комитета "По отпечатанному без предварительной
цензуры 6-му тому собрания сочинений Н. С. Лескова" (ЦГИАЛ ф. 777, оп 4, Э
95, 1889, листы 1-17).}
Уже 18 августа, по докладу цензора С. И. Коссовича, книга была
задержана гражданской цензурой. С.-Петербургский цензурный комитет нашел,
что Лесков выставляет в крайне неблагоприятном свете высшее и низшее
духовенство и что он одних попов обвиняет "в непомерной гордыне и себялюбии,
других в любостяжании, драчливости и распутстве... Все многочисленные пороки
высшего духовенства возбуждают нелюбовь к ним народа, выражающуюся, по
указаниям автора, в изображении на картине Страшного суда архиереев,
охваченных одной цепью с корыстолюбивым Иудой... Отзывы о мощах "проникнуты
тонким ядом кощунства". Комитет считал, что в конце третьей части содержится
"дикий мистико-революционный бред". Вообще, "вся шестая книга сочинений
Лескова, несмотря на неоспоримую общую благонамеренность автора,
оказывается, к сожалению, дерзким памфлетом и на церковное управление в
России и на растление нравов нашего духовенства" и представляет "дело
православия как бы погибающим. Для колеблющихся в делах веры его книга может
оказаться крайне вредною, хотя бы и мимо воли самого писателя". {И. Ковалев,
Запрещенные рассказы Н. С. Лескова - "Литературная газета", 1941, 2 марта, Э
9, стр. 6.}
Вскоре (22 сентября) против книги высказалась также и духовная цензура.
29 сентября обо всем этом С.-Петербургский цензурный комитет донес Главному
управлению по делам печати, который окончательно и запретил книгу.
19 октября 1889 года старшин инспектор по типографиям хотел приступить
к вырезке из отпечатанного тома "Мелочей архиерейской жизни", сохранив
"Захудалый род" и "Сеничкин яд", но владелец типографии А. С. Суворин не
допустил вырезок, а просил опечатать весь тираж. Очевидно, он еще надеялся
отстоять книгу в высших инстанциях. Однако именно высшие инстанции (К. П.
Победоносцев, Е. М. Феоктистов, Т. И. Филиппов и др.) были решительно
настроены против автора книги, и Суворину пришлось согласиться на вырезки.
Они пролежали несколько лет опечатанными и в ноябре 1893 года были сожжены.
{А. Лесков, Жизнь Николая Лескова, стр. 585.} Лишь восемь полных зкземпляров
книги были отосланы в С.-Петербургский цензурный комитет. Один из них был
передан в Публичную библиотеку, а остальные постепенно разошлись по рукам.
{См. заметку Н. С. Ашукина "Библиографическая редкость" - "Известия ЦИК и
ВЦИК", 1934, 14 октября, Э 241 (5489), стр. 4. Один из уцелевших экземпляров
книги Лесков подарил врачу Л. Б. Бертенсону с надписью: "Божиим попущением
книга сия сочтена вредною и уничтожена мстивостью чревонеистового
Феоктистова, подлого ради угождения Лампадоносцеву" <т. е. Победоносцеву> -
"Русская мысль", 1915, Э 10, стр. 95.}
10 ноября дополнительно были конфискованы отпечатанные по просьбе
Лескова особые вклейки в следующий, седьмой том, вышедший в свет раньше
шестого: "Седьмой том Сочинений Н. С. Лескова выходит прежде шестого тома по
независящим от издателя обстоятельствам".
Шестой том собрания сочинений в новом составе вышел из печати и был
роздан подписчикам последним (после десятого тома).
Лесков чрезвычайно болезненно воспринимал катастрофу с книгой. Он не
раз утверждал, что мучившую его последние годы жизни астму он получил на
лестнице у Суворина, узнав о том, что шестой том окончательно приговорен к
сожжению.
"Подоспела досада, которая не дает мне духа, чтобы говорить о чем бы то
ни было весело и пространно: благодетельное учреждение арестовало VI-й том
собрания моих сочинений, состоящий из вещей, которые все были в печати. Это
том в 51 лист. {В действительности лишь 40. Из них 30 листов погибло, а 16
были использованы в новой редакции тома.} Вы можете себе представить
состояние моего духа", - писал Лесков В. А. Гольцеву 5 сентября 1889 года
("Голос минувшего", 1916, Э 7-8, стр. 402-403).
19 сентября Лесков писал зятю Н. П. Крохину: "У меня арестован VI-й
том, и это составляет и огромный убыток, и досаду, и унижение от сознания
силы беззакония" (цит. по книге А. Лескова "Жизнь Николая Лескова", стр.
577).
5 октября 1889 же года - Л. Б. Бертенсону: "Попы толстопузые"
поусердствовали, и весь VI том мой измазали. Исчеркали даже роман "Захудалый
род", печатавшийся у Каткова... Вот каково "муженеистовство"! Это то, что
Мицкевич удачно назвал "kaskady tyranstwa"... Какие от этого облатки и
пилюли принимать надо? Что за подлое самочинство и самовластие со стороны
всякого прохвоста" ("Русская мысль", 1915, Э 10, стр. 90).
В Конст<антиновском> воен<ном> уч<илище> офицер донес на юнкера, что
тот имел книгу: "Мелочи архиерейской жизни". Юнкера посадили под арест", -
сообщает Лесков в письме Л. Н. Толстому 12 января 1891 года ("Письма
Толстого и к Толстому. Юбилейный сборник", М. - Л., Госиздат, 1928, стр.
89).
"Мелочи архиерейской жизни" были признаны неблагонадежным сочинением и
до 1905 года числились в списке книг запрещенных к обращению в публичных
библиотеках и общественных читальнях.
В посмертных собраниях сочинений 1897 и 1902-1903 годов "Мелочи
архиерейской жизни" печатались со значительными сокращениями и искажениями
текста. {Издание 1902 г. у цензора Соколова уже не вызвало возражений и
сомнений: "с 1889 г. многое изменилось в литературе". Впрочем, и он считал
возможным пропуск книги, если она "будет напечатана не в таком огромном
количестве экземпляров, чтобы ее можно было считать предназначенной для
народного чтения" (рапорт от 29 июня 1902 г., ЦГИАЛ. Назв. дело С. -
Петербургского цензурного комитета, 1889, Э 95).} В советское время главы
1-4 (по тексту издания 1880 г.) перепечатывались в Избранных сочинениях под
ред. Б. М. Другова (М.-Л., "Academia", 1937, стр. 237-264) и в "Избранных
произведениях..." (т. II, Петрозаводск, Гос. изд. Карело-Финской ССР, 1952,
стр. 328-359).
В настоящем издании, после 1880 года, то есть через 77 лет, впервые
полностью перепечатывается текст одного из замечательных произведений
Лескова.
Нет ни одного государства... и т. д. - Эпиграф с существенными
неточностями взят Лесковым из книги: "Народная гордость", пер. с франц., М.,
изд. Типографической компании, 1788. Лесков точно воспроизвел начало
эпиграфа из текста, находящегося на стр. 6 назв. книги: "Нет ни одного
государства, в котором бы не находились превосходные мужи во всяком роде".
Остальная часть цитаты восходит к стр. 3 (с большими неточностями). В
подлиннике: "Всякий человек почитает себя почему-нибудь выше других и
смотрит с гордым сожалением на все, вне его находящееся". Автор книги -
прогрессивный философ и врач Иоанн-Георг Циммерман (1728-1795). Русский
перевод книги за свободомыслие был запрещен, и издание вызвало для издателя
- Н. И. Новикова и его друзей - ряд неприятностей.
В течение 1878 года русскою печатью сообщено очень много интересных и
характерных анекдотов о некоторых из наших архиереев. - Это обилие статей
связано с обсуждавшимся в это время проектом церковной реформы.
Никодим - см. стр. 660.
...у нас не любили черного духовенства... - Черным духовенством
называется монашествующее духовенство, давшее обет целомудрия и безбрачия, в
отличие от белого (протоиереи, дьяконы, причетники), которым разрешен брак.
Смарагд Крижановский (ум. в 1863 г.) - архиерей в Орле в 1844-1858
годах.
"Ужасный Бруевич" - сын священника из Могилева Бонч-Бруевич (см. статью
епископа Никанора "Памяти преосвященного Смарагда" - "Церковно-общественный
вестник", 1879, 4 марта, Э 27, стр. 4). Никанор всячески старается защитить
Бруевича.
...я видал губернатора, князя Петра Ивановича Трубецкого... - Князь П.
И. Трубецкой (1798-1871) был орловским губернатором в 1841-1849 годах.
Лесков писал о Трубецком также в рассказа "Умершее сословие" (см. наст. изд.
т. 8).
...его супругу, княгиню Трубецкую, рожденную Витгенштейн... - дочь
фельдмаршала П. X. Витгенштейна - Э. П. Сайн-Витгенштейн-Берлебург
(1801-1869).
Вечный жид Агасфер - по преданию, еврей, прогнавший Христа, когда он
хотел отдохнуть по пути на Голгофу, и за это обреченный бесприютно
странствовать до дня Страшного суда.
Зоил - греческий ритор (III в. до н. э.), занимавшийся порицанием
Гомера. Его имя сделалось нарицательным прозвищем несправедливого,
озлобленного критика.
"Валентиновская" сабля - может быть, Лесков имеет в виду саблю
Валентина, брата Маргариты, в опере "Фауст"; Мефистофель убивает Валентина
на дуэли.
Игреняя - особая масть (рыжая, с гривой и хвостом светлее стана).
...вертинар за регистры подарил.. - то есть ветеринар подарил за
какие-то письменные работы.
....гулял в нем... до Алексея пожия человека... - то есть до 17 июля
ст. ст.
Термин - здесь в значении: срок.
Троицын день, или пятидесятница - православный праздник в пятидесятый
день после пасхи.
...мы забирались читать Веверлея... - "Веверлей" - один из наиболее
популярных романов Вальтера Скотта, неоднократно переводившийся на русский
язык.
...имел сношения с случайными людьми архиерейского дома. - Лесков
употребляет слово "случайный" в его старинном значении, то есть с
находившимися в случае, в милости, в фаворе.
Исав - по библейскому преданию, старший сын Исаака и Ревекки, продавший
свое первородство брату за чечевичную похлебку.
Шлык - шапка.
...со всею ордою провожатых, коих Петр Великий в своем регламенте
именовал "несытыми скотинами". - Здесь и далее Лесков имеет в виду
написанный Феофаном Прокоповичем и отредактированный Петром I в 1721 году
"Регламент или устав духовной коллегии": "ибо слуги архиерейские обычно
бывают лакомые скотины и где видят власть своего владыки, так с великою
гордостию и бесстудием, как татаре яа похищение, устремляются" (Полное
собрание законов Российской империи с 1649 г., т, VI, СПб., 1830, Э 3718,
стр. 329). Эти слова Лесков неоднократно использовал в "Мелочах архиерейской
жизни" и в ряде других произведений, в том числе и в "Соборянах".
В<арлаам> (Успенский, ум. в 1876 г.) был архиереем в Пензе в 1854-1862
годах.
...соборного протоиерея О-на... - Вероятно, у Лескова ошибка или
опечатка. Протоиереем кафедрального собора в Пензе был в это время Ф. П.
Островидов ("Справочная книжка Пензенской губернии на 1858 год", Пенза,
1858, стр. 53).
Солея - возвышение в церкви перед царскими вратами,
Ктитор - церковный староста.
У графини В<исконти>, дочери известного партизана Дениса Давыдова... -
Криптоним раскрыт на основании указания в книге Л. Ростопчиной "Семейная
хроника (1812 г.)", М., без года, стр. 258.
Дарбуа, Жорж (1813-1871) - с 1863 года архиепископ парижский.
Фабий Кунктатор - римский консул (III в. до н. э.); получил свое
прозвище (Медлитель) за применение по отношению к противнику тактики
изматывания.
Иоанн Смоленский (Соколов, 1818-1869) - известный богослов и
проповедник, останавливавшийся в своих проповедях на вопросах современности
(например, освобождении крестьян) в более или менее либеральном духе.
...два нумера "Домашней беседы" г. Аскоченского... - "Домашняя беседа"
- журнал, издававшийся в Петербурге в 1858-1877 годах реакционнейшим
публицистом В, И, Аскоченским (1813-1879).
Иннокентий Таврический (Борисов) (1800-1857) - знаменитый богослов и
духовный писатель, с 1848 года архиепископ херсонский и таврический.
Упоминаемое Лесковым письмо Иннокентия к видному украинскому ботанику,
публицисту и писателю М. А. Максимовичу (1804-1873) от 29 февраля 1868 года
находится в книге М. Максимовича "Письма о Киеве и воспоминание о Тавриде",
СПб., 1871, стр. 43-44. Об изданных посмертно сочинениях Иннокентия Лесков
напечатал рецензии в "Литовских епархиальных ведомостях", 1872, Э 4 и в
газете "Русский мир", 187), Э 112, 1872, N3 96.
Флурапс, Мари-Жан-Пьер (1794-1867) - известный французский физиолог.
Августин (Сахаров, 1768-1841) - епископ уфимский в 18061857 годах.
Филарет Амфитеатров (1779-1857) - митрополит киевский в 1837-1857
годах.
"Воспитаньем, слава богу, у нас не мудрено блеснуть" - цитата из
"Евгения Онегина" (гл. I, строфа 5).
...одна из именуемых петровским регламентом "несытых архиерейских
скотин"... - см. примечание на стр. 671.
Усменный - кожаный.
...но вышло, что я ошибся. - Цитируемые Лесковым слова содержатся в
"Московских письмах" назв. Лесковым газеты (подп. криптонимом "А. Дм.")
Григорий (Постников, 1784-1860) - был епископом в Калуге в 1825-1829
годах.
Филарет Филаретов (1824-1882) - епископ уманский в Киеве и второй
викарий киевский в 1874-1877 годах; затем до смерти - епископ рижский.
Филарет Гумилевский - (1805-1866) - богослов, историк церкви, епископ
рижский, а потом харьковский и черниговский.
...духа времени, который... по прекрасному выражению И. С. Тургенева,
оказывает на всех неодолимое давление, побуждая всякое величие опрощаться. -
Лесков очень неточно цитирует слова Тургенева в предисловии к собранию
романов в издании 1880 года: "я стремился, насколько хватало сил и уменья,
добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы и
то, что Шекспир называет the body and pressure of time <самый образ и
давление времени>". - И. С. Тургенев. Сочинения, т. XII, 1933, стр. 296.
"Жизнь, по выражению поэта (И. С. Никитина), изнывает в заботе о хлебе"
- неточная цитата из стихотворения "Детство веселое, детские грезы..."
(1858).
..."одной с ними жизнью дышать и внимать их сердец трепетанью" -
неточная цитата из стихотворения Е. А. Баратынского "На смерть Гете":
С природой одною он жизнью дышал,
Ручья разумел лепетанье.
Мой родной брат... - брат Лескова - Алексей Семенович, известный
киевский врач (1837-1909).
Порфирий Успенский (1804-1885) - епископ чигиринский в 1865-1878 годы,
жил (как и все чигиринские епископы) в Киеве.
Макарий литовский (Булгаков, 1816-1882}-историк церкви, московский
митрополит с 1879 года и до смерти.
...как живший в Задонске Тихон... - см. примечание на стр. 661.
...со слов... Гудовского... - И. В. Гудовский с 1849 года имел звание
неклассного художника по исторической и портретной живописи.
Арсений - см. стр. 674.
Академик Солнцев, Ф. Г. (1801-1892) - археолог и живописец, с 1835 года
академик Академии художеств. С 1843 года и до 1853 он работал в Киеве;
открыл там фрески XI века а Софийском соборе и принимал участие в их
реставрации. См. П. Лебединцев, Возобновление Киево-Софийского собора в
1843-1853 гг. Киев, 1879.
Пешехонов, Иван - незначительный живописец 1850-1870-х годов.
Лассировка - особый прием живописной техники, при котором поверх
основных густых тонов наносятся прозрачные краски.
...см. письма, изд. А. Н. Муравьевым... - Лесков имеет в виду следующее
издание: "Письма митрополита московского Филарета к A. H. M. 1832-1867",
Киев, 1869. Письма обращены к известному духовному писателю и поэту А. Н.
Муравьеву (1806-1874). О нем Лесков писал в статьях: "Синодальные персоны" -
"Исторический вестник", 1882, Э 11, и "Таинственные предвестия" - "Новь",
1885,, т. III, Э 12, стр. 613-628.
С. П. Алферьев (13!6-1884) - профессор медицинского факультета
Киевского университета в 1844-1864 годах, дядя Лескова по матери. "В доме
дяди, - писал Лесков впоследствии.
...я встречался почти со всеми профессорами тогдашнего университетского
кружка и, несмотря на мою едва начавшуюся юность, пользовался от некоторых
из них благорасположением и даже доверием" ("Исторический вестник", 1882, Э
10, стр. 441). Вероятно, с помощью Алферьева Лесков посещал некоторые лекции
в университете.
Н. Я. Чернобаев (1797-1868) - генерал-штаб-доктор войск 4-го и 5-го
пехотного корпуса во время Крымской кампании, видный деятель отечественной
медицины.
Дмитрий Гаврилович Бибиков (1792-1870) - генерал-губернатор в Киеве в
1837-1852 годах.
Исидор (Никольский, 1799-1892); - митрополит киевский в 1858-1860
годах; см. также стр. 678.
Арсений (Москвин, 1795-1876); - митрополит киевский в 1860-1876 годах.
Филофей (Успенский, 1808-1882); - митрополит киевский в 1876-1882
годах.
Штунда - см. стр. 639.
Мельхиседек. - Бывший настоятель Киевского Николаевского монастыря,
архимандрит Мельхиседек утонул 26 августа 1878 года во время прогулки по
Днепру. Его сопровождало довольно большое общество - до 20 человек, в том
числе "дамы с детьми и прислугой", как сообщалось в газетах
("Церковно-общественный вестник", 1878, 17 сентября, Э 111, стр. 4).
...погибоша аки обре - выражение из "Повести временных лет" о том, как
бог истребил обров (аваров) за насилия по отношению к покоренным ими
дулебам. Употребляется в смысле: "исчезли без следа".
Епископ Н<еофи>т (Соснин, 1795-1868) был "в отдаленной восточной
епархии", то есть в Перми, в 1851-1868 годы, а перед тем в 1838-1851 годах в
Вятке. Что речь идет о Неофите, подтверждает и Е. А. Попов в книге
"Великопермская и пермская епархия. 1379-1879", Пермь, 1879, стр. 306-319.
...автор сочинения о том, каким святым в каковых случаях надо молиться,
пермский протоиерей Евгений Попов... - Книга Е. А. Попова называется:
"Святые, имеющие особенную благодать помогать в разных болезнях и других
нуждах", Пермь, 1879.
Митрофан (1623-1703) - епископ воронежский в 1682-1693 годах.
Св. Варвара - христианская мученица в IV в.
Иоанн Многострадальный (ум. в 1160 г.), согласно легенде, 30 лет прожил
в пещере, зарытый по плечи.
Д. А. Толстой (1823-1889) - видный государственный деятель; с 1865 года
- обер-прокурор синода, с 1866-го - также и министр народного просвещения;
обе эти должности он занимал до апреля 1880 года. Крайний реакционер,
сторонник "сильной власти" и "регламентации" крестьянского быта. Толстой
провел реформу духовно-учебных заведений, а в гимназии резко усилил
преподавание классических языков. Школа, по его мнению, должна быть оплотом
борьбы против материализма и свободомыслия.
Контрировал - ссорился.
Г-н N был простец. - Слово "простец", употребленное здесь и далее
Лесковым несколько раз, заимствовано им из записок замечательного
самоучки-писателя и экономиста И. Т. Посошкова (1670-1726). В письме к А. П.
Милюкову (приблизительно 1879-1880 г.) Лесков писал: "позвольте мне
рекомендовать вашему вниманию слово "простец" в записках Посошкова, который
и сам себя и вообще крестьян называет "простецами". Заключаю от этого, что
употребление такого слова не зазорно, и оно значит совсем не то, что значит
"простяк"... Слово "простец" есть слово русское, правильное и притом столь
ясно-выразительное, что я позволю себе за него стоять и впредь стану его
употреблять ничтоже сумняся" (сборник "Шестидесятые годы. Материалы по
истории литературы и общественному движению" под ред. Н. К. Пиксанова и О.
В. Цехновицера, М.-Л., изд. Академии наук СССР, 1940, стр. 299-300}.
...ни та старушка у Тургенева, которая сама хотела заплатить рубль за
свою отходную - см. рассказ "Смерть" в "Записках охотника".
...если блюсти свое правило и хоть немножко хранить свое достоинство, о
коем позволяет заботиться Сирах... - В библии в Книге премудрости Иисуса
сына Сирахова (гл. ХХХIII, 23}: есть следующие слова: "во всех делах твоих
будь главным и не клади пятна на честь твою".
Потир - чаша, употребляемая при православном богослужении.
Преосвященный Н<еофи>т поступил из г. Вятки в г. П<ермь> после архиерея
сурового, большого постника... - Предшественником Неофита в Перми в
1831-1851 годах был Аркадий (Федоров, ум. в 1870 г.}.
...явился к владыке с некогда знаменитым цензором г. Z. - В книге Е. А.
Попова "Великопермская и пермская епархия, 1379-1879", Пермь, 1879, стр.
311, указано, что речь идет о Н. В. Е. - то есть об Н. В. Елагине
(1817-1891), духовном писателе и с 1848 года цензоре.
Резент - резон.
Никодимова беседа - памятник апокрифической литературы, рассказывающий
о страданиях Христа и о сошествии его в ад.
Полунощница - богослужение перед утреней.
"Исполатие" - искаженное "испола ети деспота" - церковное возглашелие
по гречески: eis polla ete despota - на многие годы, владыка.
...из козловского "Чернеца"... - Цитата у Лескова не вполне точна. У
Козлова:
И воз, накладепный снопами;
И вижу я, между снопов
Сидит в венке из васильков
Младенец с алыми щеками. (Глава X)
...в путь, в город О. - По-видимому, речь идет об Оханске Пермской
губернии.
...дело об убийстве доктора Ковальчукова. - Известный харьковский врач
А. И. Ковальчуков (род. в 1832 г.) был убит 10 декабря 1877 года Г. А.
Безобразовым на почве сложных отношений с М. С. Ковальчуковой. Последняя
разошлась с мужем, ко развод не был оформлен. Убийство и все перипетии
процесса оживленно обсуждались не только местной, но и столичной прессой.
Процесс происходил в Харькове в октябре 1878 года. Присяжные оправдали М. С.
Ковальчукову и признали Безобразова виновным, но заслуживающим снисхождения,
- он был приговорен к 11 годам каторжных работ (см., напр., газету
"Харьков", 1878, 6 января, ЭЭ 43 и 45, 28 января, Э 61, 24 августа, Э 195,
ЭЭ 235-239, 26 октября-1 ноября).
...статьи г. Филиппова в "Современнике"... - Лесков имеет в виду статьи
юриста и публициста М. А. Филиппова (1828-1886) "Взгляд на русские
гражданские законы", напечатанные в "Современнике", 1861, ЭЭ 2 и 3.
...супругов Т<инько>вых в их родовом селе Х<омут>ах, на берегу река
Оки. - Фамилия и село установлены путем сопоставления данных следующих
изданий: "Приложения к трудам редакционных комиссий для составления
положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", т. II, СПб.,
1860, стр. 2 (6-й пагинации) - фамилия владельца и название села и "Списка
населенных мест Российской империи", т. XXIX, СПб., 1871, Э 154, стр. 11 -
название села, находящегося на берегу Оки и единственно подходящего по
грамматической форме множ. числа.
Поликарп (Радкевич, 1789-1867); - епископ орловский в 1858-1867 годах.
Прификс (от франц. prix-fixe) - окончательная цена, без запроса и без
уступок.
...О<рел>, представлявший тогда, по выражению близко знавшего его
романиста, "дворянское гнездо"... - Лесков имеет в виду И. С. Тургенева.
...как ветхозаветная Анна, только плакала и шептала... - В библейской
Первой книге Царств (глава I) рассказывается об одной из жен Елкана - Анне,
горько плакавшей по поводу своей бездетности.
...в прекрасно исполняемой Самойловым пьесе "Одно слово министру". -
Артист В. В. Самойлов (1813-1887) играл в комедии австрийского драматурга
Антона Лангера (1824-1879) "Одно слово министру" (перевод с немецкого И. Ф.
Плинатуса). Рукописный экземпляр этой неизданной пьесы имеется в Ленинграде
в фондах Театральной библиотеки им. А. В. Луначарского (Э 1535). Действие
происходит в Вене в 1784 году. Эта пьеса была поставлена на сцене
Александрийского театра в 1867 году, то есть как раз в то время, когда
Лесков ставил там своего "Расточителя".
Святогоров конь - сказочный конь богатыря Святогора, обладавший
человеческим разумом и дававший всаднику советы.
Сократически, - Сократической называется особая форма беседы, связанная
с именем древнегреческого философа Сократа (V в. до н. э.). Сократ будто бы
заставлял собеседника самого прийти к правильному выводу путем задаваемых
ему вопросов ("наведения").
Ухоботье - плева, мякина, то, что на току относится ветром к концу
вороха.
...расхваленный "образцовый священник" петербургской Знаменской церкви,
Александр Тимофеевич Никольский. Этот "образцовый священник", как повествует
изданная о нем похвальная книга... отказался помолиться над незамужнею
родильницею. - Этот эпизод подробно рассказан в анонимно изданной книге о
Никольском (1821-1876) "А. Т. Никольский. Очерк жизни и деятельности", СПб.,
1878, стр. 38-42. По жалобе родильницы Никольскому было сделано строгое
замечание.
Василий Кесарийский - см. примечание на стр. 639,
"История конституций" А. В. Лохвицкого. - Точное название этой книги
прогрессивного юриста и публициста А. В. Лохвицкого (1830-1884) "Обзор
современных конституций", СПб., 1862, и изд. 2-е - СПб., 1855.
"Узы Гименея" - то есть брака (по имени Гимена - бога брака в
древнегреческой мифологии).
Бонза - буквально: жрец Будды, здесь в значении: неприступный владыка.
Я ведь не в корпусе на Садовой улице учился... - На Садовой улице в
Петербурге находился привилегированный Пажеский корпус.
Nam si violandum... и т. д. - Цитата из драмы "Финикиянки" (стихи
524-525) древнегреческого драматурга Эврипида (V в. до н. э.) цитируется
Лесковым в переводе Цицерона (I в. до н. э.) в его трактате "Об
обязанностях" (кн. III, 82).
Молахи и валдахи - искаженное молдавы и валахи. См. то же в "Шерамуре",
наст, том, стр. 293.
Филарет Дроздов - см. стр. 634.
Олилюй - искаженное "Аллилуйя" (церковный возглас - "Хвалите господа").
Исидор - см. примечание на стр. 674. Исидор в течение ряда лет собирал
различные рукописи. Упоминаемое Лесковым литографированное их описание
перепечатано в издании: "Сердечный привет. Сборник статей... в память
50-летия... Исидора...", СПб., 1884, стр. 117-168.
...люди русские, которым, по справедливому замечанию Пушкина,
"злорадство свойственно"... - Откуда Лесковым заимствованы эти слова, не
установлено. По данным картотеки Пушкинского словаря Института языкознания
Академии наук СССР, у Пушкина слово "злорадство" не зарегистрировано.
...собрался на Самотек... - Близ Самотечной улицы в Москве находилось
Троицко-Сухаревское подворье - резиденция митрополита в это время.
...конца нет претекстам. - Претекст здесь в значении: предлог (от
франц. pretexte).
...иерея Беллюстина вызвал... - Подразумевается калязинский священник
И. С. Беллюстин (1820-1890), автор книги "Описание сельского духовенства"
(Лейпциг, 1858), напечатанной М. П. Погодиным против воли автора. Книга ярко
освещала положение русского духовенства и вызвала большой шум и полемику в
печати. Добролюбов дважды касался этой книги в "Современнике" (в статьях
"Мысли светского человека о книге "Описание сельского духовенства" - 1859, Э
6, и "Заграничные прения о положении русского духовенства" - 1860, Э 3).
Голубинский, Е. Е. (1834-1912) - историк русской церкви, профессор
Московской духовной академии. Его труды, носившие относительно либеральный
характер, вызвали против него гонение со стороны К. П. Победоносцева и
других представителей официальной церкви. Неоднократные упоминания о
Голубинском в ряде статей и очерков Лескова имели полемический характер.
...в видах наибольшей аттенции... - для выражения наибольшего почтения.
..."нет тайны, которая не сделалась бы явною"... - не вполне точная
цитата из евангелия от Луки, гл. VIII, 17.
Кавалерийский генерал Яшвиль - генерал-майор В. В. Яшвиль (1815-1864),
убивший в 1842 году на дуэли кн. А. Н. Долгорукого и за это разжалованный в
солдаты; впоследствии командовал полками.
...Нила - автора исследования "О буддизме". - Книга архиепископа Нила
(Исаковича, 1796-1874); "Буддизм, рассматриваемый в отношении к
последователям его, обитающим в Сибири", вышла в Петербурге в 1858 году и
вызвала доброжелательную рецензию Добролюбова в "Современнике", 1858, Э 11
(см. наст, изд. т.5, стр. 451 и след.).
Агафангел. - Лесков имеет в виду Соловьева (1812-1876), автора поданной
в 1876 году записки о духовно-судебной реформе, направленной против Д. А.
Толстого.
О тождестве бежавшего в Нью-Йорк иеродиакона Агапия... - Речь идет об
Агапии (Андрее) Гончаренко (род. в начале 1830-х гг. в Киевской губ.), б.
дьяконе посольской церкви в Афинах, не поладившем со своим начальством и
бежавшем в Лондон. Некоторое время был наборщиком Вольной русской типографии
в Лондоне. В 1872-1873 годах издавал в Сан-Франциско на русском языке
религиозно-протестантский журнал "Свобода" (вышло четыре номера).
Симония - приобретение духовных должностей подкупом.
Евгений Болховитинов - см. стр. 634.
Архиепископ Димитрий Муретов (1806-1883)) - архиепископ одесский,
ярославский, потом херсонский, видный проповедник и автор многочисленных
работ по истории церкви.
Замечательное исследование молодого ученого о легенде св. Георгия
напечатано в министерском журнале.... - Имеется в виду монография "Святой
Георгий и Егорий Храбрый" А. И. Кирпичникова (1845-1903), напечатанная в
"Журнале министерства народного просвещения" в 1878-1879 годах.
Аббат Лакордер, Жан-Батист (1802-1861) - известный французский
проповедник, издатель демократическо-католической газеты "L'Avenir"
("Будущее").
Песталоцци, Иоганн-Генрих (1746-1827) - знаменитый швейцарский педагог.
Нимейер, Август-Герман (1751-1828) -немецкий богослов и педагог.
Коверау (правильно Каверау), Густав (1847-1918) - известный немецкий
богослов.
Дистервег, Адольф (1790-1866) - известный немецкий педагог,
продолжатель и популяризатор идей Песталоцци.
Пресловутый в свое время Шедо-Ферроти - псевдоним реакционного
публициста Ф. И. Фиркса (1812-1872), автора целого ряда изданных
по-французски и по-немецки статей и брошюр и особенно нашумевшего в свое
время, изданного по-французски, письма к Герцену, содержавшего критику идей
"Колокола" ("Lettre de M. Hertzen a l'Amdassadeur de Russie a Londres, avec
reponse de M. Shedo-Ferroti", 5 изданий, 1861-1862) - эта брошюра была
разрешена к ввозу в Россию. Ответ на эту брошюру содержится в знаменитой
статье Д. И. Писарева <"О брошюре Шедо-Ферроти">, послужившей поводом к его
аресту в июне 1862 года и заключению в Петропавловской крепости до ноября
1866 года. Статья была впервые опубликована лишь в 1902 году. См. Д. И.
Писарев, Сочинения, т. 2, М., Гослитиздат, 1955, стр. 120-126.
Гайнау, Юлий (1786-1853) - австрийский фельдмаршал, жестоко подавивший
революционные вспышки в Италии и Венгрии в 1848-1849 годах.
Кобден, Ричард (1804-1865) - английский государственный деятель,
горячий защитник принципов свободной торговли.
Сакос и митра - верхнее архиерейское облачение и головной убор во время
богослужения.