Главная » Книги

Толстой Николай Николаевич - Охота на Кавказе, Страница 3

Толстой Николай Николаевич - Охота на Кавказе


1 2 3 4

тался один старичок, с маленькой, подстриженной и красной бородой, вероятно, из почетных. Пока князь разговаривал с ним, товарищ мой давно спал, свернувшись на подушках, в главном углу. Хозяйка стала приготовлять все к ужину,- сперва вымыла пол перед камином, поправила огонь. Наконец, сам хозяин подал нам умыть руки и после этой операции поставил перед нами низенький стол, или, лучше сказать, поднос, покрытый тонким чуреком (хлеб); потом, разорвав чурек на четыре части и снова положив эти куски на поднос,
   _________________
   5 Кабан.
   6 Табак.
   7 Степь.
   45
    
   он поставил перед нами блюдо с пловом, тарелку с копченой и разварной бараниной и несколько кусков шашлыка. Разбудив Т., мы начали ужин. Хозяин, разумеется, не принимал в нем участия, даже не садился, а стоял все время у дверей, изредка вмешиваясь в разговор между князем и красным старичком, который был, кажется, большой весельчак. По крайней мере, он говорил без умолку,- говорил и смеялся, а слушатели хохотали, не исключая и меня, хотя я и не понимал ни слова из его рассказов: смех всегда действует на меня заразительно. А лицо веселенького старичка, с его красной бородкой, огромным беззубым ртом, было так оригинально, дышало такой простодушной веселостью, что я очень сожалел о моем незнании кумыцкого языка.
   - Он будет с нами на охоте? - спросил я князя, который тотчас же обратился с этим вопросом к старичку и расхохотался на его ответ.
   - Он говорит, что непременно поехал бы, да боится проспать, потому что у него молодая жена красавица.
   - А разве он женат?
   - Разумеется. И жена гораздо моложе его.
   Старик, между тем, разговаривал с хозяином, беспрестанно смеясь и показывая нам места, где, лет десять назад, у него были зубы.
   - Что говорит он? - спросил я.
   - Он рассказывает, что жена его очень ревнива, и просит хозяина, чтоб он поволочился за нею, Обещая ему променяться женами, и требует жеребенка в придачу: хочет ехать в Персию и купить себе еще другую жену...
   Между тем, ужин кончился, старик ушел, а мы разлеглись спать на мягких перинах, при свете камина, куда хозяин натаскал целый костер сухих дров. Мороз был сильный, и холод разбудил меня очень рано. Дрова в камине перегорели. Тлелось только несколько угольев. Хозяин раздул их, принес новых дров,- веселый огонек запылал снова, и мы опять уселись перед камином. Наши охотники уже собрались; но выезжать было еще рано: мы ждали, пока на дворе немного обогреется. Наконец, солнце поднялось довольно высоко и, часу в девятом, мы выехали. Гирей-хан еще не приехал; но он присоединился к нам за воротами. Это был старик лет пятидесяти, очень красивый. Он сидел на
   46
    
   довольно плохенькой лошаденке, за которой бежали три дворняжки. В руках Гирей держал крымское ружье Я не мастер стрелять из ружья с лошади, а потому, в замен его, взял пару длинных пистолетов, заказанных мной нарочно для конной облавы. У Т. было двуствольное ружье, у князя - винтовка. Всего было нас двенадцать человек.
   Верстах в пяти от деревни начинался камыш, в котором мы намеревались охотиться. Его желтые махалки расстилались перед нами, как золотое море; кое-где словно острова, торчало несколько деревьев. День был ясным, и горы резко обозначались на голубом небе. Мы разделились на две партии: князь, Т., три татарина и я остались на опушке; Гирей-хан с собаками и остальные охотники въехали в камыш. Не успели их черные папахи скрыться из глаз, как собаки подняли кабанов, раздались крики: "ги! ги! ма! ма! донгуз!"
   Князь поскакал по направлению, откуда слышались крики; я - за ним. Камыш был так густ, что, я, с непривычки, с трудом поспевал за ним. Князь выстрелил, и я слышал, как зверь поворотил влево; но охотники, гнавшие кабана, перерезали ему дорогу. Через несколько минут раздались два выстрела, и, когда я подскакал, кабан лежал уже убитый. Собаки, при одобрительных криках охотников: "ма! ма!" с остервенением рвали щетину зверя.
   - Кто убил? - спросил я.
   Мне указали на Гирей-хана и на убитое животное: нуля попала ему между правым ухом и глазом.
   - Его всегда так уруби. Другой место его не надо! - сказал мой вчерашний собеседник.
   Я взглянул на Гирей-хана, прочищавшего свое ружье.
   - Туда гайда: там донгуз есть,- сказал он мне, показывая рукой в ту сторону, где, на опушке, остался Т. с тремя охотниками.
   Действительно, слышно было, как там гонят что-то, Я поскакал; вскоре за мной и Гирей-хан. Пока мы ехали камышом, он ровнялся со мной; но когда мы выбрались на опушку и я увидел четырех больших кабанов, которых, в чистом поле, гоняли охотники, я толкнул лошадь и далеко за собой оставил Гирей-хана на его кляче. Он, впрочем, лучше сделал, что отстал от меня: лишь только стал я присоединяться к
   47
    
   охотникам, как кабаны, видя, что их догоняют, снова, повернули к камышу; но тут Гирей-хан пересек им дорогу, выстрелил, и один кабан покатился через голову, остальные бросились в камыш. Мы скакали их следом,- впереди Гирей-хан, за ним ровнялись я да Т., за нами остальные охотники. Кабаны, пробежав несколько времени, остановились. Гирей-хан, на скаку, уже успел зарядить ружье, выстрелил, и еще один кабан растянулся, раненный между глазом и ухом. Остальные, после выстрела, пошли шагом. Я догнал одного кабана и выстрелил ему в зад: зверь подкинул задом и пошел дальше. Поспешно вынул я другой пистолет; но один из охотников, очутившийся справа, предупредил меня: от его выстрела кабан упал, как мертвый, но очень скоро поднялся на ноги. Тут уже я выстрелил из пистолета: зверь сел на зад, но продолжал стоять на передних ногах. Товарищ мой, между тем, зарядил ружье и стал заезжать ему спереди... Вдруг кабан вскочил и бросился на охотника, так что он едва успел отворотить лошадь и выстрелил наудачу. Кабан опять пошел в ход, но наткнулся на Гирей-хана, который попал ему под переднюю лопатку; зверь был мертвый. Другой кабан, который пошел налево, был тоже застрелен.
   Убитых зверей стащили на маленькую полянку. Первый кабан, убитый Гирей-ханом, и тот, по которому я стрелял, были старые секачи, остальные две -свиньи, и один двулетний подсвинок. Мы с Т. смеялись, смотря, как хлопотали татары, чтобы прорезать кабану хрюк и продеть ремень, не касаясь нечистого животного руками. Наконец мы сами взялись помогать им, и дело пошло скорее. Мы предлагали и князю принять в нем участие, но он не согласился, даже не хотел дать своего кинжала, боясь прослыть гяуром между своими единоверцами. Впрочем, он объявил, что, если ему удастся самому, без посторонней помощи, убить зверя, он не только сам перережет ему хрюк и проденет ремень, но даже вытащит кабана на своей лошади. Гирей-хан, немного понимавший по-русски, отвечал ему что-то по- кумыцки. Князь засмеялся и перевел нам его выражение:
   - Гирей-хан говорил, что бог, верно, не захочет, чтоб я опоганил свой кинжал, и, для спасения от греха, не допустит мне убить зверя одному.
   Между тем, мы слезли с лошадей, чтоб дать им не-
   48
    
   сколько отдохнуть. Татары проворно расчистили снег, набрали сухих камышей, развели огонек, закурили трубки и весело болтали. Выпив водки, мы подошли к их кружку. Гирей-хан что-то с жаром рассказывал. Я просил князя быть толмачом. Гирей рассказывал, как на этой поляне он, однажды, убил семь свиней. Свиньи выскочили из камыша и побежали вдоль поляны. Гирей гнался за ними вплоть и, пока они добежали до другой опушки, не переставая гнать их, успел выстрелить семь раз.
   И зарядить,- прибавил я.
   - Да, и зарядить. В том-то и штука!.. Вот эти люди были свидетелями.
   Татары, на которых показывал князь, утвердительно кивнули головой. Я взглянул на поляну: это была узкая лощина, с обеих сторон окаймленная густым, как стена, камышом, длиной не более полуторы версты. "Них!" - сказал я невольно, между тем, как Гирей-хан продолжал рассказывать что-то с жаром, часто показывая на мою лошадь.
   - Он хвалит вашу лошадь,- сказал князь,- и говорит, что если б он был на ней, а не на своей, то убил бы сегодня вдвое больше.
   - Если вы прикажете кому-нибудь дать мне лошадь, я с охотой отдам мою Гирею. Пусть он при мне сделает штуку, о которой вы рассказываете.
   Гирей-хан отвечал на это, что он убьет и больше, сели я возьмусь выгнать кабанов на то место, где ему будет удобно стрелять. Впрочем, я согласился уступить Гирею лошадь мою, а сам сел на другую. Татарин же, у которого я взял лошадь, сел на Гирееву лошаденку и отправился в аул за арбой, а мы поехали дальше. Не успели мы проехать несколько времени камышом, как снова подняли кабанов... опять лай, крики и выстрелы Мы рассеялись по камышу... Я ехал едва заметной звериной тропой, как вдруг что-то перескочило через нее. В полной уверенности, что это кабан, я бросился за ним, проскакал уже с версту, зверь все шел передо мной. Камыш стал редеть, и я приближался к окраине. Удар плетью - и я выскочил на опушку. По гладкой поверхности степи, заломив на спину рога, несся огромный олень. Я за ним, но он стал отделяться от меня так быстро, что я тотчас увидел невозможность догнать его. Я остановился... и как досадывал, зачем отдал мою
   49
    
   лошадь!.. Я стоял и прислушивался, стараясь узнать направление, которое приняла охота; но ветер был от меня, и я слышал только, как шумел камыш... Вдруг треск, и не успел я вынуть из-за пояса пистолет, как стая кабанов, штук в тридцать, бежала мимо меня. Я выстрелил почти не целясь, еще выстрелил и оба раза неудачно. Тяжелые звери, подкидывая задом, неслись довольно быстро, когда, вслед за ними, выскакал из камыша Гирей-хан. Пока я зарядил свой пистолет, он ни на волос не укорачивая шагу, успел выстрелить три раза и три раза зарядить свою винтовку. После каждого выстрела один из кабанов оставался на месте мертвым! И я уже больше не раскаивался, что уступил Гирею мою лошадь. После последнего выстрела, почти в упор, повалившего огромную свинью, которая шла впереди всех, кабаны круто повернули в камыш. Лошадь пронесла Гирей-хана, и кабаны уже уходили в камыш, когда я выстрелил по ним также в упор и ранил одного. Он начал отставать и, наконец, остался на поляне без своих товарищей. В это время Гирей, успев остановить и повернуть лошадь, выстрелил, но, вероятно, видя, что; кабан уходит, поторопился: зверь не лег на месте, а, споткнувшись раза два, вскочил в камыш. Гирей-хан стал называть собак, а я заряжать. Откуда взялись собаки, не помню, только они с лаем бросились по следу раненого зверя, а когда мы подъехали, они уже рвали его. Моя пуля попала кабану в бок и вышла навылет. Гиреева - под переднюю лопатку. Остальные кабаны, убитые им, все были ранены между ухом и глазом, Пока мы вытащили этого кабана на поляну, выехали и другие охотники. Наконец явился и князь. Он тащил огромную свинью, ремнем привязанную к хвосту его лошади. Предсказание Гирей-хана не сбылось: ему удалось одному, без посторонней помощи, убить зверя. Солнце уже садилось, когда мы возвратились в аул...
    
    

6. ОХОТА ЗА КОЗАМИ И ОЛЕНЯМИ

    
   В том же году пришлось мне случайно видеть охоту, на коз, очень для меня памятную. Это было в отряде.. Мы шли из-за Кал-Юрта к Казакачам, по левую сторону Сунжи. Вышли мы довольно рано. Туман только что подымался. Я обратил внимание на группу черных точек направо от отряда.
   50
    
   - Ведь это неприятель? - спросил я у солдат.
   - Кажется, неприятель,- отвечали мне.
   Я стал смотреть на эту мнимую партию. Голова нашего отряда уже поравнялась с ней, а она не шевелились.
   - Да это кладбище,- сказали солдаты, что и действительно было так.
   - А вот это так не кладбище,- говорил один из офицеров, ехавших подле орудий, показывая влево, где также виднелась какая-то черная масса, но уже движущаяся.
   Она все более и более приближалась к авангарду, от которого отделилось несколько человек конных, поскакавших по направлению партии.
   - Сейчас начнется потеха! - сказал я.
   И действительно, раздалось несколько ружейных выстрелов. Партия направилась мимо отряда к нам. Вдруг крик: "козы! козы!" и мы увидели, что приняли издали за партию неприятелей огромный табун диких коз. Не только мне, но даже старым охотникам, как они говорили, не случалось видеть такого огромного табуна: коз было, по крайней мере, тысячи полторы.
   Все верховые понеслись навстречу неприятелю этого нового рода. Бедные животные почти не могли бежать; острые копыта пробивали череп, который резал им ноги. Их стреляли, рубили шашками, загоняли в самый отряд, так что даже пехотинцы закололи несколько коз штыками. Я вскочил в самую средину большого косяка. Ружья у меня не было, а о шашке я совсем забыл. Козы стали кругом моей лошади. Наконец, косяк разбили на две партии, из которых одна побежала прямо на отряд и была встречена чуть не батальонным огнем. Но только одна коза осталась на месте, другие рассыпались по степи, несколько коз бросились на отряд и проскочили между повозками и людьми. Скачка и стрельба продолжались во все время перехода, так что когда мы подошли к Казакачам, то почти все казаки, милиционеры и офицеры вели своих лошадей в поводу: многие из лошадей были ранены, почти все перерезали себе ноги. Казалось, будто отряд вышел из жаркого кавалерийского дела. Зато на каждой повозке, на орудиях и тороках у казаков,- везде виднелись убитые козы.
   Под конец перехода, жалея лошадь, я ехал шагом около отряда и любовался на эту импровизированную
   51
    
   охоту. Я подметил несколько превосходных выстрелов и лихих ударов. Недалеко от меня, кто-то с одного удара шашки разрубил козу пополам, ударив ее по пояснице, так что обе половинки держались, после удара, только на одной брюшной коже. Зато сколько было и неудачных ударов! Многие, вместо козы, попадали по лошади; другие, на всем скаку, опрокидывались с лошадью. Однако ж все кончилось благополучно: никого из людей не ранили, никто не ушибся опасно, что легко могло случиться в этой сумятице. Хорошо еще, что не пришлось встретиться с какой-нибудь неприятельской партией: многие в отряде, увлекшись погоней за козами, ускакали даже за несколько верст и неоднократно совершенно скрывались из виду, так что чеченцам легко было овладеть ими, и мы хватились бы этих господ разве только в Казакачах, куда и пришли вечером.
   Зимой коз редко находят в степи: обыкновенно, на это время они уходят в лес. И если мы застали такой огромный их табун на левой, то есть степной стороне Сунжи, то это по причине больших снегов, выпавших в декабре месяце в Чечне и заставивших коз перекочевать из лесов, в степь. Доказательством этому служило то, что все убитые нами в этот день козы принадлежали к породе лесных.
   На Кавказе водятся две породы коз: степная и лесная. Первая гораздо больше и сильнее. Летом шерсть на них несравненно темнее, почти бурая, зимой - такая же серая, как на лесной. Она преимущественно держится на плоскости в степях, камышах и бурьянах, или попадается в лесу, но не в большом, а в отъемных островах, которые примыкают к степи, или к опушке. В горах степных коз совсем нет. Лесная коза, напротив, водится в горах и в больших лесах. Она меньше, слабее, зато гораздо быстрее степной. С гончими ее трудно выгнать на опушку; а если застанешь ее в поле, она бежит к лесу. Напротив, степная коза в лесу под гончими долго не держится, а идет в опушку; если ж застанут ее в поле, она, надеясь на свою силу, идет вдаль. Поэтому с конной облавой можно охотиться только за степными козами, и лучшее время для этого - лето. Во-первых, потому, что осенью и зимой козы держатся, обыкновенно, или около опушки лесов, или в больших, так называемых теплых, привольных местах; а весной, когда козы котны или с детьми, они также предпочита-
   52
    
   ют крепкие места и только летом ложатся в степных бурьянах. Во-вторых, в жар, коза лежит очень крепко и не может бежать долго, потому что скоро утомляется. Оттого облавой ходят за козами обыкновенно в самый жар, около полудня.
   Однажды, приехав в гости к одному знакомому мне кабардинцу (в Большой Кабарде), князю Адыку Наврузову, я участвовал в такой охоте. Князь, зная, что я большой охотник, хотел угостить меня ею; но был июнь месяц - самая глухая пора для охоты: птица линяет, следовательно с ястребом и соколом ездить нельзя,- с борзыми тоже, потому что жарко. Оставалось одно - охотиться за козами. Вот мы и отправились. До места охоты было верст десять; поэтому мы выехали часу в девятом и ехали большим шагом. Вправо от нас виднелся Боксан, окаймленный зеленым кустарником. Изредка, где-нибудь на изгибе, показывались его быстрые воды, которые, словно радуясь, что вырвались из крутых берегов и густой тени нависшего над ними кустарника, весело блестели на солнце. Влево тянулись волнообразные холмы, покрытые желтой, выгоревшей травой. Кое-где на них лепился кустарник или высовывалась причудливая скала. За этими холмами медленно ползли серые облака, то спираясь и клубясь, как в котле, в каком-нибудь ущелье, то змейками расползаясь по вершинам холмов. Из-за облаков торчали зубцы снежных гор.
   Вдруг, на вершине одного из холмов, показалось стадо оленей. Правильные контуры красивых животных резко отделялись на синем небе. Их было штук восемь, нас же, охотников, человек двенадцать. Мы тотчас же разделились на две партий. Князь, с большим числом охотников, бросился обскакивать холм, а я, с тремя человеками остался на месте. Соскочив с лошадей, мы засели в кустарник, у подошвы горы. Один охотник остался при лошадях. Князь, со своими охотниками, давно уже скрылся в ущелье. Мы не спускали глаз с оленей, которые спокойно паслись по гребню горы. Так прошло, может быть, полчаса. Я плохо верил в успех охоты и пытался заговорить с моим товарищем; но тот всякий раз сердито качал головой... Вдруг он указал мне на оленей: сперва встрепенулся один из них, а потом и все бросились по направлению к нашему кустарнику. За ними скакал кто-то. "Это князь",- шепнул мне
   53
    
   товарищ. Между тем, один за другим, стали появляться охотники; из-за гребня раздалось несколько выстрелов. Олени вытянулись в нитку и все приближались к нам довольно тихо, так что некоторые из всадников уже равнялись с ними, заскакивая их справа. Вообще, олени, особенно рогачи, плохо скачут под гору. Передние охотники все более и более приближались к ним; мы уже слышали их крики. Наконец, один из охотников выстрелил. Олени сбились в кучу и, через несколько минут, были от нас шагах в пятидесяти. Мы сделали залп; но, кажется никто не попал, потому что олени снова вытянулись в нитку и преспокойно пронеслись мимо нас. Сзади всех скакал огромный рогач. Опустив голову, вытянув шею и высунув язык, он шел очень тихо, с каждым шагом как будто падая на перед. Когда олень поравнялся с нами, мой татарин, который один только и удержал заряд, выстрелил. Олень точно оживился. В один скачок догнал он табун, только что перескочивший через перелесок, и понесся по поляне все шибче и шибче.
   Я следил глазами за охотниками, преследующими оленей. Табун стал заметно отделяться. От него отстал только один рогач, вероятно, тот же, по которому стрелял татарин. Наконец, один из конных догнал его и выстрелил в упор. Олень все шел. Другой татарин ударил штыком его, и тут он уже свалился. Между тему мы сели на лошадей и догнали наших товарищей, собравшихся вокруг убитого зверя; остальные уже скрылись из виду. Один из охотников перерезал кинжалом поджилки убитого оленя, на задних ногах, выше колен; чтобы спустить кровь. Татары никогда не прикалывают оленя, но подрезают ему поджилки на задних ногах, вероятно потому, что олень так силен, что, когда его прикалывают, даже в предсмертных судорогах одним ударом копыта или рога может опасно ушибить неосторожного охотника. Кроме удара шашкой но самому хребту, в олене были три пули. Два татарина, сняв чересседельник, зацепили его за рога и потащили оленя по земле. Мы ехали вперед и скоро повернули в довольно узкое ущелье. По обеим сторонам рос густой кустарник, переплетенный диким виноградом, хмелем и ежевичником, беспрестанно задевавшим нас то за шапку, то за черкеску. Только что поднявшийся туман еще блестел на листьях, и едва чувствительный ветер веял на
   54
    
   нас прохладой. У самого выезда из ущелья вдруг появился вал, тоже весь покрытый диким виноградом и повиликой; белые колокольчики резко отделялись от густой зелени. Едва заметной тропинкой, между кустами густого терновника и кучами навоза, обогнули мы ограду и подъехали к воротам. В ауле уже нас ожидали. Собаки страшным лаем давно дали знать о нас и, вместе с мальчишками, высыпали к нам навстречу. На крышах саклей стояли женщины и очень учтиво закрывались рукавами и поворачивались к нам спиной, когда мы проезжали мимо их. Хозяева также вышли встречать нас и приветствовали князя, который некоторым просто кланялся, другим говорил несколько слов. Таким образом мы доехали до сакли княжеского кунака, который, разумеется, встретил нас на дворе и, со всем возможным почетом, проводил, в саклю. Мы пробыли здесь, по крайней мере, час, пока охотники очистили оленя, взвалили его на арбу и отправили домой, к князю. Все это время сакля ни на минуту не оставалась пустою: один приходил, другой уходил. Каждый, входя, говорил приветствие князю и, получив ответ, становился около двери; затем, простояв несколько времени и сказав два или три слова, повторял свое приветствие и уходил...
   Двор был полон ребятишек. Одни бегали около лошадей, другие смотрели на убитого зверя или глазели на нас в окна сакли, - все шумели страшно.
   Между тем, хозяин приготовил закуску, и, несмотря на то, что князь и за себя и за меня говорил ему, что мы заехали только отдохнуть и ничего не хотим, он поставил перед нами очень обильную закуску; тут был и шашлык, и плов, и разные другие кушанья. Князь съел несколько кусков шашлыка, я попробовал понемногу всего; а остальное хозяин поставил перед нашими охотниками, которые принялись за завтрак с большим аппетитом.
   Азиатцы, вообще, едят мало, зато и любят хорошо поесть: это для них наслаждение, особенно для тех, которые не преступают закона Магометова, то есть не пьют ни водки, ни вина. Надо сказать, что все азиатские, кушанья, особенно мясные, приготовляются очень вкусно, и я всегда смотрю с удовольствием, как едят азиатцы. Для них обильный, сытный обед -праздник, и, обратно, праздник есть случай хорошо поесть.
   55
    
   Итак, как только кончился праздник, то есть все было съедено, мы сели верхом и, в сопровождении нашего хозяина и еще двух татар, выехали в другие ворота. Солнце было высоко.
   - Куда ж мы поедем теперь - спросил я князя.
   - На охоту... А разве вы устали?
   - Нет, но, кажется, уже поздно.
   Князь обратился с вопросом к одному из татар и перевел мне ответ его. Князь говорил, что "теперь самое лучшее время для охоты: коза лежит в жар крепко и скоро утомляется; что теперь очень не трудно догнать ее; что татарин этот знает свое дело и один из лучших охотников его, князя". Это был тот самый татарин, который при мне стрелял по оленю. "Ну так поедем",- сказал я.
   Когда мне случается ездить с кунаками на охоту или куда бы то ни было, я совершенно, полагаюсь на них, то есть решительно ни о чем не забочусь: когда выехать, какой дорогой, ехать ли шагом или рысью, где останавливаться, чем кормить лошадей, что будем мы есть сами, - это уже не мое дело. И эта-то беззаботность, эта-то неизвестность и составляют для меня прелесть такого рода поездок. Разумеется, выбор кунаков требует большой осторожности. Что до меня, я был в этом очень счастлив и даже замечал, что эта доверенность к ним нравится кунакам и привязывает их...
   Итак, мы выехали на большую поляну, поросшую высокой травой и бурьяном. Когда мы выровнялись, я поехал рядом с охотником, которого мне рекомендовал князь,- и, действительно, он оказался превосходен. Особенно удивило меня его необыкновенное зрение.
   Не успели мы проехать несколько времени, как он повернул свою лошадь направо и сделал мне знак рукою, чтоб я ехал за ним. "Вот коза лежит,- сказал мне татарин; но, сколько ни смотрел я по тому направлению, на которое он показывал мне, я ничего не видел. Таким образом мы проехали еще несколько шагов. Татарин приготовил ружье, - я сделал то же - приподнялся на стремя и стал смотреть вниз. Я следил за его взглядом... как вдруг, почти под ногами, наших лошадей, выскочили три козы. Мы выстрелили: я промахнулся, татарин повалил на месте козла; другая коза понеслась по степи, высоко подкидывая свой белый зад и точно ныряя в густой и высокой траве. Мы поскака-
   56
    
   ли за ней. Тут мы увидели еще козу с двумя козлятами. Охотники разделились на две партии. Я, Саип-абрек (так звали моего товарища) и еще двое татар продолжали гнаться за первой козой, начинавшей идти все тише и тише. Я уже нагонял ее, как вдруг она круто повернула назад, и лошадь моя пронеслась мимо. Когда же я остановился и оглянулся, то увидел, что оба татарина тоже пронеслись мимо; один только Саип преследовал козу, которая все чаще и чаще начала делать крутые повороты. "Левая рука... береги!" - кричал мне Саип. Поняв его, я начал заскакивать с левой руки, и, в самом деле, мне удалось выстрелить. Коза перевернулась. Саип слез с лошади и прирезал козу. Между тем, другие охотники убили обеих молодых коз. Одна только старая коза пошла дальше. За ней поскакал князь с тремя человеками. Татары начали вторачивать коз. Саип, прищурясь, смотрел вдаль, по направлению, куда поскакал князь. Он был очень большого роста, хорошо сложенный, широкоплечий мужчина лет сорока. Лицо у Саипа широкое, скуластое; борода довольно редкая, рот очень большой, прекрасные ровные и белые зубы; глаза карие, очень маленькие. Вообще, физиономия Саипа походила на ногайскую. Хоть плохо, он все-таки говорил по-русски. Когда я стал спрашивать, как мог он в траве увидеть коз, Саип объяснил мне, что коз он не видал, а видал комаров, которые, обыкновенно, летают над козами. Объяснение это очень вероятно: в ясный, солнечный день очень далеко видишь столб комаров, когда они вьются над каким-нибудь предметом и, как говорят, играют на солнце... Вдруг мы услыхали выстрел, но очень отдаленный. "Это князь выстрелил", - заметил Саип и начал еще с большим вниманием смотреть вдаль. "Вон князь!" - сказал он, наконец, показывая рукой и осклабясь, как собака, которая увидела своего хозяина. По обращению его с князем, мне казалось, что Саип очень предан ему, и вообще он мне чрезвычайно нравился.
   - Твоя лошадь нет устал? - спросил он меня.
   - Нет.
   - Так пойдем.
   И мы поехали по направлению, откуда слышали выстрел. Через несколько времени вдали показалась черная точка, потом другая, и наконец мы ясно различили четырех всадников, ехавших нам навстречу. Это, дей-
   57
    
   ствительно был князь. Видя, что коза решительно уходит, он, в самом деле, выстрелил по ней, но, вероятно, не попал. По крайней мере, он сам говорил это. Саип, однако ж, не хотел верить, чтобы князь дал промах, и советовал ему возвратиться на то место, где стрелял; Саип даже показал это место, и таким образом мы воротились. Приехав, Саип слез с лошади. Старательно осматривая и отыскав едва заметный козий след, он пошел по нем. Мы хотели было уже воротиться назад, как вдруг Саип стал радостно махать нам шапкой. Он показал нам на траве, едва заметные, две или три капли крови, потом сел на лошадь и отправился по следу с такой уверенностью, как будто ехал по большой торной дороге. Я - за ним, посмотреть, чем это кончится. В самом деле, следы крови становились заметнее и заметнее. Саип беспрестанно останавливался и осматривался во все стороны.
   - Вот она! - закричал он наконец и поехал рысью.
   - Ты опять комаров видишь,- спросил я Саипа, следуя за ним.
   - Нет! теперь комар нет, а карга... вон, смотри.
   В саженях восьмидесяти от нас, действительно, я увидел несколько сорок. Подъехав к кусту, мы нашли мертвую, козу, у которой сороки уже выклевали глаза. Саип второчил ее, и мы догнали князя и остальных охотников около самых аулов, и воротились прямо к ужину.
   Расспрашивая князя о Саипе, я узнал, что он не кабардинец, а ногай с Терека, что он живет у князя уже несколько лет и действительно один из самых преданных ему людей. На вопрос мой, как же попал Саип из ногайских степей в Кабарду, князь отвечал мне, что он абрек. Ответ этот, разумеется, не удовлетворил меня.
   Слово абрек так употребительно на Кавказе, что почти получило право народности в русском языке; но мы употребляем его совсем не в том значении, какое имеет оно между туземцами. Таким образом, довольно трудно объяснить настоящее значение этого слова. Русские называют абреками всех горцев, в особенности тех, которые ходят на разбой в наши границы. Понятие абрек у нас часто тождественно со словами: молодец, джигит; иногда абреком называют бобыля, бездомного человека, готового решиться на всё. Но между туземцами на Кавказе слово абрек имеет более тесное, более
   58
    
   определенное значение. Мирный татарин никогда не назовет абреком горца: по его понятию, абрек только тот, кто бежал в горы из мирного аула,- и, обратно, горцы, и даже мирные, называют абреками всех тех, которые переселяются из гор в мирные аулы. Если татарин сделал в своем ауле какое-нибудь преступление - убийство или воровство, за которое боится преследования,- он бежит из своего аула в другой и скрывается там: тогда его называют абреком, и прозвище это остается при нем до тех пор, пока какими бы то ни было средствами не помирится он со своими преследователями и не воротится на родимое место. Часто князья держат таких абреков у себя, защищая их от преследования, и зато абрек усердно служит князю. Обыкновенно, это бывают самые верные люди, готовые исполнять все, что прикажет князь. Такого рода сделка не имеет ничего предосудительного; напротив, чем более при князе абреков - а они большею частью канлы, то есть убийцы - тем большим уважением пользуется он, как человек сильный. Такого-то рода абрек был и Саип.
   После ужина князь во всей точности исполняя законы гостеприимства, уступил мне свою саклю, а сам перешел в другую, догадавшись, вероятно, что меня интересует история Саипа. Он назначил быть при мне ему и еще другому татарину, Аладию, который порядочно знал по-русски и, следовательно, мог служить мне переводчиком.
   Оба татарина уселись перед камином и начали разговаривать, между тем, как я лежал на мягких перинах и придумывал, как бы заставить Саипа рассказать мне его историю. Наконец, Аладий вывел меня из затруднения.
   - Ты не спишь? - спросил он меня.
   - Нет, мне не хочется спать. Давай разговаривать.
   - О чем говаривать? Я молодой человек: ничего не знаю. Вот Саип много видал, много знает.
   - Ну, спроси Саипа рассказать что-нибудь. Как попал он из ногайцев в Кабарду?
   Аладий, кивнув мне головой, обратился к Саипу. Тот сперва вычистил трубку, набил ее, закурил и начал что-то говорить Аладию, по временам останавливаясь, чтоб затянуться, выпустить дым или плюнуть в огонь.
   - Что говорил он? - спросил я.
   - Погоди: я все скажу тебе,- отвечал Аладий.
   59
    
   И затем он снова обратился к Саипу, который, глядя на огонь, продолжал говорить. Саип-абрек рассказывал свою историю. Все было тихо. Где-то, далеко, собака заливалась громким лаем, да часовой на дворе князя мерно прохаживался под моими окнами. Полная луна светила в них, и свет этот, сливаясь с ярким пламенем камина, придавал какой-то странный колорит внутренности нашей сакли и фигурам обоих татар, сидевших на корточках перед огнем. Черные тени их стлались по земляному полу, потом подвигались на стене, завешенной ковром, и оканчивались над самой моей головой, причудливо изогнувшись по дубовым балкам потолка. Часть сакли дальше от камина оставалась в совершенной темноте: видны были только столб, поддерживавший матицу, на которой висело оружие, да у дверей огромное медное блюдо для плова, отражавшее свет камина и, по временам, когда огонь вспыхивал, само блестевшее, как огонь. Молча слушал я однообразную и непонятную для меня речь Саипа.
   - Ты не спишь? - спросил меня Аладий.
   - Нет, слушаю.
   - А понимаешь?
   - Нет.
   Аладий залился громким смехом на мой ответ; я тоже засмеялся; Саип перестал говорить и, улыбаясь и глядя на нас, начал набивать трубку. Насмеявшись вдоволь, мы с Аладием последовали его примеру,
   - Что он рассказывал тебе, Аладий?
   - Говорил, как он жил в горах.
   - В каких горах?
   - В Чечнях и Тавлии.
   - А разве он был в горах?- спросил я, с любопытством глядя на Саипа, который утвердительно кивнул мне головой.
   - Был,- отвечал за него Аладий,- сперва пленным, а потом абреком; был их вожаком - водил партии на Линию, да поссорился с ними и ушел к нам в Кабарду.
   И Аладий начал рассказывать мне, или, вернее, переводить историю Саип-абрека. Саип часто прерывал ее, дополняя подробностями, которые Аладий передавал мне.
   Вот эта история.
   60
    
    

7. ИСТОРИЯ САИП-АБРЕКА

    
   Саип родом ногаец. Отец его имел четырех сыновей, а человек был бедный и нанимался пасти баранту. Главный промысел старика составляла охота; оттого и Саип с ранних лет сделался охотником. Саипу было еще только четырнадцать лет, когда отец позволил ему охотиться и отдал ему прекрасного балабана. С тех пор Саип не разлучался с своей птицей ни на минуту. Раз отправился он на охоту верст за десять от своей кочевки и, возвращаясь домой вечером, увидел вдруг вооруженного всадника, который, казалось, переезжал ему дорогу. Саип толкнул лошадь. За всадником показался другой, третий; а через несколько минут, на бугре, появилось еще пять человек. Саип догадался, что это абреки, ружья у него не; было, и он пустился от них скакать; из тороков своих на скаку обронил он зайца. Измученная лошадь Саипа едва бежала, а абреки заскакивали со всех сторон. Тогда он обрезал путлища у своего балабана и пустил его...
   - Зачем? - спросил я у Саипа.
   - Я думал, что балабан полетит домой и отец, увидев обрезанные путлища, догадается, что со мной случилось несчастье. Балабан долго летел за мной, а я скакал во весь дух и все слушал, как звенел его колокольчик на ноге. Наконец, абреки нагнали меня и, когда я слез с лошади, стали меня вязать. Я все смотрел на мою птицу. Балабан долго кружился надо мной, потом крикнул раза два, и поднялся вверх. С тех пор я больше не видел его...
   Когда абреки взяли Саипа, было около полуночи и они уже возвращались назад. Пришед к Тереку, стали переправляться. Ночь была темная. Собаки Саипа все бежали за ним, но тут остались на берегу и начали выть.
   - Дурной знак! - сказал один чеченец.
   - А еще хуже, что казаки могут услышать,- заметил другой.
   Чтоб заглушить собак, один из чеченцев завыл по-волчьи, ему отвечали чекалки, и, под эту музыку, абреки со своим пленным отправились через реку и к утру были в горах.
   Сначала Саип жил у одного из чеченцев, в Алдинских хуторах. Там сперва строго присматривали за ним,
   61
    
   но потом, увидев, что он не хочет бежать, они стали не так строги.
   - А разве ты не хотел бежать?
   - Нет! я тогда молод был, глуп,- к тому же знал, что отец мой человек бедный и не очень жалеет обо мне; мне и там было хорошо. Только я жалел, что мне нельзя охотиться... А когда меня весной послали со стариком Темирчи в Черные горы пасти конный табун, я очень обрадовался.
   - Чему ж ты рад был?
   - Тому, что мне дали ружье, и, значит, я могу охотиться... А какая охота в горах! Олени... такие табуны, как здесь баранты!.. коз, кабанов, лис, медведей - пропасть!.. А главное, какие там соколы! таких во всем мире нет!.. Я по целым дням сидел в одной роще, и смотрел, как сокол гоняет в ней голубей. Несколько раз я подкрадывался к нему, когда он, наевшись, сидел на дереве, поджав одну ножку и выставив вперед грудь, как джигит какой-нибудь; видел несколько раз, как сокол этот прилетал пить и купаться в ручье, около нашей землянки. Вечером я видал, как он улетал в ущелье, и тогда только я возвращался к Темирчи; не спал всю ночь - все думал, как бы поймать этого сокола. Наконец, выдумал я хитрость: подкараулив, когда сокол поймал голубя, я согнал его, но, зная, что он воротится за своей добычей, поставил над полумертвой птицей пружок. Сокол, в самом деле, прилетел и попался. Я взял его и стал вынашивать; а через месяц он уже ходил ко мне на руку. В это время приехало к нам несколько человек из нижних аулов, за лошадьми. Они собирались в набег. Мне уже надоело жить без дела, и я был бы рад, если б они взяли меня с собой. Я сказал об этом Темирчи, тот передал им; но они отвечали, что без наиба не смеют. Темирчи посоветовал мне идти к наибу и отнесть к нему сокола. Я так и сделал. Наиб принял меня хорошо и подарил пистолет, в знак того, что я вольный человек и могу жить, где хочу. Я сперва поселился на Рашне у Чими.
    - Твоя слыхал про Чими?- спросил меня Аладий.
   Я отвечал, что нет, и Аладий начал рассказывать мне, что Чими был первый джигит во всей Чечне, что "другой такой джигит не будет".
   - Где он теперь? - спросил я.
   62
    
   - Пропал! Вот он все расскажет тебе,- отвечал Аладий.
   Саип продолжал рассказ.
   Поселившись на Рашне, он несколько раз ходил с партиями на Линию, наконец сделался известным вожаком, так что из байгушей стал значительным человеком, купил себе саклю в Алдинских хуторах и, поселившись там, завел свое хозяйство. Саип взял к себе в дом несколько пленных солдат, которые обрабатывали его поле и пасли скотину, между тем, как сам он продолжал ходить на разбои на Линию или охотился с Темирчи и Чими в Черных горах. Он уже собирался жениться, когда с Чими случилось несчастие, в которое замешался и Саип,- и вот каким образом. Раз Саип, с десятью чеченцами, которых он всех назвал мне по именам (вообще, Саип рассказывает очень подробно), ходил на Линию. Старшим в этой партии был алдинский старшина Улу-бей. Удачи им не было, и они возвращались с пустыми руками, когда, около Сунжи, встретили человека, гнавшего из гор волов. Предполагая, что это мирный татарин, ходивший воровать в горы, чеченцы решились отнять у него скотину и даже поймать его самого; но, став между волов и положив винтовку на ремень, которым были связаны животные, татарин не давался чеченцам. Стрелять они не хотели, потому что находились недалеко от русской крепости и боялись сделать тревогу. Несмотря на то, что мирный татарин был закутан башлыком, Саип узнал в нем брата Чими, Алхаза, который, несколько лет тому назад, бежал к русским; жил теперь в Сунжинской станице и часто бывал в горах у брата. Саип решился спасти его, взял сперва слово с Улу-бея, что если мирный татарин отдаст ему, Саипу, оружие, то они отпустят его живого; потом прямо поехал на Алхаза, который тоже узнал Саипа. Начались переговоры, кончившиеся тем, что Алхаз сдался, а Саип поручился, что его отпустят. Но Улу-бей также узнал Алхаза, и так как в горах подозревали, что он служит лазутчиком у русских, то и решился Улу-бей задержать его. Старик стал уверять, что не может отпустить его сейчас, потому что боится, чтобы с ним не сделалось какого несчастия, что это всем им будет стыдно; что лучше ему переночевать у Улу-бея и что он сам завтра Проводит его до Сунжи. Алхаз и Саип поняли, что старик хитрит; но, видя, что все держат его
   63
    
   сторону, они только молча переглянулись; и Алхаз пошел с ними в горы. Улу-бей привел его в свою саклю, прекрасно угощал всю ночь и, на другой день объявил, что об Алхазе уж узнал Толчик, и что поэтому теперь без позволения наиба он не может его отпустить. Улу-бей прибавил, что он сам поедет хлопотать об этом, что Алхаз его гость, что он не даст его в обиду, но, вместе с тем, уезжая, приставил к Алхазу караул. Узнав все эти подробности, Саип решился ехать к Чими и объявить ему обо всем.
   - Когда я приехал к Чими, он ничего не знал. Мне было стыдно говорить ему о том, что произошло между нами, и я боялся, чтоб он не сказал мне дурного слова: тогда я бы сам себя резал; но он ничего не сказал, взял со стены два ружья и стал седлать лошадь. Я спросил его, куда он едет. "Не знаю, - отвечал он,- брат пропал и я пропаду". Я стал просить, чтобы он взял меня с собой.- "Не надо,- отвечал он.- Поезжай лучше к Турло (Турло был другой брат Чими, жил он в Черных горах), привези его к себе, а я завтра приеду к вам и скажу, что надо делать. Если не приеду, значит и я и Алхаз пропали. Тогда пусть Улу-бей заплатит вам за нашу кровь". Чими догнал брата около Аргуни. Восемь человек мюридов уже вели его к наибу. Он прямо бросился на них и, прежде, чем те успели выстрелить, был уже подле брата. Алхаз вскочил к нему на лошадь; оба схватили ружья и поскакали назад.
   - Как же мюриды не взяли их? Ведь их было восемь человек.
   - Так! -отвечал Саип,- они им не дался. Впрочем, он прибавил, как бы для пояснения этого факта, что Чими был большой джигит: "Его знали во всех на горах. Может, мурут боялся, может, нет, - бог знает. Они им не дался",- повторил Саип.
   Итак, Чими с братом воротились домой, где были уже Саип и другой брат Алхаза, Турло.
   Как скоро весть об этом разнеслась по аулам, собралось множество народа,- начались толки: что делать? Боялись, что наиб потребует Чими. Так и, случилось. Когда старшины объявили Чими об этом, он сказал, что сам поедет к наибу, и, действительно, поехал с обоими братьями. Чими был известный человек, у него было много родни, и он знал, что Толчик ничего не по-
   64
  

Другие авторы
  • Голдобин Анатолий Владимирович
  • Решетников Федор Михайлович
  • Сухомлинов Владимир Александрович
  • Чехов А. П.
  • Квитка-Основьяненко Григорий Федорович
  • Коневской Иван
  • Голлербах Эрих Федорович
  • Фирсов Николай Николаевич
  • Христофоров Александр Христофорович
  • Клюшников Иван Петрович
  • Другие произведения
  • Лесков Николай Семенович - Письма в редакции
  • Веселовский Юрий Алексеевич - Людвиг Тик
  • Маколей Томас Бабингтон - Мильтон
  • Грибоедов Александр Сергеевич - Кто брат, кто сестра, или обман за обманом
  • Розанов Василий Васильевич - Основы современной школы
  • Навроцкий Александр Александрович - Стихотворения
  • Боцяновский Владимир Феофилович - Катенин Павел Александрович
  • Булгарин Фаддей Венедиктович - Булгарин Ф. В.: биобиблиографическая справка
  • Дмитриев Василий Васильевич - Стихотворения
  • Купер Джеймс Фенимор - На суше и на море
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 514 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа