Главная » Книги

Толстой Лев Николаевич - Соединение и перевод четырех Евангелий, Страница 5

Толстой Лев Николаевич - Соединение и перевод четырех Евангелий


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

виль, т.е. не предполагать вперед, что мы услышим бред сумасшедшего и ничего не поймем, а предполагать, что то, что написано, что-нибудь да значит и что нам не безынтересно понять, что тут сказано, и нам будет все ясно.
  По учению Иоанна Крестителя для познания Бога нужно очиститься духом; Иисус в пустыне очищается духом и познает силу духа и возвещает царство Бога, т.е. Бога в людях, говорит ученикам, что Бог в общении с людьми.
  По евангелисту Иоанну первым делом Иисуса есть так называемое очищение храма, в действительности же уничтожение храма, и не какого-нибудь храма, а храма в Иерусалиме, того, который считается домом Бога, святыней из, святынь. Иисус приходит в храм и уничтожает все, что нужно для служения. Не говоря уже о том, что сказано в Введении о Боге, о том, что Бога никто никогда не видел и не видит, и то, что Иисус дал нам новое богоугождение вместо прежнего, Иисус сам в храме говорит слова пророков о том, что храм Бога есть весь мир людей, а не вертеп разбойников. Объяснять это - все равно, что объяснять то, что в наше время пришли бы духоборцы в православную церковь, повыкинули бы все антиминсы и сказали бы: Бог есть дух и ему надо служить духом и делом. И дело и слова писания уже так ясно говорят, что прибавлять и толковать нечего. И дело и слова ясно говорят: Ваше богоугождение есть мерзкая ложь, вы не знаете настоящего Бога, и обман вашего богослужения вреден, и его надо уничтожить. Вот это-то самое выражают действия и слова Иисуса в храме. Он отрицает и богослужение и понятие еврейского Бога. На эти действия и слова его евреи говорят: какое право ты имеешь так делать?
  И он отвечает: Право мое то, что ваше служение Богу - ложь, а мое живое служение есть истина. Мое служение Богу есть служение живое, делом. И многие верят Иисусу. Иисус первым делом своей проповеди отрицает ложного еврейского, внешнего, видимого Бога. В следующей главе он говорит, что Бог - дух и ему надо служить делом. И очевидно, что для того, чтобы люди могли верить в Бога духа и служить ему, нужно разрушить
  (стр.51)
  ложного, выдуманного Бога и ложное служение ему, и это самое делает Иисус. Не понять этого нельзя. Если место это не понято церквами, то не от глупости, а от большого ума. Таких умышленных нелепых толкований встретится много. Такие толкования бывают тогда, когда церковь узаконила то самое, что отвергал Иисус. Так и теперь Иисус отвергает Бога-творца, внешнего Бога, отвергает всякое богослужение, кроме служения Богу делом. А церковь узаконила Бога творца внешнего и только тем существует, что совершает службы и жертвы. Тут уж поневоле глуп будешь.
  Тот же, кто хочет понимать Евангелие, должен твердо помнить, что первым действием Иисуса, прежде проповеди, было отрицание Бога внешнего и всякого внешнего богослужения. Уничтожение храма, повторенное всеми евангелистами (что весьма редко), есть очищение почвы для посева. Только после уничтожения прежнего Бога возможно учение; о Боге Иисуса и о том служении Богу, которому учит Иисус.
  Все это место есть разъяснение стиха: Бога никто не видел и не видит никогда.

    БЕСЕДА С САМАРЯНКОЙ

  (Ин. IV, 3-14)
  И ушел Иисус из Иудеи опять в Галилею.
  И надо ему было проходить через Самарию.
  Приходит раз Иисус в город самарийский Сихар подле того места, которое дал Иаков своему сыну Иосифу.
  Был там колодезь Иакова. Иисус уморился от дороги и сел у колодезя.
  Идет женщина из Самарин за водой. И говорит ей Ииcyc: Жена, дай напиться!
  Потому ученики его отошли в город пищи купить.
  И говорит ему самарянка: как же ты, иудей, у самарянки пить просишь, ведь иудеи не общаются с самарянами?
  И наоборот сказал ей Иисус: Если бы ты знала.
  дар- Бога и того, кто говорит: дай напиться, то ты того бы попросила, и он бы дал тебе ключевой воды.
  И сказала ему жена: У тебя нет ведра и колодезь глубок, откуда же ты возьмешь ключевую воду?
  Разве ты больше отца нашего Иакова? Он дал нам этот колодезь. Он и сам из него пил, и сыны его, и скоты его.
  И наоборот сказал ей Иисус: Кто пьет эту твою воду, тот опять захочет пить.
  А кто напьется той, которую я дам, уже не захочет пить никогда. И вода та, которую я дам ему, родит в нем ключ воды, бегущей в жизнь вечную, не временную.
  Стихи 15, 16, 17 и 18 не имеют никакого значения. Сказано; что Христос угадал, что у женщины было пять мужей и что теперь она живет не с мужем. Ненужная и соблазнительная подробность эта только нарушает изложение.
  (Ин. IV, 19-26)
  Говорит ему женщина: вижу, господин, что ты пророк.
  Отцы наши на этой горе почитали Бога, а вы говорите, что в Иерусалиме то место, где надо почитать его.
  И говорит ей Иисус: Женщина, поверь мне, что подходит время, что ни на этой горе, ни в Иерусалиме будете почитать Отца.
  Вы почитаете, кого не знаете, мы же почитаем того, кого знаем.
  Но подходит время и теперь уже пришло, что настоящие
  (стр.52)
  почитатели будут почитать Отца духом и делом, потому что Отец требует себе таких почитателей.
  Бог-дух, и почитать его должно духом и делом.
  И говорит ему женщина: Знаю, что мессия придет, называемый избранником Божиим. Когда придет этот, возвестит нам все.
  И говорит ей Иисус: я тот, кто говорит с тобою.
  Стихи с 27 по 42! за исключением стихов от 32-38 которые будут переведены в своем месте, заключают частные и случайные подробности, не имеющие общего значения.

    ОБЩИЙ СМЫСЛ БЕСЕДЫ ИИСУСА ССАМАРЯНКОЙ

  Иисус, проповедуя царство Божие, состоящее в любви люден между собою, ходит по деревням и селам и однажды, зайдя во враждебную иудеям землю Самарийскую, попросил у самарянской женщины напиться. Женщина под предлогом того, что он иудей, а она самарянка, отказывает ему в самом простом деле любви.
  В объяснении этого места эту черту отказа женщины дать воды обыкновенно забывают, а между тем это есть ключ к пониманию всего места.
  Женщина говорит, что иудеям нельзя сообщаться с самарянами, и потому она не дает ему пить. На это он говорит ей, что она отказом этим лишает себя воды живой, любовного общения с людьми, того самого, что дает жизнь истинную. Он говорит ей, что он не только не гнушается того, Чтобы принять питье от нее, но что он и ее, как всех людей, готов научить тому возрождению, которое даст ей настоящую жизнь.
  На замечания ее о том, что он не может этого сделать, потому что у них, иудеев, свой, а у них, самарян, свой Бог или свое место почитания Бога, он говорит ей, как бы объясняя уничтожение храма: "Теперь пришло время почитать Бога не тут и там, а везде, потому что надо почитать не того Бога, которого мы не знаем, а того, которого мы знаем, как сын Отца", т.е. повторяет то, что сказано во Введении о том, что Бога никто не знает, а только сын явил его, и то, что сказано в беседе с Никодимом, именно, что: "мы говорим про то, что знаем и видим, что только сын, с шедший с неба, явил Бога". И, говоря про Бога, называет его Отцом. И, выражая мысль Введения, где сказано, что учение Иисуса было учение добра, он говорит, что Отец ищет поклонников себе везде, поклонников делом и духом, потому что Бог есть дух.

    ОБ ОЧИЩЕНИИ ДУХОМ И ИСТИННОМ БОГОУГОЖДЕНИИ

  (Ин/ III, 22-27, 31,34,32,33,34-36)
  После пришел Иисус с учениками в Иудейскую землю и там проживал с ними и очищал.
  И Иоанн очищал в Еноне подле Салима, потому что было много воды там, и
  ходили и очищались.
  Потому Иоанн еще не был посажен в тюрьму.
  И вышел спор у учеников Иоанна с одним евреем об очищении.
  И пришли к Иоанну и говорят ему: Господин! кто с тобой был на Иордане и о ком ты свидетельствовал, вот и он очищает, и все идут к нему.
  И Иоанн сказал: Не может человек на себя взять, если он не научен Богом.
  Кто свыше, тот выше всего, а кто от земли, тот и будет от земли, и о земле будет говорить.
  Кого Бог научил, тот слова Бога и говорит.
  (стр.53)
  И что постигнул и понял, то и доказывает. Доказательства его никто не принимает.
  Кто принял доказательство его, тот закрепил то, что Бог истинен.
  Потому что дух Бога
  нельзя измерить.
  Потому что Отец любит
  сына и все дал во власть ему.
  Кто верит в сына, тот жив вечно, а кто не верит в сына, - тот против Бога.
  Иоанн прежде объявил, что настоящее очищение есть очищение духом. Вот явился Иисус и уничтожает все внешние формы и очищает без храма и даже без воды. И является сомнение, какое очищение настоящее. И вот ученики Иоанна спорят с каким-то иудеем об очищении и идут к Иоанну спрашивать его. Иоанн говорит в общих словах то, что он сказал прежде: что главное очищение есть очищение духом, и что очищение это не передается словами. О том же, что действительно ли Иисус говорит слова Божии, Иоанн говорит, что определить этого никто не может, что доказательств того, что слова Божии, - не может быть. Одно доказательство есть то, - что человек принимает их. Потому что проявления духа нельзя мерить.
  (Лк. IV, 14; Л. XI, 37, 38; Лк. XI, 39 /Мф. XXIII, 25/; Лк. XI, 40 /Мф. XXIII, 26/;Лк. XI, 41; Лк. V, 32; Лк. VII, 37-50)
  И по всей округе прошла молва о нем.
  После этого пришел к нему один православный и просил позавтракать у него в доме.
  И православный, приметив, что Иисус не обмылся перед завтраком, удивился.
  И сказал ему Иисус: Вы, православные, снаружи чашки и блюда моете, а внутри вас кишит грабеж и неправда.
  Безумные! кто сделал внешнее, тот же сделал и внутреннее.
  Внутри будьте милостивы, и тогда увидите, что все будет чисто.
  Потому что я пришел сюда призывать к обновлению не праведников, а ошибающихся.
  И вот женщина из города, она была неверная, узнав, что Иисус сидит в доме православного, пришла туда и принесла кувшин масла.
  И ставши у ног его сзади, начала плакать и мыть ему ноги слезами и волосами с головы своей вытирала, целовала его ноги и мазала маслом.
  Увидав это, хозяин православный подумал себе: Кабы был он настоящий учитель, он бы знал кто и какова эта женщина, та, что трогает его, она ведь неверная.
  И, обернувшись, Иисус сказал ему: Семен! дай скажу тебе слово. Он сказал: Скажи, господин.
  Бьши два должника должна одному хозяину. Один считал за собой пятьсот денег, другой пятьдесят.
  И не было чем заплатить ни у того, ни у другого, и хозяин простил им обоим. Но какой же из них, скажи,
  больше будет ухаживать за хозяином?
  Семен и говорит: Не иначе, как тот, кому больше простил. Иисус и говорит: Верно рассудил.
  (стр.54)
  И показал на женщину и говорит Семену: Ну вот, я пришел к тебе в дом, а ты не дал мне воды ноги умыть. Она же слезами моет мои ноги и волосами с головы обтирает.
  Ты и не обнял меня, как я вошел, а она не перестает - все лобызает мои ноги.
  Ты не дал мне масла головы помазать. Она дорогим маслом мажет мне ноги.
  От того самого, говорю тебе, избавилась она от заблуждений и великих заблуждений, оттого, что она любит сильно. А кому немного прощать нужно, тот мало и любит.
  И сказал ей: Да, все заблуждения твои исправлены.
  И начали сидевшие с ним говорить сами в себе: Кто же он такой, что избавляет от заблуждений?
  А он сказал женщине: Вера твоя спасла тебя, иди с миром.
  Фарисею не нравится, что блудница прикасается к учителю. Иисус говорит: "Было два должника у хозяина; одному он мало, другому много простил. Как же тому, кому он много простил, не выказать свою благодарность? Должники эти передо мною и перед всеми людьми и перед Богом - ты и эта блудница. Ты считаешь, что тебе нечего прощать, и тыне выказал мне особенной любви; она считает, что она виновата перед всеми, и передо мной и перед тобой. Ведь ты сам подумал, что ее и допустить нельзя касаться до меня. Ну, а я не прогнал ее и как тобою не брезгаю, входя к тебе в дом, так и ею не брезгаю, и за то она выражает мне свою любовь. (Оттого, что ее не упрекнул я грехами, она и выражает мне любовь.) Ее грехов много, она и выражает большую любовь. Твоих грехов мало, ты думаешь, - ты и выражаешь малую любовь, и мало тебе простится; а ей простится, - она верит, что она грешница, и она спасена от грехов".
  (Лк. XVIII, 10-14)
  И сказал им Иисус: два человека вошли в храм молиться. Один - православный, другой - неверный.
  Православный думал ми ого о себе и так молился: Благодарю тебя, Бог мой, за то, что я не такой, как другие люди: корыстные, неправедные, блудники, не такой, как этот неверный.
  Пощусь два раза в неделю и отдаю десятину всего, что получаю.
  А неверный стал вдалеке и не мог и глаз к небу поднять, а все стучал себе в грудь и приговаривал: Господи, оглянись на меня заблудшего.
  Так вот говорю вам: и вернулся неверный избавлен больше, чем православный. Потому что кто возвышается - принизится, а кто понижается, тот возвысится.
  Православный не считал нужным для себя избавления и потому и не мог ни от чего избавиться. Неверный желал избавиться от заблуждений, он признавал их, и потому избавился.
  (Мф. IX, 14/Мр. II, 18; Лк. V, 33/;Мф. IX, 15 /Мр. II, 19, 20; Лк. V, 34, 35/)
  Тогда подошли к нему ученики Иоанна и говорят: отчего мы и законники постимся много, а ученики твои не постятся?
  И сказал им Иисус: Не могут гости на свадьбе печалиться в то время, когда сними жених. Когда нет жениха, - тогда постятся.
  (стр.55)
  Слова о женихе темны, так как нет объяснения того, что надо разуметь под словом "жених". По притче о 10-ти девах под словом "жених" надо понимать жизнь, и тогда и здесь, если дать слову "жених" значение жизни, - смысл изречения будет тот, что незачем печалиться, когда в человеке есть жизни; можно печалиться только тогда, когда нет жизни.
  (Лк. V, 36 /Мф. IХ, 16; Мр. II, 21/;Лк. V, 37 /Мф. lХ, 17; Мр. II, 22/; Лк. V, 38 /Мф. IХ, 17; Мр. II, 22/)
  Никто не разорвет новую одежду, чтобы наложить заплатку из нового на старое платье, потому новое раздерет и к старому не придется.
  И не выливают вино новое в старые мехи, а иначе прорвутся мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут.
  Но вино молодое надо вливать в мехи новые, и то и другое цело будет.
  (Лк.. V, 39 стих неясен. Лк. IV, 33-37; Мр. 1,23-28; Мф. VIII, 17,18; Мр. 1, 35-39; Лк. IV, 42-44.)
  Стихи эти, содержащие описание изгнания нечистого духа, предсказания и повторение о том, что Христос учил и что молва о нем распространилась, - не имеют значения и могут быть пропущены.

    МОЛВА О ХРИСТЕ

  (Лк.IV,15,42,43;Мф. IV, 14-16/ Исаия 9, 1,2/; Мф. ХII, 17-21 /Исаия 42, 1-4/; Мр.III, 7, 8;Мф. IХ, 35 /Мр. VI, 6; Лк.. VIII, 1/)
  И он учил в собраниях и был (прославляем) почитаем всеми.
  Народ удерживал его, чтоб он не уходил от них.
  Но он сказал им: и другим мне надо возвестить истинное благо, я на то назначен.
  И исполнилось слово пророка Исаии: .
  В языческой земле народ ходил во тьме, и народ этот увидел большой свет. Для тех, кто жил во мраке смерти, для тех воссиял новый свет.
  Так что сбылось и другое слово пророка Исаии:
  Вот дитя мое, которое я люблю, мой любимец, на кого душа моя радуется дух свой я вложил в него, чтобы он возвестил народам правду.
  Он не спорит и не кричит, И голоса его не слыхать на улицах.
  Он не перервет сломанного тростника и не задует света, когда он тухнет, - для того, чтобы правда взяла верх над ложью.
  На него вся надежда людей.
  И потом Иисус пошел ко взморью.
  И много народа шло за ним из Галилеи, и из Иудеи, и из Идумеи, и из Иерусалима, и из-за Иордана, и тирский, и сидонский народ шли за ним.
  И он проходил по городам и селам, разглашая в собраниях возвещение об истинном благе царства Божия.
  (стр.56)

    НОВОЕ БОГОУГОЖДЕНИЕ В ДУХЕ ДЕЛОМ.

    ОТРИЦАНИЕ ИУДЕЙСКОГО БОГА

  (Общее изложение главы второй)
  И всем людям Иисус показывал, что прежнее богослужение - ложь и что Богу надо служить делом и жалостью к людям.
  Случилось ему в субботу идти с учениками через поле. И дорогой ученики его рвали колосья, растирали в руках и ели.
  Увидали это законники, фарисеи и говорят: "Так не годится делать в субботу. В субботу нельзя работать. А вы растираете колосья". Иисус услыхал это и говорит им: "Если бы вы понимали, что значит то, что сказал Бог пророку: Радуюсь любви людей между собою, а не жертвам, которые они приносят мне, - вы бы не осуждали невинных. Ведь суббота установлена не Богом, а человеком, стало быть человек важнее субботы".
  Случилось в другой раз в субботу, что, когда Иисус учил в собрании, подошла к нему больная женщина и просила его помочь ей. И Иисус стал пользовать ее. Тогда законник, старшина собрания, рассердился за это на Иисуса и сказал народу: "В законе Бога сказано: есть шесть дней в неделе на то, чтобы работать. А в субботу Бог не велел работать". А Иисус на это спросил законников и фарисеев: "Что же, по-вашему, нельзя и помогать человеку в субботу?"
  И они не знали, что ответить.
  Тогда Иисус сказал: "Разве каждый из вас не отвязывает скотину от яслей и не водит поить в субботу? Или если у кого завалится овца в колодезь, ведь живо побежит всякий и вытащит, хоть и в субботу. Человек ведь много лучше овцы. А говорите, что человеку нельзя помочь. Что же, по-вашему, надо делать в субботу: доброе или злое? Спасать душу или губить? Добро надо делать всегда - и в субботу".
  Пришли к Иисусу фарисеи и законники из Иерусалима. И увидали они, что ученики его и сам он едят хлеб сообща неумытыми руками. И стали законники осуждать его за это, потому что сами они строго ведут по старине, как мыть посуду, и если не вымоют, не станут есть. И также с торгу не станут ничего есть, если не вымоют. И спросили его законники: "Отчего это вы не по старине ведете и неумытыми руками берете и едите хлеб?" - И он сказал им: "Верно сказал про вас пророк Исайя. Ему Бог сказал: За то, что народ этот только на словах припадает ко мне и только языком почитает меня, тогда как сердце его далеко от меня, и за то, что страх его передо мной только человеческое повеление, которое он выучил наизусть, за это я над народом этим сделаю удивительное, необыкновенное дело: и мудрость его мудрецов пропадет, и разум его разумников померкнет. Беда тем, которые заботятся о том, чтобы скрывать свои желания от Вечного, и которые делают свои дела во мраке. - Так и вы оставляете то, что важно в законе, то, что заповедь Божия, и соблюдаете свои приказания - чашки обмывать. Моисей сказал вам: Чти отца и мать, и кто не почтет отца и мать, того казнить смертью, - а вы выдумали, что всякий может сказать: я отдаю Богу то, что отдавал родителям, - и тогда может не кормить отца и мать. Так человеческими постановлениями вы разрушаете заповедь Божию. И много такого делаете".
  И Иисус позвал весь народ и сказал: "Слушайте все и понимайте: ничего нет такого на свете, что бы, входя в человека, могло поганить его; но то, что выходит из него, вот это поганит человека. Пусть будет у тебя на душе любовь и милосердие, и тогда все чисто будет. Старайтесь понять это".
  И когда он вернулся домой, ученики спросили его, что значат эти слова? И он сказал: "Неужели и вы не поняли этого? Разве вы не понимаете, что все внешнее, плотское не может осквернить человека, потому что входит к нему не в душу, но в брюхо. Входит в брюхо, а потом выходит вон. Только то может осквернить человека, что из человека, из души его выходит. Потому что из души человека выходит зло: блуд, похабство, убийство, воровство, корысть, злоба, обман, наглость, зависить, клевета, гордость, всякая дурь. Все это зло из души выходит, и оно только может поганить человека".
  Иисус учит народ тому, что началась
  (стр.57)
  новая жизнь и что Бог в мире, на земле, и это он говорит всем; ученикам же своим говорит, что между человеком и Богом есть всегдашнее общение. Учит этому всех. И все восхищены его учением, потому что он учит не так, как законники. Законники учат людей тому, что они должны повиноваться законам Бога; он же учит людей, что они свободны.
  После того подошла пасха, и пришел Иисус в Иерусалим и вошел в храм. В притворе храма стояла скотина: коровы, быки, бараны, и были садки с голубями, были за лавками менялы с деньгами. Все это нужно было, чтобы подавать Богу. Убивали и подавали в храм, и деньги подавали в храм. В этом была у евреев молитва. Иисус вошел в храм, свил кнут и повыгнал всю скотину из притвора, и голубей всех по выпустил, и деньги все рассыпал. И велел, чтобы ничего этого не носили в храм.
  Он сказал: "Пророк Исаия сказал вам: Дом Бога не храм в Иерусалиме, - а весь мир людей Божиих. А пророк Иеремия тоже сказал вам: Не верьте лживым речам о том, что здесь дом Вечного, дом Вечного, дом Вечного, не верьте этому, а перемените свою жизнь, не судите лживо, не угнетайте странного, вдову, сироту, не проливайте безвинной крови и не приходите в дом имени Бога и не говорите: теперь мы спокойно можем делать пакости. Не делайте из дома моего вертепа разбойников".
  И заспорили иудеи и говорят ему: "Если ты запрещаешь нашу молитву и наш образ Бога, какой же ты дашь образ молитвы?"
  И обратившись к ним, Иисус сказал: "Бросьте храм этот, я в три дня возбужу новый, живой храм Богу".
  И иудеи сказали: "Как же ты сделаешь сейчас новый храм, когда этот строился сорок шесть лет?".
  И Иисус сказал: "Я говорю вам про то, что важнее храма. Вы бы не говорили этого, если бы понимали, что значат слова пророка: Я, Бог, не радуюсь вашим жертвам, но радуюсь вашей любви между собой. - Живой храм - это весь мир людей Божиих, когда они любят друг друга".
  И тогда в Иерусалиме много людей поверили в то, что он говорил. А сам он не верил ни во что внешнее, потому что знал все, что в человеке. Ему не нужно было, чтобы кто-нибудь учил его о человеке, потому что он знал, что в человеке и дух Божий.
  И законники и старшины слышали все это и подыскивались, как бы его погубить, но боялись его, потому что весь народ дивился на его учение.
  И пошел Иисус из Иудеи опять в Галилею. И пришлось ему проходить чрез Самарию. Проходил он мимо села самарийского Сихар, подле того места, которое дал Иаков сыну своему Иосифу. Был там колодезь Иаковлев. Иисус уморился от дороги и сел у колодезя. А ученики его пошли в город за хлебом.
  И приходит от Сихара женщина за водой. Иисус попросил у ней напиться. Она и говорит ему: "Как же ты так просишь у меня напиться? Ведь вы, иудеи, с нами, самарянами, не общаетесь".
  А он говорит ей: "Если бы ты знала меня и знала то, чему я учу, ты бы не говорила этого, а подала бы мне пить, и я бы дал тебе воды живой. Кто этой воды напьется, тот опять захочет пить, а кто моей воды напьется, навсегда будет доволен, и эта моя вода приведет его в жизнь вечную".
  Женщина поняла, что он говорит про божественное, и говорит ему: "Я вижу, что ты пророк, хочешь научить меня; но как же тебе научить меня божественному, когда ты - иудей, а я - самарянка. Наши на этой горе молятся Богу, а вы, иудеи, говорите, что в Иерусалиме надо молиться. Нельзя тебе научить меня божественному, потому что у вас один, у нас другой Бог".
  Иисус и говорит ей: "Поверь мне, женщина, приближается время, что не на этой горе, не в Иерусалиме будут молиться Отцу. Вы молитесь тому, кого не знаете, а мы молимся Отцу, тому, кого нельзя нам не знать. И приближалось время, а теперь пришло, что настоящие почитатели Бога будут почитать Отца в духе и делом. Таких Отцу нужно почитателей. Бог - это дух, и почитать его нужно в духе и делом".
  (стр.58)
  Женщина не разобрала, что он сказал ей, и говорит: "Слыхала я, что посланец Божий придет, тот, кого называют помазанник. Он тогда все расскажет".
  Иисус и говорит ей: "Это я тот самый, что говорит с. тобой. Ничего не жди больше".
  После того пришел Иисус в иудейскую землю и там, живя с учениками, учил.
  В то время Иоанн очищал людей подле Салима в реке Еноне, потому что Иоанн еще не был посажен в темницу. И зашел между учениками Иоанна и учениками Иисуса спор о том, что лучше, очищение ли Иоанново в воде, или Иисусово учение. И пришли к Иоанну и сказали ему: "Вот ты очищаешь водою, а Иисус только учит, и все идут к нему. Что ты скажешь о нем?"
  И Иоанн сказал: "Человек сам собою не может ничему учить, если Бог не научит его. Кто говорит земное, то земное и есть; а если кто говорит от Бога, то - от Бога. Доказать ничем нельзя, от Бога ли слова, которые говорят, или не от Бога. Бег это дух, его нельзя мерить и нельзя доказать. Кто поймет слова Божии, - тем самым и доказывает, что он понял Бога".
  Увидал раз Иисус откупщика за сбором. Откупщика звали Матвеем. - Иисус заговорил с ним, и Матвей понял его, полюбил его учение и позвал к себе в гости. И сделал ему угощение. Когда Иисус Пришел к Матвею, пришли приятели к Матвею - откупщики и развратники. Иисус не погнушался ими и сел сам и ученики его. И вот законники фарисеи увидели это и говорят ученикам Иисуса: "Как же это ваш учитель пирует с откупщиками и развратниками?" Иисус услыхал и говорит: "Тому, кто хвалится здоровьем, не нужно лекаря, а тому, кто болен, нужен от этого-то я и не хожу обращать тех, которые считают себя праведными, думают, что они живут по правде, а учу тех, которые думают, что они живут в грехе".
  И после этого пришел к нему один фарисей и зазвал к себе завтракать. Он вошел и сел за стол. Фарисей заметил, что он не обмылся перед завтраком, и подивился. Иисус и говорит ему: "Фарисеи, вы снаружи все моете, а внутри-то чисто ли у вас? Будь милостив к людям, и все будет чисто".
  И пока он сидел в доме у фарисея, пришла женщина городская, она была распутной жизни. Она узнала, что Иисус в доме у фарисея, и пришла туда же и принесла склянку с духами. И стала на колени у ног его, заплакала и слезами обмывала его ноги, вытирала волосами и поливала духами из склянки. Увидал это, фарисей и подумал себе: Едва ли он пророк; когда бы он точно был пророк, он бы узнал, какая такая женщина умывает ему ноги, он бы узнал, что она распутница, и не позволил бы ей дотрагиваться до себя. .
  Иисус догадался, обернулся к нему и говорит: "Сказать тебе, Семен, что я думаю?" - "Скажи", - говорит.
  Иисус и говорит: "Вот что: два человека считали себя должными одному хозяину, один 500 денег, а другой 50. И не было чем отдать ни тому, ни другому. Хозяин и простил обоим. Ну как по твоему разуму, какой будет любить хозяина и ухаживать за ним?"
  Семен и говорит: "Известно - тот, кто больше был должен". Иисус показал на женщину и говорит: "Так - то ты и эта женщина. Ты считаешь себя малым должником, она считает себя большим должником. Я пришел к тебе в дом, ты мне не дал воды ноги умыть, она слезами омывает и волосами отирает. Ты не поцеловал меня, а она целует мои ноги; ты не
  дал мне масла голову помазать, а она дорогими духами мажет мои ноги. Тот, кто считает, что ему нечего прощать; тот и не любит. Кто считает, что он много виноват, тот много любит. А за любовь все прощается". И сказал ей: "Прощены тебе грехи твои".
  И сказал Иисус: "Все дело в том, кто каким считает себя. Кто считает себя добрым, тот не будет добр, а кто считает себя дурным, тот хорош".
  И сказал им притчу: "Пришли; раз в храм молиться два человека. Один фарисей, другой - беззаконник. Фарисей так молился: Благодарю тебя, Господи, за то, что я не такой, как другие: ни скряга я, ни обманщик, ни распутник, ни такой негодяй; как этот откупщик.
  (стр.59)
  Пощусь два раза в неделю и из имения десятину отдаю. - А беззаконник стал поодаль и не смел, на небо глянуть, и только бил себя по груди и приговаривал: Господи оглянись на меня, негодного!
  Что ж беззаконнику простилось больше, чем фарисею: потому что кто возвышается, тот принизится, а кто понижается, тот возвысится".
  После этого пришили к Иисусу ученики и говорят: "Отчего мы и законники постимся много, а ты и ученики твои не постятся?" И сказал им Иисус: "Пока жених на свадьбе, никто не печалится. Только, когда нет жениха, тогда печалятся. Если есть жизнь, то не должно печалиться".
  А еще сказал Иисус: "Никто не отдирает куска от новой одежи, чтобы нашить на старую, а то разорвет новую и старую не починит. Так нельзя нам принять ваших постов. И нельзя новое вино вливать в старые мехи, а то разорвутся мехи, и вино вытечет. Но вино новое надо вливать в мехи новые, и то и другое цело будет".
  И прошла молва об Иисусе, и он был почитаем всеми. Так что народ удерживал его, чтобы он не уходил от них. Но он говорил, что не одному городу, а всем людям он пришел возвестить благо.
  И он пошел дальше по взморью. И много народа шло за ним из разных городов. И он помогал всем. И он проходил по городам и селам, везде возвещая царство Бога и избавляя людей от всех страданий и пороков.
  Так что на Иисусе исполнились пророчества Исаия о том, что народ, живший во тьме, во мраке смерти, увидели свет жизни; и то, что тот, кто принес этот свет правды, не сделает никакого насилия и вреда людям, что он кроток и смирен, что он для того, чтобы внести правду в мир, не спорит, не кричит, что громкого голоса его не слыхать, что он не перервет соломинки и ночника не задует, а что вся надежда людей на него.
  (стр.60)

    Глава третья

    РАЗЪЯСНЕНИЕ ИИСУСОМ ЗНАЧЕНИЯ ИОАННА

  (Мф. XI, 2, 3 /Лк. VI, 19/)
  Иоанн в тюрьме услыхал про дела Иисусовы и чрез учеников сказал ему:
  Ты ли тот, который должен был прийти, или станем ожидать другого?
  Иоанн в пустыне проповедовал царство Божие и говорил, что за ним придет тот, кто сильнее его, и будет обновлять духом. Услыхав про дела Иисуса, Иоанн посылает узнать, тот ли он, или еще другой будет, т.е. исполняет ли Иисус два предсказания его: возвещение установления царства Божия и обновления духом.
  (Мф. XI, 4-6 /Лк.VI , 22, 23/)
  И на ответ сказал им Иисус: Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:
  Темные видят, хромые ходят, глухие слышат, нечистые очищаются, мертвые пробуждаются и нищие узнают о своем благе.
  И счастлив тот, кто не откажется от меня.
  У Луки и Матфея слова эти: "нищие благовествуют" стоят, последними. Везде, на других языках, эти слова переводятся: "нищим возвещается благая весть". Смысл этого перевода почти верен, но самый перевод не вполне верен.
  Лк. XVI, 16. Не переводится: "царству благовествуется", а переводится: царство благовествуется.
  Так и здесь должно быть переведено: "нищие благовествуются", Т.е. нищие получают весть о благе, так и надо перевести: нищие узнают о своем благе.
  . Слова эти с другой стороны выражают то самое, что сказано в словах: блаженны нищие.
  у Матфея, как и у Луки, слова эти стоят последними, указывая на то, что в них вся сущность дела. И не надо забывать того, что вся дальнейшая речь только развивает, объясняет эту мысль о блаженстве нищих в противоположность богатым фарисеям и законникам.
  На вопрос Иоанна: "Ты ли тот, который придет и откроет царство небесное", он отвечает: "Скажите, что видите и что блаженны все те, кто не отвращается от меня".
  Иоанн спрашивает: "Возвестил ли ты то царство Божие, которое проповедовал пророк Исаия (ХХХV, 5; LXI, 1) и о котором я сказал, что оно приблизилось
  (стр.61)
  и что для достижения его нужно только очищение духом; обновляются ли духом люди? "И Иисус отвечает: "Пойдите скажите, что видите: именно то, что люди теперь блаженны духом; совершилось то, что предсказывал Исаия: все люди блаженны духом. Нищие узнали блаженство".
  (Мф. XI, 7-11 /Лк. VII, 24-28/)
  Когда они ушли, начал Иисус толковать народу об Иоанне: Что ходили смотреть в пустыню? Как камыш ветром махается?
  Или еще что ходили смотреть? Ходили смотреть на человека в богатой одежде? Вот ведь они перед вами, те, которые в богатых одеждах и живут в сластях, они. во дворцах живут.
  Так чего же вы ходили глядеть? Пророка? Истинно скажу вам и про то, что больше пророка.
  Он ведь тот, о котором писано: Вот я посылаю вестника моего перед лицо твое? он при готовит путь перед тобой.
  Истинно говорю вам: Не рождался от жены человек больше Иоанна Крестителя. Самый ничтожный здесь, там, в царстве Бога, больше всех.
  Обыкновенно переводят: "меньший в царстве Божием больше его". Перевод этот неправилен, потому что "меньший в царстве Божием" противополагается "большему в чем-либо другом". Должно бы быть так: Меньший в царствии небесном больше того, кто не в царствии. Главное же, потому этот перевод неправилен, что он разрушает смысл всего предшествующего и последующего. Только что сказано, что Иоанн больше всех людей, и вдруг он меньше меньшего в царстве небесном, тогда как Иисус только и проповедует царство небесное для всех.
  Иоанн меньше, ничтожнее всех, по людскому суждению, - он нищий. Но сказано, что самый ничтожный-то и бывает больший в царствии Божием; то же повторено в Евангелиях много раз, начиная с проповеди о том, что блаженны нищие; а не богатые. Кроме того, слова ......; и .....;, как .они'
  употребляются в Евангелии, надо переводить не "малый" и "большой", а ничтожный, низкий и важный, высокий.
  (Лк. XVI, 16; Мф. XI, 13-15)
  Закон и пророки до Иоанна. А с того времени возвещается благо царства Бога, и всякий входит в него по силе своей.
  Потому что все пророки и закон до Иоанна высказывали волю Божию.
  Если хотите, принимайте его за Илью, который должен был прийти.
  Кто хочет понять, тот поймет.
  Сказано, что и закон и все пророки высказывали волю Бога до Иоанна Все это кончилось со времени Иоанна. Со времени его царство Божие берется внутренним усилием, и потому все, что говорили о пришествии Ильи, все это надо оставить. Если вы верите, что Илье надо прийти перед самым пришествием Бога, так вот и считайте, что Иоанн пришел вместо Ильи.
  Выражение "Кто хочет понять, - тот поймет" у Матфея повторено три раза и всякий раз в тех местах, где слова и могут иметь двоякий смысл. Выражение это есть предостережение о том, чтобы не понимать слова грубо, а понимать их в переносном смысле.
  (стр.62)
  (Лк.У11, 29-31 ;Лк. VII, 32 /Мф. XI, 16, 17/;Лк. VII, 33 /Мф. XI, 18/; Лк. VII, 34 /Мф. XI, 19/;Лк. VII, 35)
  И вся чернь слышала, и откупщики оправдали Бога, очистившись очищением Иоанна.
  А фарисеи и законники совет Божий отложили от себя, не очистившись от Иоанна.
  И Иисус сказал: К кому применить людей этой породы.
  Похожи они на малых ребят. Ребята сидят на улице и болтают друг с дружкой. Они говорят: Мы играем, вы не пляшете; мы причитаем, вы не плачете.
  Пришел Иоанн, ни пьет, ни ест, и говорят: в нем бес.
  Пришел сын человеческий - ест и пьет, и говорят: он человек ядущий и пьяница, откупщикам друг и заблудшим.
  И оправдалась мудрость по делам ее.
  Темное место о ребятах становится ясным, когда отнести его к законникам и фарисеям, т.е. к богатым и властителям в противоположность черни и презренным откупщикам. Мысль та, что для того, чтобы познать Бога, фарисеи и законники друг от друга принимают учение. Та же мысль и у Ин. V, 43, 44: Я пришел во имя Отца моего, и не принимаете меня; а если иной придет во имя свое, его примете. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?
  Они, как ребята на улице, болтают и потом удивляются, что их не слушают, и удивляются, что не понимают. А как же им понять, когда они свое только слушают. Им хочется веселиться, -
  Иоанн требует покаяния, отвержения богатств. Им хочется посты, субботу соблюдать, отвергать грешников, - Иисус не велит ни поститься, ни субботы соблюдать, ни грешников отвергать.
  Стихи Мф. XI, 20-24, Лк. X, 12-15 как они переведены не имеют не только учительного, но даже никакого смысла. Я пытался переводить иначе, но признаю, что и мои переводы не устраняют всех трудностей, и потому место это, как неясное и не заключающее в себе ни отрицания предшествующего и последующего, ни нового какого-либо смысла, остается непонятным.
  За что он упрекает города? Если они не поверили его чудесам, то значит незачем было делать чудеса или мало и плохо он их делал.
  Но если даже он упрекает за неверие чудесам, то что значит то, что если бы в Тире и Сидоне сделаны были те же чудеса, как в Хоразине и Капернауме, то они бы покаялись в рубище и пепле, а если бы сделаны были в Содоме такие, как в Капернауме, то он остался бы до сих пор?
  Таков смысл или скорее отсутствие смысла.
  Перевод для достижения этой бессмыслицы совершенно произволен.

    О ПРИШЕСТВИИ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ

  (Лк. XVII, 20,21,23,24)
  И спросили у Иисуса фарисеи: Когда и как придет царство Бога? И он отвечал им: Царствие Божие не приходит так, чтобы его можно было видеть.
  И нельзя сказать про него: вот оно здесь, или вот оно там, потому что вот оно царствие Божие, оно внутри вас.
  И если скажут вам: вот оно пришло, или вот оно здесь, - не ходите, не бегайте за ним!
  (стр.63)
  Потому что оно, как зарница, блестит с неба мгновенно; таков будет и сын человеческий в свое время.

    БЕСЕДА С НИКОДИМОМ

  (Ин. III, 1-3)
  Был один человек, фарисей, по имени Никодим - старшина еврейский.
  Он пришел к Иисусу ночью и говорит ему: Господин, мы знаем, что ты от Бога пришел учить, потому что никто не мог бы так доказывать, если бы не был с ним Бог.
  И на ответ сказал ему Иисус: Верно, говорю тебе, кто не зачат Богом с неба, только тот может не понимать, что такое царство Бога.

    ОБЩЕЕ ПРИМЕЧАНИЕ

  На слова Никодима: "мы знаем, что ты от Бога" и т.д., Иисус отвечает о царстве Бога. Отсутствие связи между ответом Иисуса и словами Никодима замечено всеми. Но мне кажется, что если понимать так, как понимают обыкновенно всю беседу Никодима, то не только нет связи между словами Никодима и Иисуса, но слова Никодима ровно ничего не значат, ничего не говорят, не вызывают никакого ответа и должны быть опущены, как излишние.
  Слова Никодима получают смысл только тогда, когда вспомним, что к словам Никодима следует прибавить: Как же ты говоришь, что не надо богослужения, не надо храма, а говоришь о царстве Божием.
  Никодим видит, что учение справедливо и важно, но по всему тому, что прежде говорил Иисус, видит, что он отрицает богослужение, и не может понять, какое же может быть царство Бога без Бога еврейского, почитавшегося в храме. Он не понимает этого и ночью один на один приходит к Иисусу и спрашивает его: "Как же ты учишь о царстве Бога, а уничтожаешь всякое отношение к Богу?" Этот смысл вытекает из предшествующего - уничтожения храма и из последующего - ответа Иисуса, который говорит о том, какой его Бог и что он разумеет под словами "царство Бога".
  Очевидно, что если слова об иудейском Боге, - связывающие речь Никодима с речью Иисуса, - и существовали, то они должны были быть выкинуты или переделаны переписчиками, верившими в еврейского Бога. Но и без этих слов связь речи очевидна, если понимать так, как написано предшествующее.
  Учение Иисуса выражается тем, что он проповедует царство Бога и вместе с тем отвергает всякое исполнение закона и служение внешнему Богу.
  Мысль Никодима та: Ты проповедуешь царство Бога, а отрицаешь еврейского Бога. Что же такое твое царство Бога и твой Бог?
  И с первых слов Иисус говорит Никодиму о том, что сказано то, что царство Бога всегда есть, что оно внутри нас (Лк. XVII, 21), что нельзя не видеть царства Бога, что тогда только человек мог бы не видеть царства Бо

Другие авторы
  • Мирович Евстигней Афиногенович
  • Виардо Луи
  • Денисов Адриан Карпович
  • Симборский Николай Васильевич
  • Авилова Лидия Алексеевна
  • Лажечников Иван Иванович
  • Крымов Юрий Соломонович
  • Левидов Михаил Юльевич
  • Пинегин Николай Васильевич
  • Буссенар Луи Анри
  • Другие произведения
  • Тимофеев Алексей Васильевич - Стихотворения
  • Лебедев Владимир Петрович - Избранные поэтические переводы
  • Репин Илья Ефимович - О встречах с А. П. Чеховым
  • Житков Борис Степанович - А. Арьев. Долгая зима в городе N
  • Адикаевский Василий Васильевич - Стихотворения
  • Короленко Владимир Галактионович - Стереотипное в жизни русского писателя
  • Давыдов Денис Васильевич - Дневник партизанских действии 1812 года
  • Давыдов Денис Васильевич - Разбор трех статей, помещенных в записках Наполеона
  • Дризен Николай Васильевич - По мюнхенским театрам
  • Тургенев Иван Сергеевич - Петушков
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (22.11.2012)
    Просмотров: 254 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа