Главная » Книги

Чехов Антон Павлович - Статьи, рецензии, заметки, "Врачебное дело в России". 1881 - 1902, Страница 16

Чехов Антон Павлович - Статьи, рецензии, заметки, "Врачебное дело в России". 1881 - 1902


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

ми в нашей летописи); принудил многих из них бежать к Дунаю (где они частью погибли от язвы, частью поддалися грекам)... Стр. 70 - 71.
  _______________
  * В печатном тексте: нынешним киргизам.
  Современный летописец называет Всеслава злым и кровожадным, суеверно приписывая сию жестокость какой-то волшебной повязке, носимой сим князем для закрытия природной на голове язвины. Стр. 74.
  ...Святослав умер (1076 27/XII г.) от разрезания какой-то затверделости или опухоли... Стр. 84.
  В 1071 году явился в Киеве волхв, к<ото>рый сказывал народу, что Днепр скоро потечет вверх и все земли переместятся; что Греция будет там, где Россия, а Россия там, где Греция. Невежды верили, а благоразумные над ним смеялись, говоря ему, чтобы он сам берегся. Сей человек (пишет Нестор) действительно пропал в одну ночь без вести. Около того же времени сделался в Ростовской области голод. Два кудесника, или обманщика, жители Ярославля... ходили по Волге и в каждом селении объявляли, что бабы причиною всего зла, и скрывают в самих себе хлеб, мед и рыбу... Стр. 93.
  Изяслав и его братья соблюдали неразрывную дружбу с греками и давали им войско, которое в частых внутренних неустройствах поддерживало слабых императоров на троне. Стр. 92.
  (1092 г.) ...голод, болезни, мор свирепствовали во многих областях, и в одном Киеве умерло от 14 ноября до 1 февраля 7000 человек (Примеч<ание> 152: ...мнози человеци умираху  р а з л и ч н ы м и  недугы... Корсты значит гробы. Стало быть, по числу проданных гробов судили о числе смертных случаев*). Стр. 100.
  _______________
  * В печатном тексте вместо слов: корсты со случаев: Но корстами назывались гробы. Следственно в Киеве умирало тогда около ста человек в день.
  В 1089 году Янка привезла из Константинополя митрополита скопца Иоанна, человека весьма обыкновенного, слабого здоровьем и столь бледного, что народ прозвал его мертвецом: он через год умер. (Прим<ечание> 159: Нестор: "Его же людье вси рекоша: "се навье пришел"..." Навь, или навье, означало мертвеца). Стр. 104.
  
  
  См. поучение Мономаха. Стр. 161.
  В 1120 году... приехал из Константинополя в Россию митрополит Никита и заступил место умершего Никифора, мужа знаменитого сведениями и красноречием: чего памятником остались два письма его к Мономаху: первое  о  р а з д е л е н и и  ц е р к в е й, восточной и западной, второе  о п о с т е, особенно любопытное, ибо оно содержит в себе не только богословские, но и философские умствования... См. Примеч<ание> 243. Стр. 168.
  Город Гнойни. Стр. 259.
  ...все роздал (Ростислав имение дяди Вячеслава) по монастырям, церквам, темницам, богадельням... (1155 г.). Стр. 269.
  г. 1157 - 1159...
  В княжение Изяслава Новгород вторично испытал бедствия мора; не успевали хоронить ни людей, ни скота; от смрада бесчисленных трупов нельзя было ходить по городу, ни в окрестностях. Летописцы не говорят о происхождении, свойствах и наружных знаках сей язвы, которая свирепствовала единственно в Новегороде. Стр. 288.
  
  
  
   Примечания
  26. ...В харатейных списках Нестора: "в се же лето всташа волсви в Суждали, избиваху старую чадь" - в  В о с к р е с е н с к. ...и в других прибавлено: б а б ы - "по дьяволю наученью и бесованью, глаголаше, яко си держать  г о б и н о". Под именем старой чади разумеются старые люди. Г о б и н о  есть  и з о б и л и е (см. Лексикон Кутеинский). Нестор называет здесь волхвами не обвиняемых в чародействе, но самих обвинителей, которые хвалились откровением свыше, уверяя, что они знают тайную причину голода, столь великого, что мужья отдавали жен своих в рабство для прокормления.
  58. См. Стурлез<он>. Hist. Reg. Sept. т. I, стр. 745 и след. Сей летописец рассказывает, что Ярослав хотел отдать Олафу землю  В у л г а р и ю, где жили язычники (может быть, область соседственную с Казанскою Болгариею: ибо народ болгарский не зависел от России). Занимаясь единственно святостью, Олаф думал только о спасении души своей, лечил больных и делал чудеса (стр. 743 и 749); но увидев к несчастью во сне тень Олафа Триггвасона, которая подала ему надежду снова быть королем Норвежским и проч. ...Сын его Магнус жил в России до 1033 году.
  74. Немецкие законы определяли цену особенную всякому поврежденному члену: голове, глазу, носу, ушам, зубам, бороде, усам, руке, ноге; даже всякому пальцу и составу его: см. Р е ч ь  академика Струбе стр. 12; далее см. в Р у с<с к о й> П р а в д е стр. 69, 76, 77.
  106. Следующие места находятся только в новейших списках Р у с с к о й  П р а в д ы (и для того мы не внесли их в содержание): 1. "А кто конь купить княжь, боярын или купечь или  с и р о т а, а будеть в коне червь или проесть (рана), а то пройдеть к государю, у кого будеть купил, а тому свое  с е р е б р о  взяти опять взад"...
  108. В  У к а з а т е л е  Р о с с и й с к и х  з а к о н о в  напечатан и весьма не исправно - мнимый Ярославов  У с т а в  о  ц е р к о в н ы х  с у д а х. Предлагаем его здесь согласно с лучшими списками (впрочем, не имею ни одного харатейного и древнее XVI века). ...Аже жене лихий недуг болить, или слепота, или долгая болезнь, про то ее не пустити" (не разводиться с нею), также и жене не лзе пустити мужа.
  113. ...Далее в харатейных списках: "Нарицающеея хрестьяне, а погански живуще; се бо не погански ли живем? Аще бо кто усрящеть чернорижцы, е д и н и ц ь  ли, свинью ли, или конь  л ы с, то взвращаеться... Се бо по дьяволю наученью  к о б ь  сию держать. Друзии же и зачихонью верують, еже бываеть на здравие главе... К о б ь  значит волхвование.
  152. ...Далее в летописи: "Предивно бысть Полотьске, в мечте бываше в нощи  т у т н о  станяше по улици, яко человеци рищюще бесы" и проч. Татищев изъясняет, что  Т у т о н  есть  С а р м а т с к о е  имя  м е р т в е ц а; но в Кутеинском лексиконе 1653 году (стр. 174) показано, что  т у т н о  значит  г р о м. Летописец хотел сказать, что был шум на улицах.
  155. ...Он (Ярослав) умер (в 1093, а не в 1094, как в Н и к о н<о в с к о й> л е т<о п и с и>) в среду на Страстной неделе и погребен в четверток: доказательство, как спешили тогда хоронить мертвых!
  158. ...См.: "Иоанна митрополита русского, нареченного пророком Христа, написавшего  П р а в и л о  ц е р к о в н о е  от святых книг вкратце Иякову Черноризьцю". ...нездержание, не чистота, блудьство, нечистословие; да не реку: и злодеяние! К сим и болезнь телесная..."
  160. ...Н и к о н<о в с к а я> л е т<о п и с ь>... прибавляет, что Ефрем (митрополит скопец) завел больницы, где даром лечили бедных, и что он то же самое сделал и в своем городе Милитине (в Малой Армении)...
  207. ...ибо умерших обыкновенно погребали тогда на другой день.
  225. В 1115 году... был ужасный мор на лошадей, так что князь Мстислав и дружина его лишились всех коней своих.
  228. ...Россияне считали долгом погребать мертвых в самый день их кончины и единственно за неимением готовой раки отлагали сей обряд до следующего дня.
  230. ...П о у ч е н и е  Владимирово находится в Пушкинском харатейном списке Нестора и напечатано особенно в 1793 году... Далее стр. 2, 12, 13: "Велий еси, господи, и чудна дела твоя... и проч. (Мировоззрение)
  242. В летописях: "в лето 6630 дщи Мстиславля ведена в греки за царевича". См. Дю-Канжа. Hist. Bysant. Стр. 179. Алексий родился в 1106 году, и мог быть обручен шестнадцати лет. Феодор Бальзамон, патриарх Антиохийский, говорит, что супруга Алексиева употребляла какое-то волшебство в лечении болезней, и сама наконец в страшных муках умерла от того. Бальзамон писал в конце XII века.
  243. Сии два послания нашел я в Синодальн(ой) библиотеке, в книге Мефодия Патарийского, под Š 375, с заглавием: "П о с л а н и е  о т  Н и к ы ф о р а  м и т р о п о л и т а 
   К ы е в с к о г о 
  к  В о л о д и м е р у  к н я з ю 
  в с е я 
  Р у с и,
  с ы н у  В с е в о л о ж у, с ы н а  Я р о с л а в л я"... Во втором послании Никифор доказывает, что виною поста есть грех Адамов; что житие человека есть двоякое, словесное и бессловесное, бесплотное и телесное; что самая душа имеет три части, силы или свойства: с л о в е с н о е, я р о с т н о е  и  ж е л а н н о е: что пост  к р е с т и т  страсти, и проч. Далее: "Уведал еси, княже, тричастны душа (души); увеждь же слугы ея, и воеводы, и споминателя, ими же служима бываеть, бесплотна сущи, и приимаешь въспоминания. Та убо душа седить в главе, ум имущи якожь светлое око в себе, и исполняющи все тело силою своею. Яко же бо ты, Княже, сидя зде, в сей своей земли, воеводами, слугами своими, действуеши по всей земли, и сам ты еси господин и князь; так и душа по всему телу действуеть пятью слуг своих, рекше пятью чювствий: очима, слухом, обонянием, еже есть ноздрима, вкушением и осязанием, еже еста руце..." Список сих посланий не старее XIV века. Самый перевод Мефодия достоин внимания, будучи весьма древен.
  353. Все описанные подробности взяты из  К и е в с к<о й>  л е т<о п и с и>... И то рек (Владимир Галицкий), иде на полати и отпевше вечерню, пойде от божницы, и яко же бы на том же степене, иде же поругася Петрови (Бориславичу, послу Изяслава), и рече Олеттене: кто мя удари за плече? и не може с того места ни мало поступити, и хоте летети (упасть) и ту подхитиша его под руци, и несоша его на горницу, и вложиша его в укроп (теплую воду, Польск. Ukrop), и млъвяху, яко дна (Польск. Dna, внутренний лом в лядвеях или в пояснице. Название болезни взято, стало быть, из Польши.) есть подступила; инии же другое млъвяху, и много прикладываху. И бысть вечер: Володимер же нача изнемогати велми, и яко же бы в лягомо (то время, когда ложатся спать) преставися Володимер.
  380. В харатейной Кормчей книге или Древних Софийских правилах (Синодал(ьная) Библ(иотека) Š 82) нашел я сочинение под именем: В е р а ш а н и е  К и р и к о в о, е ж е  в е р а ш а  е п и с к о п а  Н о у г о р о д ь с к о г о  Н и ф о н т а  и  и н е х. Следуют ответы на вопросы о грехах важных и маловажных... А се есть у жен, аже не взлюбять их мужи, то омывають тело свое водою, и ту воду дають мужем: повеле ми дати эпитемьи 6 недель... А еже детий деля (ради детей) жены творять что любо, а еже бзболять или к вълхвам несуть, а не к попови на молитву, то 6 недель (эпитемьи) или 3, еже молоди...
  
  
  
  
  Том III
  Ярополк... писал к брату Мстиславу Суздальскому: "Михалко болен; его несут на носилках..." Стр. 40.
  Ослепление ...древние россияне заимствовали от просвещенных греков. Стр. 49.
  Из договора, заключенного между Смоленским Князем Мстиславом Давидовичем и Ригою, Готландией и с Нем<ецкими> городами в 1228: ...за повреждение глаза, отсечение руки, ноги и всякое увечье 5 гривеп серебра; за вышибленный зуб 3 гривны; за окровавление человека посредством дерева 1 1/2 гривны, за рану без увечья тоже; [кто]... Стр. 211.
  Мы* упомянули о лекарях: ибо врачевание принадлежит к самым первым и необходимейшим наукам людей. Во времена Мономаховы славились в Киеве арменские врачи: один из них (как пишут), взглянув на больного, всегда угадывал, можно ли ему жить, и в противном случае обыкновенно предсказывал день его смерти. Врач Николы Святоши был сириянин. Многие лекарства составлялись в России: лучшие и драгоценнейшие привозились через Константинополь из Александрии. Желая всеми способами благодетельствовать человечеству, некоторые из наших добрых монахов старались узнавать силу целебных трав для облегчения недужных и часто успехами своими возбуждали зависть в лекарях чужеземных. Печерский инок Агапит самым простым зелием и молитвою исцелил Владимира II, осужденного на смерть искусным врачем арменским. Стр. 217.
  _______________
  * Далее, до конца этой цитаты, текст написан рукой Н. И. Коробова.
  1230 г. Открылись голод, болезни и мор. Добрый архиепископ, как истинный друг отечества, не имея способов прекратить зло, старался по крайней мере уменьшить действие оного. Трупы лежали на улицах: он построил скудельницу или убогий дом, и выбрал человеколюбивого мужа, именем Станила для скорого погребения мертвых, чтобы тление их не заражало воздуха. Станил с утра до вечера вывозил трупы, и в короткое время схоронил их 3030. Стр. 260.
  Скоро две новые скудельницы наполнились мертвыми, которых было сочтено до 42.000. Стр. 262.
  
  
  
   Примечание
  Татищев говорит, что Всеволод приказал только надрезать кожу над глазами (Мстислава). Стр. 32.
  Автор Степенной Книги (ч. I, стр. 315) рассказывает, что в княжение Всеволода III юный Михаил, сын Всеволода Чермного, ездил лечиться в Переславль Залесский к преподобному Никите, жившему в столпе; что чудотворец жезлом своим исцелил князя; что Михаил на том месте поставил крест с надписанием 6694 года (1186); что сей крест стоял там еще и в конце XVI века и проч. Стр. 109.
  Энгель в своей Gesch. von Halitch, стр. 556, ссылаясь на Окольского, сочинителя книги Russia Florida, рассказывает, что Владимир выгнал тогда доминиканского монаха Закинфа; что сей монах, вылечив прежде его дочь и возвратив ей зрение, пользовался отменною милостью княжескою, с дозволения Владимирова проповедовал латинскую веру в Чернигове, Смоленске, Москве и проч. Это сказка. ...К тому же Закинф находился в Киеве после 1240 года. Стр. 147.
  См. Патерик, л. 125, 126, 127, 178. Армянин говорит Св. Агапиту о лекарстве: "несть сие от наших зелий, но мню из Александрии быти". Стр. 163.
  См. Русский Временник. ...Единого князя Ольга Красного жива яша изнемогающа от ран. Видев же его Батый красна вельми и хотя его врачевати и на свою прелесть обратити... Князь же Олег нарече его безбожно. Стр. 205.
  
  
  
  
  VIII
  
  СКАЗАНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ О ДИМИТРИИ САМОЗВАНЦЕ.
  
  Часть I. Б е р о в а  Летопись московская 1831.
  В 1600 году Борис вызвал из Германии несколько аптекарей и докторов медицины. Сверх того по желанию царя английский посланник уступил ему своего собственного медика, родом баварца, Христофора Рейтлингера, врача весьма искусного, знавшего разные языки. Доктора же, прибывшие в Россию из Германии, были: Давид Васмер, Генрих Шредер (из Любека), Иоанн Гилькен (из Риги), Каспар Фидлер (из Кенигсберга), да студент медицины, Эразм Бенский из Праги. Все они должны были пользовать только государя, не смея лечить никого из посторонних; самый знатнейший боярин не иначе получал от них пособие, как с дозволения его величества. Определив им по 200 рублей годового жалованья, царь велел давать каждому из них ежемесячно немолотый хлеб для всего дома, по 60 возов дров и по 1 бочке пива; ежедневно по 1 штофу водки и уксуса; через два дни значительную часть свиного сала, ко всякому обеду присылал с царского стола в подачу по три и четыре блюда превосходного кушанья (блюда же были столь огромны, что самый сильный человек едва мог нести одно из них); давал кроме того по 12 и 14 рублей деньгами и по окончании месяца свежий харч для вседневного употребления; подарил им из собственной конюшни по 5 лошадей (на коих отпускалось ежедневно столько овса, сена и соломы, что легко можно было прокормить и семь лошадей); по хорошей верховой лошади для езды летнею порою в дворцовую аптеку, по другой для употребления зимою в санях, по две каретных к услугам их жен, когда они отправлялись в церковь, и по одной ломовой для домашней работы. В заключение пожаловал каждому по 30 и по 40 душ крестьян. Если случалось царю принимать лекарство и оно помогало, то каждый доктор получал кусок бархата или камки на кафтан и несколько дорогих соболей; не оставались они без хорошего подарка, если с дозволения царского успешно пользовали какого-нибудь знатного боярина. Одним словом они были в такой чести, что сами казались князьями и боярами. Государь нередко рассуждал с ними о важных предметах, особенно о делах религии, и просил их не забывать в молитвах о благе души его. Они имели все, кроме церкви; наконец Борис внял их просьбе и дозволил выстроить храм лютеранский в Немецкой слободе... (Стр. 15).
  ...в скором времени (в новопостр<оенной> церкви) составился хор из 6, 7 и 8 человек, в коем и господа медики участвовать не стыдились. Стр. 17.
  ...и приказал своему капитану, шотландцу Габриелю, бывшему, до приезда вышесказанных докторов, лейб-медиком, вырвать у самодельного царя, Богдана (Бельского) длинную густую бороду... Стр. 30.
  ...свидетельствуюсь истиною и богом, что в Москве я видел собственными глазами людей, которые валяясь на улицах, летом щипали траву подобно скотам, а зимою ели сено; у мертвых находили во рту вместе с навозом человеческий кал. Везде отцы и матери душили, резали и варили своих детей; дети своих родителей, хозяева гостей; мясо человеческое, мелко изрубленное продавалось на рынках за говяжье, в пирогах; путешественники страшились останавливаться в гостиницах. Стр. 38.
  ...При сем случае Вельский (возвращенный из ссылки при Самозванце) решился излить злобу на врачей немецких, на коих он злился за то, что исправлявший прежде их должность врача Борисова, капитан Габриель выщипал ему бороду по царскому повеленью ...он шепнул народу, что врачи иноземные были душою и советниками Бориса, получали от него несметные богатства и наполнили погреба свои всякими винами... Стр. 57.
  11 мая Мартин Бер, уроженец Нейштатский, говорил во дворце с дозволения государя первую лютеранскую проповедь для господ капитанов, докторов и других немцев, коим слишком далеко было ходить в Немецкую слободу. Стр. 77.
  Обнаженные тела побитых (после убиения Самозванца) поляков двое суток лежали на улицах; там терзали их псы и площадные лекаря, кот(о)рые вырезывали из трупов жир. Стр. 98*.
  _______________
  * Следующие десять строк написаны рукой Н. И. Коробова.
  2. Таким же образом открыл мне правду один аптекарь, служивший лет 40 сперва старому тирану, потом сыну его, после того Годунову и наконец Димитрию: он знал хорошо юного царевича, имев случай видеть его ежедневно. Сей аптекарь уверял меня, что Димитрий не сын Иоаннов; что царевич был похож на свою мать, Марию Феодоровну, а царь пимало с нею не сходствует.
  3. То же самое говорила мне одна благородная ливонка, взятая в плен Иоанном и впоследствии освобожденная в 1611 году: Она была повивальною бабкою старой царицы и находилась при дворе безотлучно, воспитывая царевича. Стр. 103.
  1609 г. ...Димитрий (2-й) продолжал осаду Москвы и Троицкой обители... даже собаки не успевали пожирать голов, ног и внутренностей животных, разбросанных по улицам и производивших столь ужасный смрад, что уже опасались морового поветрия. Стр. 147.
  Осажденные (Смоленск Сигизмундом Польским) могли и долее обороняться, но между ними появилась тяжкая болезнь, происшедшая от недостатка в соли и уксусе... Стр. 148.
  
  
  
   Примечания
  По Петрею: ...Он (Дмитрий Угл<ичский>) встал с постели; но едва сошел с крыльца, злодеи бросились к нему и закололи его длинными ножами, намазанными ядом.
   З а п и с к и  Г е о р г а  П а е р л е  (G e o r g 
  P e y e r l e) о  п у т е ш е с т в и и  е г о  и з 
  К р а к о в а  в  М о с к в у  и  и з  М о с к в ы  в 
  
   К р а к о в  с  1606  п о  1608  г о д.
   П е р е в о д  с  н е м е ц к о й  р у к о п и с и.
  При составлении переписи (царем Шуйским) каждому ратнику дают копейку, которую они должны* возвратить по окончании похода: так узнают число воинов. Стр. 106.
  _______________
  * В печатном тексте: он должен.
  Монах (задержанный Самозванцем в Путивле вместе с 2-мя другими) продолжал: "Всепресветлейший князь! да будет известно твоей княжеской милости, что один из моих товарищей имеет у себя разные яды*, и самый смертоносный спрятан у него в сапоге, между подошвами; кто хотя несколько прикоснется к сему яду, тот всем телом так распухнет, что в девятый день должен лопнуть. Двое из твоих бояр взялись смешать оный с ладаном, которым священник должен окурить тебя, государь, в церкви; они подкуплены Борисом... Стр. 25.
  _______________
  * Слово яды в автографе пропущено.
  Следует розыск о смерти Дм<итрия> Царевича.
   Р о з ы с к 
  о 
  с м е р т и 
  ц а р е в и ч а 
  Д и м и т р и я  у г л и ц к о г о, с о с т а в л е н н ы й 
  и з  г о с у д а р с т в е н н ы х 
  а к т о в 
  и 
   с о в р е м е н н ы х  з а п и с о к. (Н. Устрялов).
  
  
  
   См. Пеерле...
  Вдова Василиса Волохова (Боярыня, мамка царевичева, мать Осипа Волохова) (показала:) "Разболелся царевич Д<имитрий> в среду нынешнего 99 году Мая в 12 день, падучею болезнию, и в пятницу де ему маленько стало полегче, и царица де его Марья взяла с собою к обедне, и от обедни пришотчи, велела ему на дворе погулять; а на завтрее в субботу пришотчи от обедни, царица велела царевичу на двор итти гулять; а с царевичем были: она Василиса, да кормилица Орина, да маленькие ребятки жильцы, да постельница Марья Самойлова; а играл царевич ножиком, и тут на царевича пришла опять та ж черная болезнь, и бросило его о землю, и тут царевич сам себя ножем поколол в горло, и било его долго, да туто его и не стало. А и преж того, сего году в Великое говенье, та же над ним болезнь была падучий недуг, и он поколол сваею и матерь свою царицу Марью; а вдругорядь на него была та ж болезнь перед великим днем, и царевич объел руки Ондреевой дочке Нагова, одва у него Ондреева дочь Нагова отняли... Стр. 139.
  Андрей Александрович Нагой (показал:) ...А на царевиче бывала болезнь падучая; да ныне в великое говенье у дочери его руку переел, а и у него, Андрея, царевич руки едал же в болезни, и у жильцов и у постельниц; как на него болезнь придет, и царевича как станут держать, и он в те поры ест в нецывеньи за что попадется... Стр. 141.
  Иван Муранов (Углицкий губный староста): "Тешился де царевич у себя на дворе с жильцы своими, с робятки, тыкал ножем, и в те поры пришла на него немочь падучая, - зашибло его о землю и учало его бити, и в те поры он покололся ножем по горлу сам". Стр. 145.
  P. S. Судебная медицина в исследовании отсутствовала.
  P. P. S. Самозванец не знал падучей болезни, которая была врожденной у царевича.
  Д н е в н и к  М а р и н ы  М н и ш е к. С 1605 года по 1608.
  
  Перевод с польской рукописи. 1834. (Устрялов)
  При царевиче был доктор родом Волох; сведав о злом умысле, он принял для спасения царского отрока следующие меры: нашел мальчика похожего на Димитрия и велел ему быть безотлучно при царевиче, даже спать на одной постели. Когда же мальчик засыпал, осторожный доктор переносил Дмитрия на другую постель. Так прошло не мало времени. Злодеи, нетерпеливо желая исполнить замысел, ворвались во дворец, нашли царевичеву спальню, убили мальчика, лежавшего в постели, и унесли труп... вывел его тайно из Углича и бежал с ним к Ледовитому морю... Стр. 2 - 3.
  Федор хотел привезти в Москву тело своего брата и похоронить оное с честью, но Борис убедил его оставить сие намерение, сказав, что вместе с телом занесена будет зараза в столицу. Стр. 3.
  Заключенная в узы вдова Борисова приготовила яд и, выпив стакан с отравою, предложила его своему сыну с тем, чтобы он выпил за здоровье любимого им царевича и поподчивал бы свою сестру. Сын исполнил волю матери и вместе с нею умер; дочь же, поднося отраву к устам своим, заметила, что брату и матери ее стало дурно; посему не решилась пить. При всем том самый запах яда так заразил ее, что она едва излечилась при помощи медиков. Стр. 6.
  Жестокосердие русских не знало пределов: они со зверским удовольствием пороли, рубили, четвертовали бездыханных и вырезав из трупов жир, бросали оные в болота, в реку, в навоз... Стр. 58.
  Тут (в Переяславле) в квартире царицы (Марины) схватили старуху, которая облупив лягушку, начала было что-то проказничать: ее подстерегли заблаговременно. Стр. 80.
  27 марта Салтыков приглашал пана воеводу к себе на квартиру: его светлость не поехал, отговорившись тем, что принимает лекарство. Стр. 86.
  (Царь) Шуйский за день до выезда из Москвы велел заключить в оковы Антония и двух докторов Давида и Криштофа. Стр. 104.
  Примечание 57: Вероятно Давида Васмера и Христофора Рейтлингера, о которых* упоминает Бер. Стр. 229.
  _______________
  * В печатном тексте: коих.
  В Дневнике послов польских Олесницкого и Гонсевского - Nihil.*
  _______________
  * Ничего (лат.).
  Примеч. 3. ...Самозванец уверил поляков, что его спас доктор Семен, о чем писал и к Борису (см. Zycia Sapiehow, prz. Kognowickiego, 1791, Tom II, 82), но в Угличе такого доктора при царевиче не было: иначе бы его не оставили без допроса при следствии о смерти Димитрия, и имя его было бы упомянуто хотя мимоходом в Следственном акте, где находим все лица, окружавшие царевича, кроме одного Семена.
  
  
  
  
  Finis.
  Д н е в н и к  С а м у и л а  М а с к е в и ч а  1594 - 1621.
  
  
  Пер. с польского. (Н. Устрялов)
  Науками в Москве вовсе не занимаются; они даже запрещены. Вышеупомянутый боярин Головин рассказывал мне, что в правление известного тирана один из наших купцов, пользовавшихся правом приезжать в Россию с товарами, привез с собою в Москву кипу календарей... Русским они казались очень мудреными; сам царь не понимал в них ни слова; посему опасаясь, чтобы народ не научился такой премудрости, приказал все календари забрать во дворец, купцу заплатить, сколько потребовал, а книги сжечь... стр. 66 - 67.
  Смерть его (брата Даниила Маскевича) я приписываю перемене воздуха: к московскому климату он привык и наслаждался цветущим здоровьем. Могло быть также, что он расстроил свое здоровье горелкою при следующем случае: находясь в полку Струсевом в Борисове в 2 милях* от Можайска, он строил себе шалаш: на закладку сего жилища пришло к нему несколько товарищей, и как нечем было угощать их, кроме горелки, то брат послал за нею. Сначала гости и хозяин пили по чарке, а потом по целому штофу одним духом. Уже всех сшибло с ног, кроме брата, да какого-то Недзведского, также из роты Калиновского. Этот Недзведский предложил пить вдвоем, с условием, что если один ослабеет, другой, крепчайший, будет иметь о нем попечение и приготовит ксендза с цирульником. Итак, оба они пили до того, что тот упал замертво; его вынесли и ухаживали за ним целую ночь, ежеминутно ожидая смерти: душа в нем чуть-чуть держалась. Брат же устоял на ногах и еще помня условие, послал ко мне в столицу хлопца во весь опор за цирюльником. Я немедленно отправил его: но уже поздно. Недзведский испустил дух. Брат похоронил его и остался здоров; но такая жестокая попойка не могла не повредить ему. Стр. 123.
  _______________
  * В автографе вместо: милях ошибочно: минутах.
  30 декабря (князь Клецкий) под вечер по совету Пукинского обратился в Будзивишки к Вильне в намерении полечиться там тайно от болезни, которую подарили ему при дворе в Варшаве. Стр. 154.
  
  
  
  
   IX
  
   СКАЗАНИЯ МАССЫ И ГЕРНМАНА О СМУТНОМ ВРЕМЕНИ
  
  
  
   В РОССИИ.
  
  
   Изд. Арх. Комиссии. 1874.
  
  
  
   М а с с а о начале и происхождении современных войн и смут в Московии бывшем в непродолжительный период царствования нескольких государей ее, до 1610 года.
  Говорят, что один из главных вельмож, Богдан Бельский, пользовавшийся доверием царя (Иоанна IV), подал ему прописанное доктором Иоанном Эйлофом питье, бросив в него яд в то время, когда подносил царю. От этого напитка он умер. Справедливо ли это - известно одному богу... Стр. 32.
  Здесь (в Хорошеве в 1 мили от Москвы) Борис часто веселился с иностранными докторами и другими лицами, роскошно угощал их и, дружески обращаясь с ними, нисколько не умалял своего достоинства. Стр. 53.
  (Между приближенными Бориса) Семен Никитич Годунов был казначеем и имел в своем ведении придворных докторов и аптекарей. Стр. 68.
  В то время по воле божией (в 1601 г.) по всей московской земле дороговизна и голод были так велики, что подобного еще не приходилось описывать ни одному историку... У людей, употреблявших такую пищу, желудки становились так же толсты, как у коров. Таких людей постигала жалкая смерть. Зимою страдали головокружениями и в беспамятстве падали на землю. На всех дорогах лежали люди, умершие от голода и их трупы были пожираемы волками, лисицами, собаками и другими животными... В Москве для вывоза трупов назначили людей, снабженных санями и телегами. Они ежедневно свозили множество трупов к ямам, вырытым за городом в поле. Туда бросали их как сор, подобно тому, как здесь в деревнях бросают с телег в ямы солому с навозом. Когда яма наполнялась, ее зарывали и рыли другую. Люди, собиравшие трупы на улицах и дорогах, иногда брали, что достоверно, и таких, у которых душа еще не разлучилась с телом, хотя они и лежали бездыханными. Таких хватали за руки или за ноги, втаскивали их на телегу, где они лежали друг на друге, как мотовила в корзине. Эти люди, находившиеся в беспамятстве, будучи брошены на телегу вместе с мертвыми, задыхались. Стр. 77.
  1601. Повсюду распространялись опасные болезни и чума. Стр. 81.
  Герцог (Датский Иоанн 1602) привез с собою пасторов, докторов, хирурга, палача... Стр. 89.
  16 октября 1602 года герцог Иоанн внезапно заболел, что очень опечалило его свиту и царедворцев. У него сделалась горячка, все более и более усиливавшаяся. (Не заразился ли?) Царь очень испугался, послал к нему всех своих докторов, аптекарей и хирургов, приказал им сидеть при больном поочередно, днем и ночью. Стр. 90.
  1604 - 1605. Между тем в Москву прибывало много раненых и отсюда посылали докторов, аптекарей и хирургов в войско для лечения больных и раненых. Стр. 118.
  ...повсюду узнали о смерти Бориса. Доктора, бывшие наверху, тотчас же узнали, что он умер от яду. Они сказали об этом одной только царице и больше* никому. Стр. 136.
  _______________
  * В печатном тексте: более.
  Он (Борис) ходил с трудом по причине подагры, от к<ото>рой часто страдал. Эта болезнь обыкновенно бывает у московских бояр, которые много стоят и ходят, ибо они постоянно должны находиться при дворе и там целые дни стоять около царя, ни разу не отдыхая иногда в течение 3 или 4 дней. Стр. 137.
  Всех противников Димитрия схватили. Некоторые невинные, в числе которых были доктора, аптекари и хирурги царя, также сделались жертвою грабежа, хотя им самим не причинили никакого вреда. Стр. 152.
  В это время (1606) свирепствовала в Новгороде чума, от которой погибло множество людей, между коими было много попов, Стр. 237.
  
  
  
  У Геркмана Nihil*.
  _______________
  * Ничего (лат.).
  
  
  
  
   X
  
  
  
  РУКОПИСЬ ЖОЛКЕВСКОГО
  (Начало и успех Московской войны в царствование е<го> в<еличества> короля Сигизмунда III-го, под начальством его милости, пана Станислава Жолкевского, воеводы Киевского, Напольного коронного гетмана). Издание Павла Муханова 1835.
  Он (Борис) лишил жизни Иоанна, подкупив английского врача, который царя Иоанна лечил... Стр. 4.
  (В битве 24 июля 1610 г.)...* лошадей эскадронных за исключением тех, коих излечили, погибло более четырех сот. Стр. 104.
  _______________
  * Перед этим вычеркнуто: кроме пахоликов (?) погибло более ста...
  ...запершись вдруг в крепости в столь большом количестве они (русские) постигнуты были чрезвычайно большою смертностью; и так вскоре, по прибытии нашем под Смоленск, их тотчас стало убывать во множестве от болезни, начинавшейся в ногах и распространявшейся потом по всему телу. Столь ужасной и частой смерти москвитян, умиравших по нескольку сот ежедневно, причиною был не столько недостаток в продовольствии (которого и после, по взятии крепости - ржи, овса - нашлось в достаточном количестве), как особенно бывшая между ними какая-то язва, не вредившая нам нисколько; москвитян выходило из крепости весьма много, спускаясь различными способами и уловками со стены и выскакивая из окон: находясь между нами*, они были чрезвычайно бледны, но нас ничто не коснулось. Стр. 172.
  В приложении: От чего умер князь Скопин-Шуйский?
  _______________
  * В автографе ошибочно: ними.
  
  
  
  
   XI
  
  
  
  КАТАЛОГ МЕЖОВА 1869
  Евецкий Орест. Перев<од> из книги Мацеевского. История первобытной христианской церкви у славян.
  Казанский Петр. История правосл<авного> русск<ого> монашества.
  Арх. Макарий. История христ<ианства> в России до Владимира. 1868.
  Куприанов. Крестные ходы, местные праздники и проч<ее> древнего Новгорода. 1859.
  Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церкви.
  Христианский памятник, содержащий в себе: исчисление праздников и святых... духовные стихотворения... врачебные наставления... 1833. Изд. 3.
  Путешествие игумена Даниила по святой земле в начале XII в. Изд. археол<огической> к<омиссии>. 1864.
  Хождения за три моря. Афанасия Никитина. (1466 - 1472). 1856.
  Акафист Авраамею, Городецк<ому> чудотв<орцу>.
  Тоже Симеону Верхотурскому 1863. Александру Невскому. Григорию Вологодскому.
  Быстротоков. Анафема, или торжество православия. 1863.
  Ловягин. Богослужебные каноны на греч<еском>, слав<янском> и русском языках.
  Историческое обозрение богослужебных книг греко-рос<сийской> цер<кви>. Киев. 1853.
  Молебное пение во время губительного поветрия и смертоносныя немощи. 1855.
  Дмитрий Ростов. Врачество духовное. 1864.
  Акты, относящиеся до юридич<еского> быта древн<ей> России. Изд<ание> Арх<еологической> ком<иссии>. 1864.
  Н. Калачов. Исследования о Русской Правде.
  Псковская судная грамота 1467 года.
  Калачов. Текст Русской Правды.
  Андреевский. О договоре Новгорода с немецкими городами и Готландом, заключ<енном> в 1270 г.
  Его же. О правах иностранцев в России до Иоанна III.
  Памятники диплом<атических> сношений древней России с иностранцами).
  Сергеевич. Вече и князь.
  Калачов. Артели в древней России. 1864.
  Калиновский. Исторический очерк акклиматизации важнейших в сельском хозяйстве растений и животных. 1858.
  Турчанинов. История сельского хозяйства в России. 1854.
  А. Уваров. Исследование о древностях южной России и берегов Чер<ного> моря.
  А. Вельтман. Аттила и Русь IV и V в. Свод истор<ических> и нар<одных> преданий. 1858.
  Срезневский. Исследования о языческом богослужении древних славян. 1848.
  Шеппинг. Мифы славян<ского> язычества. 1849.
  Костомаров. Славянская мифология. 1847.
  Библиотека иностранных писателей о России. 1836.
  П. Петрей де Ерлезунд. История о вел<иком> княж<естве> Московском. Пер<евод> Шемякина.
  В. Ключевский. Сказание иностранцев о моск<овском> государстве). 1866.
  М. Т. Каченовский. Два рассуждения о кожаных деньгах и русской правде. 1849.
  Древности российского государства.
  Фундуклей. Обозрение Киева в отношении к древностям. 1847.
  Его же. Обозрение могил, валов и городищ Киев<ской> губ<ернии> 1848.
  П. Савваитова. Описание старинных царских утварей, одежд, оружия и проч. 1865.
  В. Доброхотов. Памятники древности во Владимире Кляз<емском>. 1849.
  И. М. Снегирев. Русская старина в памятниках церковн<ого> и гражд<анского>* зодчества. 1851.
  _______________
  * Далее вычеркнуто: творчества.
  Герберштейн. Записки о Московии. Перевод И. Анонимова.
  И. Прыжов. История кабаков в России.
  В. Шульгин. О состоянии женщин в России до Петра.
  А. Терещенко. Быт русск<ого> народа: народность, жилища, домоводство и проч.
  Худяков. Великорусские загадки.
  Его же. - " - сказки.
  А. Афанасьев*. Ведун и ведьма. 1851.
  _______________
  * В автографе ошибочно: Н. Афанасьев.
  А. Щапов. Истор<ические> очерки народн<ого> миросозерцания и суеверия. 1862.
  П. Бессонов. Калеки перехожие.
  А. Юшкевич. Литовские народные песни.
  А. Афанасьев. Народные русские сказки.
  Даль
  Смирнов. Песни к<рестья>н Влад<имирской> и Костр<омской> губ<ерний>.
  Сахаров. Песни рус<ского> народа.
  П. Киреевский. Песни.
  Рыбников. Песни.
  Шеппинг. Русская народность в ее поверьях, обрядах и сказках.
  Снегирев. Русские в своих пословицах.
  Его же. Русские простонар<одные> праздники и суеверные обряды.
  Его же. Пословицы и притчи.
  Макаров. Русские предания.
  В. Варенцов. Сборник духовных стихов.
  Сахаров. Сказания русского нар<ода> о семейной жизни своих предков.
  В. Я. Буняковский. Опыт о законах смертности в Р<оссии>.
  Н. Куприянов. История медицины по лекциям С. Е. Ивановского.
  А. Никитин. Краткий обз<ор> состояния мед<ицины> в Р<оссии> при Екатерине II. 1855.
  С. Вольский. Об Иппократе.
  Ж. Буден. Опыт медиц<инской> географии или исследов<ание> законов географ<ического> распределения болезней. Пер. Чистовича. 1852.
  Снегирев. Памятники древнего художества в России; изд. Мартынова.
  Сахаров. Исследование о русском иконописании.
  Ровинский. История русских школ иконописания до конца XVII в. 1856.
  И. Снегирев. Лубочные картины р<усского> нар<ода> в московском мире. 1861.
  

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 340 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа