чтожения
царского достоинства, провозглашая, что никто не достоин занять место спасителя
отечества. Сын Кодра Медон был избран в пожизненные правители, или архонты,
и, как видно, по характеру своему не был способен возбуждать опасения в
аристократии, тогда как двое других, более энергичных сыновей Кодра, Нелей
и Андрокл, с толпою переселенцев отправились за море для основания колоний.
Это удаление их показывает, что аристократия одержала верх; впоследствии
упоминается о борьбе, когда около 754 года один из потомков Медона, Алкмеон,
потерял звание архонта и на его место был возведен брат его, но только
уже на 10 лет и с обязанностью отдавать в своем управлении отчет аристократии,
или эвпатридам. Впоследствии потомство Кодра потеряло исключительное право
на архонтство: верховная власть, поделенная между девятью сановниками,
ежегодно избираемыми, сделалась достоянием всех эвпатридов.
  В других государствах Греции произошла подобная же перемена, но эта
перемена нисколько не уничтожила борьбы, которая происходила вследствие
стремлений сильных материальными средствами лиц к верховной власти; некоторые
из них и достигают своей цели, являются царями, хотя греки и делали различие
между законными царями и этими похитителями власти, называя последних тиранами.
Спартанцы охранили себя от этого явления именно тем, что удержали царей,
подвергнув только их власть сильному ограничению. Это ограничение, впрочем,
состояло не столько в учреждении строгого надзора за поведением царей посредством
эфоров, сколько в сущности самого спартанского устройства, в равном выделении
полноправного, равно обеспеченного имуществом правительствующего класса
из массы остального народонаселения, бесправного, враждебного, чуждого,
тогда как в Афинах отсутствие резкого разделения между потомками завоевателей
и потомками завоеванных подле знатных и богатых людей условливало существование
относительно многочисленного класса людей недостаточных, низко поставленных,
стремившихся к улучшению своего положения при сознании одинаковости своих
прав с эвпатридами. При этом стремлении они нуждались в вождях, и эти-то
вожди пользовались своим значением для достижения верховной власти, или
тирании.
 
Для предотвращения подобных покушений, которые уже увенчались успехом
во многих городах Греции, единственным средством было установление прочного
порядка посредством закона; в Спарте господствует закон, Спарта сильна
и спокойна, а в других городах - тирания; выбор был легок, и афиняне начали
требовать закона, законодателя. Но в Афинах задача законодателя была не
так легка, как в Спарте: в Спарте было легко выделить небольшую дружину
завоевателей, уравнять их права. уравнять их материальные средства, восстановить
или освятить дружинное устройство, которое по самому существу своему, выдвигая
на первый план товарищескую жизнь, отодвигает на задний план семейство
и собственность.
  Привыкшие к этой жизни доряне легко приняли ее освящение законом, были
довольны, а до неудовольствия других законодателю не было дела; для сдержания
этого неудовольствия у победителей было оружие в руках, и горе - всегдашняя
участь побежденных. Другое дело в Афинах, где могущественные интересы сталкивались
в народе, части которого не признавали себя победителями и побежденными,
где путем естественного развития подле аристократического элемента образовался
демократический, с которым надобно было считаться, где с незапамятных пор,
со времен Тезея, свободный, равноправный народ был разделен на эвпатридов,
земледельцев и ремесленников, причем "эвпатриды отличались славою, земледельцы
- пользою, ремесленники - многочисленностью, и этим устанавливалось между
ними равенство" (Плутарх).
  В Спарте законодателю нужно было удовлетворить только одной части народонаселения;
в Афинах - двум: аристократической и демократической, лучшим и меньшим
людям. Попытка установить порядок, прекратить волнения, давши силу существующему
порядку, существующему правительству террором,- эта попытка не удалась,
и виновник этой попытки Дракон перешел в историю с кровавою памятью, а
между тем попытки к тирании оказывались ясно; медлить было нельзя для аристократии,
надобно было приступить к соглашению интересов двух сторон, к сделкам,
и за дело принялся Солон.
  Первым делом его законодательства было удовлетворение меньшим, снятие
с них тяжестей, освобождение должников из кабалы; все попавшие в рабство
за долги были освобождены, проданные за границу выкуплены на счет казны,
и на будущее время заимодавец лишился права обращать неплатящего должника
и его семейство в рабство; при платеже долга должник выигрывал 27 процентов
вследствие изменения монеты. Спартанское уравнение земельных участков было
невозможно; можно было только постановить, что ни один землевладелец не
имеет права распространять свою землю далее положенного предела. чтобы
таким образом остановить исчезновение мелких земельных участков и обезземеление
меньших людей. Но меньшие люди беднели и должали вследствие служебных военных
обязанностей, нести которые у них недоставало средств. Солон отстранил
это неудобство, разделив всех граждан на четыре класса- по средствам, по
доходам, и военные обязанности и подати были разложены соответственно этим
средствам.
  Но, кто имел больше обязанностей, тот должен был иметь и больше прав:
так, достоинство архонтов и места членов в Верховном совете (ареопаге)
могли получать только члены первого класса. В большой Правительствующий
совет четырехсот избирались граждане только трех первых классов, но Правительствующий
совет не мог издавать нового закона, не мог объявлять войну и заключать
мир; это принадлежало народному собранию, а в члены высшей судебной инстанции,
в так называемые гелиасты, избирали по жребию из всех граждан без различия
классов. Гелиастам же принадлежало право поверять, способно ли известное
лицо к отправлению правительственной должности.
  Таким образом, целью Солонова законодательства было установить равновесие
между аристократическим и демократическим элементом, "чтоб ни один не одержал
над другим неправильной победы, ибо народ только тогда повинуется вождям,
когда он ни слишком разнуздан, ни слишком порабощен".
  Распадение афинского народонаселения на две части, противоположные в
своих интересах и потому долженствующие бороться, заставило законодателя
признаться, что "в важных делах всем угодить трудно". Всем угодить было
трудно: легко было угодить одной стороне, и, разумеется, должны были найтись
люди, которые принялись за легкое и выгодное дело. Угодить было легче стороне
меньших людей, которые были только облегчены и желания которых были возбуждены
сопоставлением с людьми, более удовлетворенными, возбуждены уступкою им
известной доли государственной деятельности, возбуждены самым переворотом,
который мы называем Солоновым законодательством.
  Следствием этих возбуждений всегда и везде бывает демократическое движение,
стремление к равенству, стремление, которое в Спарте было уничтожено уравнением
всех спартанцев, всех завоевателей и отнятием прав у побежденных. В Спарте
вследствие постоянного общения, постоянного сожития немногочисленных членов
правительствующей части народонаселения было равномерное развитие понимания
государственных дел и интересов, вследствие чего для каждого возможно было
являться в народное собрание с определенным мнением и отвечать прямо согласием
или несогласием на известное предложение, что в свою очередь развивало
в каждом самостоятельность взгляда и мнения.
  В Афинах сравнительно слишком большая масса народонаселения была призвана
к участию в государственной деятельности, масса несосредоточенная, разбитая
по известным местностям, развлекаемая различными занятиями и потому неразвитая,
неприготовленная, нуждавшаяся в разъяснении дела; отсюда необходимость
в народных ораторах, внушителях и руководителях. Это обстоятельство, разумеется,
содействовало сильно развитию ораторского искусства, выделению из массы
даровитых людей, но, с другой стороны, содействовало и появлению демагогов
или так называемых тиранов в более или менее утонченной форме. Еще при
жизни Солона один из самых знатных людей, Пизистрат, начал стремиться к
власти и средством к тому употребил слово, как свидетельствует сам Солон,
остерегавший сограждан от льстивых речей говоруна, от темного смысла, скрывавшегося
под блестящими словами. Предостережения были напрасны; "тиранство выросло
и укрепилось" благодаря постоянному войску, которое завел у себя Пизистрат,
и захвату денежных средств, на которые содержалось это войско.
  Но то обстоятельство, что Пизистрат не мог принять название царя, что
прежнее государственное устройство оставалось ненарушимым, показывало ясно,
как трудно было теперь в греческих государствах дать торжество монархическому
началу. Мы говорим "трудно" и этим ограничиваемся; слово "невозможно" употребить
не решимся, ибо знаем, что тирания в Афинах была сокрушена не внутренними
средствами, а помощью, пришедшею извне. Пизистрат успел передать свои средства
и с ними свое значение сыновьям; таким образом уже начиналась наследственность.
  Один из сыновей его, Гиппарх, погиб вследствие личной вражды, и это
обстоятельство дало другому брату, Гиппию, возможность сосредоточить все
средства в одних своих руках и вместе дало предлог усилить свою власть
преследованием всех подозрительных ему людей. Произошло явление, с которым
мы часто встречаемся в истории Греции и в истории других европейских государств:
в обширных государствах Азии людям, преследуемым верховною властию, трудно
скрыться от нее, притом здесь нет политических партий и борьбы их, власть
одного признается всеми законною, и человек, столкнувшийся с этой властью,
гибнет одиноко.
  Но в мелких государствах Греции образовались стороны в народонаселении,
стороны лучших и меньших людей, или аристократическая и демократическая,
и вступили в борьбу. Люди побежденной, притесненной стороны бегут из отечества,
иногда составляют значительные толпы и начинают действовать против стороны
победившей обыкновенно с чужой помощью; помощь эту легко добыть точно так
же, как легко и убежать, потому что подле другие государства, родственные.
Бегут за чужою помощью обыкновенно лучшие и богатые люди, потому что они
имеют средства жить вне отечества, средства действовать в свою пользу,
имеют известность, знаменитость, тогда как темному и бедному человеку трудно
решиться покинуть отечество и найти гостеприимство и помощь; если он убежит,
то примкнет к дружине людей, живущих на чужой счет, разбоем сухопутным
или морским.
  Люди знатные, спасшиеся от преследований Пшпия, обратились за помощью
к Спарте. Спарта приняла их сторону, и не должно непременно полагать, что
это делалось из сочувствия спартанской аристократии к афинской, ибо спартанское
устройство стояло таким особняком, так разнилось от афинского и других,
что трудно сопоставлять спартанскую и афинскую аристократию, даже трудно
говорить об аристократии там, где нет демократического элемента, а в Спарте
его не было. Дело объясняется проще: Спарта вмешивалась во внутренние дела
греческих государств, пользовалась их усобицами для усиления своего влияния,
теперь она заступилась за аристократическую партию против тирана, потом
она заступится за того же самого тирана, потребует его восстановления.
  Гиппий был прогнан из Афин благодаря помощи Спарты и случайности: семейство
тирана попало в руки к врагам его, и Гиппий для освобождения семейства
принужден был обязаться оставить Афины. После этого надобно было бы ожидать
усиления аристократии, но видим наоборот: усиливается демократия посредством
нового разделения, при котором знатные и богатые роды должны были утратить
свое влияние; посредством свободных выборов в члены Правительствующего
совета, без обращения внимания на состояние, причем число членов увеличено
до 500; посредством выбора судей по жребию; посредством увеличения числа
годовых народных собраний до 10 вместо прежних четырех. И это усиление
демократии было результатом деятельности одного лица, Клисфена, опять человека
знатного и богатого.
  О личных целях Клисфена при этом мы должны остеречься сказать что-нибудь;
мы никак не скажем, что ему, если бы он хотел, легко было бы сыграть роль
Пизистрата и Гйппия; это было очень трудно именно потому, что тирания только
что была уничтожена; аристократия была сильна и в союзе со спартанцами.
Не забудем, что Пизистрат начал с того, что успел убедить город позволить
ему завести стражу, постоянное войско около себя, то же самое, что рассказывали
о Дейоке Мидийском; и мы не будем отвергать этих рассказов потому только,
что в них рассказывается одно и то же относительно двух разных лиц; напротив,
мы должны их принять, потому что в них указывается на естественный и необходимый
ход дела где бы то ни было.
  Завести себе постоянное войско и ограничиться одними льстивыми словами,
не приводя обещаний в исполнение, как сделал Пизистрат, было теперь очень
трудно, и теперь с Клисфена уже начинается другого рода тирания, демагогия,
причем человек, желающий стоять наверху, должен усиливать демократическое
начало, чтобы держаться посредством него.
  Клисфену приписывается также установление остракизма, посредством которого
человек, становившийся очень видным и потому опасным для свободы сограждан,
удалялся на известное число лет из Афин, что, однако, не приносило никакого
вреда его чести и имуществу. Разумеется, с первого раза кажется, что это
средство было направлено против тирании, но, с другой стороны, человеку,
получившему сильное влияние на толпу, успевшему уверить ее, что его бояться
нечего, легко наустить народ на людей, ему, собственно, опасных и враждебных,
и избавляться от них посредством остракизма, не прибегая к насилию, особенно
когда для насилия нет еще силы.
  Аристократической партии не понравилось Клисфеново устройство и остракизм,
который, разумеется, грозил ее членам; она обратилась опять к Спарте: Клисфен
должен был оставить Афины. Но дело было сделано, демократическое начало
усилено, что сделалось скоро в маленьком государстве, и когда произошла
аристократическая реакция, когда лучшие люди захотели уничтожить новое
устройство и стали гнать главных его приверженцев, то произошло сильное
движение с противоположной стороны, причем аристократы проигрывали свое
дело тем, что опирались на чужих, на спартанцев. Спартанцы были выгнаны,
аристократы подверглись преследованию, Клисфен со своими возвратился из
изгнания. Но теперь, если бы даже и хотел, он никак не мог сыграть роли
Пизистрата и Гйппия: тиранство отыграло свою роль и было возможно только
в смягченной форме демагогии, то есть сильное лицо не могло непосредственно
распоряжаться, но только посредством народной массы, посредством установленных
форм.
  Таким образом, афинская демократия была воспитана аристократами, которые
вследствие уничтожения царского достоинства не могли сосредоточиться в
одно сословие, в котором преобладало бы равенство и общий интерес господствовал
над личным. Праздное царское место манило из них тех, которые были сильнее
других средствами; для собственного возвышения, которое могло быть достигнуто
только с помощью враждебного элемента, они выходили из аристократических
рядов и служили в виде тиранов и демагогов к возбуждению и развитию демократического
элемента.
  Но для развития сил известного народа или известного элемента в народонаселении,
получившего преобладание, как элемент демократический в Афинах, необходим
подвиг, сильная внешняя деятельность, сильная борьба. В этом отношении
развитию и укреплению афинской демократии способствовали две такие борьбы:
одна - со спартанцами, другая - с персами, непосредственно следовавшая
за первою. Спарта, раздраженная неудачею, не оставила намерения снова утвердить
свое влияние в Афинах посредством поднятия аристократической партии, но
у Спарты не было достаточно сил для успешной борьбы. В Греции, поделенной
на множество мелких государств, одному из них, как бы оно относительно
сильно ни было, трудно было непосредственно подчинять себе, покорять другие,
даже и ближайшие; здесь делалось так, что слабейшие волей-неволей втягивались
в союз, в котором сильнейшее государство получало первое место, предводительство.
  Это предводительство не было господством, и союзники иногда позволяли
себе действовать самостоятельно относительно главного члена союза; так,
во время нападения спартанцев на Афины с целью восстановить здесь аристократическую
партию союзники их, коринфяне, ушли и тем помешали успеху, который и перешел
на сторону афинян, то есть тамошней демократической стороны. Видя силу
последней и слабость стороны аристократической, помощь которой оказывалась
бесполезной, спартанцы попытались подойти с другой стороны, призвали к
себе Гиппия и хотели с его помощью войти в Афины, но союзники Спарты и
тут отказались следовать за нею для восстановления тирана.
  Борьба между Спартой и Афинами должна была на время остановиться, и
этим перемирием обе республики воспользовались, чтобы усилиться: Спарта
бросилась на Аргос; Афины, как держава морская, устремили свое внимание
на море и далее на восток, тут они вмешались в борьбу малоазиатских греческих
колоний с персами и этим накликали бурю на себя и на всю Грецию.
  Здесь мы впервые встречаемся со знаменитою борьбою между Европою и Азиею,-
борьбою, которая продолжается тысячелетия с переменным счастьем, смотря
по тому, на какой стороне оказывается более нравственных сил. Мы уже видели,
что в Греции борьба с Востоком была необходима по самому положению ее;
в глубокой древности эта борьба происходила между народами, принадлежавшими
к двум различным племенам: семитами - финикиянами и арийцами - греками.
Последним удалось сбить со своих берегов финикиян. Потом вследствие приплыва
новых сил к эллинам, вследствие усиленного движения народной жизни среди
них они выходят из своих границ и перебрасывают свои колонии в Азию, но
последняя не снесла этого наступательного движения со стороны Европы.
  Греческие малоазиатские колонии, разделенные морем от метрополии, растянутые
по берегу, подобно Финикии, не могли защититься от сильных напоров могущественных
азиатских государств и подпали власти сперва Лидии, а потом Персии. Эллинский
дух, эллинская энергия могли выразиться только в том, что малоазиатские
греки не могли спокойно сносить ига и восставали, причем получали помощь
от европейских собратий. Персидские цари не могли не обратить внимания
на это обстоятельство: пока за морем существовала свободная Греция, до
тех пор малоазиатские берега не могли быть в спокойном владении у персов,
и царь отправил большое войско в Грецию против афинян.
  Но здесь были другие условия. Конечно, для объяснения неудачи персов
мы должны обратить внимание на состав их громадных ополчений: собственные
персы могли сдерживать натиск своих соплеменников-греков и меряться с ними
силами, хотя и не в равной степени, но персов было немного, остальные же
части ополчения великого царя представляли стадо людей, согнанное из разных
частей громадного царства, не могшее выдерживать натиска греков, развитых
в высшей степени физически и нравственно, противопоставлявших качество
количеству.
  Но, кроме того, нельзя не обратить внимания на то обстоятельство, что
Греция была за морем, а персы не были морским народом, море для них было
чуждою, неприятною и страшною стихиею; завезенные в неведомую страну, отрезанные
от отечества страшным морем, они находились не в своей сфере и, естественно,
теряли дух, ибо вспомним суеверный страх древних перед морем, границею,
которую безбожно было для человека переступать. Мы теперь говорим, что
моря соединяют народы, горы и степи разделяют их; мы имеем право говорить
это, но с ограничением.
  Когда известный народ вынужден преодолеть свое отвращение к морю, тогда,
разумеется, оно становится посредником между народами, соединителем их;
если же необходимости нет, то народ, живущий на морских берегах, не займется
мореплаванием, будет питать отвращение к морю и море разделяет народы точно
так же, как и степи разделяют их. При одном и том же царе персы напали
на Европу: в Скифии остановили их степи, от Греции отбило море.
  Марафонская победа, несмотря на все ее значение как первой победы европейского
качества над азиатским количеством, несмотря на все одушевление, какое
она внесла в победоносный город, не спасла Афин и Греции в сознании лучших
ее людей, ибо надобно было ждать, что великий царь не замедлит наводнить
маленькую страну своими полчищами, причем никакая храбрость и никакое искусство
не помогут, как и доказали Термопилы. Великий человек указывает афинянам
на море, требует усиления флота; оракул указывает на деревянные стены,
которые должны спасти Афины, и Фемистокл толкует, что эти деревянные стены
означают корабли. Море начало свое дело, начало крушениями персидских кораблей
уравнивать силы врагов, по словам Геродота; афиняне покинули свой город,
перебрались на корабли, и Саламин оправдал их надежды на деревянные стены;
великий царь оставил злую страну, покинув свое войско на жертву расслабляющему
чувству тяжести своего положения в далекой, потому что заморской стране,
среди народа, страшного своим качеством, и качество во второй раз восторжествовало
над количеством, лишенным нравственных сил, искусства, лишившимся и вождя
в начале битвы.
  Афиняне, жители города, дважды истребленного врагом, делаются главным
народом Греции благодаря морю, которое дало им такое важное значение, помогло
так скоро восстановить и увеличить свои силы. Подобно Спарте, Афины по
условиям, господствовавшим в Греции, пролагают путь к своему могуществу
посредством союза, во главе которого становятся, материальными силами которого
пользуются для своего блестящего развития. Но Спарта тут в челе своего
пелопонезского союза; столкновение между ними было неизбежно. Борьбу между
Афинами и Спартою можно разделить на две половины: до Персидских войн и
после них, или так называемую Пелопонезскую войну.
  В первую половину спартанцы чувствовали свою силу и цари их отважно
вводили войско в Аттику, тем более что в Афинах были преданные им люди,
но после Персидских войн обстоятельства переменились: Афины стали сильнее,
и в Спарте медлят начатием войны; Спарту торопят союзники, которым страшно
могущество Афин, стремление их к преобладанию и захвату; коринфяне играют
тут главную роль: по своему положению между Пелопонезом и Аттикою, между
двумя самыми сильными республиками, они хотят поддержать свою самостоятельность
и благосостояние, не допуская до преобладания ни Афин, ни Спарты. Мы видим,
что в первую половину борьбы коринфяне не допускают спартанцев до торжества
над Афинами; теперь же, когда могущество Афин стало страшно, те же коринфяне
побуждают спартанцев вооружиться против Афин.
  После долгой борьбы Спарта восторжествовала; оракул воспретил победителям
воспользоваться своею победою, разрушить падший город. "Не должно выкалывать
у Греции одного из двух глаз", - говорил оракул. Но у Греции были повреждены
оба глаза; и победители и побежденные были одинаково истощены страшною
борьбою, и это истощение их вело Грецию к падению. Бессилие победительницы
- Спарты высказалось в ее неудачной борьбе с Фивами, которые сами обязаны
были своим возвышением только личным достоинствам Пелопида и Эпаминонда,
после которых они возвращаются к прежней незначительности. Мы видели, что
после Троянской войны истощение в Греции было восполнено приливом эллинского
воинственного народонаселения с севера, движение возобновилось и усилилось
дорическим нашествием.
  И теперь после истощения Греции от Пелопонезской и других междоусобных
войн происходит движение с севера - македонское движение, которое, по-видимому,
дало новое значение греческой жизни, собравши ее силы для наступительного
движения на Восток, имевшего следствием разрушение Персидской монархии
и господство европейских ариев в Азии и Африке. Но это македонское движение
было не чисто греческое и происходило в таких формах, от которых давно
отчуждилась Греция; оно происходило вследствие только личных стремлений
двух варварских царей, усыновленных греческой цивилизацией; наконец после
кратковременного македонского влияния Греция явилась с прежней слабостью.
Мы в другом месте взглянем на подвиг Александра Македонского и его следствия,
а теперь обратимся к движению греческой мысли и влиянию его на общество.
  Мы видели, что греческое общество основалось на других началах, чем
общество восточное; в основу общества восточного легло начало семейное
или родовое, в основу общества греческого - начало дружинное, товарищество.
В огромных монархиях Востока целое слишком сильно давило на части, вследствие
чего личность не могла развиться; целое, единство преобладало. и превозмогал
один человек, представитель этого целого, этого единства; государство -
это был он, один человек; все другие были части целого, живою собственностью
одного, рабами. частью и даже не только частью, но и полною принадлежностью.
имевшей одно с ним существование, по приведенному выше выражению Аристотеля.
  Но в мелких государствах Греции, основанных богатырскими дружинами,
этого давления целого на части быть не могло; вместо впечатления единой
силы, поднимавшейся над всеми и пред которою все равно исчезали в своем
ничтожестве, являлось впечатление равенства многих сил вследствие равенства
многих вождей, собиравшихся для общего предприятия; подле вождей - толпа
храбрых товарищей, которыми силен и славен вождь, с которыми он должен
считаться. Идет движение беспрерывное, подвиг совершается постоянно, в
ограниченной местности, на виду у всех; человек личными достоинствами может
подняться высоко, герои включаются в число богов. Кроме борьбы настоящей
человек может выказать свои достоинства на играх, куда собирается народ
из целой Греции, победитель превозносится похвалами, получает важное значение.
победы на играх прокладывают дорогу к победам на другом поприще.
  Наконец цари исчезают, аристократия уступает демократии, и это дает
новое побуждение к развитию личности указанием каждому сильному личными
средствами человеку высшей цели. достижения первого места в государстве
с каким бы то ни было значением и именем или и без имени. Искусство, служа
выражением народной жизни, является для того, чтобы дать новую силу началам,
уже обнаружившимся в жизни. Мы говорим о значении "Илиады" для греческой
жизни - поэмы, на которой воспитывались греки и содержанием которой служило
описание бедствий, происшедших от бездействия оскорбленного героя, не хотевшего
признать право сильного. Впоследствии драматические произведения, к которым
были так страстны греки, воспитывали в них то же чувство личной независимости.
  Эсхил выставил это чувство в Прометее, который не хотел преклониться
пред Юпитером; Софокл пошел еще дальше: он оставил сферу богов, титанов
и героев и выставил чувство независимости, непреклонность пред силою в
слабой девушке, которая, невзирая ни на какие запрещения, исполняет то,
что считает своим долгом. "Илиада", "Прометей" и "Антигона" представляют
самые сильные проявления греческого духа в мире искусства. Наконец, Персидские
войны, эта знаменитая борьба развитой личности, борьба качества с подавляющим
количеством опять могущественно содействовала развитию личности, особенно
у тех из греков, которые купили торжество с наибольшими пожертвованиями,
которые два раза видели истребление своего города и потому могли так прометеевски
отвечать персидскому вождю на его предложение отдельного мира.
  Таким образом, в Греции, и преимущественно в Афинах, все соединились
для того, чтобы дать личности самое сильное развитие. Но известное начало,
пользуясь благоприятными условиями, стремится развиться до крайности, так
и в Греции мы видим крайнее развитие личности. Зло было понятно, и греческая
мысль выставила противодействие, но безуспешно: откуда же проистекла эта
безуспешность?
  Личность при благоприятных условиях в обществе для своего развития сдерживается
в своих крайних стремлениях нравственным началом, которое тогда только
сильно, когда находится в связи с началом религиозным. Но греческая религия
не могла дать нравственно крепкого основания. Грек благодаря развитию своей
жизни освободился от азиатского представления о божестве как о гнетущей
силе природы, которая действует деспотически, пред которою человек ничто,
в угоду которой женщина считает обязанностью жертвовать своим стыдом, а
мужчина - полом. Греческий антропоморфизм вносит на Олимп человеческие
отношения, сдружает человека с божеством, приравнивает их друг к другу;
человек благодаря геройству поднимается до божества, но зато божество понижается;
грек живет со своими божествами слишком по-товарищески, запанибрата.
  Греческие божества - изящные люди, но не безгрешные, не внушающие уважения
своею высокою нравственностью и не требующие в этом отношении подражания
себе; у греческих богов дети на земле, следовательно, у них здесь свои
личные интересы, борьба за эти интересы, а подобные отношения, разумеется,
уничтожают божественное, независимое положение. Восточные боги, как восточные
деспоты, жили в отдалении от простых смертных, окруженные обаянием таинственности;
даже египетское божество-животное - сохраняло это обаяние, ибо человек
не мог проникнуть во внутренний мир таинственного существа. Грек нарушил
обаяние таинственности, вывел наружу все олимпийские проказы. Унижение
божества чрез придание ему человечности не в высших, нравственных, духовных
проявлениях естественно вело к отрицанию такого божества, давало выход
разлагающей силе мысли, а греки принадлежали к тому племени, которое и
в отдаленной Азии, в замкнутой и богатой Индии, давящей дух громадностью
и роскошью природных форм, умело обнаружить деятельность мысли, не ограничиваясь
переданными религиозными воззрениями.
  Тем более эта деятельность должна была обнаружиться у греков при особых
условиях их исторической жизни, и прежде всего при условии движения, перемены
политических форм. Греческий религиозный процесс закончился гомеровским
временем, но греческая политическая жизнь продолжала развиваться; те земные
отношения, по которым образовались отношения олимпийские, изменились, и,
естественно, не могло быть сочувствия к тому, что представляло уже прошедшее,
отвергнутое, а между тем разлагающая сила мысли получала все большее и
большее развитие. Прежде всего греки по своему положению в небольшой приморской
стране, находящейся в близком расстоянии от Азии и Африки и волнуемой внутренними
движениями и столкновениями народов, должны были выселяться, заводить колонии,
знакомиться со многими чуждыми народами.
  Это обстоятельство, расширявшее горизонт, сильно действовало на даровитое,
живое, пытливое и впечатлительное племя, представителями которого были
поморцы - ионяне, афиняне. Грек на Востоке встречается с богатою цивилизациею,
производящею сильное впечатление громадностью и особенно древностью своих
памятников; его внимание останавливается на религии; язычник легко подчинялся
чуждому верованию, легко поклонялся чужому богу, потому что убеждение в
единстве бога ему не препятствовало. Грек также с уважением относился к
религии чуждых народов, но он смотрел на дело иначе; он сильно развит вследствие
движения своей жизни, он привык думать, привык критически относиться к
таким явлениям, к каким на Востоке критически не относились, как, например,
к политическим формам.
  Разнообразие этих форм на малом пространстве Греции дало ее жителям
возможность сравнивать и рассуждать о достоинстве или недостоинстве той
или другой формы, что, разумеется, сильно развивало мыслительную способность
и приготовило то философское настроение, которым отличаются греки: "Эллины
премудрости ищут". С этим-то исканием премудрости, с этою-то развитою мыслительною
способностью, с привычкою критически относиться к явлению, допросить, как,
что и почему, является грек на Востоке. Путешествующий грек-мыслитель,
мудрец, представляет нам в высшей степени любопытное явление.
  Привычка видеть разнообразие форм народной жизни у себя тянет грека
с возбужденною мыслию дальше, посмотреть другие народы, познакомиться с
другими формами жизни, посравнить, найти сходство и отличие, тогда как
для восточного человека однообразие политических форм необходимо уничтожало
подобное стремление. С исканием премудрости грек отнесся и к религиям Востока,
начал сравнивать, находить общие черты со своими, греческими верованиями,
искать одного общего источника; здесь, как обыкновенно бывает, мысль останавливается
прежде всего на заимствовании; при виде двух одинаковых явлений у разных
народов первое, легчайшее объяснение состоит в том, что один народ заимствовал
известное верование, обычай у другого; возвыситься до предположения общих
законов, производящих одинаковые явления всегда и повсюду, человек сначала
не может.
  Таким образом, грек при объяснении одинаковых религиозных воззрений,
одинаковых мифов у разных народов остановился на заимствовании одним народом
у другого. Младший по происхождению и по цивилизации народ должен был заимствовать
у старшего, греки должны были заимствовать у восточных народов, у последних
надобно доискаться источника.
  Уже одно убеждение, что верования, в которых воспитался человек, заимствованы,
чужие, ослабляет эти верования, делая их предметом исследования, заставляя
следить, как с течением времени они изменялись, как древнейшим, заимствованным
присоз-давались новые. Мысль берет верх, чувство ослабляется. А тут еще
новый удар. Пытливость влечет в страну чудесных памятников древнейшей цивилизации,
в Египет, а здесь жрецы внушают, что все заимствовано от них, но чему верует
народ, это только символы, что суть всего дела известна им одним, жрецам,
что, пожалуй, они скажут на ухо умному человеку, который уже и без того
подозрительно посматривает на разные религиозные обычаи и обряды, но объявлять
об этих вещах всем бесполезно и опасно, народ должно держать в неведении,
оставляя мудрость для посвященных.
  Геродот представляет нам образец грека, который благодаря знакомству
с чужими религиями и внушениями египетских жрецов относится скептически
к народным верованиям греков, древнейшие верования пелазгов считает заимствованными
из Египта и в эллинском Олимпе видит создание поэтов. Он объясняет мифы,
говорит, что черные голуби додонские были две иностранные женщины, которых
чуждый язык мог показаться языком птичьим, ибо как в самом деле могло быть,
чтобы голубь издавал членораздельные звуки; и так как говорится, что голубь
был черный, то это значит, что женщина была египтянка. Проговариваясь подобным
образом в разных случаях, высказывая свое свободное отношение к религиозным
преданиям, Геродот простодушно оговаривается, что о таких вещах не следует
распространяться: "Если бы я захотел сказать, почему египтяне воздают животным
божеские почести, то я бы коснулся религии и вещей божественных, но я особенно
избегаю таких разговоров, и если я кое-что сказал, то должен был сделать
это по необходимости".
  Таким образом, сближение с Востоком и его религиями наносило удар греческой
религии, эллинскому антропоморфизму, разлагало его. Но греческая мысль
не могла остановиться на этом отрицании, на этом разложении, и вот среди
азиатских греков, на которых восточные воззрения прежде всего подействовали
и у которых по их страдательному политическому положению было более возможности
отрешаться от практической жизни, начинается такая же умственная работа,
какую мы уже видели у арийцев в Индии,"работа над объяснением происхождения
мира".
  Народные религиозные воззрения не стесняют этих мыслителей; они не верят
в олимпийцев, знают, что эти народные греческие верования суть искажения
первоначальной религии, в большей чистоте сохранившейся на Востоке и состоявшей
в поклонении силам природы. Но что такое природа и ее силы? как произошли
они? Одни объявили, что все существующее произошло из влаги, что божества,
в которые верит народ, суть басни; божество есть душа вселенной, движущая
сила вещей, отдельно от них не существующая. Таким образом, мы опять встречаемся
с знакомым нам брамаизмом или пантеизмом. По другим, это управляющее, божественное
начало мира, противоположное материи, был воздух как дух; по иным - огонь,
творческая, всепроникающая и всепоглощающая сила, которая преимущественно
проявляется в душе человеческой.
  Некоторые указывали на происхождение мира из атомов, простых, неделимых
первоначальных тел; все существующее проникается тонкими огненными атомами,
которых всего более находится в человеке. По иным, первое движение атомам
дано было высшею разумною силою, существующею отдельно от материи; иные
принимали четыре основные элемента: огонь, воздух, землю и воду, которые
приводятся в движение двумя силами - любовью и ненавистью или борьбою;
из соединения и разделения произошло все существующее.
  Все эти мнения или учения исходили от мудрецов или философов, которые
провозглашали их как произведения свободной мысли лица, не давая им никакого
религиозного освящения, противополагая их народной религии, прямо вооружаясь
против них, провозглашая Гомера и Гезиода исказителями религии, которые
в своих поэмах приписали богам то, что считается постыдным между людьми.
Были попытки в Южной Италии, или в так называемой Великой Греции, дать
одному из философских учений, именно Пифагорову, религиозное освящение,
составить орден из лучших, образованнейших людей, посвященных в тайны учения,
которые бы управляли непосвященною и потому презираемою толпою, но эта
попытка не увенчалась успехом.
  Вообще же все эти философские учения или мнения были следствием сильного
развития личности в Греции и, как обыкновенно бывает в истории, в свою
очередь содействовали сильнейшему ее развитию. Разрушение народных религиозных
верований, произведенное философией, которая на их место не могла поставить
ничего прочного, освященного, имевшего всеобщий авторитет, дававшего правило
жизни, но породила множество разнородных, спорных мнений о важнейших вопросах
жизни, должно было естественно навести многих на мысль, что всеобщих истин
нет, нет и общих нравственных правил, сдерживающих каждого человека и определяющих
его деятельность. Следовательно, каждый человек составляет отдельный, вполне
независимый мир, имеет свой собственный взгляд на все и свои исключительные
личные цели, достижение которых есть главная его задача; объективной истины
нет; истинно то, что отдельный человек в известное время считает истинным;
средства отдельного человека составляют мерило всего; если средства отдельного
человека велики в сравнении с средствами других людей, то он имеет полное
право стремиться к господству над ними, к тирании.
  Таков был необходимый результат, к которому должно было прийти крайнее
развитие личности в Греции, и преимущественно в Афинах. Разумеется, подобные
мнения, как всякие мнения, должны были распространиться между людьми мыслящими
или так называемыми образованными, способными останавливать свое внимание
на высших вопросах жизни, должны были распространиться между людьми, посвятившими
себя наставлению, обучению других преимущественно в ораторском искусстве,
которое так надобилось в Греции, и особенно в Афинах. Такие люди назывались
софистами, от которых изложенное учение и получило свое название.
  Но разрушительное влияние на общество так называемого софистического
учения вызвало противодействие, которое явилось из среды тех же софистов,
то есть людей, занимавшихся наставлением других. Сократ, в школе которого
обнаружилось это противодействие, являлся для современников таким же софистом,
какой выведен был и на сцену Аристофаном, несмотря на все старание его
выделиться из среды софистов учением и поведением; например, он не брал
денег за свое учение и не странствовал из города в город, подобно другим
знаменитым софистам.
  Противодействуя господствующему между софистами учению, Сократ должен
был вооружиться против доведенного до крайности развития личности, то есть
должен был утверждать, что есть общие, непреложные истины, есть нравственные
правила, обязательные для всех, правила, без признания и соблюдения которых
общество не может существовать. Он полагал различие между "благочестием
и безбожием, благородством и неблагородством, справедливостью и несправедливостью,
храбростью и трусостью" и т. д.; рассматривал все это независимо, признавая
в каждом человеке врожденную способность дойти до правильного различения
всего этого при хорошем руководстве, тогда как в господствующем между софистами
учении все это смешивалось, могло переходить одно в другое, смотря по обстоятельствам,
и в человеке не признавалась способность различения хорошего от дурного
независимо от его непосредственного чувства.
  Последователь так называемого учения софистов говорил: "В большинстве
вещей природа и закон находятся в противоположном отношении друг к другу;
по природе хуже всего претерпеть несправедливость, а по закону хуже всего
сделать несправедливость. Претерпеть несправедливость от другого недостойно
свободного человека; несправедливость может снести только раб, которому
лучше умереть, чем жить, ибо, претерпевая несправедливость и оскорбления,
он не в состоянии защитить себя и тех, кого любит. Законы - произведение
людей, слабых личными средствами, но многочисленнейших. Постановляя законы,
они думали только о себе, о своих интересах; чтобы напугать людей, сильных
личными средствами, которые могли бы приобрести власть над другими, они
говорят, что преимущество есть вещь нехорошая и несправедливая и что человек,
стремящийся к могуществу, поступает несправедливо; по своей слабости они
стремятся к равенству. Таким образом, по закону несправедливо приобретать
власть над другими, но по природе справедливо, чтобы лучший и сильнейший
имел более, чем худший и слабейший. Мы берем с детства лучших и сильнейших
между нами, образуем их и укрощаем, как львят, внушаем им, что надобно
чтить равенство и что в этом заключается прекрасное и справедливое. Но
как скоро явится человек с могущественною природою, разобьет он все эти
оковы, потопчет ногами наши писания, наши законы, противные природе, и
возвысится над всеми как господин, он, которого мы сделали рабом,- тогда-то
воссияет справедливость по закону природы. Для счастия жизни нужно разнуздывать
свои страсти, а не сдерживать их и посредством своего мужества и ловкости
быть в состоянии удовлетворять им. Большинство людей не в состоянии этого
сделать, и поэтому-то они осуждают тех, которые этого достигнуть могут.
Они говорят, что неумерен ность есть вещь дурная, сковывают людей, имеющих
лучшую природу, и, не будучи в состоянии удовлетворять своим страстям,
воспевают умеренность и справедливость. А для тех, которые имели счастие
родиться в семействах царских или которые от природы получили способность
сделаться вождями, тиранами или царями, "для таких что может быть постыднее
и вреднее умеренности? Тогда как они могут беспрепятственно наслаждаться
всеми благами жизни, неужели сами свяжут себя законами, суждениями и порицаниями
толпы?"
  Сократ и его ученики именно хотели овладеть львенком, укротить разнуздавшуюся
личность, которая, опираясь на природу, грозила разрушением обществу. Софисты
поставили вопрос о противоположности между природою и законом, то есть
между стремлениями отдельного лица и стремлениями общества,- вопрос, который
вызовет знаменитый ответ, что человек есть животное общественное, что общество
условливается природою человека и потому природа не может находиться в
противоположности с законом. Вследствие крайнего развития личности и ее
неумеренных требований, высказанных софистами, поставлен был вопрос об
отношении личности к обществу, великий вопрос, который находится на первом
плане в истории человечества. Вполне удовлетворительного решения его мы
не можем ждать на земле при сознании несовершенства всякого дела человеческого,
сознании, горечь которого подслащивают указанием на бесконечность развития,
хотя и не все могут удовлетвориться этим подслащиванием.
  Мы можем только наблюдать, как и где вопрос решался более или менее
удовлетворительно. Мы должны признать за греческими мыслителями заслугу
постановки вопроса, причем они сейчас же и принялись за его решение, но
сколько-нибудь удовлетворительного решения его мы ожидать не вправе, потому
что мы присутствуем здесь при борьбе мнений и направлений, причем одно
направление, доведенное до крайности, вызывало реакцию. Реакция крайнему
развитию личности, выразившемуся в учении софистов, высказалась в учении
Сократовой школы.
  В политическом устройстве, предложенном этою школою, дуга была перегнута
в противоположную сторону. Желая противодействовать крайнему развитию личности,
перешли должные границы и не признали прав личности, слишком стеснили ее
в пользу общества; на человека взглянули как на несовершеннолетнего, неспособного,
иметь семейство и собственность и устроили общество, как школу с учителем,
философом в челе управления. Понятно, что это устройство, предложенное
знаменитым учеником Сократа, должно было остаться в числе утопий, но мысль
о подобном устройстве не умирает, а заявляет себя всякий раз, когда ум
человеческий, истомленный трудностью задачи определить сколько-нибудь правильно
отношения отдельного лица к обществу, прибегает к отчаянным средствам выйти
из затруднения.
  Человек по природе своей должен жить в обществе, но, вступая в связь
с другими людьми, он необходимо должен поступиться частью своей свободы,
частью своих прав в пользу других, в пользу общества. Но сколько он должен
уступить и сколько оставить за собою для сохранения равновесия между личностью
и обществом - в этом весь вопрос. Софисты говорили, что человек не должен
ничего уступать обществу, если он родился львом в сравнении с другими,
то и должен брать львиную часть, не делясь с другими, слабейшими. Сократ
и его ученики, вооружаясь против этого учения, заставили человека уступить
слишком много, заставили его идти в кабалу к обществу за обеспеченное содержание.
  Эта обеспеченность содержания так привлекательна, что в обществах неразвитых
заставляла свободного человека продаваться в рабство, идти в кабалу, в
обществах же развитых, где рабство человека другому человеку уже немыслимо,
заставляет мечтать о рабстве более благовидном, рабстве обществу. При определении
отношений отдельного лица к обществу не должно упускать из виду, что для
благосостояния этого общества права личности должны быть строго охранены,
чтобы отдельное лицо, ведя общественную жизнь, служа обществу, сохраняло
при этом свою самостоятельность, свой отдельный, независимый мир.
  Для этого три средства, три, так сказать, замк