Главная » Книги

Волошин Максимилиан Александрович - Суриков, Страница 6

Волошин Максимилиан Александрович - Суриков


1 2 3 4 5 6

justify">  Разумеется, неполнота результатов изучения и осмысления Сурикова лишь известной мере может считаться следствием отмеченных выше естественных трудностей, с которыми пришлось иметь дело первому биографу и иссле-1вателю наследия великого живописца. И останавливаться только на них - о значит умолчать о более важном, а именно, о непреодоленности мировоззренческих и методологических позиций, столь характерных для русского искусствоведения и художественной критики последних двух дореволюционных десятилетий, позиций, которые разделял и автор первой монографии о Сурикове.
  Необходимо учитывать, что труд Волошина всецело принадлежит своему времени, ибо речь здесь идет об идейной противоречивости художественных взглядов автора монографии и об их связях с эпохой.
  Хотя в тот период, когда Волошин работал над своей книгой, сам он уже в считал себя символистом, но как искусствовед и художественный критик i сложился в годы, когда в западноевропейской и русской литературе и искусстве одним из наиболее значительных явлений был символизм. В его труде мы естественно улавливаем идеалистические концепции искусства, а также ницшеанские идеи, осмысленные в духе символистских теорий.
  Так в личности великого художника Волошин увидел отражение глубокого чисто русского" состояния духа, в котором славянофильство соединено, с одной стороны, с восхищением своим варварством, с другой - с преклонением перед "чисто русской" государственностью.
  В то же время в книге Волошина обнаруживается тенденция к осмыслению образа Сурикова, как бы стоящим "по ту сторону добра и зла". Она сказалась, частности, в интерпретации воспоминаний Сурикова - очевидца жестокостей сибирских нравов: публичных казней и телесных наказаний. Суриковские высказывания подобраны автором монографии (если не считать одного-двух случаев) под углом зрения "незаинтересованности" художественного творчества, "равнодушного к добру и злу". Это позволило Волошину сделать вывод: ...надрывом собственной жизни, он (Суриков. - Г. А.) сохранял драгоценное, художественное хладнокровие при передаче самого тайного и мучительного" с. 65).
  Здесь, конечно, не обошлось без преемственности, восходящей к мирискуснической критике, о чем свидетельствует развитая Волошиным параллель между Суриковым, обладающим "огромным мистическим дарованием"*, и близким ему по духу мистиком и реалистом Достоевским.
  Конечно, собственный духовный опыт Волошина, пережившего "блуждания духа" (обостренные увлечением буддизмом, масонством, теософией, антросософским учением Рудольфа Штейнера), был спроецирован на его понимание образа Сурикова - человека и художника.
  
  * А. Бенуа. История русской живописи в XIX веке. Спб., 1902, с. 218
  
  Нетрудно заметить, что при воссоздании картины творческой эволюции Сурикова Волошин исходил из идейных позиций, соответствующих некоторым сторонам современной ему идеалистической концепции искусства, в которой получили яркое выражение индивидуализм, эстетизм, иррационализм. Думается, здесь сказалось влияние ницшеанской теории "критики разума" - решающего значения подсознательного, интуитивного, открывающего доступ к непознаваемому. По мнению Волошина, утратой этих драгоценных для художника качеств объясняется медленное склонение творчества Сурикова. Волошин настаивает на том, что мастер не смог удержаться на своем первоначальном плодотворном пути, когда "темы возникали иррационально и неожиданно", когда они подсказывались "тайными и темными голосами подсознательного" (с. 83). Именно поэтому "Боярыня Морозова" осталась высшей точкой его эволюции.
  Упадок искусства Сурикова во второй половине его творческой жизни был, как показал он, вызван вытеснением интуитивного, подсознательного разумом, ограничивающим стихийные инстинкты. "В нем угасал провидец, - пишет Волошин, - и оставался только художник [...] как живописец он еще продолжал расти и крепнуть, но художественная ценность его картин идет на убыль" (с. 81). Именно в этой оценке проявился скептицизм и недоверие к рассудку одного из самых образованных и начитанных историков русского искусства, каким, несомненно, был М. Волошин.
  Столь же противоречиво по идейным и методологическим установкам трактовано Волошиным содержание понятия "реализм", в которое им включается элемент символизма. Это внеисторическое понимание привело к отрицанию реализма в творчестве Репина, к противопоставлению этого мастера, как якобы "натуралиста", Сурикову.
  Мировоззренческий эклектизм существенно ограничивал понимание Волошиным сложной природы искусства. Не в меньшей мере это ограничило его видение мира, помешало правильному постижению исторических событий. Как известно, Волошин не признавал классовой борьбы как движущей силы развития, а пытался объяснить процессы русской истории через психологию, личную и национальную. "Это приводило,- по словам одного из исследователей его творчества, - с одной стороны, к удивительно емким и точным характеристикам, а с другой - к субъективным и неверным определениям исторической перспективы"*. В справедливости этих слов можно убедиться и на примере волошинской монографии о Сурикове.
  
  * Ал. Гоpловский. Тютчев и Волошин. - С кн.: Волошинские чтения. Сборник научных трудов. М., Государственная библиотека имени В. И. Ленина, 1981. с. 73.
  
  В осмыслении Волошиным Сурикова не все может принять и разделить современный читатель. Но нельзя забывать о главном - стремлении Волошина увидеть в Сурикове самые высокие проявления русского национального гения. И сделанные выше некоторые замечания методологического характера нисколько не умаляют ценности этой книги для наших дней.
  
  Г. Арбузов
  
  
  
  Максимилиан Волошин
  СУРИКОВ
  ПУБЛИКАЦИЯ, ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ И ПРИМЕЧАНИЯ В. Н. ПЕТРОВА
  Ленинград "ХУДОЖНИК РСФСР"
  1985
  В 68
  M. A. Волошин
  В. И. Суриков. - Л. "Художник РСФСР", 1985. 224 с., ил.
  Подбор иллюстраций
  В. Н. ПЕТРОВА и Г. И. ЧУГУНОВА
  Послесловие Г. С. АРБУЗОВА
  Книга русского поэта п искусствоведа М. А. Волошина является первой монографией о творчестве В. И. Сурикова. Она создана .в середине 1910-х годов на материале записей М. А. Волошина его бесед с В. И. Суриковым, опубликованных в журнале "Аполлон". Полностью монография издается впервые.
  4903010000-42
  M 173(03)-85 85.103(2)1
  (c) Издательство "Художник РСФСР" 1985
  

Другие авторы
  • Добиаш-Рождественская Ольга Антоновна
  • Куликов Николай Иванович
  • Метерлинк Морис
  • О.Генри
  • Клычков Сергей Антонович
  • Берви-Флеровский Василий Васильевич
  • Урусов Сергей Дмитриевич
  • Алтаев Ал.
  • Урусов Александр Иванович
  • Муравьев-Апостол Иван Матвеевич
  • Другие произведения
  • Ясинский Иероним Иеронимович - Петя Крохобор
  • Миклухо-Маклай Николай Николаевич - О вулканических явлениях на северо-восточном берегу Новой Гвинеи
  • Телешов Николай Дмитриевич - Крупеничка
  • Байрон Джордж Гордон - Стихотворения
  • Соловьев Всеволод Сергеевич - Избранные стихотворения
  • Покровский Михаил Николаевич - Приветственное слово М. Н. Покровского
  • Селиванов Илья Васильевич - Опекунское управление
  • Леонтьев-Щеглов Иван Леонтьевич - Поручик Поспелов
  • Балтрушайтис Юргис Казимирович - Сонеты
  • Зелинский Фаддей Францевич - Про нечистую силу
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 371 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа