Главная » Книги

Авсеенко Василий Григорьевич - 200 лет С.-Петербурга. Исторический очерк, Страница 5

Авсеенко Василий Григорьевич - 200 лет С.-Петербурга. Исторический очерк


1 2 3 4 5 6 7 8 9

ъ пр³обрѣлъ Сумароковъ своей трагед³ей "Хоревъ", вышедшей въ 1747 году. За "Хоревомъ" послѣдовалъ еще цѣлый рядъ трагед³й и комед³й въ стихахъ. Всѣ онѣ были написаны по одному и тому же французскому образцу и не отличались литературными достоинствами; но какъ новинка, чрезвычайно нравились обществу, въ которомъ уже ощущалась смутная потребность - имѣть русск³й театръ.
   Въ то время русскаго театра, съ постоянной труппой, въ Петербургѣ не существовало. Для развлечен³я общества имѣлись итальянская опера и пантомима, да представлен³я цирковаго характера, даваемыя наѣзжавшими изъ заграницы предпринимателями. На русскомъ языкѣ давались только придворными дамами и кавалерами народныя или фантастическ³я сцены на придворномъ театрѣ. Когда появился "Хоревъ", предложено было поставить его кадетамъ въ корпусѣ; спектакль этотъ былъ доступенъ только для придворной публики.
   Между тѣмъ до Петербурга дошли слухи, что въ гор. Ярославлѣ существуетъ русск³й театръ, вмѣщающ³й до тысячи зрителей, и что тамъ труппа, состоящая изъ мѣстныхъ жителей и приказныхъ, даетъ представлен³я подъ руководствомъ купеческаго сына Ѳедора Волкова, человѣка большихъ способностей и проникнутаго великою страстью къ театральному дѣлу. Любопытство императрицы было сильно возбуждено этими слухами, и она приказала привезти Волкова въ Петербургъ, съ его труппою, костюмами и необходимыми принадлежностями. Ярославск³е комед³анты пр³ѣхали. Самъ Волковъ, двое его братьевъ, товарищъ его Дмитревск³й и еще нѣкоторые были оставлены въ столицѣ, а проч³е отпущены обратно. Сумарокову поручено было учить Волкова и другихъ актеровъ составившейся труппы сценическому искусству, и такимъ образомъ начало русскому театру въ Петербургѣ было положено. Помѣщен³емъ для него выбранъ былъ домъ Головкина на Васильевскомъ островѣ, въ 3-ей лин³и, а для пополнен³я труппы вызывались черезъ объявлен³я въ "вѣдомостяхъ" желающ³е всякаго зван³я. Женск³я роли предполагалось предоставлять женщинамъ.
   Этотъ Ѳедоръ Григорьевичъ Волковъ, справедливо считающ³йся основателемъ русскаго театра, тоже представляетъ собою, подобно Ломоносову, замѣчательное самородное явлен³е въ русской жизни. Онъ родился въ 1729 году въ Костромѣ, въ купеческой семьѣ. Мать его рано овдовѣла и вышла вторично замужъ за ярославскаго купца Полушкина. Этотъ Полушкинъ былъ человѣкъ состоятельный и добрый; онъ позаботился обучить пасынка грамотѣ, и затѣмъ отправилъ его въ Москву, въ академ³ю. Тамъ Волковъ учился три года, а затѣмъ былъ взятъ Полушкинымъ домой въ Ярославль и приставленъ вмѣстѣ съ братьями къ торговымъ дѣламъ. По этимъ дѣламъ ему случилось быть въ Петербургѣ, и тутъ довелось видѣть придворный спектакль. Театральное зрѣлище произвело на него потрясающее впечатлѣн³е. Онъ весь отдался новой страсти, и оставаясь два года въ Петербургѣ, все свободное время посвящалъ сценическому искусству. Въ 1747 г., возвратившись послѣ смерти отчима въ Ярославль, онъ составилъ труппу изъ своихъ братьевъ, мѣстныхъ сидѣльцевъ и приказныхъ, и сталъ давать представлен³я въ пустомъ каменномъ амбарѣ. Первый спектакль состоялся 29 ³юня 1750 г. Новинка имѣла успѣхъ, и вскорѣ на собранныя среди купечества деньги былъ построенъ настоящ³й деревянный театръ. Вотъ объ этой-то ярославской труппѣ, первой въ Росс³и, и дошли въ Петербургь слухи, побудивш³е Елизавету Петровну выписать провинц³альныхъ артистовъ въ столицу.
   Волковъ въ Петербургѣ трудился неутомимо, переводилъ и ставилъ пьесы, игралъ въ нихъ героическ³я роли. Его игра отличалась простотой и правдивостью; современникъ его Новиковъ сообщаетъ, что декламац³я Волкова была "только что природная и неукрашенная искусствомъ". Такое направлен³е Волковъ какъ бы передалъ въ завѣтъ русскому театру.
   Императрица такъ интересовалась первыми представлен³ями ярославскихъ комед³антовъ, что костюмы для трагед³и "Хоревъ" готовились въ ея присутств³и, и передъ спектаклемъ она сама украшала брилл³антами головной уборъ героини пьесы.
   На содержан³е театра назначено было 5 тысячъ рублей въ годъ, и директору театра бригадиру Сумарокову жалованье въ тысячу рублей. Неутомимый директоръ продолжалъ ставить все новыя пьесы, трагед³и и комед³и, частью изъ русской истор³и и русскихъ нравовъ, частью переводныя съ французскаго. Увлеченный его примѣромъ и поощряемый Шуваловымъ, Ломоносовъ также написалъ нѣсколько трагед³й. Такимъ образомъ мало по малу создавался репертуаръ, въ который вошли и почти всѣ извѣстнѣйш³я пьесы французскихъ авторовъ, въ особенности Мольера и Расина. Въ обществѣ сочувств³е театру было огромное, и сценическ³я зрѣлища сразу заняли значительное мѣсто въ городской жизни.
   Уже давно не пользовавшаяся цвѣтущимъ здоровьемъ, императрица Елизавета въ ноябрѣ 1761 г. сильно захворала. Врачи, считавш³е ея болѣзнь лихорадкою, старались прервать пароксизмы, и достигнувъ этой цѣли, думали что государыня вполнѣ оправилась. Но въ декабрѣ болѣзнь проявилась въ угрожающей формѣ, и въ день Рождества Христова Елизавета Петровна скончалась. Ей наслѣдовалъ племянникъ ея Петръ III.
   Зимн³й дворецъ, къ скорѣйшей постройкѣ котораго Елизавета Петровна и архитекторъ Растрелли прилагали такъ много заботъ, еще не былъ окончательно отдѣланъ внутри. Съ этой отдѣлкой теперь торопились, и 6 апрѣля совершено было освящен³е большой дворцовой церкви во имя Воскресен³я. Наканунѣ, безъ особой торжественности, но при пушечной пальбѣ, Петръ III переѣхалъ въ новое здан³е. Съ тѣхъ поръ до настоящаго времени Зимн³й дворецъ остается главною императорскою резиденц³ею и сохраняетъ, за небольшими измѣнен³ями, свой наружный видъ, созданный по рисункамъ Растрелли.
   Къ переѣзду императорской семьи готова была только нѣкоторая часть здан³я. Государь выбралъ для себя комнаты въ юго-западной сторонѣ. Спальной его была угловая комната на площадь; рядомъ съ нею помѣщалась его библ³отека. Императрица заняла комнаты, названныя потомъ покоями императрицы Мар³и Ѳеодоровны. Въ остальной части дворца продолжались работы по внутренней отдѣлкѣ, подъ руководствомъ архитектора Чевакинскаго, даровитаго ученика Растрелли. Поправляли потолки и крышу, дававшую течь, росписывали плафоны, отдѣлывали мраморомъ стѣны аванзалы и античной залы, поправляли набережную.
   Кратковременное царствован³е Петра III не оставило существенныхъ слѣдовъ въ жизни столицы. Можно только отмѣтить, что въ маѣ 1762 г. учрежденъ былъ государственный банкъ, чѣмъ безъ сомнѣн³я оказано было вл³ян³е и на развит³е городской торговли. Кромѣ того, по случаю новаго пожара въ Мѣщанскихъ улицахъ, подтверждены были указы о принят³и противопожарныхъ предосторожностей и запрещено было строить вновь деревянные дома во всѣхъ незарѣчныхъ частяхъ города. Тогда же впервые были приняты мѣры для истреблен³я бродячихъ собакъ на городскихъ улицахъ.
   На лѣто 1762 года Петръ III переселился въ Оран³енбаумъ, откуда ему уже не суждено было возвратиться въ столицу. 6 ³юля онъ скончался, и изданный въ тотъ же день манифестъ возвѣстилъ о восшеств³и на престолъ супруги его, императрицы Екатерины Алексѣевны.
   Съ нею началась и для Росс³и, и для Петербурга новая славная эпоха, выдвинувшая наше отечество на уровень просвѣщенныхъ странъ, и ознаменовавшаяся собственно для столицы не только успѣхами благоустройства, но и создан³емъ новаго порядка городского управлен³я.

 []

IX.

Вѣкъ Екатерины Великой. - Стремлен³е дать Петербургу характеръ европейской столицы. - Требован³е каменныхъ построекъ. - Устройство гранитныхъ набережныхъ.

   Со вступлен³емъ на престолъ Екатерины II, для Петербурга, какъ и для всей Росс³и, настала пора блестящаго развит³я. Одаренная умомъ и замѣчательными способностями, Екатерина много училась не только въ дѣтствѣ, но и въ томъ возрастѣ, когда воспитан³е женщины уже считалось законченнымъ. Еще будучи невѣстою Петра III, она прилежно занималась русскимъ языкомъ и православнымъ закономъ Бож³имъ, a впослѣдств³и до самой старости не переставала читать все замѣчательное въ иностранной и русской литературѣ, вести личную переписку съ европейскими литературными знаменитостями и интересоваться успѣхами русской поэз³и, русскаго театра и русскаго искусства. Съ своими просвѣщенными взглядами и обширною образованностью, она ставила задачею довершить дѣло Петра Великаго, - распространен³емъ образован³я въ обществѣ, смягчен³емъ нравовъ, остававшихся еще очень грубыми, перевоспитан³емъ семьи. Она стремилась поставить Росс³ю на уровнѣ европейскихъ странъ не только по развит³ю политическаго могущества, но и по успѣхамъ гуманнаго просвѣщен³я. Въ такой же мѣрѣ она заботилась о томъ, чтобы столица импер³и не уступала, по красотѣ и благоустройству, другимъ европейскимъ столицамъ.
   Уже одно то обстоятельство, что Екатерина, въ течен³и своего продолжительнаго царствован³я жила почти постоянно въ Петербургѣ, переѣзжая только на лѣтн³е мѣсяцы въ Царское Село, должно было благопр³ятно отразиться на ростѣ столицы. Пребыван³е Двора, возрастающ³я удобства городской жизни, постройка большихъ каменныхъ домовъ для отдачи квартиръ внаймы, безопасность и порядокъ, возможность находить произведен³я и издѣл³я чужихъ странъ - все это привлекало въ Петербургъ жителей изъ Москвы и Провинц³и, и побуждало ихъ селиться здѣсь и строиться.
   При вступлен³и Екатерины на престолъ, число жителей Петербурга доходило только до 60 тысячъ, и притомъ половину этого числа составляли военно-служащ³е. Съ первыхъ же лѣтъ царствован³я Екатерины начался быстрый приростъ населен³я, естественный И вслѣдств³е передвижен³я, и въ годъ кончины императрицы число жителей въ Петербургѣ въ 3 ¥ раза превышало цифру 1762 г., перейдя за 200 тысячъ. (По нѣкоторымъ, не заслуживающимъ полнаго довѣр³я свѣдѣн³ямъ, въ 1796 г. въ Петербургѣ было даже отъ 225 до 230 тысячъ жителей).
   Въ такихъ же размѣрахъ подвинулась къ царствован³е Екатерины II застройка Петербурга и его распространен³е въ сторону за Фонтанку, въ нынѣшнихъ Московской и Литейной частяхъ.
   Стремлен³е дать Петербургу характеръ вполнѣ европейскаго города озабочивало Екатерину съ первыхъ лѣтъ царствован³я. Еще въ декабрѣ 1762 г., во время пребыван³я государыни въ Москвѣ для коронован³я, изданъ былъ указъ объ учрежден³и "коммис³и для устройства городовъ С.-Петербурга и Москвы". По отношен³ю къ Петербургу, коммис³и этой поставлено было задачею пр³остановить распространен³е города по окраинамъ и усилить застройку его въ центральныхъ частяхъ, не допуская пустырей и топей.

 []

   Дѣйствительно, бѣдный и пустынный видъ придавало Петербургу именно то обстоятельство, что онъ расползался вширь, не застроиваясь какъ слѣдуетъ внутри. Домовладѣльцы захватывали больш³е участки и оставляли ихъ на половину впустѣ, отчего по улицамъ тянулись среди рѣдко стоящихъ здан³й жалк³е и длинные заборы. Для надобностей казенныхъ вѣдомствъ отводились также непомѣрно больш³я пространства. Дома строились по преимуществу одноэтажные, и не смотря на запретительные указы, деревянное строен³е или преобладало, или перемѣшивалось съ каменнымъ. Екатеринѣ хотѣлось сдѣлать городъ лучше застроеннымъ, заставить его распространяться не въ ширину, а въ вышину. Поэтому коммис³я стала требовать, чтобы на главныхъ улицахъ дома строились непремѣнно каменные, и притомъ двухъ и трехъ-этажные. Требован³ю этому подчинялись сначала неохотно, такъ какъ въ Росс³и изстари привыкли строиться въ одинъ этажъ, на просторныхъ дворахъ, не дорожа мѣстомъ. Притомъ же существовало убѣжден³е, будто каменные дома не могутъ быть также теплы какъ деревянные. Предразсудокъ этотъ проистекалъ, конечно, изъ того, что въ то время плохо знали каменную кладку, не умѣли хорошо выводить печи и плотно пригонять двери и оконныя рамы. Но мало по малу примѣръ вельможъ и другихъ состоятельныхъ лицъ, выстроившихъ трехъ-этажные дома, подѣйствовалъ на остальныхъ крупныхъ домовладѣльцевъ, и высок³е дома стали все чаще выростать на петербургскихъ улицахъ, даже соприкасаясь вплотную одинъ съ другимъ - что раньше казалось совсѣмъ необычнымъ. Понятно, какъ эти новшества должны были измѣнить наружный видъ города.
   Требован³е, чтобы на главныхъ улицахъ дома строились только каменные, очевидно плохо соблюдалось въ предшествовавшее время. Оно было вновь подтверждено, причемъ по набережной Невы и Фонтанки разрѣшалось возводить строен³е не ниже двухъ этажей, "въ лин³ю"; если же строились отступя отъ лин³и, то на набережную должны были выходить каменные заборы, или же чугунныя на каменныхъ столбахъ ограды. Внутренн³я строен³я допускались и деревянныя, но не иначе какъ по плану, выданному изъ полиц³и.
   Быстро возроставшее населен³е Петербурга создало спросъ на квартиры. Мног³е стали строить дома именно съ цѣлью извлекать изъ нихъ доходъ отдачею помѣщен³й въ наемъ. Между домовладѣльцами и жильцами уже заключались контракты, и бывали случаи споровъ и исковъ; так³е споры предоставлено было вѣдать полиц³и, въ составѣ которой находились и архитекторы, и которая вообще наблюдала за порядками домостроительства. Заботы по этой части сильно обременяли полицейское управлен³е, и потому въ 1766 г. учреждена была должность оберъ-полиц³ймейстера "для вспоможен³я генералъ-полиц³ймейстеру". На эту должность назначенъ былъ прокуроръ каицеляр³и строен³й Зыбинъ, очевидно потому, что кругъ обязанностей его опредѣлялся именно надзоромъ за постройкою домовъ и разборомъ исковъ домовладѣльцевъ съ неисправныхъ жильцовъ.
   Побуждая жителей города къ постройкѣ каменныхъ домовъ, правительство Екатерины, разумѣется, подавало первый примѣръ, замѣняя деревянныя казенныя строен³я каменными. Такимъ образомъ, приступлено было къ постройкѣ каменныхъ казармъ для полковъ лейбъ-гвард³и и артиллер³йскихъ казармъ въ Литейной части, причемъ оставшуюся свободную землю велѣно было отводить частнымъ лицамъ. Вообще заботились, чтобъ постройки возводились ближе одна къ другой и уничтожались пустыри; съ этою цѣлью свободныя казенныя земли охотно уступались желающимъ, а крупнымъ домовладѣльцамъ, захватившимъ больш³е участки и не имѣвшимъ средствъ застроить ихъ, разрѣшалось продавать землю мелкими участками другимъ лицамъ.
   Заботы объ украшен³и города наталкивались на существенное препятств³е - бѣдность болыпинства петербургскаго населен³я. Коммис³я строен³й желала бы, напримѣръ, создать въ городѣ красивыя площади, и "по времени убрать въ память росс³йскихъ дѣлъ монументами". Но такъ какъ находилось мало охотниковъ возводить роскошные, дорого стоющ³е фасады, то коммис³я составила любопытный планъ застройки площадей на казенный счетъ лицевыми стѣнами, съ тѣмъ чтобы предоставить жителямъ пристраивать къ этимъ стѣнамъ дома, как³е будутъ по средствамъ каждому. Такихъ площадей предполагалось три - на Пескахъ, въ Коломнѣ и въ Нарвской части. Екатерина утвердила этотъ оригинальный проектъ. Впослѣдств³и, когда окончательно расчищена была Дворцовая площадь, возвратились къ подобной же мысли обнести ее полукруглымъ казеннымъ здан³емъ, съ цѣлью прикрыть частныя строен³я, выходивш³я на площадь задворками и представлявш³я жалк³й видъ.
   Одною изъ главнѣйшихъ задачъ благоустройства города признана была облицовка рѣкъ и каналовъ гранитными набережными. На Невѣ такая облицовка производилась частями и раньше; Екатерина II пожелала одѣть въ гранитъ Неву на всемъ ея течен³и въ чертѣ города, и точно также отдѣлать гранитомъ берега Фонтанки и Глухого протока, т. е. нынѣшняго Екатерининскаго канала.

 []

   Сплошная набережная Невы, стоившая громадныхъ трудовъ и денегъ, поражала современниковъ; въ докладахъ коммис³и строен³й о ней говорится, какъ о "великолѣп³емъ, красотой и полезностью славной". И дѣйствительно, это было, по размѣрамъ, единственное такого рода сооружен³е въ Европѣ. Понятно, что сохранявш³яся на набережной одноярусныя мазанки, обветшавш³я и еще болѣе понизивш³яся вслѣдств³е повышен³я береговъ, не соотвѣтствовали гранитной облицовкѣ Невы. Поэтому коммис³я настаивала, чтобы вмѣсто мазанокъ возведены были двухъ-этажные каменные дома, и притомъ въ сплошную лин³ю и одинаковой высоты.
   Отдѣлка береговъ Фонтанки и Глухого протока ввѣрена была наблюден³ю извѣстнаго инженера Вильбуа, и начата въ первые же годы царствован³я Екатерины. Глухой протокъ приходилось предварительно выпрямлять и расширять, потому что онъ протекалъ излучинами, не позволявшими дать набережной красивый прямолинейный видъ. Кромѣ того, при слабомъ течен³и, вода застаивалась въ этихъ излучинахъ и порождала вредныя испарен³я. Рѣшено было выкупить на сносъ существовавш³е по берегамъ ветх³е деревянные дома, выравнять течен³е и раздать участки подъ новыя каменныя строен³я. Когда громадная задача эта была выполнена, новому каналу по всей справедливости присвоено было, въ честь императрицы, назван³е Екатерининскаго.

 []

   Съ устройствомъ набережныхъ связано было и сооружен³е каменныхъ складовъ, какъ для товаровъ предназначаемыхъ къ заграничному отпуску, такъ и для запасовъ, удовлетворяющихъ внутреннему потреблен³ю. Надобность въ складахъ была тѣмъ настоятельнѣе, что торговля петербургскаго порта быстро возрастала. Объ этомъ можно судить по ходу навигац³и. Въ 1764 году купеческихъ кораблей пришло въ Кронштадтъ 333, ушло 332. Въ 1769 году, т. е. пять лѣтъ спустя, въ приходѣ было 564 корабля, въ отходѣ 540. Въ 1773 г. въ приходѣ 676 кораблей, въ отходѣ 669. Въ 1777 г. въ приходѣ 729 кораблей, въ отходѣ 713 и т. д.
   Часть Васильевскаго острова, ближайшая къ Невѣ, входила въ строительный планъ города наравнѣ съ центральными частями. Здѣсь также разрѣшено было строить только каменныя двухъ-этажныя здан³я вблизи биржи, по набережнымъ по Большому проспекту и по ²-й Кадетской лин³и. Окончательно рѣшена была и судьба каналовъ, вырытыхъ на островѣ при Петрѣ Великомъ: ихъ признано необходимымъ засыпать, потому что въ нихъ, по словамъ коммис³и строен³й, "бываетъ одна грязь и происходитъ духъ вредительный здоровью". Такъ какъ ширина Большого проспекта, послѣ засыпки канала, оказалась непомѣрною, то рѣшено было впереди обѣихъ лин³й домовъ устроить сады, сохраняющ³еся и по настоящее время.
  

X. Внутренняя отдѣлка Зимняго дворца. - Постройка Эрмитажа. - Собственныя комнаты Екатерины II. - Мѣры противъ роскоши.

  
   Новый Зимн³й дворецъ при воцарен³и Екатерины II былъ еще не вполнѣ отдѣланъ. Число громадныхъ залъ и жилыхъ покоевъ въ этомъ дворцѣ было такъ велико, что въ течен³е еще тридцати лѣтъ работы внутри здан³я почти не прекращались. Вслѣдств³е малаго наклона, кровля дворца давала течь, отъ которой страдали потолки; нижнее жилье не имѣло сводовъ; внутренн³я стѣны не вездѣ были облицованы мраморомъ или лѣпной штукатуркой. Завѣдывать всѣми этими работами поручено было извѣстному впослѣдств³и государственному дѣятелю И. И. Бецкому, которому помогали архитекторы Фельтенъ, де-Ламотъ и знаменитый Гваренги. Внутренняя отдѣлка дворца поглотила въ первые годы царствован³я Екатерины болѣе двухъ съ половиною милл³оновъ рублей. Внутри дворца устроенъ былъ обширный манежъ и надъ нимъ зимн³й садъ, въ которомъ могли помѣщаться деревья до 4 1/2 саженъ вышины. Въ 1767 г. приступлено было къ постройкѣ Эрмитажа, предназначавшагося первоначально для хранен³я не только художественныхъ сокровищъ, но и собственныхъ библ³отекъ государыни, въ томъ числѣ купленныхъ у французскихъ писателей Вольтера и Дидро. Сперва выстроена была только часть здан³я, ближайшая къ Зимнему дворцу, между Невой и Милл³онной улицей; потомъ постройка была продолжена до Зимней канавки, и наконецъ уже въ 1784 году выстроенъ былъ, подъ наблюден³емъ Гваренги, эрмитажный театръ. Тотъ же Гваренги построилъ закрытую арку, соединяющую Эрмитажъ съ театромъ. Это архитектурное произведен³е казалось современникамъ настолько смѣлымъ, что явилось опасен³е за его прочность, и императрица приказала тщательно его осмотрѣть и провѣрить.
   Въ слѣдующ³е годы отдѣлывались аванзалы и Георг³евская зала съ великолѣпнымъ трономъ, впослѣдств³и передѣланнымъ. Къ трону вели шесть мраморныхъ ступеней, огражденныхъ мраморными же стѣнками съ арками, орнаментами, богатымъ архитравомъ. По сторонамъ стояли двѣ больш³я мраморныя вазы и двѣ статуи, изображавш³я Вѣру и Законъ.
   Резиденц³я царей и хранилище художественныхъ и историческихъ драгоцѣнностей, Зимн³й дворецъ создавался медленно. Нужно было много времени, труда и затратъ, чтобъ сдѣлать его одною изъ богатѣйшихъ достопримѣчательностей Петербурга.
   Собственная половина императрицы состояла изъ небольшого числа комнатъ, убранство которыхъ отличалось простотою. Тутъ было мало-позолоты, мебель не поражала роскошью. Ближайшая отъ лѣстницы комната была проходная; здѣсь за ширмами стоялъ письменный столъ съ принадлежностями, къ которому присаживались, послѣ доклада, министры и статсъ-секретари, чтобы исполнить спѣшныя приказан³я государыни. Изъ этой комнаты двери вели въ обширную уборную, окнами на Дворцовую площадь, а за уборной помѣщалась спальная, гдѣ Екатерина чаще всего занималась по утрамъ дѣлами, особенно въ послѣдн³е годы. Изъ спальной былъ выходъ во вторую уборную, въ кабинетъ и въ такъ называемую зеркальную комнату.
   Въ обыкновенные дни, когда не было торжественныхъ пр³емовъ, образъ жизни Екатерины также отличался большою простотою. Она вставала раньше всѣхъ лицъ своего штата, въ 6 часовъ утра, и только въ послѣдн³е годы жизни поднималась въ 8 часовъ. Сама зажигала она восковыя свѣчи, растапливала каминъ и одѣвалась. Затѣмъ она звонила, чтобы потребовать воды, а также льду для обтиран³я лица. Если прислуга мѣшкала, государыня терпѣливо ждала; она вообще не любила прибѣгать къ взыскан³ямъ. По окончан³и туалета она иногда переходила въ кабинетъ, куда ей подавали крѣпк³й кофе съ густыми сливками и гренками - такой крѣпк³й, что послѣ нея камеръ-лакеи и истопники нѣсколько разъ переваривали его для себя. Не забывались при этомъ и любимыя собачки государыни, которымъ перепадали кусочки сахара и гренокъ.
   Послѣ этого ранняго завтрака начинались доклады; Екатерина, слушая ихъ, обыкновенно вязала или вышивала по канвѣ. Обѣдала Екатерина II въ часъ дня, кушая три или четыре блюда и запивая ихъ одной чистой невской водой. Только подъ старость, по совѣту доктора, она стала выпивать одну рюмку мадеры въ день. Послѣ обѣда нѣкоторое время посвящалось чтен³ю книгъ; часто читалъ императрицѣ вслухъ И. И. Бецк³й.
   Когда Екатерина занималась дѣлами, предъ нею всегда стояла табакерка съ портретомъ Петра Великаго. "Я мысленно спрашиваю это великое изображен³е - говорила она - что бы онъ повелѣлъ, что бы запретилъ, или что бы сталъ дѣлать на моемъ мѣстѣ?"
   Въ числѣ высшихъ должностныхъ лицъ, ежедневно являвшихся съ докладами къ императрицѣ, былъ и генералъ-полиц³ймейстеръ. Екатерина спрашивала его о городскихъ происшеств³яхъ и о цѣнахъ на жизненные припасы. Узнавъ однажды, что вслѣдств³е малаго пригона скота мясо поднялось съ 2 копѣекъ до 4 (вотъ как³я были тогда цѣны!) государыня приказала закупить нѣкоторое количество скота на казенныя деньги, чтобы снова понизить цѣны на говядину.
   Въ 6 часовъ обычно собирались на половинѣ императрицы приближенныя лица. Въ 10-мъ часу Екатерина удалялась въ спальную, и не ужинавъ, ложилась въ постель.
   Въ молодости Екатерина появлялась на выходахъ въ длинномъ бѣломъ платьѣ, и съ маленькой короной на головѣ; изъ подъ короны длинные локоны падали на плечи. Позднѣе, императрица придумала себѣ костюмъ, похож³й на старинный русск³й, съ фатою и открытыми проймами на рукавахъ. Еще позднѣе, императрица стала носить свободный кафтанъ безъ тал³и (молдаванъ) и мѣховую венгерскую шапку съ кистью. Подъ старость она ходила въ простомъ чепцѣ, шапочкѣ и капотѣ.
   Одинъ англичанинъ, бывш³й въ Петербургѣ въ 1778 году, такъ описываетъ большой выходъ въ Зимнемъ дворцѣ: "Императрица въ церкви стояла за рѣшеткой. Послѣ обѣдни потянулся длинный рядъ придворныхъ обоего пола, попарно; императрица шла одна, тихимъ и торжественнымъ шагомъ, съ гордо приподнятой головой, и безпрестанно кланялась на обѣ стороны. При выходѣ она остановилась на нѣсколько секундъ и привѣтливо разговаривала съ иностранными послами, которые приложились къ ея рукѣ. Она была въ русскомъ нарядѣ: свѣтло-зеленомъ шелковомъ сарафанѣ съ короткимъ шлейфомъ и въ корсажѣ изъ золотой парчи, съ длинными рукавами. Волосы ея были низко причесаны и слегка посыпаны пудрой; головной уборъ весь унизанъ брилл³антами. Особа ея очень величественна, хотя ростъ ниже средняго; лицо исполнено достоинства, и особенно привлекательно, когда она говоритъ".
   Подражан³е русскому женскому платью, придуманное Екатериной II, съ того времени сдѣлалось обязательнымъ для придворныхъ дамъ на большихъ пр³емахъ и выходахъ во дворцѣ, и обычай этотъ сохранился до сихъ поръ.
   Дворъ Екатерины отличался вообще большою пышностью. Росс³я въ ея царствован³е окончательно вошла въ число великихъ европейскихъ державъ, государственный бюджетъ сильно возросъ, явилось соперничество съ другими дворами, блиставшими великолѣп³емъ. Удобства петербургской жизни, слава императрицы и ея главныхъ сподвижниковъ, возможность блеснуть роскошью, привлекали въ Петербургъ богатыхъ дворянъ изъ Москвы и провинц³и. Современникъ-англичанинъ, слова котораго мы привели выше, говоритъ, что пышность русскаго двора превосходила всяк³я описан³я. Въ особенности поражало обил³е драгоцѣнныхъ камней, которыми щеголяли не только дамы, но и мужчины. Послѣдн³е являлись на придворные балы и выходы въ дорогихъ французскихъ костюмахъ, усыпанныхъ брилл³антами: на пуговицахъ, пряжкахъ, рукояткахъ шпагъ, эполетахъ и шляпахъ сверкали драгоцѣнные алмазы.
   Выѣзды Екатерины, въ особенности въ загородныя окрестности, также отличались пышностью. Впереди обыкновенно скакали лейбъ-гусары, въ мундирахъ расшитыхъ галунами; такой же отрядъ замыкалъ поѣздъ. Вечеромъ дорогу освѣщали факелами. Толпа народа всегда бѣжала съ громкими криками вслѣдъ за любимою государынею.

 []

   Щеголять лошадьми и экипажами было въ модѣ среди придворнаго общества. Сани запрягались парою, четвернею и шестернею цугомъ; для отдѣлки саней и сбруи не щадили серебра. Очень любили также кататься въ маленькихъ шорныхъ санкахъ безъ кучера. На запяткахъ стоялъ или сидѣлъ выѣздной лакей въ гусарскомъ одѣяньи, съ бичемъ, и кричалъ встрѣчнымъ: "поди! берегись!" На Невѣ и Дворцовой набережной часто устраивались так³я катанья, представлявш³я очень оживленную картину.
   Тѣмъ не менѣе, замѣчавшееся въ петербургскомъ обществѣ чрезмѣрное стремлен³е къ роскоши озабочивало правительство и побуждало принимать ограничительныя мѣры. Запрещено было напримѣръ, гайдукамъ и скороходамъ идти впереди экипажей, и допущены были только двое верховыхъ слугъ для выѣздовъ особъ двухъ первыхъ классовъ. Лицамъ ниже VIII класса воспрещалось обшивать ливреи своихъ лакеевъ галунами. Требовалось, чтобы "всякъ, сколь возможно, старался удалить отъ себя всѣ лишн³я и ненужныя всякаго рода дворянство раззоряющ³я роскоши". Особенное вниман³е обращено было на "содержан³е излишняго и многаго числа праздныхъ служителей въ домѣ, навѣкъ отъ пашенъ отлученныхъ, гдѣ бы они полезнѣе для господина, для себя и для общества быть могли". Запрещалось "купцамъ, мѣщанамъ и всякимъ господскимъ людямъ имѣть кареты, сани, одноколки, роспуски или дрожки вызолоченныя, или высеребряныя, или инымъ чѣмъ украшенныя, кромѣ одною краскою и лакомъ покрытыхъ, по произволу выбирая цвѣтъ окраски". Что же касается извозничьихъ экипажей, то для нихъ всѣхъ обязателенъ былъ, въ отлич³е, желтый цвѣтъ. Это правило соблюдалось во всей Росс³и до второй четверти XIX вѣка.
  

XI.

Замѣчательнѣйш³я постройки екатерининскаго времени. - Исак³евск³й соборъ. - Мраморный дворецъ. - Таврическ³й дворецъ. - Памятникъ Петру Великому.

  
   Сознавая политическое велич³е Росс³и и ея развивающееся богатство, Екатерина II стремилась украсить Петербургъ здан³ями, соотвѣтствующими значен³ю столицы могущественной импер³и. Въ ея царствован³е исполнены или начаты весьма важныя сооружен³я, составляющ³я до сихъ поръ главныя архитектурныя достопримѣчательности столицы.
   Мраморный Исак³евск³й соборъ, по плану придворнаго архитектора Ринальди, былъ заложенъ въ присутств³и самой императрицы въ 1768 году. Первоначально онъ былъ выстроенъ изъ дерева подлѣ Адмиралтейства при Петрѣ Великомъ, потомъ перенесенъ на мѣсто нынѣшняго здан³я сената, и въ 1735 году сгорѣлъ отъ удара молн³и. Екатерина II пожелала возобновить здан³е изъ мрамора, на мѣстѣ, гдѣ оно находится и до сихъ поръ. Изготовлен³е мраморной облицовки поручено было кексгольмскимъ каменоломнямъ, но кромѣ того выписывался мраморъ изъ Итал³и. Черезъ пять лѣтъ послѣ закладки выведенъ былъ нижн³й цоколь и начата кладка стѣнъ. Работа была громадная, такъ какъ подъ фундаментъ понадобилось вбить болѣе 10 ¥ тысячъ свай, трехсаженной длины и 12 вершковъ въ д³аметрѣ. Самый фундаментъ представлялъ сплошную массу гранита 4-аршинной глубины. Задуманное по чрезвычайно широкому плану, сооружен³е требовало громадной затраты средствъ денежныхъ и художественныхъ, и затянулось надолго. Екатеринѣ не пришлось видѣть окончан³я своего величаваго замысла. Соборъ былъ наскоро достроенъ при императорѣ Павлѣ I, причемъ планъ Ринальди былъ упрощенъ, размѣры собора сокращены, мраморъ мѣстами замѣненъ простымъ камнемъ. При императорѣ Александрѣ I вновь вернулись къ проекту Ринальди, обновленному и дополненному архитекторомъ Монферраномъ, и соборъ былъ перестроенъ.

 []

   Смольный соборъ, начатый по проекту Растрелли при Елисаветѣ Петровнѣ, стоялъ недоконченнымъ. Въ царствован³е Екатерины II достройка его подвигалась медленно, и ограничивалась частными работами: отдѣлкой чугунныхъ фигуръ ангеловъ на фронтисписѣ, выполнен³емъ вазъ изъ пудожскаго камня, и пр. Завершен³е постройки и внутреннее украшен³е храма относится уже ко временамъ императора Николая I. Но устроенный при соборѣ воспитательный домъ для дѣвицъ, первообразъ дѣвичьихъ институтовъ, привлекалъ заботы Екатерины, и она неоднократно посѣщала его со всѣмъ Дворомъ, принимала привѣтств³я воспитанницъ, бесѣдовала съ попечителями и наставницами, и слушала литург³ю въ домовой церкви.
   Нѣкоторые друг³е, донынѣ существующ³е въ столицѣ храмы также сооружены въ царствован³е Екатерины: соборъ Владим³рской Божьей Матери, Андреевск³й соборъ на Васильевскомъ острову (впослѣдств³и значительно перестроенный), Никольск³й морской соборъ (начатый при Елизаветѣ Петровнѣ) и др. Достроивалась также и Александро-Невская лавра.
   Мы уже говорили, сколько старан³й приложено было Екатериною II для внутренней отдѣлки Зимняго дворца и постройки Эрмитажа. При ней же возникли и друг³я дворцовыя сооружен³я. Въ 1779 былъ достроенъ вчернѣ Мраморный дворецъ на Дворцовой набережной, который Екатерина II купила у наслѣдниковъ гр. Орлова и впослѣдств³и передала въ собственность своего второго внука, великаго князя Константина Павловича. Дворецъ этотъ, съ нижнимъ этажемъ изъ гранита, мраморной облицовкой второго и третьяго этажей и съ вызолоченными бронзовыми переплетами оконъ, представляетъ одно изъ замѣчательнѣйшихъ здан³й Петербурга. Внутри стѣны нѣкоторыхъ залъ облицованы лаписъ-лазурью и яшмой.
   Другой замѣчательный дворецъ екатерининскаго времени, Таврическ³й, былъ первоначально построенъ кн. Потемкинымъ, но затѣмъ Екатерина II купила его, поручила архитектору Старову перестроить и украсить здан³е, и въ обновленномъ видѣ вновь подарила его князю. Главный корпусъ этого дворца представляетъ внутри одну громадную залу съ двумя боковыми крыльями и двойнымъ рядомъ колоннъ, какъ бы нарочно предназначенную для тѣхъ блистательныхъ празднествъ въ честь Екатерины, как³я давалъ здѣсь "великолѣпный князь Тавриды". Фасадъ дворца украшенъ портикомъ съ 6 колоннами; надъ кровлей возвышается громадный куполъ.
   Дворцы Каменноостровск³й и Елагинск³й также выстроены при Екатеринѣ II. Первый предназначался для наслѣдника престола великаго князя Павла, и былъ любимой лѣтней резиденц³ей его и по вступлен³и на престолъ. Елагинск³й въ первоначальномъ видѣ принадлежалъ графу Орлову; при Александрѣ I онъ былъ купленъ въ казну и перестроенъ.
   Обширныя строительныя предпр³ят³я Екатерины, въ которыхъ она любила соединять велич³е, красоту и блескъ, требовали большого числа даровитыхъ архитекторовъ, художниковъ и мастеровъ. Ряды ихъ пополнялись преимущественно иноземными талантами; но все болѣе чувствовалась необходимость создать разсадникъ художественнаго образован³я для русскихъ дарован³й. Съ этою цѣлью еще при Елизаветѣ Петровнѣ образована была, по мысли И. И. Шувалова, академ³я художествъ. Екатерина Вторая, тотчасъ по вступлен³и на престолъ, обратила вниман³е на недостаточныя денежныя средства этого заведен³я, и въ 1763 году дала ему новый уставъ и 60 тысячъ рублей годового содержан³я. Затѣмъ задумано было выстроить для академ³и роскошное здан³е по плану ея директора, даровитаго архитектора Кокоринова. Въ ³юлѣ 1765 года состоялась торжественная закладка здан³я. Екатерина прибыла туда на катерѣ по Невѣ. Для нея устроена была временная, богато украшенная пристань, съ арками въ видѣ тр³умфальныхъ воротъ. Положен³е перваго камня руками императрицы сопровождалось пушечною пальбою. Затѣмъ, пройдя въ смежное старое здан³е академ³и, Екатерина присутствовала на торжественномъ актѣ, поздравляла академиковъ и слушала благодарственную рѣчь, сочиненную Сумароковымъ. Торжество закончилось "хоромъ вокальной и инструментальной музыки", a по отъѣздѣ императрицы - академикамъ предложенъ былъ отъ Двора обѣдъ, сопровождавш³йся тостами и пальбой.
   Работы по сооружен³ю академическаго здан³я продолжались быстро подъ наблюден³емъ Кокоринова, и вскорѣ былъ законченъ величественный фасадъ на Неву, съ куполомъ надъ нимъ и съ надписью надъ входомъ: "Свободнымъ художествамъ".

   Въ декабрѣ 1770 года въ академ³и открылась аукц³онная продажа произведен³й учениковъ ея. Аукц³оны эти происходили два раза въ недѣлю и пользовались сочувств³емъ публики, которой нравилось пр³обрѣтать недорогой цѣной болѣе или менѣе удачныя художественныя произведен³я. Прекратились эти аукц³оны только въ 1830 году.
   Было бы утомительно перечислять здѣсь всѣ значительныя сооружен³я, предпринятыя въ Петербургѣ въ царствован³е Екатерины II. Упомянемъ лишь главнѣйш³я, какъ-то: Государственный банкъ, нынѣшнее здан³е судебныхъ установлен³й, Обуховская больница, Соляной городокъ, Горное училище, каменный Андреевск³й рынокъ, большой театръ въ его первоначальномъ видѣ, перестроенный затѣмъ послѣ пожара 1817 года. При Екатеринѣ же начата постройка здан³я Императорской публичной библ³отеки, по проекту архитектора Соколова, оконченная въ царствован³е Александра I.
   Наконецъ, благоговѣн³ю Екатерины къ памяти Петра Великаго и ея художественному вкусу Петербургъ обязанъ извѣстнѣйшимъ изъ украшающихъ его памятниковъ - конной статуей создателя новой столицы и преобразователя Росс³и. Въ 1765 году Екатерина приказала нашему послу въ Парижѣ найти тамъ талантливаго ваятеля для создан³я памятника Петру, достойнаго его славы. Между представленными художниками, выборъ императрицы остановился на Фальконетѣ, который въ слѣдующемъ году пр³ѣхалъ въ Петербургъ и изготовилъ въ маломъ видѣ модель. Одобривъ ее, Екатерина II приказала отыскать громадную цѣльную мраморную глыбу, годную служить поднож³емъ. Вскорѣ явился крестьянинъ изъ деревни Лахты и сообщилъ, что у нихъ, въ 12 верстахъ отъ Петербурга, имѣется подходящая гранитная скала, извѣстная въ той мѣстности подъ назван³емъ "камня-Грома". Назван³е произошло оттого, что когда-то молн³я ударила въ этотъ камень и произвела въ немъ разщелину. По предан³ю, на эту скалу всходилъ нѣсколько разъ Петръ Велик³й, чтобъ обозрѣть окрестности. Камень лежалъ на 15 футовъ въ землѣ и весь обросъ мохомъ; въ разщелинѣ росли даже березки.
   Перетащить эту гранитную глыбу въ Петербургъ представляло не легкую задачу. Объявлена была награда въ 700 рублей тому, кто придумаетъ легчайш³й способъ передвинуть эту громаду. Зимой 1770 года приступили къ дѣлу. Въ январѣ Екатерина II ѣздила съ Дворомъ на Лахту смотрѣть, какъ тащатъ камень. Въ ея присутств³и 400 человѣкъ, подъ барабанъ, передвинули его на 300 саженъ на мѣдныхъ полозьяхъ, по желобкамъ, въ которыхъ двигались мѣдные шары. Черезъ заливъ и Неву глыба была переправлена на плоскодонномъ суднѣ въ 180 футъ длиною.

 []

   Между тѣмъ Фальконетъ окончилъ гипсовую модель памятника въ полную величину; голову Петра сдѣлала французская художница Коллотъ. Чтобы дать возможность художнику вѣрнѣе схватить движен³е коня, вспрыгивающаго на высоту, передъ окнами мастерской Фальконета устроено было искусственное возвышен³е, на которое по нѣскольку разъ въ день въѣзжалъ вскачь искусный берейторъ, поперемѣнно на двухъ лучшихъ лошадяхъ царской конюшни.
   Нужно было приступить къ отливкѣ группы, но съ Фальконетомъ вышли несоглас³я, и онъ отказался отъ работы. Пригласили изъ заграницы литейщика, который однако ничего не могъ сдѣлать. Фальконетъ снова взялся за отливку. Въ работу пущено было и тысячъ пудовъ бронзы, да 250 пудовъ желѣза для равновѣс³я группы. Отливка не вполнѣ удалась: въ самую рѣшительную минуту расплавленная мѣдь потекла изъ глиняной формы. Фальконетъ въ ужасѣ выбѣжалъ изъ мастерской; но русск³й рабоч³й, литейщикъ Хайловъ, не растерялся, и съ опасностью для жизни сталъ собирать вытекш³й металлъ и снова вливать въ форму. Изъянъ удалось исправить, на что потребовалось два года.
   7 августа 1782 года состоялось наконецъ торжественное открыт³е памятника. На площади вокругъ него собрано было 15 тысячъ войска. Екатерина прибыла въ Сенатъ, и смотрѣла съ балкона, въ коронѣ и порфирѣ, какъ пали холсты, прикрывавш³е группу. Со слезами на глазахъ, она поклонилась бронзовому изображен³ю великаго Петра...
   Въ послѣдн³е годы царствован³я, Екатерина II внимательно слѣдила за окончан³емъ работъ по сооружен³ю собора св. Троицы въ Александроневской лаврѣ. Соборъ этотъ заложенъ былъ еще при Петрѣ Великомъ, въ 1720 г., но работы подвигались очень медленно; едва въ 1753 г. здан³е было выведено вчернѣ, но оказалось такъ непрочно сложеннымъ, что его пришлось разобрать. Въ 1776 г. Екатерина приказала вновь заложить его, по плану архитектора Старова. Соборъ окончили въ 1790 г. и тогда же перенесли въ него мощи св. Александра Невскаго изъ другой, меньшей церкви. Объ украшен³и гробницы святого князя заботились двѣ императрицы: Елизавета Петровна соорудила богатую арку изъ массивнаго серебра, котораго пошло 90 пудовъ, а Екатерина II пожертвовала драгоцѣнный покровъ съ брилл³антами и лампаду изъ литого золота, съ кистью изъ жемчуга.
   Александро-невск³й монастырь, переименованный императоромъ Павломъ I въ 1797 году въ лавру - одинъ изъ богатѣйшихъ въ м³рѣ. Его составляютъ 12 церквей (изъ нихъ позднѣйшая, во имя сошеств³я св. Духа, построена въ 1822 г.) подъ сводами которыхъ хранятся рѣдк³я драгоцѣнности и покоются гробницы многихъ историческихъ лицъ. Главный соборъ, во имя св. Троицы, о которомъ мы только что упомянули, имѣетъ иконостасъ изъ бѣлаго итальянскаго мрамора съ бронзовыми вызолоченными украшен³ями. Образа обложены краснымъ сибирскимъ агатомъ; всѣ они на мѣдныхъ доскахъ, превосходной итальянской живописи. На карнизахъ и по стѣнамъ уставлены 20 сидящихъ фигуръ святыхъ. По правой сторонѣ помѣщается рака св. князя Александра. Въ этомъ же соборѣ находятся: мраморный бюстъ митрополита Гавр³ила, изваянный художникомъ Козловскимъ, лаписовый образъ "Молен³я о чашѣ", подаренный папою П³емъ IV Екатеринѣ II, религ³озныя изображен³я кисти Рафаэля, Рубенса, Ванъ-Дика, Гверчино, русскихъ художниковъ Угрюмова, Уткина и др. Тутъ же хранятся четыре напрестольныя Евангел³я московской печати XVII вѣка, старинный золотой крестъ съ драгоцѣнными камнями, вѣсящ³й около двухъ фунтовъ, драгоцѣнные сосуды, митры, панаг³и и пр.
   Въ ризницѣ и библ³отекѣ Александро-Невской лавры хранятся мног³я достопримѣчательности: трость Петра Великаго, янтарная трость Екатерины II, маршальск³й жезлъ Петра Великаго, простая кровать на которой онъ спалъ когда говѣлъ въ лаврѣ, собран³е старинныхъ монетъ и пр.
   Лавра представляетъ большое историческое значен³е и какъ усыпальница многихъ царственныхъ особъ и знаменитыхъ русскихъ людей. Здѣсь погребены: царица Прасковья, супруга брата Петра Великаго, ²оанна Алексѣевича; сестра Петра Великаго Наталья Алексѣевна, сынъ его Петръ Петровичъ, дочь Петра III Анна, первая супруга Павла I Наталья Алексѣевна и дочь его Ольга, дочери Александра I Мар³я и Александра, и грузинская царица Дар³я Георг³евна. Тутъ же гробницы гр. Разумовскаго, гр. Н. И. Панина, И. И. Бецкаго, гр. И. И. Шувалова, фельдмаршала кн. A. B. Суворова, и др. Надъ могилой Суворова вдѣлана въ стѣну бронзовая доска съ простою надписью: "Здѣсь лежитъ Суворовъ". По предан³ю, надпись эту избралъ самъ велик³й полководецъ, во всемъ любивш³й простоту; друг³е же полагаютъ, что ее придумалъ поэтъ Державинъ.
   Лаврское кладбище также замѣчательно могилами многихъ знаменитыхъ русскихъ людей. Здѣсь погребены Ломоносовъ, Крыловъ, Гнѣдичъ, Глинка, Даргомыжск³й и мн. др.
   Вся лавра, со всѣми принадлежащими ей строен³ями и съ кладбищемъ, окружена высокою каменною оградою, большая часть которой построена при Екатеринѣ II.

XII.

Городское управлен³е Петербурга въ предшествующее время. - Учрежден³е С.-Петербургской губерн³и. - Жалованная грамота городамъ Екатерины II. - Открыт³е с.-петербургской думы.

  
   Заботы о государственномъ благоустройствѣ привели Екатерину II къ мысли о необходимости дать городамъ новый порядокъ управлен³я. Въ 1785 году дана была городамъ "жалованная грамота", положившая начало нынѣшнему городскому общественному управлен³ю. Въ жизни Петербурга событ³е это представляетъ чрезвычайную важность, и на немъ необходимо остановиться.
   Взглянемъ сначала, какъ управлялась наша столица въ предшествовавшее время. Создавая Петербургъ, Петръ Велик³й хотѣлъ завести въ немъ порядки, напоминавш³е европейск³е. Съ этою цѣлью учрежденъ былъ въ 1720 г. главный магистратъ, который долженъ былъ вѣдать дѣла всего торговаго сослов³я во всей Росс³и, и

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 352 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа