Главная » Книги

Крылов Иван Андреевич - И. А. Крылов в воспоминаниях современников, Страница 19

Крылов Иван Андреевич - И. А. Крылов в воспоминаниях современников


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

о соизволения И. А. Крылову в воспоминание пятидесятилетия литературных трудов от любителей русской словесности". На другой стороне - профиль Крылова и по окружности текст: "родился 2 февраля 1768 года". Утверждение текста для медали вызвало специальную переписку Жуковского, Оленина, Бенкендорфа (Архив Гос. Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, кор. 98, 1838, No 22).
   53 С марта 1841 г. по день смерти 9 (21) ноября 1844 г. Крылов жил в доме Блинова в начале 1-й линии Васильевского острова. Дом сохранился - ныне No 8 по 1-й линии.
   54 См. примеч. 31.
   55 Последнее прижизненное издание басен Крылова 1843 г.
   56 Памятник Крылову был установлен в Летнем саду (скульптор П. К. Клодт; горельефы на постаменте по рисункам А. А. Агина). Открытие состоялось 12 мая 1855 г.
  

ИЗ ЗАМЕТКИ "ОБЕД У КНИГОПРОДАВЦА А. Ф. СМИРДИНА 19 ФЕВРАЛЯ 1832 ГОДА"

  
   Опубликовано в сб. "Пушкин и его современники", вып. XXXI-XXXII, Л., 1927, с. 112-115, откуда и перепечатывается.
   Торжественный обед, данный А. Ф. Смирдипым столичным литераторам по случаю перевода его книжной лавки и библиотеки для чтения в новое помещение на Невском проспекте, в только что отстроенное здание лютеранской церкви св. Петра, явился заметным событием п литературной жизни Петербурга 1830-х годов. Он описан многими современниками. Известен также посвященный этому событию рисунок А. П. Брюллова.
   1 Имеется в виду устав цензуры 1828 г. Греч, конечно, знал, что Николай I лично не участвовал в его составлении. Тост Греча содержит обычное для него соединение острословия с желанием польстить власть имущим.
  

Ф. Ф. ВИГЕЛЬ

  
   Вигель Филипп Филиппович (1786-1856) - сын генерала, видный чиновник (служил сначала в Москве, потом на юге России и в Петербурге), литератор и мемуарист. Один из основателей "Арзамаса", Вигель с 1810-х годов был близок со многими известными писателями, в том числе с Пушкиным, Жуковским, Вяземским, Загоскиным и другими, ценившими в нем остроумного собеседника, человека осведомленного и зоркого наблюдателя. Пушкин отмечал "занимательность и дельность" его разговоров. С Крыловым Вигель познакомился еще в отроческие годы, учился у него русскому языку, когда воспитывался в семье князя С. Ф. Голицына и жил в его имении Казацкое на Украине. Позже часто встречался со своим бывшим учителем в Петербурге на вечерах у Оленина, Жуковского, Одоевского и других общих знакомых.
   К тому времени, когда Вигель писал свои воспоминания, он стал рьяным ретроградом.
  

ИЗ "ЗАПИСОК"

  
   Записки свои Вигель писал на протяжении длительного времени, в основном 1830-1840-х годов. До публикации читал во многих знакомых столичных домах. Первые публикации относятся к 1860-м годам. Наиболее полные издания - 1892- 1893 годов и двухтомное 1928 года. В последнем издании редактор его С. Я. Штрайх сделал значительные сокращения, но и восстановил по рукописи ряд мест, в свое время изъятых цензурою.
   "Записки" Вигеля занимают видное место в русской мемуарной литературе как обширная портретная галерея русских людей первой половины XIX века, широкая бытовая картина тогдашней русской жизни. Современники ценили их за обилие важного фактического материала, за присущие автору наблюдательность, меткость характеристик, живость изложения. П. А. Вяземский замечал, что они "писаны умно и местами довольно художественно, есть живость и увлекательность рассказа". Но вместе с тем ужо современники указывали на субъективность, пристрастность оценок, цинизм и озлобленность, которыми часто грешит автор "Записок".
   Это относится и к тем страницам, которые посвящены Крылову, особенно времени пребывания его в доме Голицыных, Я. К. Грот, В. Ф. Кенович и позднейшие исследователи справедливо указывали, что Вигель не понял истинных мотивов поведения Крылова, ироничности его поведения в княжеской семье и исказил его образ. "Отдавая полную справедливость таланту Крылова, - писал Грот, - Вигель рисует, однако ж, личность его довольно темными красками: именно он представляет его человеком холодным, себялюбивым, равнодушным ко всякому высшему интересу и угодливым из расчета" (Я. К. Грот. Литературная жизнь Крылова. - "Сб. статей, читанных в Отделении русского языка и словесности Академии наук", т. 6. СПб., 1869, с. 14-15). Несомненная ценность мемуарных свидетельств Вигеля о Крылове состоит в том, что они проливают свет на один из самых темных периодов жизни поэта, обогащают его биографию новыми существенными фактами.
   Печатается по изданию: Ф. Ф. Вигель. Записки. М., 1928, т. I, с, 69; 71-72; 85-88; 194-195; 328-329; 334-335: 359-361; 362-363; т. II, с. 44; 46-47; 60-62.
  
   1 Вигеля привезли в украинское имение князей Голицыных Казацкое в феврале 1799 г. Казацкое было наследственным имением В. В. Голицыной (урожд. Энгельгардт), приходившейся родной племянницей екатерининскому вельможе князю Потемкину. Голицыны поселились в Казацком не позже 1797 г. (по словам Вигеля, в 1798 г., это ошибка). С этого же времени жил здесь у них и Крылов, лишь изредка наезжая в столицу (см.: Я. К. Грот. Дополнительное биографическое известие о Крылове. - "Сборник статей, читанных в Отделении русского языка и словесности Академии наук", т. 6. СПб, 1869, с. 30-33; С. М. Бабинцов. И. А. Крылов. Новые материалы. - "Сборник Гос. Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина", вып. 3. Л., 1955, с. 50-60).
   2 В 1799 г. Крылову было, вероятно, 30 лет пли 31 год, но он мог казаться старше своих лет, особенно ребенку. В литературе он был известен с 1789 г. как автор "Почты духов", особенно же с 1792-1793 гг., как издатель "Зрителя" и "С.-Петербургского Меркурия".
   3 Крылов поступил на службу к князю С. Ф. Голицыну в качестве частного секретаря весною 1797 г. и находился при нем сначала в Москве, затем в деревне, а позже, с 5 октября 1801 г. по 26 сентября 1803 г., в Риге, где Голицын был генерал-губернатором.
   4 Сентиментальная драма Н. И. Ильина "Лиза, или Торжество добродетели" была поставлена на сцене в 1802 г. и имела шумный успех. Утверждение, что дотоле авторов не вызывали на сцену, неверно - авторов вызывали уже в XVIII в.
   5 Драма В. М. Федорова "Лиза, или Следствие гордости и обольщения" на сюжет повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза" впервые была поставлена в 1803 г.
   6 Комедии Крылова "Модная лавка" и "Урок дочкам" впервые были поставлены в 1806-1807 гг.
   7 Первая часть волшебной оперы венского композитора Ф. Кауера "Das Donauweibchen" ("Фея Дуная"), переделанная Н. С. Краснопольским, под названием "Русалка" была впервые поставлена в Петербурге 26 октября 1803 г. Вторая ее часть под названием "Днепровская русалка" шла первый раз 5 мая 1804 г. Третья часть - "Леста, или Днепровская русалка" - 25 октября 1805 г. (музыка С. И. Давыдова). Четвертая часть - "Русалка" - в 1807 г. (автором ее текста был А. А. Шаховской). Представления первых частей имели необыкновенный успех и давались регулярно не один раз в неделю.
   Волшебная онера "Илья-богатырь", сочиненная Крыловым (музыка К. А. Кавоса), впервые была поставлена 31 декабря 1806 г. и долгое время не сходила со сцены.
   8 "Беседа любителей русского слова" открылась 4 марта 1811 г. Тогда же Крылов стал ее членом. О его отношении к этому обществу см. вступит, статью.
   9 Дом Г. Р. Державина на южном берегу Фонтанки, между Измайловским и Обуховским мостами. Ныне - набережная Фонтанки, 118.
   10 О том, что послужило поводом к созданию басни "Квартет", имеется более вероятное предположение (см.: Из "Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова" В. Ф. Кеневича - с. 304).
   11 Об А. II. Оленине, оленинском кружке и отношении к нему Крылова см. в коммент. к воспоминаниям В. А. Олениной (с. 400).
   12 Императорская Публичная библиотека в Петербурге была основана в 1811 г. Торжественное открытие ее состоялось 14 января 1814 г. Первоначально библиотека занимала здание, построенное по проекту архитектора Е. Т. Соколова в 1796-1801 гг. и выходившее главным фасадом на Садовую улицу и Невский проспект.
   13 Дом Олениных в столице находился на северном берегу Фонтанки, близ Семеновского моста. Здесь они жили до 1820 г.
   14 Представление на сцене петербургского Нового театра комедии Шаховского "Липецкие воды, или Урок кокеткам", с нападками на Жуковского, состоявшееся 23 сентября 1815 г., вызвало резкое обострение полемики двух литературных лагерей - "беседчиков" и "карамзинистов". Для борьбы с "Беседой" карамзинисты организовали дружеское литературное общество "Арзамас". Крылов поддерживал добрые отношения как с "беседчиками", так и "арзамасцами", в числе которых были Жуковский, Вяземский, молодой Пушкин.
  

Я. К. ГРОТ

  
   Грот Яков Карлович (1812-1893) - историк литературы и лингвист, академик. Был знаком с Крыловым, встречался с ним в Петербурге в 1830-1840-е годы. Автор нескольких работ о Крылове: "Литературная жизнь Крылова", "Сатира Крылова и его "Почта духов", "Крылов против Карамзина" и других.
  

ИЗ "ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО БИОГРАФИЧЕСКОГО ИЗВЕСТИЯ О КРЫЛОВЕ"

  
   Впервые опубликовано в "Сборнике статей, читанных в Отделении русского языка и словесности Академии наук", т. 6, СПб., 1869, с. 29-41, откуда и перепечатывается.
  
   1 См.: Ф. Ф. Вигель. Из "Записок" (с. 92 и след.).
   2 Письмо И. А. Крылова М. П. Сумароковой: (Август 1801 г.)
   Простите мне, сударыня Марья Павловна, что так долго не отвечал я на прелестное письмо ваше, которое мне чрезвычайно много принесло удовольствия. Несколько раз перечитывал я его и на всякой строке видел и ваше доброе сердце, и вашу чувствительность; сохраняйте их - и вы будете любезны и почтенны для всех честных людей; умножайте свои познания - и вы далеко назади оставите тех пригоженьких куколок, которые тогда только и живут, когда они вальсируют.
   Вы видите, что я по-старинному не щажу нравоучений, но если б я меньше желал вам добра и меньше бы знал вас, то бы, конечно, за неучтивость почел говорить нравоучения пятнадцатилетней девушке; но вы никогда ими не скучали. Счастливы будете, если, и вступя в свет, станете предпочитать добрые советы глупым ласкательствам - и если охотнее станете слушать замечания на ваши недостатки, нежели похвалы вашим совершенствам.
   Наконец, и вы оставили прелестное Казацкое. Угадать ли, с кем вам более всего жаль было расстаться? С вашим воробьем - не правда ли? Божусь, что и я не без жалости воображал эту разлуку. Бедная птичка, она, верно, еще долго после вашего отъезда будет прилетать к вашему окну. С каким удовольствием читал я об ней. Если б это попалось мне где-нибудь в книге, то бы меня ни вполовину так не тронуло, для того что я бы почел это за сказку. Но в вашем письме меня чрезвычайно это растрогало. Видите ли, что я вам более печатного верю. Канарейки ваши также очень милы, и я бы любопытен знать, где они остались, когда вы поехали из Казацкого.
   Читал я у папеньки вашего ваш журнал французский. Приятно мне было знать, что вы меня в нем вспоминаете, и я вас тысячу раз за то благодарю. Но видите ли, что вы меня этим журналом оправдали, вспомните, какие у нас бывали споры, когда советовал я вам письма писать журналом, а вы спорили, что этого сделать никак нельзя - однако же на моем сбылося. Журнал ваш довольно любопытен, мы нашли в нем много мыслей таких, которые вам честь делают, а сверх того написан он очень хорошо: стало, я прав, и вам нужно только было не полениться.
   Посылаю вам с Прасковьей Андреевной гостинцу по книжке - желаю, чтоб они вам понравились, а прочие покупки по вашей комиссии сам вам буду иметь удовольствие отдать, когда приеду в Москву.
   Если вы не переменили намерения учиться рисовать, то я вам купил здесь прекрасный гостинец, а именно рисовальную школу прекраснейшую, а если отдумали, то я, как бесполезную для вас вещь, у себя оставлю.
   Прощайте, будьте здоровы. Видите, что и я не мало исписал бумаги - и перемог свою лень - в благодарность за то, что вы не забываете вашего покорнейшего слугу И. Крылова.
   Поклонитесь от меня вашей няне Кузьминишне.
  
   Письмо впервые опубликовано в "Русском архиве", 1865., стлб. 991-994.
   Написано из Петербурга в Москву, куда сам Крылов должен был приехать вместе с С. Ф. Голицыным к сентябрю 1801 г. - времени коронации Александра I.
   Письмо М. П. Сумароковой, на которое отвечает Крылов, как и упоминаемый им французский "журнал" ее, неизвестны.
   Довольно подробно характеризуя Павла Ивановича Сумарокова, Вигель пишет о Марии Павловне: "Дочь его, Мария Павловна, ныне пожилая дева, была тогда двенадцатилетняя девочка; воспитанная с детьми другого пола, она имела и сохранила много ухваток мальчика". С редкой для него доброжелательностью Вигель говорит о "необыкновенной любезности ума", которой она отличалась, "любви и уважении", которые заслужила у окружающих (Ф. Ф. Вигель. Записки. М., 1892, с. 132-133).
   3 См. коммент. к отрывкам из "Записок" Ф.Ф. Вигеля - с 387.
   4 Писание писем-дневников (журналов), по-видимому, было распространенным явлением (сравн., напр., французский "Дневник (журнал) для отдохновения" А. П. Керн, 1820 г. - А. П. Керн. Воспоминания, дневники, переписка. М., 1974; "Дневники" С. П. Жихарева и др.).
   5 М. П. Сумарокова и в дальнейшем жила в доме Голицыных. Говоря о своем знакомстве с Павлом Ивановичем Сумароковым в начале 1820-х гг., Д. Н. Свербеев замечает: "...умная и говорливая пожилая его дочь проживала у каких-то Голицыных, своих родственников" ("Записки Д. Н. Свербеева, 1799-1826", т. I. М., 1899, с. 255). М. П. Сумарокова вместе с Крыловым принимала участие в представлении н другой ирои-комической трагедии, поставленной актерами-любителями на домашней сцене. Это была "Превращенная Дидона" С. Н. Марина, сочиненная примерно в то же время, что и "Трумф". В этом представлении Крылов играл роль Дидоны, а М. П. Сумарокова - роль Гетула. Кроме них в числе актеров-любителей находились сам автор и кн. Ф. С. Голицын, с которым Марин был дружен (см.: С. Н. Марин. Полное собрание сочинений. М., 1948, с. 388). М. П. Сумароковой, получившей в семейном кругу прозвище Тараторки, и Крылову Марин посвятил общую шуточную эпитафию:
  
   Прохожий, посмотри: вот у сего пригорка
   Ленивец схоронен, а подло Тараторка.
  
   Крылов участвовал в любительских спектаклях вместе с Ф. С. Голицыным неоднократно (см. письмо Ю. А. Нелединского-Мелецкого дочери - А. Ю. Оболенской, с. 318).
   6 О комедии "Пирог" см. коммент. к очерку М. Е. Лобанова (с. 380).
   7 Первоначальное увлечение Крылова карточной игрой относится к середине 1790-х гг.
   Ф. В. Булгарин в своих воспоминаниях пишет: "И. А. Крылов рассказывал мне, что в молодости своей он был пристрастен к карточной игре вовсе не из корыстолюбия, но ради сильных ощущений. В то время азартные игры не были запрещены и банкометы явно занимались своим ремеслом в трактирах, разъезжали по ярмаркам и, как хищные звери, искали везде добычи. Не зная ни света, ни людей, Крылов попался в одну из этих шаек, и его обобрали, как говорится, будто липочку! И. А. Крылов любил рассказывать об этой неопределенной эпохе своей жизни и сообщил мне несколько игрецких анекдотов и справедливых происшествий, которые я поместил в "Ивана Выжигине". История Ножева в этом романе основана также на справедливом событии, которого Крылов был свидетелем в молодости".
  

С. П. ЖИХАРЕВ

  
   Жихарев Степан Петрович (1788-1860) - чиновник, переводчик, мемуарист, на протяжении полувека поддерживавший тесные связи с литературными и театральными кругами Петербурга и Москвы. Автор "Записок современника", включающих "Дневник студепта" (1805-1806), "Дневник чиновника" (1806-1807) и "Воспоминания старого театрала". Посещал литературные вечера, принимал участие в собраниях "Беседы любителей русского слова", а позже был членом "Арзамаса". С Крыловым встретился впервые на литературных вечерах у Г. Р. Державина и А. С. Шишкова, затем часто встречался на собраниях "Беседы", у А. А. Шаховского и многих общих знакомых.
  

ИЗ "ЗАПИСОК СОВРЕМЕННИКА" ДНЕВНИК ЧИНОВНИКА

  
   Впервые опубликован в "Отечественных записках", 1855, No 4, 5, 7, 8, 9, 10. Отдельного издания при жизни автора не было.
   Печатается по наиболее полному и авторитетному изданию: С. П. Жихарев. Записки современника. Редакция, статьи и комментарии Б. М. Эйхенбаума. М. - Л., АН СССР, 1955, с. 348- 350; 356-361; 420; 504-507; 509; 510-515; 533-534.
   Дневники С. П. Жихарева - пример распространенных в эту эпоху дневников-писем - адресованы его двоюродному брату и другу С. С. Барятинскому и содержат подробное описание жизни автора, его впечатлений, переживаний, размышлений. Однако, как справедливо утверждает сам Жихарев, его дневники "кроме собственных приключений писавшего, заключают в себе живую панораму большей части тогдашних современных лиц и происшествий". И в этом их несомненная ценность.
   Мемуары Жихарева - наиболее полный источник сведений о связях Крылова с литературной и театральной средой в середине 1800-х годов.
  
   1 Адмирал А. С. Шишков, автор "Рассуждения о старом и новом слоге российского языка" (1802), с начала века был известен как один из видных деятелей русского просвещения консервативного направления.
   2 "Утренник прекрасного пола, содержащий: I. Разные занимательные сочинения в стихах и прозе. II. Некоторые необходимые гражданские сведения. III. Любопытные познания о счислении времени. IV. Белые листы для записок на 12 месяцев. Сочинение Я. А. Галинковского. В Санкт-Петербурге, в типографии императорского театра. 1807": Издана за счет автора. Раздел IV назван статьей иронически - это действительно чистые листы для записи, когда надо делать визиты, когда ехать на бал, сколько выиграно или проиграно в карты, какие слышали анекдоты или острые слова.
   3 Имеется в виду сражение русских и прусских войск с армией Наполеона при городе Прейсиш-Эйлау в Восточной Пруссии (1807 г.).
   4 "Гимн кротости" - стихотворение Державина, написанное в 1801 г. по случаю коронации Александра I.
   5 Басня называется "Крестьянин и смерть". Впервые напечатана в 1808 г. в "Драматическом вестнике". Точный текст последних строк:
  
   Что как бывает жить ни тошно,
   А умирать еще тошней.
  
   6 Эта сатира Д. П. Горчакова до нас не дошла.
   7 Из стихотворения Державина "На выступление корпуса гвардии в поход" (1807).
   8 "Пожарский, Минин, Гермоген, или Спасенная Россия" - поэма С. А. Ширинского-Шихматова, вышла отдельным изданием в 1807 г.
   9 Об отношениях Крылова и графа Хвостова см. с. 454.
   10 Речь идет об Арбатском деревянном театре. Построен по проекту К. Росси в 1807 г. Сгорел в 1812 г.
   11 Басня называется "Пустынник и Медведь". Впервые опубл. в "Драматическом вестнике", 1808 г. Цитата не точна. Подлинный текст:
  
   Вот Мишенька, не говоря ни слова,
   Увесистый булыжник в лапы сгреб,
   Присел на корточки, не переводит духу,
   Сам думает: "Молчи ж, уж я тебя, воструху!"
  
   12 "Пожарский, или Освобожденная Москва" - трагедия М. В. Крюковского. Первое представление ее на петербургской сцене состоялось 22 мая 1807 г.
   13 Дом коллежского асессора Афанасия Гуанаропуло, где в 1806-1808 гг. жили Шаховской и Крылов, был одним из самых больших в Петербурге. Выходил на Исаакиевскую площадь Б. Морскую улицу и набережную Мойки. Ныпе участок дома No 4 по Исаакиевской площади.
   14 Катерина Ивановна - гражданская жена Шаховского - актриса Е. И. Ежова.
   15 Вторая строка приведена неточно. У Крылова:
  

И стал он говорить пророчески ответы...

  
   16 "Расхищенные шубы" - комическая поэма Шаховского.
   17 "Артабан" - трагедия С. П. Жихарева.
   18 Замысел Шаховского был осуществлен. В 1808 г. выходил журнал "Драматический вестник", редактором которого был Шаховской, а ближайшими сотрудниками И. А. Крылов, А. А. Писарев, Д. И. Языков, С. Н. Марин.
   19 20 марта 1811 г. А. II. Оленин писал в Дирекцию императорских театров: "В содержании театральной типографии действительно находятся три соучастника, из которых по мере положенного капитала считаюсь я первым, затем следуют г. титулярный советник Крылов и придворный актер Рыкалов". Установлено, что типография "Крылов с товарищи", дела которой в отсутствие Крылова вел книгопродавец В. А. Плавильщиков, с 1790 по 1802 г. выполняла заказы губернского правления, а с 1802 г. работала для императорских театров и именовалась "Театральной типографией" или "Типографией императорских театров". Когда в конце 1806 г. В. А. Плавильщиков завел собственную типографию, Крылов привлек к делу А. Н. Оленина, а заведовать типографией стал В. Ф. Рыкалов (см.: С. М. Бабинцев. И. А. Крылов. Очерк его издательской и библиотечной деятельности. М., 1955).
  

ИЗ "ВОСПОМИНАНИЙ СТАРОГО ТЕАТРАЛА"

  
   Впервые опубликованы в "Отечественных записках", 1854, т. 96, No 10; т. 97, No 11. Печатается по тому же изданию, что и "Дневник чиновника", с. 620-624;625-626; 628.
   1 Начальные строки первого явления первого действия комедии в рукописи Крылова иные:
  
   "Любезный батюшка! по вашему совету"
   (Ну, лгать, так лгать смелей) - "встаю я до рассвету
   И целый божий день хлопот здесь тьму терплю..."
   (А тут бы написать: иль ем, иль пью, иль сплю).
   "Все езжу по судам..." (Да, ездишь, уж с неделю
   С постели на диван, с дивана на постелю).
  
   2 Боевой гвардейский офицер и поэт Сергей Никифорович Марин был своим человеком в той литературной и театральной среде, к которой в середине 1800-х гг. принадлежал и Крылов. В частности, Марин был завсегдатаем салона А. Н. Оленина. С Крыловым у него устанавливаются близкие приятельские отношения. Весьма высоко оценивал Марин и творчество Крылова.
   В 1808 г. в "Драматическом вестнике" было напечатано стихотворение С. Н. Марина "К Крылову":
  
   Любя отечество - люблю я тех душой,
   Которы общею не страждут слепотой.
   На моды несмотря, привыкли тем гордиться,
   Что привела судьба их русскими родиться.
   В числе их ты, Крылов, - и дочкам дав урок,
   Соотчичей драгих являешь нам порок...
   (См.: С. И. Марин. Полное собрание сочинений. М., 1948, с. 124.)
  
   С. Н. Марину же принадлежат относящиеся к Крылову строки в сатирическом стихотворении "Петербург" (1813).
  
   Достоин в мире быть между ленивых папой.
   В постели век лежит Андреич косолапой
   И тем лишь не медведь, что лапу не сосет.
   Всяк в дураках теперь, его кто басен ждет.
   Забывши муз и чтя обжорство и Морфея,
   Лишь сон и пироги в уме сего злодея.
   (Там же, с. 175)
  
   3 Князь Тверской - персонаж трагедии В. А. Озерова "Дмитрий Донской" (1807).
   4 Полиник, Эдип - герои трагедии В. А. Озерова "Эдип в Афинах" (1804).
   5 "Влюбленный Шекспир" - комедия Дюваля; перевод Д. Языкова (1807). "Лаперуз" - комедия Коцебу (1799).
   8 "Три султанши (Солиман II)" - комедия Фавара; перевод Бахтурина (1785).
   7 Тит - герой трагедии Я. Б. Княжнина "Титово милосердие", (1785).
   Тезей - герой трагедии В А. Озерова "Эдип в Афипах" (1804).
   8 В доме Кушелева на Дворцовой площади до 1819 г. находился Новый, или Немецкий, театр.
  

А. П. ГЛУШКОВСКИЙ

   Глушковский Адам Павлович (1793 - после 1868) - танцор, балетмейстер, любимый ученик Ш. Дидло; на протяжении многих лет руководитель московского балета.
  

ИЗ "МОИХ ВОСПОМИНАНИЙ"

  
   А. П. Глушковский писал свои мемуары в конце жизни и в 1868 г. подарил рукопись П. А. Вяземскому. Впервые опубликованы в кн.: А. П. Глушковский. Воспоминания балетмейстера. М., 1940. Страницы, относящиеся к Крылову, воспроизводятся по этому изданию, с. 143-145.
  
   1 В петербургском Театральном училище Глушковский обучался с 1799 по 1809 г. Училище готовило артистов как для драматической, так и для оперной и балетной сцены.
   2 Агриппина Бельо (вернее - Белье) по окончании петербургского Театрального училища в 1805 г. была выпущена "в балетную и российскую труппы". В 1806 г. сыграла в первой постановке комедии Крылова "Модная лавка" роль служанки Маши. Журнал "Любитель словесности" (1806, ч. 3, No 7) по поводу этого спектакля писал: "Актеры, представлявшие Сумбурова г. Рыкалов, Лестова г. Каратыгин, Трише г. Жебелев и Антропа г. Пономарев, играли очень хорошо, так же и г-жа Рахманова в роли Сумбуровой. Более же всех понравилась публике г-жа Бельо, представлявшая Машу; она вызвана была с рукоплесканиями на сцену". В 1807 г. в первом представлении комедии "Урок дочкам" Бельо сыграла роль одной из дочек.
   3 Персонажи романа Ф. Фенелона "Приключения Телемака" (1699).
  

П. И. ГНЕДИЧ

  
   Гнедич Николай Иванович (1784-1833) - поэт, переводчик "Илиады" Гомера, с 1811 г. библиотекарь Публичной библиотеки. Был близок с литераторами-декабристами. Будучи сослуживцем и соседом Крылова (с 1816 г. Крылов жил в том же казенном доме библиотеки, что и Гнедич), а также завсегдатаем салона А. Н. Оленина, на протяжении многих лет поддерживал с Крыловым тесные приятельские отношения. Посвятил Крылову ряд стихотворений.
  

ИЗ СТАТЬИ "ПИСЬМО О ПОЕЗДКЕ В ГАТЧИНО 1815 ГОДА"

  
   При жизни автора статья напечатана не была и хранилась в бумагах А. Н. Оленина. Впервые опубликована в работе Г. П. Георгиевского "А. Н. Оленин и Н. И. Гнедич. Новые материалы из оленинского архива", с. 106-110.
   В настоящем издании публикуются фрагменты статьи, непосредственно относящиеся к Крылову.
   Инициатором сближения писателей с двором вдовствующей императрицы был А. Н. Оленин, добивавшийся ее покровительства для Гнедича, Жуковского, Крылова. Во времена правительственного либерализма после войны 1812 года сближение с двором не означало для Гнедича отказ от собственных либеральных взглядов.
  
   1 К 1815 году В. А. Жуковский был автором ряда патриотических стихотворений ("Певец во стане русских воинов", 1812; "Императору Александру", 1814 и других), прославивших его и вызвавших внимание и благоволение к нему царского двора; в мае 1815 г. Жуковский, бывший проездом в столице, представлялся императрице Марии Федоровне, а в августе того же года был назначен "лектором при императрице".
   Ю. А. Нелединский-Мелецкий, известный в то время поэт, автор лирических стихов, "стихов на случай" для многочисленных придворных празднеств, в 1813 г. переселился в Петербург из Москвы и, будучи сенатором и членом совета Общества благородных девиц, постоянно находился при дворе императрицы Марии Федоровны.
   2 Басня "Листы и Корни" впервые напечатана в "Чтении в Беседе любителей русского слова", 1811, ч. IV.
  

В. М. КНЯЖЕВИЧ

   Княжевич Владислав Максимович (1798-1873) - чиновник, литератор, член Общества любителей словесности, наук и художеств.
  

ИЗ ЗАМЕТОК, ПИСАННЫХ В 1820 ГОДУ

  
   Печатается по первой публикации в "Сборнике статей, читанных в Отделении русского языка и словесности Академия паук", т. 6. СПб., 1869, с. 343-344.
  
   1 Попечительный комитет Российской академии рекомендовал наградить Крылова за сочинение басен, "поставляющих его наряду с знаменитейшими в сем роде писателями", большой золотой медалью в представлении своем от 30 октября 1820 г. Представление подписали среди прочих Ю. А. Нелединский-Мелецкий, А. Н. Оленин, Н. И. Гнедич, А. X. Востоков (оригинал хранится в Рукописном отделе Института русской литературы АН СССР, ф. 18, No 42).
   Но золотая медаль была. присуждена Крылову Российской академией позднее и вручена в публичном собрании 14 января 1823 г. Литератор К. С. Сербинович в своих воспоминаниях о Н. М. Карамзине ("Русская старина", 1874, т. XI, с. 63) рассказывает: "В воскресенье 14 января {1823 г.) мне удалось быть в публичном собрании Российской академии. Съехались все члены Академии и некоторые важнейшие посетители; первые заняли свои места за большим круглым столом: посреди - президент Академии Шишков, по правую его руку - Карамзин, затем - митрополит Сестренцевич и так далее; а по левую - секретарь Академии Соколов, далее - Гнедич, Крылов, Жуковский и прочие. Против них, с другой стороны стола, сидели почетные члены: Кочубей, Аракчеев, Мордвинов, Голицын, Лобанов-Ростовский, Милорадович, Сперанский, Оленин и другие. Секретарь Соколов открыл заседание чтением отчета, затем, как только Карамзин взял в руки свою тетрадь, воцарилось глубокое молчание и во все продолжение чтения не слышалось ни малейшего шороха; слух каждого, кажется, старался не проронить ни одного слова. Он читал из истории отрывок об убиении царевича Димитрия и о вступлении Годунова на царство, где изображен характер властолюбца и средства, употребленные им для достижения цели. Потом были читаны: Жуковского - перевод из Виргилиевой "Энеиды", Гнедича - перевод из "Илиады" и Воейкова - "Искусства и науки". Соколов прочел из своего перевода истории Тита Ливия отрывок о взятии Рима галлами. Читая описание первого неудачного покушения их на Рим, о котором римляне узнали по крику разбуженных гусей, он слегка взглянул на Крылова и сорвал с уст его легкую улыбку, которая пробежала и по всему собранию. Князь Шаховской заключил чтение отрывком из "Аристофана". Наконец, при всеобщем рукоплескании, поднесена золотая медаль нашему знаменитому баснописцу Крылову".
   В постановлении о награждении большой золотой медалью Российской академии говорилось: "В знак признательности к особенному дарованию и отличным успехам в российской словесности, а особенно в стихотворениях, И. И. Дмитриева и И. А. Крылова, увенчать таланты каждого из них почестию большой золотой медали" (см.: М. И. Сухомлинов. История Российской академии. Выпуск седьмой. СПб., 1885, с. 69).
   2 Сборник стихотворений В. И. Панаева "Идиллии" вышел в свет в 1820 г.
   3 Общество соревнователей просвещепия и благотворения, или Вольное общество любителей российской словесности, собиралось на свои еженедельные заседания в доме Войвода в Вознесенской улице. Среди почетных и действительных членов Общества были почти все сколько-нибудь заметные петербургские литераторы. В 1820-х гг. решающее влияние в делах Общества приобрело его "левое крыло" - будущие декабристы и близкие к ним писатели: Ф. Н. Глинка, К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, Д. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер. Н. И. Гнедич в течение нескольких лет был вице-президентом Общества. С 1818 г. Общество издавало журнал под заглавием "Соревнователь просвещения и благотворения".
   В мае 1818 г. Крылов получил уведомление следующего содержания: "Высочайше утвержденное Вольное общество любителей российской словесности, уважая в полной мере как отличные познания Ваши в науках и отечественной словесности, так и стремление к благотворению, избрало Вас на основании § 33 устава почетным членом..." 17 мая Крылов отправил ответ на имя графа С. П. Салтыкова: "Милостивый государь мой, граф Сергей Петрович! С признательностию приемля уведомление вашего сиятельства о избрании меня в почетные члены Общества любителей российской словесности, прошу Вас, милостивый государь, засвидетельствовать почтенному Обществу мою благодарность за честь, которую оно оказало мне столь лестным для меня избранием" (см.: "Русская литература", 1959, No 3, с. 124-125). В 1824 г. на заседании Общества прочитаны были басни Крылова "Кошка и Соловей", "Две собаки", "Рыбья пляска". Тогда же они появились в журнале общества "Соревнователь просвещения и благотворения".
  

Д. Н. СВЕРБЕЕВ

  
   Свербеев Дмитрий Николаевич (1799-1874) - в молодости чиновник и дипломат, затем хозяин известного московского литературного салона. В конце 1810-х годов по приглашению своего сослуживца чиновника А. И. Пономарева стал посетителем литературных вечеров в его доме. Литературные вечера у С. Д. Пономаревой упоминают и авторы других мемуаров (см.: А. И. Дельвиг. Полвека русской жизни. Мои воспоминания, т. I. М., 1928; В. И. Панаев. Воспоминания. - "Вестник Европы", 1867, сентябрь; см. также: В. П. Гаевский. Дельвиг. - "Современник", 1854, No 1; Н. В. Дризен. Литературный салон двадцатых годов... - "Ежемесячное литературное приложение к "Ниве", 1894, No 5, с. 2-26).
   Восторженные стихи посвятили С. Д. Пономаревой А. Е. Измайлов и А. А. Дельвиг. Стихи в ее альбом писали также Е. А. Баратынский, В. К. Кюхельбекер, Н. И. Гнедич, А. Д. Илличевский и другие поэты. В салоне Пономаревой было учреждено шуточное литературное общество "Сословие друзей просвещения", членами которого были А. Е. Измайлов, В. И. Панаев, Д. М. Кня-жевич, В. М. Княжевич, О. М. Сомов, П. Л. Яковлев и другие. В альбоме Пономаревой сохранился автограф басни Крылова "Лебедь, Щука и Рак".
  

ИЗ "ЗАПИСОК"

  
   Мемуары были написаны Свербоевым в конце жизни и завершены в 1869 году. Публикуемые страницы печатаются по изданию. - "Записки Д. Н. Свербеева 1799-1826", т. I. M., 1899, с. 225-226.
   1 Идиллия Гнедича "Рыбаки" написана в 1821 г. и впервые напечатана в 1822 г. в журнале "Сын отечества" и затем отдельной брошюрой. Описание петербургской белой ночи в идиллии было особенно знаменито. Его упоминает и Пушкин в примечании к первой главе "Евгения Онегина": "Читатели помнят прелестное описание петербургской ночи в идиллии Гнедича..."
   2 Имеется в виду шуто-трагедия "Трумф, или Подщипа".
  

В. А. ОЛЕНИНА

  
   Оленина Варвара Алексеевна (1802-1877) - дочь А. Н. и Е. М. Олениных. С детских лет видела Крылова в доме родителей и была его любимицей среди детей оленинского дома. Письма к ней Крылова приведены в очерке М. Е. Лобанова "Жизнь и сочинения И. А. Крылова" (см. с. 79-84).
   Первое знакомство Крылова с Алексеем Николаевичем Олениным относитя, вероятно, еще к 90-м годам XVIII века. Воспитанник кн. Е. Р. Дашковой, близкий к кругу Г. Р. Державина, Оленин был человеком широко образованным, историком, археологом, ценителем и знатоком искусства. С 1811 года Оленин был директором вновь открытой Публичной библиотеки, с 1817 года - президентом Академии художеств, одновременно занимая важные государственные должности. Гостеприимный дом Олениных Крылов начал регулярно посещать с 1805-1806 годов Теплые, дружеские отношения связывали его с хозяйкой дома Елизаветой Марковной Олениной, урожд. Полторацкой, и детьми д. Н. и Е. М. Олениных - Алексеем, Петром, Варварой и Анной. Дом Олениных на набережной Фонтанки у Семеновского моста, а позднее на набережной Мойки - один из центров культурной жизни Петербурга - постоянно посещали Пушкин, Жуковский, Вяземский, Гнедич, Батюшков, Озеров, виднейшие столичные ученые, художники, музыканты, актеры, в том числе К. Брюллов, Кипренский, М. Глинка, Яковлев, Шушерин. Можно было встретить здесь и будущих декабристов С. Трубецкого, М. Бестужева-Рюмина, Ф. Глинку, Н. Муравьева, С. Муравьева-Апостола. А. Н. Оленин был не только начальником Крылова по службе в Публичной библиотеке, но осуществлял своего рода надзор за литературной деятельностью поэта, стараясь приблизить его ко двору, принимал горячее участие в издании его книг.
  

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ

  
   В 1867 г., в связи с приближением столетия со дня рождения Крылова, В. А. Олениной был написан мемуарный очерк о Крылове. Писарская копия очерка хранится в Рукописном отделе Гос. Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде (ф. 542, No 875). В настоящем издании впервые полностью публикуется первая часть очерка; во второй его части содержатся главным образом анекдоты о Крылове, которые повторены в более полной редакции в публикуемых в настоящем издании выдержках из "Записных книжек" В. А. Олениной. Отрывки из второй части очерка, дополняющие другие записи Олениной, приводим ниже (частично очерк и записные книжки Олениной использованы в работах: Н. Л. Степанов. И. А. Крылов. М., 1958; А. М. Гордин. Крылов в Петербурге. Л., 1970; см. также: "Вопросы литературы и фольклора". Воронеж, 1973, с. 215-216, 218).
  

ОРИГИНАЛЬНОСТИ КРЫЛОВА

  
   Оригинальности, им самим мне рассказанные, были так наивны, что даже с некоторым негодованием на себя, чувствуя неприличность иных.
   Он был чрезвычайно скромен и стыдлив до конца жизни; легко можно было его заставить краснеть. Ненавидел непристойных женщин. От души уважал женщин с хорошими правилами и скромными и любил женское общество. Несравненно выше ставил женщин в сравнении мужчин касательно добродетели <...>!
   Возвратившись в Петербург, он сдружился с г. Татищевым, который на лето ехал в деревню и пригласил его с собой ехать, что он принял с удовольствием. Вдруг опять вздумалось Татищеву ехать с семейством в другую деревню, пригласил снова Крылова, который с своей стороны просил тут остаться, так как библиотека тут же находилась. Татищевы отправились месяца на три или более на юг, но неожиданно воротились немного ранее назначенного времени в первую деревню, въезжают в аллею, которая вела к дому, и что же видят - уже не Крылова, а сумасшедшего Крылова в виде какого-то чудовища, который, повернувшись к ним, вдали узнал их экипаж и во весь дух побежал домой. Дамы перепуганные запищали, завизжали: "Крылов сумасшедший, Крылов с ума сошел!" Татищев велел кучеру скорей нагнать его, но не успели. Он скрылся, однако не успел ничего на себя накинуть и уже Татищев его застал. Он говорит Татищеву: "Не бойся, я с ума не сошел, но подумать всякий это может; мне хотелось попробовать, каков человек в первобытном состоянии; не красив, нечего сказать; я отрастил волосы, усы, вообще все волосы и ногти на руках и ногах; как-то неловко, но надобно надеяться, что Адам покрасивее меня был". Говорили, что Татищев презабавно это рассказывал.
   ...Нанял он себе в доме Рибаса премилую квартиру к Летнему саду в нижнем этаже перед каналом, что пересекает сад. Занимался тогда музыкой и играл препорядочно. Играл он экзерсисы в жаркие дни и не любя (нрзб.) снова был в туалете in naturalibus. Ходя по двум комнатам, он играл на скрипке. Вдруг является полиция и просит от имени дам спускать у него шторы в то время, как он играет, что по саду (в этой части) гулять нельзя. Он и тут мне прибавил: "Не хорошо! что будешь делать; гадкая, блажная натура" <...>
   Его всячески старались опоить, у него даже были пари - он все выиграл, у него ударяло в ноги, но не в голову; богатырская была натура. Он объедался, но пить не любил. Вообще не развратные были у него вкусы <...>
   Он читал много и что еще более хорошо - про русский язык говорить нечего, - по он хорошо знал французский, немецкий, итальянский понимал. Натурально знал славянский. По-гречески выучился поздно, чтобы п

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 364 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа