Главная » Книги

Ключевский Василий Осипович - Терминология русской истории

Ключевский Василий Осипович - Терминология русской истории


1 2 3 4 5 6 7


В. О. Ключевский

Терминология русской истории

ЛЕКЦИЯ I

   Определение предмета. - Термины политические. - I. Территория и ее административные деления. - А) Русь - племя. - Б) Русь - сословие. В) Русь - область. - Г) Русь - государственная территория. - а) Земли, волость или область. - б) Удел, уезд. - в) Великая и Малая Русь. - II. Верховная власть. - А) Князь. - Б) Великий князь. - В) Князь - государь. - Г) Государь - царь и великий князь всея Руси. - Д) Схема развития верховной власти в древнее Руси.

ЛЕКЦИЯ II

   III. Общественное деление. - А) Состав древнерусского общества до середины XIII в. - 1) Княжи мужи, или дружина Бояре. - Гридь. - Отроки и детские. - Кметы. - 2) Люди. - Гости. - Купцы Старцы градские, или людские. - Смерд. - Наймиты, или закупы. - 3) Холопы Итоги. - 4) Церковные люди.
  

ЛЕКЦИЯ III

   III. Общественное деление (продолжение). Б) Состав общества удельных веков - XIII, XIV и XV. - I) Служили люди. - 2) Черные люди. - 3) Холопы. - В) Состав русского общества ХVI-XVII вв. - 1) Чины служилые. - 2) Чины земские, или жилецкие люди. - a) Тяглые люди. - Посадские люди. - Гости. - Гостиная и суконная сотни. - Черные сотни и слободы. - Уездные люди. - б) Нетяглые люди. - Гулящие люди. - Холопы Служилая кабала. - Заемная кабала. - Жилая запись.
  

ЛЕКЦИЯ IV

   III. Общественное деление (окончание). Г) Взгляд на образование древнерусского сословия. - Политическое основание деления на классы. - Различие между классами. - Экономическое основание деления общества на классы. - Деление общества на классы в удельный период. Деление общества на классы в Московском государстве.

ЛЕКЦИЯ V

   IV. Органы управления в древней Руси. А) Правительственно-судебные учреждения. - 1) Административно-судебные учреждения древней Киевской Руси. - Боярская дума. - Старцы градские. - Вече. Посадники. - Тысяцкие. - Сборщики пошлин. - Дворцовое управление. - Тиуны. Ябетник. - 2) Административно-судебные учреждения удельных веков. - Пути. Бояре. - 3) Административно-судебные учреждения Московского времени. Приказы. - Областное управление. - 4) Взгляд на развитие древнерусского управления.
  

ЛЕКЦИЯ VI

   IV. Органы управления в древней Руси (продолжение). - Б) Предметы управления и суда. - 1) Налоги. - а) Дани. - Coxа. Обжи. - Тягло. - Кормы. - Подати. - б) Торговые пошлины. - Проезжие пошлины. - Пошлины собственно торговые.
  

ЛЕКЦИЯ VII

   IV. Органы управления в древней Руси (продолжение). - Б) Предметы управления и суда (продолжение). - 2) Суд. а) Довод. - Судоговорение. - б) Правда. - Судебные доказательства. - Послушество. - Суд божий. - Испытание железом или водой. - Поле. - Присяга. Жребий. - Особый вид суда божия. - Повальный обыск. - в) Правеж. - Торговая казнь. - Батоги. - Взыскание судебных пошлин.
  

ЛЕКЦИЯ VIII

   IV. Органы управления в древней Руси (окончание). - В) Древнерусская приказная канцелярия. - Дьяки и подьячие. - Посулы: - Площадные подьячие. - Делопроизводство.
  

ЛЕКЦИЯ IX

   Термины экономического быта. - I. Жилые места. - 1) Города. - Город-двор. - Город-село. - Город-застава. - Город-посад торговый.
  

ЛЕКЦИЯ X

   2) Села и деревни. - Слободы. - Виды слобод. - Московские слободы. - Село. - Княжеские села. - Погост. - Весь-деревня. - Происхождение слова "деревня". - Деревня-двор. - Дробление поселений.
  

ЛЕКЦИЯ XI

   II. Деньги. - Скот. - Куны. - Пенязи.- Деньги. - Деньги и меновые знаки. - Гривна кун. - Части гривны кун. - Ногата.- Куна. - Резана.
    

ЛЕКЦИЯ I

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА. ТЕРМИНЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ. I. ТЕРРИТОРИЯ И ЕЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ДЕЛЕНИЯ. А) РУСЬ - ПЛЕМЯ. Б) РУСЬ - СОСЛОВИЕ. В) РУСЬ - ОБЛАСТЬ. Г) РУСЬ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ. А) ЗЕМЛИ, ВОЛОСТЬ ИЛИ ОБЛАСТЬ. Б) УДЕЛ. УЕЗД. В) ВЕЛИКАЯ И МАЛАЯ РУСЬ. II. ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ. А) КНЯЗЬ. Б) ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ. В) КНЯЗЬ-ГОСУДАРЬ. Г) ГОСУДАРЬ - ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВСЕЯ РУСИ. Д) СХЕМА РАЗВИТИЯ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА.

  
   Под терминологией русской истории я разумею изучение бытовых терминов, встречающихся в наших исторических источниках. Предметом особого изучения могут быть только те из этих терминов, смысл или происхождение которых для нас уже неясны. Соображаясь с нашей практической целью и с досугом, который находится в нашем распоряжении, мы возьмем и из этих терминов только те, которые всего чаще встречаются или в основных источниках нашей истории или в наших исторических исследованиях. Такие термины обыкновенно объясняются в исторических словарях. При недостатке их в нашей исторической литературе мы расположим изучаемые нами термины не в алфавитном порядке, а по разрядам обозначаемых ими бытовых явлений. Потому сначала изучим термины политического быта, потом юридического и, наконец, экономического.
  

ТЕРМИНЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ.

  
   Сюда войдут термины, которыми обозначались: государственная территория и ее административные подразделения, верховная государственная власть, деления общественные и органы управления.
   ТЕРРИТОРИЯ И ЕЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ДЕЛЕНИЯ. Государственная территория у нас в старину носила название Руси, или Русской земли. Русь - слово, пережившее чрезвычайно разнообразные значения; этих значений можно различить четыре: 1) этнографическое: русь - племя, 2) социальное: русь - сословие, 3) географическое: Русь - область и 4) политическое: Русь - государственная территория.
   РУСЬ - ПЛЕМЯ. Первоначально словом "русь" обозначалось какое-то племя, но какое? Об этом спорят доселе, спор этот породил громадную литературу. Одни считают русь племенем иноземным, неславянским, другие - туземным славянским; этимологию этого слова не объясняют ни те, ни другие.
   Начальный летописный свод считает русь тем заморским варяжским племенем, из которого вышли призванные новгородцами и союзными с ними финскими племенами князья. Свод этот прямо говорит, что названные племена послали за море к варягам-руси, потому что так звались эти варяги-русь, как другие варяги зовутся своями, или свеями, урманами, англянами, готами. Итак, русь относится к варягам-норманнам, как вид к роду. Этого мнения и держатся так называемые норманисты (Байер, Шлецер, Погодин, Соловьев, Куник) в нашей исторической литературе, признающие за первыми киевскими князьями норманское происхождение.
   Но целый ряд изыскателей выводил русь из других племен. Я только перечислю этих изыскателей: Татищев и Болтин выводили русь из Финляндии. Ломоносов согласно с некоторыми редакциями Начального летописного свода, например с тою, которая помещена в так называемой Воскресенской летописи, - из Прусской земли: Русия - это Пруссия; Гольман - из Рустрингии, т. е. из Фрисландии; Эверс - из Хозарии; Венелин, Морошкин, Максимович, Савельев и в последнее время Гедеонов и Забелин - из балтийских славян; последние двое - с острова Рюгена, который назывался прежде Ругней, оттуда - русь, Русия; Костомаров - из Литвы; Щеглов - из мордвы, вообще из поволжских финнов; Юргевич выводит русь из каких-то угро-хозар. Наконец, одно последнее недавно высказанное мнение дает слову "русь" происхождение наименее ожиданное: в недавно появившейся своей статье Карпович слово "русь" производит от латинского слова "rus" - деревня. Повод к такому мнению подал эпиграф второй главы пушкинской поэмы "Онегин": "О Русь! о rus!" Русью, т. е. деревней, называли римляне весь славянский деревенский мир; этот славянский деревенский мир и усвоил себе название, данное ему римлянами.
   Другие писатели видели в руси туземное славянское племя. Сюда относятся польский писатель XVI в. Стрыйковский и русский писатель XIX в. Иловайский. Оба они производят россов от роксолан (росс-алан), которых античные географы Страбон и др. начинают знать в Южной Руси, следовательно, в древней Киевской области еще до рождества Христова.
   РУСЬ - СОСЛОВИЕ. Второе значение руси - сословие. Это значение открывается в известии Константина Багрянородного о руси. Он говорит, описывая полюдья - ежегодные административные поездки киевских князей, что в ноябре киевский князь выходит из Киева со всею русью (μετά πάντων τών ρως); ясно, что под русью он разумеет дружину, сопровождавшую князя в его походе. Эту русь он отличает от туземного славянского населения, от племен, подвластных киевскому князю, как-то: древлян, дреговичей, северян, кривичей; это население он называет славянами, платящими дань руси (Σκλάβοι όιτινές εϊσν πακτιώται τών 'ρως). По-видимому, такое же социальное значение придавала этому термину и наша древняя повесть о начале Русской земли, составленная около половины XI в.; рассказав о том, как Олег, погубив земляков своих Аскольда и Дира, утвердился в Киеве в 882 г., эта повесть продолжает: "И беша у него варязи и словени и прочи прозвашася русью", следовательно, русью стали зваться варяги и славяне (новгородцы), сопровождавшие Олега в его походе и оставшиеся у него на службе, т. е. его дружина. Если угодно, темный след такого же значения можно найти и в древнем договоре Олега с греками 912 г.; одна статья (12) этого договора, говоря о том, как поступать с рабами, украденными или убежавшими у русских купцов в Константинополе, различает челядина руси и челядина гостей; так как в Константинополь приезжали торговать "слы" (послы) и "гости" - торговые приказчики князей и вольные купцы, то под русью надобно разуметь первых, т. е. княжих слов, или торговых приказчиков, которые принадлежали к составу княжеской дружины. Итак, русь в X в., по иноземным и туземным памятникам, - высший служилый класс.
   РУСЬ - ОБЛАСТЬ. В то же время или несколько позднее Русь является в памятниках со значением географической области, именно Киевской, или Полянской земли. Та же повесть о начале Русской земли говорит, описывая расселение славян: "Бе един язык словенеск: словени, иже седяху по Дунаеви, ихже прияша угри, и морава, и чеси, и ляхове, и поляне, яже ныне (т. е. около половины XI в. - В. К.) зовомая Русь". Русью называлась не только Киевская земля, в тесном смысле слова, в тех границах, какие она имела в XI в., но и все пространство по правому берегу Днепра на юг от Киева. В 1172 г. на Русскую землю напали половцы двумя толпами; одна толпа направилась к Переяславлю по левой стороне Днепра, другая перешла через Днепр и направилась к Киеву по правому берегу; эту последнюю толпу Киевская летопись XII в. называет русскими половцами, как первую - половцами переяславскими. Далее, в 1193 г., сын киевского князя Рюрика Ростислав пошел на половцев в степь по правому берегу Днепра и углубился далеко за реку Рось, т. е. за южный предел Киевской земли; все пройденное им степное пространство по правому берегу Днепра, даже за пределами Киевской земли, в летописном рассказе называется Русской землей, как никогда не называлась область Переяславская на левом берегу Днепра. Но, простираясь неизвестно до какого предела на юг от Киева, чуть не до самого Черного моря, Русская земля составляла узкую береговую полосу, так что город Овруч на притоке Припяти, реке Уже, - главное административное средоточие бывшей Древлянской земли, теперь находящейся в пределах Волынской губернии, но очень близко к пределам Киевской, - этот Овруч лежал уже за пределами Руси, или Русской земли. Ростислав, сходив на половцев, отправился на свидание со своим отцом, который тогда находился в Овруче. В это время другой князь прислал послов к Рюрику, которые сказали ему: "Зачем ты покинул свою землю (т. е. Киевскую область. - В. К.)? Ступай в Русь и стереги ее". Рюрик послушался и "иде в Русь" к Киеву. Итак, в XI и XII вв. под Русью, или Русской землей, в тесном смысле разумелась Киевская область с полосой по правому берегу Днепра на юг от Киева.
   РУСЬ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ. Кажется, уже в XI, XII вв. термин "Русская земля" усвоил и политическое значение, стал обозначать всю территорию, которой владела Русь с киевским князем во главе. Такое значение можно подозревать в термине уже по договору Олега с греками 912 г. В этом договоре (§ 8) Русская земля противополагается земле "Грецкой" и, следовательно, обозначает все пространство, на котором действовала власть киевского князя. Между прочим, одна статья гласит, что, если греческая торговая лодка, плывя на Русь (в Русскую землю), будет выброшена бурей на берег, случившиеся тут русские должны ее проводить в Русскую землю, едва ли под Русской землей здесь можно разуметь только правый берег Днепра в пределах Киевской земли? - Такое же значение придает этому термину и Начальная летопись XI, XII вв. Такое значение можно подозревать, например, в том месте, где св. Ольга, не успев уговорить Святослава принять христианство, произносит в летописи следующие слова: "Аще бог хощеть помиловати рода моего и земле Руские, да възложить им на сердце обратитися к богу, якоже и мне бог дарова". По-видимому, такое же значение придавал этому слову и Святослав, когда, обращаясь к дружине перед битвой с греками, сказал ей: "Да не посрамим земле Руские".
   Точно так же певец "Слова о полку Игореве", памятника конца XII или самого начала XIII в., замечает: "О Русская земля! уже за шеломянем еси"; это выражение значит, что Русская земля зашла уже за ряды степных окопов, которые простирались по южным границам княжеств Черниговского и Переяславского. Под Русской землею певец "Слова" разумеет дружину, отправившуюся в поход на половцев с его героем, князем Игорем, следовательно, термин географический он понимал в смысле этнографическом. Любопытно, что Игорь отправляется не из Киева, а из Северской земли.
   Русская земля в смысле государственной территории подразделялась на части, которые до XIII в. назывались землями, волостями или областями, а с XIII в. - уделами, уездами и волостями.
   ЗЕМЛИ, ВОЛОСТЬ ИЛИ ОБЛАСТЬ. Земли - это древние области, образовавшиеся под руководством старых торговых городов Руси; земли: Киевская, Черниговская, Переяславская, Смоленская и др. Волость - это княжество - одно из тех княжеств, на которые, постоянно переделяясь, делилась Русская земля в потомстве Ярослава. Область имела то же значение. Волость, или область, иногда совпадала с землей, когда, например, целая земля составляла владение одного князя, но обыкновенно составляла только часть ее; так, земля Черниговская делилась на волости: Черниговскую собственно, Курскую, Трубчевскую; это волости, т. е. княжества. Волости иногда назывались в церковнославянской форме властями; так, в Сказании о Борисе и Глебе мниха Иакова конца XI в. мы читаем, что Ярослав перед смертью посажал сыновей своих по волостям, именно посадил: "Изяслава Кыеве старейшаго, а Святослава Чернигове, а Всеволода Переяславли, а прокыя по инем волостьм", в других списках: "по инем властем". Наш язык удержал обе формы: и власть церковнославянскую и русскую волость; первая, собственно политическое понятие, значила право владения; второй усвоилось значение территориальное - сельская волость. Область есть производный термин от слова власть, "обвласть" означает округ, на который простирается эта власть (предлог "об" означает окружность). Но иногда эти термины менялись значением: "власть" означала область, пространство, владения, а "область" значила право владения. Припомните известное место из первой главы евангелия от Иоанна, которое в древних памятниках читается так: "Дасть им область чадом божиим быти" (1, 12).
   УДЕЛ, УЕЗД. Уделами назывались те княжества, на которые распалась Северо-Восточная, верхневолжская Русь с XIII в., за исключением княжества Владимирского, что значит - были княжества младших князей. Самый этот термин "удел" становится известен в памятниках только с XIV в. Слово это заимствовано из терминологии частного гражданского права: уделом назывался раздел имущества движимого или. недвижимого завещателем-отцом между детьми-наследниками. Так, в новгородских купчих XIV - XV вв. покупатель пишет, что он купил у продавца "отчину", чем владел отец его - "по уделу отьча своего", т. е. по разделу. Потом уделом стала называться доля, по разделу доставшаяся каждому наследнику, все равно, состояла ли она из движимого или недвижимого имущества. Удел в значении княжества подразделялся на уезды. Уезд - административно-судебный округ, тянувший к известному административному центру, поэтому были уезды не только у городов, но и у сел, если в этих селах сидела своя особая судебно-административная власть; так, в одной рязанской грамоте начала XV в. мы встречаем "село Филипповичи с уездом". Впоследствии уездом стал называться административный округ города, а округ сельский удержал старые названия волости в Центральной Руси и погоста в Руси Северной, Смоленской и Новгородской. Этимология этого термина ("уезд") объясняется одним административно-судебным отправлением: полюдьем или ездом; древний администратор сам собирал корм с управляемого округа, объезжая его, совершая полюдья обыкновенно 2 раза в год: на петров день и ни рождество, иногда 3 раза - еще на пасху, т. е. в те же самые сроки, в которые до последнего времени церковные причты обходили свои приходы; округ, в пределах которого ездил администратор для получения корма, и получил название уезда.
  

ВЕЛИКАЯ И МАЛАЯ РУСЬ

  
   Русская земля в смысле географическом, государственной территории потом разделилась на две этнографические части, называвшиеся: одна - Малою Русью, другая - Великою. Появление этих двух терминов было следствием переворотов, какие совершаются в XII, XIII вв. в размещении русского населения. Как известно, в то время русское население, сосредоточивавшееся в речной полосе Днепра - Волхова, отлило из области среднего Днепра в двух противоположных направлениях: на запад, в нынешние губернии Волынскую, Люблинскую, Седлецкую и Галицию, и на северо-восток - в область верхней Волги. Когда впоследствии Поднепровье стало вновь заселяться русью, возвращавшейся из названных областей, оно получило название Малой Руси. Русь верхневолжская стала тогда называться Великой Русью (к которой причислялась также старая область на левом берегу Днепра - Смоленская). Эти термины мы впервые встречаем в иноземных памятниках, именно в хрисовуле императора Иоанна Кантакузена и в его послании к русскому митрополиту Феогносту - оба акта 1347 г.; в этих актах император пишет, что, кроме епархий Великой России - της μεγόλης Ρωσιας, подвластных митрополиту, ему должны быть подчинены и отторгнутые от митрополии епархии Малой России - της μικράς Ρωσιας, именно Владимирская на Волыни, Луцкая и Туровская; Холмская, Галицкая, Перемышльская; о Киевской епархии император не упоминает, потому что она не была отторгнута от митрополии. Итак, под Малой Русью разумеется в XIV в. русский край по правому берегу Днепра на запад от Киева.
   ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ. Верховная власть носила в древней Руси преемственно следующие титулы: князь, великий князь, князь-государь и государь-царь и великий князь всея Руси.
   КНЯЗЬ. Не решаю, слово "князь" заимствовано ли нашим языком из немецкого, а не сохранилось в нем из первоначального индоевропейского лексического запаса, общего всем индоевропейцам, подобно, например, слову "мать". Время заимствования определяют различно. Одни думают, что это слово могло войти в славянские языки и в язык восточного славянства еще в III, IV вв. из языка готского, когда славяне близко соприкасались с державой готов, простиравшейся по Южной Руси и далее на запад, за Карпаты; это слово тогда заимствовано вместе с другими, как-то: пенязь, стькло, хлеб. Другие думают, что это слово более позднего происхождения, вошло в наш язык в то время, когда вошли в состав русского общества варяжские-скандинавские князья с их дружинами. Князь - это русская, восточнославянская форма немецкого "Konung", или, правильнее, "Kuning". Князем назывался носитель верховной власти на Руси IX, X и XI вв., как тогда понимали эту власть.
   ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ. С середины XI в. носитель верховной власти, князь киевский, назывался "великим князем". Великий - значит старший; этим термином князь киевский отличался от младшей своей братии - областных князей.
   КНЯЗЬ - ГОСУДАРЬ. В удельные века, в XIII и XIV вв., термином, выражавшим сущность государственной власти, является "государь", соответствовавший, как и территориальный термин в смысле удел. Слово это заимствовано из частной жизни; слово "государь" имеет параллельную форму в слове "господарь". Кажется, вместе с последним первое слово произошло от слова "господа" (в смысле собирательном); церковнославянские памятники не знают слова "государь", заменяя его словами "господь", "господин" или "господарь". "Господа" имело двоякое значение: первое - собирательное - это собрание господ; отсюда в летописи выражение, с каким обращается посадник или кто-нибудь другой к вечу: "господо братие" (зват. пад.); "господа" - собирательный термин, параллельный слову "старшина" - собрание старост. Второе значение - отвлеченное - это владычество и как предмет владения хозяйство; господа - хозяева, а потом хозяйство, господство. Так, в одной рукописи Кормчей книги мы читаем о людях, вступивших в монашество с известным имуществом, что это имущество, с которым поступающий входит в монастырь, "господы монастыря да будет", т. е. должно принадлежать хозяйству монастыря. В связи с этим последним значением слово "господа" имело и значение единоличное - господина, домовладыки, ????????ό???. ? памятниках русского происхождения вместо "господаря" встречается обыкновенно "государь"; однако в древней Руси отличали "государя" от "господина" (параллельная форма "господаря"). Известен спор Ивана III c новгородцами из-за титула; Иван осердился, когда новогородцы. назвав его господином, потом стали звать по-прежнему господином. Значит, в государе разумелась высшая власть, чем в господине. "Господин" - только властитель с правом управления, а не собственник с правом и распоряжения, отчуждения, уничтожения. "Государь" - хозяин, собственник; в таком значении назывались государями князья удельные - dominus - это хозяин удела, владелец его территории на вотчинном праве.
   ГОСУДАРЬ - ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВСЕЯ РУСИ. Государь - царь и великий князь всея Руси - титул, который по частям усвоен был московскими государями приблизительно с середины XV в. В составе этого титула новый термин - "царь"; царь - русская сокращенная форма слова "цесарь". Происхождение этой сокращенной формы легко объяснить древним начертанием слова. В памятниках XI и XII вв. - в Остромировом евангелии, в отрывках Четвероевангелия, в Сказании о князьях Борисе и Глебе мниха Иакова - слово это изображается так: цр - цесарь; впоследствии с под титлом исчезло и вышло: црь - царь. Как известно, в Остромировом евангелии еще господствует форма "цесарьство нбсное", а не "иртво нбсноё". В Сказании мниха Иакова мы встречаем такое выражение (в похвальном слове святым князьям, по списку XII в.): "по истине", обращается к князьям автор - "вы цесаря (двойственное число) цесарем и князя князем"; это написано так: цесаря, црем - "царем" в древней Руси еще с XI в. называли иногда и нашего князя, но в виде особого почетною отличия; это не был официальный титул всех киевских князей. Под царем разумели власть, более высокую сравнительно с властью местных племенных или национальных государей; царь, или цесарь, - это, собственно, римский император. Когда впоследствии Русь была завоевана татарской ордой, царем стали называть хана этой орды. Когда власть хана над Русью пала, а Византийская, Восточно-Римская, империя разрушена была турками, московские государи, великие князья всея Руси, считая себя преемниками павших римских императоров, официально усвоили себе этот титул. Под царем разумели независимого, самостоятельного государя, никому не платящего дани, никому не отдающего ни в чем отчета. Такое понятие государя, не зависящего от чуждой власти, соединяли и с другим термином "самодержец"; термин этот - неудовлетворительный перевод греческого ??????????". Титул самодержца также придавали иногда в виде почетного отличия или как знак особого уважения древним русским князьям. Так называют им в житиях и похвальных словах князя Владимира Святого; так звали современники Владимира Мономаха. Тот же мних Иаков говорит в начале своего рассказа о Борисе и Глебе: "Сице убо бысть малым преже сих (незадолго перед этим) летом сущю самодрьжцю Русьскей земли Володимеру, сыну Святославлю". Вместе с титулом царя московские государи усвоили себе и титул самодержца, понимая его в смысле внешней независимости, а не внутреннего полновластия. Слово "самодержец" в XV и XVI вв. значило, что московский государь не платит никому дани, не зависит от другого государя, но тогда под этим не разумели полноты политической власти, государственных полномочий, не допускающих разделения власти государем с какими-либо другими внутренними политическими силами. Значит, самодержца противополагали государю, зависимому от другого государя, а не государю, ограниченному в своих внутренних политических отношениях, т. е. конституционному. Вот почему царь Василий Шуйский, власть которого была ограничена формальным актом, в грамотах продолжал титуловать себя самодержцем.
   Таковы термины, какими обозначалась в древней Руси верховная государственная власть: это "князь", "великий князь", "князь-государь" и "государь-царь и великий князь всея Руси". Все эти термины выражали различные типы верховной власти, сменявшиеся в истории нашего государственною права до Петра Великого. На этих типах можно остановиться.
   СХЕМА РАЗВИТИЯ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ. Оканчивая изложение оснований методологии, я заметил, что, изучая термины того или другого порядка, мы будем пытаться составлять схемы, которые бы представляли процесс развития явлений этого порядка, прилагая таким образом одно из требований исторического метода к изучению нашей истории. Я и попытаюсь для памяти вывести вам схему развития верховной власти на Руси. Схема эта вберет в себя только объясненные мною термины верховной власти. Мы не объясняли последнего титула, который усвоен нашей верховной властью: император; но этот титул не вопрос политической археологии, а явление нашей настоящей действительности, и схема наша не будет распространена на этот последний тип, известный нам в истории русского права. Чтобы вывести эту схему, надо точно характеризовать все сменившиеся в нашей древней истории типы верховной власти.
   Князь - это вождь вооруженной дружины, боевой компании, охраняющий Русскую землю и за то получающий от нее известное вознаграждение - корм. Точную формулу этого типа дает нам псковской летописец XV в., называя одного псковского князя "воеводою, князем кормленным", о котором было им (псковичам) "стояти и боронитеся". Итак, князь - кормовой, т. е. наемный, охранитель границы земли. Элементы верховной власти не раскрыты, все заключены в его значении вождя вооруженной силы, обороняющей страну, поддерживающей одну из основ государственного порядка - внешнюю безопасность.
   Великий князь - глава княжеского рода, владеющего охраняемой им Русской землей. Он имеет значение не сам по себе, не как одинокое лицо, а как старший представитель владетельного княжеского рода, совместно владеющего, т. е. правящего Русской землею как своей отчиной и дединой.
   Князь - государь удельных веков - земельный владелец удела на вотчинном, т. е. наследственном, праве. Он владеет территорией удела с прикрепленными к ней рабами, холопами, челядью, но его владельческие права не распространяются на свободное население удела, которое может покидать эту территорию и переходить на территорию другого удела.
   Наконец, государь-царь и великий князь всея Руси есть наследственный властитель Русской земли не только как территории, но и как национального союза. Подобно тому как титул, которым обозначался этот последний тип верховной власти, есть свод предшествующих титулов, так и в политическом содержании этого типа сведены черты предшествующих ему типов той же власти. Он и территориальный хозяин Русской земли, и старший представитель всех наличных государей Руси, но он и верховный властитель Русской земли как национального целого.
   Чтобы по этим типам, преемственно сменявшимся, обозначить ход исторического развития верховной власти в древней Руси, надобно припомнить основные признаки, которыми характеризуется в государственном праве понятие о верховной власти. В содержание этого понятия входят три элемента: 1) пространство действия верховной власти, т. е, территория; 2) задачи верховной власти, т. е. охранение общих интересов населения, занимающего территорию; 3) средства действия власти, т. е. верховные права над подданными, составляющими это население. Первый элемент сообщает верховной власти территориальное значение, третий - значение политическое, а второй служит основанием того и другого и вместе связью между ними: территория определяется пределами, в которых действуют эти общие интересы; права верховной власти определяются свойством задач, которые на нее возлагаются. Приняв за основание эти три элемента, мы и восстановим ход развития верховной власти в древней Руси.
   В первом типе не ясно ни территориальное, ни политическое значение. Не определено свойство отношения носителя верховной власти - князя к территории; например, не определено точно, какая разница в отношении к этой территории самого князя и местных властителей, ему подчиненных: посадников, наместников или местных князей - сыновей и других родственников князя. Ясна лишь одна из задач верховной власти - охранение границ земли от внешних врагов, но неясно политическое содержание власти, не определено, что должен делать князь в отношении к самому внутреннему порядку, насколько он должен лишь поддерживать этот порядок и насколько может изменять его. Словом, князь IX, X вв. - оберегатель границ Русской земли с неопределенным территориальным и политическим значением.
   Во втором типе - великого князя - обозначаются уже оба значения - и территориальное и политическое, но это значение принадлежит не лицу, а целому княжескому роду, главою которого является великий князь. Весь княжеский род владеет всей Русской землей и правит ею как своей вотчиной и дединой; но каждый отдельный князь, член этого рода, не имеет ни постоянного территориального, ни определенного политического значения: он владеет известной волостью лишь временно, он правит ею лишь по соглашению с родичами. Словом, верховная власть получает определенное и постоянное территориальное и политическое значение, но она не единоличная, а собирательная.
   В князе-государе является единоличная власть, но она имеет только территориальное значение. Князь-государь удельных веков - земельный владелец удела, но в круг его власти не входят постоянные права над свободными обывателями удела, потому что эти обыватели не прикреплены к территории, могут прийти и уйти. Все их отношения к князю - поземельные, т. е. вытекают из частного, гражданского договора с ним: свободный обыватель удела признает над собой власть князя, пока служит ему или пользуется его землей, городской либо сельской. Князь поэтому не имеет политического значения, не является государем с определенными, постоянно действующими правами над подданными; он практикует известные верховные права - судит, законодательствует, правит, но эти права суть лишь последствия гражданского договора его со свободными обывателями: он законодательствует средь них, судит их, вообще правит ими, пока те состоят в договорных отношениях с ним - служат ему или пользуются его землею, следовательно, политические права князя суть лишь последствия его гражданских отношений к свободным обывателям. Итак, в князе-государе является единоличная власть, но лишь с территориальным значением без политического.
   В государе-царе и великом князе всея Руси выступает власть единоличная с территориальным и политическим значением; он наследственный владелец всей территории, он правитель, властитель живущего на ней населения; его власть определяется целями общего блага, а не гражданскими сделками, не договорными служебными или поземельными отношениями к нему его подданных. Общим основанием того и другого значения, территориального и политического, служит народность: государь-царь и великий князь всея Руси есть владелец и властитель территории, на которой живет великорусское население; это национальное значение и обозначено в титуле термином "всея Руси". Термин шире действительности, заключает в себе сверх нее еще политическую программу, политическое притязание на части Русской земли, еще находившиеся вне власти "всероссийского" государя, но действительное значение этого термина указывает на господствующую часть русской народности - на великорусское племя.
   Итак, князь IX - X вв., наемный охранитель границ, сменяется шедшим от него княжеским родом, владеющим сообща Русской землей, который в XIII - XIV вв. распадается на множество удельных князей, гражданских владельцев своих удельных территорий, но не политических властителей удельных обществ, а один из этих удельных владельцев с значением территориальным, но без политического, превращается в территориального и политического властителя, как скоро границы его удела совмещаются с пределами великорусской народности.
   Такова схема, которой можно обозначить ход развития верховной власти в древней Руси. Из того, как мы ее вывели, можете видеть, для чего нужны такие схемы. Они сводят известные однородные явления в формулу, которая указывает внутреннюю связь этих явлений, отделяя в них необходимое от случайного, т. е. устраняя явления, условленные только достаточной причиной, и оставляя явления необходимые. Историческая схема, или формула, выражающая известный процесс, необходима, чтобы понять смысл этого процесса, найти его причины и указать его последствия. Факт, не приведенный в схему, есть смутное представление, из которого нельзя сделать научного употребления.
  

ЛЕКЦИЯ II

III. ОБЩЕСТВЕННОЕ ДЕЛЕНИЕ. А) СОСТАВ ДРЕВНЕРУССКОГО ОБЩЕСТВА ДО СЕРЕДИНЫ XIII в. 1) КНЯЖИ МУЖИ, ИЛИ ДРУЖИНА. БОЯРЕ. ГРИДЬ. ОТРОКИ И ДЕТСКИЕ. КМЕТЫ. 2) ЛЮДИ. ГОСТИ. КУПЦЫ. СТАРЦЫ ГРАДСКИЕ, ИЛИ ЛЮДСКИЕ. СМЕРД. НАЙМИТЫ, ИЛИ ЗАКУПЫ. 3) ХОЛОПЫ. ИТОГИ. 4) ЦЕРКОВНЫЕ ЛЮДИ

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДЕЛЕНИЕ.

  
   От терминов, которыми обозначалась верховная власть в древней Руси, по порядку мы должны были бы перейти к органам действия этой власти, т. е. к правительственным учреждениям; но по тесной связи этих учреждений с общественными делениями мы должны предварительно остановиться на социальной терминологии. Она представляется очень запутанной в наших древних памятниках, поэтому требует внимательного изучения. Мы сначала возьмем терминологию, которая является в памятниках до середины XIII в., т. е. приблизительно до того времени, когда стал утверждаться удельный порядок.
   СОСТАВ ДРЕВНЕРУССКОГО ОБЩЕСТВА ДО СЕРЕДИНЫ XIII в. Все население Руси первых веков нашей истории распадается на две основные группы: на мужей и на холопов; мужи - это свободные люди, холопы - лично зависимые. Свободное население мужей подразделялось на два класса: на княжих мужей и на людей; княжи мужи - это служилые люди, состоявшие на службе князя; люди (единственное число - людин) - это свободное население, не состоявшее на службе у князя, а платившее подати, дани. Таков состав гражданского общества. В стороне, с принятием христианства, возник третий класс - церковных людей.
   КНЯЖИ МУЖИ, ИЛИ ДРУЖИНА. Княжи мужи противополагались людям. Так, в Русской Правде читаем (в статье о разбое): "Аже кто оубиеть княжа мужа в разбои" - вира двойная, "пакиль людин" - вира простая.
   Но класс княжих мужей носил еще название дружины. Широкое значение этого слова - всякое товарищество, всякое сообщество; так, в той же Правде мы читаем, что если вервь (сельский или городской судебно-полицейский округ) начнет платить за невыданного ею преступника дикую виру, то в нее вкладывает свою долю и сам убийца, принадлежащий к этому обществу: "а в 40 гривен", говорит закон, "ему (головнику, т. е. убийце. - В. К.) заплатили ис дружины свою часть"; дружина - это население судебного, сельского или городского округа. Дружиною в тесном сословном смысле называлась княжеская дружина, т. е. класс служилых людей князя. Она распадалась на дружину старейшую и дружину молодшую; эти термины являются в памятниках XII в. Дружина старейшая состояла из княжих мужей в тесном смысле слова. Княж муж: вообще - служилый человек; княж муж в тесном смысле слова - член старейшей дружины. Жизнь не всех членов дружины ограждалась двойною вирой, а только жизнь старейших дружинников. Члены молодшей дружины не пользовались этой привилегией; жизнь их оплачивалась простой вирой, как и жизнь людей; так, гридь входила в состав княжеской дружины, но за убийство гридина князь взимал только простую виру вместо двойной, какая шла за убийство княжа мужа.
   БОЯРЕ. Княжи мужи - члены старейшей дружины - назывались иначе боярами, или болярами. Термин этот является в древнейших памятниках нашего права, например, в договоре Олега с греками; в договоре этом мы читаем, что он заключен от имени Олега и "всех, иже суть под рукою его, светлых и великих князь, и его великих бояр". Термин этот является в двух формах: боляре и бояре. В древнейших церковнославянских памятниках преобладает первая форма. В памятниках, явившихся из Болгарии, рядом с формой боляре видим форму болеры, рядом с формой единственного числа болярин - форму боляр. В памятниках русского происхождения встречаются обе формы. Этимология этого слова не совсем ясна. Срезневский думает, что в образовании этого слова участвовали два славянских корня, которые обнаруживаются в двух формах этого слова: бой и боль. Боль - краткая форма, образовавшаяся от полной болий; во всяком случае слово это чисто славянское. Значение его имело много оттенков. В древнейших переводных памятниках церковнославянских этим словом переводились греческие термины: "σύγκλητος" - властители и "μεγιστάνες" [вельможи], таким образом, это и правительственное лицо и человек из высшего класса общества. Такое двойственное, т. е. и административное и социальное, аристократическое значение придавалось этому слову и в древнейших памятниках русского происхождения: болярин, или боярин, - правитель и вместе с тем знатный человек, человек высшего класса общества. Правительственное значение боярина выражалось преимущественно в том, что он был советником князя, членом его думы, думцем; вот почему термином болярство в древнейших церковнославянских памятниках переводились греческое "ολιγήτος" и латинское - senatus", такое значение княжеского советника боярин имел уже в XI-XII вв. Как советник князя боярин отличался от простого мужа, т. е. от простого члена дружины; припомните классическое место в рассказе летописи о том, как северский князь Игорь, попав в плен к половцам, жалуется на потери, какие понес он от поражения. "Где, - говорит он, - бояре думающеи, где мужи храборьствующеи, где ряд полъчный?" Итак, боярин отличается от мужа боевого званием советника, думца. Русская Правда не знает боярина в правительственном смысле слова. Члены старейшей дружины называются в Правде княжими мужами, но княж муж в древних памятниках - синоним боярина: один список (Лаврентьевской) летописи говорит, что Олег, взяв Смоленск, посадил в нем муж свой, т. е. посадника; в другом, также древнем списке (Троицкий XV) вместо этого читаем посади боярина своего". Но и "боярин" на юридическом языке древней Руси имел еще социальное, экономическое значение и вместе юридическое: это привилегированный землевладелец без различия, принадлежит ли он к старейшей или младшей дружине. Всякий служилый человек, владевший землей, назывался боярином; его вотчина поэтому могла называться боярщиной - словом, которое мы и встречаем в памятниках XVI, XVII вв. В этом смысле знает слово "боярин" и Русская Правда; всюду, где у нее является этот термин, с ним соединено понятие о рабовладельце или землевладельце; как привилегированный землевладелец-собственник он в Правде противополагается смерду, вольному крестьянину-земледельцу.
   Рядом с термином "боляре", или "бояре", является в древних памятниках, преимущественно переводных, и другой термин: "были" - те же бояре - вельможи; этим термином передаются те же самые греческие слова: "?????????" и "??????????". В древней переводной хронике Малалы "бысть убиен" Юлий Цезарь "былями" своими, и в хронографе Георгия Амартола "посла быля своего", т. е. своего вельможу. Впрочем, и "Слово о полку Игореве" знает этот термин; припомните то место, где Святослав, узнав о поражении младших родичей своих Игоря и Всеволода, высказывает свои сетования: "А уже не вижду власти сильнаго и богатаго и многовои (т. е. имеющего много воев. - В. К.) брата моего Ярослава с Черниговьскими былями", которые "бес щитов с засапожникы (засапожными ножами. - В. К.) кликомь плъкы побеждають, звонячи в прадеднюю славу". Впрочем, если я не ошибаюсь, в известных нам памятниках русской письменности XI, XII вв. это единственное место, где встречаем этот термин. Теперь перейдем к составу молодшей дружины.
   ГРИДЬ. В памятниках XI, XII вв. составные части дружины обозначаются такими терминами: "бояре и гридь, или гридьба", "бояре и отроки", "бояре, отроки и детские". Так как словом "бояре" обозначалась старшая дружина, то младшая состояла из "гриди", "отроков" и "детских". "Гридь", кажется, древнейший термин, обозначавший младшую дружину. В летописи сохранилось указание на иноземное, варяжское происхождение этого слова. Начальный летописный свод, рассказывая о том, как утвердился Олег в Киеве и начал налагать дани на подвластные племена, замечает, что тогда же наложил он и на новгородцев дань, которая платилась варягам "мира деля". Эти варяги были сторожевой варяжский отряд, оставленный Олегом в Новгороде для охранения границ и который содержался на сбор с новгородцев; сбор этот давал ежегодно сумму в 300 гривен. Под 1014 г. та же летопись рассказывает, что, когда Ярослав, сын Владимира, княжил в Новгороде, он уроком, как постоянный оклад, платил отцу с Новгорода 2 тыс. гривен, а "тысячю Новегороде гриден раздаваху", эти "гриди", очевидно, тот же варяжский отряд, какой продолжал существовать в Новгороде для охранения границ.
   Гридь является и в значении личном и в смысле собирательном: гридь - и член младшей дружины и вся эта младшая дружина; в последнем, собирательном смысле слова это имело параллельную форму: гридьба. Слово это (гридь) одни производят от скандинавского gred - меч и дают ему значение мечника. Кажется, правильнее объясняют те, которые производят его от скандинавского hird или hirdin - термин, являющийся часто в скандинавских сагах в значении телохранителей конунга, постоянно живущих при нем в его дворце; в саге о св. Олафе встречаем две формы - и hird и hirdsveit в собирательном смысле. Грот, большой знаток скандинавских наречий, производит это слово от исландского grid, что значит дом, хоромы, двор. Слово "гридь", означая дворовых слуг князя, объясняет нам значение старинного термина "гридница", это та часть дворца, где жила гридь или в которой собиралась княжеская дружина. В гриднице, на дворе, князь Владимир каждую неделю, т. е. в воскресенье, угощал своих бояр, гридь, сотских, десятских и нарочитых людей, как рассказывает летопись. Позднее, в конце XII в., слово "гридь" исчезает и на место его появляется термин "двор" в смысле младшей дружины князя: "посла двор свой воевать", "поиде с двором своим

Другие авторы
  • Зарин Ефим Федорович
  • Попов Иван Васильевич
  • Сабанеева Екатерина Алексеевна
  • Астальцева Елизавета Николаевна
  • Батюшков Федор Дмитриевич
  • Розен Егор Федорович
  • Тютчев Федор Федорович
  • Кованько Иван Афанасьевич
  • Корнилов Борис Петрович
  • Акимова С. В.
  • Другие произведения
  • Касаткин Иван Михайлович - Касаткин И. М.: биографическая справка
  • Житков Борис Степанович - Черные паруса
  • Дружинин Александр Васильевич - Очерк истории русской поэзии А. Милюкова
  • Писемский Алексей Феофилактович - С. Н. Плеханов. Писемский
  • Гнедич Николай Иванович - О тактике ахеян и троян, о построении войск, о расположении и укреплении станов (лагерей) у Гомера
  • Брешко-Брешковский Николай Николаевич - Трубадур самодержавия
  • Хирьяков Александр Модестович - Закон Бальдера
  • Энгельгардт Михаил Александрович - Жорж Кювье. Его жизнь и научная деятельность
  • Ходасевич Владислав Фелицианович - Счастливый домик
  • Гоголь Николай Васильевич - Вечера на хуторе близ Диканьки, часть вторая
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
    Просмотров: 1193 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа