Главная » Книги

Толстой Лев Николаевич - В чем моя вера?, Страница 10

Толстой Лев Николаевич - В чем моя вера?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

81). В работе "О жизни" (1886-1887) мироотношение, основанное на ложных представлениях о добродетели, сравнивается Толстым с "давкой обезумевшей толпы у дверей жизни" (Там же. Т.26. С.338). Объясняя неустанность своей проповеди идеи непротивления, в конце жизни Толстой писал: "...что же делать человеку, который видит, что толпа, давя, губя друг друга, валит и напирает на неразрушимую дверь, надеясь отворить ее наружу, когда он знает, что дверь отворяется только внутрь" (Там же. Т.37. С.54).
  ...борьба между стремлением к жизни животной и жизни разумной... сущность жизни каждого... - Подробнее см. об этом в трактатах "О жизни" и "Царство Божие внутри вас".
  ...это есть прелесть или гордость. - Духовная прелесть - грех, коренящийся не в недостатке веры, религиозности, церковности, а напротив - в ложном ощущении избытка личных духовных дарований.
  ...гегельянизм и его дети... - Гегельянство - философское течение, исходившее из учения Гегеля и развивавшее его идеи.
  Спиритизм с его учеными последователями... - Спиритизм (медиумизм) получил широкое распространение в России с начала 1870-х гг. Его пропагандистами были Н.П.Вагнер, А.Н.Аксаков, А.М.Бутлеров.
  Конфуцианство - древнекитайская философская школа, затем самое влиятельное философско-религиозное течение; основано Конфуцием.
  Буддизм. - Шакьямуни, индийский принц Сиддхарта Гаутама (сер. 1-го тыс. до н.э.), получивший впоследствии имя Будды, то есть пробужденного, просветленного, основатель буддизма, одной из трех мировых религий наряду с христианством и исламом. Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность; в качестве центральной проблемы буддизм выдвигает проблему бытия личности; стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о "четырех благородных истинах": страдание как факт, причина страдания, освобождение от страданий, путь, ведущий к освобождению от страданий. Личность Будды интересовала Толстого до конца жизни. Так, в частности, к концу 1885-1886 гг. относится его незавершенный замысел "Сиддарта, прозванный Буддой, то есть святым. Жизнь и учение его"; позднее - для "Круга чтения" (1904-1908) им пишется статья "Будда". Издательство "Посредник" выпускает в 1911 г. книгу П.А.Буланже "Жизнь и учение Сиддарты Готамы, прозванного Буддой". См. также: Шифман А.И. Лев Толстой и Восток. М., 1971. С.113-225.
  Сократ (ок. 470 - 399 до н.э.) - древнегреческий философ. Выдержки из диалога Платона "Федон" о Сократе были включены Толстым в "Круг чтения" (1904-1908). Подробнее об отношении Толстого к Сократу см.: Галаган Г.Я. Л.Н.Толстой: Художественно-этические искания. Л., 1981. С.32-34.
  Стоики... основой истинной жизни. - Имеются в виду этические воззрения Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия.
  ...бороться с мельницами... - мотив, восходящий к "Дон Кихоту" (1605-1615) Сервантеса.
  Конфуций (551-479 до н.э.) - древнекитайский философ, основатель конфуцианства. Отрывок под строкой - из его книги "Великая наука". Ср.: "Великая наука, или мудрость жизни, состоит в том, чтобы раскрыть и поднять светлое начало разума, которое мы все получили с неба; она состоит в том, чтобы обновить людей, в том, чтобы научить людей свое высшее назначение полагать в совершенстве, иначе сказать, в высшем благе" (Буланже П.А. Жизнь и учение Конфуция. М., 1903. С.103).
  Марк Аврелий Антонин (121-180) - римский философ-стоик, император. Отрывок под строкой - из пятой главы (( 21) его книги "Размышления". Ср.: "Из всего, что есть в мире, чти сильнейшее, а это то, что всем распоряжается и всем ведает. Точно так же из всего, что в тебе, чти сильнейшее - оно как раз единородное первому. Ибо и в тебе это то, что распоряжается другими, и твоя жизнь им управляется" (Марк Аврелий. Размышления. Пер. А.К.Гаврилова. М., 1985. С.27).
  ...Эпиктет... - Приводимого Толстым изречения в афоризмах Эпиктета не обнаружено.
  ...по догмату искупления... - Речь идет об искуплении Иисусом Христом вины рода человеческого, нарушившего первоначальный завет с Богом через грех прародителей..
  ...и целым рядом проповедей и притч показывает... отрекшись от призрака жизни... - См.: Евангелие от Матфея, 19: 17-21; от Марка, 10: 17-18, 25-27; от Луки, 12: 15-21, 33, 14: 15-24, 16: 14-31 и др.
  Соломон. (евр. - мирный, благодатный) - третий царь Израильско-Иудейского государства (ок. 965 - 928 до н.э.), изображенный в ветхозаветных книгах величайшим мудрецом всех времен. Ему приписывается авторство книг Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песни Песней.
  Можно, по выражению Паскаля... к которой мы все бежим... - Паскаль Блез (1623-1662) - французский религиозный философ, писатель, математик и физик. Толстой вспоминает следующее суждение Паскаля: "Мы беспечно устремляемся к пропасти, заслонив глаза чем попало, чтобы не видеть, куда бежим". (Франсуа Ларошфуко. Максимы. Блез Паскаль. Мысли. Жан де Лабрюйер. Характеры. пер. Э.Линецкой. М., 1974. С.150)
  ...жизнь... есть насмешка... - Перефразировка заключительных строк стихотворения М.Ю.Лермонтова "И скучно и грустно..." (1840):
  И жизнь, как посмотришь с холодным
  вниманьем вокруг, -
  Такая пустая и глупая шутка...
  
  Ср. в письме Н.Н.Страхову от 30 ноября 1875 г.: "...первое испытанное мною чувство, когда я вступал в старость, было недоумение, потом ужас, тяжелое чувство отчаяния и в том, что бойкая фраза поэта не есть фраза, а что действительно жизнь есть пустая и глупая шутка, которую кто-то подшутил над нами" (ПСС. Т.62. С.227). Ср. в письме к А.А.Фету от 10-15 октября 1880 г.: "Как же мне не любить, не верить и не следовать тому свету, при котором <...> то, вследствие чего весь мир живых людей является не какой-то злой шуткой кого-то, а той средой, в которой осуществляется вместе и разумение, и высшее благо. Такой свет мне дает Евангелие" (Там же. Т.63. С.29). Мотив уподобления жизни глупой шутке, разыгранной чужою волей, присутствует уже в черновой разработке монолога Андрея Болконского в канун Бородинского сражения в "Войне и мире" (1863-1869): "Глупо, когда не понимаешь, мерзко, когда понимаешь всю эту шутку" (Там же. Т.14. С.105).
  ...Прежде всего покайтесь... одумайтесь... - См.: Евангелие от Матфея, 3: 2, 8, 10.
  ..."одумайтесь, а то все погибнете". - См.: Евангелие от Марка, 1: 15.
  ...сгоревшие в бердичевском цирке... - Пожар бердичевского цирка произошел 1 января 1883 г., в огне погибло около 300 человек (см.: Голос. 1883. No 6).
  ...погибшие на кукуевской насыпи... - 30 июня 1882 г. на Московско-Курской железной дороге близ деревни Кукуевка произошла катастрофа: в ночь на 30-е - страшный ливень размыл железнодорожную насыпь. Погибло 50 человек (см.: Московские вед. 1882. No 208).
  Притча о девах... Страшный суд... - См.: Евангелие от Матфея, 24: 30, 25: 1-13; Откровение Иоанна Богослова, 12: 7-11, 17: 14, 19: 19-21, 20: 1-3.
  ...говорится о Ионе во чреве китовом... - См.: Евангелие от Матфея, 12: 39-42, 16: 4; от Луки, 11: 29-32. Иона - пятый из двенадцати малых пророков, посланный в Ниневию (столицу Ассирийского царства) проповедовать смирение и покаяние. Но от этого посланничества Иона хотел бежать. Во время бури, изобличенный мореходами и выброшенный в море, был проглочен китом. Пробыв во чреве китовом три дня и три ночи, был извержен китом на берег и отправился в Ниневию. Проповедь Ионы имела полный успех (см.: Книга пророка Ионы, 1-4).
  ...о восстановлении храма... - См.: Евангелие от Марка, 14: 58; от Иоанна, 2: 19-21.
  Тиле Корнелий Петр (1830-?) - нидерландский богослов, профессор Лейденского университета.
  Макс Мюллер (1823-1900) - санскритолог и историк религий. С его книгой "Исследование истории рилигий" ("Essai sur l'histoire des religions"), вышедшей в Париже в 1872 г., Толстой знакомится в 1875 г.
  ...апокрифического Даниила... - Даниил - ветхозаветный пророк. Подлинность Книги пророка Даниила неоднократно подвергалась сомнению.
  ...Я есмь путь, жизнь и истина... - См.: Евангелие от Иоанна, 14: 6.
  ...я огонь низвел на землю... пока не спасутся люди. - См.: Евангелие от Луки, 12: 49-50.
  ...притчи: о женщине, нашедшей полушку... о блудном сыне. - См.: Евангелие от Луки, 14: 12, 16, 15: 11-32; от Иоанна, 10: 11-18.
  ...в исполнении воли Бога, как понимал это Авраам... - Авраам - ветхозаветный патриарх, родоначальник еврейского народа. Трагическая кульминация пути Авраама как "друга Божьего" - испытание его веры: по требованию Бога он должен принести в жертву своего сына Исаака, единственную надежду на продолжение рода. Авраам повинуется, и в последний момент ангел останавливает жертвоприношение.
  Нашелся человек христианин, который сказал credo, quia absurdum... - Имеется в виду Тертулиан Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 - после 220) - христианский богослов и писатель.
  ...в теозофическом учении... - Теософическое учение - мистическое богопознание; в отличии от теологии (системы знаний о Божестве, основанной на откровении и догматах), теософия опирается на непосредственные данные мистического восприятия, которому придается форма законченной и связной системы.
  ...чьи дела были злы... - См.: Евангелие от Иоанна, 3: 19, 20.
  ...отвечали себе словами Пилата: что есть истина? - См.: Евангелие от Иоанна, 18: 38. Пилат Понтий (или Понтийский) - римский прокуратор в Иудее в 26-36 гг., давший согласие на казнь Иисуса Христа.
  Эти слова... иронию над одним римлянином... - Имеется в виду Сократ и его предсмертное обращение к своим обвинителям. См. извлечение из "Апологии Сократа" Платона в "Круге чтения" (1904-1908) Толстого: "...меня, присужденного вами, постигнет смерть; вас же, присудивших меня, постигнет зло и позор, к которым вас приговаривает истина" (ППС. Т.41. С.349). Извлечение из Платона Толстой предваряет следующим суждением: "С Сократом случилось то же, что потом случилось с Христом и с большинством пророков и учителей человечества. Сократ указывал людям открывшийся ему в его сознании разумный путь жизни и, указывая этот путь, не мог не отрицать тех ложных учений, на которых основывалась общественная жизнь того времени. И большинство афинян <...>, чтобы избавиться от обличителя и разрушителя установленного порядка, предало Сократа суду, который должен был кончиться смертью приговоренного" (Там же. С.348).
  Учение о жизни... оно единое на потребу... - См.: Евангелие от Луки, 10: 41-42. См. также статью Толстого "Единое на потребу" (1905).
  ...подпал тому же искушению... в силе духа, вернулся в Галилею... - См.: Евангелие от Матфея, 4: 1-11; от Луки, 4: 1-13.
  Все самые тяжелые минуты моей жизни... в которых я живу теперь... - См. "Исповедь".
  ...Молоху... - Молох - почитавшееся в Палестине, Финикии и Карфагене божество, которому приносились человеческие жертвы; наименование самого ритуала жертвоприношения.
  ...кто хочет следовать мне... жизнь вечную. - См.: Евангелие от Матфея, 10: 34-42.
  ...возьми крест и иди за мной... - См.: Евангелие от Матфея, 10: 38, 16: 24; от Марка, 8: 34, 10: 21; от Луки, 9: 23, 14: 27.
  Турки жарят их... разрывают внутренности. - Имеется в виду русско-турецкая война 1877-1878 гг.
  ...не замучили бы в Севастопое и Плевне. - (?).
  ...Христос призывает людей к ключу воды... воды живой... - См.: Евангелие от Иоанна, 4: 10-15, 7: 37-39. Ср. Откровение Иоанна Богослова, 7: 16-17, 21: 6, 22: 17.
  Французы вооружаются... в 70-м году... - 19 июля 1870 г. Франция объявила войну Пруссии. Война кончилась поражением Франции, которая по Франкфуртскому миру, заключенному 19 мая 1871 г., должна была уступить Пруссии Эльзас - Лотарингию и уплатить 5 миллионов франков контрибуции.
  ...как того расслабленного, который не жил 38 лет, а дожидался ангела у купели. - См.: Евангелие от Матфея, 8: 6, 9: 2, 6; от Марка, 2: 3-5, 9, 10; от Луки, 5: 18, 24.
  Сын человеческий... в выкуп за многих. - См.: Евангелие от Матфея, 20: 28; от Марка, 10: 45.
  Учение Христа о труде... и пятью хлебами. - См.: Евангелие от Матфея, 15: 33-36, 16: 5-12; от Марка, 6: 37-44; от Луки, 24: 30-31; от Иоанна, 6: 5, 7, 21: 5-13.
  ...как научил их Христос на берегу моря. - Имеется в виду Нагорная проповедь, произнесенная Христом недалеко от озера Галилейского, которое называли морем.
  ...тропари... - Тропарь - один из видов церковного песнопения в честь какого-либо православного праздника или святого.
  ...в катехизисе Петра Могилы... - Петр Могила (1596-1647) - Киевский митрополит и духовный писатель; его катехизис для православных христиан был издан в 1662 г., после смерти автора.
  ...в катехизисах Платона... - Речь идет о Платоне (П.Левшин, 1737-1812) - митрополите Московском, проповеднике и православном писателе. В его катехизисе о войне и смертной казни говорится: "Судии, кои повинного предают на смерть, так же и воины, которые, защищая отечество, убивают неприятелей, заповеди сия преступниками называться не могут. Ибо через то они самому Богу и правосудию его по званию своему служат" (Платон, митрополит. Православное учение, или Сокращенная христианская богословия. М., 1819. С.190).
  ...в катехизисе Белякова... - Имеется в виду И.Беляков. Сведений о нем обнаружить не удалось.
  Филарет (В.М.Дроздов, 1783-1867) - митрополит Московский, автор труда "Пространный христианский катехизис православной Восточной церкви", служившего учебником Закона Божия во всех школах.
  ...тех детей, которых Христос... единого из малых сих. - См.: Евангелие от Матфея, 18: 2-6; от Марка, 9: 36-37, 42, 10: 13-16; от Луки, 9: 47-48, 17: 2, 18: 15-17.
  "Горе вам... клевета на Святой Дух" - См.: Евангелие от Матфея, 23: 13-39.
  Люди эти, садящиеся, по выражению Христа, на седалище Моисея... - См.: Евангелие от Матфея, 23: 2.
  ...с проповеди Павла... метафизически-каббалистическую теорию... - Каббала (др.-евр., буквально - предание) - мистическое течение в иудаизме.
  ...исповедуют даже глухой исповедью... - Речь идет о предсмертной исповеди, когда исповедуют умирающего человека, который не в состоянии исповедываться.
  ...запрещая переводы Библии... - Первый русский перевод Библии был подготовлен Библейским обществом под покровительством Александра I и министра народного просвещения и духовных дел князя А.Н.Голицына в конце 1810-х - начале 1820-х гг. Это предприятие встретило сильную оппозицию, которая полагала, что простой народ не должен читать Библию на понятном ему языке, так как из этого произойдут ереси и расколы. Оппозиция победила: в 1824 г. отпечатанный тираж русского "Пятокнижия" был сожжен в печах кирпичного завода Александро-Невской Лавры. Россия получила Библию на современном русском языке только после великих реформ Александра II, в 1876 г.
  ...через так называемых сектантов... - Сектанты - последователи религиозных учений, отличных от принятого церковью.
  Люди плыли... а кормщик правил. - См.: Деяния, 27: 11; Послание Иакова, 3: 4; Откровение Иоанна Богослова, 18: 17.
  Иудей жил... строил храм... - Имеется в виду храм Соломона, который в течении семи лет строили десятки тысяч людей (см.: Третья Книга Царств, 5: 3, 6).
  Спенсер. - Имеется в виду Спенсер Герберт (1820-1903) - английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма.
  Свет светит, и тьма не обнимает его. - См.: Евангелие от Иоанна, 1: 5.
  ...что высоко перед людьми... блаженны нищие и униженные. - См.: Евангелие от Матфея, 5: 2-19.
  ...Бог сотворил вначале человека... так чтобы два были одно... - См.: Евангелие от Матфея, 19: 4-6; от Марка, 10: 8.
  ...все, что сверх простого утверждения или отрицания... есть зло. - См.: Евангелие от Матфея, 5: 37.
  ...знание истины есть талант... - См.: Евангелие от Матфея, 25: 15-29. См. примечание Толстого к притче о наследстве (талантах) в "Соединении и переводе четырех Евангелий" (ПСС. Т.24. С.323-327).
  Я верю... должен передать истину. - См. примечание о пророке Ионе. (?)
  ...когда возвысите сына человеческого, все привлечетесь ко мне... - См.: Евангелие от Иоанна, 12: 32.
  Миклухо-Маклай поселился... делала добро. - Миклухо-Маклай Николай Николаевич (1846-1898) - путешественник и естествоиспытатель. Толстой имеет в виду его пребывание в Новой Гвинее: высадившись в 1871 г. со слугой-шведом и одним полинезийцем, Миклухо-Маклай прожил там до 1872 г.; в 1876 г. он возвратился в Новую Гвинею и оставался там до 1878 г., занимаясь, кроме исследовательской работы, лечением туземцев-папуасов, сумев устранить их первоначальное недоверие и враждебность (письмо Толстого к Миклухо-Маклаю от 25 сент. 1886 г. и ответ последнего см.: ПСС. Т.63. С.378-381).
  
  
  
  
  
  
  Г.Галаган
  В записных книжках за февраль-март 1901 г. Толстой стал все чаще записывать свои мысли о религии, а также делать выписки из книг и ссылки на источники, служащие ему необходимым материалом для работы над статьей. В дневнике 11 февраля записано: "Читаю книгу Чичерина: Наука и религия. Точка зрения верна, но самоуверенность, туманность выражения, предвзятые мысли, - и оттого легкомысленно и незначительно". В дневнике и в записной книжке за февраль-март 1901 г. находится ряд выписок из Вовенарга, Бейля, Констана, касающихся определения религии, впоследствии включенных во вторую главу окончательного текста статьи. Там же записаны отдельные мысли о религии Кольриджа, Прудона, Руссо, Свифта и др. Статья была закончена в начале января 1902 г.
  "Определение святейшего синода" об отлучении Толстого от церкви появилось в "Церковных ведомостях" 24 февраля 1901 г., а на другой день почти все газеты вышли с полным текстом этого определения на первых полосах. "Святейший синод" рассчитывал, что удастся подорвать авторитет Толстого, унизить его и тем ослабить его мощное воздействие на умы современников, особенно простых русских людей. Впрочем, отлучение было проведено с некоторой робостью и неуверенностью: торжественное анафемствование Толстого не провозглашалось с амвонов православных церквей ни в 1901 г, ни позднее. Прежде всего потому, что личная анафема, т.е. упоминание имен грешников, была отменена в России задолго до 1901 г. Кроме того, с редактированием и публикацией текста отлучения церковники намеренно медлили и пропустили тот день (единственный в году), когда полагалось возглашать анафему. Свой ответ синоду Толстой начал спустя месяц после публикации отлучения побуждаемый "увещательными" письмами. В своем ответе он еще раз подтвердил свои взгляды на религию и официальную церковь.
  Чертков Владимир Григорьевич (1854-1936) - друг и единомышленник Толстого,
  издатель его сочинений,
  организатор
  издательства "Посредник"(1884-1935), издавал вместе с П.И.Бирюковым газету "Свободное слово"(Лондон, 1901-1905), сб. "Листки "Свободного слова"(1892-1902), редактор полн. собр. соч. Л.Н.Толстого в 90 тт.
  Л.Н.Толстой. Исповедь. В чем моя вера? Л., "Художественная литература", Ленинградское отделение, 1991.
  [Толстой Л.Н. ПСС: В 90 тт. М., 1957. Т. 23. С. 304-465.]
  {13.1.-15.2.98 г.}

Другие авторы
  • Ричардсон Сэмюэл
  • Глаголь Сергей
  • Энгельгардт Николай Александрович
  • Кро Шарль
  • Романов Олег Константинович
  • Григорович Дмитрий Васильевич
  • Павлищев Лев Николаевич
  • Черский Леонид Федорович
  • Суриков Василий Иванович
  • Бестужев-Рюмин Константин Николаевич
  • Другие произведения
  • Бутков Яков Петрович - Сто рублей
  • Гримм Вильгельм Карл, Якоб - Железный Ганс
  • Богданович Ангел Иванович - Петр и Алексей, ром. г. Мережковского. - "Страна отцов" г. Гусева-Оренбургского
  • Дмитриев Иван Иванович - Письма
  • Карамзин Николай Михайлович - Пантеон российских авторов
  • Мурахина-Аксенова Любовь Алексеевна - О В. В. Розанове. Из личных впечатлений
  • Перро Шарль - Синяя борода
  • Алданов Марк Александрович - Самоубийство
  • Карабанов Петр Матвеевич - Стихотворения
  • Кальдерон Педро - Г. А. Коган. Материалы по библиографии русских переводов Кальдерона
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (22.11.2012)
    Просмотров: 312 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа