чину. Как известно, такое разграничение личной службы и поземельных отношений было возможно в удельные века: боярин, служивший тверскому князю, мог иметь вотчину в Московском уезде и в случае осады города этого уезда должен был с своими людьми защищать Москву, хотя он не служил московскому князю. Эта повинность по княжеским договорным грамотам не падала на бояр путных и бояр введенных. Что такое бояре введенные? Этот термин - один из очень трудных. Я так его объясняю. Бояре введенные иногда назывались в удельных актах боярами большими, что указывает на главных сановников при князе. Обыкновенно этот термин является в жалованных грамотах, которыми монастыри или частные землевладельцы освобождались по своим вотчинным делам от подсудности местным управителям - наместникам и волостелям - и подчинялись непосредственно суду княжескому. Эта привилегия обыкновенно выражалась в таких словах: "В случае иска на таких людей со стороны, ино сужу их яз, великий князь, или мой боярин введенный"; иногда вместо боярина введенного является дворецкий. Итак, боярин введенный был органом непосредственного княжеского суда для привилегированных лиц. Есть грамота, относящаяся к началу княжения Ивана Грозного. В ней читаем, что государь пожаловал Махрищский монастырь, как богомолие своей матери, покойной великой княгини Елены, привилегией непосредственного дворцового суда. В грамоте мы читаем: "А кто будет чего искать на игумене, или на братии, или на их людех и крестъянех, сужу их яз, князь великий, или мой боярин введенный, у которого матери моей, великой княгини дворец будет в приказе". Этот акт указывает, что дворецкий и был боярин введенный, служивший органом непосредственного княжеского суда для привилегированных лиц и учреждений. Но такими органами дворцового суда были и другие главные, или большие, дворцовые сановники, именно дворцовые бояре путные - сокольничий, стольник и т. д. Крестьяне, приписанные к тому или другому пути, не судились местными наместниками или волостелями, а подлежали непосредственному дворцовому суду, как и привилегированные землевладельцы, и их судили главные управители путей: сокольников - сокольничий, дворцовых рыболовов или садовников - стольник и т. д. Значит, эти высшие дворцовые сановники, ведавшие различные статьи дворцового хозяйства, и были боярами введенными. Главным из них был дворецкий, который управлял дворцовыми слугами и дворцовыми землями, в которых была княжеская пашня, т. е. пашня, которую разрабатывали на дворец, доставляя с нее во дворец хлеб. Дворецкий, таким образом, был главным управителем дворцовых слуг и дворцового хлебопашества, а путные бояре были главными управителями различных дворцовых угодий, как-то: пчеловодства, рыболовства, звероловства и т. п. Теперь можно объяснить, почему в актах удельного времени высшее управление обозначается словами: "бояре введенные", иногда "бояре введенные и путники", иногда "путные бояре". "Бояре введенные и путные бояре" были понятия, близкие одно к другому, но не всегда совпадавшие. Путные бояре заведовали дворцовыми угодьями; бояре введенные были главноуправляющими разных частей или ведомств дворцового хозяйства. Бояре путные были все бояре введенные, но не все путники были бояре: подчиненные путным боярам чиновники назывались путниками, но не носили звания бояр. С другой стороны, не все бояре введенные были путными, например к числу бояр введенных принадлежали дворецкий и казначей, хранитель и собиратель княжеских доходов, но их ведомства в удельных актах не называли путями. Кроме того, не все бояре введенные имели пути, т. е. кормление. Теперь, кажется, понятно значение этих слов. Бояре введенные - главные управители дворцовых хозяйственных ведомств; из них те, которые управляли дворцовыми угодьями, или те, которые, состоя на службе при дворце, получали из дворцовых доходов или земель кормление - путь, назывались путными.
АДМИНИСТРАТИВНО-СУДЕБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ МОСКОВСКОГО ВРЕМЕНИ. В Московское время должности путных бояр превратились в присутственные места, постоянные учреждения, которые назывались приказами. Мы не знаем, существовали ли при путных боярах удельного времени канцелярии с дьяками и подьячими; пути были ведомства, но неизвестно, были ли это присутственные места. Может быть, каждое ведомство по поручению князя управлялось единолично или по крайней мере без канцелярии, посредством устных личных распоряжений.
ПРИКАЗЫ. В Московское время при главных управителях являются канцелярии с письменным делопроизводством; эти канцелярии и называются приказами, или избами. Термины "приказ", "изба" в смысле центрального ведомства с канцелярией являются не ранее XVI в. По происхождению своему термин "приказ" тесно связан с судебно-административной терминологией удельных веков. Как боярин введенный, ведавший известную статью дворцового хозяйства, имел значение главного княжеского приказчика, так и его ведомство, сосредоточившись в постоянном учреждении с канцелярией, в Московское время получило название приказа. Понятие о боярине введенном как приказчике встречается еще в актах Московского времени; иногда мы читаем о непосредственной подсудности княжескому суду привилегированных лиц: "ино сужу их яз, великий князь, или кому прикажем", т. е. мой приказчик. Боярин введенный заменяется человеком, которому государь прикажет судить. Приказчик - единоличная должность; приказ - присутственное место, которым управляет приказчик. Так как центральное управление при удельном князе было преимущественно дворцовым, то и удельные приказчики превратились в дворцовые приказы. Дворецкий стал во главе Приказа Большого дворца; конюший боярин - во главе Конюшенного приказа; ловчий - во главе Ловчего приказа; стольник превратился в управителя Хлебенного и кормового приказа или двора и т. д. Рядом с этими дворцовыми приказами возникла потом целая система приказов уже с государственным характером. Если вы представите себе центральное дворцовое управление удельных веков, вы увидите, что ведомства, из которых оно состояло, имели территориальный характер: ведомство дворецкого состояло из сел и деревень, которые пахали пашню на дворец; ведомство соколиное - из сел и деревень, занимавшихся ловлей охотничьих птиц, и из лесов, где эти птицы ловились, и т. д. Каждое из этих ведомств не представляло цельной территории, состояло из клочков, разбросанных по всему княжеству. Такой же территориальный характер имели и московские приказы, по крайней мере в их запутанной системе легко различить территориальное основание, даже по памятникам XVI, XVII вв. Мы видели, что дела между приказами распределялись по своему характеру, как и дела в наших министерствах, но главные приказы, ведая государственные дела на всем пространстве, ведали еще специальные дела в известных областях его. Это совмещение общегосударственного характера с территориальным - любопытнейшая черта в устройстве московских приказов, которая наиболее путает изучающих его. Например, одним из главных приказов был Посольский - ведомство иностранных дел; но Посольский приказ, занимаясь иностранными сношениями, управлял еще пятью городами с их уездами, и эти уезды не имели между собою никакой территориальной связи; к ним, например, принадлежали города с уездами: Балахна, Соликамск, Чердынь, вся великая Пермь. Разряд, или Разрядный приказ, ведал военные дела в государстве и ратных служилых людей; это было военное министерство, или, если угодно, главный штаб, но он ведал и поместные дела в некоторых уездах, особенно окрайных, южных. Точно так же Приказ Большого дворца соответствовал нашему Министерству двора, но он управлял по всем или многим делам 40 городами с их уездами, которые назывались дворцовыми. Поместный приказ ведал служилое землевладение - вотчины и поместья служилых людей, но не во всем государстве, а только в тех уездах, которых не ведали по поместным делам другие приказы, как-то: Разряд, Казанский дворец, правивший бывшими царствами - Казанским и Астраханским. Приказ Большой казны ведал высшее столичное купечество и торговых людей с крестьянами, но только некоторых городов; он собирал с них прямые налоги. Я не говорю уже о приказах, которых самые названия указывают на их территориальный характер, например Новгородский приказ, Приказ Казанского дворца. В основании всех главных приказов мы найдем это территориальное значение. Такое местное значение главных приказов объясняет, между прочим, и описание центрального управления, какое мы находим у Флетчера. Флетчер говорит, что во главе центрального управления стоят четыре приказа, которые назывались четвертями; между ними распределены все области государства, кроме тех, которые ведает государев дворец. Какие же это были четверти, между которыми разделено было управление всеми областями государства? Это те же главные приказы: Посольская четверть, Разрядная четверть, Поместная четверть и Казанский дворец. Итак, наблюдатели XVI в. еще очень хорошо замечали территориальное значение центральных приказов.
Термины, которыми обозначались органы областного управления, не требуют почти объяснения. До половины XVI в. органами областного управления были наместники и волостели: наместники управляли городами с подгородными станами, волостели - остальными сельскими областями. С Ивана Грозного места наместников и волостелей заменили выборные земские старосты. Рядом с земскими старостами, судьями и сборщиками государственных податей являются специальные органы - полицейские и финансовые - губные старосты и верные головы - те и другие с целовальниками, т. е. с присяжными помощниками. Эти выборные должности - знакомое для вас явление. С половины XVI в. в пограничных уездах, где требовалась сосредоточенная военная власть, появляются генерал-губернаторы, носившие название воевод; каждый уезд управлялся воеводой. Но как при приказах, так и при областных управителях состояли подчиненные органы - это доводчики и праветчики. Доводчики в судебниках называются еще недельщиками, по крайней мере доводчики приказные; это потому, что они чередовались по неделям в исполнении своих обязанностей. При недельщиках состояли помощники для судебных разъездов, называвшиеся заговорщиками или ездоками. Заговорщиками они назывались потому, что вместе с своими принципалами составляли заговор - товарищество, связанное круговой порукой друг за друга. Вот главные термины центральной и областной администрации Московского времени.
ВЗГЛЯД НА РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО УПРАВЛЕНИЯ. Теперь только сведем наблюдения, вынесенные из изучения административной, собственно должностной, терминологии древней Руси, чтобы видеть, в каком порядке развивалось устройство управления в разные периоды ее истории. В этом отношении нельзя положить резких границ, но можно заметить, что строй древнерусского управления представляет три преемственно сменившихся системы, которые отличались между собою большей или меньшей выработкой учреждений. Первым периодом было время, когда господствовал очередной порядок княжеского владения; вторым периодом назовем удельное время; третьим - время Московского государства, или объединенной Великороссии. В первом периоде мы не замечаем ни постоянных ведомств, ни даже постоянных должностей, но есть придворные звания, носители которых являются с характером сановников особых поручений: дворский, покладник, казначей. Людям, которые носили эти придворные звания, князь поручал разнообразные правительственные дела, еще не успевшие сложиться в постоянные ведомства. Вот почему дворский, званием своим указывающий на дворцовое хозяйство, иногда командовал княжеской дружиной, а меченоша, званием своим указывающий на военную должность, иногда является в роли дипломата, ведет от имени своего князя переговоры с другим князем.
В удельные века придворные звания превращаются в постоянные должности: каждому званию соответствует известный постоянный круг правительственных дел, входивших вообще в состав княжеского хозяйства, потому что все удельное управление было, собственно, хозяйственное. Но при постоянных должностях не видим еще постоянных присутственных мест; должности соответствует известное правительственное ведомство, но должность остается учреждением единоличным. Сановник, управляющий известным ведомством, не является во главе постоянного присутственного места, а единолично, большею частью посредством устных распоряжений ведет порученные ему дела; он правительственный приказчик князя, но при нем еще нет приказа. В Московское время единоличные постоянные поручения превращаются в постоянные присутственные места. Главные правительственные приказчики превращаются в начальников приказа. В таком виде можно представить процесс развития управления в древней Руси.
История этого управления представляет процесс постепенного обособления правительственных органов. Сначала один орган исправляет разнообразные дела; потом органы специализуются: каждый из них подает постоянно одни и те же дела; наконец, эти органы расчленяются: орган, ведавший постоянно известные дела, разрастается в целое присутственное место, состоящее также из отдельных органов, ведающих каждый свои дела, имеющих каждый свое отправление.
Такой процесс развития полезно иметь в виду при объяснении различных правительственных должностей, являющихся в памятниках того или другого периода.
IV. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ). Б) ПРЕДМЕТЫ УПРАВЛЕНИЯ И СУДА. I) НАЛОГИ. А) ДАНИ. СОХА. ОБЖИ. ТЯГЛО. КОРМЫ. ПОДАТИ. Б) ТОРГОВЫЕ ПОШЛИНЫ. ПРОЕЗЖИЕ ПОШЛИНЫ. ПОШЛИНЫ СОБСТВЕННО ТОРГОВЫЕ
ПРЕДМЕТЫ УПРАВЛЕНИЯ И СУДА. Ведомства, которые представляют более всего неясных терминов, были финансовое и судебное; термины военного устройства и управления не представляют затруднений. В ведомстве финансовом мы остановимся на терминологии налогов.
НАЛОГИ. Налоги в древней Руси можно разделить на два разряда: на дани и пошлины; дани - налог прямой, падавший на труд; пошлины - налог косвенный, падавший на потребление или на обмен вещей. Даже суд входил в эту финансовую систему, потому что судебные действия имели значение источников дохода; платежи, шедшие правительству с судебных действий, входили также в систему пошлин. Таким образом, все налоги в древней Руси можно разделить на такие разряды: дани и пошлины; пошлины - торговые и судебные. Я не решаюсь сказать, с какой степенью подробности должны мы изучить терминологию древнерусских налогов. Это самая запутанная, т. е. наименее изученная, сфера явлений нашей древней истории, поэтому я боюсь обременить вас излишней дробностью изучения. Я буду иметь в виду, что сказанное мною не во всех подробностях запомнится, но останется для справок только записанным. Изложение мое поэтому перейдет в краткий перечень терминов с объяснениями.
ДАНИ. Прямой налог, падавший на податные классы, у нас исстари назывался данью. Дань эта падала или на промышленных людей, или на хлебопашцев. Летописное известие, что вятичи платили в X в. дань хозарам "по шлягу от рала" - по какой-то иностранной монете с плуга, показывает, что она была поземельная, а внесенное в летопись предание, что те же хозары взяли с полян дань "по мечу с дыма", показывает, что она была подворная.
Рядом с данью в древнейшее время является повинность не постоянная, а временная, также падавшая на труд или на рабочее население; она называлась "полюдьем". Как отбывалась эта повинность, довольно трудно себе представить. Она состояла в содержании князя и его двора во время объезда князем своей области. Как известно по сочинению Константина Багрянородного, объезды эти совершались зимой. Князь отправлялся в объезд не только со своей дружиной, но и со всей своей семьей, по крайней мере в 1154 г. во время полюдья у Юрия Долгорукого на одном стану родился сын Всеволод; на этом месте в честь новорожденного и был построен город Дмитров, названный так по имени новорожденного Всеволода, в крещении Дмитрия. Есть древнее выражение о тяглых людях: "Они искони были княжие данники и конокормцы"; тяглые люди могли кормить княжих коней во время полюдья. Позднейшая форма тягла, сменившего полюдье, несколько объясняет нам, как отбывалась эта повинность в древнее время. Она была временная, т. е. отбывалась во время княжеских объездов, которые, быть может, совершались не каждый год .
В удельные века и в Московское время система прямых налогов обозначается подробнее в дошедших до нас памятниках. Во-первых, мы узнаем окладные единицы. Прямой налог, называясь по-прежнему данью, развёрстывался: в промышленных поселениях, городах и слободах - по количеству податных дворов; в селах и деревнях, занимавшихся хлебопашеством, а не промыслами, - по пахотным участкам.
СОХА. Податные единицы были крупные и мелкие; самая крупная единица была coxa. В разное время и в разных местах размер промышленной сохи был неодинаков: в иных местах одно количество податных дворов составляло соху, в других другое, притом в состав сохи входило неодинаковое количество лучших торговых людей, средних и молодших. Наиболее нормальными размерами промышленной сохи, посадской или слободской, были в XVI и XVII вв. 40 дворов лучших торговых людей, 80 средних и 160 молодших посадских людей, 320 слободских. Кроме нормальных тяглецов из торговых людей, были еще маломочные, называвшиеся бобылями; в соху входило втрое больше бобыльских дворов, чем дворов молодших торговых людей. Изменчивость размера сохи, очевидно, происходила от того, что на соху падал определенный, однообразный оклад дани, который был соображаем с состоятельностью местных промышленных обывателей; в ином городе лучшие торговые люди могли платить этот оклад с 40 дворов, а в другом в соху зачислялось большее количество лучших посадских дворов. Соха сельская - пашенная - заключала в себе известное пространство пахотной земли, также чрезвычайно изменчивой. Соха, которую всего чаще встретите в поземельных описях XV, XVI, XVII вв., была двоякая: новгородская - в поземельных описях Новгородской земли XV, XVI вв. - и московская. Соха новгородская очень невелика; она заключала в себе 3 обжи, а обжа 6, 8 или 10 четвертей: четверть = 1 1/2 десятины в одном поле, в трех полях - 1 1/2 десятины. Итак, новгородская соха при 10-четвертной обже = 45 десятин. Московская соха - целый пахотный округ; размер ее изменялся по качеству земли и по состоянию землевладельцев. Соха доброй земли служилой, т. е. принадлежавшей служилым землевладельцам, заключала в себе 800 четвертей; середней - 1000 четвертей, худой - 1200. 800 четвертей =1200 десятин в трех полях, 1000 четвертей = 1500 десятин в трех полях, 1200 четвертей =1800 десятин в трех полях. Итак, размер сельской, пашенной сохи изменялся по той же причине, по которой изменялась соха посадская или слободская, т. е. эти размеры были рассчитаны на то, чтобы взять пространство различной по качеству земли, способной вытянуть известный податной оклад. Крестьяне, жившие на служилых землях, кроме дани, платили еще оброк своим землевладельцам или работали на них. Земли черные, т. е. государственных крестьян, и церковные не несли военных повинностей или несли их в меньшем размере, поэтому на них падала более тяжелая дань. Значит, соха церковная и черная должна была иметь меньший размер сравнительно с сохой земель служилых. Так, соха церковная заключала в себе доброй земли 600 четвертей = 900 десятин в трех полях; средней - 750 четвертей= 1125 десятин в трех полях; худой - 900 четвертей =1350 десятин в трех полях. Соха черных людей иногда является даже в меньших размерах, например 400 четвертей доброй земли (600 десятин в трех полях). Итак. 600 десятин, которые обрабатывали черные крестьяне должны были платить такой же оклад дани, как 1200 десятин земли, принадлежавшей служилым людям, т. е. черные земли были обложены данью вдвое тяжелее служилых.
ОБЖИ. Соха подразделялась на мелкие окладные единицы, между которыми разверстывался оклад, падавший на целую соху. Новгородская соха подразделялась на обжи; как мы видели, обжа - от 6 до 10 четвертей в поле, т. е. 9 - 15 десятин в трех полях. Московская соха подразделялась на выти. Вытью называлась доля вообще, поэтому в оклад чине часть каждого называлась его вытью. Земельная выть - доля сохи; она была несколько больше обжи и также изменялась по качеству земли. Выть служилой земли: доброй - 12 четвертей (18 десятин в трех полях), средней - 14 четвертей (21 десятина), худой - 16 четвертей (24 десятины); впрочем, обыкновенно выть худой земли была больше, именно 20 четвертей (30 десятин).
По таким окладным единицам, крупным и мелким, и распределялись прямые налоги.
ТЯГЛО. Прямые налоги в удельное время и в Московском государстве до XVII в. состояли из дани, кормов и разных других натуральных повинностей. Вся совокупность денежных платежей и натуральных повинностей, падавших на сохи или выти, называлась тяглом. Тягло - термин, являющийся с конца удельного времени, если я не ошибаюсь. Флетчер различает тягло от подати; он говорит, что тяглом назывался определенный сбор с выти или известного количества хлеба; податью, напротив, назывался денежный сбор с сохи, итак, тяглом назывался сбор хлебом, а податью - денежный платеж. Я, право, не знаю, на чем основано такое различие: дань у нас собиралась и деньгами и хлебом; долго в актах XV, XVI вв. встречаем выражение: "а оброка деньгами и за хлеб" столько-то; дворцовые села в удельные века и в первое время в Московском государстве обыкновенно платили дань натурой. Правда, термин тягло связан в нашей древней письменности с понятием о жатве; в известных словах Григория Богослова в южнославянском переводе, но несколько обрусевшем, тяжари - нивы, пашни, тяжание - жатва; впоследствии тяжарь, в XVI в. например, значил пахарь, хлебопашец. Итак, тягло, или тягль, как выражается Иван Грозный в своей записке, поданной на Стоглавом соборе, - налог, связанный с нивой, пашней или с жатвой. Но обыкновенно на финансовом языке Московского государства тяглом обозначалась вся совокупность податей и повинностей, падавших на тяглое население.
КОРМЫ. Тягло это состояло: 1) в данях, или податях, которые шли князю, 2) в кормах, которые шли областным управителям. Кормы эти были: въезжий, взимавшийся при вступлении управителя в управление округом, и постоянные, годовые: петровский и рождественский. В удельное время они состояли в известных припасах натурой: хлеб, мясо, сено; и Московское время они были переложены в денежные оклады. Вы догадаетесь, из него развились эти кормы: это древние полюдья; отсюда и можем заключить, что древние полюдья состояли в приносах обывателей князю или его наместнику, когда он объезжал волость, и и содержании его во время пути. Теперь наместники не объезжали своих округов, как делали они и князья их некогда - в X, XI и даже XII вв.; теперь обыватели приходили к наместнику и приносили ему при въезде - кто что мог, на петров день и на рождество - определенное количество припасов, разверстанных по сохе: каждая соха платила известное количество печеного хлеба, мяса, сена. Итак, кормы - древние полюдья, только иначе взимавшиеся.
ПОДАТИ. В XVI и XVII вв. система прямых налогов чрезвычайно усложняется: к первоначальному окладу, падавшему на соху или выть и называвшемуся данью, присоединились другие налоги, вызванные новыми государственными потребностями и также разверстанные на сохи или выти. Так, например, были сборы: на выкуп пленных, которых уводили ежегодно крымцы, - полоняничные деньги - сначала временный налог, потом превратившийся в постоянный; стрелецкий хлеб собирался на содержание стрельцов, постоянной пехоты, возникшей в княжение Василия, отца Грозного; ямские деньги - на содержание ямской гоньбы, правильно устроенной уже в XVI в.; ямчужные деньги, или селитряные деньги, - сбор, явившийся с развитием артиллерии в московской армии; это сбор на покупку пороха и т. п. Термины, которыми обозначалась большая часть этих налогов, понятны без объяснений.
В XVII столетии эти многочисленные налоги были объединены, сведены в три крупных оклада: деньги данные, полоняничные и деньги оброчные. Оброчные деньги, или оброк, явились со введением земских учреждений царя Ивана; как известно, тогда было отменено управление наместников и волостелей и все их обязанности переданы были выборным земским старостам с целовальниками. Но управление наместников и волостелей было налогом на обывателей, способом содержания служилых людей, которые получали корм за свое управление; имена их земскими выборными старостами и целовальниками сопровождалась переложением кормов в особенный государственный налог, который служил дополнением к дани, он и назывался оброком, или откупом, поэтому оброк, или откуп, надо отличать от оброков вотчинных или поместных. Приведу вам оклад одного города с уездом по описи 1677 г. - Тотьма: на посаде 215 дворов, в уезде 2098 дворов, 36 дворов половничьих; данных и оброчных денег 1495 руб., полоняничных - 68 руб. По этому примеру вы можете судить о размере тягла, падавшего на средний двор; посадские дворы платили больше, чем крестьянские, но в этой описи не указано это различие.
В 1681 г. сделана была попытка еще большего округления прямых налогов по сословиям. Все прямые налоги сведены были в два разряда: 1) стрелецкие деньги, 2) ямские и полоняничные; каждому из этих разрядов дано было сословное значение: налог стрелецкий падал на городское и промышленное сельское население - на все города, дворцовые и тяглые, также на уезды поморские, где хлебопашество не было главным занятием сельских жителей; итак, промышленные - посадские и слободские - обыватели платили стрелецкие деньги; крестьяне пашенные - государственные, дворцовые, церковные, вотчинные и помещичьи - платили ямские и полоняничные деньги. Надобно заметить такое разверстание прямых налогов с 1681 г., чтобы не смущаться терминологией, чтобы знать, что значили полоняничные деньги до 1681 г. и что после: до этого года - это один из прямых налогов, после этого года полоняничные и ямские деньги - это подать, падавшая на земледельческое население.
ТОРГОВЫЕ ПОШЛИНЫ. Все торговые пошлины разделялись на проезжие и собственно торговые. Проезжие пошлины взимались на мытах за право проезда с товаром; торговые (таможенные) пошлины взимались в таможных за право торговли товарами, т. е. за право купли и продажи.
ПРОЕЗЖИЕ ПОШЛИНЫ. Проезжие пошлины были: мыт - сбор за право провоза товара. Он взимался с количества возов или лодок независимо от ценности товара, поэтому было два мыта: мыт сухой (сухопутный) - с возов и мыт водяной - с лодок. Головщина и костка - это сбор с лиц, везущих товар, обыкновенно поголовный со всего количества людей, при возах состоящих или находящихся на лодках. Разница между годовщиной и косткой неизвестна; происхождение термина костка объясняется так: костка - собственно гостка, сбор за право проезда по гостинцу, а гостинец- большая торговая дорога; я не знаю, как бы было возможно превращение гостки в костку. Задние калачи - это мелкий сбор с торговых людей, возвращавшихся с рынка после продажи товара: товар продан с выгодой, купец едет назад - мытарям надо заплатить задний калач. Мостовщина и перевоз - это сбор за право провоза товара через мосты и по перевозам; этот сбор имел характер как бы платы устроителю моста или перевоза. Таковы пошлины за право проезда торговых людей с товаром - пошлины вещные, падавшие на товар, и личные, падавшие на лица.
ПОШЛИНЫ СОБСТВЕННО ТОРГОВЫЕ. Пошлины торговые собственно разделялись на сборы за торговые действия, подготовлявшие к продаже товар, и на сборы за право купли и продажи.
Сборы за подготовительные торговые действия: замыт (сложное от за и мыт - "вместо мыта"), или замытная пошлина, - сбор, заменявший мыт в том городе или рынке, где купец останавливался для торговли. Мыт платился за проезд мимо сборного пункта; замыт платился при въезде в город, где купец хотел продавать свой товар, значит, соединял в себе и проезжую пошлину, и сбор за право торговли. Явка - мелкий сбор, взимавшийся при заявлении купцом привезенного им товара в таможне. Гостиное - сбор при найме купцом лавки для товара. Такое же значение имели сборы: амбарное и полавочное. Свальное - мелкий сбор, взимавшийся при складке товара. Весчее, или пудовое, - сбор при взвешивании товара. Померное - сбор при мере сыпучих веществ. Пятно - сбор при клеймении приведенных для продажи лошадей, которые не могли быть проданы без пятна - смоляной печати на ногу лошади. Писчее - мелкий сбор при записи пятенных лошадей в книгу. Таковы мелкие сборы за предварительные торговые действия, сборы, наиболее часто встречающиеся в актах.
Сборы за право купли и продажи взимались такие: тамга и осмничее; осмничее является древнее тамги: осменик в смысле сборщика таможенных пошлин известен уже в Киеве в половине XII в. Тамга - сбор за право купли и продажи; появляющееся с татарского времени слово тамга - одного татарского корня с словом деньги; тамга - металлическая пломба, привешивавшаяся к товару, оплаченному пошлиной, или печать. Но и после тамга и осмничее встречаются рядом. До сих пор никому не удалось уловить ни одной осязательной черты различия между этими сборами. Может быть, это утвердившееся в разных местах по первоначальному различию название одной и той же пошлины: на иных рынках сбор этот назывался осмничее, на иных тамга. Тамга и осмничее падали на все товары и не только на товары, но и на деньги, на которые покупали товар, т. е. как на продавца, так и на покупщика. Тамга составляла известный процент стоимости товара или известный процент заявленного покупателем капитала, на который он хочет приобрести товар; заявление того и другого делалось в таможне. Размер тамги был неодинаков для купца туземного, иногороднего или иностранного: тамга с туземного купца простиралась от l/4% до 1 - от '/2 деньги до 2 денег с рубля (в рубле 200 денег); тамга с иногороднего, но русского купца простиралась от 1 1/2 до 3% - от 3 до 6 денег с рубля; с иностранного - от 7 до 10 денег, т. е. от 3'/2 до 5%. Тамга и осмничее, сказал я, падали и на товары и на деньги, которыми покупались товары; исключение составлял хлеб, который, как это видно из большей части актов, не подлежал тамге.
Эти разнообразные пошлины за предварительные действия, как и за право торговли, были большею частью уничтожены в половине XVII в. уставной грамотой 1654 г. и заменены одним сбором за право торговли (т. е. большая часть проезжих была отменена); этот сбор получил название рублевой пошлины, потому что взимался известный процент с рубля - как с рубля, привезенного для покупки товаров, так и с рубля их стоимости; с продавца товара рублевая пошлина - 10 денег с рубля (5%), с покупателя, т. е. с его денег, назначенных на покупку - 5 денег с рубля (2 1\2%). Итак, когда вы встретите в актах после 1654 г. рублевую пошлину, считайте ее за сбор, который объединил разнообразные мелкие проезжие и торговые пошлины прежнего времени. Когда вы встретите рублевую пошлину до этого акта (что бывает очень редко), то считайте ее за тамгу: тамга также иногда называлась рублевой пошлиной, потому что она представляла известный процент со стоимости товара.
О судебных пошлинах сказано будет ниже.
Таблица прямых и косвенных (торговые пошлины) налогов древней Руси
Прямые налоги
В удельное время тягло состояло
|
a) Из даней или податей князю
|
b) Из кормов областным управителям:
1) въезжий,
2) петровский,
3) рождественский
|
В XVI, XVII вв. присоединяются
|
c) Полоняничные деньги
d) Стрелецкий хлеб
e) Ямские деньги
f) Ямчужные деньги, или селитряные
|
С 1681 г.
|
Деньги данные Деньги полоняничные
Оброк, или откуп
|
В XVII в. объединяются
|
Стрелецкие деньги
Ямские и полоняничные деньги
|
Косвенные налоги. Торговые пошлины.
Мостовщина и перевоз
10 денег с рубля или 5%
5 денег с рубля или 2 ¥%
Таблица податных единиц, по которым развёрстывался прямой налог в удельные века и в Московское время
|
Нормальный размер промышленной сохи
|
В городах
|
40 дворов
80 "
160 "
|
лучших посадских людей
средних " "
молодших " "
|
В слободах
|
320 дворов
480 "
|
слободских
бобыльских
|
Нормальный размер сохи пашенной (в селах и деревнях)
|
|
Соха новгородская
|
Соха = 3 обжи
или
27 - 36 - 45
десятин
в 3-х полях
|
Обжа содержала 6 - 8 - 10 четвертей, четверть = 1/2 десятины в поле = 1 1/2 десятины в 3-х полях
|
Соха московская подразделялась на выти
|
служилая
|
Лучшей земли - 800 четвертей =1200 дес. в 3-х полях.
|
|
|
Средней земли - 1000 четвертей =1500 дес в 3-х полях
|
|
|
Худой земли - 1200 четвертей = 1800 дес. в 3-х полях.
|
|
Церковная
|
Доброй земли - 600 четвертей =900 дес. в 3-х полях,
|
|
|
Средней земли - 750 четвертей =1125 дес. в 3-х полях.
|
|
|
Худой земли - 900 четвертей = 1350 дес. в 3-х полях.
|
|
Черная
|
Доброй земли - 400 четвертей =600 дес в 3-х полях.
|
Выть
|
Служилой
|
Доброй земли - 12 четвертей = 18 дес. в 3-х полях.
|
|
|
Средней земли - 14 четвертей = 21 дес. в 3-х полях.
|
|
|
Худой
земли
|
16 четвертей = 24 дес. в 3-х полях,
|
|
|
|
20 четвертей = 30 дес. в 3-х полях.
|
IV. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ). Б) ПРЕДМЕТЫ УПРАВЛЕНИЯ И СУДА (ПРОДОЛЖЕНИЕ). 2) СУД. А) ДОВОД. СУДОГОВОРЕНИЕ. Б) ПРАВДА. СУДЕБНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. ПОСЛУШЕСТВО. СУД БОЖИЙ. ИСПЫТАНИЕ ЖЕЛЕЗОМ ИЛИ ВОДОЙ. ПОЛЕ. ПРИСЯГА. ЖРЕБИЙ. ОСОБЫЙ ВИД СУДА БОЖИЯ. ПОВАЛЬНЫЙ ОБЫСК. В) ПРАВЕЖ. ТОРГОВАЯ КАЗНЬ. БАТОГИ. ВЗЫСКАНИЕ СУДЕБНЫХ ПОШЛИН
СУД. Слово "суд" в древней Руси имело очень разнообразные значения: 1) суд значил право судить, судебную власть, 2) суд - закон, определяющий порядок суда; в этом смысле суд значил то же, что судебник: Правда Русская или некоторые ее статьи озаглавливаются в списках иногда словами: суд Ярославль, в других - судебник Ярослава, 3) суд - пространство судебной власти - то, что мы называем компетенцией, например "наместник с судом боярским" или "без суда боярского", т. е. с правом или без права судить известный круг дел; наконец, 4) суд - судебный процесс, судоговорение со всеми ему предшествующими актами и со всеми последствиями, из него вытекающими. Таковы значения этого термина. Мы будем говорить о судебном процессе.
Для объяснения терминов, которыми обозначались разные моменты и акты судебные, надобно знать, что древний судебный процесс можно разделить на такие три момента: 1) довод, 2) правда и 3) правеж.
ДОВОД. Доводом можно назвать всю совокупность судебных доказательств вместе с актами, подготовлявшими процесс или помогавшими собиранию судебных доказательств. Актом, подготовлявшим судоговорение, было: челобитие, которым вчинялся иск. До XV в. мы не знаем письменных челобитий, может быть, потому, что они были редки и не попались исследователям; другие утверждают, что письменных челобитий не подавали до XVI в. Самый термин указывает, как представлялось челобитие, все юридические термины некогда имели буквальное значение, следовательно, некогда вчинали иск "бия челом", т. е. ударом в землю лбом, кланяясь.
От челобития как акта, вчинавшего иск, надобно отличать извет. Извечать значило заявлять протест против нарушения права, не вчиная формального иска. Когда нарушитель права встречал со стороны потерпевшего молчание, на суде это молчание принималось за знак согласия; кто не имел возможности начать иска о нарушении права, но хотел отстранить от себя на суде ссылку на это молчание, тот подавал извет, т. е. простой протест. Впоследствии извет отличался от формального иска и получил значение доноса; такое значение доноса тайного, оформленного и не сопровождавшегося актами обычного процесса, имел извет в XVII в.
Челобитие сопровождалось согласием судебной власти на вчинание иска. Если челобитие представлялось князю, это согласие выражалось в том, что князь давал приказ подлежащему судебному чиновнику, например наместнику округа, откуда представлено челобитие, начать дело и рассудить его. Распоряжение это выражалось в особой грамоте, которую князь посылал наместнику или давал боярину; грамота эта называлась судимой грамотой - грамотой, приказывавшей судить. Как скоро суд разрешался, посылался к ответчику доводчик - судебный пристав с назначением срока стать на суд; в древнем русском обществе для людей различных классов постановлены были определенные сроки, в которые их можно было вызывать на суд. Доводчик или ходил к ответчику с повесткой, или ездил, получая за этот труд прогоны по расстоянию; прогоны в первом случае, когда он жил в том же городе, назывались хоженое; прогоны во втором случае назывались езд. Доводчик ехал с приставной памятью (повесткой), которую предъявлял ответчику. На ответчика накидывался срок, когда стать на суд; срок иногда назначался по уговору тяжущихся, иногда же согласовался с грамот