азе "Волк" (1886) и в пьесе "Чайка" (1896).
7 В 1960 г. мелиховский дом восстановлен, по возможности восстановлена и его обстановка. Флигель, в котором написана "Чайка", сохранился.
8 Из письма А.С.Суворину от 6 апреля 1892 г.
9 Из письма от 28 ноября 1894 г.
10 Из письма к М.П.Чеховой от 28 июля 1895 г.
11 Из письма от 11 августа 1895 г.
12 Из письма от 22 июля 1898 г.
13 П.Е.Чехов умер в московской клинике, после операции, 12 октября 1898 г. А.П.Чехов в это время был в Ялте.
14 М.П.Чехова одно время думала выйти замуж за родственника Линтваревых, в имении которых семья Чехова жила летом в 1888-1890 гг., А.И.Смагина, неоднократно приезжавшего к Чеховым из своего имения Бакумовка Полтавской губ. \655\
В письме А.С.Суворину от 18 октября 1892 г. Чехов писал: "Сестра замуж не вышла, но роман, кажется, продолжается в письмах. Ничего не понимаю. Существуют догадки, что она отказала и на сей раз. Это единственная девица, которой искренно не хочется замуж".
15 Из письма к Л.А.Авиловой от 29 апреля 1892 г.
16 Из письма от 28 марта 1898 г.
17 Из письма к М.П.Чеховой от 1 апреля 1898 г.
18 Из письма Суворину от 15 мая 1892 г.
19 Из письма Суворину от 9 декабря 1890 г.
20 "Дело Дрейфуса" - провокационный процесс, организованный в 1894 г. во Франции реакционными и антисемитскими военными кругами против офицера генерального штаба, еврея Альфреда Дрейфуса. На основании подложных документов Дрейфус был обвинен в шпионаже и приговорен к пожизненной ссылке на Чертов остров. Позиция "Нового времени" в деле Дрейфуса и по отношению к Золя, выступившему в защиту Дрейфуса, послужила толчком к изменению отношений Чехова с Сувориным. Чехов писал 23 февраля 1898 г. Ал.П.Чехову: "В деле Зола "Новое время" вело себя просто гнусно. По сему поводу мы со старцем обменялись письмами (...) - и замолкли оба" и 5 февраля 1899 г. ему же: "..."Новое время" производит отвратительное впечатление. Телеграмм из Парижа нельзя читать без омерзения, это не телеграммы, а чистейший подлог и мошенничество".
21 В.Я.Зеленин жил в тех же меблированных комнатах "Восточные номера", в которых жил и художник Н.П.Чехов (см. коммент. 1 к восп. Коровина, с. 636).
22 Щепкина-Куперник пересказывает и цитирует письмо Чехова Суворину от 16 августа 1892 г.
23 В письме Суворину от 19 августа 1899 г. Чехов подробно пишет о Хавкине.
24 Из письма Суворину от 9 марта 1890 г.
25 Книга Чехова "Остров Сахалин" была издана "Русской мыслью" в 1895 г.
26 Чехов уехал 14 января 1892 г. в Нижегородскую губернию, на станцию Богоявленье, к своему знакомому, земскому начальнику Е.П.Егорову, для организации помощи голодающим.
27 Из письма от 24 ноября 1896 г.
28 Из письма к Т.Л.Щепкиной-Куперник от 24 декабря 1894 г.
29 Из письма от 28 ноября 1894 г.
30 Из первой записной книжки Чехова, с. 71.
31 "Чайка" в первоначальном варианте была закончена Чеховым в ноябре 1895 г.
32 "Дама с камелиями" (1848) - пьеса А.Дюма-сына, "Чад жизни" (1884) - пьеса Б.Маркевича.
33 Первый спектакль "Чайки" был поставлен в Александринском \656\ театре 17 октября 1896 г. в юбилейный бенефис артистки Левкеевой (подробно см. восп. Потапенко, с. 335-345).
34 Премьера "Чайки" в Художественном театре состоялась 17 декабря 1898 г.
35 В.А.Эберле.
36 Имеется в виду разрыв отношений между Л.С.Мизиновой и И.Н.Потапенко. Ребенок их умер в ноябре 1896 г.
37 Из письма к Авиловой от 29 апреля 1892 г.
38 Из письма от 24 декабря 1894 г.
39 Мелихово было продано в августе 1899 г.
40 Из письма к М.П.Чеховой от 14 октября 1898 г.
41 После премьеры "Чайки" Щепкина-Куперник послала Чехову телеграмму: "Горячо поздравляю колоссальным успехом "Чайки", счастлива за Вас" (Переписка, т. 2, с. 88) и вслед за телеграммой письмо: "...на сцене было что-то поразительное: шла не пьеса - творилась сама жизнь. Детали постановки - шедевры режиссерского искусства; да знаете? Говоря о "Чайке", как она была сегодня поставлена, нельзя говорить ни о режиссерах, ни об актерах; казалось, что режиссер - сама жизнь... (...) Здесь все было ново, неожиданно, занимательно. Словом - жизнь, как она есть, потрясающая драма, в то время как в соседней комнате стучат ножами и вилками..." (Переписка, т. 2, с. 87).
42 Письмо от 26 декабря 1898 г.
43 Письмо к Т.Л.Щепкиной-Куперник от 28 сентября 1898 г. Вероятно, предполагалась постановка спектакля в ялтинской женской гимназии.
44 Письмо от 1 октября 1898 г.
45 В Аббации Чехов был в сентябре 1894 г.
46 Режиссер Камерного театра А.Я.Таиров, в 1944 г. поставивший "Чайку", говорил: "Мне хочется в этом спектакле поставить Чехова лицом к лицу с публикой. Автор ведет в пьесе серьезный, очень искренний, во многом противоречивый разговор с самим собой. Поэтому не хочется видеть здесь людей в париках, с наклеенными усами; хочется воздержаться и от всяческих "волшебных средств театра" (Коонен А. Страницы жизни. М., 1975, с. 412). Спектакль был поставлен в сукнах, по сути дела без декораций. А.Г.Коонен, игравшая Нину Заречную, сумела выразить в этой роли огромную нравственную силу русской женщины.
47 Чехов ездил в имение племянника А.А.Фета, В.Н.Семенковича, Васькино, близ Мелихова. Жена Семенковича была талантливой пианисткой.
48 Из письма к А.С.Суворину от 23 марта 1895 г.
. . . \667\
(Из воспоминаний актрисы)
Печатается по тексту первой публикации: Звено. Париж, 1926, N 201.
Читау Мария Михайловна (1860-1935), актриса Петербургского Александринского театра с 1878 по 1900 г. С 1900 г. занималась педагогической деятельностью. Первая исполнительница роли Маши в пьесе Чехова "Чайка", поставленной в Александринском театре впервые 17 октября 1896 г.
1 Пьеса "Иванов" во второй редакции была поставлена в Александринском театре впервые 31 января 1889 г., но не в бенефис Давыдова, а в бенефис режиссера театра Ф.А.Федорова-Юрковского.
2 В 1896 г. отмечалось двадцатипятилетие сценической деятельности Е.И.Левкеевой. Спектакль 17 октября был не только бенефисным, но и юбилейным.
3 Мужские роли исполняли: В.Н.Давыдов - Сорина, К.А.Варламов - Шамраева, Р.Б.Аполлонский - Треплева, Н.Ф.Сазонов - Тригорина.
4 В этот вечер шла также пьеса Н.Я.Соловьева "Счастливый день" (1877), в которой Левкеева исполняла роль Сандыревой.
5 При подготовке "Чайки" для журнала "Русская мысль" (декабрь 1896 г.) и затем для сборника пьес (Чехов Антон. Пьесы. СПб., 1897) Чехов внес небольшие сокращения по всему тексту. В Художественном театре "Чайка" была поставлена по напечатанному тексту и также с некоторыми изменениями авторских ремарок, которые внес К.С.Станиславский во время режиссерской работы над пьесой.
6 Чехов приехал в Петербург 9 октября, но стал бывать на репетициях, когда роли были окончательно распределены.
7 М.Г.Савина в письме А.С.Суворину от 10 октября 1896 г. объяснила, почему она отказалась от роли Нины Заречной: "Роль Нины вся основана на внешности и вследствие этого совершенно мне не подходит. [...] Годы Нины слишком подчеркнуты! [...] Я думаю, что если Нину отдать Комиссаржевской, а мне сыграть Машу, то пьеса несомненно выиграет. Маша очень интересный тип, и я с большим удовольствием поработаю над ней" (Шнейдерман И. Мария Гавриловна Савина. Л.- М., 1956, с. 272). По-видимому, в самом начале, когда артисты только знакомились с пьесой, предполагалось, что Аркадину будет играть М.Г.Савина, но уже с первых репетиций роль эту исполняла Дюжикова.
8 В интервью с Савиной, напечатанном в "Петербургской газете" \668\ 17 января 1910 г., она так объяснила свой отказ играть Машу: "Артистка, которой поручили эту роль, ни за что не хотела уступить ее даже для одного раза".
9 Чехов был на трех репетициях "Чайки" - 12 и 14 октября и на генеральной - 16 октября. Только одна репетиция (14 октября) прошла хорошо (см. восп. Потапенко, с. 340-341).
10 И на первом спектакле были зрители, сумевшие оценить пьесу. М.И.Чайковский писал А.С.Суворину 21 октября: "За много лет я не испытывал такого удовольствия от сцены и такого огорчения от публики, как в день бенефиса Левкеевой" (Летопись, с. 436). Ал.П.Чехов послал 17 октября записку брату: "Я с твоей "Чайкой" познакомился только сегодня в театре. Это - чудная, превосходная пьеса, полная глубокой психологии и хватающая за сердце" (Летопись, с. 433). Писательница С.И.Смирнова-Сазонова написала в дневнике в этот вечер: "Ума, таланта публика в этой пьесе не разглядела. Акварель ей не годится. Дайте ей маляра, она поймет" (ЛН, т. 87, с. 309). Н.А.Лейкин, написавший 17 октября в дневнике о провале "Чайки", увидел в ней "новые типы и характеры". "Ни банальностей, ни общих мест никаких, а публика Александринского театра любит банальности и общие места" (ЛН, т. 68, с. 504). Л.А.Авилова прислала в "Петербургскую газету" "Письмо в редакцию" (напечатано в N 290): "Говорят, что "Чайка" не пьеса. В таком случае посмотрите на сцене "не пьесу"! (...) Может быть, после таких "не пьес" мы и вокруг себя увидим то, чего не видели раньше, услышим то, чего не услышали. А настоящих пьес будет еще много, очень много".
11 Чехов ушел из зрительного зала после второго акта, когда провал пьесы был уже очевиден. Просидев до конца спектакля в уборной Левкеевой, он ушел из театра и до двух часов ночи бродил по городу. 18 октября в 12 часов дня первым товаро-пассажирским поездом уехал в Мелихово.
12 Второй спектакль "Чайки" состоялся 21 октября. Пьеса шла с небольшими купюрами и измененными ремарками, сделанными А.С.Сувориным и режиссером Е.П.Карповым. ("С Вашими поправками я согласен - и благодарю 1000 раз", - писал Чехов Суворину 22 октября.) Однако постановка в целом все же оказалась неудачной, и после пятого представления "Чайка" была снята со сцены Александринского театра.
Печатается по тексту первой публикации: Русские ведомости, 1909, N 190, 2 июля, подпись: А. Фамилия автора была раскрыта только через 70 лет (см. публикацию воспоминаний А.И.Яковлева в "Литературной России", 1980, N 4, 25 января). \669\
Яковлев Алексей Иванович (1878-1951), историк, доцент, после революции профессор Московского университета, член-корреспондент Академии наук. Сын известного просветителя чувашского народа И.А.Яковлева, друга семьи Ульяновых. А.И.Яковлев - автор воспоминаний о встречах с В.И.Лениным.
1 А.И.Яковлев с товарищем П.И.Никашиным посетили Чехова в Мелихове, когда они были студентами первого курса Московского университета.
2 В этот день, 15 апреля 1897 г., отец Чехова Павел Егорович записал в своем дневнике: "Приехали Селиванова и два студента. Был Семенкович" (ЦГАЛИ).
3 В мае 1896 г. Л.Н.Толстой получил коллективное письмо членов петербургского Комитета грамотности с просьбой высказаться по поводу закрытия правительством комитетов грамотности. Ответ Толстого, переросший в статью, нелегально распространялся в России в списках под названием "К либералам". В 1897 г. ответ Толстого был издан В.Г.Чертковым в Лондоне.
4 Студенческие волнения происходили осенью 1896 г. Первоначальным поводом послужило назначение на медицинский факультет нежелательного профессора Попова. Сходки студентов были сорваны, и зачинщики арестованы. Вступившегося за студентов профессора Эрисмана удалили из университета. Тогда студенческий "Союзный Совет объединенных землячеств" обратился к студентам с воззванием, в котором указывал на то, что "современный университетский режим есть лишь частичное проявление общегосударственной политики. Борясь против насилия и произвола университетского начальства, студенчество будет закаляться и воспитываться для политической борьбы с государственным режимом". Было организовано вторичное выступление уже "с политической окраской", которое повлекло за собой массовые аресты студентов. Тюрьмы не вмещали всех арестованных. Появилась угроза закрытия университета. По ходатайству университетской администрации виновность студентов была разделена на три категории - для второй и третьей аресты заменили дисциплинарными взысканиями. Организаторы и руководители заключены в тюрьмы.
В это же время (в феврале 1897 г.) общество было взволновано смертью петербургской курсистки Ветровой, арестованной по подозрению в сношениях с типографией народовольцев. Не выдержав тяжелых условий заключения в Петропавловской крепости, она облилась керосином из лампы и подожгла себя.
В разговоре с корреспондентом газеты "Киевлянин" Чехов назвал студенческое движение "несерьезным" (Киевлянин, 1904, N 186, 7 июля), а посетившему его в 1901 г. Н.А.Рубакину сказал, что поверит в революцию только тогда, когда ее станут делать люди не моложе сорока лет" (Записки Н.А.Рубакина, ГБЛ). \670\
5 Павел Александрович Никашин, студент юридического факультета Московского университета.
6 Стихотворение, стилизованное под А.В.Кольцова, было напечатано в "Русском слове" (1896, N 247, 15 октября), редактором-издателем которого был А.А.Александров. Первые буквы стихотворения составляли фразу: "Александров дурак".
7 См. коммент. 33 в восп. Щеглова, с. 642. Чехов был у Л.Н.Толстого в Ясной Поляне 8 и 9 августа 1895 г.
8 В.Н.Семенкович жил в Васькине, по пути из Мелихова в Лопасню. Упоминаемая записка, написанная рукою М.П.Чеховой, сохранилась среди писем Семенковичу (ЦГАЛИ).
9 Экземпляр "Палаты N 6" с надписью: "Алексею Ивановичу Яковлеву, 97. 16/IV. Мелихово" находится сейчас в Московском Доме-музее А.П.Чехова, куда был передан сыном А.И.Яковлева. Вероятно, такая же надпись была сделана на книге "Хмурые люди", подаренной П.Никашину. По возвращении в Москву Павел Никашин писал Чехову (19 апреля 1897 г.): "Глубокоуважаемый Антон Павлович! Позвольте от души выразить Вам благодарность за то радушие, с которым Вы нас приняли. Есть люди, которых хочется полюбить при первом же знакомстве, а когда расстанешься с ними - любить еще сильнее, и делается грустно. Это - Вы и Ваше семейство. Простите нам нашу шероховатую и тяжелую назойливость: мы так неопытны и так Вас любим, что не умели быть сдержанными. Будьте добры, передайте Вашему семейству наши пожелания всего хорошего. От души желаю Вам здоровья и счастья, чтоб Ваш талант рос все выше и выше! Глубоко Вас уважающий Пав.Никашин" (ГБЛ).
. . . \672\
Печатается по тексту: ЛН, т. 68, с. 605, где опубликовано впервые.
Хотяинцева Александра Александровна (1865-1942) - художница, талантливая карикатуристка. С Чеховым познакомилась в 1897 году, через сестру Марию Павловну, которая занималась в вечерних классах Строгановского училища, там встретилась с Хотяинцевой и вскоре с ней подружилась. Хотяинцева неоднократно гостила у Чеховых в Мелихове. В конце октября она уехала в Париж, откуда на короткое время приезжала в Ниццу, где в то время жил Чехов. Сохранилось много рисунков, главным образом, карикатур, нарисованных Хотяинцевой в Мелихове и в Ницце, на Чехова и обитателей Русского пансиона в Ницце. Чехов писал Суворину 4 (16) января 1898 г.: "Здесь одна русская художница, рисующая меня в карикатуре раз 10-15 в день". Сохранившиеся рисунки Хотяинцевой находятся, главным образом, в Доме-музее А.П.Чехова в Москве и два рисунка в Ялтинском Доме-музее А.П.Чехова. \673\
1 В письме от 11 (23) декабря 1897 г. Чехов приглашал Хотяинцеву в Ниццу: "Приезжайте, побродим вместе, поездим, а главное потолкуем о том о сем, вспомним старину глубокую". Хотяинцева приехала 26 декабря и в тот же день написала М.П.Чеховой: "...сегодня утром приехала в Ниццу и застала Антона Павловича в хорошем виде и настроении. Мне пришла в голову бриллиантовая идея вместе встретить Новый год, вот я и прикатила. Ницца встретила меня дождем и сыростью, но все-таки пальмы и апельсины взаправду растут на воздухе, а море хорошо даже и при таком сыром небе, как сегодня. Мы уже два раза гуляли по набережной. [...] В промежутке прогулок завтракали, за табльдотом. Дамы все идолицы, в особенности одна баронесса похожа на рыбу. Я, по-видимому, буду их шокировать моим поведением и отсутствием туалетов. Здесь ведь считается неприличным пойти в комнату к мужчине, а я все время сидела у Антона Павловича" (ЛН, т. 68, с. 611-612).
2 Мария Антоновна Житкова.
3 Баронессы Дершау.
4 Наталья Ивановна Янковская. Чехов заботился о ее здоровье, уговорил сделать нужную операцию. Позднее, уже из Мелихова, Чехов запрашивал телеграммой киевского профессора Г.Е.Рейна об исходе операции у его пациентки Янковской (ЯСС, Письма, т. 7, с. 727).
5 Чехов посылал газеты русскому вице-консулу в Ментоне, Н.И.Юрасову, своему хорошему знакомому.
6 Чехов был знаком с доктором В.Г.Вальтером еще по таганрогской гимназии. В 90-х годах Вальтер жил в Ницце, где у него была бактериологическая лаборатория.
7 Шатилова.
8 Чехов собирал ранние рассказы для предполагавшегося выпуска своих сочинений у А.С.Суворина. Вопрос этот был поднят в августе 1898 г., а в начале января 1899 г. Чехов уже читал корректуру первого тома. 9 января он писал М.П.Чеховой: "Суворин печатает уже полное собрание сочинений; читаю первую корректуру и ругаюсь, предчувствуя, что это полное собрание выйдет не раньше 1948 года. С Марксом переговоры, кажется, уже начались".
. . . \680\
Первые два отрывка впервые - альманах "Шиповник", кн. 23. СПб., 1914. Печатается по тексту: Чехов в восп., с. 444. Третий отрывок впервые - Ежегодник Московского Художественного театра. 1946. М., 1951, с. 58, печатается по тексту первой публикации.
Качалов (наст. фамилия - Шверубович) Василий Иванович (1875-1948), артист Художественного театра с 1900 года. В пьесах Чехова исполнял роли: Тузенбаха и Вершинина в "Трех сестрах", Трофимова в "Вишневом саде", Тригорина в "Чайке", Астрова в "Дяде Ване", Иванова в "Иванове". \681\
1 N - артист С.Н.Судьбинин, исполнявший в пьесе Горького "Мещане" роль Нила.
2 Качалов заменил в роли Тузенбаха ушедшего из театра В.Э.Мейерхольда. О том, что Чехов остался доволен игрою Качалова, свидетельствует его письмо к Л.А.Сулержицкому от 5 ноября 1902 г., где он сказал, что Качалов "играет чудесно".
3 Качалов дублировал роль Вершинина, исполнявшуюся К.С.Станиславским.
4 Качалов дублировал Станиславского в роли Тригорина в "Чайке", а в сезон 1901/1902 года был единственным исполнителем этой роли.
5 См. восп. Станиславского, с. 411, и коммент. 45 к ним. (OCR Zmiy - см. прим. к стр. 413, издания 1960 года.)
6 Статья Волжского "Литературные отголоски. О некоторых мотивах творчества Максима Горького" (Журнал для всех, 1904, N 1).
. . . \685\
Печатается по тексту первой публикации: Поссе В.А. Мой жизненный путь. М.- Л., 1929, 14 глава.
Поссе Владимир Александрович (1864-1940), журналист. По образованию врач. С 1898 года редактор петербургского ежемесячного журнала "Жизнь", в котором была напечатана повесть Чехова "В овраге" (1900, январь).
1 В.А.Поссе и А.М.Горький приехали в Ялту 16 марта 1900 г. 17 марта Чехов писал П.П.Гнедичу: "Здесь, в Ялте, Горький и Поссе, приехали вчера, я им очень рад. Безлюдье меня утомило". \686\
2 Слова старого цыгана из поэмы Пушкина "Цыгане" (1827).
3 Пьеса Чехова "Дядя Ваня" шла в Московском Художественном театре в сезон 1899/1900 г. Премьера - 26 октября 1899 г.
4 Разговор Чехова с Горьким происходил в Ялте в 1899 г. Тогда же в записной книжке Чехова появилась запись. См. восп. Горького на с. 452-453 и коммент. 12 к ним. (OCR Zmiy - см. стр. 508, издания 1960 года абзац со слов "- Знаете, - напишу об...". Комментарий 12 к этому абзацу: "В первой записной книжке Чехова находим заметку: "Радикалка, крестящаяся ночью, втайне набитая предрассудками, втайне суеверная, слышит, что для того, чтобы стать счастливой, надо ночью сварить черного кота. Крадет кота и ночью пытается сварить".".)
5 По договору Чехова с А.Ф.Марксом (см. восп. Телешова, с. 472-476), он должен был передать Марксу и те свои рассказы, которые просил не включать в собрание сочинений. После смерти Чехова (и в том же году смерти Маркса) наследники Маркса издали эти рассказы, составившие шесть дополнительных томов.
6 Чехов, Горький и Поссе были на спектакле "Чайки" в Художественном театре 26 октября 1900 г.
7 Возмущение Горького бестактностью публики, резкую отповедь поклонникам его таланта раздули газетчики, обвиняя писателя в грубости. Горький был вынужден обратиться в редакцию "Северного курьера" (1900, N 363, 18 ноября) с опровержением измышлений газетчиков. Возразив против приписанных ему грубостей, Горький заключил: "Этим письмом я только протестую против искажения моих слов, но не извиняюсь. А газетчиков, раздувших это пустяковое происшествие, я от души спрашиваю: "Неужели вам, господа, не стыдно заниматься пошлыми пустяками?"
8 17 апреля 1901 г. был арестован Горький и посажен в Нижегородскую тюрьму. В докладе департамента полиции сообщалось, что Горький привлечен к расследованию по делу об устройстве демонстрации и недозволенных сборищ и изготовления на гектографе в сообществе с другими сборника тенденциозных произведений (Летопись жизни и творчества А.М.Горького, т. I. M., 1958, с. 315). В апреле же, но позднее, был арестован и Поссе за связь с уже арестованным Горьким. В середине мая Поссе был освобожден, но с запрещением в течение трех лет проживать в столичных и университетских городах и в фабричных губерниях. 17 мая был выпущен Горький.
9 Статья В.А.Поссе "Московский Художественный театр (по поводу его петербургских гастролей)" напечатана в апрельской книжке "Жизни" за 1901 г.
10 Письмо Чехова от 21 мая 1901 г. - ответ на письмо В.А.Поссе, посланное из Дома предварительного заключения 7 мая 1901 г.
11 Одновременно с арестом Горького и Поссе был приостановлен и руководимый ими литературно-политический журнал "Жизнь", орган "легальных марксистов" (в журнале печатался и В.И.Ленин). Журнал боролся против декадентских течений в литературе, отстаивал реализм. 8 июля 1901 г. постановлением правительства журнал за его "весьма тенденциозный характер" был закрыт. В 1902 г. в Лондоне и в Женеве вышло шесть номеров журнала "Жизнь" и в виде приложения двенадцать номеров "Листков Жизни". \687\
12 Последние произведения Чехова - рассказ "Невеста" и пьеса "Вишневый сад" написаны в 1903 г.
. . . \700\
Печатается по тексту первой публикации: Лазаревский Б. Повести и рассказы, т. 2. М., 1906.
Лазаревский Борис Александрович (1871-1936), писатель. По образованию - юрист. По окончании Киевского университета служил \701\ несколько лет секретарем и следователем военно-морского суда в Севастополе. В эти годы (1899-1903) часто бывал в Ялте, где навещал Чехова. Воспоминания Лазаревского интересны тем, что в них воспроизведены дневниковые записи, сделанные им тотчас же после каждой беседы с Чеховым.
1 Летом 1899 г. вышла первая книга Б.Лазаревского "Забытые люди. Очерки и рассказы" (Одесса, 1899). 26 августа 1899 г. в севастопольской газете "Крымский вестник" появилась анонимная рецензия на эту книгу: "Внешний вид ее весьма недурен, но далеко нельзя сказать того же о ее внутреннем содержании. [...] шаблонные темы, скучные герои, еще более шаблонные описания". В тот же день Лазаревский послал Чехову свою книгу, рецензию на нее и первое письмо к нему. Он просил Чехова: "Скажите мне, как добрый и честный человек, права ли редакция "Крымского вестника" [...]. Что делать? Неужели не писать ничего, что иногда так волнует? Думаю, что Вы ответите мне" (ГБЛ). Еще не дождавшись ответа, Лазаревский 4 сентября приехал в Ялту и зашел к Чехову.
2 Вторая встреча с Чеховым произошла 29 ноября 1899 г. Чехов был занят рассылкой воззвания (см. коммент. 2 к восп. Елпатьевского, с. 699 (OCR Zmiy - см. прим. к стр. 572, издания 1960 года.).).
3 Чехов смотрел свой водевиль "Медведь" 3 февраля 1892 г. в воронежском театре. В изданном в 1897 г. сборнике пьес (СПб., 1897) Чехов в четырех местах снял слово "турнюр".
4 В 1887 г. П.Ф.Якубович (псевдоним - Мельшин) как революционер-народоволец был сослан в Сибирь на каторгу, замененную потом ссылкой. Здесь он написал книгу "В мире отверженных. Записки бывшего каторжника", вышедшую в 1899 г. (1 том - второе издание, и 2 том). Чехов высоко ценил Мельшина: "...это большой, неоцененный писатель, умный, сильный писатель, хотя, быть может, и не напишет больше того, что уже написал" (письмо к Л.А.Авиловой от 9 марта 1899 г.).
5 21 ноября 1899 г. в Москве тяжело заболел Л.Н.Толстой. В конце месяца его состояние улучшилось, но Чехов не знал об этом. 1 декабря 1899 г. он писал М.П.Чеховой: "Испортился телеграф, нет телеграмм. Не знаю, как здоровье Толстого".
6 Судя по приведенной фразе, это был рассказ "В овраге".
7 См. коммент. 20 к восп. Щепкиной-Куперник, с. 655. Э.Золя, ознакомившийся с делом Дрейфуса по документальным материалам, пришел к убеждению о полной невиновности Дрейфуса и выступил в его защиту, публикуя статьи, связанные с этим делом. Когда же военный суд, состоявшийся 11 января 1898 г., оправдал настоящего виновника Эстергази, Золя написал открытое письмо президенту республики Феликсу Фору, в котором обвинял поименно всех лиц, а также генеральный штаб и военное министерство, подстроивших "дело Дрейфуса", в целом ряде преступных действий. Это письмо, озаглавленное "Я обвиняю", было опубликовано в газете" "L'Aurore" 13 января 1898 г. \702\
8 Жизнь испанского писателя Сервантеса (1547-1616) представляла собою цепь жестоких лишений, невзгод и бедствий. С 1571 г., находясь на военной службе, он участвовал в нескольких походах. Четыре раза был ранен и находился в госпитале. При очередном походе был захвачен турками в плен. Увезенный в Алжир, он провел там пять лет в тяжелых условиях. В 1580 г. был выкуплен и освобожден. К этому времени относится начало его литературной деятельности. Для добывания средств к существованию поступил на службу в интендантство. При выполнении служебных обязанностей у Сервантеса, совершенно неприспособленного к счетной работе, было много неприятностей. Он попадал под суд и дважды приговаривался к тюремному заключению.
9 См. "Остров Сахалин", гл. XII (петит).
10 Дело лейтенанта Рощаковского слушалось в Севастопольском Военно-морском суде в мае 1901 г. Рощаковский, плававший в должности ревизора на минном транспорте "Буг", заявил, что у него похищены казенные деньги, которые он хранил в своей каюте. Виновный не был обнаружен. Рощаковский высказал подозрение, что в краже повинен мичман Иловайский. Возмущенный Иловайский ударил его по лицу. Дело кончилось дуэлью, на которой Иловайский был убит. Чехов хорошо знал семью Иловайских, с которыми познакомился в феврале 1892 г. в Воронеже, куда ездил по делам организации помощи голодающим.
11 Возможно, это был психологический поединок: Достоевский сознательно приписал себе дурной поступок, которого не совершал, с единственной целью - позлить Тургенева.
12 Рассказ "Огни" (1888), не перечитав его, Чехов не включил в собрание сочинений.
13 Рассказ написан Диль-Тальх.
14 См. восп. Короленко и коммент. 26 к ним, с. 45 и 640. (OCR Zmiy - см. прим. к стр. 147("...для разговора об одном общем заявлении"), издания 1960 года.)
15 Вероятно, это было посещение одесского журналиста Лоэнгрина (псевдоним П.Т.Герцо-Виноградского). После смерти Чехова он написал воспоминания о своей единственной встрече с Чеховым, состоявшейся 4 мая 1902 г. (Южное обозрение, 1904, N 7854, 4 июля).
16 Из книги А.М.Федорова "Стихотворения" (СПб., 1903), полученной Чеховым от автора.
17 Все книги с дарственными авторскими надписями посылались Чеховым в Таганрогскую библиотеку. См. описание этих книг в сборнике "Чехов и его среда". Л., 1930, с. 221.
18 Возможно, что у Чехова были неверные сведения о своем сожителе в гостинице. То, что он был сыщиком, опровергают современники.
19 От знакомства с жившим в Ницце Евгением Новицким предостерегал Чехова И.Я.Павловский в письме от ноября 1897 г. (ГБЛ). В первой записной книжке Чехова находим запись от 7 октября 1897 г. "Признание шпиона". 27 апреля 1898 г. записал в своем дневнике А.С.Суворин: "Чехов рассказывал о русском шпионе в Ницце. Он получает 700 рублей" (Дневник А.С.Суворина. М.- Пг., 1923, с. 180). \703\
20 В дневниковой записи Б.А.Лазаревского отзыв Толстого о Чехове дан в другой редакции: "Чехов - это маленький Пушкин". Но в письмах Лазаревского Чехову от 5 сентября 1903 г. и В.С.Миролюбову от 20 октября 1903 г. переданы слова Толстого так же, как и здесь: "Чехов - это Пушкин в прозе". Мы располагаем еще воспоминаниями Вал.Лазурского, в которых приведены следующие слова Толстого: "Талант Чехова я ставлю гораздо выше собственного. Только Чехов создал новый собственный тип письма. Чехов умеет одним словом выразить то, что другие не скажут целыми страницами. Чехов - это Пушкин нашей прозы" (Речь, 1915, N 307, 7 ноября). В дневнике самого Л.Н.Толстого сделана запись 3 сентября 1903 г.: "Разговаривая о Чехове с Лазаревским, уяснил себе, что он, как Пушкин, двинул вперед форму. И это - большая заслуга. Содержания же, как у Пушкина, нет" (Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90-та томах, т. 54. М., 1959, с. 191).
21 Сын Л.Н.Толстого Илья Львович писал Чехову 25 мая 1903 г., что Лев Николаевич отметил и разделил его рассказы на два сорта. К первому сорту отнес рассказы: "Детвора", "Хористка", "Драма", "Дома", "Злоумышленник", "Мальчики", "Темнота", "Спать хочется", "Супруга", "Душечка". Ко второму сорту: "Беззаконие", "Горе", "Ведьма", "Верочка", "На чужбине", "Кухарка женится", "Канитель", "Переполох", "Ну, публика", "Маска", "Женское счастье", "Нервы", "Свадьба", "Беззащитное существо", "Бабы" (Летопись, с. 750). Эти рассказы Чехова выделены Толстым, надо полагать, не по всему собранию сочинений, а только по отдельным томам.
22 22 ноября 1901 г. в Ялте, в исполнении труппы Московского товарищества русских драматических артистов, под управлением И.А.Добровольцева, была поставлена пьеса Чехова "Три сестры". 24 ноября Чехов писал О.Л.Книппер: "Здесь, в Ялте, шли "Три сестры" - отвратительно! Офицеры были с полицейскими погонами, Маша говорила хриплым голосом. Сбор был полный, но публика ругала пьесу отчаянно".
23 Из XIX главы книги "Остров Сахалин".
24 Статья А.Басаргина (наст. фамилия - Ал.И.Введенский) "Циничная проповедь бесстыдства. "Трое" М.Горького" - Рассказы, т. 5", в газете "Московские ведомости", 1901, N 358, 29 декабря.
25 О ком шел разговор, не установлено.
. . . \706\
Печатается по тексту первой публикации: Литература и искусство, 1944, N 29, 15 июля.
Тройнов Виктор Петрович (1876-1948), инженер-экономист, служивший у С.Т.Морозова, и литератор.
1 "Доктор Штокман" (1882) - пьеса Г.Ибсена.
2 В 1904 г. вышло второе издание книги: "Роберт Берне и его произведения в переводе русских писателей", под редакцией И.А.Белоусова. СПб., 1904. Белоусов подарил Чехову эту книгу с надписью: "Дорогому \707\ Антону Павловичу Чехову от искренно любящего его И.Белоусова. 19/IV - 1904 г.".
3 С трактовкой Художественным театром "Вишневого сада" Чехов не был согласен, как, видимо, и вообще не все принимал в Художественном театре. А.К.Гладков записал следующие слова В.Э.Мейерхольда: "Знаете, кто первым заронил во мне сомнения в том, что все пути Художественного театра верны? - Антон Павлович Чехов. [...] Он со многим в театре не соглашался, многое прямо критиковал" (Тарусские страницы. Калуга, 1961, с. 302).
. . .
Печатается по тексту первой публикации: Известия Литературно-художественного кружка. Вып. 3. М., 1914.
Ульянов Николай Павлович (1875-1949), художник.
Портрет Чехова, написанный Н.П.Ульяновым, и портрет, написанный В.А.Серовым, который сам художник считал неоконченным, находятся в Доме-музее А.П.Чехова в Москве. \708\
ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ С ЧЕХОВЫМ
Печатается по тексту первой публикации: ЛН, т. 87, с. 302.
Книппер (псевдоним - Нардов) Владимир Леонардович (1876-1942), младший брат О.Л.Книппер-Чеховой. Окончил юридический факультет Московского университета, но вскоре сменил специальность: стал певцом. Был режиссером и педагогом. С 1940 года - профессор Московской консерватории.
1 Встреча Чехова с В.Л.Книппер состоялась в Берлине 7/20 июня 1904 г.
2 Письмо из Баденвейлера от 15/28 июня 1904 г.
3 Об этом времени в биографии Чехова вспоминает один из редакторов ялтинской газеты "Крымский курьер" А.Я.Бесчинский. Он рассказал о своей беседе с Чеховым весной 1904 г., когда шла война с Японией. Чехов говорил о своем "двойственном чувстве" при известиях о поражениях русской армии. "Он сознавал, - писал Бесчинский, - что неудачная война может дать толчок к коренным реформам, но ему не хотелось и поражений" (Приазовская речь, 1910, N 48, 17 февраля).
. . . \711\
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН И НАЗВАНИЙ
ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ \712\ \713\
В указатель включены имена и названия периодических изданий, встречающиеся в тексте воспоминаний, вступительной статье и комментариях. Аннотации содержат лишь сведения, необходимые для понимания текста. Широко известные имена и имена мемуаристов не аннотируются. Имена и названия, встречающиеся только во вступительной статье и комментариях, в указатель не включены.
Абаринова Антонина Ивановна (1842-1901), актриса петерб. Александринского театра - 342, 351, 354.
Абрамова Мария Морицовна (1865-1892), актриса, антрепренер. В сезон 1889/1890 г. содержала частный театр в Москве - 286, 477, 662.
Авилов Всеволод Михайлович (Лодя, 1889-1952), сын Л.А.Авиловой - 126, 134, 137, 144, 157, 172, 179, 182, 183, 189, 191, 197-202, 205.
Авилов Лев Михайлович (Лева, 1888-1950), сын Л.А.Авиловой - 123, 125, 126, 129, 134, 137-139, 144, 157, 172, 179, 182, 183, 189, 191, 197-202, 205.
Авилов Михаил Федорович (1863-1916), чиновник, муж Л.А.Авиловой - 122-129, 132-135, 137-140, 143-145, 148, 152-157, 161, 162, 165-167, 172, 173, 179-183, 187, 189, 192-195, 197, 202, 651.
Авилова Л.А. - 13, 121-208, 637, 641, 647-651, 654-657, 663, 668, 701.
Авилова Нина Михайловна (Нина, 1891-1930) - 126, 134, 137, 144, 157, 172, 179, 182, 183, 189, 191, 195, 197-202, 205.
Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.), македонский царь и полководец - 594.
Александр II (1818-1881), российский император - 428.
Александрина, петерб. портниха - 167.
Александров Анатолий Александрович (1861-1930), редактор-издатель газ. "Русское слово" - 359, 670.
Александров Владимир Александрович (1856-?), драматург, по образованию юрист - 288, 663.
Александров Николай Григорьевич (1870-1930), актер Моск. Художественного театра с 1898 г. - 419.
Алексеева Елизавета Васильевна (1841-1904), мать К.С.Станиславского - 406, 407, 676.
Алексин Александр Николаевич \714\ (1863-1925), ялтинский врач - 452, 626, 710.
Алешка, сахалинский мальчик - 580.
Алтухов Николай Владимирович (1859-1903), врач, однокурсник Чехова по моск. ун-ту - 432.
Альбов Михаил Нилович (1851-1911), писатель - 140, 333, 464, 649.
&