их
правительственных лиц, на состав сената, но против злоупотребления правительственных
лиц и сената были средства в самой конституции - цензура нравов, а главное,
правительственные лица избирались народом, следовательно, вся ответственность
падала на эти выборы: недостоинство избираемых могло обличать только недостоинство
избирателей.
   Указывают на это недостоинство, указывают, что количество граждан, владевших
небольшими участками земли, чрезвычайно уменьшилось; которые оставались,
те не присутствовали на выборах по отдаленности и будучи заняты сельскими
работами; выборы зависели, следовательно, от римского городского народонаселения,
состоявшего теперь из обедневших безземельных граждан, лишенных бедностью
независимого положения, из клиентов, вольноотпущенных и пришельцев, людей
зависимых и доступных подкупу.
   Так как теперь правительственные места кроме чести и обязанности стали
еще очень выгодны, то для достижения их люди со средствами не щадили издержек
в надежде вознаградить их с барышом, и таким образом вследствие подкупа
выбор мог пасть на людей недостойных. Итак, весь вопрос заключался в исправлении
системы выборов, и здесь прежде всего представлялась необходимость увеличить
число независимых избирателей. Таковыми могли быть владельцы мелких земельных
участков, которые исчезали.
   Жалуются на богатых землевладельцев, что они захватывали мелкие участки
бедных землевладельцев, но любопытно, что ни один пример подобного захвата
не вызвал народного волнения, никто не заступался за несчастного, лишенного
своей земли, - ни человек, руководящийся чувством справедливости, ни агитатор,
который искал удобного случая волновать народ.
   Дело объясняется легче: во-первых, Аннибалова война сильно опустошила
Италию; потом мы видим, что число граждан увеличивается, но при этом мы
не знаем отношения римского городского народонаселения к сельскому и имеем
право предполагать, что увеличение произошло в городском населении, ибо
в Рим вследствие его положения как столицы мира стекались удобства и украшения
жизни, удобства всякого рода промысла. Последующее же уменьшение числа
граждан с 600-го года должно приписать влиянию жизни в большом городе,
ослаблению сельской жизни.
   Вследствие распространения римских владений, вследствие присоединения
Сицилии громадный привоз хлеба так удешевил этот товар, что заниматься
хлебопашеством в Италии в малых размерах и вольным трудом стало невыгодно,
и мелкие землевладельцы продавали свои участки богатым, вероятно, даже
за дешевую цену и переселялись в Рим, чтобы сделать из своих денег более
выгодное употребление. Вследствие того что Рим делался столицею мира, денежные
обороты в нем чрезвычайно усилились и образовался класс богачей, занимавшихся
этими оборотами, так называемые всадники, денежная аристократия, которая
стояла подле землевладельческой аристократии и часто вступала с нею в состязание
относительно известных государственных отправлений.
Возделывание
денег стало на первом плане, отстраняя возделывание земли. Римляне с страстию
предались этому новому возделыванию; знаменитый республиканец Брут был
страшный ростовщик.
   Но так как настоящее представляло печальные явления, то, естественно,
являлся страх за будущее и сожаление о прошедшем. Кидалась в глаза эта
революция, вследствие которой движимое, деньги взяли верх и древний землевладельческий
характер Рима изменился. Естественно было родиться убеждению, что так как
прежде республика была крепче, нравы чище, то это было тесно связано с
господством земледелия, а настоящая порча нравов и неправильность государственных
отправлений находятся в тесной связи с упадком земледелия, с уменьшением
числа свободных земледельцев, с увеличением городского народонаселения,
с господством денег.
   Следовательно, чтобы укрепить республику, очистить нравы, необходимо
возвратиться к старине, поднять земледелие, увеличить число свободных земледельцев,
мелких землевладельцев. Было узаконено, что землевладелец обязан употреблять
известное число свободных работников пропорционально числу рабов. По поручению
правительства переведено было на латинский язык карфагенское сочинение
о земледелии. Наконец, для увеличения числа мелких землевладельцев вспомнили
об аграрном законе. Но при таком порядке вещей, когда мелкое землевладение
было невыгодно, к каким результатам могла повести попытка искусственным
образом создать класс мелких землевладельцев посредством старого "трибунского
яда" - аграрного закона?
   В старину аграрный закон имел смысл уже и потому, что вполне соответствовал
общему стремлению к уравнению прав патрициев и плебеев: зачем одни патриции
имели право пользоваться государственною землею, а плебеи не имели? Но
теперь, когда уравнение прав последовало и когда являлось только различие
между богатыми и бедными, когда давность пользования изгладила границы
между частной и государственной собственностью, то аграрный закон являлся
грабежом для одних, но удовлетворял ли других, если по известным условиям
мелкое землевладение было невыгодно?
   Зло было велико: Рим наполнился людьми, которые были заражены пороками,
господствующими между народонаселением больших городов, людьми зависимыми,
а между тем эти люди были избирателями. Понятно, что людям благонамеренным
хотелось возвратиться к старине, усилить число избирателей независимых,
отличавшихся большею простотою и чистотою нравов; но против болезни было
ли выбрано лекарство действительное? - это другой вопрос. Аграрный закон
был потребован знаменитым трибуном Тиберием Гракхом, которого мы не будем
обвинять в демагогических стремлениях; он мог желать уничтожения пролетариата
между римскими гражданами, хотел дать земельную собственность людям, ее
лишенным, и вместе средство завестись хозяйством, ибо вместе с наделом
землею требовал разделения между бедными наследства пергамского царя Аттала.
   Как видно, он предвидел, что у мелкого землевладельца будет сильное
побуждение продать свой участок крупному, и потому требовал разделения
государственных земель не в собственность, а только в пользование, без
права отчуждения, хотя при этом является опять неотвязчивый вопрос: где
же было обеспечение в выгоде владения мелким участком?
   Что же касается выборов и вообще решения дел более чистыми и независимыми
людьми, то в деле Тиберия Гракха есть любопытное указание. Говорят, что
сельское народонаселение было за него, а городское не было очень расположено
ни к его лицу, ни к его планам, что и было причиной его гибели, ибо в решительную
минуту сельское народонаселение не явилось в Рим, будучи задержано земледельческими
работами; следовательно, не было выгоды увеличивать количество мелких землевладельцев
в видах более правильного решения дел и более правильных, независимых выборов;
во время земледельческих работ они бы не явились в Рим, как бы ни важно
было решаемое там дело.
   Каковы бы ни были цели Тиберия Гракха, но он, чтобы сломить противодействие,
повел дело так насильственно, с таким презрением закона, что мог возбудить
сильное подозрение в намерении изменить существующий порядок, захватить
верховную власть и дать противникам благовидный предлог действовать против
него как против врага республики. Тиберий Гракх имел участь первого изобретателя
полевого закона Спурия Кассия. Народ и теперь не защитил своего трибуна,
как прежде не защитил ни одного из тех людей, которые хотели действовать
в его пользу.
   Любопытно, что смерть Тиберия Гракха не остановила дела о разделе государственных
земель, за которые стояли другие сильные люди, не могшие быть заподозренными
в стремлении к верховной власти. Мы уже говорили, что многие, смотревшие
с беспокойством на настоящее и будущее Рима и имевшие свои идеалы назади,
в прошедшем, считали аграрный закон якорем спасения, ибо он, по их мнению,
должен был восстановить прежние отношения, возвратить прежнюю простоту
и чистоту нравов, воссоздать прежний земледельческий Рим.
   В описываемое время аграрный закон был знаменем для людей, недовольных
настоящим и тосковавших по старине: пастухи-рабы, которыми богачи населяли
свои обширные имения, были им ненавистны; прогнать этих пастухов и поселить
вместо них земледельцев - значит возвратить золотое старое время; Тиберий
Гракх принадлежал именно к этому кружку, к этой школе, для которой аграрный
закон был знаменем; аграрный закон не исчез вместе с Тиберием Гракхом,
ибо не был его личным делом; он исчез вследствие препятствий, встреченных
им в условиях своего настоящего.
   При этом мы должны с большою осторожностью употреблять выражения "аристократическая
и демократическая партия", "интересы народа в противоположность интересам
правительства, интересам богатых собственников": мы видим, что в деле аграрного
закона движение идет из сферы правительственной, аристократической, если
уже хотим употреблять это слово. С другой стороны, мы видим равнодушие
к вопросу в низших слоях народонаселения, в так называемом народе; наконец,
сильный протест против приведения в исполнение закона встречаем не со стороны
богатых собственников в Риме, а со стороны латинских общин, которым были
уступлены государственные земли особенными договорами.
   В истории республиканского Рима мы видим, таким образом, две половины:
в первой половине происходит борьба между патрициями и плебеями за уравнение
прав. После прекращения этой борьбы, после уравнения прав обеих частей
народонаселения патриции и плебеи исчезают: перед нами правительство, в
ряды которого имеют доступ все граждане,- правительство, в постоянной своей
части представляемое преимущественно сенатом; правительство, которое охраняет
существующий порядок, то есть республику, и против него людей, которые
хотят нарушить этот порядок, вызывая себе на помощь ту или другую силу,
поднимая то или другое знамя.
   Мы присутствуем при ожесточенной борьбе правительства с этими людьми,
которые, найдя самое действительное средство победы, наконец торжествуют,
вследствие чего республика превращается в империю. Таков смысл явлений
второй половины истории республиканского Рима от Тиберия Гракха до Октавия
Августа.
   Правительство боролось и низложило Тиберия Гракха не за поднятие аграрного
закона, ибо других приверженцев этого закона оно не тронуло, а за насильственные
действия против существующего порядка. Так же погиб в борьбе и брат Тиберия
Кай Гракх, который, будучи научен братним опытом, что городское население
нейдет на приманку аграрного закона, придумал другое средство, подействительнее,
чтобы приманить его на свою сторону, именно предложил закон, чтобы каждому
горожанину ежемесячно выдавалось известное количество хлеба из общественных
магазинов за самую ничтожную цену.
   Цель была достигнута: толпа пролетариев постоянно окружала своего трибуна-кормильца,
составляя его гвардию. Но он знал по опыту всех предшествовавших агитаторов,
что эта гвардия не выдержит дружного натиска высших слоев, и потому он
по-рознил всадников и сенаторов, проведя закон, по которому суд отнимался
от сенаторов и присяжные должны были избираться народом из сословия всадников.
Этим законом, как выражался сам Гракх, он бросил в среду лучших граждан
мечи и кинжалы - пусть режутся!
   Но этой резни и поддержки всадников и низших слоев римского народонаселения
было мало для Гракха: он стал домогаться, чтобы латины получили полное
римское гражданство, а прочие италийские союзники получили бы те права,
которыми до сих пор пользовались латины. Это домогательство возбудило негодование
во всех слоях римского народонаселения: дать латинам полное римское гражданство
значило допустить их быть избирателями и избираемыми в правительственные
должности; значило - римлянам надобно было отказаться от значения господствующего
народа, исчезнуть в массе покоренного народонаселения, ибо за латинами
не преминули бы последовать и другие италианцы, а за италианцами и жители
провинций, как и случилось во времена империи при общем равенстве бесправия
перед одним, имевшим все права.
   Подчиниться требованию Гракха значило добровольно допустить покорение
Рима покоренными соседями, допустить распоряжаться в Риме тех, судьбою
которых распоряжались до сих пор римляне; наконец, ближе всего это значило
дать войско честолюбцу, который явно стремился к первенствующей роли, не
скрывая своей ненависти против правительства, выставляя себя мстителем
за смерть брата. Закон не прошел: другой трибун, Ливии Друз, произнес против
него свое veto.
   Для окончательного низложения Гракха правительство сочло необходимым
сражаться с ним его собственным оружием, заискивая расположение низших
слоев народонаселения, наддавая им выгод против Гракха: аграрный закон
был предложен на новом, негракховском основании - бедняки должны были получить
земельные участки в полную неотъемлемую собственность, без платежа подати;
вместо вывода заморских колоний, предложенного Гракхом, обещаны были более
удобные поселения в Италии.
   Вместо того чтобы латинам давать право римского гражданства, положено
было взять у них общественные земли и разделить их на 36 000 участков для
раздачи бедным римским семействам. Первая мера была привлекательна в том
отношении, что давала возможность хотевшему заниматься земледелием получить
более выгод через освобождение от всякой подати; человеку же, который не
находил выгодным и приятным для себя заниматься земледелием, давала возможность
продать свой земельный участок, а богатому землевладельцу давала возможность
приобрести его.
   Наконец, этою мерою прокладывался путь к тому, чтобы покончить с вопросом
о разделе государственных земель, именно прокладывался путь к объявлению,
что все, владевшие государственными землями, должны владеть ими вперед
на праве полной частной собственности, что и было наконец постановлено;
последняя же мера, относительно латинских земель, кидала нож между римским
и латинским народонаселением и еще более отвращала римлян от мер Гракха,
а следовательно, от него самого. Он не был избран в другой раз в трибуны
и погиб, причем число людей, защищавших его с оружием в руках, простиралось
только до 250 человек.
   Судьба Гракхов показывала, что не было возможности сломить республику
с помощью низших слоев римского народонаселения. Погиб Сатурнин, погиб
Катилина - республика выдерживала все удары; но люди, стремившиеся к власти,
нашли наконец средство достигнуть своей цели, сломить республику: это средство
было войско. Рим был покорен собственным войском, собственными полководцами.
в) Разложение древнего мира и начало нового
   В конце предшествовавшей главы мы сказали, что последнее государство
древнего мира было завоевано собственным войском, собственными полководцами,
и мы видели причины, почему ослабевший Рим позволил покорить себя. Мы видели,
что процесс внутреннего развития Рима кончился с прекращением борьбы между
патрициями и плебеями, кончился уравнением этих двух частей народонаселения.
   Другой задачи бытия, другого высокого и общего интереса не было более;
возбудиться новым задачам, новым интересам было неоткуда: Рим стал владыкою
известного мира и потому стал одинок. Отсутствие общего интереса необходимо
ведет к преобладанию частных интересов; исчез патрицианский интерес, исчез
плебейский интерес; следовательно, исчезла самая крепкая связь между патрициями,
с одной стороны, и между плебеями - с другой. Прежде если Тит Спурий Лонгин
был патриций, то первая мысль его была о том, что он, патриций, должен
охранять патрицианский интерес, должен приноравливать все свои действия
к этой цели; в каждом патриции он видел товарища, брата, с которым должен
действовать дружно, неразрывно по единству интересов, с которым, следовательно,
должен сближаться, ладить, равняться.
   Но когда борьба прекратилась, когда нечего было больше защищать сообща,
исчез общий интерес, то Тит Спурий Лонгин, естественно, переставал себя
чувствовать частью целого, он становился совершенно самостоятельным и начинал
жить особняком, сосредоточивши все свое внимание на одних частных интересах.
   Республиканский Рим пал не оттого, что уменьшились способности наверху,
между людьми, находившимися в челе управления; напротив, способности увеличивались,
ибо способным людям была возможность снизу достигать высших правительственных
мест, но дело в том, что способности разделились, перестали преследовать
одни общие цели, и часто люди наиболее способные шли против конституции
для достижения частных целей. Вот почему так странно и более чем странно
читать в некоторых авторитетных сочинениях возгласы против римской аристократии
последних времен республики,- аристократии, забравшей в свои руки правительство
и между тем оскудевшей правительственной мудростью, неспособной поддержать
государство.
   Люди, позволяющие себе эти возгласы, забывают, что Катилины и Цезари
были аристократы и что аристократы из страха пред Катилинами и Цезарями
прижимались к человеку худородному, новому, провинциалу Цицерону, величали
его отцом отечества, что эта аристократия, которую не церемонятся называть
и олигархией, позволяла новому человеку, Цицерону, играть главную роль
при защите древней свободы, древней конституции, против посягновений аристократов
- Катилин и Цезарей.
   Каким же образом явился такой странный взгляд на последние времена республиканского
Рима, откуда явились толки об аристократии и даже олигархии и вредных ее
действиях, о борьбе между аристократической и демократической партиями,
причем не берут на себя труда изложить программы этих партий? Все это произошло
от безнравственного поклонения успеху. В стремлении к достижению частных
целей, к достижению господства начали получать успех люди, опиравшиеся
на материальную силу. на войско, полководцы, и один из них. низложивши
соперника, производит правительственный переворот, становится неограниченным
главой государства.
   И вот историки сочли своею обязанностью не только объяснить явление,
объяснить успех, но и оправдать его, а для этого нужно представить победителя,
Цезаря, вождем народной стороны, демократии и тем возбудить к нему сочувствие
у противников его; наоборот, понадобилось отнять сочувствие, унизить Помпея,
Цицерона, унизить всех людей, стоявших в челе правления, заклеймить их
названием аристократов, олигархов и людей неспособных.
   Мы видели, что падение старого республиканского Рима объясняется легко:
когда исчезла внутренняя связь общего интереса, когда силы распались, пошли
врознь вследствие побуждений частного интереса, то для поддержания государства
явилась необходимость во внешней связи, внешнем сосредоточении сил и их
направлении, что и доставила Риму военная монархия, или цезаризм. Мы повторяем,
что анархия ведет к деспотизму; но что такое анархия, как не отсутствие
внутренней связи в обществе, отсутствие высших общих интересов, жизнь врознь,
разброд сил по указанию одних частных интересов? Такая анархия именно господствовала
в республиканском Риме в эпоху его падения и повела необходимо к замене
внутренней связи внешней, к цезаризму.
   Но из сказанного ясно, что цезаризм представляет чрезвычайно печальное
явление. Это не была та или другая монархическая форма, вытекшая из условий
исторической жизни известного народа, - форма, с ним сросшаяся, освященная
преданиями веков; это была тирания, незаконный, хотя и необходимый захват
власти в одряхлевшем обществе, потерявшем внутреннюю связь и тем лишившемся
способности самоуправления; это была хирургическая повязка для соединения
раздробленных частей больного организма, и повязка бесполезная, ибо организм
дряхл, раздробленные части не срастутся с помощью повязки. Так как новое
правительство не имело никакого освящения, то оно не могло показаться на
свет в настоящем своем виде, должно было скрыться за старыми, освященными
формами, и отсюда, разумеется, происходила ложь, противоречие между формами
и сущностью дела, что раздражало и властителя и подвластных, постоянно
напоминая тем и другим незаконность явления.
   Цезарь имел неограниченную власть и не мог объявить, что ее имеет, не
мог назваться царем, да если бы и назвался, то не умел держать себя по-царски,
царских преданий и привычек не было на римской почве. Цезарь, сламывая
всякое сопротивление, свирепствуя, истребляя лучших людей для утверждения
своей власти, все же имел старые привычки, не мог обойтись без площади,
без народа, без публичной жизни. Отсюда один сознательно всю свою жизнь
играет комедию и требует, чтобы рукоплескали при ее окончании; другой,
не будучи в состоянии играть комедии, бежит из Рима на уединенный остров;
третий, не будучи в состоянии обойтись без площади и народа, хочет быть
музыкантом, актером; четвертый является философом, пятый занимается огородничеством.
   И все эти люди - люди строгой нравственности и чудовища разврата, безумцы
и философы, музыканты и садовники,- сменяя друг друга поодиночке или целыми
рядами, истрачивают последние силы Вечного Юрода, проживают последние средства
древней цивилизации; прибавить к этим силам и средствам лучшие из них ничего
не могут. Рим одряхлел окончательно, одряхлел и древний мир, одряхлела
древняя цивилизация. Припомним, какое вследствие наших наблюдений мы получили
понятие об этом древнем мире.
   Мы видели, что этот мир распадался на две половины, восточную, азиатско-африканскую,
и западную, европейскую, и обе половины представили нам противоположность,
хотя и не без переходных форм (в Финикии). В восточной половине мы видим
более или менее обширные народные тела, очень слабо развитые, не расчлененные,
не выделившие многих органов плотные массы, представляющие одно туловище
и голову. Мы заметили, что в происхождении таких народных масс преимущественно
участвовала родовая форма. Эти монархии произошли из соединения многих
разветвленных родов, которые, сближаясь вследствие размножения своих членов
и сталкиваясь при исчезновении прежнего простора, стремились прекратить
свои столкновения созданием внешней связи посредством одной общей главы,
верховного родоначальника, ибо другой формы для связующего начала, другой
формы правительственной они не знали.
   При этом, разумеется, усиление одного рода на счет всех других и насилие
этого сильнейшего очень часто должно было содействовать образованию таких
народных тел, таких монархий.
   Особность родов и враждебность их друг к другу условливали неспособность
к общему действию, следовательно, условливали необходимость сильной власти,
все сосредоточивающей и всенаправляющей. Подле этой власти мы не видим
сословий, самостоятельных по своим средствам, по землевладению или по богатству
движимому, которые бы стремлением определить свои отношения друг к другу
и к верховной власти могли сообщить движение народной жизни. В некоторых
государствах Востока мы видим разделение народа на касты, но это разделение
слишком резко, тут нет ничего органического, это раздробление на совершенно
отдельные части, и понятно, что такое раздробление производило самую сильную
надобность в связующем начале; если сильная власть условливается разделением
подвластных, то и кастность необходимо ведет к деспотизму.
   Указывают на Востоке могущественные жреческие сословия, но это могущество
далеко не таково, как с первого раза кажется. Значение служителя религии
есть значение нравственное в противоположность материальному значению сильных
земли. Служитель религии тогда силен, когда непосредственно обращается
к нравственному чувству народа, возбуждает, поддерживает его, когда он
не только жрец, но и пророк, то есть проповедник нравственности. Но известно,
что языческие религии не имели тесной, необходимой связи с народною нравственностью;
обязанности жреца ограничивались священнодействием, жертвоприношением,
гаданием, волхвованием.
   Жрецы имели еще другое преимущество пред толпою - преимущество знания.
Но все эти преимущества без пророчества или проповедничества не могли дать
жрецам независимости, и мы уже заметили прежде, что они пользовались этими
преимуществами, чтобы приобресть как можно более материальных выгод, причем
вошли в сделки с людьми, сосредоточившими в своих руках материальные средства,
стали также орудиями для усиления и утверждения власти этих людей.
   Допуская могущество влияния географического и этнографического, влияния
природы и племени на судьбу народов, мы допустили и могущество влияния
еще других, собственно исторических условий, влияния воспитания народного.
Здесь мы указали могущественное влияние движения, странствования народного,
соединенного с подвигом, с выделением дружин, деятельность которых создает
геройский или богатырский период в истории народов. Этими явлениями характеризуется
история европейских народов древности, история городов или гражданства
в противоположность истории народов на Востоке. Но и здесь мы видим односторонность
в развитии, видим города без народа, без страны.
   Еще в Греции мы замечаем некоторое единство, существует представление
общности страны и общности народа; это происходит оттого, что здесь изначала
были города равносильные, которые или боролись друг с другом, или соединялись
для известной общей деятельности и потому необходимо должны были признавать
высшее единство. Общая деятельность равноправных царей вначале, потом равноправных
городов, общая борьба их с Востоком укрепила сознание высшего единства,
сознание эллинизма в противоположность варварам.
   Но Рим, не признавая для себя в Италии равных городов, не соединяясь
с ними для общих действий вне Италии или для Италии, стремясь к владычеству
над всеми другими городами и племенами Италии, не признавал над собою высшего,
Италии; для римлянина существует только Рим, римский народ, все остальное
в Италии было чужое. В Риме городовая особность древнего европейского мира
достигла высшего выражения.
   Попытка поставить Италию выше Рима -союзническая война - не удалась.
Город явился владыкою мира, но именно тут-то, достигнув высшей степени
материального величия, Вечный Город и теряет то значение, какое город получил
на Западе в древности, значение свободной, самоуправляющейся общины, республики:
он подчиняется Цезарю; форма остается западная, городская, а сущность дела
- восточная, бесправие всех перед одним и механическое сопоставление народностей
посредством завоевания. Греко-римская цивилизация дает внешний блеск, лоск
этой пестрой массе, но не связывает ее частей, а по двойственности своей
разделяет римские владения на две большие половины, восточную и западную.
Кроме этого разделения в западной половине находятся различные более или
менее сильные, живучие национальности, которые ждут только первого внешнего
толчка, чтобы выделиться; империя действительно делится сама собою еще
прежде падения, которое есть не иное что, как деление окончательное. Это
явление мы видим и на Востоке: распадение больших монархий по явственным
надломам, обозначающим отдельные, насильственно соединенные национальности.
   Итак, древний мир оканчивается распадением одной громадной империи на
несколько отдельных государств. Но почему же здесь древний мир оканчивается?
Потому что историческая сцена расширяется, являются новые страны, бывшие
до сих пор за оградою истории, являются новые народы с новым строем внутренней
и внешней жизни, является новая религия.
   Три группы народов - восточных, древнеевропейских и сменивших их новоевропейских
- доставляют нам значительный материал для исторических наблюдений, но,
имея в виду строгую научность, мы должны чрезвычайно осторожно поступать
при этих наблюдениях и не вносить в науку выводов, сделанных на недостаточном
количестве наблюдений. Так, мы должны признать ненаучным вывод о бесконечном
прогрессе. Заметили, что древние европейские народы в своей цивилизации
стали выше восточных, а новые европейские народы - выше древних, и провозгласили
бесконечный прогресс. Но это провозглашение сделано слишком поспешно.
   Мы видели, что в развитии народа могущественно участвуют три условия:
природа страны, природа племени и воспитание, то есть собственно исторические
условия, при которых народ начинает и продолжает свое бытие; это те же
самые условия, которые действуют и в жизни отдельного человека: среда,
где он родился и действует, способности, с какими родился, и воспитание,
им полученное, принимая воспитание в самом обширном смысле, то есть как
совокупность явлений, действовавших в том или другом смысле на физическое
или духовное развитие человека.
   Превосходство древнеевропейских народов над восточными нам понятно,
потому что у первых видим чрезвычайно благоприятные природные, племенные
и исторические условия, или условия народного воспитания, поэтому семена
восточной цивилизации, упавши на добрую почву, должны были развиться сильно.
   Также понятно нам превосходство новых европейских народов перед древними,
потому что к той же выгоде условий природных и племенных присоединялся
запас древней цивилизации да еще выгоднейшие исторические условия, лучшее
воспитание, присоединялась общая жизнь народов при высшей религии. Но мы
не имеем никакого права сказать, что дальнейшее движение возможно при ухудшении
этих условий, что племена монгольские, малайские и негрские могут перенять
у арийского племени дело цивилизации и вести его дальше. Мы признаем любовь,
уважение к монголам, малайцам и неграм чувством очень хорошим, только заявляем,
что не можем результата этого чувства внести в науку, ибо он не основан
на наблюдении, на подмеченном факте.
   Предположить, что новые европейские народы будут бессмертны и из выгодных
условий своего быта будут вечно почерпать возможность вести далее дело
цивилизации, мы также не имеем права, ибо такое предположение будет противоречить
наблюдению над всем существующим. Мы можем принять только те выводы, которые
явились вследствие наблюдений над историческою жизнью народов.
   Таков вывод, что в жизни исторических, доступных развитию народов заключаются
одинаковые явления, одинаковые периоды, потому что каждый народ проходит
известные возрасты, развивается по тем же законам, по каким развивается
и отдельный человек. Чтобы дать своему взгляду более общности и применимости,
мы делим жизнь каждого исторического народа на две половины, или на два
возраста, как те же две половины замечаем и в жизни отдельного человека.
   В первой половине народ живет, развивается преимущественно под влиянием
чувства; это время его юности, время сильных страстей, сильного движения,
имеющего результатом зиждительность, творчество политических форм. Здесь
благодаря сильному огню куются памятники народной жизни в разных ее сферах
или по крайней мере закладываются прочные фундаменты этих памятников. Наступает
вторая половина народной жизни: народ мужает и господствовавшее до сих
пор чувство уступает мало-помалу свое господство мысли.
   Таким образом, в жизни исторических, развивающихся народов мы признаем
два периода, период чувства и период мысли; разумеется, мы так выражаемся
для краткости, собственно, мы разумеем период господства чувства и период
господства мысли. Сомнение, стремление поверить то, во что прежде верилось,
что признавалось истинным, задать вопрос - разумно или неразумно существующее,
потрогать, пошатать то, что считалось до сих пор непоколебимым, знаменует
вступление народа во второй период, период мысли.
   Теперь надобно определить отношение исторической науки к этому явлению.
Разумеется, признание известного закона должно прежде всего успокаивать,
вести к спокойному, беспристрастному наблюдению подробностей. Историку
не для чего отдавать преимущество тому или другому периоду, ибо он имеет
дело не с абсолютным прогрессом, а с развитием, при котором с приобретением
или усилением одного начала, одних способностей утрачиваются или ослабляются
другие. Человек возмужал, окреп, чрез упражнение мысли, чрез науку и опыт
жизни приобрел бесспорные преимущества и между тем горько жалеет о невозвратно
минувшей юности, о ее порывах и страстях, мудрец жалеет о заблуждениях,
значит, в этом пережитом возрасте было что-то очень хорошее, что утратилось
при переходе в другой возраст.
   Мы уже указали на значение периода чувства в народной жизни, периода
сильных и страстных движений, периода подвигов, когда народ, находящийся
под влиянием чувства, стоит твердо прикованный к известным предметам своих
сильных привязанностей, он сильно любит и сильно ненавидит, не давая себе
отчета о причинах своей привязанности и вражды. Стоит только сказать ему,
что предмет его привязанности в опасности, стоит подняться священному для
него знамени - и он собирается, несмотря на все препятствия, он жертвует
всем; чувство дает силу, способность совершать громадные работы, воздвигать
здания не материальные только, но и политические; сильные государства,
крепкие народности, твердые конституции выковываются в период чувства.
   Но этот же период знаменуется явлениями вовсе не привлекательными: довольно
указать на обычный упрек, делаемый этому периоду и делаемый совершенно
справедливо,- на упрек в суеверии, фанатизме, двух естественных и необходимых
результатах господства чувства, не умеряемого мыслью. Но точно так же односторонне
признавать за вторым периодом безусловное превосходство над первым.
   Период господства мысли, который красится процветанием науки, просвещения,
имеет свои темные стороны. Усиленная умственная деятельность обнаруживает
скоро свое разлагающее действие и свою слабость в деле созидания. Чувство
считает известные предметы священными, неприкосновенными; оно раз определило
к ним отношения человека, общества, народа и требует постоянного сохранения
этих отношений. Мысль считает такие постоянные отношения суеверием, предрассудком,
она свободно относится ко всем предметам, одинаково все подчиняет себе,
делает предметом исследования, допрашивает каждое явление о причине и праве
его бытия.
   Чувство, например, определяет отношения к своему и чужому таким образом,
что свое имеет право на постоянное предпочтение пред чужим; народы, живущие
в период чувства, остаются верны этому определению, но постоянная верность
ему ведет к неподвижности. Если народ способен вступить во второй период,
или второй возраст, своей жизни, то движение обыкновенно начинается знакомством
с чужим; мысль начинает свободно относиться к своему и чужому, отдавать
преимущество жизни народов чужих, опередивших в развитии, находящихся уже
во втором периоде. Чувство старается сохранить установленные им отношения,
и происходит борьба более или менее сильная, с более или менее сильными
реакциями вследствие одностороннего, крайнего развития борющихся начал.
   Мысль, выведши народ в широкую сферу наблюдений над множеством явлений
в разных странах, у разных народов, в широкую сферу сравнений, соображений
и выводов, покинув вопрос о своем и чужом, стремится переставить отношения
на новых общих началах, но ее определения отношений не имеют прочности,
ибо каждое определение подлежит в свою очередь критике, подкапывается,
является новое определение, по-видимому более разумное, но и то в свою
очередь подвергается той же участи. Старые верования, старые отношения
разрушены, а в новое, беспрестанно изменяющееся в многоразличные, борющиеся
друг с другом, противоречивые толки и системы верить нельзя.
   Раздаются вопли отчаяния: где же истина? Что есть истина? Древо познания
не есть древо жизни! Народ делает последнюю попытку найти твердую почву;
он бросает различные философские системы, не приведшие его к истине, и
начинает преимущественно заниматься тем, что подлежит внешним чувствам
человека: что я вижу, осязаю - то верно, вне этого верного ничего знать
не хочу, ибо вне этого нет ничего верного, все фантазии, бредни.
   Сначала это направление удовлетворяет, сфера знания расширяется, результат
добывается блестящий, точные науки процветают, их приложения производят
обширный ряд житейских удобств. Но это удовлетворение скоропреходящее.
Причины явлений по-прежнему остаются тайными; при исследованиях неизбежные
беспрестанные ошибки; по-видимому, добыты богатые результаты, но в сущности
добыта песчинка.
   А между тем материализм и неизбежная притом односторонность, узкость,
мелкость взгляда наводнили общество; удовлетворение физических потребностей
становится на первом плане: человек перестает верить в свое духовное начало,
в его вечность; перестает верить в свое собственное достоинство, в святость
и неприкосновенность того, что лежит в основе его человечности, его человеческой,
то есть общественной, жизни; является стремление сблизить человека с животным,
породниться с ним; печной горшок становится дороже бельведерского кумира;
удобство, нежащее тело, предпочтительнее красоты, возвышающей дух.
   При таком направлении живое искусство исчезает, заменяется мертвой археологией.
Вместо стремления поднять меньшую братию является стремление унизить всех
до меньшей братии, уравнять всех, поставить на низшую ступень человеческого
развития, а между тем стремление выйти из тяжкого положения, выйти из мира,
источенного дотла червем сомнения и потому рассыпающегося прахом, стремление
найти что-нибудь твердое, к чему бы можно было прикрепиться, то есть потребность
веры, не исчезает, и подле неверия видим опять суеверие, но не поэтическое
суеверие народной юности, а печальное, сухое, старческое суеверие.
   Но если таковы законы развития человеческого общества, то понятно, как
должны относиться к ним историк и гражданин. Историку нечего плакать над
тем, что народ живет высшею жизнию, развивается; что народ перешел из одного
возраста в другой, из периода чувства в период мысли, точно так же как
историку нечего и восторгаться при этом переходе, приветствуя сомнение
как начало абсолютно высшего порядка; обязанность историка спокойно, с
возможной многосторонностью следить за условиями жизни народа во всех ее
возрастах, представляя каждое дело и каждого деятеля по отношению к тому
возрасту народной жизни, в котором они совершались и действовали. Что же
касается обязанностей гражданина к своему народу и государству, то они
одинаковы с обязанностями человека к своему собственному телу, к своему
здоровью.
   Каждый человек знает, что он должен расти, мужать, стареть и, наконец,
умереть, но это знание нисколько не уменьшает его забот о том, чтобы прожить
как можно долее и как можно долее наслаждаться хорошим здоровьем. Несмотря
на то что наш век определен, человек, находясь и в старости, зная, следовательно,
что конец близок, все же хлопочет о сохранении своего здоровья, о том,
чтобы эта старость была крепкая и свежая. Так и гражданин просвещенный,
зная по верным признакам, что народ его находится далеко не в юношеском
возрасте, должен всеми силами содействовать тому, чтобы народ жил как можно
долее, чтобы самая старость его как можно долее была крепка и свежа, тем
более что пределы жизни народов не ограничены так, как пределы частных
людей.
   Зная, что в известные возрасты народной жизни господствуют известные
начала и что от односторонности, исключительности их происходит вся беда,
слабость и падение, просвещенный гражданин должен противодействовать прежде
всего этой исключительности, односторонности, умерять одно начало другим,
ибо от этого главнейшим образом зависит правильность отправлений народной
жизни, здоровье народа, его долговечность.
   Мы не имеем права придумывать особые законы развития народов, кроме
известных законов развития отдельного человека и всего органического. Как
не у всех людей развитие совершается правильно, не у всех духовное развитие
совершается соответственно физическому, некоторые останавливаются на той
или другой ступени, некоторые умирают преждевременно, или родясь слабыми,
или встречая сильные препятствия окреплению своего организма; те же самые
явления мы замечаем и в жизни народов.
   Китайцев обыкновенно называют народом, остановившимся на известной ступени
развития; но на какой? Вглядевшись внимательно, мы заключаем, что этот
народ, несмотря на свою замкнутость, пережил оба возраста, или периода,
и период чувства и период мысли, и теперь живет в старческом бессилии под
господством материализма, с полным равнодушием к духовным вопросам, к вопросу
религиозному. Религия для него есть нечто принятое, требуемое, с одной
стороны, как полицейское правило, с другой - как общественное приличие:
нельзя не исповедовать какой-нибудь веры, как нельзя ходить без платья
по городу, платье не принимается здесь по отношению к удобству, к теплоте
или холоду.
   От религии китайцам ни тепло, ни холодно; они никак не понимают, как
можно заниматься религиозными вопросами, тем более ссориться из-за них,
разум выше всего, религий много, а разум один. "Тюрьмы,- говорят они,-
заперты днем и ночью, и между тем всегда полны народу; храмы постоянно
отворены, и, однако, никого в них нет".
   В Египте по крайней мере среди жрецов мысль, сомнение подточили древние
верования, и египетский скептицизм был передан Греции, как мы видим у Геродота;
египетские жрецы находились в таком же положении, как итальянские прелаты
эпохи Возрождения: упитываясь новооткрытыми диковинами древней философии,
прелаты не верили в христианские догматы, но требовали, чтобы народ оставался
при прежней вере и при прежнем суеверии, потому что это давало доход перешедшим
в другой возраст прелатам.
   То, что дошло до нас из религиозных и космогонических систем Индии,
есть результат философской работы, заканчивающейся буддизмом.
   У другой отрасли арийского племени так называемое Зороастрово учение
носит также философский характер и имеет значение реформы относительно
старой религии. В греческой жизни, историю развития которой мы имеем большую
возможность изучить, два возраста, или периода, обозначаются ясно, причем
Персидские войны можно положить границей между ними, хотя историк вообще
должен остерегаться настаивать на точности границ между двумя направлениями.
   Мы видели, что сильное внутреннее движение и раннее столкновение с чужими
народами, с образованными народами Азии и Африки содействовали скорому
развитию греков, переходу из периода чувства в период мысли.
   Мысль, разумеется, прежде всего остановилась на народных верованиях,
отнеслась к ним критически и заявила о их несостоятельности, причем движение
шло не из собственной Греции, а из азиатских колоний, а это свидетельствует,
что причина явления заключалась в знакомстве с чужими религиозными и космогоническими
воззрениями. Разноречивые философские системы привели к результату, выраженному
Анаксагором: "Ничто не может быть познано; ничто не может быть изучено;
ничто не может быть верно; чувства ограничены, разум слаб, жизнь коротка".
   Такой взгляд в соединении с сильным развитием личности в Греции повел
к учению так называемых софистов. Это учение обличает уже собственно греческое
движение, европейскую почву, ибо прямо относится к жизни, к способу действия
человека, к его нравственности. С таким же характером явилось противодействие
учению софистов в школе Сократа, старавшейся установить поколебленную нравственную
почву. Но это, бесспорно, самое высокое выражение греческой мысли не достигло
своей цели, и новое философское движение окончилось скептицизмом, как старые
школы повели к учению софистов. Ища твердой почвы, греческая мысль обращается
к видимой природе, наблюдает частности и от них восходит к общим выводам.
   Гений Аристотеля освещает новый путь; оружие ученика его Александра
Македонского открывает для греческой науки доступ в новые страны. Эта наука
утверждает свое главное местопребывание в Древнем Египте, но в городе,
построенном македонским завоевателем, в столице потомков одного из его
полководцев. Наука в, своем новом направлении процветает при огромных средствах,
данных ей Птоломеями, но это уже последняя вспышка угасающего пламени.
   Греческий мир отживает; верный признак разложения - страшная безнравственность
рядом с умственным развитием, с научными успехами. Птоломеи, которых за
их покровительство науке некоторые писатели хотят считать самыми знаменитыми
из древних государей, эти покровители науки и литературы и сами литераторы
- один убивает своего отца и производит страшные неистовства в Александрии;
другой обрубает голову, руки и ноги у своего сына и отсылает их своей жене
и т. п.
   В Риме Пунические войны можно отметить как время перехода из периода
чувства в период мысли. Греки помогли римлянам совершить этот переход;
духовные силы римлян развились немедленно под влиянием великих образцов,
но это развитие, представляя уже осенний цвет, было современно со старческим
одряхлением. В лучших и самых характеристичных произведениях римской литературы
- в сатире и в страшных сказаниях Тацита - слышатся похоронные напевы.
   Новый период народного развития совпадал с переходом от одних государственных
форм к другим. Греческая наука, помогшая римлянину освободиться от старых
верований и привязанностей, не указала ему новых крепких оснований, на
которых бы он мог прочно перестроить свое старое государственное здание,
греческая политическая жизнь, уже окончившаяся, не представила ему в этом
отношении образцов.
   Народы древнего мира, способные к развитию, закончили это развитие,
отжили; всемирная империя Рима разлагалась; над трупами вились орлы; новые
народы делили области империи; в этих областях нашли они новую религию.
   При наших наблюдениях над исторической жизнью древних народов мы не
останавливались еще на одном, который стоял нравственно совершенно одиноко
среди других народов, хотя внешним образом находился в беспрестанном столкновении
с ними, стоя на дороге их движений: то был народ еврейский. Причина его
нравственной одинокости заключалась в резком религиозном различии от всех
других народов.
   Среди всеобщего политеизма еврейский народ сохранял веру в единого Бога,
свободно сотворившего все существующее и свободно им управляющег