тдел беллетристики возглавил М. Е. Салтыков-Щедрин, отдел публицистики - Г. 3. Елисеев. В конце 1868 г. активным сотрудником журнала стал Михайловский.
42 В 1871 году Успенский уехал за границу...- Это было в 1872 г.
43 Автобиография Успенским написана предположительно в 1883 г.
44 Из стих. А. Н. Майкова "Fortunata" (1845).
45 П. И. Якушкин (1822-1872) -фольклорист-этнограф, автор очерков и рассказов из народной жизни. О нем см. статью 3. И. Вла совой в кн.: Якушкин П. И. Соч. М., 1986.
46 X. Д. Алчевская - деятельница народного образования, автор работ и пособий по обучению взрослых, которые высоко ценил Успен ский. Написала воспоминания о встрече с Успенским. См.: Алчев ская X. Передуманное и пережитое. М., 1912.
47 Имеется в виду Е. П. Леткова (1856-1937), писательница, друг Успенского.
48 ...напечатал свой рассказ в "Неделе", где в то время "осмеивал лучшие идеалы людей некто, подписавшийся псевдонимом "Едини ца".- Еженедельная политическая и литературная газета народни ческого направления "Неделя", издававшаяся в Петербурге с 1866 по 1901 г., вела полемику с другими журналами этого направления. Беллетрист, литературный критик и автор путевых очерков В. Л. Кигн (1856-1908), чаще всего писавший под псевдонимом Дедлов, сотрудничал в газете с 1876 г., подписываясь псевдонимом "Единица". В 1883 г. он опубликовал статью, в которой дал отрицательную оценку "Власти земли" Успенского (Неделя. 1883. No41.9 окт. Стб. 1354). О нем см. в кн.: Б у к ч и н С. "Дорогой Антон Павлович...": Очерки о корреспондентах А. П. Чехова. Минск, 1973. С. 77 - 143.
49 См: Михайловский Н. К. Литература и жизнь. СПб., 1892. С. 291.
50 И. Ф. Горбунов (1831 -1895)-мастер устных юмористи ческих рассказов из жизни мещан, мастеровых крестьян, впоследст вии опубликованных. Несмотря на огромную популярность, его рас сказы иногда оценивались только как юмористические, лишенные серьезного содержания, чему во многом способствовали произволь ные вставки и искажения их некоторыми исполнителями, а также ряд фальсификаций, издаваемых в коммерческих целях под его именем.
51 "Тут был литературно-музыкальный вечер". .- Комментарий к этому письму см : Успенский Г. И. Т. 13. С. 577.
52 ..."Сегодня послал я вам доверенность"...- Этот эпизод и письмо приводит в своих воспоминаниях об Успенском Короленко. См.: Короленко В. Г. Собр. соч.: В 10 т. М., 1955 Т. 8. С. 38.
53 ..."обнаженные нервы"- я не знаю никого, к кому это изобретенное кем-то из наших ломающихся декадентов выражение так подходило бы.- А. Н. Емельянов-Коханский (1871 - ?) в 1895 г. вы пустил книгу стихов "Обнаженные нервы". Михайловский оценил ее резко отрицательно (Рус. богатство. 1895. No 8. С. 65). В настоящее время высказывается достаточно аргументированная точка зрения, что эта книга - сознательная мистификация. См.: Тяпков С. H. К истории первых изданий русских символистов: В. Брюсов и А. Емельянов-Коханский // Рус. лит. 1979. No 1. С. 143-152.
54 В альбоме врача-гипнотизера О. И. Фельдмана (?- 1912) Михайловский сделал такую запись 8 февраля 1889 г.: "В иные времена вас сожгли бы на костре или произвели бы в чудотворцы, смотря по тому - доброму или злому приписали бы ваши "чудеса". Теперь мы знаем наверное, что в вас живет дух добрый - дух научной пытливости, и чтим в вас человека, способствующего расширению горизонта науки". Успенский от себя добавил к этой записи следую щее: "Вполне разделяю справедливое мнение Н. К Михайловского о вашем большом деле и счастлив, что имел возможность присутствовать при ваших поучительных опытах". См.: Летописи Государст. венного литературного музея. Глеб Успенский. Кн. 4. М., 1939. С. 206.
55 ..."чудовищные тирады", "непостижимый бред", "апофеоз "крепостничества"...- выражения из статьи В. Богучарского "Что такое земледельческие идеалы"?" (Начало. 1899. No 3. С. 90, 91).
56 То есть пароходе, принадлежавшем волжской пароходной компании "Самолет".
57 Меннониты, штундисты - религиозные секты, представляющие собой ответвления баптизма. Секта меннонитов, возникшая в Нидерландах в XVI в., получила название по имени ее основателя Меннона Симонса. В России распространилась во 2-й половине XVIII в. Штундисты (от нем. Stunde - час для чтения Библии) отри цали официальную церковь и духовенство.
58 В. П. Буренин поместил в нескольких номерах "Нового времени" за 1884 г. (с 17 февраля по 23 марта) статью об Успенском "Беллетрист шестидесятых годов", в которой писал, что в "Отечественных записках" Успенский "не числился в категории столпов издания и рядом с г. Салтыковым стоял не он, а гг. Елисеев и Михайловский" и поэтому писатель "до сих пор принужден писать в неблагоприятных для беллетриста условиях, до сих пор насиловать свое дарование спешной работой". Далее Буренин доказывал, что Успенский убивает свой талант, когда пишет произведения, подчиняясь либеральной тенденциозности журнала. См.: Буренин В. Критические этюды. СПб., 1888. С. 308-309, 379.
59 Письмо К. Маркса в редакцию "Отечественных записок" впервые было опубликовано в "Вестнике "Народной воли"" (1886. No 5), а затем в "Юридическом вестнике" в октябре 1888 г. См. ответную статью Успенского "Горький упрек" и комментарий к ней: У с п е н с к и й Г. И. Т. 12. С. 581-583.
60 Этот Л. был одним из тех явлений, на которых отдыхала душа Успенского...- Имеется в виду выдающийся деятель народнического движения Г. А. Лопатин (1845-1918). Успенский встречался с Лопатиным в Петербурге и Париже и хотел написать о нем повесть под названием "Удалой добрый молодец". Помимо приведенного письма к Михайловскому восторженная оценка его личности содержится в воспоминаниях об Успенском H. E. Кудрина (Галерея шлиссельбургских узников. Ч. I. СПб., 1907. С. 196), а также в автобиографической записи "Мои дети" (У с п е н с к и й Г. И. Т. 14. С. 587-589). О событиях, упоминаемых в письме, см.: Давыдов Ю. В. Герман. Лопатин, его друзья и враги. М., 1984.
61 Впечатления от поездки в Болгарию в 1877 г. были описаны в цикле Успенского "Мы. Очерки. IV. Под впечатлением поездки по Дунаю".
62 Из комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" (д. 4, явл. 14).
63 ...народная легенда о св. Николае Чудотворце и св. Касьяне...- Существует несколько вариантов этой легенды. Успенскому она могла быть известна по записи, сделанной П. И. Якушкиным и опубликованной в кн.: А ф а н а с ь е в А. Н. Русские народные ле генды. М., 1859. С. 42-43.