиталище Бога, и сам Бог был закрытым для человека. По учению Иисуса небо
открыто для человека. Общение Бога с человеком установлено. Жизнь человека
от Бога, и Бог всегда с человеком, и потому сила Божия сходит к сыну
человеческому; человек познает ее в себе и восходит на небо.
Человек из себя
познает Бога. В этом и заключается наступление царства Божия, которое
проповедовал Иоанн и подтверждает Иисус.
ПРОПОВЕДЬ ИИСУСА В НАЗАРЕТЕ
(Лк. IV, 16-19 /Исаия 61,1-2/)
И пришел Иисус в Назарет, где был воспитан. И вошел по обыкновению
праздничного дня в собрание и стал читать.
И дали' ему книгу пророка Исаии. И развернул на том самом месте, где
написано:
дух вечного на мне; он посвятил меня на то; чтобы возвестить благо
несчастным, разбитым сердцем связанным провозгласить свободу, слепым свет и
измученным спасение и отдых,
возвестить всем годину милости Божией.
Место это из Исаии обрывается на том стихе, в котором говорится о
мщении Бога. У Исаии так: "Возвестить годину милости Божией. День мщения
нашего Бога". Я выписываю это для того, чтобы было понятно то, что слова,
приводимые из книги Моисея и пророков, надо понимать только в том смысле,
который дает им Иисус. Очевидно, он выбрал те знакомые слова, которые
выражали его мысль, откидывая те, которые противоречили ей.
(стр.39)
(Лк. IV, 20, 21; Лк. IV, 22 /Мф. XIII, 54; Мр. VI, 2/; Мр. VI, 3; Мф.
XIII, 55; Лк. IV, 23; Мф. XIII, 57; Мф.IV,13;Мр.I,21 /Лк.IV,31/;Мр.I,22
/Лк.IV,32/)
И, закрыв книгу и отдав слуге, он сел. И глаза всех смотрели на него.
И он начал говорить им: 'Теперь совершилось писание это в глазах ваших.
И все дивились благости речей его и говорили: Не этот ли сын Иосифа, не
плотник ли он?
И не этот ли плотников сын; не мать ли его зовут Мариам, и братьев его
Яков, Иосий, и Семен, и Иуда?
И сказал им: Разумеется, вы говорите: Врач, исцелись сам!
Потому что никакого пророка не понимают на его родине.
И Иисус из Назарета пошел жить в Капернаум.
И тотчас же в субботу вошел в собрание и стал учить.
И восхищались учению его, потому что он учил их свободно, а не как
книжники.
.E..... значит первым значением своим
свобода. Здесь же уже неизбежно
значит свобода, а не власть, потому что противополагается учению книжников.
Книжники имели власть, и потому не могло быть сказано: имея власть, а не как
книжники (имеющие власть). Противоположение тут в том, что книжники именно
потому, что имели власть, учили несвободно, а Иисус учил свободно: т.е. что
учение книжников (как оно и было) считало людей рабами Бога, несвободными, а
по учению Иисуса люди были свободны. При таком объяснении понятно и то, чему
мог восхищаться народ. Если бы Иисус учил как власть имеющий, т.е. с
дерзостью и нахальством, то народу бы нечем было восхищаться. Это фарисеи и
книжники умели гораздо лучше. Но, очевидно, что-то другое было в его учении.
И это другое было то, что он учил свободно, как свободный от всех уз.
РОЖДЕНИЕ, ДЕТСТВО И НАЧАЛО ПРОПОВЕДИ ИИСУСА
(Общее изложение главы первой)
Разумение воплотилось в Иисусе Христе. Иисус Христос возвестил людям
истинное благо.
Рождение же Иисуса вот как было. Мать его Мария была обручена Иосифу.
Но, прежде чем они стали жить как муж с женою, оказалась Мария беременна.
Иосиф же был человек добрый и не хотел ее осрамить, принял как жену свою. И
не имел с нею дела, пока не родила сына своего первого и назвала его Иисус.
И мальчик рос и мужал и был разумен не по годам. И в детстве его вот
что было с ним.
Было Иисусу уже двенадцать лет, и пошли раз Мария с Иосифом к празднику
в Иерусалим и взяли с собой мальчика. Отошел праздник, и пошли они домой и
забыли про мальчика. Потом вспомнили и подумали, что он ушел с ребятами, и
спрашивали про него дорогой. Мальчика нигде не было, и вернулись они за ним
в Иерусалим.
И уже на третий день нашли они мальчика в церкви, сидит с учителями,
спрашивает их и слушает. И все удивлялись разуму его.
Мать увидела его и говорит: Что ты с нами сделал, вот мы с отцом твоим
горюем, ищем тебя. А он сказал им: Где же вы искали меня? Разве не знаете,
что сына надо искать в доме отца? И они не поняли его.
Не поняли того, что он, зная, что плотского отца у него, не было, одним
отцом своим считал Бога. И после этого Иисус жил у матери и слушался ее во
(стр.40)
всем, и подвизался и в возрасте и в разуме, и был в милости у Бога и у
людей.
И так жил он до 30-ти лет. И все думали, что Иисус сын Иосифа.
Начал же Иисус возвещать о благе вот как: пророки предсказывали, что
Бог должен прийти в мир. Пророк Малахия говорил: Посланец мой пойдет вперед,
чтобы проложить мне путь.
Пророк Исаия говорил: Голос взывает к вам: Проложите в глуши путь Богу,
уровняйте путь ему, сделайте так, чтобы все было ровно, чтобы не было ни
впадин, ни возвышений, ни высокого, ни низкого. Тогда Бог будет среди вас, и
все найдут спасение свое.
По этим словам пророков; во время Иисуса объявился новый пророк Иоанн.
Иоанн жил в степи Иудейской на Иордане. Одежда Иоанна была из верблюжьего
волоса, подпоясана ремнем. А питался он корою древесной и зельем. Он
призывал людей к новой жизни и они сознавались ему в своих ошибках, и он
купал их в Иордане в знак исправления их ошибок. Он говорил всем: Или
почуяли вы, что и вам не отбыть воли Божьей? Так обновитесь же. И если
хотите обновиться, так пускай по делам вашим видно будет, что вы
переменились. Иоанн говорил: До сих пор пророки говорили, что Бог придет. Я
говорю вам: обновитесь, Бог пришел уже. Он говорил: очищаю вас водой, но
после меня тот, кто сильнее меня, очистит вас духом. Когда он придет, он
очистит вас, как хозяин очищает гумно свое: пшеницу соберет, а мякину
сожжет. Если дерево не приносит плода хорошего, то его срубают и жгут на
дрова... И топор уже лежит у корня дерева.
И спрашивал его народ: Что нам делать? Он отвечал: У кого две одежи,
тот отдай одну тому, у кого нет. И У кого есть пища, - отдай тому, у кого
нет. Приходили к нему откупщики и спрашивали: Нам что делать? Он сказал:
Ничего против положенного не вымогайте. И спрашивали воины: Как нам быть? Он
сказал: Никого не обижайте. Не плутуйте. Будьте довольны тем, что вам
отпускается. И много еще другого возвещал он народу о том, что есть благо
настоящее.
Иисусу было тогда 30 лет. Он пришел на Иордан к Иоанну и слушал
проповедь его о том, что Бог идет, что надо обновиться, что теперь люди
очищаются водой, но что должны очиститься духом, и тогда Бог придет. Иисус
не знал своего отца плотского и считал отцом своим Бога. Он поверил
проповеди Иоанна и сказал себе: Если правда, что мой отец Бог и я сын Бога,
и правда то, что говорит Иоанн, то мне надо только очиститься духом, чтобы
Бог пришел ко мне.
И Иисус ушел в пустыню, чтобы испытать правду того, что он сын Бога, и
что Бог придет к нему. Он ушел в пустыню и без пищи и питья жил там долго и,
наконец, отощал. И нашло на него сомнение, и он сказал себе: Говоришь, что
ты дух, сын Бога, и что Бог придет к тебе, а мучаешься тем, что у тебя нет
хлеба, и Бог, не приходит к тебе: стало быть, ты не дух, не сын Бога. Но он
сказал себе: Плоть моя желает хлеба, но хлеб нужен мне для жизни; человек
жив не хлебом, а духом, - тем, что от Бога.
Но голод все-таки мучил его. И нашло на него другое сомнение, он сказал
себе: Говоришь, что ты сын Бога и что Бог придет к тебе, а страдаешь и не
можешь прекратить своих страданий. И ему представилось, что он стоит на
крыше храма, и ему пришла мысль: Если я дух, сын Бога, то, если я брошусь с
храма, не убьюсь, а невидимая сила сохранит меня, поддержит и избавит от
всякого зла. Отчего же мне не броситься, чтобы перестать страдать голодом?
Но он сказал себе: Зачем мне испытывать Бога в том, что он со мной или нет.
Если я испытываю его, я не верю в него, и его нет со мною. Бог дух дает мне
жизнь, и потому в жизни дух всегда во мне. И я не могу испытывать его. Я
могу не есть, но убить себя я не могу, потому что чувствую в себе дух.
Но голод все мучил его. И ему еще пришла мысль: Если я не должен
испытывать Бога в том, чтобы не броситься с храма, то я не должен также
испытывать Бога в том, чтобы голодать, когда мне хочется есть. Я не должен
лишать себя всех похотей плоти. Они вложены в меня и во всех людей. И ему
представились все царства земные и все люди, как они живут и трудятся для
плоти, ожидая от нее награды. И он подумал: Они работают плоти, и она дает
им все то, что они имеют.
(стр.41)
Если я буду работать ей, и мне то же будет. Но он сказал себе: Бог мой
есть не плоть, а дух; им живу, его знаю в себе всегда, его одного почитаю, и
ему одному тружусь, от него ожидаю награды.
Тогда искушение оставило его, и дух обновил его, и он познал то, что
Бог уже пришел к нему и всегда в нем; и, познав это, он в силе духа вернулся
в Галилею. И с той поры, познав силу духа, он стал возвещать присутствие
Бога. Он говорил: Пришло время, обновитесь, верьте возвещению блага.
Из пустыни Иисус пришел опять к Иоанну и был с ним.
Когда Иисус уходил от Иоанна, Иоанн сказал про него: Это настоящий сын
Божий (избранник). По этим словам Иоанна два ученика Иоанна оставили своего
прежнего учителя и пошли за Иисусом.
Иисус увидал, что они идут за ним, остановился и говорит: Что вам надо?
Они сказали ему: Учитель, мы хотим быть с тобою и узнать твое учение. Он
сказал: Пойдемте со мной, и все скажу вам. Они пошли с ним и пробыли с ним,
слушая его, целый день до 10-го часа.
Одного из этих учеников звали Андрей. И у Андрея был брат Семен.
Послушав Иисуса, Андрей пошел к своему брату Семену и говорит ему: Мы нашли
избранника Божия. Андрей взял с собою Семена и
привел его тоже к Иисусу. Этого брата Андреева Иисус прозвал Петр,
значит камень. И эти оба брата стали учениками Иисуса.
И Иисус пошел дальше с двумя учениками своими. Пройдя немного, Иисус
увидал рыбаков в лодке. Это был Зеведей отец с работниками и. двумя
сыновьями Яковом и Иваном. Они сидели и справляли сети. Иисус стал говорить
с Яковом и Иваном, и Яков и Иван оставили отца с работниками в лодке и пошли
с Иисусом и стали его учениками.
Потом уже перед входом в Галилею Иисус встретил еще Филиппа и позвал
его с собой. Филипп был из Вифсаиды, односелец Петру и Андрею. Когда Филипп
узнал Иисуса, он пошел и разыскал брата своего Нафанаила и говорит ему: Мы
нашли избранника Божия, того, про которого писал Моисей, это - Иисус, сын
Иосифа из Назарета. Нафанаил удивился тому, что избранник Божий из соседней
деревни и говорит: Ну, брат, мудрено что-то, чтобы из Назарета был избранник
Божий. Филипп говорит: Пойдем со мной к нему, сам увидишь и услышишь.
Нафанаил согласился и пошел с братом и свиделся с Иисусом; и когда услыхал
его, то сказал Иисусу: Да, теперь я вижу, что это правда, что ты сын Бога и
царь Израиля.
Иисус сказал ему: Узнаешь то, что важнее этого. Узнаешь, что теперь
наступило царство небесное; и потому истинно говорю вам, что ко всем людям
будет сходить сила Божия и от них будет исходить сила Божия. Отныне Бог уже
не будет особенный от людей, а люди сольются с Богом.
И из пустыни пришел Иисус на родину в Назарет. И в праздник вошел, как
всегда, в собрание и стал читать. Ему дали книгу пророка Исаии. Он развернул
ее и стал читать. В книге написано было: Дух владыки во мне, он избрал меня
на то, чтобы возвестить благо несчастным и разбитым сердцем, на то, чтобы
возвестить связанным свободу, слепым свет, а измученным спасение и отдых; на
то, чтобы возвестить всем время спасения, милости Бога. Он закрыл книгу,
отдал слуге и сел, и все ждали, что он скажет. И он сказал: Теперь это
писание исполнилось в ваших глазах. Бог в мире. Царство Бога в мире
наступило, и все несчастные, разбитые сердцем, связанные, слепые, измученные
- все получают спасение.
И многие удивлялись на доброту речи его. А другие говорили: Да ведь он
плотник и плотников сын. И мать его зовут Мариам, а братья его Яков, Семен,
Иуда и Иоса, и мы всех их знаем, они все бедные, такие же, как мы.
И он сказал им: Вы, верно, думаете, что оттого, что я говорю: нет
больше несчастных, измученных, а у меня отец, мать, братья небогатые, что я
говорю неправду и что мне надо бы их сделать всех счастливыми. Если вы так
думаете, то вы не понимаете того, что я говорю. И так никогда не понимают
пророка на его родине.
И Иисус пошел в Капернаум и в субботу вошел в собрание и стал учить. И
весь народ удивлялся на его учение, потому что его учение было совсем
другое, чем учение законников. Законники учили закону, которому надо
повиноваться, а Иисус учил, что все люди свободны.
Общее примечание ко 2-й главе
Содержание этой второй главы есть отрицательное определение Бога. Иоанн
сказал: Когда очиститесь духом, то Бог будет в мире. Иисус пошел в пустыню,
познал силу духа, и, познав эту силу духа, вернулся в мир и объявил, что Бог
в мире и наступило его царство.
Смысл царства Божия в мире Иисус выразил словами пророка Исаии. Царство
Божие есть счастье для несчастных, спасение для страдающих, свет для слепых,
свобода для несвободных. Ученикам своим Иисус сказал, что царство небесное в
том, что отныне Бог уже не будет тем Богом неприступным, каким он был
прежде, а что отныне Бог будет в мире и в общении с людьми. Если Бог в мире
и в общении с людьми, то - какой это Бог? Тот ли это Бог творец, сидящий на
небесах, являвшийся патриархам и давший свой закон Моисею, Бог мстительный
жестокий и страшный, которого знали и почитали люди, или это другой Бог?
И в этой 2-й главе Иисус определяет то, что не есть Бог.
Для того, чтобы это было вполне понятно, необходимо восстановить
настоящее значение речей Христа, значение, которое все церкви старательно
затемняли.
Значение речей и действий Христа, приведенных в этой главе, то, что
Христос отрицает все, решительно все вероучение еврейское. В сущности это до
такой степени ясно и несомненно, что как-то совестно доказывать это. Надо
было, чтобы наши церкви постигла та странная историческая судьба,
заставившая их против здравого смысла соединять в одно несоединимые, прямо
противоположные учения: христианское и еврейское, чтобы они могли утверждать
такую нелепость и скрывать очевидное. Стоит не только прочесть, но пробежать
Пятикнижие, в которых до малейших подробностей определены все действия
человека в десятках тысяч самых разнообразных случаев, чтобы ясно видеть,
что при таком подробном, мелочном определении всех поступков человека не
может быть места какому-нибудь продолжению, дополнению учения закона, как
уверяют церкви. Еще мог бы быть какой-нибудь простор для нового закона, если
бы сказано было, что все законы эти людские. Но нет, ясно и определенно
сказано, что все это, - о том, как и когда срезать или не срезать прыщики
крайней плоти, о том, как и когда побить всех жени детей, каких людей как
вознаградить за нечаянно убитого вола, - ясно сказано, что все это слова
самого Бога. Как же дополнять этот закон? Дополнять такой закон можно только
новыми подробностями о прыщиках крайней плоти, о том, кого еще убить надо, и
т.д. Но, приняв этот закон боговдохновенным, нельзя уже не только
проповедовать учение Христа, но даже самое низменное учение. Все определено,
нечего проповедовать. Для первого слова какой-нибудь проповеди в виду
Пятикнижия надо разрушить Пятикнижие, закон Пятикнижия. А в том, что
Пятикнижие от Бога и Евангелие от Бога, в этом-то самом должна себя и других
(стр.43)
уверять церковь. Что же ей больше делать, как не закрывать глаза на
очевидность и напрягать все силы изворотливости ума, чтобы соединить
несоединимое. Сделалось это вследствие ложного учения Павла, которое
предшествовало знанию учения Христа и по которому непонятое учение Христа
было представлено, как продолжение учения евреев. Но когда уже раз это
совершилось, и задача была поставлена не в том, чтобы понять смысл учения
Христа, а в том, чтобы соединить несоединимое, что же было делать, как не
вилять и не говорить те туманные, несвязные, выспренные речи, как Павлово
послание к евреям, и весь тот сумбур в этом же роде, который 1800 лет
проповедуют так называемые отцы церкви и богословы.
Действительно, стоит только представить себе, что люди задались тем,
чтобы признавая оба сочинения до последней строчки истинными, соединить в
одно 1-йтом свода законов и сочинения хоть Прудона. Я выбрал 1-й том и
Прудона, но1-й том и Прудон скорее могут быть соединены, чем Пятикнижие и
Евангелие. В самом деле, что ни возьмем:
В Евангелии: не только убить кого-нибудь, но запрещается сердце иметь
на кого- нибудь; в Пятикнижии: убить, убить и убить жен, детей и скотов.
В Евангелии: богатство - зло; в Пятикнижии - высшее благо и награда.
В Евангелии: чистота телесная - имей одну жену; в Пятикнижии - бери
жен, сколько хочешь.
В Евангелии: все люди братья; в Пятикнижии - все враги, одни иудеи
братья.
В Евангелии: никакого внешнего Богопочитания; в Пятикнижии большая
половина книг определяет подробности внешнего служения Богу.
И это-то учение евангельское, как уверяют, есть дополнение и
продолжение Пятикнижия.
О той лжи и неизбежно ложном понимании учения Христа, которые вытекают
из этого нелепого утверждения, по отношению к другим местам Евангелия, будет
сказано в своем месте, теперь же речь идет о внешнем богопочитании, против
которого восставал Иисус.
По толкованиям церкви выходит, что все те места, которые помещены в
этой 2-й главе: отрицание омовений и не общения с неочищенными, отрицание
всего, считающегося нечистым, отрицание постов, отрицание важнейшего завета
евреев с Богом - субботы, отрицание всех жертвоприношений, отрицание
необходимости рукотворного храма, отрицание даже самого священного для
евреев места, Иерусалима, и, наконец, отрицание самого Бога как чего-то
внешнего, а признание Бога - духом, которому надо служить в духе, - все это,
по толкованиям церкви, какие-то для нас совершенно не нужные нападки на
выдуманные какими-то фарисеями излишние тонкости.
Не говоря уже о том, что если это все имеет только значение пикировки с
какими-то фарисеями, то это излишне; не говоря о том, что для всякого
человека, знающего грамоте и могущего читать Пятикнижие и могущего думать
своим умом, - утверждение о том, что 'Иисус боролся не с законом Моисея, а с
фарисеями, представится очевидно ложным_
Иисус боролся со всеми законами Пятикнижия, само собою разумеется,
исключая некоторых истин, которые должны же были быть в этой куче безобразия
и вздора. Так он понимал о заповеди любить отца и мать, любить ближнего. Но
то, что в Пятикнижии нашлись две, три фразы, которые мог признать Иисус, не
доказывает, что он дополнял и продолжал его, так же как не доказывает то,
что человек, оспаривая другого, берет его же некоторые слова для утверждения
своих доводов. .
Иисус не с фарисеями спорил, а со всем законом, и в своих отрицаниях
внешнего богопочитания он перебрал все, что только составляло догмат веры
внешнего богoпочитания каждого взрослого еврея.
Добрая часть Пятикнижия наполнена определенными установлениями от
самого Бога о том, какие и как ему нужно приносить жертвы.
То же можно сказать и об Иерусалиме. Иерусалим - город Бога. Бог там
живет. О том, что Бог не дух, а внешнее существо с руками, глазами и ногами,
видно из всех мест, где только упоминается о Боге. И потому, отрицая и
очищение, и посты, и субботы, и жертвы, и храм, и плотского Бога, Иисус не
продолжал веру Моисея, но всю под корень отрицал ее.
(Лк. VI, 1 /Мф. ХII, 1; Мр. II, 23/;Лк. VI, 2 /Мф. ХII, 2; Мр. II, 24/)
Случилось в субботу идти ему через хлеба. И рвали ученики его колосья,
растирали в руках и ели.
И некоторые из православных увидали и говорят им: Что это делаете то,
чего не должно делать в субботу?
Слово "фарисей" я перевожу православный на том основании, что по всем
исследованиям оно значит совершенно то же самое, что значит у нас
православный. Слово это происходит от еврейского "параш" и употребляется или
в смысле "толкователь" - за что выдавали себя фарисеи, по Иосифу Флавию, или
в смысле "паруш", т.е. тот, который отделяет себя от толпы неверных и
считает себя правым, т.е. православным. Особенность фарисеев (по всем
исследованиям, согласным между собой) состояла в том, что: 1) Они
признавали, кроме священного писания, еще изустное предание, священное
предание, требующее известных внешних обрядов, которые они считали особенно
важными. 2) Они толковали священное писание буквально и считали исполнение
обрядов более важным делом, чем исполнение нравственного закона. 3) Они
признавали зависимость человека от Бога, которая, однако, не вполне
исключала свободу воли. Что же это, как не наши православные? Разумеется
фарисеи не были самые наши православные, но это были те, которые занимали
совершенно место наших православных.
Мф. ХП,3-5; Мр.. П, 25, 26; Лк. VI, 3, 4. Стихи эти заключают в себе
доводы о том, как. Давид съел хлебы предложения, и о том, как священники
сквернят субботы.
Доводы эти убедительны были только для евреев; для нас же они тем более
излишни, что последний довод о том, что Бог радуется любви, а не жертвам,
исключает необходимость предшествующих доводов. Из стихов этих остается
важным ответ Христа, который относится к нам.
(Мф. ХII, 6, 7; Мр. 11, 27,28 /Мф. ХII, 8; Лк. VI, 5/)
Говорю вам: Здесь то, что важнее внешней святыни.
И сказал: Если бы вы знали, что значит: любви к людям хочу, а не
жертвы, тогда бы не осуждали невинных.
И сказал им: Суббота сделана для человека, а не человек для субботы.
И потому человек господин субботы.
Сын человеческий здесь никак не может пониматься в смысле божества, так
как сказано, что суббота сделана для человека, а не человек для субботы, и
потому вывод никак не может относиться к новому лицу - сыну человеческому
Богу. "Сын человеческий" имеет здесь значение, какое он имеет везде,
значение человека вообще.
. Вся эта речь, имевшая огромную важность тогда; когда она была
произнесена, имеет огромную важность и для нас, если мы хотим понять учение
Иисуса. Вследствие же ложного представления толкователей о том, что Иисус
только продолжал закон Моисеев, от нее ничего не остается, кроме ненужной
пикировки с какими - то фарисеями.
Для непредубежденного читателя место это имеет огромное значение, а
именно то, что Иисус при первом столкновении с законом внешнего
богопочитания всеми силами прямо под корень отрицает его. Суббота есть
главный завет Бога со своим народом. Несоблюдение субботы казнится смертью.
Суббота исполнялась и исполняется до сих пор, и половина Талмуда трактует о.
ней. Соблюдение субботы для евреев есть то, что для церковников причастие.
Так же как не еврей
(стр.45)
тот, кто не соблюдает субботы, - не православный и не католик тот, кто
не причащается. Осквернить субботу и осквернить причастие - одинаково
ужасно.
И вот Иисус говорит, что эта суббота - пустяки, людская выдумка, что
важнее всякой внешней святыни человек; что для того, чтобы это понять, надо
понять, что значат слова: "Милости хочу, а не жертвы"; и что субботу, т.е.
считающееся самым важным внешнее богопочитание, - не нужно исполнять. И вот
это-то значение скрадено толкователями.
Слова против субботы относятся только к внешнему богопочитанию, которое
установила церковь. Но остаются слова: Здесь то, что более храма. Церковь
искажает текст и говорит тот, но и тот все-таки значит "человек" по смыслу
всего последующего. Но толкователи уверяют, что это Иисус про себя, как про
Бога, говорит.
Смысл толкования тот, что Иисус сам храм, и от этого ученики могут есть
в субботу. И таким извращенным толкованием заменяется глубокий смысл слов
Христа.
Оказывается, что то, что сын человеческий господин субботы и что
суббота сделана для человека, а не человек для субботы, как сказано у Марка,
оказывается, это изречение совсем уничтожено, и что суббота отменена опять
не человеком, а Богом, это забыто.
(Лк. XIII, 10-14; Лк. XIV, 3,4; Лк. XIII, 15,16; Лк. XIV, 6\5; Мф. XII,
12)
Случилось Иисусу учить в одном собрании и была суббота.
И вот женщина была там, и в ней был дух слабости восемнадцать лет.
Иисус увидал ее и подозвал, и сказал: жена, ты освобождаешься от своей
слабости.
И наложил на нее руки, и тотчас выпрямилась, славя Бога.
Рассердился старшина собрания за то, что Иисус пользует в субботу, и
сказал народу: Есть шесть дней в неделе, чтобы работать, в эти шесть и
пользуйте, а не в субботу.
И обратился Иисус к ученым православным и спросил: Разве нельзя
помогать людям в субботу?
И они не знали, что сказать.
И сказал им Иисус: Притворщики! разве каждый из вас в субботу не
отвязывает осла или быка от яслей и разве не ведет поить?
Как же этой несчастной не помочь?
И не могли ему отвечать на это.
И сказал еще: Если у кого овца завалится в колодезь, ведь сейчас
вытащит, хоть и в субботу?
А ведь человек много лучше овцы. Он сказал: оттого-то добро надо делать
и в субботу.
Если бы могло быть какое-нибудь сомнение в том, на основании чего Иисус
отвергает соблюдение субботы, то это место должно бы, казалось, рассеять
его. Не на основании своего мнимого личного божества Иисус отвергает
субботу, т.е. внешнее богопочитание, а на основании здравого смысла, все
того же разумения, которое стало в основе всего.
Он говорит: овцу вытащить из колодца можно, а человеку нельзя помочь,
- это бессмысленно. Важнее всего человек и дела добра. Всякое внешнее
богопочитание только может препятствовать исполнению дела жизни, и потому
оно не только не нужно, но вредно. И он берет самое считавшееся важным из
всех дел богопочитания, приводит пример,
(стр.46)
когда оно становится вразрез с делом добра, и отвергает его.
Что же; кажется, нельзя не понять? Нет, у церкви свой толк: "...Господь
обличает такую непоследовательность" (Толк. Ев. архимандрита Михаила). Но
ведь это не относится именно до субботы, это относится до внешнего
богопочитания, сильнейший образец которого представляла тогда суббота. Не
мог же тогда Иисус вперед сказать прямо наших церквах, обеднях, образах,
таинствах. Их тогда не было, но о них-то они говорит.
Разве не та же суббота есть воскресение, есть трата на свечи, на плату
попам, те богатства церквей, те заботы о внешнем богопочитании, которые
всегда становятся вразрез с исполнением дел любви, которые не могут не
становится вразрез с делами любви к человеку по той простой причине, что
дела богопочитания всегда обращены не на людей, а на что-нибудь мертвое, а
дело любви может быть обращено только на человека.
Никак нельзя говорить, как мне говорят всегда: "обедня, причастие,
молитва не помешают делать добро людям". Как же не помешают, когда они
направляют деятельность на что-то другое, чем на людей.
Надо не забывать, что учение Иисуса состоит в том, чтобы всякий шаг
жизни направлять на дела добра людям. Как же может быть для исполнения этого
учения полезна деятельность, направленная прочь от людей? Все равно, как
уверять, что курить трубку очень полезно для того, чтобы вспахать поле.
Может быть, это мало мешает, мало тратит времени, даже дает отдых и
удовольствие, но это дело само по себе не содействует паханию поля, а
противоположно ему.
(Мф. IX , 9, 10 /Мр. 11, 14,15; Лк. V, 27-29/)
Раз по пути увидал Иисус, сидит человек, собирает подати. Звали
человека Матвеем. Иисус говорит ему: иди за мною. И он, встав, пошел за ним.
И сделал Матвей угощение Иисусу. И случилось так, что, когда сидел
Иисусу него в доме, пришли к нему еще откупщики податей и заблудшие и сидели
с Иисусом и с учениками его.
Я перевожу ошибающиеся, а не грешники, потому что грешник получило уже
другое значение. Здесь ........ имеет значение противоположное фарисеям,
Т.е. православным, людям, считающим себя правыми. И потому я ставлю слово,
отвечающее и слову а ........ (и противоположное слову "православный" -
заблудший.
(Мф. IX, 11 /Мр. 11;16/; Мр. 11, 17/Мф. IX, 12; Лк. V, 31/)
И увидали ученые православные и говорят ученикам его, как это с
откупщиками, и заблудшими ест учитель ваш?
Иисус услыхал и говорит: Здоровые не нуждаются в лекаре, а больные. Я
не хожу уговаривать православных, а заблудших к исправлению.
Отвергнув главное выражение богопочитания евреев - субботу и показав,
что оно несовместимо с делами добра, что оно неразумно, Иисус показывает,
что оно еще и вредно тем, что люди, исполняющие внешние обряды, этим
исполнением считают себя правыми, а считая себя правыми, уже не ищут
избавления от заблуждений. И он опять повторяет, что определенные жертвы не
нужны, а нужна любовь к людям.
(стр.47)
(Мр. VII, 1 /Мф. XV, 1/;Мр. VII, 2-4;Мр. VII, 5/Мф. XV, 2/; Мр. VII,
6/Мф. XV, 3, 7/;Мр. VII, 7 /Мф. XVII, 9/; Мр. VII, 8,9; Мр. VII, 10/Мф. XV,
4/; Мр. VII, 11-13; Мр. VII, 14 /Мф. XV, 10/;Мр. VII, 15 /Мф. XV, 11/;Мр.
VII, 16, 17; Мр. VII, 18/Мф. XV, 17/;Мр. VII, 19;
Мр. VII, 20 /Мф. XV, 18/;Мр. VII, 21 /Мф. XV, 19/;Мр. VII, 22, 23)
И собрались к нему православные и из них ученые, они пришли из
Иерусалима.
И когда увидели, что ученики его и сам он сообща нечистыми, то есть
неумытыми, руками едят хлеб, то стали они ругаться.
Потому что, если не вымоют рук, руками не едят, держась предания
старины.
И также с торгу не едят, если не вымоют. И много еще держатся
постановлений: как мыть посуду, горшки, сковороды.
Потому и спрашивали его православные ученые: Зачем ученики твои не
ведут себя по преданию предков, а немытыми руками едят хлеб?
И на ответ он сказал им: Хорошо сказал про вас, лицедеев, Исайя, как
написано: Эти люди языком чтут меня, а сердце их далеко от меня.
Дурно чтут меня, уча учениям и постановлениям человеческим.
Бросаете повеление Божие, а держитесь повелений человеческих, мытья
чашек и склянок и многое такое делаете.
И сказал им Иисус: Ловко вы отменили заповедь Божию, чтобы свое
повеление соблюсти.
Моисей сказал вам: Чти отца и мать твою. И кто ругает отца и мать, тому
смерть.
А вы выдумали, если скажет человек корван (значит, в дар Богу), то как
будто ты от меня уже пользовался.
Тому уже даете ничего не делать для отца и матери.
Вы уничтожаете слово Божие тем преданием вашим, какое передаете. И
много такого делаете.
И призвав весь народ, Иисус сказал: Слушайте меня все и понимайте.
Ничего нет такого, что бы, входя в человека, могло поганить его. Но то,
что выходит из него, вот это поганит человека.
Есть уши слышать, так понимай.
И когда он ушел в дом от народа, спросили его ученики об этой притче.
И он сказал им: Или и вы не поняли?
Разве вы не знаете, что все, что снаружи входит в человека, не может
его поганить.
Потому что входит к нему не в сердце, а в брюхо. И потом выходит,
очищая всякую пищу.
А что из человека выходит, вот то-то не опоганило бы человека.
(стр.48)
Потому что из сердца людей злые рассуждения выходят: блуд, похабство,
убийства, воровство, корысть, злоба, обманы, наглость, завистливые глаза,
клевета, гордость, дурачество.
Все это злое изнутри выходит и поганит человека.
ИЗГНАНИЕ ИЗ ХРАМА И ОТРИЦАНИЕ, ВНЕШНЕГО БОГОПОЧИТАНИЯ
(Ин.II , 13-16)
И подошла пасха еврейская. И Иисус пошел в Иерусалим.
И в храме увидал: продают быков, овец, голубей и сидят менялы - меняют
деньги.
И он взял, свил кнут из веревок и повыгнал из храма овец и быков, а
менялам рассыпал деньги и опрокинул столы продавцам голубей.
И сказал: Вынесите это отсюда и не полагайте, что базар может быть
домом Отца моего.
М. ....... здесь должно быть переведено: не "не делайте", но: не
полагайте, не считайте, что базар может быть домом Отца моего. Трудно
думать, чтобы Иисус в той же речи, в которой он сказал, что храм не нужен,
назвал бы храм домом Отца. Он говорит: "Базар не называется домом Бога".
(Мр. XI, 16, 17)
И не велел, чтобы какие-нибудь припасы приносили через храм.
И наказывал и говорил: Разве не знаете, что написано: дом мой - дом
молитвы
будет называться для всех народов (Исаия 56, 7); а высчитаете моим
домом пещеру разбойников (Иеремия VII 4-11).
Слова пророка Исайи употреблены здесь в том же смысле, как и слова к
самарянке в следующей главе.
Вынесите это все потому, что дом мой не тот, где приносят жертвы, но
дом мой есть весь мир, где люди знают истинного бога.
Следующее затем место Иеремии: "а не пещерой разбойников" подтверждает
это значение.
Вот все это место из Иеремии VII, 4-11: Не верьте лживым речам, когда
вам говорят: здесь храм Вечного, храм Вечного, храм Вечного. Но если хотите
переменить вашу жизнь и ваши дела, если будете судить по правде друг друга,
если не будете угнетать странного, сироту и вдову, если не будете проливать
безвинной крови в этом месте, я оставляю вас в стране отцов извека в век. Но
вы верите лживым речам, а они вам не на пользу. Вы что делаете? Воруете и
убиваете, блудите, лжете, служите Ваалу и бегаете за богами, которых не
знаете. И потом приходите в дом моего имени и говорите: Теперь мы спокойно
можем делать пакости. Что же? Дом мой разве вертеп разбойников?
(Ин. II, 18, 19)
И заговорили иудеи и сказали ему: Какие же ты нам покажешь права, чтобы
такие дела делать?
И сказал им Иисус: Уничтожьте храм этот, и в три дня взбужу его.
'E....... не значит никогда и не может значить: "строить",
"воздвигать", а значит: взбудить, и в этом месте именно значит взбудить как
что-то живое, и потому должно быть переведено: взбужу живой храм.
Значение этого стиха объяснено в стихах 21 и 22 тем, что храм означает
тело
(стр.49)
Иисуса, а три дня означают срок, после которого он воскреснет. И так и
понимает это место церковь. Объяснение это не может удовлетворить меня,
признающего воскресение самой кощунственной выдумкой, уронившей учение
Христа, о чем будет сказано в своем месте. Христос не мог разуметь своего
воскресения в теле, так как это было бы понятие, разрушающее все его учение.
Объяснение это выдумано после теми, которые верили или выдумали басню
воскресения. Но слова, которые подали повод к этому объяснению, были сказаны
и, очевидно, имели свое определенное значение. Объяснение это очень
неудовлетворительно.
Для чего, говоря о своем теле, Христос сказал храм, и для чего после
изгнания жертв из храма он сказал о воскресении? Стоит только забыть ложное
церковное объяснение, чтобы смысл слов был не только ясен, но даже необходим
как разъяснение предшествовавшего. Иисус изгоняет из храма все то, что нужно
для принесения жертв, следовательно для молитвы, по понятиям иудеев, и,
вспоминая слова Иеремии, говорит, что надо творить добро, а не собираться в
храме творить жертвы. Вслед за этим говорит не условно, как обыкновенно
понимают слова Иисуса: "разорите храм, а я сделаю его живым, поставлю
новый", но - положительно. Он сказал слова Иеремии, в которых сказано, что
дом Бога есть весь мир людей, где все народы признают Бога, а не вертеп
разбойников, и говорит: Так разорите же храм, я сделаю вам новый - живой
храм, - укажу, научу. И сделаю этот живой храм скоро, потому что мне не
нужно руками строить. В три дня сделаю то, что вы делали сорок шесть лет.
(Ин. II, 20; Мф. XII, 6, 7)
Сказали иудеи: сорок шесть лет строился этот храм, и ты в три дня
возбудишь его?
И сказал им Иисус: Говорю вам, что важнее храма то,
чтобы вы понимали, что значит: жалости к людям хочу, а не служб
церковных.
Стих этот, находящийся в главе об укорении учеников за срывание
колосьев, там не у места, так как там нет и речи о храме, а Иисус говорит:
Вот что важнее храма. Во всяком случае, мысль, выраженная в этом стихе,
повторенная и у Мф. IX, 13, прямо отвечает на возражение иудеев и выражает
воззрение Иисуса на храм-
За этим следуют стихи 21 и 22 гл. II Иоанна, заключающие мнимое
объяснение писателем этих слов.
(Ин. II, 23-25; Мр. XI, 18)
И когда он был в Иерусалиме на празднике пасхи, многие поверили в его
учение, понимая доказательства, которые он приводил.
Сам же Иисус не отдавался вере их, потому что он сам знал все.
И потому ему не нужно было, чтобы кто-нибудь указывал о человеке, он
сам знал, что есть в человеке.
И книжники и старшины священников слышали это. И подыскивались, как бы
его погубить, потому что они боялись его оттого, что весь народ дивился на
учение его.
По толкованиям всех церквей выходит, что весь смысл этого места в
двукратном исполнении Христом полицейских обязанностей насчет чистоты храма,
и в двух стихах (21-м, 22-м), сказанных не Христом, но одним из писателей
Евангелия; - те самые стихи, которые я пропускаю. Смысл тот, что Христос
воскреснет после трех дней. Хорошо, он воскрес и предсказывал свою смерть.
Неужели нельзя было предсказать яснее и, главное, уместнее? Дело идет совсем
о другом.
(стр.50)
Он пришел в храм, выбросил все то, что нужно для их молитвы, точно так
же, как теперь бы сделал тот, кто, придя в нашу церковь, выкидал бы все
просвиры, вино, мощи, кресты, антиминсы и все те штуки, которые считаются
нужными для обедни. Его спрашивают, какой он ....... покажет для объяснения
того, что он делает. ....... никогда, ни по какому лексикону не значило и не
значит чудо, но, положим, это значит чудо. Что же значит вопрос иудеев?
Человек по выкидывал все, что нужно для обедни, и у него спрашивают: "Какое
ты нам покажешь чудо, что ты это делаешь?" - Вопрос этот по меньшей мере
непонятен. Евреи могли спросить, зачем он это делает; могли спросить, чем он
заменит то, что он уничтожил; могли спросить, какое он имеет право это
делать? Но с какой стати вместо того, чтобы его выгнать, они спрашивают его:
"Покажи нам чудо". Еще удивительнее то, что на вопрос иудеев: покажи нам
чудо, он отвечает вовсе не тем, что покажу или не покажу чудо, а говорит:
"Бросьте этот храм, - я вам в три дня сделаю новый - живой". По толкованиям
церкви это значит, что чудо, которое он сделает, он сделает после смерти,
чудо, в которое никто из евреев и после смерти-то не поверит. И эти слова
его убеждают всех. И вслед за этим говорится, что чудеса его, т.е. то, что
он обещал сделать после смерти, убедили всех, и много народа ему поверили.
Ведь стоит только снять очки церковные, чтобы видеть, что это не разговор, а
бред сумасшедших. Иисус делает непонятное дело, выгоняет скотину из храма.
Евреи, вместо того чтобы выгнать его, говорят зачем-то: Покажи нам чудо. Он
забывает о том, что он выгонял за что-то все, что нужно для службы, из
храма, и говорит: Чудо я вам покажу, когда умру, но так, что вы не увидите,
и от этих слов его все поверили в его учение. И смысл всего тот, что Христос
чрез три дня воскреснет. И сказал это не Христос, а писатель Евангелия. И
стоит только опомниться и на минуту отнестись к словам Евангелия,
божественного откровения по учению церкви хоть с тем уважением и вниманием,
с которым мы читаем воде