ианин теперь отвечает так: солдатчина, войны, суды,
казни, все это существует по закону Бога, передаваемому нам церковью.
Здешний мир есть мир падший. Все зло, которое существует, существует по воле
Бога как наказание за грехи мира, и потому исправлять это зло мы не можем.
Мы можем только спасать свою душу верою, таинствами, молитвами и покорностью
воле Божией, передаваемой нам церковью. Церковь же учит нас, что каждый
христианин должен беспрекословно повиноваться царям, помазанникам Божиим, и
постановленным от них начальникам, ограждать насилием свою и чужую
собственность, воевать, казнить и переносить казни по воле Богом
поставленных властей.
Хороши ли, дурны ли эти объяснения, но они объясняли для верующего
христианина, как для иудея, буддиста и магометанина, все особенности жизни,
и человек не отрекался от разума, живя по закону, который он признавал за
Божественный. Но теперь пришло время, что в эти объяснения верят только
самые невежественные люди, и число таких людей с каждым днем и с каждым
часом все уменьшается. Остановить это движение нет никакой возможности. Все
люди неудержимо идут за теми, которые идут впереди, и все придут туда, где
стоят передовые. Передовые же стоят над пропастью. Передовые эти находятся в
ужасном положении: они делают жизнь для себя, готовят жизнь для всех тех,
которые идут за ними, и находятся в совершенном неведении того, зачем они
делают то, что делают. Ни один цивилизованный передовой человек теперь не в
состоянии дать ответ на прямой вопрос: зачем ты живешь тою жизнью, которой
ты живешь? Зачем делаешь все то, что ты делаешь? Я пробовал спрашивать об
этом и спрашивал у сотен людей, и никогда не получал прямого ответа. Всегда,
вместо прямого ответа на личный вопрос: зачем ты так живешь и так делаешь,
всегда я получал ответ не на мой вопрос, а на вопрос, которого я не делал.
Верующий католик, протестант, православный на вопрос: зачем он живет
так, как он живет, то есть противно тому учению Христа-Бога, которое он
исповедует? - всегда вместо прямого ответа начинает говорить о плачевном
состоянии безверия нынешнего поколения, о злых людях, производящих безверие,
и о значении и будущности истинной церкви. Но почему он сам не делает того,
что велит ему его вера, он не отвечает. Вместо ответа о себе он говорит об
общем состоянии человечества и о церкви, словно его собственная жизнь не
имеет для него никакого значения, а он занят только спасением всего
человечества и тем, что он называет церковью.
Философ, какого бы он ни был толка - идеалист, спиритуалист,
пессимист, позитивист, - на вопрос: зачем он живет так, как он живет, то
есть несогласно с своим философским учением? - всегда вместо ответа на этот
вопрос заговорит о прогрессе человечества, о том историческом законе этого
прогресса, который он нашел и по которому человечество стремится к благу. Но
он никогда прямо не ответит на вопрос: почему он сам в своей жизни не делает
того, что считает разумным? Философ, так же как и верующий, как будто
озабочен не своею личной жизнью, а только наблюдением над общими законами
всего человечества.
Средний человек, огромное большинство полуверующих, полуневерующих
цивилизованных людей, тех, которые всегда без исключения жалуются на свою
жизнь и на устройство нашей жизни и предвидят погибель всему, - этот
средний человек на вопрос: зачем он сам живет этой осуждаемой им жизнью и
ничего не делает, чтобы улучшить ее? - всегда вместо прямого ответа начнет
говорить не о себе, а о чем-нибудь общем: о правосудии, о торговле, о
государстве, о цивилизации. Если он городовой или прокурор, он скажет: "А
как же пойдет государственное дело, если я, чтобы улучшить свою жизнь,
перестану участвовать в нем?" "А как же торговля?" - скажет он, если он
торговый человек. "А как же цивилизация, если я для улучшения своей жизни не
буду содействовать ей?" Он скажет всегда так, как будто задача его жизни
состоит не в том, чтобы делать то благо, к которому он всегда стремится, а в
том, чтобы служить государству, торговле, цивилизации. Средний человек
отвечает точь-в-точь то же, что и верующий философ. Он на место личного
вопроса подставляет общий, а подставляет его и верующий, и философ, и
средний человек потому, что у него нет никакого ответа на личный вопрос
жизни, потому что у него нет никакого настоящего учения о жизни. И ему
совестно.
Ему совестно потому, что он чувствует себя в унизительном положении
человека, не имеющего никакого учения о жизни; тогда как человек никогда не
жил и не может жить без учения о жизни. Только в нашем христианском мире, на
место учения о жизни и объяснения, почему жизнь должна быть такая, а не
иная, то есть на место религии подставилось одно объяснение того, почему
жизнь должна быть такою, какою она была когда-то прежде, и религией стало
называться то, что никому ни на что не нужно: а сама жизнь стала независима
от всякого учения, то есть осталась без всякого определения.
Мало того, как всегда бывает, наука признала именно это случайное,
уродливое положение нашего общества за закон всего человечества. Ученые
Тиле, Спенсер и др. пресерьезно трактуют о религии, разумея под нею
метафизические учения о начале всего и не подозревая, что говорят не о всей
религии, а только о части ее.
Отсюда произошло то удивительное явление, что в наш век мы видим людей
умных и ученых, пренаивно уверенных, что они свободны от всякой религии
только потому, что не признают тех метафизических объяснений начала всего,
которые когда-то и для кого-то объясняли жизнь. Им не приходит в голову, что
им надо же жить как-нибудь и что они живут же как-нибудь и что именно то, на
основании чего они живут так, а не иначе, - и есть их религия. Люди эти
воображают, что у них есть очень возвышенные убеждения и нет никакой веры.
Но каковы бы ни были их разговоры, у них есть вера, если только они
совершают какие-нибудь разумные поступки, потому что разумные поступки
всегда определяются верою. Поступки же этих людей определяются только верою,
что надо делать всегда то, что велят. Религия людей, не признающих религии,
есть религия покорности всему тому, что делает сильное большинство, то есть,
короче, религия повиновения существующей власти.
Можно жить по учению мира, то есть животною жизнью, не признавая ничего
выше и обязательней предписаний существующей власти. Но кто живет так, не
может же утверждать, что живет разумно. Прежде чем утверждать, что мы живем
разумно, надо ответить на вопрос: какое учение о жизни мы считаем разумным?
А у нас, несчастных, не только нет никакого такого учения, но потеряно даже
и сознание в необходимости какого-нибудь разумного учения о жизни.
Спросите у людей нашего времени, верующих или неверующих: какому они
учению следуют в жизни? Они должны будут сознаться, что они следуют одному
учению - законам, которые пишут чиновники II-го отделения или
законодательные собрания и приводит в исполнение - полиция. Это -
единственное учение, которое признают наши европейские люди. Они знают, что
учение это не от неба, не от пророков и не от мудрых людей; они постоянно
осуждают постановления этих чиновников или законодательных собраний, но
все-таки признают это учение и повинуются исполнителям его - полиции,
повинуются безропотно в самых страшных требованиях ее. Написали чиновники
или собрания, что всякий молодой человек должен быть готов на поругание,
смерть и на убийство других, и все отцы и матери, вырастившие сыновей,
повинуются такому закону, написанному вчера продажным чиновником и завтра
могущему быть измененным.
Понятие о законе, несомненно разумном и по внутреннему сознанию
обязательному для всех, до такой степени утрачено в нашем обществе, что
существование у еврейского народа закона, определявшего всю их жизнь, такого
закона, который был обязателен не по принуждению, а по внутреннему сознанию
каждого, считается исключительным свойством одного еврейского народа. Что
евреи повиновались только тому, что они считали в глубине души несомненной
истиной, полученной прямо от Бога, то есть тому, что было согласно с их
совестью, считается особенностью евреев. Нормальным же состоянием,
свойственным образованному человеку, считается то, чтобы повиноваться тому,
что заведомо пишется презираемыми людьми и приводится в исполнение городовым
с пистолетом, тому, что каждым или по крайней мере большинством этих людей
считается неправильным, то есть противным их совести.
Тщетно искал я в нашем цивилизованном мире каких-нибудь ясно выраженных
нравственных основ для жизни. Их нет. Нет даже сознания, что они нужны. Есть
даже странное убеждение, что они не нужны. что религия есть только известные
слова о будущей жизни, о Боге, известные обряды, очень полезные для спасения
души, по мнению одних, и ни на что не нужные, по мнению других, а что жизнь
идет сама собой и что для не нужно никаких основ и правил; нужно только
делать то, что велят. Из того, что составляет сущность веры, то есть учения
о жизни и объяснения смысла ее, первое считается неважным и не принадлежащим
к вере, а второе, то есть объяснение когда-то бывшей жизни или рассуждения и
гадания об историческом ходе жизни, считаются самым важным и серьезным. Во
всем, что составляет жизнь человека - в том, как жить, идти ли убивать
людей или не идти, идти ли судить людей или не идти, воспитывать ли своих
детей так или иначе, - люди нашего мира отдаются безропотно другим людям,
которые точно так же, как и они сами, не знают, зачем они живут, и
заставляют жить других так, а не иначе.
И такую-то жизнь люди считают разумной и не стыдятся ее!
Раздвоение между объяснением веры, которое названо верою, и самою
верою, которая названа общественной, государственной жизнью, дошло теперь до
последней степени, - и все цивилизованное большинство людей осталось для
жизни с одной верой в городового и урядника.
Положение это было бы ужасно, если бы оно вполне было таково. Но, к
счастью, и в наше время есть люди, лучшие люди нашего времени, которые не
довольствуются такой верою и имеют свою веру в то, как должны жить люди.
Люди эти считаются самыми зловредными, опасными и, главное, неверующими
людьми; а между тем это единственные верующие люди нашего времени, и не
только верующие вообще, но верующие именно в учение Христа, если не во все
учение, то хотя в малую часть его.
Люди эти часто вовсе не знают учения Христа, не понимают его, часто не
принимают, так же как и враги их, главной основы Христовой веры -
непротивления злу, часто даже ненавидят Христа; но вся их вера в то, какова
должна быть жизнь, почерпнута из учения Христа. Как бы ни гнали этих людей,
как бы ни клеветали на них, но это - единственные люди, не покоряющиеся
безропотно всему, что велят, и потому это - единственные люди нашего мира,
живущие не животной, а разумной жизнью, - единственные верующие люди.
--------------------
Нить, связующая мир с церковью, дававшей смысл миру, становилась все
слабее и слабее по мере того, как содержание, соки жизни все более и более
переливались в мир. И теперь, когда соки все перелились, связующая нить
стала только помехой.
Это - таинственный процесс рождения; и вот он совершается на наших
глазах. В одно и то же время обрывается последняя связь с церковью и
устанавливается самостоятельный процесс жизни.
Учение церкви с ее догматами, соборами, иерархией, несомненно, связано
с учением Христа. Связь эта столь же очевидна, как и связь новорожденного
плода с утробой матери. Но как пуповина и место делаются после рождения
ненужными кусками мяса, которые, из уважения к тому, что хранилось в них,
надо бережно зарыть в землю, так и церковь сделалась ненужным, отжившим
органом, который только из уважения к тому, чем она была прежде, надо
спрятать куда-нибудь подальше. Как только установилось дыхание и
кровообращение, - связь, бывшая прежде источником питания, стала помехою. И
безумны усилия удержать эту связь и заставить вышедшего на свет ребенка
питаться через пуповину, а не через рот и легкие.
Но освобождение детеныша из утробы матери не есть еще жизнь. Жизнь
детеныша зависит от установления новой связи питания с матерью. То же должно
совершиться и с нашим христианским миром. Учение Христа выносило наш мир и
родило его. Церковь - один из органов учения Христа - сделала свое дело и
стала ненужна, стала помехой. Мир не может руководиться церковью, но и
освобождение мира от церкви еще не есть жизнь. Жизнь его наступит тогда,
когда он сознает свое бессилие и почувствует необходимость нового питания. И
вот это должно наступить в нашем христианском мире: он должен закричать от
сознания своей беспомощности; только сознание своей беспомощности, сознание
невозможности прежнего питания и невозможности всякого другого питания,
кроме молока матери, приведет его к нагрубшей от молока груди матери.
С нашим столь внешне самоуверенным, смелым, решительным и в глубине
сознания испуганным и растерянным европейским миром происходит то же, что
бывает с только что родившимся детенышем: он мечется, суется, кричит,
толкается, точно сердится, и не может понять, что ему делать. Он чувствует,
что источник прежнего питания его иссяк, но не знает еще, где искать новый.
Только что родившийся ягненок и глазами и ушами водит, и хвостом
трясет, и прыгает, и брыкается. Нам кажется по его решительности, что он все
знает, а он, бедный, ничего не знает. Вся эта решительность и энергия -
плод соков матери, передача которых только что прекратилась и не может уже
возобновиться. Он - в блаженном и вместе в отчаянном положении. Он полон
свежести и силы; но он пропал, если не возьмется за соски матери.
То же самое происходит и с нашим европейским миром. Посмотрите, какая
сложная, как будто разумная, какая энергическая жизнь кипит в европейском
мире. Как будто все эти люди знают все, что они делают и зачем они все это
делают. Посмотрите, как решительно, молодо, бодро люди нашего мира делают
все, что делают. Искусства, науки, промышленность, общественная,
государственная деятельность - все полно жизни. Но все это живо только
потому, что питалось недавно еще соками матери через пуповину. Была церковь,
которая проводила разумное учение Христа в жизнь мира. Каждое явление мира
питалось им и росло, и выросло. Но церковь сделала свое дело и отсохла. Все
органы мира живут; источник их прежнего питания прекратился, нового же они
еще не нашли; и они ищут его везде, только не у матери, от которой они
только что освободились. Они, как ягненок, пользуются еще прежней пищей, но
не пришли еще к тому, чтобы понять, что эта пища опять только у матери, но
только иначе, чем прежде, может быть передана им.
Дело, которое предстоит теперь миру, состоит в том, чтобы понять, что
процесс прежнего бессознательного питания пережит и что необходим новый,
сознательный процесс питания.
Этот новый процесс состоит в том, чтобы сознательно принять те истины
учения христанского, которые прежде бессознательно вливались в человечество
через орган церкви и которыми теперь живо еще человечество. Люди должны
вновь поднять тот свет, которым они жили, но который скрыт был от них, и
высоко поставить его перед собою и людьми и сознательно жить этим светом.
Учение Христа как религия, определяющая жизнь и дающая объяснение жизни
людей, стоит теперь так же, как оно 1800 лет тому назад стояло перед миром.
Но прежде у мира были объяснения церкви, которые, заслоняя от него учение,
все-таки казались ему достаточными для его старой жизни; а теперь настало
время, что церковь отжила, и мир не имеет никаких объяснений своей новой
жизни и не может не чувствовать своей беспомощности, а потому и не может
теперь не принять учения Христа.
Христос прежде всего учит тому, чтобы люди верили в свет, пока свет
есть в них. Христос учит тому, чтобы люди выше всего ставили этот свет
разума, чтобы жили сообразно с ним, не делали бы того, что они сами считают
неразумным. Считаете неразумным идти убивать турок или немцев - не ходите;
считаете неразумным насилием отбирать труд бедных людей для того, чтобы
надевать цилиндр или затягиваться в корсет, или сооружать затрудняющую вас
гостиную - не делайте этого; считаете неразумным развращенных праздностью и
вредным сообществом сажать в остроги, то есть в самое вредное сообщество и
самую полную праздность, - не делайте этого; считаете неразумным жить в
зараженном городском воздухе, когда можете жить на чистом; считаете
неразумным учить детей прежде и больше всего грамматикам мертвых языков -
не делайте этого. Не делайте только того, что делает теперь весь наш
европейский мир: жить и не считать разумным свою жизнь, делать и не считать
разумными свои дела, не верить в свой разум, жить несогласно с ним.
Учение Христа есть свет. Свет светит, и тьма не обнимает его. Нельзя не
принимать света, когда он светит. С ним нельзя спорить, нельзя с ним не
соглашаться. С учением Христа нельзя не согласиться потому, что оно обнимает
все заблуждения, в которых живут люди, и не сталкивается с ними и, как эфир,
про который говорят физики, проникает всех их. Учение Христа одинаково
неизбежно для каждого человека нашего мира, в каком бы он ни был состоянии.
Учение Христа не может не быть принято людьми не потому, что нельзя отрицать
то метафизическое объяснение жизни, которое оно дает (отрицать все можно),
но потому, что только оно одно дает те правила жизни, без которых не жило и
не может жить человечество, не жил и не может жить ни один человек, если он
хочет жить, как человек, то есть разумною жизнью.
Сила учения Христа не в его объяснении смысла жизни, а в том, что
вытекает из него - в учении о жизни. Метафизическое учение Христа не новое.
Это все одно и то же учение человечества, которое написано в сердцах людей и
которое проповедовали все истинные мудрецы мира. Но сила учения Христа - в
приложении этого метафизического учения к жизни.
Метафизическая основа древнего учения евреев и Христа - одна и та же:
любовь к Богу и ближнему. Но приложение этого учения к жизни по Моисею и по
закону Христа - весьма различно. По закону Моисея, как его понимали евреи,
для приложения его к жизни требовалось исполнение шестисот тринадцати
заповедей, часто бессмысленных, жестоких и таких, которые все основывались
на авторитете Писания. По закону Христа, учение о жизни, вытекающее из той
же метафизической основы, выражено в пяти заповедях, разумных, благих и
носящих в самих себе свой смысл и свое оправдание и обнимающих всю жизнь
людей.
Учение Христа не может не быть принято теми верующими иудеями,
буддистами, магометанами и другими, которые усомнились бы в истинности
своего закона; еще менее - оно не может не быть принято людьми нашего,
христианского мира, которые не имеют теперь никакого нравственного закона.
Учение Христа не спорит с людьми нашего мира о их миросозерцании, оно
вперед соглашается с ним и, включая его в себя, дает им то, чего у них нет,
что им необходимо и чего они ищут: оно дает им путь жизни и притом не новый,
а давно знакомый и родной им всем.
Вы - верующий христианин, какого бы то ни было исповедания. Вы верите
в сотворение мира, в Троицу, в падение и искупление человека, в таинства,
молитвы, в церковь. Христово учение не только не спорит с вами, но вполне
соглашается с вашим миросозерцанием, оно только дает вам то, чего у вас нет.
Сохраняя вашу теперешнюю веру, вы чувствуете, что жизнь мира и жизнь ваша -
исполнена зла и вы не знаете, как избежать его. Учение Христа (обязательное
для вас, потому что оно есть учение вашего Бога), дает вам простые,
исполнимые правила жизни, которые избавят и вас и других людей от того зла,
которое мучит вас. Верьте в воскресение, в рай, в ад, в папу, в церковь, в
таинства, в искупление, молитесь, как это требуется по вашей вере, говейте,
пойте псалмы - все это не мешает вам исполнять то, что открыто Христом для
вашего блага: не сердитесь, не блудите, не клянитесь, не защищайтесь
насилием, не воюйте.
Может случиться, что вы не исполните какого-нибудь из этих правил, вы
увлечетесь и нарушите одно из них так же, как вы нарушаете теперь в минуты
увлечения правила вашей веры, правила закона гражданского или законов
приличия. Так же вы отступите, может быть, в минуты увлечения и от правил
Христа. Но в спокойные минуты не делайте того, что вы теперь делаете, -
устраивайте жизнь не такую, при которой трудно не сердиться, не блудить, не
клясться, не защищаться, не воевать, а такую, при которой трудно бы было это
делать. Вы не можете не признать этого, потому что Бог велел вам это.
Вы - неверующий философ какого бы то ни было толка. Вы говорите, что
все происходит в мире по закону, который вы открыли. Христово учение не
спорит с вами и признает вполне открытый вами закон. Но ведь помимо этого
вашего закона, по которому через тысячелетия настанет то благо, которое вы
желаете и приготовили для человечества, есть еще ваша личная жизнь, которую
вы можете прожить или согласно с разумом, или противно ему; а для этой-то
вашей личной жизни у вас теперь и нет никаких правил, кроме тех, которые
пишутся не уважаемыми вами людьми и приводятся в исполнение полицейскими.
Учение Христа дает вам такие правила, которые наверно сходятся с вашим
законом, потому что ваш закон альтруизма или единой воли есть не что иное,
как дурная перифраза того же учения Христа.
Вы - средний человек, полуверующий, полуневерующий, не имеющий времени
углубляться в смысл человеческой жизни; и у вас нет никакого определенного
миросозерцания, вы делаете то, что делают все. Христово учение не спорит с
вами. Оно говорит: хорошо, вы не способны рассуждать, поверять истинность
преподаваемого вам учения, вам легче поступать зауряд со всеми; но как бы
скромны вы ни были, вы все-таки чувствуете в себе того внутреннего судью,
который иногда одобряет ваши поступки, согласные со всеми, иногда не
одобряет их. Как бы ни скромна была ваша доля, вам приходится все-таки
задумываться и спрашивать себя: так ли мне поступить, как все, или
по-своему? В таких именно случаях, то есть когда вам представится надобность
решить такой вопрос, правила Христа и предстанут перед вами во всей своей
силе. И правила эти наверное дадут вам ответ на ваш вопрос, потому что они
обнимают всю вашу жизнь, и они ответят вам согласно с вашим разумом и вашей
совестью. Если вы ближе к вере, чем к неверию, то, поступая таким образом,
вы поступаете по воле Бога; если вы ближе к свободомыслию, то вы, поступая
так, поступаете по самым разумным правилам, какие существуют в мире, в чем
вы сами убедитесь, потому что правила Христа сами в себе несут свой смысл и
свое оправдание.
Христос сказал (Иоанна, XII, 31): "Ныне суд миру сему; ныне князь мира
сего изгнан будет вон".
Он сказал еще (Иоанна, XVI, 33): "Сие сказал я вам, чтобы вы имели во
мне мир. В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: я победил мир".
И действительно, мир, то есть зло мира, побеждено.
Если существует еще мир зла, то он существует только как нечто мертвое,
он живет только по инерции; в нем нет уже основ жизни. Его нет для верующего
в заповеди Христа. Он побежден в разумном сознании сына человеческого.
Разбежавшийся поезд еще бежит по прямому направлению, но вся разумная работа
на нем делается уже давно для обратного направления.
Ибо все рожденное от Бога побеждает мир. И победа, которою побежден
мир, есть вера ваша (Первое послание Иоанна, V, 4).
Вера, побеждающая мир, есть вера в учение Христа.
XII
Я верю в учение Христа и вот в чем моя вера.
Я верю, что благо мое возможно на земле только тогда, когда все люди
будут исполнять учение Христа.
Я верю, что исполнение этого учения возможно, легко и радостно.
Я верю, что и до тех пор, пока учение это не исполняется, что если бы я
был даже один среди всех неисполняющих, мне все-таки ничего другого нельзя
делать для спасения своей жизни от неизбежной погибели, как исполнять это
учение, как ничего другого нельзя делать тому, кто в горящем доме нашел
дверь спасения.
Я верю, что жизнь моя по учению мира была мучительна и что только жизнь
по учению Христа дает мне в этом мире то благо, которое предназначил мне
Отец жизни.
Я верю, что учение это дает благо всему человечеству, спасает меня от
неизбежной погибели и дает мне здесь наибольшее благо. А потому я не могу не
исполнять его.
Закон дан через Моисея, а благо и истина - через Иисуса Христа
(Иоанна, I, 17). Учение Христа есть благо и истина. Прежде, не зная истины,
я не знал и блага. Принимая зло за благо, я впадал во зло и сомневался в
законности моего стремления к благу. Теперь же я понял и поверил, что благо,
к которому я стремлюсь, есть воля отца, есть самая законная сущность моей
жизни.
Христос сказал мне: живи для блага, только не верь тем ловушкам -
соблазнам (scбndaloz), которые, заманивая тебя подобием блага, лишают этого
блага и уловляют во зло. Благо твое есть твое единство со всеми людьми, зло
есть нарушение единства сына человеческого. Не лишай себя сам того блага,
которое дано тебе.
Христос показал мне, что единство сына человеческого, любовь людей
между собой не есть, как мне прежде казалось, цель, к которой должны
стремиться люди, но что это единство, эта любовь людей между собой есть их
естественное блаженное состояние, то, в котором родятся дети, по словам его,
и то, в котором живут всегда все люди до тех пор, пока состояние это не
нарушается обманом, заблуждением, соблазнами.
Но Христос не только показал мне это, но он ясно, без возможности
ошибки перечислил мне в своих заповедях все до одного соблазны, лишавшие
меня этого естественного состояния единства, любви и блага и уловлявшие меня
во зло. Заповеди Христа дают мне средство спасения от соблазнов, лишавших
меня моего блага, и потому я не могу не верить в эти заповеди.
Мне дано благо жизни, а я сам губил его. Христос показал мне своими
заповедями те соблазны, которыми я гублю свое благо, а потому я и не могу
делать того, что губит мое благо. В этом и в этом одном вся моя вера.
Христос показал мне, что первый соблазн, губящий мое благо, есть моя
вражда с людьми, мой гнев на них. Я не могу не верить в это, и потому не
могу уже сознательно враждовать с другими людьми, не могу, как я делал это
прежде, радоваться на свой гнев, гордиться им, разжигать, оправдывать его
признанием себя важным и умным, а других людей ничтожными - потерянными и
безумными; не могу уже теперь при первом напоминании о том, что я не
поддаюсь гневу, не признавать себя одного виноватым и не искать примирения с
теми, кто враждует со мною.
Но этого мало. Если я знаю теперь, что гнев мой есть неестественное,
вредное для меня болезненное состояние, то я знаю еще, какой соблазн
приводил меня в него. Этот соблазн состоял в том, что я отделял себя от
других людей, признавая только некоторых из них равными себе, а всех
остальных - ничтожными, не людьми (рак() или глупыми и необразованными
(безумными). Я вижу теперь, что это отделение себя от людей и признание
других за "рака" и безумных было главной причиной моей вражды с людьми.
Вспоминая свою прежнюю жизнь, я вижу теперь, что я никогда не позволял
разгораться своему враждебному чувству на тех людей, которых считал выше
себя, и никогда не оскорблял их; но зато малейший неприятный для меня
поступок человека, которого я считал ниже себя, вызывал мой гнев на него и
оскорбление, и чем выше я считал себя перед таким человеком, тем легче я
оскорблял его; иногда даже одна воображаемая мною низкость положения
человека уже вызывала с моей стороны оскорбление ему. Теперь же я понимаю,
что выше других людей будет стоять только тот, кто унизит себя перед
другими, кто будет всем слугою. Я понимаю теперь, почему то, что высоко
перед людьми, есть мерзость перед Богом, и почему горе богатым и
прославляемым, и почему блаженны нищие и униженные. Только теперь я понимаю
это и верю в это, и вера эта изменила всю мою оценку хорошего и высокого,
дурного и низкого в жизни. Все, что прежде казалось мне хорошим и высоким -
почести, слава, образование, богатство, сложность и утонченность жизни,
обстановки, пищи, одежды, внешних приемов, - все это стало для меня дурным
и низким. Все же, что казалось дурным и низким - мужичество, неизвестность,
бедность, грубость, простота обстановки, пищи, одежды, приемов, - все это
стало для меня хорошим и высоким. А потому, если и теперь, зная все это, я
могу в минуту забвения отдаться гневу и оскорбить брата, то в спокойном
состоянии я не могу уже служить тому соблазну, который, возвышая меня над
людьми, лишал меня моего истинного блага - единства и любви, как не может
человек устраивать сам для себя ловушку, в которую он попал прежде и которая
чуть не погубила его. Теперь я не могу содействовать ничему тому, что внешне
возвышает меня над людьми, отделяет от них; не могу, как я прежде это делал,
признавать ни за собой, ни за другими никаких званий, чинов и наименований,
кроме звания и имени человека; не могу искать славы и похвалы, не могу
искать таких знаний, которые отделяли бы меня от других, не могу не
стараться избавиться от своего богатства, отделяющего меня от людей, не могу
в жизни своей, в обстановке ее, в пище, в одежде, во внешних приемах не
искать всего того, что не разъединяет меня, а соединяет с большинством
людей.
Христос показал мне, что другой обман, губящий мое благо, есть блудная
похоть, то есть похоть к другой женщине, а не той, с которой я сошелся. Я не
могу не верить в это и потому не могу, как я делал это прежде, признавать
блудную похоть естественным и возвышенным свойством человека; не могу
оправдывать ее перед собой моей любовью к красоте, влюбленностью или
недостатками своей жены; не могу уже при первом напоминании о том, что
поддаюсь блудной похоти, не признавать себя в болезненном, неестественном
состоянии и не искать всяких средств, которые могли бы избавить меня от
этого зла.
Но, зная теперь, что блудная похоть есть зло для меня, я знаю еще и тот
соблазн, который вводил меня прежде в него, и потому не могу уже служить
ему. Я знаю теперь, что главная причина соблазна не в том, что люди не могут
воздержаться от блуда, а в том, что большинство мужчин и женщин оставлено
теми, с которыми они сошлись с начала. Я знаю теперь, что всякое оставление
мужчины или женщины, которые сошлись в первый раз, и есть тот самый развод,
который Христос запрещает людям потому, что оставленные первыми супругами
мужья и жены вносят весь разврат в мир. Вспоминая то, что меня вводило в
блуд, я вижу теперь, что, кроме того дикого воспитания, при котором и
физически и умственно разжигалась во мне блудная похоть и оправдывалась
всеми изощрениями ума, главный соблазн, уловлявший меня, заключался в
оставлении мною той женщины, с которой я сошелся сначала, и в состоянии
оставленных женщин, со всех сторон окружавших меня. Я вижу теперь, что
главная сила соблазна была не в моей похоти, а в неудовлетворенности похоти
моей и тех оставленных женщин, которые со всех сторон окружали меня. Я
понимаю теперь слова Христа: Бог сотворил вначале человека - мужчиной и
женщиной, так чтобы два были одно, и что поэтому человек не может и не
должен разъединять то, что соединил Бог. Я понимаю теперь, что единобрачие
есть естественный закон человечества, который не может быть нарушаем. Я
понимаю теперь вполне слова о том, что тот, кто разводится с женою, то есть
с женщиной, с которой он сошелся сначала, для другой, заставляет ее
распутничать и вносит сам против себя новое зло в мир. Я верю в это, и вера
эта изменяет всю мою прежнюю оценку хорошего и высокого, дурного и низкого в
жизни. То, что прежде мне казалось самым хорошим - утонченная, изящная
жизнь, страстная и поэтическая любовь, восхваляемая всеми поэтами и
художниками, - все это представилось мне дурным и отвратительным. Наоборот,
хорошим представились мне: трудовая, скудная, грубая жизнь, умеряющая
похоть; высоким и важным представилось мне не столько человеческое
учреждение брака, накладывающее внешнюю печать законности на известное
соединение мужчины и женщины, сколько самое соединение всякого мужчины и
женщины, которое, раз совершившись, не может быть нарушено без нарушения
воли Бога. Если я и теперь могу в минуту забвения подпасть блудной похоти,
то не могу уже, зная тот соблазн, который вводил меня в это зло, служить
ему, как я делал это прежде. Я не могу желать и искать физической праздности
и жирной жизни, разжигавшей во мне чрезмерную похоть; не могу искать тех
разжигающих любовную похоть потех - романов, стихов, музыки, театров,
балов, которые прежде представлялись мне не только не вредными, но очень
высокими увеселениями; не могу оставлять своей жены, зная, что оставление ее
есть первая ловушка для меня, для нее и для других; не могу содействовать
праздной и жирной жизни других людей; не могу участвовать и устраивать тех
похотливых увеселений - романов, театров, опер, балов и т.п., - которые
служат ловушкой для меня и других людей; не могу поощрять безбрачное житье
людей зрелых для брака; не могу содействовать разлуке мужей с женами; не
могу делать различия между совокуплениями, называемыми браками и не
называемыми так; не могу не считать священным и обязательным только то
брачное соединение, в котором раз находится человек.
Христос открыл мне, что третий соблазн, губящий мое благо, есть соблазн
клятвы. Я не могу не верить в это и потому не могу уже, как я делал это
прежде, сам клясться кому-нибудь и в чем-нибудь и не могу уже, как я делал
это прежде, оправдывать себя в своей клятве тем, что в этом нет ничего
дурного для людей, что все делают это, что это нужно для государства, что
мне или другим будет хуже, если я откажусь от этого требования. Я знаю
теперь, что это есть зло для меня и для людей, и не могу делать его.
Но мало того, что я знаю это, я знаю теперь и тот соблазн, который
уловлял меня в это зло, и не могу уже служить ему. Я знаю, что соблазн
состоит в том, что именем Бога освещается обман. Обман же состоит в том, что
люди вперед обещаются повиноваться тому, что велит человек или люди, тогда
как человек не может никогда повиноваться никому, кроме Бога. Я знаю теперь,
что самое страшное по своим последствиям зло мира - убийства на войнах,
заключения, казни, истязания людей совершаются только благодаря этому
соблазну, во имя которого снимается ответственность с людей, совершающих
зло. Вспоминая теперь многое и многое зло, которое заставляло меня осуждать
и не любить людей, - я вижу теперь, что все оно было вызвано присягой -
признанием необходимости подчинить себя воле других людей. Я понимаю теперь
значение слов: все, что сверх простого утверждения или отрицания - да и
нет, все, что сверх этого, всякое обещание, даваемое вперед, - есть зло.
Понимая это, я верю, что клятва губит благо мое и других людей; и вера эта
изменяет мою оценку хорошего и дурного, высокого и низкого. Все то, что
прежде казалось мне хорошим и высоким, обязательство верности правительству,
подтверждаемое присягой, вымогание этой присяги от людей и все поступки,
противные совести, совершаемые во имя этой присяги, - все это представилось
теперь мне и дурным и низким. И потому я не могу уже теперь отступить от
заповеди Христа, запрещающей клятву; не могу уже клясться другому, ни
заставлять клясться других, ни содействовать тому, чтобы люди клялись и
заставляли клясться других людей и считали бы клятву или важною и нужною,
или хотя бы не вредною, как это думают многие.
Христос открыл мне, что четвертый соблазн, лишающий меня моего блага,
есть противление злу насилием других людей. Я не могу не верить, что это
есть зло для меня и других людей, и поэтому не могу сознательно делать его и
не могу, как я делал это прежде, оправдывать это зло тем, что оно нужно для
защиты меня и других людей, для защиты собственности моей и других людей; не
могу уже при первом напоминании о том, что я делаю насилие, не отказаться от
него и не прекратить его.
Но мало того, что я знаю это, я знаю теперь и тот соблазн, который
вводил меня в это зло. Я знаю теперь, что соблазн этот состоит в заблуждении
о том, что жизнь моя может быть обеспечена защитой себя и свой собственности
от других людей. Я знаю теперь, что большая доля зла людей происходит
оттого, что они, вместо того чтобы отдавать свой труд другим, не только не
отдают его, но сами лишают себя всякого труда и насилием отбирают труд
других. Вспоминая теперь все то зло, которое я делал себе и людям, и все
зло, которое делали другие, я вижу, что большая доля зла происходила оттого,
что мы считали возможным защитой обеспечить и улучшить свою жизнь. Я понимаю
теперь значение слов: человек рожден не для того, чтобы на него работали, но
чтобы самому работать на других, и значение слов: трудящийся достоин
пропитания. Я верю теперь в то, что благо мое и людей возможно только тогда,
когда каждый будет трудиться не для себя, а для другого, и не только не
будет отстаивать от другого свой труд, но будет отдавать его каждому, кому
он нужен. И вера эта изменила мою оценку хорошего и дурного, высокого и
низкого. Все, что прежде казалось мне хорошим и высоким - богатство,
собственность всякого рода, честь, сознание собственного достоинства, права,
- все это стало теперь дурно и низко; все же, что казалось мне дурным и
низким - работа на других, бедность, унижение, отречение от всякой
собственности и всяких прав, - стало хорошо и высоко в моих глазах. Если
теперь я и могу в минуту забвения увлечься насилием для защиты себя и других
или своей или чужой собственности, то я не могу уже спокойно и сознательно
служить тому соблазну, который губит меня и людей; я не могу приобретать
собственности; не могу употреблять какое бы то ни было насилие против какого
бы то ни было человека, за исключением ребенка, и то только для избавления
его от предстоящего ему тотчас же зла; не могу участвовать ни в какой
деятельности власти, имеющей целью ограждение людей и их собственности
насилием; не могу быть ни судьей, ни участником в суде, ни начальником, ни
участником в каком-нибудь начальстве; не могу содействовать и тому, чтобы
другие участвовали в судах и начальствах.
Христос открыл мне, что пятый соблазн, лишающий меня моего блага, -
есть разделение, которое мы делаем между своими и чужими народами. Я не могу
не верить в это, и потому если в минуту забвения и может подняться во мне
враждебное чувство к человеку другого народа, то я не могу уже в спокойную
минуту не признавать это чувство ложным, не могу оправдывать себя, как я
прежде делал это, признанием преимущества
своего народа над другими, заблуждениями, жестокостью или варварством
другого народа; не могу, при первом напоминании о том, не стараться быть
более дружелюбным к человеку чужого народа, чем к соотечественнику.
Но мало того, что я знаю теперь, что разделение мое с другими народами
есть зло, губящее мое благо, - я знаю и тот соблазн, который вводил меня в
это зло, и не могу уже, как я делал это прежде, сознательно и спокойно
служить ему. Я знаю, что соблазн этот состоит в заблуждении о том, что благо
мое связано только с благом людей моего народа, а не с благом всех людей
мира. Я знаю теперь, что единство мое с другими людьми не может быть
нарушено чертою границы и распоряжениями правительств о принадлежности моей
к такому или другому народу. Я знаю теперь, что все люди везде равны и
братья. Вспоминая теперь все то зло, которое я делал, испытал и видел
вследствие вражды народов, мне ясно, что причиной всего был грубый обман,
называемый патриотизмом и любовью к отечеству. Вспоминая свое воспитание, я
вижу теперь, что чувства вражды к другим народам, чувства отделения себя от
них никогда не было во мне, что все эти злые чувства были искусственно
привиты мне безумным воспитанием. Я понимаю теперь значение слов: творите
добро врагам, делайте им то же, что и своим. Вы все дети одного Отца, и
будьте так же, как и Отец, то есть не делайте разделения между своим народом
и другими, со всеми будьте одинаковы. Я понимаю теперь, что благо возможно
для меня только при признании своего единства со всеми людьми мира без
всякого исключения. Я верю в это. И вера эта изменила всю мою оценку
хорошего и дурного, высокого и низкого. То, что мне представлялось хорошим и
высоким - любовь к отечеству, к своему народу, к своему государству,
служением им в ущерб блага других людей, военные подвиги людей, - все это
мне показалось отвратительным и жалким. То, что мне представлялось дурным и
позорным - отречение от отечества, космополитизм, - показалось мне,
напротив, хорошим и высоким. Если я и могу теперь в минуту забвения
содействовать больше русскому, чем чужому, желать успеха русскому
государству или народу, то не могу я уже в спокойную минуту служить тому
соблазну, который губит меня и людей. Не могу признавать никаких государств
или народов, не могу участвовать ни в каких спорах между народами и
государствами, ни разговорами, ни писаниями, ни тем более службой
какому-нибудь государству. Я не могу участвовать во всех тех делах, которые
основаны на различие государств - ни в таможнях или сборах пошлин, ни в
приготовлении снарядов или оружия, ни в какой-либо деятельности для
вооружения, ни в военной службе, ни тем более в самой войне с другими
народами, и не могу содействовать людям, чтобы они делали это.
Я понял, в чем мое благо, верю в это и потому не могу делать того, что
несомненно лишает меня моего блага.
Но мало того, что я верю в то, что я должен жить так, я верю, что если
буду жить так, и только так, то жизнь моя получит для меня единственно
возможный разумный, радостный и не уничтожаемый смертью смысл.
Я верю, что разумная жизнь моя - свет мой на то только и дан мне, что
бы светить перед человеками не словами, но добрыми делами, чтобы люди
прославляли Отца (Матф., V, 16). Я верю, что моя жизнь и знание истины есть
талант, данный мне для работы на него, что этот талант есть огонь, который
только тогда огонь, когда он жжет. Я верю, что я - Ниневия по отношению к
другим Ионам, от которых я узнал и узнаю истину, но что и я - Иона по
отношению к другим ниневитянам, которым я должен передать истину. Я верю,
что единственный смысл моей жизни - в том, чтобы жить в том свете, который
есть во мне, и ставить его не под спуд, но высоко перед людьми, так, чтобы
люди видели его. И вера эта придает мне новую силу при исполнении учения
Христа и уничтожает все те препятствия, которые прежде стояли передо мной.
То самое, что прежде подрывало для меня истинность и исполнимость
учения Христа, то, что отталкивало меня от него - возможность лишений,
страданий и смерти от людей, не знающих учение Христа, - это самое теперь
подтвердило для меня истинность учения и привлекло к нему.
Христос сказал: когда возвысите сына человеческого, все привлечетесь ко
мне - и я почувствовал, что неудержимо привлечен к нему. Он сказал еще:
истина освободит вас - и я почувствовал себя совершенно свободным.
Придет войной неприятель или просто злые люди нападут на меня, думал я
прежде, и если я не буду защищаться, они оберут нас, осрамят, измучают и
убьют меня и моих близких, и мне казалось это страшным. Но теперь все,
смущавшее меня прежде, показалось теперь радостным и подтвердило истину. Я
знаю теперь, что и неприятели и так называемые злодеи и разбойники, все -
люди, точно такие же сыны человеческие, как и я, так же любят добро и
ненавидят зло, так же живут накануне смерти и так же, как и я, ищут спасения
и найдут его только в учении Христа. Всякое зло, которое они сделают мне,
будет злом для них же, и потому они должны делать мне добро. Если же истина
неизвестна им и они делают зло, считая его благом, то я знаю истину только
для того, чтобы показать ее тем, которые не знают ее. Показать же ее им я не
могу иначе, как отречением от участия в зле, исповеданием истины на деле.
Придут неприятели: немцы, турки, дикари, и, если вы не будете воевать,
они перебьют вас. Это неправда. Если бы было общество христиан, не делающих
никому зла и отдающих весь излишек своего труда другим людям, никакие
неприятели - ни немцы, ни турки, ни дикие - не стали бы убивать или мучить
таких людей. Они брали бы себе все то, что и так отдавали бы эти люди, для
которых нет различия между русским, немцем, турком или дикарем. Если же
христиане находятся среди общества нехристианского, защищающего себя войною,
и христианин призывается к участию в войне, то тут-то и является для
христианина возможность помочь людям, не знающим истины. Христианин для того
только и знает истину, чтобы свидетельствовать о ней перед теми, которые не
знают ее. Свидетельствовать же он может не иначе как делом. Дело же его есть
отречение от войны и делание добра людям без различия так называемых врагов
и своих.
Но не неприятели, а свои же злые люди нападут на семью христианина и,
если он не будет защищаться, оберут, измучают и убьют его и его близких. Это
опять несправедливо. Если все члены семьи -