81). В работе "О жизни" (1886-1887)
мироотношение, основанное на ложных представлениях о добродетели,
сравнивается Толстым с "давкой обезумевшей толпы у дверей жизни" (Там же.
Т.26. С.338). Объясняя неустанность своей проповеди идеи непротивления, в
конце жизни Толстой писал: "...что же делать человеку, который видит, что
толпа, давя, губя друг друга, валит и напирает на неразрушимую дверь,
надеясь отворить ее наружу, когда он знает, что дверь отворяется только
внутрь" (Там же. Т.37. С.54).
...борьба между стремлением к жизни животной и жизни разумной...
сущность жизни каждого... - Подробнее см. об этом в трактатах "О жизни" и
"Царство Божие внутри вас".
...это есть прелесть или гордость. - Духовная прелесть - грех,
коренящийся не в недостатке веры, религиозности, церковности, а напротив -
в ложном ощущении избытка личных духовных дарований.
...гегельянизм и его дети... - Гегельянство - философское течение,
исходившее из учения Гегеля и развивавшее его идеи.
Спиритизм с его учеными последователями... - Спиритизм (медиумизм)
получил широкое распространение в России с начала 1870-х гг. Его
пропагандистами были Н.П.Вагнер, А.Н.Аксаков, А.М.Бутлеров.
Конфуцианство - древнекитайская философская школа, затем самое
влиятельное философско-религиозное течение; основано Конфуцием.
Буддизм. - Шакьямуни, индийский принц Сиддхарта Гаутама (сер. 1-го
тыс. до н.э.), получивший впоследствии имя Будды, то есть пробужденного,
просветленного, основатель буддизма, одной из трех мировых религий наряду с
христианством и исламом. Характерной особенностью буддизма является его
этико-практическая направленность; в качестве центральной проблемы буддизм
выдвигает проблему бытия личности; стержнем содержания буддизма является
проповедь Будды о "четырех благородных истинах": страдание как факт, причина
страдания, освобождение от страданий, путь, ведущий к освобождению от
страданий. Личность Будды интересовала Толстого до конца жизни. Так, в
частности, к концу 1885-1886 гг. относится его незавершенный замысел
"Сиддарта, прозванный Буддой, то есть святым. Жизнь и учение его"; позднее
- для "Круга чтения" (1904-1908) им пишется статья "Будда". Издательство
"Посредник" выпускает в 1911 г. книгу П.А.Буланже "Жизнь и учение Сиддарты
Готамы, прозванного Буддой". См. также: Шифман А.И. Лев Толстой и Восток.
М., 1971. С.113-225.
Сократ (ок. 470 - 399 до н.э.) - древнегреческий философ. Выдержки из
диалога Платона "Федон" о Сократе были включены Толстым в "Круг чтения"
(1904-1908). Подробнее об отношении Толстого к Сократу см.: Галаган Г.Я.
Л.Н.Толстой: Художественно-этические искания. Л., 1981. С.32-34.
Стоики... основой истинной жизни. - Имеются в виду этические воззрения
Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия.
...бороться с мельницами... - мотив, восходящий к "Дон Кихоту"
(1605-1615) Сервантеса.
Конфуций (551-479 до н.э.) - древнекитайский философ, основатель
конфуцианства. Отрывок под строкой - из его книги "Великая наука". Ср.:
"Великая наука, или мудрость жизни, состоит в том, чтобы раскрыть и поднять
светлое начало разума, которое мы все получили с неба; она состоит в том,
чтобы обновить людей, в том, чтобы научить людей свое высшее назначение
полагать в совершенстве, иначе сказать, в высшем благе" (Буланже П.А. Жизнь
и учение Конфуция. М., 1903. С.103).
Марк Аврелий Антонин (121-180) - римский философ-стоик, император.
Отрывок под строкой - из пятой главы (( 21) его книги "Размышления". Ср.:
"Из всего, что есть в мире, чти сильнейшее, а это то, что всем распоряжается
и всем ведает. Точно так же из всего, что в тебе, чти сильнейшее - оно как
раз единородное первому. Ибо и в тебе это то, что распоряжается другими, и
твоя жизнь им управляется" (Марк Аврелий. Размышления. Пер. А.К.Гаврилова.
М., 1985. С.27).
...Эпиктет... - Приводимого Толстым изречения в афоризмах Эпиктета не
обнаружено.
...по догмату искупления... - Речь идет об искуплении Иисусом Христом
вины рода человеческого, нарушившего первоначальный завет с Богом через грех
прародителей..
...и целым рядом проповедей и притч показывает... отрекшись от призрака
жизни... - См.: Евангелие от Матфея, 19: 17-21; от Марка, 10: 17-18, 25-27;
от Луки, 12: 15-21, 33, 14: 15-24, 16: 14-31 и др.
Соломон. (евр. - мирный, благодатный) - третий царь
Израильско-Иудейского государства (ок. 965 - 928 до н.э.), изображенный в
ветхозаветных книгах величайшим мудрецом всех времен. Ему приписывается
авторство книг Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песни Песней.
Можно, по выражению Паскаля... к которой мы все бежим... - Паскаль
Блез (1623-1662) - французский религиозный философ, писатель, математик и
физик. Толстой вспоминает следующее суждение Паскаля: "Мы беспечно
устремляемся к пропасти, заслонив глаза чем попало, чтобы не видеть, куда
бежим". (Франсуа Ларошфуко. Максимы. Блез Паскаль. Мысли. Жан де Лабрюйер.
Характеры. пер. Э.Линецкой. М., 1974. С.150)
...жизнь... есть насмешка... - Перефразировка заключительных строк
стихотворения М.Ю.Лермонтова "И скучно и грустно..." (1840):
И жизнь, как посмотришь с холодным
вниманьем вокруг, -
Такая пустая и глупая шутка...
Ср. в письме Н.Н.Страхову от 30 ноября 1875 г.: "...первое испытанное
мною чувство, когда я вступал в старость, было недоумение, потом ужас,
тяжелое чувство отчаяния и в том, что бойкая фраза поэта не есть фраза, а
что действительно жизнь есть пустая и глупая шутка, которую кто-то подшутил
над нами" (ПСС. Т.62. С.227). Ср. в письме к А.А.Фету от 10-15 октября 1880
г.: "Как же мне не любить, не верить и не следовать тому свету, при котором
<...> то, вследствие чего весь мир живых людей является не какой-то злой
шуткой кого-то, а той средой, в которой осуществляется вместе и разумение, и
высшее благо. Такой свет мне дает Евангелие" (Там же. Т.63. С.29). Мотив
уподобления жизни глупой шутке, разыгранной чужою волей, присутствует уже в
черновой разработке монолога Андрея Болконского в канун Бородинского
сражения в "Войне и мире" (1863-1869): "Глупо, когда не понимаешь, мерзко,
когда понимаешь всю эту шутку" (Там же. Т.14. С.105).
...Прежде всего покайтесь... одумайтесь... - См.: Евангелие от Матфея,
3: 2, 8, 10.
..."одумайтесь, а то все погибнете". - См.: Евангелие от Марка, 1: 15.
...сгоревшие в бердичевском цирке... - Пожар бердичевского цирка
произошел 1 января 1883 г., в огне погибло около 300 человек (см.: Голос.
1883. No 6).
...погибшие на кукуевской насыпи... - 30 июня 1882 г. на
Московско-Курской железной дороге близ деревни Кукуевка произошла
катастрофа: в ночь на 30-е - страшный ливень размыл железнодорожную насыпь.
Погибло 50 человек (см.: Московские вед. 1882. No 208).
Притча о девах... Страшный суд... - См.: Евангелие от Матфея, 24: 30,
25: 1-13; Откровение Иоанна Богослова, 12: 7-11, 17: 14, 19: 19-21, 20: 1-3.
...говорится о Ионе во чреве китовом... - См.: Евангелие от Матфея,
12: 39-42, 16: 4; от Луки, 11: 29-32. Иона - пятый из двенадцати малых
пророков, посланный в Ниневию (столицу Ассирийского царства) проповедовать
смирение и покаяние. Но от этого посланничества Иона хотел бежать. Во время
бури, изобличенный мореходами и выброшенный в море, был проглочен китом.
Пробыв во чреве китовом три дня и три ночи, был извержен китом на берег и
отправился в Ниневию. Проповедь Ионы имела полный успех (см.: Книга пророка
Ионы, 1-4).
...о восстановлении храма... - См.: Евангелие от Марка, 14: 58; от
Иоанна, 2: 19-21.
Тиле Корнелий Петр (1830-?) - нидерландский богослов, профессор
Лейденского университета.
Макс Мюллер (1823-1900) - санскритолог и историк религий. С его книгой
"Исследование истории рилигий" ("Essai sur l'histoire des religions"),
вышедшей в Париже в 1872 г., Толстой знакомится в 1875 г.
...апокрифического Даниила... - Даниил - ветхозаветный пророк.
Подлинность Книги пророка Даниила неоднократно подвергалась сомнению.
...Я есмь путь, жизнь и истина... - См.: Евангелие от Иоанна, 14: 6.
...я огонь низвел на землю... пока не спасутся люди. - См.: Евангелие
от Луки, 12: 49-50.
...притчи: о женщине, нашедшей полушку... о блудном сыне. - См.:
Евангелие от Луки, 14: 12, 16, 15: 11-32; от Иоанна, 10: 11-18.
...в исполнении воли Бога, как понимал это Авраам... - Авраам -
ветхозаветный патриарх, родоначальник еврейского народа. Трагическая
кульминация пути Авраама как "друга Божьего" - испытание его веры: по
требованию Бога он должен принести в жертву своего сына Исаака, единственную
надежду на продолжение рода. Авраам повинуется, и в последний момент ангел
останавливает жертвоприношение.
Нашелся человек христианин, который сказал credo, quia absurdum... -
Имеется в виду Тертулиан Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 - после 220) -
христианский богослов и писатель.
...в теозофическом учении... - Теософическое учение - мистическое
богопознание; в отличии от теологии (системы знаний о Божестве, основанной
на откровении и догматах), теософия опирается на непосредственные данные
мистического восприятия, которому придается форма законченной и связной
системы.
...чьи дела были злы... - См.: Евангелие от Иоанна, 3: 19, 20.
...отвечали себе словами Пилата: что есть истина? - См.: Евангелие от
Иоанна, 18: 38. Пилат Понтий (или Понтийский) - римский прокуратор в Иудее
в 26-36 гг., давший согласие на казнь Иисуса Христа.
Эти слова... иронию над одним римлянином... - Имеется в виду Сократ и
его предсмертное обращение к своим обвинителям. См. извлечение из "Апологии
Сократа" Платона в "Круге чтения" (1904-1908) Толстого: "...меня,
присужденного вами, постигнет смерть; вас же, присудивших меня, постигнет
зло и позор, к которым вас приговаривает истина" (ППС. Т.41. С.349).
Извлечение из Платона Толстой предваряет следующим суждением: "С Сократом
случилось то же, что потом случилось с Христом и с большинством пророков и
учителей человечества. Сократ указывал людям открывшийся ему в его сознании
разумный путь жизни и, указывая этот путь, не мог не отрицать тех ложных
учений, на которых основывалась общественная жизнь того времени. И
большинство афинян <...>, чтобы избавиться от обличителя и разрушителя
установленного порядка, предало Сократа суду, который должен был кончиться
смертью приговоренного" (Там же. С.348).
Учение о жизни... оно единое на потребу... - См.: Евангелие от Луки,
10: 41-42. См. также статью Толстого "Единое на потребу" (1905).
...подпал тому же искушению... в силе духа, вернулся в Галилею... -
См.: Евангелие от Матфея, 4: 1-11; от Луки, 4: 1-13.
Все самые тяжелые минуты моей жизни... в которых я живу теперь... -
См. "Исповедь".
...Молоху... - Молох - почитавшееся в Палестине, Финикии и Карфагене
божество, которому приносились человеческие жертвы; наименование самого
ритуала жертвоприношения.
...кто хочет следовать мне... жизнь вечную. - См.: Евангелие от
Матфея, 10: 34-42.
...возьми крест и иди за мной... - См.: Евангелие от Матфея, 10: 38,
16: 24; от Марка, 8: 34, 10: 21; от Луки, 9: 23, 14: 27.
Турки жарят их... разрывают внутренности. - Имеется в виду
русско-турецкая война 1877-1878 гг.
...не замучили бы в Севастопое и Плевне. - (?).
...Христос призывает людей к ключу воды... воды живой... - См.:
Евангелие от Иоанна, 4: 10-15, 7: 37-39. Ср. Откровение Иоанна Богослова, 7:
16-17, 21: 6, 22: 17.
Французы вооружаются... в 70-м году... - 19 июля 1870 г. Франция
объявила войну Пруссии. Война кончилась поражением Франции, которая по
Франкфуртскому миру, заключенному 19 мая 1871 г., должна была уступить
Пруссии Эльзас - Лотарингию и уплатить 5 миллионов франков контрибуции.
...как того расслабленного, который не жил 38 лет, а дожидался ангела у
купели. - См.: Евангелие от Матфея, 8: 6, 9: 2, 6; от Марка, 2: 3-5, 9, 10;
от Луки, 5: 18, 24.
Сын человеческий... в выкуп за многих. - См.: Евангелие от Матфея, 20:
28; от Марка, 10: 45.
Учение Христа о труде... и пятью хлебами. - См.: Евангелие от Матфея,
15: 33-36, 16: 5-12; от Марка, 6: 37-44; от Луки, 24: 30-31; от Иоанна, 6:
5, 7, 21: 5-13.
...как научил их Христос на берегу моря. - Имеется в виду Нагорная
проповедь, произнесенная Христом недалеко от озера Галилейского, которое
называли морем.
...тропари... - Тропарь - один из видов церковного песнопения в честь
какого-либо православного праздника или святого.
...в катехизисе Петра Могилы... - Петр Могила (1596-1647) - Киевский
митрополит и духовный писатель; его катехизис для православных христиан был
издан в 1662 г., после смерти автора.
...в катехизисах Платона... - Речь идет о Платоне (П.Левшин,
1737-1812) - митрополите Московском, проповеднике и православном писателе.
В его катехизисе о войне и смертной казни говорится: "Судии, кои повинного
предают на смерть, так же и воины, которые, защищая отечество, убивают
неприятелей, заповеди сия преступниками называться не могут. Ибо через то
они самому Богу и правосудию его по званию своему служат" (Платон,
митрополит. Православное учение, или Сокращенная христианская богословия.
М., 1819. С.190).
...в катехизисе Белякова... - Имеется в виду И.Беляков. Сведений о нем
обнаружить не удалось.
Филарет (В.М.Дроздов, 1783-1867) - митрополит Московский, автор труда
"Пространный христианский катехизис православной Восточной церкви",
служившего учебником Закона Божия во всех школах.
...тех детей, которых Христос... единого из малых сих. - См.:
Евангелие от Матфея, 18: 2-6; от Марка, 9: 36-37, 42, 10: 13-16; от Луки, 9:
47-48, 17: 2, 18: 15-17.
"Горе вам... клевета на Святой Дух" - См.: Евангелие от Матфея, 23:
13-39.
Люди эти, садящиеся, по выражению Христа, на седалище Моисея... - См.:
Евангелие от Матфея, 23: 2.
...с проповеди Павла... метафизически-каббалистическую теорию... -
Каббала (др.-евр., буквально - предание) - мистическое течение в иудаизме.
...исповедуют даже глухой исповедью... - Речь идет о предсмертной
исповеди, когда исповедуют умирающего человека, который не в состоянии
исповедываться.
...запрещая переводы Библии... - Первый русский перевод Библии был
подготовлен Библейским обществом под покровительством Александра I и
министра народного просвещения и духовных дел князя А.Н.Голицына в конце
1810-х - начале 1820-х гг. Это предприятие встретило сильную оппозицию,
которая полагала, что простой народ не должен читать Библию на понятном ему
языке, так как из этого произойдут ереси и расколы. Оппозиция победила: в
1824 г. отпечатанный тираж русского "Пятокнижия" был сожжен в печах
кирпичного завода Александро-Невской Лавры. Россия получила Библию на
современном русском языке только после великих реформ Александра II, в 1876
г.
...через так называемых сектантов... - Сектанты - последователи
религиозных учений, отличных от принятого церковью.
Люди плыли... а кормщик правил. - См.: Деяния, 27: 11; Послание
Иакова, 3: 4; Откровение Иоанна Богослова, 18: 17.
Иудей жил... строил храм... - Имеется в виду храм Соломона, который в
течении семи лет строили десятки тысяч людей (см.: Третья Книга Царств, 5:
3, 6).
Спенсер. - Имеется в виду Спенсер Герберт (1820-1903) - английский
философ и социолог, один из родоначальников позитивизма.
Свет светит, и тьма не обнимает его. - См.: Евангелие от Иоанна, 1: 5.
...что высоко перед людьми... блаженны нищие и униженные. - См.:
Евангелие от Матфея, 5: 2-19.
...Бог сотворил вначале человека... так чтобы два были одно... - См.:
Евангелие от Матфея, 19: 4-6; от Марка, 10: 8.
...все, что сверх простого утверждения или отрицания... есть зло. -
См.: Евангелие от Матфея, 5: 37.
...знание истины есть талант... - См.: Евангелие от Матфея, 25: 15-29.
См. примечание Толстого к притче о наследстве (талантах) в "Соединении и
переводе четырех Евангелий" (ПСС. Т.24. С.323-327).
Я верю... должен передать истину. - См. примечание о пророке Ионе. (?)
...когда возвысите сына человеческого, все привлечетесь ко мне... -
См.: Евангелие от Иоанна, 12: 32.
Миклухо-Маклай поселился... делала добро. - Миклухо-Маклай Николай
Николаевич (1846-1898) - путешественник и естествоиспытатель. Толстой имеет
в виду его пребывание в Новой Гвинее: высадившись в 1871 г. со слугой-шведом
и одним полинезийцем, Миклухо-Маклай прожил там до 1872 г.; в 1876 г. он
возвратился в Новую Гвинею и оставался там до 1878 г., занимаясь, кроме
исследовательской работы, лечением туземцев-папуасов, сумев устранить их
первоначальное недоверие и враждебность (письмо Толстого к Миклухо-Маклаю от
25 сент. 1886 г. и ответ последнего см.: ПСС. Т.63. С.378-381).
Г.Галаган
В записных книжках за февраль-март 1901 г. Толстой стал все чаще
записывать свои мысли о религии, а также делать выписки из книг и ссылки на
источники, служащие ему необходимым материалом для работы над статьей. В
дневнике 11 февраля записано: "Читаю книгу Чичерина: Наука и религия. Точка
зрения верна, но самоуверенность, туманность выражения, предвзятые мысли, -
и оттого легкомысленно и незначительно". В дневнике и в записной книжке за
февраль-март 1901 г. находится ряд выписок из Вовенарга, Бейля, Констана,
касающихся определения религии, впоследствии включенных во вторую главу
окончательного текста статьи. Там же записаны отдельные мысли о религии
Кольриджа, Прудона, Руссо, Свифта и др. Статья была закончена в начале
января 1902 г.
"Определение святейшего синода" об отлучении Толстого от церкви
появилось в "Церковных ведомостях" 24 февраля 1901 г., а на другой день
почти все газеты вышли с полным текстом этого определения на первых полосах.
"Святейший синод" рассчитывал, что удастся подорвать авторитет Толстого,
унизить его и тем ослабить его мощное воздействие на умы современников,
особенно простых русских людей. Впрочем, отлучение было проведено с
некоторой робостью и неуверенностью: торжественное анафемствование Толстого
не провозглашалось с амвонов православных церквей ни в 1901 г, ни позднее.
Прежде всего потому, что личная анафема, т.е. упоминание имен грешников,
была отменена в России задолго до 1901 г. Кроме того, с редактированием и
публикацией текста отлучения церковники намеренно медлили и пропустили тот
день (единственный в году), когда полагалось возглашать анафему. Свой ответ
синоду Толстой начал спустя месяц после публикации отлучения побуждаемый
"увещательными" письмами. В своем ответе он еще раз подтвердил свои взгляды
на религию и официальную церковь.
Чертков Владимир Григорьевич (1854-1936) - друг и единомышленник
Толстого,
издатель его сочинений,
организатор
издательства
"Посредник"(1884-1935), издавал вместе с П.И.Бирюковым газету "Свободное
слово"(Лондон, 1901-1905), сб. "Листки "Свободного слова"(1892-1902),
редактор полн. собр. соч. Л.Н.Толстого в 90 тт.
Л.Н.Толстой. Исповедь. В чем моя вера? Л., "Художественная литература",
Ленинградское отделение, 1991.
[Толстой Л.Н. ПСС: В 90 тт. М., 1957. Т. 23. С. 304-465.]
{13.1.-15.2.98 г.}