Главная » Книги

Семенов Леонид Дмитриевич - Грешный грешным, Страница 7

Семенов Леонид Дмитриевич - Грешный грешным


1 2 3 4 5 6 7

, в стихах и прозе 1907-1909 гг. - времени наибольшей близости к революционному движению, в письмах к Толстому, язык которых несет на себе следы влияния языка публицистики и писем Толстого, и записок ГГ (1914-1917), в которых Семенов, казалось бы, не ставил перед собой, во всяком случае явно, никаких художественных задач.
   Исследование языка и стилей Семенова разного времени и разных жанров выходит далеко за пределы настоящего издания. Здесь мы привлечем внимание читателя к особенностям пунктуации записок ГГ - завершающего труда Семенова, вобравшего в себя все его искания.
   Начнем с многоточия. Этот знак Семенов употребляет довольно часто и ставит вместо трех точек пять. (Иногда вместо пяти точек стоит четыре. Решить, Семенов ли был непоследователен, переписчики ли, не представляется возможным.) Сами по себе пять точек не несут в себе какого-то определенного смысла по сравнению с тремя; важно, что это нечто ДРУГОЕ. Художественный прием. Броское остраннение.
   Одновременно в этой частной подробности - протест против традиционной культу­ры, от которой Семенов уходил всеми доступными ему путями.
   Однако когда такие расширенные многоточия собираются несколько подряд, то уже выясняется и третий аспект явления; расширенное многоточие поддается семантизации как указание более значительных, чем при трех точках, перерывов в речи. Пауз. Молчания: Что ж тогда будет, если так..... Человечества не будет.....Я..... Я не понимаю..... Где стоят точки, там речи нет. Там молчание.
   По свидетельству близко знавшего его в студенческие годы Блока, в начале своего пути Семенов долго не хотел печататься Н. Т. 92, кн. 1. С. 532). И печатался всего девять лет. В 29 лет он, добившись выдающихся литературных успехов, перестал публиковать свои произведения. В этом есть что-то сродни исихастам. Мистическая составляющая личности Семенова была явственно видна. У исихастов молчание, углубленное самосозерцание было связано с постижением Бога.
   Расширенные многоточия нагнетаются Семеновым в трех случаях: при рассуждениях о Боге, при воспоминаниях о сестре Маше, которая привела его к поискам вне церкви истинного Бога, и при безрадостных мыслях о России во время революции 1917 г. Та­ким образом, он устремляется к молчанию более всего ввиду мыслей о Боге и о родине - о самом важном.
   Семенов еще далее идет по своему пути, наращивая знаки молчания с помощью сочетания расширенного многоточия и тире (..... -) и тире и расширенного многоточии (- .....): вместе росли, учились, играли..... - теперь он спал, то стонал, то вздрагивал <...>; люди его образа мыслей и стремлений жизнь на земле ценили, любили - .....но мы живем в такое время, что и не верующим по-христиански остается только завидовать покойникам <...>
   Каков смысл сочетания знаков точки и тире (. -)? По нашему мнению, он близок к расширенному многоточию. В этом сочетании знаков точка обозначает конец предложения, а тире что-то вроде "Давайте помолчим, прежде чем говорить (читать) дальше": <...> обо мне, слова Иоанна Златоустого, Василия Великого Блаженного, Иоанна Богослова. - Сколь бедственна была их жизнь на земле, разве не знают они и наши скорби и нужды.....
   В этом же ряду, на наш взгляд, стоит отказ от вопросительного и восклицательного знаков с заменой их точкой или расширенным многоточием там, где они согласно традиции необходимы: - Но неужели же вы действительно нашли близких по душе - людей из простого народа. Отказ от вопросительного и восклицательного знаков знаменует не отказ от речи, но приглушение ее. И такова же природа пропусков знаков препинания вообще: <...> мы с братом взялись класть печь у одного разорившегося крестья­нина старика <...> Пропуски свидетельствуют об уходе от традиционной культуры, вы­зывают остраннение, останавливая внимание читателя, и приглушают речь.
   Иногда знак вопроса появляется там, где он не нужен, но здесь нарушение пунктуа­ционной нормы смягчается отказом от прописной буквы вслед за этим знаком: Гото­вился дать миру отчет, отчего и почему я ушел от него? что делаю и что хочу делать помимо и независимо от него? какое мое отношение к нему? <...>
   Семенов не придерживается общепринятых правил оформления прямой речи: 1) Гу­бернатор поздоровался, сказал: здравствуйте и с любопытством окинул нас взорами. Мы отвечали: Мир. 2) Спросил не прямо об этом, а только так:
   - Как отношусь я к скопцам? И сам немного застыдился <...>
   Формы авторской, прямой, несобственно-прямой, косвенной речи у Семенова свободно перетекают одна в другую. В первом примере прямая речь (здравствуйте; Мир) никак не обозначена. Во втором начало ее обозначено, а конец нет; но то, что выдается за прямую речь, в действительности речь косвенная.
   Мы видим в этом все те же три тенденции: приглушение речи, прием остраннения и стремление к примитиву.
   Семенов непоследователен. Он исихаст, запретивший себе печататься, - и художник слова, который буквально до последнего дня своей жизни не положил пера. Последнюю запись в ГТ он сделал за несколько часов до своей мученической смерти. Он писал Тол­стому - и тут же просил свои письма уничтожать. Эта противоречивость отражается и в его пунктуации. Кроме показанных выше знаков молчания, в ГГ встречаются и экстравагантные знаки повышенной эмоциональности: и !?. (восклицательный знак, вопроси­тельный знак и точка), и !: (восклицательный знак и двоеточие). Наряду с ними употреб­ляются и более привычные !? и ?!
   И сочетание знака повышенной эмоциональности со знаком молчания (восклица­тельного (1) или вопросительного (2) знака с расширенным многоточием): 1) На лбу, с правой стороны, зияет огромный пролом. Вот конец!..... Его хоронили одни бабы. 2) - Кому ж еще веровать?....
   Наконец, в некоторых случаях остаются только функции остраннения и ухода от традиционной культуры, без устремления к традиции молчания; таково сочетание восклицательного знака и запятой: - Невозможное положение!, воскликнул исправник. Вопросительного знака с точкой: Не грех ли это с вашей стороны?.
   Если текст, насыщенный знаками молчания, приглушения речи, смены точек зре­ния (адресантов) в пределах одного высказывания без принятого в литературном языке оформления производит впечатление примитивной, не слишком грамотной речи, то знаки повышенной эмоциональности напоминают о том, что такое впечатление - результат сознательной стилевой установки. До десяти лет первым языком автора, как у Пушкина, был французский; он окончил немецкую гимназию; был серьезным музыкантом, акварелистом; прошел два факультета Санкт-Петербургского университета. На пути к ГГ он ходил оборванный, в лаптях, отказался от денег, нанимался к крестьянам за еду и работал в шахте, побирался. Сама непоследовательность употребления знаков препинания обостряет остраннение и впечатление примитива, ухода от традиционной культуры.
   Последнее столетие приучило нас к самым причудливым изыскам в области пунктуации художественного текста. Семенов вступил на этот путь одним из первых в самом начале XX в. Свободное перетекание одной в другую авторской, прямой, несобственно-прямой, косвенной речи сближает Семенова, как ни странно на первый взгляд, с лидером русского авангарда Хлебниковым.
   Наши наблюдения можно подытожить так: предел (наподобие того, как понимается предел в математике), к которому стремится пунктуация ГГ, - 1) "остраннение"; 2) примитив; 3) тишина, молчание в традиции исихастов.
   Описанные особенности языка настолько системны, что сомнения в их принадлежности Семенову не возникает. Мы приняли решение как можно точнее воспроизвести полученный нами текст со всеми его особенностями, лишь исправив явные опечатки (рудуясь на радуясь и т. п.), и позволили себе два редакторских вмешательства: опубликовали отдельно "Размышления о Будде" по причинам, изложенным в комментарии к этому тексту (см. с. 538 наст, изд.), и привели в примечаниях к основному тексту выразительное стихотворение М. М. Добролюбовой, имеющееся в тексте публикации З. Г. Минц и почему-то опущенное в нашем источнике.
   Надежных документальных сведений, позволяющих датировать возникновение замысла и время создания произведения, не сохранилось, кроме подробно датированной самим автором работы над заключительной частью. Наиболее вероятной представляет­ся следующая последовательность. Лето 1905 г. - под влиянием личности М. М. Добролюбовой Семенов задумывает роман о современной общественной жизни и о своих духовных исканиях (его собственное свидетельство в ГГ). Вторая половина декабря 1906 - начало 1907 г. - Семенов начинает писать и публиковать прозу, которую рассматривает как фрагменты будущего романа о сестре Маше и революции (свидетельство С. Дурылина в некрологе "Бегун"; в рассказе "Проклятие" близкий прообраз Серафимы - сестра Маша). Осень 1907 г. - "писал книгу" (письмо Толстому от 28 декабря 1907). "Писал как полезные для себя размышления о жизни, о суете всего кругом, и для устранения еще некоторых последних научных предрассудков, которые иногда являлись и которые приходилось слышать" (письмо Толстому от 3 марта 1908 г.). Эта работа воплотилась в произведениях "У порога неизбежности", "Листки" и "Смертная казнь", которые осмысливались Семеновым как части будущего романа о сестре Маше, революции и поисках пути к Богу. А многое в это время было уничтожено автором: "Ведь я - столько жег и потом так часто раскаивался в этом" (письмо Л. Н. Толстому от 13 июня 1908 г.) 1914 г. - устроив собственный хутор, Семенов начинает составлять ГГ. 1914-1916 - пишет ГГ: часть первую <Сестра Маша> и часть вторую "Отказ от войны". При этом они заметно различаются по стилю (часть вторая более обработана и приближена к литературной норме), так что написаны с перерывом. 1917, 4 ноября - 13 декабря ст. стиля - пишет часть третью ГГ "Во имя Отца и Сына и Св. Духа".
   Публикация З. Г. Минц снабжена примечаниями друга Семенова, чл.-корр. АН СССР Б. Е. Райкова. Большинство из них на фоне сегодняшних знаний о жизни, творчестве и времени Семенова утратило значение, но отдельные нам показалось полезным перепечатать. Они приводятся с указанием на авторство Б. Е. Райкова (см.: Учен. зап. Тартуского гос. ун-та. Вып. 414).
  
   1 ...был любим своим профессором-учителем... - Семенов подразумевает профессора классической филологии, в будущем академика Ф. Ф. Зелинского. См. его воспоминания о Семенове: Кто дошел до оптинских врат: Неизвестные материалы о Л. Семенове / Публ. B. C. Баевского // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. 1998. No 1. С. 57-59.
   2 "Человеком с зеркалом" был я, как я и назвал себя тогда однажды сам, в одном писанном мною рассказе... - Такой образ в прозе Семенова неизвестен.
   3 ...сестра Маша. - "Сестра по духу", а на самом деле Мария Михайловна Добролю­бова, дочь генерала, сестра поэта-символиста и жизнестроителя Александра Добролюбова.
   4 ...я - старший ее по летам... - М. М. Добролюбова родилась в 1882 г.
   5 ...среди самого разгара сходок и моей борьбы со студенческим движением... - Старосты избирались студентами. В совете старост Семенов оказался одним из немногих правых по политическим взглядам и стал их лидером.
   6 ...мимолетным виденьем... - Аллюзия на стих. Пушкина "К***" ("Я помню чудное мгновенье...").
   7 Хочется вам жизни нужной, как мне смерти нужной. - "Это очень типично для молодежи начала XX в., особенно в эпоху русско-японской войны. Моя сестра Катя, в которую одно время был влюблен Леонид (до Маши), тоже хотела "красивой смерти" и два раза покушалась на самоубийство, но ее удавалось спасти. У Кати были отношения с ее женихом, моим товарищем по университету и гимназии Святославом Исаевым (братом профессора-экономиста А. А. Исаева), очень похожие на отношения Леонида к Маше. Незадолго до свадьбы он застрелился, считая себя "недостойным" сестры, а она отравилась стрихнином, но ее спас доктор Мокиевский, врач Высш. бестужевских кур­сов" (примеч. Б. Райкова).
   8 Связи я имею с крестьянским союзом. - Всероссийский крестьянский союз возник в августе 1905 г. и просуществовал до 1917 г. Боролся за интересы крестьян, за отчуж­дение помещичьих земель и переход их в общественную собственность.
   9 ...крестьянский союз, трудовая группа... тайный революционный съезд в Гель­сингфорсе. - Депутатом Первой Государственной думы Семенов не был. См.: Первая российская государственная дума. СПб.: Труд, 1906. В этом издании альбомного типа дан список всех депутатов с их портретами; Семенова среди них нет. О Всероссийском крестьянском союзе см. примеч. 8. Трудовая группа - фракция в Думе, представлявшая инте­ресы крестьян. Единственный "тайный революционный съезд" в Гельсингфорсе, который нам удалось найти в исторической литературе, - это IV (III всероссийская) конференция РСДРП, состоявшаяся в 1907 г. В 1906 г. Семенов никак не мог рассказывать крестья­нам о тайном Гельсингфорсском съезде, состоявшемся в 1907-м. В 1907 г. Семенов уже отходил от революции, да и революция затихала, но все-таки на партийной конферен­ции присутствовать он мог. Он либо ранее, в мае-июне 1906 г., участвовал в какой-то неизвестной нам партийной встрече в Гельсингфорсе, либо стал жертвой аберрации памя­ти, либо подошел к материалу как поэт и допустил сознательный анахронизм.
   10 Учительский съезд. <...> Партийная газета. - Всероссийский учительский союз был основан в апреле 1905 г. Его съезды проходили в июне и декабре 1905 г., в июне 1906 и 1907. Семенов говорит о съезде 1906 г. Партийная газета - вероятно, речь идет о главной газете эсеров до роспуска Первой Государственной думы "Мысль".
   11 ...приехал из Петербурга, из Гельсингфорса... - См. примеч. 9.
   12 В Курске бабушка Брешковская... - Е. К. Брешко-Брешковская (1844-1934) - од­на из организаторов и лидер партии эсэров. Активно участвовала в революции 1905-1907 гг., пользовалась большим авторитетом и любовью. В революционных кругах ее называли "бабушка русской революции".
   13 ...о Свеаборгском восстании... - В Свеаборге (город в Финляндии, одна из баз Балтийского военного флота Российской империи) 17-20 июля 1906 г. произошло восстание революционных солдат, матросов и рабочих. После его подавления 43 руководителя было расстреляно, около 1000 человек приговорено к каторге, дисциплинарным ротам, тюремному заключению (см.: Советская историческая энциклопедия. М., 1969. Т. 12. С. 592-593).
   14 Столыпин П. А. (1862-1911) 26 апреля 1906 г. был назначен министром внутренних дел, а 8 июля этого же года одновременно с роспуском Первой Государственной Думы стал председателем Совета министров, сохранив пост министра внутренних дел, и возглавил решительную борьбу против революции. Об этом, очевидно, и рассказала Семенову М. М. Добролюбова. 12 августа на Столыпина было произведено кровавое покушение, от которого он сам не пострадал, но даже если свидание состоялось 12-го, об этом эпизоде рассказать она еще не могла.
   15 Присылает мне... книги, Михайловского... - Н. К. Михайловский (1842-1904) - теоретик народничества, яркий публицист и литературный критик, начиная с 1870-х годов - кумир части революционной и либеральной интеллигенции. Активно полемизировал с русскими марксистами, так что М. М. Добролюбова присылала Семенову книги, выражавшие противоположные точки зрения на принципы революционного движения.
   16 Чернов В.М. (1873-1952) - один из основателей и теоретиков партии эсеров, в 1917 г. министр Временного правительства, во время Второй мировой войны - участник французского Сопротивления фашистским оккупантам. В годы революционного движения боролся против "распыления революции", как называл скупку и вооруженный захват крестьянами помещичьих земель; вместо этого предлагал перераспределение земельной собственности мирным путем, через законодательную деятельность Государственной думы и позже Учредительного собрания.
   17 Умерла моя бабушка... - Анна Васильевна Заблоцкая-Десятовская, урожденная Грибоедова, род. 11 февраля 1817 г., скончалась 7 ноября 1906 г. (примеч. Б. Райкова).
   18 Умерла еще моя тетя родная... - Ольга Петровна Семенова, скончалась 12 ноября 1906 г. (примеч. Б. Райкова).
   19 Стали появляться у ней какие-то обмороки. - М. М. Добролюбова была больна эпилепсией.
   20 Ты бескровная, высокая <...> И молиться и песенки петь. - В публикации З. Г. Минц и Э. Шубина далее помещен еще один фрагмент, отсутствующий в нашем источнике. Приводим его полностью:
  
   Я красива,
   Не спесива,
   И пою я
   Без мотива.
   Ветерочек
   Лепесточек
   Мой, шутя, колышет,
   Всякий странник
   И изгнанник
   Мои песни слышит.
  
   Эти стихи, написанные М. М. Добролюбовой, воспроизведены ее младшей сестрой.
   21 Смерть и время царят на земле <...> Неподвижно лишь солнце любви. - Стих. В. Со­ловьева "Бедный друг, истомил тебя путь..." (Соловьев В. Стихотворения. 5-е изд. М., s. а. <1913>. С. 65). Семенов записывал стихи по памяти: знаки препинания в конце 1-3 стихов отличаются от авторских.
   22 Трудно, трудно тебе, Павел, идти против рожна... - Деян 9: 5.
   23 Возьмите иго Мое на себя и бремя Мое, ибо иго Мое благо и бремя Мое легко. - Мф 11, контаминация ст. 29 и 30. Точный текст Евангелия: "29. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам ва­шим; 30. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко".
   24 Взгляните на птицы небесные, и на лилии полевые, они не сеют, не жнут... - Мф 6, контаминация в свободном пересказе ст. 26 и 28. Точный текст Евангелия: "26. Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?". "28. И об одежде что заботитесь? По­смотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут".
   25 Кто говорит: я люблю Бога <...> Бог есть любовь. - Контаминация трех стихов Первого Послания Иоанна. Полный их текст таков: "20. Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" (гл. 4) "7. Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. 8. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" (гл. 4).
   26 ...тот брат <...> мне помогал. - Личность не установлена.
   27 Опечка - основание печки.
   28 ...написал письмо к брату Душану Петровичу (Маковицкому)... - Д. П. Маковицкий (1866-1921) - домашний врач и близкий друг Л.Н. Толстого.
   29 А помещик был превосходительный. - т. е. в генеральском чине.
   30 ...Выборгским воззванием, тоже призывавшим население к отказу от воинской повинности. - Обращение группы депутатов Первой Государственной думы к гражда­нам России с призывом отказаться от уплаты налогов и исполнения воинской повинно­сти в знак протеста против роспуска Думы. Принято 10 июня 1906 г., практических пос­ледствий не имело, подписавшие его были преданы суду.
   31 ...утвердительно... - В источнике текста: отвердительно.
   32 ...где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я посреди их. - Мф 18: 20.
   33 Нас ли разлучит совопросничество книжных и умных неверующих этим словом Его?! - В источнике текста: его.
   34 ...Дух остановил Павла идти в Асию... - Точный текст: "Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии" (Деян 16: 6).
   3? ...Дух указал Филиппу подойти к богатой колеснице евнуха царицы Ефиопской, когда тот читающий пророка Исайю повстречался ему. - Точный текст: "Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, храни­тель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исайю. Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице" (Деян 8: 27-29).
   36 Вытащил газеты с портретами моего деда... - Дед автора П. П. Семенов-Тян-Шанский (см. статью в наст. изд.) был одним из ключевых деятелей реформы 19 февра­ля 1861 г., отменившей крепостное право.
   37 Саров - мужская Саровская пустынь Тамбовской губернии, основанная в XVII в., приобрела известность строгостью жизни монахов.
   38 Старец Серафим - преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор Сидоров Мошнин (1759-1833), старец-пустынножитель, молчальник и затворник. Многие стекались к нему исповедоваться. В первые два десятилетия XX в. Саровская пустынь привлекала особенно много богомольцев после открытия в 1903 г. мощей преподобного Серафима Саровского.
   39 ...всем... - В источнике текста: все.
   40 ...сестра Маша! - М. М. Добролюбова; см. Часть первую ГГ.
   41 ...деньги плати. - В источнике текста: плать.
   42 Соня - Софья Григорьевна Еремина, дочь крестьянина-скопца, разделяла взгляды Л. Д. Семенова и была его невестой.
   43 Оптина пустынь - находится в бывшем Козельском уезде Калужской губ., основана в XIV в.
   44 Рафа - Рафаил Дмитриевич Семенов-Тян-Шанский (1879-1919); после смерти брата Леонида он записал: "Хороший, добрый Леля - столь близкий мне, - сколько раз мы отходили друг от друга, осуждая друг друга и даже злобствуя быть может друг на друга - и затем снова притекали друг к другу, внутренне понимая друг друга и ценя" (Архив РАН (СПб.). Ф. 783. Оп. 1. Ед. хр. 86. Л. 14). 30 октября 1917 г. Рафаил так описал это покушение дяде А. П. Семенову-Тян-Шанскому: "Пришлось и мне кровью пострадать и к сожалению и к глубокой моей патриотической скорби и боли не на честном поле брани с внешним врагом, а от предательской пули российского гражданина - выстрелившего в меня через освещенное окно в то время, как я, вернувшись из поездки, готовился ужинать у семейного очага. Пуля из револьвера Нагана вошла несколько ниже левой скуловой кости (угла ее за глазом), пронизала скуловую кость и вышла наружу в нижней части правой височной и застряла в дверном косяке внутренней стенки. <...> Произошло это 19 октября около 9 вечера" (Архив РАН (СПб.). Ф. 722. Оп. 1. Ед. хр. 87. Л. 25-25 об.).
   45 Я читал жизнь Георгия Затворника Задонского. - Вероятно, речь идет о книге: Добронравин К. Георгий, затворник Задонского монастыря. СПб., 1869.
   46 Зина - Зинаида Васильевна Семенова-Тян-Шанская (?-конец 1960-х годов), жена Р. Д. Семенова-Тян-Шанского.
   47 Dann muß rasch energisch anfangen... - Скорее! (нем.)
   48 Ah, es ist schon gut... - Это хорошо (нем.)
   49 13-го Ноября 1917 г. - Накануне этого дня, 12 ноября 1917 г., Л. Д. Семенов писал матери: "Я стараюсь никуда не показываться, сижу у себя дома. Ехать ведь мне отсюда некуда, да и где же теперь безопасность. В это время безопасность только в смирении и в преданности воле Божией. Я ни в какую политическую борьбу не вмешиваюсь, а только скорблю о происходящих ужасах. Сам же близко принимаю к сердцу только судьбу Церкви, потому что, думаю, только оттуда и может прийти спасение России" (РГАЛИ, Ф. 1316. Оп. 1. Ед. хр. 7. Л. 2).
   50 Аречка - Ариадна Дмитриевна Семенова-Тян-Шанская, в замужестве Мит(т)ул (1885-1920), сестра Л. Д. Семенова.
   51 Миша - Михаил Дмитриевич Семенов-Тян-Шанский (1882-1942).
   52 Коля - Николай Дмитриевич Семенов-Тян-Шанский (1888-1974).
   53 Шура - Александр Дмитриевич Семенов-Тян-Шанский, впоследствии епископ Александр Зилонский (1890-1979).
   54 Верочка - Вера Дмитриевна Семенова-Тян-Шанская (1883-1982), сестра Л. Д. Семенова.
   55 мутное время... - Так в источнике текста. Возможно, автор имел в виду Смутное.
   56 ...батюшка Анатолий велит в письмах... - Оптинский старец отец Анатолий благословил Семенова принять священнический сан.
   57 Но слухи не покойные... - В письме к матери от 10 декабря 1917 г., сообщив о гибе­ли П. М. Семенова, Л. Д, прибавляет: "Я живу пока в сторонке, но и поглядываю на сторону. Т. е. скорее всего тоже куда-нибудь отсюда удалюсь и понемногу готовлюсь к этому. Лично мое положение пока еще прочно. Но очень уж гадко здесь жить. Хочется иного. А народ надо предоставить самому себе - сама жизнь и само дело его всему научат" (Архив РАН (СПб.). Ф. 722. Оп. 1. Ед. хр., 87. Л. 31). Жить ему оставалось три дня. Через несколько дней после гибели брата, сообщая в письме к матери горестную весть, Ариадна рассказала: 11-го декабря она последний раз навестила брата, "поночевала у него в его светлом, теплом, уютном и таком аккуратном гнездышке" (Архив РАН СПб.). Ф. 722. Оп. 1. Ед. хр. 87. Л. 36)
  

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 438 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа