href="#I05a">5.
В художественной литературе все чаще появляются произведения на
историческую тему. Еще раньше тот же Карамзин написал две повести из
русского прошлого: "Наталья - боярская дочь" (1792) и "Марфа
Посадница" (1803), имевшие в свое время (особенно первая) громадный
успех. Однако, написанные в обычной "чувствительной" манере
Карамзина, они заключали в себе очень мало подлинно исторического.
Мало историчны были и стихотворные "Думы" Рылеева, в которых дана
целая галерея героев русского исторического прошлого. Основанные на
материале, заимствованном в большинстве из "Истории Государства
Российского", они носили, как и лучшее произведение Рылеева -
историческая поэма "Войнаровский", - агитационно-декабристский
характер. В этом же роде были и исторические повести ближайшего
соратника Рылеева декабриста Александра Бестужева. Столь же далека
от подлинной истории и сентиментально-романтическая русская
историческая драматургия того времени. Единственное исключение -
"Борис Годунов". Пушкин также заимствовал фактический материал в
основном из "Истории" Карамзина, сумел полностью преодолеть
консервативно-монархические тенденции последнего и создал в 1825
году первое в нашей литературе подлинно историческое произведение -
реалистическую народную драму. Но "Борис Годунов" до 1831 года не
разрешался Николаем I к печати.
Потребность русской читающей публики в произведении, которое,
подобно произведениям Вальтера Скотта, в увлекательном романическом
- "вымышленном" - повествовании развертывало бы широкую картину
русского исторического прошлого, все настойчивее давала себя знать.
Эту потребность чутко уловил Пушкин, до того писавший в стихах, но в
середине 1827 года принявшийся за исторический роман в прозе "Арап
Петра Великого".
Тем замечательнее инициатива Лажечникова, который, примерно в то
же время и даже несколько ранее, задумал и начал работу над
историческим романом "Последний Новик".
Не менее знаменательно, что, как и в "Арапе" Пушкина, действие
романа Лажечникова отнесено к русским историческим событиям начала
XVII века и непосредственно связано с личностью и деятельностью
Петра I.
Глубоко своеобразная личность Петра, царя-просветителя,
осуществившего важнейшие, исторически назревшие и необходимые
государственные преобразования, создавшие могучую российскую
державу, издавна привлекала внимание почти всех деятелей новой
русской литературы, начиная с Кантемира и Ломоносова. В первые два
десятилетия XIX века эта тема стала преимущественным достоянием
реакционных писателей, эпигонов устаревшего классицизма XVIII века.
Но после поражения декабристов она снова приобретает большое и
прогрессивное не только литературное, но и общественное значение.
Крушение восстания узкого круга дворянских революционеров,
далеких от народа и потому им не поддержанных, наглядно показало,
что, говоря словами Радищева, "не приспе еще година", еще не
сложилась в русских исторических условиях возможность успешного
революционного переворота.
В то же время новый царь Николай I, стремясь после жестокой
расправы над декабристами привлечь на свою сторону общественное
мнение, затеял на первых порах ту традиционную "игру" в либерализм,
которую вели в начале их царствований и его бабка Екатерина II и его
покойный брат Александр I, Николай отстранил наиболее ненавистных
деятелей александровского царствования - Аракчеева и Магницкого.
Вернув из ссылки Пушкина, он заверил его, как до того заверял во
время следствия многих декабристов, что намерен сам провести
намечавшиеся ими реформы. Был образован негласный комитет для
решения так называемого "крестьянского вопроса".
Эти посулы вызвали живое сочувствие как самого Пушкина, так и
некоторых прогрессивно настроенных современников, которые
единственный выход из создавшегося общественно-исторического тупика
видели в осуществлении назревших преобразований "манием царя" -
просвещенного монарха, действующего так же решительно и энергично,
как действовал в свое время Петр I.
Именно в этом смысл знаменитого стихотворения Пушкина 182(i года
"Стансы", в котором поэт "в надежде славы и добра" напоминал Николаю
I деятельность его пращура Петра I и призывал его быть "во всем
подобным" ему. Поэтому же, обращаясь к Николаю, называл ею вторым
Петром декабрист А. Бестужев. Отсюда - и не ослабевающий в Пушкине
до самого конца его жизни особый и настойчивый интерес к Петру и его
времени. С этим же связано и обращение Лажечникова к эпохе Петра в
своем первом историческом романе.
То, что Лажечников не случайно остановился именно на этой эпохе,
лучше всего видно из следующего. Участник победоносной войны с
Наполеоном, он и в русском прошлом искал событий, в которых с
наибольшей яркостью и силой проявились бы героические черты русского
национального характера, патриотический дух народа. Одним из таких
событий была в начале XVII века борьба русского народа против
польских интервентов, возглавленная Мининым и Пожарским. Сам