им веревка. Им говорят, что они наверное
погибнут, их умоляют с корабля (притчи: о женщине, нашедшей полушку; о
пастухе, нашедшем пропавшую овцу; об ужине; о блудном сыне - говорят только
про это); но дети не верят. Они не верят не веревке, а тому, что они
погибают. Такие же легкомысленные дети, как и они, уверили их, что они
всегда, когда и уйдет корабль, будут весело купаться. Дети не верят в то,
что скоро платье их намокнет, ручонки намахаются, что они станут задыхаться,
захлебнутся и пойдут ко дну. В это они не верят, и только потому не верят в
веревку спасения.
Как дети, упавшие с корабля, уверились в том, что они не погибнут, и
оттого не берутся за веревку; так точно и люди, исповедующие бессмертие душ,
уверились в том, что они не погибнут, и оттого не исполняют учение
Христа-Бога. Они не верят в то, во что нельзя не верить, только потому, что
они верят в то, во что нельзя верить.
И вот они взывают к кому-то: "Утверди в нас веру в то, что мы не
погибнем".
Но этого невозможно сделать. Для того, чтобы у них была вера в то, что
они не погибнут, им надо перестать делать то, что их губит, и начать делать
то, что их спасает, - им надо взяться за веревку спасения. А они не хотят
этого сделать, а хотят увериться в том, что они не погибнут, несмотря на то,
что на их глазах один за другим гибнут их товарищи. И это-то желание свое
увериться в том, чего нет, они называют верой. Понятно, что им всегда мало
веры и хочется иметь больше.
Когда я понял учение Христа, только тогда я понял также, что то, что
люди эти называют верой, не есть вера, и что эту-то самую ложную веру и
опровергает апостол Иаков в своем послании. (Послание это долго не
принималось церковью и, когда было принято, подверглось некоторым
извращениям: некоторые слова выкидываются, некоторые переставляются или
переводятся произвольно. Я оставлю принятый перевод, исправляя только
неточности по Тишендорфскому тексту.)
II, 14: "Что в том пользы, братия мои, - говорит Иаков, - если
человек полагает, что он имеет веру, а дел не имеет? Не может вера спасти
его. 15: Если, например, брат или сестра ходят голые и нет у них дневного
пропитания. 16: И скажет им кто-нибудь из вас: идите с Богом, грейтесь и
питайтесь, и вы не дадите им того, что нужно для их тела, что в том пользы?
17: Так-то и вера, если от нее нет дел, мертва сама по себе. 18: И всякий
может сказать: у тебя вера, а у меня дела, покажи мне веру твою без дел, а я
покажу тебе делами моими мою веру. 19: Ты веришь, что Бог один. Хорошо! и
бесы верят и трепещут. 20: Хочешь ли узнать, пустой человек, что вера без
дел мертва? 21: Авраам, отец наш, не делами ли стал праведен, положив сына
своего Исаака на жертвенник? 22: Видишь, что вера содействовала делам его, а
делами совершилась вера? 23......24: Видите, что делами становится праведным
человек, а не верою только. 25......26: Потому что так же, как тело без души
мертво, так и вера без дел мертва".
Иаков говорит, что единственный признак веры - дела, вытекающие из
нее, и что потому вера, из которой не вытекают дела, есть только слова,
которыми как не накормишь никого, так и не сделаешь себя праведным и не
спасешься. И потому вера, из которой не вытекают дела, не есть вера. Это
только желание верить во что-нибудь, это только ошибочное утверждение на
словах, что я верю в то, во что я не верю.
Вера, по этому определению, есть то, что содействует делам, а дела -
то, что совершает веру, то есть то, что делает веру верою.
Иудеи говорили Христу (Иоанна, VI, 30): "Какое же ты дашь знамение,
чтобы мы увидели и поверили тебе? Что ты делаешь?"
Это же говорили ему, когда он был на кресте. Марка, XV, 32: "Пусть
сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем".
Матф., XXVII, 42: "Других спасал, а себя самого не может спасти! Если
он царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в него".
И на такое требование усиления веры Христос отвечает им, что желание их
напрасно и что ничем нельзя заставить их верить тому, во что они не верят.
Он говорит: "Если скажу вам, вы не поверите" (Луки, XXII, 67). "Я сказал
вам, и не верите. Вы не верите, ибо вы не из овец моих, как я сказал вам"
(Иоанна, X, 25, 26).
Иудеи требуют того же, что требуют церковные христиане, чего-нибудь
такого, что заставило бы их внешним образом поверить в учение Христа. И он
отвечает им, что это невозможно, и объясняет им, почему невозможно. Он
говорит, что они не могут верить потому, что они не из овец его, то есть не
следуют тому пути жизни, который он показал овцам своим. Он объясняет
(Иоанна, V, 44), в чем различие его овец и других, объясняет, почему одни
верят, а другие нет, и на чем зиждется вера. "Как вы можете веровать, -
говорит он, - когда друг от друга принимаете dу(a, учение[1], а
то учение, которое от единого Бога, того не ищите?"
Чтобы верить, говорит Христос, надо искать то учение, которое от одного
только Бога. Говорящий от себя ищет свое личное учение (dу(an tсn нd(an), а
кто ищет учение пославшего его, тот истинен, и нет неправды в нем (Иоанна,
VII, 18).
Учение о жизни, dу(a, есть основа веры.
Поступки все вытекают из веры. Веры же все вытекают из dу(a, того
смысла, который мы приписываем жизни. Поступков может быть бесчисленное
количество, вер тоже очень много; но учений о жизни (dу(a) есть только два:
одно из них отрицает, а другое признает Христос. Одно учение - то, которое
отрицает Христос, состоит в том, что личная жизнь есть что-то действительно
существующее и принадлежащее человеку. Это - то учение, которого держалось
и держится большинство людей и из которого вытекают все разнообразные веры
людей мира и все их поступки. Другое учение - то, которое проповедовали все
пророки и Христос, именно: что жизнь наша личная получает смысл только в
исполнении воли Бога.
Если человек имеет ту dу(a, что важнее всего его личность, то он будет
считать, что его личное благо есть самое главное и желательное в жизни и,
смотря по тому, в чем он будет полагать это благо, - в приобретении ли
именья, в знатности ли, в славе, в удовлетворении ли похоти и пр., - у него
будет соответственно этому взгляду вера, и все поступки его будут всегда
сообразны с нею.
Если dу(a человека - другая, если он понимает жизнь так, что смысл ее
только в исполнении воли Бога, как понимал это Авраам и как учил этому
Христос, то, смотря по тому, в чем он будет полагать волю Бога, у него будет
и соответствующая вера, и все поступки его будут вытекать из этой веры.
Вот почему и не могут верующие в благо личной жизни поверить в учение
Христа. И все усилия их поверить этому всегда останутся тщетны. Чтобы
поверить - им надо изменить свой взгляд на жизнь. А пока они не изменили
его, дела их будут всегда совпадать с их верой, а не с их желаниями и
словами.
Желание верить в учение Христа тех, которые просили у него знамений, и
наших верующих не совпадает и не может совпадать с их жизнью, как бы они ни
старались об этом. Они могут молиться Христу-Богу, причащаться, делать дела
человеколюбия, строить церкви, обращать других; они все это и делают, но не
могут делать дел Христа, потому что дела эти вытекают из веры, основанной на
совсем другом учении (dу(a), чем то, которое они признают. Они не могут
принести в жертву единственного сына, как это сделал Авраам, между тем как
Авраам не мог даже задуматься над тем, принести ли или не принести сына
своего в жертву Богу, тому Богу, который один давал смысл и благо его жизни.
И точно так же Христос и ученики его, не могли не отдавать своей жизни
другим, потому что в этом был смысл и благо их жизни. Из этого-то
непонимания сущности веры и вытекает то странное желание людей - сделать
так, чтобы поверить в то, что жить по учению Христа лучше, тогда как всеми
силами души, согласно с верой в благо личной жизни, им хочется жить противно
этому учению.
Основа веры есть смысл жизни, из которого вытекает оценка того, что
важно и хорошо в жизни, и того, что неважно и дурно. Оценка всех явлений
жизни есть вера. И как теперь люди, имея веру, основанную на своем учении,
никак не могут согласовать ее с верою, вытекающей из учения Христа, так не
могли этого сделать и ученики его. И это недоразумение много раз резко и
ясно выражено в Евангелии. Ученики Христа много раз просили его утвердить их
веру в то, что он говорил: Матф., XX, 20-28 и Марка, X, 35-45. По обоим
Евангелиям, после слова, страшного для каждого верующего в личную жизнь и
полагающего благо в богатстве мира, после слов о том, что богатый не войдет
в Царство Бога, и после еще более страшных для людей, верующих только в
личную жизнь, слов о том, что кто не оставит всего и жизни своей ради учения
Христа, тот не спасется, - Петр спрашивает: что же будет нам, последовавшим
за тобой и оставившим все? Потом, по Марку, Иаков и Иоанн сами, а по Матфею
их мать, просят его, чтобы он сделал так, чтобы они сели по обеим сторонам
его, когда он будет в славе. Они просят, чтобы он утвердил их веру обещанием
награды. На вопрос Петра Иисус отвечал притчей (Матф., XX, 1-16); на вопрос
же Иакова он говорит: вы сами не знаете, чего хотите, то есть вы просите
невозможного. Вы не понимаете учения. Учение - в отречении от личной жизни,
а вы просите личной славы, личной награды. Пить чашу (провести жизнь) вы
можете такую же, как и я, но сесть справа и слева от меня, то есть быть
равными мне, этого никто не может сделать. И тут Христос говорит: только в
мирской жизни сильные мира пользуются и радуются славой и властью личной
жизни, но вы, ученики мои, должны знать, что смысл жизни человеческой не в
личном счастьи, а в служении всем, в унижении перед всеми. Человек не затем
живет, чтобы ему служили, а чтобы самому служить и отдавать свою личную
жизнь, как выкуп за всех. Христос на требование учеников, показавшее ему все
непонимание ими его учения, не приказывает им верить, то есть изменить ту
оценку благ и зол жизни, которая вытекает из его учения (он знает, что это
невозможно), а разъясняет им тот смысл жизни, на котором зиждется вера, то
есть истинная оценка того, что хорошо и дурно, важно и неважно.
На вопрос Петра (Марка, X, 28): что нам будет, какая награда за наши
жертвы? Христос отвечает притчей о работниках, нанятых в разное время и
получивших одинаковую награду. Христос разъясняет Петру его непонимание
учения, от которого и зависит отсутствие его веры. Христос говорит: только в
жизни личной и бессмысленной дорого и важно вознаграждение за работу по мере
работы. Вера в вознаграждение за работу по мере работы вытекает из учения
личной жизни. Вера эта зиждется на предположении о правах, которые мы будто
имеем на что-то; но прав человек ни на что не имеет и не может иметь; он
только имеет обязательства за благо, данное ему, и потому ему нельзя
считаться ни с кем. Отдав всю свою жизнь, он все-таки не может отдать того,
что ему дано, и потому хозяин не может быть несправедливым к нему. Если же
человек заявляет права на свою жизнь, считается с началом всего, с тем, что
дало ему жизнь, то этим он только показывает, что он не понимает смысла
жизни.
Люди, получив счастье, требуют еще чего-то. Люди эти стояли на базаре
праздные и несчастные - не жили. Хозяин взял их и дал им высшее счастье
жизни - труд. Они приняли милость хозяина и потом остались недовольны. Они
недовольны потому, что у них нет ясного сознания своего положения. Они
пришли на работу с своим ложным учением о том, что они имеют право на свою
жизнь и на свой труд и что поэтому труд их должен быть вознагражден. Они не
понимают того, что этот труд есть самое высшее благо, которое дано им и за
которое им надо только стараться возвратить такое же благо, а нельзя
требовать вознаграждения. И потому люди, имеющие такое же, как эти
работники, превратное понятие о жизни, не могут иметь правильной и истинной
веры.
Притча о хозяине и работнике, пришедшем с поля, сказанная в ответ на
прямую просьбу учеников утвердить, умножить в них веру, еще яснее определяет
основу той веры, которой учит Христос.
Луки, XVII, 3-10: На слова Христа, что надо прощать брату не раз, а
семь раз семьдесят, ученики, ужасаясь трудности исполнения этого правила,
говорят: да, но... надо верить, чтоб исполнять это; утверди же, умножь в нас
веру. Как прежде они спрашивали: что нам за это будет? так и теперь
спрашивают о том же самом, что говорят все так называемые христиане. Хочу
верить, но не могу; утверди в нас веру в то, что веревка спасения спасает
нас. Они говорят: сделай так, чтобы мы верили, - то самое, что говорили
ему, требуя от него чудес. Чудесами или обещаниями наград сделай так, чтобы
мы верили своему спасению.
Ученики говорят так, как мы говорим: хорошо бы было сделать так, чтобы
нам, живя той жизнью одинокой, своевольной, которой мы живем, верить еще,
что, если мы будем исполнять учение Бога, нам будет лучше. Мы все
предъявляем это противное всему смыслу учения Христа требование и
удивляемся, что никак не можем поверить. И на это-то самое коренное
недоразумение, бывшее тогда, как и теперь, он отвечает притчей, в которой
показывает, что есть истинная вера. Вера не может произойти от доверия к
тому, что он скажет; вера происходит только от сознания своего положения.
Вера зиждется только на разумном сознании того, что лучше делать, находясь в
известном положении. Он показывает, что нельзя возбудить в других людях эту
веру обещанием наград и угрозой наказания, что это будет доверие очень
слабое, которое разрушится при первом искушении, что та вера, которая горы
сдвигает, та, которую ничто поколебать не может, зиждется на сознании
неизбежной погибели и того единственного спасения, которое возможно в этом
положении.
Для того, чтобы иметь веру, не нужно никаких обещаний наград. Нужно
понять, что единственное спасение от неизбежной погибели жизни есть жизнь
общая по воле хозяина. Всякий, понявший это, не будет искать утверждения, а
будет спасаться без всяких увещаний.
На просьбу учеников утвердить в них веру Христос говорит: когда хозяин
придет с работником с поля, то не велит ему сейчас обедать, а велит убрать
скотину и служить, а потом уж работник садится за стол и обедает. Работник
все это делает, и не считает себя обиженным, и не хвалится, и не требует
благодарности или награды, а знает, что это так должно быть и что он делает
только то, что нужно, что это есть необходимое условие службы и вместе с тем
истинное благо его жизни. Так и вы, говорит Христос, когда сделаете все, что
вам велено, считайте, что вы сделали только то, что должны были делать. Кто
поймет свое отношение к хозяину, тот поймет, что, только покоряясь воле
хозяина, он может иметь жизнь и будет знать, в чем его благо, и будет иметь
веру, для которой не будет ничего невозможного. Вот этой-то вере и учит
Христос. Вера, по учению Христа, зиждется на разумном сознании смысла своей
жизни.
Основа веры, по учению Христа, есть свет.
Иоанна, I, 9-12: Был свет истинный, который просвещает каждого
человека, приходящего в мир. В мире был, и мир произошел через него, и мир
его не познал. Пришел к своим и свои его не приняли. А тем, которые приняли
его, верующим во имя его, дал власть быть чадами Божиими. Иоанна, III,
19-21: Суд же[1] состоит в том, что свет пришел в мир; но люди
более возлюбили тьму, нежели свет; потому что дела их были злы. Ибо всякий,
делающий худые дела, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились
дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идет к свету, дабы
явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
Для того, кто понял учение Христа, не может быть вопроса об утверждении
веры. Вера, по учению Христа, зиждется на свете истины. Христос нигде не
призывает к вере в себя; он призывает только к вере в истину.
Иоанна, VIII, 40: Он говорит иудеям: Вы ищете убить меня, человека,
сказавшего вам истину, которую слышал от Бога.
46: Кто из вас обличит меня в неправде? Если же я говорю истину, почему
вы не верите мне? Иоанна, XVIII, 37: Он говорит: Я на то родился и на то
пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине. Всякий, кто от истины,
слушает голоса моего.
Иоанна, XIV, 6. Он говорит: "Я - путь и истина и жизнь".
"Отец, - говорит он ученикам в той же главе (16), - даст вам другого
утешителя, и тот будет с вами вовек. Утешитель этот - дух истины, которого
мир не видит и не знает, а вы знаете, потому что он при вас и в вас будет".
Он говорит, что все его учение, что он сам есть истина.
Учение Христа есть учение об истине. И потому вера в Христа не есть
доверие во что-нибудь, касающееся Иисуса, но знание истины. В учение Христа
нельзя уверять никого, нельзя подкупать ничем к исполнению его. Кто понимает
учение Христа, у того и будет вера в него, потому что учение это - истина.
А кто знает истину, нужную для его блага, тот не может не верить в нее, и
потому человек, понявший, что он истинно тонет, не может не взяться за
веревку спасения. И вопрос, как сделать, чтобы поверить, есть вопрос,
выражающий только непонимание учения Христа.
X
Мы говорим: "Трудно жить по учению Христа!" Да как же не трудно, когда
мы сами старательно всей жизнью нашей скрываем от себя наше положение и
старательно утверждаем в себе доверие к тому, что наше положение совсем не
то, какое есть, а совершенно другое. И это-то доверие, назвав его верою, мы
возводим во что-то священное и всеми средствами - насилием, действием на
чувства, угрозами, лестью, обманом - заманиваем к этому ложному доверию. В
этом требовании доверия к невозможному и неразумному мы доходим до того, что
самую неразумность того, к чему мы требуем доверия, считаем признаком
истинности. Нашелся человек христианин, который сказал credo, quia
absurdum[1], и другие христиане с восторгом повторяют это,
предполагая, что нелепость есть самое лучшее средство для научения людей
истине. Недавно в разговоре со мной один ученый и умный человек сказал мне,
что христианское учение как нравственное учение о жизни не важно. "Все это,
- сказал он мне, - можно найти у стоиков, у браминов, в Талмуде. Сущность
христианского учения не в этом, а в теозофическом учении, выраженном в
догматах". То есть не то дорого в христианском учении, что вечно и
общечеловечно, что нужно для жизни и разумно, а важно и дорого в
христианстве то, что совершенно не понятно и потому ненужно, и то, во имя
чего побиты миллионы людей.
Мы составили себе ни на чем, кроме как на нашей злости и личных похотях
основанное ложное представление о нашей жизни и о жизни мира, и веру в это
ложное представление, связанное внешним образом с учением Христа, считаем
самым нужным и важным для жизни. Не будь этого веками поддерживаемого людьми
доверия ко лжи, ложь нашего представления о жизни и истина учения Христа
обнаружились бы давно.
Ужасно сказать (но мне иногда кажется): не будь вовсе учения Христа с
церковным учением, выросшем на нем, то те, которые теперь называются
христианами, были бы гораздо ближе к учению Христа, то есть к разумному
учению о благе жизни, чем они теперь. Для них не были бы закрыты
нравственные учения пророков всего человечества. У них были бы свои
маленькие проповедники истины, и они верили бы им. Но теперь вся истина
открыта, и вся истина эта показалась так страшна тем, чьи дела были злы, что
они перетолковали ее в ложь, и люди потеряли доверие к истине. В нашем
европейском обществе на заявление Христа, - что он пришел в мир для того,
чтобы свидетельствовать о истине, и что потому всякий, кто - от истины,
слышит его, на эти слова все давно уже отвечали себе словами Пилата: что
есть истина? Эти слова, выражающие такую грустную и глубокую иронию над
одним римлянином, мы приняли взаправду и сделали их своей верою. Все в нашем
мире живут не только без истины, не только без желания узнать ее, но с
твердой уверенностью, что из всех праздных занятий самое праздное есть
искание истины, определяющей жизнь человеческую.
Учение о жизни - то, что у всех народов до нашего европейского
общества всегда считалось самым важным, то, про что Христос говорил, что оно
единое на потребу, - это-то одно исключено из нашей жизни и всей
деятельности человеческой. Этим занимается учреждение, которое называется
церковью и в которое никто, даже составляющие это учреждение, давно уже не
верят.
Единственное окно для света, к которому обращены глаза всех мыслящих,
страдающих, заслонено. На вопрос: что я, что мне делать, нельзя ли мне
облегчить жизнь мою по учению того Бога, который, по нашим словам, пришел
спасти нас? - мне отвечают: исполняй предписание властей и верь церкви. Но
отчего же так дурно мы живем в этом мире? - спрашивает отчаянный голос;
зачем все это зло, неужели нельзя мне своей жизнью не участвовать в этом
зле? неужели нельзя облегчить это зло? Отвечают: нельзя. Желание твое
прожить жизнь хорошо и помочь в этом другим есть гордость, прелесть. Одно,
что можно, - это спасти себя, свою душу для будущей жизни. Если же не
хочешь участвовать в зле мира, то уйди из него. Путь этот открыт каждому,
говорит учение церкви, но знай, что, избирая этот путь, ты должен не
участвовать в жизни мира, а перестать жить и медленно сам убивать себя. Есть
только два пути, говорят нам наши учителя: верить и повиноваться нам и
властям и участвовать в том зле, которое мы учредили, или уйти из мира и
идти в монастырь, не спать и не есть или на столбе гноить свою плоть,
сгибаться и разгибаться и ничего не делать для людей; или признать учение
Христа неисполнимым и потому признать освещенную религией беззаконность
жизни; или отречься от жизни, что равносильно медленному самоубийству.
Как ни удивительно кажется понявшему учение Христа то заблуждение, по
которому признается, что учение Христа очень хорошо для людей, но
неисполнимо; но заблуждение, по которому признается, что человек, желающий
не на словах, а на деле исполнять учение Христа, должен уйти из мира, - еще
удивительнее.
Заблуждение это - что человеку лучше удалиться от мира, чем
подвергаться искушениям мира, есть старое заблуждение, давно известное
евреям, но совершенно чуждое не только духу христианства, но и иудаизму.
Против этого-то заблуждения задолго еще до Христа написана повесть о пророке
Ионе, столь любимая и часто приводимая Христом. Мысль повести от начала до
конца одна: Иона-пророк хочет один быть праведным и удаляется от
развращенных людей. Но Бог показывает ему, что он - пророк, что он затем
только и нужен, чтобы сообщить заблудшим людям свое знание истины, а потому
он не убегать должен от заблудших людей, а жить в общении с ними. Иона
брезгает развращенными ниневитянами и убегает от них. Но как ни убегает Иона
от своего назначения, Бог приводит его через кита к ниневитянам, и делается
то, чего хочет Бог, то есть ниневитяне принимают через Иону учение Бога, -
и жизнь их делается лучше. Но Иона не только не радуется тому, что он -
орудие воли Божией, но досадует, ревнует Бога к ниневитянам, - ему хотелось
бы одному быть разумным и хорошим. Он удаляется в пустыню, плачется на свою
судьбу и упрекает Бога. И тогда над Ионой вырастает в одну ночь тыква,
защищающая его от солнца, а в другую ночь червь съедает эту тыкву. Иона еще
отчаяннее упрекает Бога за то, что дорогая ему тыква пропала. Тогда Бог
говорит ему: тебе жалко тыкву, которую ты называешь своей, она в одну ночь
выросла и в одну ночь пропала, а мне разве не жалко было огромного народа,
который погибал, живя, как животные, не умея отличить правой руки от левой!
Твое знание истины на то только и нужно было, чтобы передать его тем,
которые не имели его.
Христос знал эту повесть и часто приводил ее, но кроме того, в
Евангелиях рассказано, как сам Христос после посещения удалившегося в
пустыню Иоанна Крестителя, перед началом своей проповеди, подпал тому же
искушению, и как он был отведен диаволом (обманом) в пустыню для искушения,
и как он победил этот обман и, в силе духа, вернулся в Галилею, и как с тех
пор, уже не гнушаясь никакими развратными людьми, провел жизнь среди
мытарей, фарисеев и грешников, научая их истине[1].
По церковному же учению, Христос-Богочеловек дал нам пример жизни. Всю
известную нам жизнь свою Христос проводит в самом водовороте жизни: с
мытарями, блудницами, в Иерусалиме, с фарисеями. Главные заповеди Христа -
любовь к ближнему и проповедание другим его учения. И то и другое требует
постоянного общения с миром. И вдруг из этого делается тот вывод, что по
учению Христа надо уйти от всех, ни с кем не иметь никакого дела и стать на
столб. Чтобы следовать примеру Христа, оказывается, что надо делать
совершенно обратное тому, чему он учил, и тому, что он делал.
Учение Христа, по церковным толкованиям, представляется как для мирских
людей, так и для монашествующих не учением о жизни - как сделать ее лучше
для себя и для других, а учением о том, во что надо верить светским людям,
чтобы, живя дурно, все-таки спастись на том свете, а для монашествующих -
тем, как для себя сделать эту жизнь еще хуже, чем она есть.
Но Христос учит не этому.
Христос учит истине, и если истина отвлеченная есть истина, то она
будет истиною и в действительности. Если жизнь в Боге есть единая жизнь
истинная, блаженная сама в себе, то она истинна, блаженна здесь, на земле,
при всех возможных случайностях в жизни. Если бы жизнь здесь не подтверждала
учения Христа о жизни, то это учение было бы не истинно.
Христос не призывает к худшему от лучшего, а, напротив - к лучшему от
худшего. Он жалеет людей, которые ему представляются, как растерянные,
погибающие без пастуха овцы, и обещает им пастуха и хорошее пастбище. Он
говорит, что ученики его будут гонимы за его учение и должны терпеть и
переносить гонения мира с твердостью. Но он не говорит, что, следуя его
учению, они будут терпеть больше, чем следуя учению мира; напротив, он
говорит, что те, которые будут следовать учению мира, те будут несчастны, а
те, которые будут следовать его учению, те будут блаженны.
Христос учит не спасению верою, или аскетизму, то есть обману
воображения, или самовольным мучениям в этой жизни; но он учит жизни такой,
при которой, кроме спасения от погибели личной жизни, еще и здесь, в этом
мире, меньше страданий и больше радостей, чем при жизни личной.
Христос, открывая свое учение, говорит людям, что, исполняя его учение
даже среди неисполняющих, они не будут от этого несчастливее, чем прежде,
но, напротив, будут счастливее, чем те, которые не будут исполнять этого.
Христос говорит, что есть верный мирской расчет не заботиться о жизни мира.
"И начал Петр говорить ему: вот мы оставили все и последовали за тобой.
Что нам будет? Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто
оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или
детей, или земли ради меня и Евангелия и не получил бы ныне, во время сие,
среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и
матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной" (Матф., XIX,
27-29; Марка, X, 28-30; Луки, XVIII, 28-30).
Христос, правда, упоминает, что тем, которые послушают его, предстоят
гонения от тех, которые не послушают его; но он не говорит, чтобы ученики
что-нибудь потеряли от этого. Напротив, он говорит, что ученики его будут
иметь здесь, в мире этом, больше радостей, чем не ученики.
Что Христос говорит и думает это, в этом не может быть сомнения и по
ясности его слов об этом, и по смыслу всего учения, и по тому, как он жил, и
по тому, как жили его ученики. Но правда ли это?
Разбирая отвлеченно вопрос о том, чье положение будет лучше: учеников
Христа или учеников мира? - нельзя не видеть, что положение учеников Христа
должно быть лучше уже потому, что ученики Христа, делая всем добро, не будут
возбуждать ненависти в людях. Ученики Христа, не делая никому зла, могут
быть гонимы только злыми людьми, ученики же мира должны быть гонимы всеми,
так как закон жизни учеников мира есть закон борьбы, то есть гонения друг
друга. Случайности же страданий - те же, как для тех, так и для других, с
тою только разницей, что ученики Христа будут готовы к ним, а ученики мира
все силы души будут употреблять на то, чтобы избежать их, и что ученики
Христа, страдая, будут думать, что их страдания нужны для мира, а ученики
мира, страдая, не будут знать, зачем они страдают. Рассуждая отвлеченно,
положение учеников Христа должно быть выгоднее положения учеников мира. Но
так ли оно в действительности?
Чтобы проверить это, пусть всякий вспомнит все тяжелые минуты своей
жизни, все телесные и душевные страдания, которые он перенес и переносит, и
спросит себя: во имя чего он переносил все эти несчастия: во имя учения мира
или Христа? Пусть всякий искренний человек вспомнит хорошенько всю свою
жизнь, и он увидит, что никогда, ни одного раза он не пострадал от
исполнения учения Христа; но большинство несчастий его жизни произошли
только оттого, что он, в противность своему влечению, следовал связывавшему
его учению мира.
В своей исключительно в мирском смысле счастливой жизни я наберу
страданий, понесенных мною во имя учения мира, столько, что их достало бы на
хорошего мученика во имя Христа. Все самые тяжелые минуты моей жизни,
начиная от студенческого пьянства и разврата до дуэлей, войны и до того
нездоровья и тех неестественных и мучительных условий жизни, в которых я
живу теперь, - все это есть мученичество во имя учения мира.
Да, я говорю про свою еще исключительно счастливую в мирском смысле
жизнь. А сколько мучеников, пострадавших и теперь страдающих за учение мира
страданиями, которых я не могу даже живо представить себе.
Мы не видим всей трудности и опасности исполнения учения мира только
потому, что мы считаем, что все, что мы переносим для него, необходимо.
Мы уверились в том, что все те несчастия, которые мы сами себе делаем,
суть необходимые условия нашей жизни, и потому не можем понять, что Христос
учит именно тому, как нам избавиться от наших несчастий и жить счастливо.
Чтобы быть в состоянии обсудить вопрос о том, какая жизнь счастливее,
нам надо хоть мысленно отрешиться от этого ложного представления и без
предвзятой мысли оглянуться на себя и вокруг себя.
Пройдите по большой толпе людей, особенно городских, и вглядитесь в эти
истомленные, тревожные, больные лица и потом вспомните свою жизнь и жизнь
людей, подробности которой вам довелось узнать; вспомните все те
насильственные смерти, все те самоубийства, о которых вам довелось слышать,
и спросите: во имя чего все эти страдания, смерти и отчаяния, приводящие к
самоубийствам? И вы увидите, как ни странно это кажется сначала, что девять
десятых страданий людей несутся ими во имя учения мира, что все эти
страдания не нужны и могли бы не быть, что большинство людей - мученики
учения мира.
На днях, в осеннее дождливое воскресенье, я проехал по конке через
базар Сухаревой башни. На протяжении полуверсты карета раздвигала сплошную
толпу людей, тотчас же сдвигавшуюся сзади. С утра до вечера эти тысячи
людей, из которых большинство голодные и оборванные, толкутся здесь в грязи,
ругая, обманывая и ненавидя друг друга. То же происходит на всех базарах
Москвы. Вечер люди эти проведут в кабаках и трактирах. Ночь - в своих углах
и конурах. Воскресенье - это лучший день их недели. С понедельника в своих
зараженных конурах они опять возьмутся за постылую работу.
Вдумайтесь в жизнь этих людей, в то положение, которое они оставили,
чтобы избрать то, в которое они сами себя поставили, и вдумайтесь в тот
неустанный труд, который вольно несут эти люди, - мужчины и женщины, - и
вы увидите, что это - истинные мученики.
Все эти люди побросали дома, поля, отцов, братьев, часто жен и детей,
- отреклись от всего, даже от самой жизни, и пришли в город для того, чтобы
приобрести то, что, по учению мира, считается для каждого из них
необходимым. И все они, не говоря уж о тех десятках тысяч несчастных людей,
потерявших все и перебивающихся требухой и водкой в ночлежных домах, - все,
начиная от фабричного, извозчика, швеи, проститутки до богача-купца и
министра и их жен, все несут самую тяжелую, неестественную жизнь и не
приобрели того, что считается для них нужным по учению мира.
Поищите между этими людьми и найдите, от бедняка до богача, человека,
которому бы хватало то, что он зарабатывает, на то, что он считает нужным,
необходимым по учению мира, и вы увидите, что не найдете и одного на тысячу.
Всякий бьется изо всех сил, чтобы приобрести то, что не нужно для него, но
что требуется от него учением мира и отсутствие чего составляет его
несчастье. И как только он приобретет то, что требуется, от него потребуется
еще другое, и еще другое, и так без конца идет эта Сизифова работа, губящая
жизни людей. Возьмите лестницу состояний от людей, проживающих в год триста
рублей до пятидесяти тысяч, и вы редко найдете человека, который бы не был
измучен, истомлен работой для приобретения 400, когда у него 300, и 500,
когда у него 400, и так без конца. И нет ни одного, который бы, имея 500,
добровольно перешел на жизнь того, у которого 400. Если и есть такие
примеры, то и этот переход он делает не для того, чтобы облегчить свою
жизнь, а для того, чтобы собрать деньги и спрятать. Всем нужно еще и еще
отягчать трудом свою и так уже отягченную жизнь и душу свою без остатка
отдать учению мира. Нынче приобрел поддевку и калоши, завтра - часы с
цепочкой, послезавтра - квартиру с диваном и лампой, после - ковры в
гостинную и бархатные одежды, после - дом, рысаков, картины в золотых
рамах, после - заболел от непосильного труда и умер. Другой продолжает ту
же работу и так же отдает жизнь тому же Молоху, так же умирает и так же сам
не знает, зачем он делал все это. Но, может быть, сама эта жизнь, во время
которой человек делает все это, сама в себе счастлива?
Прикиньте эту жизнь на мерку того, что всегда все люди называют
счастьем, и вы увидите, что эта жизнь ужасно несчастлива. В самом деле,
какие главные условия земного счастья - такие, о которых никто спорить не
будет?
Одно из первых и всеми признаваемых условий счастия есть жизнь такая,
при которой не нарушена связь человека с природой, то есть жизнь под
открытым небом, при свете солнца, при свежем воздухе; общение с землей,
растениями, животными. Всегда все люди считали лишение этого большим
несчастьем. Заключенные в тюрьмах сильнее всего чувствуют это лишение.
Посмотрите же на жизнь людей, живущих по учению мира: чем большего они
достигли успеха по учению мира, тем больше они лишены этого условия счастья.
Чем выше то мирское счастье, которого они достигли, тем меньше они видят
свет солнца, поля и леса, диких и домашних животных. Многие из них - почти
все женщины - доживают до старости, раз или два в жизни увидав восход
солнца и утро и никогда не видав полей и лесов иначе, как из коляски или из
вагона, и не только не посеяв и не посадив чего-нибудь, не вскормив и не
воспитав коровы, лошади, курицы, но не имея даже понятия о том, как родятся,
растут и живут животные. Люди эти видят только ткани, камни, дерево,
обделанное людским трудом, и то не при свете солнца, а при искусственном
солнце; слышат они только звуки машин, экипажей, пушек, музыкальных
инструментов; обоняют они спиртовые духи и табачный дым; под ногами и руками
у них только ткани, камень и дерево; едят они по слабости своих желудков
большей частью несвежее и вонючее. Переезды их с места на место не спасают
их от этого лишения. Они едут в закрытых ящиках. И в деревне, и за границей,
куда они уезжают, у них те же камни и дерево под ногами, те же гардины,
скрывающие от них свет солнца; те же лакеи, кучера, дворники, не допускающие
их до общения с землей, растениями и животными. Где бы они ни были, они
лишены, как заключенные, этого условия счастия. Как заключенные утешаются
травкою, выросшей на тюремном дворе, пауком, мышью, так и эти люди утешаются
иногда чахлыми комнатными растениями, попугаем, собачкой, обезьяной, которых
все-таки растят и кормят не они сами.
Другое несомненное условие счастья есть труд, во-первых, любимый и
свободный труд, во-вторых. труд физический, дающий аппетит и крепкий,
успокаивающий сон. Опять, чем большего, по-своему, счастья достигли люди по
учению мира, тем больше они лишены и этого другого условия счастья. Все
счастливцы мира - сановники и богачи или, как заключенные, вовсе лишены
труда и безуспешно борются с болезнями, происходящими от отсутствия
физического труда, и еще более безуспешно со скукой, одолевающей их (я
говорю: безуспешно - потому что работа только тогда радостна, когда она
несомненно нужна; а им ничего не нужно), или работают ненавистную им работу,
как банкиры, прокуроры, губернаторы, министры и их жены, устраивающие
гостинные, посуды, наряды себе и детям. (Я говорю: ненавистную - потому,
что никогда еще не встретил из них человека, который хвалил бы свою работу и
делал бы ее хоть с таким же удовольствием, с каким дворник очищает снег
перед домом.) Все эти счастливцы или лишены работы, или приставлены к
нелюбимой работе, то есть находятся в том положении, в котором находятся
каторжные.
Третье несомненное условие счастья - есть семья. И опять, чем дальше
ушли люди в мирском успехе, тем меньше им доступно это счастье. Большинство
- прелюбодеи и сознательно отказываются от радостей семьи, подчиняясь
только ее неудобствам. Если же они и не прелюбодеи, то дети для них не
радость, а обуза, и они сами себя лишают их, стараясь всякими, иногда самыми
мучительными средствами сделать совокупление бесплодным. Если же у них есть
дети, они лишены радости общения с ними. Они по своим законам должны
отдавать их чужим, большей частью совсем чужим, сначала иностранцам, а потом
казенным воспитателям, так что от семьи имеют только горе - детей, которые
смолоду становятся так же несчастны, как родители, и которые по отношению к
родителям имеют одно чувство - желание их смерти для того, чтобы
наследовать им[1]. Они не заперты в тюрьме, но последствия их
жизни по отношению к семье мучительнее того лишения семьи, которому
подвергаются заключенные.
Четвертое условие счастья есть свободное, любовное общение со всеми
разнообразными людьми мира. И опять, чем высшей ступени достигли люди в
мире, тем больше они лишены этого главного условия счастья. Чем выше, тем
(же, теснее тот кружок людей, с которыми возможно общение, и тем ниже по
своему умственному и нравственному развитию те несколько людей, составляющих
этот заколдованный круг, из которого нет выхода. Для мужика и его жены
открыто общение со всем миром людей, и если один миллион людей не хочет
общаться с ним, у него остается 80 миллионов таких же, как он, рабочих
людей, с которыми он от Архангельска до Астрахани, не дожидаясь визита и
представления, тотчас же входит в самое близкое братское общение. Для
чиновника с его женой есть сотни людей равных ему, но высшие не допускают
его до себя, а низшие все отрезаны от него. Для светского богатого человека
и его жены есть десятки светских семей. Остальное все отрезано от них. Для
министра и богача и их семей - есть один десяток таких же важных или
богатых людей, как и они. Для императоров и королей кружок делается еще
менее. - Разве это не тюремное заключение, при котором для заключенного
возможно общение только с двумя-тремя тюремщиками?
Наконец пятое условие счастья есть здоровье и безболезненная смерть. И
опять, чем выше люди на общественной лестнице, тем более они лишены этого
условия счастья. Возьмите среднего богача и его жену и среднего крестьянина
и его жену, несмотря на весь голод и непомерный труд, который, не по своей
вине, но по жестокости людей, несет крестьянство, и сравните их. И вы
увидите, что чем ниже, тем здоровее, и чем выше, тем болезненнее мужчины и
женщины.
Переберите в своей памяти тех богачей и их жен, которых вы знаете и
знали, и вы увидите, что большинство больные. Из них здоровый человек, не
лечащийся постоянно или периодически летом, - такое же исключение, как
больной в рабочем сословии. Все эти счастливцы без исключения начинают
онанизмом, сделавшимся в их быту естественным условием развития; все
беззубые, все седые или плешивые бывают в те года, когда рабочий человек
начинает входить в силу. Почти все одержимы нервными, желудочными и половыми
болезнями от объядения, пьянства, разврата и лечения, и те, которые не
умирают молодыми, половину своей жизни проводят в лечении, в впрыскивании
морфина или обрюзгшими калеками, не способными жить своими средствами, но
могущими жить только как паразиты или те муравьи, которых кормят их рабы.
Переберите их смерти: кто застрелился, кто сгнил от сифилиса, кто стариком
умер от конфортатива, кто молодым умер от сечения, которому он сам подверг
себя для возбуждения, кого живого съели вши, кого - черви, кто спился, кто
объелся, кто от морфина, кто от искусственного выкидыша. Один за другим они
гибнут во имя учения мира. И толпы лезут за ними и, как мученики, ищут
страданий и гибели.
Одна жизнь за другою бросается под колесницу этого бога: колесница
проезжает, раздирая их жизни, и новые и новые жертвы со стонами и воплями и
проклятиями валятся под нее!
Исполнение учения Христа трудно. Христос говорит: кто хочет следовать
мне, тот оставь дом, поля, братьев и иди за мной - Богом, и тот получит в
мире этом во сто раз больше домов, полей, братьев и, сверх того, жизнь
вечную. И никто не идет. А учение мира сказало: брось дом, поля, братьев,
уйди из деревни в гнилой город, живи всю свою жизнь банщиком голым, в пару
намыливая чужие спины, или гостинодворцем, всю жизнь считая чужие копейки в
подвале, или прокурором, всю жизнь свою проводя в суде и над бумагами,
занимаясь тем, чтобы ухудшить участь несчастных, или министром, всю жизнь
впопыхах подписывая ненужные бумаги, или полководцем, всю жизнь убивая
людей, - живи этой безобразной жизнью, кончающейся всегда мучительной
смертью, и ты ничего не получишь в мире этом и не получишь никакой вечной
жизни. И все пошли. Христос сказал: возьми крест и иди за мной, то есть неси
покорно ту судьбу, которая выпала тебе, и повинуйся мне, Богу, и никто не
идет. Но первый потерянный, никуда, как на убийство, не годный человек в
эполетах, которому это взбредет в голову, скажет: возьми не крест, а ранец и
ружье и иди за мной на всякие мучения и на верную смерть, - и все идут.
Побросав семьи, родителей, жен, детей, одевшись в шутовские одежды и
подчинив себя власти первого встречного человека, высшего чином, холодные,
голодные, измученные непосильными переходами, они идут куда-то, как стадо
быков на бойню; но они не быки, а люди. Они не могут не знать, что их гонят
на бойню; с неразрешимым вопросом - зачем? - и с отчаянием в сердце идут
они и мрут от холода, голода и заразительных болезней до тех пор, пока их не
подставят под пули и ядра и не велят им самим убивать неизвестных им людей.
Они бьют, и их бьют. И никто из бьющих не знает, за что и зачем. Турки жарят
их живых на огне, кожу сдирают, разрывают внутренности. И завтра опять
свистнет кто-нибудь, и опять все пойдут на страшные страдания, на смерть и
на очевидное зло. И никто не находит, что это трудно. Не только те, которые
страдают, но и отцы и матери не находят, что это трудно. Они даже сами
советуют детям идти. Им кажется, что это не только так надо и что нельзя
иначе, но что это даже хорошо и нравственно.
Можно бы поверить, что исполнение учения Христа трудно и страшно и
мучительно, если бы исполнение учения мира было очень легко и безопасно и
приятно. Но ведь учение мира много труднее, опаснее и мучительнее исполнения
учения Христа.
Были когда-то, говорят, мученики Христа, но это было исключение; их
насчитывают у нас 380 тысяч - вольных и невольных за 1800 лет; но сочтите
мучеников мира - и на одного мученика Христа придется тысяча мучеников
учения мира, которых страдания в сто раз ужаснее. Одних убитых на войнах
нынешнего столетия насчитывают тридцать миллионов человек.
Ведь это все мученики учения мира, которым стоило бы не то что
следовать учению Христа, а только не следовать учению мира, и они избавились
бы от страданий и смерти.
Стоит человеку только сделать то, чего ему хочется, - отказаться от
того, чтобы идти на войну, - и его послали бы копать канавы и не замучили
бы в Севастополе и Плевне. Стоит человеку только не верить учению мира, что
нужно надеть калоши и цепочку и иметь ненужную ему гостиную, и что не нужно
делать все те глупости, которых требует от него учение мира, и он не будет
знать непосильной работы и страданий и вечной заботы и труда б