ла обоих - и Одоевского, и
Грибоедова, - как родных сыновей, - и всегда Грибоедов, смеясь, говорил
Одоевскому: "Ну, развязывай мешок, рассказывай", потому что непременно было
что-нибудь забавное. <...>
После нескольких перемен разговора речь коснулась прямо "Горя от ума".
- Знаете ли, Андрей Андреевич, - начал я, - я так много в жизнь свою с
ним возился и прежде, когда был помоложе, так часто вставлял в разговор
стихи из него, что раз одна очень умная дама сказала мне такое слово,
которого я никогда не забуду: "Il parait que c'est votre Evangile" {Кажется,
что это ваше Евангелие (фр.).}.
- Вы думаете, что я этому удивляюсь, - отвечал Жандр. - Нисколько. А я
так вот вас собираюсь удивить вещью точно в таком же роде. Знаете ли, что
сказал о "Горе от ума", не самому, правда, Грибоедову, а Булгарину, один
купец, с бородой, но человек, который любил читать, вообще любил
просвещение. "Ведь это, Фаддей Венедиктович, наше _светское евангелие_".
Каково вам это покажется?
- Что же он хотел этим выразить?
- А то, что если в Евангелии настоящем правила нравственности чисто
духовной, так в "Горе от ума" - правила общественной, житейской
нравственности...
Потом разговорились мы к чему-то, что Грибоедов был лично храбр.
- А знаете ли, - сказал Жандр, - что он был порядочно суеверен, и это
объясняется, если хотите, его живой поэтической натурой. Он верил
существованию какого-то высшего мира и всему чудесному. Раз приходит ко мне
весь бледный и расстроенный. "Что с тобой?" - "Чудеса, да и только, только
чудеса скверные". - "Да говори, пожалуйста". - "Вы с Варварой Семеновной все
утро были дома?" - "Все утро". - "И никуда не выходили?" - "Никуда". - "Ну,
так я вас обоих сейчас видел на Синем мосту". Я ничему сверхъестественному
не верю и рассмеялся над его словами и тревогой. "Смейся, - говорит, -
пожалуй, а знаешь ли, что со мной было в Тифлисе?" - "Говори". - "Иду я по
улице и вижу, что в самом конце ее один из тамошних моих знакомых ее
перешел. Тут, конечно, нет ничего удивительного, а удивительно то, что этот
же самый господин нагоняет меня на улице и начинает со мной говорить. Как
тебе покажется?.. Через три дня он умер". - "Стало быть, и мы с Варварой
Семеновной умрем?" - "Ничего не знаю, а только ты ей не сказывай". -
"Пустяки, братец..." И в самом деле вышли пустяки: видел он нас на Синем
мосту в 1824 году, Варвара Семеновна умерла в 1846 году, а я, как видите, до
сих пор жив. Но он всему этому верил. "Знаешь ли ты историю одного немецкого
студента? Она записана в актах". - "Расскажи". - "В Германии был один
молодой человек, который ни во что не верил... Раз ночью является к нему
какая-то женщина, говорит ему, чтобы он покаялся, потому что через три дня
умрет, и умрет ровно в полночь, когда она снова явится. Он рассказал об этом
происшествии своим товарищам, и те, чтобы избавить его от страха, придумали
вот что: один из них согласился нарядиться в женское платье и стал похожим
на женщину-привидение, как описывал ее студент. В назначенный этой женщиной
вечер товарищи собрались к студенту, и минут за пять до полуночи явился
наряженный. "Да куда же твоя женщина пропала? Ба! Да вот она", - сказали
они, указывая на вошедшего в это время переодетого товарища. "Нет, - отвечал
студент, - это товарищ, а не она, а вот она..." - и он указал в другую
сторону, где стояло настоящее привидение. В это самое время часы на
городской башне пробили полночь - и студент тут же и умер" {32}.
- Однако как же вы, Андрей Андреевич, объясняете то, что Грибоедов
видел вас с Варварой Семеновной на Синем мосту или своего знакомого в
Тифлисе?
- Очень просто. Галлюцинацией. Конечно, есть вещи очень странные, и
одну из этих странных вещей я вам сейчас расскажу. Тут дело было уже не с
одним человеком, не с Грибоедовым на Синем мосту или в Тифлисе, а с двумя
совершенно разно поставленными лицами. В подлинности этого факта сомневаться
невозможно, потому что я сам не только исследовал, но должен был его
исследовать. Дело было с той же самой Варварой Семеновной Миклашевичевой, о
которой сейчас шла речь. У нее был одни сын, Николай, которого она очень
любила и который умер восьми лет от роду. Она его горько оплакивала и всегда
по ночам очень долго о нем молилась. Раз ночью - это было летом - она стоит
перед иконами, молится о нем и вдруг слышит, что у будочника (против самой
ее квартиры была будка) голос ее сына очень громко спрашивает: "Который
час?" Малютка несколько пришепетывал, и по этому одному и, наконец, по самым
звукам голоса она не могла ошибиться. Она бросается к окну, отворяет его,
слышит, как будочник отвечает: "Третий; да что ты, этакой маленький, по
ночам шатаешься?", видит, очень ясно видит своего сына,; видит, как он
перешел от будки улицу к ее воротам и у самых ворот пропал. Боясь, не
ошиблась ли она, не было ли у ней все это действием слишком сильно
настроенного воображения, она разбудила людей, послала к будочнику спросить:
видел ли он мальчика, говорил ли с ним? Оказалось, что видел и говорил.
Когда я приехал (меня в то время не было в Петербурге), она мне все
рассказывает и для того, чтобы удостоверить меня в подлинности факта,
просит, чтобы я сам спросил будочника. Будочник этот был в то время
переведен куда-то к Александро-Невской лавре. Я поехал, отыскал его, при ней
расспрашивал: все оказалось верно и точно: видел и говорил.
- Странно. Впрочем, мне Степан Никитич рассказал о Варваре Семеновне
еще одну странность, заставляющую Думать, что эта женщина отличалась даром
какого-то провидения, предвидения, ясновидения или какого хотите видения, в
котором, однако, не было ничего общего с нашими какими бы то ни было
видениями, принимаемыми хоть в смысле предчувствий. Она не то что
предузнала, а просто, без всяких оснований, без всяких данных узнала 0
приезде Степана Никитича в Петербург.
- Сущая правда. Вот как было дело. Не только я не ждал в Петербург
Степана Никитича, с которым мы, по общей нам лености, и переписывались
редко, но и сам он после говорил, что собрался в Петербург вдруг и приехал в
него как бы случайно. В одно прекрасное утро сижу я у себя в кабинете и
занимаюсь делами до отправления на службу, как вдруг входит Варвара
Семеновна и говорит мне: "Знаешь ли, Андрей Андреевич? Ведь Степан Никитич в
Петербург приехал". - "От кого вы это знаете?" - "Да ни от кого, а говорю
тебе, что приехал". - "Может быть, вам это только так кажется?" - "Нет, я
тебе это наверное говорю..." Отправляюсь на службу, проходит час-другой
времени, входит ко мне Степан Никитич. "Здравствуй, - говорю, - друг
любезный, добро пожаловать. Я о твоем приезде знал сегодня утром". Тот на
меня глаза уставил... "Не от кого, - говорит, - тебе было знать: я только
что приехал и ни с кем не видался, прямо к тебе". - "А я тебе говорю, что
знал". - "Да от кого же?" - "От Варвары Семеновны". - "А она от кого знала?"
- "А ни от кого..."
- Точно так рассказывал мне этот факт и Степан Никитич.
- А вот еще с Варварой Семеновной случай, по характеру подходящий к
последнему, но еще, если хотите, замысловатее. Я вам уже говорил, что она
очень любила Александра Одоевского. 4 декабря 1825 года, в день ее ангела,
Одоевский приезжает ее поздравить прямо с караула, - в мундире, в шарфе,
одним словом, во всем том, в чем следует офицеру быть на карауле. Пробывши с
полчаса, он уехал. "Что это за странность, - говорит мне Варвара Семеновна,
только что тот скрылся за дверь, - в каком это чудном костюме приезжал князь
Александр?" - "В каком же чудном? Он с караула, поспешил к вам, и приехал во
всей форме". - "Помилуй, в какой форме: я бы не удивилась, если бы он и во
всей форме приехал, а то он удивил меня, что надел вовсе не мундир; на нем
был какой-то серый армяк, казакин или зипун"... Через несколько дней, по
милости происшествий декабря 14-го, князь Александр Одоевский был
действительно в армяке...
- Вам более не нужны, Андрей Андреевич, - сказал я, вставая, -
"Черновая" Грибоедова и портрет его? {33}
- Нет, не нужны.
- Похож портрет?
- Не очень.
- Как же это? Марья Сергеевна сказала мне, что похож; я показывал его
Петру Каратыгину, тот говорит: "Похож", но, главное, когда я привез этот
портрет князю g. Ф. Одоевскому, он долго держал его в руках и несколько раз
повторил: "Очень похож, очень похож".
- Пусть все это так, но только вы всему этому не вполне доверяйте. Я не
скажу, чтобы в этом портрете не было решительно никакого сходства, - оно,
конечно, есть, но сходство это не выражает вам вполне, не передает вам
Грибоедова. Я сейчас объясню вам это примером. С меня нынешний год списал
масляными красками портрет один молодой человек, бедняк, ученик Бруни, и
просил у меня позволения выставить этот портрет на выставке академии; я
согласился. Там, на выставке, многие не только меня узнавали, но находили,
что в этом портрете большое со мной сходство, между тем этим портретом
недовольны ни я, ни жена моя, ни все мое семейство: мы все находим, что он
непохож. Так и с портретом Грибоедова: сходство, конечно, есть, но не
слишком близкое, не художественное... Прежде всего замечу, что Грибоедов в
то время, к которому относится этот портрет, был гораздо худее в лице, и,
наконец, глаза... Разве этот портрет передает выражение его глаз? Нисколько.
Вот беда, - я рисовать не умею, а то бы я нарисовал Грибоедова, как живого,
потому что вижу его перед собой - вот как вас вижу...
V
3 июня 1858 г.
Рассказы Жандра о подробностях дуэли Шереметева с Завадовским. - Роль
Истоминой, Грибоедова и Якубовича в столкновении Шереметева с графом
Завадовским. - Разъяснение слов Каверина, сказанных после дуэли. - Дуэль
Грибоедова с Якубовичем на Кавказе. - Рана Грибоедова. - Свидетельства
Жандра о полном участии Грибоедова в заговоре 14 декабря. - Разъяснение
выражения Грибоедова "о ста человеках прапорщиков". - Порядок приема в члены
Тайного общества. - Пользование казенными печатями для сношений между
думами. - "Зеленая книга". - "Желтая книга". - Благоприятные для Грибоедова
показания главарей декабристского движения.
Сегодня вечером, после бесполезной и бестолковой моей поездки в
Павловск к Сосницкому, я отправился опять к Жандру. Он говорит, что вся
литературно-общественная история из-за "Липецких вод" князя Шаховского,
которую так хорошо знает Сосницкий, ему вовсе незнакома. Странно, взамен
этого он мне рассказал сегодня много любопытного о Грибоедове и, главное,
вообще о заговоре 14 декабря.
- Как вам известны подробности грибоедовской дуэли? - спросил он меня.
Я рассказал, прибавя, что слышал все это от С. Н. Бегичева и от доктора
Иона.
- Так, но не совсем так. Степана Никитича в это время в Петербурге не
было, а я был, и Грибоедов прямо с дуэли приехал ко мне. Василий Шереметев
жил с Истоминой совершенно по-супружески, вместе, в одном доме. Они иногда
вместе и выезжали, например к князю Шаховскому, у которого была обязанность
- приискивать всем хорошеньким, выходящим из театральной школы, достаточных
и приличных "покровителей". Это была милая и совсем не бездоходная
обязанность, - за свои хлопоты Шаховской брал порядочные деньги. Одним
словом, эта обязанность была надежный капитал, всегда дающий верный и
прибыльный процент. Все им покровительствуемые красавицы и их счастливые
обожатели уже и смотрели на Шаховского как на своего патрона, обращались к
нему во всех своих ссорах, неприятностях и проч. Он мирил, ладил, устраивал,
все обходилось ладно и келейно, по-домашнему. Шереметев, шалун, повеса, но
человек с отлично-добрым и благородным сердцем, любил Истомину со всем
безумием страсти, а стало быть, и с ревностью. И в самом деле она была
хорошенькая, а в театре, на сцене, в танцах, с грациозными и сладострастными
движениями - просто прелесть!.. Шереметев с ней ссорился часто и,
поссорившись и перед роковой для него дуэлью, уехал от нее. Надо заметить,
что скорей он жил у нее, чем она у него. Истомина, как первая танцовщица,
получала большие деньги и жила хорошо... Грибоедов, который в то время жил
вместе с графом Завадовским, бывал у них очень часто как друг, как близкий
знакомый. Завадовский имел, кажется, прежде виды на Истомину, но должен был
уступить счастливому сопернику... Тем на этот раз дело и ограничилось.
Поссорившись, Шереметев, как человек страшно влюбленный, следил, наблюдал за
Истоминой: она это очень хорошо знала. Не знаю уже почему, во время этой
ссоры Грибоедову вздумалось пригласить к себе Истомину после театра пить
чай. Та согласилась, но, зная, что Шереметев за ней подсматривает, и не
желая вводить его в искушение и лишний гнев, сказала Грибоедову, что не
поедет с ним вместе из театра прямо, а назначила ему место, где с ней сейчас
же после спектакля встретиться, - первую, так называемую Суконную линию
Гостиного двора, на этот раз, разумеется, совершенно пустынную, потому что
дело было ночью. Так все и сделалось: она вышла из театральной кареты против
самого Гостиного двора, встретилась с Грибоедовым и уехала к нему.
Шереметев, наблюдавший издалека, все это видел. Следуя за санями Грибоедова,
он вполне убедился, что Истомина приехала с кем-то в квартиру Завадовского.
После он очень просто, через людей, мог узнать, что этот кто-то был
Грибоедов. Понятно, что все это происшествие взбесило Шереметева, он
бросился к своему приятелю Якубовичу с вопросом: что тут делать?
"Что делать, - ответил тот, - очень понятно: драться, разумеется, надо,
но теперь главный вопрос состоит в том: как и с кем? Истомина твоя была у
Завадовского - это раз, но привез ее туда Грибоедов - это два, стало быть,
тут два лица, требующих пули, а из этого выходит, что для того, чтобы никому
не было обидно, мы, при сей верной оказии, составим une partie carree
{Здесь: дуэль четверых (фр.).} - ты стреляйся с Грибоедовым, а я на себя
возьму Завадовского".
- Да помилуйте, - прервал я Жандра, - ведь Якубович не имел по этому
делу решительно никаких отношений к Завадовскому. За что же ему было с ним
стреляться?..
- Никаких. Да уж таков человек был. Поэтому-то я вам и сказал и
употребил это выражение: "при сей верной оказии". По его понятиям, с его
точки зрения на вещи, тут было два лица, которых следовало наградить пулей,
- как же ему было не вступиться? Поехали они к Грибоедову и к Завадовскому
объясняться. Шереметев Грибоедова вызвал. "Нет, братец, - отвечал Грибоедов,
- я с тобой стреляться не буду, потому что, право, не за что, а вот если
угодно Александру Ивановичу (т. е. Якубовичу), то я к его услугам".
Partie carree устроилось. Шереметев должен был стреляться с
Завадовским, а Грибоедов с Якубовичем. Барьер был назначен на 18 шагов, с
тем чтобы противникам пройти по 6 и тогда стрелять. Первая очередь была
первых лиц то есть Шереметева и Завадовского. Я забыл сказать, что в течение
всего этого времени Шереметев успел помириться с Истоминой и как остался с
ней с глазу на глаз, то вдруг вынул из кармана пистолет и, приставивши его
прямо ко лбу, говорит: "Говори правду, или не встанешь с места, - даю тебе
на этот раз слово. Ты будешь на кладбище а я в Сибири, - очень хорошо знаю,
да что же... Имел тебя Завадовский или нет?" Та, со страху ли или в самом
деле правду, но, кажется, сказала, что имел. После этого понятно, что вся
злоба Шереметева обратилась уже не на Грибоедова, а на Завадовского, и
это-то его и погубило... Когда они с крайних пределов барьера стали
сходиться на ближайшие, Завадовский, который был отличный стрелок, шел тихо
и совершенно покойно. Хладнокровие ли Завадовского взбесило Шереметева или
просто чувство злобы пересилило в нем рассудок, но только он, что
называется, не выдержал и выстрелил в Завадовского, еще не дошедши до
барьера. Пуля пролетела около Завадовского близко, потому что оторвала часть
воротника у сюртука, у самой шеи... Тогда уже, и это очень понятно,
разозлился Завадовский. "Ah, - сказал он, - il en voulait a ma vie. A la
barriere!" {Ах, он посягал на мою жизнь. К барьеру! (фр.).} Делать было
нечего, - Шереметев подошел. Завадовский выстрелил. Удар был смертельный, -
он ранил Шереметева в живот. Шереметев несколько раз подпрыгнул на месте,
потом упал и стал кататься по снегу. Тогда-то Каверин и сказал ему, но
совсем не так, как вам говорил Ион: "Вот тебе, Васька, и редька!" - это не
имеет никакого смысла, а довольно известное выраженье русского простолюдья:
"Что, Вася, репка?" Репа ведь лакомство у народа, и это выражение
употребляется им иронически в смысле: "Что же? вкусно ли? хороша ли
закуска?" Якубович, указывая на Шереметева, обратился к Грибоедову с
изъяснением того, что в эту минуту им, конечно, невозможно стреляться,
потому что он должен отвезти Шереметева домой... Они отложили свою дуэль до
первой возможности, но в Петербурге они стреляться не могли, потому что
Якубовича сейчас же арестовали и прямо из-под ареста послали на Кавказ. Они
действительно встретились с Грибоедовым на первых же порах его приезда в
Тифлис и стрелялись. Ермолов несколькими минутами не успел предупредить
дуэли, пославши арестовать обоих. Грибоедов, как и Шереметев же, не выдержал
и выстрелил, не дошедши до барьера. Якубович стрелял отлично и после
говорил, что на жизнь Грибоедова не имел ни малейших покушений, а хотел, в
знак памяти, лишить его только руки. Пуля попала Грибоедову в ладонь левой
руки около большого пальца, но, по связи жил, ему свело мизинец, и это
мешало ему, музыканту, впоследствии играть на фортепиано. Ему нужна была
особая аппликатура. Шереметев жил после дуэли три дня.
- Очень любопытно, Андрей Андреевич, - начал я, - знать настоящую,
действительную степень участия Грибоедова в заговоре 14 декабря.
- Да какая степень? Полная.
- Полная? - произнес я не без удивления, зная, что Грибоедов сам же
смеялся над заговором, говоря, что 100 человек прапорщиков хотят изменить
весь правительственный быт России.
- Разумеется, полная. Если он и говорил о 100 человеках прапорщиков, то
это только в отношении к исполнению дела, а в необходимость и справедливость
дела он верил вполне {34}. На этом-то основании вскоре после дуэли своей с
Якубовичем он с ним был "как ни в чем не бывало", как с единомышленником. А
выгородился он из этого дела действительно оригинальным и очень
замечательным образом, который показывает, как его любили и уважали. Историю
его ареста Ермоловым вы уже знаете; о бумагах из крепости Грозной и судьбе
их - тоже. Но вы, верно, не знаете вот чего. Начальники заговора или
начальники центров, которые назывались думами, а дум этих было три - в
Кишиневе, которой заведовал Пестель, в Киеве - Сергей Муравьев-Апостол и в
Петербурге - Рылеев, поступали в отношении своих собратьев-заговорщиков
очень благородно и осмотрительно: человек вступал в заговор, подписывал и
думал, что уже связан одной своей подписью; но на деле это было совсем не
так: он мог это думать, потому что ничего не знал, подпись его сейчас же
истреблялась, так что в действительности был он связан одним только словом.
Надо вам сказать, что в первом своем зародыше, вначале, это был заговор
чисто военный, то есть между одними только военными. Сноситься заговорщикам
было очень удобно, несмотря на дальность расстояний: Александр Бестужев был
старшим адъютантом Главного штаба, имевшего сношения с штабами армий {35}.
Там, в одном месте, был Сергей Муравьев-Апостол, в другом - Пестель, да и
вообще адъютанты штабов все были в заговоре Они преспокойно пользовались
казенными печатями, де. лая какой-то условный знак чернилами у самой печати
на конвертах. Все прочие конверты адъютантами распечатывались, а эти,
конечно, прятались. У заговорщиков военных была "Зеленая книга", в которую и
вносились имена. Этот, сперва чисто военный, заговор впоследствии
расширился, в него вступило много отставных, даже купцов. "Зеленая книга" -
это было в 1818 году во время сборного в Москве полка - была уничтожена и
заменена "Желтой книгой". В это время многие от заговора отстали, даже сам
Никита Муравьев. Отстал в это же время и наш С. Н. Бегичев. Когда 14 декабря
бунт вспыхнул, заговорщики были взяты, между ними, по непонятным причинам,
Бестужев-Рюмин стал прямо указывать на Грибоедова, упирая все более на то,
что Грибоедов с Сергеем Муравьевым-Апостолом жил сыздетства душа в душу...
{36} По этому только случаю Грибоедова и взяли...
- Что же за выгода была в этом Бестужеву-Рюмину? - спросил я. - Что за
цель, что за отрада?
- Не понимаю. Но мало того, что против Грибоедова не нашлось, как вы
уже знаете, никаких доказательств, - в пользу его (вот что замечательно!)
были свидетельства самих заговорщиков, потому что и Сергей Муравьев, и
Рылеев, и Александр Бестужев (Марлинский), которые не могли уже в то время в
чем-нибудь сговариваться, сталкиваться, сказали одно и то же, что "Грибоедов
в заговоре не участвовал и что они не старались привлекать его к заговору,
который мог иметь исход скорее дурной, чем хороший, потому что берегли
человека, который своим талантом мог прославить Россию". Таким-то образом
Грибоедов выгородился совершенно... Разумеется, много помогли ему и Ермолов,
и, уже здесь, в Следственной комиссии, Ивановский.
VI
5 июня 1858 г., 1 час ночи.
Любовь Жандра к семейной жизни. - Баловство детей. - Жандр - пурист в
русской речи. - Как записывал автор рассказы Жандра. - Сравнение с С. Н.
Бегичевым.
Мне остается для полноты картины сказать несколько слов о Жандре как
человеке.
Человек, который был другом Грибоедова - настоящим, а не двусмысленным,
как Булгарин, не может быть дурным человеком. Это надо принять за аксиому.
Жандру около 70 лет, женился он поздно, и теперь "весь", по выражению его же
жены, "живет в своем семействе". Дети гораздо более вьются, трутся и
вертятся около него, нежели около матери. Старца (и это совершенно в духе
всякого старца), кажется, приводит в решительное восхищение то, что у него
2-3 месяца тому назад родился ребенок. Наш брат от такой благодати чуть не
заплачет, а старческому самолюбию это льстит. Детей он балует страшно, они
делают из него что хотят. По зову ребенка старик встает и идет в другую
комнату, - разумеется, за пустяками. Tout се qui est trop {все хорошо б меру
(фр.).}, - говорит пословица. Дочка его, лет 9-ти, что ли, ловкая, по такая
подвижная и манерная, что хоть вот сию минуту прямо в любую труппу
эквилибристов на канат. Я таких детей не люблю, а их хоть и детской, но
все-таки несколько нахальной развязности не люблю еще больше. Актриса,
теперь уж актриса. Что толку? Жандр сам признавался мне, что почти ничего не
читает, кроме сенаторских записок да des choses prohibees {запрещенных
изданий (фр.).}, как, например все герценовское, интересующее теперь
всякого. В отношении к языку он, как сам признавался, пурист. Например, я
спрашиваю о Завадовском:
- Скажите, пожалуйста, что это была за личность?
- Ради бога, не убивайте меня. Я вытаращил глаза.
- Не говорите "личность", у нас под этим словом разумеется совершенно
другое понятие.
- Да ведь это прямой перевод слова personnalite.
- То-то, что не прямой: personnalite - особа. Старик, видимо,
ошибается.
- Особа l'individu, - замечаю я.
- И personnalite. Ну, бог с ним.
Вообще он человек благородный и добрый, - по крайней мере ко мне был он
чрезвычайно добр: дружески пенял мне, что я не уведомил его о моей болезни,
сам навестил меня, спрашивал, не растрясла ли у меня, заезжего, моя болезнь
казны... Вхожу к нему во второй раз после моей болезни - и он отменяет
только что отданное человеку приказание идти справиться о моем здоровье. А
это: старик сидит на какой-то и не очень удобной кушетке, а я подле него в
больших вольтеровских креслах, существовавших еще при Грибоедове спрятавшись
раз за которые Жандр напугал Грибоедова, за что тот и назвал его
школьником... Старик рассказывает, и притом такие вещи, которых, верно,
другому не стал бы говорить, а у мепя, без всякого зазрения совести, на
коленях портфель с бумагой, а в руке карандаш; я, решительно без всякого
приличия, записываю бегло перечнем все, что он говорит. Прощаясь, мы
дружески обнялись и расцеловались Последнее его слово было - поклон моей
жене.
В Степане Никитиче до сих пор больше огня и душевной силы, хотя,
вероятно, меньше физической, хотя он глух и руки у него сильно трясутся. В
Степане Никитиче есть то, что
Мхом покрытая бутылка вековая
Хранит струю кипучего вина... {37}
VII
Письмо Жандра к Смирнову от 25 сентября 1858 года. - Свидание с Жандром
в конце февраля 1859 года. - Воспоминания о недавно умершем С. Н. Бегичеве и
его дружбе с Грибоедовым. - Рассказ Смирнова, со слов Бегичева, о случае в
католическом монастыре в 1814 году. - Свидетельство Жандра, в каком виде был
автограф "Горя от ума", привезенный Грибоедовым в Петербург в 1824 году. -
Многочисленные списки "Горя от ума". - Главный список А. А. Жандра,
исправленный автором собственноручно. - Допрос Жандра государем. - О
портфелях для бумаг. - О причине дуэли, Чернова и Новосильцева и обстановка
похорон того и другого. - Общие надежды на помилование декабристов. - Где
похоронены тела повешенных.
В конце февраля 1859 года я снова приехал в Петербург. Само собой
разумеется, что один из первых моих визитов был сенатору Жандру, который
писал ко мне только одно письмо, но самое обязательное. В письме этом,
которое я прилагаю в подлиннике, были мне особенно дороги следующие строки:
"Не удивляйтесь и не сердитесь на меня, любезнейший, почтенный Дмитрий
Александрович, что на три письма ваши, которые доставили мне истинное
удовольствие, убеждая, что на свете есть еще люди, согретые человеческим
сердцем, - я отвечаю так поздно. Для таких старых людей, как я, самое
трудное дело писать что бы то ни было... А я все лето писал, писал и
писал..." Далее следовало исчисление его настоящих служебных трудов и
следующее слишком важное для меня известие: "Перебравшись на новую квартиру
и перебирая мои бумаги, я нашел два письма незабвенного моего друга. Если
удосужусь, то пришлю вам копии с них. Одно менее интересно, другое
несравненно более. Оно писано к Варваре Семеновне, общему нашему другу, из
Табриса незадолго до последнего отъезда Александра в Тегеран, следовательно,
незадолго до его смерти".
Нас как-то невидимо, но как-то чувствуемо соединяла мысль, что его уже
нет, нашего общего друга, нашего дорогого Степана Никитича.
- Он умер, - сказал я.
Сенатор промолчал, но ему, видимо, было грустно.
- Он обещал мне, при последнем свидании, все письма Грибоедова к нему в
мою собственность, - продолжал я.
- Не знаю, - отвечал Жандр, - но я душевно сохраняю память об этом
человеке, - недаром его так любил Грибоедов. Они много дурости наделали в
молодости: во второй этаж дома в Брест-Литовске верхом на лошадях въехали на
бал.., Это были кутилы, но из них вышли замечательные люди. Степан Никитич
был рыцарь благородства, и вы должны почитать себя совершенно счастливым,
если сохранили несколько его писем.
- Вы рассказываете, Андрей Андреевич, как они в Брест-Литовске верхом
во второй этаж на лошадях приехали. Да мало ли они там чудили. Я вам
расскажу одну продел очку моего дядюшки: вы, вероятно, знаете, что в
Брест-Литовске был какой-то католический монастырь, чуть ли не иезуитский;
вот и забрались раз в церковь этого монастыря Грибоедов с своим любезным
Степаном Никитичем, когда служба еще не начиналась. Степан Никитич остался
внизу, а Грибоедов, не будь глуп, отправился наверх, на хоры, где орган.
Ноты были раскрыты. Собрались монахи, началась служба. Где уж в это время
находился органист или не посмел он согнать с хор и остановить русского
офицера, да который еще состоял при таком важном в том крае лице, каким был
Андрей Семенович Кологривов, - уж я вам передать этого не могу, потому что
не догадался об этом спросить Степана Никитича, от которого слышал о всей
этой проделке. Вы лучше моего знаете, что Грибоедов был великий музыкант.
Когда по порядку службы потребовалась музыка, Грибоедов заиграл и играл
довольно долго и отлично. Вдруг священнодейческие звуки умолкли, и с хор
раздался наш кровный, наш родной "Камаринский"... Можете судить, какой это
произвело эффект и какой гвалт произошел между святыми отцами...
С Жандром мы видались часто. Раз он говорит мне: "Когда Грибоедов
приехал в Петербург и в уме своем переделал свою комедию, он написал такие
ужасные брульены, что разобрать было невозможно. Видя, что гениальнейшее
создание чуть не гибнет, я у него выпросил его полулисты. Он их отдал с
совершенной беспечностью. У меня была под руками целая канцелярия: она
списала "Горе от ума" и обогатилась, потому что требовали множество списков.
Главный список, поправленный рукою самого Грибоедова, находится у меня. Вы
почерк его знаете, - сомнения не может быть никакого. Барон Корф просил у
меня мой экземпляр для императорской Публичной библиотеки, но я не дал,
потому что хочу, чтобы этот экземпляр сохранился в моем семействе".
Несколько раз говорили мы о князе Александре Одоевском. "Князь
Александр, - сказал мне Жандр, - после происшествия 14 декабря бежал, за ним
был послан Василий Перовский, человек чрезвычайно благородный; он видел в
Ораниенбауме следы его по снегу, когда тот побежал из дому в лес, но не
решился его преследовать. Впрочем, его схватили. И я был схвачен в пальто,
бобровой шапке (как давший свое платье князю Одоевскому); в таком виде я был
представлен императору, в пальто и в бобровой шапке. Государь спросил меня:
- Ты дал князю Одоевскому одежду?
- Я.
- Ты участвуешь в заговоре?
- Нет. Но я всех их знаю.
- Ступай.
После государь меня жаловал, и лент, и звезд было дано много, и нередко
я имел так называемое счастье представляться Николаю Павловичу и обедать у
него, особенно же часто в Петергофе, где я почти всегда живу летом, но
никогда государь не сказал со мной ни одного слова; я видел милости, но
видел и немилости, впрочем, мне все равно. Хоть мне дадут пятую, хоть шестую
звезду, все это вздор. Я служил честно - и умру честно".
Раз я сидел у Жандра особенно долго; старик разговорился.
- Я помню те времена, когда без портфелей ходили... старые времена, вы
их помнить не можете.
- Да в чем же бумаги-то носили? - спросил я.
- Да в бумагах же.
- А дождь, снег, ветер?
- Ну, так в платок завяжут или в салфетку завернут, а о таких
премудростях, как портфели, и слухом не слыхали, и видом не видали.
Я промолчал, потому что боялся, что отпущу глупость, вроде следующей:
"Да, подлинно доисторические времена", и тем напомню старику его
действительно преклонные лета, что не всегда бывает приятно. Жандр особенно
любил говорить о всем, что относится к 14 декабря. Видимо, что он всем этим
происшествиям сочувствует и судит о них, зная всю подноготную, как человек
умный и благородный, то есть осуждает их.
- А вот я вам расскажу, как развивались перед 14 декабря партия
аристократическая и партия либеральная. Всем известна история дуэли между
Черновым и Новосильцевым. До такой степени общество было настроено в смысле
идей демократических и революционных, что все было против аристократии,
которая, как плющ какой-нибудь около дерева, всегда и всюду вилась около
престолов. Отец Чернова был генерал-майор; у него было семь сыновей и одна
дочь. Я знавал ее, она была очень хороша, можно сказать, красавица.
Новосильцев влюбился и, уже сосватавшись и бывши женихом девушки, так что он
ездил с ней вдвоем по городу, должен был изменить по воле строгой и безумной
матери своему слову; она не позволила сыну жениться, потому что у Черновой
имя было нехорошо - Нимфодора, Акулина или что-то вроде этого. Из-за этого
вышла дуэль. Старик генерал Чернов сказал, что все его семь сыновей станут
поочередно за сестру и будут с Новосильцевым стреляться и что если бы все
семь сыновей были убиты, то будет стреляться он, старик. Дело совершилось
так; Новосильцев стрелялся с старшим Черновым. Оба были ранены насмерть.
Новосильцев умер прежде Похоронный поезд его, как аристократа, сопровождало
великое множество карет, - поверить трудно; это взбудоражило все либеральные
умы; решено было, когда Чернов умер, чтобы за его гробом не смело следовать
ни одного экипажа, а все, кому угодно быть при похоронах, шли бы пешком, - и
действительно страшная толпа шла за этим хоть и дворянским, но все-таки не
аристократическим гробом - человек 400. Я сам шел тут. Это было что-то
грандиозное.
Однажды Жандр спросил меня:
- Читали вы когда-нибудь донесение Следственной комиссии?
- Никогда его даже и не видывал.
- Как жаль! Оно у меня было и куда-то запропастилось: ведь у меня такое
множество всяких бумаг. Эта вещь, кажется, была писана для надувательства
почтеннейшей публики, как будто публика - дитя. Однако знаете ли, что в
обществе была некоторая надежда, что Николай простит или хоть не так тяжко
накажет главных лиц заговора. Я в это не верил, - Николай никогда не прощал,
и он их преспокойно повесил. В тот самый день, когда их повесили, некоторые
из близких мне людей видели отца Рылеева. Он был весел. Вот, стало быть, как
сильна была надежда... За верность этого факта я вполне ручаюсь.
- Где их вешали?
- В Петропавловской крепости.
- Вы были на этой человечественной церемонии, Андрей Андреевич?
- Нет, не был. Греч был. Церемония эта началась в 5 часов утра, и к
6-ти все было уже кончено. Потом этих несчастных положили в лодку, прикрыли
чем-то, отвезли на один пустынный остров Невы - Голодай, где хоронятся
самоубийцы, и там похоронили. Мы на этот островок ездили...
- Что же вы там нашли?
- Ничего, кроме кустов, - никаких следов могил, только тут какой-то
солдатик шатался... Мы его расспрашивать не стали.
- Да, - повершил я нага разговор, - и бысть тогда же речено про царя
Николая:
Недолго царствовал, да много куролесил,
Сто семь в Сибирь сослал да пятерых повесил.
VIII
Первое знакомство с Сосницким. - Воспоминание о помощи Грибоедова
Сосницкому лекарствами и его визитах в 1815 году. - Случай при чтении у Н.
И. Хмельницкого "Горя от ума" ее автором. - "Липецкие воды". -
Гостеприимство и товарищество Сосницкого.
Утром 3 мая (1858), часов около девяти, отправился я к Сосницкому,
живущему неподалеку от меня - около Большого театра, на Екатерининском
канале.
Через служанку подаю хозяину следующую записку: "Д. А. Смирнов,
владимирский дворянин, племянник знаменитого Грибоедова, желает иметь честь
познакомиться с И. И. Сосницким".
- Пожалуйте.
Почти у самых дверей передней встречает меня старик довольно высокого
роста, седой, с живыми глазами и очень подвижными чертами лица.
Я рекомендуюсь. Он говорит обычное: "Очень рад с вами познакомиться",
но говорит это как-то непринужденно и особенно свободно. Я сразу вижу, что с
этим человеком тоже как-то свободно... Но, боже мой, что это за любопытный
человек! Это - живой архив и русского театра, и даже, частью, русского
общества.
- Вы знали, Иван Иванович, дядю моего лично?
- Грибоедова-то? Еще бы... Я вам скажу, что я был ему одно время очень
обязан. Когда он вышел в отставку из военной службы (это было в 1815,
кажется, году) {38}, я был тогда молодым человеком, жил в казенном доме и.
заболел. Грибоедов посещал меня очень часто, привозил мне лекарства, и все
на свой счет.
- Грибоедов был вообще очень доброго характера.
- Да, но он бывал иногда строптив и вообще резок. Хотите, я вам
расскажу один случай, бывший у меня именно перед глазами?
- Сделайте милость.
- Это было в 1824 году. Грибоедов приехал в Петербург с первыми актами
своей комедии, слух о которой Уже ходил в народе. Раз встречается он у меня
с известным комиком Хмельницким. Тот говорит: "Александр Сергеевич,
познакомьте меня с вашей комедией, о ней говорят". Грибоедов согласился.
"Приезжайте ко мне обедать, тогда и почитаем. Я соберу несколько человек
общих добрых приятелей". Назначили день и час, и несколько человек собралось
у Хмельницкого. Там были: Василий Каратыгин, Соц, я, другие, и в том числе
некто Василий Михайлович Федоров, человек очень умный образованный, автор
нескольких слезных и чувствительных драм, которые были когда-то во вкусе и
духе своего времени и над которыми Федоров сам же смеялся первый, от души и
очень остроумно. Грибоедов приехал, привез с собой свою рукопись, и так как
ее переписывал какой-то канцелярский чиновник, почерком казенным, крупным,
то рукопись была довольно толста. Грибоедов положил ее на стол в гостиной.
Федоров подошел, взял в руки тетрадь да и говорит:
- Эге! Таки увесисто. Стоит моих драм.
- Я глупостей не пишу, - резко и с сердцем отвечал Грибоедов, видимо
обидевшийся.
- Александр Сергеевич, я тут больше подшутил над собой, чем над вами,
стало быть, больше обидел себя, а не вас.
- Да вы и не можете меня обидеть.
Резкость этого тона на всех нас, а особенно на хозяина, подействовала
как-то неприятно. Мы старались, что называется, "сгладить" все это
происшествие, - но не тут-то было: Грибоедов уперся, и в нем, видимо,
оставалось неприязненное чувство к Федорову.
Когда мы отобедали, подали кофе, Хмельницкий обратился к Грибоедову со
словами:
- Теперь, Александр Сергеевич, можно бы, кажется, начать чтение?
- Я не буду читать, пока этот господин будет здесь, - отвечал
Грибоедов, указывая на Федорова.
Федоров, видимо, переконфузился.
- Александр Сергеевич, - сказал он, - я, ей-ей, не думал вас обидеть.
- Да и не можете, я вам это уже говорил.
- Но видимо, что слова мои вам неприятны.
- Приятного в них, точно, ничего нет.
- Если вам неприятно, то я прямо прошу у вас извинения.
- Не нужно. А читать при вас я не буду.
- Так, стало быть, мне остается только уйти, чтобы не лишать других
удовольствия слышать ваше сочинение.
- И благоразумно сделаете.
Федоров ушел. Через час времени Грибоедов начал чтение. <...>
Сосницкий принял меня так просто, прямо и радушно, как я и выразить не
могу.
- Пожалуйста, приходите ко мне запросто обедать; у меня простой русский
стол, милости просим.
Разумеется, что я не отказался.
Я забыл вот что. Когда я проходил с хозяином ряд комнат (Сосницкий
живет по-барски, как немногие в Петербурге), мне в одной комнате бросился
прямо в глаза портрет М. С. Щепкина. "А, - подумал я, - это отлично хорошо
рекомендует хозяина, как человека: стало быть, тут нет соперничества, а
товарищество".
В среду - это будет 7 мая - пойду обедать к Сосницкому.
IX
Мнение автора о ценности записок по театру И. И. Сосницкого и М. С.
Щепкина. - "Липецкие воды". - Печатная война из-за них. - Стихи Грибоедова
по этому поводу. - Нападки М. Н. Загоскина на Грибоедова в "Северном
наблюдателе". - "Лубочный театр". - Отказ печатать эти стихи и 1000 списков
их. - Поездка автора к Сосницкому в Павловск 3 июня 1858 года. -
Хлебосольство Сосницкого. - <...>
Несчастная и продолжительная болезнь моя мне, по всему, очень много
напортила и напутала. Не успел я прочесть всего по Публичной библиотеке,
хотя это все было бы, может быть, просто уже роскошью. Но главное -
напортила и напутала она мне именно в отношении к Сосницкому, потому что мне
удалось видеть этого чрезвычайно замечательного человека только два раза -
при приезде да при отъезде моем. Сосницкий, как я очень справедливо написал
как-то жене, живая летопись не только русского театра, но в некоторой,
разумеется, степени и русского общества. Сколько поколений, сколько идей,
стремлений, верований, наклонностей общественных, сколько замечательных
людей прошло перед его глазами! Он и Щепкин - да это два сущие клада.
Говорят, что Щепкин написал записки, но хочет, чтобы они были изданы после
его смерти, а Сосницкий, верно, ничего не написал, потому что сам мне
признавался, что ленив до крайности... Притом же жизнь артиста, даже в нашей
смиренной верноподданнической России - жизнь по преимуществу свободная,
веселая, живая, решительно антипатичная всему, что отзывается пером,
терпеньем, кабинетным трудом. Когда этим господам писать? Им надо или
играть, или гулять... Иапиши и издай свои записки Сосницкий - он бы
решительно обогатился: эту любопытную книгу, которая как бы ни была плохо
написана, но по своему общественному социальному характеру была бы гораздо
любопытнее "Семейной хроники" иди "Первых годов Багрова-внука" Аксакова,
раскупили бы нарасхват.
Сосницкий в молодости своей принадлежал не к сценической, а к балетной
труппе, - он танцевал. На драматическую сцену выступил он в первый раз в
"Липецких водах" князя Шаховского. Я где-то записал, что в наше время трудно
и поверить тому огромному успеху или уяснить себе разумно причину такого
успеха, который имела в свое время эта из рук вон плохая комедия Шаховского.
Это совершенно справедливо. Сосницкий объясняет причину ее успеха тем, что
тут Шаховской подобрал все молодых, новых и свежих артистов и что при
представлении ее в первый раз была оставлена натянутая, декламаторская
дикция, которой придерживались даже и в комедии. Нет, этого мало. Видно (т.
е. не видно, а надо думать), что комедия затронула какие-нибудь общественные
интересы или интересные общественные личности (как при этом слове не
вспомнить Жандра), потому что произвела такой фурор, такие горячие партии
pro и contra, такую забавную печатную и письменную войну, поконченную
стихами Грибоедова, которые хоть и не вполне, но прочел мне С. Н. Бегичев.
Они называются "Приказ Феба". Феб, которому из-за "Липецких вод" порядочно
надоели, объявляет,
Что споры все о "Липецких водах"
(В хулу и похвалу, и в прозе и в стихах)
Написаны и преданы тисненью
Не по его веленью.
Вот как далеко зашло общ