Главная » Книги

Чехов Антон Павлович - Статьи, рецензии, заметки, "Врачебное дело в России". 1881 - 1902, Страница 13

Чехов Антон Павлович - Статьи, рецензии, заметки, "Врачебное дело в России". 1881 - 1902


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

div align="justify">   Вып. IV. Аника Воин, 4, 185 - 190. Стр. 135.
  Известно, что янтарь ценился у древних не по одной красоте, а именно как снадобье и лекарство, носившееся в амулетах: так и у нас янтарь был издревле не только любимым ожерельем, но вместе оберегом шеи и груди, и всего тела; самое название ладонки едва ли не происходит отсюда же, от латыря (латырка, латонка) и только развитие христианства ввело сюда ладан... Псковичи, торговавшие с древним славянским прибалтийским союзом, с Ганзою, поют в том же Стихе, Голубиной книге:
  Белый Латырь камень всем камням отец:
  С под камешка с под белого Латыря
  Протекли реки, реки быстрые,
  По всей земле, по всей вселенной*,
  Всему миру на исцеление,
  Всему миру на пропитание.
  _______________
  * В печатном тексте: вселенную.
  Известно, что по народному представлению море и море-Окияя есть источник для всех рек; а на этом море лежит Латырь, и Латырь целебный: отсюда, из-под того камня, все реки, отсюда целения... ...читаем в одном из списков Голубиной книги, ближайших к Свиткам Иерусалимским:
  Камням камень-мать
  Кармаус камень Илитор (илектрон):
  И лежит он у моря Тёплого,
  На восточном устье Волгском;
  А коя рыба с моря пойдет
  И о камень потрётся,
  И на Русе той рыбы ловцам не добыть,
  И птицам ее не убить,
  И того году смерти ей не будет...
  Здесь, хотя поприще действия перенесено уже к Черному морю, а с развитием торговли даже к Хвалынскому, или Каспийскому, но в основе те же представления об Алатыре, его чудодейственной и целебной силе, даже о трении, этом поразительном для древних свойстве янтаря, давшем в позднейшей науке имя электричеству.
  
  
  
  
  
   Вып. IV. Примечания. Стр. II.
  Он (Суровей) стегал коня по крутым бедрам,
  Простегал кожу ровно до мяса,
  А мясо рвал до белых костей...
  
  
  
  
  Вып. IV. Примечание о Суровце Суздальце.
  
  
  
  
  
  
  
  
   Стр. XXIX.
  Между столпотворением, от которого разделились и пошли народы, а вместе пошел и народ славянский со своим Дажбогом, до первых веков по Р<ождеству> Х<ристову>, когда славяне упоминаются, и до IX века, когда начинают говорить об себе на поприще положительной истории, лежало времени немало и не могли славяне наполнить его одной праздностью и бездействием... Вып. IV Примечания LXX.
  * М. П. Погодин некогда получил от г. Меледина из города Семенова и поместил в "Москвитянине" (1843, Š 12, стр. 507 - 511) следующие о сем деле любопытные предания: "В Нижегородской губернии, в Макарьевском уезде, в 40 верстах от города Семенова, есть село Владимирское, Люнда тожь. Близ села за полем красуется озеро Светлоярое, из которого вытекает небольшой источник... Поутру обыкновенно с благоговением умываются святой водицей из Светлоярого озера и пьют ее, как для исцеления от болезней, так и для предохранения от тяжких недугов души, соблазнов мира и козней лукавого; после непродолжительной молитвы расходятся посмотреть, где находится подземная обитель царствующих там угодников. В простые дни многие приходят к этому озеру, чтобы послушать... рассказов у пустынников, которые, пришед туда по усердию, выкапывают в земле землянки и подолгу живут там, пропитываясь подаянием от приходящих на молитву, из коих каждый ставит себе в обязанность принесть с собою несколько хлеба, свеч и денег. Тогда-то эти пустынники... складывают целые повести чудесного, как самовидцы, приходящих укладывают на ночь ближе к озеру и заставляют их вслушиваться, приложив уши к земле. Уверяют между тем, что тот больше услышит чудесного, кто больше имеет усердия к этой святыне, ...и что усердных берег этого озера ночью убаюкивает, качая их, как детей в люльке, что, говорят они, все усердные люди чувствуют сами. Стр. CXXI.
  _______________
  * Далее вся цитата, исключая ссылку на страницу, выписана рукою доктора Н. И. Коробова.
  И расплатился Василий с попами и с дьяконами;
  И которые старцы при церкви живут,*
  Дает золотой казны не считаючи...
  
  
  
  
   Вып. V. Василий Буслаев, 4, 196 - 199.
  * Богорадные старцы, в богадельне, странноприимнице и больнице. Стр. 29.
  Она (Авдотья Ивановна, жена Терентьища) с вечера трудна-больна,
  Со полуночи недужна вся;
  Расходился недуг в голове,
  Разыгрался утин* в хребте,
  Пустился недуг к сердцу,
  Опустился недуг ниже пояса,
  Во те ли во нижни во черева...
  
  
  
  
  
  Вып. V. Гость Терентьище. 25 - 30.
  * Боль в пояснице, чаще в спине, с нервным волнением, особенно когда что-то словно бьется или переливается, иначе в народе живчик. Стр. 55.
  Слова Терентищи: А кто бы де недугам пособил,
  
  
   Кто недуги бы прочь отгонил,
  
  
   От моей молодой жены,
  
  
   От Авдотьи Ивановны,
  
  
   Тому дам денег сто рублев -
  
  
   Без единыя денежки.
  
  
  
   Вып. V. Гость Терентьище. 70 - 75. Стр. 56.
  Говорит князь Роман сударь Митриевич:
  "Ты не плачь, княгиня Марья Юрьевна,
  Юрьевна ты, Лебедь Белая!
  Я как съезжу в далеко-чисто поле,
  Так сыщу там много знахарей,
  Что могут тебе рассудить твой сон".
  
  
  
  
  Вып. V. Князь Роман. 2. 20 - 25. Стр. 97.
  Скоро повел (Малюта Федора Ивановича) за Москву-реку
  К этому месту ко Лобному
  Ко этой плахе ко липовой,
  Грозными казнити казнями
  Очи вынимать косицами*
  Язык вырезать из темени.
  * Висками.
  
  
  
   Вып. VI. Царь хочет убить сына. I, 55 - 60.
  
  
  
  
  
  
  
  
   Стр. 57.
  Тут воскрикнул наш Грозный Царь
  Царь Иван Васильевич:
  "Есть у меня лекари и дохтуры?*
  Лечите дядюшке ногу правую,
  А с Малютки Скурлюткина
  Снимите с живого шкуру!"
  
  
   Вып. VI. Царь хочет убить сына. III, I, 159 - 165.
  
  
  
  
  
  
  
  
   Стр. 66.
  _______________
  * В печатном тексте: доктуры.
  Возговорит (Иоанн Гр<озный>) громким голосом:
  "Подайте мне первого дохтура,
  Залечал бы ему ногу в три часа!" (Миките Романовичу)
  
  
  
  Вып. VI. Царь еще женится. 117 - 120. Стр. 113.
  Говорит Майстрюк: ..."Как я сяду на калиновом мосту,
  
  
   Да буду брать пошлину:
  
  
   Со стариков похоронное,
  
  
   Со старух повивальное"...
  
  
  
   Вып. VI. Царь еще женится. III, 3. 38 - 41.
  
  
  
  
  
  
  
  
   Стр. 130.
  Умертвил себя Борис с горя ядом змейным,
  Ядом змеиным, кинжалом вострыим.
  
  
  
  Вып. VII. Убиение Царевича Димитрия. 2, 28 - 29.
  
  
  
  
  
  
  
  
   Стр. 3.
  Ее (Оленушку Клементьевну, жену Терентия) с вечера недуги берут,
  К полуночи ее немочь бьет,
  К белой заре лихорадка трясет,
  Немочь-то черная,
  Лихорадка красная:
  Пухота, подживотна скорбь.
  Тут возговорит жена молода
  Оленушка Клементьевна:
  "Ой ты гой еси, Терентий гость,
  Ты славен-богат человек!
  Что ты мастеров не спрашиваешь,
  Подмастерьев* не допытываешь?"
  * "Мастерьев, подмастерьев - дохтуры, волхвы..."
  
  
  
  Вып. VII. Прибавления. Терентий гость. 6 - 18.
  
  
  
  
  
  
  
  
   Стр. 48.
  
  
  
  
  III
  
  СНЕГИРЕВ. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПРИТЧИ.
  
  
  
  
  1848.
  Ангеликова водка живет вину тетка.
  Аптека не на два века.
  Аптека убавит на полвека.
  Аптеками лечат, а больные кричат.
  Аптекам предаться, деньгами не жаться.
  Без притчи и трясца не берет.
  Береги здоровье смолоду, а честь под старость.
  Блин не клин, брюха не распорет*.
  _______________
  * В печатном тексте: не расколет.
  Бог дал живот, бог даст и здоровье.
  Боль врача ищет.
  Больного брюхо умнее докторской головы.
  Больному все горько.
  Больному и золотая кровать не поможет.
  Больному в еже не верь.
  Больной что ребенок.
  Больной от могилы бежит, а здоровой в могилу спешит.
  Болящий здоровья уповает даже до смерти.
  Бортник горек, а мед сладок.
  Брюхо не зеркало, не видно, чем набито.
  Была б голова здорова, а в голове вши будут.
  Бог не честен да здоров.
  Вино сперва веселит, а потом безумным творит.
  Воск к огню мягок, а кал жесток.
  Всегда перепой пуще недопоя.
  Всякая болезнь идет к сердцу.
  В иной волости лихие болести.
  В чужую часть не ворогушей пасть.
  Выпьешь много вина, так убавится ума.
  Где больно, тут рука, а где мило, тут глаза.
  Где не холодно, тут и оводно.
  Гнев человека сушит кости, крушит и сердце.
  Гортань гласу родитель, глас же гортани кормитель.
  Грешное тело и душу съело.
  Давно ли ошелудивел, да заспесивел!
  Дай болю волю! полежав, да умрет!
  Даром и чирей не сядет.
  Доброму сухарь в пользу*, а злому и мясное не впрок.
  _______________
  * В печатном тексте: на пользу.
  Живая кость мясом обрастет.
  Живот болит, а детей родит.
  Животу да сердцу винцу да перцу.
  Жилы рвутся от тяжести, а слезы льются от жалости.
  Закрытую рану лечить неудобно, а тайную муку легчить неспособно.
  Здоровому врач не надобен.
  Здоровому все здорову.
  Здоровье всему голова.
  Зелие знати, по ночам не спати.
  Зелие сбирают, звезды считают.
  Знай нас плешивых, объезжай шолудивых.
  Исай, понемножку кусай; а кто животом свеж, тот побольше ешь!
  И хорошая аптека убавит века!
  Ичется с голоду, дрожится с холоду.
  Кинуло в пот: голова, что лед, а язык хоть выжми.
  Кнут да пластырь да добрый пастырь.
  Который член не можно исцелить, лучше его отрубить.
  Кровь отворить, гвоздь в гроб вколотить.
  Кто благодействует, у того борода белеет, злодействует, у
  
  
  
  
  
  
  
  того кости белеют.
  Кто пьет много вина, тот скоро сойдет с ума.
  Кто солнца убегает, тот всегда озябает.
  Легонько поел, легонько и сделал*.
  _______________
  * В печатном тексте: легко и сделал.
  Лизав медок, заглянешь и в гробок.
  Лучше мертвого схоронить, чем в избе коптить.
  Ленивому болит в хребте.
  Люди спать, а он желвей искать.
  Мал чирей, да гною полон.
  Мальчики в глазах.
  Медведь лежа целую зиму не ест, а на весне целую корову стрескает.
  Меж перстами мяса не много.
  Муж любит жену здорову, а брат сестру богатую.
  Муха не портит брюха, а только вычистит.
  Мыло не мило, коли лицо изгнило.
  Мыло серо, да моет бело.
  На леченой кобылке не далеко уедешь.
  На потливую лошадь всегда овод садится.
  Напрасно тот больной лечится, кто здоровый бесится.
  На пьянство изведано лекарство спать.
  На что корова, была б жена здорова!
  Не божись! кровь из носу пойдет.
  Не вши едят, а гниды.
  Не дивно тому, что вошь в пироге бывает.
  Не ноги кормят брюхо, а брюхо ноги.
  Не почесавши, чирей не сядет.
  Не тот болен, кто лежит, тот болен, кто над болем сидит.
  Не евши легче, а поевши лучше.
  Отцы ели клюкву, а у детей оскомина на зубах.
  От всего вылечишься, кроме смерти.
  От доброва житья толстеют, а от дурнова худеют,
  От смерти нет лекарства.
  От худой курицы худыя яйцы.
  От яблонки яблочко, от елки шишка.
  Память в теле, мысль во лбу, а хотение в сердце.
  Паршивые свиньи в Петровки ведутся.
  Пар костей не ломит.
  Пей кисло, ешь солено, умрешь, не сгниешь.
  Пей пива больше, так брюхо будет толще.
  Первая рюмка колом, другая соколом, а третья мелкими пташечками.
  Печаль не уморит, а здоровье повредит.
  Пить воду, вода не смутит ума.
  Посадские животы толсты да коротки, а дворянские тонки да долги.
  После родов женщина девять дней в гробу стоит.
  После супу вина выпить, у доктора червонцы украсть (франц.)*
  _______________
  * В печатном тексте: червонец. Слово (франц.) отсутствует. Чехов вставил его потому, что под строкой приведен французский вариант той же пословицы.
  Посудка любит чистоту.
  По сытому брюху хоть обухом.
  По семени и плод.
  По тем же ранам, да тем же салом.
  По чужим ранам, да чужим салом мазать не убыточно.
  Праздность и старых повреждает, а молодым не малый вред бывает.
  Прежде люди были пыжики, а ныне тужики.
  Пришел Мирошка на деревянной ножке.
  Пьяный что бешеной.
  Пьяному угоди, больному помоги, свят будешь человек,
  Ржа ест железо, а печаль сердце.
  Ртом болезнь входит, а беда выходит.
  Руду пустить*, гвоздь в гроб вколотить.
  _______________
  * В печатном тексте: Руду (кровь) пустить.
  Руси есть веселие пити, не может без того быти.
  Русскому здорово, а немцу смерть.
  Рыжи да плешивы все люди фальшивы.
  Рыжий да красный человек опасный.
  Рыжий да плешивый человек спесивый,
  Репа животу не укрепа.
  Своя болячка велик жевлак*.
  _______________
  * В печатном тексте далее: (больнее чужих).
  Семеро грузив мухоморов объелись.
  Сердце не дробит, голова не болит.
  Сколько людей, столько и лекарей.
  С жиру собаки бесятся.
  Смерть найдет к чему приключиться, а лекарь чем отговориться.
  Сон лучше всякого лекарства,
  Сон милее отца и матери,
  Сон Скрябин.
  Спорынья в квашню, а тесто в шляпу.
  С бабами водиться - в крапиву садиться.
  С радости кудри вьются, с печали секутся,
  Сыт стал и стыд узнал.
  Терпи, голова, в кости скована!
  Толкуй больной с подлекарем!
  Тому не надобно ложиться, кто хочет от болезни свободиться.
  Тяжело поднимешь, живот надсадишь.
  Удалому все трынь-трава.
  У кого во рту желчь, тому все горько.
  У нашей Федосьи из глаз растут волосьи.
  Хворого пост, а пьяного молитва до бога не доходят.
  Хилое дитя середь лета зябет.
  Хлеб сердце человеку укрепит, а вино возвеселит.
  Холостой, что бешеной.
  Цельба пьянице на столе в стклянице,
  Цельба пьяному спать довольно.
  Цельба голодному хлеба с водою.
  Цельбоносное зелие дарование велие.
  Чирей вырезал, да болячку вставил.
  Чистота здоровье сохраняет, а воздержность разум укрепляет.
  Чем ушибся, тем и лечись!
  Щеня злое от злыя суки.
  Ешь, не доедай; пей, не допивай; говори, не договаривай.
  Язва от стрел глубока, а от меча широка.
  В страдное время и дельник лежником, а в жиру и лежник
  дородный дельник.
  Горяч на молоду родился,
  Кто не упивается вином, тот бывает крепок умом.
  Лучше страдать брюхом, нежели духом.
  Боль и поросенка не щадит.
  В старину бывало, собака с волком живала.
  Изнимет брюхо голодуша, придет боль и ворогуша.
  Пылинка не видна, да выедает глаза.
  
  
  
  
   IV
  
  
   ЛАВРЕНТИЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ
  
  
  
  
  1846.
  I. Древний текст летописи Нестора.
  Лавр<ентьевская>. Ипат<ьевская>. Хлебн<иковская>, Радз<ивиловская>. Троицк<ая> I.
  Иде (Андрей) в варяги и приде в Рим, исповеда, елико научи и елико виде, и рече им: "дивно видех Словеньскую землю, идучи ми семо видех бани древены, и пережьгут е рамяно, совлокуться и будут нази, и облеются квасом уснияным, и возмуть на ся прутье младое, бьються сами и того ся добьють, егда влезуть ли живи, и облеются водою студеною, тако оживуть; и то творять но вся дни не мучимы никим же, но сами ся мучать, и то творять не мовенье собе, а мученье". (Стр. 4).
  ...яко при сем цари приходиша Русь на Царьгород, якоже пишется в летописаньи гречьстем. ...852 год. (Стран. 7)
  Олег и кудесник... Се же дивно есть, яко от волхвования сбывается чародейством. (Ст. 16)
  ...и подъяста и два варяга мечьми под пазусе... (Стр. 33)
  Взяша главу его и во лбе его съделаша чашю, оковавше лоб его, и пьяху по нем. Стр. 31. Каким инструментом?
  ...суть бо греци лстиви и до сего дни. Стр. 29.
  Устрои же и се (Владимир), рек: "яко немощнии и болнии не могут долезти двора моего". Повеле пристроити кола; въскладше хлебы, мяса, рыбы, овощь разноличный, мед в бчелках, а в другых квас, возити по городу, въпрошающим: "кде болнии и нищ, не могы ходити?" тем раздаваху на потребу. Стр. 54.
  Уведевше же се оканьный Святополк, яко еще (Борис) дышеть, посла два варяга прикончат его; онема же пришедшема и видившима, яко и еще жив есть, един ею извлек мечь, проньзе и к сердцю. Стр. 58.
  ...нача укаряти Болеслава, глаголя: "да то ти прободем трескою черево твое толъстое". Бе бо Болеслав велик и тяжек... 62.
  В лето 6550. Иде Володимер, сын Ярославль, на Ямь, и победи я; и помроша кони у вой Володимерь, яко и еще дышющим конем, съдираху хъзы с них, толик бо бе мор в коних. Стр. 66.
  Есть же могыла его (Святополка) в пустыни и до сего дне, исходить же от нея смрад зол. Стр. 63.
  В лето 6552. Выгребоша 2 князя Ярополка и Ольга, сына Святославля, и крестиша кости ею, и положиша я в церкви святыя Богородица. В се же лето умре Брячислав, сын Изяславль, внук Володимерь, отець Всеславль, и Всеслав, сын его, седе на столе его; его же роди мати от вълхвованья, матери бо родивши его, бысть ему язвено на главе его, рекоша бо волсви матери его: "се язвено, навяжи на нь, да носить е до живота своего", еже носить Всеслав и до сего дне на собе, сего ради не милостив есть на кровьпролитье. Стр. 67.
  В лето 6573. Ростиславу сущю Тмуторокани, и емлющу дань у касог и в инех странах, сего же убоявшеся грьци, послаша с лестью Котопана; одному же пришедшю к Ростиславу и вверившюся ему, чтяшеть и Ростислав. Единою же пьющю Ростиславу с дружиною своею, рече Котопан: "Княже! хочю на тя пити"; оному же рекшю: "пий". Он же испив половину, а половину дасть князю пити; дотиснувъся палцем в чашю, бе бо имея под ногтем растворенье смертное, и вдасть князю, урек смерть до дне семаго (то есть седьмого). Оному же испившю, Котопан же пришед Корсуню поведаше, яко в сий день умреть Ростислав, якоже и бысть; сего же Котопана побиша каменьем Корсуньстии людье... Стр. 72.
  (В лето 6579)... Ян же рече (волхвам): "по истине лжа то: створил бог человека от земле, сставлен костьми и жылами от крове, несть в нем ничтоже; и не весть ничтоже, но токмо един бог весть". Стр. 76.
  Паче же женами бесовьская волъшвенья бывають, искони бо бес жену прелсти, си же мужа; тако в си роди много волхвують жены чародейством, и отравою, и инеми бесовьскыми козньми. Стр. 77.
  Таци бо беша любовници, и въздержьници, и постници, от них же наменю неколико мужь чюдных. Яко се первый Демьян презвутер: бяше тако постник и въздержник, яко разве хлеба и воды ясти ему до смерти своея. Аще кто коли принесяше детищь болен, кацем любо недугом принесяху в манастырь, ли свершен человек, кацем любо недугом одержим, приходяше в манастырь к блаженому Феодосью: повелеваше сему Дамьяну молитву створити болящему; и абье створяше молитву и маслом помазаше, и приимаху ицеленье приходящии к нему. Стр. 81.
  Феодосий же уведав, яко Антоний шел Чернигову, шед с братьею взя Исакия, и принесе и к собе в келью и служаше около его; бе бо раслаблен телом, яко не мощи ему обратитися на другую страну, ни встати, ни седети, но лежаше на единой стороне, под ся полеваше, многажды и червье въкыняхуся под бедру ему, с моченья и с полеванья. Феодосий же сам своима рукама омываше и спряташеть и за 2 лета створи ее около его. Се же бысть чюдно и дивно: яко за две лете лежа сий, ни хлеба вкуси ни воды, ни от какаго брашна ни овоща, ни языком проглагола, но нем и глух лежа за два лета. Феодосий же моляше бога за нь, и молитву творяше над ним день и нощь, дондеже на 3-ее лето проглагола, и слыша, и на ногы нача встаяти акы младенець, и нача ходити. И не брежаше в церковь ходити, нужею привлечахуть и к церкви; и посем научи на трапезницю ходити, и посажашеть и кроме братьи, положаху пред ним хлеб, и не възмяше его, но ли вложити в руце ему. Феодосий же рече: "положите хлеб пред ним, а не вкладайте в рукы ему, ат сам ест", и не бреже за неделю ясти, и помалу оглядавъся кусаше хлеба; тако научися ясти, и тако избави Феодосий от козни дьяволя... После этого: ...и нача юродство творити... Стр. 83.
  Сего же лета преставися Святослав, сын Ярославль, месяца декабря 27, от резанья желве... Стр. 85.
  В лето 6600 (1091 г.). Предивно бысть Полотьске: в мечте ны бываше в нощи тутън, станяше по улици, яко человеци рищюще беси; аще кто вылезяше из хоромины, хотя видети, абье уязвен будяше невидимо от бесов язвою, и с того умираху, и не смяху излазити из хором посем же начаша в дне являтися на коних, и не бе их видети самех, но конь их видети копыта; и тако уязвляху люди полотьскыя и его область. Тем и человеци глаголаху: яко навье (то есть наяве) бьють полочаны. Се же знаменье поча быти от Дрьютьска. В си же времена бысть знаменье в небеси: яко круг бысть посреде неба превелик. В се же лето ведро бяше, яко изгараше земля, и мнози борове възгарахуся сами и болота; многа знаменья бываху по местом (и сами беды считались знаменьем), и рать велика бяше от половець и отвсюду: взяша 3 грады; Песочен, Переволоку, и много села воеваша, по обема странома. В се же лето воеваша половци ляхы, с Васильком Ростиславичем. В се же лето умре Рюрик, сын Ростиславль. В си же времена мнози человеци умираху различными недугы, яко же глаголаху продающе корсты, яко продахом корсты от Филипова дне до мясопуста 7 тысячь... Стр. 92.
  ...Ратиборичь приима лук свой и наложив стрелу, удари Итларя в сердце. 97.
  Поучение Мономаха... 1096.
  И приступи торчин, именем Беренди, овчюх Святополчь, держа ножь и хотя ударити в око, и грешися ока и перереза ему лице, и есть рана та Василке и ныне; и посем удари и в око, и изя зеницю, и посем в другое око, и изя другую зеницю, и том часе бысть яко и мертв. Стр. 111.
  
   Приложение Лавр<ентьевской> л<етописи>
  Того же лета (1174) преставися благоверный князь Святослав Юргевичь, месяца генваря в 11 день. Се же князь избраник божий бе: от рожества и до свершенья мужьства бысть ему болезнь зла, ея же болезни просяхуть на ся святии апостоли и святии отци у бога; кто бо постражеть болезнью тою, якоже книгы глаголють, тело его мучится, а душа его спасается. Стр. 156.
  ...паче же на милостыню зело охотив (Андрей): ибо брашно свое и мед по улицам на возех слаше, болным и по затвором. Стр. 156.
  Оканьнии же всовашася в ложницю вси, секше его саблями и мечи, идоша прочь. Он же (Андрей) в оторопе вскочь по них, начать ригати и глаголати в болезни сердця; они же глас услышавше, воротишася на нь опять. Стр. 157.
  Того же лета (6695 - 1187) бысть болесть силна в людех вельми, не бяше бо ни одиного же двора без болного, а в ином дворе некому бяше ни воды подати. Стр. 170.
  Того же лета (6737 - 1229) Кирил епископ Ростовьскый, оставив епископью, приде в Суждаль к святому Дмитрию в свою келью, хоте лечити свою немочь, яже бе ему внутрь; бяше же ему лице изменилося, аки почернело от недуга, устне отолстели и нос. (На след<ующий> год он умер). Стр. 192.
  
  
  
  ТРОИЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ
  В лето 6738 (1231)... Того же лета бысть мор в Новегороде от глада, инии люди резаху своего брата и ядяху, а инии мертвое трупье ядяху, а друзии конину и псину и кошки, инии мох, сосну и лист илем. Стр. 220.
  И паки третие помолися (Василко 1238), глаголя: "благодарю тя, господи боже мой, кую ти похвалную память мою виждю, яко младая моя память железом погыбаеть и тонко ми тело увядает". Стр. 224.
  В лето 6872 (1364)... На то же лето мор бысть в Новегороде в Нижнем; на ту же осень мор бысть на Костроме и в Ярославле. Стр. 231.
  В лето 6873 (1365)... На ту ж осень мор бысть в Ростове. Стр. 231.
  В приложениях Nihil*.
  _______________
  * Ничего (лат.).
  
  
   ПСКОВСКАЯ ВТОРАЯ ЛЕТОПИСЬ
  
  
  
  Син<одальная>. 1.
  ...Того же лета (6807 - 1299) бысть мор зол на людех во Пскове. Стр. 11.
  ...Того же лета (6850 - 1342) бысть мор зол на людех в Пскове и в Изборске: мряху бо мужи и жены и малые дети, и не бе где погребати, вся бо могылиа вскопана бяху по всем церквам, где выкоплють единому мужю яму, то вложать с ним малых деток 7 али 8 в один гроб. Стр. 13.
  В лето 6860 ( - 1352). Бысть мор зол в Пскове, и по селом, и по всей волости, хракотный; о сем пространне обрящеши написано в Русском летописци. Стр. 14.
  В лето 6868 (1360). Бысть во Пскове другый мор лют зело; бяше бо тогда се знамение: егда кому где выложится жолоза, то въскоре умираше; мнози же умираху тою болезнию, и много время той смерти належащи на людех. Тогда же и Остафий князь преставися, и два сына его Карп и Алексий. Стр. 14.
  В лето 6878... Бысть же сии розратие псковичем с немци по 5 лет, про обидное место про Жалачко; много же бед в та лета претрепеша, болезньми и мором и ратми... Стр. 16.
  В лето 6898 ( - 1390). Бысть мор в Пскове, якоже не бывал таков: где бо единому выкопали, ту и пятеро, и десятеро положишя. Стр. 17.
  Того же лета (6899 - 1391) бысть мор велик в Новегороде.
  Того же лета (6912 - 1404) бысть мор во Пскове: с Спасова дни начаша преже мрети малыя деткы, и потом старыя и младыя мужи и жены; аще кому где явится знатба, то на другый день или на 3 умираше; а пришел тот мор из Юрьева от немець... Стр. 18.
  ...Тоя же осени (6914 - 1406) бысть мор велик в Пскове, и по пригородом, и по волостем: а мряху железою. Тоя же осени бысть дождя много... Стр. 19.
  ...И бяше тогда (6915 - 1407) во Пскове мор непрестанен; и выпровадиша князя Данила Александровича, глаголюще: "тебе ради мор сий есть в нас", и поеха из Пскова в Новгород... Стр. 19. ...И преста во Пскове мор... Стр. 20.
  Того же лета (6919 - 1411) псковичи сожгоша 12 жонке вещих. Стр. 22.
  ...И потом, не на длъзе времени от Спасова дни (6928 - 1420), начаша в Пскове и по всем волостем мрети малыя деткы, и потом юноша и девы и мужи и жены, и старыа мряху, но мало; и бысть мор велик зело, и мнози тогда мужи и жены прияша ангелскый образ мнишьскый. Тогда пострижеся в болезни князь Феодор Александрович, и отъеха на Москву... Тогда посадники псковскыя и весь Псков начаша искати священного места, где была первая церковь святый Власей... И мряху тогда жолозою от Спасова дни и до Крещения господня, и тако милостию божиею преста мор; а пришло от немець из Юрьева. Стр. 23.
  В лето 6933 - (1425). Бысть в Пскове хлеб подешевле, по 5 зобниц на полтыну ржи; а в Новегороде бысть мор велик велми... Того же лета с Ильина дни бысть мор в Пскове, и по пригородом и по всей волости Псковской, и в Новегороде и по всей волости их, а вси мряху единою болезнию, жолозою, и мряху от Ильина дни и до Крещения господня; и тако преста мор. А князь Федор Патрикеевичь того мору убоявся, поеха изо Пскова со всею челядью своею на Москву, августа в 22... (Стало быть, в Москве тогда не было мора)... обаче и тамо смерти не убежа, не по мнозе времени умре на Москве. Стр. 25.
  ...Тоя же зимы (6950 - 1442) в Пскове бысть мор велик зело: мнози тогда мряху мужи и жены и младые дети, и аще кому явится зелеза, то наскоре умираше; а почало мерети канун Микулина дни зимнего, а почало из заулка из Пустынкя от каменой церкви Христове, и мряху все лето... (в один день состроили церковь и в тот же день служили)... В лето 6951 (1443). Преста мор в Пскове на Дмитриев день, а по пригородом и по волостем еще мерли и до Крещения господня. Стр. 30.
  ...Того же лета (6974 - 1466) бысть мор в Пскове и по всем волостем... Стр. 35.
  
  
  Прибавления к П<сковской> л<етописи>
  И паки мати его (Мих(аила) Федорыча) и отец посласта к датцкому королю о поимании дщери его за царя; король же отказа: "преже сего брата моего имали к вам на Русь, при царе Борисе, а хотел за него дати дщерь свою Ксению - и приехав к Москве часу не жил тут, отравою уморили его; тако же и дщери моей сотворите ныне", и отпусти послов... И хоте послати по нею царев отец; и поведаша ему, яко царица испорчена есть, не плодна и болна, и много испытание бысть о сем, кто тако сотвори над нею?.. И потом послаша дохтуров к царицы, да изврачюют ей болезнь, они же пришедше изврачеваша ю... А все то зло сотворися от злых чаровников... Стр. 66.
  
  
   СОФИЙСКАЯ ПЕРВАЯ ЛЕТОПИСЬ
  И устави Олег вои свои, и вынесоша ему греци брашно и вино, и не прия его; бе бо устроено со отравою... Стр. 93.
  И прииде на место, идеже кости того коня и лоб гол... Стр. 96. (Лоб и в Лавр<ентьевской> л<етоппси>).
  Они (волхвы) реша (Яневи): "Бог мывся отреся ветхем, и сверже с небеси на землю; и распреся сотона с богом, кому в нем сътворити человека? и сътвори диявол человека, а бог душю вложи в онь: тем же аще умреть человек, в землю идеть тело, а душа к богу". Стр. 144.
  Бог един весть помышления человечьская, беси бо не сведають ничтоже: суть бо немощни и худы взором. Стр. 145. Раньше этого на той же стр.:
  ...беси бо не ведять мысли человечьскыя, но влагають помысл в человека, тайны не сведуще. Стр. 145.
  Он же (кудесник в Чюди, к<ото>рым "шибе бес") рече (новгородцу): "бози наши живуть в бездне; суть же образом черни и крилаты, хвосты имуще, всходять же и под небо, слушающе ваших богов; ваши бо бози на небесех суть, и аще кто умреть от ваших людей, то възносим есть на небо; аще ли кто от наших людей умираеть, то насим есть нашим богом в бездну". Стр. 145.
  Сице же волхв встал в Новегороде при князи при Глебе... (1071 г.) Стр. 145.
  1072 г.
  ...и пакы Святослав взем за руку митрополита, держаща святаго (Глеба) руку, прилагаше к вреду, чим боляше на шеи, потом к очима и к темени, и пакы положи руку в гробе; и начяша пети святую литургию... Стр. 146.
  г. 1177.
  ...и емше Мьстислава и Ярополка ослепиша... Ведомыма же има и гнеющима очима, приидоша к Смоленску... Стр. 167.
  ...овому носа среза, а иному очи выима... Стр. 189.
  Того же лета (1270) убиен бысть князь Роман Олговичь Рязаньский от поганых татар; и бысть сице убиение его: заткоша уста его убрусом, и начаша резати его по суставам и метати разно, и яко разоимаша, и остася труп един, они же одраша главу его и на копие взоткаша. Стр. 197.
  ...приидоша вси здорови...* (после походов.)
  _______________
  * В печатном тексте Летописи: и вси с ним здрави приидоша (стр. 197).
  И се един от безаконных, именем Романець, извлек великый ножь

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 311 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа