Главная » Книги

Замятин Евгений Иванович - Герберт Уэллс, Страница 4

Замятин Евгений Иванович - Герберт Уэллс


1 2 3 4

iv align="justify">  
  Гойя - в "Машине времени", в "Первых людях на луне", в "Войне в
  
  воздухе", в "Освобожденном мире". Только в конце "Освобожденного
  
  мира" и в одном из наиболее слабых социально-фантастических романов
  
  Уэллса - "В дни кометы" - увидим мы слащавые, розовые краски утопий.
  
  

Вообще же социально-фантастические романы Уэллса от

  
  утопий отличаются настолько же, насколько А отличается от - А: это
  
  - не утопии, это - в большинстве случаев - социальные памфлеты,
  
  облеченные в художественную форму фантастического романа. И поэтому
  
  корни генеалогического дерева Уэллса можно искать только в таких
  
  литературных памятниках, как Свифтовское "Путешествие Лемюэля
  
  Гулливера", "Путешествие Ниэля Клима к центру земли" Людвига
  
  Гольберга, "Грядущая раса" Эдварда Болвера-Литтона. Но и с этими
  
  авторами Уэллс связан лишь одинаковым подходом к сюжету, а не самым
  
  сюжетом и не литературными приемами. И, наоборот, если мы иногда
  
  находим у Уэллса сюжеты, уже обработанные до него другими (сюжет
  
  путешествия на луну, встречающийся у Сирано-де-Бержерака, у Эдгара
  
  По, у Жюля Верна; сюжет пробуждающегося через много лет спящего,
  
  заимствованный из различных народных сказаний сперва Луи Мерсье в
  
  конце 18-го века - в книге "2440 год", затем Беллами, Вильбрандтом,
  
  Эдм. Абу и др.), то подход Уэллса к такому сюжету совершенно иной.
  
  Все это заставляет сделать вывод, что своими
  
  социально-фантастическими романами Уэллс создал новую, оригинальную
  
  разновидность литературной формы.
  
  

Два элемента придают фантастике Уэллса свой

  
  индивидуальный характер: это уже отмеченный выше элемент социальной
  
  сатиры и затем - непременно сплавленный с ним элемент научной
  
  фантастики. Этот второй элемент у Уэллса иногда выделяется в чистой,
  
  изолированной форме и дает начало его научно-фантастическим романам
  
  и рассказам ("Невидимка", "Остров д-ра Моро", "Эпиорнис", "Новейший
  
  ускоритель" и пр.).
  
  

Научная фантастика, естественно, могла войти в

  
  область художественной литературы только в течение последних
  
  десятилетий, когда перед наукой и техникой, действительно, открылись
  
  возможности фантастические. Вот отчего в литературе прошлых веков
  
  едва ли не единственным образцом научной фантастики является утопия
  
  "Новая Атлантида" Фрэнсиса Бэкона - в тех ее главах, где описывается
  
  дом науки - "Дом Соломона", и где гениальный ум Бэкона провидит
  
  многие из современных завоеваний точной науки, для 17-го века
  
  представлявших совершенную фантастику. А дальше (если не считать
  
  некоторых бледных намеков в "Икарии" Кабэ) подлинную научную
  
  фантастику, облеченную в художественную форму, мы найдем только в
  
  конце 19-го века. Именно в эти годы - и это не случайность, а логика
  
  - почти одновременно появились: Курт Ласвиц ("Bilder aus der
  
  Zukunft" и "Seifenblasen", 1879 - 1890 г.г.), Беллами ("A looking
  
  backward", 1887 г.), Теодор Герцка ("Freiland, 1889 г.), Генри Трюс
  
  ("In the end of centuries", 1891 г.), Уильям Моррис, Фламмарион,
  
  Жюль Верн и др.
  
  

В сочинениях этих авторов мы найдем много деталей

  
  фантастического будущего, близких к тем, которые видятся Уэллсу:
  
  воздушные экипажи и усовершенствованные машины у Лассвица; "боланд"
  
  Трюса - нечто вроде "атомический энергии" Уэллса; электрические
  
  скатерти-самобранки у Герцки - очень похожие на то, что мы видим в
  
  "Грядущем" Уэллса и т. д. Но все эти параллелизмы объясняются только
  
  тем, что у Уэллса и других авторов был один общий реальный источник,
  
  откуда они черпали свою фантастику: одна и та же наука, одна и та же
  
  логика науки. И, конечно, ни у одного из перечисленных авторов нет
  
  такой стальной, коварной, гипнотизирующей логики, ни у одного нет
  
  такой богатой и дерзкой фантазии, как у Уэллса. Единственные авторы,
  
  которые могли дать литературный импульс Уэллсу, в области его
  
  научной фантастики - это Фламмарион и Жюля Верн. Но и из этих
  
  авторов (не говоря уже о Фламмарионе - это совсем не художник), даже
  
  Жюль Верна нельзя поставить на один уровень с Уэллсом: фантастика
  
  Жюля Верна может зачаровать, дать иллюзии реальности - только
  
  неискушенному детскому уму; логическая фантастика Уэллса, в
  
  большинстве случаев, с острой приправой иронии и социальной сатиры,
  
  увлечет любого читателя.
  
  

Этому способствует и форма социально-фантастических

  
  и научно-фантастических романов Уэллса.
  
  

Как уже указывалось, элемента классической утопии у

  
  Уэллса почти нигде нет. Замороженное благополучие, окаменело-райское
  
  социальное равновесие - логически связаны с содержанием утопии, и
  
  отсюда естественное следствие в форме утопий: статичность сюжета,
  
  отсутствие фабулы. В социально-фантастических романах Уэллса - сюжет
  
  всегда динамичен, построен на коллизиях, на борьбе; фабула - сложна
  
  и занимательна. Свою социальную и научную фантастику Уэллс неизменно
  
  облекает в форму Робинзонады, типического авантюрного романа, столь
  
  излюбленного в англо-саксонской литературе. В этой области Уэллс
  
  является продолжателем традиций, созданных Даниелем Дэфо и идущих
  
  через Фенимора Купера, Майн-Рида, Стивенсона, Эдгара По - к
  
  современным Хаггарду, Конан-Дойлю, Джеку Лондону. Но взяв форму
  
  авантюрного романа, Уэллс значительно углубил его и повысил его
  
  интеллектуальную ценность, внес в него элемент социально-философский
  
  и научный. В своей области - разумеется, в пропорционально-меньшем
  
  масштабе - Уэллс сделал то же, что Достоевский, взявший форму
  
  бульварного, уголовного романа и сплавивший эту форму с гениальным
  
  психологическим анализом.
  
  

Незаурядный художник, владеющий блестящей и тонкой

  
  диалектикой, создавший образцы формы необычайно современной, образцы
  
  городского мифа, образцы социально-научной фантастики - Уэллс,
  
  несомненно, будет иметь литературных преемников и потомков. Уэллс -
  
  только пионер; полоса социально-научной фантастики в литературе еще
  
  только начинается; вся фантастическая история Европы и европейской
  
  науки за последние годы позволяет с уверенностью предсказать это. Но
  
  пока собратьев у Уэллса немного.
  
  

В современной английской литературе за Уэллсом идет

  
  Конан-Дойль в некоторых своих вещах (напр., "Затерянный мир", где в
  
  форме романа развит сюжет Уэллсовского рассказа "Остров Эпиорниса"),
  
  Роберт Блэчфорд (роман "Страна Чудес"). Под несомненным влиянием
  
  Уэллса написан социально-фантастический роман "Железная Пята" Джека
  
  Лондона, его же "Смирительная рубашка" и "До Адама" (ср. "Сказка
  
  каменного века" Уэллса). Вероятно, Уэллс же дал импульс талантливому
  
  польскому писателю Жулавскому, написавшему лунную трилогию: ("На
  
  серебряном шаре", "Победитель" и "Старая Земля". Параллельно с
  
  Уэллсом в области социального памфлета, одетого в изящную форму
  
  иронически-фантастических романов, работает Анатоль Франс ("На белом
  
  камне", "Остров пингвинов" и "Восстание ангелов"). В последнем
  
  романе - "Восстание ангелов", отправной пункт сюжета тот же, что в
  
  "Чудесном госте" Уэллса: ангелы - в среде земного человечества; но у
  
  Франса разработана эта тема гораздо глубже, остроумнее, тоньше, чем
  
  у Уэллса. Из новейших немецких авторов на путь Уэллса - путь
  
  социально-научной фантастики - вступил Бремер, получивший
  
  известность своим романом: "В туманности Андромеды".
  
  

Россия, последние годы ставшая фантастичнейшей из

  
  стран современной Европы, несомненно отразит этот период своей
  
  истории в фантастике литературной. Но пока литература в России
  
  замерла, она еще где-то в туманном будущем. А в литературе прошлой,
  
  дореволюционной, образцов социальной и научной фантастики почти нет:
  
  едва ли не единственными представителями этого жанра окажутся
  
  рассказ "Жидкое Солнце" Куприна и роман Богданова "Красная звезда",
  
  имеющий скорее публицистическое, чем художественное, значение.
  
  

  
  
  перечисленных 29 романов, четырех томов фантастических рассказов и
  
  нескольких детских книг, Уэллс написал еще ряд
  
  социально-политических, научных и философских книг ("Предвидения",
  
  "Созидание человечества", "Современная утопия", "Будущее Америки",
  
  "Социализм и семья", "Старый и Новый мир", "Первое и Последнее",
  
  "Меч мира", "Бог - Невидимый Владыка", "Россия в сумерках" и
  

Категория: Книги | Добавил: Armush (22.11.2012)
Просмотров: 273 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Жанры
  • Рассказ
  • Поэма
  • Повесть
  • Роман
  • Стихотворение
  • Эссе
  • Статья
  • Сборник рассказов
  • Сборник стихов
  • Глава
  • Пьеса
  • Басня
  • Монография
  • Трактат
  • Переписка
  • Дневник
  • Новелла
  • Миниатюра
  • Песня
  • Интервью
  • Баллада
  • Книга очерков
  • Речь
  • Очерк
  • Форма входа