Главная » Книги

Авсеенко Василий Григорьевич - 200 лет С.-Петербурга. Исторический очерк, Страница 4

Авсеенко Василий Григорьевич - 200 лет С.-Петербурга. Исторический очерк


1 2 3 4 5 6 7 8 9

ѣтъ новый Зимн³й дворецъ былъ готовъ, и какъ по своимъ размѣрамъ, такъ и по чрезвычайному изяществу фасадовъ явился лучшимъ украшен³емъ столицы.
   Современники, даже иностранцы, удивлялись утонченному вкусу и блеску придворныхъ баловъ. Объ одномъ изъ нихъ сохранилось такое свидѣтельство: "Зала была украшена померанцевыми и миртовыми деревьями въ полномъ цвѣту. Растен³я, разставленныя шпалерами, образовали съ каждой стороны аллею, между тѣмъ какъ среди залы оставалось довольно пространства для танцевъ. Эти боковыя аллеи доставляли гостямъ возможность часто отдыхать, потому что укрывали садившихся отъ взоровъ государыни. Красота, благоухан³е и тепло въ этой своего рода рощѣ, тогда какъ изъ оконъ были видны только ледъ и снѣгъ - казались чѣмъ-то волшебнымъ".
   Въ большомъ ходу были также придворные спектакли, для которыхъ въ новомъ Зимнемъ дворцѣ устроена была театральная зала, гдѣ итальянская труппа давала оперы, комед³и и интермед³и. Труппа была довольно большая, такъ какъ кромѣ пѣвцовъ въ нее входили комед³анты, мимисты, танцоры и музыканты. Оркестръ этой труппы игралъ также во время придворныхъ обѣдовъ. Кромѣ того, положено было и первое основан³е русскому балету: учителю танцевъ въ шляхетскомъ корпусѣ Ланде поручено было обучать балетному искусству 12 мальчиковъ и 12 дѣвочекъ, выбранныхъ самою императрицею въ семьяхъ дворцовой прислуги.
   Другой придворный театръ былъ въ Лѣтнемъ дворцѣ. Кромѣ итальянскихъ оперъ и интермед³й, давались также русск³я сцены и фарсы, разыгрываемыя, за неимѣн³емъ русскихъ актеровъ, придворными дамами и кавалерами.
   Скажемъ кстати, что къ этому же времени относятся первые опыты первыхъ русскихъ поэтовъ - Ломоносова, Кантемира и Тредьяковскаго.
   Вниман³е петербургскаго Двора и общества было обращено въ тоже время на тяжелую четырехъ-лѣтнюю войну съ турками и крымскими татарами, въ которой успѣхи русскаго оруж³я чередовались съ невзгодами и затруднен³ями, причиняемыми степнымъ характеромъ страны, недостаткомъ продовольств³я и повальными болѣзнями. Фельдмаршалы Минихъ и Ласи совершили нѣсколько походовъ въ Крымъ и въ турецк³е предѣлы, и вездѣ, гдѣ русск³я войска встрѣчались съ непр³ятельскими, побѣда не измѣняла нашему оруж³ю. Взяты были хорошо укрѣпленные Перекопъ, Кинбурнъ, Азовъ, занятъ былъ Бахчисарай, столица крымскихъ хановъ. Въ 1737 г. палъ сильнѣйш³й оплотъ турецкаго владычества на Черномъ морѣ, Очаковъ. Русская артиллер³я такъ удачно дѣйствовала, что городъ былъ зажженъ во многихъ мѣстахъ; пользуясь переполохомъ, гусары и казаки ворвались въ крѣпость, и гарнизонъ сдался съ 93 оруд³ями и запасами. Спустя два года новое блестящее дѣло заставило султана склониться къ миру. При деревнѣ Ставучанахъ, близь Хотина, турецкое войско, числомъ до 90 тысячъ, окружило русскую арм³ю, опираясь на чрезвычайно укрѣпленную позиц³ю. Минихъ, пренебрегая неравенствомъ силъ, напалъ на непр³ятеля, разгромилъ его при весьма малыхъ потеряхъ съ нашей стороны, и подступилъ къ Хотину, который сдался. Подвигъ этотъ былъ воспѣтъ Ломоносовымъ въ его первой одѣ, отъ которой ведетъ свое начало новая русская поэз³я.
   Миръ, закончиш³й эту славную войну, былъ отпразднованъ съ торжественностью, какой еще не видали въ Петербургѣ. Въ январѣ 1740 года вступила въ столицу возвращавшаяся съ похода гвард³я. Войска шли по всему Невскому проспекту, и затѣмъ мимо Зимняго дворца, съ музыкой и развернутыми знаменами. Офицеры были украшены лавровыми вѣтвями, солдаты дубовыми и еловыми. Въ залѣ дворца императрица принимала поздравлен³я высшихъ сановниковъ, офицеровъ и иноземныхъ пословъ. Здѣсь былъ поднесенъ государынѣ подписанный султаномъ мирный договоръ, и сейчасъ же раздались пушечные выстрѣлы съ крѣпости, возвѣстивш³е прекращен³е военныхъ дѣйств³й. На другой день представлялись императрицѣ плѣнные турки, съ сераскиромъ взятой нами крѣпости Очакова во главѣ. Въ сумерки столица освѣтилась огнями, а на Невѣ была великолѣпная иллюминац³я.
   Въ слѣдующемъ мѣсяцѣ, на масляницѣ, снова праздновалось заключен³е мира. По городу разъѣзжали герольды и читали народу мирныя услов³я. На Невѣ, противъ Зимняго дворца, данъ былъ разводъ отъ 20 тысячъ выстроеннаго войска.
   Литург³ю во дворцѣ совершали 5 арх³ереевъ и 6 архимандритовъ. Вечеромъ городъ былъ роскошно иллюминованъ; свѣтящ³яся декорац³и были поставлены не только на Невѣ, но и передъ домами многихъ частныхъ лицъ. Народъ толпами сновалъ по улицамъ и ликовалъ.
   Но главнымъ увеселен³емъ, оживившимъ эти праздничные дни и перешедшимъ въ истор³ю, былъ шутовской маскарадъ и свадьба въ "Ледяномъ домѣ". Извѣстнаго шута кн. Голицына женили на шутихѣ, калмычкѣ Бужениновой. Для новобрачныхъ было построено на набережной, между дворцомъ и адмиралтействомъ, затѣйливое здан³е, гдѣ все, отъ стѣнъ и крыши до домашней утвари, было сдѣлано изъ льда. Современникъ говоритъ, что этотъ домъ, "гораздо великолѣпнѣе казался, нежели когда бы онъ изъ самаго лучшаго мрамора былъ построенъ, для того казался сдѣланъ былъ будто изъ одного куска, и для ледяной прозрачности и синяго его цвѣту на гораздо дражайш³й камень, нежели на мраморъ походилъ". Передъ домомъ стояли ледяныя пушки, паливш³я ледяными ядрами; тутъ же ледяные дельфины ночью выбрасывали изъ пасти пламя зажженной нефти. Самый домъ освѣщался множествомъ свѣчъ. На ледяныхъ деревьяхъ съ ледяными сучьями и листьями сидѣли ледяныя птицы. На ледяномъ слонѣ въ натуральную величину сидѣлъ ледяной поводникъ-перс³янинъ; изъ хобота своего слонъ выбрасывалъ днемъ воду, а ночью горящую нефть. Внутри дома мебель и всякая утварь также были сдѣланы изо льда; на столѣ лежали даже ледяныя колоды картъ.
   Чтобы придать этой затѣѣ еще больше разнообраз³я и веселости, придумали устроить этнографическ³й маскарадъ. Представители всѣхъ живущихъ въ Росс³и инородцевъ должны были участвовать въ шутовской свадьбѣ, плясать и пѣть по своему, и за свадебнымъ столомъ ѣсть свои любимыя нац³ональныя кушанья. Губернаторамъ приказано было выбирать людей по-парно, "и чтобы они собою были не гнусны", и предъ отправкой въ Петербургъ "убрать ихъ въ наилучшее платье со всѣми приборы по ихъ обыкновен³ю, и чтобъ при мужскомъ полѣ были луки и прочее ихъ оруж³е и музыка, какая у нихъ употребляется".
  

V. Кончина императрицы Анны ²оанновны. - Паден³е герцога Бирона. - Персидск³й посланникъ и слоны въ Петербургѣ.

  
   Осень 1740 года императрица Анна ²оанновна проводила въ Лѣтнемъ дворцѣ, но не въ томъ, который принадлежалъ нѣкогда Екатеринѣ I и существуетъ понынѣ, а въ другомъ, новомъ, выстроенномъ по лин³и нынѣшней рѣшетки сада, на мѣстѣ галлереи, гдѣ праздновалось бракосочетан³е царевны Анны Петровны. Дворецъ этотъ, хотя одноэтажный, былъ очень обширенъ, и убранъ со всевозможною роскошью; онъ былъ разобранъ впослѣдств³и по приказан³ю императрицы Елизаветы Петровны.
   Въ этомъ новомъ лѣтнемъ дворцѣ Анна ²оанновна, давно уже хворавшая, съ 6 октября 1740 г. почувствовала себя особенно худо, и 17 октября скончалась. Преемникомъ престола объявленъ былъ двухъ-мѣсячный сынъ Анны Леопольдовны, принцессы брауншвейгской, ²оаннъ Антоновичъ подъ управлен³емъ регента Бирона, герцога курляндскаго.
   Биронъ, достигнувъ власти, не умѣлъ однако держаться на высотѣ положен³я. Видя общее неудовольств³е противъ него, фельдмаршалъ Минихъ рѣшился его свергнуть. И дѣйствительно Биронъ былъ арестованъ и отправленъ въ ссылку.
   Спустя годъ, 25 ноября 1741 года, на престолъ вступила Елизавета Петровна, дочь Петра Великаго, на которую давно уже съ надеждою смотрѣли и гвард³я, и петербургское общество, и народъ. Среди сподвижниковъ новой императрицы вскорѣ стали выдвигаться даровитые русск³е люди, сообщивш³е ея царствован³ю особый блескъ и ожививш³е внутреннее развит³е страны.
   Чтобы закончить разсказъ о петербургской жизни въ 30-хъ годахъ XVIII вѣка, упомянемъ о пр³ѣздѣ въ столицу персидскаго посла, которымъ много занималось тогдашнее общество. Говорили, будто этотъ посолъ имѣлъ тайное поручен³е отъ шаха Надира - предложить брачный союзъ царевнѣ Елизаветѣ Петровнѣ. Въ подарокъ отъ шаха императрицѣ Аннѣ ²оанновнѣ привезли вслѣдъ затѣмъ изъ Перс³и великолѣпнаго слона, для котораго выстроенъ былъ "слоновый дворъ" на Фонтанкѣ, на мѣстѣ нынѣшняго Михайловскаго замка. При слонѣ находился персидск³й "слоновый учитель", обязанный смотрѣть за нимъ, лечить его и прогуливаться съ нимъ по городскимъ улицамъ. На Невскомъ проспектѣ, куда обыкновенно водили слона, собиралась всегда толпа празднаго народа. Такъ какъ толпу эту составлялъ всяк³й сбродъ, то мног³е дразнили и слона, и его провожатыхъ, бросали въ нихъ камнями и палками. Содержан³е слона обходилось не дешево; ему полагалось одной пшеничной муки по пуду въ день, сахару 28 пудовъ въ годъ, и что всего удивительнѣе - 100 ведеръ водки и винограднаго вина. При этомъ оба напитка требовались лучшаго качества, и однажды "слоновый учитель" пожаловался, что водка "къ удовольств³ю слона неудобна, понеже явилась съ пригарью и некрѣпка".
   Небрежность слугъ персидскаго посла была причиною страшнаго пожара, опустошившаго цѣлую часть города между Полицейскимъ мостомъ и церковью Вознесенья.
   Въ 1741 году шахъ Надиръ, зная, что его слонъ былъ хорошо принятъ въ Петербургѣ, прислалъ снова 14 слоновъ. Для нихъ къ существовавшему "слоновому двору" пристроили еще новые обширные сараи, а для благополучнаго слѣдован³я ихъ переместили Аничковъ и нѣкоторые друг³е мосты. На Фонтанкѣ устроили скатъ, по которому слоны могли бы ходить купаться. Позднѣе "слоновый дворъ" перевели на уголъ Невскаго (называвшагося тогда Першпективной улицей) и Лиговки.
  

IV.

Новый вѣкъ петербургской архитектуры. - Постройки гр. Растрелли. - Деревянный Зимн³й дворецъ. - Большой зимн³й дворецъ. - Аничковск³й дворецъ. - Смольный монастырь. - Улицы.

  
   Мы видѣли, что до сихъ поръ, при Петрѣ Великомъ и его первыхъ преемникахъ, Петербургъ только застраивался, удовлетворяя насущной потребности крова и разнообразнымъ нуждамъ управлен³я. Объ украшен³и города еще мало заботились, большихъ каменныхъ здан³й было немного. Даже важнѣйш³е храмы строились деревянные: соборъ св. Троицы на Петербургской сторонѣ, св. Исаак³я близь адмиралтейства, Рождества Христова на мѣстѣ нынѣшняго Казанскаго собора. Но въ царствован³е Елизаветы Петровны стали заботиться о томъ, чтобы украсить Петербургъ величественными здан³ями, достойными столицы. Къ этому времени относятся мног³я так³я сооружен³я, которыя до сихъ поръ считаются достопримѣчательностями города и составляютъ его украшен³е.

 []

   Наибольшая заслуга въ этомъ отношен³и принадлежитъ молодому архитектору графу Растрелли, сыну итальянскаго скульптора, вызваннаго Петромъ Великимъ. Одаренный замѣчательнымъ талантомъ, неистощимый въ изобрѣтен³и, знакомый лично съ архитектурными памятниками Европы, докончивш³й свое артистическое образован³е у лучшихъ заграничныхъ мастеровъ, гр. Бартоломео Растрелли далъ чрезвычайный толчекъ строительному искусству въ Росс³и. Его именемъ называется цѣлая эпоха въ нашей архитектурѣ, и его создан³я отмѣчены такой величавой красотой, которая выдѣляетъ ихъ даже среди позднѣйшихъ памятниковъ.
   Еще въ царствован³е Анны ²оанновны гр. Растрелли составилъ первоначальный проектъ новаго Зимняго дворца, на набережной между старымъ дворцомъ, передѣланнымъ изъ дома адмирала Апраксина, и адмиралтействомъ. По этому плану и былъ выстроенъ временный дворецъ, существовавш³й до 50-хъ годовъ XVIII столѣт³я. Но императрица Елизавета Петровна не любила ни этого дворца, ни своего собственнаго на Царицыномъ лугу, гдѣ она жила цесаревною. По вступлен³и на престолъ, она имѣла пребыван³е преимущественно въ такъ называемомъ Лѣтнемъ дворцѣ на Фонтанкѣ, на мѣстѣ близь нынѣшняго Инженернаго замка. Но дворецъ этотъ не отвѣчалъ расширившимся потребностямъ придворной жизни, и императрица приказала разомъ строить два новые дворца: одинъ временный деревянный, у Полицейскаго моста, другой каменный на невской набережной, оба по планамъ гр. Растрелли.
   За работы принялись съ большою спѣшностью Деревянный дворецъ строили въ видѣ трехъ корпусовъ, соединенныхъ галлереями и выходившихъ фасадами на адмиралтейск³й лугъ. Главный корпусъ, съ парадными залами, былъ возведенъ въ одинъ годъ, и въ ноябрѣ 1755 императрица могла уже переселиться въ него. Не смотря на то, что дворецъ этотъ былъ временный, внутренняя отдѣлка его и убранство отличались большою роскошью. Сюда были перенесены изъ стараго дворца живописные плафоны, размѣщен³емъ которыхъ въ новыхъ залахъ завѣдывалъ самъ Растрелли. Особеннымъ великолѣп³емъ отличались парадныя комнаты. Въ главной залѣ, съ вызолоченными панелями, было 12 огромныхъ оконъ, и противъ нихъ такое же число громадныхъ зеркалъ. Здан³е вообще изобиловало окнами, и потому все происходившее въ лицевыхъ комнатахъ было видно снаружи. Всѣхъ покоевъ насчитывалось во дворцѣ до сотни; но такъ какъ преобладали парадныя залы, то помѣщен³е оказывалось довольно тѣснымъ для придворнаго штата.
   При дворцѣ устроена была богато раззолоченная театральная зала для придворныхъ спектаклей.
   Постройка каменнаго Зимняго дворца, почти въ томъ самомъ видѣ какой онъ имѣетъ теперь, тянулась много лѣтъ, и была закончена, и то лишь вчернѣ, уже въ царствован³е Петра III. Она требовала большихъ денегъ и громаднаго числа рабочихъ. Въ деньгахъ часто происходила задержка: отпускали вмѣсто 120 тысячъ въ годъ - 70 или 40; это такъ огорчало Растрелли, что онъ заболѣлъ. Для снабжен³я лѣсомъ, камнемъ и известью приняты были особыя мѣры. Всѣ сплавы по Ладожскому каналу и Невѣ отданы были въ распоряжен³е "канцеляр³и строен³й", завѣдывавшей возведен³емъ дворца; никто не имѣлъ права, въ течен³и трехъ лѣтъ, рубить тамъ лѣса и ломать камень. Сенатскимъ указомъ предписывалось доставить въ Петербургъ извѣстное число рабочихъ - каменьщиковъ, плотниковъ, столяровъ, кузнецовъ, штукатуровъ, литейщиковъ и пр. Другимъ указомъ велѣно было прислать изъ гарнизонныхъ школъ сто человѣкъ солдатскихъ дѣтей, отъ 12 до 15 лѣтъ, и отдать ихъ въ науку мастерамъ позолотнаго, рѣзнаго и лѣпнаго дѣла, для работъ по дворцу. Всѣхъ рабочихъ трудилось около 4 тысячъ человѣкъ; ихъ шалаши покрывали все громадное пространство, занимаемое нынѣ Дворцовою площадью и Александровскимъ садомъ. Впослѣдств³и, когда работы были окончены, генералъ-полиц³ймейстеръ Корфъ предложилъ Петру III разрѣшить жителямъ города растащить весь скопивш³йся здѣсь хламъ и мусоръ. Императору понравилась эта мысль, и онъ велѣлъ сдѣлать соотвѣтствующее оповѣщен³е. Толпы народа тотчасъ устремились на площадь. Иные бѣжали пѣшкомъ, друг³е ѣхали на возахъ. Суетня поднялась необычайная. Тысячи рукъ тащили доски, выворачивали бревна, копались въ кучахъ щепокъ, щебня и мусора. Нагрузивъ возы, уѣзжали домой, сваливали добычу и спѣшили снова возвратиться. Зрѣлище получалось настолько своеобразное и забавное, что самъ Петръ III долго стоялъ у окна, глядя какъ народъ рвалъ и тащилъ все что попадалось подъ руку. Къ вечеру ото всѣхъ этихъ лачужекъ, шалашей и сараевъ не осталось ни щепки; даже на щебень и мусоръ нашлись охотники. Такимъ образомъ громадная площадь была очищена въ нѣсколько часовъ, и это не стоило казнѣ ни копѣйки.
   Затянувшаяся постройка Зимняго дворца была закончена только весною 1762 года, но и то еще не вполнѣ. Фасады дворца имѣли нынѣшн³й видъ, но впослѣдств³и, при Екатеринѣ II, къ нему сдѣланы были еще мног³я пристройки со стороны Зимней канавки, а также устроенъ былъ зимн³й или висяч³й садъ и довершено убранство самыхъ большихъ парадныхъ залъ.
   Въ архитектурномъ отношен³и Зимн³й дворецъ представляетъ лучшее создан³е ген³я Растрелли и одинъ изъ великолѣпнѣйшихъ памятниковъ средины XVIII столѣт³я, нисколько не потерявш³й въ красотѣ и велич³и среди позднѣйшихъ здан³й. Онъ выстроенъ въ такъ называемомъ стилѣ "рококо", нѣсколько причудливомъ и изысканномъ, бывшимъ повсемѣстно въ большой модѣ во время господства французскихъ вкусовъ. Но ген³й Растрелли проявился именно въ томъ, что этому не безъ укоризненному стилю онъ умѣлъ придать такую величавую красоту и изящную легкость, что его создан³я не производятъ впечатлѣн³я тяжеловатой вычурности, присущаго вообще постройкамъ "рококо".
   Зимн³й дворецъ представляетъ громадное четырехъэтажное здан³е, расположенное въ видѣ продолговатаго четырехъугольника. Крыша очень низкая, такъ что за находящимися на карнизахъ украшен³ями ея почти не видно. Въ нижнемъ этажѣ колонны ³оническаго, а въ верхнемъ - коринѳскаго стиля. Главный фасадъ обращенъ къ площади и украшенъ террасами, статуями и кар³атидами. Въ нынѣшнее царствован³е, у западнаго фасада дворца разбитъ садъ, обнесенный великолѣпной чугунно-каменной оградой.
   Въ царствован³е Елизаветы Петровны возведено было также здан³е Аничковскаго дворца, сохранившееся съ нѣкоторыми перестройками до нынѣшняго времени. Назван³е свое дворецъ получилъ отъ Аничковской слободы на Фонтанкѣ. Занимаемый имъ огромный участокъ Елизавета Петровна купила въ 1741 году у купца Лукьянова и поручила архитектору Земцову спѣшно построить тамъ каменное здан³е съ большимъ садомъ. Одинъ изъ учениковъ Земцова, Дмитр³евъ, представилъ чертежи и планы дворца. Они были одобрены, и работы закипѣли. Вскорѣ Земцовъ умеръ, и распоряжен³е постройкой поручено было гр. Растрелли. Ген³альный итальянецъ уже не могъ измѣнить выведенныхъ по весьма простому плану стѣнъ, и обратилъ все свое искусство на внутреннюю отдѣлку. Въ 1746 году дворецъ вчернѣ былъ уже готовъ. Императрица приказала поставить надъ нимъ два купола: одинъ съ крестомъ, надъ предположенной церковью, другой для симметр³и на противоположной сторонѣ. Желѣзный крестъ, вышиною 4 аршинъ, былъ выкованъ на сестрорѣцкихъ заводахъ; на золочен³е его пошло до двухъ фунтовъ золота. Самая церковь сооружена была въ 1751 году. Аничковск³й дворецъ былъ подаренъ оберъ-егермейстеру Алексѣю Григорьевичу Разумовскому, который впрочемъ мало жилъ тамъ, и въ 1767 году продалъ его въ казну.

 []

   Въ своемъ тогдашнемъ видѣ, Аничковск³й дворецъ представлялъ трехъэтажное здан³е съ двумя выдающимися крыльями, увѣнчанными куполами изъ бѣлой жести, съ золочеными орнаментами и звѣздами на шпицахъ, a по срединѣ выступалъ фронтонъ, украшенный раззолоченными статуями, держащими на щитѣ, подъ короною, вензель Елизаветы Петровны. Отъ главнаго подъѣзда вели къ Фонтанкѣ гранитныя ступени, такъ что можно было подплывать ко дворцу на лодкѣ. У этого же подъѣзда былъ устроенъ бассейнъ, надъ которымъ по краю берега проходила открытая терраса съ балюстрадою и павильонами по угламъ, Между террасою и дворцомъ, по обѣимъ сторонамъ бассейна, были разбиты цвѣточныя клумбы. Въ ворота съ Невскаго велъ проѣздъ по мосткамъ черезъ каналъ, тянувш³йся вдоль улицы. За дворцомъ находился прудъ съ высокими насыпными берегами, съ аллеями и боскетами, занимавшими все пространство нынѣшняго дворцоваго сада. На мѣстѣ же нынѣшняго Александринскаго театра разбитъ былъ цвѣточный садъ, со спускомъ воды изъ пруда для поставленнаго тамъ Фонтана.
   Надъ внутренней отдѣлкой Аничковскаго дворца трудился самъ Растрелли, съ немалымъ числомъ итальянскихъ художниковъ и мастеровъ. Онъ истощилъ свою изобрѣтательность, сочиняя рисунки для роскошной деревянной рѣзьбы и другихъ украшен³й.
   Наряду съ дворцами, Петербургъ украшался въ тоже время большими каменными храмами, при чемъ и здѣсь неутомимый Растрелли высказалъ свой блестящ³й талантъ. Къ замѣчательнѣйшимъ церковнымъ сооружен³ямъ принадлежитъ выстроенный по его плану смольный монастырь.

 []

   Хотя и выведенная подъ куполы, церковь этого монастыря долгое время оставалась незаконченною, и только въ царствован³е Николая I получила окончательную отдѣлку. Разсказываютъ, что знаменитый архитекторъ временъ Екатерины II, Гваренги, проѣзжая мимо Смольнаго, всегда снималъ шляпу и любовался превосходными лин³ями сооружен³я.
   При Елизаветѣ Петровнѣ выстроены также Владим³рская церковь, никольск³й морской соборъ, церковь Захар³я и Елисаветы, и нѣкоторыя др.
   Нельзя не упомянуть также, что въ это время стали строить каменные мосты на Фонтанкѣ и другихъ каналахъ, и принялись за перестройку Гостинаго двора. Отъ неутомимаго Растрелли и здѣсь потребовали плановъ и распоряжен³й. Начали строить нынѣшн³й гостинный дворъ въ 1755 году, "общимъ коштомъ" всего торгующаго въ немъ купечества, и строили долго, такъ что только въ 1785 г. здан³е было окончено.
   Вкусъ къ роскошнымъ постройкамъ распространялся также и среди петербургской знати. Мног³е вельможи елизаветинскаго двора строили себѣ больш³е каменные дома, по роскоши отдѣлки мало уступавш³е царскимъ дворцамъ. Таковы были дома: гр. Петра Ивановича Шувалова на Мойкѣ на углу Прачешнаго переулка, гр. Ивана Ивановича Шувалова на Невскомъ противъ Садовой, гр. Воронцова гдѣ нынѣ помѣщается Пажеск³й корпусъ, и др.
   Невск³й Проспектъ въ это время уже сильно застроился и сталъ лучшею улицею въ городѣ. На немъ разрѣшалось возводить только каменныя здан³я, и 1 мая 1747 г. назначено было послѣднимъ срокомъ для сломки старыхъ домовъ или приведен³я ихъ въ порядокъ по утвержденному плану. Но видъ Невскаго былъ далеко не такой какъ теперь; дома, хотя и каменные, были по большей части двухъэтажные, и передъ каждымъ обязательно устраивался палисадникъ, такъ что лѣтомъ вся улица утопала въ зелени. Архитекторы того времени вообще любили разбивать передъ фасадами маленьк³е садики и выводить на улицу узорчатыя чугунныя рѣшетки. Часть Невскаго за Фонтанкой, до нынѣшней Николаевской улицы (тогда Грязной) перемащивалась, осушалась и также застраивалась.
   Обращено было вниман³е и на порядокъ уличнаго движен³я. Новыя распоряжен³я подтверждали изданные раньше указы о недопущен³и слишкомъ быстрой ѣзды по улицамъ. Ѣзда цугомъ не разрѣшалась, какъ во избѣжан³е тѣсноты, такъ и по случаю дороговизны овса и сѣна; только иноземные послы, да выѣзжающ³е совсѣмъ изъ города, могли закладывать въ кареты нѣсколько паръ лошадей. Ѣзда на рысакахъ (бѣгунахъ) на городскихъ улицахъ воспрещалась, и дозволялась только за городомъ. Приняты были также мѣры къ упорядочен³ю извознаго промысла. Поводомъ было то, что при большомъ пожарѣ 1761 г. извозчики пользовались крайностью погорѣльцевъ и запрашивали непомѣрныя цѣны. Сенатъ постановилъ "росписать ихъ по частямъ", и для лучшаго наблюден³я снабдить ихъ кожаными ярлыками, съ обозначен³емъ номера и части города. За ярлыкъ взималось по два рубля. Въ случаѣ пожара извочики обязаны были перевозить имущество погорѣльцевъ безплатно.
   Гостинницы и трактиры (герберги) раздѣлены были на пять разрядовъ и привлечены къ участ³ю въ налогахъ, отъ 100 до 50 руб. въ годъ, смотря по разряду.
   Замѣчено было также, что улицы около здан³й казенныхъ вѣдомствъ содержались неопрятно и въ такомъ видѣ, что при проѣздѣ по нимъ грозила даже опасность. Поэтому сенатъ подтверждалъ всѣмъ присутственнымъ мѣстамъ наблюдать за исправностью мостовыхъ, уравнивать ухабы и ямы, не накоплять на улицѣ сору и пр.
   Любопытно, что на главныхъ улицахъ запрещалось ставить на домахъ вывѣски. Очевидно, вывѣски тогда дѣлались довольно безобразныя.
   Пожары по прежнему составляли главное бѣдств³е петербургскихъ жителей. Въ особенности опустошителенъ былъ пожаръ 26 мая 1761 года, въ Мѣщанскихъ улицахъ. Онъ начался въ 11 ч. утра и продолжался до вечера. Императрица, прибывъ къ Синему мосту, лично распоряжалась борьбою съ огнемъ и спасен³емъ имущества пострадавшихъ. Затѣмъ, приняты были особыя мѣры для помощи погорѣльцамъ: велѣно было пр³остановить всѣ казенныя постройки, кромѣ Зимняго дворца, и отпускать строительные матер³алы по умѣренной цѣнѣ всѣмъ возобновлявшимъ свои дома на пепелищѣ; разрѣшено было отпускать имъ и денежныя ссуды изъ недавно учрежденнаго коммерческаго банка. Для предупрежден³я подобныхъ же бѣдств³й на будущее время, указано было купечеству содержать караулы, имѣть пожарные инструменты и воду въ достаточномъ количествѣ; запрещалось ходить съ огнемъ внутри торговыхъ рядовъ или по близости, и т. д.
  

VI. Петербургск³я событ³я въ царствован³е Елизаветы. - Придворная жизнь. - Праздникъ у барона Строгонова и гр. Шуваловыхъ.

  
   Надежды, съ которыми въ Росс³и встрѣтили воцарен³е дочери Петра Великаго, были выражены декорац³ями, сочиненными академикомъ Штелиномъ для иллюминац³и по случаю торжества коронац³и Елизаветы Петровны. Главная декорац³я, передъ Зимнимъ дворцомъ, изображала "Храмъ благополуч³я". Золоченыя фигуры по сторонамъ храма олицетворяли четыре добродѣтели: мудрость, милость, кротость и любовь къ отечеству.
   Елизавета какъ-бы спѣшила оправдать эти надежды, пощадивъ жизнь осужденныхъ министровъ прошлаго царствован³я. Верховный судъ приговорилъ къ смертной казни Остермана и Миниха, и вмѣстѣ съ ними Левенвольда, Менгдена и Головкина, но казнь была замѣнена имъ ссылкою въ Сибирь.
   Съ первыхъ дней царствован³я, Елизавету Петровну заботилъ вопросъ о преемникѣ ея на престолѣ. Наслѣдникомъ являлся голштинск³й принцъ Карлъ Петръ Ульрихъ, сынъ дочери Петра Великаго, Анны Петровны. Императрица вызвала его въ Петербургъ, произвела въ подполковники преображенскаго полка, и приказала приготовлять его къ переходу въ православное вѣроисповѣдан³е.
   Вскорѣ императрица со всѣмъ дворомъ, сенатомъ и иноземными посольствами выѣхала въ Москву на коронац³ю, и провела тамъ почти весь 1742 г. Она вообще любила Москву и нѣсколько разъ въ свое царствован³е выѣзжала туда и подолгу тамъ оставалась, съ дворомъ и высшими чинами. Передъ возвращен³емъ изъ Москвы послѣ коронац³и, герцогъ голштинск³й объявленъ наслѣдникомъ, подъ именемъ Петра Ѳеодоровича, "яко по крови намъ ближайш³й".
   Императрица вскорѣ затѣмъ озаботилась выборомъ невѣсты для преемника престола. Она остановилась на принцессѣ ангальтъ-цербстской Соф³и Августѣ, блиставшей умомъ, образован³емъ и красотою. Императрица пригласила ее въ Росс³ю, и въ февралѣ 1744 г. принцесса со своею матерью прибыла въ Москву, гдѣ тогда находился дворъ. Къ ней назначили священника для приготовлен³я къ переходу въ православ³е, и учителя русскаго языка. Принцесса, желавшая какъ можно скорѣе стать русскою, занималась съ ними съ необыкновеннымъ усерд³емъ. 28 ³юня совершено было надъ нею мѵропомазан³е, причемъ она наречена Екатериною Алексѣевною, а на другой день состоялось обручен³е съ нею великаго князя Петра Ѳеодоровича.
   Въ февралѣ 1745 года наслѣднику престола исполнилось 16 лѣтъ, а въ августѣ того же года состоялось бракосочетан³е его. Празднества по этому поводу отличались большою пышностью и продолжались десять дней. Любопытно, для характеристики времени, познакомиться съ распоряжен³ями относительно пр³ѣзда къ придворнымъ торжествамъ особъ высшихъ классовъ. Приказано было лицамъ I и II классовъ имѣть у каждой кареты по 2 гайдука, отъ 8 до 12 лакеевъ и по два скорохода, а кто пожелаетъ, то еще по 2 пажа и по 2 егеря. Особы III класса должны были имѣть у каждой кареты по 6 лакеевъ и по 2 скорохода, камергеры освобождались отъ скороходовъ, но по 6 лакеевъ должны были имѣть непремѣнно. Требовалось также, чтобы всѣ пр³ѣзжающ³е ко двору платье и экипажи имѣли хорош³е.
   Въ вѣкъ Елизаветы, жизнь высшаго петербургскаго круга отличалась широкимъ гостепр³имствомъ и пышностью. Иностранцы удивлялись блеску маскарадныхъ баловъ, дававшихся во временномъ Зимнемъ дворцѣ. "Красота и богатство аппартаментовъ невольно поразили насъ - писалъ одинъ изъ нихъ; - но удивлен³е вскорѣ уступило мѣсто пр³ятнѣйшему ощущен³ю при видѣ болѣе 400 дамъ, наполнявшихъ оные. Онѣ были почти всѣ красавицы, въ богатѣйшихъ костюмахъ, осыпанныхъ брилл³антами. Но насъ ожидало еще новое зрѣлище: всѣ шторы были разомъ спущены, и дневной свѣтъ внезапно замѣненъ блескомъ 1200 свѣчей, которыя отражались со всѣхъ сторонъ въ многочисленныхъ зеркалахъ. Загремѣлъ оркестръ, состоявш³й изъ 80 музыкантовъ. Велик³й князь съ великою княгинею подали примѣръ танцамъ. Вдругъ услышали мы глухой шумъ, имѣвш³й нѣчто весьма величественное. Двери внезапно отворились настежь, и мы увидѣли великолѣпный тронъ, съ котораго сошла императрица, окруженная своими царедворцами, и вошла въ большую залу. Она поклонилась троекратно. Дамы и кавалеры окружили насъ, говоря съ нами по французски, какъ говорятъ въ Парижѣ. Въ 11 часовъ оберъ-гофмейстеръ объявилъ ея величеству, что ужинъ готовъ. Всѣ перешли въ очень большую и богато убранную залу, освѣщенную 900 свѣчей. Посрединѣ стоялъ фигурный столъ на 300 персонъ; на хорахъ во все время ужина гремѣла вокальная и инструментальная музыка. Были кушанья всѣхъ возможныхъ странъ Европы, и прислуживали французск³е, русск³е, нѣмецк³е и итальянск³е оффиц³анты, старавш³еся ухаживать за своими соотечественниками. На этихъ балахъ-маскарадахъ часто разыгрывались лоттереи, и почти всегда садились за ужинъ по билетамъ, которые выпадали гостямъ, такъ что случай рѣшалъ, какому кавалеру сѣсть около какой дамы."

 []

   Другой французъ такъ описалъ маскарады того же времени: "Маскарады эти были роскошны и давались во дворцѣ, гдѣ по этому случаю раскрывались всѣ парадные покои, ведущ³е въ большую залу, представляющую двойной кубъ въ сто футовъ. Вся столярная работа выкрашена зеленымъ цвѣтомъ, а панели на обояхъ позолочены. Не легко описать впечатлѣн³е, которое зала производитъ съ перваго взгляда своей громадностью и великолѣп³емъ. По ней двигалось безчисленное множество масокъ въ богатѣйшихъ костюмахъ, раздѣленныхъ на кадрили и группы. Всѣ покои были богато освѣщены: въ одну минуту зажигается не менѣе тысячи свѣчъ. Есть нѣсколько комнатъ для танцевъ, для игры, и общ³й эффектъ самый роскошный и величественный. Въ одной изъ комнатъ обыкновенно императрица играла въ фараонъ или пикетъ, а къ 10 часамъ она удалялась и появлялась въ маскарадной залѣ, гдѣ оставалась до пяти или шести часовъ утра, нѣсколько разъ перемѣняя маски. Каждое воскресенье бывали пр³емъ и балъ, кромѣ большихъ праздниковъ. Нельзя вообразить себѣ болѣе величественнаго двора при подобныхъ случаяхъ. Рѣдко бывало менѣе трехъ тысячъ гостей, въ томъ числѣ лучшая молодежь обоего пола. Придворныя дамы не мало способствовали блеску этихъ собран³й, обладая въ высокой степени искусствомъ одѣваться къ лицу. Наряды дамъ очень богаты, равно какъ и драгоцѣнности ихъ: брилл³антовъ придворныя дамы надѣваютъ изумительное множество. На дамахъ сравнительно низшаго зван³я, бываетъ брилл³антовъ на 10-12 тысячъ рублей. Онѣ даже въ частной жизни никогда не выѣзжаютъ, не увѣшанныя драгоцѣнными уборами, и я не думаю, чтобы изъ всѣхъ европейскихъ царицъ была хоть одна, имѣвшая болѣе драгоцѣнныхъ уборовъ, чѣмъ русская императрица."

 []

   Иногда придворные праздники соединялись съ разными декоративными затѣями. Такъ напримѣръ, подъ новый 1751 годъ, за ужиномъ устроенъ былъ по срединѣ стола цвѣтникъ изъ тропическихъ растен³й, и вокругъ него горѣло до 300 восковыхъ свѣчей. Иллюминац³я представляла колоссальный глобусъ, обращенный къ зрителямъ тою частью, гдѣ приходилась Росс³я. По срединѣ круга горѣли яркимъ огнемъ начальныя буквы имени императрицы, подъ короною. Выше же глобуса ярко с³яли цифры "1751", въ вѣнкѣ изъ пальмовыхъ и лавровыхъ вѣтвей; ниже нихъ пущены были внизъ лучи. Падая, они сходились на поставленныхъ по сторонамъ декорац³и жертвенникахъ, у поднож³й которыхъ начертаны были на щитахъ восемь стиховъ, восхвалявшихъ добродѣтели государыни.
   Здѣсь кстати отмѣтить, что въ 1752 году запрещено было дамамъ являться ко двору въ платьяхъ темныхъ цвѣтовъ. Распоряжен³е это, повидимому, понравилось петербургскому обществу, такъ какъ до конца XVIII вѣка вкусъ къ свѣтлымъ и яркимъ платьямъ сохранялся, хотя воспрещен³е темныхъ цвѣтовъ не возобновлялось.
   Такъ какъ въ придворные маскарады допускалось очень много публики, то первоначально, вѣроятно, нѣкоторые посѣтители являлись въ несоотвѣтствующемъ платьи. Объ этомъ можно заключать изъ того, что въ 1742 г. предписано было указомъ: "дабы впредь въ маскарадъ желающимъ ѣздить въ хорошемъ и не гнусномъ платьѣ, а въ тѣлогрѣяхъ, полушубкахъ и кокошникахъ не ѣздить."
   Маскарады давались также и въ Лѣтнемъ саду.
   Мног³е изъ петербургской знати строили себѣ дома, походивш³е на дворцы, и вели необычайно роскошный образъ жизни. Особенною расточительностью отличался канцлеръ Бестужевъ. Графъ Апраксинъ держалъ открытый столъ для многочисленныхъ гостей и одѣвался съ большою пышностью, такъ что въ шкафахъ его накоплялось по нѣскольку сотъ дорогихъ кафтановъ. Гр. Разумовск³й, хотя былъ сыномъ простой казачки, ввелъ въ обычай носить на платьѣ брилл³антовыя пуговицы и звѣзды. У нѣкоторыхъ вельможъ появились больш³е хоры роговой музыки; лучшимъ считались нарышкинск³й и разумовск³й, принадлежавш³й младшему изъ братьевъ Разумовскихъ. Этотъ хоръ впослѣдств³и купилъ Потемкинъ. Когда австр³йск³й императоръ ²осифъ II услыхалъ этотъ хоръ, то пришелъ въ полный восторгъ, и говорилъ потомъ, что никогда въ жизни не испытывалъ такого сильнаго музыкальнаго впечатлѣн³я.
   Пышностью обстановки и жизни славился и баронъ Строгановъ, выстроивш³й себѣ по плану знаменитаго Растрелли домъ на Невскомъ у Полицейскаго моста, существующ³й и понынѣ. Въ этомъ домѣ Строгановъ далъ по случаю рожден³я великаго князя Павла Петровича роскошный балъ-маскарадъ, описанный въ тогдашнихъ "вѣдомостяхъ". Приглашенные начали съѣзжаться съ 7 часовъ. Въ большой залѣ танцовали, а въ остальныхъ парадныхъ комнатахъ всю ночь потчивали дорогими винами, фруктами и конфектами "въ великомъ довольствѣ". Съ 11 ч. вечера до 7 ч. утра тамъ же разставлены были столы для ужина, за которые маски поперемѣнно садились.
   Едва ли не всѣхъ, впрочемъ, превосходили роскошью своихъ праздниковъ оба брата Шуваловы. Домъ Петра Шувалова, на Мойкѣ, у Прачешнаго переулка, походилъ на музей по богатству собранныхъ здѣсь предметовъ искусствъ и рѣдкостей. Въ этомъ домѣ, рожден³е будущаго императора Павла тоже отпраздновано было роскошнымъ баломъ-маскарадомъ. Большая зала вся была уставлена тропическими растен³ями и походила на садъ. Въ буфетѣ блистали золотые и серебряные сосуды и фарфоровые сервизы. Но особенное удивлен³е вызывалъ гротъ, гдѣ поставленъ былъ столъ для императрицы и великаго князя. Всѣ стѣны грота были украшены спѣлыми гроздьями винограда, составлявшаго тогда большую рѣдкость въ Петербургѣ. Изъ-за шпалеръ виноградника выставлялись камни разныхъ горныхъ породъ, отражавш³е блескъ огней. Между кристаллами стояли античные бронзовые и мраморные бюсты, изъ подъ которыхъ били фонтаны дорогихъ винъ.
   На маскарадномъ балѣ у гр. Ивана Шувалова, вдоль внутреннихъ стѣнъ дома, во дворѣ, устроена была ледяная колоннада. Освѣщенная огнями, она представляла такое чарующее зрѣлище, что петербургская публика добивалась повторен³я, и черезъ недѣлю балъ былъ дѣйствительно повторенъ. На немъ веселилось до 1500 масокъ.
   Къ концу царствован³я Елизаветы придворная жизнь замѣтно пр³утихла, такъ какъ здоровье императрицы требовало отдыха. Явилось даже преслѣдован³е чрезмѣрной роскоши въ обществѣ: въ 1761 году указомъ запрещенъ былъ ввозъ изъ заграницы "излишнихъ" вещей, какъ-то: кружевъ, блондъ и галантереи.
  

VIII. Первый русск³й театръ въ Петербургѣ. - Ломоносовъ. - Сумароковъ. - Волковъ. - Кончина Елизаветы Петровны.

  
   Не одна только внѣшняя обстановка петербургской жизни дѣлала успѣхи. Царствован³е Елизаветы Петровны было временемъ зачинающагося русскаго просвѣщен³я, къ нему относятся первые шаги русской литературы и русскаго театра, оно блистаетъ именами Ломоносова, Сумарокова, Дмитревскаго, Волкова.
   Ломоносовъ находился тогда въ самомъ расцвѣтѣ своего разносторонняго ген³я. Онъ представляетъ собою, безъ сомнѣн³я, одно изъ замѣчательнѣйшихъ явлен³й русской жизни XVIII вѣка. Въ настоящее время, когда каждому простолюдину открыты средства образован³я, когда крестьянск³й мальчикъ въ своей или въ сосѣдней деревнѣ находитъ начальную школу, предоставляющую ему возможность провѣрить свои способности и удовлетворить первымъ требован³ямъ любознательности - мы нерѣдко встрѣчаемъ образованныхъ и даже ученыхъ людей, вышедшихъ изъ народа, и силою воли выбившихся изъ своей скромной доли. Но въ первой половинѣ XVIII вѣка услов³я были друг³я: не только не было школъ по деревнямъ, но не было людей, которые своимъ примѣромъ, своими разсказами могли бы расшевелить воображен³е крестьянскаго мальчика и побудить его, покинувъ семью и домъ, искать во что бы то ни стало образован³я, школьнаго учен³я. Ломоносовъ всѣми своими успѣхами обязанъ лично себѣ, своему уму и дарован³ямъ, своей твердой волѣ, неотступно звавшей его изъ темноты крестьянской жизни къ свѣту книжной образованности.
   Михайло Васильевичъ Ломоносовъ родился въ 1711 г. въ Архангельской губерн³и, близь Холмогоръ. Онъ былъ сыномъ зажиточнаго крестьянина, промышлявшаго рыбной ловлей и перевозкой грузовъ по Бѣлому морю. Мать его, дочь дьякона, была грамотна и выучила его читать. Мальчикъ пристрастился къ чтен³ю; но отецъ вовсе не сочувствовалъ такому увлечен³ю, и Ломоносову приходилось прятаться съ книгами. Да и книгъ было мало, а м³рскихъ, не церковныхъ, совсѣмъ не было. Между тѣмъ отъ крестьянъ, бывавшихъ въ Москвѣ и Питерѣ, Ломоносовъ наслышался о Петрѣ Великомъ, о его славныхъ дѣлахъ, о его стремлен³и положить въ странѣ зачатки просвѣщен³я. Попавшая ему въ руки "Ариѳметика" Магницкаго дала ему понят³е о такомъ учен³и, какого не знали холмогорск³е грамотеи изъ старовѣровъ. Мальчикомъ овладѣло непреодолимое желан³е ознакомиться съ школьнымъ учен³емъ. Но для этого надо было попасть въ Москву. И вотъ отрокъ-Ломоносовъ, никому не сказавшись, безъ всякихъ средствъ, уходитъ изъ дому съ рыбнымъ обозомъ, отправлявшимся въ Москву. Терпя всевозможныя лишен³я, онъ добирается послѣ долгаго пути до старой столицы, и поступаетъ тамъ въ славяно-латинскую академ³ю, гдѣ изучаетъ латинск³й языкъ и знакомится съ философ³ей. Положен³е его въ Москвѣ было самое плачевное; онъ такъ о немъ разсказываетъ: "Имѣя одинъ алтынъ въ день жалованья, нельзя было имѣть на пропитан³е больше какъ за денежку хлѣба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и друг³я нужды. Такимъ образомъ жилъ я пять лѣтъ и наукъ не оставилъ". Повидимому, въ эти пять лѣтъ Ломоносовъ побывалъ въ К³евѣ и въ тамошней академ³и, считавшейся лучшею въ старой Росс³и.

 []

   Но вотъ въ судьбѣ юноши происходитъ рѣшительная перемѣна: его выбираютъ въ числѣ 12 способнѣйшихъ семинаристовъ и везутъ въ петербургскую академ³ю наукъ, a оттуда въ 1736 г. отправляютъ въ Герман³ю, въ марбургск³й университетъ, къ знаменитому профессору философу Вольфу. Тамъ Ломоносовъ пробылъ пять лѣтъ, занимаясь философ³ей, математикой, физикой и хим³ей, и въ то же время пробуя свои силы въ поэз³и. Въ 1739 году онъ прислалъ въ академ³ю наукъ оду на взят³е Хотина, приложивъ къ ней "письмо о правилахъ росс³йскаго стихотворства".

 []

   Этими правилами онъ установилъ русское стихосложен³е, котораго до сихъ поръ держатся всѣ наши поэты. Ода была блестящимъ, звучнымъ образцомъ, отвѣчающимъ этимъ правиламъ, и ее по всей справедливости можно признать произведен³емъ, съ котораго начинается русская поэз³я.
   Между тѣмъ жизнь въ Герман³и тяжело доставалась Ломоносову при его скудныхъ средствахъ и неумѣньи распоряжаться деньгами. Дошло до того, что прусск³е вербовщики завербовали его въ солдаты; онъ долженъ былъ бѣжать изъ Герман³и, оставивъ тамъ пока свою семью, и съ трудомъ добрался въ 1741 г. до Петербурга. Прибылъ онъ туда въ качествѣ студента академ³и, и хотя ревностно трудился надъ переводомъ на русск³й языкъ ученыхъ нѣмецкихъ книгъ, работалъ въ академическихъ кабинетахъ и писалъ оды и разсужден³я, но въ первое время не получалъ мѣста. Только съ восшеств³емъ на престолъ Елизаветы Петровны, въ 1742 году Ломоносовъ получилъ должность адъюнкта физики, съ очень скромнымъ жалованьемъ. Лишь черезъ три года удалось Ломоносову получить мѣсто профессора хим³и въ академ³и, выписать изъ Герман³и жену съ дѣтьми, и спокойнѣе отдаться своимъ разнообразнымъ литературнымъ и научнымъ трудамъ, доставившимъ его имени блестящую извѣстность, какъ перваго русскаго поэта и ученаго. Опыты надъ минералами и въ особенности надъ электричествомъ, изучен³е котораго тогда было въ зародышѣ, разнообразились у Ломоносова съ трудами по составлен³ю русской риторики и русскаго словаря, сочинен³емъ одъ, послан³й, поэмъ и трагед³й, и приготовлен³ями къ первому тому задуманной имъ истор³и Росс³и. Работать ему, однако, приходилось все еще при тяжелыхъ услов³яхъ: интересы научные и литературные были еще очень слабы въ петербургскомъ обществѣ, въ академ³и наукъ преобладала нѣмецкая парт³я, завистливо относившаяся къ русскому товарищу, средства къ жизни у Ломоносова были очень скудныя. Въ такихъ тяжелыхъ обстоятельствахъ онъ находилъ поддержку у гр. И. И. Шувалова, составившаго себѣ славу перваго у насъ покровителя наукъ и искусствъ, "мецената". Шуваловъ постоянно ходатайствовалъ за Ломоносова у императрицы, ободрялъ его, мирилъ съ академическими врагами. Въ домѣ Шувалова на Невскомъ, въ угловой гостиной, увѣшанной портретами и картинами, у просвѣщеннаго и радушнаго хозяина часто сходились образованнѣйш³е люди того времени: Ломоносовъ, Сумароковъ, Костровъ, княгиня Дашкова. Можно сказать, что это были первыя въ Петербургѣ собран³я, посвященныя разговорамъ о литературѣ и научныхъ открыт³яхъ, чтен³ю стиховъ и т. п. Шуваловъ и самъ писалъ стихи, пользуясь совѣтами и критикой Ломоносова. Впослѣдств³и въ этой привѣтливой гостиной Шуваловъ принималъ также, еще совсѣмъ юношами, будущихъ знаменитостей екатерининскаго царствован³я - Державина, Фонвизина и Богдановича.
   Сумароковъ былъ воспитанникомъ кадетскаго корпуса, въ которомъ, какъ мы уже знаемъ, получалось образован³е не только спец³альное, но и литературное. Очень рано молодой человѣкъ обнаружилъ расположен³е къ стихотворству, и по рукамъ ходили его стишки нѣжнаго содержан³я, не имѣвш³е впрочемъ никакого достоинства. Сразу большой успѣх

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 392 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа