я по
условиям времени имело другой вид: Рим развил особенную власть, власть
папскую, имевшую притязания на всемирное владычество, но тот же Рим сохранил
из своей старины другую власть, тесно, необходимо с ним связанную в мысли
народов, власть римского императора, и две эти власти должны были вступить
в борьбу, имевшую важное значение для жизни всей Западной Европы.
  Поэтому восстановление титула римского императора для одного из государей
новых западноевропейских владений имело важное значение для последующей
истории, но в начале этого восстановления, при Карле Великом, разумеется,
никто не мот предугадать всех последствий. Рим признал императором сильного
владельца, жившего в Ахене, как признавал императорами государей, живших
в Равенне или Константинополе.
  На очереди было явление, к которому уже давно привыкли: после сильного
человека, сосредоточившего в своих руках большое количество земель, владения
его распадались, ибо между ними не выработалась крепкая внутренняя, органическая
связь, которая бы поддержала единство и порядок и при отсутствии силы в
правителе. Династическое начало вместо помощи единству действовало против
него разрушительно, ибо родовое начало не знало никаких сделок с государственным.
За всеми сыновьями признавалось право наследовать в отцовских владениях,
и только силе, жестокости и властолюбию предоставлялось возобновлять нарушенное
единство, когда сильнейшие владельцы отделывались от младших братьев и
племянников, убивая их, ослепляя, заключая в монастыри.
  Все зависело от случайности: будь преемник Карла похож на него, то единство
сохранилось бы в его царствование; но так как сын Карла вовсе не был похож
на отца, то единство Карповых владений рушилось; но дела Карла остались
- основание новой Германии и приведение ее в связь с Италией; после него
налицо было три страны, от взаимодействия которых зависела последующая
судьба Западной Европы: Галлия, превращавшаяся во Францию, и Германия,
одна подле другой с равными силами, третья - Италия, заменяющая недостаток
политического влияния нравственным влиянием, приносящая в это народное
взаимодействие особую силу.
  Теперь посмотрим, что было сделано при Карле Великом и владетелях из
его рода относительно внутреннего строя. Деятельность Карла носит тот же
характер, как и деятельность наиболее энергичных его предшественников:
он старался задержать установление того порядка вещей, который был необходим
по тогдашним условиям новорожденных государств Западной Европы, именно
закладничества, или так называемого феодализма.
  Мы видели, что варвары наследовали от империи самое жалкое состояние
экономического быта: город упал, жители его, не могшие удовлетворить требованиям
казны, бежали, мелкие землевладельцы закладывались за богатых, отдавали
им свои земли, на которых оставались уже в виде временных владельцев, что,
по выражению современников, было первым шагом к рабству. Подданные империи
желали, говорят современники, владычества варваров; их желание исполнилось;
но могли ли они выиграть что-нибудь чрез эту перемену?
  Основные отношения остались прежние. Новые варварские короли роздали
своим сподвижникам земли в поместья и вотчины, разослали своих сподвижников
правителями областей; по-прежнему слабые и бедные явились беспомощными
пред сильными и богатыми; по-прежнему для получения защиты от них они должны
были за них закладываться. Единственное временное облегчение происходило,
когда сильный правитель, какое бы название он ни носил, начинал преследовать
других сильных, преследовать людей, которые хотели усилиться около себя,
набрать себе всякими средствами побольше земель, полученные от короля поместья
превратить в вотчины, управление областями сделать наследственным для себя.
  Истребление таких тиранов, как они называются в источниках, разумеется,
должно было давать временное облегчение угнетенным, но только временное,
ибо сильный правитель, истребивший опасных для его власти тиранов, раздавал
их земли и должности преданным себе людям, своим антрустионам, которые
опять пользовались своею силою и властью, чтобы обогащаться, усиливаться
на счет слабых, приводить последних в зависимость от себя. Внук Мартелла
Карл Великий, император Римский, имел много побуждений водворить правду
в своих владениях, защитить слабых от сильных, воспрепятствовать исчезновению
свободных землевладельцев, переходу их в закладники или захребетники за
частных людей. Но какие были у него для этого средства, соответствующие
собственному его представлению о своем характере и представлению подчиненного
населения?
  Представитель верховной власти был прежде всего для народа судья праведный,
защитник от насилий. Епископ говорил новому королю: "Мы просили у Бога
государя, который бы управлял нами по правде, управлял каждым по его месту
и званию, - государя, который был бы нам покровом и защитою". В своих просьбах
народ говорил королю: "Если хочешь, чтоб мы были тебе верны, дай силу законам".
"Я буду судить по правде,- говорил король,- если вы будете послушны".
  Мы хорошо знакомы с этим общим для народов представлением: "Поищем себе
князя, иже бы володел нами и судил по праву". Как же могла доходить к народу
королевская правда и прежде всего как могли доходить до ушей королевских
известия о неправдах, жалобы на них? Чем обширнее было новорожденное государство,
тем, разумеется, было больше препятствий этому.
  Известная часть народонаселения, именно военная, свободные землевладельцы-вотчинники
должны были собираться весною (сначала собирались в марте, а потом в мае
месяце) на военный сбор, или смотр. Но как обыкновенно бывает в государствах
новорожденных, неразвитых, один и тот же орган служит для разных отправлений,
одно учреждение должно удовлетворять разным потребностям, и потому майские
военные сборы, или смотры, являлись сеймом, на котором король совещался
с вельможами и знатным духовенством о строе земском и церковном, составлялись
постановления, которые тут же объявлялись и утверждались одобрительными
криками собрания; на сейме решались и важнейшие дела судные.
  Пока каждый свободный человек мог являться на сейм, до тех пор он мог
на нем представлять свои интересы и сдерживать сильных.
  Но свободные люди, мелкие землевладельцы-собственники недолго сохраняли
возможность являться на сеймы. Обширность франкских владений делала эти
путешествия затруднительными и тяжкими; поселение воинов на земельных участках
необходимо производило перемену в их характере, ослабляло воинственность,
охоту к движению, выдвигало на первый план другие интересы, хозяйственные;
отсюда естественное стремление отбывать от походов и сеймов.
  Отдаленные походы Карла Великого не могли не иметь вредного влияния
на мелких свободных землевладельцев: во-первых, они должны были истреблять
значительное их число, вследствие чего в вотчинах оставались вдовы и сироты,
которых легче было притеснять насильникам; во-вторых, отдаленность похода
ужасала опасностями и разорени-ями вследствие покинутия хозяйств; по первой
же причине уменьшилось и число свободных людей на сеймах: интересы их оставались
без защиты, а между тем стремление их отбывать от военной службы, отговорки
давали возможность областным правителям обвинять их в непослушании, говорить,
что с ними нельзя ничего сделать иначе как силою, захватом их домов.
  Чтобы избежать военной службы, мелкие землевладельцы стали закладываться
за монастыри и за богатых светских землевладельцев. Но у правителей областных
были еще средства заставлять мелких землевладельцев закладываться за себя;
свободные люди несли тяжкие повинности: у них останавливались королевские
гонцы, кормились на их счет и брали подводы даром. Кроме того, свободные
же люди должны были содержать в исправности дороги и мосты; областные правители
заставляли их работать на себя, и для избежания всех этих тягостей свободные
люди закладывались, тем более что управы против насильников получить было
трудно.
  Сначала свободное население небольших округов или сотен должно было
являться в назначенные сроки, через неделю или две, на место, назначенное
для суда, но во время частых и далеких походов, во время отсутствия областных
правителей, которые были вместе и судьями, во время отсутствия свободных
людей, способных носить оружие, такое соблюдение сроков и полноты суда
было невозможно, особенно когда число свободных людей становилось все меньше
и меньше вследствие закладничества.
  После, при Карле Великом, надобно было ограничить число свободных людей,
собиравшихся на суд; вместо всех должны были являться так называемые scabini,
соответствующие нашим лучшим людям, ибо один указ или капитулярий
говорит о них как о "лучших людях, каких только можно найти, таких, которые
Бога боятся, справедливы, кротки и добры". Скабины избирались государевыми
посланцами при содействии областных правителей и народа из среды свободных
людей.
  Но подобные меры только указывали на уменьшение числа свободных людей
и никак не могли усилить их благосостояние и дать им средства удерживаться
от закладничества. Карл очень хорошо понимал, как важно было для его значения
и власти сохранение свободных людей, которые давали ему независимые средства
вести внешние войны и внутри держать в повиновении сильных людей; очень
хорошо понимал, что с переходом вольных людей в захребетники к богатым
землевладельцам он или по крайней мере его преемники очутятся в руках последних.
Карл давал предписание за предписанием в пользу свободных людей, но предписания
мало помогали в новорожденном обществе, которое по своей слабости, по своему
хаотическому состоянию не могло помогать власти, и действие власти ослаблялось
самим Карлом, который, расширив пределы своих владений и своей деятельности,
тем самым отнимал у себя средства прямо и сильно действовать в пределах
прежних своих владений.
  У Карла оставалось одно средство - личное посредственное действие, посылка
доверенных людей для наблюдения за исполнением предписаний, и Карл схватился
за это средство как наиболее действительное и употреблял его в обширных
размерах, так что ему приписывается учреждение "государевых посланцов"
(missi dominici), хотя оно употреблялось и прежде него.
  При Карле же это учреждение получило постоянство и правильное определение;
установлено было десять округов (missatica), из которых каждый объезжали
два лица - светское и духовное; каждый округ заключал в себе шесть графств
и четыре епископства. Разъезды государевых посланцов увеличили еще тягости,
лежавшие на областных жителях, которые должны были содержать их на свой
счет и давать подводы; содержание доставлялось натурою: 40 хлебов, два
поросенка, барашек, четыре цыпленка, двадцать яиц и т. д. Брать деньги
было строго запрещено.
  Прибывши в назначенный округ, посланец собирал всех свободных франков
и объявлял им о цели своего приезда; не будучи в состоянии обозреть лично
все местности округа, missus (посланец (лат.).- Примеч. ред.) избирал
лучших, самых верных людей и рассылал их повсюду для наблюдений. Предметом
надзора посланной были: правосудие, общее управление, взимание податей,
взимание штрафа, который назывался heriban, платимый теми, которые
не являлись на воинский сбор (были в нетях, по старому русскому
выражению). Посланец осведомлялся, кто из людей, приставленных к разным
делам, хорошо исполнял свою должность, чтобы донести о них государю; сам
сменял дурных, но главного областного правителя, или графа, сменить не
мог, а доносил только государю.
  Когда какой-нибудь сильный человек, светский или духовный, отказывался
исполнить приказание посланца, то последний оставался со всею свитою жить
в его владениях, то есть кормился на его счет, до тех пор, пока непокорный
смирялся. Этот обычай замечателен, во-первых, потому, что показывает, как
тяжело было содержать посланца; во-вторых, что было общего у средневековых
народов и считалось самым естественным наказанием для ослушников; в русской
летописи в рассказе о белозерских волхвах говорится: "В это время пришел
от князя Святослава Ян, сын Вышатин; вошедши в город к белозер-цам, Ян
сказал им: "Если не перехватаете этих волхвов, то целое лето не уйду от
вас". Белозерцы привели к нему волхвов.
  И знаменитое установление государевых посланцов не могло остановить
усиления закладничества. Чтобы эта мера была успешна, надобно было, чтобы
все missi dominici были достойны королевского доверия, чтобы кроме честности
имели много ума, проницательности, ловкости для усмотрения злоупотреблений
и их прекращения, но этим условиям удовлетворить было не легко. Впрочем,
оставя в стороне злоупотребления правителей, всякого рода отягощения, которыми
сильные заставляли слабых закладываться за себя, мы должны остановиться
на одном побуждении к закладничеству, которое одно имело большую силу и
против которого missi dominici при всей добросовестности не могли ничего
сделать: это побуждение было избывание военной службы, дальних походов.
  Как только воин, дружинник, делался землевладельцем, хозяином, то он
терял военный характер; поход, особенно отдаленный, был ему в страшную,
нестерпимую тягость, и, чтобы избавиться от него, он закладывался за ближайшего
крупного землевладельца, выговаривая себе большие льготы именно относительно
военной повинности. "Эти люди были свободны, но так как они не могли выносить
воинской повинности, то отдали свои земли (заложились)", - говорят источники.
  Таким образом, закладничество или феодализм, знаменует время усаживания
народов в известных странах, прекращение воинственных движений, которыми
знаменуется предшествующее время, время движения дружин, переселения народов.
Воины, получившие земли, припадают к ним, не хотят с ними разлучаться,
вступают в частный союз, в зависимость, лишь бы не отлучаться от своих
земель, по крайней мере надолго. Здесь обнаружилась необходимая реакция
предшествовавшему направлению наступательному; здесь обнаружилось стремление
стать крепко, удержаться, сохранить приобретенное. Страна покрылась замками,
и все землевладельцы уцепились, так сказать, друг за друга для защиты.
Карл Великий был последний завоеватель.
  Германское движение кончилось его походами, и кончилось обратным путем:
вождь франков, сначала называвшийся римским патрицием, потом императором,
двигался с запада на восток и подчинил себе Германию из Галлии. Морские
движения норманнов, начавшиеся с этого времени, уже показывают, что на
сухом пути движение германского племени закончилось, что на сухом пути
ему нет больше места, что здесь великое переселение народов завершилось,
сделав свое дело; излишку северного народонаселения, беспокойным силам,
богатырству оставалась одна морская дорога, завоевание островов и кое-каких
оконечностей западной части континента.
  Великое переселение народов завершилось, сделав свое дело, давши Западной
Европе новые, свежие силы в новом, свежем слое народонаселения, принадлежавшего
также к любимому историей племени арийскому, способному перенять древнюю
греко-римскую цивилизацию и при ее помощи создать новую. При ее помощи!
Давно уже историческая наука трудится над определением степени этой помощи
и встречает, как обыкновенно случается, препятствия в своем деле от ложного
понимания патриотизма, вследствие которого, с одной стороны, преувеличивается
доля участия новых народов в построении нового общества, с другой - преувеличивается
дело участия римского, то есть олатыненного, народонаселения; выставляют
в новых народах их варварство, страсть к разрушению, бедствия, которые
они причинили цивилизации.
  Но дело в том, что если бы цивилизация римского мира была сильна, если
бы она давала обладающему ею народу нравственные и материальные средства,
то отношения были бы иные: не варвары покорили бы римские области, а Рим
покорил бы себе германцев, как покорил галлов, и заставил бы их совершенно
подчиниться своей национальности, олатынил бы их. Таковы бывают всегда
следствия столкновения сильных, цивилизованных народов с варварами; если
же встречаем обратное явление, то есть что варвары покоряют цивилизованный
народ, то это значит, что последний одряхлел, вследствие чего пала и его
цивилизация.
  Такой упадок цивилизации и представляет нам описываемое время, время
разложения Римской империи; одряхлевший римский элемент и его цивилизация
были слишком слабы и потому не могли подчинить себе варваров, олатынить
их, и этим самым варварам была дана возможность начать жить своею жизнью,
хотя и при новых условиях. Их национальность не была задавлена чужою, римскою
цивилизацией, но отчасти только подчинилась ее влиянию, и подчинение это
имело свои степени, что обнаружилось на языке, этом показателе народности:
и в прежних римских областях варвары не приняли вполне латинского языка,
но изменили его, образовали особые языки из смешения латинского с германским,
а за Репном, вне прежних областей римских, германский язык сохранился свободным
от латинского влияния.
  При столкновении с Римом новые народы встретили одну действительную
силу и безусловно покорились ей: эта сила была сила новой религии, христианства;
остаток нравственных сил древнего общества весь ушел сюда; новые народы
также выставили на служение новой религии лучшие свои силы, и началась
новая сильная жизнь преимущественно под влиянием нового начала; под покровом
этого сильного начала нашла себе убежище и слабая цивилизация древнего
мира.
  Древнее государственное устройство и древний экономический быт оказались
несостоятельными, не могли служить непосредственному образованию прочных
государственных тел. Самыми сильными внутренними и внешними средствами
исторические деятели не могли тут ничего сделать, и государство Карла Великого,
знаменитого восстановителя Римской империи, представляло внутри хаос, разложение
общества, безнаказанность силы за насилие: "Власть лежала тяжелым гнетом
на слабых; разбойники безнаказанно совершали свои грабительства; мстители
беззаконий являлись сообщниками преступлений" (Алкуин).
  Если так было при Карле Великом, то легко понять, что стало после него,
когда личное ничтожество и междоусобные войны еще более ослабили власть
его преемников. Частный союз, частные сделки между слабыми и сильными явились
единственным средством спасения. Государство должно было отказаться от
борьбы против частного союза, должно было отказаться от своих претензий,
и Мерзенский эдикт 847 года провозглашает: - "Всякий свободный человек
может избирать себе господина".
в) Франция и Германия до теснейшего соединения последней с Италией
  Мы остановились на Мерзенском постановлении 847 года, которое провозгласило,
что "всякий свободный человек может избирать себе господина". Этим постановлением
правительство торжественно заявило свою несостоятельность и тщету борьбы
своей против частного союза, который один мог поддержать новорожденное
общество. Общество начинается кровным или родовым союзом, который при известных
обстоятельствах может развиваться и долго быть крепким, может существовать
в виде крепкого частного союза и тогда, когда из отдельных родов образовался
народ, выработавший себе общее правительство, государство.
  Сильные препятствия для своего развития родовой союз встречает, во-первых,
когда происходит переход от кочевого быта к оседлому; пребывание на одном
месте, землевладение необходимо ведет к вопросу о разграничении, о "твоем"
и "моем", а как скоро земельная собственность перестала быть в общем владении
у членов рода, то этим наносился сильный удар родовому единству и союзу,
но и при оседлости, если земли много, она не ценна, не возбуждает желания
иметь ее в собственность, родовой быт с нераздельностью земли может существовать
чрезвычайно долго.
  Разумеется, он существует преимущественно в земледельческом народонаселении;
город, условливающий необходимо сильнейшее движение, разделение занятий,
которое вызывает членов рода к самостоятельной жизни, наплыв на небольшом
пространстве разнообразного народонаселения, город в смысле обильного народом
торгового и промышленного центра наносит самые сильные удары родовому быту,
родовому единству, с одной, и родовой особности - с другой стороны.
  Понятно, что родовой быт исчезает скорее в странах, обильных народонаселением
и обильных большими городами, имеющими вышесказанное значение, и что он
держится долее в странах, носящих преимущественно земледельческий характер,
в странах медленно развивающихся, обширных и малонаселенных.
  Но подле этой первоначальной формы, подле естественного, кровного союза
с самых ранних пор замечаем уже другие формы союза, союза искусственного
в противоположность кровному. Это союз закладничества, заключаемый
под разными видами и разными условиями, от захребетничества и соседства
до холопства, но во всех видах имеющий одну отличительную черту:
слабый ищет покровительства сильного, причем лишается известной доли своих
личных и имущественных прав, иногда всех личных прав, ибо холоп, несмотря
на свое добровольное вступление в это состояние, мало разнился от раба.
  Наконец, третья форма частного союза, вторая искусственная его форма
есть форма дружинная, когда люди соединяются добровольно вместе
для какого-нибудь предприятия. В первобытные, так называемые варварские
времена такой союз заключали обыкновенно с целью войны, добычи, нападения.
С развитием обществ цель дружинного союза изменяется: вместо нападения
он заключается для охранения мирного общества от нападений и насилий; таковы
средневековые общины и коммуны, ганза, братства и т. п.; наконец, с усилением
государственного порядка дружинные союзы заключаются уже исключительно
для соединения сил, для большого успеха в каком-нибудь мирном предприятии
или занятии: торговые и промышленные компании, ученые общества, артели
и т. п.
  Эти две формы искусственного союза, так называемого нами в противоположность
естественному, кровному, родовому, - эти две формы - формы искусственного
союза, закладничество и дружина, резко отличаются друг от друга: отличительная
черта первой формы есть зависимость одного члена союза от другого; отличительная
черта дружины есть равенство членов и свободный выбор вождей или старшин.
  Мы видели, что дружинный союз с целью военною, с целью нападения, завоевания
и добычи сыграл важную роль при разложении Римской империи, при образовании
новых государств. Но как скоро военные дружины прекратили свое движение,
уселись на добытых землях, то изменили свою прежнюю форму под влиянием
государственного начала; на суше Западной Европы движение дружин прекратилось,
и они являлись только на морях под страшным именем норманнов, преследуя
обычные цели военных дружин - грабежи, а при первой возможности поселение
на землях и образование особого владения.
  Нашествия этих морских военных дружин норманнских, входивших по рекам
далеко в глубь стран, во многих местах служили сильным побуждением к образованию
частных союзов для защиты при слабости или совершенном отсутствии защиты
государственной, и тут мы видим во всей силе первую форму частного союза
для защиты, форму закладничества, хорошо известную германцам в их лесах
и найденную ими во всей силе на почве империи. Это господство первичной
формы частного союза для защиты, формы закладничества или феодализма, ясно
указывает на неразвитость, младенчество германского общества и на неразвитость
или упадок, старчество римского общества. Государственное начало, переданное
из Рима сильнейшему вождю варваров с самым пышным титулом, после напрасной
борьбы с частным союзом должно было признать свою слабость и провозгласить,
что всякий свободный человек может избирать себе господина.
  Взглянем на некоторые подробности борьбы, могущие представить нам некоторый
интерес для сравнительного изучения исторических явлений.
  Первое любопытное явление представляют нам отношения между членами владельческого
рода. Майорат во владельческом роде еще не выработался и должен был бороться
с сениоратом, с правами дяди пред племянником. При борьбе двух представлений
о праве воля царствующего владельца, разумеется, имела важное значение,
но эта воля имела нужду выразиться не на словах, не на бумаге, но на факте,
который трудно было переделать: Карл Великий при жизни коронует сына своего
Людовика венцом императорским. Карл счел нужным это сделать потому, что
у него был внук от старшего сына Бернгард, которого право выставлялось
пред правом деда; у Бернгарда была сильная партия. Так точно у нас великий
князь Василий Темный при жизни своей объявил великим князем и правителем
сына своего Ивана, а последний ввиду борьбы между сыном и внуком от старшего
сына короновал внука. Но если Карл Великий боялся усобицы между Людовиком
и Бернгардом и спешил предупредить ее коронованием первого, то тем более
Людовик должен был бояться усобицы между своими сыновьями и Бернгардом
как старшим между двоюродными братьями, и Людовик точно так же коронует
императором старшего сына своего Лотаря.
  Таким образом, торжествует первоначальное представление, по которому
князь, осиротевший при жизни деда, лишился права на место и значение, которого
отец лишен был смертью.
  У нас в Древней России при большой силе и развитии родовых отношений
существовали уже известные определения подобных явлений, и князь-сирота,
лишенный смертью отца движения к старшинству, как будто перед ним выпадала
ступень на родовой лестнице, причислялся к изгоям, людям, лишившимся
средств оставаться в прежнем положении, продолжать наследственное занятие,
как, например, сын священника, не умеющий грамоте и потому лишенный способности
оставаться в духовном звании, и т. п.
  Такое представление еще имело силу, как видим, и во франкском государстве,
и Бернгард являлся именно изгоем. Но подле этого представления существовало
уже и другое, бьющее на разрушение родового единства, на постоянное выделение
и возвышение старшей линии посредством майората, и Бернгард не хочет быть
изгоем, хочет силою защищать свои права, тем более что у него партия между
вельможами. Но его предприятие не удалось: он был приманен ложными обещаниями,
схвачен и судом императорских вассалов осужден на смерть как виновный в
измене. Здесь мы видим уже влияние других, государственных начал, которые,
разумеется, не могли позволять родовым отношениям существовать в их чистоте
и силе, как они могли существовать гораздо долее у нас, на востоке Европы.
  Император Людовик смягчил приговор суда, переменил смертную казнь на
ослепление. Здесь видим уступку христианскому влиянию. Магометанские владельцы
при господстве первоначального представления о сениорате и единстве рода
хладнокровно умерщвляют всех соперников себе и своим детям, всех младших
братьев и племянников. В мире христианском вместо смерти является ослепление,
лишение способности быть соперником, и это явление общее в подобных случаях:
вспомним, что во время окончательной борьбы между московскими князьями
за старый и новый порядок престолонаследия мы встречаемся с ослеплением
двух князей.
  Вдовство императора Людовика и вторичный брак его повел к обычным в
древней семье волнениям. Братья теперь стали не одной матери; энергическая
мачеха Юдифь (урожденная Вольф, графиня Баварская) из опасения, что пасынки
обездолят ее сына, всеми силами старается дать последнему преимущество
пред братьями. Понятно, что сыновья Людовика от первого брака не могли
сносить этого равнодушно, и начинаются усобицы, которых слабый характером
император сдержать не в состоянии. Усобицы продолжались и по смерти Людовика
между троими его сыновьями.
  В 843 году был знаменитый уговор между братьями в Вердене насчет раздела
отчины и дедины своей. Родовые владения франкских князей разломились по
этнографическим, географическим и историческим порезам на три части: Галлию,
Италию и Германию. Старший, Лотарь, взял Италию, которая удерживала за
собою первенство по историческим преданиям, по Риму, по империи.
  Новая история, однако, началась; началась она тем, что те части Европы,
которые до сих пор были за границею истории, выступили на историческую
сцену с важным значением, но поддержать это значение и развиваться они
могли только при условии поддержания тесной связи с прежними историческими
странами, в которых жила древняя цивилизация; старое не имело силы без
нового, новое не имело средств к развитию без старого. Старое жило в предании
о Риме, об империи, что давало в средние века основание и действительные
силы папству, первенству римского архиерея, новое выражалось в действительной
материальной силе.
  Сознание необходимости соединить старое с новым, старую Европу с новою
должно было высказываться наглядно, и оно высказалось в том, что император
Лотарь к своим итальянским владениям присоединяет полосу земли от Роны
до устья Рейна,- ту полосу земли, где было первоначальное гнездо австразийского
дома, где романские и германские народности соприкасались друг с другом.
  Это распоряжение, разумеется, не может не напомнить нам того распоряжения
наших русских князей, по которому Новгород, северный конец великого варяжского
пути, постоянно находился в зависимости от старшего князя, сидевшего в
Киеве, и таким образом необходимость соединения Северной и Южной Руси высказывалась
наглядно.
  Не выработался в княжеской семье майорат с государственным подчинением
младших братьев старшему, не выработались и феодальные отношения, связь
между братьями должна была быть только родовая. Относительно владений эта
связь между сыновьями Людовика Благочестивого выразилась тем, что каждый
из них имел часть в своей отчине, во франкском гнезде, в Австразии,
точно так, как московские князья, деля между собою города и волости и отдавая
город Москву старшему брату, удерживали, однако, каждый известную часть
в этой самой Москве.
  При связи только родовой, при отсутствии государственной подчиненности
императору Карл Лысый был совершенно независим в управлении доставшеюся
ему страною, будущей Францией. Обязанность правителя этой страны в описываемое
время была тяжка. Галлия во время сухопутного движения народов подверглась
варварским нашествиям как украйна Римской империи; теперь, с прекращением
сухопутного движения народов и с усилением морского движения запоздавших
северных дружин, она подвергается норманнским опустошениям как приморская
страна.
  Города, начавшие было подниматься вследствие выгодного торгового положения
на водяных путях, были разорены вконец, являлись в виде жалких деревушек.
Эта остановка торгового и промышленного движения вследствие норманнских
опустошений продолжила и утвердила господство недвижимой, земельной собственности,
дала окончательное развитие закладничеству по земле или феодализму. Независимые
мелкие собственники исчезали совершенно; король для отражения врагов не
мог собрать войска, непосредственно относившегося к нему и стране; он стал
зависеть от крупных землевладельцев, которые являлись окруженные толпами
своих закладчиков или вассалов.
  Заставить этих крупных землевладельцев защищать страну король мог только
уступкою им должностей и поместий в наследственное владение, уступкою им
независимости, а между тем голод истреблял низшее народонаселение; ели
землю, умягчив ее несколько медом; волки стаями бродили по опустошенной
стране. Стремления сильнейших землевладельцев к полной независимости вели
к войнам их против короля, который при недостатке военных сил не мог выходить
из них победителем. При усобицах между королем и вельможами, которые искали
всюду помощи, даже у арабов, трудно было братьям, Лотарю, Людовику и Карлу,
жить в дружбе, но их столкновения прерывались явлением, с которым мы знакомы
по древнерусской истории.
  Между братьями происходили съезды; каждый являлся со своею дружиною
или вельможами, и начинались мудрые речи о том, сколько злого и вредного
правителям и народу произошло от братского несогласия и недоверия; что
братья хотят забыть все прежнее и жить впредь по любви; ни один не станет
желать земель и слуг другого, не станет слушать клеветников, смущающих
братию своими наветами, но будут все трое помогать друг другу в нужде и
проч. Не знаешь, с западными ли источниками имеешь дело или читаешь перифраз
русской летописи: так тождественны явления!
  Заметив сходство, заметим и несходство. Родовые отношения если и прорывались
при благоприятных обстоятельствах, то вовсе не с тем господствующим характером,
как у нас, на Востоке. На Западе господство земельных отношений налагало
крайнюю преграду их развитию, именно уничтожая общее родовое владение.
По смерти Лотаря (855 г.) императорский титул и владения его не переходят
к старшему по нем брату; императорский титул переходит к старшему сыну
Лотаря, Людовику II, и владения делятся также между его сыновьями, как
опричнина, удел. Быстрое вымирание этой лотаровской линии потомства Карла
Великого вело между остававшимися Каролингами Галлии и Германии к столкновениям
и сделкам по поводу наследства; здесь впервые обнаруживается борьба между
государями Галлии и Германии за Италию, которая не может образовать независимого
целого благодаря Риму.
  Рим, пользуясь борьбою, выбирает между соперниками, волнуется партиями
по этому случаю; главное лицо в нем - епископ; главный епископ на всем
Западе пользуется больше всех соперничеством государей из-за титула императорского;
уступкою новых выгод они должны платить ему за венчание в Риме императорским
венцом. В 876 году Карл Лысый успел предупредить своего брата Людовика
Германского и получить в Риме императорский венец при содействии особенно
папы Иоанна УПГ, который получил за это хорошую благодарность, как увидим
после в своем месте.
  Вообще в последнее время царствования Карла Лысого Галлия, по-видимому,
пересиливала Германию. Но это видимое преимущество кончилось со смертью
Карла Лысого. Дело разъединения государственных сил шло быстрым шагом вперед
благодаря усилению подчиненных землевладельцев путем частного союза, закладничества
или феодализма; благодаря тому, что при междоусобных войнах и норманнских
нашествиях король, не имея войска при исчезновении мелких свободных землевладельцев,
должен был покупать помощь крупных землевладельцев новыми уступками в пользу
их силы и независимости.
  Закладничество или феодализм достигал господства; раздробляя страну
на множество почти независимых владений, он в то же время связывал всех
владельцев цепью собственно одних только нравственных отношений, довольно
сильных, однако, для того, чтобы сохранить сознание единства страны, пока
при новых благоприятных условиях явилась возможность установить в ней единство
политическое.
  При неотразимом стремлении феодализма к господству землевладелец, стоявший
на верхней ступени феодальной лестницы, человек, имевший захребетников
или вассалов, но сам не бывший ничьим захребетником, естественно, становился
главным человеком в стране, представителем ее единства и брал на себя старинное,
освященное употреблением имя верховной власти.
  Положение наверху феодальной лестницы и королевский титул могли остаться
за Каролингами или перейти в другую фамилию; это было явление уже чисто
случайное, зависевшее от того, оставались ли Каролинги достаточно материально
сильны для того, чтобы иметь первенство между другими землевладельцами,
и имели ли достаточно личных средств, способностей для охранения своих
исторических прав. Историки, нередко преклоняющиеся пред успехом, не очень
сочувственно и справедливо относятся к Каролингам, тогда как при внимательном
изучении их деятельности оказывается, что у многих из них не было недостатка
в способностях, с помощью которых они изворачивались в иных затруднительных
обстоятельствах. Но нельзя не заметить, что судьба не была к ним благосклонна.
  Карл Лысый, несмотря на ослабление правительственных средств, в чем
он был виноват, окончил свое царствование с большим почетом внутри и вне.
Ему наследовал сын его Людовик, но не прожил и двух лет. Сын его Людовик
III процарствовал около четырех лет, успев, однако, в это короткое время
прославиться знаменитою победою над норманнами при Солькуре. Брат его восемнадцатилетний
Карломан процарствовал с небольшим два года. У него остался малолетний
брат Карл. Но при тогдашней неопределенности прав наследства и при тогдашнем
состоянии страны, когда король не должен был выпускать из рук оружие для
отражения норманнов, малолетний король был невозможен, и потому призвали
Карла Толстого, единственного представителя восточной, германской линии
Каролингов, который таким образом стал владеть всеми частями империи Карла
Великого.
  Но империя Карла Толстого не была похожа на империю Карла Великого:
то, что начиналось при последнем и чему он не мог противопоставить крепких
и долговечных преград, то совершилось ко времени Карла Толстого - феодализм
господствовал, децентрализация была полная. Карл Великий приобрел себе
славу знаменитого исторического деятеля тем, что умел направить пока еще
сплоченные силы новой Галлии для подчинения христианству и цивилизации
раздробленной, варварской Германии; но для потомка его выпадала задача
гораздо труднее - без средств сохранить под своею властью Галлию,
Италию и Германию, привыкшие уже к самостоятельности; без средств
защитить все эти три страны от норманнских и арабских опустошений.
  Задача была не по человеческим силам, и вопрос о личных средствах какого-нибудь
Карла Толстого - вопрос лишний. Через три года после своего провозглашения
императором всех владений Карла Великого умер Карл Толстый, увидев еще
при жизни своей отделение Германии. В Галлии по смерти Карла Толстого королем
провозглашен был самый видный из землевладельцев, Одон, граф Парижский,
но из Каролингов оставался еще Карл, сын Людовика II, и в пользу его образовалась
сильная партия, провозгласившая его также королем. Смерть Одона примирила
на время партии, и Карл, известный под прозвищем Простого, был единогласно
признан королем.
  Но этот король, несмотря на свои стремления подняться с помощью духовенства
и усилить свою власть, без обладания собственными средствами, землями и
войском мог быть только игрушкою в руках сильных землевладельцев, тем более
что преемники Одона, герцоги Франции, не могли забыть о королевском титуле.
Во время усобицы королевский титул перешел к герцогу Бургундскому. Карл
Простой умер в темнице; сын его Людовик нашел убежище за морем, в Англии,
почему и называется "заморским". Гуго Французский, или Парижский, призвал
Людовика из-за моря и дал ему королевский титул, но с тем, чтобы иметь
короля в полной зависимости от себя, и когда этот Каролинг не захотел быть
похожим на последних Меровингов, то страшная и долгая усобица была следствием.
Людовик и сын его Лотарь не позволяли забывать в себе королей, хотя владения
их ограничивались почти одним городом Ланом с окрестностями, и только когда
сын Лотаря Людовик V умер бездетным, Гуго Капет Французский мог спокойно
принять королевский титул и короноваться в Реймсе (987 г.).
  Мы не можем останавливаться на истории четырех первых Капетингов, потому
что она не представляет ничего важного для наблюдателя общих явлений в
жизни народов и разных особенностей, обнаруживаемых тою или другою народною
личностью. Можем упомянуть об одном, что эти Капетинги для утверждения
королевского титула в своей фамилии объявляют при жизни своей старших сыновей
соправителями и коронуют их - явление, как уже замечено, общее для государей
разных стран на западе и востоке Европы.
  Обратимся к начальной истории другой части империи Карла Великого, к
истории германской. Мы уже видели, что значение деятельности Карла Великого
состояло в расширении европейской исторической сцены: он ввел Германию
в область истории, давши ей христианство, начатки цивилизации и начатки
государственности. Вследствие такого расширения исторической сцены Германия
получает значение украйны западного римско-христи-анского мира, - значение,
которое имела прежде Галлия.
  Германцы, утвердившиеся в Галлии, франки, принявшие христианство и усыновившись
Риму, переняли на себя обязанность бороться со своими зарейнскими соплеменниками,
которые, особенно как язычники, являлись для них варварами. Теперь восточные
германцы, принявшие христианство, относятся точно так же к народам, жившим
на восток от них, относятся к ним, как к варварам, считая своею обязанностью
распространять между ними христианство и подчинять их Римской империи,
то есть делать с ними то же самое, что сделал Карл Великий с самими восточными
германцами.
  Эти варвары, восточные народы, относительно которых Германия становилась
украйною западного римско-христианского мира, сильно разнились между собою:
одни были народы туранского происхождения, не перестававшие по следам гуннов
делать опустошительные вторжения в Европу до самой Галлии. Германия, как
украйна, должна была подвергнуться сильным ударам этих народов, ограничиваясь
борьбою оборонительною.
  Но кроме этих кочевых пришельцев из Азии восточными соседями германцев
были давние оседлые жильцы Европы, народы арийского племени, славяне. Столкновения
их с германцами, разумеется, должны были начаться очень рано, но с Карла
Великого начинается это, можно сказать, систематическое движение германских
королей на славян с целью распространения между ними христианства и подчинения
их своей власти. Относительно некоторых славянских племен это стремление
увенчалось полным успехом: разрозненные и потому слабые славяне не могли
успешно противиться германцам, теперь объединенным и потому сильным; должны
были принимать христианство и вместе отказываться не только от своей независимости,
но и от народности, немечиться, утрачивая основу народности - язык.
  Слитие понятий - немца и христианина, с одной стороны, и славянина и
язычника - с другой, естественно, вело к этому онемечению славян: славянин,
принявши христианство, слишком резко отделялся от своих соплеменников,
становился к ним поэтому во враждебное отношение и потому стремился вполне
приравняться к своим собратьям по вере.
  Но такой успех германцы могли получить только относительно некоторых
племен славянских. Другие племена выставили сильный отпор; в них обнаружилось
движение, свидетельствовавшее их жизненность, способность к истории; обнаружилось
стремление к соединению сил, к образованию государств, что, разумеется,
должно было служить самым могущественным средством к охранению самостоятельности;
явилось стремление к образованию независимой церкви с богослужением на
родном языке, чего можно достигнуть с помощью Восточной империи, с помощью
Восточной греческой церкви.
  Борьба со славянами стала трудна для немцев. Разумеется, главною целью
их государей стало не допускать образования больших славянских государств.
Им удалось с помощью туранцев разрушить государство Моравское, разорвать
связь западных славян с южными и с Византией; им удалось остановить усиление
чехов и крепко вцепиться в их страну, не выпустить ее из зависимости от
римско-германских императоров, но они не успели удержать в этой зависимости
более отдаленную Польшу.
  Кроме того, славянское племя раскинулось далеко по Восточной Европе
и здесь успело образовать христианское государство, которое по этому характеру
своему стало европейскою украйною в отношении к варварскому миру, к языческой
и магометанской Азии со всеми условиями этого положения и с особенностями,
каких не имели ни Галлия, ни Германия, когда были украйнами европейского
мира. Мы рассмотрим отдельно, в своем месте эти условия и особенности,
а теперь будем продолжать наблюдения над исторической жизнью германского
племени, поставленного в новые отношения.
  Германия и теперь представляла еще относительно страну девственную,
покрытую обширными густыми лесами и, следовательно, с народонаселением
редким. Немногие города по Рейну и Дунаю были остатками от римских времен,
созданием римской администрации. Во Франконии, Турингии и Саксонии виднелись
только большие села, прислонившиеся к замку или монастырю. В такой стране
все надобно было начинать сначала. Народонаселение представляло сплошную
одноплеменную массу, что, по-видимому, условливало быстрое объединение
страны; но это была только видимость.
  В Галлии, по-видимому, было более различия в элементах народонаселения,
но эти элементы находились в политическом смешении, в соприкосновении друг
с другом и потому быстро содействовали образованию единой новой национальности,
тогда как народонаселение Германии состояло из нескольких больших племен,
из которых каждое с незапамятных пор привыкло смотреть на себя как на отдельный
народ и враждебно относиться к другим племенам. Германские племена были
сопоставлены друг с другом вследствие деятельности Карла Великого; сознание
единства было у них крайне слабо, и усилению этого сознания препятствовало
резкое различие в племенном говоре при отсутствии образованности, при отсутствии
общего литературного языка.
  Господство частного союза в форме закладничества или феодализма было
на очереди и в Германии, как в Галлии и других странах, вследствие одинаковых
причин, вследствие тягостных для бедного народонаселения требований верховной
власти и вследствие несостоятельности той же власти в защите слабого от
притеснений сильного. Но понятно, что в Германии, и именно в той ее части,
которая более сохранила первоначальный быт, которая еще недавно выставила
такое упорное сопротивление франкскому завоеванию и введению христианства,
в Саксонии, установление феодальных отношений не могло произойти без сильного
сопротивления свободных людей, хотевших остаться свободными.
  Мы видели, что установлению феодальных отношений очень много способствовало
стремление усесться, припасть к земле, избежать беспокойства далеких походов
- стремление, в котором высказалась естественная и необходимая реакция
сильному движению, сопровождавшему пер