С. М. Соловьев
ШЛЁЦЕР И АНТИИСТОРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ[1]
Оригинал здесь: Сайт "Истории России"
I
Задолго еще до Шлёцера начались исследования об иноке
Киево-Печерского монастыря Несторе, как первом русском летописце, о времени
и обстоятельствах его жизни, о сочинениях его, о значении его летописи.
Этими исследованиями - исследованиями Татищева, Мюллера - Шлёцер пользовался;
подобно предшественникам своим, он признал несомненным существование Нестора,
первого русского летописца, в XI веке. Но в этом вопросе Шлёцер впервые
взглянул на явление собственно исторически, начал рассматривать явление
летописца не отдельно, как это делалось прежде, а в связи с современным
состоянием русского общества, занялся решением вопроса о возможности появления
летописца в Киеве в XI веке при обстоятельствах временных и местных. Из
рассмотрения этих обстоятельств Шлёцер вывел возможность летописи; после
так называемые скептики отрицали возможность явления, также основываясь
на современном состоянии общества; защитники Нестора утверждали противное,
опять на том же основании: но основание это было положено Шлёцером, который
задал вопросы: как житель Приднепровья в XI веке мог достигнуть известной
степени образованности? Как напал он на мысль написать летопись, и написать
ее на отечественном языке? Кто служил ему образцом? Из каких источников
почерпал он известия? И как вообще он поступал при своем летописании?
Возможность известной степени образованности Шлёцер объяснил
христианством и постоянным сообщением Киева с Византией); византийские
летописи могли быть занесены на Русь, и, таким образом, русский человек
мог прийти к мысли стать бытописателем своего народа; образцами его были
византийские летописцы, а не авторы саг; что же-касается до источников,
то многое он описывал как современник, остальное по устным преданиям. Осторожный
и проницательный критик, Шлёцер остановился пред вопросом: имел ли Нестор
пред глазами древнейшие письменные известия? Нестор, по мнению Шлёцера,
начинал свою летопись чисто по-византийски, с разделения земли между сыновьями
Ноя; но изложение его не византийское, а библейское. "Философских идей
об истории народов,- говорит Шлёцер,- никто не станет требоватьот приднепровского
инока XI века; мало говорит он о внутренней истории Руси; его более занимают
внешние события, войны и т. п. Но, несмотря на все недостатки, русский
летописец возвышается над позднейшими исландскими и польскими расскащиками
на столько же, на сколько рассудок, хотя часто заблуждающийся, возвышается
над постоянною глупостию".
"Философских идей об истории народов никто не станет требовать
от приднепровского инока XI века". Так условиями места и времени объяснился,
определился характер летописи: мы не вправе от летописца XI века ожидать
того, что привыкли встречать у историков XIX века; но мы вправе ожидать
от него добросовестной, бесприкрасной передачи виденного и слышанного;
в этом отношении Нестор превосходен, возвышается над современными и даже
позднейшими летописцами других народов; и потому он главный источник
первоначальной истории Севера. Как же этот главный источник представляет
нам первобытный Север вообще и дорюриковскую Россию в особенности? Это
представление должно оправдать отзыв Шлёцера о честном Несторе:
"Честный Нестор представляет свою страну до Рюрика пустынею, где
живет несколько народцев, которых он называет всех по имени, которых места
жительства часто с точностию определяет; эти народцы живут оседло, не кочуют,
живут в городах, то есть в огороженных деревнях. Первым шагом к образованности
у них было появление монарха, вторым принятие христианства". Чтобы понять
всю важность этого Шлёцерова вывода из показаний Нестора, стоит только
вспомнить, что им были убиты представления о Древней Руси, к которым приучали
русских людей XVIII века Елагины и Эмины. Шлёцер вывел строгую науку, древний
летописец раскрыл свой простой, правдивый рассказ, и произведения бездарных
риторов упразднились; с появлением законного царя исчезли самозванцы.
Шлёцер коснулся и вопроса о языке летописи Нестеровой.
"Когда же,- спрашивал он,- славянская литература будет иметь своего Вахтера,
своего Ире, которые сравнят славянские наречия между собою и с их общим
источником?" Шлёцер не ограничился одним заданием вопроса, одним изъявлением
желания, но сам приступил к исследованию о языке церковнославянском, потом
изложил историю русской историографии. Понятно, что Шлёцер, имея в виду
исключительно критику источников, не мог вполне оценить достоинства трудов
Татищева, Щербатова, Болтина; его отталкивало от них отсутствие критики,
как он понимал ее, отсутствие ученого приготовления, ученой обработки вопросов;
при односторонности своего направления он забывал, что для русских людей
кроме объяснения темных мест Нестора важно было объяснение и княжеских
отношений в древней России, и характера Иоанна Грозного, и событий Смутного
времени. Вот почему во второй половине XVIII века Шлёцер видит в русской
историографии шаг назад, тогда как мы теперь видим большой шаг вперед;
несмотря на то, Шлёцер все же умеет найти достоинства и в Татищеве, и в
Щербатове, и в Болтине; его отзывы о них далеко не так неблагосклонны,
как отзывы, которые мы встречаем во второй четверти XIX века,- отзывы людей,
не почетших за нужное перед произнесением суда над писателем познакомиться
с его сочинением.
После этих предварительных статей Шлёцер приступает к
главному труду - своду рукописей, разбору каждого слова, нуждающегося в
объяснении, указанию источников, откуда почерпал Нестор свои известия,
сличению известий других авторов и т. п. Мы не будем распространяться о
важном значении этого труда в русской науке, первого, превосходного образца
низшей исторической критики: это значение давно уже признано. Мы не будем
входить также в подробный разбор каждого из мнений Шлёцера: эти мнения
и суждения, споры о них между позднейшими учеными также хорошо известны.
Мы обратим внимание читателей на те достоинства Шлёцерова труда, которые
сохранили вполне свою поучительность в настоящее время, которые в настоящее
время имеют, быть может, гораздо более значения, чем имели когда-либо прежде.
Шлёцер находил высокий интерес в занятиях начальною русскою
летописью; сам говорил, что это было его любимое занятие; Шлёцер нашел
в Несторе важные достоинства, предпочел его всем другим современным летописцам
и, по своему обычаю, резко выразил это предпочтение: несмотря на то, он
умел удержаться в должных границах, не увлекся своим любимым писателем.
Признав достоверность Нестеровой летописи, показав возможность появления
летописца в Приднепровье XI века, Шлёцер и смотрит на него как на летописца
начального, как на монаха XI века, на общество им описываемое, как на общество
новорожденное, первоначальное: "Философских идей об истории народов никто
не станет требовать от приднепровского инока XI века. Мало говорит он о
внутренней истории Руси, его более занимают внешние события, войны и т.
п.". Зная, что имеет дело с начальным летописцем, Шлёцер знает также, что
имеет дело с начальным, первобытным обществом; критик потому уважает Нестора,
что в простом рассказе его не находит ничего, что бы не соответствовало
этому первобытному состоянию. Гласно и решительно высказалось мнение, что
рассказ об известном времени в жизни известного общества должен соответствовать
этому времени во всех чертах своих, это соответствие выставлено как непогрешительная
поверка подлинности памятника, оно выставлено главною нравственною обязанностию
повествования, и труд, отличающийся таким соответствием, назван честным.
Шлёцер указал на закон исторического развития положением,
что все великое в природе начинается с малого[2].
Отсюда необходимое заключение для историка, что это малое и должно быть
представлено малым, не должно быть похоже на позднейшее великое, образовавшееся
вековым путем постепенного движения. Нестор есть честный летописец,
потому что, описывая начало государства, рассказывая о быте племен, вошедших
в состав его, изображает малое малым, простое простым. От сознания этой
честности, как главной обязанности историка, проистекало у Шлёцера это
уважение к известиям источников, отвращение от произвольных прибавок и
украшений; другие позволяли себе прибавлять, что Рюрик при конце своей
жизни был болен и слаб; что он остальное время своего правления провел
в покое, занимаясь внутренним устроением государства. "А я,- говорит Шлёцер,-
не знаю ничего, потому что Нестор не говорит ничего об этом. Два
первые года по смерти Рюрика ничем не наполнены в истории; а мне бы очень
хотелось знать, что случилось в эти важные годы! Как вели себя недовольные
в Новгороде? Спрашивали ли их о преемстве престола? Признали ли они наследственное
право Игоря и опекунское правление Олега? Не было ли опять беспокойств
и как вел себя Олег при этом? Все это и многое другое хотелось бы мне знать:
но история ничего не говорит, а вымыслами нельзя наполнять исторических
пробелов"[3].
Елагины и Эмины, стараясь вымыслами оживлять и украшать
летописные известия, представляя первых князей в виде монархов XVIII века,
не могли, однако, сообщить начальной русской истории никакого величия:
Шлёцер, ограничиваясь одними краткими, сухими известиями летописца, умел
показать величие событий и величие заслуг исторических деятелей: "Кто прочел
историю этих четырех всемирно-исторических людей (Рюрика, Олега, Ольги
и Владимира) у Татищева, Ломоносова, Щербатова, Елагина и других, тот нелегко
поймет великое, общезанимательное, которое источники действительно представляют,
ибо это великое погребено под хламом мелочей, посторонних прибавок, нейдущих
к делу рассуждений, преувеличений, народных сказок". Шлёцер указал на важное
значение деятельности Олега, который положил начало будущему величию России,
могущественному влиянию ее на всем Севере, умел понять важность утверждения
Олега в Киеве, соединения Севера с Югом[4].
Шлёцер, имея дело только с краткими, сухими известиями
летописца, честно обходясь с ними, не позволяя себе никаких прибавок, лучше
всех риторов понял величие русского народа, населителя третьей части земного
шара, давшего ей гражданственность, историю[5];
в этом отношении Шлёцеру принадлежит первый разумный взгляд на русскую
историю; ему принадлежит научное введение русского народа в среду европейских
исторических народов. Путем честного, строго научного обращения с источниками,
уразумев достоинство русской истории, Шлёцер требовал, чтобы она обрабатывалась
достойным образом, а не так, как изображали ее риторы XVIII века[6].
То же честное обращение с источниками дало Шлёцеру возможность уразуметь
различие начала русской истории от начала истории других европейских государств:
будучи иностранцем, немцем, он не увлекся, однако, норманизмом, хотя, по
ясности туземных и чужих известий, и не мог не признать первых князей норманнами:
"Между пятью народцами, действующими в начале русской истории, только один
принадлежит к славянскому племени - новгородцы (да разве еще кривичи);
и эти новгородцы не отличаются ничем пред другими, не первенствуют. Несмотря
на то, славяне становятся главным народом новой монархии и поглощают не
только четыре остальных народца, но и самих завоевателей: все становится
славянским! Через 200 лет от варягов не остается ни малейшего следа; даже
скандинавские собственные имена после Игоря исчезают из княжеского дома
и заменяются славянскими. Славянский язык не терпит ни малейшей перемены
от норманнского языка повелителей. Совершенно иначе происходит в Италии,
Галлии, Испании и других странах: сколько германского внесено франками
в латынь галлов! Новое доказательство, что норманнские дружины, поселившиеся
в стране, не были многочисленны"[7].
II
Нам не нужно много распространяться о важном значении
главных положений Шлёцера в истории нашей науки. Исследования Шлёцера ограничиваются
начальным периодом русской истории; о дальнейшем ходе событий он имел ошибочные
понятия по недостатку подробного фактического изучения; он только начал,
но начал как следует, именно начал сначала, и потому его труд лег
в основу исторического направления в нашей науке. Все великое начинается
с малого; чтобы определить правильно это малое и наблюдать многосторонне
и, по возможности, непогрешительно за его возрастанием в большое, надобно
вникнуть в простой, правдивый рассказ честного летописца, не искажая его,
не примешивая к нему представлений, из другого времени взятых. Вопрос:
что было в нынешней России в то время, как на ней еще русского имени не
было? Вопрос этот, правильно, на основании летописных показаний решенный,-
чрезвычайной важности, ибо только посредством его решения мы получим ключ
к уразумению начала нашего государства и дальнейшей его истории.
Как же изображает нам летописец это дорюриковское состояние
своей страны? "Честный Нестор представляет свою страну до Рюрика пустынею,
где живет несколько народцев". Страна - пустыня, и какая пустыня, каких
размеров? Это громадная равнина от Белого моря до Черного и от Каспийского
до Балтийского! Если эта обширная страна в половине IX века была пустынею,
то могла ли она скоро перестать быть пустынею, скоро населиться? Явные
следы постепенного и медленного населения ее мы видим в продолжение всей
нашей истории; видим, как древние южные князья, как потом северные князья,
государи Московские, тяготятся малочисленностию народонаселения, стараются
увеличить последнее; в XV, XVI, XVII веках путешественники описывают большую
часть страны пустынею, покрытою на обширных пространствах дремучими лесами,
болотами, по которым можно ездить только зимою, а не летом. Вспомним, какое
ничтожное относительно пространства народонаселение имело Московское государство
при переходе своем во Всероссийскую империю и после, в XVIII веке! Но,
вспомнивши все это, мы не будем удивляться медленности государственного
развития, медленности установления наряда на Земле великой, ибо знаем,
как огромное пространство с редко-разбросанным народонаселением препятствует
быстроте и правильности отправлений государственного организма. Какие важные
явления нашей истории, нашей жизни легко объясняются, когда историк начнет
сначала, когда начнет с того, что страна наша в половине IX века была пустынею,
по которой редко были рассеяны разные народцы, что до половины IX века
здесь не было истории!
Честный летописец изображает восточную равнину до Рюрика
пустынею, где живет несколько народцев; но как он изображает быт этих народов?
"Каждый жил особо с родом своим на своем месте, владел родом своим, свой
обычай имел". На севере, в некоторых племенах эти особные роды были приведены
к единству под одну общую власть сперва силою; потом, когда эта власть
была отстранена, родовая особность высказалась вновь в усобицах: "встал
род на род"; но средство прекратить это положение было недавно испытано,
и общая власть призывается. Призванные князья, благодаря соединенным силам
призвавших племен, заставляют и все другие племена восточной равнины подчиниться
одной общей власти: происходит соединение племен, вместо племен видим волости,
каждую со своим князем; но эти князья суть члены одного нераздельного рода,
и эта нераздельность поддерживает единство Русской земли во время государственного
младенчества; потом волости соединяются в одно государство, многие князья
исчезают, является единовластие. Внутренний процесс государственного объединения
оканчивается, тяжелый, медленный процесс опять вследствие громадности страны,
составляющей свой отдельный мир. По окончании этого процесса государство
получает возможность войти в систему европейских государств с сильным,
по своим средствам, влиянием, но в то же время подвергаясь влиянию и других
государств, что необходимо в общей жизни народов, необходимо для успехов
народной жизни.
Но мы не можем высказать это последнее положение как общепринятое,
ибо существует мнение противное, существует направление, противоположное
историческому направлению, которое начинается Шлёцеровым Нестором.
В чем состоит это направление, которое мы должны назвать антиисторическим,
оказывается из положений, высказанных его последователями.
Первое положение состоит в том, что у восточных славян
и у славян вообще не было родового быта, а если и был, то рушился во времена
доисторические. Отрицать господство родового быта у славян в половине IX
века и сильное влияние его после в отношениях самых видных, именно в отношениях
княжеских и вельможеских, можно, только отвергая свидетельства честных
летописцев и других неоспоримых источников, чего последователи исторического
направления позволить себе не могут. Последователи антиисторического направления
могли это сделать, или заподазриван подлинность летописи, или перетолковывая
ясный смысл летописных известий, употребляя натяжки. Они предпочли второй
способ. Там, где на сцене прямо явление из родового быта, как, например,
если братья владеют нераздельно отцовским имуществом, там последователи
антиисторического направления видят явление семейное! Летописец говорит
ясно, что у восточных славян каждый жил особо с родом своим и владел им;
нет, говорят, это значит, что славяне владели по родам, целым родом совокупно
- и таким образом, вопреки своему желанию, прямо доказывают господство
родового быта. Всем, сколько-нибудь знакомым с языком древних памятников,
известно, что слово "род" употреблялось для означения современной совокупности
всех живых родственников; последователи антиисторического направления отвергают
и это; говорят, что слово "род" означало только семью; родовые княжеские
отношения они объясняют тем, что князья не были славянского племени, не
указывая на тот не славянский народ, у которого это явление было бы в такой
степени развито, и умалчивая о тех славянских народах, в которых оно было
развито.
Отвергнувши родовой быт, последователи антиисторического
направления поставили изначальную общину договорную, провозгласили, что
общинный быт есть господствующее явление нашей истории. Тщетно им говорят,
что существование общинного быта в России никто не оспаривает; тщетно говорят
им, что быт этот и в гораздо большем развитии видим в истории других народов;
тщетно говорят им, что явление должно быть объяснено исторически: последователи
антиисторического направления продолжают утверждать, что был общинный быт,
господствовал - и только! Как начался, вследствие каких причин усиливался
или ослаблялся, в какие эпохи замечаем это усиление или ослабление - на
эти вопросы они не отвечают. Были вечевые города, говорят они.
Действительно, были, и давно уже историки обратили внимание
на эти города, на их историю, указывая происхождение вечевого быта, его
развитие и упадок. Были вечевые города в начале общественной русской жизни,
исчезли при образовании государства, которое исключило эту форму городового
или областного быта. Сначала видим особые, замкнутые, самостоятельные роды;
потом, вследствие известных влияний, эти роды заменяются обществами, члены
которых соединены не родственною связью, обществами, более или менее самостоятельно
управляющимися; но эти общества, или общины, так же замкнуты и особны,
так же страдают эгоизмом, как и роды; народ, который остановится на этой
ступени, недолго может поддерживать свою самостоятельность. Чтобы достигнуть
высшей ступени развития, чтобы достигнуть единства государственного, ясного
сознания об этом единстве и способности пожертвовать всем для его сохранения,
народ должен отказаться от этой общинной особности, пожертвовать ею, а
потом, когда государство окрепнет, когда сознание о его единстве утвердится
- тогда вопрос о той или другой форме областного управления может решиться
так или иначе, вследствие различных условий. Мы знаем, как в Московском
государстве решаем был этот вопрос; как давалось самостоятельное управление
мирам, местным общинам; как потом, вследствие стремления частей государственного
организма к большему развитию, община местная должна была пасть перед сословною,
образование которой было делом новой России, завещанным ей старою. При
этом мелькала неясная мысль о возможности не исключать местную общину сословную,
а соединить их; но, как обыкновенно бывает, одно начало, пролагая себе
дорогу, стремилось исключить совершенно другое; способность, не утрачивая
старого, соединить его с новым есть принадлежность поколений, крепких просвещением,
крепких мудростию гражданскою. Об этом надеемся поговорить подробнее в
другой статье.
Новгород не поддержал Ростова, Псков выдал Новгород -
вот обычное поведение общин! Северо-Восточная Россия для объединения своего,
для собрания земли, отреклась от вечевого быта. У народов исторических
в известные эпохи замечаем известные симпатии и антипатии, показывающие
историку, какое начало вырабатывает в себе народ, начало, необходимое для
продолжения его исторической жизни, для выхода на более широкий путь: отсюда
понятно у московских летописцев это отвращение к вечу, это нерасположение
к новгородцам, вечникам, крамольникам. Что выиграла Северо-восточная Русь
этим отречением от вечевого быта, показал ясно 1612 год, когда народ, вследствие
сознания государственного единства, мог встать как один человек для охранения
этого единства.
Третий вопрос, которого коснулись последователи антиисторического
направления, был вопрос о земских соборах. Вот мнение их о происхождении
этого явления[8]:
"До московского периода, при множестве отдельных княжеств, мы беспрестанно
(?) видим веча, видим сильный элемент совещательный. Что же с ним сталось,
с этим элементом? Внутри государственного состава произошла перемена. Отношения
государя к дружине переменились. А что же отношения государя к земле? Переменились
ли они или нет? Как переменились? И чем стали они? Как отразилась или обозначилась
правительственная перемена в отношении к народу?
Древние областные веча, не всегда остававшиеся в пределах
одного мнения, но примешивавшие нередко употребление грубой внешней силы,
преобразились, при единодержавии, в земский собор всей России - явление,
уже имеющее одну чисто нравственную силу мнения, без всякой примеси внешней
принудительности, силу, к которой обращалось правительство, как к самой
надежной и верной подпоре. Обратимся к самой истории, к самым событиям.
Первым движением Иоанна-царя было: созвать на Красную площадь земский собор.
На этом соборе царь возвестил только Земле, что наступила новая эпоха,
новые между ними отношения. На этом соборе царь и Земля увидались друг
с другом, и ярко выступил новый состав России: единый царь и вся Земля.
Созвание земского собора было собственным действием Иоанна, внушенное сознанием
значения царя в России. Новое возвещенное начало, заявившее себя созванием
от царя первого земского собора, было приложено к делу впоследствии. В
1566 году Иоанн IV созвал опять земский собор и спрашивал мнения, мириться
ли с Польшею на предложенных ею условиях или воевать, требуя больших уступок.
Если скажут, что созвание земского собора не имело того значения, что это
было личное действие Иоанна, его личное желание, то в ответ на это мы укажем
на целый ряд земских соборов, отсюда возникающих и продолжающихся вплоть
до самого Петра I, так что последний земский собор распускается от имени
Петра. Нам скажут, что этих соборов мы не видим ни в царствование Феодора,
ни в царствование Годунова. Отвечаем на это, во-первых, что, начиная с
царя Михаила Феодоровича, нельзя уже не признать целого ряда соборов и
что все-таки первый земский собор был созван первым Русским царем. Во-вторых,
только о некоторых соборах сохранились известия полные, целые протоколы
заседаний, об иных известия краткие; об иных узнаем из грамот, до них касающихся,
а об иных из грамот, даже не касающихся до них, но-где, однако, ясно и
определенно о них говорится в нескольких строках. Итак, мы можем предположить,
что земские соборы могли быть при Феодоре и Борисе, но что известия о них
или потеряны, или существуют в других грамотах, между множеством посторонних
слов".
В этом изложении мнения о соборах вполне обнаруживается
способ, какой употребляют последователи антиисторического направления в
своих рассуждениях. До московского периода были веча, был сильный элемент
совещательный. Что с ним сталось в период московский? Его нет, говорят
нам источники; мало того, в этих самых источниках находим сильные выходки
против него; если этот элемент был силен, то зачем он исчез, зачем не обнаруживался
при деле собирания Земли? Что ему мешало? Ясно, следовательно, что новое
общество строилось на других началах, исключавших вечевой элемент; и действительно,
когда Иоанн III потребовал от вечевого Новгорода, чтобы он принял обычаи
московские, и новгородцы спросили, какие это обычаи, то Иоанн отвечал:
не быть вечу. И вот этот совещательный элемент, которого не было в новой
Северо-Восточной Руси, вдруг является, воскресает при новом титуле, который
принял Иоанн IV! Не являлся он, когда дело собирания Земли совершилось
на факте, при Иоанне III, при сыне его Василии, государях всея Руси,
и явился только тогда, когда Иоанн IV назвал себя царем! Преображение одного
явления в другое можно допустить только тогда, когда между ними есть очевидная
связь, когда можно указать на посредствующие звенья, посредствующие формы;
но можно ли сближать между собою явления, между которыми нет никакой связи,
которые отделены друг от друга веками?
Созвание выборных на Красную площадь не было следствием
существования когда-то и где-то вечей; не было и явлением случайным, не
было личным действием Иоанна: это явление вытекало естественно и необходимо
из отношений царя к дружине, из естественного стремления найти себе опору
против заподозренной дружины. Зачем Иоанн созвал выборных, что он им сказал?
То, что в его малолетство бояре беззаконствовали, и он не был виноват в
этих беззакониях; теперь, когда он возмужал, сам принял власть - подобных
беззаконий уже не будет. Как несправедливо приписывать усиление выборного
начала в областном управлении борьбе Иоанна с дружиною, ибоэто усиление
началось прежде Иоанна вследствие ясно высказавшихся государственных потребностей,
точно так же несправедливо приписывать созвание выборных чему-либо иному,
а не этой борьбе, ибо здесь побуждения, проистекающие прямо из этой борьбы,
ясно высказываются. Автор приведенного мнения о происхождении собора от
веча говорит, что собор 1566 года, по поводу войны Литовской, был приложением
к делу начала, заявившего себя в созвании выборных на Красной площади.
Действительно, связь между этими явлениями ясна: они оба проистекали из
одного источника; но между ними было еще посредствующее, однородное им
явление: это обращение Иоанна к московским горожанам по отъезде в Александровскую
слободу. Но если созвание выборных на Красную площадь, обращение к горожанам
московским по отъезде в Александровскую слободу и призыв на собор 1566
года кроме духовенства, бояр и дворян также приказных людей, гостей и лучших
купцов московских суть явления однородные, из одной причины проистекающие,
то уже ни в каком случае они не могут подтверждать мнения, что здесь высказалась
мысль народная, что собор 1566 года был собором всей России - ибо
нам известно, кто был на этом соборе: духовенство, бояре, окольничие, казначеи,
государевы дьяки; дворяне и дети боярские первой и второй статьи, помещики
с западных литовских границ как люди, которым более других были знакомы
местные отношения, дьяки и приказные люди, гости, лучшие купцы московские.
Где же выборные из городов, из областей? Где же вся Земля, позванная
на совет вследствие объединения государства? Значит, гости и лучшие купцы
московские были представителями всех областей объединенной России?
Самому автору приведенного мнения представилось сильное
выражение: "Нам скажут, что земских соборов мы не видим ни в царствование
Феодора, ни в царствование Годунова". Как же он опровергает это возражение?
"Начиная с царя Михаила Феодоровича, нельзя уже не признать целого ряда
соборов, и все-таки первый земский собор был созван первым Русским царем".
Выходит, что при царе Иване было единое государство и мысль народная высказывалась
на совете всей Земли; при царе Михаиле было то же самое; что же было при
царе Феодоре и при царе Борисе? Единство государственное рушилось, стало
быть, и мысль народная замолкла? Любопытно это "все-таки": "все-таки
первый земский собор был созван первым Русским царем". Как легко человеку,
который не обладает предметом своего мышления, но которым этот предмет
обладает, впасть в мистицизм! Разве это не мистицизм - настаивать на таинственную
связь первого собора с первым царем? Но еще любопытнее второй ответ автора:
Земские соборы могли быть при Феодоре и при Годунове, но известия
о них потеряны! Спрашивается, чего нельзя доказать таким образом? Всякое
явление, которое нам нужно, могло быть, а если о нем нет известий
в источниках, то это потому, что они потеряны: вопрос порешен!
Мы привели мнение автора о возможности соборов при царе
Феодоре и Борисе Годунове для показания способа, какой употребляют последователи
антиисторического направления при решении ученых вопросов. Что же касается
до фактов, то в начале царствования Феодора, если мы и не можем решительно
указать на настоящий земский собор, то, по крайней мере, можем указать
на приготовления к нему, ибо со смертию Иоанна IV уже начинается время
смут, из которых государство могло выйти только с помощию всей Земли, начинается
время действительных земских соборов. По смерти Иоанна IV уже возник вопрос,
кому из двоих сыновей его быть царем - ибо старший, царевич Феодор, признавался
неспособным. Возникли вследствие этого беспокойства, поддерживаемые честолюбцами.
Англичанин Горсей говорит, что 4-го мая 1584 года созван был собор (parliament),
на котором присутствовали митрополит, архиепископы, епископы, игумены и
все дворянство (all the nobiliti Whatsoever); наши летописи говорят: "По
преставлении государя И. В. приидоша изо всех городов к Москве именитые
люди из всего государства Московского и молиша со слезами государя царевича
Феодора Иоанновича, чтоб был на Московском государстве царем и венчался
царским венцем".
Мы не знаем, были ли эти именитые люди из городов на соборе,
или дело их ограничилось только просьбою царевичу Феодору. Но кто были
эти посланные люди? Название "именитый" - неопределенно означает
вообще знатного человека; Горсей говорит, что на соборе было дворянство,
и надобно заметить, что англичане в этом отношении очень точны, они постоянно
различают дворянство и горожан: тот же Горсей в том же месте говорит о
беспокойствах между дворянством и горожанами. Джон Мерик о Годунове говорит,
что он был избран кроме дворянства и всеми горожанами. Но как бы то ни
было, для нас важно то, что великий вопрос о престолонаследии, поднявшийся
впервые, впервые вызывает участие всей Земли, здесь впервые слышится ее
голос, ибо на Красной площади, где говорил царь Иоанн Васильевич, ничьего
голоса, кроме его, не было слышно; на соборе 1566 года выборных из городов
не было; а в 1584 году явились именитые люди (кто бы они ни были) из всех
городов всего Московского государства и просили царевича Феодора принять
престол. Тот же самый великий вопрос об избрании царя повторился по смерти
Феодора и был решен всею Землею на соборе. Началась эпоха смут, явилось
несколько искателей престола, наконец, на Москве не стало более никакого
царя; боярская дума, преданная иноверцу Владиславу, не удовлетворяла требованиям
Земли, и Земля чрез своих представителей должна была принять на себя правительство;
грамоты писались от имени всей Земли; по очищении Земли собор избирает
царя, которому дает слово, что смуты не повторятся более; что, несмотря
на страшное расстройство всех государственных отправлений, у нового государя
будут средства установить наряд и укротить врагов. Это положение государства
и это обещание, данное Землей новому государю, условливали если не постоянный
земский собор, то, по крайней мере, очень частое его созывание, что и видим
на самом деле в царствование Михаила Феодоровича.
Состояние государства, значение собора, его необходимость
в царствование Михаила Феодоровича всего яснее видны из переписки нового
царя с земским советом еще до прибытия Михаила в Москву; так, он пишет
из Ярославля: "От царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Руси богомольцу
нашему Кириллу митрополиту Ростовскому, архиепископам, епископам и всему
освященному собору, боярам нашим, и окольничим, и стольникам,и стряпчим,
и дворянам большим, и приказным людям, и жильцам, и дворянам, и детям боярским
из городов, головам стрелецким, сотникам, атаманам, козакам, стрельцам,
гостям, торговым и из городов приезжим людям и всем Московского государства
всех чинов людям. Писали вы к нам, чтоб нам идти к Москве вскоре, и прислали
роспись, что у вас на Москве, на дворце всяких запасов: и по той росписи
запасов во дворце мало, и с обиход наш того не будет и на приезд наш. А
которые сборщики от вас посланы, по городам для кормов: и те сборщики к
Москве не бывали, а денег ни в котором приказе в сборе нет, а Московское
государство от польских и литовских людей до конца разорено, на наш обиход
запасов и служилым людям на жалованье денег и хлеба сбирать не с кого.
Атаманы и козаки беспрестанно нам бьют челом и докучают о денежном жалованье,
о своих и конских кормах, а нам их жаловать нечем и кормов давать нечего.
И вам бы приговор учинить: чем нам ратных людей жаловать, и свои обиходы
полнить, и бедных служилых людей чем кормить и поить, и ружным и оброчникам
на жалованье деньги и хлебные всякие запасы давать? и про то б вам про
все учинить полный приговор, как кому быть, и к нам отписать вскоре. А
то вам самим и всему Московскому государству, служилым и жилецким людям,
ведомо: учинились мы царем вашим прошеньем и челобитьем, а не своим хотеньем;
крест нам целовали вы своею волею; и вам бы всем, помня свое крестное целованье,
нам служить, и о всяком деле радеть, и приговор свой учинить, как то всему
быть".
Автор приведенного мнения о соборах говорит: "Отстояв
свою независимость, Русская Земля вновь призвала государство и вновь поставила
себе царя, избранного всею Землею. Отсюда начинается уже целый ряд земских
соборов: государство часто призывает Землю на совет. Три первых царя из
роду Романовых охотно собирают земские соборы, как скоро встречается важное
дело, касающееся до всей России. При одном царе Михаиле Феодоровиче насчитывается
до 12 земских соборов. При царе Алексее Михайловиче для обсуждения Уложения
был собран земский собор. Когда Малороссия просила царя о присоединении
ее к России, то решение этого важного вопроса было предложено также земскому
собору" (заметим, что по малороссийскому делу было два собора).
При царе Михаиле 12 соборов, а в долговременное и обильное
важными событиями царствование Алексея Михайловича только два (собственно
3!). Для последователей антиисторического направления это ничего не значит,
ибо им нет нужды до истории явления; вот почему происхождение собора у
них мистически соединено с принятием царского титула Иоанном IV, а окончание
также мистически соединено с именем Петра, ибо последний собор, по их мнению,
распущен именем Петра, хотя Петр был в то время младенец. Но для последователей
исторического направления эта разница, что при царе Михаиле было 12 соборов,
а при царе Алексее только 2, чрезвычайной важности, ибо это ясно показывает
вымирание явления, ослабление причины, его производившей. При царе Михаиле
государство находилось в самом бедственном положении; у правительства,
как мы видели, не было никаких средств, и оно постоянно обращалось за этими
средствами к Земле, созывало соборы, требуя от них средств для известного
предприятия. Но мало-помалу государство оправилось, приобрело средства,
и соборы по делам внешней политики, для войн прекращаются. Последний такого
рода собор был при царе Алексее Михайловиче, именно по случаю присоединения
Малороссии, и в обстоятельствах созвания собора ясно видно, что явление
вымерло, осталась одна форма, которую сочли нужным еще исполнять из уважения
к обычаю предшествовавшего царствования. 6 сентября 1653 года царь Алексей
Михайлович отправил к гетману Богдану Хмельницкому ближнего стольника Родиона
Стрешнева и дьяка Бредихина, а в верющей грамоте писал: "Послали мы, для
наших государственных дел, к тебе и ко всему войску Запорожскому ближнего
нашего стольника... а с ним послали к тебе наше государское жалованье,
и о чем они тебе говорить учнут, и тебе б им в том верить"[9].
Что же должны были говорить гетману Стрешнев и Бредихин? Об этом дает знать
сам гетман в отписке к царю: "Зело утешилися есмя, когда грамоту прочитали
есмы, от твоего царского величества присланную до нас, всего войска Запорожского,
через ближнего стольника Р. М. Стрешнева и дьяка М. Бредихина, которые
нам объявили, что твое пресветлое царское величество пожаловал нас и
изволил принять под свою крепкую руку. И мы тому обрадовались вельми,
и рады твоему пресветлому царскому величеству верно во всем служить и крест
целовать"[10].
Итак, 6 сентября государь послал к гетману с объявлением,
что он принял его в подданство, а 1 октября созван собор для рассуждения
о том, принять ли гетмана в подданство! Положим, что Алексей Михайлович
был уверен в согласии собора, ибо об этом было рассуждаемо прежде; но в
таком случае для чего созывать вторично собор и предлагать снова дело на
обсуждение? Если же хотели большего, окончательного удостоверения, то зачем
было созывать собор после решения дела? При Михаиле Феодоровиче, при каждой
новой войне, требовавшей особых издержек, сбора десятой деньги, созывался
земский собор; при царе же Алексее Михайловиче, перед началом войны с турками,
сбор десятой деньги решили духовенство, бояре, окольничие и думные люди.
Таким образом, земский собор, бывший следствием известных
причин, действовавших в XVII веке, вымирает с уничтожением этих причин;
вымирает в древней же России, прекращается в царствование Алексея Михайловича,
и неправильно автор приведенного мнения распущение последнего собора соединяет
с именем малолетнего Петра. "Царь Феодор Алексеевич,- говорит он,- в свое
короткое царствование созывал два собора: один - для уничтожения местничества;
на этом соборе были только служилые люди, ибо вопрос о местничестве до
Земли не касался: Земля не служила и не местничалась. Другой - был земский
собор, предмет которого был весьма важен. Он был созван для уравнения всяких
служб и податей".
Первый собор насчет местничества не был земским собором,
следовательно, о нем и говорить не следовало в статье "О земских соборах";
наука требует точности; таких соборов, как собор о местничестве, созывалось
много и прежде, и в XVI веке. Что же касается до созвания выборных для
уравнения служб и податей, то и это - не земский собор, таким он нигде
и не назывался. Если же угодно подобные созывания выборных из областей
называть земскими соборами, то упомянутое созвание 1682 года вовсе не будет
в таком случае последним земским собором, и не нужно распущение
последнего земского собора мистически соединять с именем Петра, ибо обычай
этот существовал и в XVIII веке точно так же, как в XVII; здесь нет, следовательно,
грани между древнею и новою Россиею. Так, в царствование Петра II, в 1728
году, для сочинения Уложения ведено было выслать к Москве из офицеров и
из дворян добрых и знающих людей из каждой губернии, кроме Лифляндии, Эстляндии
и Сибири, по пяти человек за выбором от шляхетства. При Анне Иоанновне
поведено определить к составлению Уложения добрых и знающих в делах людей,
по рассмотрению Сената, выбрав из шляхетства и духовных и купечества, из
которых духовным и купецким быть в то время, когда касающиеся к ним пункты
слушаны будут. При императрице Елисавете в 1761 году также по поводу сочинения
Уложения правительство объявило: "Как оное сочинение Уложения, для управления
всего государства гражданских дел весьма нужно, следственно, всего общества
и труд в советах быть к тому потребен, и потому всякого сына отечества
долг есть советом и делом в том помогать. Того ради Пр. Сенат приказали:
к слушанию того Уложения из городов из всякой провинции, кроме новозавоеванных,
тако же Сибирской, Астраханской и Киевской губерний, штаб- или обер-офицеров,
происшедших из дворян, и знатного дворянства, не выключая из того и вечно
отставных от всех дел, токмо к тому делу достойных, по два человека из
каждой провинции, за выбором всех тех городов шляхетства; ежели же они
кого из обретающих в С.-Петербурге, у статских дел, к означенному делу
выбрать пожелают, то в том дается им на волю; по тому ж и купцов за таким
же от купечества выбором по одному человеку. Губернаторам, воеводам, также
и магистрату в те их выборы ни во что не вступать". Потом ведено выслать
к слушанию Уложения из дворян и купечества тобольского, иркутского, киевского,
нежинского и оренбургского. Нам не нужно говорить об известной Комиссии
для Уложения при Екатерине II.
Переходя к новой России, к объяснению отношения ее к Руси
древней, последователи исторического направления тесно связывают обе половины
русской истории - допетровскую и послепетровскую; в явлениях последней
видят результаты явлений первой. Последователи противного направления отрицают
эту связь, отрицают законность происхождения явлений новой России из явлений
древней, видят в первых уклонение от естественного, правильного хода, замечаемого
ими во вторых. "Время,- говорят они,- есть мыслимое, внешнее выражение
и ограничение развития, есть форма, которая беспрестанно готова распасться
в ничто без внутреннего содержания, без того, что совершается во времени.
Этой формы и содержания невозможно разнять человеку в труде земного развития;
но еще опаснее смешать и слить их, ибо тогда ускользнет вечное и существенное.
То, что после, окажется тогда непременно выше, несмотря на
то, что по отношению к прежнему существенному развитию оно может быть ниже.
И вот пример. Мы знаем форму просвещения, господствующую у нас в оболочке
времени последних полутораста лет; но и прежде того мы видим на Руси существеннейшее
стремление к просвещению, шаг за шагом выражавшее себя яснее и яснее: выводят
отсюда, что просвещение новой Руси есть искомая задача древней, есть удовлетворение
и ответ на ее стремления. Но, может статься, те былые стремления
разногласят в сущности с новою формой? Может статься, доныне хранятся
в глубине народа от древности иные задатки, иные требования, как слабая
искра, пеплом закрытая и для поверхностного взгляда темная, в сравнении
со светом поверхностного просвещения? Видите ли, что основа заблудившегося
вывода лежит в смешении формы и содержания?" [11]
Ничего не видим, ибо вы нам ничего не показали. Вы сказали:может
статься, есть тут что-нибудь, и непосредственно после этого: может
статься, позволяете себе говорить: "видите ли, что вы ошибаетесь, не
усматривая, что тут действительно есть что-то!" Но обратимся к фактам.
Приведенное мнение высказано по поводу важного явления в истории просвещения
древней Руси, именно собрания книг Священного Писания воедино, сделанного
известным новгородским архиепископом Геннадием в XV веке. Оказывается,
что дело это совершенно неудовлетворительно, а именно: текст занят был
не всегда древнейший и лучший; текст, взятый из списков толковых, не везде
очищен от толкований и кой-где перебит вносками; порядок в последовании
книг всюду почти соображен с латинскою Библиею; некоторые оглавления и
предисловия заимствованы не только с подлинника латинского, но даже и немецкого;
некоторые книги ветхозаветные или места из них,в древнейшем славянском
переводе неизвестные Геннадию или затерявшиеся, приняты им в переводе с
латинского.
Для последователей исторического направления это явление
вполне понятно, труд Геннадия был первый опыт собрания книг Св. Писания
воедино, опыт, предпринятый при очень неудовлетворительном состоянии просвещения
и потому не могший быть совершен вполне удовлетворительным образом. Но
иначе считают своею обязанностию смотреть на дело последователи антиисторического
направления. Дело, совершенное в Древней Руси, не может иметь недостатков;
если же имеет их, то это вина не общества, а частного лица, совершившего
труд. И вот Геннадий подвергается упрекам за небрежность, за нежелание
отыскать славянские рукописи и выбрать из них древнейшие и лучшие. Не хотят
объяснять дело самым простым и естественным образом, что рукописи древнейшие
и лучшие были редки, неизвестны, затеряны по разным углам обширной страны;
что Геннадий и его сотрудники, несмотря на все свое желание и старание,
не могли отыскать и, отыскавши, по недостатку необходимых познаний, не
умели выбрать лучшего; нет, из желания отстоять мысль о непогрешительности
Древней Руси предпочитают осыпать упреками одно из самых почтенных лиц
нашей древней истории! Прекрасные древние рукописи были на Руси; но вот
когда один из самых просвещенных (если не самый просвещенный) пастырей
Церкви задумал собрать воедино книги Св. Писания, то не мог найти или не
умел выбрать лучших! Кажется, это явление должно служить самым лучшим мерилом
просвещения на Руси в XV веке.
Доказывая, что Геннадий заставлял переводить некоторые
книги с латинского по небрежности, по нежеланию заняться хорошенько делом,
а не потому, что греческий текст был неизвестен и недоступен, говорят:
"На
Руси, стоявшей в постоянных и ближайших сношениях с Грецией, на Руси,
употреблявшей в некоторых местах греческий язык даже при богослужении,
принимавшей к себе множество Греков, а в Грецию посылавшей столько путешественников,
столько иноков и торговых людей на постоянное житье; имевшей в греческих
монастырях своих особых переписчиков; в языке торговых перехожих людей,
Варягов, сохранившей наполовину слова греческие; справлявшей постоянно,
и в это самое время, текст св. книг, конечно, не без подлинника греческого;
наконец, продолжавшей переводить с греческого некоторые книги и незадолго
перед тем имевшей в главе духовенства Грека, митрополита Фотия: на этой
Руси не было людей, достаточно знающих греческий язык? Положим. Но при
этом да потрудятся объяснить нам: как на этой же Руси, в этот же век Геннадия,
нашлись достаточные переводчики с языка латинского, который никогда не
привлекал особенного расположения нашего народа, называвшего все католичество
латинством? Как у Геннадия нашлись люди для переводов с немецкого, с языка
того народа, который по преимуществу назван на нашем языке немым, как бы
не признан даже языком, или, по счастливому выражению Нестора, признан
за язык, но только язык нем?"
Любопытно, что автор считает трудным ответ на свои вопросы,
употребляет выражение: да потрудятся! Кто же не знает, что в веке Геннадия
и после латинский и немецкий языки были необходимы для внешних сношений;
что у нас были постоянно толмачи латинские и немецкие, к числу которых
принадлежал известный Димитрий, помогавший Геннадию своими познаниями?
Что же касается до языка немецкого, то в Новгороде и Пскове, епархии Геннадиевой,
вследствие беспрерывных связей с немцами,