начетчик, житель г. Калуги, И. А-в. Что касается немоляцкой секты, то она первоначально возникла в земле Войска Донского, также без всякого участия посторонних влияний, вполне самобытно. Основателем ее считается донской казак Гавриил Зимин, житель Федосеевской станицы. Зимин с малолетства быль старообрядцем-поповцем, затем перешел в беспоповскую секту. "Пребывая в оной, - говорить В. С. Толстой, - и изыскивая по старопечатным книгам разные толкования, Зимин начал изъяснять совершенно неслыханное учение, которое хотя и основано на священном писании, но такой секты еще нигде не
было"1). Сущность учения немоляков состоит в том, что они, как показывает самое название их, не молятся Богу, не произносят и не читают никаких молитв, не признают не только внешнего, но и внутреннего богопочитания. Священное писание, говорят немоляки, должно быть все, без исключения, понимаемо в духовном смысле. Во всех остальных частях учение немоляков сходно с изложенным уже нами учением воздыханцев, которое, по своим рационалистическим воззрениям, во многих отношениях идет дальше штунды и молоканства. Власти не замедлили привлечь Зимина к следствию, как составителя вредной секты. Зимин имел георгиевский крест; явившись к допросу, он сам снял этот крест и отдал его начальству. В 1837 году Зимин был сослан в Закавказский край; дальнейшая судьба его, к сожалению, неизвестна. Точно так же совершенно неизвестно, как велика в настоящее время численность немоляков. Однако имеются некоторые данные, на основании которых можно заключить, что секта эта распространилась в разных концах России. Г. Андреев говорит, что она открыта была в 1845 году в Одессе; в 1867 году в Вятской губернии, в Сарапульском уезде, к секте немоляков стали примыкать целые селения. Начальство, в видах ее искоренения, стало сажать главных виновников в острог. Тогда немоляки стали являться к местным властям толпами, с просьбою о заточении их в острог. Толпы эти были до того значительны, что, по недостатку помещения,
1) Чтения в Императ. Обществе Истор. и Древн. 1864 г. кн. 4, стр. 128.
пришлось отказать многим из них в исполнении их желаний1). В недавнее время немоляки явились в Нижегородской губернии. По этому поводу г. Гацисский замечает, что "во многих селениях почва для новой веры совсем расчищена"2).
Или вот, например, в 1862 г., около села Кимры, Корчевского уезда, заселенного старообрядцами, появляются люди, которые, называя себя "Христовыми учениками веры Христовой кафолической", начинают проповедывать новое, неслыханное в тех местах учение. Они отрицают всю внешность религии, считая ее необходимою для христиан, "еще в младенчестве сущих", и безусловно ненужною, лишнею для христиан "совершенных". Об этом нравственном совершенстве должен каждый пещись по слову Спасителя: "будете совершени" и проч. Для таких христиан нужны лишь Евангелие, молитва духом и "удаление от всякой скверны житейской". При этом проповедники и пропагандисты нового этического учения развивали ту мысль, что "для всякого народа требуется обновление по заповедям Христовым, что для этого настала теперь самая лучшая пора и т. п."3). Священник Беллюстин, сообщая о появлении этого учения, замечает, что учение это "быстро разносилось" и "жадно принималось" крестьянами, не только раскольниками, но и православными.
Из всех этих данных ясно видно, что учения этико-рационалистического характера вовсе не
1) "Слово" 1878 г. N 8. Статья г., Юзова, стр. 106.
2) "Древняя и Новая Россия", 1877 г., N 11, стр. 274.
3) "Русский Вестник", 1865 г., N 6. Статья Беллюстина. "Слово" 1878 г. N 8.
чужды духу русского народа вообще и в частности нашего староверия, видно, что в сердце народа давно уже назрело и накипело недовольство против мертвой схоластики и тупой приверженности к букве. Постоянное возникновение из среды беспоповщины новых учений с явно рационалистическим направлением и быстрое распространение этих сект в среде старообрядцев ясно доказывает, что учения беспоповцев не заключают в себе начал неподвижности, застоя и закоснелости. Поэтому Кельсиев был в значительной степени прав, утверждая, что "почти все беспоповщинские секты допускают, как и протестанты, полную свободу исследования и основывают свое учение не на предании, а на логическом выводе"1). Не менее прав также и покойный Юзов в своих выводах, к которым приходит он в своей статье "Староверие". Вот как резюмирует он эти выводы: "Передовая часть беспоповщины проповедывает религиозный рационализм, а остальная находится на пути к нему; эта последняя не может остановиться на полпути, так как вражда ко всякой иерархии не дает возможности сковать и закрепить их религиозные воззрения. Право свободного толкования священных книг вошло в их плоть и кровь, а там, где всякий мыслящий человек имеет право разрешать свои религиозные воззрения, опираясь на свое собственное понимание текста священных книг, там рационализму - раздолье"2).
1) "Сборник правител. сведений о расколе". Вып. I, предисловие.
2) Статья Юзова "Староверие", "Слово" 1878 г., N 7 и 8.
В нашей печати слишком много и часто писалось (да и до сих пор пишется) о разного рода темных сторонах раскола. Много усилий употреблялось для того, чтобы уронить, унизить его в глазах народа и общества. Но при этом почти совсем не обращалось внимания на причины, вызывавшие те или другие уродливости в учениях различных сект; светлые же стороны раскола намеренно игнорировались. В укор русскому сектантству ставились нередко такие вины и преступления, в которых оно собственно никогда не было повинно. Возьмите для примера хлыстовщину и скопчество. Сколько толковалось на тему о том, что только наш темный, невежественный народ мог создать, мог додуматься до этих диких, противоестественных учений, с их чудовищными операциями и радениями, кончающимися "свальным грехом". И что же? Оказывается, что эти учения вовсе не изобретения русского народа, что они, возникнув в Византийской империи, были известны там уже во II и в III столетии по Р. Хр. и с тех пор никогда совершенно не прекращались и не исчезали. Основываясь на том тексте священного писания, в котором говорится, что лучше отрезать один соблазняющей тебя член, нежели совсем угодить в геенну огненную, скопцы решаются с буквальною точностью следовать словам писания.
Как ни странно, ни темно это учение, тем не менее и в нем обнаруживается несомненное прогрессирование, и в нем проглядывают первые проявления рационализма. И здесь является отпор буквальному толкованию священного писания, и здесь начинают все более и более
склоняться к мысли о необходимости понимать слово Божие духовно. Скопческие процессы последнего времени доказывают, что новейшие и более выдающиеся апостолы скопчества начинают признавать духовное оскопление, - "обрезание сердца от злых дел и помышлений". Нередко бывали случаи, что самые столпы этой секты отсоветывали своим неофитам физическое оскопление1).
Затем в недавнее время из среды скопческой секты выделилась весьма значительная часть ее последователей, которые, называя себя "духовными скопцами", категорически отвергают физическое оскопление и проповедывают обыкновенное воздержание от плотских сношений с женщинами путем силы воли. Учение это, появившись в начале во Владимирской губернии, все сильнее и сильнее распространяется среди скопцов; таким образом одна из самых "возмутительных" сект мало-по-малу утрачивает свой первоначальный характер и постепенно обращается в такое учение, которое нисколько не противно православию, так как "духовные скопцы", в сущности, те же монахи, дающие обет вечного безбрачия и воздержания.
Но на этом не останавливается прогрессивное движение, проникшее в среду мистических сект, в роде скопчества и хлыстовщины. На юге России, по свидетельству г. Емельянова, замечается постоянное превращение скопцов (белых голубей) в хлыстов (серых голубей), а эти последние, в свою очередь, дробятся на различные толки и превращаются в молокан
1) "Отечествен. Записки", 1878 год, N 3. Статья г. Емельянова.
с бСльшей или меньшей примесью мистической хлыстовщины. Наконец, в последнее время мистический элемент, совершенно отступает на задний план и дает место более опытным способам доказательств. Рационализм, таким образом, все более и более входит в свои права, и хлыстовствующее молоканство постепенно переходит в штундизм вполне свободный как от византийского мистицизма, так и от немецкого пиэтизма1).
Если же скопцы и т. п. фанатики-пуритане, несмотря на все гонения, не исчезают со сцены народной жизни, то не следует ли видеть в самом существовании их протеста против общественной развращенности, против деморализации наших нравов? Когда нравственная испорченность слишком явно поднимает свою голову, всегда являются суровые люди, ригористы, неумолимые проповедники, которые тем строже и тем требовательнее, чем глубже и сильнее душевное растление общества. Если в своем увлечении они впадают в крайность, доходят до изуверства, то в их заблуждении виновата не нравственная природа, не чувство, ищущее правды, а мысль, не умеющая найти ответов на вопросы. Так было во все времена истории народов. Вспомните историю стоиков и пуритан, первых аскетов христианства и аскетов последующих веков.
- Не для корысти, не для почестей поступал я так, - говорил один скопец на суд присяжных, - а для души. В самой своей молодости искал я спасения, искал правды и
1) "Отечеств. Записки, 1878 г., N 3.
нашел ее. Я крепко убедился в этом и потому не считаю себя грешным ни пред Творцом, ни перед вами.
В числе светлых сторон нашего сектантства следует указать на его семейный и домашний быт. Известно, что в беспоповщинских сектах женщина пользуется значительной долей самостоятельности. В них женщины весьма часто являются наставницами, начетчицами; нередко им принадлежит главная руководящая роль в той или другой раскольнической общин. В Архангельской губернии мы знаем скит, в котором "большаком" является женщина; уже много лет управляет она этим скитом, хотя последний населен не одними женщинами, но и мужчинами. Что касается новейших сект, то в них положение женщин и детей и взаимные отношения членов семьи между собою рисуются в самых привлекательных красках.
Вот, например, что говорит о штундистской семье один исследователь этой секты. "Споры и раздоры в ней редки и исключительны. Проявления власти и насилия точно так же. Муж и жена совершенно равноправные лица. И тот, и другая имеют одинаковое право и в собраниях, и в жизни. На собраниях женщины являются в тех же ролях, как и мужчины, т. е. поют псалмы и песни, говорят проповеди, импровизируют молитвы, комментируют и уясняют смысл священного писания. Дома они не только хозяйки, но и вообще полновластные лица. Короче, в семье фактически существует полнейшая равноправность между всеми: - между женой и мужем, родителями и детьми. Родительская власть не принимает крутых и
резких оттенков даже при воспитании детей. Штундисты стараются действовать на детей словами и убеждениями, влиянием на умственную и нравственную стороны их жизни и вообще живым примером истинного христианина, человека любящего; поэтому они почти никогда не наказывают своих детей1)".
Порядки, установившиеся в штундистской семье, не представляют собою "отрадного исключения"; много сходного с этими порядками можно встретить в семейном строе многих других сект. У молокан, например, семейный деспотизм совсем не имеет места; даже при заключении браков, при женитьбе и выходе в замужество свобода детей нимало не стесняется родителями. А если бы что-нибудь подобное случилось, то дети всегда могут жаловаться общине или собранию, которое и восстановляет нарушенные права.
В. Н. Майнов сообщает следующие сведения о браках молокан и об отношении семьи к общине. "Сговорившиеся молодые люди объявляют о своем решении жить вместе сначала родителям невесты, а затем родителям жениха. В первое следующее за этим собрание родители жениха и невесты сообщают о решении детей своих перед общиною. При этом родители играют роль чисто пассивную; препятствовать браку они не имеют права, и даже если бы они вздумали пристращать детей лишением наследства, то и это не могло бы предотвратить брака, так как молодые люди могут тогда жаловаться на родителей собранию. Это послед-
1) "Неделя" 1877 г., N 2, стр. 60.
нее, обсудив жалобу и разобрав дело, "разрешает брак помимо воли родителей и производить своей властью выдел из имущества родителей известной доли, достаточной для обзаведения четы. Иногда даже на все имущество таких упрямствующих родителей налагается нечто в роде запрещения, или, вернее, опеки, чтобы помешать лишению детей их доли, посредством продажи имущества заблаговременно в чужие руки"1).
Мы уже упоминали, что в первое время развития раскола думали покончить с ним жестокими гонениями и преследованиями. Это не удалось. Раскол не только не ослабел, но, наоборот, он разросся, пустил корни всюду, он обхватил большую часть России, проник в столицы, укрепился на окраинах, свил гнездо в самом сердце России. Гонения сослужили службу мехов, которые раздули искры в огонь, в страшное пламя, и это пламя охватило половину России. Времена переменились. Пытки и казни в деле совести и религии сделались достоянием истории. Под влиянием идей терпимости и гуманности борьба с расколом мало-по-малу принимает иной характер, - характер мирной пропаганды путем миссий и братств...................
...............................................................................................................................
Таким образом раскол усиливается, несмотря ни на суровое, ни на снисходительное отношение к нему государства.................................................
...............................................................................................................................
Затем много надежд возлагается на школы. Школы, грамотность, просвещение должны уничто-
1) "Знание", 1874 г. N 3, статья Майнова. "Брак и положение женщины у молокан".
жить раскол, стереть его с лица земли. Так, по крайней мере, говорят и пишут люди, претендующие на знание народного духа и характера. Однако жизнь, действительность отнюдь не оправдывает этих розовых надежд. Липранди говорит, что "круг действий беспоповцев с просвещением не уменьшился, но распространил свой объем"1). Другой исследователь раскола, Синицын, говорит: "Распространяемая школами общая грамотность обращается более во зло, чем в пользу православия. Там, где училища существуют, раскол гораздо злокачественнее: общая грамотность служит сильным орудием к поддержанию его"2). "Есть раскольники, обрившие бороду, надевшие фрак, но, тем не менее, остающиеся в среде раскола"83). Из Верейского уезда, Московской губернии, недавно сообщалось в газетах, что "хотя раскольники охотно отдают своих детей в школы, но опыт показывает, что школа не только не способствует примирению раскола с православною Церковью, напротив, обучавшиеся в школах делаются со временем самыми ревностными раскольниками, приобретая к тому же и некоторый авторитет в своей среде, благодаря, именно, своей грамотности"3).
Вообще сектанты давно уже сознали крайнюю необходимость грамотности и печатного слова. Недавно "Русские Ведомости" сообщали, что "в местности, прилегающей к Гуслицам, Богород-
1) "Краткое обозрение рус. расколов". Москва. 1870 г.
2) "Русский Архив" 1866 г., N 4.
3) "Записки Синицына". Сборник Кельсиева. Вып. IV. стр. 167.
4) "Русские Ведомости" 1880 г.
ского уезда, почти сплошь заселенной старообрядцами, грамотность составляет почти всеобщее достояние". Синицын говорит, что у раскольников 1 грамотный приходится на 3 человека неграмотных"1). Из Покровского уезда, Владимирской губернии, писали: "Здешние старообрядцы весьма сочувственно отнеслись к появлению раскольнической газеты "Старообрядец", которая получается здесь многими из беспоповцев. В недавнее время между старообрядцами состоялась даже подписка в пользу издания помянутой газеты, и собранная сумма отослана по принадлежности"2).
У раскольников есть свои школы, свои учителя, своя литература. Будучи совершенно лишены права открыто печатать и издавать свои книги, они заводят тайные типографии, и организуют это дело так, что, несмотря на строгий надзор полиции, духовных и гражданских властей; типографии эти существуют целые десятки лет и издают целые тысячи томов. В некоторых сектах школьное дело ставилось на весьма прочных началах. У общих, например, по словам Толстого, в каждой слободе были учреждены особые училища, в которые обязаны были отдавать своих детей все родители "общего учения". Книги и бумага, потребные для школ, покупались на общественные суммы"3).
В сектах позднейшего происхождения стремления к развитию и просвещению сказываются еще сильнее и ярче. "Ближайшее знакомство с историей распространения штунды, - пишет один
1) "Сборник правит. свед. о раскол". Вып. IV, стр. 166.
2) "Русский Курьер" 1880 г., N 159.
3) "Чтения в Импер. Общ. Ист. и Др." 1864 г., N 4.
священник, - привело меня к тому убежденно, что ее почву и силу составляет грамотность. Есть и неграмотные штундисты, но масса умеет читать"... "Грамотность, давая силу и значение общине, служит главным орудием к распространению ереси"1). "Каждый из желающих вступить в секту штундистов обязан предварительно научиться чтению и письму, учение производится без всякого вознаграждения2). "Штундисты не только не считают за грех иметь светские книги, но даже выписывают газеты, покупают их у евреев и торгашей и выпрашивают у помещиков. Местные, более распространенные в крае газеты, читаются штундистами даже на общественных собраниях"3).
Те же самые явления мы встречаем и среди молокан. Так, например, один из выдающихся ревнителей молоканства, в Козловском уезде, Монаенков, доказывая, что православную веру выдумало духовенство, чтоб иметь средства к жизни, убеждал своих последователей учить детей грамотности и посредством чтения Библии убедиться в правоте и истинности его учения. "Крестьяне следовали его советам и, с развитием грамотности в их среде, число его последователей быстро возрастало4). Но сектанты не довольствуются одною грамотностью. Интересные сведения по этому поводу сообщает самарский корреспондент "Русских Ведомостей". По его словам, среди молокан "встречаются люди,
1) "Херсонские Епархиал. Ведомости" 1873 г., N 3.
2) "Церковно-Общественный Вестник" 1880 г., N 91.
3) "Неделя" 1877 г., N 1.
4) "Русские Ведомости 1880 г., N 54.
хотя и не учившиеся в классических гимназиях, тем не менее очень начитанные, с весьма ясным, здравым взглядом на вещи. Есть и такие, которые коротко знакомы с творениями Бокля, Дрепера, даже Дарвина. Они превосходно знают всю русскую историю и многое другое; они вполне и хорошо знакомы с положением и естественным разрешением всех наших общественных вопросов и задач"1).
В виду подобных фактов, не пора ли нам бросить толки о невежестве и закоснелости наших сектантов?.. Люди, изучавшие наше сектантство в местах его распространения, свидетельствуют, что школы и грамотность до сих пор не только не влияли на ослабление раскола, а, напротив, повсюду способствовали еще большему распространению и усилению раскола2).
Итак, сектантство не только растет, но и прогрессирует. Учения раскола, вылившись непосредственно из народного духа, не представляют собою чего-нибудь неподвижного, постоянного, раз отлившегося в известные, вполне определенные формы и застывшего в этих формах. Нет! Дробясь и видоизменяясь, различные учения раскола, с течением времени, постоянно принимают в себя новые влияния, поглощают новые идеи и направления, которые не дают им застыть, окоченеть и заглохнуть, которые обновляют их, внося с собою новые силы, новую энергию и живучесть. Не даром один из талантливейших учителей бегунства,
1) Русские Ведомости" 1880 г., N 56.
2) Этот факт, между прочим, удостоверяется, как мы видели, и официальными исследователями раскола, изучавшими это явление по поручению правительства.
Никита Семенов Киселев, писал, что исповедуемая ими вера Христова "ничто же старое имать, но присно юнеет", т. е. вечно молодеет, цветет, развивается. Восприимчивость раскола в этом отношении поистине изумительна. "Новые идеи, если только он совпадают с характером народа и уясняют ему его же желания, принимаются расколом очень легко и переходят в плоть и кровь народа"1).
Во всех движениях религиозно-этического характера мы видим горячее, искреннее стремление народа добиться истины, "правды". Разумеется, эти искания далеко не всегда выводят его на верную, настоящую дорогу. Часто одни заблуждения сменяются другими, не менее грубыми. Но, спрашивается, кому же истина давалась сразу в руки? И разве мы, культурные, просвещенные люди, разве мы не сбивались с пути, не впадали в уродливые, дикие крайности?.. Не будем же чересчур строги к работе народной мысли. Заблуждения, уклонения от истины здесь неизбежны и простительны больше, чем где бы то ни было.....................................................
...............................................................................................................................
1) Кельсиев. "Сборник прав. свед. о расколе". Выпуск 1.
Стран.
От автора. .................................................................................................. 3
Раскол и сектантство в русской народной жизни. .................................. 5
I. Искания правды. .................................................................................. 12
II. Социальные элементы в расколе. ..................................................... 31
Ill. Отчеты и жизнь. .................................................................................. 57
IV. Темные и светлые стороны раскола. ............................................... 76