христиане и потому полагают
свою жизнь в служении другим, то не найдется такого безумного человека,
который лишил бы пропитания или убил бы тех людей, которые служат ему.
Миклухо-Маклай поселился среди самых зверских, как говорили, диких, и его не
только не убили, но полюбили его, покорились ему только потому, что он не
боялся их, ничего не требовал от них и делал им добро. Если же христианин
живет среди нехристианской семьи и близких, защищающих себя и свою
собственность насилием, и христианин призывается к участию в этой защите, то
этот призыв и есть для христианина призыв к исполнению своего дела жизни.
Христианин только для того и знает истину, чтобы показать ее другим и -
более всего - близким ему, связанным с ним семейными и дружескими связями
людям, а показать истину христианин не может иначе, как не впадая в то
заблуждение, в которое впали другие, не становясь на сторону ни нападающих,
ни защищающих, а отдавая все другим, жизнью своей показывая, что ему ничего
не нужно, кроме исполнения воли Бога, и ничего не страшно, кроме отступления
от нее.
Но правительство не может допустить того, чтобы член общества не
признавал основ государственного порядка и уклонялся от исполнения
обязанностей всех граждан. Правительство потребует от христианина присяги,
участия в суде, военной службе и за отказ подвергнет его наказанию -
ссылке, заключению, даже казни. И опять-таки это требование правительства
будет для христианина только призывом его к исполнению своего дела жизни.
Для христианина требование правительства есть требование людей, не знающих
истины. И потому христианин, знающий ее, не может не свидетельствовать о ней
перед людьми, не знающими ее. Насилие, заключение, казни, которым
подвергнется вследствие этого христианин, дают ему возможность
свидетельствовать не словами, а делом. Всякое насилие: война, грабеж, казни
происходят не вследствие неразумных сил природы, но производятся людьми
заблудшими и лишенными знания истины. И потому чем большее зло делают эти
люди христианину, тем более они далеки от истины, тем несчастнее они и тем
нужнее им знание истины. Передать же знание истины людям христианин не может
иначе, как воздержанием от того заблуждения, в котором находятся люди,
делающие ему зло, воздаянием добра за зло. И в этом одном все дело жизни
христианина и весь смысл ее, не уничтожаемый смертью.
Люди, связанные друг с другом обманом, составляют из себя как бы
сплоченную массу. Сплоченность этой массы и есть зло мира. Вся разумная
деятельность человечества направлена на разрушение этого сцепления обмана.
Все революции суть попытки насильственного разбивания этой массы. Людям
представляется, что если они разобьют эту массу, то она перестанет быть
массой, и они бьют по ней; но, стараясь разбить ее, они только куют ее.
Но сколько бы они ни ковали ее, сцепление частиц не уничтожится, пока
внутренняя сила не сообщится частицам массы и не заставит их отделяться от
нее.
Сила сцепления людей есть ложь, обман. Сила, освобождающая каждую
частицу людского сцепления, есть истина. Истина же передается людям только
делами истины.
Только дела истины, внося свет в сознание каждого человека, разрушают
сцепление обмана, отрывают одного за другим людей от массы, связанной между
собою сцеплением обмана.
И вот уже 1800 лет делается это дело.
С тех пор, как заповеди Христа поставлены перед человечеством, началась
эта работа, и не кончится она до тех пор, пока не будет исполнено все, как и
сказал это Христос (Матф., V, 18).
Церковь, составлявшаяся из тех, которые думали соединить людей воедино
тем, что они с заклинаниями утверждали про себя, что они в истине, давно уже
умерла. Но церковь, составленная из людей не обещаниями, не помазанием, а
делами истины и блага, соединенными воедино, - эта церковь всегда жила и
будет жить. Церковь эта как прежде, так и теперь составляется не из людей,
взывающих: Господи, Господи! и творящих беззаконие (Матф., VII, 21, 22), но
из людей, слушающих слова сии и исполняющих их.
Люди этой церкви знают, что жизнь их есть благо, если они не нарушают
единства сына человеческого, и что благо это нарушается только неисполнением
заповедей Христа. И потому люди этой церкви не могут не исполнять этих
заповедей и не учить других исполнению их.
Мало ли, много ли теперь таких людей, но это - та церковь, которую
ничто не может одолеть, и та, к которой присоединятся все люди.
Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Луки,
XII, 32).
Москва
22 января 1884 г.
В записных книжках за февраль-март 1901 г. Толстой стал все чаще
записывать свои мысли о религии, а также делать выписки из книг и ссылки на
источники, служащие ему необходимым материалом для работы над статьей. В
дневнике 11 февраля записано: "Читаю книгу Чичерина: Наука и религия. Точка
зрения верна, но самоуверенность, туманность выражения, предвзятые мысли, -
и оттого легкомысленно и незначительно". В дневнике и в записной книжке за
февраль-март 1901 г. находится ряд выписок из Вовенарга, Бейля, Констана,
касающихся определения религии, впоследствии включенных во вторую главу
окончательного текста статьи. Там же записаны отдельные мысли о религии
Кольриджа, Прудона, Руссо, Свифта и др. Статья была закончена в начале
января 1902 г.
"Определение святейшего синода" об отлучении Толстого от церкви
появилось в "Церковных ведомостях" 24 февраля 1901 г., а на другой день
почти все газеты вышли с полным текстом этого определения на первых полосах.
"Святейший синод" рассчитывал, что удастся подорвать авторитет Толстого,
унизить его и тем ослабить его мощное воздействие на умы современников,
особенно простых русских людей. Впрочем, отлучение было проведено с
некоторой робостью и неуверенностью: торжественное анафемствование Толстого
не провозглашалось с амвонов православных церквей ни в 1901 г, ни позднее.
Прежде всего потому, что личная анафема, т.е. упоминание имен грешников,
была отменена в России задолго до 1901 г. Кроме того, с редактированием и
публикацией текста отлучения церковники намеренно медлили и пропустили тот
день (единственный в году), когда полагалось возглашать анафему. Свой ответ
синоду Толстой начал спустя месяц после публикации отлучения побуждаемый
"увещательными" письмами. В своем ответе он еще раз подтвердил свои взгляды
на религию и официальную церковь.
Чертков Владимир Григорьевич (1854-1936) - друг и единомышленник
Толстого,
издатель
его
сочинений, организатор издательства
"Посредник"(1884-1935), издавал вместе с П.И.Бирюковым газету "Свободное
слово"(Лондон, 1901-1905), сб. "Листки "Свободного слова"(1892-1902),
редактор полн. собр. соч. Л.Н.Толстого в 90 тт.
Л.Н.Толстой. Исповедь. В чем моя вера? Л., "Художественная литература",
Ленинградское отделение, 1991.
[Толстой Л.Н. ПСС: В 90 т. М., 1957. Т. 23. С. 304-465.]
{13.1.-15.2.98 г.}
1 "очаровательного учителя" (фр.). - Ред.
1 Мало этого, как бы для того, чтобы уж не было никакого сомнения о
том, про какой закон он говорит, он тотчас же в связи с этим приводит
пример, самый резкий пример отрицания закона Моисеева - законом вечным,
тем, из которого не может выпасть ни одна черточка; он, приводя самое резкое
противоречие закону Моисея, которое есть в Евангелии, говорит (Луки, XVI,
18): "всякий, кто отпускает жену и женится на другой, прелюбодействует", то
есть в писанном законе позволено разводиться, а по вечному - это грех.
* Курсив Толстого. - Ред.
* Курсив Толстого. - Ред.
1 Во всех церковных переводах в этом месте сделан умышленно ложный
перевод: вместо слов в вас, (( ъ(о(, везде, где встречаются эти слова,
стоит: с вами.
2 Марк Аврелий говорит: "Почитай то, что могущественнее всего в мире,
то, что пользуется всем и всем управляет. Почитай тоже то, что могущественно
в тебе. Оно подобно первому, потому что оно пользуется тем, что есть в тебе,
управляет твоей жизнью".
Эпиктет говорит: "Бог посеял семя свое не только в моего отца и деда,
но и во все существа, живущие на земле, в особенности в разумные, потому что
они одни входят в сношения с Богом через разум, которым они соединены с
ним".
В книге Конфуция сказано: "Закон великой науки в том, чтобы развивать и
восстановлять начало света разума, которое мы получили с неба". Это
положение повторяется несколько раз и служит основой учения Конфуция.
1 Слова эти неверно переведены: слово сlic(a - возраст, время жизни. И
потому все выражение значит: не можете прибавить часу жизни.
1 Dу(a, как и во многих местах, совершенно неправильно переводится
словом: слава. Dу(a от doc(w значит воззрение, суждение, учение.
1 Суд - cr(siz- значит не суд, а разделение.
1 верю, потому что нелепо (лат.). - Ред.
1 Луки, IV, 1, 2: Христос отведен в пустыню обманом, чтобы там быть
искушаемым. Матф., IV, 3, 4: Обман говорит Христу, что он не сын Бога, если
не может из камней сделать хлебы. Христос говорит: я могу жить без хлеба. Я
жив тем, что вдунуто в меня Богом. Тогда обман говорит: если ты жив тем, что
вдунуто в тебя Богом, то бросься с высоты, ты убьешь плоть, но дух, вдунутый
в тебя Богом, не погибнет. Христос отвечает: жизнь моя во плоти есть воля
Бога. Убить свою плоть значит идти против воли Бога - искушать Бога. Матф.,
IV, 8-11: Тогда обман говорит: если так, то и служи плоти, как все люди, и
плоть вознаградит тебя. Христос отвечает: я бессилен над плотью, жизнь моя в
духе, но уничтожить плоть я не могу, потому что дух вложен в мою плоть волею
Бога, и потому, живя во плоти, я могу служить только Отцу своему, Богу. И
Христос идет из пустыни в мир.
1 Очень удивительно то оправдание такой жизни, которое часто слышишь от
родителей. "Мне ничего не нужно, - говорит родитель, - мне жизнь эта
тяжела, но, любя детей, я делаю это для них". То есть я несомненно опытом
знаю, что наша жизнь несчастлива, и потому... я воспитываю детей так, чтобы
они были так же несчастливы, как и я. И для этого я по своей любви к ним
привожу их в полный физических и нравственных зараз город, отдаю их в руки
чужих людей, имеющих в воспитании одну корыстную цель, и физически, и
нравственно, и умственно старательно порчу своих детей. И это-то рассуждение
должно служить оправданием неразумной жизни самих родителей!
Комментарии к "В чем моя вера?"
КОММЕНТАРИИ
Условные сокращения
ПСС - Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. М., 1928-1958.
В чем моя вера? Трактат был впервые опубликован отдельным изданием в
1884 г., в Москве. Но в свет книга не вышла: на нее был наложен цензурный
запрет. Так же, как и "Исповедь", трактат получил широкое распространение в
рукописных, гектографированных копиях.
Первые полные издания трактата на русском языке появились за границей:
в Женеве, без указания года; там же в 1888, 1892 и в 1900 гг.; в Берлине в
1902 г. В России трактат был полностью опубликован лишь в 1906 г. в журнале
"Всемирный вестник" (No 2).
В тексте трактата сохраняется толстовская система отсылок к Евангелию;
толстовский перевод с греческого части извлечений из Евангелия специально не
оговаривается.
Пять лет тому назад я поверил в учение Христа... - См. "Исповедь" и
примечания к этому трактату.
Догматика - сокращенное обозначение догматического богословия;
систематическое изложение всей совокупности христианских догматов.
Гомилетика - наука об искусстве проповеди.
Патристика - термин, обозначающий совокупность теологических,
философских и политико-социологических доктрин отцов и учителей церкви -
христианских мыслителей II и последующих веков.
Литургика - наука о богослужении христианской церкви; по своему
предмету принадлежит к области практического богословия; наименование
получила от одной из церковных служб - литургии.
Герменевтика - искусство и теория истолкования текстов; у христианских
писателей - искусство толкования Библии.
Апология - защитительная речь, защитительное письмо или сочинение,
написанное в пользу обвиняемого лица. Апологетика - наука о защите
христианской религии. Авторы сочинений, защищающих христианство, назывались
апологетами.
...обращаться за разъяснениями... к Павлу... - Павел - в христианской
традиции "апостол язычников", не знавший Иисуса Христа во время его земной
жизни и не входивший в число двенадцати апостолов, но в силу особого
призвания и миссионерско-богословских заслуг почитаемый, наряду с Петром,
как "первопрестольный апостол" и "учитель вселенной". Ему приписывается
авторство 14 посланий, входящих в Новый Завет. Проповедь Павлом христианства
нередко встречалась враждебно: его избивали палками, бросали в темницу;
предание относит его смерть ко времени гонений Нерона на христиан (ок. 65
г.); он был казнен в Риме.
Климент - речь идет о Клименте Александрийском (ок. 150 - ок. 217) -
знаменитом христианском ученом первых веков.
Златоуст - Иоанн Златоуст (347-407) - один из отцов Восточной церкви,
с 397 по 404 гг. - архиепископ Константинопольский. См. также:
Экземплярский В.И. Гр. Л.Н.Толстой и св. Иоанн Златоуст в их взглядах на
жизненное значение заповедей Христовых // О религии Толстого. Сборник
второй. М., 1912. С. 76-113.
...разбойник на кресте поверил в Христа... - См. Евангелие от Луки,
15: 7, 10-32; 23: 39-43. Этот евангельский мотив устойчив в толстовском
обосновании движения от существующего к должному. См., например, в трактате
"Царство Божие внутри вас": "Жизнь по учению Христа есть движение к
Божескому совершенству... Увеличение жизни, по этому учению, есть только
ускорение движения к совершенству. И потому движение к совершенству мытаря
Закхея, блудницы, разбойника на кресте составляют высшую степень жизни, чем
неподвижная праведность фарисея <...> Исполнение учения - в движении от
себя к Богу" (ППС. Т.28. С.79).
...душевное состояние отчаяния и ужас перед жизнью и смертью... -
Первый мучительный приступ тоски был пережит Толстым вскоре после окончания
"Войны и мира", в сентябре 1869 г., по дороге в Пензенскую губернию и описан
впоследствии в рассказе "Записки сумасшедшего" (1884-1886). Мотивы
"Исповеди" ясно ощутимы в дневнике Толстого 1870-х гг. Так, к февралю 1874
г. относится следующая дневниковая запись: "Проживя под 50 лет, я убедился,
что земная жизнь ничего не дает, и тот умный человек, который вглядится в
земную жизнь серьезно, труды, страх, упреки, борьба - зачем? - ради
сумасшествия, тот сейчас застрелится, и Гартман и Шопенгауэр прав. Но
Шопенгауэр давал чувствовать, что есть что-то, отчего он не застрелился. Вот
это что-то есть задача моей книги. Чем мы живем?" (ППС. Т.48. С.347).
Психологически этапным в движении к "Исповеди" является письмо Толстого к
Н.Н.Страхову от 30 ноября 1875 г., где стягиваются в единый узел ряд
важнейших проблем будущего "Вступления к ненапечатанному сочинению": "Я вам
посылаю то, что я написал вроде предисловия к задуманному мною философскому
сочинению. Вы увидите из этого, что из 3-х вопросов Канта [1. Что могу я
знать? 2. Что должен я делать? 3. На что я имею право надеяться? - в
"Критике чистого разума". - ред.] меня <...> занимает только, и с детства
занимал, один последний вопрос - на что мы можем надеяться? <...> Для
всякого мыслящего человека все три вопроса нераздельно связаны в один - что
такое моя жизнь, что я такое? Но каждому человеку инстинкт предчувствия,
опыт ума - что хотите - указывает на то, какой из этих трех замков этих
дверей легче отпирается, для какого у него есть ключ, или, может быть, к
какой из дверей он приткнут жизнью; но несомненно то, что достаточно
отворить одну из дверей, чтобы проникнуть в то, что заключается за всеми
<...> Я знаю, что это очень дерзко и может показаться странным и
легкомысленным - отвечать на такой вопрос на 2-х почтовых листиках бумаги,
но я имею причины, по которым считаю, что не только могу, но должен это
сделать. И сделал бы это, если бы я писал не письмо вам, близкому человеку,
но если бы я писал свою profession de foi, зная, что меня слушает все
человечество. Вот какие это причины..." (Там же. Т.62. С.219-220). Мотивы
"Исповеди" внутренне организуют и ряд философских набросков Толстого
середины 1870-х гг. - "О будущей жизни вне времени и пространства" (1875),
"О душе и жизни ее..." (1875), "О значении христианской религии"
(1875-1876), "Определение религии - веры" (1875-1876), "Христианский
катехизис" (1877).
...два большие сочинения... с объяснениями... - Имеются в виду
религиозно-философский трактат "Исследование догматического богословия"
(1879-1880, 1884) и работа "Соединение и перевод четырех Евангелий"
(1880-1881). В первой редакции "Заключения" к "Исповеди" (1882) Толстой
писал: "Это было написано мною три года тому назад. После этого я написал
исследование догматического христианского богословия и изложение
христианского учения, как я его понимаю. Эти части ненапечатанного
сочинения, если они кому-нибудь нужны, будут напечатаны когда-нибудь, когда
это будет возможно" (Государственный музей Л.Н.Толстого. А II. Оп. 10. С.1).
"Исследование догматического богословия" было впервые опубликовано под
заглавием "Критика догматического богословия" М.К.Элпидиным в Женеве: первая
часть в 1891 г., вторая - в 1896 г. В России этот трактат вышел лишь в 1908
г. Книга "Соединение и перевод четырех Евангелий" была издана впервые также
Элпидиным в Женеве: первый том - в 1892 г., второй - в 1893 г., третий -
в 1894 г. (издание вышло со множеством опечаток). В России эта книга (без
последней, заключительной главы) была опубликована лишь в 1906 г. в
приложении к журналу "Всемирный вестник". В том же году книга была полностью
издана Е.В.Герциком.
Работа эта продолжается... дополняю то, что сделано. - Результатом
этой работы явился ряд религиозно-философских статей и трактатов ("О жизни"
(1886-1887), "Царство Божие внутри вас" (1890-1893), "Религия и
нравственность" (1893), "Христианское учение" (1894-1896), "Что такое
религия и в чем сущность ее?" (1901-1902), "Учение Христа, изложенное для
детей" (1907-1908), "Не могу молчать" (1908), "Сущность христианского
учения" (1896, 1908), "Единая заповедь" (1909) и др.).
...всегда выделялась для меня Нагорная проповедь. - Нагорная проповедь
- проповедь Христа (см.: Евангелие от Матфея, 5-7). Останавливаясь на своем
понимании философского, нравственного и социального значения заповедей
Нагорной проповеди, Толстой подчеркивал в трактате "Царство Божие внутри
вас": "1800 лет тому назад среди языческого римского мира явилось странное,
не похожее ни на какое из прежних, новое учение, приписывавшееся человеку
Христу. Новое учение это было совершенно новое как по форме, так и по
содержанию, и для еврейского мира, среди которого оно возникло, и в
особенности для того римского мира, среди которого оно проповедовалось и
распространялось <...> Вместо всяких правил прежних исповеданий, учение это
выставляло только образец внутреннего совершенства, истины и любви в лице
Христа и последствия этого внутреннего совершенства, достигаемого людьми, -
внешнего совершенства, предсказанного пророками, - Царства Божия, при
котором все люди разучатся враждовать, будут все научены Богом и соединены
любовью и лев будет лежать с ягненком <...> Доказательств учения не
выставлялось никаких, кроме истины, кроме соответствия учения с истиной. Все
учение состояло в познании истины и следовании ей, в большем и большем
постигновении истины и большем и большем приближении к ней в делах жизни.
Нет по этому учению поступков, которые бы могли оправдать человека, сделать
его праведным, есть только влекущий к себе сердца образец истины для
внутреннего совершенства в лице Христа, а для внешнего - в осуществлении
Царства Божия. Исполнение учения - только в движении по указанному пути, в
приближении к совершенству внутреннему - подражания Христу, и внешнему -
установления Царства Божия. Большее или меньшее благо человека зависит, по
этому учению, не от той степени совершенства, до которого он достигает, а от
большего или меньшего ускорения движения" (ПСС. Т.28. С.40-41). См. также
главу "Нагорная проповедь" в работе "Соединение и перевод четырех Евангелий"
(ПСС. Т.24. С.197-284).
...если не примете меня, как дети, не войдете в Царствие Божие... -
См.: Евангелие от Марка (10: 14, 15).
...И кто ударит тебя в правую щеку... подставь левую... - См.:
Евангелие от Матфея, 5: 39; от Луки, 6: 29.
Ученикам Христос говорит: будьте нищие... страдания и смерть. - См.:
Евангелие от Матфея, 5: 3-11.
...отгоняет от себя Петра... - По навозаветному преданию, Петр пытался
оказать вооруженное сопротивление пособникам иудейских старшин, которых
привел Иуда Искариот: отсекает мечом ухо рабу первосвященника. Но Христос
останавливает Петра и исцеляет раба (см.: Евангелие от Матфея, 26: 47-56; от
Марка, 14: 47-49; от Луки, 22: 47-53; от Иоанна, 18: 2-12). Ср. в трактате
"Царство Божие внутри вас": "Петр защищал не себя, но своего любимого и
божественного учителя. И Христос прямо запретил ему это, сказав, что
поднявший меч от меча погибнет" (ПСС. Т.28. С.29).
Все первые ученики Его... не воздают злом за зло. - Имеются в виду
двенадцать апостолов - в христианских преданиях ближайшие ученики Христа,
составившие ядро христианской общины; имена их см. в синоптических
Евангелиях (от Матфея, 10: 2-4; от Марка, 3: 16-19; от Луки, 6: 14-16) и в
Деяниях апостолов (1: 13).
...кто исполнит и научит так, тот б(льшим наречется... те получают
жизнь... - См.: Евангелие от Матфея, 5: 19.
...непременно исполняйте... в Царство Божие... - См.: Евангелие от
Матфея, 5: 20.
Иоанн, его Евангелист, сказал: заповеди Его не тяжки... - цитата из
Первого Соборного послания Иоанна (5: 3).
...все построено было на законе... зуб за зуб. - См.: Исход, 21: 24;
Евангелие от Матфея, 5: 38. Толкование заповеди "не противься злу злом"
Толстой сопровождает в работе "Соединение и перевод четырех Евангелий"
следующим примечанием: "...Христос говорил: Вам сказано "око за око" и т.д.
Приводя слова "око за око и зуб за зуб", относящиеся к поврежденной женщине,
Иисус, очевидно, говорит не об одном этом случае, но вообще о суде и
наказаниях <...> Он говорит о старинных средствах защиты от зла <...> и
вслед за тем говорит: "А я говорю: не боритесь со злом, или правильнее - не
защищайся от зла этим путем, а делай обратное" и показывает, какие это
обратные действия" (ПСС. Т.24. С.237-238).
Церковные учители... светские учители... - Ср. развернутый ответ
Толстого "духовным" и "светским" оппонентам в трактате "Царство Божие внутри
вас" (ПСС. Т.28. С.25-39).
Положение о непротивлении... есть точно ключ, отпирающий все... -
Подробное обоснование этой мысли см. в трактате "Царство Божие внутри вас"
(ПСС. Т.28).
Я недавно с еврейским раввином читал V главу Матфея. - Речь идет о
московском раввине С.А.Миноре (Залкинде) (1826-1900).
...это есть в Талмуде... - Талмуд (евр. - учение, изъяснение) -
основной памятник
раввинской
письменности, содержащий кроме
религиозно-правовых норм все созданное еврейскими учеными в области
теософии, этики, поэзии, истории, экзегетики, естествознания, математики и
медицины приблизительно от 300 г. до н.э. до 500 г. н.э.
Самуил - в ветхозаветных преданиях великий пророк, последний из "судей
Израилевых". Считается автором "Книги судеб" и "Книги Руфи", а также Первой
и Второй Книг Царств. См. также: Бердяев Н.А. Ветхий и Новый Завет в
религиозном сознании Л.Толстого // О религии Толстого. Сборник второй. М.,
1912. С. 172-195.
...и кто накормит голодного?... - См.: Евангелие от Луки, 15: 13-23,
32.
...может быть плохо... гонимым и плачущим... - См.: Евангелие от
Матфея, 5: 11.
Я буду смеяться и веселиться... - См.: Евангелие от Луки, 17: 27-28.
...при встрече с моими приятелями, прокурорами, судьями... - Из
представителей судебного мира в период работы над трактатом "В чем моя
вера?" Толстой был близок с А.М.Кузьминским (1843-1917) (мужем
Т.А.Кузьминской - сестры С.А.Толстой), занимавшим в то время должность
прокурора в Кутаиси, а затем - в Тифлисе, и Н.В.Давыдовым (1848-1920), в то
время - прокурором Тульского окружного суда.
...Христос... сталкивался... с судами Ирода, синедриона и
первосвященников. - Имеются в виду Ирод Великий, в чье царствование родился
Христос и по чьему приказу было совершено в Вифлееме избиение младенцев, и
Ирод Антипа, правитель Галилеи. Синедрион - или Великий совет - Высший суд
у евреев во главе с председательствующим первосвященником.
При исполнении приговора суда над блудницей... Ученик станет такой же,
как учитель. - См.: Евангелие от Матфея, 15: 14, 23: 16; от Марка, 8: 18;
от Иоанна, 8: 3-11, 9: 39-41, 12: 40.
...указав притчей о спице... - Имеется в виду, по-видимому, следующее
суждение Христа из Нагорной проповеди: "И что ты смотришь на сучок в глазе
брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?..." (Евангелие от
Матфея, 7: 3-5; от Луки, 6:41-42).
...И если кто хочет высудить у тебя рубаху, отдай и кафтан. - См.:
Евангелие от Матфея, 5: 40; от Луки, 6: 29.
Апостол Иаков - один из двенадцати апостолов; автор Соборного послания
в Новом Завете; по преданию, он слышал проповедь Иоанна Крестителя в пустыне
и был одним из первых призван Христом к апостольству.
Афинагор Афинский (II в.) - философ, церковный писатель.
Ориген (ок. 185-254) - знаменитый христианский богослов и философ,
толкователь Священного писания. См. также примеч. к стр. (?)
Вижу, что все христианство до Константина... - Речь идет о Константине
I Великом (ок. 274-337) - римском императоре, провозгласившем христианство
государственной религией; на месте древнегреческой колонии Византии он
основал в 330 г. город Константинополь, ставший (вместо Рима) столицей
империи. Ср. в трактате "Царство Божие внутри вас": "...ко времени
Константина все понимание учения свелось к резюме, утвержденным светской
властью, - резюме споров, происходивших на соборе, - к Символу веры, в
котором значится: верую в то-то, то-то и то-то и под конец - в единую,
святую, соборную и апостольскую церковь, т.е. в непогрешимость тех лиц,
которые называют себя церковью, так что все свелось к тому, что человек
верит уже не Богу, не Христу, как они открылись ему, а тому, чему велит
верить церковь" (ПСС. Т.28. С.45).
Феофилакт Болгарский (ум. после 1085) - архиепископ Охриды (в нынешней
Македонии), автор толкования на Священное писание.
...писателей тюбингенской школы... - Имеется в виду направление в
немецкой протестантской теологии, развивавшееся в университете г. Тюбингена
в последней четверти XVIII в.
...школы исторической. - К "исторической школе" в философии и истории
Толстой относил Д.Штрауса и Э.Ренана, в работах которых Христос
рассматривался как историческое лицо.
...в Вульгате... - Вульгата (Vulgata Versio) латинский перевод
Священного писания, принадлежащий блаженному Иерониму, в разное время
дополненный и исправленый; впервые издан под заглавием "Biblia sacra
vulgatae editionis" в Риме в 1590 г.
Лютер Мартин (1483-1546) - немецкий мыслитель и общественный деятель,
глава Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма
(лютеранства). Лютер стремился заменить авторитет церкви авторитетом Библии;
отвергал исключительное право папы на толкование Священного писания; им
сделан перевод Библии на немецкий язык, составлены катехизисы протестантской
догматики.
...от казней Чингис-хана... - Чингисхан (Темучин, ок. 1155-1227) -
создатель монгольской империи, завоеватель Северного Китая, Афганистана,
Персии, в своих походах дошедший до Кавказа и Южной России; отличался
жестокостью.
...и казней революции... - Имеется в виду Великая французская
революция, ключевое русло осмысления которой четко обозначено в постоянном
обращении Толстого к проблеме расхождения между великими идеалами (Свобода,
Равенство и Братство) и практической этикой (трибуналы, гильотины):
"Революционные деятели объявляют права человека <...> и начинают топить и
резать этих людей с их правами"; "Французская революция, то есть жесточайшие
убийства, вытекающие из проповеди о равенстве"; "Решительно нельзя
постигнуть, каким образом книга Contrat Social сделала то, что французы
резали друг друга" (ПСС. Т.15. С.218, 277, 278).
...до
казней наших дней. - Речь идет о казнях
революционеров-террористов, членов партии "Народная воля", особенно
участившихся с 1879 г.
...жило при нем по Моисею... - Моисей - законодатель и политический
вождь еврейских племен. Исторические события, отраженные в легендах о
Моисее, имели место во 2-й половине 2-го тысячелетия до н.э. (не ранее
1230). Десять заповедей (так называемый "декалог", или "десятословие" - от
греч. deca - десять и logos - слово, учение), полученных Моисеем от Яхве,
- нормы поведения, изложенные в Библии (см.: Исход, 20-23; Второзаконие, 12
и след.; ср. Евангелие от Матфея, 5: 21-48 и др.).
...переписка православного славянофила с христианином-революционером.
- Имеется в виду переписка Ивана Сергеевича Аксакова (1823-1886) с Михаилом
Александровичем Энгельгартом (1861-1915). Переписка относится к ноябрю -
декабрю 1882 г. (см.: Письма Толстого и к Толстому. М., 1928. С.317-325).
...свободные толкователи учения Христа... Штраусы... - Речь идет о
Штраусе Давиде Фридрихе (1808-1874) - немецком теологе и философе. Не
отвергая исторической реальности Иисуса Христа, Штраус подвергал критике
достоверность евангельских преданий о его жизни и деятельности и совершенных
им чудесах, применял к истолкованию евангельских рассказов мифологический
метод. Толстой был хорошо знаком с работами Штрауса "Жизнь Иисуса"
(1835-1836) и "Старая и новая вера" (1872).
Ренаны. - Речь идет о Ренане Жозефе Эрнесте (1823-1892) - французском
философе, писателе, историке религии, авторе книги "Жизнь Иисуса" (Париж,
1863). Изображение Христа как исторически существовавшего проповедника
сочетается в этой книге с устранением сверхъестественного из евангельских
легенд. Прочтя "Жизнь Иисуса", Толстой писал Н.Н.Страхову 17-18 апреля 1878
г.: "Если у Ренана есть какие-нибудь свои мысли, то это две следующие 1) что
Христос не знал l'(volution et le progrиs (фр. - эволюции и прогресса), и в
этом отношении Ренан старается поправлять его и с высоты этой мысли
критикует его <...> Это ужасно, для меня по крайней мере <...> Христианская
истина - то есть наивысшее выражение абсолютного добра, есть выражение
самой сущности - вне форм времени и др. - Ренаны же смешивают ее выражение
абсолютное с выражением ее в истории и сводят ее на временное проявление и
тогда обсуждают <...> Другая новая у Ренана мысль это то, что если есть
учение Христа, то был какой-нибудь человек, и этот человек непременно потел
и ходил на час. - Для нас из христианства все человеческие унижающие
реалистические подробности исчезли потому же <...> почему все исчезает, что
не вечно; осталось же вечное" (ПСС. Т.62. С.413-414). Книга Ренана с
многочисленными пометами Толстого сохранилась в яснополянской библиотеке.
...есть мечтательное учение... мечтою "du charmant docteur", как
говорит Ренан. - См. гл. VII, X, XVII и XVIII "Жизни Иисуса" Ренана. "Du
charmant docteur" в переводе Е.В.Святловского - "обаятельный моралист"
(см.: Ренан Э. Жизнь Иисуса. СПб., 1906. С.89)
...о птицах небесных, о подставлении щеки и заботе только о нынешнем
дне. - См.: Евангелие от Матфея, 5: 39, 6: 11, 26, 34.
...альказаров... - Алькасар (исп. - alc(zar) - крепость, замок,
королевский дворец.
Иоанн Креститель, или Предтеча - предшественник и предвестник Иисуса
Христа. На нем заканчивается эра Ветхого Завета и начинается эра Нового
Завета. После искуса в пустыне крестил людей на Иордане, в том числе Иисуса
Христа, признав в нем мессию. См. также главу "Разъяснение Иисусом значения
Иоанна" в трактате "Соединение и перевод четырех Евангелий" (ПСС. Т.24.
С.149-196).
...я разрушу ваш храм и в три дня построю новый. - См.: Евангелие от
Марка, 14: 58; от Иоанна, 2: 19-21.
Бог сошел на землю... искупил грех Адама... - См.: Послание ап. Павла
к Римлянам, 5: 12-21.
Илья Пророк... ветерок пахнул с освеженных полей. - См. Третью и
Четвертую книги Царств (3 Царств, 17-20; 4 Царств, 1-3).
...как закон Галилея... - Галилей Галилео (1564-1642) - итальянский
физик, астроном, математик и мыслитель; его научные открытия имели решающее
значение для победы гелиоцентрической системы мира.
Фарисеи (др.-евр. - обособленные, отделенные) - религиозная секта,
считавшая себя хранительницей всех истинных религиозно-национальных традиций
иудейского народа. Нравственное учение фарисеев отличалось узким
формализмом, а религиозность - обрядностью чисто внешнего характера.
Нравственный облик фарисеев представлялся в невыгодном для них свете не
только в Евангелии, но и в Талмуде.
...в Тишендорфовском... - Тишендорф Константин (1815-1874) -
протестантский богослов. Результатом трудов Тишендорфа над текстом
семидесяти толковников явилось его издание Нового Завета в Лейпциге в 1850
г. В 1880 г. вышло очередное издание этого труда (Novum Testamentum Graece.
Recensuit inque usum academicum omni modo instruxit Constant de Tischendorf.
Editio academica undecima. Ad ed. VIII. Criticam majorem conformata. Cum
tabula duplici terrae sanctae. London - New-York). Именно в 1880 г., в
период работы над "Соединением и переводом четырех Евангелий", Толстой
получает от Н.Н.Страхова труд Тишендорфа (см.: ПСС. Т.63. С.21).
...списках, не принятых церковью... - то есть признанных
апокрифическими.
Исаия - ветхозаветный пророк; ему приписывается авторство особой Книги
в Ветхом Завете.
Ездра - лицо священнического сана; ему приписывается авторство трех
Книг в Ветхом Завете.
...я не нарушить пришел закон... а все должно исполниться... - См.:
Евангелие от Матфея, 5: 17-18.
Саддукеи тоже секта. - По преимуществу секта политическая, партия
саддукеев охватывала представителей правящей иудейской аристократии.
Саддукеи были противниками фарисеев. Они признавали только писанный закон и
отвергали предание, стремились лишь к сохранению господствующего положения в
стране. Едины с фарисеями были в одном - в ненависти и вражде ко Христу.
...я не праведных пришел призывать... но грешных. - См.: Евангелие от
Матфея, 9: 12; от Марка, 2: 17; от Луки, 5: 31-32.
Неужели один Никодим? - Никодим - праведный человек из фарисеев. По
евангельскому преданию, он пришел к Христу, чтобы узнать, какое же может
быть Царство Божие без Бога еврейского, почитавшегося в храме (см.:
Евангелие от Иоанна, 3: 1-21, 7: 50-52, 19: 39-42). Комментируя этот сюжет в
работе "Соединение и перевод четырех Евангелий", Толстой писал: "Беседа с
Никодимом есть полное изложение всех основ учения Иисуса о Царстве Бога на
земле. Беседа эта есть объяснение того, чт( есть человек, чт( есть Бог, и
чт( есть жизнь, и чт( есть Царство Бога. Беседа эта есть, с одной стороны,
развитие главных мыслей, выраженных в искушении в пустыне, с другой стороны,
изложение от имени Иисуса тех самых основ учения, которые выражены от имени
евангелиста Иоанна в вступлении" (см.: ПСС. Т.24. С.169).
Св. Ириней... - Ириней (ок. 130 - ок. 202) - отец церкви. Сочинения
Иринея имеют особенный авторитет в христианской истории.
...нельзя вливать вино новое в мехи старые. - См.: Евангелие от
Матфея, 9: 17; от Марка, 2: 22; от Луки, 5: 37-38.
"Далее, испытывая древний закон... каким ты его называешь". - См.:
Иоанн Златоуст. Беседы на разные места Священного писания. СПб., 1861. Т.I.
С.320, 321.
"Положим, что весь закон... человеколюбивее сего?" - Там же. С.322.
"Теперь приложи сии примеры... по всему городу". - Там же. С.323.
...наложенными на него левитами... - Левиты - название особого класса
священнослужителей в системе древнееврейского культа; на них лежали низшие
обязанности священнослужения. Левит - название третьей ветхозаветной Книги
в составе Пятикнижия Моисея.
Второзаконие - название пятой книги Моисея (данное ей греческими
переводчиками Библии), поскольку она представляет собою как бы "повторение
законов", изложенных в предшествующих ей книгах.
Левит - название Третьей Книги Моисея.
...гневаться на Малха... - Малх - имя раба, которому Петр, пытаясь
защитить Христа, отсек ухо (см.: Евангелие от Иоанна, 18: 10).
...не жертвы хочу, но милости... - См.: Евангелие от Матфея, 9: 13,
12: 7.
Справляюсь по Грисбаху... - Гризбах Иоганн Якоб (1745-1812) -
немецкий богослов, исследователь библейских текстов. В мае 1880 г. в разгар
работы над "Соединением и переводом четырех Евангелий" Толстой получил от
Н.Н.Страхова книгу Гризбаха "Novum Testamentum Graece. Textum ad fidem
codicum versionum et patrum recensuit et lectionis varietatem adjecit D. Jo.
Jac. Griesbach". В книге - критически проверенный греческий текст Евангелий
и других писаний Нового Завета со сводом разночтений отдельных мест,
встречающихся в древнейших списках и в цитатах из неизвестных списков у
отцов церкви.
Иоанн Златоуст. - См.: Иоанн Златоуст. Беседы на разные места
Священного писания. СПб., 1861. Т.I. С.365.
...ученые богословы-критики, как Reuss... - Рейс Эдуард (1804-1891) -
протестантский богослов, профессор страсбургского университета, автор
семнадцатитомного труда "La Bible. Traduction nouvelle avec introduction et
commentaires" (1875-1881). В работе "Соединение и перевод четырех Евангелий"
Тостой пользуется этим трудом при расположении материала, но в то же время,
часто цитируя, критикует объяснения евангельских текстов, даваемые Рейсом -
представителем Тюбингенской школы богословов.
...Иоанна Грозного... - Церковь порицала разводы московских великих
князей, хотя вынуждена была давать на них согласие (например, развод Василия
III с Соломонидой Сабуровой). Что касается Ивана Васильевича Грозного -
перед его четвертым браком церковь публично выразила порицание царю
(поскольку больше трех браков православным мирянам не разрешалось), однако
склонилась перед тираном.
...на слова первосвященника... отвечал: ты сказал... - См.: Евангелие
от Матфея, 26: 63-64.
Эпиктет (ок. 50 - ок. 140) - греческий философ-стоик. Осмысление
Толстым нравственного учения стоиков происходит преимущественно в 80-е годы.
Характерно его признание в письме к Н.Н.Ге (декабрь 1886 г.): "Эпиктет не
мешает Христу, но не заменяет Христа. Только через Христа и поймешь
Эпиктета. Со мной это так было. Я читал Эпиктета и ничего не нашел. А после
Христа понял всю его, Эпиктета, глубину и силу" (ПСС. Т.63. С.427-428). В
издательстве "Посредник" вышла книга: "Римский мудрец Эпиктет. Его жизнь и
учение" (М., 1889).
Сенека Луций Анней (ок. 5 до н.э. - 65 н.э.) - римский философ,
писатель и государственный деятель, автор книги "Нравственные письма к
Луцилию", хорошо известной Толстому.
...в законах Ману... - Законы Ману - известные в индийской литературе
под именем Менаведкармашастра (законник Ману) - скорее собрание обычаев и
верований, чем систематический кодекс, построенный по известному плану.
Индийское предание относит их к первому прародителю человечества.
"Само собой разумеется... возлагается на начальство"... - цитата из
1-го трехтомного труда архимандрита Михаила "Толкование Евангелия" (М.,
1870).
Мытари - то есть сборщики податей.
...притчей о самарянине. - См.: Евангелие от Луки, 10: 25-37.
Вот что говорит, например, Ориген в своем ответе Цельзию (глава 63). -
Цельс (II в.) - философ-эклектик, эпикуреец, автор работы "Истинное слово"
("Sermo verus"), написанной около 150 г. Нападая на основы христианства,
пытался доказать опасность христианского общества для всех общественных и
политических учреждений. Ориген написал восемь книг "Против Цельза" ("Contra
Celsum"). См.: Лебедев Н. Сочинение Оригена против Цельза. М., 1878.
...один крестьянин... от военной службы. - Речь идет об Иване
Васильевиче Сютаеве (ум. 1928), который за отказ от военной службы просидел
несколько лет в разных тюрьмах, в том числе и в Шлессельбургской крепости.
...Христос придет в свой срок... независимо от нашей жизни. - В
Евангелии и Апокалипсисе говорится о грядущем пришествии Христа, втором
пришествии (см.: Евангелие от Матфея, 24: 30; откровение Иоанна Богослова,
12: 7-11, 17: 14, 19: 19-21, 20: 1-3).
Иоанн Креститель... говорит, что приблизилось Царство Бога... - См.:
Евангелие от Матфея, 3: 2, 11.
...Христос предвидит соблазны мира... - См.: Евангелие от Матфея, 18:
6, 7; главы "Соблазн", "Борьба с соблазном" в "Соединении и переводе четырех
Евангелий" (см.: ПСС. Т.24. С.571-649); трактат "Христианское учение"
(1894-1896).
Перекуют люди мечи на орала и копья на серпы. - См.: Книга пророка
Исаии, 2: 4.
Я в темноте избил руки и колена, отыскивая дверь... лучше пройти в
дверь... - Мотив открытия "двери жизни" - один из основных мотивов
метафорической символики Евангелия. Комментируя притчи о пастыре и овцах и о
десяти мудрых девах в "Соединении и переводе четырех Евангелий", Толстой
подчеркивал: "...для жизни людей есть выход, этот выход есть разумение <...>
Не рассуждать нужно о том, кто и как спасется, а нужно работать, биться,
силою входить в двери <...> Было время входить - не вошел, дверь
затворилась" (ПСС. Т.24. С.483, 557). См. также раздел "Иисус - дверь
жизни" в этом трактате (Там же. С.477-4